Занятие в детском саду для старшей группы «Волшебное зимнее путешествие». Сценарий летнего развлечения путешествия в детском саду для детей старшей группы

Летний досуг для дошкольников «Квест. Путешествие в страну радуги»

Цель праздника: Создать радостное эмоциональное состояние, способствовать дружескому общению и объединению детей и взрослых; развивать физические качества: ловкость, быстроту реакции; воспитывать культуру поведения на общественных мероприятиях,вызвать эмоциональный отклик к конкурсам.
Ведущая: Посмотрите, что за диво, стало все вокруг красиво! Снова вместе все друзья, рады встрече ты и я. Что за чудо наше лето, ласковым теплом согрето. Посмотрите на ребят – загорелыми стоят!
Ребенок: Летом много красоты, любим лето я и ты. Любим бегать босиком, По траве валяться, любим мы играть с песком, в море поплескаться! В общем, летом хорошо детворе живется, о любимом песенка поется.
Танец зарядка «Солнышко лучистое любит скакать»
Ведущая: Сегодня у нас праздник Радуги, она уже спешит к нам в гости, чтобы подарить нам радостное настроение. (музыка, забегает Гром)
Гром: Привет, привет! Я Гром-громыч! Праздник ваш отменяется! Я захватил вашу Радугу. Без радуги нет на земле ни счастья, ни радости. И пока радуга у меня, только я буду радостным и счастливым, больше никто! Ха!Ха! Ха!
Воспитатель: Что же ты наделал Гром-громыч? Мы так хотим веселиться, смеяться и играть с воздушными шарами. Как мы будем без радуги! А ну говори, злодей, куда ты ее дел?
Гром: Я разбросал цвета радуги на сказочные острова в моей стране. И чтобы освободить радугу, нужно собрать все цвета вместе и сказать заклинание.
Ведущая: Ребята, давайте освободим радугу. Но для этого нам нужно отправиться в опасное путешествие в радужную страну. Там все не так как в нашем мире. Там разговаривают животные и конфеты растут на деревьях, там жители обожают самые разные цвета. И самое главное там все друг другу помогают. Ведь помогая друг другу, мы и сами становимся чуть-чуть волшебниками. Ну, пора в путь! Вам поможет карта Волшебной страны. Следуя по маршруту, вы быстро и легко соберете все цвета радуги. Главное – держаться вместе. Вы готовы? Тогда в путь! (вручается карта).
I этап Цветочная дорога
По смотрите по нашей карте, чтобы попасть в радужную страну нужно пройти по цветочной дороге. Но цветы на нашей дороге завяли и потеряли свой цвет, ведь радугу украли. Что делать? Как же мы теперь попадем в Радужную страну? (предложения детей).
Раскрашиваем дорогу в Радужной стране мелками.
II этап Остров Нептуна
Внимание всем! Только что мне сообщили, что мы прибыли на остров морского короля, властелина рек и озер – Нептуна. Давайте поприветствуем Нептуна криками «Ура!».
Нептун сидит на троне, около него русалки.
Нептун:
Гордый я морей властитель,
Рыб, дельфинов повелитель.
Мой дворец на дне морском
Весь усыпан янтарем.
Я рад, ребята, встрече с вами.
Прошу вас: будьте мне друзьями.
Ведущая: Здравствуйте, царь Нептун. Мы пришли к тебе, чтобы ты помог нам освободить радугу. Мы знаем, что на твоем острове есть ее кусочек.
Нептун: Хорошо, но это сделать непросто. Выполните мои задания, получите кусочек Радуги, а нет останетесь у меня навсегда.
Игра «Ползет, плавает, летает»
(Распределить животных по среде обитания)
Игра «Самый меткий»
Участвуют 5 человек, 2 команды
В линию стоят пластмассовые и резиновые игрушки. Необходимо водными пистолетами сбить как можно больше игрушек.
Нептун: Молодцы, все задания вы выполнили, получайте кусочек радуги (голубой и синий шар).
Но пора в пучину мне,
Заждались меня на дне. До свиданья, друзья!
III этап Остров Загадок
Ведущая: Ой, ребята, куда мы с вами попали? Вижу какой-то домик, давайте подойдем поближе.
Вот и домик небольшой
Дым колечком над трубой
Видно варится обед
Есть здесь кто-то или нет?
(стучим в окно, выходит бабушка)
Бабушка- Загадушка:
Я бабушка- Загадушка
В этом домике живу,
Хозяйство свое веду
Гостей встречаю,
Вам загадки загадаю.
Вы очутились на острове Загадок. Знаю-знаю вы пришли за кусочком радуги. Отдам вам его, но сначала загадки отгадайте мои.
Загадки о лете.
Игра с буквами.
Бабушка- Загадушка : На моем острове спрятались буквы, попробуйте их найти и составить из них слова. Каждая команда ищет буквы своего цвета.
(Мир, лето для ст.гр. радуга, радость для подгот.гр.)
Ребята, вы молодцы! Много знаете, вот вам кусочек радуги. Плывите к следующему острову.
IV этап Остров Соловья разбойника
Ведущая: Где же нам на острове найти Соловья разбойника.
Соловей разбойник: А что меня искать, я здесь! Испугались? Я вас всех в плен заберу!
Ведущая: Не горячитесь, разбойничек. Мы не просто так гуляем, а собираем кусочки радуги, чтоб ее расколдовать. Давай лучше в честном бою выясним кто сильнее и если наши ребятки сильнее окажутся, отдашь нам кусочек радуги. Согласен?
Игра «Перетягивание канат»
Соревнование «Кто свистнет громче Соловья разбойника»
Соловей разбойник: Ладно, раз вы такие ловкие, забирайте кусочек радуги.
V этап Остров Марьи искусстницы
Марья искусстница: - Здравствуйте, гости дорогие, гости желанные. Куда путь дороженьку держите?
Ведущая: Мы идем спасать Радугу, которую похитил Гром-громыч, собираем радужные кусочки, разбросанные по Радужной стране.
Марья искусстница: Помогу и я вам такой кусочек отыскать, а для этого мне нужно 8 помощников.
Рисуем в технике Эбру
Молодцы! Вот вам кусочек радуги. А отплыв от моего острова найдете подсказку, куда вам плыть дальше.
Дети находят указатель с подсказками:
Направо пойдешь – пути не найдешь
В кусты проберешься – страху не оберешься
Прямо пойдешь – кусочек радуги найдешь.
VI этап Остров Бабы Яги
Баба Яга:

Вы зачем сюда пришли
Больше места не нашли
Мне с вами некогда гулят
Мне нужно остров охранять
А пропустить я вас смогу
Как только проведу игру.
П/и «Бабка Ёжка Костяная ножка»
Эстафета «Кто быстрее долетит на метле»
Баба Яга: Где мой свисток? Кто из вас играть готов?
2 команды по 5 чел.
1команда – Бабки, 2 команда – Ёжки.
Ладно, справились с заданием, получайте кусочек радуги.
(Баба Яга падает подварачивает ногу)
-Ой,ой,ой! Что ж такое, нога болит! Помогите дети, отведите меня к доктору Айболиту, он как раз на соседнем острове живет.
VII Остров Айболита
Ведущая: Здравствуй доктор Айболит! Баба Яга поранила ногу, помоги ей пожалуйста.
(Выходит Доктор Айболит)
Доктор Айболит: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, мы не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали «Здравствуйте! Здоровья желаю!» Русская поговорка гласит:
«Здороваться не будешь-
Здоровья не получишь.
А меня вы знаете?
Я ласковый, хороший
Я добрый даже на вид
Зовусь я доктор Айболит.
Помогу, а вы ребята знаете, что много лекарственных растений растет вокруг. В каждой травке, в каждой ветке
И микстура, и таблетки
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить растения
Что пригодны для лечения.
Отгадайте, о каких растениях я говорю:
1) Загадки о лекарственных растениях
2) Ах, не трогайте меня, обожгу я без огня.
Ищите вы кусочки радуги, я вам помогу, отдам один кусочек (зеленый шар)
VIII этап Остров Кота певуна.
Кот певун:

