Перенос двигательных умений и навыков и его виды. Перенос двигательных навыков и способностей, его виды и значение в учебно-тренировочном процессе в плавании

Перенос и интерференция навыков. Навыки, которые мы приобретаем, в определенной степени опираются на ранее сформированные навыки. Это означает, что вновь создаваемые динамические стереотипы наслаиваются в коре больших полушарий головного мозга на ранее сложившиеся стереотипы, что они не только сосуществуют, но и взаимодействуют. Ранее сформированные навыки могут и способствовать выработке новых навыков, и тормозить, задерживать этот процесс.

Часто сформированные ранее навыки способствуют усвоению новых, облегчая этот процесс. Например, навыки лепки и рисования помогают ребенку осваивать навык писать. Навык игры на одном музыкальном инструменте облегчает овладение техникой игры на других музыкальных инструментах. Тому, кто играет на пианино, легче научиться печатать. Такое положительное влияние ранее приобретенных навыков на процесс формирования новых называется переносом навыков.

Это явление переноса обусловлено прежде всего наличием сходных и тождественных рис в уже сложившейся и новой навыках, совместных приемов выполнения соответствующих действий. Элементы сложившейся навыки входят при этом в структуру создаваемой навыки и этим облегчают процесс овладения ею. Следовательно, происходит применения ранее произведенных временных нервных связей, определенных их групп в новых ситуациях, их обобщение.

Перенос проявляется также в том, что, научившись выполнять определенное действие одним органом (например, писать правой рукой), человек может без специальной упражнения выполнить это действие (правда, менее совершенно) и другим органом, например, левой рукой или ногой или головой.

Однако ранее произведенные навыки иногда оказывают негативное, тормозящее влияние на формирование новых навыков, что проявляется в снижении производительности действий, возникновении ошибок и т.д. Такое явление называется интерференцией навыков. В интерференции оказывается соперничество между некоторыми уже сформированными и новостворюваними стереотипами.

Интерференция имеющаяся тогда, когда на один раздражитель производятся две или несколько различных реакций. Например, во время изучения иностранного языка случаются ошибки в произношении букв, одинаковых по графемою с буквами родного языка, но разных по произношению («с», «х», «г», «в» и т.д.). Аналогично - по пользования шифрувальним кодом, в котором заменены значение условных знаков. В одном эксперименте испытуемые заучили один код, в котором каждая буква означала определенную цифру (например, «К - 5», «С - 2»). Затем им предложили заучить другой код, в котором те же буквы означали другие цифры (например, «К - 3», «С - 8»). Выяснилось, что для овладения вторым кодом испытуемым нужно было выполнить гораздо больше упражнений, чем для овладения первым кодом. Интерференция здесь связана с недостаточным торможением привычных действий, произведенных ранее.

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ оказывается тогда, когда ранее произведенные приемы действия применяют в новой ситуации без учета ее отличия. Это происходит, например, тогда, когда оператор переходит на работу по старой конструкции прибора на прибор новой конструкции, в котором изменена последовательность операций.

В целом интерференция возникает при определенных условиях. Зная эти условия и предвидя их действие в той или иной конкретной ситуации, можно ее избежать.

Навыки поддерживаются на должном уровне совершенства, если их используют. А когда на протяжении определенного времени их не применяют, они ослабевают. Системы временных нервных связей, что является их физиологическим основой, начинают тормозиться. Выполнение соответствующих действий замедляется, снижается их качество. Например, длительный перерыв в управлении автомобилем, в производственной, музыкальной, спортивной деятельности приводит к снижению уровня совершенства, ухудшение качества выполнения соответствующих действий. Поэтому специалистам в любой отрасли деятельности приходится постоянно тренироваться, чтобы поддерживать свои навыки на должном уровне совершенства.

Что меньше сформированы навыки, закреплены, то скорее они ослабляются, что оказывается в деавтоматизації выполняемых действий.

Сильные волнения и усталость человека часто вызывают нарушение ее привычных действий. В этом случае нужно иметь немалое самообладание, чтобы выполнять действие в привычном темпе и не допускать ошибок. Нарушение привычных действий случается также тогда, когда человеку приходится действовать в новых для нее условиях, которые порождают неуверенность в своих силах. Это свидетельствует о том, что произведенные системы условных рефлексов сохраняют черты кіркового автоматизма лишь настолько, насколько существует определенное постоянство внешних и внутренних условий, при которых оно было произведено, то есть пока находятся в единстве внешний и внутренний стереотипы.

