Развитие самосознания у детей дошкольного возраста. Самосознание детей дошкольного возраста

Диагностика эмоционально- волевой сферы дошкольника.

1.«Графическое изображение уверенности и неуверенности». В данном тесте дошкольнику было предложено нарисовать себя карандашами.

Цель теста - прогноз переживания и аффективного реагирования в значимых и конфликтных ситуациях, выявление неосознаваемых аспектов личности.

2 Методика выявления наличия страхов (Захаров А.И .). При проведении данного теста ребенку зачитывают конкретные ситуации в которых он может испытать чувство страха.

Цель теста - определить страхи ребенка, а также опасения по поводу вероятности того или иного события.

3. Тест тревожности – сказкотерапия Луиза Дюс.

Цель теста : диагностика эмоциональных реакций ребенка на некоторые привычные для него жизненные ситуации.

При проведении теста выявления наличия страхов (по Захарова А.И.)была проведена беседа, которая представлялась как условие для избавления от страхов посредством их проигрывания и рисования.

Беседу мы вели неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответов "да" - "нет" или "боюсь" - "не боюсь". Повторяли вопрос о том, боится или не боится ребенок, только время от времени. Тем самым избегали наводка страхов, их непроизвольное внушение.

При стереотипном отрицании всех страхов просили давать развернутые ответы типа "не боюсь темноты" или "боюсь темноты", а не "нет" или "да". Мы, задавая вопросы, сидели рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть.

Самосознание – представление человека о своих взаимосвязях со средой, концепция своего «Я», установки в отношении себя.

В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».
Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я;

в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени - как называют его окружающие;

он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект.

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития.

Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения.



Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.

К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.

К 7 годам формируется способность оценивать себя (самооценка).

На формирование самосознания влияют: оценки окружающих и статус в группе сверстников. Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное». Оценка результатов своей деятельности.

По мнению Вольфа Саломоновича Мерлина , самосознание – сложная психологическая система, которая включает в себя четыре составляющие :

1)Сознание своего «Я»;
2) Сознание собственной тождественности;
3) Осознание личных психических качеств;
4) Система социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом, но формируются они не одновременно.

Под самосознанием следует понимать процесс осознания своей личности, своего «Я», как физического, духовного и общественного существа.

Самосознание – это знание и в тоже время отношение к себе как к определенной личности.

Все стороны личности (физическая, духовная, общественная) находятся в теснейшем единстве, влияют друг на друга. Процесс осознания этих сторон личности, есть сложный единый процесс. Осознание себя как физического существа, есть и отношение к себе как к определенному живому организму, обладающему известными физическими качествами.

Когда мы говорим об осознании себя как духовного существа, то здесь на первый план выступают знания и отношение к себе, как к личности познающей, переживающей и действующей. Наконец, осознание себя как общественного существа, заключается в осознании своей общественной роли, своего места в коллективе.

Возникновение и развитие самосознания ребенка на протяжении первых 7 лет жизни неразрывно связаны с развитием межличностных отношений с другими.

Самосознание как постоянного источника разнообразных желаний и действий, отделенного от других людей, происходит к концу третьего года жизни под влиянием возрастающей практической самостоятельности ребенка.

Ребенок начинает овладевать выполнением разнообразных предметных действий без помощи родителей, усваивает простейшие навыки самообслуживания. Он овладевает прямохождением, речью, предметно-манипулятивной деятельностью. У него возникают особые чувства, которые в психологии названы чувствами самолюбия: чувство гордости и чувство стыда (первичные проявления эмоционально–ценностного компонента самосознания). В конце этого периода ребенок начинает впервые утверждаться как личность. Он начинает понимать что, то или иное действие выполняет именно он. Внешне это понимание выражается в том, что ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а первом лице: «Я сам», «Я буду», «Я хочу», «Дай мне», «Возьми меня с собой». В общении со взрослыми он научается отделять себя от других людей.

Вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам факт, что он существует, по-настоящему еще ничего не зная о себе и о своих качествах. Стремясь быть как взрослый ребенок раннего возраста не учитывает своих реальных возможностей.

Скоро ребенок начинает сравнивать себя со взрослыми. Он хочет быть таким, как взрослые, он хочет выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью. И не потом (когда-нибудь), а сейчас же, здесь и немедленно. Поэтому-то у него появляется стремление к волеизъявлению: он стремиться к самостоятельности, к противопоставлению своих желаний желаниям взрослых. Так возникает кризис раннего возраста. Взрослые в этот период испытывают значительные трудности во взаимоотношениях с ребенком, сталкиваются с его упрямством, негативизмом.

Нет еще обоснованного и правильного мнения о себе и у младшего дошкольника, который попросту приписывает себе все положительные, одобряемые взрослыми качества, часто даже не зная, в чем они заключаются. Когда одного ребенка утверждающего что он аккуратный спросили, что это значит, он ответил: «Я не боюсь». Другие дети, тоже гордящиеся своей аккуратностью, на этот вопрос отвечали: «Не знаю».

Для того чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. А это происходит далеко не сразу. В этот период, оценивая сверстников, ребенок просто повторяет мнения, высказанные о них взрослыми. То же самое происходит и при самооценке («Я хороший, потому что мама так говорит»).

Половая идентификация, отождествление себя с представителями своего пола, развивается где-то к трем годам, в процессе того, как ребенок учиться осознавать себя как будущую мужчину или женщину. «Я - мальчик» или «Я - девочка» становятся знанием и убеждением ребенка. Здесь осознание своего «Я» непременно включает в норме и осознании собственной половой принадлежности. Чувства собственной половой принадлежности в норме уже становятся устойчивым у ребенка в младшем и среднем дошкольном возрасте.
В соответствии с восприятием самого себя как мальчика или девочки ребенок начинает выбирать для себя игровые роли. При этом дети часто группируются в игры по признаку пола.

В младшем и среднем дошкольном возрасте обнаруживается доброжелательная пристрастность к детям своего пола, что определяет развитие самосознания.

В 3-4 года дети не только различают пол окружающих их людей, но и довольно хорошо знают, что в зависимости от пола, к человеку предъявляются разные требования: девочки обычно играют в куклы и одеваются как женщины, а мальчики играют в машинки или, например, в пожарников.

