Сказочные персонажи.

Листая иллюстрированные книги со сказками, просматривая самые любимые российские или иностранные мультипликационные фильмы, дети знакомятся с разными героями. Со временем какие-то из них становятся самыми любимыми.

Известные сказочные персонажи

Сказки – мощнейший инструмент обучения детей. Как известно, лучше всего дети воспринимают информацию, которую им подают в игровой форме. Посредством сказок они быстрее и легче понимают прописные истины в форме, рассчитанной на детское понимание.

С раннего детства, когда мамы читают малышам первые сказки, происходит знакомство со сказочными персонажами. Маленьким детям известны такие герои сказок, как Три поросёнка, Серенький козлик, Муха-Цокатуха, Бармалей, Тараканище и Мойдодыр. Так же все они знакомы с Гадким утёнком, Доктором Айболитом, Колобком, Курочкой Рябой, Жихаркой, Буратино, Бабой-Ягой, Машей и Медведем.


Подрастая, дети знакомятся с персонажами сказок, предназначенными для их возраста, соответственно меняются и приоритеты, относительно любимых сказочных персонажей. Среди любимых появляются Герда и Кай, Дюймовочка, Руслан и Людмила, Балда, Князь Гвидон, Конёк-Горбунок, Красная Шапочка, Маугли и Карлсон. Не могут не нравиться Элли, Железный дровосек и Страшила.

Герои самых популярных российских мультиков

Среди любителей русских мультфильмов множество детей и взрослых. Назовём десять наиболее известных героев российских мультфильмов. На первом месте ябеда и злюка Дюдюка Барбидокская. Дюдюка с большим бантом и зонтиком в руках старается поссорить друзей. Она является героиней такого мультфильма, как «Подарок для слона» и «По дороге с облаками».


Как известно, этот разбойник, выдуманный Корнеем Чуковским, жил в Африке и был врагом Доктора Айболита. Почётное третье место занимает такой мультгерой, как белый медвежонок Умка. На четвёртой позиции Чебурашка, а на пятой – Кот Леопольд. Мишка по имени Вини-Пух тоже является одним из самых популярных героев российских мультфильмов. Он занял шестую позицию рейтинга.


Вошёл в десятку и занял седьмое место мужчина в самом расцвете сил, а именно – всеми любимый Карлсон. Восьмое место поделили между собой следующие отечественные мультгерои – Дюймовочка, капитан Врунгель, Карлик Нос и глупыш Незнайка. Деревянный мальчик находится на девятой строчке рейтинга. Последнее же место в десятке популярнейших героев занимает мальчик-луковка - храбрый Чиполлино.

Самые любимые герои иностранных мультфильмов

Практически каждый ребёнок смотрит мультфильмы, причём его любимыми героями становятся не только представители отечественной киноиндустрии, но и мультгерои иностранных мультипликационных фильмов. Мощная реклама способствует росту популярности зарубежных мультяшных героев.


Кстати, принцессы Диснея стали очень дорогими в производстве.. Запутанная история» входит в рейтинг самых дорогих мультфильмов. На сайте есть .

Среди зарубежных мультипликационных фильмов много тех, которые стали для детей любимыми. В них добрые и красивые герои. Среди любимых – герои мультфильма «Тачки». По большей части они интересны мальчикам. А вот девочкам интересен такой персонаж, как Кити. Несмотря на то, что он появился на экранах ещё в 1974-ом году, его популярность не ослабевает и сегодня. Эффектные и красивые феи Винкс также более интересны девочкам, многие из которых стремятся быть на них похожими. Многие годы остаются популярными принцессы из мультфильмов Диснея – это Белоснежка, Золушка и Спящая Красавица, Рапунцель.


Нельзя не вспомнить о таких мультгероях, как Спанч-Боб и Скуби Ду, Барашек Шон и Бернард, Черепашки Ниндзя и Куско, Барт Симпсон и Микки Маус. Все они известны и любимы детьми. Зелёный герой зарубежного мультфильма Шрек уже долгое время остаётся на лидерских позициях по популярности у представителей подрастающего поколения. Рататуй, Халк и Ранго не менее интересные и любимые герои полнометражных мультфильмов.

Самый популярный герой мультфильма сегодня

В каждой стране есть мультфильм, находящийся на первом месте рейтинга по популярности. Например, среди корейских мультяшных героев наибольшей популярностью пользуется Пороро. Даже плачущих детей этот голубой маленький пингвинёнок заставляет смеяться. Постепенно он становится популярным во многих странах мира. Шрек - самый известный мультяшный герой на сегодняшний день

Среди всего многообразия снятых мультфильмов, дети разных стран полюбили фильмы о Шреке и его многочисленных друзьях. Именно он и признан самым любимым в мире героем мультфильма. Уже вышло несколько серий с участием Шрека, его маленькие поклонники с нетерпением ожидают появления новых захватывающих историй об этом зелёном герое.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Сказка играет в жизни человека значительную роль. Это то, что он слышит одним из первых после рождения; она же сопровождает его на следующих этапах взросления. Сказки любят не только дети, но и взрослые. Их глубокий философский смысл дает возможность по другому взглянуть на обычные вещи; понять принципы добра и зла; научиться верить в чудо и не забывать о собственной роли.

