Обыгрывание дорожно-транспортных ситуаций. Моделирование проблемно-игровых ситуаций для социально-эмоционального развития дошкольников

А сегодня разберем, как играть с детьми разного возраста, чтобы игра развивала. Также разберем, какие игрушки нужны детям, и какие из них действительно развивающие?

Многие мамы задают вопрос, а где взять сюжет для игр?

Бытовые сюжеты, то, что ребенок делает сам: ест, гуляет, купается и т.д. Такие игры будут интересны маленьким детям с 1 года до 2,5. Может быть до 3 — 3,5 лет.

А с 3,5 лет ребенок уже не хочет быть самим собой в игре, он хочет быть взрослым и действовать как взрослый. И нам нужны другие ситуации, в которых на ребенка действуют другие люди. Вспоминаем куда мы ходим с ребенком: в детский сад, в поликлинику, в магазин и т.д. И эти ситуации можно обыгрывать с детьми.

Кроме этого можно обыгрывать ситуации, которые видит ребенок в мультфильмах, которые мы читаем в сказках или просто увидели на улице.

Какие нужны игрушки? Какие игрушки развивают?

1. Сюжетные игрушки

Сейчас в магазинах все больше появляется игрушек – точных копий предметов. Например, плита, у нее и ручки крутятся, и включается подсветка и т.д.

И есть другие сюжетные игрушки – это игрушка-прототип. Где узнаваемы общие черты предмета, но все детали сделаны по минимуму. Много действовать с ним нельзя.

Какая игрушка будет больше развивать детей? Конечно игрушка-прототип! Потому что с игрушкой точной копией ребенок будет нажимать на клавиши, передвигать рычажки, т.е. взаимодействовать с предметами. А цель игры передавать взаимоотношения! Т.е. такая игра будет переводить ребенка на более низкий уровень игры. Ребенка будет занимать действия с плитой, а не сюжет игры!

А если мы сделаем самодельную плиту, например, из коробки, такая игрушка более развивающая. Потому что не отвлекает внимание ребенка от игры, она не мешает придумывать сюжет, развивать взаимоотношения!

Поэтому развивающая игрушка – это не копия предмета, это прототип.

Еще один пример. Мальчику купили крепость, полностью копию настоящей крепости с рыцарями, пушками, флагами и т.д. Сначала он с жадностью накинется на нее, будет все рассматривать, хвастаться друзьям, но вскоре интерес ослабнет, так как за него уже все придумано! И он начинает просить следующий дополнительный набор к этой крепости «Мама купи, и я так здорово заиграю!». Получается, что все зависит от того купят ему игрушку или нет. Ребенок зависит от внешних факторов.


А если ту же самую крепость сделать самим или купить игрушку – прототип. Здесь нет персонажей, их надо придумать и сделать своими руками или найти в других игрушках. Она не определена по эпохе, в такой крепости может жить кто угодно, хоть Кот в сапогах! Если чего-то не хватает, можно всегда взять конструктор и достроить. И этот ребенок знает, что если ему чего-то в игре не хватает, он это сделает или найдет в других игрушках. Кто хозяин в жизни и в игре? Этот ребенок! В жизни он не чувствует себя зависимым, он чувствует себя творцом.

Получается игрушки копии – это скорее коллекционные игрушки, а не развивающие.

2. Также для игры ребенку понадобится много предметов заместителей, т.е. в свободном доступе у детей должны быть: палочки, камушки, ракушки, листики, коробки и т.д. Например, палочку в игре можно использовать, как ложку, градусник, шприц и т.д. Мы разбиваем стереотип и развиваем у ребенка творческое воображение.

Как играть с детьми разного возраста?

Дети до 1 года

1. Играет мама, малыш реагирует. Играть можно в , разыгрывать роли, различные действия.

2. От 6 до 15 месяцев. Играет все еще мама, но игра полноценная. Т.е. мы закладываем основу, на которой потом разовьется игра. Например, игра «Сорока-ворона», в ней есть роли: сорока и детки (наши пальчики), есть действие: кашу варила, деток кормила (загибаем пальчики), есть воображаемое действие: как будто ворона что-то делает. Давая детям такие воображаемые потешки ((ехали-ехали в ямку бух!) мы же на самом деле не едем, но это уже воображаемая ситуация, как будто мы едем и как будто мы упали в яму), мы развиваем ребенку воображение.

Также в этом возрасте ребенок осваивает действия, мы даем ему ложку, он начинает пить из чашки и т.д. Мы начинаем играть в простые игры, катай мяч, на куклу, дай мишку. И вот эти действия, которые делает ребенок в первый год – это те действия, которые он будет делать потом с куклами, мишками. Игра начнется именно с этого.

Ребенок от 1,3 (4) – 1,8 (10 мес)

В этом возрасте ребенок уже почти играет, здесь очень важно начать правильно играть с ребенком, дать ему толчок к творческой игре.

