Детская вежливость. Вопросы воспитания

Детская вежливость

какой ребенок придется вам больше по душе?

тот, который, придя на детскую площадку, со всеми поздоровался, дружелюбно поиграл с другими детьми, разрешил вашему сыну или дочке поиграть своей машинкой, покатал малыша на каруселях, помог девочке найти её котенка, а на прощание всем сказал "до свидания", или тот, кто, едва появившись на площадке, с громкими криками пробежался по ряду куличиков, отнял у карапуза ведро, обкидал вашего ребенка с головы до ног песком, а на прощание закинул ваш мяч в лужу?

вы наверняка скажете, что первый ребенок - воспитан, вежлив, знает и соблюдает правила приличия.

совершенно естественно, что отношение окружающих к такому ребенку всегда будет позитивным, ведь и детям, и взрослым - комфортно находиться с ним рядом.

итак, вежливость - очень важная нравственная и поведенческая черта личности. под истинной вежливостью понимают доброжелательное отношение человека к окружающим, умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположную точку зрения.

вежливое и культурное поведение ребенка помогает ему устанавливать контакты с другими детьми и взрослыми, общаться с ними и дружить.

но вежливость не появляется сама собой, поэтому с самого раннего возраста надо начинать прививать своему ребенку хорошие манеры. и очень важно, чтобы вежливость ребенка была искренней, а не заученно-«попугайской».

воспитывая малыша, нужно не только вырабатывать у него привычку говорить добрые, вежливые слова и следовать правилам этикета, но и формировать внутренний мир. закладывать такие морально-нравственные качества, как: совесть, благородство, бескорыстность, порядочность, - из которых выпастают по-настоящему культурные манеры, любезность, предупредительность,

вежливая семья

семья для ребенка - это маленькая модель мира. именно родителями воспитывается стремление быть хорошим. в первую очередь, конечно, на своём личном примере. если родители воспитанны, доброжелательны к малышу, показывают ему свою любовь, уделяют много внимания, проявляют сочувствие, дают поддержку, относятся с уважением - то, скорее всего, ребенок переймет их стиль общения и перенесет его на других.

если кроха постоянно слышит в свой адрес «с добрым утром», «как твоё настроение?», «пожалуйста", "спасибо!», «извини, я случайно», «приятного аппетита», то эти «волшебные» слова очень скоро появятся и в его речи и со временем прочно закрепятся в лексиконе ребенка, а станет неотъемлемой чертой его личности.

даже двухлетнему ребенку более-менее понятно, как и когда нужно здороваться, прощаться, извиняться, благодарить, вежливо просить, но это вовсе не значит, что он вовсю будет пользоваться магической силой этих слов. до истинной, осознанной вежливости еще далеко. чтобы ребенок испытывал потребность в том, чтобы вежливо говорить и поступать, нужно формировать представления о нравственных нормах поведения и помогать накапливать соответсвующий практический опыт.

время от времени ребенок будет попадать в различные жизненные ситуации, в которых ему придется выбирать правильную линию поведения.

например, если мама попросит своего ребенка дать ей совочек - конечно, он даст ей его, но совсем не обязательно, что он поступит так же вежливо по отношению к соседу по песочнице.

бывает и наоборот, при чужих людях ребенок старается вести себя хорошо: вежливо разговаривает, выполняет просьбы, убирает за собой игрушки, аккуратно ест вилкой, а наедине с мамой - грубит, не слушается, разбрасывает игрушки, ест руками.

и тут еще, безусловно, играют роль возрастные и психологические особенности малыша. в 2-3 года дети начинают искать пути взаимодействия, «очерчивать» рамки дозволенного. так что не удивляйтесь, если ваш малыш вчера так хорошо говорящий «спасибо» и «пожалуйста», сегодня как будто «набрал в рот воды». помогайте ребенку понять, в каких ситуациях он а в каких некрасиво, и вовремя хвалите и подчеркивайте проявления его культурного поведения.

