Физическое развитие ребенка в старшем дошкольном возрасте. Теоретические основы изучаемой проблемы

Ирина Владимировна Халюта
Физическое развитие дошкольников

Аннотация по презентации «Физическое развитие » .

Халюта Ирина Владимировна, инструктор по физической культуре , первая квалификационная категория.

Уважаемые коллеги. Предлагаю презентацию по физическому развитию в ДОУ . Вся работа проводится в соответствии с требованиями примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, которая соответствует ФГОС и примерной рабочей программы. В своей примерной рабочей программе добавила разработку по оздоровительной работе в игровой форме.

Образовательная область «Физическое развитие » направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья, достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой , гармоничное физическое развитие . Т. е. сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о ЗОЖ, развитие физических качеств , накопление и обогащение двигательного опыта, формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании . Физическое воспитание дошкольников представляет собой единую систему воспитательно-оздоровительных мероприятий в режиме дня.

Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи , математики, конструирования и пр. Важное место в моей работе с детьми занимают подвижные игры, игровые упражнения и задания. В играх у детей развиваются и закрепляются физические качества , формируется ответственность за себя и других ребят (взаимовыручка, поддержка, нравственные основы поведения в коллективе) . Занятия и игры приносят детям удовольствие и радость, прибавляют уверенность в своих силах, развивают самостоятельность .

В процессе работы по физическому развитию обращала внимание на решение следующих задач :

Формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем;

Создание в процессе образовательной деятельности по физическому развитию педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников;

Привлечение детей к расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования;

Активация мышления детей, организация специальных упражнений на ориентировку в пространстве, подвижных игр и упражнений, закрепляющих знания об окружающем;

Побуждение детей к проговариванию действий и называнию упражнений, поощрение речевой активности в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой ;

Организация игр и упражнений под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетных физкультурных занятий на темы прочитанных сказок, потешек;

Привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформления зала (помещения) ; использование на занятиях физкультурой элементарных физкультурных пособий, рисование разметки для игр;

Организация ритмической гимнастики, игр и упражнений под музыку, пение; проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера.

Вся работа проводится в соответствии с требованиями примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, которая соответствует ФГОС и примерной рабочей программы. В зависимости от физической подготовленности каждой возрастной группы детей, вносила изменения и дополнения в работе. Включила в работу оздоровительную гимнастику под музыку, игровые задания, игровые оздоровительные технологии. Дети с удовольствием выполняют пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, динамическую паузу, гимнастику для глаз, имитацию, массаж, самомассаж, релаксацию. Большая работа проведена для формирования осанки и профилактики плоскостопия.

В дошкольном возрасте взаимосвязь психологического и физического здоровья наиболее выражена. Поэтому наряду с формированием физическое развитие психологического здоровья – также важнейшая задача в моей работе.

Старший дошкольный возраст характеризуется становлением адекватной самооценки, развитием уверенности в себе , эмпатии, социальных навыков. Формируются нравственная сфера человека, воля, самосознание. Развитие нормальных взаимоотношений со сверстниками способствует формирование эмпатии – эмоциональной отзывчивости на переживания другого.

Для более эффективного формирования психологического здоровья дошкольников дальше будет проводиться работа для оптимального условия и для поддержания благоприятного эмоционального самочувствия детей. Также создание взаимосвязи между формированием чувство эмпатии и становлением самооценки у ребенка.

Слово «здоровый образ жизни» у всех на слуху. А что это такое? Ученые пишут, что здоровый образ жизни – это активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Сама по себе это деятельность не появится у Вашего ребенка, нужно его научить вести здоровый образ жизни. Лучше всего это получается тогда, когда дошкольник подражает любимому взрослому. Например, папа и мама регулярно делают зарядку – у сына или дочки не возникает даже вопрос, нужно ли это делать, ребенок будет включаться в эту деятельность, потому что хочет быть таким, как папа или мама.

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много задач, среди которых на сегодняшний день самая актуальная – проблема сохранения здоровья ребенка. Приобщение дошкольника к здоровому образу жизни – одно из решений приоритетной задачи современного дошкольного образования .

Современный ребенок-дошкольник не такой , каким он был 10-20 лет назад. По данным Научного центра здоровья детей (НЦЗД) РАМН, здоровье подрастающего поколения ухудшилась примерно на 17-20%, резко возрос уровень невротизации, более 20% детей имеют хронические заболевания и состоят на медицинском учете. Отмечаются проблемы в социально-нравственном здоровье детей, которые нуждаются в любви взрослых «как питательной среде» психического развития . Согласитесь, это тревожные цифры.