Знакомим с куклой (глазки, ротик, носик, кукла ходит, кукла пляшет, сидит и т.д.). Но показываем ребенку всю ситуацию, а не одно действие! Например, кормим куклу ложкой. Такое действие ребенок повторит и сам, и играя с ним, таким образом, мы не дадим ему толчка в развитии. А нам надо стимулировать фантазию и игру ребенка, как это сделать?

Мы должны показать всю ситуацию. Например, Смотри, наша кукла Катя пришла, села на стульчик, кушать хочет, давай ее покормим? Давай наденем ей фартучек и надеваем. А это каша, ой она горячая, ну-ка я ее помешаю. Все равно горячая, давай на нее подуем. Дуем вместе с ребенком. Смотри, вроде бы каша уже остыла, давай попробуем. На тебе Катя ложечку, кормим Катю. Теперь можно снять фартучек.

Мы показали всю ситуацию ребенку, он сам бы не догадался так играть. Сам бы он покормил куклу с ложки и на этом игра бы закончилась. А мы ему дали толчок к творческой игре.

Таким образом, можно обыгрывать простые ситуации из жизни ребенка, все, что с ним происходит.

И смотрите, чему мы еще учим ребенка в такой игре, мы учим его воображать, ведь он кормит кашей куклу, а каши в тарелке-то нет.

И еще одна особенность игры детей до 1,10 г. Взяв одно действие они будут его повторять со всеми игрушками, которые попадаются им на глаза. Т.е. если он начал кормить, то он покормит все игрушки, которые находятся в доступе. Поэтому игрушки должны быть в свободном доступе.

С 1,10 до 2-х лет

1. Учимся пользоваться предметами-заместителями. Палочка= градусник, ложка, указка, шприц. Кубик= шоколадка, мыло, тортик и т.д. Таким образом, мы развиваем образное мышление ребенка. Важное правило, в одной игре использовать только один заменитель.

Например, кормим опять куклу Катю, говорим диалог, как я приводила выше, а потом произносим фразу, ой а ложки то нет! (Ложки игрушечные надо убрать, а положить палочку). Что же нам делать? Смотри, у нас есть палочка, давай она будет как будто ложка. И начинаете палочкой кормить куклу.

2. Использовать комментирование. Т.е. ребенок играет сам, а вы что-то делаете (свои дела). Например, ребенок играет грузовиком, возит на нем кубики с одного места на другое и игра повторяется. Ребенок застрял в сюжете и ему надо помочь. Вы просто говорите: твоя машина наверно за кирпичами поехала, будет наверно дом строить? Ребенок сразу же этот замысел воплощает в жизнь и начинает строить дом. При таком комментировании вы можете увеличить длительность игры ребенка.

3. Сюжеты для игр берем бытовые или сюжеты из книг.

К двум годам такой ребенок будет изображать не одно действие в своих играх, а последовательность действий и сам будет использовать заместители.

С 2-х до 3-х лет

Ребенок уже в большей степени почти играет. Для него характерно: изображать последовательность действий, но неправильно. Например, он может сначала накормить куклу, а потом ей помыть руки. Наша задача подсказать правильность действий, но не требовать правильность выполнения.

С 2,5 лет ребенок начинает принимать на себя роль. Я — доктор, я — мама. И важно в этом возрасте играть в диалоги: Врач и пациент, мама и дочка и т.д. Но если с малышами говорили в основном мы, то сейчас должен быть диалог с ребенком.

Учим взаимодействовать с другими детьми. Для этого учим играть с партнером, например, ребенок играет в кубики, а вы говорите, давай вместе строить башню, ты один кубик поставишь, а я второй. Ребенок усвоит, что так можно играть с партнером.

К трем годам ребенок овладевает ролью в действии, повторяет с другими детьми те игры, которые вы ему показали, сам в игре использует заместители, он ведет диалог с игрушками.

С 3-х до 4-х лет

Главное в этом возрасте роль и ролевая игра. Но если ребенку не помочь, то он сам не переходит на эту ступеньку! Т.е. он так и будет повторять диалоги, которые вы с ним разыграли, и не будет придумывать сам сюжеты. Как ему помочь?

Для ребенка 3-х лет главное в игре быть как взрослый, поэтому в парной ролевой игре ему следует отдавать главную роль. В паре мама –ребенок, он будет мамой, в паре доктор – пациент будет доктором, водитель — пассажир.

И чтобы ребенок взял на себя главную роль, ему нужен предмет, который ему поможет. У врача – это сумка доктора или шапочка с красным крестом, для водителя – это руль, который ему поможет.

Как же играть? Ребенок взял главную роль, а мы побочную, но из этой побочной роли мы начинаем толкать игру вперед, мы ведем диалог, задавая вопросы ребенку. И получается вроде бы у него роль главная, но вы постоянно спрашиваете ребенка, что дальше в игре. И ребенку приходится придумывать сюжеты.

