Ниже приведены игры-забавы и хороводы. Утренняя гимнастика «На скамеечке с друзьями»

Галина Руднева
Проект для детей 3–4 лет «Наше здоровые в наших руках!»

Продолжительность проекта : краткосрочный (2 недели)

Тип проекта : познавательно-игровой

Участники проекта : воспитатели, дети, родители

Возраст детей 3 – 4 года

Актуальность

В настоящее время одной из главных задач в ДОУ является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Здоровый образ жизни – это очень важное звено в жизни человека. Поэтому необходимо в семье и детском саду помочь ребенку понять ценность своего здоровья . Для этого следует расширить, обогатить знания взрослых и детей , научить их применять в жизни.

Повышать уровень знаний и обогащать опыт родителей о здоровом образе жизни , формировать привычки к здоровому образу жизни , сохранять и укреплять здоровье детей .

Дать представление о ценности здоровья , формировать желание вести здоровый образ жизни .

Знакомить родителей с методами оздоровления детей в детском саду и дома.

Обогащать знания детей о витаминах и продуктах питания и их полезных свойствах.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью через чтение детской литературы.

Предполагаемый результат. Каждый участник проекта :

Приобретает новые знания, повышает свой уровень;

Повышает интерес к здоровому образу жизни ;

Повышает интерес к физическим упражнениям и спорту;

Фото коллаж (родители и дети) ;

- создание картотек : подвижные игры; пальчиковая гимнастика; дыхательная гимнастика; утренняя гимнастика; гимнастика для глаз; физ. минутки.

Фото отчет по оздоровлению детей .

1 этап. Подготовительный.

Подбор литературы, иллюстраций, фотографий, тем для папок-передвижек, презентации, пособий для игр, беседы с родителями.

2 этап. Основной.

Обязательная утренняя гимнастика. Картотека.

Беседы на темы : «Полезные и вредные продукты» , «Зачем мыть руки после прогулки» , «Средства личной гигиены» , «Чтобы быть здоровыми… » ; «Для чего нужны глаза, зубы, язык, нос, уши?» .

Чтение произведений : К. Чуковского «Мойдодыр» , «Айболтит» ; И. Токмакова «Мне грустно – я лежу больной» ; Михалков С. «Про девочку, которая плохо кушала» ; А. Крылышкина «Мышка Аришка в цветных штанишках» ; «Необычный огород» ; ; «Твой носовой платок» ; . Приложение 1.

Заучивание стихов, потешек о здоровье . Приложение 2.

Просмотр презентации «Полезные продукты» .

Рисование : «Украсим шарфик для папы» ; «Нарисуем расческу» .

Лепка : «Фрукты в корзине» .

Аппликация : «Яблоко с листочком» .

Сюжетно ролевые игры : «Детская поликлиника» ; «К стоматологу в гости» ; «Аптека» , «Магазин» ; «Моем овощи (муляжи) »; «Генеральная уборка» - в зоне хозяюшка; «Разговор по телефону в экстренной ситуации» - заболела кукла Кира.

Обыгрывание ситуаций : «Кукла Кира заболела» ; «Зайчик Топа порезал лапку» ; «Алиса разбила стеклянную вазу» ; «Мама купила вкусные фрукты» .

Дидактические игры : «Овощи - фрукты» разложить отдельно овощи и фрукты; «Узнай на ощупь» ; «Узнай по запаху» ; «Узнай по вкусу» ; «Узнай по описанию» закрепить цвет, форму, величину; «Что полезно и что вредно для зубов?» ; «Угадай, что лишнее?» ; «Что одеваем сначала, а что потом» ; «Оденем куклу-Киру на прогулку» .

Игры на развитие слухового внимания : «Как шуршит листва под ногами» ; «Какая поет птица?» ; «Стрекочет кузнечик» ; «Кто тебя позвал?» .

Игры с зеркалом : «Мои зубки» ; «Мой язычок» ; «Мои глазки» .

Подвижные игры : «У медведя во бору» , «Солнышко и дождик» , «Ловля солнечных зайчиков» , «Воробушки и автомобиль» , «Догоните меня, Таню, Тимура….» .

Пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, физ. минутки, релаксация (во время НОД, утренние и вечерние часы) . Картотека.

Гимнастика пробуждения, ходьба по массажным коврикам.

Работа с родителями.

Консультации : «Чтобы быть всегда здоровым , нужно заниматься!» ; «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу ; «Профилактика ОРВИ» .

Папки – передвижки : «Что значит быть здоровым , «По совету всему свету» ,

Изготовление массажных ковриков из пуговиц.

Создание альбомов «Полезные продукты»

3 этап. Заключтельный.

Фото коллаж «Как мы занимаемся спортом дома» (родители и дети) .

Фото выставка «Первые шаги ребенка к здоровью » .

Выставка альбомов «Полезные продукты» .

Выставка массажных ковриков.

Приложение 1.

«О зайке, мишке и больном зубе»

Жили – были в лесу верные друзья : маленький зайчишка и сильный медвежонок. Они были очень дружны, всегда ходили вместе, поэтому зайку никто не обижал, даже хитрая лиса – все знали, что у малыша есть сильный и заботливый товарищ. Друзья во всем были похожи друг на друга, вот только зайчонок любил репку, морковку, капусту, а медвежонок – мед и пряники. Зайчонок каждый день утром и вечером чистил зубы, а медвежонок это очень не любил.

Однажды, когда друзья договорились идти вместе в лес, медвежонок не пришел на полянку, где его ждал зайка. Когда зайчонок прибежал к медвежонку, он увидел, что у него перевязана щека и он плачет от боли : разболелся зуб. Зайка посоветовал другу скорее пойти к доктору, но медвежонок испугался и сказал, что подождет, пока пройдет боль. Зайка пошел гулять один, но на него тут же стала охотиться лиса и чуть не съела. Еле-еле успел зайчонок добежать до медвежьей избушки. Влетел зайка в избушку и плотно закрыл дверь. Он рассказал медвежонку о своем приключении. Рассердился медведь, а особенно потому, что из-за его трусости чуть не погиб друг. Ему стало стыдно за то, что он испугался лечить зубы. Медвежонок собрал все свои силы и отправился к доктору. Он вылечил все зубы. И теперь бережет их – чистит и утром и вечером, а с другом не расстается и на минуту.

«Твой носовой платок»

Однажды утром, когда Маша и Миша пришли в детский сад, воспитательница попросила : «Ну-ка, детки, покажите свои носовые платки»

Все быстро вынули из карманов сложенные вчетверо белые, розовые, клетчатые платочки. А Миша долго копался в своем кармане, потом даже вывернул его, и на пол посыпались камешки, бумажки от конфет, колесики от игрушечной машины, и, наконец, последним выпал скомканный шариком носовой платок. Выпал, покатился и закатился за шкаф.