Нравственные ценности передаются через характерных персонажей, каждый из которых имеет свой народный прототип.

Заяц

Зайчик-побегайчик, зайчишка серенький, косой - как только не называют зверька в русских народных сказках. Его наделяют трусливым, но в то же время дружелюбным характером. Сказочный заяц обладает хитростью, ловкостью и изворотливостью. Яркий пример - сказка «Лиса и заяц», где маленький зверек из трусливого животного превращается в смекалистого героя, сумевшего обмануть даже злого волка и помочь своим друзьям.

В природе зайцы действительно обладают осторожными повадками, которые помогают им избегать зубов хищников. Эту особенность животного знали и наши предки.

Лиса

Хитрая, изворотливая, умная, коварная, злопамятная...Какими чертами только не наделяют лису в сказках. Она обманывает зверей, ищет всюду выгоду, не боится людей. Лиса дружит с сильными, но только для своей выгоды.

В образе животного воплощена хитрость. Народным прототипом можно считать нечестного, вороватого, но в то же время умного человека. Лису боятся, презирают и одновременно уважают. Об этом свидетельствует обращение к ней в сказках как Лиса Патрикеевна, Лисичка-Сестричка.

Волк

Волк в русских сказках воплощает злость. Он охотится на более слабых животных; не всегда поступает хитро. Недальновидностью волка пользуются другие персонажи. В сказке «Лисичка сестричка и серый волк» грозного хищника обманула рыжая плутовка, а в «Трех поросятах»

его смогли обвести вокруг пальца безобидные свинки.

Наши предки ассоциировали волка также со смертью. Ведь в природе этот хищник считается своеобразным санитаром леса, который охотиться на слабых и больных животных. А человеческим прототипом волка может считаться тот, кто слишком злой, жадный и мстительный.

Медведь

Сказочный медведь - это хозяин леса. Он сильный, грубый, неповоротливый и не совсем умный. Считается, что в образе медведя простой народ хотел показать помещиков. Поэтому в сказках это животное часто обманывают более слабые животные, с которым ассоциируются обычные люди.

В то же время, в сказках можно встретить и другой образ медведя: доброго, спокойного, честного и свободолюбивого. Достаточно вспомнить, как помог мишка заблудившейся девочке Маше в одноименном произведении.

Мужик (крестьянин)

Образ мужика в сказках имеет разное значение. В одних произведениях он выступает как олицетворение трудового народа: несколько простоват, все время работает, не мирится с несправедливостью богатых хозяев. С другой стороны, в мужике нашли воплощение такие черты, как мудрость и хитрость. Он трудолюбив, небогат, но намного хитрее и изворотливее помещиков и генералов.

Баба-Яга

Избушка на курьих ножках, черный кот, ступа и метла - главные атрибуты любой сказочной Бабы-Яги. Эта старушка одновременно и злая (чего только стоят ее угрозы), и добрая (помогает в трудных ситуациях). Она мудрая, волевая, целеустремленная. Может быть советчицей, а может и нести угрозу.

Образ Бабы-Яги в русских сказках - один из самых неоднозначных и спорных. Она олицетворяет матриархальные черты. У наших предков Баба-Яга была тесно связана с родом.

Кощей-Бессмертный

В сказках его образ можно увидеть в трех ипостасях: колдуна с особой силой, царя подземного мира и старика, который может быть мужем Змеихи или другом Бабы Яги. Обладает необычными способностями: превращает героев в животных и птиц. Победить его можно только благодаря определенным ритуалам (при помощи волшебного коня, палицы, сжигания). Несмотря на свое имя, он совсем не бессмертный, ведь его погибель находиться на кончике иглы (или, как вариант, в яйце), которые надежно спрятаны.

Народный прототип Кощея - властный, злой, хитрый и подлый человек, наделенный магическими свойствами.

Иван-дурак

Вопреки неоднозначному имени, Иван вовсе не является олицетворением глупости, даже если его и называют в произведении дураком. В сказках он является младшим из сыновей, который часто ничем не занимается, ленится, но многого достигает в жизни, благодаря хитрости и удачи. Это положительный герой, воплощающий черты того, чтобы людям хотелось иметь. Некая мечта, где без особых усилий, по воле случая, все удается: и богатым стать, и принцессу в жены взять. Наши предки в образе Ивана-Дурака хотели показать удачливого человека.

Иван-Царевич

В отличие от Ивана-Дурака, которому все достается просто и без усилий, Иван Царевич для достижения своей цели должен преодолеть много преград, показав свою силу, ум и умения. Царевичем он становится не только по факту рождения, о котором даже не догадывается, а по заслугам. Как и Иван-Дурак, он чаще всего является младшим из братьев, только царских кровей.