Нарушения, расстройства навыков наступают в результате патологических изменений в работе мозга. В случае патологических изменений обычно разрушаются сначала сложнее и позже выработаны навыки, потом - менее сложные и прежде сформированы.

Разновидности навыков и умений. Навыки и умения являются частью любой деятельности человека. Различают их в зависимости от содержания деятельности и тех потребностей человека, которые удовлетворяют через них. В соответствии с этим различают умения и навыки самообслуживания, производственные, языковые, умственные, художественные, спортивные и др.

Наибольшую группу составляют производственные навыки и умения человека, которые дифференцируются по отдельным видам производственной труда.

Исследование формирования производственных умений показывают, что их можно разделить на три группы:

  • КОНСТРУКТИВНЫЕ, связанные с представлениями о продуктах труда, с конструированием последних по рисунками, моделями, описаниями и с проявлением этих представлений в словах, моделях, проектах, рабочих движениях;
  • ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ, связанные с подбором необходимых орудий труда и материалов, с определением способов их обработки, с планированием и контролем самой труда;
  • ОПЕРАЦИОННЫЕ, связанные с применением орудий труда и материалов для производства определенного продукта труда, с выполнением необходимых для этого производственных операций.

Особую группу составляют языковые навыки и умения, которые являются составной речи человека, направленного на удовлетворение потребности в общении с другими людьми, в обмене мнениями. К этой группе относятся навыки и устной и письменной речи. Умственные навыки и умения оказываются в выполнении различных видов умственной деятельности (например, запоминания определенного материала, решения арифметических и других задач, выполнения умственных операций, исследовательских задач, теоретическая работа в той или иной отрасли). Различные навыки и умения объединяются также в художественные, спортивные и другие разновидности.

Отдельные виды навыков и умений тесно взаимосвязаны и переплетены. Так, мыслительные умения всегда тесно связаны с умением выполнять устную и письменную работу. В сложных производственных умений всегда входят умственные компоненты. В то же время умение выполнять, например, исследовательскую экспериментальную работу в той или иной отрасли опирается на навыки практического оперирования необходимыми для этого, измерительными приборами и другими орудиями.

Навыки и умения играют очень важную роль в деятельности человека. Они дают ей возможность успешно достигать поставленных перед собой целей. Наличие у человека большого количества навыков и умений является основой владение ею своими силами, они дают ей возможность экономить эти силы, целесообразно их использовать, повышать продуктивность деятельности, предотвращать усталости.

Выработка динамических стереотипов в коре головного мозга ускоряет ход приобретенных реакций, освобождает кору для новых индивидуальных приспособлений и допускает возможность развития в коре параллельных процессов. Вследствие автоматизации в коре больших полушарий головного мозга создаются условия, при которых одновременно с автоматическим актом может происходить и другая аналітико-синтетическая деятельность. Автоматизация приобретенных реакций экономит работу коры как целого и дает возможность перемещать фокус ее активности на самые актуальные процессы.

Все имеющиеся у человека навыки и умения являются ее положительным достоянием. Поэтому ловких людей так ценят в жизни. Что в большей степени человек владеет навыками и умениями в какой сфере деятельности, тем больше ее ценят как мастера своего дела.

Особенно большое значение навыки и умения имеют в творческой деятельности человека. Наличие умений и навыков является необходимым условием ее сознательной творческой деятельности. В процессе деятельности они все больше совершенствуются. Навыки и умения, способствуя развертыванию творческой деятельности человека, тем самым становятся одним из важнейших факторов общего умственного развития человека. Если бы человек не была способна приобретать навыки, она не могла бы продвинуться ни на один ступень развития, задерживаясь через постоянные бесчисленные осложнения.

Формирование одних двигательных навыков может оказывать определенное влияние на усвоение других навыков. Это явление получило название переноса навыков.

Выделяют несколько разновидностей переноса навыков. Прежде всего следует различать положительный и отрицательный перенос навыков.

