Юношеский максимализм и особенности подростковой психологии.

Юношеская погоня за самой красивой девушкой, за самой престижной работой, за самой лучшей едой, за самой лучшей одеждой…

Максимализм – это крайность в каких-либо требованиях, во взглядах (когда или все, или ничего, когда чрезмерно завышены претензии ко всему – миру, жизни, людям). Это своего рода характеристика подхода к решению определенных проблем, бескомпромиссность в выборе мер, действий, призванных максимально приблизить поставленную цель.

Юношеский максимализм свойственен определенной возрастной категории. Когда чувствуешь в себе силы спорить со всеми, отстаивая собственную точку зрения (разумеется, самую правильную). А самое главное – в шкале ценностей молодого человека только две крайние точки зрения – либо черное, либо белое. Нет полутонов, нет середины. «Эти странные взрослые вечно все усложняют, путают, не понимают. Мы так жить не будем!» И мечется молодая душа в море непонимания. Все это – свойственная юности горячность, юношеский эгоизм, отсутствие опыта и гибкости мышления.

В чем проявляется?

В желании иметь ВСЕ и СРАЗУ, «прыгнуть выше головы», бороться со всеми и против всех, протестовать, быть необычным и уникальным, отличаться от остальных своим мировоззрением. Доказать окружающим, что «не слабо»:
прикинуть вес моторной лодки и попытаться ее «стянуть»;
навешать блинов на штангу и, поднимая, рухнуть с ней;
выпить поллитра водки залпом;
обогнать автобус, едущий от одной остановки до другой;
довести Ее до 12 оргазмов подряд;
вести машину 12 часов без остановки, не имея прав;
работать, учиться, посещать ночные клубы и дискотеки, имея на сон два часа в сутки;




пойти работать в воскресенье!

Это опасно?

Максимализм может стать хорошим стимулом для достижения заветных целей (цель ставится «больше и дальше», потому как выполняется процентов на семьдесят), ведь с его потерей начинают опускаться руки, желаемое перестает казаться возможным.
Человек красив в крайностях. Юношеский максимализм – привилегия здоровых, молодых и энергичных. Привилегия не дается зря, это своего рода аванс. Он здорово помогает молодым пробиться в нашей иногда сложной жизни. Это свежий взгляд на старые проблемы. Юношеский максимализм принимает форму эдакой наглости, шокирующей окружающих и позволяющей юнцам достигнуть высот, которых они не заслужили, но которые смогут удержать, если хватит ума и выдержки.

Это пройдет?

К сожалению или к счастью – юношеский максимализм проходит с возрастом. Он является следствием безоблачного детства. В юности уверенность в себе достигает максимальной отметки, как и желание во что бы то ни стало выделиться, самоутвердиться. Присутствует еще детская наивность и глупость, неопытность в сочетании с огромными амбициями! Абсолютно все кажется возможным!
После того как действительность пару раз «шарахнет» по голове, все встанет на свои места. Жизнь расставляет все точки над «i», и многим бывает смешно и стыдно вспоминать себя в молодости.

Чем лечить?

Часто максимализм проявляется и в зрелом возрасте, тогда он превращается в глупое упрямство, неуживчивость и нежелание прислушиваться к мнению окружающих.
В этом случае нужно ПОНЯТЬ, что вариантов решения любой проблемы гораздо больше двух, что не всегда мнение человека может быть объективным, что терпимость к чужим недостаткам – не порок, а достоинство.

С возрастом мы становимся более податливыми, сначала немного пассивными, а там недалеко и до равнодушия. Пусть в каждом останется чуточка юношеского максимализма для остроты восприятия жизни.