В 4 – 5 лет , самостоятельная оценка ребенком других людей, их поступков и качеств первоначально зависит от его отношения к этим людям. Это проявляется, в частности, в оценке поступков персонажей рассказов и сказок. Любой поступок хорошего, положительного героя оценивается как хороший, плохого – как плохой. Но постепенно оценка поступков и качеств персонажей отделяется от общего отношения к ним, начинает строится на понимании ситуации и того значения, которые имеют эти поступки и качества. Прослушав сказку «Теремок», ребенок отвечает на вопросы: «Хорошо или плохо поступил медведь?» - «Плохо». «Почему он плохо сделал?» - «Потому что развалил теремок». - «Тебе медведь нравится или нет?» - «Нравится. Я люблю мишек».

По мере усвоения нормы и правила поведения становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Но приложить эти мерки к самому себе оказывается гораздо труднее. Переживания, захватывающие ребенка, толкающие его на те или иные поступки, заслоняют от него действительный смысл совершенных поступков, не позволяют беспристрастно их оценивать. Такая оценка становиться возможной только на основании сравнения своих поступков, качеств с возможностями, поступками, качествами других людей.
На вопрос, кто лучше всех поёт песенки в группе, Марина говорит: «Галя и я. Хорошо Лена поет. А Галя и я немножко. Я немножко хорошо и Галя немножко хорошо».

К старшему дошкольному возрасту (к 6-7 годам) отношение к себе снова существенно меняется. К этому возрасту дети начинают осознавать не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы, которые, в отличие от объективных характеристик, не являются предметом оценки и сравнения, но объединяют и консолидируют личность ребенка в целом (Я хочу, Я люблю, Я стремлюсь и пр.) все это отражается в усилении субъектной составляющей самосознания и в изменениях взаимоотношения 6-7-летнего ребенка к другим людям. Собственное Я ребенка уже не столь жестоко фиксировано на своих достоинствах и оценке своих объективных качеств, но открыто для других людей, их радостей и проблем. Самосознание ребенка выходит за пределы своих объектных характеристик и открыто для переживаний других. Другой ребенок становится уже не только противоположным существом, не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, но и самоценной личностью, субъектом общения и обращения их целостного Я. Именно поэтому дети охотно помогают сверстникам, сопереживают им, и не воспринимают чужие успехи как свое поражение.

Несмотря на очевидные различия поведенческих проявлений, в основе всех проблемных форм межличностных отношений лежит единое психологическое основание. В общих чертах его можно было бы определить как фиксацию на своих предметных качествах или преобладание оценочного, объектного отношения к себе и другим. Такая фиксация порождает постоянную оценку себя, самоутверждение.

Таким образом, самосознание и отношение к другим неразрывно связаны и взаимообусловливают друг друга; на всех этапах возрастного развития отношение к другим отражает особенности становления самосознания ребенка и его личности в целом.

Осознание своего поведения и начало личного самосознания - одно из главных новообразований дошкольного возраста. Старший дошкольник начинает понимать, что он умеет, а что нет, он знает свое ограниченное место в системе отношений с другими людьми, осознает не только свои действия, но и свои внутренние переживания - желания, предпочтения, настроения и т.д.

Самосознание – понимание того, что собой представляет ребенок, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение – считается центральным новообразованием всего периода дошкольного детства. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, то есть, в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («Я хороший») и рациональной оценки чужого поведения.

Еще одна линия развития самосознания – осознание своих переживаний.

Для этого периода характерна половая идентификация:

Ребенок осознает себя как мальчика или девочку;

Происходит осознание стереотипов поведения по мужскому или женскому типу.

Изучением формирования самосознания у детей дошкольного возраста занимались такие отечественные и зарубежные психологи как Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин, Дж. Болдуин и другие.

По мнению Дж. Болдуина, развитие самосознания детей связано с социальным сознанием, которое позволяет воспринимать людей как живых существ. Различение «людей и вещей» происходит на раннем уровне развития, когда ребенок начинает познавать все многообразие мира. Им выделяются три фазы: проективная, субъективная, эйективная. В проективной фазе ребенок воспринимает людей как живых существ, которых он воспринимает только внешне. В субъективной фазе происходит частичное осознание ребенком своего внутреннего мира, в этой фазе ребенок начинает открывать самого себя. В эйективной фазе ребенок начинает понимать смысл внутренней жизни, который он только чувствовался, внешний мир чужой жизни начинается восприниматься им через призму внутреннего восприятия. .

В.В. Зеньковский основываясь на подходах Дж. Болдуина, эмпирическим путем доказывал существование трех идентичных фаз развития самосознания в единстве со становлением социального сознания. В проектной фазе, по В.В. Зеньковскому, ребенок осознает внешний облик людей. В субъектной фазе ребенок «открывает самого себя для себя», то есть осознает свой внутренний мир. В эйективной фазе - происходит открытие внутренней жизни в других людях. В проектной фазе происходит формирование первичных «проектных самохарактеристик», которые В.В. Зенковский определяет как «проектной самосознание» ребенка. Мотивация проектных самохарактеристик определяется социальной средой ребенка, на их основе формируется установка - определенное социальное отношение в самых разных ситуациях. Система установок создает базу для проектной самохарактеристики, которая в дальнейшем преобразуется в социальное самосознание. Проектное самосознание и субъективное самосознание образуют два полюса социального самосознания.

В.С. Мухина считала, что основой самосознания ребенка является способность к идентификации накопленного человечеством опыта. По ее мнению, в самосознании личности ребенка можно выделить «кристалл личности», который представлен именем собственным и социальным признанием. Социальное признание ребенок сначала получает непосредственно, затем через удаленное социальное окружение. Имя собственное при этом идентифицировано с индивидуальность тела .

Интенсивное развитие интеллектуального и личностного развития детей раннего возраста приводит к формированию основ самосознания. По мнению Г.Г. Филипповой, формирование образа индивидуального «Я» происходит последовательно: сначала самоощущения, представления о схеме своего тела, самовосприятие, самооценка, выделение «Я» как внутреннего субъекта .

