Здоровьесберегающая деятельность в доу средствами создания психологического и эмоционального комфорта дошкольников. Взаимодействие педагога с воспитанниками как фактор их эмоциональной комфортности в школе

Всегда считалось, что самое безопасное и комфортное место для человека – его собственный дом, его семья. Однако факты ставят это утверждение под сомнение. Согласно статистике, приблизительно в 45% семей дети не только не находятся в безопасности, а даже наоборот – подвергаются родительской жестокости. И это только учтенные факты. Если же считать все угрозы, запугивания, шлепки и подзатыльники со стороны родителей и старших братьев и сестер, то почти каждый ребенок хоть однажды сталкивался с проявлением жестокости в семье.

Но ведь ребенок – это человек, хоть и маленький. Он нуждается в воспитании без насилия: ему нужны не окрики и наказания, а поддержка и мудрые советы родителей, не жестокое и злое обращение, а добро, забота и любовь. Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Дети учатся у нас поведению, манерам общения: крику, если мы кричим; грубости, если мы грубим; жестокости, если мы это демонстрируем.

Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребенку зачастую вызваны не виной ребенка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раздражением и т.д. Гнев, вылитый на ребенка, ничему его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает.

Душа ребёнка как белый лист. Вы когда-нибудь ругали своих детей злобно, невыдержанно? Возьмите чистый лист и вспомните всё негативное, сказанное в адрес сына или дочки («бестолочь», «неумеха», «тупица» и т.п.), при этом начинайте сгибать листок в хаотичном порядке, а после медленно разгибайте его, вспоминая хорошее, которые вы говорили детям. Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним!

Уважаемые родители, попробуйте проделать с Вашим ребенком несколько упражнений, которые позволят укрепить детско-родительские отношения:

  1. 1 . В течение дня (а лучше двух-трех дней) постарайтесь подсчитать, сколько раз вы обратились к нему с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько – с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не все благополучно, как может казаться на первый взгляд.
  2. 2 . Закройте на минуту глаза и представьте себе, что вы встречаете своего лучшего друга. Как вы показываете, что рады ему, что он вам дорог и близок? А теперь представьте, что это ваш собственный ребенок: вот он приходит домой из школы, и вы показываете, что рады его видеть. Представили? Теперь вам легче будет сделать это на самом деле и первым делом, до всяких других слов и вопросов. Хорошо, если вы продолжите эту общение в том же духе в течение еще нескольких минут. Не бойтесь “испортитъ” его в течение этих минут, это совершенно немыслимо.
  3. 3 . Обнимайте вашего ребенка не менее четырех раз в день (обычное утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются!).

Выполняя два предыдущих задания, обратите внимание на реакции ребенка, да и на свои собственные чувства.

  1. 4 . Почаще хвалите ребенка. Ошибаются те родители, кто думает, будто похвалой можно испортить ребенка. Напротив, похвала является для него своеобразным свидетельством того, что его любят и ценят. Как говорил К.Д.Ушинский: “Если Вам не за что похвалить ребенка – похвалите хотя бы его тапочки”.

Дорогие родители, обязательно старайтесь формировать у своего ребенка чувство уверенности в себе. Обсуждайте с ним различные жизненные ситуации, по ходу которых он поймет, что в затруднительные положения попадают практически все люди. И поэтому нет ничего удивительного в том, что определенные трудности встречаются и у него.

Помните, что правильный психологический настрой не создается одними лишь воспитательными беседами с ребенком. Гораздо важнее реальные поступки пап и мам, которые ясно показывают сыну или дочке, как следует себя вести в той или иной ситуации.

В заключение хотелось бы сказать, что у нас всех есть возможность выбора стиля воспитания. Но именно от Вас зависит, каким вырастет Ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не нравоучения и наказания.