Также в этом возрасте очень важно научить разговаривать в игре со сверстниками. И очень хорошо в этом помогает игра «Телефонный разговор», т.е. ребенок из своей роли должен поговорить по телефону, например, пациент звонит доктору и т.д. Очень хорошо играть в такую игру с детьми, которые плохо говорят или с детьми молчунами, которые играют молча. Ведь при игре по телефону жестами не обойдешься, хочешь, не хочешь надо говорить.

О том, как играть с детьми после 4 лет, мы с вами поговорим в следующей статье! Подписывайтесь на обновления сайта, чтобы ничего не пропустить!


Иногда родителям трудно найти общий язык со своими детьми, так что общение с ними превращается в бесконечные споры и конфликты. Психологи же утверждают, что если изменить поведение взрослого по отношению к отпрыску, то огромного количества проблем в воспитании может и не возникнуть. Как тогда взаимодействовать с ребенком, чтобы избежать многочисленных конфликтов с родителями и сверстниками?

Правила активного слушания

Не всегда даже школьник может точно выразить свои чувства, если он потерпел неудачу, поссорился с кем-то, обиделся, устал или когда с ним поступили несправедливо. Что уж говорить про дошкольника! Но подобные ситуации могут стать причиной конфликтов и трудностей во взаимодействии со сверстниками. Родителям в таком случае необходимо услышать свое чадо, показать, что они знают о его проблемах, помочь озвучить его переживания. В психологии этот способ называется «активное слушание».

Возвращать в разговоре то, что вам поведал ребенок, обозначая при этом его чувства, – это и есть активно его слушать. Есть несколько основных правил общения с детьми с помощью активного слушания.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Маленькие манипуляторы: как реагировать на уловки ребенка? 10 наиболее удачных детских фраз

Как правильно обсуждать поведение ребенка?

Итак, вы выслушали ребенка, но это совершенно не означает, что вы добились решения конфликта. С помощью активного слушания вы всего лишь показали, что не безучастны к его проблемам. Теперь же нужно эти самые проблемы с поведением решить.

Допустим, вам сообщили о конфликте вашего отпрыска с одноклассником (одногруппником). Не начинайте серьезный разговор, когда он расстроенный и уставший пришел из школы (детского сада). Пусть он сначала отдохнет, пообедает, а уже потом приступайте к беседе. Если вы сами вернулись накрученная (к примеру, с родительского собрания), отдохните немного и переключитесь на что-то другое.

  • Находите плюсы

Вы любите, когда вас критикуют? Вот и дети чувствуют при замечаниях обиду и раздражение. И все же критиковать неправильные поступки ребенка необходимо. «Подсластите» свои не очень приятные слова небольшой, по возможности искренней похвалой. Например: «У тебя замечательный голос, но нельзя петь за обедом в детском саду», «Ты очень хорошо управляешься с мячом, но играй, пожалуйста, в футбол не в классе, а на поле» или «Я рада, что ты честна со мной. Однако когда в следующий раз пойдешь в гости, спроси у меня разрешения».

  • Предложите выбор

Почему чадо так активно сопротивляется вашим указаниям? Психологи отвечают: это его естественная тактика отстаивания собственной независимости. Чтобы избежать конфликтов, предложите детям выбор. Например: «Что ты хочешь на обед: кашу или макароны?», «Ты помоешь посуду или погуляешь с собакой?» или «Ты сама наденешь платье, или тебе помочь с пуговицами?»

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Предоставляя ребенку выбор, вы позволяете ему думать и размышлять самостоятельно. Возможность альтернативы способствует повышению детской самооценки. При этом взрослые, с одной стороны, сохраняют контроль над поступками отпрыска, а с другой – удовлетворяют его потребность в независимости.

  • Обратитесь за решением проблемы к детям

Эта необычная тактика особенно эффективна с детьми младшего школьного возраста, так как они хотят большей ответственности. Спросите у ребенка: «Милый, ты много времени тратишь на просыпание и одевание по утрам. Из-за этого ты почти каждый день опаздываешь к первым урокам. Да и я не успеваю на работу. Думаю, что необходимо с этим что-то делать. А ты какое решение этой проблемы можешь предложить?»

Подобный вопрос заставляет детей почувствовать себя ответственными и взрослыми людьми. Они понимают, что и у родителей не всегда есть готовые ответы на любую проблему. Ждите от них множество предложений!

  • Расскажите о своих чувствах

Говорите с детьми о том, что чувствуете: «Меня категорически не устраивает, как ты разговариваешь со мной. А тебе бы хотелось, чтобы на тебя кричали?» Дети старше пяти лет буквально захвачены идеями справедливости, так что обязательно поймут вашу точку зрения, если, конечно, вы не скажете ее в пылу ссоры. Успокоившийся ребенок – самый ярый защитник и сторонник золотого принципа: «Поступай так, как желаешь, чтобы поступали с тобой».

  • Не сравнивайте с другими детьми

И самое главное – никогда (тем более в расстроенных чувствах) не сравнивайте своего отпрыска с другими, воспитанными и примерными, по вашему мнению, сверстниками. В вашем ребенке есть то особенное качество, которое отличает его от всех остальных детей. А если уж назрела необходимость сравнения, делайте это, соотнося прошлое его поведение с настоящим.