Смотрите,- сказала одна девочка,- платочек обиделся на Мишу и убежал.

Да,- улыбнулась воспитательница,- Мишиному платочку плохо живется в кармане рядом со всяким мусором. И тебе Миша, от этого плохо! Грязным, скомканным платком нос вытирать нельзя.

И рот грязным, скомканным платком закрывать нельзя,- добавила Маша.

А почему надо закрывать рот платком? - удивился Миша.

Потому, что когда ты кашляешь или чихаешь, у тебя изо рта вылетают микробы. Если не закроешь им путь, они разлетятся по комнате, попадут в рот и нос другим детям, и все начнут чихать и кашлять,- сказала воспитательница.

А я вот кашляю и никаких микробов не вижу,- заупрямился Миша.

Это потому, что микробы маленькие- премаленькие,- объяснила воспитательница. - Но я вам сейчас покажу их. - И показала картинку, на которой огромный великан стоял и кашлял, и из его открытого рта вылетали тысячи крохотных злых зверушек-микробов.

Миша очень внимательно рассмотрел их.

А придя домой, попросил у мамы чистый носовой платок. И с тех пор у него платок всегда чистый и аккуратно сложенный.

«Как Миша и Маша учились мыть руки»

Ребята, вы уже познакомились с Мишей и Машей. Теперь послушайте, как они учились мыть руки.

Однажды мама привела их в детский сад. Первый раз в жизни.

Вы сами умеете умываться? – сразу же спросили их детки.

Конечно!-закричали дружно Миша и Маша, помчались к раковинам и включили воду.

Подождите, посмотрите как другие детки будут мыть руки, - сказала их новая воспитательница.

Посмотрели Миша и Маша на других деток и сильно удивились. Оказывается, прежде, чем помыть руки надо расстегнуть манжеты и аккуратно закатать рукава .

И делали Миша и Маша так же, как все делали. Миша немного провозился с непослушными пуговицами, но, не теряя времени, быстро взял мыло.

Миша, в сухи руки мыло брать нельзя, - деловито заметила новая подружка Соня. – Руки сперва надо намочить. Только воду тоже надо знать как открывать – слишком много воды тебя забрызгает, а слишком мало воды тебе не хватит.

Миша покраснел и в знак согласия кивнул головой. Маша засмеялась :

Видишь, дома ты всегда открываешь слишком много воды и всегда обливаешься.

Сделав много мыльной пены, Миша и Маша вернули мыло на место и подставили руки под воду.

Ой, забыли помыть же! – воскликнула девочка Соня.

Сейчас мы им поможем и научим правильно мыть руки, - сказала воспитательница. – Ручки надо хорошо намылить, приложить ладошки друг к другу и хорошо их потереть. А потом помыть со всех сторон, как санки пусть перекатываются с одной горки на другую, то левая скатывается с правой, то правая – с левой. А когда и ладошки и пальчики стали чистыми, пену нужно смыть водой, руки стряхнуть и вытереть чистым полотенцем.

С полотенцами тоже вышел конфуз. Миша и Маша схватили то, что было ближе, а оказалось, что у каждого малыша есть свое полотенце. Чтобы полотенца никто не перепутал, у каждого есть своя картиночка. Маше досталась картинка с клубничкой, а Мише – с машинкой. Картинки малышам понравились, скомкав полотенце, они захотели повесить на крючки. Но руки так и остались мокрыми, а полотенца стали некрасивыми и мятыми. Маша хотела вытереть руки о свое красивое платье с оборочками, но увидела, что так никто не поступает.

Оказывается, чтобы вытереть руки, девочка Соня брала полотенце, расправляла его и сначала вытирала одну руку, а потом другую, а потом еще и каждый пальчик по отдельности. Каждый пальчик остался чистым и сухим.

В развитие личности дошкольника важнейшей задачей для педагогов является развитие речи ребенка.

Овладение родным языком, развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Одним из методических принципов развития речи дошкольников является принцип коммуникативно — деятельностного подхода. Чтобы целенаправленно содействовать усвоению детьми форм речи, важно вовлечь их в деятельность, полноценную в речевом и социально-нравственном отношении, в деятельность, которая поставит ребенка в позицию активного субъекта речевого общения. Такой деятельностью для дошкольников является театрализованная игровая деятельность. Театрализованные игры являются разновидностью игр, которые чаще всего строятся на основе прочитанных детям произведений фольклора и художественной литературы, которая служит для них источником заимствования «наилучших форм языка» (К.Д. Ушинский).

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. О роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. Л. Макаренко назвал театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающим своей яркостью, красочностью, доставляющим большое удовольствие и много радости.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем - в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Основная трудность в работе с детьми 3-4 лет, это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения. Есть дети в группе, которые плохо говорят, не проговариваю слова, звуки. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств, эмоций, воображения, фантазии, памяти, речи.

Поэтому, целью своей проектной деятельности я выбрала: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности».
Задачи проекта:
Обогащать словарь детей, активизировать его;
Совершенствовать грамматический строй речи ребенка, его звуковую культуру, монологическую, диалогическую формы речи, обучение эффективному общению и речевой выразительности;
Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.
В число участников образовательного процесса были включены: дети, воспитатели, родители.
На основе рабочего плана проекта (приложение 1) применялись различные формы, методы и приемы работы.

Формы работы с детьми: театрализованные игры (игры-инсценировки, как импровизация по мотивам литературного произведения) и режиссерские игры, как разновидность театрализованных игр. Для театрализация дошкольников использовали фольклорные произведения, стихотворения и короткие рассказы, с близкими детям темами: «Этот пальчик - дедушка», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок» и др.

Создание предметно-развивающей игровой среды предполагало оформление театрализованного уголка в группе, уголка ряженья, наличие различных видов настольного театра, масок, элементов костюмов и т.д.

Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка предполагало: совместные театрализованные игры воспитателя с детьми; этюды и имитационные игры; самостоятельные театрализованные игры детей.

Методы приобщения детей к театрализованной деятельности: показ настольного театра и беседы после показа; просмотры спектаклей в детском саду; совместные ролевые диалоги; разыгрывание литературных текстов, упражнения в грамматической и орфоэпической грамотности и интонационной выразительности и т.д.

Приемы развития речи средствами театрализованных игр определялись в соответствии с логикой развития речи (от восприятия - к заимствованию речевых форм - и затем к самостоятельному их использованию). Они предусматривали постепенный переход: от просмотра театрализованной постановки к самостоятельным театрализациям; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из 3-5 детей; от имитации действий персонажей к передаче их речевых реплик.