Педагоги ДОУ очень обеспокоены состоянием здоровья дошкольников , отклонениями в их физическом развитии . Факторов, приведших к такому положению, много : экологическое, социальное, генетические, медицинские. Но есть один – невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим своих детей, лечим, когда они болеют, но практически ничего не делаем для того, чтобы предупредить те или иные заболевания. По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50-55% зависит от образа жизни, на 20-25% - от окружающей среды, на 16-20% - от наследственности и на 10-15% - от уровня развития здравоохранения в стране. Отсюда видно, что мы можем вести такой образ жизни, который не только не навредит нашему здоровью, а сохранит и укрепит его.

Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов , но и полное физическое , психическое и социальное благополучие человека, гармоничное состояние организма, которое позволяет ему быть активным, добиваться успехов в различных областях деятельности. Всем известно, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья : происходит становление всех жизненно важных систем и психических функций организма, развиваются его адаптивные механизмы, мелкая и крупная моторика, повышается устойчивость к воздействиям внешних факторов, формируются основные физические качества , выносливость и работоспособность, приобретаются культурно-гигиенические навыки, нарабатываются приемы самообслуживания. Именно в дошкольном возрасте зарождаются предпочтения, привычки, представления, черты характера ребенка, от которых будет зависеть образ жизни человека в дальнейшем. В этом возрасте важно сформировать у детей знания и навыки ЗОЖ, потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом. Идея здоровьесбережения, усвоения детьми ценностей и норм здорового образа жизни должна быть определяющей в физкультурно-оздоровительной работе любого ДОУ. Все упущения, потери, просчеты в воспитании и развитии малышей могут стать впоследствии невосполнимыми.

Задача воспитания здоровых детей очень остро стоит у нас, на Крайнем Севере. Родная природа для нас, северян, является мощным образовательным ресурсом, уникальной воспитывающей и развивающей средой . Лучшее средство – это прогулка. Сочетание активных движений с пребыванием детей на свежем воздухе благоприятно влияет на развитие физических качеств и физической подготовки детей . Также закаливает организм, придает бодрость, повышает работоспособность и выносливость. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей детского организма, но также и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер, к числу которых относится закаливание. А это – один из наиболее подходящих вариантов для тех, кто хочет сохранить здоровье детей. Этот процесс способствует улучшению и стабилизации кровообращения, независимо от климатических условий, что в свою очередь в будущем поможет предотвратить простудные заболевания. При этом нужно соблюдать индивидуальные и возрастные особенности, состояния здоровья и развития . И начать работу с малого, например, ходьба босиком (10 мин. при температуре 20-22*С, влажное обтирание махровой руковичкой тела ребенка (1-2 мин) и др. Еще с давних времен всем нам хорошо известна магическая формула абсолютного счастья : «Если хочешь быть здоров, закаляйся!» .

В России дошкольное образование совсем недавно получила статус самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим был разработан Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) . Он направлен на изменение качества дошкольного образования , ориентируя систему на создание условий для позитивной социализации и индивидуализации ребенка-дошкольника .

В соответствии с ФГОС ДО раскрыты основные задачи образовательной области «Физическое развитие » . К ним относятся :

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия;

Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств , инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования , охраны и укрепления здоровья детей.

Решение вышеперечисленных задач возможно только при тесном взаимодействии с семьей и при ее поддержке. Ведь семья и ДОО – два важных института социализации детей. Семья во все времена являлась и ныне является основным институтом, который ответствен за развитие и воспитание ребенка. Родители (законные представители) обязаны заложить основы физического , нравственного и интеллектуального развития личности ребенка (п. 1 ст. 44 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ).

Целенаправленная система взаимодействия семьи и детского сада по вопросам укрепления физического и психического здоровья детей позволит сформировать основы физической культуры и культуры здоровья, подготовить к школьной жизни не только детей, но и родителей, а также будет способствовать самореализации родительского потенциала. Ведь многие родители озабочены проблемами, как нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, частые вирусные, простудные заболевания, функциональные нарушения органов зрения и др. И в нашем детском саду проводятся тематические беседы, НОД (непосредстенно образовательная деятельность) в игровой форме по теме ЗОЖ, используя новые информационные технологии. Также проводится в физкультурном зале проектная деятельность и кружковая работа по здоровьесберегающим технологиям. Данная технология оказывает положительное эмоциональное влияние, способствует улучшению состояния здоровья ребенка. Дети выполняют упражнения, корректирующие осанку; упражнения для профилактики плоскостопия; дыхательную гимнастику; пальчиковую гимнастику и гимнастику для глаз; релаксационные упражнения и др. И при этом учитываются индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка. Предполагается, что приобретенные знания станут основой для воспитания бережного отношения к своему организму. Современные мамы и папы знакомы с такими понятиями, как гиподинамия, гиперактивность, двигательный режим, ЗОЖ и др. Некоторые родители занимаются спортом, фитнесом, оздоровительным бегом и т. п., а также понимают ценность ЗОЖ. Родители стараются приобщать детей к участию в спортивных играх, организуют походы; используют знания и умения, ориентированные на привитие ребенку основ физической культуры и здоровья . В нашем детском саду проводятся разные формы физкультурного досуга с привлечением семей воспитанников. Эти мероприятия направлены на эмоциональное сближение взрослого и ребенка. Я благодарю тех родителей, которые всегда принимают участие в этих мероприятиях. Вы для нас – большая помощь и опора!