Полякова Д.С.,

педагог-психолог
КГБУ СО Центр семьи «Минусинский»

Показатели и ключи интерпретации

Показатели

Номера высказываний

Адаптивность

4, 5, 9, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 72, 74, 75, 78, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98

Дезадаптивность

2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 69, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100

Лживость –

34, 45, 48, 81, 89

Лживость +

Принятие себя

33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96

Непринятие себя

7, 59, 62, 65, 90, 95, 99

Принятие других

9, 14, 22, 26, 53, 97

Непринятие других

2, 10, 21, 28, 40, 60, 76

Эмоциональный комфорт

23, 29, 30, 41, 44, 47, 78

Эмоциональный дискомфорт

6, 42, 43, 49, 50, 83, 85

Внутренний контроль

4, 5, 11, 12, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79, 91, 98

Внешний контроль

13, 25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77

Доминирование

Ведомость

16, 32, 38, 69, 84, 87

Эскапизм

17, 18, 54, 64, 86

Обработка и интепретация результатов теста

Интегральные показатели

    Адаптация : A=a/(a+b)*100%;

    Самопринятие : S=a/(a+b)*100%;

    Принятие других : L=1.2a/(1.2a+b)*100%;

    Эмоциональный комфорт : E=a/(a+b)*100%;

    Интернальность : I=a/(a+1.4b)*100%;

    Стремление к доминированию : D=2a/(2a+b)*100%;

Таблица для расчета баллов по шкале лживости

Лживость +

Лживость –

Это ко мне совершенно не относится

Мне это не свойственно в большинстве случаев

Сомневаюсь, что это можно отнести ко мне

Не решаюсь отнести это к себе

Это похоже на меня, но нет уверенности

Это на меня похоже

Это точно про меня

Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых – без скобок. Результаты до зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие , а после самого высокого показателя в зоне неопределенности – как высокие .

Шкала «адаптации» выявляет уровень приспособления человека к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Адаптивность – тенденции функционирования целеустремлённой системы, определяющиеся соответствием (несоответствием) между её целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами.

Шкала «дезадаптации» определяет незрелость личности, невротические отклонения, дисгармонии в сфере принятия решения, являющиеся результатом постоянных неуспешных попыток индивида реализовать цель или наличия двух и более равнозначных целей.

Шкала «лживости» определяет уровень искренности испытуемого в ситуации обследования. Результаты по рассматриваемой шкале подлежат анализу в первую очередь.

Шкала «приятия себя» выступает как результат самооценки индивида, определяет степень удовлетворённости личности своими характеристиками.

Шкала «неприятия себя» выявляет степень неудовлетворённости индивида своими личностными чертами.

Шкала «приятия других» говорит о степени (уровне) потребности личности в общении, взаимодействии, совместной деятельности.

Шкала «неприятия других» противоположна по содержанию предыдущей шкале.

Шкала «эмоциональный комфорт» выявляет степень определённости в своём эмоциональном отношении к происходящей действительности, окружающим предметам и явлениям.

Шкала «эмоциональный дискомфорт» измеряет неопределённость в эмоциональном отношении (неуверенность, подавленность, вялость и т.п.) к окружающей социальной действительности.

Шкала «внутренний контроль» и шкала «внешний контроль» определяют предрасположенность индивида к определённой форме локуса контроля (интернальность и экстернальность). Если ответственность за события, происходящие в жизни человека, принимаются в большей мере на себя, то результаты деятельности объясняются своим поведением, характером, способностями. Данная предпозиция говорит о наличии у индивида внутреннего, интернального контроля. Если же доминирует склонность приписывать причины происходящего внешними факторами (окружающей среде, судьбе или случаю), то это свидетельствует о наличии у индивида внешнего (экстернального) контроля.

Шкала «доминирование» выявляет уровень стремлений к лидерству, руководству в решении задач, зачастую личностно значимые задачи решаются за счет окружающих.

Шкала «ведомость» определяет уровень стремлений быть подчинённым, выполнять поставленные кем-то задачи.

Шкала «эскапизм (уход от проблем)» определяет уровень избегания проблемных ситуаций, уход от них.

Наиболее репрезентативными характеристиками личности, которые в наибольшей степени дифференцируют выборку, являются интегральные показатели «адаптация», «самоприятие» и «приятие других».

    Демахина Анастасия Валерьевна. 27 лет.