Развитие зачатков самосознания относятся к раннему детству. Формирование самосознания начинается в раннем детстве. Открытием ребенком «Я» осуществляется в возрасте одного года. Ребенок начинает узнавать себя в зеркале или на фотографии. К двум годам или к концу раннего возраста ребенок может отделить результат своих действий от действий других и четко осознает себя как деятеля. Это связано с процессом активного действования, которое обусловлено внутренним состоянием ребенка. Ребенок не только знает свое имя, «открывая себя» как отдельного человека, но начинает произвольно овладевать своим телом. В результате ребенок овладевает целенаправленными движениями и действиями, формируется двигательная координация всех частей тела.

Ранний возраст связан с формированием первичных представлений о схеме тела, с дифференцированным самоощущением тела. То в норме ребенок двух лет способен определить локализацию телесных ощущений, что свидетельствует о сформированности схемы тела. Сформированность начальных элементов самосознания ребенка детерминируется индивидуальным взаимодействием с взрослым человеком .

Следует отметить, что изучение детей раннего возраста затруднено отсутствием речи у детей раннего возраста жизни. При этом А.В. Шевченко отмечает, что дети раннего возраста способны проявлять «гордость за достижения» и мотивирующие представления. Это означает, что у ребенка происходит формирование системы «Я», которая зависит от уровня взаимодействия с взрослым человеком.

Под влияние взрослого у ребенка происходит формирование соподчиненности мотивов, которое регулирует поведение. Формирование осуществляется при выполнении одного действия ради другого, которое возможно только в процессе общения с взрослыми и при выполнении требований взрослого.

Появление мотивирующих представлений у ребенка есть зачатки произвольного поведения. Они связаны с формированием устойчивых представлений о предметах, то есть малыш помнит о них, но не видит в данный момент. С этого времени ребенок пытается «строить» свое поведение, которое согласуется с его желаниями и представлениями. В раннем возрасте преобладающим направлением развития ребенка становится познание и открытие своего «Я».

Л.И. Божович, считал, что к трем годам у ребенка у ребенка начинает формироваться самооценка. При этом она эмоционально детерминирована, ситуативна, не имеет рациональных компонентов. То есть ребенок не обладает дифференцированным мнение о себе «Я хороший» или «Я плохой». Поэтому возраст трех лет называют «стартом развития самосознания» .

По мнению А.Н. Леонтьева дошкольное детство - это процесс формирования соподчиненности мотивов и произвольности поведения. Это ведущее направление в развитии самосознания личности ребенка .

По мнению Л.С. Выготского самосознание дошкольника тесно связано с самоовладением и расширением возможностей осознания. То есть ребенок овладевает осознанием не только физических качеств и движений, но рефлексией собственных психических процессов .

Д.Б. Эльконин считал, что дошкольный возраст является ориентированным для овладения социальными нормами и отношениями. То есть возникновение соподчиненности мотивов связано с поведением взрослого, который ориентирует ребенка на определенные действия и поступки. Требования взрослого человека выступают образцом поведения, который вынуждает ребенка соподчинять мотивы. Образец поведения сначала для ребенка имеет конкретный характер, представленный наглядно, затем он приобретает обобщенный образ и выступает в качестве правила или нормы.

По мнению Д.Б. Эльконина, главными достижениями дошкольников являются появление новых мотивов, которые подчиняют желания ребенка, формируют у него этические нормы и моральную оценку, учат управлять ребенка собой .

Исследования, проведенные А.Л. Венгер, позволили установить, что в дошкольном возрасте образ «Я» тесно связан с ситуацией и действиями, происходящими с ребенком. К семилетнему возрасту происходит разделение «Я реального» и «Я идеального»

Е.О. Смирнова, опираясь на идеи М.И. Лисиной, выделяет в самосознании субъективное начало и объективное. Субъективным началом самосознания выступает нерасчлененное ощущение себя как источника воли, переживаний, активности. Оно является центром самосознания. Под объективным началом Лисина понимает представления обо всем, что связано с местоимением «мое». Это есть периферия сознания. Субъективное начало формирует формы сопричастности к окружающим: сопереживание, сотрудничество. Объективное начало формирует самооценку и образ себя. При этом самооценка является отношением к конкретным качествам, а образ «Я» - это представления ребенка о своих возможностях, способностях и месте я среди других людей. Старший дошкольный возраст характеризуется усилением субъективной составляющей самосознания, она становится видимой для других людей.

По мнению Л.С. Выготского, к семилетнему возрасту в связи с развитием самосознания происходит формирование моральных суждений ребенка. Это можно объяснить расчленением самосознания на «Я реальное» и «Я идеальное». Это связано с усвоением норм социального поведения .

Исследования, проведенные Е.О. Смирновой, основаны на изучении становления самосознания через произвольность поведения ребенка. Ею установлено, что соблюдение детьми правил поведения в детском саду нельзя считать произвольным поведением, так как оно не является осознанным .

В.С. Мухина предлагает изучение самосознания ребенка через структурные звенья самосознания. Она определяет самосознание «ценностные ориентации, которые образуют систему личностных смыслов, определяющих индивидуальное бытие личности. По ее мнению структура самосознания представлена идентификацией тела, имени собственного, самооценкой, притязанием на признание, половой идентификацией, представлением себя в психологическом времени и оценкой себя в социальном пространстве личности .

Формирование структурных звеньев самосознания личности начинается с рождения ребенка, но полностью оформляются они только по окончанию детского периода.

На рисунке 2 представлена структура самосознания дошкольника по В.С. Мухиной.

Рассмотрим структурные звенья самосознания личности дошкольника по В.С. Мухиной.

Представление о своем имени.

Имя ребенок получает при рождении. Это знак, который позволяет отнести данного человека к установленному социальному слою, этносу, месту общественных отношений, полу. Имя отождествляется с телесным выражением личности, с его духовной сущностью. . Имя человека позволяет ему обособить себя как исключительного человека от других людей.

Рис. 2.

