Сценарий развлечения колядки в доу. Коляда в детском саду

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ КОЛЯДКИ

И группу входят ряженые: Петух, Лиса, Медведь, Иван, Баба Яга и баянист, приплясывают и распевают колядку:

Коляда, коляда,
Калачи, лепёшки,
Свиные ножки.
В печи сидели,
На нас глядели.
Уж ты, бабушка, подай,
Ты, сударушка, подай!
Не подашь коляду -
Я корову уведу!

Иванушка: Здравствуйте, добрые люди! Рады ли вы гостям?

А мы люди весёлые, ряженые.
От избы к избе идём,
Колядки поём.
Кто нам подаст, того веселим и потешаем.

Баба Яга: Ну-ка, ребятишки, быстрые умишки,отгадайте наши загадки.

1.Имеет гребень, а им не причёсывается? (Петух)

2.У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку.
Он и пляшет и поёт.
Если в руки попадёт.
Сорок пуговиц на нём
С перламутровым огнём.
Весельчак, но не буян
Голосистый мой...(баян).

3. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? (Ёлка)

Если дети не отгадывают загадки, то за каждую неотгаданную загадку у них берётся фант. Все фанты-потом разыгрываются. Разыгрывает фанты Петух. Он даёт детям смешные задания типа таких:

а) всем вместе прокричать три раза: Ку-ка-ре-ку!

б) показать, как козлики бодаются.

в) показать, как петухи друг на друга нападают.

Иванушка: А что вы будете нам дарить?

Все вместе напевают, приплясывая:

Кто будет нам дарить.
Того будем благодарить.
Кто подаст нам колядку,
Будет здоров в новом году.
На ваш добрый привет
Наш добрый ответ.

Ребята подают колядующим свой откуп. Иванушка в ответ на это достаёт из корзинки мешочек с подарками и подаёт детям со словами Добрым людям на здоровье, на веселье!

Ряженые, распевая колядки и приплясывая, уходят из группы.

В мешочке с подарками дети найдут сладости и приглашение на праздник с условием явиться в зал в маскарадных масках или костюмах.

Дети в маскарадных костюмах входят в зал. Зал украшен. Звучит музыка. Пока все собираются, музработник с пришедшими детьми играет в игру "Пол, нос, потолок" или любую другую малоподвижную игру.

Вдруг на лошади с дугой и бубенцами въезжает Иванушка. ("Лошадь" - воспитательница в маске и черном трико). Иван здоровается с детьми, говорит, что едет с ярмарки, везёт подарки, да заехал в детский сад на огонёк.. Он достаёт из своего короба разноцветные ленты для игры в карусели и предлагает детям поиграть в эту игру. Игра повторяется трижды с детьми разных групп. Затем Иванушка предлагает детям покататься на его лошадке, всех желающих усаживает в сани (ставит позади дуги и кричит:"Но!”) и делает вид, что сам упал с саней. Второй раз усаживает детей на сани, поправляет дугу, а за это время лошадь без дуги убегает из зала. Иванушка пытается поймать лошадку и убегает за ней,и тут же в зале с песней появляется Баба Яга. Она поёт:

Елочки, сосёночки,
Зелёные, колючие.
А я бабушка Яга
Весёлая, певучая.

Баба Яга красуется перед детьми в своём наряде из мешковины, спрашивает; весело ли детям живётся и предлагает поиграть в игру "Если весело живётся, делай так."

Когда игра подходит к концу, дети видят, как Иванушка с трудом тянет в зал мешок. Баба Яга тут же подбегает к Иванушке и говорит, что это мешок её. Иванушка спрашивает, что же такое тяжелое в этом мешке находится. Баба Яга отвечает, что это Петух. Она купила его на ярмарке, чтобы погадать. Иванушка просит, чтобы Баба Яга разрешила Петуху погадать нашим детям. Баба Яга развязывает мешок, оттуда вылезает Петух. Он в черном трико, на голове шапочка, а хвост не петушиный, а длинный и тонкий. Петух старается его спрятать, Иванушка, тем временем, достает из короба свёрнутые в трубочки бумажки и раскладывает их на полу. Затем просит Петуха погадать и ответить на такие вопросы:

1. Какими будут наши детки в Новом году?

2. Какие они будут петь песенки?

3. Чем они будут заниматься?

Каждый раз Петух достаёт (клюёт) бумажки, на которых написаны следующие ответы:

1. Все красивые ребятки,У них синенькие пятки,У них нос картошкой,А в носу лепёшка.

2. Я Хрю-Хрюшка, я Хрю-Хрюшка, Я купаю в луже брюшко.Было розовым оно,А теперь черным-черно.

3. Будут лазать на крышу или еще выше.Будут прыгать через речку,Будут ездить на печке, И шоколад коричневый в скорлупе яичной,Будут есть руками и ногами.

Иванушка удивляется, что Петух нагадал нашим ребяткам столько небылиц и высказывает детям сомнение, уж Петух ли это. Он осторожно подкрадывается к Петуху и снимает с него шапочку. И перед детьми предстаёт Чертик. Он пытается убежать от Иванушки, но тот его ловит. Тогда Чертик предлагает Иванушке помериться силой. Иванушка достаёт из короба канат. Начинается соревнование "Кто кого перетянет". То Иванушка, то Чертик призывают на помощь ребят. Таким образом в игру втягиваются и дети. Когда желающих поиграть будет много, Иванушка сделает вид, что Чертик его победил.

Тогда он заявляет, что удержит канат и не сойдёт с места, даже если две команды детей будут тянуть его в разные стороны. Он делает вид, что достаёт из короба большой канат, а сам тем временем достаёт концы каната из рукавов рубашки (канат продет через рукава за спиной), берётся за верёвки руками и предлагает двум командам детей взяться за концы каната и тянуть в разные стороны, стараясь сдвинуть Иванушку с места.

Иван стоит на месте дети перетягивают друг друга. Канат скользит под рубажкой за спиной Ивана. В это время Баба Яга и Чертик пытаются помочь то одной, то другой команде. Когда соревнование закончится, Баба Яга объявит, что тоже хочет показать свою силу, хочет обсыпать всех снегом, как Дед Мороз. Она кружится, приплясывает и обсыпает всех бумажками.

Все смеются над ней и говорят, что её волшебная сила слабеет. Баба Яга обижается, а Чертик успокаивает её и предлагает всем поиграть в "Жмурки", сам же и бе­рётся вадить. Под конец игры он ловит ребенка-петушка (заранее подготовленного ребенка), который три раза кричит: Ку-ка-ре-ку! Чертик и Баба Яга начинают кружиться, все больше и больше увеличивая диаметр круга и таким образом раздвигая собравшихся посередине зала детей и, наконец, у всех на виду убегают из зала. Иванушка говорит, что после крика Петуха все чудеса уходят,и сказки кончаются. Да и ему пора домой ехать. Берет свой короб и уходит.

Сценарий праздника «Рождественские колядки» в детском саду.

Задачи:

1.Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

2.Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками;

3.Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать в повседневной жизни;

4.Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма

Действующие лица: Ведущая - взрослый

Ряженые (Хозяйка, Козел, Медведь, Цыган) –взрослые. Колядующие - дети

Атрибуты: звезда на длинной палке, шумовые инструменты (трещотки, бубны, ложки, свистульки), пшено, мешок для угощения.

Ход представления

Колядующие подходят к двери групповой комнаты, играя на шумовых инструментах (трещотки, бубны, ложки, свистульки). Стучат в дверь и поют "Авсень".

Колядующие.

Авсень, авсень, ты гулял по всем,

По заулочкам, по проулочкам.

Кому песни поем - тому сбудется,

Кому сбудется - не минуется.

Ведущая.

Выходи, боярин, выходи, хозяин!

Принимай гостей со всех волостей.

Разреши по колядовать!

Дверь колядующим открывают, приглашая в гости. Они заходят, разбрасывая пшено, приговаривая колядку.

Колядующие.

Приходила Коляда

Накануне Рождества

Кто даст пирога -

Тому полон хлев скота.

Овин с овсом, жеребца с хвостом.

Ведущая.

Доброе утро, щедрое утро!

Людям добрым на здоровье.

Дети (хозяева). Здравствуйте!

Первый колядующий.

Мир дому сему да хозяевам здравия.

Второй колядующий.

Мы пришли колядовать -

Христа рожденье прославлять.

Третий колядующий.

Христос Спаситель в полночь родился,

В вертепе бедном он поселился

Вот над вертепом звезда сияет,

"Христос родился" - всем извещает.