Привет! Привет! Я кот певун
Песни громко я пою
И гостей к себе зову.
Ведущая: Здравствуйте, Котенька – коток!
Кот певун: Вы пришли за кусочком радуги? Отдам вам его, только сначала вы меня потешьте, песни попойте, да не простые, а разноцветные.
Дети вспоминают и поют песни в которых упоминаются цвета радуги.
Ах, какие молодцы
Пели лучше, чем скворцы
Вот кусочек получите
В садик свой вы поспешите (отдает желтый шар).
Ведущая: Ребята, мы собрали все цвета радуги, поспешим обратно в детский сад.
Встречает Гром Громыч.
Ведущая: Гром Громыч, мы нашли все кусочки радуги и сейчас вместе с детьми произнесем слова заклинания. (Слова).
Под песню радуга, выходит Радуга.
Радуга: Наконец-то к вам пришла
Путь – дороженьку нашла
Вы меня увидеть рады?
Хорошо мои друзья!
Пусть радость вечно будет с вами,
Ее не нужно вам искать
Она всегда живет с друзьями
Лишь нужно это осознать.
А за то что вы помогли мне вернуться, я исполню одно самое заветное желание. На кусочке радуги- шарике нарисуйте или напишите ваше желание и оно непременно сбудется. (дети пишут желания и отпускают шары в небо. Всеобщая дискотека.

Задачи:

— закреплять знания об отличии жизни в деревне от города;

— развивать умение показывать изображаемый образ с помощью пантомимики, выразительных средств речи;

— согласовывать слова с движениями, ритмично выполнять их;

— чисто интонировать, выразительно петь песни, произносить автоматизированные звуки;

— формировать коммуникативные навыки.

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие в деревню. Спрашивает, кто был в деревне. Чем деревня отличается от города? Кто живет в деревне? Что интересного видели? Что понравилось? Чем занимались? Что больше всего запомнилось? На каком виде транспорта можно добраться до деревни? Выслушивает ответы. Предлагает отправиться в деревню на паровозике из Ромашково, изобразить паровоз и вагоны, ехать под песню паровозика, ритмично двигаясь. По ходу игры воспитатель в роли паровоза меняет темп движения, направление. Использует звукоподражания: «У-у-у», «Чух-чух», «Ш-ш-ш».

Поле большое, зеленый лужок.

Сколько на свете путей и дорог!

Хорошо нам светит солнышко в пути.

Пожелай нам, ветер, доброго пути.

Доброго, доброго, доброго пути,

Самого доброго, доброго пути.

Поезд останавливается на станции . Воспитатель говорит, что около станции начинается цветущий луг. Предлагает угадать, кто пасется на лугу. Дети и воспитатель поют построчно.

Далеко, далеко, на лугу пасутся ко...

Нет, не кони.

Нет, не козы.

Далеко, далеко на лугу пасутся ко...

Правильно, коровы!

Пейте, дети, молоко —

Будете здоровы!

По Ю. Черных

Воспитатель предлагает детям представить, что все они — стадо коров . В стаде есть мамы-коровы. Спрашивает, как называется папа, дети. Предлагает помычать, как мама-корова, позвать телят, а потом помычать, как теленок, который отвечает маме, затем — как папа-бык. Превращает детей в «доярок» и «дояров». Предлагает подоить коров, попробовать парного молочка. Спрашивает, кто пасет стадо коров? Превращает детей в «пастухов». Предлагает поиграть на дудочке, повеселить коров и собрать их около себя.

Спрашивает, какие домашние животные еще могут пастись на лугу. Загадывает загадку о коне.

Цок-цок-цок — стучат копыта.

Словно ветер, я лечу.

Если надо, и телегу

Быстро довезти могу.

Воспитатель предлагает превратиться в импровизированных лошадок, позвать друг друга ржанием протяжно, поскакать ритмично и поцокать.

Дети скачут по кругу.

Цок-цок-цок — стучу копытом. (Дети двигают ногой.)

Ш-ш-ш — как ветер я лечу. (Потирают ладонь о ладонь.)

Все дороги мне открыты, (Постукивают ладонями по ногам.)

Все увидеть я хочу. (Кивают головой.)

У-у-у — гуляет ветер, (Покачивают руками над головой.)

Капли падают дождя. (Щелкают пальцами.)

Обжигает зноем солнце. (Поглаживают руки.)

Это лишь бодрит меня! (Поднимают руки вверх.)

Воспитатель загадывает загадку о козе: «У кого рожки да ножки?». Предлагает поскакать, как козлята, пободаться рожками под стихотворение Ю. Тувима.

Наша козочка скакала,

Да и ноженьку сломала.

Но скажу тебе по чести,

Ведь нельзя сидеть на месте.

Это всем давно известно —

Без игры неинтересно.

Наша козочка поплачет,

А поправится — заскачет.

Воспитатель предлагает детям пойти дальше, потому что со всеми домашними животными на лугу они уже познакомились. Задает вопрос: «На каком виде транспорта можно быстро доехать от луга до деревни?» Раздает каждому ребенку по «велосипеду». Дети ложатся на спину на траву (коврики) и выполняют упражнение «Велосипед» с ускорением.

Останавливаются у деревенского пруда, замедляя движения. Воспитатель предлагает сойти с велосипедов и назвать домашних птиц, которые плавают в пруду. Затем дети зовут их: «Ути-ути», «Тега-тега», отвечают за уток: «Кря-кря», за гусей: «Га-га». Воспитатель предлагает вместе с утятами исполнить «Танец маленьких утят».

Обращает внимание детей на гусей, которые вытянули свои шеи и шипят, стараясь ущипнуть кого-нибудь. Предлагает поиграть в подвижную игру «Волк, пастух и гуси».

После подвижной игры, чтобы успокоить дыхание, дети выполняют мини-этюд «Цветок лилии (кувшинки)».

Воспитатель предлагает детям попрощаться с гусями и спеть про них песенку «Гуси-гусенята в лесочке», чтобы они успокоились и не шипели.

Доезжают до поля, де работают комбайны. Имитируют косьбу, работу молотилки, сноповязалки.

Доезжают до огорода, где растут овощи. Воспитатель загадывает загадки об овощах.

Приезжают к дому бабушки, которая их встречает, угощает парным молоком.

Доезжают до сада. Исполняют этюд «Фруктовое дерево».

Чудо-дерево стоит

Очень странное на вид.

Фрукты все на нем растут:

Груш и яблок много тут,

Апельсины и лимоны,

Виноград и абрикосы,

Вишни, сливы и гранаты

Так и тянутся к ребятам.

Воспитатель говорит детям, что они попали в необычный сад. В нем растет дерево, на котором созревают разные плоды.