Положительным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает процесс формирования последующего. Например, навык метания малого теннисного мяча помогает освоить метание копья.

Отрицательным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс формирования последующего. Например, навык на гимнастической перекладине может замедлить освоение; то же самое возможно при одновременном обучении сальто назад и перевороту назад.

Перенос навыка может иметь различный характер.

Односторонний перенос. Он возникает в тех случаях, когда формирование одного навыка содействует образованию другого, а обратного влияния не обнаруживается.

Взаимный перенос. Это перенос навыков с одного двигательного действия на другие и обратно.

Прямой перенос. Он характеризуется тем, что формирование одного навыка сразу же влияет на создание другого в каком-либо упражнении.

Косвенный (опосредованный) перенос. Это такой вид переноса, при котором ранее сформированный навык создает только благоприятные предпосылки для приобретения нового. На явлениях косвенного переноса основано использование средств общей физической подготовки в целях увеличения фонда неспецифических двигательных умений и навыков в избранном виде спорта.

Ограниченный (частичный) перенос. Он происходит в тех случаях, когда структура изучаемых действий имеет большое сходство. В этом случае перенос навыков осуществляется в весьма узком диапазоне (например, перенос навыков удара в теннисе и бадминтоне, метание гранаты и копья). На принципе структурного сходства главных фаз осваиваемых движений планируется последовательность и преемственность заданий и вся система так называемых подводящих упражнений.

Обобщенный перенос имеет место в тех случаях, когда ранее освоенный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые могут и не иметь структурного сходства с ним. Например, трудно обнаружить какое-либо сходство в движениях велосипедиста и конькобежца и тем не менее перенос навыков в них осуществляется. Объединяет оба способа передвижения общая задача - сохранить равновесие.

Перекрестный перенос - это перенос навыков на симметричные органы тела, когда, например, движение, освоенное правой рукой или ногой, без специальной подготовки может быть выполнено левой.

Изучение закономерностей переноса навыков представляет большой интерес как для теории, так и для практики физического воспитания и спорта. Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать:

При классификации физических упражнений;

При разработке программ по физическому воспитанию;

При планировании учебного процесса - в рамках одного и серии занятий;

Взаимодействие навыков

Когда человек овладевает каким-нибудь видом деятельности, то у него обычно вырабатывается система навыков, причем новые навыки накладываются на ранее сложившиеся, которые оказывают положительное или отрица­тельное влияние на формирование нового навыка.

Положительное влияние ранее выработанных навыков на овладение новыми называется переносом. Перенос отмечается во всех видах навыков. Давно подмечено, что человек, научив­шись писать левой рукой, без длительных упражнений может писать и правой. Эта особенность моторных навыков использу­ется при обучении хирургов, когда студента учат выполнять операцию одной левой рукой, и он научается успешно выпол­нять действия обеими руками. Так же можно научить рисовать симметричные фигуры одновременно двумя руками. Упражнения в различении силы звука улучшают способность к различению оттенков серого цвета. Усвоить второй иностранный язык легче, если сложились навыки работы над одним языком. В школьном обучении постоянно можно наблюдать перенос навыка решения задач из математики в физику, химию и наоборот. Навык ана­лиза литературного текста переносится на другие учебные тексты,

Отрицательное влияние выработанных навыков на овладение новыми или отрицательное влияние формируемых навыков на уже имеющиеся навыки называется интерференцией. Интерфе­ренция - такое же всеобщее явление при выработке навыков, как и перенос.

Исследования Б. Ф. Ломова показали, что при обучении чертежному шрифту учащиеся заменяли некоторые буквы этого шрифта печатными и письменными. В этих фактах проявляется интерференция навыков чтения и письма обычного шрифта на на­вык начертания букв стандартным чертежным шрифтом (рис. 6).

Интересна интерференция в сенсомоторном навыке чтения чисел на русском и немецком языках. Одно и то же число, например 32, читается, а очевидно, и воспринимается различно. По-русски это тридцать два (30+2) , по-немецки dreibig (2+30). При обучении счету на немецком языке можно наблюдать у школьников неправильное считывание чисел по-русски на уроках математики. Вместо 32 они считывают 23, переставляя цифры в числе.