Совместный показ настольного театра воспитателя с ребенком, игры-инсценировки, совместные игровые диалоги с использованием игрушки. Для этого использовали знакомые сказки, стихи, потешки и этюды. В совместных показах настольного театра и в играх-инсценировках, требующих от детей более сложных реплик, воспитатели побуждали детей произносить реплики, используя прием отраженной речи.

Совместные показы проводились в индивидуальной деятельности с детьми, а также небольшими группками.

Все произведения подбирали в соответствии с возрастными возможностями детей и программными требованиями: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок» («Зимовье зверей»), «Волк и семеро козлят», «Теремок» («Рукавичка», Сутеев В. «Под грибом»,) «Заюшкина избушка» («Кот, петух и лиса»), «Три медведя» («Маша и медведь»).

Ожидаемые результаты:

Дети.
Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.
Родители.
Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования. Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

С помощью театрализованных занятий наряду с основными методами и приемами речевого развития детей, использовался богатейший материал словесного творчества народа. Развитие речи детей 3-4 лет средствами театрализованных игр показала достижение детьми более высоких уровней развития их речи и игровой деятельности, а также повышение качества педагогического процесса, направленного на развитие речи детей и развитие игровой деятельности, повышение уровней профессиональной компетенции педагогов и улучшение предметно-развивающей среды.

Достигнутые результаты доказали эффективность развития речи у детей младшего дошкольного возраста по средствам театральной деятельности

Элементы театрализованной деятельности можно широко использовать в разных видах деятельности педагогического процесса: в адаптационный период куклы отвлекают детей, помогают им расслабиться, снять напряжение, вызывают у детей положительные эмоции;в режимных моментах;в сюрпризных моментах во время различных занятий;для организации сюжетно-ролевых, подвижных игр.

Литература:

1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Борякова Н.Ю, Касицына М.А Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. (Организационный аспект).-М: В.Секачёв, ИОИ, 2004.
3. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет.- М.: «Просвещение», 2005.
4. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера,2004.
5. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. — М: АРКТИ.1999.
6. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса. Приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск
7. Гнедова О.Л, Майданюк Л.Е. Театрализация сказок в коррекционном детском саду: Пособие для воспитателей. СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2007.
8. О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи»

ПРОЕКТ "Разработка развивающих игр детей 3-4 лет"

Что такое развивающая игра?

В младшем дошкольном возрасте развитие личности ребёнка и всех его способностей значительно успешнее происходит в игре, чем на занятиях.

Развитие – всегда появление чего–то качественно нового: отношения к миру и к другим людям, способностей, желаний, интересов и побуждений к действию. Это всегда отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребёнок сам что-то придумывает, создаёт, к чему-то сам стремится. Действия под диктовку взрослого, как и ответы на его вопросы (даже правильные) не имеют никакого отношения к развитию ребёнка. Напротив, они могут стать тормозом развития, поскольку лишают малыша собственной активности. Действительное развитие происходит только тогда, когда ребёнок сам, по собственному желанию, а значит, с интересом и удовольствием, что-то делает. Поэтому эмоциональное благополучие и полноценное развитие не только не исключают, но и предполагают друг друга. Именно такое сочетание интересов ребёнка и задач его развития возникает в развивающих играх. Если на занятии ребёнок выполняет задание взрослого, то в игре он решает собственную задачу. В повседневной педагогической практике детского сада на игру фактически не остаётся времени. Огромные возможности развивающих игр, как правило, не используются.

Использование дидактических игрушек или пособий тоже нередко называют игрой. Стоит дать ребёнку в руки пирамидку или матрёшку и считается, что игра состоялась. Но это не так. Развивающая игра – не любые действия с дидактическим материалом и не игровой приём на обязательном учебном занятии, а специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.

Игровой замысел представляет собой игровую ситуацию, в которую вводится ребёнок, и которую он воспринимает как свою. Достичь такого восприятия можно при построении замысла игры с опорой на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта.

Замысел реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребёнку. В одних играх нужно что-то найти, в других – выполнить определённые движения, в третьих – обменяться предметами и т.п.

Игровые действия всегда включают в себя задачу, решение которой является для каждого ребёнка важнейшим условием личного успеха и его эмоциональной связи с остальными участниками. Содержание её может быть самым разнообразным: не убежать раньше времени или назвать форму предмета, успеть найти нужную картинку за определённое время, запомнить несколько предметов и пр.

Игровой материал побуждает ребёнка к игре, имеет важное значение для обучения и развития малыша и, конечно же, для осуществления игрового замысла.

Важной особенностью игры являются игровые правила. Они доводят до сознания детей её замысел, игровые действия и обучающую задачу. Выполнение правил требует от ребёнка определённых усилий, ограничивает его спонтанную активность и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребёнка.

Благодаря тому, что развивающая игра является активной и осмысленной для ребёнка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретённый в ней, становится его личным достоянием, так как его можно применять в других условиях.

Развивающая игра – довольно эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т.д. В дошкольном возрасте развивающие игры содержат разнообразные условия для формирования наиболее ценных качеств личности. Но, чтобы их развитие действительно состоялось, необходимо соблюдать определённую последовательность в подборе игр. Выбор игры – дело серьёзное и ответственное. Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике то, что ему уже знакомо, и побуждать к усвоению нового. Важно проследить внутреннюю связь предыдущей с последующей, чтобы в каждой игре ребёнок опирался на приобретённый опыт и совершал новый шаг в своём развитии.

Решающими условиями нормального психического развития ребёнка и основой его благополучия в детском саду становятся доброжелательные и открытые отношения со сверстниками и воспитателем, способность к сотрудничеству. Совместной деятельности. Очень важно воспитывать активно-положительное, доброжелательное отношение к сверстникам в младшем дошкольном возрасте при поступлении в детский сад. Ввести в детский коллектив, научит дружить и общаться – важнейшая задача воспитателя. Ведь от того, как сложатся отношения ребёнка с педагогом и с другими детьми, зависят и его настроение, хорошее самочувствие, а также успехи в познавательном и личностном развитии.

Поэтому на первых этапах необходимы игры, направленные на формирование общения и нравственно-волевых качеств личности. Это подвижные игры-забавы и хороводы. Развитие гуманных, нравственных отношений между детьми и волевых качеств личности происходит в поступках и действиях в пользу другого: помочь, выручить из беды, доставить приятное и пр. Однако выполнение этих действий и поступков требует волевых усилий, умения преодолевать препятствия, владеть собой.