Ведущая.

То не снег, не метель рассыпается -

Рождество к нам идет, приближается

С играми да плясками,

С рождественскими сказками.

Мы вас в зал приглашаем на праздник зазываем.

Вы на лавке посидите,

Да на нас вы поглядите.

В музыкальном зале:

Ведущая:

Добрый день добрым людям

Пусть весёлым праздник будет

С праздником всех поздравляю!

Тихо кружатся снежинки,

Сказка приходит к нам в дом.

Ёлка, подарки, картинки

Зовём это всё Рождеством!

Звёздочки в небе сверкают,

Но ярче всех лишь одна.

О радости нам возвещает.

О празднике Рождества.

В этот волшебный праздник

Всё наполняется вдруг

Верой, Надеждой, Любовью

И светом добра вокруг!

Ведущая:

Вот и закончилась новогодняя суета.

Пришло время светлого, радостного праздника

Святые дни – святки. На Руси во время святок

Дети наряжались в костюмы и ходили по домам и пели

Колядки. называли колядовщиками. Им давали разные сладости. Считалось, если не дать детям угощение,

То случится беда.

Вот и мы с детками пойдём колядовать.

Ведущая:

Эй, хозяева, вставайте!

Шире двери открывайте!

На пороге коляда

Веселиться всем пора!

Все дети идут к домику Хозяйки и поют:

Пришла коляда , отворяй ворота!

Ворота отворяй и гостей принимай!

Как зашли мы, да в хорошую хату.

Здравствуйте, хозяева!

Щедрый день, добрый день

"Коляда- маляда", золотая борода.

Позолоченный усок, по рублю волосок.

Подай тётушка, подай матушка,

На тарелочке, на блюдечке.

Коляда-коляда, накануне Рождества.

Коляда пришла, Рождество принесла!

1 ребёнок : Уж как наша коляда

Ни мала, ни велика.

Она в дверь к вам идёт

Да поклон всем шлёт!

2 ребёнок : Я маленький мальчик,

На дудке играю,

Вас всех забавляю.

А вы, люди, знайте,

Конфетку дайте.

3 ребёнок : Щедрики - ведрики, дайте вареники!

Вареников мало, дайте сала,

Ветчины, колбаски, ложечку кашки.

А не дашь пирога, мы корову за рога!

4ребёнок : Коляд , коляд , колядин ,

Я у батюшки один.

Коротенький кожушок,

Дай, хозяйка, пирожок!

5 ребёнок : Я маленький мальчик

Залез на чуланчик

Надел красный колпачок,

Пожалуйте пятачок.

Выходит Хозяйка : Здравствуйте, люди добрые!

Гости дорогие, гости званые!

С новым годом! С новым счастьем!

Чтоб здоровы были! Много лет чтоб жили!

Ведущая:

Хозяюшка! Будешь ли наших деток угощать?

Хозяйка:

А за что вас угощать?

Сначала отгадайте- ка мои загадочки.

1. Старик у ворот всё тепло уволок. (Мороз)

2. Пришла девушка Беляна, побелела вся поляна. (Снег)

3. Скатерть бела весь свет одела. (Снег)

4. Текло, текло и под стекло легло. (Река)

5. Старый дед, ему сто лет, через реку мост намостил, без рук, без топора, без клина. (Мороз)

6. Вокруг нашего села бежит лошадка весела. (Вьюга)

Ведущая: Все загадки отгадали, пора и хоровод заводить.

Песня-хоровод с детьми "Праздник Рождества Христова"

1. В небе морозном снежинки кружатся,
Вальсом зимы к нам летят
И белоснежным ковром ложатся,
В золоте солнца блестят.

Припев:
Расписал мороз окошки
Холодом стужи своей.
В рамке студеной след детской ладошки
В свете гирлянд и огней.

Праздник Христова Рождества
Праздник любви, тепла, добра!
И пусть под ёлкой у людей
Будут подарки для детей!

2.Там, где печаль, будем сеять мы радость.
Ну, а во тьме будем сеять мы свет.
Вера заменит сомнения, слабость,
В мире, дай бог, чтобы жил человек!

Припев

Ведущая:

Ребята! А ведь к нам на праздник гость должен прийти,

Но видно заблудился. Давайте мы с вами песенку споём,

Он услышит нас и придёт.

Колядующие исполняют русскую народную песню "Ой, ты, зимушка-зима".

Музыка А. Филиппенко, слова Е. Волгиной

1.Вьюга белая метёт, Это Зимушка идёт, Рукавом повела, Все дороги замела, Рукавом повела, Все дороги замела.

2.Здравствуй Зимушка Зима, Долгожданная Зима, Ты снежку не жалей, Разгуляйся веселей, Ты снежку не жалей, Разгуляйся веселей.

3.Мимо ёлок и берёз, Едет в санках Дед Мороз, В кожушке голубом, Со Снегурочкой вдвоём, В кожушке голубом, Со Снегурочкой вдвоём.

4.Вьюга белая метёт, Это Зимушка идёт, Рукавом повела, Все дороги замела, Рукавом повела, Все дороги замела.

Цыган: С праздником, люди добрые, поздравляем! Не один я к вам пришел, а с самим Михайло Иванычем. Не простой он медведь, а ученый – что хочешь, то и сделает, всех гостей потешит!

А ну-ка, Мишенька Иваныч,
Родом боярыч,
Ходи-похаживай,
Говори-поговаривай,
Да не гнись дугой,
Словно мешок тугой,
А ну, поворотись, развернись,
Добрым людям покажись!
Потешь народ честной,
Попляши-ка, дорогой!

Медведь отрицательно качает головой и рычит.

Цыган: Да что ж такое? Мы про музыку-то забыли, не может Михайло Иваныч без музыки плясать. Давайте барабанщика звать! Да звать словами не простыми, а песней, а песня будет вот такая... (поёт на мелодию частушек):

Ну-ка, Миша, попляши,
У тя ножки хороши!
Тили-тили-тили-бом,
Загорелся козий дом.
Коза выскочила,
Глаза выпучила,
Таракан дрова рубил,
В грязи ноги завозил!

Хлопая в ладоши, дети подпевают Цыгану. Поют 2 раза, а на 3-й раз во время исполнения слов «Загорелся козий дом»

Выходят «ряженые» - дети ведут козу (ребёнок в маске козы) .

Все : Мы не сами идём, мы козу ведём!

1 ребёнок : Где коза ходит, там пшеница родит!

2 ребёнок : Где коза хвостом, там жито кустом!

3 ребёнок : Где коза рогом, там жито стогом!

Входит Коза, она сначала кланяется, затем пляшет под аплодисменты зрителей и звучание плясовой музыки, а потом вдруг делает вид, что спотыкается и падает.

Ведущая : А что случилось? Почему коза упала?

1 ребёнок : Наша коза просит угощения. Тогда она встанет и ещё попляшет.

2 ребёнок : Нашей козе немого надо : ведёрочко гречки на пере печки.

3 ребёнок : Решето овса, сверху колбаса, да три куска сала, чтобы Коза встала.

Козе дарят угощение, после чего она продолжает свою пляску,

Цыган:

Медведь с Козою забавлялись,
Друг на друга удивлялись.
С того раза подружились,
Музыке и пляске вместе научились.
Пошли в услуженье к хозяину жить,
Играть, плясать да народ веселить.

Танец Медведя и Козы р. н.м. «Барыня».

Цыган (комментирует): Ну-ка, Миша, покажи, как бабуся на празднике блины пекла да угорела, головушка у нее заболела!

Козочка, а как красные девицы причесываются, белятся, румянятся, в зеркальце глядятся, на дискотеку рядятся?

Миша, покажи, как мальчишечки в бане парятся, на полке валяются и веничком – во как, во как! Ох, хорошо! Медведь опрокидывается навзничь и, лежа на спине, болтает ногами, машет передними лапами. Коза его «бодает».

Цыган: Приободрись же, Михайло Иваныч, поклонись, поблагодари за почет, за уважение, да за угощение, за труды! А теперь, Мишенька, с ребятками поиграй!

Ведущая : Ребята, в круг вставайте
Вместе с Мишуткой с Козой поиграйте. (Дети приглашают в игру своих родителей).

Проводится игра «Бубен» .

Дети стоят в кругу и под музыку передают бубен друг другу. Когда музыка замолкает, тот у кого бубен идёт в центр круга и пляшет.

Проводится игра «Ручеёк» .