По мере своего взросления человек открывает новые образы своего имени, соотносит свое имя с чувством ответственности и взрослости. Имя человека и местоимение «Я» помогаю ребенку идентифицировать себя с именем, выделить себя как отдельного индивида, осознать свою уникальность, особенность. Ценность своего имени ребенок осознает через утверждение своего достоинства. В самосознании имя собственное и достоинство объединяются через сказки и фольклор и через реальные отношения с другими людьми. Для формирования имени собственного важным условием является соучастие взрослого человека. Близкий ребенку взрослый не только содействует физическому и эмоциональному развитию ребенка, охраняет его от различных травм, но восхищается его успехами и развивает в ребенке чувство самоценности.

Представления о теле.

Тело человека является не только организмом, имеющим физические формы и проявления, но индивидуальный образ. Тело отражает культуру человека и уровень его духовности, физические, психические свойства и особенности человека. Формирование отношения к своему телу у ребенка начинается с отношения к нему близких ему взрослых людей. В ходе своего развития ребенок приобретает культурные и гигиенические навыки отношения к телу, которые свойственны данной семьи, району или этносу.

Притязание на признание (самооценка).

Эта потребность в признании свойственна человеческой сущности. Для взрослого человека эта потребность реализуется в деятельности. У ребенка формирование этой потребности начинается в семье. Нормальной ситуацией развития в семье считается, если ребенок принят всеми членами семьи, которые выражают свою любовь к маленькому человеку. Внимательное отношение взрослых членов семьи к поведенческим проявлениям ребенка является основой формирования у ребенка ощущения признанным взрослым. Потребность в признании связано с новым социальным окружением. Ее выражение начинается с обращения ребенка к значимому взрослому для того, что он оценил результаты его деятельности, его моральные качества. Потребность в общении, возникая во взаимодействии со взрослыми людьми, постепенно реализуется в отношениях со сверстниками. Отношения со сверстниками сопровождаются элементами соревновательности и конкуренции.

Половая идентификация.

Под половой идентификации понимается неразрывность самосознания, мотивов поведения и поступков в обыденной жизни человека, который причисляет себя к определенному полу и выполняющего половую роль, предписанную традициями и нормами в обществе. Половая идентичность ребенка определяется морфологическими и физиологическими признаками мужского и женского организма, обусловленными генотипически, а также социальными условиями развития и бытия человека. Формирование полоролевой идентичности начинается с трех лет, формируется в течение всей жизни. Полоролевая идентичность у детей связана с присвоением мужских или женских форм поведения, интересов и ценностей определенного пола. Стереотипы поведения у ребенка закладываются в самосознании путем подражания представителям своего пола.

Психологическое время личности.

Это структурное звено самосознания представляет собой индивидуальное переживания личности своего физического и духовного состояния в прошлом, настоящем и будущем. Психологическое время личности позволяет человеку идентично реагировать на оценку своего индивидуального пути во времени и стремиться к объективной самооценке и притязаниям в разных сферах жизни.

Осознание детьми своего прошлого, настоящего и будущего происходит в раннем детстве, с момента формирования памяти и воображения. Выстраивание жизненной перспективы ребенка осуществляется только при поддержке и помощи взрослого. С возрастом ребенка происходит более отчетливое восприятие психологического времени, у ребенка происходит формирование ответственности за себя в настоящем и будущем.

Социальное пространство личности.

Эта структурное звено самосознания представлено условиями социальной среды, в которой живет и развивается ребенок. В этих условиях социальной среды происходит формирование прав и обязанностей ребенка, его личной социальной позиции. По мнению В.С. Мухиной, это структурное звено самосознание, как ни одно другое детерминируется культурой, которая сформирована в истории этноса. Основными условиями формирования социального пространства личности являются форма, стиль, содержание общения и деятельности, характеристика места, культурные традиции и обычаи, внутренняя позиция ребенка по отношению к истории и культуре своего этноса и всего человечества. К концу подросткового возраста формируется основа социального пространства личности, которое продолжается на протяжении всей жизни. Социальное пространство личности интегрирует в себе все характеристики других звеньев и является завершающим звеном структуры самосознания .

По мнению В.С. Мухиной, развитие самосознания у детей проявляется в самооценке, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и свои возможности. Условием развития самосознания детей раннего возраста является отделение себя от других людей. Но дети раннего возраста не в состоянии оценить свои качества, они не учитывают реальные возможности, что отражается в кризисных проявлениях трехлетнего возраста .

У детей младшего дошкольного возраста не сформировано обоснованное мнение о себе. Дети причисляют себе позитивные качества, которые одобряются взрослыми людьми. При этом, они не всегда понимают значение этих качеств.

Для формирования самосознания, по мнению В.С. Мухиной, важно дошкольнику овладеть оценкой других людей, это позволит ему оценить правильно самого себя. Младшие дошкольники оценивают сверстников и других людей со слов значимых взрослых: мамы, воспитательницы. Формирование самооценки происходит при оценке персонажей сказок, рассказов. Постепенно происходит отделение оценки поступков и качеств персонажей от отношения к ним. Дети научаются понимать качества и поступки в зависимости от ситуаций .

Освоение норм и правил поведения выступают мерилом для дошкольника в оценке других людей. Но оценить самого себя, ребенок затрудняется. Самооценка возникает только при сравнении своих поступков и качеств с возможностями, поступками и качествами других людей. Это способность возникает в старшем дошкольном возрасте и является основой адекватной самооценки. Старшие дошкольники правильно понимают свои достоинства и недостатки, отношение к ним со стороны окружающих. В этом возрасте вместе с развитием самооценки формируется способность лгать на пользу себе, завидовать. При этом, старшие дошкольники неспособны долго сосредотачиваться на своих положительных, так и отрицательных качествах и поступках. Рефлексия у старших дошкольников развита недостаточно, она обращена к внешнему миру, а не на самого ребенка .

А.В. Шевченко предлагает следующую схему структуры самосознания дошкольника. Схема отражает структурные элементы самосознания, которые доступны для изучения в дошкольном возрасте и чаще всего являются объектами исследовательского интереса .


Рис. 3.

Н.Л. Белопольская предлагает свою структуру самосознания: половозрастную идентификацию, понимание и осознание смысла ситуации, отношение к ситуации успеха и неуспеха при выполнении заданий. Представленные структурные элементы отображают уровень эмоционального и интеллектуального развития дошкольника, и являются базой для формирования самооценки.