Ни для кого не секрет, что основа здорового образа жизни не только взрослых, но и детей – это качественное, разнообразное и сбалансированное питание. Организуйте питание своего ребенка так, чтобы ежедневно в его меню входили разные группы продуктов, богатые витаминами, минералами и микроэлементами. Диетологи считают, что лучше всего использовать в меню «родные» продукты, то есть выросшие в той полосе, где рожден ребенок. Не зря есть такое очень умное высказывание : «В нашем распоряжении восемь врачей, данных природой, всегда готовы помочь в создании стопроцентного здоровья. Это солнечный свет, свежий воздух, чистая вода, естественное питание, физические упражнения , отдых, хорошая осанка, разум» (П. -С. Брегг) .

Серьезной проблемой, волнующей в последние годы педагогов, медиков и родителей, становится малоподвижность детей. Они много сидят не только у телевизоров и компьютеров, но и играя за столом. А дети очень любят играть с родителями. Не отказывайте им и себе в этом удовольствии! Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Вспомните, как вы играли в детстве жмурки, догонялки, классики, салочку, лапту и др. Не сомневаюсь, что это очень приятные воспоминания. Дайте возможность своему ребенку испытывать те же чувства. Пусть он взбирается на дерево, прыгает с высоты, перепрыгивает канавы и лужи. И, конечно, при этом частенько запачкается, промочит одежду. От родителей не должны выливаться в категорические и не всегда обоснованные запреты, полностью подавляющие их инициативу. Надо приучать ребенка аккуратности, чистоплотности, бережному отношению к вещам, но только не ценой лишения возможности играть.

Все мы, взрослые, и педагоги, и родители, хотим видеть детей здоровыми и умными, послушными и успешными, хорошо физически развитыми . И мы совместно готовы прикладывать титанические усилия для его претворения в жизнь. Это, конечно, хорошо, но, главное – за всем этим не забыть : прежде всего дети должны расти счастливыми. Только счастливый ребенок может быть здоров физически и душевно , гармонично развиваться , в полной мере разворачивая свои возможности . Главное – научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения станут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, духовно, но и физически .

Здоровье – это дар, оно дается один раз и его необходимо сберечь, так как без него невозможна счастливая, интересная и долгая жизнь.

Так будьте здоровы!

Алёна Музырева
Физическое развитие детей дошкольного возраста в ДОУ

Физическое развитие детей дошкольного возраста в ДОУ .

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья и физического развития . Охрана и укрепление здоровья, совершенствование двигательной функции организма ребенка и его полноценное физическое развитие - неотъемлемая часть педагогической работы в нашем детском саду.

В комплекс обязательных физкультурных мероприятий входят : утренняя гимнастика, физкультурные занятия (в группе и на свежем воздухе, физкульт минутки (в перерыве между занятиями, гимнастика после сна, подвижные и спортивные игры, прогулки, спортивные праздники и досуги.

Для эффективного и качественного результата в работе с детьми, мы создаем нашим воспитанникам необходимые условия. Ведь для того, чтобы физкультурные занятия стали действительно интересными, развивающими , увлекательными, познавательными, приходится использовать разные нетрадиционные методы и приемы :

Подвижные игры с элементами театрализации;

Психогимнастика;

Веселый тренинг;

Точечный массаж и дыхательная гимнастика;

Пальчиковые и речевые игры;

Корригирующие упражнения;

Игры, которые лечат;

Мимическая гимнастика и другие.

Введение нетрадиционных форм оздоровления во все занятия позволяет увеличить плотность занятий и работоспособность дошкольников . К тому же, используя каждый раз что-то новое (музыку, движение, текст, мы не только повышаем заинтересованность детей , но и развиваем их познавательные способности.

Регулярное применение нетрадиционных форм оздоровления развивает у детей творческие способности. А использование психогимнастики, веселого тренинга, танцетерапии помогает снять эмоциональное напряжение и повысить работоспособность воспитанников на занятии.

