Психологический портрет воспитателя современного дошкольного учреждения. Портрет современного педагога – воспитателя, его личностно-профессиональные компетенции, во взаимодействии с субъектами образовательного процесса

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Лекция 1. МДК 05. 02. ПМ 05. Методическое обеспечение образовательного процесса Преподавтель: Орлова Н. П.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ: 1. Понятие «воспитатель» . 2. Основные составляющие компетентности педагогических работников. 3. Структурные компоненты профессионально-педагогической культуры воспитателя. 4. Функциональные компоненты профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ. 5. Квалификационная характеристика воспитателя ДОУ.

1. ПОНЯТИЕ «ВОСПИТАТЕЛЬ» . Воспитатель – это: лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условие жизни и личностное развитие других людей. В понятие В. объединяются профессиональная роль и гражданская личностная позиция, принятая на себя одним человеком и реализуемая по отношению к другому человеку или к общности; педагог, организующий жизнедеятельность ребенка, осуществляющий учебный процесс, поддерживающий ребенка в его продвижении по индивидуальной траектории воспитания; педагог, который общается с ребенком с целью помочь ему осознать свои способности, найти вместе с ним сферу их реализации, помочь освоить социально одобряемые способы взаимодействия с другими людьми и успешной реализации своих возможностей.

Воспитатель – это лицо, осуществляющее воспитание детей и подростков, способствующее их развитию посредством создания воспитывающей среды и специальных педагогических воздействий. Воспитатель – это педагогическая профессия и должность в детском учреждении (классный воспитатель, воспитатель группы продленного дня, воспитатель в детском саду, воспитатель отряда в летнем оздоровительном лагере). Воспитатель выполняет роль посредника в решении проблем ребенка между семьей и школой, школой и внешкольными учреждениями. Воспитатель осуществляет индивидуальный подход к ребенку, он – носитель гуманистических отношений между взрослыми и детьми; он – организатор правовой, психологической, социальной и педагогической защиты ребенка.

Воспитатель – это работник образовательного учреждения, в чьи должностные обязанности входит: планирование и организация жизнедеятельности обучающихся, воспитанников; создание условий для социально-психологической реабилитации обучающихся, а также для их социальной и трудовой адаптации; проведение коррекционно-развивающей работы на основе изучения индивидуальных особенностей обучающихся, воспитанников; проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию. Основными требованиями к воспитателю являются: высокие личные моральные качества, внимательное и любовное отношение к воспитанникам в сочетании с требовательностью к ним, наличие необходимых знаний, умение организовать воспитанников и помочь им в различных видах деятельности.

2. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ. Компетентность педагогических работников Характеристика компетенции Профессиональная компетентность качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально - педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т. п. , методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

Компетентность педагогических работников Характеристика компетенции Информационная компетентность качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач. Коммуникативная компетентность качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

Компетентность педагогических работников Характеристика компетенции Правовая компетентность качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач

3. СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. И. Ф. Исаев выделяет следующие структурные компоненты профессионально-педагогической культуры: ценностный, когнитивный, инновационно-технологический, личностно-творческий. Культу ра (лат. cultura - возделывание, земледелие, воспитание, почитание) - область человеческой деятельности, связанная с самовыражением человека, проявлением его субъектности.

Субъектность [лат. subjectum - подлежащее] - свойство индивида быть субъектом активности. Применительно к человеку, "быть субъектом" - значит быть носителем идеи Я, а это, в свою очередь, означает, что человек мыслит, воспринимает, переживает и осуществляет себя в качестве причины себя самого.

Ценностный компонент В качестве основных педагогических ценностей воспитателя дошкольного образовательного учреждения мы выделили: человеческие: ребенок как главная педагогическая ценность и педагог, способный к его развитию, сотрудничеству с ним, социальной защите его личности, помощи и поддержке его индивидуальности, творческого потенциала; духовные: совокупный педагогический опыт человечества, отраженный в педагогических теориях и способах педагогического мышления, направленный на формирование личности ребенка; практические: способы практической педагогической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательной системы, педагогические технологии, включающие обучаемых в различные виды деятельности; личностные педагогические способности, индивидуальные особенности личности педагога как субъекта педагогической культуры, педагогического процесса и собственного жизнетворчества, способствующие созданию личностно-гуманного взаимодействия.