Исследования Е.Е. Кравцовой и Е.В. Кучеровой свидетельствуют о высокой самооценке детей дошкольного возраста. Высокая самооценка ребенка связана с некритичностью детей, не умением сомневаться в своих качествах и возможностях .

По мнению В.В. Давыдова, основополагающим качеством самосознания является рефлексия, способность встать на позицию другого человека. Поэтому завышенная самооценка не позволяет формироваться рефлексии, способной формировать контроль и оценку действий, позволяя регулировать поведение. Для детей с завышенной самооценкой способны видеть причины собственных неудач только во внешнем мире.

По мнению Т.А. Ротановой, дифференцированная самооценка является базой для успешности ребенка в школьной жизни .

По мнению О.А. Белобрыкиной, самооценка выступает основным ядром личности, регулятором поведения личности. Проведенный ею анализ литературных данных позволил установить, что самооценка выражает степень развития у личности чувства самоуважения, ощущения собственной ценности, положительного отношения к миру . По мнению И.С. Кон самооценка может быть общей и конкретной (частной). Общая самооценка выражает целостное отношение человека к самому себе, принятие или неприятие самого себя. Частная самооценка заключается в оценке человеком результатом своей конкретной деятельности, к личностным качествам. Частная самооценка тесно связана с уровнем притязаний, то есть человек выбирает для себя задачи, оценивая свои возможности .

Д.И. Фельдштейн выделяет в структуре самооценки следующие параметры: устойчивость - лабильность, адекватность (точность), знак, полноту.

По мнению А.А. Степанова, в структуре самооценки можно выделить еще одну категорию: социально-психологическую рефлексию. Это способность индивида воспринимать и оценивать свои взаимоотношения с другими людьми .

По мнению Г.М. Бреслава, в становлении самосознания немаловажная роль принадлежит «эмоциональному смещению», то есть воспоминаниям о прошлом и ожидание будущего. При нормальном развитии старшего дошкольника психологическое время сформировано. Это свидетельствует о дифференцированности «Я» системы.

Большинство исследователей считают, что психологическими условиями развития личности ребенка дошкольника являются игровая деятельность и взаимодействие детей и взрослых в совместной деятельности . Исследования, проведенные Е.А. Кудияровой, позволили установить, что для старших дошкольников личность воспитателя является значимой в ориентировке тела и половозрастной идентификации .

Положения теории В.С. Мухиной о взаимосвязи звеньев самосознания у дошкольников подтверждено исследованиями Е.А. Кудияровой.

Итак, можно сделать вывод, что формирование произвольного поведения в дошкольном возрасте только начинается. К среднему возрасту при нормальном развитии дошкольников сформированными являются образ физического «Я», половозрастная идентификация, а также представления о себе в прошлом и в будущем (психологическое время личности). Высокий уровень притязаний на социальное признание и недостаточная способность к рефлексии проявляются в феномене завышенной самооценки, которая расценивается исследователями как норма возраста. Усвоение социальных норм делает возможным появление моральных суждений, свидетельствующих о росте самосознания ребенка, поскольку в них можно видеть проявление «Я для других» или «идеального Я» .

Поведение ребенка дошкольного возраста в большей степени регулируется взрослым, при этом происходит формирование самостоятельной регуляции поведения ребенком. В старшем дошкольном возрасте (подготовительная группа детского сада) значительная часть детей обнаруживает признаки личностной готовности к школьному обучению, одним из значимых аспектов которой является возможность децентрации - понимания и учета позиции другого. Последнее становится возможным только при достаточном уровне развития необходимых элементов самосознания .

1) разнообразной деятельности;

2) общения со взрослым и сверстниками;

3) сравнения результатов своей деятельности с другими;

4) собственного практического опыта.

· появляется самооценка, которая зависит от оценки взрослого (чем точнее оценочное воздействие, тем то точнее представление ребенка о результатах своей деятельности). Оценить себя ребенку сложнее, чем сверстника.

· все более существенную роль играет общение со сверстником (взрослый – недосягаемый эталон), в котором складывается способность оценивать другого человека. Наиболее восприимчивы к оценке взрослого дети 4-5 лет; в 5-7 лет появляется критичное оценивание; в 6-7 лет – правильное понимание нравственных качеств.

· в среднем дошкольном возрасте происходит перелом в отношении ребенка не только к сверстнику, но и к самому себе (в Я ребенка выделяются качества, умения, способности, но только в сравнении с другими – сверстниками).

· самооценка очень эмоциональна, ребенок легко оценивает себя положительно. Самооценка имеет завышенный характер.

· причиной неадекватной самооценки является то, что ребенку очень трудно отделить свои умения от собственной личности в целом (признать, что сделал что-то хуже сверстников, значит признать, что хуже вообще). Характерно хвастовство как способ показать свое превосходство.

· в 6-7 лет отношение к себе снова существенно меняется. Ребенок начинает осознавать не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы (я хочу, я люблю, я стремлюсь).

· «Я» ребенка становится открытым для других людей, их радости и проблем. Другой ребенок становится не только средством самоутверждения, предметом сравнения с собой, но и самоценной личностью (охотно помогает, сопереживает).

Ребенок чаще всего оценивает те качества, особенности поведения, которые чаще всего оценивает взрослый. Как бы он это ни делал – словом, жестом, мимикой, улыбкой. Прежде всего осознают дети те качества и особенности поведения сверстников, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых, следовательно, в большей степени зависит их положение в группе.

Критерии самооценки зависят от взрослого. Если взрослый равнодушен, не обращает внимания на ребенка, то образ себя у него становится преимущественно негативным, с низкой самооценкой. В результате усиливается защитная реакция (плач, крики, ярость, задержка умственных и социальных умений, дефекты формирования чувств).

Взрослый должен:

Помогать ребенку в осознании его особенностей не только в деятельности, но и в поведении, отношении к окружающим;



Помогать формировать адекватную, высокую самооценку.

