Шведская семья — разврат или доверительные отношения. Шведская семья - что значит

Шведская семейная жизнь глазами русской женщины

Немного о Вере (так ее называют все шведские знакомые, соседи и сослуживцы, сократив для простоты красивое поэтическое имя Венера). Когда четыре года назад я узнала, что моя институтская подруга вышла замуж за шведа и носит теперь звучную шведскую фамилию, я сначала изумилась: «Ну, подруга...». Потом судорожно стала вспоминать, какие ассоциации у меня связаны со Швецией. В голову пришло только поэтическо-историческое: «Ура, мы ломим! Гнутся шведы...». И еще: «Разбит, как швед под Полтавой...».

Впрочем, когда я узнала, что другая моя всегда утверждавшая, что она - закоренелая «холостячка» и ее судьба - жить только для ребенка, выходит замуж за финна, я уже ничему не изумлялась, вполне конкретно поняв одно: жизнь в любом возрасте может круто измениться, она полна сюрпризов и неожиданностей. И это - замечательно, если люди находят друг друга и становятся счастливыми.

Особенно меня порадовали подлинно высокие отношения российской тещи со шведским зятем. Венерина мама не понимала не только шведского, но и школьного английского, на котором поначалу (пока в совершенстве не выучила шведский) общалась с мужем ее дочь. В свою очередь Уве, спокойнейший и вежливейший человек, истинный скандинав, не понимал ни слова по-русски. Так что теща с зятем только самым милейшим образом постоянно улыбались друг другу. И никаких избитых анекдотичных проблем не тему «теща-зять». Идеальная ситуация!

Решив рассказать читателям о жизни в Швеции, автор выбрала самую близкую и понятную для каждого тему - тему семьи. Итак, какая она, шведская семья? Чему можем поучиться у них мы, а чему - они у нас?

Большинство шведских семей - самбу

Шведская семья - это не то, что вы подумали... Большинство мужчин и женщин в Швеции живут в незарегистрированном браке, это так называемые «самбу». (Дословный перевод - «совместнопроживающие»). Почему? Во-первых, права и обязанности у «самбу» точно такие же, как и у законных мужа и жены. Во-вторых, официальный развод (его процедура) стоит д
овольно дорого и затягивается, как правило, надолго, если в семье есть совместные дети. А так - никаких проблем! Дело решается быстро и без нервных затрат.

Женщина в Швеции социально защищена, что предоставляет ей возможность выбирать спутника жизни неоднократно, причем, без ущерба (так думают сами шведы) для детей. Вопрос, с кем жить, с папой или мамой, решают сами дети. А чаще всего живут, например, две недели у папы и две недели у мамы, или с мамой, но субботу и воскресенье гостят у папы. Или наоборот. Вопрос решается индивидуально в каждой семье и при обоюдном согласии находится оптимальный вариант, удобный для всех.

Папа и мама снимают отдельно квартиры с расчетом на количество детей, т.е. чтобы у каждого ребенка была своя комната. Это может быть двух, трех, четырех, пятикомнатная квартира, желательно, в одном районе - для удобства общения. Арендуемые квартиры - собственность государственная. Практически никто не имеет своей (кооперативной или выкупленной у государства) квартиры.

Никому из шведских женщин неизвестно такое понятие, как «доказательство отцовства ребенка». Все папы алименты платят исправно. Если женщина из другого государства замужем за шведом, она может запросто обратиться с вопросом об алиментах на ее ребенка в специальную комиссию, представитель которой пишет письмо в другую страну родному папе ребенка и в мягкой форме спрашивает: «Имеете ли вы возможность выплачивать алименты на своего ребенка, проживающего ныне в Швеции? Если нет, то эту обязанность берет на себя Швеция». А если место жительства родного папы неизвестно, вопрос решается еще быстрее и все с тем же результатом. Вот так просто! Пособие на ребенка до 18 лет, плюс алименты, плюс скидка в оплате квартиры (если доход на каждого члена семьи не соответствует стандарту) - жить можно!

Когда в первый раз я встретила шведку, у которой четверо детей, и все имеют разных пап, я была шокирована. Оказалось, это явление вполне распространенное и никаких отрицательных эмоций у окружающих не вызывает.

Наш сосед решил проблему перемены семьи быстро и просто. Он взял подушку и одеяло и перешел в дом соседки, где и проживает поныне. Никаких особых толков это не вызвало. Бывшие и нынешние жены или самбу встречаются на совместных семейных праздниках. Все довольны и счастливы! Или это только так кажется?

ОТШЛЕПАЛА МАМА — ЗВОНИ В ПОЛИЦИЮ

Дети в Швеции - класс привилегированный. Здесь начисто искоренены телесные наказания. Когда однажды в магазине, еще в первый месяц моего пребывания в Люлео, я слегка пришлепнула своего Мишу (прим. ред.: сын автора статьи от первого, российского, брака), который что-то просил купить, все, кто видел это, посмотрели на меня с ужасом, а бедный мой Уве (прим. ред.: шведский супруг автора статьи) моментально покраснел, вывел меня на улицу и сказал: «Никогда так не делай!»

Оказывается, все дети в Швеции знают наизусть телефон полиции, по которому они могут обратиться за помощью в случае, если терпят хотя бы малейшее насилие со стороны родителей.

Дети имеют свои отдельные комнаты, в которых они являются полными хозяевами, т.е. творят, что хотят. Так, например, в комнате пятилетнего мальчика я видела разбросанные повсюду игрушки, книжки, игры в таком изобилии, что ногу некуда было поставить. На мой вопрос, кто все это будет убирать, мама ответила: «Когда совсем не останется свободного места, он сам поймет, что все игрушки надо собрать». В комнатах подростков - та же картина, только вместо игрушек - диски, кассеты, банки и бутылки из-под «Кока-Колы» и прочее. В комнате младшего сына моего мужа (12 кв.м.) собирались каждый вечер подростки в количестве пяти-шести человек. Чем они занимались, сказать не могу, ибо родители в комнаты детей-подростков не заглядывают. Одно условие соблюдаться должно строго - тишина в доме после одиннадцати часов вечера.