Кикимора

Кикимора в сказках может выступать в образе некрасивого существа неопределенного возраста (это и девушка, и старушка и даже мужчина). Является олицетворением нечистой силы. Она старается укрыться от людей, но живет вблизи жилых домов или на болоте. Ее задание - пакостить и пугать.

Мифологическое значение кикиморы у наших предков - человек, который ушел из жизни неправедным путем. Поэтому его душа не находит покоя.

Водяной

Водяной является хозяином воды. Это полустарик-полурыба. Живет возле мельниц, в омуте и полынье. Пугает людей и затаскивает их на дно; ломает мельницы и топит скот. Но водяного можно обмануть, победить хитростью.

На сказках формируется мышление, фантазия и мировоззрение многих поколений. Сказки не только развлекали нас в детстве, но поступки героев русских сказок учили нас различать добро и зло, быть смелыми и поступать справедливо.

Вместе с тем, в сказках отображены разновременные верования, взгляды и представления народа. В ходе своего развития сказка существенно видоизменилась, изменились и её функции. Если первично она использовалась с магической заклинательной целью (призвать удачу на охоте, уберечься от врагов или обеспечить победу в бою), то со временем, утратив ритуальное значение, сказка приобрела эстетический, обучающий характер или развлекающий характер.

Условными остались и сказочные персонажи. Они - типы, а не индивидуальности, а значит, описываются в общих чертах, часто идеализируются, возвеличиваются, гиперболизируются. Главные образы тут всегда антагонистичны: один воплощает добро, прекрасное; другой - злые силы. Отсюда - их характеристики - действия, поступки, намерения, язык. Соответственно с функциями, героев русских сказок условно делят на добротворцев, злотворцев и обездоленных.

Самую большую группу сказочного народного эпоса составляют волшебные, фантастические сказки. Объяснение многих мотивов и особенностей сказочных героев можно найти лишь в сопоставлении с давними ритуалами, элементами социально-религиозного уклада жизни праславян и древних евразийцев. Давайте же попробуем проанализировать некоторые, самые известные персонажи русских сказок.

Герои русских сказок. Баба-яга

Баба-яга - персонаж славянской мифлогии и фольклора. Обычно уродливая старуха, наделённая магической силой и волшебными предметами. Часто ведьма, колдунья. Чаще всего - отрицательный персонаж (заманивает детей и добрых молодцев в свою избушку на курьих ножках, чтобы съесть), но иногда выступает в качестве помощницы героя. Согласно специалисту в области фольклора Владимиру Проппу, можно выделить три вида Бабы-яги в сказках: дарительница (дарит главному герою сказочного коня), похитительница детей и воительница (сражается с главным героем «не на жизнь, а на смерть»).

В современных представлениях Баба-яга - хозяйка леса и охранительница границ «иного мира» (тридевятое царство). Поэтому у неё костяная нога - чтобы стоять в мире мёртвых. Во многих сказках Баба-яга топит баню и выпаривает героя, совершая обряд омовения. Затем кормит его, то есть совершает как-бы тризну вместе с ним. А сам женский образ Бабы-яги связан, по мнению исследователей, с матриархальными представлениями об устройстве социального мира.

Герои русских сказок. Водяной

В славянской мифологии - дух, обитающий в воде, хозяин вод, воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала. Предстаёт перед нами в виде обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Имеет огромную бороду и усы, иногда - рыбьи черты, лапы с перепонками и рог на голове. Живёт в омутах, водоворотах, но особенно любит водяные мельницы. Поэтому мельники их всячески задабривали, а также закапывали под бревно, где будет дверь в мельницу, живого чёрного петуха или другие охранные атрибуты. Часто Водяного ассоциируют с морским царём.

Герои русских сказок. Жар-птица

Сказочная птица, обычно является целью поиска героя сказки. Перья жар-птицы светятся и поражают красотой. Живёт в райском саду, в золотой клетке. Питается золотыми яблоками, своим пением исцеляет больных и возвращает зрение слепым. На глубинном мифологическом уровне является олицетворением огня, света и солнца. Поэтому каждый год осенью Жар-птица умирает, а весной возрождается. На межкультурном уровне у неё есть аналог - птица Феникс, возрождающаяся из пепла.

Герои русских сказок. Змей-Горыныч

Огнедышащий дракон с несколькими головами, олицетворение злого начала в сказках и былинах. Живёт обычно в горах, у огненной реки и стережёт «Калинов мост», по которому попадают в царство мёртвых. Число голов Змея-Горыныча обычно равно трём (3, 6, 9 или 12). В сказках со змеем обычно ассоциируется огненная стихия. Змей-Горыныч похищает девушек (часто это царевны), чтобы полакомиться. После этого главный герои приходит к нему на поединок, прежде убивая его детёнышей-гадюк.