Дети с удовольствием играют в подвижные игры, где обыгрывают фрагменты сказок, придумывают героям разные спортивные упражнения. Очень нравятся детям речевые и пальчиковые игры, где они не только проговаривают текст, но и обыгрывают сюжет, закрепляют силу голоса - «громко» , «тихо» , «тише» , «громче» .

Нашим воспитанникам нравятся не только занятия, но и гимнастика, где дети разучивают комплекс упражнений под энергичную музыку, которая с утра поднимает настроение и работоспособность детей . Хотелось бы отметить не только успехи наших воспитанников, но и успешное включение в оздоровительную деятельность их родителей.

Недавно в ДОУ был проведен конкурс «Физкультурное оборудование своими руками» . Родители старших групп изготовили кольца с лентами, дорожки для профилактики плоскостопия, мешочки с песком и другое.

Планомерно систематически проводятся с родителями воспитанников родительские собрания, консультации, анкетирование, КВНы, выставляются папки-передвижки, обновляется информация для родителей в «уголке здоровья» . Традиционно проводятся спортивные праздники с родителями и детьми : «Летняя и зимняя малые Олимпиады» , «Папа, мама, я - спортивная семья» , «Сильным, ловким вырастай» , «День защитника Отечества» и другие.

Таким образом, организация оздоровления в д/с снизила заболеваемость детей и оказала благоприятное воздействие на психологический климат.

Однако, наш педагогический коллектив продолжает работать в этом направлении, мы в поиске новых путей их решения.

Инструктор по физической культуре : Музырева А. И.

Публикации по теме:

Физкультурно-оздоровительной работе в детском саду сейчас уделяется повышенное внимание, так как значительная часть детей имеет проблемы.

Годовой план работы инструктора по ФИЗО План работы на сентябрь 2015 г. Работа с детьми 1. Организация активной двигательной деятельности детей: утренняя гимнастика – ежедневно.

Использование ИКТ в работе на интегративных занятиях по ФИЗО в ДОУ

I Использование ИКТ в работе на интегративных занятиях по ФИЗО в ДОУ Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФИЗО в старшей группе «Чистота - наш главный друг» Задачи: Учить детей: прыгать в длину с места (60-100 см, прыгать в высоту с разбега; закреплять умения: перелазать через гимнастическую.

Тема: «Путешествие в волшебный лес». Цель: Развитие движений детей, формирование двигательных навыков и физических качеств. Задачи: Учить.

Консультация для родителей по ФИЗО (первая младшая группа) Консультация для родителей Здоровый образ жизни – основа нашей жизни. Сохранить здоровье ребенка – главная задача нас взрослых. А что же.

Каждый из возрастных периодов ребенка хорош по-своему. Родители, не успев привыкнуть к тому, что малыш ползает, уже наблюдают его первые шаги. Кажется, недавно ребенок слабо выговаривал звуки, а сегодня вовсю щебечет с вами, сыплет вопросами, на которые не так-то просто ответить.

В младенчестве, когда малыш проживает свой первый год жизни, его рост увеличивается примерно на 30 см, а вес увеличивается втрое. Малыш из совсем беспомощного младенца превращается в умеющего ходить карапуза. Его физические изменения в этот период видны невооруженным взглядом, приводя родных в умиление.

Физическое развитие детей дошкольного возраста характеризуется некоторым снижением темпов роста малыша, но развитие при этом отнюдь не замедляется. Период дошкольного возраста занимает особое место в развитии ребенка. Многие из специалистов сходятся во мнении, что как физическое, так и психическое развитие в этот период являются определяющими, основой для его дальнейшей жизни. Именно семья, в первую очередь родители, должны дать малышу основы здоровья, пищевые привычки, а также культуру тела и ухода за своим здоровьем. Правильное физическое воспитание ребенка это залог его будущего здоровья.

Мы уже упомянули о том, что темпы роста ребенка в дошкольном возрасте замедляются. Физическое развитие детей дошкольного возраста характеризуется тем, что организм малыша все больше приближается к организму взрослого человека. Так значительно увеличивается объем и масса сердца ребенка, которое уже к 8 годам достигнет размеров сердца взрослого человек. При этом уменьшается количество сердечных сокращений и увеличивается эффективность работы сердца. Легкие ребенка в данный период увеличиваются практически в три раза. Кроме того, наблюдается созревание клеток мозга ребенка и у него начинают сменяться первые зубы.

Порой родители излишне волнуются по поводу того, что их малыш стал очень худым, его рост меньше чем у других детишек, в общем, он «плохо растет», как принято говорить в таких случаях. Тут нужно сказать, что физическое развитие детей дошкольного возраста предполагает неравномерный рост ребенка, а также его прибавку в весе. Часто можно наблюдать такую картину: в период от 4-6 лет, малыш вырастает на 15 см, но в весе при этом он прибавляет лишь 5 кг. Создается ощущение, что ребенок вытянулся и исхудал. Но как показывают наблюдения, именно в этот период жизни его организм становится более выносливым и подвижным, координация его движений при этом заметно улучшается. Малыш становится сильнее и увереннее в себе, ведь при этом растет его мышечная масса.