Дети становятся парами друг за другом, подняв вверх соединённые руки. Каждая пара должна пройти под этим «мостиком» , постепенно выстраиваясь впереди другой пары.

Ведущая В этот светлый праздник Рождества.

Мы друг скажем

Тёплые слова.

Пожелаем и добра

Озаряя мысли светом Рождества!

Песня "Рождественская звёздочка"

1.Рождественская звёздочка
Вдруг вышла из-за облачка
И небо озарила красотой.
Такое вдруг случается,
Что вся земля венчается
С небесной необъятной красотой.

Припев:
В Рождество распахните сердце настежь.
В Рождество пожелайте людям счастья.
В Рождество - праздник жизни и добра -
В Рождество нам Дева счастье принесла.

2.Снежинки с неба падают -
Всех ребятишек радуют,
И взрослые счастливые идут.
Шары на ёлках светятся
Из снега бабы лепятся
И благовест колокола поют.

Припев.

3.И ангелы небесные
Слагают песни лестные
И величанье Господу поют.
Подарки под подушками,
Детишки спят с игрушками,
В домах особый праздничный уют.

Припев.

Ведущая:

А теперь, Хозяюшка угостишь детей?

Понравились тебе наши песни, игры, пляски?

Хозяйка: Молодцы, ребята! И песни хорошо пели и танцевали,

И плясали.У гощайтесь на здоровье!

(Раздаёт детям угощение)

Колядующие (по очереди).

Мы и пели, и плясали,

Праздник Рождества встречали.

Пусть свечи огонек

Согревает нас всех,

И пусть в Новом году

Звонче слышится смех.

С Новым годом, с новым счастьем,

На каждую пищу пудов по тыще.

Сколь на кусточке веточек,

Столь бы у вас деточек.

(Все вместе.)

Жить вам вместе

Лет до двести.

Счастье тому,

Кто в этом дому.

Ведущая приглашает всех пить чай в группу

Лена Новикова

Фото отчёт и сценарий рождественских колядок в детском саду. "РОЖДЕСТВЕНСКИЕ СВЯТКИ – 2017год. "

Цель: Приобщать детей к русской традиционной культуре, знакомить с обрядом колядования на Руси. Воспитывать любовь и уважение к русским народным традициям.

Материал:

Интерьер избы, печь, стол, угощенья.

Сугроб под ёлкой, снежки в ведёрке.

Султанчики, шумелки, канат.

Рождественская звезда, колокольчик, мешочки для сладостей.

Горшочки для гаданий

Мешочек для гаданий

Шарик воздушный и косынка

Костюм чёрта: рога, штаны, водолазка, хвост, маска, мешок без дна, валенок.

Костюм ведущего – Зима.

Костюмы детям: сарафаны, рубахи, маски животных, петрушек.

Костюм козы – ребёнка.

Костюм бабушки Арины

Указ зимы.

Взрослые герои:

Матушка – Зима (ведущая)

Бабушка Арина

Скоморох

Коза – ребёнок.

Сценарий

Ведущая с детьми старшего возраста в группе ведут короткую беседу о празднике:

Ведущий: -Ребята! Наступили Святки. Коляда - поворот Солнца на весну. На Руси во время святок дети наряжались в необычные костюмы, их называли ряженые, ходили по домам и пели песни - колядки. Детей называли колядовщиками. Их угощали разными сладостями: пряниками, конфетами, пирогами. У колядовщиков впереди ходил звездарь. Это человек, который идет первым и несет звезду. За ним шёл звонарь, который звонил в колокольчик. Третьим важным колядующим является мехоноша. Ему приходилось носить все то, что хозяева домов набросают колядующим: конфеты, печенье, деньги.

Вот и мы с вами сегодня будем колядовать, святки справлять.

Ведущая выбирает среди детей звездаря, звонаря, мехоношу.

В группу заходит Скоморох, вносит Рождественскую звезду и зазывает детей на праздник.

Скоморох:


Коляда, коляда, в небе уж взошла звезда!

К нам летит на святки, подпалила пятки!

Здравствуйте детишки,

Девчонки и мальчишки!

Хватит спать, пора вставать и колядки начинать!

Давайте заглянем в гости!

Пойдем к малышам колядовать.

Дети старшей группы с ведущим подходят к младше - средней группе и начинают кричать:

Дети и Скоморох:


Эй, хозяева вставайте

Шире двери открывайте,

На пороге коляда веселиться всем пора!

Как на улице мороз

Подмораживает нос

Не велит долго стоять,

Велит скоро подавать.

Коляда-маляда, белая борода,

Нос - плошкой, голова - лукошком,

Руки - сабельками, ноги - грабельками,

Приходи под Новый год,

Величать честной народ!

Коляда, коляда, приходи из далека,

Один раз в годок, полюбуемся часок.

С морозом трескучим, со стужей колючей,

Со снегами белыми, с вьюгой, с метелями.

Коляда, коляда, подай пирога!

Не подашь пирога - мы корову за рога!

Выходят дети с воспитателем младшей группы и встречают старших, воспитатель отвечает:


Сдобные лепешки не лезут в окошко.

Вот вам, гости дорогие,

Пряники да леденцы,

Да тепленький пирог,

Да маслице, творог,

Да денежка копьем,

Да рубль серебром!

заходят в кабинет к заведующей:

Дети и Скоморох:


Мы пришли колядовать,

С Рождеством вас поздравлять!

Дайте ряженым конфет,

Счастье вам пришлет привет.

Заведующая:


Вот вам угощение -

Сыр да печенье.

Колядующие обмениваются сладостями и отправляются дальше -

в ясельки:


Скоморох: - Что вы нам, хозяюшка, подарите?

Денег мешок или каши горшок?

Кувшин молока или кусок пирога?

Копеечки или конфеточки?

Или гривеннички на прянички?

(Ребят одаривают монетами, мехоноша собирает дары в мешок, связку баранок ему вешают на шею).

Ряженые хором:

Будете нам дарить - будем вас хвалить,

А не будете нам дарить - будем вас корить!

В ответ:


Вот вам угощение -

Сыр да печенье.

Пряники, конфетки - кушайте, детки!



Ведущая - Зима:

Ну, хватит, ребятушки. Полный мешок наколядовали! Пора в игры играть, коляду встречать.

Дети заходят в музыкальный зал под весёлую русскую народную музыку все танцуют.


Ведущая - Зима:

Пришла матушка-зима,

Растворяй-ка ворота!

Пришла коляда ох, и развесёлая!

Рады видеть вас такими нарядными и веселыми!

Дети! Велено до вас

Довести в сей час указ,

Заготовленный самой

Нашей матушкой - Зимой.

(Читает указ).

Непременно все должны

Быть на празднике Зимы.

Эй, спешите все сюда!

В гости Коляда пришла.

Будем мы шутить, кривляться,

Бегать, прыгать, забавляться.

Праздник этот самый длинный

Он веселый и старинный.

Наши прабабушки и прадедушки,

Веселились две неделюшки,

От Рождества и до Крещенья

Приготовив угощенье.

Пели разные колядки,

По дворам ходили в святки,

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили!

Дети старшей группы исполняют русскую народную песню: «Как у наших у ворот», в сопровождении оркестра музыкальных инструментов.


Ведущая - Зима:

Пойдемте к бабушке Арине в гости заглянем.

Дети подходят Избе бабушки Арины, который оборудован у центральной стены зала.

Все дети:

Бабушка Арина,

Пришла Коляда

Накануне Рождества.

Хозяюшка, родная матушка,

Не ленись, подымись.

Ты подай пирога -

Не подашь пирога -

Мы козу за рога,

Отведём на торжок,

Продадим за пирожок.

Бабушка Арина:


Ой, гости-то какие! Милости прошу, люди добрые, проходите!

Будем вечер коротать, песни петь, играть, плясать.

Ряженые: - Мы не сами идем, мы Козу ведем! (выводят Козу)

Бабушка Арина: - Где ты, Козочка ходила?

Коза: - Ходила я, по темным лесам, по широким борам.

Бабушка Арина: - Да как же тебя, Козочка, волки голодные не съели, охотники злые не убили?

Коза: - А, не боюсь я ни волков, ни охотников! Я коза рогатая, я коза бодатая!

Ряженые: - Ты, Коза, не злись, ты хозяйке поклонись, малым детушкам и соседушкам! (Коза кланяется)

Коза: Давайте, ребята, поиграем!