Герои русских сказок. Иван-дурак

Очень популярный в мифологии образ, который при решении проблем руководствуется собственными, нестандартными решениями, часто противоречащими здравому смыслу, но приносящими успех. Обозначение «дурак» трактуют по-разному. Кто-то из исследователей считает это оберегом от сглаза. По другой версии Ивана называют дураком, поскольку обычно в сказках он - третий сын, которому не положена доля родительского наследства (отсюда и умение мыслить нестандартно, находить выход из сложных ситуаций). Этимологически образ Ивана-дурака связан с образом жреца, ведь он умеет петь и играть на разных инструментах, а также говорит загадками. В финале сказок Иван-дурак получает богатство и царевну в жёны.

Герои русских сказок. Кот-баюн

Огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. С одной стороны, он заговаривает и усыпляет своими сказками путников, с другой, его сказки могут исцелять. Само слово «баюн» означает «говорун, расcказчик». В сказках Кот Баюн сидит на высоком столбе за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном лесу, где нет животных. В одной из сказок он живёт у Бабы-яги.

Поймать Кота Баюна - это обычно испытание для главного героя, который ловит его в железном колпаке и железных рукавицах. Зато пойманный Кот Баюн потом служит при царском дворе, исцеляет больных своими рассказами.

Герои русских сказок. Колобок

Сказочный персонаж в виде пшеничного хлеба шарообразной формы, который сбегает от бабушки и дедушки, от разных зверей, но в конце съеден лисой. Этот персонаж явно олицетворяет трепетное отношение славянского народа к хлебу, и его сакральное значение. А именно круглая форма Колобка, который к тому же катиться, что отсылает нас к культу солнца.

Герои русских сказок. Кощей (Кащей) Бессмертный

Злой чародей, смерть которого спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах. «На море, на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке - заяц, в зайце - утка, в утке - яйцо, в яйце - смерть Кощея». Часто похищает невесту главного героя. На вид - худой (Кощей - от слова «кость») высокий старик либо живой скелет. Иногда на говорящем и летающем коне. Могущественный чародей, что позволяет также и его прототипами назвать жрецов.

Герои русских сказок. Леший

Дух-хозяин леса в мифологии славян. Облик его бывает разным, пород даже противоположным в разных сказках - то он небольшого роста, то гигант, то антропоморфное существо, то имеет животный облик. В любом случае - природа его потусторонняя. Отношение людей к нему тоже двойственное. С одной стороны, его боятся, он может заставить человека заблудить, иногда проказничает, может наказать за ненадлежащее поведение в его владениях. Вместе с тем, именно Леший охраняет лес, от которого в большой степени зависит жизнь человека.

Герои русских сказок. Чудо-юдо

Персонаж народных сказок и былин, и даже праславянской мифологии. Позитивный или негативный характер персонажа чётко не обозначен, также как и его род - в разных эпохах он был и женским, и мужским, и средним. Чудо-юдо - персонаж настолько древний, что исследователи затрудняются привязать его к какому-либо явлению.

Это может быть морское животное, мифический змей, дракон. А в авторской сказке Петра Ершова «Конёк-горбунок» (1834 год) присутствует Чудо-юдо Рыба-кит - рыба-остров.

Степанова Инна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1862
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Положительный герой русской народной сказки и его влияние на нравственно-эстетическое развитие ребенка дошкольника
Дата публикации: 12.05.2017
Раздел: дошкольное образование

СТАТЬЯ

Положительный герой русской народной сказки и его влияние на

нравственно-эстетическое развитие ребенка дошкольника

Произведения

народного

творчества

з апеч атле ли

национальную культуру и мудрость предшествующих поколений. Сказка и в

настоящее время не теряет актуальности в воспитательной работе с ребенком.

Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников, во многом опирается

на знакомство дошкольника со сказочными героями. Ведь сказка запечатлела

традиции и обычаи народа, характер образного мышления. Именно поэтому,

сказочные

персонажи

возможность

воспитание

дошкольников. Знакомство с ними позволяет передать ребенку жизненный

опыт. В связи с тем, что материалом народной сказки служила жизнь народа,

она отражает лучшие его черты, учит ребенка трудолюбию, отваге, доброте,

пониманию красоты, духовным ценностям, героизму, мужеству и повествует

об этом в доступной дошкольнику форме.

В современном мире воспитание этих качеств особенно актуально, ведь

утрата нравственных и эстетических ценностей обнаруживает в XXI веке

стремление к тенденции. В сложных и противоречивых условиях развития

современного общества особую значимость в воспитании подрастающего

поколения приобретает проблема обеспечения в нем единства этического и

эстетического,

развития

общества

передний

выдвигаются

формирования

человека

творчески

активной

личности,

носителя

этических и эстетических ценностей. Нравственное воспитание – одна из

важнейших сторон многогранного процесса развития ребенка, освоение им

моральных

ценностей,

выработка

нравственных

патриотизма.