Родители должны заниматься физическим воспитанием ребенка, но делать это нужно умеренно. Давно доказано, что движение стимулирует эмоциональное и умственное развитие ребенка.

В течение дошкольного возраста происходит быстрое увеличение роста и массы тела детей: здоровые дети прибавляют ежегодно в весе в среднем 2 кг, а в росте – 8 см. К 6-летнему возрасту рост среднего ребенка в развитых странах составляет 116 см, а вес – 21 кг.

Изменения пропорций тела приводят также к смещению его центра тяжести. У детей он расположен выше, чем у взрослых, так как у них на верхнюю часть тела приходится большая часть веса. Это особенно характерно для мальчиков, поскольку у них центр тяжести находится несколько выше, чем у девочек. В силу названной причины маленьким детям сложней управлять движениями своего тела. Они быстрее теряют равновесие, им трудней остановиться на бегу не упав, а также поймать большой мяч, не завалившись на спину, или же помешать другому отобрать мяч и остаться при этом на ногах.

По мере развития костной системы детей увеличивается и растет их физическая сила. Кости развиваются и делаются твердыми благодаря процессу оссификации, превращающему мягкие ткани или хрящи в кости.

Скелетный возраст, определяемый тем, в какой стадии созревания находятся кости, оценива-ется, как правило, с помощью рентгеновского снимка костей кисти. Рентгеновские снимки пока-зывают степень оссификации (или зрелости) костей. У детей-одногодков скелетный возраст может разниться на 4 года. Например, скелетный возраст 6-летних детей может варьировать от 4 до 8 лет.

Стремительные изменения размеров и пропорций тела являются зримым свидетельством роста ребенка, но параллельно происходят невидимые физиологические изменения в головном мозге. Когда дети достигают 5-летнего возраста, их головной мозг становится по своим размерам почти таким же, как у взрослого человека. Развитие мозга способствует все более сложным видам деятельности ребенка, которые, в свою очередь, вносят свой вклад в образование и усиление межнейронных связей.

В дошкольном возрасте дети совершенствуют свои двигательные навыки и качества. Развитие двигательных навыков происходит в основных видах деятельности дошкольников (см. рисунок 2).

Наиболее заметные изменения в этот период затрагивают грубую моторику – способность совершать движения большой амплитуды, требующие участия всего тела, такие как бег, прыжки, бросание предметов.

Тонкая моторика – способность совершать точные движения малой амплитуды, такие как письмо, пользование вилкой и ложкой. Эти трудности связаны, с одной стороны, с незрелостью ЦНС ребенка (еще продолжается процесс миелинизации), а с другой – с отсутствием у них терпения, необходимого для выполнения этих действий. По мере того, как у детей развивается тонкая моторика, они становятся все более самостоятельными при выполнении повседневных действий. Например, к 3 годам дети научаются надевать и снимать с себя простую одежду, они могут управляться с большими молниями и правильно пользоваться ложкой. 3–4-летний ребенок может застегнуть и расстегнуть большие пуговицы и “обслужить себя” за столом – хотя и допускает при этом время от времени незначительные оплошности. Когда детям исполняется
4–5 лет, они способны одеться и раздеться без посторонней помощи и умело обращаются с вилкой. 5–6-летние могут разрезать ножом мягкую пищу и завязать простой узел. К 6-летнему возрасту дети научаются завязывать шнурки – правда, многие из них считают эту задачу очень трудной (таблица 5).


Таблица 5. Моторное развитие в дошкольном возрасте

Чтобы вырастить молодое поколение сильным и счастливым, нужно проделать большую работу. Семья должна обратить внимание на физическое развитие детей.

«Быть здоровым – великий труд», – так гласит известная народная мудрость. С давних времен пришло понимание того, что одного потенциала, заложенного в организм человека природой, мало. Чтобы вырастить молодое поколение сильным, крепким и счастливым, нужно проделать большую работу. Общество и семья должны, прежде всего, обратить внимание на физическое развитие детей.

Вспомните хотя бы суровое спартанское воспитание или древнегреческие гимназии. В результате ежедневных целенаправленных занятий и тренировок хрупкие мальчики превращались в выносливых воинов или атлетически сложенных олимпиоников.