Навык беглого чтения мешает учителю русского языка ви­деть ошибки в словах. Усвоенный навык решения задач одного типа первоначально тормозит решение задач другого типа.

Явление интерференции навыков связано с иррадиацией воз­буждения по коре мозга, а ее исчезновение - с выработкой точного и стойкого дифференцировочного торможения в нерв­ной системе.

Зная, что при выработке новых навыков происходит их пе­ренос или интерференция, преподаватель использует перенос, чтобы облегчить выработку приемов действий, и предупрежда­ет интерференцию, точно отграничивая один способ действия от другого. Учителя часто говорят школьникам: “А теперь решите самостоятельно следующую задачу. Она решается так же, как только что разобранная”. Так учащиеся упражняются в созна­тельном переносе навыка. Предупреждая интерференцию, учи­тель, например, обращает внимание школьников на то, что данную задачу нельзя решить стандартно.

ПЕРЕНОС НАВЫКОВ - это влияние формирования одних двигательных навыков на усвоение других. Различают несколько разновидностей взаимодействия навыков, прежде всего положительный и отрицательный переносы.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ ПЕРЕНОСОМ называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает формирование последующего.

Основными условиями положительного переноса является наличие структурного сходства в главных фазах (отдельных звеньях) этих двигательных действий. Например, метание малого меча поможет освоить метание гранаты и копья (на начальном этапе обучения); езда на велосипеде - управлению мотоциклом; акробатические прыжки помогут освоить прыжки в воду.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ ПЕРЕНОСОМ называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет формирование последующего. Например, если был выработан прочный навык «подъема завесом» на гимнастической перекладине, это может явиться существенным препятствием для овладения «подъемом одной»; плавание на боку нарушает симметричную работу ног в плавании способом брасс; прыжок в высоту затрудняет освоение барьерного бега. Отрицательный эффект переноса навыков наблюдается чаще всего при сходстве в подготовительных фазах и существенном различии в ведущих звеньях техники действий.

Физиологически перенос навыков можно объяснить тем, что при построении новой системы движений возникающая функциональная система вовлекает готовые двигательные координации и, в зависимости от того, насколько они соответствуют объективно необходимой архитектуре двигательного акта, перенос навыков будет положительным или отрицательным. Отрицательный перенос вызывается распространением

возбуждения по коре головного мозга, недостаточно развитым диффе-ренцировочным торможением в центральной нервной системе.

Перенос навыка может иметь различный характер:

Односторонний перенос возникает в тех случаях, когда формирование одного навыка содействует образованию другого, а обратного влияния не обнаруживается.

Взаимный перенос возникает при переносе навыков с одного двигательного действия на другое и обратно.

Косвенный перенос характеризуется тем, что ранее сформированный навык создает только благоприятные предпосылки для приобретения нового.

На явлениях косвенного переноса основано использование средств общей физической подготовки в целях увеличения фонда неспецифических двигательных умений и навыков в избранном виде спорта.

Ограниченный (частичный) перенос происходит в тех случаях, когда структура изучаемых действий имеет большое сходство. В этом случае перенос навыков осуществляется в весьма узком диапазоне (например, перенос навыков удара мяча в теннисе и бадминтоне). На принципе структурного сходства главных фаз осваиваемых движений планируется система подводящих упражнений.

Обобщенный перенос имеет место в тех случаях, когда ранее освоенный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые могут не иметь структурного сходства с ним. Например, трудно обнаружить сходство в движениях велосипедиста и конькобежца и тем не менее перенос навыков в них осуществляется. Объединяет их общая задача - сохранить равновесие.

Перекрестный перенос - это перенос навыков на симметричные органы тела. Например, движение освоенное правой рукой или ногой, может быть выполнено левой.

Изучение закономерностей переноса навыков представляет интерес как для теории, так и для практики физического воспитания и спорта. Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать при разработке программ по физическому воспитанию, при планировании учебного процесса, при подборе подводящих упражнений.