А вот еще один из примеров: сын спрашивает отца, может ли он и его друзья, одному из которых уже 18 лет и у него есть водительские права, воспользоваться машиной. Ответ папы: «Да, пожалуйста. Ключи на столе. Но к пяти утра машина должна стоять на месте, потому что мне с утра на работу». (Кстати, водительские права, вернее, деньги на их получение - самый распространенный подарок к восемнадцатилетию). И куда, думаете вы, отправилась компания? В другой город, за 100 километров, только потому, что одной из девушек понадобилось переменить кофточку. И это при всем при том, что бензин в Швеции очень дорогой.

Субботними вечерами родители развозят своих детей-подростков на вечеринки, а потом ждут звонка до двенадцати часов ночи, когда их можно забрать обратно. И никакого неудовольствия: у детей должна быть личная жизнь, так считают шведы. Помимо вечеринок, развозят папы и мамы детей и в спортивные секции. Спортом занимаются практически все девочки и мальчики (хотя спортивные секции платные, и удовольствие это дорогое). Самые популярные виды спорта: футбол, хоккей, слалом, плавание.

Ну, а кто занимается хозяйством: стирает, готовит еду и т.д.? Вся работа по дому демократично разделена между мужем и женой. Но более типичная картина семейной жизни такова: мужчина готовит еду, а женщина занимается ремонтом машин. Процесс мойки посуды облегчен до предела и не требует затрат сил и времени, достаточно нажать кнопку посудомоечной машины, а они, машины, есть практически во всех домах. Стиральная машина-автомат тоже делает свое дело, ну а приготовить еду из продуктов-полуфабрикатов несложно. А такое занятие, как глажение белья - чуть ли не изжитое явление. Гладится самое необходимое - то, что «на выход». Кстати, когда я сказала своим знакомым шведам, что женщины в России гладят постельное белье и все интимные детали туалета (простите, трусы, например), то вызвала тем самым недоуменный вопрос: «А зачем? И как же они (русские женщины) успевают все это делать?».

ПОЗНАКОМЛЮСЬ С ЖЕНЩИНОЙ. ЖЕЛАТЕЛЬНО — ИЗ РОССИИ

В последние годы стали распространенными смешанные браки. Особенно популярны среди свободных шведов-мужчин женщины из России и Тайланда. (Тайланд - самое популярное место отдыха у тех, кто имеет на это средства). И все чаще мелькают в газетной колонке «Служба знакомства» объявления такого рода: «Молодой, без вредных привычек... (и т.д.) познакомится с женщиной... (и т.д.), желательно из России».

С установлением дружественных отношений и все расширяющегося совместного сотрудничества наши красавицы активно покоряют сердца шведских мужчин. Только в Люлео с населением 80 тысяч человек проживают около ста женщин из России, с большей половиной из них я знакома. Правда, назвать счастливыми могу только некоторых из них.

Большинство русских женщин обрели шведских мужей или самбу благодаря «Международной службе знакомства», интернету и всевозможным посредникам. Одна из немногих счастливых женщин откровенно рассказала мне, что за знакомство со шведом она заплатила посреднику две тысячи долларов, но в выборе своем, слава Богу, не ошиблась и счастлива по-настоящему.

В чем причина? Почему не состоялись в большинстве своем шведско-русские семейные пары? Вопрос для размышлений. Отношение шведских женщин к русским женщинам настороженное, во всяком случае, оно остается таковым до момента более близкого знакомства и личного контакта с каждой конкретной представительницей России. Чем это вызвано?

В одной из местных газет я прочитала статью, автор которой, призывая к активному сотрудничеству с Россией, в конце восклицает: «Не пора ли нам перестать бояться России? Сначала атомной бомбы боялись, теперь проституции боимся...». Ну, а как не бояться, если это стало настоящим бедствием для северной Швеции? Завладев территорией Норвегии и Финляндии, этот «бизнес» начал активно развиваться и здесь. Обеспокоены власти, полиция, народ, ибо проникновение проституции автоматически влечет за собой проникновение наркотиков и дешевой водки сомнительного производства и качества.

Как бороться с этим явлением? По этому поводу разгорелась активная дискуссия на страницах газет. Мужчины разводят руками. А большинство шведок осуждают не женщин из России, а шведских мужчин. Что называется, есть спрос - есть предложение. Вот почему отношение к тебе, приехавшей из России, поначалу настороженное: а не из тех ли ты из самых?

У СУПРУГОВ — РАЗНЫЕ КОШЕЛЬКИ

Коснусь материальной стороны семейной жизни. Чтобы жить не хуже соседей (а к этому стремятся все, ибо существует стандарт, которому нужно соответствовать), работать надо и мужу, и жене. В большинстве семей заведено так: супруги имеют свои, отдельные, счета в банке. Питание, телефон, электроэнергия оплачиваются совместно. Что касается всего прочего (одежды, косметики и другого), то каждый снимает деньги со своего счета. Вполне нормальным явлением считается, например, когда в ресторане муж и жена получают отдельные счета от официанта и расплачиваются каждый из своего кошелька.

Что касается материального содержания детей, то оно полностью прекращается, как только они (дети) уходят из семьи и начинают жить самостоятельно. А происходит это рано, как правило, когда подростки достигают восемнадцатилетнего возраста. Они арендуют небольшие квартиры, иногда объединяясь попарно, чтобы меньше платить за жилье. Нет денег - обращаются за материальной помощью в соответствующую социальную службу (если, например, подросток еще учится в гимназии, это 10-11 класс в русской школе) или берут деньги в долг у государства, а выплата этого долга растягивается на 10-20 лет, в зависимости от дальнейшего материального положения.