Дети рассматривают воображаемое дерево, удивляются, изумляются. Находят на нем разные плоды: грушу, яблоко, сливу, вишню, абрикос, персик, гранат, инжир, апельсин, мандарин, алычу, лимон. Воспитатель предлагает каждому назвать плод, который тот сорвал, описать его внешний вид и вкус. Дети могут назвать наиболее часто встречающиеся сорта фруктов*. Прощаясь с деревом, дети произносят следующие строчки:

Фруктовое дерево,

Спасибо тебе!

Мы фруктов наелись

И взяли себе.

Мы веточки нежно

Твои наклоняли,

Тянули тихонько

И их не ломали.

В процессе путешествия дети могут искупаться в речке, имитируя движения пловца; половить рыбу; поиграть в мяч, собрать землянику, грибы в лесу; запустить воздушного змея и т.д.; сорвать тростник и подуть на разлетающиеся пушинки; позагорать и пр.

В конце путешествия дети добираются до дома бабушки, которая угощает их пирожками.

В заключение воспитатель вместе с детьми вспоминает, где они побывали, что интересного видели, что понравилось. Обсуждает новые маршруты путешествий в сельскую местность.


Садик веселых затей

В садике веселых затей ребятам предлагают поиграть в различные подвижные и забавные игры:

«Кошки-мышки».

«Салки».

«Скакалочки».

«Вышибалы».

«Чехарду».

Фонтан занимательных загадок

Есть у ребят друзья, подружки,

Мишки, куклы, машинки, лягушки,

А назовите их словом одним, всем известно оно,

Имя этих друзей... (игрушки).

Живые цветочки над лугом летали,

Радовались солнышку, крыльями порхали.

Какой же волшебник цветы оживил?

Напомни названье их, а то я позабыл. (Бабочки.)

В сказках они, друзья, живут,

Чудеса творят и добро несут!

Удивительные люди

Их... (волшебники) зовут!

Эти комочки - друзья детей,

Погладь их поскорей!

Пушистые ребятки,

А называют их... (котятки).

Он родился в апельсине,

Солнышко ему дружок!

Носит рыжий он костюмчик,

Любит сладкий творожок!

Как его, друзья, зовут?

Отвечайте дружно тут! (Рыжий Aп.)

На небе после дождичка

Раскинулась дуга,

Красивая, цветная,

Названье ее... (радуга).

Звенит он погремушками,

Танцует лихо он.

На колпачке бубенчиков

Мы слышим славный звон!

На площади, на ярмарках

Народ он зазывал,

Из старины глубокой

В наш мир герой попал! (Петрушка.)

Они друзья людей,

Особенно детей!

От болезней ограждают,

Ребятишкам помогают.

Они милы, вкусны, полезны и невинны,

Скажите дружно, как зовут их? (Витамины).

Занимательная полянка

На этой полянке детям предлагаются игры с паз лам и. На больших пазлах детям демонстрируются детали общей картины на тему «Сказочный мир»: это различные сказочные персонажи - Буратино, принцесса, гномы, Незнайка, Винни-Пух, кот Матроскин, Мальвина, Чипполино, Пятачок, Спящая Красавица, ослик Иа, Шарик, барон Мюнхгаузен, Мэри Поппинс и т. д. Художник захотел собрать их всех в одну картинку. Дети должны помочь ему - сложить пазлы в целое панно.

Логический мостик

На этом мостике ребятишкам можно предложить решить ряд логических головоломок:

Кубик Рубика;

Змейку;

Шарик-лабиринт;

Пирамидка и т. д.

Площадь мягких игрушек

Здесь детей встречают мягкие, пушистые игрушки-любимцы: медведи, кошки, собачки, дракончики, зайцы, обезьяны, лошадки и другие игрушки. Дети должны придумать необычную историю и разыграть ее при помощи этих игрушек. Чья история окажется лучше, те дети получат призы.

Автодром «Супердрайв»

На этой игровой площадке дети забавляются с разного рода машинками. Это и легковые автомобили, и грузовики, и служебные машины. Здесь же автогонки с автоматизированным устройством управления.

Кафе исполнения желаний

Малышей встречает здесь факир, предлагает им отведать сладкого чайку с разными вкусностями. И пока дети пьют чай, факир подходит к ним с волшебным цилиндром. Из цилиндра дети вынимают свернутые в трубочку листочки с написанными желаниями. Фокусник делает магические пассы и исполняет незатейливые желания детей.

Цирк «Ха-ха»

Площадка оформлена под цирковую арену.

Дети встречаются со смешными клоунами, которые показывают различные веселые трюки, чем очень забавляют ребятишек.

Данс-шоу

Праздник в стране Игралии заканчивается на центральной площади веселой дискотекой, конкурсами на лучшего танцора и вручением призов.

Составила воспитатель:Кейль С, Н.:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»

Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»

Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

Речевой праздник в детском саду

«Путешествие в страну Азбуку»

    • Закреплять приобретенные произносительные умения.
    • Применять полученные знания по программе.
    • Развивать навыки самоконтроля за речью.
    • Активизировать творческие способности.
    • Воспитывать смелость, веру в собственные силы, умение преодолевать внутренний страх перед выступлением.

ОБОРУДОВАНИЕ: карта страны «Звукоград»; символы звонкого и глухого согласных звуков и гласного звука; указ, азбука; предметные картинки (в названии 1 - 3 слога); наборное полотно; три домика с одним, двумя и тремя окнами; мяч; сказочное кривое зеркало; напольный конструктор с буквами (для составления слов); рюкзак; туесок и кузовок с буквами С, З, Ш; набор предметов для дифференциации звуков [с], [з], [ш]; маски ежа, ужа, жабы, жука; два телефона; подарочные календари с азбукой на учебный год (для каждого ребенка).

Музыкальное оформление: «космическая» музыка, распевка «Большой язычок, маленький язычок», круговой танец с хлопками, песня «Звонок на урок».

Дети под музыку входят в зал, проходят по кругу и садятся на стулья.

Ведущая. Здравствуйте, ребята! Вы стали такими большими. Еще немного, и пойдете в школу. А все, что вы узнали здесь в саду, чему научились, пригодится вам в учебе и жизни. Мы живем среди людей: учимся, работаем, отдыхаем. И от того, как мы владеем своей речью, зависит, захотят ли с нами общаться другие люди, интересно ли им будет с нами. Сегодня я хочу пригласить вас в страну красивой, правильной речи - Азбуку.

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны,

А бывают звуки речи.

Мы их твердо знать должны.

И. Лопухина

Ведущая. Закройте глаза и прислушайтесь к волшебным звукам музыки.

Звучит музыка.

Был на речке на Чернильной

Город маленький, непыльный.

Там, не ведая невзгод,

Очень славный жил народ:

Хлебосольный, незлобивый.

Дружный и трудолюбивый.

Правит там седой

Словарь - Страны Красивой

Речи царь!

Улицы там все прямые,

А названия какие:

Улица Гласная,

Улица Согласная,

Тихая,глухая.

Звонкая, большая…

Очень весело живет

В этом городе народ!

Выходят три ребенка с символами звуков (гласный, звонкий и мягкий согласные) и один с Азбукой.