В младшем дошкольном возрасте важное значение имеют игры, направленные на сенсорное воспитание. С помощью них ребёнок учится выделять и осознавать отличительные качества окружающих предметов: форму, величину, цвет, а также различным приёмам зрительного, слухового и осязательного обследования.

Игры на развитие внимания, мышления, речи открывают широкие возможности для познавательных процессов, поскольку ребёнок не просто выполняет требования взрослого, как это происходит на занятиях, но активно действует. В играх создаётся необходимая связь между практическими умственными действиями, которая ведет к развитию ребёнка.

В каждой игре есть два начала: одно несёт развлекательность, другое требует серьезности, мобилизации усилий. По соотношению этих начал выделяют: игры-забавы, игры с ролью, игры-задачи и игры-соревнования. Данные игры не только опираются на интересы младших дошкольников, но и способствуют их развитию, что достигается лишь в том случае, если игра интересна детям.

2. Цель и задачи проекта.

Цель проекта–формировать определенные психические процессы детей младшего дошкольного возраста в процессе развивающих игр.

Задачи:

  1. Повышение профессионального уровня в вопросах формирования определенных психических процессов у детей младшего дошкольного возраста.
  2. Повышение игрового интереса младших дошкольников к развивающей игре посредством игрового общения воспитателя с детьми;
  3. Активизация взаимодействия с родителями по формированию психических процессов с помощью игр.
  4. Дать элементарные представления оразвивающих играх, учить пользоваться альбомами, схемами.
  5. Развивать у детей стремление к самостоятельной деятельности в развивающих игр.
  6. Ожидаемый результат.

Реализация данного проекта позволить повысить уровень психических процессов у детей младшего дошкольного возраста; интерес к развивающим играм, усидчивости.

Сроки реализации проекта 1 учебный год.

Развивающие игры для детей 3 – 4 лет.

С поступлением в детский сад в жизни ребёнка происходят большие перемены, которые далеко не всегда бывают радостными и желанными для него. Приходится привыкать к более строгому распорядку дня, незнакомым взрослым и детям, непривычным требованиям. Но главное – разлука с мамой. Всё это может вызвать напряженность, неуверенность и тревожность. Такой неблагоприятный эмоциональный фон отрицательно сказывается на первых впечатлениях о детском саде, затрудняет привыкание. Многие дети сопротивляются подобным переменам в жизни, не хотят приходить в группу.

Как облегчить привыкание к новым условиям жизни? Самое лучшее, что может предпринять воспитатель, – позабавить, развеселить, поскорее отвлечь от всего, что омрачает пребывание детей среди незнакомых людей. В этом помогут совместные подвижные игры. Они помогут воспитателю сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью. Регулярное проведение подобных игр не только обогатит детей впечатлениями, но и даст им новый социальный опыт, который так важен для развития личности.

Игры, развивающие общение и нравственные качества личности.

Такие игры строятся на отношениях игрового партнёрства при добровольном участии каждого ребёнка в том, что принято всеми. Соперничество друг с другом недопустимо. Содержание и правила исключают поводы для конфликтов и взаимного отталкивания.

По своему характеру это игры-забавы, хороводы. Они созданы по образцу народных и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Такие игры удовлетворяют потребность в движении и общении. Сочетание действия со словом помогает ребёнку осознать содержание игры, что, в свою очередь, облегчает выполнение действий. Воспитателю эти игры помогут завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание. Ведь они делают ребёнка открытым для общения, что создаёт важные предпосылки для формирования личности. Особенностью всех игр-забав и хороводов является то, что в них центром притяжения является взрослый – он не только вносит новую игру в жизнь детей, но и служит для них образцом выполнения игровых действий и движений. Держась свободно и артистично, взрослый заражает детей своей увлечённостью, весельем.

Игры-забавы и хороводы имеют своеобразный характер действий. В играх-забавах все движения знакомы детям из повседневного опыта (бег, ходьба, прыжки и пр.) . Новым является лишь переход от одного движения к другому. Подражание взрослому облегчает такие переходы. Постепенно, при неоднократном проведении игры, дети начинают выполнять движения самостоятельно, подражая друг другу. Ни в коем случае нельзя превращать игру-забаву в упражнение по отработке последовательности движений! Повторное участие в игре обеспечивает ребёнку возможность естественно, без специальной тренировки овладеть необходимыми навыками.

Хороводные игры отличаются от забав необычностью движений: они пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии. Действия как бы драматизируют содержание игры. Всё это будит воображение детей, развивает музыкальные способности и художественный вкус. Яркое и выразительное ведение хоровода становится своеобразной формой эстетического воспитания.

Одним из главных условий проведения всех этих игр является добровольность участия детей. Не беда, если не все сразу включатся в игру. Можно начинать её и с небольшой группой желающих, которые откликнулись на приглашение воспитателя. Для остальных наблюдение за сверстниками станет интересным и полезным занятием. Постепенно все воспитанники группы втянутся в игру и станут её участниками.

Ниже приведены игры-забавы и хороводы:

Игры-забавы:

«Солнышко и дождик»

«Ножки»

«Куклы пляшут» . Цель: приучать выполнять детей игровые действия по очереди, небольшими группами.

«Смелые мышки» . Цель: учить выдержке, создавать важные предпосылки для формирования самоконтроля.

«Лиса и гуси» . Цель: нравственное воспитание.

«Я принёс тебе подарок»

Хороводные игры:

«Конь»

«Зайка» . Цель: преодоление таких качеств как застенчивость, нерешительность.

«Смелые мышки»

«Раздувайся, пузырь» . Цель: знакомство детей друг с другом и с воспитателем.

«По дорожке Валя шла»

«Самолёт»

«Подарки» и др.

Разберу подробнее одну из игр.

«Самолёт»

Изображая самолёт, каждый ребёнок «заводит мотор» – под звук [р-р-р] делает круговые движения руками перед собой. Затем он широким жестом раздвигает руки (как крылья) и летит (бежит) по кругу со звуком [ж-ж-ж] . Сделав полный круг, самолет замедляет движение и медленно приземляется, т.е. ребёнок приседает на корточки.

Эта игра может проводиться не только с малышами, но и в разновозрастной группе, как в помещении, так и на участке. Не нужно предварительно объяснять детям её правила, они становятся понятными по ходу игровых действий.

Игры, способствующие развитию целенаправленного восприятия.

Восприятие звуков

Восприятие звуков, умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности – очень важная способность. Её нужно целенаправленно развивать у ребёнка с ранних лет жизни. Конечно же, лучше всего это делать с помощью игр. Общая цель игр – открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными, значимыми, говорящими о чем-то важном. Для развития детского слуха очень важно проводить эти игры систематически, повторяя их изо дня в день.