Когнитивный компонент Основой профессиональной деятельности воспитателя ДОУ является знание возрастных и индивидуальных психолого-педагогических особенностей развития детей дошкольного возраста. Учитывая их, воспитатель планирует дальнейшую работу: организовывает игровую деятельность, самостоятельную, учебную, конструктивную, изобразительную и др. Знание возрастных особенностей необходимо при использовании форм, методов и приемов работы с детьми: педагог учитывает закономерности развития познавательных способностей детей разного возраста. Воспитатель ДОУ должен четко знать концептуальные основы организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, основные направления развития учреждения. Эти знания педагог использует при составлении программы, календарно-тематических и перспективных планов работы с детьми в разных возрастных группах. Таким образом, воспитатель ДОУ должен владеть знаниями: методологическими (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации воспитания и обучения); теоретическими (знание целей, принципов, содержания, методов и форм педагогической деятельности и закономерностей формирования и развития личности ребенка дошкольного возраста); методическими (знание методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста); технологическими (знание способов и приемов воспитания и обучения детей дошкольного возраста).

Инновационно-технологический компонент Педагогическая инновационная деятельность в дошкольном учреждении связана с преобразованием, совершенствованием образовательного процесса, с внесением новых, стабильных элементов. Воспитатель ДОУ постоянно должен быть в курсе современных достижений педагогической науки в области дидактики и дошкольного образования. Для успешной реализации образовательной программы воспитания и обучения в дошкольном учреждении (комплексной или парциальной) внедряются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии, игровые технологии, технологии детского экспериментирования и осуществления проектной деятельности.

Личностно-творческий компонент Работа воспитателя ДОУ характеризуется как деятельность, которой присущи интуиция, вдохновение, находчивость, изобретательность. Творческая деятельность воспитателя не может осуществляться по шаблону, поскольку неотъемлемыми ее компонентами является оригинальность, отход от штампов, неожиданность, умение действовать интуитивно, согласно обстоятельств. Творческой личности воспитателя присущи особая педагогическая увлеченность, ясное понимание «сверхзадачи» педагогического труда – воспитания человека, нацеленности на оптимальные результаты его свободного и счастливого развития, глубокое уважение личности каждого ребенка, вера в его возможности. Педагогическая увлеченность – одна из важнейших предпосылок педагогического творчества. Велико значение глубокой и разносторонней эрудированности воспитателя, его общей культуры, начитанности, широты интересов. Вот почему развитие творческих качеств личности воспитателя невозможно только в узких предметно-методических рамках, оно требует широкого общекультурного багажа, непрерывно пополняемого и углубляющегося. Необходимыми качествами воспитателя, работающего с дошкольниками должны быть: уравновешенность, высокая мобильность нервной системы; умеренная экстравертированность; стеничность эмоций и эмоциональная (преимущественно положительных эмоций – радости, удовольствие и др.) устойчивость; уровень интеллектуального развития не ниже нормального по сенсорно-перцептивномнемологическим показателям (т. е. по показателям восприятия, памяти, мышления) и по характеристикам внимания; высокий уровень способности воображения, представления, фантазирования.

Эссе

Портрет педагога дошкольного образования

«От того, как прошло детство, кто вёл

Ребенка за руку в детские годы, что вошло

В его разум и сердце из окружающего мира –

От этого в решающей степени зависит, каким

Человеком станет сегодняшний малыш».

/В.А.Сухомлинский/

Детский сад - как много замечательных воспоминаний в этих словах.

Детский сад – наш второй родной дом, куда мы приходим каждое утро с мыслями «А что нас ждет сегодня?»

Вспоминая свой детский садик. Игры с друзьями, прогулки во дворе, детские утренники, маленькие детские шалости и, конечно же, добрая и заботливая воспитательница. Прошло много лет с тех пор, как я покинула стены своего детского сада, многое забылось, но свою воспитательницу помню до сих пор и никогда ее не забуду. Если спросить у любого, помнит ли он свою воспитательницу, свой детский сад, почти каждый даст положительный ответ, у подавляющего большинства эти воспоминания вызовут улыбку. С самого детства я мечтала быть воспитателем.

Сказано – сделано. Поступила в колледж, затем в институт. Во время прохождения педагогических практик на разных базах учреждениях от детского сада до детских домов, понимала, что я выбрала правильный путь к достижению своей цели.

Но воспитателем стала не сразу, пошла, работать в должности социального педагога. Были у меня детки большие школьного возраста, проводила с ними различные профилактические мероприятия. Шли годы… И спустя 9 лет я оказалась в Маленькой стране в должности воспитателя, где всегда звучат детские голоса.