с вашей помощью, на основе своих собственных опытов, к четырем годам малыш уже усвоит основные нормы поведения. но чтобы увериться в своей позиции, ему будет необходим новый этап - «ябедничества». малыш начнет сравнивать поведение и подмечать огрехи других детей: «он толкается!», «он не сказал «спасибо!»», «он ломает чужую машинку!».

и тут задача взрослого подтвердить или опровергнуть правильность замечания ребенка. благодаря чему ребенок еще больше укрепится в понимании - что .

ближе к 6 годам подобные «доносы» за ненадобностью уходят: в сознании малыша уже укрепились нормы правильного, вежливого поведения. теперь на первом плане появляется желание произвести хорошее печатление, понравиться другим, показать себя с лучшей стороны.

уроки вежливости

ребенок может стать вежливым, подражая взрослым или из каких-то внутренних неосознанных побуждений. но, в таком случае, проявления его вежливости будут носить скорее интуитивный характер. поступая тем или иным образом, ребенок чаще всего будет сомневаться, правильно ли он делает, что может сказаться на его самооценке.

поэтому, очень важно знакомить детей с и научить соблюдать эти правила в повседневной жизни. собираясь, например, в поликлинику, напомните ребенку, почему и как надо там себя вести.

знакомить можно в играх-инсценировках, сюжетно-ролевых играх, беседах по сюжетным картинкам с обсуждением проблемных ситуаций, ах, при прочтении художественных произведений (например, шуточные стихи г.остера).

«приятного аппетита» или о культуре поведения за столом во время еды

Проследите, чтобы стол, за который садится кроха, выглядел эстетично: был накрыт нарядной скатертью, хорошо и правильно сервирован (салфетками, столовыми приборами, красивой посудой).
- знакомьте ребенка с названиями отдельных блюд (борщ, плов, омлет и т.д.)
- приучайте малыша, что находящиеся за столом люди должны выглядеть опрятно: чистая одежда, лицо и руки.
-учите кроху правильно пользоваться столовыми приборами и салфетками.
- напоминайте, что во время еды нельзя громко разговаривать и кричать, что пережевывать пищу нужно с закрытым ртом
- в конце трапезы - обязательно благодарим за еду.

«обслужи себя сам» или культурно-гигиенические навыки

Следите, чтобы ребенок вовремя умывался и мыл руки.
- побуждайте ребенка получать удовольствие от красивой чистой одежды и аккуратной прически, приучайте пользоваться носовым платком.
- после каждой помогайте малышу убрать на место.
- покажите, как аккуратно складывать и вешать одежду, ставить обувь.
- приучайте ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться, поправлять свою одежду.

«милая мамочка» или общение с взрослыми

Побуждайте малыша выполнять ваши просьбы, отвечать на задаваемые вопросы.
- вместе принимайте участие в добрых делах (кормите зимой птиц, проявляйте внимание, делайте подарки бабушкам и дедушкам).
- учите откликаться на состояние взрослого - заботиться, обнимать, жалеть, помогать и т.д.
- подскажите, что можно пользоваться ласковыми (милый , мамочка , бабуля .) и вежливыми словами.

«дружные ребятки» или общение с детьми

Побуждайте кроху проявлять доброжелательность к другим детям (делиться, угощать, жалеть и т.д.)
- поощряйте интерес к общению с другими детьми, учите называть знакомых детей по имени.
- приучайте детей к совместным играм, на начальном этапе - в играх-хороводах, играх-имитациях.

в рамках данной статьи нет возможности обговорить, как нужно вести себя детям в определенных ситуациях, но безусловно, вы и сами знаете эти правила. мы лишь предложим вам некоторые темы для общения с вашими детьми:

Как вести себя на улице, на детской площадке, в магазине, транспорте, поликлинике, театре, музее, .
- .
- как вести себя в детском саду.
- как вести себя в гостях или принимая гостей.
- как дарить и принимать подарок.
- как вести себя при случайной встрече со знакомыми.
- как общаться с людьми, как разговаривать по телефону.

Материал к занятию.

Всегда можно определить степень культуры человека по его поведению. Приятно общаться с воспитанным человеком, но грубая, вульгарная речь оставляет самое плохое впечатление.