А родители? В лучшем случае могут одолжить деньги, но при этом обговаривается день возврата долга. Не вернешь вовремя - в следующий раз не получишь. Вот такова она, в общих чертах, стандартная шведская семья. Что в ней хорошо, а что плохо - вопрос спорный. Что касается моей шведско-русской семьи, то она живет на 90 процентов по русским традициям. Ну никак я не хочу становиться шведкой! Но лучшее, на мой взгляд, из шведской семьи я к сердцу приняла.

Вера Аспенфьелль

Шведская семья – это просторечное название одной из форм полиамории, которая допускает наличие у человека множественных любовных связей с согласия и одобрения всех участников таких отношений. На практике это подразумевает совместное сожительство нескольких разнополых людей, например, один мужчина и две женщины (или наоборот).

Сразу стоит отметить, что подобная форма взаимоотношений совсем не обязательно подразумевает групповой секс. Это несколько иное понятие, имеющее научное название – триолизм. Отношения в шведской семье могут быть самые различные – банальная привязанность, дружба, платоническая любовь или же соперничество.

Шведские семьи - не такая уж и редкость, как может показаться на первый взгляд. Эта форма человеческих взаимоотношений довольно широко представлена в различных произведениях литературы и кино. Наиболее известные киноленты: «Мечтатели» реж. Бернардо Бертолуччи, «Третья Мещанская» реж. Абрама Рома, «Жюль и Джим» реж. Франсуа Трюффо.

К слову, такое обозначение как «шведская семья» встречается только в России и еще некоторых государствах постсоветского пространства. В большинстве европейских стран используется термин, который в дословном переводе с французского языка означает ведение хозяйства на троих.

Рождение стереотипа

Откуда этот термин взялся в консервативном советском союзе доподлинно неизвестно, но в 70-х годах прошлого столетия понятие «шведская семья» было главным синонимом Швеции на территории всего СССР. Существовал стереотип о том, что в этой загадочной скандинавской стране сожительство нескольких пар – вполне привычное дело.

Возможно, все дело в докатившейся до союза волне сексуальной революции и слухов о представителях левой шведской молодежи, которая в те года не отличалась пуританским поведением и вела себя весьма фривольно. Скандинавские хиппи не признавали никаких семейных ценностей и моральных устоев. Некоторые из них действительно проживали группами, своеобразными коммунами, пропагандируя свободную любовь. В те же годы на экранах телевизоров появляется мегапопулярная шведская музыкальная группа АВВА, состоящая из 2 семейных пар. Они так сладко пели о любви, что не поверить им советские граждане не могли.

Конечно, назвать шведов консерваторами в интимном плане сложно. Это единственная страна в мире, где сексуальная грамотность начала преподаваться в школе еще в начале 50-х годов прошлого столетия. Общение супругов после разводов и совместное времяпрепровождение «новых» и «старых» семей для раскрепощенных шведов – обычное дело. Но было бы большим преувеличением утверждать, что в плане построения семейных отношений они чем-то отличаются от остальных европейцев.

Я росла в строгой церковной семье, мой отец занимал весьма высокий пост в шведской церкви, мы много переезжали. До девятнадцати лет я не подозревала о своей гомосексуальности. В семнадцать-восемнадцать у меня был сначала один бойфренд, потом другой. Не то чтобы я была в восторге от этих отношений, но и на девочек особо не засматривалась. В общем, я была уверена, что я - натуралка.

О знакомстве с женой

Со своей будущей женой я познакомилась в колледже, на литературных курсах. Она сразу мне понравилась. Хотя у неё был бойфренд, а я была свободна. Но какая-то химия между нами возникла сразу. Я не решалась на первый шаг, потому что не хотела вмешиваться в их отношения. Вскоре я поняла, что и я ей нравлюсь. После нашего первого поцелуя она бросила бойфренда, и мы стали встречаться. Первые полгода мы жили раздельно, а потом, когда поступили в университет, решили съехаться. Тогда я и решила признаться родителям и старшим сёстрам в том, что лесбиянка. Сестёр новость не шокировала, хотя, конечно, они были удивлены. Родители, как ни странно, меня поддержали, сказали, что будут любить такой, какая я есть. Это меня очень тронуло, хотя мы с ними не очень близки. После этого разговора они больше к этой теме не возвращались. Мне кажется, у них это всё же вызывает некоторую неловкость, хотя к моей будущей жене они сразу же отнеслись с симпатией.

Пособие на жилье
мы получили в полном размере, как
и гетеросексуальные пары

О совместной жизни

Мы начали жить вместе в небольшом университетском городке на юге Швеции. Вообще, ни в Стокгольме, куда мы переехали потом, ни в маленьких городах, где мне доводилось жить, я не чувствовала недостатка толерантности. Хотя недоразумения происходят часто. Например, по шведским законам молодая пара, проживающая совместно (это называется sambo. - Прим. ред.), может получить материальную помощь на съём или покупку жилья. Поскольку мы с моей девушкой уже жили вместе официально и были зарегистрированы по одному адресу, мы подали документы на получение этой субсидии. Мне позвонила дама из социального отдела и сообщила, что поскольку мы подруги, нам полагается меньшая субсидия. Я возразила, что мы не подруги и состоим в романтических отношениях. Дама немного замялась, а потом сказала: «Я поняла, хорошо». Пособие на жилье мы получили в полном размере, как и гетеросексуальные пары. «Партнёрство» мы зарегистрировали в 1999 году, тогда это ещё так называлось. Но уже в 2001 году, когда парламент приравнял гей-браки к разнополым, мы подали новое заявление, и наше партнёрство получило статус брака. Тогда моя жена взяла мою фамилию. Мы думали, это всё упростит, но нам приходилось везде уточнять, что мы не сёстры. Тем более что у меня редкая фамилия.


О рождении детей

Когда мы поженились, устроили небольшую свадьбу, пригласили на неё близких родственников и несколько друзей. Всё прошло скромно, но я считаю этот день одним из самых счастливых в моей жизни. Уже в начале наших отношений мы знали, что хотим иметь детей. В Швеции, по моим наблюдениям, из этого сделали какой-то культ. Если вы поженились - не важно, однополый это брак или разнополый, - все вокруг интересуются, когда вы собираетесь заводить детей. А если один ребёнок в семье уже есть, все начинают донимать вас вопросом, когда уже вы родите второго. Поначалу мы не знали, как это сделать, потому что вариант традиционного оплодотворения, то есть секс с мужчиной, мы не рассматривали. И я, и жена хотели родить по ребёнку.