Что значит быть воспитателем?

Это значит любить, понимать и чувствовать ребенка, принимать его таким, каков он есть, не подавляя личности, самостоятельности, активности, одним словом, уважать право ребенка – быть самим собой.

Великий педагог Г. Песталоцци, практиковавший педагогику любви, сказал: «Если не любить, то не имеешь права воспитывать».

У меня прекрасная профессия – дарить свою Любовь детям! И я с большим удовольствием воплощаю её в жизнь, одновременно обучая своих детей этому чувству.

Профессия воспитатель - это не только профессия – это призвание. Много профессий на свете, но эту профессию не выбирают, выбирает ОНА тебя! Людей, которые носят это гордое звание, объединяет одно – они с радостью отдают своё сердце детям и не мыслят свою жизнь без этого!

Так возникает вопрос, каким должен быть воспитатель?

Одним из самых главных качеств, необходимых для работы в детском саду, я считаю любовь к детям. Как педагог, работающий в дошкольном учреждении, могу сказать, что намного важнее уметь находить общий язык с детьми, уметь понимать потребности, интересы и проблемы ребенка. Воспитатель должен суметь понимать ребенка в любой ситуации, сделать так, чтобы малыш с удовольствием ходил в детский сад и ничего не боялся. Воспитатель, это человек, который должен хотеть и уметь заботится о детях, любить детей. Работа педагога требует очень больших душевных затрат, терпения, желания научить ребенка и передать ему знания об окружающем мире.

Задача современного воспитателя - воспитать личность творческую, коммуникабельную, развить индивидуальные способности каждого ребенка. Для этого воспитатель должен быть сам личностью образованной, творческой, неординарной. Он должен много уметь и знать, чтобы дети ему верили, чтобы захотели всему научиться. Занятия с детьми должны быть целенаправленны на успех, на интерес, на познание. Педагог должен постоянно совершенствоваться, учиться, уметь идти в ногу со временем.

Так же педагог должен обладать педагогическим тактом, уметь общаться не только с детьми, но и с родителями. Воспитатель должен общаться с родителями, прислушиваться к их мнению, находить разрешение конфликтам. Воспитатель – это сложная и ответственная профессия. Здесь много требований и от родителей.

Для того, чтобы выстроить доверительные отношения с родителями, необходимо завоевать их уважение, доверие, расположить их к себе. Нужно стать авторитетным педагогом в их глазах. Завоеванное признание, позволяющее оказывать благотворное влияние на детей и родителей, важнейшее средство и решающее условие эффективности педагогической деятельности. Авторитет педагога – это важнейшее средство, как в воспитательном процессе, так и во взаимоотношениях с родителями. Ни одна профессия не ставит таких строгих требований относительно моральной чистоты и душевного благородства как профессия педагога.

Меня часто спрашивают: «Почему ты решила стать воспитателем? Ведь там так сложно! »

Я меня ответ один: «Я просто люблю свою работу, люблю своих ребятишек, люблю заниматься тем делом, которое приносит мне удовлетворение! ». Ну, разве это сложно - любить детей? Быть им другом, наставником? Я думаю – нет! Дети смотрят на нас открытыми, честными, откровенными и любопытными глазками. Дети ждут от нас – чуда, ждут от нас – сказку!

По моему мнению, современный педагог дошкольного образования – это человек широкого кругозора, обладающий необходимыми знаниями в области педагогики, психологии, методики, компьютерных технологий, хорошо разбирающийся в проблемах воспитания и обучения детей, способный проявлять инициативность, самостоятельность в постоянно меняющихся педагогических ситуациях и креативность в организации образовательного процесса.

В конце хочу добавить, что воспитатель не должен ни при каких обстоятельствах не допускать грубых, оскорбительных замечаний по отношению к ребенку или родителям, так же к коллегам.

Воспитатель – это человек - добрый, чуткий, с большим сердцем, морально устойчивый, коммуникабельный; педагог - образованный, умный, обладающий современными методиками, личность – творческая, неординарная.


юлия зиновьева
Эссе «Портрет педагога дошкольного учреждения»

Введение

Дошкольное детство является уникальным периодом развития личности. В отличие от последующих возрастных этапов данный возраст служит фундаментом формирования отношения к миру и получения основных знаний и умений. Педагог должен создать условия для полноценного проживания ребенком этого периода жизни. От профессионального образовательного уровня педагогов дошкольных учреждений зависит психофизическое развитие детей, их эмоциональное благополучие.