Что такое вежливость

Каждый человек является существом социальным. Люди общаются между собой, создают семьи, становятся коллегами. Все члены общества заслуживают уважения. Чтобы избежать конфликтов, обид, досады, между собеседниками принято вежливое обращение.

Вежливостью называется умение тактично общаться, внимательно выслушивать другую точку зрения, проявлять толерантность, способность решать конфликтные ситуации мирным путём. Вежливость и благопристойность – тот самый инструмент, благодаря которому люди чувствуют себя комфортно, свободно при общении с себе подобными.


Правила вежливости

С самого детства все знают «волшебные слова»: спасибо, здравствуй, прости, извини, благодарю. Тактичность начинается с вежливости. Это является международной нормой. Если такое качество, как деликатность, считается врождённым, то хорошему тону можно научиться. Вежливые люди знают, что всегда необходимо:

  • здороваться;
  • прощаться;
  • просить прощения (когда совершена ошибка, или доставляют неудобство собеседнику);
  • интересоваться (то есть, оказать необходимый минимум внимания, например, спросить: «Как дела? »);
  • не толкать локтями прохожих, чтобы куда-то пробраться;
  • не перебивать собеседника, тем более, если он старше по возрасту;
  • не кричать знакомому, который находится вдалеке.

Самым лучшим показателем воспитанности человека будет его сдержанность. Совершенно неприемлемым является бурное проявление негативных эмоций на людях.



Как стать вежливым

Правила вежливости ребёнку прививают с детства. Первыми учителями всегда становятся родители. Утром дети и родители говорят друг другу: «доброе утро», днём – «добрый день», а по вечерам – «спокойной ночи». Спорные ситуации дома решаются на вербальном уровне. Воспитанные родители разбирают причины конфликта, поведенческой ошибки, объясняют чаду, почему он не прав. Ребёнку следует приводить примеры, как следовало бы поступать в той или иной ситуации. Так готовят маленьких людей к взрослой жизни в обществе.

Психологи утверждают: если начинать нравственное воспитание ребёнка с 2-3 лет, то они уже опоздали на 2-3 года. Дети берут пример с самых близких людей. Они подражают маме и папе, и начинается это еще с пеленок.

Учтивость и внимательность собеседника обладают особой ценностью. Теплота и доброжелательность помогают человеку раскрыться, проявить свои лучшие качества. Грубость, невежество, хамство оскорбляют человеческое достоинство, наносят моральный вред личности. Обиженный человек замыкается в себе, прекращает контактировать с обидчиком. Японские психологи давно заметили, что вежливый человек всегда будет в безопасности, а хам и грубиян обязательно попадёт в беду.


Обходительное поведение помогает человеку обзавестись новыми полезными контактами, иметь много знакомых, приятелей и друзей. Родителям, чтобы научить ребёнка этикету, необходимо быть самим терпеливыми, не давить на чадо, не кричать. Можно обсуждать героев прочитанных книг, анализировать их поведение.

Манеры светского поведения запрещают любую неблагопристойность. Во время разговора всегда нужно быть вежливыми.


Школа учит вежливости

Школу называют вторым домом. Здесь воспитательный процесс проводится многогранно, постепенно и беспрерывно. У школы есть свои инструменты для привития культурного поведения ученику. Существует целый ряд мероприятий, способствующих формированию вежливого поведения, к которым относятся:

  • тематические классные часы;
  • тренинги;
  • семинары;
  • игры.

Здесь принято моделировать ситуации. Школьники обыгрывают предложенный сюжет: очередь в магазине, посещение театра, воображаемую поездку в общественном транспорте и так далее. Данные интерактивные методы способствуют развитию в детях общительности, взаимопонимания, обучают нормам вежливого поведения в интересной, творческой форме.