Тематический материал:

Так почему же сегодня НИИ педиатрии бьет тревогу, говоря о том, что практически здоровыми можно назвать лишь 10% детей. У 35% дошколят уже диагностированы различные хронические заболевания, у 55% нарушена осанка, а 68 % имеют функциональные нарушения в работе организма? Быть может, мы, взрослые, увлеченные бешеным ритмом современной жизни, стремящиеся вырастить наших детей успешными интеллектуалами, забыли о главном? Давайте на краткий миг приостановимся и проанализируем ситуацию.

Как решить проблему?

Невозможно вырастить детей здоровыми, не уделяя внимания физическому воспитанию, в понятие которого мы, прежде всего, включаем охрану жизни ребенка, укрепление его здоровья, формирование и совершенствование базовых двигательных навыков. Эти задачи важны в любом возрасте, но в дошкольный период они приобретают особенное значение. Дело в том, что с первых дней жизни до 6 лет происходит бурное развитие детского организма:


Важно наладить нормальную работу органов, ведь заложенной сейчас базой человек будет пользоваться всю оставшуюся жизнь. Распределение нагрузки и подбор средств и методов двигательной активности происходит с учетом возрастной и индивидуальной специфики ребенка.

В 2–3 года

Чтобы физическое воспитание приносило только положительные плоды, от родителей и педагогов ДОУ требуется глубокое знание детской физиологии. В младшем дошкольном возрасте особое внимание стоит обратить на:


В этом возрасте ребенок уже многое умеет: он ходит, бегает, прыгает, довольно хорошо владеет руками. Стоит отточить эти жизненно важные движения и усовершенствовать их, постепенно усложняя.

Обратите особое внимание на развитие чувства равновесия, умение преодолевать препятствия (перешагивать, перепрыгивать, карабкаться, проползать).

Полезными будут упражнения на бросание мяча в цель. Они развивают глазомер и координацию, укрепляют мышцы и слабый связочно-суставной аппарат.

В 4-6 лет

Таким деткам свойственна потребность в активном движении. Этой возрастной особенностью обязательно нужно воспользоваться, обучив малышей новым двигательным умениям: бегу, прыжкам, катанию на качелях, игре с мячом. Такие упражнения развивают ловкость, чувство равновесия и умение выполнять координированные движения.

Родителям нужно помнить, что при помощи посильных физических упражнений можно добиться:

  1. Увеличения массы, силы и работоспособности мышц. С четырех лет эти показатели начинают различаться у мальчиков и девочек.
  2. Укрепления мышечного корсета спины и живота, формирующего правильную осанку ребенка.
  3. Повышения работоспособности сердца и силы его сокращений.
  4. Изменения глубины дыхания, которое увеличивает жизненную емкость легких, предупреждает образование застойных явлений в их плохо вентилируемых частях, тренирует подвижность грудной клетки.
  5. Развития мелкой моторики.

В 4–5 лет процесс окостенения позвоночника еще не закончен, он обладает большой гибкостью и податливостью. Об этом нужно помнить, подбирая физические нагрузки для ребенка. Ведь перенапряжение или длительное пребывание в неправильной статической позе могут привести к сутулости или сколиозу.

Регулярные физические нагрузки в сочетании с природными факторами (солнечными, воздушными и водными процедурами) способствуют оздоровлению детского организма и укреплению его иммунной защиты, повышая сопротивляемость простудным и инфекционным заболеваниям.

И это еще не все: дошколята открыты для обучения, новые знания они впитывают, как губка, легко создавая нейронные связи в коре головного мозга. Поэтому именно сейчас легче всего привить детям навыки здорового образа жизни: научить их выполнять режим дня, соблюдать правила гигиены, закаливать и укреплять свой организм, что также является важнейшей задачей физического воспитания. А спорт и движение с ранних лет формируют у ребятишек такие ценные качества, как ловкость, выносливость, упорство, трудолюбие и целеустремленность.

Популярные методики

Обязанность по физическому воспитанию и развитию ребенка с рождения до шести лет практически полностью ложится на семью. Чтобы не навредить малышу и добиться хороших результатов, родители должны действовать грамотно и профессионально. А если знаний и опыта не хватает, тогда стоит воспользоваться полезными советами и рекомендациями известных практикующих методистов.

Из опыта В.А. Шишкиной

Основной упор в своей работе педагог делает на двигательную активность, рассматривая ее, как основу для укрепления здоровья, в том числе и психического, профилактики заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы, а также, как важное средство воспитания. Больше половины всего времени бодрствования дошкольники проводят в движении, но при этом не устают, так как очень часто, до 1000 раз в день, меняют позу, поочередно напрягая и расслабляя группы мышц. Эту особенность детского организма нужно обязательно учитывать, создавая условия для чередования различных движений. Заинтересовать малыша можно, превращая сложные и скучные упражнения в увлекательные игры:


Особое внимание методист уделяет малоподвижным детям. Они вялые, пассивные, быстро устают. Но такой недостаток поведения в детском возрасте вполне поддается коррекции. Способ растормошить малыша и привить ему потребность в активности, а также другие тонкости физического воспитания дошкольников вы узнаете из книги В.А.Шишкиной «Движение + движения».