Мы сходили на консультацию в RFSL (очень влиятельная шведская ЛГБТ-организация, оказывающая помощь ЛГБТ. - Прим. ред.) и узнали, что можно забеременеть и альтернативным способом. Нам дали брошюры о том, как это сделать правильно и гигиенично. Надо было решить вопрос с донорством спермы. Просто найти донора - такой вариант нас не очень устраивал. Нам хотелось, чтобы биологические отцы, предпочтительно гей-пара, тоже были заинтересованы в детях и хотели бы их воспитывать совместно. Интернет тогда не был так распространён, и мы предпочли старомодный способ - дали объявление в крупную ЛГБТ-газету. На него откликнулись несколько мужчин, мы выбрали Томми и Микаеле. Они нам понравились: как и мы, они состояли в крепком браке. Чтобы узнать их получше, мы съездили вместе в круиз на пароме на пару дней. По нашей просьбе они сдали необходимые анализы.

Я считаю, что нам с отцами повезло: несмотря на то что сейчас они, как и мы, в разводе (мы развелись после 14 лет брака, они - после 17 лет), Томми и Микаеле наравне с нами участвуют в воспитании детей. После нашего знакомства мы решили, что я рожаю ребёнка с Микке, а моя жена - с Томми, и я рожу первой. У меня родился замечательный мальчик, через два года моя жена родила от Томми девочку.

Нам хотелось , чтобы биологические отцы, предпочтительно
гей-пара, тоже были заинтересованы в детях и хотели бы их воспитывать совместно

О двойном разводе

Когда у нас появились дети, мы с женой купили большой дом. Дети две недели в месяц жили с нами, а потом две недели с отцами. С самого начала мы решили быть с детьми открытыми и не скрывать, как они родились. Для них мы обе - настоящие мамы, Томми и Микке они тоже считают своими настоящими родителями. Дети в курсе, что у каждого из них есть биологическая мать и биологический отец: мой сын знает, что я его биологическая мать, а Микке - биологический отец, а Катарина знает, что Томми - её биологический отец, а моя бывшая жена - её биологическая мать. Тем не менее меня она тоже называет мамой. Мы все по очереди ходим на родительские собрания в школу. Если вдруг я не успеваю в школу к сыну, идёт моя бывшая жена с кем-то из отцов. Когда бывшая не может пойти к дочке на родительское собрание, то иду я с Микке или Томми. Все педагоги знают, что у нас за семья. Правда, после того как мы и Томми с Микке развелись, всё усложнилось. На суде было принято решение, что мы все вчетвером в равной степени имеем право быть с детьми и участвовать в их воспитании. Только всем нам ещё предстояло договориться о графике, когда и сколько дети живут с каждым родителем. Поначалу был полный дурдом. И мне, и бывшей, так же как и их отцам, было тяжело общаться после развода. Но мы не хотели, чтобы это отражалось на детях. Хотя, конечно, они всё чувствовали. Несмотря на свой юный возраст (сыну - 11 лет, дочке - 9), они всё знают и понимают. Я сильно переживала развод и, если честно, не хотела знать ничего о новых отношениях моей бывшей. Тем более я тогда была одна, и мысль о том, что у бывшей жены появился кто-то, была для меня невыносимой. Но поскольку дети приезжали ко мне и рассказывали, что у их другой мамы - новая подруга, что они вместе ездили в аквапарк, приходилось терпеть и не показывать, что я чувствую. Однако дочь видела, как я переживаю, и спрашивала: «Мама, а может, вы могли бы жить втроём: ты, мама и её подруга? И вам было бы хорошо?» Я отвечала, что так не получится.

О посменном родительстве

Теперь дети по очереди живут у каждого из нас. К примеру, на выходные они остаются у Микке, затем с понедельника по пятницу - моя очередь. Я забираю их вечером в понедельник из школы и беру отпуск на работе на несколько дней или просто ухожу с работы пораньше. Затем в пятницу вечером их из школы забирает Томми и так далее. Каждый месяц дети остаются у меня один раз на выходные и один раз - в будни. И так - для каждого из четверых родителей. Правда, Томми иногда подводит. Он может вдруг написать всем нам: «Я срочно уезжаю в Испанию на следующие выходные, кто может взять детей к себе?» Меня это особенно раздражает. Или когда он говорит, что заедет за детьми утром, а потом в итоге приезжает вечером. А мы весь день сидим и ждём, когда же он приедет. Пусть мы не в лучших отношениях, особенно я с бывшей женой, но мы всё время на связи и помогаем друг другу. Если вдруг кто-то из детей заболевает, все родители сразу же должны быть в курсе, чтобы знать, что приготовить, какими таблетками запастись, когда придёт их очередь принимать детей.

На праздники вроде Рождества или Мидсоммара (День солнцестояния, который отмечают шведы. - Прим. ред.) каждый из нас берёт детей к себе на два дня. Во время летних каникул у нас есть примерно по две с половиной недели на каждого, чтоб побыть с детьми. Несмотря на то что я одинаково люблю обоих детей, сын для меня всё равно особенный. Только детям я этого не показываю. Правда, когда сын попал в больницу с переломом руки, врач позвонила моей бывшей. У нас по-прежнему одна фамилия, и в каких-то документах детей как контактное лицо указана я, в каких-то - она. Я перезвонила врачу и попросила по поводу него звонить мне, потому что я его биологическая мать.

Я слышала , как они объясняли друзьям, что их мамы полюбили друг друга и захотели, чтобы у них тоже были дети, как у всех

Об отношениях на работе

Я - социальный работник. На работе все в курсе моей ориентации, я ни от кого ничего не скрываю. В моём центре мы помогаем родителям детей с особенностями развития. Я сама веду многие дела, консультирую родителей, у которых, например, ребёнок с синдромом Дауна.