Ещё о правилах вежливости

Следует знать, что правила этикета формировались веками. К основным правилам относится ряд приоритетов, которые следует иметь в виду, например:

  • мужчина всегда здоровается первым, открывает дверь, уступает место даме;
  • младшие по возрасту здороваются первыми, уступают места в транспорте, помогают тем, кто старше;
  • здоровые пропускают больных к врачу, уступают им дорогу, места в общественном транспорте;
  • подчинённые здороваются с начальником первыми;
  • при просьбах необходимо произносить слово «пожалуйста»;
  • за оказанную помощь или услугу принято говорить «спасибо», «благодарю»;
  • если кому-то приносятся неудобства, огорчения, неприятности, необходимо просить прощения, извиняться;
  • на официальном приёме сначала здороваются с хозяевами, а затем – по старшинству;
  • при звонке необходимо представляться;
  • пунктуальность является отличительным признаком вежливого, культурного человека.

Какой ребенок придется вам больше по душе?
Тот, который, придя на детскую площадку, со всеми поздоровался, дружелюбно поиграл с другими детьми, разрешил вашему сыну или дочке поиграть своей машинкой, покатал малыша на каруселях, помог девочке найти её котенка, а на прощание всем сказал "до свидания", или тот, кто, едва появившись на площадке, с громкими криками пробежался по ряду куличиков, отнял у карапуза ведро, обкидал вашего ребенка с головы до ног песком, а на прощание запульнул ваш мяч в лужу?

Вы наверняка скажете, что первый - воспитан, вежлив, знает и соблюдает правила приличия.

Совершенно естественно, что отношение окружающих к такому ребенку всегда будет позитивным, ведь и детям, и взрослым - комфортно находиться с ним рядом.

Итак, вежливость - очень важная нравственная и поведенческая черта личности. Под истинной вежливостью понимают доброжелательное отношение человека к окружающим, умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположную точку зрения.

Вежливое и культурное поведение ребенка помогает ему устанавливать контакты с другими детьми и взрослыми, общаться с ними и дружить.

Но вежливость не появляется сама собой, поэтому с самого раннего возраста надо начинать прививать своему ребенку хорошие манеры. И очень важно, чтобы вежливость ребенка была искренней, а не заученно-«попугайской».

Воспитывая малыша, нужно не только вырабатывать у него привычку говорить добрые, вежливые слова и следовать правилам этикета, но и формировать внутренний мир. Закладывать такие морально-нравственные качества, как: совесть, благородство, бескорыстность, порядочность, - из которых выпастают по-настоящему культурные манеры, любезность, предупредительность,

Вежливая семья

Семья для ребенка - это маленькая модель мира. Именно родителями воспитывается стремление быть хорошим. В первую очередь, конечно, на своём личном примере. Если родители воспитанны, доброжелательны к малышу, показывают ему свою любовь, уделяют много внимания, проявляют сочувствие, дают поддержку, относятся с уважением - то, скорее всего, переймет их стиль общения и перенесет его на других.

Если кроха постоянно слышит в свой адрес «с добрым утром», «как твоё настроение?», «пожалуйста", "спасибо!», «извини, я случайно», «приятного аппетита», то эти «волшебные» слова очень скоро появятся и в его речи и со временем прочно закрепятся в лексиконе ребенка, а вежливость станет неотъемлемой чертой его личности.

Вежливые слова и поступки

Даже двухлетнему ребенку более-менее понятно, как и когда нужно здороваться, прощаться, извиняться, благодарить, вежливо просить, но это вовсе не значит, что он вовсю будет пользоваться магической силой этих слов. До истинной, осознанной вежливости еще далеко. Чтобы испытывал потребность в том, чтобы вежливо говорить и поступать, нужно формировать представления о нравственных нормах поведения и помогать накапливать соответсвующий практический опыт.

Уроки вежливости в стихах-загадках!

Каждый родитель хочет, чтобы его был самым лучшим - самым послушным, умным, добрым и вежливым. Этому можно научить словами, собственным примером, а также воспользовавшись стихами-загадками Олеси Емельяновой. Предлагаем прочесть и разучить с малышом эти чудные стишки!

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «…»

(Привет!)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, …»

(Здравствуй!)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…»

(До свиданья!)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…»

(Извини!)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…»

(Спасибо!)

И ему на всю дубраву

Воробьи кричали: «…»

(Браво!)

Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: «…»

(Будь здорова!)

Говорит Лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи: «…»

(Пожалуйста!)

Бегемот и Слон, поверь,

Не пролезут вместе в дверь.

Тот, кто вежливей, сейчас

Скажет: «Только…»

(после вас!)

Муха Жу, хоть не хотела,

В скорый поезд залетела.

Ей букашки Фло и Фти

Скажут: «…»

(Доброго пути!)

Дал Ивану царь Гундей

За спасенье пять гвоздей,

А Иванушка царю

Говорит: «…»

(Благодарю!)

Выгнал кукушонок Рома

Няню строгую из дома.

Всем, кто будет баловать,

(Добро пожаловать!)

Мама с папою сидят,

Торт с конфетами едят.

Скажет вежливая дочь:

«Разрешите …»

(вам помочь!)

Из болота крокодил

Дольше всех не выходил.

Члены жабьего совета

Дали приз ему за это -

Наградили попугаем

И кричали: «…»

(Поздравляем!)

Бык ромашек накосил

И барана пригласил.

Тот один съел угощенье,

Но сказал: «…»

(Прошу прощенья!)

Обнаружив на рассвете,

Что роса попалась в сети,

Паучиха Шудра-Вудра

Ей сказала: «…»

(С добрым утром!)

Олениху в два часа

Навестить пришла лиса.

Оленята и олень

Ей сказали: «…»

(Добрый день!)

На закате мотылёк

Залетел на огонек.

Мы, конечно, рады встрече.

Скажем гостю: «…»

(Добрый вечер!)

Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку -

Больше он играть не хочет,

Говорит: «…»

(Спокойной ночи!)

Дети Даша и Егорка

Сыр для пиццы трут на терке.

Просят мышки из норы:

«Дайте! Будьте... »

(так добры!)

Увидали обезьяны,

Слон под пальмой ест бананы,

И кричат ему они:

«Вкусно? Ты хоть намекни! »

Вежлив слон, не сомневайтесь,

Он им скажет: «…»

(Угощайтесь!)

Повстречал кабан в лесу

Незнакомую лису.

Говорит красавице:

«Разреши …

(представиться!)

Я кабан! Зовут Хрю-Хрю!

Очень желуди люблю! »

Ответит незнакомица

«Приятно …»

(познакомиться!)

Девочка Рита возле дорожки

Стол накрывает собаке и кошке.

Плошки расставив, скажет им Рита

«Ешьте! Приятного вам …»

(аппетита)

Правила этикета в стихах

Быть воспитанным ребёнком очень важно с малых лет!

Вам, мальчишки и девчонки, — этот детский этикет!

Помни правило номер один в воспитании:

Говорить всегда «Здравствуйте» и «До свидания»!

Всем детям надо вежливыми быть:

«Пожалуйста», «Спасибо» говорить!

Когда говоришь, ты спешить не пытайся

И знай: невоспитанно — перебивать!

Сначала услышать вопрос постарайся

И только потом на него отвечать!

Нельзя говорить никому никогда

Обидные или плохие слова!

Не дразнись, не будь задирой никогда!

Всех ребят зови по имени всегда!

Беседе взрослых не мешай,

Их разговор не прерывай!

Запомни правило простое:

Без спроса не бери чужое!

Старшим старайся во всём помогать,

В транспорте место всегда уступать!

Мять нельзя траву, цветы,

Листья рвать, ломать кусты!

Ведь природа так красива -

Относись к ней бережливо!

Для чего нужно знать и соблюдать правила вежливости?

    Я поддерживаю сравнение вежливости со смазочным механизмом отношений в обществе.

    Думаю, что любой нормальный человек предпочтет вежливые отношения с другими людьми, чем хамские. Пусть это будет на поверхностном уровне. Но сам факт соблюдения вежливости уже говорит в сторону взаимоуважения.

    Если из общения убрать компонент вежливости, то общество превратится в пещерных людей, а вернее, зверей, которые живут только инстинктами. Тогда зачем нам называться людьми? В этом слове все-таки есть хотя бы намек на цивилизованность, которая невозможна без вежливости.