дошкольный

является

периодом,

возникают первые осознанные нравственные качества, поэтому это время

наиболее благоприятное для его нравственного воспитания.

В связи с этим, цель данной статьи – рассмотреть положительного

героя русской народной сказки и его влияние на нравственно-эстетическое

развитие дошкольников.

отметить,

зарубежных

достаточно

распределены

положительных

отрицательных.

Несомненно,

позволяет дошкольнику легко определять и усваивать именно положительные

качества на наглядном примере и учиться видеть разницу между добром и

отличать

поступки

порицать

поступки

черты характера.

Рассматривая положительных героев русской народной сказки, следует

отметить, что самый популярный из них – это Иванушка-дурачок, однако,

далеко не всегда этот образ олицетворяет исключительно положительные

черты. В сказке «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» образ русского Ивана

представлен наиболее красиво и однозначно. Работящий богатырь сражается

хитростью

смекалкой

чудовищами,

заполонившими русскую землю. Он добр и красив, смел и отважен, силен и

несомненно,

положительный

Другой Иван в «Сказке о Василисе золотой косе» также спасает весь народ и

страшного

пленившего

красавиц

богатырь,

разделаться с любым злом, защитить родную землю и отстоять честь сестры.

«Иван-царевич

положительным

персонажем выступает волк, Ивану-царевичу лишь повезло встретить такого

верного и преданного друга. Такую же тенденцию можно наблюдать в сказках

«Конек-горбунок», «По щучьему веленью» и многих других. Таким образом,

положительные герои могут быть представлены и в виде животных.

Самыми положительными женскими персонажами в русских сказках

выступают Василисы Прекрасная и Премудрая. Русская красавица в первую

отличается

добротой,

помогает

избраннику

победить

хитростью

смекалкой,

волшебный

направляет его мудрым советом. Как ни странно, но в некоторых сказках

положительной

снабжает

напутственными словами, древними знаниями и оказывает материальную

помощь в виде волшебных предметов: платок, гребешок, клубок ниток или

Рассматривая положительного героя подробнее, следует остановиться

именно на Иване-дураке, как наиболее частом положительно герое русских

народных сказок. Следует отметить, что это собирательный персонаж, тем не

менее, обладающий яркой индивидуальностью. Его черты – черты русского

национального

общественного

сознания.

Иван-дурак

зачастую

оказывается

удачливее

казалось

противников.

например,

Иван-дурак,

представленный

царевича – третий сын, младший в семье. Его братья – старше, умнее,

прагматичное.

глупостью

наивностью

младшего брата, не принимают его как равного. Он же, не обижается на

братьев. По русской традиции, младший сын – хранитель родовых традиций,

он близок дому, домашнему очагу, печи. Здесь можно привести в пример

Емелю, разъезжающему на печи, который также является представителем

данного образа. Вскоре ему помогает чудесное животное – щука. Помощь

чудесных животных весьма часта для положительного героя. Необходимо

отметить,

указывает

положительными

русских народных сказках, представлены глупость, лень, а герой – а лишь

удачливый человек, которому повезло получить помощь чудесного животного

или магическую помочь, например, от Бабы-яги.

Положительные черты Ивана-дурака – в другом. “Дело в том, что

«глупость» Ивана-дурака – это на самом деле просто верность традициям

старины, прежнего, справедливого общественного порядка в изменившемся

мире – бескорыстие, доброта, благородство, уважение ко всему живому”.

Иван-дурак не намерен изменять всем этим чертам, независимо от того, что

«современными» ему условиями они порицаются. «А это, с точки зрения

братьев-прагматиков,

глупым». Именно поэтому, с самого начала народной сказки, положительный

герой представлен как более глупый, чем другие, нуждающийся в помощи.

Стоит отметить, что и помощь эту он получает, лишь за свои положительные

черты. Делясь последней краюхой хлеба со старушкой в лесу, он получает от

нее награду. «В Иване-дураке заключено донкихотское начало – внутреннее

благородство, полное отсутствие стремления к выгоде, материальным благам,

власти – вспомните того же Емелю: «Не-а, царем я ленюсь»”. Последнее

показывает

порицание

народной

сиюминутных

ценностей

мудрость русского народа включила в сказку концепт того, что человеческие

ценности должны побеждать сиюминутные.

Рассматривая

положительных

сказочных

животных,

отметить,

изображение

иносказательно

показывает в себе определенные черты человеческого характера. Так, лисы

изворотливы,

олицетворение

положительных

персонажей,

является,

наделенный

добродушием

медведь. Появляются в положительных героях и зайцы, ежи, мыши – мелкие

зверушки,

олицетворяющие

положительные

качества,

взаимопомощь, находчивость и изобретательность перед лицом грубой силы.

положительных

животных

встречаются

человеку домашние животные – кот, петух, собака – животные, полезные для

человека.