Игра «Давай, коза, попрыгаем…»


(Водящий, выбранный козой, стоит в центре круга, дети за ним повторяют движения).

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем, (Все прыгают).

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем, (Дети подскакивают на месте).

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем, (Хлопают).

И ножками потопаем, потопаем, потопаем, (Топают).

Хвостиком помашем, помашем, помашем, (Машут).

И опять попляшем, попляшем, попляшем! (Пляшут).

(После окончания игры Коза остаётся у бабушки.)

Бабушка Арина:

Спасибо вам детушки, что козочку мне вернули. А умеете ли вы загадки отгадывать?

Зимние загадки для детей


С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, -

Значит, к нам пришла. (зима)

Что за чудо-покрывало?

С неба звездочки летят

И на солнышке блестят.

Точно в танце балеринки,

Кружатся зимой. (снежинки)

Наши окна - как картинки.

Кто художник-невидимка?

На стекле букеты роз

Нам нарисовал. (мороз)

Вот какие чудеса:

Стали белыми леса,

Берега озер и рек.

Что случилось? Выпал. (снег)

Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз

Акробатка-крохотулька,

Зимний леденец. (сосулька)

Мы его слепили ловко.

Глазки есть и нос-морковка.

Чуть тепло - заплачет вмиг

И растает. (снеговик)

Кто все ночи напролет

Песни снежные поет?

Ветру - зимняя подруга,

Наметет сугробы. (вьюга)

В зимний день на пруд легло

Очень скользкое стекло.

Нас в хоккей играть зовет

Синий крепкий гладкий. (лед)

Свяжет бабушка их внучке,

Чтоб зимой не мерзли ручки.

Сохранят тепло сестрички -

Шерстяные. (рукавички)

Бабушка Арина: - Молодцы, умеете отгадывать загадки!

Давайте ещё поиграем.

Музыкальная игра с детьми ясельной группы:" Ножками потопаем"


Бабушка Арина:

Предлагаю вам игру, не простую, а старинную…

Игра: «Аленушка и Иванушка»


Правила игры: Выбирают ведущих - Аленушку и Иванушку, завязывают им глаза. Они находятся внутри круга. Остальные дети берутся за руки, образовывают круг. Иванушка должен поймать Аленушку. Чтобы это сделать, он может звать ее: «Аленушка!» Аленушка обязательно должна откликаться (можно в руки Аленушке дать колокольчик): «Я здесь, Иванушка!», но сама она не должна попасть в руки Иванушки, и почувствовав его приближение, должна отбежать в сторону. Как только Иванушка поймал Аленушку, их место занимают другие ребята и игра начинается сначала.

Бабушка Арина: Ну, что? Пора мне печку топить. Пироги печь. Вьюга надвигается, пурга, метель начинается.

Скоморох:

А, нам нечего скучать, будем игры продолжать:

Дети младше - средней группы исполняют музыкальную игру:" Зайка"


Игра «Снежинки, сугроб, дружный хоровод»


Как скажу: «Снежинки» - кружитесь да летайте,

Скажу: «Сугроб» - сбегайтесь в сугробы,

Скажу: «Хоровод» - встаем в большой хоровод!

Скоморох:

Русские люди всегда ценили физическую силу. Богатыри - были самыми сильными людьми. Перетягивание каната было любимым занятием богатырей.

Мы девчонок и ребят,

Вызываем на канат,

Восемь слева, восемь справа,

Только мускулы трещат.



Игра «Перетягивание каната».

Правила игры: Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной. На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три – начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей.

Ведущая - Зима:

А хотите погадать, да судьбу свою узнать? Мешочек волшебный по кругу передавать будем, на ком музыка остановится, тот из мешочка один предмет и достанет, а мы все вместе и угадаем, что же в новом году ждать нам!

Игра «Волшебный мешочек»


Гадание (в мешочке лежат следующие предметы):

Детские ножницы – ПАРИКМАХЕР, маленькая книжка – ПИСАТЕЛЬ, муз. Инструмент – МУЗЫКАНТ, градусник – ВРАЧ, монетки – БАНКИР, Машинка – ШОФЕР, кисточка – ХУДОЖНИК, ЛЕНТА – ждет тебя дорога путешествие, БУЛКА – (муляж) в доме будет достаток….

КОЛЕЧКО – к тебе гости будут, ко мне женихи….

ПУГОВИЦА – будет тебе в этом году новый кафтан (сарафан)

Конфета - ты прекрасна, спору нет вот тебе парочка конфет

Пряник - в доме будут пироги и блины и пряники.

Игра «Кто скорей на горщок?»




Игра «Старушка-завидушка».


На воздушный шарик надевается косынка. Дети перебрасывают шарик из рук в руки. Когда шарик оказывается в руках у воспитателя, его незаметно лопают и говорят: «Ой, старушка - завидушка от жадности лопнула!

(Из-за печи летит веник)


Бабушка Арина: (руки в боки): Это еще что за шутки?

Бабушка Арина: Я вот тебе дам пирожка! Ух! Нечистая сила!

Грозится. Из-за печи летит башмак или валенок

Бабушка Арина: Ах, так! Ну терпенье мое лопнуло! Уж не черт ли там схоронился? На наше угощенье подивился?

Идет к печи и вытаскивает Черта за ухо.

Бабушка Арина: Вот вам и добрый молодец с хвостом да рожками.

Черт:

Я бежал, да запыхался,

Дыму с печки надышался,

К вам насилу добрался.

Уж как рад я! Уж как рад,

Что увидел вас, ребят,

Веселиться я люблю,

Все вставайте на игру,

Ко мне кто в лапы попадет,

Тот со мной плясать пойдет.

Черт начинает ловить детей и сажать их в мешок без дна.



Черт: Ой, какие вкусненькие, да аппетитненькие! Отнесу я вас к бабе Яге – тетушке моей родненькой, может на обед, а может на ужин. Она рада, радешенька будет.

Бабушка Арина: Кыш, кыш, нечистая сила, не хочешь с нами в дружбе жить, убирайся к себе в лес! Кыш, кыш, кыш!

Черт пятится задом.

Бабушка Арина: Наступает на него (руки в боки). Черт машет руками убегает.

Игра: «Снежный Бой!»


А, ну – ка, ребятки, давайте снежками его закидаем.

(Все дети берут снежки и бросают в Чёрта)

Ведущая - Зима: Ребята, пока мы играли, у бабушки Арины уже пироги готовы, и чай скипел, давайте угощаться!

Угощеньем насладиться,

Хлебом и солью всех встречаем,

К чаю всех вас приглашаем!


Черт: (из-за печки) А, можно мне с вами? Так пирожка хочется!

Общее чаепитие.




Как провести колядки в детском саду. Методика и организация проведения. Сценарий занятия.

Знаете ли вы, что такое «коляда»? Слову «коляда» приписывают самое разное значение. По словам Карамзина, это Бог пиршества и мира.

На Руси торжественно и одновременно радостно встречали праздник Рождества Христова, который отмечается 7 января. С 8 по 19 января начинались Святые дни или Святки.

Рождество – великий христианский праздник. Бог-Отец послал в земной мир своего Сына Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от гибели. И со дня Рождения Спасителя на земле наступило новое время.

С праздником Рождества связано немало радостных обычаев. На Рождество зажигали ёлку. На её верхушку прикрепляли звезду – символ Вифлиемской звезды. На Руси, согласно обряду, утром дети ходили с вертепом и звездой. В вертепе – маленьком ящике, оклеенном цветной бумагой, изображающем пещеру, в которой родился Божественный Младенец, - с помощью кукол, укреплённых на оси, разыгрывались сцены из писания. За своё пение дети получали разные подарки.

Одной из традиций поздравления людей с Рождеством было колядование. Молодёжь, дети, нарядившись в вывернутые наизнанку тулупы, надев смешные и страшные маски, ходили из дома в дом или останавливались под окнами и славили хозяев, желали им в песнях и прибаутках добра и благоденствия. Участникам таких концертов-поздравлений хозяева дарили угощение. Считалось дурным тоном отказать колядовщикам. Для них принято было печь пирожки, булочки или пряники в форме домашних животных (козули). Заканчивалось колядование всеобщей потехой, катанием с горок, общим пиром.

У обряда колядования две цели:

1. Отогнать злые силы.

2. Обеспечить плодородие, процветание рода.