«Строгие взрослые» пристальное внимание уделяют проступкам детей, их неумению, незнанию, тому, что ребенку не удается достичь. Положительные стороны поведения и деятельности они не отмечают, воспринимают как должное. В таком случае дети систематически получают, хотя и заслуженные, но только отрицательные оценки. Это приводит к тому, что дети, чрезвычайно чувствительные к оценке взрослого, имеют низкую самооценку. Их активность, любознательность внутренне ограничивается боязнью промаха. Отрицательная оценка угнетает инициативу и самостоятельность, держит ребенка в постоянном напряжении.

«Восторженные взрослые» поощряют преимущественно успехи, положительные стороны, подчеркивают даже самые незначительные достижения. Дети становятся малочувствительны к отрицательной оценке, а поэтому некритичны к себе, не удовлетворены своим положением в группе сверстников или среди посторонних взрослых. Желание изменить свое положение приводит к обману, с помощью которого дети стараются заслужить положительное отношение. Строгая реакция взрослого еще больше усугубляет положение.

«Безразличные взрослые» дают несистематические, случайные оценки, которые лишают детей твердых ориентиров в деятельности и поведении. Они недисциплинированны. Взрослые мало обращают внимания на успехи и неудачи, редко выражают свое отношение к ним.

«Справедливые взрослые» в равной степени замечают успехи и неудачи и соответственно их оценивают. Дети легко дифференцируют то, что одобряется, и то, что порицается. Они уверены в себе, что создает благоприятные условия для развития адекватной самооценки.

Развитие самооценки детей в зависимости от особенностей воспитания

(по М.И.Лисиной)

Дети с адекватной самооценкой Дети с завышенной самооценкой Дети с заниженной самооценкой
Родители уделяют ребенку достаточно много времени Родители уделяют ребенку очень много времени Родители уделяют ребенку очень мало времени
Оценивают положительно, но не выше, чем большинство сверстников Оценивают высоко, более развитым, чем большинство сверстников Оценивают ниже, чем большинство сверстников
Часто поощряют (не подарками) Очень часто поощряют (в том числе подарками) Не поощряют
Наказывают в виде отказа от общения Редко наказывают Часто наказывают, упрекают
Адекватно оценивают физические и умственные данные Очень высоко оценивают умственные данные; хвалят при других Низко оценивают
Прогнозируют хорошие успехи в школе Ожидают отличные успехи в школе Не ожидают успехов в школе и жизни

· закладываются основы представлений о мужественности и женственности.

· старшие дошкольники начинают осмысливать мотивы своих и чужих поступков.

· начинают интересоваться некоторыми психическими процессами.

· происходит осознание себя во времени (с накоплением и осознанием своего опыта); ребенок просит рассказать, каким он был маленьким. Возникает, по мнению Д.Б.Эльконина, начальная форма осознания ребенком самого себя («личное сознание»), что обуславливает новый уровень осознания своего места в системе взаимоотношений со взрослым – ребенок понимает, что он еще маленький.

В дошкольном возрасте нередко можно наблюдать складывающиеся проблемные формы межличностных отношений детей, причиной которых выступает: повышенная конфликтность; застенчивость; неуверенность в себе; агрессивность. В основе перечисленных причин лежит фиксация на своих предметных качествах, преобладание оценочного отношения к себе и другим. В отношениях ребенка со сверстниками можно выделить следующие позиции:

· эгоистическая позиция – ребенку безразличны другие дети, интересны только предметы (игрушки); ребенок допускает грубость, характерна агрессивность;

· конкурентная позиция – чтобы тебя любили и ценили, нужно быть послушным, хорошим, не обижать других; сверстник выступает как средство самоутверждения и оценивается с точки зрения собственных достоинств;

· гуманная позиция – отношение к сверстнику как к самоценной личности; ребенок получает радость и удовольствие от оказания помощи.

Развитие самосознания ребенка

Возраст Особенности самосознания Пример
3 года Отделяет себя от взрослого. О себе, своих качествах еще не знает «Я построю дом до звезд»
4 года Слушает мнения других людей. Оценивает себя на основе оценок старших. Стремится действовать в соответствии со своим полом «Я хороший – так сказала мама»
4-5 лет Слушает мнение других людей. Оценивает других на основе оценок старших и своего отношения к оценкам «Хороший всегда поступает правильно, а плохой – плохо»
5-6 лет Оценка становится меркой норм поведения. Оценивает на основе принятых норм поведения. Лучше оценивает других, чем себя «Мы с Сашей друзья. Он хороший. Но сейчас Саша сделал неправильно»
7 лет Старается оценивать себя более правильно и объективно «Сам я не очень хороший товарищ, болтаю на занятиях, никак не могу сдержаться»

Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.

А.Н.Леонтьев рассматривал дошкольный возраст как время фактического складывания будущей личности. Этот период считается наиболее сензитивным к сфере человеческих отношений. Социальная направленность всей личности ребёнка становится определяющей в его психическом развитии.

Процесс социального взросления дошкольников (по определению Д.И.Фельдштейна) мы рассматриваем как сложное явление, которое по своему содержанию представляет собой единство и одновременно постоянно воспроизводимое противоречие двух сторон: социализации и индивидуализации. Если социализация предусматривает присвоение ребенком социального, вхождение в социальный мир в качестве его непосредственной части, то индивидуализация предполагает вычленение своего “Я” из социального и проявление своей “самости”, оптимально реализуемой и социально значимой деятельности.

Сам процесс социализации-индивидуализации по-разному реализуется разных возрастных ступенях, где осуществляется последовательно попеременное преобладание то социализации, то индивидуализации. Причем содержание этих процессов каждый раз переходит на новую качественную ступень, имеющую другую сущностную нагрузку.

Для социального развития детей в в дошкольном возрасте характерно возникновение особого рода представлений, отражающих степень вычленения и осознания нравственных норм и правил, которыми руководствуются люди, живя в обществе. В процессе личностного развития у ребенка складываются такие психические новообразования, как способность к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению и пр. Начинается развитие самосознания в его исходных формах.

Необходимо отметить, что в арсенале педагогических работников ДОУ имеется достаточный выбор программно-методического материала для практической работы с детьми по освоению ими социального мира, формированию взаимодействий со сверстниками и взрослыми. Но при этом возникает потребность в материале, направленном на индивидуализацию личностного развития детей, на решение задачи развития самосознания.