    Даже сложно представить, что было если бы люди переставили проявлять вежливость. Ведь прежде всего вежливость является одним из неотъемлемых и важных компонентов доброты, уважения, благоразумия... Мир - это место где живут, а жизнью надо наслаждаться, в этом и есть смысл для каждого человека. Если во всех межличностных отношениях будет царить грубость, неуважение, бездушие и т.п., то станет дурно от такого вакханалия.

    Любой нормальный и воспитанный человек проявляет вежливость в знак культурности. Это значит, что он желает быть признанным в обществе и жить полноценно, добиваясь своих целей ради себя, близких, других людей...

    С вежливым, воспитанным человеком всегда приятно общаться.

    Как говориться: Будь вежливым и к тебе потянуться люди!.

    От того, как мы вежливы к другим людям, в жизни может зависеть очень многое.

    А ведь быть вежливым не так уж и легко.

    Вежливость - одно из самых важных качеств успешного современного человека.

    Вежливости надо учиться с детства. К этому должны приложить руку родители. А как же без них. Потом уже школа и когда уже человек знает и соблюдает правила вежливости - ему везде открыты двери. Ну почти везде.

    Вежливость - это одно из условий правил этикета. Человечество давно выработало эти правила, чтобы люди, находящиеся в обществе, руководствовались одинаковыми приемами, правилами, чтобы не вызывать раздражения одних людей к другим, лишний раз не разделять их, а объединять; уважительно относиться к друг другу. К сожалению, в ХХ1 веке люди забыли об этих правилах приличия, этикета. Вместо культуры процветает антикультура, а отсюда и последствия соответствующие.

    Вежливость позволяет людям при общении чувствовать себя комфортно и, соблюдая обычаи и правила вежливости, а у разных народов они разные, сглаживаются моменты напряженности в отношениях. Вежливость показывает какой культурный уровень у человека, приятно иметь отношения с тактичным и уважительным человекои, и не приятно с не культурным, не вежливым. Воспитание подрастающего поколения с прививанием ему правил этикета даст положительный результат, особенно, если взрослые будут сами показывать пример.

    Вежливость стоит соблюдать ради соблюдения моральных норм принятых в обществе. Вежливый человек всегда выделяется из толпы хамов. С вежливыми людьми всегда хочется общаться к ним стремятся. Как правило, вокруг вежливых людей кипит жизнь, и им стараются не хамить стремясь подражать им.

    На мой взгляд, любой человек должен соблюдать правила вежливости в первую очередь для себя самого. Только уважая других, можно уважать себя.

    Вежливость проявляется не только в словах: большое значение имеет то, как человек ведет себя, как держится, как смотрит на собеседника.

    Вежливость - качество избранных, привилегия, доступная не всем.

    Наглядная иллюстрация того, что вежливость способна превратить простушку в настоящую леди - Пигмалион Б. Шоу. Вспомним, уже после первых уроков, обучив Элизу Дулитл только вежливо приветствовать собеседника, профессор Хиггинс сразу смог обмануть своих друзей, выдав ее за леди, при этом запретив ей произносить еще хоть слово.

    В заключение хочу привести слова Серовантеса, многим знакомые с детства:

    В первую очередь вежливость говорит об воспитанности. Вежливый человек располагает к себе, то есть ему легче в общении.

    Вежливый человек что называется по жизни может предвидеть не ловкие моменты и избежать их.

    Да и просто гораздо престижней что ли быть вежливым в наше время, культ быдло-пацана ушл в прошлое.

    Вежливость это смазочный механизм общества как известно. Без этой смазки механизм будет работать с большим скрипом. Часто заедая, стопорясь, порождая сбои в самой работе механизма, а так же конфликты между его деталями(людьми то есть). Сейчас вежливость не в особой чести. Отношение к жизни, и отношения между людьми стали во многом грубее и циничнее чем раньше. Принципы жизни другие: не воспитание впереди а напористость, ловкость и ушлость. Пусть приправленная сверху культурой для вида. Поэтому много встречается эдакого хабальства, а не вежливости. Хамы конечно были всегда. Но сейчас присутствует расслоение общества по уровню жизни людей. И если хам человек богатый, он считает что вполне может хамить, унижать и гнобить человека который ниже его по социальному статусу. Вежливост в итоге страдает. Надо ей как то помочь, чтобы не скатиться до уровня базарных отношений между людьми.