Показатели

Номера высказываний

Адаптивность

Дезадаптивность

Лживость –

Лживость +

Принятие себя

Непринятие себя

Принятие других

Непринятие других

Эмоциональный комфорт

Эмоциональный дискомфорт

Внутренний контроль

Внешний контроль

Доминирование

Ведомость

Эскапизм

Интегральные показатели:

Интерпретация: В результате проведения опросника, выяснили, что у Анастасии Валерьевны: показатели эмоционального комфорта, внутреннего и внешнего контроля находятся выше нормы показаний, все остальные показатели находятся в пределах норм показаний. Самоприятие у Анастасии Валерьевны находится на достаточно высоком уровне, как и адаптация, и эмоциональная комфортность. Принятие других, стремление к доминированию и интернальность находятся чуть выше средней отметки.

    Анонимно.

Показатели

Номера высказываний

Адаптивность

Дезадаптивность

Лживость –

Лживость +

Принятие себя

Непринятие себя

Принятие других

Непринятие других

Эмоциональный комфорт

Эмоциональный дискомфорт

Внутренний контроль

Внешний контроль

Доминирование

Ведомость

Эскапизм

Интегральные показатели:

Интерпретация: В результате проведения опросника, выяснили, что у пациентки: показатели эскапизма и лживости – чересчур низкие, показатель принятие других – выше среднего, все остальные показатели находятся в норме данных показателей. А так же можно сказать, что у пациента Адаптация, самопринятие и принятие других находится на достаточно высоком уровне, Эмоциональная комфортность и контроль так же находятся на высоком уровне, а стремление доминировать чуть выше среднего значения.

    Майорова Надежда Николаевна. 29 лет.

Показатели

Номера высказываний

Адаптивность

Дезадаптивность

Лживость –

Лживость +

Принятие себя

Непринятие себя

Принятие других

Непринятие других

Эмоциональный комфорт

Эмоциональный дискомфорт

Внутренний контроль

Внешний контроль

Доминирование

Ведомость

Эскапизм

Интегральные показатели:

Интерпретация: В результате проведения опросника, выяснили, что у пациентки: показатели эскапизм, ведомость – в пределах норм данных значений, показатели доминирование, внутренний контроль, эмоциональный комфорт, принятие других, принятие себя и адаптивность – выше норм данных показателей, все остальные показатели чрезвычайно низкие. По интегральным показателям можно отметить, что все показатели выражены достаточно высоко.

    Бездомникова Людмила Николаевна. 53 года.

Показатели

Номера высказываний

Адаптивность

Дезадаптивность

Лживость –

Лживость +

Принятие себя

Непринятие себя

Принятие других

Непринятие других

Эмоциональный комфорт

Эмоциональный дискомфорт

Внутренний контроль

Внешний контроль

Доминирование

Ведомость

Эскапизм

Интегральные показатели:

Интерпретация: В результате проведения опросника, выяснили, что у пациентки: показатели ведомость, внешний контроль, эмоциональный дискомфорт, непринятие других, непринятие себя, лживость и дезадаптивность находятся ниже среднего уровня и считаются чрезвычайно низкими. Показатели адаптивность, принятие себя, принятие других, внутренний контроль – высокие. Эмоциональный комфорт, доминирование и эскапизм находятся на уровне средних значений. Интегральные показатели адаптации, принятия других, интернальности, самопринятия и эмоциональной комфортности находятся на высоком уровне, а стремление к доминированию чуть перешло середину данного значения.

    Онищенко Сергей Васильевич. 55 лет.

Показатели

Номера высказываний

Адаптивность

Дезадаптивность

Лживость –

Лживость +

Принятие себя

Непринятие себя

Принятие других

Непринятие других

Эмоциональный комфорт

Эмоциональный дискомфорт

Внутренний контроль

Внешний контроль

Доминирование

Ведомость

Эскапизм

Интегральные показатели:

Интерпретация: В результате проведения опросника, выяснили, что у пациентки: показатели лживости чрезвычайно низки, показатели эмоционального комфорта и внешнего контроля на высоком уровне, все остальные показатели находятся в пределах норм данных значений. Интегральные показатели интернальности очень низкие, показатели адаптации, принятия других, самопринятие, эмоциональный комфорт находятся выше средних значений, что указывает на их высокий уровень, а значение стремление к доминированию находится чуть выше средней отметки.