  • «Кто разбудил Мишутку?» . Цель: научить прислушиваться к окружающим звукам, не только различать голоса друг друга, но и управлять своими голосами.
  • «Что выбрал Петрушка?» . Цели: научить узнавать на слух источник звука; способствовать обострению слуховой чувствительности и восприимчивости к звукам; развивать организованность, умение управлять своим поведением и чуткое отношение к тем, кто испытывает затруднение.
  • «Встречайте гостей» . Цели: научить выделять звук среди других и воспринимать его как сигнал какого-либо действия или события; научить ребёнка вести себя в коллективе, преодолевать неуверенность в себе; способствовать дальнейшему сближению детей; воспитанию вести себя в коллектив; помочь преодолеть неуверенность в себе.

Восприятие цвета

Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врождённым качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета. Предлагаемые ниже игры помогут научить детей различать и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении. Эти игры содержат два типа обучающих задач:

  1. на целенаправленное различение цветовых тонов;
  2. на правильное называние цветов.

В распоряжении воспитателя должны быть следующие материалы:

а. разноцветные флажки;

б. цветные ленты;

в. полоски цветной бумаги;

г. цветные кружки на подвесках;

д. одноцветные пирамидки с толстыми кольцами.

  • «Бегите ко мне» . Цели: научить сравнивать предметы по цвету; воспитывать умение вести себя в коллективе.
  • «Ищи свой дом» . Цели: научить различать цветовые тона путём сравнения образца с другим предметом; способствовать сближению и организованности группы; научить управлять своим поведением: сдерживать желания, если это необходимо, применять волевые усилия для достижения цели.
  • «Лети, голубок!» . Цели: научить ориентироваться в цветовых тонах по их названию без опоры на наглядный образец; способствовать развитию воображения у детей.

Восприятие формы

Активное участие в совместных играх позволяет малышам легко и успешно овладевать рациональными приёмами осязательного обследования формы объёмных и плоскостных предметов, если соблюдаются следующие условия:

  1. Ребёнок обследует предмет обеими руками и ощупывает его пальцами, поворачивая во все стороны.
  2. В процессе обследования обе руки действуют согласованно и активно.
  3. Исключается участие зрения в этом процессе.
  • «Что нам привёз Мишутка?» . Цель: выявить, могут ли дети самостоятельно на ощупь узнавать предмет, как привык ребёнок обследовать предмет, находящийся вне поля его зрения, – одной или двумя руками.
  • «Не ошибись, Петрушка!» . Цели: развивать осязательное восприятие формы предметов; научить целенаправленно обследовать форму, обеими руками поворачивая предмет и ощупывая его пальцами со всех сторон; способствовать также воспитанию познавательной активности детей и повышению у них интереса к решению умственной задачи.

Восприятие величины

Уже в младшем дошкольном возрасте необходимо развивать у детей умение воспринимать величину предметов путём сравнения их по длине, ширине, высоте. В большинстве предлагаемых игр используются народные игрушки: пирамидки, матрёшки, мисочки-вкладыши и другие деревянные игрушки, отдельные детали и части которых отличаются только размером. Эти игрушки учат сравнивать и соизмерять предметы по высоте и ширине. С помощью взрослого в предлагаемых играх ребёнок осваивает рациональные приёмы сравнительной оценки величины (накладывание и прикладывание предметов) .

Цель проведения этих игр в младшей группе – выделение величины как значимого признака предмета и развитие способности устанавливать ярко выраженные различия по высоте, длине и ширине.

  • «Что делают матрёшки?» . Цели: познакомить с таким качеством, как величина; способствовать формированию доброжелательных отношений.
  • «Разберём и соберём» . Цель: научить различать и сравнивать предметы по величине, т.е. по их протяжённости в пространстве.
  • «Весёлые матрёшки» . Цели: научить различать и сравнивать предметы по разным показателям величины; сравнивать предметы по высоте, сопоставлять размеры плоскостных и объёмных фигур и т.п.

Игры, формирующие целенаправленное внимание

Внимание – необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Специальная работа воспитателя по развитию внимания способствует своевременному психическому развитию детей и успешному усвоению ими программы детского сада. Между тем внимание дошкольников, как правило, развито очень слабо. Малыша в равной степени может заинтересовать любой предмет, его внимание легко перескакивает с одного объекта на другой. Поэтому ему необходимо своевременно помочь научиться управлять своим вниманием. Чтобы своевременно развивать у малышей определённые качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, нужны специальные игры, такие, где эта задача стоит в центре деятельности воспитателя и ребёнка. В каждой из них целенаправленность, сосредоточенность и устойчивость внимания являются главным условием игровых действий и общения друг с другом.

  • «Раз, два, три – говори!» . Цель: развивать целенаправленное внимание.
  • «Прятки с игрушками» . Цель: развивать у детей устойчивость внимания; способности удерживать в памяти определённую цель, не отвлекаясь на постороннее.
  • «Отзовись, не зевай!» . Цель: развивать устойчивое, сосредоточенное внимание.
  • «Мишкины проказы» . Цель: Развивать сосредоточенность и устойчивость внимания.

Игры, развивающие речь и мышление.

Практически во всех играх, описанных ранее, дети встречались с игровыми действиями, в которых активно участвуют и речь и мышление. Эти два важнейших психических процесса неразрывно связаны друг с другом. Но в играх, описанных выше, использовался тот уровень развития речи и мышления, которого дети уже достигли, а игры, приведённые ниже, нацелены на то, чтобы развивать эти процессы в необходимом единстве.

  • «Зайчик и мишка» . Цель: приучать детей различать и правильно обозначать пространственные отношения между предметами.
  • «День рождения куклы Алёнушки» . Цель: развивать связную речь.
  • «Что на картинке» . Цель: научить детей самостоятельно выделять назначение предмета и обозначать его посредством слова, что имеет важное значение для развития интеллекта и связной речи.
  • «Отгадай-ка!» . Цель: развивать целостные представления об окружающих предметах.

Заключение.

Все описанные игры представляют собой совместную деятельность детей со взрослыми. Именно взрослый вносит в жизнь детей эти игры, знакомит с их содержанием. Он вызывает у детей интерес к игре, побуждает их к активным действиям, без которых игра невозможна, является образцом выполнения игровых действий, руководителем игры – организует игровое пространство, знакомит с игровым материалом, следит за выполнением правил.

В любой игре содержатся два типа правил – правила действия и правила общения с партнёром. Правила действия определяют способы действий с предметами, общий характер движений в пространстве (темп, последовательность и т.д.) . Правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры (очерёдность выполнения действий детей, их согласованность и т.д.) . Эти два вида правил в простой, доступной для ребёнка форме приучают малышей к организованности, ответственности, самоограничению, воспитывают умение сопереживать, внимательно относиться к окружающим.