В детском саду ребенок получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. В воспитании ребенка в стенах детского сада, воспитатель играет важную роль. От этого зависит отношение ребенка к детскому саду и психологический климат в группе. Каким же должен быть идеальный педагог ?

Конечно дошкольный педагог должен иметь профессиональное образование, должен знать детскую и возрастную психологию. Также должен обладать такими качествами как : аккуратность, сдержанность, доброжелательность и многими другими. Это должен быть человек, владеющий разными методиками воспитания и образования, заниматься подготовкой ребенка к школе. Но это ли самое важное?

Как педагог , работающий в дошкольном учреждении уже 9 лет , могу сказать, что намного важнее уметь находить общий язык с детьми, уметь понимать потребности, интересы и проблемы ребенка. Воспитатель должен суметь понимать ребенка в любой ситуации, сделать так, чтобы малыш с удовольствием ходил в детский сад и ничего не боялся. Воспитатель, это человек, который должен хотеть и уметь заботится о детях, любить детей. Работа педагога требует очень больших душевных затрат, терпения, желания научить ребенка и передать ему знания об окружающем мире. Воспитатель должен уважать ребенка, видеть в нем полноценную развивающуюся личность, считаться с его правами, потребностями, щадить детское самолюбие. Педагог должен верить в возможности ребенка, поощрять его стремление быть хорошим, хвалить его даже за самые не значимые успехи, серьезно относится к увлечениям и интересам каждого ребенка.

Проявлять выдержку и терпение в любых ситуациях, находить индивидуальные способы воздействия на детей, пытаться понимать детские поступки. Не менее важно умение воспитателя вставать на место ребенка, видеть ситуацию его глазами.

Так же педагог должен обладать педагогическим тактом , уметь общаться не только с детьми, но и с родителями. Воспитатель должен общаться с родителями, прислушиваться к их мнению, находить разрешение конфликтам. Воспитатель – это сложная и ответственная профессия. Здесь много требований и от родителей.

Для того, чтобы выстроить доверительные отношения с родителями, необходимо завоевать их уважение, доверие, расположить их к себе. Нужно стать авторитетным педагогом в их глазах . Завоеванное признание, позволяющее оказывать благотворное влияние на детей и родителей, важнейшее средство и решающее условие эффективности педагогической деятельности . Авторитет педагога – это важнейшее средство, как в воспитательном процессе, так и в взаимоотношениях с родителями.

Еще одна необходимая черта для успешного воспитателя – эмоциональная выразительность. Влияние взрослого человека на ребенка протекает чаще всего путем игр, бесед, занятий и др. Успеху в этом процессе как раз в значительной степени будет способствовать именно такое качество, как эмоциональная выразительность.

В конце хочу добавить, что воспитатель не должен ни при каких обстоятельствах не допускать грубых, оскорбительных замечаний по отношению к ребенку или родителям, так же к коллегам. Огромное значение для хорошего педагога конечно имеет оптимизм и юмор. А еще нужно любить свою профессию, и чтобы быть в ней успешной, нужно постоянно совершенствоваться, нужна постоянная работа над собой.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.

Мастер-класс по использованию детского конструктора в работе педагога дошкольного учреждения. Мы порой не замечаем, что в жизни нас окружает.

Эссе «Профессиональный портрет. Моя работа-моё призвание-моя жизнь!» Мое призвание - любовь к детям и доброта! Испытываю волшебное состояние влюбленности в профессию. Несу запас знаний, умений, нежности, чуткости.

«Адаптация дошкольников к условиям дошкольного образовательного учреждения» Воспитатель: Курочкина Татьяна Владимировна С поступлением.

Взаимодействие педагога-психолога с родителями детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения Семинар для родителей «Формирование целостной картины мира у детей раннего возраста через развивающие и адаптивные игры» Цель: создание.

ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАТЕЛЯ

«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически».

Ушинский К. Д.

«Человек может стать человеком только путём воспитания. Он - то, что делает из него воспитание». /Кант/

Довольно трудно найти человека, который не ходил в детский сад. У большинства людей воспоминания об этой славной поре вызывают тёплые и нежные чувства.

Детский сад – это первые друзья и прогулки, это манная каша и запеканка, это первые радости и разочарования, и, конечно же, это заботливые воспитатели.

Воспитатели это наши учителя и наставники. Роль воспитателя трудно переоценить, для многих воспитатель стал второй мамой, а детский сад вторым домом.