Идеи Никитиных

О семье Никитиных заговорили еще в конце 50-х годов прошлого столетия. Многодетные супруги разработали уникальную систему воспитания, эффективность которой доказали на примере своих детей, которые поражали здоровьем, ловкостью и интеллектом. Все дело – в правильном физическом развитии малышей, расширяющим границы возможностей:


Интересно, что Никитины против режима дня. Они считают, что расписание «по часам» может вызвать переутомление у малыша, и навсегда отобьет желание заниматься вмененным в обязанность делом.

Опыт В.Н. Шебеко

Педагог предлагает уникальную оздоровительную методику с использованием природных факторов. Воздушные и солнечные ванны, водные процедуры дополняют эффект от физических упражнений, поэтому не стоит ими пренебрегать:


Такие занятия на природе имеют большое значение: укрепляют мышцы, сердце и легкие, развивают органы чувств, закаливают, усиливая иммунную защиту, создают психологический комфорт.

Подробнее ознакомиться с их характеристикой можно в книге Валентины Николаевны «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста».

Родители могут позаимствовать интересные идеи, касающиеся системы . Помимо обязательных прогулок, автор методики предлагает:

  • многократно умывать ребенка холодной водой;
  • часто полоскать горло;
  • обязательное ходить босиком;
  • использовать пульсирующий климат – резкую смену температуры окружающей среды.

Педагог не обходит своим вниманием такие темы, как приучение дошкольников к режиму дня, организация активного отдыха и тренировка основных движений в зависимости от возраста малыша. Она вводит в план своих занятий так называемые домашние задания по физкультуре: отработку комплексов утренней гимнастики или упражнений на формирование свода стопы или осанки.

Постулаты Кенеман и Хухлаевой

Совместно созданный этими известными преподавателями учебник «Теории и методики физического воспитания (ТМФВ) дошкольников» издан еще в 1975 году. Но до сих пор он является методологической основой для современных педагогов, пропагандируя связь физического, нервно-психического и . Множество аспектов и положений не теряют своей актуальности и сегодня. Например, некоторые воспитатели предпочитают обучать детишек осознанным движениям поэтапно, следуя рекомендациям методистов:


Задействование мышечной, зрительной, слуховой и звуковой памяти помогает быстро и надолго запомнить упражнение и точнее выполнять его.

Еще один характерный прием, заимствованный из методики Кенеман и Хухлаевой – объяснение правил новых подвижных игр при помощи коротеньких увлекательных историй. Например, обычные догонялки можно обыграть следующим сюжетом: «Вышли в сад цыплятки, желтые ребятки. Зернышки клюют, лапками гребут. А на солнце у дорожки, растянувшись, дремлет кошка. Глазки открывает, цыпляток догоняет». С помощью ярких образов мы добиваемся понимания ситуации, усиливаем эмоции и азарт.

Педагогами составлена подробная программа физического развития ребят в младшей, средней и старшей группах детского сада с учетом показателей их здоровья.

Программа Глазыриной «Физическая культура – дошкольникам»

Здесь сосредоточен уникальный опыт педагога. Речь, прежде всего, идет об укреплении здоровья детей. А этого можно достичь с помощью четко организованного режима дня, соблюдения правил гигиены, закаливания, массажа, водных процедур, физических упражнений и подвижных игр. По каждому разделу автор дает интересные советы и описывает ожидаемые результаты.

Педагог напоминает о необходимости воспитывать во время занятий физкультурой. Например, играя в снежки, напомните ребятам о правилах безопасности. Задайте вопрос: «А можно ли целиться в животных или прохожих?» и объясните, почему нельзя. Выбирая упражнения, отдайте предпочтения тем, которые формируют смелость, выносливость, терпеливость и упорство.

Для решения образовательных моментов Глазырина рекомендует использовать прогулки на свежем воздухе. Обращайте внимание детей на окружающую их природу: полюбуйтесь красотой осенних листьев или голубизной весеннего неба. Попутно учите детей правилам поведения на улице: объясняйте, как дышать на морозном воздухе, как бегать, чтобы не упасть, как успеть сгруппироваться, если поскользнулся.

Также много интересного вы почерпнете для себя, полистав страницы книги Л.Д.Глазыриной «На пути к совершенству».

Опыт Пензулаевой

Пензулаева говорит о том, что занятия для дошколят нельзя превращать в строгий академический урок, лучше – провести все упражнения в игровой форме, интересной и доступной детям. Подбор заданий нужно осуществлять строго в соответствии с возрастными особенностями.