Описанные выше игры адресованы в основном детям младшего дошкольного возраста – от 3 до 4 лет. Однако психологический возраст ребёнка – понятие условное и определяется не только календарными сроками, т.е. количеством прожитых лет и месяцев, но и этапом психического развития. Вполне возможно, что предложенные игры окажутся увлекательными и полезными не только для трёхлетних, но и для пятилетних детей.

При организации игр необходимо учитывать, что разные дети требуют разного подхода и нуждаются в различных воспитательных воздействиях. Вместе с тем иногда в детских садах пользуются методами, которые недопустимы ни для каких детей и ни при каких обстоятельствах.

Ни в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами, наказаниями) заставлять ребёнка делать то, чего он не хочет, к чему ещё не готов. Задача воспитателя – заинтересовать малыша, увлечь его полезным занятием, поддержать малейшие успехи. Принуждением можно только отбить интерес к игре, что сделает её бессмысленной. Недопустимо также подменять игру упражнением или уроком, требовать механического повторения каких-то слов или движений. Тем более недопустимы раздражённый тон и грубость в отношениях с детьми.

Доброжелательность, сюрпризность, разного рода неожиданности являются значительно более эффективными средствами в работе с детьми. Нужно уметь вовремя удивиться или огорчиться, заинтриговать детей какой-то неожиданностью, выразить восхищение, показать мимикой, интонацией, движением свою заинтересованность игрой и успехами в ней ребёнка. Конечно, всё это требует от воспитателя артистизма. Но ведь педагогика – это искусство. Только радость от успеха, увлечённость, заинтересованность ведут к формированию личности человека.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №111» г. Сыктывкара

Проект разработала воспитатель Канева Юлия Васильевна Сыктывкар, 2015

  1. Что такое развивающие игры? ……… ……………………………………
  2. Цель и задачи проекта……………………………………………………
  3. Ожидаемые результаты …………………………………………………
  4. Развивающие игры для детей 3-4 лет……………………………………
  5. Заключение……………………………………………………………....

Проект «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Воспитатель: Яковлева Е.В.

Вид проекта: познавательный, творческий.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
По количеству участников : групповой.
Участники проекта:
Дети второй младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность :
Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми, из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)
Сегодня все знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Ведь именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Именно поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с раннего возраста. Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с вниманием, воображением, мышлением, памятью и речью ребенка
Это определило тему моей дальнейшей работы «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

Цель : целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи :
1. использовать разнообразные приемы и методы по формированию тонких движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста;
2.формирование практических умений и навыков продуктивной и речевой деятельности
3. укрепление физического и психического здоровья детей;
4. развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память;
5. повышение уровня речевого развития детей;
6. воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
7. воспитание и развитие художественного вкуса;
8. привлечь родителей к участию в реализации проекта.

I этап – подготовительный
1. Составление перспективного плана мероприятий проекта.
2. Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и т. д.
3. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей.
4. Консультация для родителей “Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста”.
5. Пополнение предметно-развивающей среды группы младшего возраста.
II этап - практический
1. Реализация разработанной системы работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
2. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики детей второй младшей группы:
- Мастер – класс для родителей «Развитие мелкой моторики детей
в домашних условиях»
- Оформление наглядно- информационного и консультативного материала для родителей
- Памятка для родителей: «Пальчиками играем – стихи повторяем! »
3. Открытое занятие, с демонстрацией внедрения пальчиковых игр в ход занятия
4.Мониторинг уровня развития мелкой моторики у детей второй младшей группы.
III этап – заключительный
1. Обобщение итогов работы с детьми и родителями.
2. Анализ эффективности системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
3.Творческая самопрезентация на педсовете по успешности реализации проекта
4. Выставка детских работ с использованием нетрадиционных методов
рисования и аппликации.

Ожидаемые результаты:
- увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной;
- возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;
- родители станут единомышленниками с педагогами по развитию мелкой моторики в работе с детьми;
- родители получат необходимые знания по данной теме;
- предложенные игры и упражнения помогут развить мелкую моторику рук детей;
- формирование навыков самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями
- кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений.

Итог проекта:
Прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей. Целенаправленная, систематическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует:
- увеличению словарного запаса детей, речь детей становится более эмоциональной и выразительной;
- кисти рук приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений;
- сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Младший дошкольный возраст ребёнка уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне.
Сегодня все без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.
Осуществляя тренировку тонких движений пальцев рук, я активно использовала, не только создаваемые конструкции из пальцев рук, в соответствии с предлагаемым стихотворным текстом, но и различные игры и занятия с предметами: природным материалом, бумагой, пластилином, бусами, шнуровками, счётными палочками, спичками, мозаикой, конструктором и т. д. А также использовала различные виды театров: теневого, пальчикового, настольного, перчаточных кукол. Такие занятия, также способствуют взаимодействию мелкой моторики пальцев рук с такими высшими психическими процессами, как память, внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность.
С учётом развивающей функции предметной среды, требующей для своей реализации сочетания традиционных и новых компонентов, обеспечивающих преемственность развития деятельности от простых её форм к более сложным, в группе оборудован «Центр развития мелкой моторики».
Для привлечения родителей к участию в реализации проекта, мной был подобран и оформлен наглядно – информационный и консультативный материал для родителей, проведено родительское собрание с участием психолога. На родительском собрании был проведен мастер-класс по развитию мелкой моторики рук. Благодаря этому, родители приняли активное участие в изготовлении практического материала и в закреплении разучиваемых игр с детьми дома.
Благодаря применению наработанного материала на практике, по результатам диагностического обследования, у воспитанников наблюдается совершенствование речевых навыков, повысился уровень изобразительных навыков. А также, у многих детей заметно повысилась самооценка.
В качестве обобщения проделанной работы, на педагогическом совете была представлена презентация по теме: «Развитие речи через пальчиковые игры».