Как-то к нам обратилась семья, состоящая из двух матерей, у которых был ребёнок с серьёзной мозговой травмой. Они собирались разводиться, и нам предстояло вести это дело, потому что все дела детей с особыми показаниями по здоровью попадают к нам. И на работе обсуждали, как же быть с ребёнком, раз это однополый брак. Как и в любой другой организации, у нас на работе гетеросексуалы в абсолютном большинстве. Я тогда сказала: «Позвольте мне высказаться, я всё-таки имею представление, так как сама была в браке с другой женщиной». И ничего, коллеги не выпучивают глаза.


О том, что думают дети

Я часто размышляю, были бы наши дети счастливее, если бы у них была обычная семья и двое родителей. Если честно, не знаю. Я бы многое отдала, чтобы видеть детей каждый день. Но я смирилась с тем, как у нас всё устроено. Нас часто спрашивают: «И нравится вам мучить детей постоянными переездами? Ведь их, наверное, изматывает всё время переезжать из дома в дом». Мы спрашивали у детей, как им живётся. Они говорят: «Нам-то что, нам весело, у нас большая семья и вместо двоих родителей - аж четверо! А вот вам самим, наверное, всё это не очень, так как вы развелись». Дети спокойно относятся к тому, что у них две мамы и два папы, их не смущают вопросы сверстников о том, как так получилось. Я слышала, как они объясняли друзьям, что их мамы полюбили друг друга и захотели, чтобы у них тоже были дети, как у всех. Что они нашли двух будущих пап и взяли у них семя, но не были вместе с этими папами, чтобы их дети родились. Поэтому они родились по-другому. Конечно, другие дети слушают эту историю с широко открытыми ртами. Порой я задумываюсь о том, не слишком ли эгоистично то, во что мы вовлекли своих детей. Подумать только: когда они, например, захотят завести свои семьи, то на свадьбу к ним придут не двое родителей, а целых четверо, а это уже четыре семьи. А если учесть, что у каждого из нас теперь по новому партнёру, то получается, что это будет уже восемь человек. Пока же всё идёт неплохо, мы вчетвером скидываемся на дни рождения детей, кто-то, к примеру, берёт на себя покупку шариков-украшений, кто-то готовит торт, кто-то отвечает за игры. По очереди возим их отдыхать, совместно оплачиваем расходы на образование.

Меня нередко спрашивают: «А как ты думаешь, твои дети - натуралы? А что, если твой сын вырастет и поймёт, что он - гей?» Ответить на этот вопрос непросто. Конечно, для моих детей сам факт наличия в обществе гомосексуальности не является чем-то экстраординарным. Но при этом Катарина всегда влюбляется в мальчиков, хотя, конечно, ей только девять лет, пока рано говорить. Йонас интересуется девочками. Откровенно говоря, я скорее предпочла бы, чтобы дети были традиционной ориентации. Мне не хотелось бы, чтобы они проходили в жизни через те сложности, с которыми приходится сталкиваться мне. Даже в нашем обществе, которое считается одним из самых толерантных, быть геем и лесбиянкой тяжелее, чем натуралом.

Про бабушек и дедушек

Летние каникулы детей мы планируем совместно с бабушками и дедушками остальных родителей, потому что им тоже хочется увидеть внуков. Правда, обычно получается не чаще, чем на Рождество, на зимние и летние каникулы. Этим летом мы, скорее всего, поедем к родителям Микке на север Швеции, у них большой летний дом у озера. Он убедительно просил нас перестроить график так, чтобы в июле дети побыли с ним. С моими родителями, как и с родителями моей бывшей жены, наши дети общаются нечасто, потому что родители живут далеко от Стокгольма. Но если я выбираюсь к семье в выходные, то стараюсь это сделать в те дни, когда дети у меня, потому что мои родители тоже хотят с ними понянчиться. Вообще, в Швеции не очень принято вовлекать бабушек и дедушек в воспитание внуков или оставлять их на лето с ними. Конечно, рождественский вечер, когда собирается вся семья, - это святое. В минувшее Рождество мы чуть не поругались со второй матерью, потому что не могли решить, кому из нас можно взять детей к себе на выходные и повезти к своим родителям. В итоге договорились, что в субботу я везу детей к моим родителям, затем в воскресенье она везёт их к своим. А на само Рождество все родители собираются вместе, также приходят родители Микке и Томми, потому что они живут в Стокгольме. Бабушки и дедушки обязательно покупают всем своим детям и внукам подарки на Рождество. Но воспитывать детей родители в Швеции предпочитают сами. К примеру, если один родитель работает, то второй (не важно, мужчина это или женщина) может взять отпуск по уходу за ребёнком. До семи лет ребёнок ходит в детский сад, где с ним занимаются до шести-семи вечера. При том, что рабочий день в большинстве учреждений заканчивается в четыре-пять часов.

Откровенно говоря,
я скорее предпочла бы, чтобы дети были традиционной ориентации

По просьбе героини все имена были изменены .

Текст : Елена Кривовяз

Иллюстрации: Маша Шишова

«Шведская семья» - этот будоражащий воображение советского человека термин возник на территории Советского Союза в 70-х годах прошлого века. Тогда на волне сексуальной революции с Запада до СССР докатились слухи о совместно проживающих в так называемых коммунах, по-шведски - коллективах, представителях левой шведской молодежи. Вероятно, свою лепту в создание легенды внесла и восхитительная группа АББА, состоящая из двух пар и поющая сладкие песни о любви.