Например, методист обращает внимание, что ходьба является базовым движением, и практически все дошкольники уже довольно уверенно владеют им. Но походка остается тяжелой, они шаркают ногами, неправильно ставят стопу, горбят спину или слишком размахивают руками. Поэтому педагог делает упор на совершенствование навыка, предлагая следующие упражнения:


О подобных занимательных упражнениях на другие виды основных движений вы прочтете в книге Л.И Пензулаевой «Физическая культура в детском саду».

Метод Степаненковой

Педагог делится секретом оздоровления формирующегося организма, дает обоснование совершенствования двигательных навыков и методические рекомендации по проведению занятий, а также знакомит с критериями нормального физического развития малыша. Ребенок должен уметь:


Чтение подобной отечественной и зарубежной методической литературы даст родителям базовые знания по возрастной физиологии, педагогике, психологии и поможет профессионально подойти к вопросу воспитания ребенка.

Анализ показателей физического развития

Как только малыш появляется на свет, медики сразу же оценивают его состояние и физическое развитие, ориентируясь на, так называемые, антропометрические данные. С этого момента каждый месяц на приеме у педиатра ребенка будут взвешивать, измерять длину его тела, окружность груди и головы, а затем проверять соответствие этих показателей усредненным возрастным нормам. Для этого медики и родители могут воспользоваться различными способами.

Центильный метод

Центиль – это графа в специальной таблице, куда занесены результаты антропометрических измерений детей разных возрастных категорий в порядке возрастания. Причем из ста человек, участвовавших в исследовании, указывают данные третьего (или пятого), десятого, двадцать пятого, пятидесятого, семьдесят пятого, девяностого и сотого ребенка в порядке возрастания – от самых низких показателей, к высоким. Для удобства нумерация сохраняется в том же порядке, только указывается в процентах, да еще дублируется номером колонки от 1 до 8.

Пользоваться таблицей несложно:

  • вы снимаете антропометрические показатели ребенка;
  • сравниваете их с нормативными данными и проводите оценку;
  • центильный коридор с 3 по 6 колонку (от 25 до 75%) считается нормой, в таблице он выделен цветом.
  • столбцы 1 и 8 могут указывать на патологию развития, а 2 и 7 – требуют дополнительной консультации врача;
  • следует учесть, что значения для мальчиков и девочек будут отличаться.

Родителям важно помнить, что диагностику заболеваний по центильным таблицам не проводят.

Если выявлены какие-либо отклонения, паниковать не стоит: причиной их отличия от нормативных данных могут стать индивидуальные особенности ребенка или наследственные признаки.

Шкалы регрессии

В этом случае антропометрические измерения рассматриваются в совокупности, принимая за базовую единицу рост крохи. Суть этого метода в том, что при увеличении длины тела соответственно должны измениться и другие параметры: объем головы, грудной клетки и вес.

Нормативные шкалы построены на основании проведения многочисленных исследований детей одного возраста, национальности и пола, проживающих в одной местности. Значения роста малыша разбиваются на 5 групп: от низкого до высокого. В остальные графы заносят так называемый коэффициент регрессии, который показывает, как меняются показатели других антропологических измерений, при увеличении длины тела на 1 см. Как работать с такой шкалой:


При избыточном или недостаточном росте и весе педиатр направит ребенка на консультацию к эндокринологу. Эти показатели часто помогают выявить нарушения обменных процессов на ранней стадии развития.

Для оценки физического состояния ребенка можно использовать и другие методы: сигмальных отклонений, скриннинг-тесты, номограммы или измерение физиометрических показателей.

ФГОС

Федеральный образовательный государственный стандарт – это нормы и принципы, которые определяют основные положения физического развития детей младшего возраста. Образовательная часть ФГОС направлена на:

  • укрепление здоровья;
  • тренинг таких физических качеств, как сила, работоспособность, гибкость, координация;
  • формирование желания активно двигаться;
  • создание первичных представлений о культуре здоровья;
  • зарождение интереса к различным видам спорта.

Способ решения таких задач зависит от возраста ребенка и реализуется в определенных видах деятельности под непосредственным руководством взрослых. Среди наиболее эффективных:


В документе отмечается взаимосвязь физической культуры с трудовым, эстетическим, духовным и нравственным воспитанием ребенка, поэтому необходима, как важный составной элемент гармоничного развития личности.

В разделе «Содержание психолого-педагогической работы» намечены конкретные цели, на которые должны обратить внимание преподаватели и воспитатели, а также даны рекомендации к их достижению, например:

И, конечно, особая роль отводится родителям. В семье, где мама и папа активны, любят спорт, являются сторонниками здорового образа жизни, не может вырасти слабый, пассивный, безразличный и злой ребенок.