Положительные герои представлены и другими персонажами. Один из

отметить,

рассматривать

ипостась

Ивана-царевича,

положительными чертами. Солдат представляет собой завершение перехода

волшебной

положительных

выступает и хитрость, которая порицалась в волшебной сказке.

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических

чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечной чуткости к

человеческому

несчастью,

состраданию.

Благодаря

познает мир не только умом, но и сердцем, откликается на события и явления

окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу.

Рассматривая

положительного

нравственно-

эстетическое

развитие

дошкольников,

некоторые

Дети не могут жить и расти без сказок и их героев. Воспитательное значение

положительного

народной

эмоциональной

воздействия

переоценить

значение

положительных

эстетическом

воспитании

неотделимы от красоты. Народные сказки включают чарующие картины в

сюжетной

поступков

положительных

оказывает

огромное

эмоциональное

воздействие.

Эстетические,

нравственные и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребенка под

впечатлением сказочных образов положительных героев, активизируют поток

мыслей, который побуждает мышление ребенка к активной деятельности.

Через сказочные образы положительных героев в сознание детей входит

слово с его тончайшими оттенками. Оно становится сферой духовной жизни

средством

выражения

реальностью

мышления.

Трудно найти другое такое качество словесного воздействия на ребенка,

с которым была бы сравнима сказка, вымысел, где переплелись реальные и

фантастические

знакомые

незнакомцы.

объясняет

положительного

народной

Положительные

развивают

воспитывают

воспитание воспринимается им с удовольствием, так как сказки увлекают в

волшебный мир. Сказки входят в жизнь ребенка с момента, как он обретает

способность понимать речь, поэтому положительные герои народной сказки

начинают свое влияние с самого раннего возраста.

Благодаря

возрастным

особенностям

подражательности,

рефлексивности,

воспитываются

человеческие

характера при наблюдении за положительными героями народной сказки.

учитывать,

количество

многообразие

позволяет найти и посоветовать каждому ребенку тот или иной пример для

подражания

Опосредованное

зачастую

эффективно, нежели замечания. Дошкольник может рассказать о том, чем

нравится ему положительный герой, и чему бы он у него хотел научиться.

стимулировать

поощрять

положительные

изменения

поведении или деятельности дошкольников.

Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и

волшебством,

привлекает

возможность

оценивать

выступать на стороне того или иного персонажа, т. е. активно действовать в

воображаемом

творчески

преобразуя

Перевоплощаясь

положительных сказочных героев, следуя за ними, дошкольник получает

эстетические

нравственные

нравственные

взаимоотношений

союзников

бороться за справедливость, верить в силы любви и добра. Таким образом,

положительные герои выступают в роли нравственных воспитателей.

Необходимо акцентировать внимание дошкольников на нравственных и

эстетических аспектах и вопросах, поднимаемых в сказке. Так, например,

дошкольнику можно пояснить, что относиться к другим следует так, как

относились

Помогать

бескорыстно, и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут. Нужно уметь

делиться тем, что у тебя есть. Любое дело легче делать сообща, чем одному.

Только хорошее поведение и дела помогают найти настоящих и верных

друзей. Дошкольник видит эти примеры у положительных героев русской

народной

привыкает

нравственность

безнравственности. Таким образом, положительные герои русской народной

сказки служат таким нравственно-эстетическим аспектам как:

– развитие интереса к объектам и явлениям окружающего мира;

– обострение восприимчивости и чувствительности к потребностям

окружающих и желание оказать им посильную помощь;

– возникновение у дошкольников под воздействием благополучного

конца сказки оптимистического настроения, что положительно сказывается

на развитии доброжелательных отношений между ними;

формирование

нравственных

справедливости.

Народная

положительного

способствует

формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочек

– это красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков – добрый

трудолюбивый,

Родину). Идеал для дошкольника – это далекая перспектива, к которой он

будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный

в детстве, во многом определяет – его как личность.

Сказочные персонажи воспринимаются не только как звери, птицы, но

и как люди с определенными чертами. У дошкольника не возникает сомнения

в том, как относиться к герою сказки: ленивому, жадному, доброму, смелому.

Элементарные, но важные представления об уме и глупости, хитрости и

прямодушии,

героизме

трусости,

щедрости

жадности,

почерпнутые из сказок, на примерах героев, складываются у дошкольника в

нормы поведения. Бесхитростные истории о животных легко запоминаются и

воспроизводятся

жизненно

представления

нравственно-этетических

аспектах.

Доставляя

эстетическое наслаждение, сказки приучают мыслить, обобщать, проводить

сравнения.

Развивается

образное

логическое

мышление,

кратко, емко и красиво выражать мысль. Положительные герои сказок со

своими невероятными приключениями учат, как следует и не следует вести

простейших

жизненных

ситуациях.