Еще по теме 8. 3. Взаимодействие навыков:

  1. на психологический климат в классе 175 Задание 2. Анализ речевого взаимодействия учителя и учащихся по системе Н. А. Фландерса 175 Задание 3. Трансактный анализ общения 178 Задание 4. Упражнения для развития навыков педагогического общения 180 Задание 5. Диагностика стиля общения педагога. Карта коммуникативной деятельности А. А. Леонтьева 184 Задание 6. Определение модели общения педагога с учащимися 185 Задание 7. Эф

Представления о механизмах двигательных умений и навыков

Формирование двигательных умений и навыков подчиняется определœенным естественным закономерностям.

Каждое двигательное дей­ствие начинается с синтеза чувственных возбуждений в коре головного мозга. Афферентный синтез происходит на базе доминирующей мотивации, которая создается различными стимулирующими воздействиями извне. Мотивационное возбуждение вызывает активный анализ и оценку обстановки предстоящего действия. При этом определяется, оценивается и систематизируется информация о внешних условиях и ситуации, в которых должно осуществляться действие.

Принятие решения, видимо, непосредственно сопровождается возникновением программы действия, представляющей собой систему исполнительных возбуждений, которые доводятся до органов движения исходя из биомеханической структуры двигательного акта. Начинающий возникать одновре­менно с программой действия сличительный аппарат формируется как чувственная модель предстоящего действия, по которой сличаются сигналы о протекании и результатах двигательного акта. Сигналами при двигательных действиях являются зрительные, проприоцептивные, тактильные и другие афферентные возбуждения, отражающие кинœематические, динамические и ритмические характеристики техники действия.

Существенное значение в обучении двигательному действию имеет взаимодействие, ʼʼпереносʼʼ навыков, выработанных ранее или формируемых параллельно. К примеру, владение навыком метания малого мяча значительно облегчит обучение метанию гра­наты: легче будет идти и начальное обучение метанию копья. В этих случаях обучению способствует ʼʼположительный переносʼʼ навыка. Перенос навыка может носить и отрицательный характер (ʼʼотрицательный переносʼʼ). К примеру, в случае если был вырабо­тан прочный навык ʼʼподъема завесомʼʼ на гимнастической перекла­динœе, это может явиться существенным препятствием для овладе­ния ʼʼподъема однойʼʼ; то же самое возможно при одновременном обучении сальто назад и перевороту назад (Е. Г. Соколов).

Перенос навыков происходит в тех случаях, когда структуры двигательных действий имеют сходство наряду с различиями. Ха­рактер сходства обусловливает значение переноса: положительное или отрицательное. Так, приведенный выше пример положительного переноса обусловлен тем, что техника движений при метании мяча, гранаты и копья сходна в большинстве фаз, а главное-в ведущих. Отрицательный эффект переноса навыков наблюдается чаще всœего при сходстве в подготовительных фазах и существенном различии в ведущих звеньях техники действий. Физиологически перенос навы­ков можно объяснить тем, что при построении новой системы движе­ний возникающая функциональная система вовлекает готовые двигательные координации и, исходя из того, насколько они соответствуют объективно крайне важно й архитектуре двигательного акта͵ перенос навыков будет положительным или отрицательным, полным или частичным.

Положительный перенос навыков широко используется в про­цессе обучения двигательным действиям. С учетом закономерностей переноса определяют последовательность обучения различным дви­гательным действиям таким образом, чтобы освоение одних созда­вало благоприятные предпосылки к овладению другими.

При углубленном совершенствовании в отдельных действиях, двигательный состав которых относительно ограничен, положитель­ный перенос частных навыков используется при разработке систе­мы подводящих упражнений. Οʜᴎ, как правило, представляют из себяотносительно законченные двигательные действия, по возможности, точно воспроизводящие некоторые фазы техники изучаемого дейст­вия.

Во избежание отрицательного переноса навыков желательно так планировать учебный процесс, чтобы исключить одновременное формирование ʼʼконкурирующихʼʼ навыков, избрав такую последо­вательность обучения, при которой отрицательный перенос был бы наименьшим. В случае одностороннего переноса (когда один навык влияет на другой, а обратного влияния не обнаруживается) в пер­вую очередь должен формироваться тот навык, который нарушается под влиянием другого. В дальнейшем, по мере упрочения навыков, появляется возможность преодолевать отрицательное влияние их друг на друга, ʼʼсталкиваяʼʼ их при поочередном исполнении дейст­вий; это к тому же содействует выработке тонких координаций.