Как-то так вышло, что в своей практике я не использую категорию «юношеский максимализм». Никогда не приходилось говорить об этом, как о проблеме. Но поймала себя на мысли, что уж очень часто слышу этот термин от людей, которые работают с детьми, и родителей. Причем – всегда в контексте жалобы. Разумеется, в какой-то момент мне захотелось разобраться – что за странная ситуация? Неужели мне все эти годы просто «везет» и я ни разу не сталкивалась с такой проблемой? Или же это мое «слепое пятно» и при анализе я просто не замечаю это явление? А может, я иначе его трактую? Так или иначе, я принялась изучать этот вопрос в литературе и параллельно перекладывать на собственный опыт и воспоминания. Вот что у меня получилось.

Итак, юношеский максимализм – это чрезмерность, крайность в требованиях, взглядах, ожиданиях, свойственная подросткам. Другими словами, склонность воспринимать мир и самого себя в контрастных тонах. Здесь бы я хотела акцентировать внимание на слове «склонность» и в рамках этой статьи заменить его словом «способность» . Поскольку в моей практике этот самый максимализм играет колоссальную роль в становлении личности и является ценным ресурсом, уникальным свойством ребенка.

Да, действительно часто сталкиваешься с тем, что у подростка очень устойчивая, но необоснованная позиция. Один из вариантов – отрицание, противоречие общепринятым идеям. «Я знаю, как правильно; все, кто не согласен со мной, неправы, даже если это целый мир». Был забавный случай – парень 13 лет, полный, флегматичный, назовем его Юра, с первых минут начал обижать своих товарищей по группе. Обзывал, отчитывал, а самое ужасное – находил «слабые места» каждого и откровенно издевался. При этом он вел себя так, будто ему лет 30 – такой видавший жизнь мудрец. Сразу заявил, что является кандидатом в мастера спорта по боксу («только официально звание не присвоили мне, тренер не подал заявку вовремя, я после этого спорт и бросил» – степенно рассказывал он). Дал понять, что эти навыки легко применит по отношению к каждому сомневающемуся. В первый же день в столовой спровоцировал соседа на драку и, неуклюже стукнув «обидчика», ушел в палатку.

Умение выдумывать на ходу и верить в собственные фантазии у Юры было действительно впечатляющим. Но для завоевания авторитета среди ровесников этого, увы, мало… Когда он пошел на очередной виток и рассказывал нам о том, как он руководит взрослыми на стройке, мы как раз проходили мимо домов в центре лагеря. «Ну, а вот эта крыша правильно покрыта?» – спросил Юрий Михайлович, указывая на склад. «Да», – со знанием дела ответил Юра. Мы с директором переглянулись: крышу только готовили к перекрытию…

Это был уникальный случай – так прямолинейно и самоуверенно . Ничего не вышло. На деле оказалось, что Юра ленив и физически слаб. На этом фоне его пыл поубавился, но он себя все равно считал «непризнанным гением».

Такая направленность мыслей встречается часто – это «сказочники», манипуляторы, провокаторы (каждому инструктору в «Большом Приключении» знакомы эти «проверки на прочность»). Чаще всего ничем, кроме слов, они не могут отстоять свою позицию. Но через такие беспочвенные, «слепые» идеи ребята познают окружающий мир, учатся адекватно воспринимать себя и свои возможности.

Мы, взрослые, не имеем права говорить о том, что максимализм – это плохо и его нужно «пережить». Не смеем вздыхать, как нам тяжело находиться рядом с такими «сложными» детьми. Максимализм – это не проблема ребенка, это его дар!

Сам по себе максимализм не играет здесь ведущей роли – он как бы подпитывает свойства личности. На поверхности мы видим лишь упрямство, эгоизм, наивность и т.д. Если условия взросления неблагоприятные, над подростком смеются, не уделяют ему внимания, сценарий может быть куда хуже. Непринятые обществом подростки часто объединяются. В лучшем случае – это субкультуры, где более-менее мирно можно лелеять свои взгляды. В худшем – бандитские группировки, деструктивные формы субкультур (например, неонацисты). Это уже максималисты, перешедшие от слов к делу.