Воспитатель помогает малышу сделать первые шаги в наш огромный мир и это очень важно, т.к. «только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков». /Маркс, Энгельс/ .

Дошкольное детство это пора открытий и новых свершений. Задача воспитателя создать все необходимые условия для этого.

Итак, современный воспитатель, кто он? Какими качествами он обладает?

«Чтобы изменить людей, их надо любить» . Современный воспитатель – прежде всего, человек, который любит детей. По мнению Гончарова: « Педагог без любви к ребёнку - всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета ».

Хороший воспитатель всегда стремится к достижению максимального взаимопонимания с каждым ребёнком. Ключиком к доверию детей являются способности слушать и сопереживать.

Общаясь с детьми, следует уважать их чувства и эмоции. Ребенок должен знать, что воспитатель любит его именно таким, несмотря ни на что. Ни в коем случае нельзя смеяться над его словами, чувствами и желаниями. И особенно, делать это в присутствии других людей.

Главные задачи современного воспитателя – воспитать личность творческую, коммуникабельную и развить индивидуальные способности каждого ребёнка. По словам Луначарского: «Нужно создавать гармонического человека…развить все его способности». Для того чтобы реализовать эти задачи воспитатель сам должен быть личностью образованной, развитой, творческой, современной и неординарной. «Личность воспитателя значит всё в деле воспитания.» /Ушинский/.

«На земле нет ничего более достойного уважения, чем ум». /Гельвеций/. Воспитатель как образованная личность, должен в совершенстве овладеть основными педагогическими методиками работы с детьми и знать детскую психологию. Воспитатель должен быть профессионалом, уметь ставить себя рядом с ребенком, а не напротив.

Современный воспитатель – пример для ребёнка.

« Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?»

/ А.С. Макаренко/.

Ни к одной профессии не выдвигается столько моральных и нравственных требований. Современный воспитатель всегда помнит, что на него устремленно множество детских глаз. Воспитателю просто необходимо научиться анализировать и контролировать все свои действия.

Поэтому современный воспитатель - обладатель высокой культуры поведения и речи.

Воспитатель всегда должен идти в ногу со временем. Современные дети требуют современных подходов. А это значит, что помимо теоритических знаний, воспитателю нужно освоить компьютерную грамотность и использовать различные технические средства в образовательном процессе. Воспитателю нужно постоянно совершенствоваться и находить новые пути для решения различных задач.

«Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек открывает прекрасное в самом себе». /Сухомлинский/. Воспитатель-это творческая личность. Это и артист, и певец, и танцор в одном лице. Воспитатель за целый день должен перевоплощаться несколько раз, и чем правдоподобнее это сделает мастер своего дела, тем ощутимее результат.

Творческие способности часто начинают проявляться в достаточно раннем возрасте ребенка. Если воспитатель сумеет вовремя их распознать, «подхватить» и поможет ребёнку их развить, то в будущем они смогут проявиться в виде какого-либо таланта.

Творческий потенциал воспитанника зависит от творческого потенциала самого воспитателя, поэтому нужно уделять большое внимание развитию творческого воображения. Современный воспитатель должен чувствовать себя свободно и уверенно, а также, иметь активную жизненную позицию. Главное в работе воспитателя-«гореть, а не тлеть».

«Педагогическое творчество-сложный труд, требующий огромной затраты сил, и, если силы не будут восстанавливаться, учитель выдохнется и не сможет работать».

/Сухомлинский/.

Для современного воспитателя важно иметь хорошее чувство юмора. Представьте воспитателя без юмора и поймёте, что долго он не протянет, а если и протянет, то, к сожалению, ноги. Ребенок, находясь в атмосфере эмоционального комфорта, глядя на воспитателя, учится шутить и понимать шутки. Никогда не рано начать развивать чувство юмора у детей. Когда воспитатель играет и шутит со своими воспитанниками, восхищается глупостью и смехом, он помогает им развивать игривое и юмористическое отношение к жизни. Один из лучших способов развить чувство юмора у ребёнка – шутить, смеяться и улыбаться вместе.

Дети с хорошо развитым чувством юмора являются более счастливыми и более оптимистическими и имеют более высокое чувство собственного достоинства.

Не секрет, что профессия педагога требует определенных сил, энергии, самоотдачи. Суета, шум, всевозможные раздражители изнашивают нервы, лишают нормального сна, что ведет к стрессу. В подобных ситуациях трудно сохранять самообладание и не переносить это состояние на свою работу, чтобы оно никоим образом не отразилось на детях, которые чувствуют находящегося рядом взрослого, буквально «считывая» его. Поэтому одним из важных личностных качеств педагога должна быть стрессоустойчивость.