Понятие «шведская семья» закрепилось только на пространствах бывшего СССР и не известно больше нигде в мире. (В лексикон англоязычных стран в 1950-х годах вошло другое выражение: swedish sin - «шведский грех», происхождение которого связывают с достижениями Швеции в области сексуального образования школьников и смелыми экспериментами шведских кинематографистов.) Cами шведы до сих пор остаются в полном неведении относительно имеющихся в России представлений о шведской семье, что, конечно, не означает, что о таком виде совместного существования не знают в Швеции. «Поли» (от греческого poly - много) - так, согласно определению Шведского союза сексуального просвещения, основанного еще в 1933 году, называются «сексуальные и/или романтические отношения, включающие более двух лиц». Впрочем, в современном шведском обществе «поли» представлены довольно слабо. В Швеции образца XXI века куда большее распространение получили такие формы семейной жизни, как «самбу» и «дельсбу», «сербу» и «шельвбу», а также «большие» и «бонусные» семьи.

Мамы разные нужны. И папы тоже

Несмотря на существующее разнообразие, подавляющее большинство шведских семей выглядит все же весьма традиционно: мама, папа и пара ребятишек. При этом примерно треть родителей предпочитают не оформлять свои отношения официально. Таких здесь называют «самбу» - дословно «проживающие вместе». Типичным (для эмансипированного шведского общества) представляется и распределение обязанностей по дому и уходу за детьми. Папы стараются активно помогать мамам, но львиная доля домашних дел по-прежнему ложится на женские плечи. Что касается декретного отпуска (480 дней), то по шведскому законодательству родители сами могут решать, в каких пропорциях распределять его между собой, за исключением 60 дней, которые обязательно должен использовать один из родителей, де-факто отец. В среднем шведские мужчины проводят с ребенком даже больше зарезервированного времени, около 20% декретного отпуска. По этому показателю шведы уступают только исландцам. В перспективе, как надеются и правые, и левые, папы и мамы будут делить отпуск по уходу за ребенком поровну. К этой точке зрения, судя по недавнему опросу общественного мнения, проведенному шведским телевидением, склоняются 7 из 10 взрослых граждан.

Отличительная черта современного шведского общества - существование параллельно с традиционными семьями разнообразных нестандартных форм совместного проживания. Эта постмодернистская вариативность находит отражение в шведском языке. Среди устоявшихся новых терминов фигурируют, например, «бонусные родители» - так называют мам и пап, воспитывающих детей от предыдущего брака (их становится все больше, как и «бонусных детей»).

Вместе с тем встречаются и более сложные варианты, для которых пока не существует общепринятых названий. Так, недавно в одну из центральных газет обратилась шведка (назовем ее Анна) с предложением совместными усилиями найти определение для того вида семьи, частью которой она оказалась. Дело в том, что отец ребенка Анны до знакомства с ней уже имел сына от другой женщины. Через некоторое время, встретив новую любовь, он расстался с Анной. По всей видимости, и новая любовь длилась не слишком долго, так как вскоре, подарив даме очередного симпатичного мальчугана, «благородный рыцарь» вновь отправился на поиски приключений. Любопытно, что каждая покинутая женщина помогала своей подруге по несчастью, и в результате все три мамы и их дети стали добрыми друзьями. При этом папа, будучи настоящим шведом, не забывал о своих отпрысках и частенько навещал их и, соответственно, бывших подруг.

Анну более всего заботил вопрос, как ей называть мам братьев ее ребенка. Так и не найдя ответа в словаре шведского языка, женщина предложила свой вариант для описания отношений такого рода - «большая семья».

Надо сказать, что такие стихийно складывающиеся «большие семьи» и в самом деле не являются чем-то необычным для шведского общества, в котором стремление к индивидуальной свободе и независимости сочетается с взаимной ответственностью и традиционной способностью преодолевать и даже предупреждать конфликты, руководствуясь принципом «дай жить себе и другим людям». В этом смысле столь удивительное для стороннего наблюдателя разнообразие форм шведского общежития, возможно, лишь отражение столь же разнообразных вариантов решения практических проблем и организации жизни.

Один из таких вариантов - коллективные дома, которые в современной Швеции все более популярны. В отличие от своих предшественников 1970-х годов, сегодняшние коллективисты предпочитают обитать в отдельных квартирах обобществляя лишь некоторые обязанности по дому. Существуют разные типы коллективного проживания: для тех, кому за 55, для взрослых без малышей, для смешанных по возрастному составу групп. Основная цель - помочь друг другу в решении бытовых проблем, сократить расходы и при этом найти новых друзей и знакомых. Для Швеции, лидирующей в мире по числу семей или, как говорят статистики, домашних хозяйств из одного человека (более 45%), этот вопрос весьма актуален.

Один, совсем один?

В иностранных СМИ нередко пишут о распространенном среди шведов одиночестве, ведущем к алкоголизму и самоубийствам. Статистика, однако, опровергает эту версию. Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития, реальный уровень самоубийств в стране не превышает средних показателей по Европе, а по потреблению алкоголя шведы входят в число наименее пьющих в мире. Более того, результаты большинства международных исследований по измерению счастья и удовлетворенности жизнью выводят шведов в число наиболее счастливых и удовлетворенных.

Чем же можно объяснить этот парадокс одиноких и счастливых? Во-первых, количество настоящих «синглов» в Швеции меньше, чем об этом говорит статистика. Дело в том, что к одиноким принадлежат и те, кто предпочитает поддерживать тесные отношения друг с другом, живя порознь. Таких здесь называют «сербу». А ведь есть еще и дельсбу - те шведы, которые живут то вместе, то отдельно, делая задачу статистиков и вовсе невыполнимой.

Кроме того, вопреки устоявшемуся мнению, что в Швеции скучно, большинство шведов, причем во всех возрастных группах, ведут активную социальную жизнь. Непосвященные не всегда это замечают, поскольку в этой стране не только работа и учеба, но и отдых и общение проходят по расписанию. А уж посещение различных кружков и клубов по интересам вообще можно считать национальным видом спорта - в этом смысле Швеция образец современного сетевого общества. Добавьте сюда регулярные многочасовые вылазки на природу, так называемые народные школы, где можно научиться чему угодно в любом возрасте, и вы поймете, что у шведов на сведение счетов с жизнью просто нет времени.