Мы много говорили с Юрой: обсуждали его точку зрения, анализировали жизнь в лагере и причину неуспеха в коллективе. Он остался при своем мнении – «виноваты окружающие», но во взгляде уже читался интерес к чужому мнению. Верю, что в его случае юношеский максимализм из отрицания перерастет в иную форму – в прагматизм, как желание чему-то учиться, получать практическую пользу и думать о последствиях своих поступков, как это часто случается с нашими юными бунтарями в «Большом Приключении». . Это радует. Значит, подростка «зацепило» – остались ненайденными ответы на какие-то вопросы.

Собственно, именно о прагматическом максимализме, как о ресурсе развития личности, я и веду речь. Это тот случай, когда подросток уже может отличить несбыточное от разумного и умеет ставить цели, пусть завышенные, но все же достижимые, и он понимает, что ему нужно до нее дойти. Не украсть желаемое, не заставить кого-то силой отдать ее, как в случае с Юрой, а достигнуть самостоятельно. Это затрагивает такие категории, как целеполагание, самоконтроль, мотивация, воля и другие. Энергия максимализма питает полезные качества характера.

В 2014 году в одной из групп «Большого Приключения» я познакомилась с Мишей. Подросток приехал к нам в Карелию отдыхать в полном смысле этого слова: в чемодане у него оказались лишь майки, шорты и шлепанцы. Еще помню панаму. Вот и все. Полной неожиданностью для него стало весло в руках и перспектива идти в поход. О туризме мальчик ничего не знал. Миша оказался контактным, общительным, сам над собой смеялся. Но накануне строго прервал смешки и серьезно произнес: «Я буду лучшим в этом походе и лучше всех научусь грести». В команде были ребята и постарше, и более опытные. Но вернувшись, команда поздравила Мишу с дебютом, и каждый признал, что он превзошел их ожидания и сдержал свое обещание. А этим летом я с радостью узнала Михаила в одной из команд. Он был уже хорошо, по-походному, экипирован, но оставался таким же простым и трудолюбивым участником. Спасибо, что смог добиться своей почти нереальной цели. Продемонстрировал образец прагматического максимализма, дополненного великолепными личностными качествами.

Да, был велик риск остаться в проигрыше, но когда, если не в юном возрасте, учиться проигрывать?! В отличие от взрослого, подросток не видит рамок, и именно это позволяет ему выходить за их пределы, добиваться таких вершин, которые пугают приземленных людей, либо вовсе им не видны.

Как-то в «Артеке» в моем отряде были девочки-балерины. Чудесный народ! Вы никогда не задумывались, почему ребенок упорно занимается, скажем, балетом? Это боль, физические нагрузки, это огромное количество времени, которое его сверстники проводят во дворе. В конце концов, это диета и отсутствие полноценных каникул. В раннем детстве, допустим, ребенка увлекают и держат интересные занятия, мастерство педагога и влияние родителей. Подросток же имеет возможность отказаться от занятий – элементарно прогуливая их или занимаясь без усердия. Многие бросают навсегда. Но кто-то остается и не дает себе поблажек. Мои балерины сами отпрашивались – вместо пляжа – на стадион и тренировались часами в жару и дождь. Подчеркну – в лагере, где не было надзорного ока ни родителей, ни педагога. Не потому ли, что в голове у юного труженика живет мечта, превратившаяся в цель – быть самым лучшим, самым красивым, самым талантливым, самым знаменитым артистом балета. И каждый раз, засыпая, он видит картинки своего чудесного – практически несбыточного – будущего?.. Именно юношеский максимализм, с его наивностью, свежестью и энергией дарит подростку калейдоскоп возможностей.