Первый ребенок

Воздух свободно идет через рот,

Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

Второй ребенок

Все согласные согласны (глухой, согласный)

Шелестеть, шептать, скрипеть…

Третий ребенок

Даже фыркать и шипеть, (звонкий согласный)

Но не хочется им петь.

Второй ребенок

С-с-с - змеиный слышен свист,

Ш-ш-ш - шуршит

Опавший лист.

Третий ребенок

Ж-ж-ж - жуки в саду жужжат,

Р-р-р - моторы тарахтят.

Четвертый ребенок

Будем знать мы алфавит -

Все вокруг заговорит!

Мир огромный узнавать.

Выходит Азбука с указом.

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице

И повсюду славятся.

Царь Словарь издал указ: «Всем, всем, всем!

Жителям и гостям

Нашего царства-государства

ПОВЕЛЕВАЮ!

Каждый день всегда, везде,

И в общении, и в игре

Ясно, четко говорить,

Звуки все произносить,

Слушать их внимательно,

Знать буквы обязательно!»

Царь Словарь. А чтобы говорить четко и красиво, предлагаю потренировать язычки.

Дети поют распевку-скороговорку «Большой язычок, маленький язычок».

Ведущая. А я знаю одну интересную историю. Вот послушайте, что однажды произошло.

Дети и ведущая разыгрывают сценку «Жужжащие стихи».

Повстречала я ежа.

Еж в лесу лежал жужжа.

Говорю ежу: простите!

Почему вы так жужжите?

Еж сказал…

Я не жужжу!..

После ужина лежу.

Я на ужин съел ужа.

Может, он лежит, жужжа?

Мы кричим ужу: «Скажите. Почему вы так жужжите?»

Уж сказал…

Я? Не жужжу!

После ужина лежу.

Жабу съел я у болота.

Может, ей жужжать охота?

Ведущая Жабе мы кричим: «Скажите, Почему вы так жужжите?»

Жаба квакнула ужу…

И совсем я не жужжу! Проглотила я жука.

Жук жужжит наверняка!

Мы кричим жуку:

«Скажите, Почему вы так жужжите?»

Ну, жужжу.

Ответил жук.

Ижждаю нормальный жжвук.

Я всегда, когда лежу

После ужина, жужжу!

Дети-артисты садятся на стулья. На полянке появляются Звуковка-вредина и Буков ка-недоучка с рюкзаком, лукошком и туеском. Они усаживаются в центре зала и начинают доставать предметы из рюкзака, лукошка и туеска, комментируя и разбрасывая их (заколка, значок, яблоко, косточка, лист бумаги, кошелек, катушка, салфетка, мозаика и прочие атрибуты к игре «Собираем мусор»).

Азбука. Вы кто? И зачем вы здесь намусорили?

Звуковка. Я? Звуковка.

Буковка. Вредина… Хи-хи. А я Буковка!

Звуковка. Недоучка… Ха-ха-ха.

Буковка и Звуковка (вместе). Мы здесь культурно отдыхаем!

Ведущая. Ребята! А разве так отдыхают? Разве это культурный отдых?

Дети. Нет. Нельзя мусор бросать.

Ведущая. Давайте соберем мусор.

Азбука. Да, но этот мусор надо правильно собрать: все предметы, в названии которых слышится звук [с], надо положить в туесок, звук [з] - в рюкзак, звук [ш] - в лукошко.

Буковка. Ой! Проще простого!

Персонажи складывают неправильно несколько предметов.

Дети делятся на три команды для игры «Собери мусор», после чего персонажи и дети усаживаются на стулья. Азбука всех благодарит за хорошую игру.

Выходит мальчик с мячом и телефоном. Набирает номер (звучит «Колыбельная»). Сценка «Диалог по телефону». По ходу текста Азбука и ведущая по очереди открывают одну и другую половину занавеса.

Первый ребенок. Где ты, брат Иван?

Половина занавеса открывается: другой мальчик, лежа на лавке и позевывая, нехотя нащупывает телефонную трубку.

Второй ребенок. В горнице.

Первый ребенок. Что делаешь?

Второй ребенок. Петру помогаю.

Первый ребенок. А Петр что делает?

Открывается вторая половина занавеса. На лавке, возле печки, лежит третий мальчик и дремлет.

Второй ребенок. Да на печи лежит.

Кладет трубку и засыпает.

Ведущая (обращается к первому ребенку). Давай-ка, Федя, буди соседей!

Все дети встают в круг.

Пальчиковая игра «Федя, буди соседей». По окончании игры в центр круга с мячом входят Буковка и Звуковка, усаживаются и начинают перекатывать друг другу мяч.

Буковка. Рот.

Звуковка. Роты.

Буковка. Лев.

Звуковка. Левы.

Буковка. Ухо.

Звуковка. Ухи.

Буковка. Дерево.

Звуковка. Деревы.

Азбука. Вы что - указа не слышали?

Звуковка и Буковка. Какого еще указа?

Дети вспоминают указ царя Словаря. Азбука предлагает детям исправить ошибки. Игра «Один - много» - дети передают мяч по кругу (один ребенок называет существительное в единственном числе, другой - это же слово во множественном числе). (Обращайте внимание на правильное произношение звуков!)

Азбука. Хорошая игра, и ребята молодцы!

Звуковка и Буковка кого-то пытаются поймать, хлопают в ладоши, отмахиваются.

Ведущая. Вы кого ловите?

3вуковка. А вы разве не догадались? Целый день летает…

Буковка. Всем надоедает…

Звуковка. И кружит над ухом…

Буковка. Надоедливая?..

Дети. Муха!

Ведущая. А наши ребята знают песенку про муху.

Дети поют песню о мухе. В это время ведущая и Азбука выкладывают два слова: азбука, знание из букв, приклеенных к мягкому конструктору. Дети садятся на стулья, Звуковка и Буковка, заигравшись, падают на конструктор и «ломают» слова.

Азбука. Вот это авария! И у нас здесь тоже авария: слова рассыпались на буквы.

Много с буквами хлопот.

Уж такой они народ…

Но, когда с умом, толково

Их построить в четкий ряд, -

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят!

Помогите мне, ребята,

Поскорее их собрать,

Звуковка и Буковка. Ой, подумаешь, умные какие. А мы зато танцевать умеем!

Начинают танцевать, кривляются, толкаются и мешают друг другу.

Ведущая. Какие же вы недружные, Звуковка и Буковка! Посмотрите, как наши дети умеют дружно танцевать.

Круговой танец с хлопками.

Азбука. Молодцы, ребята!

Дружит с берегом река,

Дружат с небом облака,

Кофе дружит с молоком,

А повидло - с пирогом.

Ребята! А что получается, когда согласные звуки дружат с гласными звуками? Дети. Слоги.

Если дружат П и А,

Получается слог …

Если дружат М и У,

Замычит корова …

А без слога, пусть простого,

Не родится наше слово.

Буковка и Звуковка. Ой! Да это проще простого. Знаем мы, как надо слова на слоги делить.

На наборном полотне три домика (с одним, двумя и тремя окнами - слоговая структура слова). Персонажи берут картинки «Мак» и «Тигр» и выставляют их неправильно: первую там, где три окна, вторую - где два окна.

Азбука. Ребята, а вы помните, что если согласный звук не дружит с гласным, то он не может быть слогом. Давайте научим Звуковку и Буковку делить слова на слоги.