Первая цель достигалась весельем и праздником, так как считалось, что смех разгоняет недоброе, а вторая – примитивной магией. Первым условием этой магии был состав колядующих. Колядовали ряженые, но рядились не просто так, а тоже с глубоким смыслом. Среди ряженых были:

1. Собственно Коляда – древнее божество. Настолько древнее, что толком сказать о нём можно лишь то, что несёт в себе это божество возможность творца всего, поэтому, как все изначальные творцы, оно не имеет определённого пола. Тот, кто рядится Колядой, берёт одежду не своего пола. Девка надевает штаны и рисует усы, а парень румянит щёчки и рядится в юбку и платочек.

2. Птицы для наших предков были представителями верхнего мира, мира богов – Прави. Во время обряда птицы хранят, оберегают колядующих и хозяев от разгулявшейся нечисти, да ещё и вестниками богов выступают.

3. Старик и старуха – представители предков.

4. В медведя рядятся, помня, что он – первопредок для лесных жителей. Это тотемное животное, от которого ведётся мистическая родословная.

5. Рогатые животные тоже неспроста. Рога у животных – показатель возможности иметь потомство. Не зря головные уборы женщин были с намёком на один, пару, а то и больше рогов.

6. Шишок – это что-то сегодня совершенно непонятное. Кто он и что он – неизвестно, но именно он уводит колядующих из дома. Видимо, он из числа какой-то безобидной нечисти, потому что в него не рядятся, а несут личину на палочке.

7. О Мехоноше, в чей мешок стряхивают из передников, шапок, варежек гостинцы, можно сказать, что он должен иметь мешок, а одежда значения не имеет.

8. Остальные участники могут быть не ряжены, а могут увеличить количество персонажей, кроме Коляды и Шишка.

Ряженые обязательно пели новогодние колядки. В них они славили хозяев, желали им добра и процветания, чтобы приумножилось в доме богатство. Хозяева одаривали колядующих пирогами, козулями, копеечкой. Но подношения никогда не брали голыми руками. Его либо брали варежкой, либо в подол, а затем ссыпали Мехоноше в мешок. И только на посиделках, совершив очищающий от наговоров ритуал, ели.

Также на святках устраивали гадания. Самыми популярными были два: бросали валенок на дорогу и смотрелись в зеркало при зажжённых свечах.

Русские народные обряды и традиции очень интересны и познавательны. Но организовать проведение колядок в детском саду чрезвычайно трудно. Во-первых, сложны колядочные песни. Дети дошкольного возраста ещё не в полной мере владеют дыханием, не всегда могут пропеть распевы. Во-вторых, детям не всегда понятен смысл проводимого обряда, так как современные дети не сталкиваются с этим в повседневной жизни. Если в деревнях ещё как-то сохраняются какие-то традиции, то в городе практически ничего о колядках не знают, а если знают что-то, то в искажённом виде. Но если всё-таки музыкальный руководитель и воспитатель рискнут провести развлечение в виде колядок, то следует провести большую предварительную работу:

Познакомить детей с атрибутами и персонажами обряда колядования;

Разучить с детьми святочные песни, колядки, игры и хороводы;

Объяснить значение слов «коляда», «колядки», «колядовщики», «авсень»;

Воспитатель вместе с детьми изготавливает атрибуты обряда колядования – звезду, месяц, вертеп;

Сделать личину Шишка и куклу-коляду из соломы и кусочков ткани;

С помощью родителей подготовить костюмы;

Подготовить гостинцы для колядующих.

Существует масса сценариев проведения колядок в детском саду и в школе. Предлагаем вам сценарий занятия в разновозрастной группе детского сада (возраст детей 4-7 лет) .

Занятие по теме: «Святки-колядки»

Цель: Приобщение детей к русской традиционной культуре, знакомство с обрядом колядования на Руси.

Задачи:

1. Познакомить детей с русскими народными традициями (святки, обряд колядования) .

2. Разучить святочные песни.

3. Создать условия для возникновения положительных эмоций у детей.

4. Воспитывать любовь и уважение к русским народным традициям.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: кукла Коляда, личина Шишка, костюмы и маски колядующих, 6 горшков, полотенце, булка, колечко, лента, пуговица, прутик, веник, платки и пояса для всех детей группы, мешок для сбора угощений, поднос и рушник, пряники «Козули».

Ход занятия.

В зал под музыку песни «Метелица» (можно взять любой ранее изученный зимний хоровод) входят дети и становятся в круг.

Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята! Вы узнали музыку, под которую вошли в зал? (Ответы). Правильно – это песня «Метелица». Я предлагаю вам взяться за руки и исполнить песню в хороводе.

(Исполняется песня «Метелица»)

М. Р. Молодцы, ребята. У вас хорошо получилось, вы очень хорошо спели и красиво исполнили движения. А теперь вы можете пройти на свои места.

Дети проходят к стульчикам, которые расположены вдоль стены. Музыкальный руководитель надевает на себя накидку и платок.

М. Р. Вас, наверное, удивил мой внешний вид? А это всё потому, что сегодня мы будем вспоминать зимние народные праздники. Для того, чтобы вы стали похожи на меня, я предлагаю вам тоже одеть костюмы. Оглянитесь назад – на стульчиках для девочек висят платочки, а для мальчиков пояса. Девочки повязывайте платки, а мальчики выправьте рубашки и подвяжите их поясами. Вот теперь все готовы, и я могу начинать.

Музыкальный руководитель садиться перед детьми на стульчик и начинает свой рассказ.

М. Р. Ребята, скажите, какие зимние праздники вы знаете? Конечно, это т Новый год и Рождество. Вы прекрасно знаете, что происходит в новогодние праздники, а вот что делают на Рождество и Крещенье? (Ответы детей). Для того, чтобы лучше узнать как на Руси отмечали Святки, я сегодня предлагаю вам поучаствовать в обряде Колядования. Садитесь поудобнее, а я вам расскажу одну историю. Давным-давно, много-много лет назад на земле родился необычный мальчик. Бог-Отец послал в земной мир своего Сына Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от гибели. И со дня Рождения Спасителя на земле наступило новое время. С этого момента во всём мире стали отмечать великий праздник Рождества. Рождество отмечают на Руси 7 января. А с 8 по 19 января время Святок, то есть Святых вечеров. Вот это время считается самым весёлым, потому что с этими днями связано немало радостных обычаев. На Рождество всегда зажигали ёлку. Молодёжь и дети ходили по дворам и колядовали, а в ночь, накануне Рождества, гадали. Обычно гадали девушки. Они хотели узнать когда выйдут замуж, как будут звать жениха. Для этого они выходили на улицу и бросали валенки – куда валенок укажет там и жених живёт. Я тоже предлагаю вам погадать. Мы не будем нарушать традиций, и гадать у нас будут девочки. На улице холодно, поэтому гадать мы будем в зале.

Гадание на горшках.

Посередине зала ставится лавка, на ней 6 закрытых горшков. Музыкальный руководитель разучивает с девочками старшего возраста припевку для гадания. Дети идут по кругу и поют:

Горшочек с вершочек,

Скажи нам, дружочек:

Что сбудется, станется?

Плохое пусть останется.

Девочки по очереди достают из горшков вещицы (музыкальный руководитель комментирует) :

Полотенце. Далеко расстилается. Ждёт тебя дорога, путешествие.

Булка. Мышь в горнице бежит, каравай в дом тащит. В твоём доме достаток будет, благополучие.

Колечко. Сейте муки, пеките пироги! К тебе гости будут, ко мне – женихи.

Лента. Через поле идучи, руссу косу плетучи, шелком переплетаючи, златом перевиваючи. Лента – к богатству и прибыли.

Пуговица. Ой, ходил жучок по завалинке, выбросил добро по мочалинке. Жить тебе в большой семье счастливой жизнью!

Прутик. А это к веселью, к новой игре.

М. Р. Зимний вечер тёмен, долог – насчитаю сорок ёлок.

Скину шубку на снежок – все пожалуйте в кружок!

Подходите, мальчики, к нам в круг, будем играть в новую игру. Этот прутик выпал из веника, а значит, играть будем с веником.

(Проводится игра «Метёлка)

М. Р. Ну что, ребята, понравились вам наши гадания? А теперь пора узнать как же на Руси колядовали. В ночь перед Рождеством молодёжь и дети ходили колядовать. Они переодевались в разные костюмы, брали с собой мешок для гостинцев и шли от двора ко двору. Но не просто стучали в двери и просили угощение или денег, а пели специальные песни – колядки. Мы со старшими ребятами и Надеждой Викторовной подготовили такую Колядку и сейчас вам покажем. Надежда Викторовна будет Колядой. Наденем на неё рубаху, бороду, подвяжем поясом – вот и готова Коляда-Маляда. Костя у нас будет Мехоношей. Дадим ему мешок, чтобы собирал туда гостинцы. Жене наденем маску Медведя, так как Медведь – это первопредок всех зверей. Настя будет птицей, а Кате дадим личину – она будет Шишком, кто это – никто не знает, но Шишок всегда ходил колядовать. Ну вот, колядовщики готовы, а вы, ребята, слушайте внимательно.