Что такое "эмоциональный комфорт"? В словаре Ожегова слово "комфорт" определяется бытовыми удобствами, словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук определяет "комфорт" (англ. comfort), как комплекс максимально благоприятных для субъекта условий внешней и внутренней среды, включающий и факторы психологические. Т. е. эмоциональный комфорт для ребенка в детском саду определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствия напряжения психических и физиологических функций организма.

Общая атмосфера и настрой группы определяются, несмотря на индивидуальные особенности детей, взрослыми. Можно выделить критерии, составляющие эмоциональный комфорт ребенка в ДОУ.

1. Спокойная эмоциональная обстановка в семье.
Эмоциональная стабильность и отсутствие психологического напряжения у ребенка в семье, оказывает большое влияние на психологический комфорт в доу. Уверенность в любви, уважение и понимании близких настраивает ребенка на открытые, доброжелательные отношения с педагогами и сверстниками в детском саду. Задача педагога - изучение психологической обстановки в семье через анкетирование, мониторинги; а также учитывание индивидуальных особенностей каждой семьи.

2. Распорядок дня.
Для дошкольника важно, чтобы распорядок жизни был стабильным. Ребенок, который привык к определенному порядку, более уравновешен. Он представляет себе последовательность занятий, смену видов деятельности в течение дня и заранее настраивается на них. Обстановка спокойной жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов взрослых - необходимые условия нормальной жизни и развития детей. В течении дня ни педагог, ни дети не должны чувствовать напряжения от того, что они что - то не успевают и куда - то спешат. Главными компонентами режима по ФГТ являются еда, сон и прогулка не менее 2 часов, остальные моменты могут варьироваться с учетом возраста и программных задач.
Для маленького ребенка еда - важное занятие. Никогда, ни в какой ситуации взрослые не имеют права насильно кормить детей, заставлять их съесть что - либо.
Дети имеют право на собственные вкусы и предпочтения в еде, выявление которых, предполагает работа с семьей по определению индивидуальных особенностей каждого ребенка. У ребенка должно оставаться право не есть то, что они не любят или не хотят в данный момент. Единственное условие - это договоренность с родителями о возможности исключения каких-то блюд. Многие взрослые хорошо помнят, как омрачала их детство необходимость съедать ненавистные пенки или курицу с кожей. Ведь став взрослыми, люди сохраняют и позволяют себе многие предпочтения в еде, и никто их за это не порицает.

При укладывании спать дети нуждаются в ласке, внимании и заботе. Пробуждение должно происходить в спокойной обстановке, без спешки. Обязательным является нахождение воспитателя или помощника воспитателя в группе во время сна.

Прогулка - главное условие здоровья детей. Проведение занятий в помещении за счет сокращения времени прогулки категорически не допустимо. Прогулка должна проводиться в соответствии с требованиями и сохранением всех частей и активности педагога.
Дети должны иметь в любое время свободный доступ к чистой питьевой воде и туалету.

3. Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды: соответствие возрасту и актуальным особенностям группы; доступность игрушек, не раздражающее цветовое решение интерьера, и проч.;

4. Стиль поведения воспитателя.
Пребывание в группе 20 - 25 сверстников в течение целого дня - это большая нагрузка на нервную систему ребенка. Как же создать спокойную обстановку?
Прежде всего, воспитатель сам должен быть спокоен и доброжелателен. Необходима ровная манера поведения с детьми. Педагогу необходимо отслеживать свое психологическое состояние, для предотвращения агрессивных вспышек и апатичной усталости. Недопустимость психологического давления на детей и грубости с ними. Никакие успехи в развитии не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:

Ничему меня не научит
То, что тычет, талдычит, жучит…

Старайтесь говорить не громко и не слишком быстро. Жестикулировать - мягко и не слишком импульсивно. Следите за уровнем шума в группе: слишком громкие голоса детей, резкие интонации создают отрицательный фон для любой деятельности. Мягкая, тихая, спокойная музыка, напротив, успокаивает. Не торопитесь давать оценку чему бы то ни было: поступкам, работам, высказываниям детей - «держите паузу».
Можно выделить несколько простых общих правил, которые помогут установить добрые взаимоотношения с детьми и заслужить их доверие и признательность (приложение 1).
Огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка, формирование его личности оказывает умение педагога создавать ситуации успеха каждому ребенку. Этому способствует включение ребенка в праздники, спектакли. Даже самая незначительная роль дает уверенность ребенку в собственной значимости, повышает самооценку. Доверие ребенка к взрослым и личностная стабильность нарушаются, если ребенок «остается за бортом» группового публичного выступления. Это - важнейшее условие доверия ребенка ко взрослым в детском саду и ощущения общего психологического комфорта.