Планирование

1 неделя
Понедельник 15.02.
Пальчиковая игра «Пальчики здороваются»
Игры с конструктором
Вторник 16.02.
Пальчиковая игра «Козочка»
Игры с мозаикой
Среда 17.02.
Пальчиковая игра «Мы варили суп»
"Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги".
Четверг 18.02.
Пальчиковая игра «Кораблик»
Работа с раскрасками - штриховка
Пятница 19.02.
Пальчиковая игра « Два веселых гуся»
Лепка из глины и пластилина
Суббота 20.02.
Пальчиковая игра «Банька»
Спрячь платочек

2 неделя
Среда 24.02.
Пальчиковая игра «Семья»
Ищем маленькие игрушки в миске с крышками
Четверг 25.02.
Пальчиковая игра «Ой мороз, мороз…»
Игры с прищепками
Пятница 26.02.
Пальчиковая игра «Апельсин»
Игра с клубочками

3 неделя
Понедельник 29.02.
Пальчиковая игра «Я пеку, пеку, пеку…»
Катание по столу, между ладонями карандашей, шариков, и т.п
Вторник 01.03.
Пальчиковая игра «Пальчиковые загадки»
Собирание пазлов и разрезных картинок
Среда 02.03.
Пальчиковая игра «Дом»
Разрывание бумаги (путем отщипывания от листа)
Четверг 03.03.
Пальчиковая игра «Маланья»
«Бусы для мамы» нанизывание
Пятница 04.03.
Пальчиковая игра «Лакомка»
Рисование нетрадиционным методом

4 неделя
Среда 09.03.
Пальчиковая игра «Постираем белье»
Работа с пластилином
Четверг 10.03.
Пальчиковая игра «На постой»
Пальчиковая гимнастика- шнуровка
Пятница 11.03.
Пальчиковая игра «Снег, снег»
Массаж ладоней и пальцев рук

Конспект НОД. Тема «В гости к Лисичке».

Цель : развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.
Задачи: - познавательные : закреплять представление о диких животных (медведь, лиса, заяц, еж, белка) - обучающие : учить соотносить слова стихотворения с движениями, имитировать игру на различных инструментах, подражать их звукам. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе. Продолжать учить правильно держать карандаш, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться проведения линии карандашом не отрывая от бумаги, по середине дорожки.
-коррекционно-развивающие :развивать внимание, память детей, развивать мелкую моторику рук. Учить детей захватывать ладошками мелкие предметы и переносить их в другое место. - воспитательные :формировать доброжелательное отношение детей к лесным животным, желание помогать им. Воспитание чувства коллективизма.
- игровые : совершенствовать умение использовать игры с мелкими предметами.
Материал :
Демонстрационный : мягкие игрушки, ёлки. Раздаточный : подносы, орешки, миски, корзинки, макароны, мелкие игрушки, разрезные картинки, карандаши, листочки с дорогой, конфеты.
Ход занятия :
Воспитатель с детьми заходят в группу, здороваются.
Воспитатель : Дети, посмотрите, куда мы с вами попали?(стоят несколько елочек)
Дети : В лес!
Под ёлочкой сидит зайчик и плачет. Дети спрашивают, « Почему зайчик плачет?»
Зайчик : «У Лисички сегодня день рождения, я ей нёс подарки и потерял их. Что же мне теперь делать? Как я пойду без подарков?»
Воспитатель : «Дети давайте поможем зайчику найти подарки для лисички.»
На столе стоят миски с мелкими макаронами, в них спрятаны мелкие игрушки.
Дети находят игрушки и называют их:
- Я нашла куклу. И т. д.
Найденные игрушки отдают зайчику.

Воспитатель : Ребята! А вы хотите узнать, кто еще идет к Лисичке в гости на день рождения? Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.
Вместо шубки лишь иголки
Не страшны ему и волки,
Колкий шар не видно ножек
Звать его конечно ….(Ёжик)
Вот он Ёжик.
Ребята, а наш Ёжик очень любит играть. А вы хотите с ним поиграть?
Пальчиковая игра «Ёжик»

Воспитатель : Ребята, давайте посмотрим, кто еще идет к Лисичке в гости. У меня есть картинки, где нарисован наш герой. Ой, посмотрите мои картинки разлетелись, вы поможете мне их собрать?
Дети подгруппами по 3 человека собирают разрезные картинки.
-Кто получился у вас на картинках? Правильно, Мишка.
В гости идет Мишка, но он заблудился и не знает по какой дорожке идти. Давайте поможем Мише найти дорогу. Для этого необходимо провести карандашом не отрывая от бумаги по -середине дорожки, прямо к Лисичке (на листе изображены три дорожки, необходимо выбрать дорожку от Мишки до Лисички).
Воспитатель: Ребята, каких зверюшек мы с вами уже встретили?
Дети : Зайца, Ёжика, Медведя.
Воспитатель :Где все они живут? Правильно в лесу, и называются?
Дети : - Дикие животные.
Воспитатель : А кого из диких животных мы еще с вами знаем? Я вам подскажу:
По деревьям ловко скачет
И в дупло орешки прячет?
Дети : Белочка.
Воспитатель : Белочка несет лисичке в подарок орешки. Тяжело ей нести орешков много, корзинки тяжелые. Давайте ей поможем.
Содержимое корзинок высыпается на 2 подноса. Дети делятся на 2 команды. По сигналу дети переносят орешки с подносов в корзинки.
Воспитатель : Собрались все зверята в гостях у лисички и стали веселится.
Предлагает детям поиграть на музыкальных инструментах (воображаемых) и поплясать вместе со зверятами.
Речь с движениями «Я на скрипочке играю...»
Я на скрипочке играю
«Тили-ли, тили-ли»
Скачут звери на полянке
«Тили-ли, тили-ли»
на гармошке я играю «Ры-ры-ры»
Скачут звери на полянке
«Ры-ры-ры »
Я на дудочке играю «Ду-ду-ду»
Скачут звери на полянке
«Ду-ду-ду »
А теперь на барабане
«Бум-бум-бум, трам-там-там»
Все зверушки разбежались
по кустам, по кустам.

Воспитатель : Ребята вам понравилось играть и веселиться вместе со зверятами в гостях у Лисички?..... Вы были сегодня такие умнички, помогли зверушкам придти к Лисичке на день рождения. Столько добрых дел сделали. А кто помнит, кому мы сегодня помогали?(ответы детей). Лисичка очень вам благодарна, за помощь. Ей очень понравилось с вами играть и веселиться, и она хочет вас угостить вкусными конфетами.

Картотека игр на развитие мелкой моторики:

«Катание по столу, между ладонями карандашей и шариков»
Цель: развивать мелкую моторику.
Детям дают граненые карандаши. Ребенок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.

«Игры с пластилином»
Учить скатывать «шарики и колбаски» между ладонями, развивать умение отрезать стекой маленькие кусочки от большого. Формировать координацию движений, развивать умение регулировать силу нажатия на стеку, правильно ее держать, развивать воображение.

«Найди вторую половинку» - разрезные картинки
Учить выделять части предмета и соединять их в целое, развивать зрительную ориентировку, мелкую моторику.

«Шнуровки» - учить вкладывать шнурок в дырочку
Учить продевать шнурок в отверстие по подражанию, образцу, развивать целенаправленность действий и мелкую моторику.