Вы можете скачать с нашего Яндекс диска Памятку для родителей — 21 способ избежать конфликта и наладить отношения с ребенком

Экология жизни:Наши представления об идеальном времяпрепровождении на свежем воздухе с ребенком не слишком совпадают с повседневной объективной реальностью. Так уж устроены наши малыши, что чинные прогулки за ручку их совсем не устраивают

«Мы отлично играли вчера на детской площадке!» – делится впечатлениями соседка. «Вы уже гуляли сегодня?» – интересуется бабушка. «Не поехать ли нам в выходные в парк подышать воздухом?» – строит грандиозные планы отец вашего чада. Вы только вздыхаете: обычная прогулка быстро превращается из удовольствия в серьезное испытание для всех участников.

Возможно, ваши представления об идеальном времяпрепровождении на свежем воздухе с ребенком не слишком совпадают с повседневной объективной реальностью. Так уж устроены наши малыши, что чинные прогулки за ручку их совсем не устраивают. Почему на улице дети ведут себя не так, как нам хотелось бы, и как свести количество конфликтов к минимуму?

Ситуация 1: Ни минуты покоя

Ваш малыш в восторге от самого факта выхода из дома. Не так уж важно, куда вы собираетесь – в ближайший двор покачаться на качелях или в супермаркет за продуктами, заплатить за квартиру или навестить бабушку, – ребенок кипит энергией. Вас уже замучила эта его способность не останавливаться ни на минуту, постоянно бежать куда-то, все ронять и трогать руками то, что он не смог уронить. Вы устали отвечать на бесконечные вопросы. Вы просто предпочли бы, чтобы ребенок остался дома и дал вам возможность сделать все запланированные дела без суеты. Иначе вы снова и снова не можете сосредоточиться, а только и делаете, что ловите, отряхиваете, одергиваете, призываете к тишине и извиняетесь перед окружающими. Но малыш так просит взять его с собой, обещая вести себя хорошо...

Что делать? Четко определить правила и оговорить их заранее. «В большом магазине есть опасность потеряться, поэтому или сиди в тележке, или держись за нее»; «Чужих собак нельзя трогать – они могут укусить»; «Рядом с дорогой и на пешеходном переходе идем только за руку с мамой». Перед выходом из дома выберите время, когда малыш спокоен и способен воспринимать информацию, и спокойно объясните, какого поведения вы ждете от ребенка: «На улице будет много людей и машин. Пожалуйста, старайся слушать, что я тебе говорю, не мешай другим и помни о том, что может быть опасно».

Напомните, что всему свое время: дома или на детской площадке ребенок может шуметь и веселиться сколько угодно, а на улице и в магазинах придется быть послушным и контролировать свое поведение. Конечно, все эти условия вы должны повторять бесконечное количество раз в течение месяцев и лет, но рано или поздно ваше терпение будет вознаграждено.

Дополнительный способ:

Заранее дайте ребенку задание: например, посчитать красные машины или запомнить, каких собак вы встретили по дороге. Напоминайте о задании и наслаждайтесь пятиминуткой тишины.

Ваш еще вчера послушный малыш отказывается идти за руку? Ничего удивительного, у него начался очередной этап взросления. Правила поведения на улице вам придется повторять ребенку бесконечное количество раз.

Ситуация 2: Малыш плачет на улице

Пронзительный визг вашего малыша уже узнают все соседи. Он капризничает посреди улицы и норовит улечься на асфальт, он спорит с вами по любому поводу и кричит, что он уже не маленький. А вы всего лишь попросили его оставить дома два танка и ограничиться бульдозером и бетономешалкой. Просьба «Дай руку, впереди дорога» вызывает бурное негодование, а предложение покачать на качелях младшего братишку – крики, что он не хочет иметь с братцем ничего общего. Дележ игрушек в песочнице принимает угрожающие масштабы.

Что делать? Будьте логичны и последовательны в объяснениях: того, кто кричит, визжит и валяется, физически сложно услышать и понять, а уж тем более помочь ему. Твердо попросите ребенка внятно рассказать, что его беспокоит. Пообещайте решить эту проблему и не забудьте выполнить обещание: игрушки могут ходить с вами на прогулку в порядке очереди, а младший брат – принять участие в интересной для всех подвижной игре. И в конце концов не используйте фразу «Ты еще слишком маленький, чтобы…» Но все-таки покажите ему, что вокруг полно и более взрослых детей, которые ходят с родителями за руку и не считают это чем-то ужасным.

Перед выходом на оживленную детскую площадку еще раз проговорите с ребенком правила: «Нельзя убегать, драться и отнимать чужое; если чего-то очень хочется, надо сначала об этом сказать, а не плакать».

Дополнительный способ:

Дома, до прогулки, попросите ребенка подать вам знак, если ему захочется покричать: например, поднять руку повыше или высунуть язык. Потренируйтесь вместе.