(Исполняется песня «Коляда-Маляда»)

М. Р. Ай, да, молодцы, колядовщики, грех таких не одарить. Припасла я вам специальных пряничков. Называются они Козули. Делают Козули в форме зверей и птиц по старинным рецептам. Открывай сой мешой, Мехоноша. Дотрагиваться до угощения до посиделок было нельзя, поэтому попробуете вы их в группе, когда будет обед.

Воспитатель. Ребята, раз вы получили угощенье, так надо и отблагодарить хозяйку.

(Исполняется песня «Ай, спасибо хозяюшке»)

М. Р. Ну что ж, песню вы спели хорошо. А вот что вы узнали сегодня нового и что запомнили? (Ответы детей). Я думаю, что теперь, когда вы подрастёте, то обязательно будете веселиться на Святки правильно. А чтобы вы не забывали сегодняшнее наше занятие, у меня для вас ещё один подарок. Это кукла. Сделана она так, как это делали люди много веков назад – из соломки, мочала и цветных лоскутков. Так как Коляда – это не женщина и не мужчина – лица нет. Но думаю, всё равно вам будет интересно с ней поиграть. Берите и не забывайте народных традиций. Наше занятие подошло к концу, но уходить вы будете тоже по народной традиции. Катя, ты была у нас Шишком? Вставай впереди с личиной Шишка, бери за руку соседа, он следующего и так одной цепочкой, как ниточка за иголочкой вы пойдёте в группу на посиделки. До свидания.

Час досуга «Пришла коляда - отворяй ворота»

ВЕДУЩИЙ:

Дорогие дети! В эти дни весь мир и мы празднуем Рождество Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Сейчас я вам о нём расскажу.

Более двух тысяч лет тому назад в городе Назарете жила девушка по имени Мария. Она любила Господа и имела чистое сердце. Однажды предстал пред ней ангел Гавриил и сказал: «Радуйся, Благодатная Мария! Господь с тобой! Благословенна ты среди жён! Не бойся Мария, вскоре родишь ты сына и дашь ему имя Иисус. Он будет велик, назовётся Сыном Божьим, и царствованию его не будет конца, и он спасёт людей от грехов их.

Вскоре Мария вышла замуж за хорошего человека Иосифа. Предсказание сбылось. И Иосиф с Марией стали ждать чудесного рождения Сына Божия, спасителя Мира.

В те дни римский правитель Август повелел сделать перепись населения. Каждый должен был отправиться в тот город, в котором родился. Иосиф с Марией пошли в Вифлеем. Когда они пришли в этот город, все гостиницы были заняты, и остановиться было негде. Им пришлось заночевать там, куда пастухи загоняли скот (овец) во время бурь и непогоды. Здесь и пришло время Марии рожать, и она родила своего первенца, перепеленала его и положила в ясли для овец. Когда Христос родился, над пещерой ярко-ярко зажглась звезда, возвещая всему миру о великой радости.

Потом Христос вырос, у него было много учеников, и когда они молились, происходили чудеса: больные выздоравливали, хромые исцелялись, и даже мертвые возвращались к жизни.

Сегодня мы тоже можем поклониться Христу с молитвой, прося мира, милости и благословения. В эти праздничные дни вспомним о любви к Богу, к людям, о том, что нужно жить в мире и делать добро. Возрадуемся и возвеселимся в эти святые дни. В народе их так и называли – Святки. И чем веселее было на Святках, тем лучше. И мы начинаем наше святочное веселье, будем колядовать, петь да танцевать.

Воспитатель: Пойдемте, ребята, колядовать в группу «Морозко»

Колядовщики: Пришла Коляда – отворяй ворота!

Воспитатель гр. «Морозко»: Кто там?

Колядовщики: Это мы колядовщики!

Первый колядовщик: Здравствуй, хозяюшка!

Второй колядовщик: Позвольте в дом к вам войти! Позвольте вам песенку спеть!

Колядовщики (поют): Коляда, Коляда!

А бывает Коляда

Накануне рождества.

Коляда пришла,

Рождество принесла.

Воспитатель гр. «Морозко»: Проходите, гости дорогие!

Третий колядовщик: В дом войти, да на лавочку сесть!

Четвертый колядовщик: На лавочку сесть, да песенку спеть!

Колядовщики (поют): Коляда, Коляда

Подавай пирога,

Дай блин, дай

Свиную ножку,

Всем понемножку

Неси – не тряси!

Давай – не ломай!

Первый колядовщик: Чем вы нас, хозяюшка, одарите?

Второй колядовщик: Денег мешок или каши горшок?

Третий колядовщик: Кувшин молока или кусок пирога?

Воспитатель гр. »Морозко»: Вот вам угощенье – сыр, да печенье!

Пряники, конфетки!

Кушайте, детки!

Первый колядовщик: Спасибо! Дай Бог тому, кто в этом дому!

Вам и каша густа, вам и мед на уста!

Второй колядовщик: Вам и плюшек с творогом

И детишек полон дом!

Воспитатель: Дети, давайте повеселим хозяев. Попляшем все вместе.

Воспитатель: Пойдемте, ребята, колядовать в гр. «Буратино»

Овсень, овсень. Ты гулял по всем

По закоулочкам, по переулочкам

Кому песни поем, тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется!

Выходи, хозяйка! Принимай гостей

Со всех волостей!

Колядовщики (поют): Коляда, Моляда! Уродилась Коляда!

Кто подаст пирога – тому двор живота!

А кто не даст ни копейки – завалим лазейки!

Кто не даст лепешки – завалим окошки!

Кто не даст хлеба – уведем деда!

Кто не даст ветчины – тем расколем чугуны!

Выходит хозяйка (воспитатель группы)

Колядовщик (ребенок): Тетенька добренька!

Подай что-то сдобненько!

Пышку, да лепешку!

Да свиную ножку!

Хозяйка: Вот вам, гости дорогие, пряники да леденцы!

Да тепленький пирог, да маслице, творог,

Да денежку копьем, да рубль серебром!

Воспитатель: Добрые живут здесь хозяева!

И я игру вам приготовила

Не игру, а развлеченье.

И с большим, большим значеньем:

Чтоб был долг колосок,

Чтобы вырос лен высок,

Прыгайте как можно выше,

Можно прыгать выше крыше!

Проводиться русская народная игра «Скакалка»

Воспитатель: Спасибо, хозяйка, за угощенье.

Вот, ребятишки, поколядовали мы,

А теперь пойдем в избу греться.

Дети с воспитателем идут в избу.

Воспитатель: Хозяйка, пусти погреться!

Хозяйка: Пустить? Загадки отгадаете, тогда пущу!

Кто имеет пятачок,

Не зажатый в кулачок?

На ногах его копытце,

Ест и пьет он из корытца. (Поросенок)

По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан. (Овца)

Удивительный ребенок,

Только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать! (Утенок)

Хозяйка: Ну, что же, молодцы! Милости прошу, проходите!

Колядовщик: Хозяйка, а сорить у вас можно?

Хозяйка: Можно, можно. Сори сколько хочешь.

Колядовщики разбрасывают зерна.

Сеем, веем, посеваем,

С Рождеством всех поздравляем!

Хозяйка: Вот спасибо, гости! Это значит, вы мне желаете добра, да богатого

урожая, да здоровья крепкого. Спасибо! Ну, а теперь будем петь да

плясать. Становитесь в хоровод веселить честной народ!

ХОРОВОД НОВОГОДНИЙ

Воспитатель: В святки все радовались празднику, веселились и шутили друг

С другом. Вот и у нас есть клоуны. Сейчас они нас тоже

Поздравят.

Клоун: Никто из взрослых обо мне не спрашивает: «Кто он? »

Понятно всем и так вполне,

Что я – веселый клоун!

Но я здесь не один, и мы умеем

Не только шутить, но и танцевать.

ТАНЕЦ КЛОУНОВ

Воспитатель: На площадях раньше показывали кукольные представления и

Другие диковинные номера.