Набираются две команды из пяти-шести детей. Каждому ребенку дается картинка. Игра «Посели слово в домик» (10 - 12 картинок, в названии которых один, два или три слога). Игра окончена, Звуковка и Буковка начинают рыдать, они расстроены.

Ведущая. Что случилось? Почему вы плачете?

Звуковка и Буковка. Мы тоже хотим быть такими умными и все правильно делать.

Азбука. Я смогу вам помочь. Есть в нашей стране красивой правильной речи волшебное кривое зеркало, которое все меняет с точностью до наоборот. Если погода дождливая, можно направить зеркало на тучу и погода сразу станет ясной. Если в зеркало заглянет грязнуля, то увидит там чистюлю.

Звуковка. А ты, Буковка, все время ошибаешься, ты глупая.

Буковка. Да, зато ты вредная.

Азбука дает им волшебное зеркало. Они по очереди смотрятся в него.

Звуковка. А я уже не вредная, не капризная. Я теперь послушная.

Буковка. И я вовсе не глупая, а умная.

Ведущая. Вы нам сегодня все время мешали.

Звуковка и Буковка. А теперь будем помогать!

Игра «Кривое зеркало» (подбираем антонимы).

Азбука. Спасибо вам, Звуковка и Буковка, за такую интересную игру.

Буква к букве, слово к слову:

Родилась родная речь.

Так легко, как блин испечь,

Если тесто уж готово…

Соединили два-три слова -

И пословица готова!

Звуковка и Буковка. Буквы кривые, да смысл прямой.

Кто знает азбуку -

Тому и книгу в руки.

Дети. С книгой поведешься - ума наберешься.

С книгой жить - век не тужить.

Без букв и грамматики не выучишь и математики.

Дети исполняют песню «Звонок на урок».

Ведущая. Спасибо тебе, Азбука, и вам, Звуковка и Буковка, за то, что играли с нами, пели и плясали. Ребятам все это пригодится в школе. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

Азбука. Ну, что же, в добрый путь, а на прощанье мой вам подарок: календарь на следующий учебный год с азбукой.

Звуковка и Буковка дарят детям календари. Все прощаются, дети закрывают глаза, персонажи под музыку удаляются.

Ведущая. Вот и закончился наш праздник. Вы, ребята, молодцы! Справились со всеми заданиями. Я уверена, что теперь ваша речь всегда будет правильной, четкой, грамотной и красивой!

© ООО «ТЦ Сфера», 2015

© Алябьева Е.А., 2015

От автора

Книга, которую вы держите в руках, продолжает тему проведения игр на участке ДОО, обозначенную в пособии «Игры-забавы на участке детского сада» (М., 2015).

В книге систематизированы игры, которые можно широко использовать в весенний, летний и ранний осенний период. Развернутые сценарии дают возможность представить игру целиком, понять деятельность воспитателя и детей. Ряд игр содержит прямую речь, что позволяет видеть пример вербального взаимодействия взрослого с детьми. Игры-путешествия организуются как стационарно, так и по пунктам назначения.

Игры по пунктам назначения могут проводиться по следующим темам: «В гости к Василисе Премудрой» (с конкурсными заданиями по пунктам), «В Королевстве кривых зеркал» (по этикету), «В морское царство», «В Королевстве цветов», «Лето и жизнь вокруг» и др.

Примеры стационарных игр приводятся в данном пособии.

Игры-путешествия хороши тем, что, включая обширный познавательный материал, двигательную, речевую и творческую деятельность детей, не перегружают их. Сценарии составлены таким образом, чтобы одна деятельность сменяла другую, не вызывая физического переутомления детей, усталости и скуки. Преимущество этих игр в том, что они могут проводиться в любом месте и без использования атрибутов. Можно играть на своем участке или пойти на спортивную площадку, к цветнику, огороду или участку парка на территории ДОО.

Работа с детьми в по развитию воображения дает воспитателю возможность бесконечной импровизации, изменения сюжета. Вербальное сопровождение действий детей активизирует их фантазию. Чем оно ярче, точнее, детальнее, тем быстрее и легче дети представляют различные образы. Как показала практика, даже дети с ЗПР взаимодействуют с воспитателем и другими детьми лучше, если их не отвлекают предметы.

В разновозрастной группе очень важно, чтобы в игре участвовали все дети. Игры-путешествия дают такую возможность за счет одновременного включения образов и действий разной сложности. Они вызывают у детей неподдельный устойчивый интерес. Конечно, чтобы включить фантазию детей, пробудить их творческое начало, воспитатель сам должен иметь хорошо развитое воображение и артистизм.

Надо помнить, что игра-путешествие не дидактическая игра в ее прямом смысле. Время игры определяет интерес детей. Поэтому ее можно останавливать, органически заканчивать в любом месте сценария. Допускается импровизация со стороны воспитателя и детей. Поощряются выразительность, пластичность, творчество. Беседы по ходу игры должны быть краткими, без длинных пауз и отрицательных оценок взрослых. Необходимо учитывать отвлекающие факторы на участке ДОО. Впечатления от путешествия дети могут отразить в рисунках, в том числе и на асфальте. Положительным моментом руководства игрой выступает проектирование дальнейшего ее развития вместе с детьми.

Игры-путешествия позволяют воспитателям активизировать имеющиеся у детей знания, закрепить их. Познавательная составляющая игр значительна, но не превалирует над остальными задачами. Действуя со знакомым материалом, дети чувствуют себя более уверенно, у них отсутствует страх сказать или сделать что-то не так. Он становится основой творчества детей.

В играх много стихотворений, которые легко воспринимаются и запоминаются детьми. Во многих стихах параллельно решаются познавательные и речевые задачи, задачи повышения эмоционального тонуса детей, развития мелкой моторики. Игры наполнены пластическими этюдами разной сложности.

Воспитателю надо помнить о том, что он является полноправным членом игровой команды, поэтому не может стоять в стороне, давая вербальные указания. Он вместе с детьми импровизирует, показывает, читает, рассказывает, но не подавляет детские инициативы.

Наглядность использовать можно, но перегружать ею игру не стоит.

Стационарные игры-путешествия можно проводить в любое время года. Например, такие игры, как «Путешествие в лето» дают возможность в интересной форме активизировать знания детей о сезонных явлениях, систематизировать их. Даже летом можно путешествовать по осени, зиме и весне, включая воображение детей, организуя припоминание.

Путешествия по сказкам и мультфильмам очень нравятся детям. Они не только забавляют их, но и формируют нравственные основы.

Путешествия по произведениям поэтов и писателей закрепляют знания детей об их творчестве, вызывают к ним интерес. Путешествия по странам и континентам расширяют географические знания детей, формируют сопричастность к мировому сообществу, желание узнать больше о том, как живут люди в других странах. Путешествия по лексическим темам дают возможность закрепить материал, высказаться всем детям.

Игры решают и коммуникативные задачи. В совместных действиях всей группы или подгруппы дети учатся видеть и слышать друг друга, договариваться, содействовать, ритмично выполнять движения, хором читать стихи и т. д.

Предложенные в пособии игры рассчитаны на детей 5–7 лет. Однако упрощение, сокращение временно́го отрезка позволяет использовать их, начиная со средней группы.

Сценарии игр-путешествий для детей 5–7 лет

Путешествие в мир детей разных народов

Задачи:

– закреплять первичные представления детей о жизни разных народов, особенностях их игр;

– формировать интерес к жизни народов мира, желание лучше узнать национальные особенности;

– развивать воображение, память, речь, пантомимическую выразительность, творчество, ориентировку в пространстве.