На всем протяжении жизни человек постигает правила общения в социуме. В формальном виде они выражаются правилами этикета. Вежливое поведение стимулирует людей к общению и взаимодействию, оно напоминает воду, стимулирующую растение к росту. Уважение к личному пространству другого человека всегда высоко ценилось в высокоразвитых социумах. Правила этикета и вежливости: разбираемся в тонкостях общения.

Основные формы светского поведения

В общении людей выделяется три основные формы: официальная, неофициальная, безличная. Рассмотрим основные аспекты.

Официальная

Этот вид характеризуется повышенной тактичностью. Любое обращение содержит «вы», «вас», «вам». Положительные действия сопровождаются благодарностью, например, «спасибо», «очень приятно», «я вам благодарен», «вы так добры», на что принято отвечать репликами «не за что», «рад, что вам понравилось», «ешьте на здоровье» (если вас угостили едой). Помимо обращения «вы» в корпоративной деловой этике могут подчеркиваться должность, ранг, достижения.


Неофициальная

Такая форма применяется при общении хорошо знакомых и близких людей. Характеризуется она минимальным набором строгих условностей. Обращение сопровождается личным местоимением «ты», «тебе», «с тобой». Ответы более просты: «благодарю», «будь здоров», «обращайся».


Безличная

Для этого вида характерно отсутствие личного местоимения. Слова адресуются будто бы в воздух или ко всем сразу, например, «не подскажите, который час? », «скажите, как пройти на площадь».

Обозначенных норм перехода в общении от обращения «вы» к «ты» не существует, зачастую это происходит при длительном близком общении. Плохо воспитанных людей отличает обращение на «ты» ко всем без исключения. В любом взаимодействии людей (за редким исключением) одна из сторон является инициатором. Первым при встрече при условии взаимной видимости выказывает знаки вежливости:

  1. мужчина женщине;
  2. подчиненный начальнику;
  3. младший по возрасту старшему;
  4. входящий присутствующим;
  5. подходящий стоящим.


Как себя вести?

Чтобы быть по-настоящему вежливым человеком, стоит учесть ряд основным правил поведения в социуме:

  • Обращение к другому человеку не должно быть грубым, агрессивным, громким.
  • Движения человека должны быть размеренными и спокойными без резких поворотов и дерганий.
  • Внешность должна быть опрятной: важно соблюдать правила гигиены (недопустимо, чтобы тело источало неприятные запахи);
  • При общении желательно использовать слова «пожалуйста», «спасибо», «всего хорошего» и им подобное, нельзя употреблять бранные выражения.
  • Нельзя громко смеяться, ухмыляться, проходя мимо незнакомых людей.
  • Нельзя чесаться, ковыряться в зубах, носу, ушах.
  • Зевая, не открывайте рот широко: лучше прикрывать его рукой, то же правило касается чихания.


Недопустимо попрание прав и комфорта окружающих, кроме форс-мажорных обстоятельств. Только в этом случае можно бросить собеседника и удалиться по срочному делу. Если дело может подождать, невежливо бросать собеседника на полуслове. Поведение не должно быть вызывающим и экспансивным, особенно в местах массового скопления людей. Если необходимо к кому-то обратиться, стоит подойти к этому человеку и спокойно спросить, а не кричать, мешая и раздражая окружающих.

Пространство в любом общественном месте должно равномерно распределяться между всеми присутствующими. Если это лавочка, сидеть нужно, занимая одно место, а не разваливаться на половину скамейки. Если это тесное помещение, не стоит:

  • расставлять локти;
  • вытягивать руки;
  • делать резкие повороты.