АТТРАКЦИОН «КАНАТОХОДЕЦ»

Воспитатель: Повеселились мы в избе, погрелись. А теперь нашей хозяйке

Колядку споем:

Коляда! Коляда!

А бывает Коляда

Накануне Рождества!

Коляда пришла,

Рождество принесла!

Мы нашли Коляду

В Акулиновом двору!

Колядовщик: Эй, хозяйка! Выноси добро во двор!

Как на улице мороз подмораживает нос.

Не велит долго стоять, велит скоро подавать

Или тепленький пирог, или маслице, творог,

Или денежку копьем, или рубль серебром.

Хозяйка: Вот спасибо, порадовали. Дом мой просторный, щи мои жирны,

Сдобные лепешки не лезут в окошки! А вот и вам угощенье.

Угощает колядовщиков пирогами

Воспитатель: Вот и подходит наш праздник к концу.

Какой же праздник мы отмечали?

(Рождество)

Ребенок читает стихотворение «РОЖДЕСТВЕНСКОЕ»

В этот день великий

В мир пришел Христос.

И веру свою светлую

Нам он всем принес.

Он с добром и кротостью

Входит в каждый дом,

Где надеждой новою

Мы его все ждем.

Я открою двери,

Он ко мне придет,

И меня, я верю,

К свету приведет.

Воспитатель:

Дорогие дети! Гости!

Всем людям добрым желаю добра!

Золота и серебра!

Пышных пирогов!

Мягоньких блинов!

Доброго здоровья

Маслица коровья

Кому песни поем – тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется.

Звучит колокольный звон. Дети читают стихи.

Первый ребенок: Христос Спаситель

В полночь родился!

В пещере темной

Он появился.

Второй ребенок: Вот над пещерой

Звезда сияет:

Христос родился-

Всем возвещает!

Третий ребенок: Христос Владыка!

В твой день рожденья

Подай всем людям

Мир просвещенья!

Воспитатель: Да хранит нас всех Христос и ныне, и присно и во веки

Веков. Аминь!

«Святки» для подготовительной группы

Ведущий, держит в руках зажженную свечу, яркий свет на время погашен, дети сидят на стульях.

Было это давным - давно, 2000 лет назад. В маленьком городе Назарете жила семья – молодая дева Мария с мужем Иосифом.

Во время Путешествия в город Вифлеем они стали искать ночлег, один человек пустил их переночевать в пещеру для скота. Там Мария родила сына, которого назвала Иисус. Родился не простой человек, а Бог. В ознаменовании этого события на небе загорелась новая звезда. Люди пошли поклониться младенцу Иисусу и его матери. Они несли подарки Марии и ее сыну. С тех пор возникла традиция праздновать Рождество и дарить друг другу подарки.

Канун великий Рождества

Темнеют краски небосвода

Все тихо… близость торжества

Невольно чувствует природа.

Дни веселья и дни священного торжества Рождества Христова называют Святки, Святые вечера. Они сопровождаются колядованием.

Коляда – языческий бог пиршества и мира. Его прославляли песнями – колядками, играми, поздравлениями. За это хозяева давали им деньги и угощения.

Вед. Ой, вот и к нам колядовщики пожаловали.

Звучит веселая музыка, дети заходят в зал со звездой и сумками для угощений.

1. Я маленький мальчик, Я на дудке играю,

На дудке играю, вас всех забавляю

А вы люди знайте, меня угощайте.

2. Коляд – коляд, колядин,

Я у батюшки один, коротенький кожушок,

Дай хозяйка пирожок.

3. Я маленький мальчик, забрался в чуланчик,

Надел красный колпачок, пожалуйте хоть пятачок.

4. Вот пришла Коляда впереди Рождества,

Что же ты Коляда хозяевам принесла?

5. Добрым хозяевам корову с теленком,

Лошадь с жеребенком, свинью с поросенком.

6. Жита вам, гречихи, гороха сто мер.

Родись рожь – пшеница на счастье, на здоровье.

Вед. - Вот спасибо вам за добрые слова, угощайтесь на здоровье печеньем да возьмите копеечки.

А мы Святки продолжаем песнями, играми, загадками.

Выходи честной народ на веселый хоровод.

Игра – колядка «Ходит Царь»

Ходит царь, ходит царь по новому городу – дети идут по кругу.

Ищет царь, ищет царь царевну свою – Царь ищет, прикладывает руку ко лбу.

Ты, возьми царь, ты возьми царь царевну свою – царь выбирает царевну, подходит и кланяется и берет ее за руку.

Заведи царь, заведи царь ее в новый город – они ходят под поднятыми руками.

Ты заставь царь, ты заставь царь и плясать и ходить – хоровод расходится, дети главных ролей остаются в центре.

Царь: Походи царевна, царевич велел, молодой приказал – царевна ходит вокруг царевича, показывает осанку.

Царь: Потанцуй царевна, царевич велел, молодой приказал – царевна танцует.

Царь: Поцелуй царевна, царевич велел, молодой приказал. – дети имитируют поцелуи. Дети кланяются и встают на свои места, а им на смену выходит другой царь.

Вот и Рождественская история. Дети показывают сценку «Не верьте волку».Поэтическая миниатюра для живых актеров по стихотворению Юнны Мориц.

Игра – колядка «Рождественский валенок»

Украшенный узорами валенок передается по кругу, пока звучит музыка. По окончании музыки, ребенок у которого в руках остался валенок исполняет танец, песню или читает стихотворение и достает из валенка сюрприз.

В игры играли, истории рассказывали, песен не пели.

Заводите хоровод, да споем «Метелицу».

Песня «Метелица»

1. Вдоль по улице метелица метет, скоро все она дорожки заметет,

Ай, жги, жги, жги говорит, скоро все она дорожки заметет.

2. Запряжем – ка мы в сани лошадей, в лес поедем за дровами поскорей. Ай, жги, жги, жги говорит, в лес поедем за дровами поскорей.

3. Рысью, рысью друг за другом поспешим, и скорехонько до леса докатим.

4. Топорами мы ударим дружно в раз, только щепочки по лесу затрещат.

5. За дровами мы тихонечко пойдем, а руками то прихлопывать начнем.

6. А ногами то притопывать все враз, ну мороз теперь не страшен ты для нас. Ай, жги, жги, жги говорим, ну, мороз теперь не страшен ты для нас.

Вот сколько снега намело (разложены на полу снежинки с загадками). Ведущий, поднимает снежинки, а дети по очереди загадывают заранее разученные загадки.

Без рук, без топорища, выстроен мостище (Лед) .

В гору – деревяшка, а с горы коняшка. (санки)

В огне не горит, а в воде не тонет. (Лед)

Бело покрывало на земле лежало, лето пришло, оно все сошло.

Как пошла Коляда, вдоль по улице гулять,

вдоль по улице гулять,

С Рождеством всех поздравлять.

Вот и закончились наши Святки, Святые вечера. А мы будем готовиться к следующему большому празднику – Масленице. До свидания люди добрые.

Сценарий развлечения для детей средней группы «Приходила Коляда накануне Рождества»

«Приходила Коляда накануне Рождества».

Сценарий развлечения для детей средней группы.

Программные задачи:

Продолжать знакомить детей с обрядом колядования, способствовать всестороннему развитию дошкольников, вызвать положительный эмоциональный настрой на протяжении праздника, воспитывать положительное отношение к народным традициям.

Оборудование:

Музыкальные инструменты (бубен, погремушки, колокольчики, платки, валенки, бусы, елочки, рождественская звезда, 2 домика из картона, маска козы, блюдо с угощением (баранки, конфеты, пряники) .

Ход:

(Воспитатель входит в муз. зал с 4 детьми)

Ведущий: Под покровом ночи звездной,

Дремлет русское село;

Всю дорогу, все тропинки

Белым снегом замело…

Кое-где огни по окнам

Словно звездочки горят.

На огонь бежит сугробом

Со звездой толпа ребят;

Под оконцами стучатся,

«Рождество Твое» поют.

«Христославы! Христославы! » -

Раздается там и тут.

И в нестройном детском хоре

Так таинственна, чиста,

Так отрадна весть святая

О рождении Христа…

1 Ребенок: Этот праздник самый длинный

Он веселый и старинный,

2 Ребенок: Наши прабабушки и прадедушки

Веселились две недели:

От Рождества и до Крещенья,

Приготовив угощенье,

Пели разные колядки,

По дворам ходили в Святки.

3 Ребенок: Наряжались и шутили

Праздник ждали и любили.