* * *

Воспитатель говорит детям, что в День защиты детей они отправятся в путешествие по странам и континентам, чтобы лучше узнать жизнь и игры детей разных национальностей.

Первый континент, куда отправляются дети – жаркая Африка . Летят в Африку самолетом. Дети изображают полет на самолетах, в которые их превращает воспитатель (запуск моторов, взлет, полет, выпуск шасси, посадка). Воспитатель сопровождает полет рассказом о странах, которые они пролетают, об океане. В Африке дети превращаются в негритят, которые очень любят песенку «Чунга-Чанга» (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина) из м/ф «Катерок». Воспитатель предлагает спеть ее и станцевать, как танцуют негритята.

Дети поют песенку и танцуют.

Воспитатель напоминает, что в Африке очень жарко. Там есть пустыня Сахара. Взрослые с малого возраста учат детей очень бережно относиться к воде, носить ее в кувшине на голове (особенно девочек), поэтому спину и голову они всегда держат прямо. Воспитатель предлагает детям поучиться носить кувшин с водой на голове. Можно использовать небольшие плоские предметы, мешочки с песком, или несколько минут подержать руку на голове, чтобы осталось ощущение тяжести, а потом изобразить движение с воображаемым кувшином.

Второй континент, куда отправляются дети – Австралия. Переплывают туда дети на огромном ките. Для этого, взявшись за руки, они образуют большой овал. Воспитатель комментирует плавание: как кит всплывает, как дает крен в разные стороны, пускает фонтан и т. п. По прибытии воспитатель предлагает детям отблагодарить кита.


Спасибо, кит! Ты нам помог.
В Австралию доставить смог!

Воспитатель превращает детей в маленьких австралийцев. Спрашивает у них, чем славится природа Австралии, жарко там или холодно.

Дети отвечают.

Воспитатель просит назвать сумчатых животных (кенгуру, коала, сумчатый волк, сумчатый барсук – вомбат).

Дети называют.

Воспитатель говорит, что у австралийских детей много игр, связанных с этими животными, предлагает поиграть в «Кенгуру и автомобили». Рассказывает, что кенгуру большими скачками очень быстро передвигаются, могут даже догнать машину. Делит детей на две команды: команда кенгуру и команда автомобилистов. Устраивается соревнование: чья команда быстрее доберется до пункта назначения. «Кенгуру» передвигаются прыжками, а «автомобилисты» едут (бегут) на автомобилях.

Можно использовать стихотворение «Потеряла сумку кенгуру» из книги «Читаем детям», сопроводив чтение движениями.

Из Австралии на самолете дети перелетают через океан в Европу, в Англию. Они превращаются в маленьких англичан. Воспитатель говорит о том, что английские дети любят маленькие смешные песенки и стишки, под которые можно пошалить, и над которыми можно посмеяться. В Англии часто бывают дожди и прохладная погода, поэтому веселые песенки и стишки дают возможность маленьким англичанам порадоваться. Предлагает прочитать и показать такой стишок в переводе С.Я. Маршака (можно взят любой).


Мой котенок, мой мышонок,
Мой любимый лягушонок,
По дорожке топ-топ-топ
Да в ладошки хлоп-хлоп-хлоп.
Полетели ввысь-ввысь
И присели вниз-вниз.
Побежали вбок-вбок,
Поскакали скок-скок.
Были в луже, были в яме,
А теперь – обратно к маме!

Из Англии на поезде дети переезжают во Францию. Воспитатель говорит, что Франция находится недалеко от Англии, поэтому до нее можно добраться на поезде или автомобиле. Во Франции много солнца, поэтому выращивают виноград и разные фрукты. Превращает детей в маленьких французов. Говорит о том, что французские дети веселые и тоже любят пошалить. Проводит игру-забаву «Птичка, пискни». Дети стоят в кругу. Водящему, стоящему за кругом, завязывают глаза. Он по внешнему кругу может подойти к любому участнику, обнять его со спины и попросить: «Птичка, пискни!» По писку водящий должен угадать, кого он обнял.

Из Европы по Северному Ледовитому океану на ледоколе дети переплывают на север России, в Ямало-Ненецкий округ.

Север

Снег, торосы и льды.
Пробирает мороз.
Даже в теплой одежде
Промерзаешь насквозь.
Ходят в белом медведи.
Есть тюлени, моржи.
Почему-то все толстые
Очень они.

Дети превращаются в маленьких чукчей и нанайцев. Воспитатель просит рассказать об особенностях жизни на крайнем Севере. Дети «одеваются» в меховую одежду, сшитую из оленьих шкур. Катаются на «упряжке оленей», ловят их с помощью лассо. Танцуют под бубен, используя национальные движения, могут поиграть в снежки, снежную крепость.

Ямало-Ненецкий округ России находится совсем рядом с Аляской – полуостровом Северной Америки, где живут индейские племена эскимосов. Дети «отправляются» к коренным жителям Америки – индейцам. Становятся маленькими индейцами. Они «охотятся» на полярного медведя и китов, которые водятся в водах Арктики.

Воспитатель говорит о том, что взрослые и дети-эскимосы одеваются в одежду из меховых шкур северного оленя, тюленя и полярного медведя, она похожа на одежду нанайцев и чукчей. Предлагает преобразовать свой наряд. Индейцы живут и на севере, и на юге Америки. Любимые игры индейцев: в кости, деревянные палочки, пику и обруч, петлю и шпильку, футбол. Северные индейцы для игры в футбол шьют мяч из кожи и набивают его оленьей шерстью. Воспитатель предлагает поиграть набивным мячом в футбол.

Можно вспомнить с детьми мультфильм про маленького мамонтенка, спеть его песенку.

Из холодной Арктики сначала на ледоколе, потом на самолете, потом на теплоходе дети добираются до Индии. Они превращаются в маленьких индусов и индианок. Показывают, как наматывается сари (дети встают в шеренгу и сворачиваются улиткой). Попадают в джунгли к героям сказки «Маугли», изображают их. Читают стихотворение с движениями «Мартышки».

Возвращаются в Россию. Водят знакомый хоровод под русскую народную песню. Играют в национальную подвижную игру.

В заключение дети вспоминают, где они были, делятся своими впечатлениями, планируют дальнейшие путешествия.

Путешествие по сказкам A.C. Пушкина

Задачи:

– закреплять знания о творчестве Александра Сергеевича Пушкина, содержании его сказок;

– формировать интерес к творчеству поэта, гордость за приобщение к его гению;

– развивать воображение, память, речь, ориентировку в пространстве, выразительность, творчество;

– формировать умение играть сообща.

* * *

Воспитатель напоминает детям о том, что 6 июня родился великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин. Просит назвать сказки, которые он написал.

Дети называют: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Воспитатель предлагает отправиться в путешествие по этим сказкам. А поможет войти в сказку волшебная Синяя птица. Дети берутся за руки, идут вереницей друг за другом по участку, подстраивая шаг под ритм четверостишья.


Мы длинной вереницей
Идем за Синей птицей.
В гости к Пушкину придем,
Много сказок там найдем.

Дети попадают в первую сказку («Сказку о рыбаке и рыбке»).


Жадность и гордыня
Бабку подвели
И к корыту старому
Бабку привели.

Просит ответить на вопросы.