Становление самосознания в раннем детстве исследовали Б.Г. Ананьев (1948), Л.С. Выготский (1984), Д.В. Ольшанский (1986), С.Л. Рубинштейн (1989), В.С. Мухина (1985), Н.Н. Авдеева, М.Г. Елашина, СЮ. Мещерякова (2000). Исследователи едины во мнении, что в раннем возрасте ребенок открывает себя как отдельную персону через телесные чувствования, формирование “образа” тела, визуальный образ своего отражения в зеркале, а также через переживание своего волеизъявления.

Зародившись в раннем возрасте, самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Оно является центральным новообразованием дошкольного возраста.

Самосознание в дошкольном возрасте исследуют И.И.Чеснокова (1977), Е.О. Смирнова и В.Г. Утробина (1996), М.М. Бахтина, В.С. Мухина (1999), Е.А. Бирюкевич (2001).

Дошкольный возраст является не только периодом “первого рождения личности” (А.Н. Леонтьев, 1983), но и периодом оформления “раннего образа Я” как аффективно-когнитивного образования (М.И. Лисина).

В психологической науке общепризнанно положение о том, что самосознание является сложным внутрипсихическим образованием, имеющим определенную структуру, функции и генезис. В процессе психического развития ребенком присваивается сложившаяся в истории человечества совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентаций, обеспечивающих его как уникальную личность, целостность и тождественность самому себе. Речь идет о развитии структуры самосознания личности, предполагающей сохранение основных значений и смыслов для человека. Самосознание личности представляет такое единство, которое находит свое выражение в пяти следующих звеньях:

Идентификация себя со своим именем и телом.

  1. Притязания на признание.
  2. Половая идентификация.
  3. Психологическое время личности.
  4. Социальное пространство личности.

Исследования В.В. Лебединского об эмоциональных нарушениях в детском возрасте, А.С. Спиваковской о профилактике неврозов у детей, Е.Б. Ковалевой о психологических особенностях старших дошкольников с повышенной тревожностью показали, что сфера самосознания наиболее уязвимой частью психики. Причиной дисгармонии развития самосознания является депривация одного или нескольких структурных звеньев самосознания. Причем в старшем дошкольном возрасте наиболее значимыми и депривируемыми являются такие звенья самосознания, как осознание имени, притязание на признание и осознание прав и обязанностей. Это объясняется тем, что становление знаний о себе и отношения к себе происходит как правило стихийно без специальных усилий со стороны взрослых. Основным недостатком при таком возникновении знаний о себе является то, что они случайны, неполны и обрывочны, а подчас и неверны. Недифференцированность представлений детей о себе отражает состояние нашего общества, в котором долгое время не были приоритетными ценности личного характера.В современной России родители обнаруживают явное противоречие между желанием видеть своих детей добрыми, отзывчивыми, гуманными и теми занятиями, которыми они их увлекают. В семье ценится ребенок умный, умеющий читать, писать, считать и пр. Развитие познавательной сферы ребенка зачастую происходит мимо его личности. Вне поля зрения взрослых остается тот стихийно сложившийся внутренний мир ребёнка, который является источником переживаний и важной составляющей психологического своеобразия человека.

Стихийно складывающийся опыт индивидуальной жизни нуждается в организации и осмыслении. Искажение представлений о себе, своих возможностях, о других людях и о мире приводит к трудностям психоэмоционального развития.

Недостатки, отклонения, деформации в развитии самосознания проявляются в неустойчивости, противоречивости личности, несбалансированности ее психических свойств, качеств, состояний, которые затрудняют социализацию и индивидуализацию личности.

Таким образом, дисгармоничность развития может выступать в различных проявлениях, при запущенности - в различных качественных образованиях.

В целом дети дошкольного возраста с нарушенным образом “Я” не умеют гармонично взаимодействовать сами с собой, и, как следствие, не умеют взаимодействовать с социумом, с внешним миром. На уровне внешних поведенческих проявлений, чаще всего это проявляется как некоммуникабельность, застенчивость, тихость, комфортность, аутичность, т.е. гипоактивность. На углубленном личностном уровне неуверенность в самом себе переходит в неуверенность в своей уместности в обществе. Такой конфликт индивидуального и социального может проявиться и гиперактивностью в виде непослушания и агрессивности. И то и другое – гиперактивность и гипоактивность – формы часто неадекватных защитных механизмов социально неуверенных детей. Дети, имеющие неадекватную самооценку, склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия, реагируя на них неадекватным поведением. Высокий уровень внутренней тревоги не позволяет им приспособиться сначала к детской группе, затем к школьной жизни, и та же проблема переходит во взрослую жизнь.

Наиболее сильным тормозящим фактором является то, что такие дети не могут позитивно относиться к себе такими, какие они есть на самом деле – и хорошими, и плохими. Не умея любить себя, человек не может полюбить другого. Поэтому так важно уже в детском возрасте, когда закладываются основы будущей личности, научить ребенка любить то, что в нем есть, быть благодарным за то, что он именно такой. Приняв себя, ребенку легче принимать других и любить их такими, какие они есть.

Формирование самодостаточной, социально-активной и адаптированной личности мы выделили в качестве основной задачи психолого-педагогического воздействия на детей старшего дошкольного возраста.

Выбирая диагностические методики изучения уровня самосознания, мы руководствовались диагностически значимыми признаками его нарушения. Такими признаками являются:

  • нарушения образа Я, выраженные в низком уровне когнитивной и эмоциональной самооценок;
  • низкий социальный статус, проявляющийся в неприятии сверстниками, отсутствии чувства включенности в мир людей;
  • трудности и неуспешность в деятельности (игровая, учебная и др.).

В соответствии с данными признаками были выбраны следующие методы диагностики:

  1. “Изучение особенностей Я - концепция ребенка” в модификации И.П. Шаховой;
  2. “Изучение уровня самосознания” Урунтаевой Г.А.;
  3. Экспериментальная игра “Секрет” в адаптации Т. А. Репиной.
  4. По результатам обследования было сделано заключение о низком уровне когнитивного компонента самосознания.