Ситуация 3: Ребенок устает в магазинах

Обычно в начале похода по магазинам все идет довольно хорошо: ребенок спокойно идет рядом с вами, не ноет и не просит побыстрее закончить мероприятие. Но уже через 5–10 минут поведение малыша кардинально меняется: ему становится скучно. А это значит, что можно побегать от мамы, спрятаться среди банок зеленого горошка или вдоволь поползать по свежевымытому полу. А еще можно каждые полминуты спрашивать: «Мама, уже все?» Конечно, его можно понять: в покупке салфеток и ветчины нет ничего захватывающего. Все это на фоне очередей и необходимости ничего не забыть сильно действует вам на нервы.

Что делать? Чтобы избежать такого развития событий, дайте ребенку возможность полноценно участвовать в процессе: понести пакет с ценным содержимым, выбрать себе хлопья на завтрак или потолкать тележку. На кассе предложите ему выложить продукты. Малыш почувствует себя по-настоящему полезным и забудет о своем недовольстве и желании бегать по магазину.

Дополнительный способ:

Назначьте ребенка главным по сегодняшнему походу в магазин. Пусть он подготовится еще дома: выяснит, какие продукты нужно купить, напишет или нарисует список необходимого, а в магазине возьмет на себя контроль за закупками и командование упаковкой продуктов.

Ситуация 4: Маленький беглец

Только что он был тут, а теперь… Это может случиться в любом месте: ребенок первым выбежал из подъезда или в магазине решил рассмотреть что-то, не предупредив вас. Особенно тяжело следить за его передвижениями, если вы одновременно должны заниматься младшим ребенком. Вы уже всерьез подумываете о сигнальном чипе, чтобы не вздрагивать каждый раз, снова не обнаружив его макушки рядом.

Что делать? Вы нашли его? Сохраняйте спокойствие. Отругать, конечно, можно, но постарайтесь найти баланс между собственными эмоциями и уверенным объяснением, почему так никогда нельзя делать. Когда первое напряжение спадет, подробно объясните причины вашего гнева: «Оставаться одному в незнакомом месте опасно»; «Нельзя выходить из машины первым – так можно попасть под другие машины». В любом случае, когда ваш ребенок подвергает себя риску из-за непослушания, нужно на это реагировать.

Дополнительный способ:

В ситуации, когда вы вынуждены отвлечься от ребенка, например оплатить покупки или заполнить квитанцию, попросите его как можно громче петь песню или рассказывать стихотворение – легче будет отследить его передвижения. Введите «правило паровозика»: заходить в лифт и выходить из подъезда, только держась друг за друга, а самый ответственный идет первым (конечно, это будет ваш малыш) и указывает дорогу.

Сохраняйте баланс между собственными эмоциями и объяснениями, почему убегать от родителей ни в коем случае нельзя.

Ситуация 5: Маленький попрошайка

На улице ребенок просит киндер-сюрпризы, леденцы и чипсы, в магазине – раскраску, машинку. Вы бы и не против порадовать его, но, во-первых, у вас свои планы, а во-вторых, не хотелось бы поощрять нытье и жадность.

Что делать? Обсуждать заранее и в подробностях план прогулки. Планируйте расходы вместе с ребенком: «У нас есть деньги на необходимые продукты, мы все купим и проверим: если что-то останется, мы сможем выбрать еще что-нибудь вкусное для всех». По возможности носите с собой на прогулку что-то перекусить: сушку, разрезанное яблоко или пакетик сока. Вполне возможно, что малыш действительно проголодался, а яркие обертки в витрине усилили чувство голода.

Дополнительный способ:

Выделите один день в неделю, чтобы купить во время прогулки что-то приятное на выбор ребенка, но ограничьте сумму. Если малыш еще не знаком с цифрами, придется ему помочь сопоставить доступное количество денег и цену желаемого: «У нас есть 30 рублей, эти леденцы стоят 10 рублей, а наклейки – 25, что тебе больше нравится?» опубликовано

ЭТИКЕТ

для дошкольников старшего возраста.

Решение проблемных игровых ситуаций детьми.

Отяшкина Валентина Павловна,

высшей

квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 363»

г. Перми

Цель: Формировать способы социального поведения дошкольников в различных ситуациях, через решение поведенческих проблемных игровых ситуаций,

Задачи:

    Учить детей правильному поведению в социуме.

    Развивать способности к самооценке, саморегуляции поведения и деятельности.

    Формирование связной речи

    Воспитывать положительные качества: вежливость, тактичность, милосердие, доброту.

На сегодняшний день проблема нравственного воспитания, считается одной из основных проблем в нашем обществе. Отсутствие умения общаться, навыков поведения в обществе, за столом, получаемых в детстве, впоследствии вселяет в человека неуверенность в себе, боязнь сделать что-нибудь не так. В результате теряется естественность в поведении, занижается самооценка человека. А это в дальнейшем мешает человеку быть успешным в жизни.