Сколько раз старик закидывал невод, когда выловил золотую рыбку? (Три раза).

Что просила бабка у золотой рыбки?» (Корыто, избу; стать столбовой дворянкой, вольной царицей, владычицей морской.)

Дети отвечают.

Воспитатель предлагает сплести невод (большую рыболовную сеть) и вместо деда выловить сначала тину потом – траву морскую, а в третий раз – золотую рыбку. Одна половина детей, взявшись за руки, образуют невод (шеренгу), который забрасывается в море, а другая половина изображает последовательно тину, траву и золотую рыбку. Эти дети бегают, стараясь не попадать в невод. Кого «невод» «вылавливает» (замыкает шеренгу), тот выбывает из игры. Действия «невода» сопровождаются строками из сказки.


Раз он в море закинул невод, -
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, -
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, -
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, – золотою.

После того, как дети «выловят» золотую рыбку, воспитатель предлагает показать ее. Проводится логоритмическая игра «Золотая рыбка» по стихотворению.

Золотая рыбка чешуей сверкает: – Дети ритмично похлопывают по телу сверху вниз.

Ах-ах-ах, ах-ах-ах! – Ритмично покачивают руками за спиной, изображая хвост.

Хвост, как из вуали, нежно распускает -

Так-так-так, так-так-так.

Машет плавниками, еле шевелит.

Не спит, не спит, не спит. – Вытягивают руки по бокам, ритмично ими шевеля.

В водорослях спрятаться поскорей спешит.

Спешит, спешит, спешит. – Поднимают руки вверх, ритмично покачивают ими.

Воспитатель предлагает вспомнить, как изменялось море от первой просьбы старика к последней (слегка разыгралось, помутилось, не спокойно, почернело, черная буря) и показать его. Дети присаживаются на корточки, разводят руки в стороны и кладут их на плечи соседей. По мере изменения состояния моря дети постепенно поднимаются, изображая сплетенными руками сначала небольшое шевеление, а в конце – большие волны, которые «воем воют».

Дети перемещаются в следующую сказку при помощи Синей птицы («Сказку о царе Салтане…»). Воспитатель загадывает загадку.


Повстречался сын с отцом.
Выстроил для белки дом.
В лебедь белую влюбился,
На красавице женился.

Просит ответить на вопросы.

Как звали трех девиц-вредителей, из-за которых князь Гвидон так долго не мог встретиться с царем Салтаном? (Повариха, ткачиха, баба Бабариха.)

Сколько богатырей охраняли славный город князя Гвидона? (Тридцать три богатыря.)

Какие чудеса получил князь Гвидон от царевны Лебедь? (Белку, которая живет в хрустальном домике, поет песенки и грызет орешки с изумрудными ядрами и золотыми скорлупками; тридцать трех богатырей с дядькой Черномором; царевну, у которой месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.)

Дети отвечают.

Воспитатель предлагает детям показать, как из моря выходят 33 богатыря (от корточек до полного роста); прекрасную царевну Лебедь; в парах – этюд «Коршун и лебедь». Этюды сопровождаются строками из сказки.

Воспитатель просит вспомнить, в кого превращался князь Гвидон, когда пытался на корабле добраться до царя Салтана. (В комара, муху, шмеля.)

Дети вспоминают.

Предлагает поиграть в подвижную игру «Ловишка». Только правила в ней будут немного изменены. Ловишками будут три ребенка – ткачиха, повариха и баба-Бабариха. Остальные дети будут изображать комаров, мух и шмелей, которые «улетают» от ловишек, изображая насекомых (можно поочередно) и издавая соответствующие звуки. Усложнение игры – завязать правый глаз «поварихе», левый глаз «ткачихе». Игра сопровождается строками из сказки.

третью сказку – «Сказку о мертвой царевне».

Воспитатель загадывает о ней загадку.


Странное зеркальце
В сказке той было.
С царицей недоброй
Оно говорило.

Дети отгадывают.

Воспитатель просит ребят ответить на вопросы.

Сколько богатырей жили в доме, который нашла в лесу царевна? (Семь.)

Как звали жениха царевны? (Королевич Елисей.)

К каким силам природы обращался за помощью королевич Елисей в поисках своей невесты? (К солнцу, месяцу, ветру.)

Воспитатель раздает детям по «волшебному зеркальцу». Дети изображают гордую, своенравную и ревнивую царицу, которая смотрится в зеркальце и разговаривает с ним.


– Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

Дети показывают, как радовалась царица, когда зеркальце подтверждало ее красоту.


И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.

Воспитатель спрашивает: «Как злая царица расправилась с царевной?»

Дети отвечают.

Воспитатель просит показать, как хотелось царевне съесть отравленное яблоко, как она его надкусила.


Под окно за пряжу села.
Ждать хозяев, а глядела
Все на яблоко. Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь…
<…>
В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила…

Воспитатель предлагает «оседлать коней», и в роли королевича Елисея отправиться искать царевну. Дети имитируют езду на лошадях под слова сказки.


За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет…

Воспитатель выступает в роли солнца, месяца и ветра. Дети (в роли Елисея) обращаются к нему, используя строки сказки.


Свет наш солнышко!..
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе…
<…>
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?

Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?

Дети вместе с Синей птицей перемещаются в четвертую сказку – «Сказку о золотом петушке».

Воспитатель загадывает загадку.


Петушок царю помог.
Слово царь сдержать не смог.
Вот поэтому и умер -
В темя клюнул петушок.

Дети отгадывают.

Воспитатель задает вопросы.

Кто подарил царю золотого петушка? (Мудрец.)

Что обещал мудрецу за петушка царь? («Волю первую твою я исполню, как мою».)

Дети изображают, как кричит петушок, предупреждая царя об опасности.


– Кири-ку-ку!
Царствуй, лежа на боку!

Дети изображают шамаханскую царицу, ее красоту, походку.


Шамаханская царица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя…
И она перед Дадоном
Улыбнулась – и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела.

Дети вместе с Синей птицей перемещаются в пятую сказку – «Сказку о попе и о работнике его Балде». Воспитатель загадывает о сказке загадку.


В сказке поп и попадья,
Даже черти в море.
С ними за оброк Балда
С зайцем вместе спорит.

Воспитатель задает вопросы.

За сколько лет Балда должен был взять недоимки с чертей? (За три года.)

Кого выдал бесенку Балда за меньшого брата? (Зайца.)

Сколько щелчков в лоб должен был получить поп как плату за работу Балде? (Три щелчка.)

Каких трех работников заменял Балда? (Повара, плотника, конюха.)

Дети отвечают.

Воспитатель организует игры: «Кто первый обежит море» (как Балда и Бес); «Кто дальше палку бросит» (как бесенок и Балда). Проводит пластические этюды: «Как бесенок поднимал и нес кобылу». «Как Балда нес мешок и покрякивал».

В заключение дети вспоминают, в каких сказках A.C. Пушкина они побывали, проектируют дальнейшие путешествия по сказкам.

Перемещаться из сказки в сказку дети могут на ковре-самолете, сапогах-скороходах, с помощью Джина и т. п.

Путешествие по городу

Задачи:

– закреплять знания об отличительных особенностях города как населенного пункта, городском транспорте;

– развивать умение представлять образ, передавать его выразительными средствами пантомимики, движения, речи;

– развивать воображение, ориентировку в пространстве, двигательные умения;

– формировать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослым в игре, самовыражаться в знакомых играх, стихах, логоритмических упражнениях, проявлять творческую индивидуальность при изображении объектов и ситуаций, связанных с понятием «город».