И все же. Многочисленные письма «синглов» в прессу, где они делятся наболевшим, свидетельствуют, что проблема одиночества реально существует. Симптоматично, что в современном шведском языке слово «один», отягощенное неприятной коннотацией, стало все чаще заменяться позитивным «сам». Например, звучат такие варианты: «я сам отправился в отпуск» или «я сам живу в своей квартире». Появилось даже понятие «шельвбу» - «живущий сам по себе». Однако сути дела это не меняет.

Если посмотреть, о чем пишут одинокие или, если хотите, самостоятельные шведы, то можно увидеть, что практически каждый из них говорит о чувстве неуверенности и даже страха - страха сделать неправильный выбор, лишиться части своей свободы и прочее. Список причин, вызывающих глубокие переживания и беспокойство, длинный.

С подобными настроениями сталкиваются сегодня все секуляризированные общества, где почти безграничная вера в знания, технологии и возможности человека полностью контролировать свою жизнь привела к возникновению очевидного противоречия между стремлением к абсолютной безопасности (в Швеции психологи уже сравнивают гипертрофированную потребность в защищенности с наркозависимостью) и невозможностью обеспечить ее на практике. На фоне растущего информационного потока это порождает всё новые формы фобий. В шведском обществе проблема, возможно, усугубляется особенностями национальной системы, которая, как здесь говорят, опекает человека от колыбели до могилы. Система помогает избежать многих неприятностей в жизни, но одновременно делает людей менее уверенными - в том числе в формировании и развитии личных отношений.

Шведская семья - так традиционно в разговорной речи обозначается форма полиамории , при которой три человека обоих полов (один мужчина и две женщины либо двое мужчин и одна женщина) живут вместе, в одном доме. Большинство европейских языков используют термин французского происхождения - ménage à trois (букв. «хозяйство на троих»).

Шведская семья не равнозначна групповому браку и вовсе не подразумевает групповой секс между участниками (см. триолизм). Отношения между лицами одного пола могут быть различны - нейтральные, платонические, сопернические (см. любовный треугольник), это может быть форма гомосексуальной привязанности и т. д.

История возникновения термина «шведская семья» доподлинно неизвестна. Хотя он существует только на территории бывшего СССР , представление о Швеции как о стране с сексуально раскрепощенными жителями, с легкостью идущими на разнообразные эксперименты, широко распространено и на Западе, в частности в США, несмотря на то что подобного рода семейные традиции крайне редко встречаются в довольно консервативном шведском обществе.

Шведские семьи в искусстве

Шведские семьи выведены во многих классических произведениях литературы («Зависть » Олеши) и кино, включая кинофильмы:

  • «Третья Мещанская » Абрама Роома .
  • «Жюль и Джим » Франсуа Трюффо
  • «Бутч Кэссиди и Санденс Кид » Дж. Р. Хилла
  • «Ретро втроём » Петра Тодоровского
  • «Мечтатели » Бернардо Бертолуччи

Известные исторические примеры

  • Русский поэт и публицист Николай Алексеевич Некрасов , писательница и мемуаристка Авдотья Яковлевна Панаева и её муж журналист и писатель Иван Иванович Панаев ;
  • Русский советский поэт Владимир Владимирович Маяковский , литератор Лиля Юрьевна Брик и её супруг, литературный критик Осип Максимович Брик ;
  • Британский дипломат Уильям Гамильтон , его жена Эмма Гамильтон и вице-адмирал Горацио Нельсон ;
  • Герцогиня Девонширская Джорджиана Кавендиш , её супруг 5-й герцог Девонширский Уильям Кавендиш (англ. ) и леди Элизабет Фостер ;
  • Британский политик, финансист и промышленник Генри Монд (англ. ), его жена Эми Гвен Уилсон и английский писатель и драматург Гилберт Каннан (англ. );
  • Шведский король Густав III , граф Адольф Фредрик Мунк и королева Швеции София Магдалена ;
  • Французский писатель Шарль Виллер (англ. ), немецкая женщина-учёный, доктор философии Доротея фон Родде-Шлёцер и её муж бюргермейстер Любека Матеус Родде;
  • Скрипачка Ольга Рудж (англ. ), американский поэт Эзра Паунд и его жена Дороти Шекспир;
  • Французский поэт Поль Элюар , его жена Елена Ивановна Дьяконова и немецко-французский художник Макс Эрнст ;
  • Английский писатель Олдос Хаксли , его первая жена Мария и Мэри Хатчинсон;
  • Английская поэтесса Эдит Несбит , её муж банковский клерк Хьюберт Бланд и его любовница Алиса Хоатсон;
  • Американский психолог, изобретатель и автор комиксов Уильям Марстон , его жена Элизабет Марстон и его любовница журналистка Оливия Бирн;
  • Немецкие философы Фридрих Ницше , Пауль Рэ и их общая подруга писательница Лу Саломе ;
  • Швейцарский психиатр Карл Юнг , его жена психиатр Эмма Юнг (англ. ) и его пациентка, а затем психоаналитик, помощница и любовница Тони Вольфф (англ. );
  • Американский писатель и художник Генри Миллер , его вторая жена Джун Эдит Смит и её любовница Джин Кронски;
  • Швейцарский теолог Карл Барт , его жена Нелли Барт и любовница Шарлотта фон Киршбаум .