5.Добрые традиции
Необходимым условием душевного благополучия является уверенность ребенка в том, что воспитатель относится к нему так же справедливо и доброжелательно, как и ко всем остальным, что его считают таким же ценным и нужным членом группы, как и других детей.
В каждодневной жизни постоянно возникают ситуации, когда кому - то делают больше замечаний, кого - то чаще хвалят и т.п. Это может создавать у детей ощущение, что воспитатель относится к ним неодинаково. Чтобы донести до каждого ребенка, что его ценят наравне со всеми, желательно ввести в жизнь группы некоторые традиции и строго придерживаться твердых принципов в собственном поведении.

Замечательная традиция отмечать дни рождения детей. Необходимо подготовить единый сценарий, который будет одинаково воспроизводиться при чествовании каждого именинника (традиционную хороводную игру - например, "Каравай"; разучить с детьми величальные песенки для мальчика и для девочки).
Можно ввести еще один обычай - "Круг хороших воспоминаний". Это мысленное возвращение к прошедшему дню с целью отметить все положительное, чем отличился каждый ребенок. Во второй половине дня, например, перед прогулкой воспитатель предлагает всем детям сесть вокруг него, чтобы поговорить "о хорошем". Затем необходимо коротко рассказать, что - нибудь хорошее о каждом ребенке. Это не обязательно должны быть какие - то невероятные подвиги или немыслимые добродетели. Достаточно сказать, что Катя сегодня быстро оделась, Петя сразу заснул и т.д. Самое главное, что каждый ребенок услышит о себе что - то положительное, а остальные поймут, что у всех есть какие - то достоинства. Постепенно это создает в группе атмосферу взаимного уважения и развивает самоуважение у каждого ребенка. Эту традицию можно вводить уже со второй младшей и средней (3 г. - 4 г. 6 мес.) группы.

В старшем возрасте у детей большая познавательная активность, зачастую мы просто не успеваем ответить на все детские вопросы, отмахиваясь от детей. Очень хороша традиция «Вопросительного места»: стул, на котором наклеен знак вопроса, ребенок садится на этот стул, показывая, что возник вопрос, задача воспитателя обязательно уделить внимание ребенку, находящемуся на "вопросительном месте".

Дети очень любят заниматься своим делом за общим столом. Вместе с детьми можно сдвинуть столы и пригласить нескольких детей полепить, порисовать. Немедленно к ним присоединяются еще многие дети. Каждый будет лепить, рисовать, строить что - то свое, так, как он хочет. Но у всех будет приятное ощущение спокойной работы рядом с другими. Кроме того, дети могут заимствовать друг у друга и у воспитателя идеи или способы их реализации. Эти моменты спокойного и бесконфликтного общения так же способствуют созданию дружелюбной атмосферы в группе.

Не нужно забывать и о работе с родителями, только совместными усилиями можно создать благоприятный психологический климат для ребенка. Примерами могут являться дневники успехов, шкатулки добрых дел, ромашки успехов на шкафчике в конце дня и т.п.

Атмосфера эмоционально комфорта для ребенка создается психологическим пространством безопасной среды , которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, т.к. в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на творчество. Созданию психологического комфорта способствуют:

  • - работа с природными материалами - глиной, песком, водой, красками, крупой; арттерапия (лечение искусством, творчеством) - увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций;
  • - музыкальная терапия - регулярные муз.паузы, игра на детских муз.инструментах. Положительное влияние на развитие творчества, на стабилизацию эмоционального фона оказывает музыка Моцарта (и стихи Пушкина - «золотое сечение»);
  • - предоставление ребенку максимально возможных в его возрасте самостоятельности и свободы.
  • Эмоциональное состояние педагога непосредственно влияет на эмоциональный фон группы и психологический комфорт каждого ребенка (памятка 2)