Решить эту проблему можно – уже с раннего детства необходимо терпеливо и доброжелательно обучать ребенка правилам поведения в обществе. Чтобы подготовить ребёнка к взрослой жизни, научить нормам морали, понимать логику определённых правил и взаимоотношений, адекватному поведению в общении с различными людьми, привить знания и навыки, необходимые на протяжении всей жизни.

Таким образом, актуальность такого вопроса как этикет для детей дошкольного возраста вытекает из потребности современного общества в развитии поведенческой культуры человека

Этикет для детей не является формальным заучиванием каких-либо стандартных правил, принятых во взрослом обществе. В первую очередь, это игровая деятельность ребёнка в которой он познаёт правила этикета.

Для решения поставленных задач мною была создана программа «Правила хорошего тона для дошколят», из которой, вашему вниманию предлагается раздел: « Общение и взаимоотношения людей », в этом разделе имеются проблемные игровые ситуации. Дети разыгрывают предложенные проблемные ситуации, активно вступают в диалог, находят своё решение, и объясняют его.

Раздел. « Общение и взаимоотношения людей»

Правила хорошего тона”.

Обращение –одна из форм речевого этикета. Зависимость обращения людей друг другу, независимо от возраста, пола, социального положения. Формы обращения.

Занятия, беседы, экскурсии, викторины, анкеты, игры на развитие коммуникативных умений.

Карточки с этикетными формулами, таблицы по этикету, слайды.

Проблемные ситуации.

Формировать у детей навык культурного обращения друг другу.

В мире вежливости”. Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей.

Занятия, беседы, экскурсии, викторины, инсценировки ситуаций по теме.

Карточки с этикетными формулами, видеофильмы, слайды по этикету.

Проблемные ситуации.

Воспитывать культуру этикета в общении с людьми.

«Эмоции и чувства»

Какие чувства и эмоции присуще человеку.

В какой форме они проявляются.

Инсценировки,

круглый стол, викторина, игровые действия.

Карточки с вопросами, иллюстрации по этикету, решение проблемных ситуаций.

Дать знания об эмоциональной сфере человека и умению владеть своим поведением.

Беседа по телефону”.

Телефон в нашей жизни. Номера телефонов, которые должен знать каждый (01, 02, 03), ситуации обращения, данные, которые необходимо сообщить. Построение разговора по телефону.

Занятия, беседы, инсценировка ситуации по теме, викторина, игры по теме, конкурсы.

Видеозаписи, аудиозаписи, слайды по построению разговора по телефону. Карточки с заданьем. Проблемные ситуации.

Формирование у детей навыков общения по телефону.

Проблемные ситуации:

    Мама утром разбудила тебя вовремя, но ты очень долго просыпался и вновь опоздал на зарядку в детский сад.

Что ты скажешь маме и воспитательнице? Каким тоном. Разыграй эту ситуацию.

    Твой друг оскорбил тебя словом, сказав, что то плохое. Что ты ему скажешь и каким тоном?

    Один мальчик у тебя на глазах обрывает лапки у насекомого.

Как ты поступишь, что ты ему скажешь, каким тоном?

Разыграй ситуацию.

    У тебя в гостях случайно девочка пролила компот на скатерть.

Что ты станешь делать? Разыграем эту ситуацию.

    Ты видел, что твой сверстник вытер свои грязные руки чужим полотенцем. Твои действия?

    Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись.

Кто из них должен уступить дорогу другому, если одному мальчику 10 лет, а другому 8лет.

    Так получилось, что на твой день рождения тебе вручили три одинаковых подарка. Как ты отреагируешь на это, что скажешь гостям, каким тоном? Изобрази это.

    Одна девочка обозвала тебя плохими словами, твой друг её толкнул, заступаясь за тебя. Твои действия в этой ситуации? Разыграй эту ситуацию.

    Во время игры твой товарищ наткнулся на тебя, и ты упал, ушибся.

Как ты поступишь, что скажешь? А теперь представь, что по твоей вине ушибся ребёнок. Твои действия, изобрази.

    На твоих глазах кто- то сломал ветку дерева, наигравшись ею, бросает на землю. Что ты сделаешь в этом случае? Расскажи.

Дети должны усвоить, что быть культурным нужно всегда, а не по определенным дням или с определенными людьми.

Благодаря специально разработанным, играм и упражнениям у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, к сверстникам и взрослым.

Этот материал может использоваться воспитателями непосредственно в образовательной деятельности и родителями в повседневной жизни.

Литература.

    От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика - Синтез, 2015.

    Богуславская, Н. Е. Веселый этикет / Н.Е.Богуславская, Н. А. Купина. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 2002.

    Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками/ С.О.Николаева. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2004.

    Вольф И.Т. “Современный этикет”. М., 1997.

    Лихачёва Л.С. “Уроки этикета”. - Екатеринбург, 1996.

    Вендербильт Э.К. “Культура поведения, этикет, мораль”. - М., 1998.