Мы, взрослые, не имеем права говорить о том, что максимализм – это плохо и его нужно «пережить». Не смеем вздыхать, как нам тяжело находиться рядом с такими «сложными» детьми, как Юра или прочие, «говорящими о всяких глупостях и не имеющими тормозов». Максимализм – это не проблема ребенка, это его дар! Но это проблема взрослых, и ответственность за ее решение не нужно перекладывать на подростка. Если ребенок ругается матом, бьет стекла в школе, думает только о себе и сбегает из дома – это не юношеский максимализм, не нужно обманывать себя и ждать, что «трудный возраст» скоро пройдет. Это эгоизм, дурное воспитание, низкие моральные ценности – что угодно, но все это исходит не от самого ребенка – это отражение окружающего мира. Юношеский максимализм – катализатор, усилитель, а вот на что он будет направлен, зависит от взрослых. От нас с вами.

Я считаю, что лучшими методами для «приручения» юношеского максимализма являются:

  • Общение. Доброжелательное общение ребенка со значимыми для него взрослыми, совместное времяпровождение. Искренне интересуйтесь жизнью подростка, его мнением, взглядами, делитесь своими. Стройте доверительные отношения, как бы трудно это не было. Будьте искренними;
  • Личный пример. Нельзя требовать от ребенка соблюдать чистоту в комнате, если во всем доме никогда не убирают. Так и к общечеловеческим ценностям невозможно приобщить, не основываясь на них в жизни;
  • Самореализация в действии. У ребенка должна быть возможность делать что-либо самостоятельно. Не одна конкретная задача – сходить за хлебом, а целый процесс, который нужно организовать и реализовать собственными силами. Например, спланировать выезд с отцом на рыбалку – учесть транспорт, подготовить снаряжение, запастись провизией и т.д. Чтобы подросток практическим путем учился расставлять приоритеты, добиваться цели, а также мог анализировать, насколько сильно может отклоняться конечный результат от первоначального плана и почему.

В «Большом Приключении» мы успешно и в каждой покидающей лагерь группе я вижу юношей и девушек, которые откликнулись на наши старания. Они смогли сделать первые шаги навстречу себе, либо хотя бы позволили себе взглянуть на альтернативный путь взросления: без слез родных и чувства собственной неполноценности. Вы видите отражение этого в наших письмах и, верю, в своих детях.

Напоследок хотелось бы пожелать, чтобы у каждого взрослого всегда оставалось хоть немного максимализма, который поможет ставить высокие цели и верить в собственные силы. Ведь все великие открытия вначале кажутся лишь фантазиями, а все гении – мечтателями.

Молодежь всегда находится в поиске самой престижной работы, самого красивого партнера, самой вкусной еды и модной одежды. Максимализм - это значит бросаться в крайности, будь то в запросах или во взглядах, когда нужно всё или ничего, когда требования человека завышены относительно всего на свете: жизни, порядка, других людей. Подобный подход характерен для решения определенных проблем, он абсолютно бескомпромиссен в оценке масштабов и направляет все действия лишь на достижение цели. Юношеский максимализм свойственен только определенной возрастной группе. В это время у подростка присутствует непреодолимое желание спорить с каждым, чтобы отстоять собственную точку зрения, конечно же, единственно верную. Что самое важное, шкала ценностей молодого человека состоит лишь из двух полярных точек, поэтому он видит либо черное, либо белое - таковы особенности юношеского возраста. Не присутствует полутонов, нет золотой середины. Подростки всегда охвачены мыслями о непонимании со стороны взрослых, поскольку психология юношеского возраста значительно отличается от образа мышления зрелого человека. Энтузиазм, рвение, эгоцентризм, отсутствие опыта и гибкости в рассуждениях - все это обычно свойственно тинейджеру.

Как проявляется юношеский максимализм?

В желании получить все сразу, «превосходить», бороться со всеми и против всех, протестовать, быть необычным и уникальным, отличаться от всего остального мира. Какие действия может предпринимать подросток, чтобы доказать всем, что он «непростой» человек? Возможно, он будет вести себя вызывающе: попытается перегнать автобус, переплыть озеро, выпить литр пива за один подход или не спать в течение нескольких дней.

Опасно ли это?