(Дети парами (хозяин и хозяйка) расходятся по домам, раздается смех, крики детей, в зал входят «колядовщики») .

Колядовщики: Вот идем мы, пастухи,

Прощены нам все грехи.

К дому путь свой правим,

Христа Бога славим!

(Поют песню «Пришла Коляда», стучатся в избу) .

Хозяин: Кто там?

Дети: Это мы, колядовщики!

1 Ребенок: Хозяин с хозяйкой, дверь отворите и нас одарите!

(Хозяйка приглашает детей в избу)

Хозяйка: С чем пожаловали?

1 Ребенок: Здравствуйте хозяин с хозяйкой!

Позвольте в горенку войти,

2 Ребенок: В горенку войти,

Да на лавочку сесть

3 Ребенок: На лавочку сесть,

Да песенку спеть.

Хозяйка: Проходите!

(Дети заходят и поют песню «Вьюга белая метет») .

1Ребенок: Нынче Ангел к нам спустился,

И пропел: «Господь родился! »

2 Ребенок: Мы пришли Христа прославить!

А вас, с праздником поздравить!

(Исполняем русскую народную песню «Сеем, сеем посеваем»)

1 Ребенок: Коляда, коляда,

Ты подай пирога.

2 Ребенок: Или хлеба ломтину,

Или денег полтину

3 Ребенок: Или курочку с хохолком,

Или петушка с гребешком.

4 Ребенок: Открывайте сундучки,

Вынимайте пятачки!

Хозяин: Пели вы на удивленье,

Заслужили угощенье!

Хозяйка: Вот вам угощенье-

Пряники, печенье,

Бараночки, конфетки,

Кушайте детки!

Все: Спасибо!

Ребенок: Чтоб у вас поле зеленело

И скотина не болела!

(С песней «Уж и ходим мы, уж и бродим мы» идут по улице к другому дому. Стучатся.) .

Хозяин: Кто там?

Все: Это мы, колядовщики!

Ребенок: Тетенька, добренька,

Дай пирога сдобненька,

Не режь, не ломай,

Целый давай!

Хозяйка: С чем пожаловали?

Все: Мы не сами идем,

Мы Козу ведем!

1 Ребенок: Где Коза ходит,

Там пшеница родит!

2 Ребенок: Где коза хвостом,

Там жито кустом!

3 Ребенок: Где коза рогом,

Там трава стогом!

(Выбегает Коза, топает ногами) .

Коза: Я Коза дереза,

Топу, топу ногами,

Заколю рогами.

(Коза падает на пол и лежит не двигаясь) .

Хозяин: Что с Козой случилось?

Ребенок: Наша Коза заболела!

Надо мера овса,

По верх нее колбаса,

Да кусок сало,

Чтобы Коза встала!

Хозяйка: Вот вам –

Пряники, да леденцы,

Да тепленький пирог,

Да маслице, творог.

Хозяин: Вставай, Козочка!

Ведущий: Будем праздник продолжать,

Будем петь и танцевать!

(Песня «У леса на опушке») .

Ребенок: Что с ногами, не пойму

Не стоят они на месте,

Сами в пляску просятся!

(Дети танцуют под веселую русскую народную музыку)

Все: Спасибо этому дому,

Пойдем к другому!

(Идут по улице с песней «Уж и ходим мы». Останавливаются.)

1 Ребенок: От востока с мудрецами,

Путешествует звезда.

2 Ребенок: Драгоценными дарами,

Одарить пришли Христа!

Все: Мы пришли Христа прославить!

А вас с праздником поздравить!

1 Ребенок: Всем добрым людям

Желаем добра, золота и серебра!

2 Ребенок: Пышных пирогов,

Мягоньких блинов!

3 Ребенок: Доброго здоровья,

Маслица коровья!

Все: Кому песню поем,

Тому сбудется,

Тому сбудется,

Не менуется!

С Новым годом,

Со всем родом!

Святки, Святки наступают… Колядочная сценка

В давние времена на Руси с нетерпением ждали Рождество. А когда оно наступало, празднование сопровождалось большим весельем, песнями, всевозможными переодеваниями, гаданиями, играми. Это празднование - Святки, в котором участвовали и большие, и маленькие, и старые. Особенно такому празднованию радовались дети. Они принимали активное участие в праздновании.

Предлагаю Вашему вниманию Колядочную сценку, которую можно разыграть с детьми на празднике.

Вдоль стен зала стоят плоскостные домики, изображающие деревенскую улицу. Дети входят вслед за ведущем под мелодию русской плясовой песни. Они останавливаются возле домов, приплясывают.

Часть детей - хозяева, хозяйки - уходят в свои "избы".

Колядующие с ведущей становятся полукругом возле домов. У колядующих в руках - звезда из картона.

Дети, взявшись за руки, идут по залу и поют:

Приходила коляда накануне Рождества.

Кто даст пирога, тому хлев скота,

Овин с овсом, жеребца с хвостом.

Ведущая:

Пойдем к дядьке Николе колядовать.

Дети подходят к дому Николы, поют колядку:

Мы нашли коляду во Николином двору.

Коляда, коляда, подай пирога!

Не подашь пирога - возьмем корову за рога!

Подашь пирога - будет рожь густа,

Будет рожь чиста, обмолотиста,

Будет с колоса по хлебу, с зерна по пирогу.

Никола:

Пожалуйте, гости, я вас дожидался. Дом мой просторный, щи мои жирны.

Сдобные лепешки не лезут в окошко.

Никола угощает гостей.

1-й колядующий (ребенок) :

Дай Бог тому, кто в этом дому!

2-й:

Вам и плюшек с творогом!

Все:

И детишек полный дом!

Колядующие идут к следующему дому.

Кузнецова И.А.

Музыкальный руководитель МБДОУ

«Детский сад «Мишутка»

Сценарий развлечения «Святочные колядки»

для всех возрастных групп детского сада

Цель. Формировать любовь к народным традициям в сознании детей через знакомство с русскими народными праздниками.
Задачи.

1. воспитывать любовь и интерес к народным праздникам,

2. познакомить детей с обрядом колядования на Руси, увеличить словарный запас

3.создать хорошее настроение.

Действующие лица:

Скоморох

Дети подготовительных групп – ряженые

Атрибуты: угощение для детей, музыкальные инструменты, лавка с горшками, предметы для гадания, мешки для игры, метла, снежки в коробке

Под музыку дети средней и младшей групп входят в зал и садятся на стульчики

Ведущий.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие!

Вот и закончилась новогодняя суета, пришло время светлого радостного праздника Рождества!

Ребёнок старшей группы читает стихотворение

Тихо кружатся снежинки, сказка приходит в наш дом,

Ёлка, подарки, картинки – зовём это всё Рождеством!

Звёздочки в небе сверкают, но ярче всех лишь одна.

О радости нам возвещает, о празднике Рождества.

В этот волшебный праздник всё наполняется вдруг

Верой, Надеждой, Любовью и светом добра вокруг!

Ведущий.

От рождества и до крещенья наступают святые дни – Святки.

Развесёлые Святки – хороводы и колядки!

А вы знаете, ребятки, что такое Святки?(ответы детей)

Что ж, придётся рассказать и, конечно, показать.
Те, кто знает, выходите и про Святки расскажите!

Дети средней группы рассказывают стихотворение
Праздник этот самый длинный, он веселый и старинный!
Наши предки пили, ели, веселились две недели.
От Рождества и до Крещения, приготовив угощенье,
Пели разные колядки, по дворам ходили в Святки.
Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас встретим мы его у нас!

Под музыку вбегает Скоморох

Скоморох.

Здравствуйте, красны девицы!

Здравствуйте, добры молодцы!

Здравствуйте, гости дорогие!

Дай, Бог, тому, кто в нашем дому,

Добрым хозяюшкам, дорогим гостям!

Наделил бы вас господь и живьём, и бытьём и здоровьицем!

Собирайся, чес­ тной народ, на гулянье!

Ряди­ тесь, берите трещотки! Да всей семьей спешите к на­ чалу!

Ото всех дверей, ото всех ворот к нам на праздник спеши!

Кто умеет хорошо трудиться, тот умеет и весе­ литься!

Эй, коляда, маляда, золотая борода!

Приходи, коляда, открываем ворота!

В зал входят дети подготовительной группы в костюмах

Рождественская колядка.

1. Как на улице мороз подмораживает нос,

Не велит долго стоять, велит скоро подавать!

Коляда, коляда, мы желаем вам добра!