Невероятно точно звучат слова академика Д.С.Лихачёва: «Мы не выживем физически, если погибнем духовно».

Еще в Древнем Египте в III тысячелетии до н. э. одной из популярных рукописей был сборник добрых советов «Поучения Кочемни», где в виде рекомендаций отца сыновьям были написаны правилам приличия и образцового поведения в обществе. Уже тогда у египтян считалось необходимым пользоваться столовыми приборами, также умение есть красиво, бесшумно. Такое поведение расценивалось как большое достоинство и необходимый компонент культуры.

В России при Петре Великом в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению».

С раннего детства ребенку необходимо прививать нормы поведения. Дети – маленькая губка. Они впитывают в себя все, что происходит вокруг них. Если ваш ребёнок научится культурно вести себя дома, то и с абсолютно незнакомыми людьми он будет вести точно так же.

Очень важно научить ребёнка в любой ситуации уважать других. Научить сопереживать, распознавать добро и зло, быть доброжелательным по отношению ко всему окружающему.

Одной из главных составляющих дошкольного образования и образования в начальной школе, на мой взгляд, является этикет – каноны, без которых невозможно вырастить гармоничную, целостную личность.

Ребенку младшего дошкольного возраста нужно постоянно демонстрировать хорошие манеры, приучать к правилам хорошего тона. Дети не любят жить по правилам, они кажутся им скучными и неинтересными. Поэтому как можно чаще инсценируйте ситуации «в гостях», «в транспорте», «в школе», «на улице». Чтобы быть более убедительными, сделайте самостоятельно куклу, которая станет помощником в мире этикета. Так называемая Фея вежливости будет помогать знакомиться с правилами поведения в обществе и хорошими манерами.

Куклу можно сшить, связать, а можно при помощи ниток и карандаша сделать маленькую помощницу/помощника. Для этого проявляем фантазию – из ниток делаем волосы, далее наматываем нитки и получаем личико, фиксируем глазки.

А еще эта кукла может помочь вам вести таблицу (тетрадку) хорошего поведения, которую можно повесить на холодильник, и отмечать добрые поступки за день.

1. Обзор методического материала, игр, карточек

Вместе с ребенком обыгрывайте ситуации, разбирайте неправильные, исправляйте ошибки поведение героев игры. Путешествия по сказочным странам (царство «Порядка», королевство «Вежливости» и т.п.) подкрепляйте чтением художественной литературы, загадками, пословицами.

Помимо специальной литература для педагогов, есть много интересных, увлекательных книг для детей, в которых высмеиваются неправильные поступки, например, с ерия книг «Вредные советы» от Г.Б.Остера, «Праздник непослушания», (автор С.В.Михалков) и «Добрые слова. Уроки этикета и вежливости для детей» (автор Е.Ф.Черенкова).

Играя с ребенком используйте печатный дидактический материал в виде игр и карточек:

  • Синякина Е., Синякина С. Плохо и хорошо, можно и нельзя. Курс занятий с детьми от 3 до 6 лет (Издательство «Стрекоза-Пресс»)
  • Карточки «Уроки вежливости и этикеты. Серия «Игры в дорогу»
  • Демонстрационный материал для дошколят «Этикет для малышей»
  • Развивающая игра для детей «Что такое хорошо? Что такое плохо?»
  • Игра-занятие для детей от 5 лет «Уроки этикет. Культура поведения»


Условно этикет можно поделить на группы (поведение в общественных места, гостях, на улице и т.п.), но в целом это общая картина, целостная, поскольку все начинается с поведения дома. Ведь именно из дома ребенок выносит первые представления о том, как поступать в той или иной ситуации. И если мама с папой учат его правилам поведения, а сами забывают о них, то и малыш не станет их придерживаться.

2. Страна «Вежливости»

2.1. Детский этикет в повседневной жизни и дома

Очень важно дать основу, базис для формирования хороших матер поведения в обществе. Основа основ – это волшебные слова. Научите ребенка не скупиться на них, ведь в каждом вежливом слове скрыта большая тайна:

Слово «ЗДРАВСТВУЙТЕ» – означает пожелание добра, здоровья. Это не просто форма вежливости, а настоящее магическое заклинание.

«ДОБРОЕ УТРО», «ДОБРЫЙ ДЕНЬ», «ДОБРЫЙ ВЕЧЕР» – это пожелания добра и благополучия.

Чудесное слово «СПАСИБО» – это благодарение (от старославянского «благо дарят») друг друга за что-либо. Слово произошло от двух слов «спаси бог» (т.е. «пусть спасет тебя Бог»). Это и благодарность, и уважение, и пожелание добра.

«ПОЖАЛУЙСТА» – это обращение, просьба. Оно состоит из двух слов: «пожалуй» и «ста». На Руси слово «пожалуй» означало «сделай милость», «окажи любезность», а слово «ста» было формой обращения, обычно в качестве приставки к имени.