Юношеский максимализм может быть хорошим стимулом для достижения поставленных целей, в том случае, если эти цели адекватны. Прелесть человека заключается в крайностях. Перфекционизм - привилегия здоровых, молодых и энергичных. Она дана подросткам неспроста: это способ движения вперед, самосовершенствования. Нередко юношеский максимализм помогает молодым людям преодолевать сложные жизненные ситуации, хотя и может принимать довольно дерзкие формы, выражаться в надменности и шокировать других. Иногда именно он позволяет молодежи достигать вершин, которые она способна удержать за собой, если продемонстрирует здравомыслие и выносливость.

Пройдет ли это?

К счастью или несчастью, максимализм пропадает с возрастом. Как правило, он является следствием беззаботного детства. В молодости самоуверенность достигает своего предела вместе с желанием самоутвердиться любыми возможными способами. Здесь невинность и неопытность сплетены с самыми разными амбициями! Все кажется возможным. Обычно после нескольких последовательных неудач все становится на свои места, а некоторые испытывают огромный стыд, вспоминая свое поведение в юношеские годы.

Когда необходимо лечить максимализм?

Нередко перфекционизм заявляет о себе в зрелом возрасте, превращается в упрямство, сварливость и нежелание слушать остальных. В этом случае необходимо понять, что помимо двух крайностей, придерживаться которых не всегда благоразумно, существует еще множество иных вариантов.

Максимализм чаще всего свойственен подросткам, но некоторые люди проносят его в себе большую часть жизни. Этот подход к жизни характеризует склонность к крайностям во всем: в требованиях, во взглядах на жизнь, в своих претензиях. Для таких людей существует только черное и белое – и ни одного оттенка серого. Они бескомпромиссны, нетерпимы и весьма сложны в общении. Значение слова «максимализм» (от латинского высший, наибольший) предполагает стремление достичь всего и сразу, приложив минимум усилий.

Юношеский максимализм: возраст

Как правило, максимализм в чистом виде развивается тогда, когда ребенок – уже не ребенок, но еще не взрослый, то есть с 13 до 17 лет. Иногда эти границы могут меняться. В этом возрасте дети впервые начинают , подозревая тех в некомпетентности относительно современной жизни, и мнение друзей для них, как правило, важнее родительского совета. Отсюда и большое количество несуразностей и глупостей, которые нередко совершают ребята в столь трудном возрасте.

Подростки отрицают все, что ценится их родителями, и охотно примыкают к различного рода молодежным компаниям и , в которых все мыслят также, как они – строгое разграничение хорошего и плохого и абсолютное не различение средних вариантов. Подросткам кажется, что взрослые не знают жизни, слишком запутывают ее – и уж они-то точно будут жить гораздо проще, интереснее и веселее!

Горячность, вспыльчивость, эгоизм плюс нехватка жизненного опыта нередко приводят подростков к весьма плачевным результатам – но такова жизнь, и каждый должен совершить свои ошибки.

Стоит отметить, что в наше время можно нередко встретить людей и более взрослого возраста, которым все еще свойственен нравственный максимализм. Обычно это выглядит довольно странно, когда взрослый человек, уже имея за плечами хороший опыт, все еще кидается из крайности в крайность – но в этом случае можно рассматривать максимализм в качестве черты характера.

Юношеский максимализм у девушек

У женской половины эта фаза проявляется особенно интересно. Девочка, которая еще пару лет назад играла в куклы, внезапно понимает, что время игр прошло. Она готова биться со всеми ради своих вновь обретенных идеалов, ей нужно все и сразу, а на «слабо» она готова сделать все что угодно, думая, что доказывает силу своей личности, а не демонстрирует ее слабость.

Именно в этот период девушки начинают невероятные эксперименты с макияжем и одеждой, чтобы выглядеть взрослее. Нередко вместе с этим «этапом взросления» девушки стремятся, подражая более опытным подругам, вкусить и запретные плоды, будь то секс, алкоголь, курение или наркотики. Это, пожалуй, самый негативный аспект, ведь хрупкая психика от этого получает порой слишком серьезные травмы.