богатства

выпадают

положительным героям сказок прежде всего за их нравственные поступки, за

умение делать добро окружающим, не ожидая за это вознаграждения. Во

непременным

условием

положительного

выступает труд. Прямо или косвенно в них выражается одобрение поступков

положительных

Положительный

оказывает

сильнейшее

эмоциональное

воздействие

сопереживая

положительным

сказочным

становится

соучастником

обретает эмоциональный опыт, в чем и состоит особая ценность сказочного

стимулируют

творчество,

слушатели

превращаются в их сочинителей и исполнителей.

нравственно-эстетического

воспитания

проходило осознанно. Необходимы знания, на основе которых у дошкольника

будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его

необходимости

преимуществах

овладения

появиться желания овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы

возникли

приобретения

соответствующего

нравственного

качества.

поражают

потребность

практической

реализации

поступках,

поведении,

позволяют

проверить

подтвердить

прочность

формируемого

качества.

конечном

нравственный облик зависит от источников, из которых черпал человек свои

радости в детстве. Если знания прошли через сердце ребенка, отразились в

его личном духовном мире, то появляется человек с честным, чутким и

горячим сердцем, ясным умом и золотыми руками.

В заключение, хочется сказать о том, что несмотря на то что в сказках,

как и в жизни, много предательства, зла, зависти, всё же торжествует всегда

добро и справедливость, а зло наказывается. Положительные сказочные герои

в борьбе с врагами пользуются различными волшебными предметами, в

борьбе со злом им помогают птицы, животные, рыбы и даже сама природа.

Тем самым сказки внушают уверенность в торжестве правды и добра. Иными

словами, можно сказать, что сказки и их положительные герои являются

важнейшими

словесными

средствами

умственного

нравственного-

эстетического

воспитания.

обогащают

морально-нравственным

настраивают

развивают

эстетические качества. Складывающиеся каноны этноэстетики учат ребенка

целеустремленности, передают жизненный опыт русского народа. Опираясь

на прежние достижения, традиции учат реализовать своё духовное богатство,

эстетическое отношение не только к окружающим людям, но и природе.

По силе воздействия на чувства детей вряд ли может сравниться какой-

то жанр народного творчества со сказкой. Без положительных героев сказок

не мыслимо воспитание благородства души, чуткости к людскому горю.

Благодаря сказке, ребенок познает окружающий мир не только разумом, но и

сердцем. От положительных героев сказки дошкольники черпают понятия

справедливости и не справедливости.

Сказка – ложь оказывается самой настоящей правдой: она рассказывает

о чрезвычайно важном в жизни, она учит быть добрыми и справедливыми,

противостоять злу, презирать хитрецов. Она утверждает народные принципы

жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм, доброжелательность

и т.д., что делает влияние положительного героя русской народной сказки на

нравственно-эстетическое воспитание дошкольника огромным.

Придуманные в России персонажи - это символы детства каждого из нас, при этом в разных странах мира они абсолютно иначе воспринимаются. К примеру, если в российской мифологии Баба-яга - это нечисть, то у скандинавов похожий персонаж - это богиня царства мертвых, Хель.

Женские образы: «свет мой, зеркальце, скажи…»

Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья-искусница, Царевна-Лягушка, Снегурочка, Аленушка - женские образы, которые обладали не только сногсшибательной женской логикой, но и добротой, мудростью, красотой, искренностью. Самый яркие из них, это:

1 Хрупкая, маленькая девочка, помощница Деда Мороза - любимая новогодняя гостья, пример для подражания непослушным детям. С середины 19 века на смену образу маленькой внучки приходит юная красавица, с обязательным кокошником или меховой шапкой, предпочитаемые уборы русских женщин.

Ни одна страна мира не может похвастаться такой же волшебной и романтической биографией, как русская Снегурка. В Италии - это фея Бефана, старушка с крючковатым носом, которая прилетает к детворе на метле, даря подарки. Эдакий, «Дед Мороз» в юбке. Монголы свою Снегурочку называют Зазан Охин, девочка Снег. Героиня по традиции загадывает загадки и дарит подарки только после того, как услышит разгадку. В США же у Санты из помощников одни олени, а Снегурочки нет.

Любопытно, что если попробовать перевести слово Снегурочка на английский, воспользовавшись сервисом «Google переводчик», то результат будем всегда разным. Вчера Снегурочку перевели, как «Snow — boy» (если дословно — снежный мальчик). Сегодня, Снегурочка в базе сервиса переводится, как Snow-maiden (Сделанный из снега).

2 Маша , неугомонная спутница Медведя, непослушный персонаж бьющего все рекорды ЗD мультфильма.

Зеленоглазая непоседа в совершенстве владеет приемами рукопашного боя, обожает капризничать и хулиганить, задает вопросы, на которые сложно дать ответ. Прототипом мультсериала, стала фольклорная героиня русской народной сказки. Черты характера режиссер О.Кузнецов позаимствовал у героя рассказа О. Генри «Вождь краснокожих». Команда создателей сериала не адаптирует исконно русских героев для трансляции в различных странах.