В транспорте сумки, рюкзаки снимают с плеч и держат в руке. Хорошим тоном является предоставление сидячего места:

  • инвалидам;
  • людям с травмами опорно-двигательного аппарата;
  • пожилым людям;
  • беременным женщинам;
  • маленьким детям;
  • женщинам (пункт актуален для мужчин).


Физический контакт с другим человеком возможен только с его одобрения. Не рекомендуется трогать незнакомых людей, прикасаться к знакомым можно только при наличии приветливого поведения в рамках обыденных ритуалов, типа пожатия руки, похлопывания по плечу, дружеских объятий. При взаимодействии с другим человеком задумывайтесь о том, что у него есть свои планы, потребности и желания, не стоит удерживать кого-либо если видно, что он хочет уйти.


Правила общения с незнакомыми и малознакомыми людьми

Общение с малознакомыми и незнакомыми людьми имеет свои особенности:

  • При первой встрече смотрите на собеседника, но не слишком часто.
  • Улыбайтесь при общении.
  • Важно употреблять личное местоимение «вы». Это выказывает уважение и является основанием для дальнейшей беседы.
  • Знакомясь первым, инициативу проявляет старший к младшему, мужчина к женщине, начальник к подчиненному.
  • Переходить на «ты» можно только по желанию старшего (начальника), при этом тот, иерархия которого ниже, может позволить к себе обращение на «ты».
  • Начало и конец диалога часто сопровождаются жестом: поднятой ладонью, кивком, наклоном головы.
  • Пожимать руку нужно не очень сильно, но и не безжизненно (не более 1-2 секунд).
  • При входе в помещение, где помимо знакомых людей есть незнакомые, поздороваться нужно со всеми, назвав незнакомцам свое имя.
  • При входе снимают головной убор, перед рукопожатием – перчатки.


Если возникла необходимость какой-либо помощи от незнакомого человека, стоит вежливо поздороваться и спросить, сможет ли он уделить немного своего времени на помощь. После получения утвердительного ответа можно излагать просьбу. Если просьба заключается в чем-то быстротечном, например, определении времени или места нахождении, после приветствия можно сразу задавать вопрос.

Если к вам обращается человек, а вы не помните, знаете его или нет, стоит задать вопрос, начиная с извинения (например, «простите, мы знакомы? »).


Нормы поведения за столом

При приеме пищи комфортная обстановка особенно важна. Следует соблюдать несколько основных правил. Поза должна быть выпрямленной:

  • нельзя опираться на сидящих рядом, даже если вы сидите плечом к плечу;
  • недопустимо вытягивать ноги, они должны быть согнуты и находиться перед передними ножками стула на небольшом расстоянии.

Помимо этого нельзя есть с расставленными локтями и класть их на стол. Локти должны быть прижаты к ребрам. Недопустимо вытягивать руки над столом, кроме как с намерением положить пищу из какого-нибудь блюда себе в тарелку. В гостях лучше не инициировать разговор за столом, стоит оставить это на усмотрение хозяев дома.

Если это общественное место, старое правило «когда я ем, я глух и нем» не выставит вас в дурном тоне.


Ни в коем случае нельзя разговаривать с едой во рту. Во время пережевывания пищи старайтесь держать ротовую щель сомкнутой: это гарантирует отсутствие чавкающих звуков. Пользуясь столовыми приборами, делайте это аккуратно, не создавая ударных, скрипящих, царапающих звуков. Нельзя:

  • стучать по столу;
  • брать еду из чужой тарелки;
  • баловаться;
  • подкидывать предметы;
  • петь;
  • разговаривать по сотовому;
  • наносить косметику.


Исключение составляет прием лекарств, предписанный с приемом пищи. Мужчина должен помогать женщине, сидящей от него справа (например, по просьбе подавать различные блюда или наливать напитки). Поведение должно быть умеренным, спокойным и конструктивным по отношению к окружающим. Помните: ничто не ценится так высоко, как вежливость . Каждый человек должен иметь хорошие манеры и благопристойность поведения. В международной практике запрещают аморальное и невоспитанное поведение.

Подробнее об основных правилах этикета и вежливости вы узнаете из следующего видео.