Максимализм: как извлечь пользу?

Самое главное, что дает максимализм – это бешеную энергию. Если ее направить в нужное русло, можно смолоду подготовить себе отличный старт в жизнь.

Лучше всего, если уже до наступления подросткового возраста ребенок определился со своими увлечениями. Те ребята, которые занимаются танцами, спортом, рисованием и другими творческими видами деятельности, занимающими много свободного времени, как правило, реже сталкиваются с негативными последствиями максимализма вроде попыток поскорее «повзрослеть». А если у девушки или юноши есть цель добиться многого на избранном поприще, то амбиции, которые сопутствуют максимализму, будут только дополнительной мотивацией. Самое главное – ставить реальные цели и последовательно идти к ним, а не стараться одержать победу во всем без предварительной подготовки.

Определение понятия «максимализм» вовсе не указывает на то, что юношеский максимализм - это болезнь. Это характеристика, которая становится присущей характеру подростка в определенный период его личностного развития.

Отвечает ли возрастная психология на вопрос, когда именно этот период наступает?

Возраст, по достижении которого подростку начинает быть свойственен юношеский максимализм, ни один психолог не называет, так как переходный возраст начинается у каждого ребенка индивидуально. У одного в четырнадцать, у другого в шестнадцать, у третьего - в восемнадцать лет.

Проявления юношеского максимализма как семейная проблема

Как же проявляется юношеский максимализм? Прежде всего, ребенок принимается испытывать на прочность семейные устои, принципы его родителей. При этом он начинает всем вокруг «давать советы», так как ему кажется, что все вокруг не правы. Так проявляется нравственный максимализм. Он может принять совершенно любую форму. Может оказаться, что родители подростка, по его мнению, мало читают, мало зарабатывают, мало времени проводят с семьей, не обращают на него внимания или, напротив, слишком его балуют.

В глазах ребенка проблемы, которые имеются в семье, начинают принимать угрожающие размеры. Именно в этом возрасте подросток может их принимать слишком «на свой счет» и полагать, что во всем виноват именно он. Это состояние опасно тем, что не находя в себе сил разрешить ситуацию в семье, ребенок-максималист, может войти в состояние депрессии, и даже суицидальное состояние. Именно поэтому так важно в этот период развития не оставлять ребенка один на один с его проблемами, полагая, что состояние это пройдет само собой.

Юношеский максимализм и подростковый коллектив

В этот период ребенок может стать как центром коллектива, так и его изгоем. В зависимости от того, является подросток экстравертом или интровертом, он будет либо превращать те эмоции, которые переполняют его, в новые идеи (увлекаться новыми видами спорта каждую неделю, придумывать развлечения для своих друзей, становясь таким образом незаменимым генератором идей в компании сверстников), либо замыкаться в себе (давая выход эмоциям в индивидуальном творчестве, лирических переживаниях). При этом не существует «лучшего» пути. Родителям, чей ребенок сорви-голова приходит домой только после полуночи в «потрёпанном» виде, хотелось бы, чтобы он, лучше, писал стихи, а родители отличника, на лице которого уже полгода не было улыбки, предпочли бы более компанейского сына... Однако, каждый подросток переживает данный период по-своему и задача родителей в данном случае не указывать, не переделывать, но, наблюдая, постепенно подталкивать ребенка к срединному пути.

Как помочь ребенку пережить период юношеского максимализма?

Но как же подтолкнуть ребенка, как его направить так, чтобы не стать при этом таким же максималистом и морализатором, как и он сам. Прежде всего, действуйте незаметно и «от противного». Позвольте ребенку почувствовать, что он абсолютно свободен, но и ответственность за свои поступки будет нести сам. Будет лучше, если этому его научите вы, а не улица.