3 Баба-яга - ведьма, героиня славянской мифологии, наделенная магической силой. Отрицательный персонаж заманивает добрых молодцев в свою избушку на курьих ножках, в обязательном порядке дарит героям сказочного коня и волшебный навигатор тех времен — клубок с нитками. Русская ведьма не всегда дружелюбна, но если вы наделены даром красноречия, она может помочь.

4 Жар-птица , сказочная птица, исцеляющая больных и возвращающая зрение слепым, приходится родной сестрой западноевропейской птице Феникс, которая умела возрождать из пепла. Папой двух огненных героинь, скорее всего, был Павлин.

Каждая героиня - это индивидуальность, воплощающая добро или зло, её действия и поступки напрямую связаны с характером и выполняемой миссией.

Мужские образы: «не перевелись ещё богатыри на земле Русской!»

Не менее колоритен топ положительных мужских образов, ярко передающий дух русского человека. Главные образы всегда антагонистичны: в противовес прекрасному обязательно найдется плохое. Без каких мужских образов немыслимы русские сказки:

1 Дед Мороз.

В русской версии - Морозко, Студенец, могучий повелитель зимней вьюги. Обожаемый детворой персонаж ездит на тройке лошадей, стуком посоха сковывает водоемы и реки, холодным дыханием заметает города и села. В Новый Год вместе со Снегурочкой дарит подарки. Во времена СССР Деда переодели в красную шубу, цвет флага страны. Образ популярного Деда, который «бродит по лесам и лугам» в разных странах обыгран по-разному: Санта- Клаус, Йоулупуки, Йыулувана.

Это интересно:

По самым скромным оценкам ученых, Деду Морозу уже более 2000 лет. За две тысячи лет Дед Мороз не раз представал в разных образах. Сначала — в облике языческого бога Зимника: старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. А в четвертом веке Деда Мороза напоминал святой Николай-Чудотворец, живший в Малой Азии в городе Патары.

Приходить в дом с подарками дедушка стал с началом празднования Нового года на Руси. Раньше он дарил подарки послушным и умным, а озорников колотил палкой. Но годы сделали Деда Мороза сердобольнее: палку он заменил на волшебный посох.

Кстати, на страницах книг Дед Мороз впервые появился в 1840 году, когда были опубликованы «Детские сказки дедушки Иринея» Владимира Одоевского. В книге стало известно имя и отчества зимнего кудесника — Мороз Иванович.

В двадцатом веке Дед Мороз чуть было не исчез. После революции посчитали, что праздновать Рождество – вредно для народа, ведь это самый настоящий «поповский» праздник. Однако в 1935 году опалу наконец-то сняли, и вскоре Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник елки в московский Дом Союзов.

2 Три Богатыря. Сильные, отважные, веселые герои давно стали символом России, благодаря серии полнометражных приключений Алеши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца. На самом деле, отважные молодцы никогда не встречались в жизни, согласно былинам они даже жили в разные века.

Это интересно:

В 2015 году, вышедшая на экраны 6-я часть саги - «Три богатыря: Ход конем» собрала 962 961 596 рублей. Почти 1 млрд рублей! Таким образом, картина стала самым кассовым анимационным фильмом года. Хотя начиналось все скромно: касса первой части - «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004) - составила 48 376 440 рублей. Дальше сборы неуклонно росли.

3 Иван-дурак (третий сын) - персонаж, воплощающий особую «волшебную стратегию»: герой действует вопреки здравому смыслу и всегда добивается успеха! Дурак превосходно разгадывает загадки, побеждает нечистую силу и доблестно спасает главную героиню.

Буратино, Крокодил Гена, Доктор Айболит, Бармалей, Винни-Пух, Кот Леопольд и кот Матроскин — тоже являются одними из самых популярных и любимых героев российского кинематографа, которые по праву занимают высокие позиции рейтинга сказочных персонажей.

Нечисть: хранители лесов, болот и домов

Самую большую группу русского народного эпоса составляют мифические существа. Водяной, Кикимора, Леший, русалки, Домовой, Баба-Яга — магические образы, которые появлялись вместе с необъяснимыми силами природы. По своим поступкам и характеру - это больше отрицательные персонажи, но вместе с тем, они обаятельны и харизматичны в современных фильмах и мультфильмах, к ним относятся:

1 Кощей Бессмертный. Персонаж, обладающий сверхъестественной силой. По поверьям - это коварный старик, убивающий домашних животных. Чародей часто похищает невесту главного героя в надежде на «взаимную любовь».

Это интересно:

В советском кинематографе Кошея блистательно играл актер Георгий Милляр. В основном он играл всякую нечисть и приходилось накладывать сложный грим. Но для роли Кощея Бессмертного грим практически не был нужен, так как актер сам напоминал живой скелет (после заболевания малярией вес актера был всего 45 кг).


Кощей Бессмертный — Георгий Милляр
  • Статья