Напишите отзыв о статье "Шведская семья"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Шведская семья

Наполеон взял пастильку, положил ее в рот и посмотрел на часы. Спать ему не хотелось, до утра было еще далеко; а чтобы убить время, распоряжений никаких нельзя уже было делать, потому что все были сделаны и приводились теперь в исполнение.
– A t on distribue les biscuits et le riz aux regiments de la garde? [Роздали ли сухари и рис гвардейцам?] – строго спросил Наполеон.
– Oui, Sire. [Да, государь.]
– Mais le riz? [Но рис?]
Рапп отвечал, что он передал приказанья государя о рисе, но Наполеон недовольно покачал головой, как будто он не верил, чтобы приказание его было исполнено. Слуга вошел с пуншем. Наполеон велел подать другой стакан Раппу и молча отпивал глотки из своего.
– У меня нет ни вкуса, ни обоняния, – сказал он, принюхиваясь к стакану. – Этот насморк надоел мне. Они толкуют про медицину. Какая медицина, когда они не могут вылечить насморка? Корвизар дал мне эти пастильки, но они ничего не помогают. Что они могут лечить? Лечить нельзя. Notre corps est une machine a vivre. Il est organise pour cela, c"est sa nature; laissez y la vie a son aise, qu"elle s"y defende elle meme: elle fera plus que si vous la paralysiez en l"encombrant de remedes. Notre corps est comme une montre parfaite qui doit aller un certain temps; l"horloger n"a pas la faculte de l"ouvrir, il ne peut la manier qu"a tatons et les yeux bandes. Notre corps est une machine a vivre, voila tout. [Наше тело есть машина для жизни. Оно для этого устроено. Оставьте в нем жизнь в покое, пускай она сама защищается, она больше сделает одна, чем когда вы ей будете мешать лекарствами. Наше тело подобно часам, которые должны идти известное время; часовщик не может открыть их и только ощупью и с завязанными глазами может управлять ими. Наше тело есть машина для жизни. Вот и все.] – И как будто вступив на путь определений, definitions, которые любил Наполеон, он неожиданно сделал новое определение. – Вы знаете ли, Рапп, что такое военное искусство? – спросил он. – Искусство быть сильнее неприятеля в известный момент. Voila tout. [Вот и все.]
Рапп ничего не ответил.
– Demainnous allons avoir affaire a Koutouzoff! [Завтра мы будем иметь дело с Кутузовым!] – сказал Наполеон. – Посмотрим! Помните, в Браунау он командовал армией и ни разу в три недели не сел на лошадь, чтобы осмотреть укрепления. Посмотрим!
Он поглядел на часы. Было еще только четыре часа. Спать не хотелось, пунш был допит, и делать все таки было нечего. Он встал, прошелся взад и вперед, надел теплый сюртук и шляпу и вышел из палатки. Ночь была темная и сырая; чуть слышная сырость падала сверху. Костры не ярко горели вблизи, во французской гвардии, и далеко сквозь дым блестели по русской линии. Везде было тихо, и ясно слышались шорох и топот начавшегося уже движения французских войск для занятия позиции.
Наполеон прошелся перед палаткой, посмотрел на огни, прислушался к топоту и, проходя мимо высокого гвардейца в мохнатой шапке, стоявшего часовым у его палатки и, как черный столб, вытянувшегося при появлении императора, остановился против него.
– С которого года в службе? – спросил он с той привычной аффектацией грубой и ласковой воинственности, с которой он всегда обращался с солдатами. Солдат отвечал ему.
– Ah! un des vieux! [А! из стариков!] Получили рис в полк?
– Получили, ваше величество.
Наполеон кивнул головой и отошел от него.

В половине шестого Наполеон верхом ехал к деревне Шевардину.
Начинало светать, небо расчистило, только одна туча лежала на востоке. Покинутые костры догорали в слабом свете утра.
Вправо раздался густой одинокий пушечный выстрел, пронесся и замер среди общей тишины. Прошло несколько минут. Раздался второй, третий выстрел, заколебался воздух; четвертый, пятый раздались близко и торжественно где то справа.
Еще не отзвучали первые выстрелы, как раздались еще другие, еще и еще, сливаясь и перебивая один другой.
Наполеон подъехал со свитой к Шевардинскому редуту и слез с лошади. Игра началась.

Вернувшись от князя Андрея в Горки, Пьер, приказав берейтору приготовить лошадей и рано утром разбудить его, тотчас же заснул за перегородкой, в уголке, который Борис уступил ему.
Когда Пьер совсем очнулся на другое утро, в избе уже никого не было. Стекла дребезжали в маленьких окнах. Берейтор стоял, расталкивая его.
– Ваше сиятельство, ваше сиятельство, ваше сиятельство… – упорно, не глядя на Пьера и, видимо, потеряв надежду разбудить его, раскачивая его за плечо, приговаривал берейтор.
– Что? Началось? Пора? – заговорил Пьер, проснувшись.
– Изволите слышать пальбу, – сказал берейтор, отставной солдат, – уже все господа повышли, сами светлейшие давно проехали.
Пьер поспешно оделся и выбежал на крыльцо. На дворе было ясно, свежо, росисто и весело. Солнце, только что вырвавшись из за тучи, заслонявшей его, брызнуло до половины переломленными тучей лучами через крыши противоположной улицы, на покрытую росой пыль дороги, на стены домов, на окна забора и на лошадей Пьера, стоявших у избы. Гул пушек яснее слышался на дворе. По улице прорысил адъютант с казаком.
– Пора, граф, пора! – прокричал адъютант.
Приказав вести за собой лошадь, Пьер пошел по улице к кургану, с которого он вчера смотрел на поле сражения. На кургане этом была толпа военных, и слышался французский говор штабных, и виднелась седая голова Кутузова с его белой с красным околышем фуражкой и седым затылком, утонувшим в плечи. Кутузов смотрел в трубу вперед по большой дороге.
Войдя по ступенькам входа на курган, Пьер взглянул впереди себя и замер от восхищенья перед красотою зрелища. Это была та же панорама, которою он любовался вчера с этого кургана; но теперь вся эта местность была покрыта войсками и дымами выстрелов, и косые лучи яркого солнца, поднимавшегося сзади, левее Пьера, кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого то драгоценного желто зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте, и между ними за Валуевым прорезывалась большая Смоленская дорога, вся покрытая войсками. Ближе блестели золотые поля и перелески. Везде – спереди, справа и слева – виднелись войска. Все это было оживленно, величественно и неожиданно; но то, что более всего поразило Пьера, – это был вид самого поля сражения, Бородина и лощины над Колочею по обеим сторонам ее.