Наиболее депривируемыми звеньями самосознания, которые отметили менее 50 % детей, являлись:

  • принадлежность к биологическому существу, полу – 21 % детей;
  • возраст – 7 %;
  • имя – 43 %;
  • социальный статус – 14 %;
  • физические характеристики – 21 %;
  • индивидуально-психологические особенности – от 7 до 29 %;

притязание на признание и осознание прав и обязанностей – 19 %.

Особенности эмоционального компонента самосознания выражались в следующем:

  • преобладание заниженной самооценки;
  • социальная близость с родителями;
  • сочетание позиций превосходства и подчинения в отношениях с близкими людьми;
  • преобладание признания своего сходства с другими;
  • преобладание сомнительной идентификации с полом;
  • наличие сложных Я - концепций.

Данные результаты дополнительно подтвердили необходимость осуществления комплексного подхода к проблеме формирования самосознания у дошкольников.

Одним из вариантов работы с детьми в данном направлении явилась разработка программы коррекционно-развивающих занятий, проводимых педагогом-психологом ДОУ. Нами был составлен вариант такой программы с названием “Вот я какой!”. В данной программе основным объектом воздействия психолога является самосознание, представляющее единство когнитивных процессов (самопознание, отражение своих объективных характеристик, себя как объекта) и аффективных вопросов (самоотношение, отражение субъективного отношения).

Цель программы: исправить и предупредить несформированность центрального новообразования дошкольного возраста – самосознания через организацию стихийно сложившихся представлений и понятий о себе, имеющих место в индивидуальном опыте ребёнка.

Задачи программы:

  1. Формировать когнитивный компонент самосознания через присвоение совокупности его основных структурных звеньев.
  2. Развивать аффективный компонент самосознания, выражающийся в позитивном отношении к своему Я, уверенности в себе, общей положительной самооценке.
  3. Оптимизировать межличностные отношения через осознание своего положения среди других и формирование позиции “Я – вместе с другими”.

Структурное построение программы и тематика занятий соответствуют комплексу структурных звеньев самосознания. В качестве средств и методов работы с детьми используются игровые коммуникативные, рефлексивные технологии, метод личностной перспективы, методы, основанные на использовании креативных творческих процессов.

Данная модель изучения и коррекции отклонений в развитии самосознания старших дошкольников в специально созданных условиях – в условиях коррекционно-развивающих занятий – оправдало себя.

В процессе коррекционно-развивающей работы с детьми в подавляющем большинстве случаев оказалось легче коррегировать недостатки когнитивного компонента самосознания и гораздо труднее аффективный компонент. Но поскольку образ самого себя носит интегральный характер, то при обогащении его новыми знаниями возникает новое отношение к себе и качественное преобразование всего образа в целом. Поэтому в связи с повышением компетентности у детей улучшилось их приятие самими собой, а также приятие их другими людьми.

Независимо от соотношения выявленных проблем самосознания, программу желательно реализовывать цельно, так как упущение каких-либо структурных звеньев самосознания приведет к нарушению целостности образа, фрагментации восприятия.

Проведение системы диагностики и коррекции самосознания может обеспечить реальную психолого-педагогическую помощь дошкольникам в сензитивный период развития.

Настоящее детство – это движение вперёд, это непрекращающийся процесс взросления. Ребёнок хочет быть взрослым, а взрослые должны помочь ему актуализировать свои потенциальные возможности.

Под самосознанием понимается относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений о самом себе. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности.

Возникновение и развитие самосознания ребенка на протя­жении первых 7 лет жизни неразрывно связаны с развитием меж­личностных отношений с другими. Попытаемся проследить ос­новные этапы этого развития. В первом полугодии жизни в отношениях младенца с мате­рью явно доминирует субъектное, личностное начало. При бла­гоприятных вариантах развития их общение сводится к обмену положительными эмоциями, к выражению взаимной и безус­ловной любви, которая не зависит от каких-либо других пред­метных моментов (наличие предметов, внешний вид, уровень спо­собностей и пр.). В таком общении рождается аффективная связь ребенка с матерью, которая дает начало его субъектному самосоз­нанию, - он начинает чувствовать уверенность в себе, в своей уникальности и нужности для другого.

Развитие самосознания в раннем детстве связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желании. Отношение преддошкольника к миру предметов существенно меняется. Это изменение определяется тем, что овладение общественно-выработанными способами употребления предметов формирует у ребенка предметное отношение к действительности (Д.Б.Эльконин).

У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания - самооценка . Она возникает на основе знаний и мыслей о себе.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления Детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя сипы ребенка.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей.

В дошкольный период самооценка ребенка интенсивно развивается. Решающее значение в генезисе самооценки на первых этапах становления личности (конец раннего, начало дошкольного периода) имеет общение ребенка со взрослыми.

Дети с заниженной самооценкой переживают чувство неполноценности, как правило, они не реализуют своих потенций, т.е. неадекватная заниженная самооценка становится фактором, тормозящим развитие личности ребенка.

Около 3,5 лет у детей уже можно наблюдать массовые реак­ции на успех и неудачу, очевидным образом связанные с само­оценкой. Соответствующие результаты деятельности ребенок воспринимает как зависящие от его способностей, причем итог собственной деятельности им соотносится с личными возмож­ностями и с самооценкой.

Самооценка ребенка, осознание предъявляемых к нему тре­бований появляются примерно к трем-четырем годам на осно­ве сравнения себя с другими людьми.

К среднему дошкольному возрасту у многих детей складывает­ся умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества, причем не только в игровой, но также и в других видах деятельности: учении, труде и общении.

Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде.

Формирование действий самоконтроля происходит в процессе развития деятельности, они следуют за исполнительской деятельностью или сопровождают ее.

Можно определить основные условия формирования контроля за способами действий. К числу наиболее важных можно отнести:

1. Осознание цели, поставленной перед детьми. Выбор приемов воздействия на детей с этой целью зависит от уровня развития детской речи и его мыслительных функций. Педагог должен выбрать различные приемы с целью введения разных правил "активирующих" сознание чувства и регулирующих поведение детей. Цель должна быть понятной и эмоционально привлекательной.