* * *

Воспитатель предлагает детям отправиться в необычное, воображаемое путешествие по городу.

Сначала они отправляются в парк развлечений. Воспитатель предлагает поехать на городском наземном виде транспорта. Загадывает загадку о трамвае.


С рожками, но не улитка.
Едет по рельсам,
Но не поезд.

Воспитатель берет на себя роль вагоновожатого. Дети передвигаются скользящим шагом (по рельсам), руки держат над головой, изображая треугольник. Воспитатель читает стихотворение.


Веселый трамвайчик, по рельсам беги.
И в парк развлечений ты нас привези.
Там много качелей, и фокусник ждет.
Там есть карусели, веселый народ.
«Дзынь-дзынь», -
Поет песню веселый трамвайчик.
В нем едут по городу девочки, мальчики.

Остановка «Парк развлечений». Воспитатель предлагает покататься на каруселях (подвижная игра «Карусель»). Дети с изменением темпа двигаются по кругу, произнося слова.


Сели, сели, сели, сели
Мы на чудо-карусели
И поехали по кругу,
Догоняем мы друг друга.
Еле-еле карусели
Нас сначала повезли,
А потом они быстрее
К небу прямо понесли.
Все мелькает и кружит,
А сердечко так дрожит.
Вот помедленней кружатся
И к земле хотят прижаться.

Воспитатель предлагает детям пересесть на качели. Дети читают логоритмическое стихотворение «На качелях», изображая движениями катание.

Кач-кач-кач – летят качели. – Дети ритмично покачивают опущенными руками из стороны в сторону.

Так захватывает дух! – Резко поднимают руки вверх.

Все сильнее бьется сердце: – Ритмично постукивают кулаком о кулак.

Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук.

Вверх и вниз. И снова к солнцу – Ритмично поднимают руки вверх, опускают вниз и снова поднимают вверх.

Словно птица ты летишь. – Ритмично машут руками или кистями

– Выше, выше, выше, выше! – Приседают, ритмично поднимаются.

Вновь товарищам кричишь.

Воспитатель предлагает покачаться на качелях-лодочках. Сесть парами, взяться за руки, упереться ногами в ноги товарища и перетягивать друг друга.

Загадывает загадку.


Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.

Дети выбирают водителя, имитируют рассаживание, покупку билетов, езду по определенному маршруту. Воспитатель создает настрой стихотворными строчками.


На автобус пересели.
Еле-еле мы успели.
За билетик заплатили,
Старшим место уступили.
Не толкались и не дрались,
Тихо говорить старались.
В дверь переднюю входили
И из задней выходили.
Мальчики помочь сойти
Девочкам не позабыли.

Езду можно сопровождать пением знакомых веселых песенок В. Шаинского.

Воспитатель говорит о том, что автобус экскурсионный и берет на себя роль экскурсовода. Он загадывает описательные загадки о достопримечательностях родного города, на которые отвечают старшие дети.

Следующая остановка – «Зоопарк». Воспитатель предлагает вспомнить, какие животные содержатся в зоопарке, рассказать о них. Затем один из детей показывает зверей только с помощью мимики и движений, а остальные отгадывают, кого он показывает. Можно использовать стихотворение с движениями «Проказницы-мартышки».

Из зоопарка воспитатель с детьми отправляются пешком гулять по улице. Дети строятся парами, впереди – направляющий с воображаемым флажком. Воспитатель просит напомнить ей правила поведения на улице. Дети идут под рифмовку, соблюдая ритмичность движений.


Мы по улице идем,
Дружно песенку поем.
Все хотим мы повидать,
Обо всем хотим узнать.
Чтобы место дать прохожим,
С правой стороны мы ходим.
Красный впереди флажок
Виден нам, как маячок.
Надо перейти дорогу -
Светофор тут на подмогу.
Все стоят, и мы стоим
И внимательно глядим.
Говорим, а не кричим,
Не толкаем, не спешим,
Никого не задеваем.
Дружно вместе все шагаем.

Воспитатель отмечает, что на улице стало жарко. Как раз на пути – «Ледяной домик». Воспитатель принимает на себя роль продавца мороженого в «Ледяном домике». Предлагает детям встать в очередь и купить мороженое. При этом они должны описать его. Дети едят воображаемое мороженое, показывают мимикой, какое оно вкусное, сладкое, как оно тает. Воспитатель спрашивает, что же делать с обертками, почему их нельзя бросать на тротуар.

Дети отправляются дальше мимо воображаемых магазинов (их можно обозначить планшетами). Воспитатель спрашивает, мимо каких магазинов они идут, в какой бы они хотели зайти. Предлагает зайти в кондитерский магазин. «Покупает» детям конфеты, раздает по одной, просит показать мимикой, какая она сладкая, какое удовольствие они испытывают, описать обертку, начинку, выполнить воображаемые действия разворачивания, разглаживания, сворачивания фантика.

Воспитатель спрашивает об отличиях зданий в городе и селе. Предлагает поиграть в игру «Великаны и карлики», изображая одноэтажные дома и высотные небоскребы.

Дети с воспитателем проходят мимо «Детского мира». Воспитатель спрашивает, чем этот магазин отличается от других, какую игрушку они хотели бы купить. Берет на себя роль продавца, предлагает описать или показать движениями купленную игрушку. В образе игрушки дети принимают участие в игре «Чья игрушка быстрее добежит».


Рожки вверх поднимает,
К проводам приставляет.
На ноги резиновые калоши
Надевает.
Куда везти пассажиров
Точно знает.

Дети встают друг за другом, поднимают вверх руки, сжав кулаки. Изображают езду на троллейбусе. Ритмичные движения можно сопроводить пением куплета веселой песенки.

Воспитатель напоминает, что в городе есть заводы и фабрики, на которых трудятся горожане. Говорит о том, что в районе ближайшей остановки как раз находится ткацкая фабрика. Спрашивает, что делают на ткацких фабриках. Предлагает показать ткацкий станок. Дети встают в шеренгу, берутся за руки, выставляют их вперед и все вместе, по команде «Включен!» начинают совершать вращательные движения руками или выдвигать их и прижимать к груди.

Дети пересаживаются на маршрутное такси (останавливают два или три). Едут дальше и выходят на остановке «Театр кукол». Исполняют танец петрушек или изображают игрушки-марионетки под песенку из фильма «Буратино».


Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей.

Дети сцепляются как вагончики и «проезжают» по кругу под стихи:


Мчится быстро электричка,
Нет заторов, пробок нет.
Под землею, по туннелям
Выберемся мы на свет.
Машинист по громкой связи
Остановки объявляет.
Станции все по маршруту
Машинист прекрасно знает.

Дети выходят на остановке «Цирк». Превращаются в артистов и изображают клоунов, жонглеров, канатоходцев, силачей и т. п.

Воспитатель проводит пальчиковую игру «Где мы были?» .

В заключение воспитатель и дети вспоминают, где они были, что видели, обмениваются впечатлениями, планируют дальнейшие путешествия в городе.

Примеры подробных игр, построенных по принципу тематических дней, вы можете так же найти в книгах Алябьевой Е.А. «Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты» (М., 2005), «Дни этики в детском саду» (М., 2013).