«Пазлы»
Это картинка-головоломка, которую надо составить из отдельных кусочков. Пазлы бывают деревянные, картонные, поролоновые и пластмассовые. Начинать надо с простых пазлов, состоящих из двух-четырех деталей, на каждой из которых изображена узнаваемая часть (нога, голова, лапа, половинка кораблика, самолета, мячика и т.д.

«Игры с бусинками»
Оборудование: бусины, ниточки.
Нанизываем бусинки на ниточки, изготавливая украшение для игры. Нанизываем бусины в определенном порядке, чередуя по форме, цвету, или величине.

«Работа с мозаикой»
Оборудование: мозаика различных видов, образцы выкладываемых фигур.
Выложить несколько рядов из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

«Игры с конструктором»
Конструктор – это универсальная развивающая игра. Для малышей подойдут деревянные и пластиковые конструкторы, с небольшими деталями, которые удобно держать в руках и накладывать или соединять друг с другом.

«Игры-с-магнитами»
Игры с магнитами для детей второго года жизни в основном сводятся к прикреплению фигурок на магнитах к разным поверхностям: холодильнику, магнитной доске, металлическим предметам (кружке, батарее, кастрюле и т.д.) или друг к другу.

"Игры с прищепками"
Прикрепляем прищепки к различным предметам: к пластмассовому ведерку, к деревянной палочке, к книжке, к картонным силуэтам (ежика, солнышка,цветочка, елочки и т.п.), к веревке, к ткани и т.д.

«Игры с бумагой и салфетками»
Снежки из бумаги: Покажите малышу, как скомкать лист бумаги (или салфетку) чтобы получился снежок.
Снежинки из бумаги: Предложите ребенку порвать лист белой бумаги (или салфетку) на мелкие кусочки – это будут снежинки.
Секретики: Заверните в оберточную бумагу или фольгу игрушку и предложите малышу развернуть подарок.

«Пальчиковый бассейн»
Ребёнок опускает кисти рук в сосуд с однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы) и в течение 5 – 10 минут перемешивает содержимое. Затем взрослый предлагает сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает рук в сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

«Рисунок на крупе»
Взрослый берёт яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие – нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы.

«Спрячь платочек»
Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешок) так, чтобы он целиком уместился в кулачке.

МКДОУ детский сад «Сказка» комбинированного вида Купинского района

Проект для детей младшей группы 3-4 лет: «Русская народная культура и традиции».

Метелева Е.Ю.

Купино 2017 год.

Проект для детей 3-4 лет «Русская народная культура и традиции».

По доминирующей деятельности: (познавательно - информационный)

По количеству участников:(групповой)

По характеру контактов: (среди детей, родителей и воспитателей)

По продолжительности: краткосрочный (2 недели).

Актуальность.

Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.

Наследие традиционной народной культуры является источником современной национальной культуры и искусства. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и формируются важнейшие этнические идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений. Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Проблема: заключается в том, что в наше время дети не знакомы с русскими традициями, бытом, игрушками. Целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русской матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях.

Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Значимая для детей проблема на решение, которой направлен проект: как появилась матрёшка? Какие бывают русские традиции? Недостаток знаний о русских народных традициях был выявлен при беседе с детьми.

Цель проекта :

Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с народными традициями, народным искусством.

2. Дать представление об устройстве русской избы, о народном промысле.

3. Изготовить лепбук для детей о фольклоре.

4. Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

5. Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.

6. Привлечь родителей и детей к совместному творчеству «Укрась пасхальное яйцо».

Ожидаемый результат.

Познакомить детей с устройством русской избы, с предметами старинного русского быта и традицией чаепития;

Продолжить знакомить детей с русскими народными играми, формировать умение в них играть;

Расширить представление о народном искусстве;

Формировать понятие о жанре русского народного творчества «сказка».

Воспитывать интерес к фольклору через загадки, частушки, потешки, пословицы и поговорки;

Организовать в группе выставку «Пасхальное яйцо»

Этапы проекта.

1.Организационный.

Формулирование цели и определение задач.

Составление плана основного этапа проекта.

Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.

Подбор материалов по теме проекта.

Изготовление детского лэпбука «Фольклор».

Взаимодействие с родителями: проведен мастер-класс по украшению пасхальных яиц.

2. Планирование деятельности.

Рассматривание иллюстраций, беседы :

«Знакомство с народными инструментами»: балалайка, дудочка, ложки, трещотка, бубен.

Цель: Познакомить детей с русскими народными инструментами. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.

«Веселые матрешки».

Цель: познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки.

Чтение художественной литературы:

Русские народные сказки: «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка».

Цель: Формировать у детей понятие о жанре русского народного творчества «сказка», учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы.

НОД: Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи «Русская изба! »

Цель: Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа.

Задачи: Познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, прялка, самовар, и др.); Продолжать знакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками. Развивать связную речь через устное народное творчество; Развивать коммуникативные умения с помощью народных игр. Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа, к русскому фольклору.

Дидактические игры: «Угадай по звуку?»

Цель : Закрепить знания о русских народных инструментах. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.

«Что растет в саду и огороде?»

Цель: закрепить знания о местах произрастания овощей и фруктов.

Подвижные игры:

«Салки», «Гуси, гуси», «Кошки мышки», «У медведя во бору».

Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность, закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве.

Хороводные игры:

«Каравай», «Вышел Ваня погулять»

Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.

Знакомство с фольклором:

Чтение и разучивание потешек, частушек, знакомство с пословицами и поговорками, загадывание загадок, прослушивание колыбельных песен.

Цель: формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.

Работа с родителями.

Индивидуальные беседы, помощь детям в разучивании: потешек, загадок, считалок. Проведение мастер-класса по украшению пасхальных яиц.

3. Заключительный.

Дети познакомятся с устройством русской избы, с предметами старинного русского быта.

Продолжают знакомиться с русскими народными играми, научились в них играть.

У детей сформируется понятие о жанре русского народного творчества «сказка».

Расширятся представления о народном искусстве (игрушках, музыкальных инструментах, посуде, предметах быта и т. д.).

Повышается интерес к фольклору, дети разучили детские частушки, потешки; познакомились с народными пословицами, поговорками (лэпбук «Фольклор»).

В группе будет организована выставка «Пасхальное яйцо».

4. Продукт проекта

    Проведен мастер-класс по украшению пасхальных яиц.

    Организована в группе выставка «Пасхальное яйцо».

    Изготовлен детский лэпбук «Фольклор».

Используемая литература:

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Детство-Пресс, 2008.

2. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

3. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. / М. : Айрис-пресс, 2003.

Приложение к проекту.