Подводя итог всему сказанному, хочется добавить, что профессия педагога одна из самых важных и значимых в жизни современного общества. Быть воспитателем – это призвание! Это значит, хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть незаметным, когда малыш занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка.

В дошкольном детстве взрослый пользуется огромным авторитетом у ребенка, оказывает решающее влияние на его психическое развитие. Среди значимых взрослых мама выступает для дошкольников самым близким человеком. Именно с ней он чаще всего общается и делится впечатлениями. Другим взрослым, который проводит с малышом большую часть его жизни, является воспитатель детского сада. Он вместе с ним выполняет бытовые процедуры, гуляет, трудится, «играет». От того какими методами и приемами пользуется педагог в своей воспитательной работе зависит не только результативность образовательного процесса, но и отношение к нему воспитанником. Личностный подход, эмоциональность воспитателя, начитанность и эрудированность педагога- залог его успеха в педагогической деятельности.

В данной статье хотелось бы поговорить об отношении дошкольника к личности воспитателя, каким видят нас наши дети. Для выявления индивидуальных переживаний ребенка старшего дошкольного возраста по отношению к воспитателю, а также его эмоций и чувства к взрослому, мы использовали методику Р.Р. Калинина «Рисунок воспитателя».

В ходе предварительной беседы с детьми, мы задавали детям следующие вопросы:

  • Назови имена своих воспитателей?
  • Расскажи, какие твои воспитатели.
  • С каким из воспитателей тебе больше нравиться проводить время? Почему?
  • Если отправить твоих воспитателей в сказку, какими бы сказочными героями они были? Почему?
  • Кого ты больше любишь, кто тебе больше нравится? Почему?
  • Нарисуй своего любимого воспитателя.

При анализе рисунков мы учитывали особенности изображения фигуры воспитателя, показатели агрессии, качество линий, наличие дополнительных изображений, использование цвета, а также ответ ребенка на вопрос «Почему тебе нравится эта воспитательница? За что ты ее любишь?».

В целом (97%) опрос показал, что дети высоко ценят своих педагогов, не дают предпочтение какому-то отдельному воспитателю (дети рисовали сразу двух воспитателей вместе, были рисунки, где педагоги держаться за руки, что говорит о слаженности работы обоих воспитателей, и это видят и отмечают сами дети).

Что касается размера рисунка, то в основном, это были портретные изображения воспитателей (35%), но полностью детализированные, что свидетельствует об эмоционально положительном отношении «маленького художника» к данному воспитателю. Никаких показателей агрессии на рисунках не было выявлено. 65% детей на рисунке изобразили самих себя, цветы, зелень, бабочек и т.п., что является показателем доверительности и симпатии. Что касается используемых цветов, то следует отметить, что цветовая палитра была очень насыщенна, дети фигуры воспитателей искусно декорировали различными элементами (бусами, сережками, коронами и т.п.).

Отношение к воспитателю дошкольники мотивируют по-разному. Чаще дети дают общую недифференцированную оценку («Она хорошая!»). Следует отметить, что немаловажную роль для них играет и внешний вид воспитателя («Она красивая, нарядная», «У нее добрые глаза»). В ходе опроса оценка нередко дается по признаку личного отношения воспитателя к ребенку («Она меня не наказывает», «Она ласково меня называет»). Дети также давали оценку педагогам, основываясь на его информированности, на присущих взрослому знаниях и умениях («Она знает много сказок», «Она умеет хорошо рисовать», «Она все умеет делать»).

Воспитанники так же выделили и оценили нравственные качества воспитателя («Ласковая», «Добрая», «Улыбчивая»). Характерно, что дети в основном дают положительную характеристику педагогу и его нравственным качествам. Негативные оценки встречаются очень редко. И даже такое качество, как строгость, рассматривается дошкольниками положительно.

Таким образом, отношение ребенка к воспитателю определяется множеством факторов. Положительное отношение дошкольников к личности воспитателя особенно часто наблюдается при демократическом стиле руководства детской группой.

Исходя из итогов опроса, можно сделать следующий вывод:

  • отношение детей к воспитателю взаимосвязано с отношением к ним педагога;
  • для детей характерна в основном положительная оценка личности педагога;
  • от оценки внешних качеств дошкольники переходят к оценке деятельности воспитателя, а затем нравственных качеств.