Уходя, люди говорят друг другу – «ПРОЩАЙ», тем самым просят снять с них вину. Никогда не бойтесь попросить прощение перед другими.

Чаще всего при прощании мы говорим друг другу – «ДО СВИДАНИЯ!». Это означает, что мы снова скоро увидимся, до следующей встречи.

Научите ребенка, как можно чаще произносить эти простые, но очень необходимые слова! Своим примером ежедневно показывайте, как использовать в соответствующих ситуациях слова: извини, прости; спасибо, благодарю; пожалуйста, будь добр; будь здоров, приятного аппетита; доброе утро, спокойной ночи и т.д. Вежливые слова должны быть естественным и привычным фоном в повседневной жизни.

А еще обязательно приучайте ребенка к порядку, ведь у каждого предмета есть свой «домик»: у игрушек – коробка, у книжек – полка, у карандашей и альбомов – ящик стола. Раскладывать вещи по местам должна не мама, а сам малыш. Поверьте, потом это скажется в чистоте ведения тетрадей при письме, в аккуратности и бережном отношении к вещам.

2.2. Детский этикет в общении со старшими

Воспитанный ребёнок, общаясь со старшими, с другими детьми, относится ко всем с уважением, доброжелательно, не говорит грубостей и использует в своей речи вежливые слова.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Дети должны здороваться первыми, обращаться на «вы» и говорить: «здравствуйте» и «до свидания» (вместо «привет» и «пока»). Объясните ребенку, что не хорошо перебивать говорящих, нужно внимательно слушать старших. И ни в коем случае не повышать голос.

2.3. Детский этикет в дружбе

Ребенок как лакмусовая бумажка показывает, что в семье вошло в привычку. Если вокруг него принято обманывать, унижать друг друга, хвастаться, завидовать, то и он будет вести себя соответственно. А если в семье мир и взаимоуважение, тогда и поведение в отношении сверстников будет аналогичным. Научите ребенка основам дружбы:

  • следует всегда здороваться и прощаться;
  • нельзя обзывать других детей и давать им прозвища – это обидно;
  • если кто-то поступил не правильно, нужно не оскорблять обидчика, а указать на его поступок: «Ты гадко сделал!», «Это нечестно!»;
  • с друзьями нужно делиться игрушками, а взяв чью-то вещь, необходимо обращаться с нею аккуратно и потом вернуть владельцу;
  • обидев кого-то, нужно попросить прощения и помириться;
  • нельзя дразнить более слабого и насмехаться над чужими неудачами – нужно предложить свою помощь.

3. Культура поведения

3.1. Детский этикет в гостях

Перед тем как пойти в гости, нужно позвонить, а лучше дождаться приглашения. Идя в гости следует прихватить с собой небольшой гостинец к чаю или подарок. Вести себя в гостях нужно спокойно, не бегать, не кричать и не разбрасывать вещи. Если пригласили к столу, следует кушать аккуратно и поблагодарить за угощение.

3.2. Детский этикет за столом

Сидеть за столом надо прямо, не облокачиваться на стол, не качаться на стульях, не баловаться со скатертью. Своей вилкой, ложкой, ножом и тем более руками нельзя брать кушанье из общих тарелок. Для общего блюда нужны специальные приборы.

Вытирать губы и руки нужно салфетками, а не одеждой или скатертью. Есть надо спокойно, не торопясь, пережёвывая пищу, беззвучно глотая. Жевать нужно с закрытым ртом, с едой во рту не разговаривать.

Нельзя баловаться с едой. Когда закончил есть, то вилку, нож, ложку клади не на стол, а на свою тарелку.

После еды нужно поблагодарить того, кто это приготовил или подал к столу.

Предложите ребенку, самостоятельно сервировать стол, используя лист-подсказку:

  • стол покрывают скатертью или клеенкой;
  • напротив каждого стула на столе ставят тарелку;
  • нож кладут с правой стороны от тарелки, повернув лезвиями к ней, рядом большую ложку, вилку – с левой стороны тарелки, острыми концами зубьев вверх;
  • стаканы ставят справа, наискосок от тарелок.

3.3. Правила поведения в общественных местах

На улице, в транспорте, в театре, на выставка, экскурсиях нужно вести себя тихо, спокойно, не кричать, не толкаться, уступать место старшим. Быть послушным, вежливым.

Во время спектакля не принято разговаривать, задевать ногами впереди стоящее кресло; нельзя кушать (для этого предназначены специально отведенные места – рестораны, кафе, буфеты).

4. Игровая форма подачи материала (игры-инсценировки, стихи)

Правил очень много, и для того, чтобы ребенок смог их все запомнить и усвоить, еще раз повторюсь, нужно обыгрывать ситуации. Например, «Кто больше знает вежливых слов», «Поздравления и пожелания», «Вежливая просьба», «Телефонный разговор», «Дружная семья» и т.п. Время от времени слушайте песенки («От улыбки станет всем светлей», «Голубой вагон бежит качается»), читайте стишки, пословицы и поговорки.

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены.