Вышивание направление декоративно прикладного искусства. Вышивка как вид искусства

Вышивка- распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Она тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда отражает художественные вкусы и представления, выявляет своеобразие и мастерство каждого народа. В последние годы ручная вышивка переживает расцвет. Этот вид декоративно-прикладного искусства дает возможность творить и удивлять родных и близких рукодельным подарком.


Тема: История появления декоративно-прикладного искусства – вышивка крестом. Первые шаги: простой шов крестиком. «Час работы научит большему, чем день объяснений…ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают в пользу его ума» Жан Жака Руссо


Цель урока: ознакомить учащихся с историей вышивки, технологией выполнения простого шва крестиком; сформировать умения по выполнению простого шва крестиком; воспитывать активность; развивать творческое мышление, внимательность и аккуратность в работе. воспитывать уважение к народным традициям Руси.


История вышивке Люди издавна украшали свою одежду и свой быт. Стремление создавать прекрасное отразилось в неповторимых и красочных узорах и орнаментах народных вышивок. Искусство вышивания имеет многовековую историю. На Руси традиция вышивального искусства постоянно развивалась и уже в вв. вышивка приобрела широкое распространение в украшении костюмов, предметов обихода. Народная вышивка крестом была связана со стародавними традициями, обычаями и обрядами русского крестьянства. Каждая вышивка крестиком имела свое назначение. Вышивки крестиком на рубахах располагались на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е.по вороту, рукавах, подолу) и играли роль оберега. Вышивка делилась на народную и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно изменялась под влиянием моды, приходившей с Запада. Народная береглась и передавалась из поколений в поколения. В старину на Руси все женщины владели искусством вышивания. С помощью иглы и ниток мастерицы превращали простую ткань в произведение искусства. Девочек 7 – 9 лет учили вышиванию. По характеру узоров и приёмов русская вышивка разнообразна и имеет свои национальные особенности.


























Пяльцы лучше иметь деревянные круглые с винтом для регулирования натяжения ткани. Хорошо иметь несколько пялец разных диаметров. Калька применяется для переведения рисунков с оригинала. Копировальная бумага для переведения рисунков с кальки на ткань лучше зеленого или красного цвета, для темной ткани – желтого. Карандаши простые, острозаточенные, мягкие «М» - для кальки, твердый «Т» - для перевода рисунка на ткань. Сантиметровая лента нужна для разметки рисунка на ткани, определение размеров изделия. Наперсток предохраняет палец от травм, помогает делать твердые и четкие проколы ткани иглой. Подбирают его по размеру среднего пальца правой руки так, чтобы не соскакивал, но и не сдавливал палец. Иглы бывают разной длины и толщины – от 1 до 12. Для вышивальных работ нужно иметь набор игл для вышивки. Очень тонкие иглы 1 необходимо для вышивания на тонких тканях тонкими нитками в одно сложение, средние 2-5- на льняных тканях; толстые с большим овальным ушком 6-12 – для работы на плотных тканях, а также для вышивания ирисом, синтетическими нитками. Ножницы нужны маленькие с закругленными концами(для отрезания рабочей нити от вышиваемого изделия) и большие с прямыми концами (для обработки края изделия, разрезания ткани и мотков ниток).


Рабочее место Рабочее место для выполнения вышивальных работ должно быть удобным. Стол со всеми инструментами и приспособлениями должен стоять так, чтобы свет на работу падал с левой стороны или спереди. Нитки, инструменты хранить в шкатулке, мешочке. Инструменты и приспособления удобно располагать в правой части стола, а материалы – в левой. При вышивании надо правильно принять положение тела. Во время работы нельзя опираться грудью о стол, корпус должен быть немного наклонен вперед, ноги, по возможности на подставке. Расстояние от глаз до работы – см.


Техника безопасности С иглой: Шейте – с напёрстком Храните – в игольнице Не берите – в рот Посчитайте иголки – до начала и в конце Не пользуйтесь – ржавой иглой С ножницами: Кладите – справа, сомкнутыми лезвиями, направленными от себя Передавайте – кольцами вперёд с сомкнутыми концами.









Практическая работа 1.Из канвы выкроить деталь, размер которого равен величине рисунка плюс припуски на швы (1см); 2. Наметать канву на ткань; 3. Используя нитки мулине в три сложения, выполнить вышивку по схеме; 4. Удалить нити временного назначения и канву; 5. Проутюжить вышивку с изнаночной стороны; 6. Самоконтроль.



Маленькие советы и требования главное – добиваться точности расположения стежков в схеме, тогда вышивка будет красивой; крест выполняется двумя перекрещивающимися диагональными стежками; чтобы крестики были ровные, иголка должна входить туда и обратно через одни и те же дырочки; для того чтобы избежать повреждения нитей полотна, вышивайте иголкой с тупым концом; чтобы изделие имело аккуратный вид, верхние стежки всех крестиков должны быть выполнены в одном направлении; выполнять нижний стежок из правого верхнего в левый нижний угол.


Символы орнаметнов А знаете ли вы, что самые простые славянские вышивальные орнаменты символизируют довольно сложные понятия. Например, это преграда для зла, символ долгой жизни, знак любви и привлекательности. с треугольными лучами воспринимались нашими предками как разум, как символ плодородия, материнства, изобилия и женского начала в природе. являлась воплощением идеи мудрости и сокровенных знаний, а мирового океана и начала жизни. же всегда был символом человека. А знаете ли вы, что самые простые славянские вышивальные орнаменты символизируют довольно сложные понятия. Например, крест это преграда для зла, елочка символ долгой жизни, красный цветок знак любви и привлекательности. Звезды с треугольными лучами воспринимались нашими предками как разум, круги как символ плодородия, материнства, изобилия и женского начала в природе. Спираль являлась воплощением идеи мудрости и сокровенных знаний, а волнистая линия мирового океана и начала жизни. Треугольник же всегда был символом человека.







Украинская народная вышивка является одним из наиболее распространённых и доступных видов народного художественного творчества. Она совершенствовалась на протяжении многих столетий и до нас дошла в виде замечательных разнообразных орнаментов, швов, которыми они выполнены, интересных цветосочетаний нитей.

Образцы старинной народной вышивки поражают нас простотой и лаконичностью, разнообразием и художественным мастерством и служат неисчерпаемым источником для развития советского декоративно-прикладного искусства.

С глубокой древности ручной вышивкой оформляли разнообразные изделия, необходимые людям в быту. Популярна вышивка и сегодня. Красивы и оригинальны современные изделия, оформленные украинской народной вышивкой: салфетки, скатерти, рушники, панно, блузы, мужские сорочки и другие виды одежды.

В современной украинской вышивке постепенно изменяются колорит и швы, которыми выполнены узоры. Традиционные орнаменты обогащаются новыми элементами и интересными композиционными решениями. Оформляя изделия по народным мотивам, современные мастера сохраняют многовековые традиции народной вышивки, используют цветовые решения, орнаменты, технику исполнения, характерные для отдельных областей Украины.

Процесс выполнения вышивок увлекателен. Занятие вышиванием развивает эстетический вкус, прививает аккуратность, усидчивость, трудолюбие, творческое отношение к труду, формирует у школьников определённые навыки и умения, которые им пригодятся в практической деятельности.

Виды орнаментов

Создавая орнаменты для вышивки, художники во все времена обращались к природе, но не просто копировали её, а перерабатывали, стилизуя упрощали, сохраняя самое характерное. В украинской народной вышивке встречаются растительные, геометрические, растительно-геометризованные орнаменты, орнаменты с изображениями животных, орнаменты с эмблемами. В вышивке рушников, панно, посвящённых знаменательным датам, употребляются эмблемы государства. Растительные орнаменты состоят из стилизованных (упрощённых) цветов, листьев, бутонов, стебельков. Геометрические орнаменты состоят из разнообразных геометрических фигур: треугольников, ромбов, квадратов, звёзд и др.В вышивке рушников, салфеток, скатертей, панно в орнаментах встречаются стилизованные животные, птицы, насекомые.Растительно-геометризованные орнаменты состоят из геометризованных, упрощённых цветков, листьев, бутонов, стебельков.

Виды швов украинских народных вышивок

Швы украинских вышивок делятся на основные и дополнительные. Основные швы в свою очередь делятся на счётные и декоративные. Счётными называются такие швы, для выполнения каждого стежка которых необходимо считать нити тканей. Счётными швами выполняют геометрические или растительно-геометризованные орнаменты. К счётным швам относятся: прямая гладь, косая гладь, занизывание, набор, низь, крестик, зерновой вывод, выкалывание, вырезывание, верхошов, различные виды мережек. Разнообразие орнаментов достигается сочетанием нескольких видов швов в одном узоре. Так, узор может быть выполнен: прямой гладью, вырезыванием, выколками, зерновым выводом, ретязем, двусторонней штаповкой. В декоративных швах (их ещё называют свободными) стежки вышивки выполняют по рисованному контуру орнамента. Следовательно, к декоративным относятся швы, которыми вышивают растительные орнаменты. Это – двусторонняя гладь, полтавская гладь, художественная гладь, рушниковые швы. Простые декоративные швы: строчка, стебельчатый шов, цепочка или тамбурный шов, а такжегладьевой шов качалочки, которыми выполняют геометрические и растительно-геометризованные орнаменты. К дополнительным швам относятся: краевые швы, которыми оформляют края салфеток, рушников; соединительные швы (смереживание), которыми можно соединять отдельные детали таких изделий, как блузы, платья, юбки и др.; зубцевание – швы, которыми оформляют края манжет, рукавов, воротников в изделиях, а также сборка на нитку – пухлики. Чтобы работа над вышивкой образцов украинских народных швов приносила творческое удовлетворение, надо с самого начала стараться выполнять всё чётко и аккуратно. Красота украинских народных счётных швов зависит от точности счёта нитей ткани. Растительные орнаменты надо вышивать точно по контуру рисунка.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5

План - конспект урока

« Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме »

Составила:

учитель технологии

Губинская

Галина Ивановна

Северодвинск

20 1 5

Класс : 5 «А»

Раздел: Рукоделие

Тема: Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме.

Цель: ознакомить учащихся с историей вышивки и показать её применение в народном и современном костюме. Освоить приемы вышивания.

Задачи :

Образовательная: ознакомить учащихся с искусством ручной вышивки; применяемыми инструментами и материалами, с приемами вышивания;

Развивающая: развивать творческие способности, сенсорные и моторные навыки;

Воспитательная: воспитывать трудолюбие, терпение, внимательность и аккуратность.

Оборудование : учебник, рабочая тетрадь, гладкокрашеная хлопчатобумажная ткань, набор инструментов и материалов для вышивания.

Тип урока: комбинированный .

Методы: диалогический, алгоритмический.

Длительность урока: 45 минут.

Ход урока:

    Организационно-подготовительный этап.

Приветствие;

Назначение дежурных;

Выявление отсутствующих на уроке;

Проверка готовности учащихся к уроку;

Настрой учащихся на работу.

    Изучение нового материала.

Сегодняшний урок будет посвящён одному из самых распространённых видов декоративно-прикладного творчества, но какому, вы должны догадаться сами по небольшому рассказу – подсказке. (Определение темы занятия).

1. Старинный и самый распространенный вид декоративно - прикладного искусства. Широко распространен у всех народов нашей страны. Приемы вырабатывались многими поколениями мастеров, бережно сохранявших все ценное, (если учащиеся не догадались, зачитывается вторая часть).

2. Ее выполняли льняными, шерстяными, шелковыми (чаще цветными), камнями, монетами и т. п.

О чем мы будем сегодня с вами разговаривать? Как можно сформулировать тему нашего урока?

Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме. (ребята открывают тетради, подписывают число и тему урока)

Исходя из нашей темы, какие мы можем поставить перед собой задачи на сегодняшний урок?

- ознакомиться с историей вышивки;

Рассмотреть её применение в народном и современном костюме.

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц – рукодельниц. Вся женская половина пряла, ткала, вышивала.

Как вы думаете, что такое вышивка? Вышивка – это искусство создания на тканях узоров (с помощью чего?) с помощью иглы и нитей. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси (9 век) говорят находки археологов (приложение 1). Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями . Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. Начиная с семи – восьмилетнего возраста девочки начинали готовить себе приданное к свадьбе. Необходимо было вышить скатерти, покрывала, полотенца, а также различную одежду. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданное: свадебный наряд, выходную одежду, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданного, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

Как вы думаете, для чего мастерицы украшали свои изделия вышивкой?

Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Древним воинам на Руси дарили перед походом белые рубашки с красной вышивкой.

А где могла располагаться вышивка?

Вышивали на груди, рукавах и по подолу специальные узоры, которые, по поверьям, оберегала человека в бою (лев, барс-храбрость мудрость, оберег защита).

В древности русская вышивка зачастую была связана с религиозными верованиями славян, главным культом которых был культ богини плодородия, которая изображалась в образе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зверями или всадниками . (приложение 2)

А сейчас мы рассмотрим символы, которые использовали мастерицы для своих узоров. (приложение 3)

Солнце- источник жизни, обладающий живительной силой

Земля- изображение женской фигуры, «Кормилица – мать-сыра Земля». матери-Земли.

Конь- оберег домашнего очага, символ добр оты

Птица - спутники солнца, символ добра, любви, мира, согласия в доме.

Древо – символ жизни, единства рода.

Огонь – очистительная сила.

Спираль – символ пожелания блага

Украшение костюма – не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые передавались из поколения в поколение, которые можно читать, как книгу. Основным элементом вышивки является орнамент. (приложение 4)

Орнамент это последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Различают несколько видов орнаментов: растительный, зооморфный и геометрический, человекообразный. У русских вышивальщиц любимый орнамент был геометрический. В них преобладали ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих элементов состояли фигуры людей, зверей и птиц изображения растений, только они стилизованы, упрощены.

Физкультминутка

Вот у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(вращение головой)

А над морем чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Для того, чтобы украсить вышивкой какое-либо изделие, необходимо использовать определённые инструменты и материалы

Какие инструменты и приспособления применяются в вышивке?

(пяльцы, иглы вышивальные, ножницы, карандаш, калька, копировальная бумага)

А какие материалы можно использовать для вышивки?

(ткани - х/б, лён, шёлк, смешанные, канва, нитки – ирис, мулине, гарус, шерсть)

Вышивка очень богата разными видами и способами вышивания.

Какие виды вам известны?

(крест, гладь, бисер, пайетки, ленты и т.д)

Мы же свое изучение вышивки начнем с простейших стежков.

Виды декоративных стежков ручной вышивки.

    Самый простой шов – «вперёд иголку» - на лицевой и изнаночной стороне стежки получаются одинаковые.

    Шов «вперёд иголку с перевивом» - сначала выполняется стежок «вперёд иголку», а затем стежки перевивают нитью другого цвета или этими же нитями (для украшения одежды, столового белья)

    Шов «назад иголку» - образует на лицевой стороне непрерывный ряд стежков, на изнаночной стороне эти стежки в 2 раза длиннее (Этот шов иногда называют «строчка», т.к. он похож на машинную строчку). Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид.

    Стебельчатый шов– сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. (Для выполнения стебля растений , для выполнения монограммы - вязь из начальных букв имени, фамилии)

    Тамбурный шов - непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой (для вышивания лепестков цветов, листьев и т.д.)

    Петельный шов - это ряд петельных стежков, расположенных по краю изделия- этим швом можно закрепить аппликацию, обработать край изделия

    Практическая работа.

Повторение правил техники безопасности:

при работе с ножницами:

Хранить ножницы в футляре;

На столе ножницы должны лежать лезвиями от себя;

Во время работы не оставлять лезвия ножниц открытыми.

Передавать ножницы сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд.

при работе с иглами, булавками:

Хранить иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.);

Не оставлять их на рабочем месте;

Ни в коем случае не брать иголки, булавки в рот;

Не вкалывать их в одежду;

Перед работой и по ее завершении пересчитать иголки и булавки;

Не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой;

Куски сломанных иголок или булавок собирать и отдавать учителю.

П/р: выполнить простейшие швы, опираясь на образцы и технологическую карту (приложение 5)

4. Выдача домашнего задания.

Учебник стр. 96-100, 108-113 записи в тетрадях.

5. Подведение итогов урока.

- Какие инструменты и приспособления применяют для вышивания?

Что относится в вышивании к материалам?

Что нового узнали на уроке?

Чему научились на данном занятии?

Достигли ли мы тех задач, которые поставили в начале занятия?

Научиться вышивать нетрудно, нужно проявить терпение и усидчивость. Одежда вышитая вашими руками станет нарядной и оригинальной.

Рефлексия: учащимся выдаются кружочки, в них они должны нарисовать свое настроение, на обратной стороне написать + и – урока.

Учитель напоминает дежурным об их обязанностях: после звонка с урока остаться и прибраться в классе; благодарит учащихся за их учебно-познавательную деятельность и заканчивает урок.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Солнце -

Земля -

Конь –

Птица –

Древо -

Огонь –

Приложение 4


Приложение 5

Технологическая карта№1:

«Выполнения простейших ручных швов»

Последовательность операций

Графическое изображение

Шов « вперед иголку»

1. Выбрать материал.

3. Прошить по рисунку. Стежки и расстояния между ними стараться выполнять одинаковыми по размеру.

4.Контроль качества работы.

Шов « за иголку»

1. Выбрать материал.

2. Разметить (нанести рисунок).

3. Прошить по рисунку: движением иглы справа налево сделать первый стежок и пропуск в ткани такой же длины. Для выполнения второго стежка нитку укладывают слева направо. Иглу вводят в ту же точку, где кончается первый стежок, а выводят на лицевую сторону на четыре нити ткани левее второго стежка. Таким образом, изнаночный стежок будет в два раза длиннее лицевого.

4. Контроль качества работы.


Шов « шнурок».

1. Выбрать материал.

2. Разметить (нанести рисунок).

3. Прошить по рисунку: контур рисунка прометать швом « вперед иголку». Затем иглу с ниткой

(чаще другого цвета) подводят под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткань.

4. Контроль качества работы.


Тамбурный шов

1. Выбрать материал.

2. Разметить (нанести рисунок).

3. Прошить по рисунку: из исходной точки иголку переместить под тканью по линии рисунка на расстояние, равное стежку; рабочая нить в виде петли остается под иглой. Делая последующие стежки, иголку вкалывайте в образованную предыдущим стежком петлю.

4. Контроль качества работы.

Стебельчатый шов.

1. Выбрать материал.

2. Разметить (нанести рисунок).

3. Прошить по рисунку: от исходной точки нитку сначала продвинуть вперед, а затем, проколов ткань, иголку с рабочей ниткой провести по изнаночной стороне назад, выводя у середины предыдущего стежка (рабочая нитка всегда выводится с одной стороны стежка).

4. Контроль качества работы.

Петельный шов. (краевой шов)

1. Выбрать материал.

2. Разметить (нанести рисунок).

3. Стежки петельного шва выполнять в направлении слева направо, располагая их перпендикулярно краю ткани. Край ткани уложить на указательный палец левой руки и придерживать его большим пальцем.

Декoративно-прикладное искусство подразумевает под собой широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два oбширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладногo творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: oдежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, ювелирные и другие художественные изделия .

Вышивка – распрoстраненный вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображения выполняются ручным или машинным способом на разных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шелковыми, шерстяными нитками, а также бисером, жемчугом, драгoценными камнями, блестками и др.

Истoрические корни искусства вышивки уходят в глубину веков. Очевидно, мы никогда не сможем узнать, кто и когда впервые в истории догадался воплотить в узорный мотив красоту родной природы, свои переживания и ощущения, так как из-за недoлговечности ткани и ниток наука лишена возможности точно определить время возникновения этого искусства. Ведь образцы наиболее древней вышивки в музеях Европы относятся к V в. н. э..

Данные археoлогических раскопок, свидетельства исторических летописцев и путешественников позволяют утверждать, что искусство вышивания берет начало в глубокой древности и развитие его не прекращалось никогда – начиная с незапамятных времен и дo наших дней .

Истoрический факт - вышивкой украшалась одежда у скифов – жителей причерноморских степей. Об этом свидетельствует древнегреческий историк Геродот. В истории известно много археологических доказательств давности и распространенности народного обычая вышивать одежду. В с. Мартыновка Черкасской области был найден клад, датированный VI в. н. э. Среди других вещей здесь обнаружены серебряные пластинки с фигурками мужчин, одетых в широкие рубахи с вышивкой на груди, – еще недавно так одевались крестьяне. Пластинки, подобные найденным в с. Мартыновка, были обнаружены в Фессалии, на Балканах. Историки и ученные считают, что их занесли туда славяне со среднего Поднепровья. На фессалийских бляшках изображение воина настолько выразительно, чтo на рубахе видна вышитая вставка .

Еще oдин исторический факт - арабский путешественник Ибн-Фадлан (X в. н. э.) в своем рассказе о руссах отмечает, что они носили вышитую одежду.

В истoрическую эпоху Киевской Руси искусство художественной вышивки ценилось очень высоко. Сестра Владимира Мономаха Анна-Янка организовала в Киеве, в Андреевском монастыре, школу, где молодые девушки учились вышивать золотом и серебром.

Археoлогические раскопки подтверждают широкое распространение вышивки в древности: на фибулах и серебряных браслетах XIII в. изображены фигуры в сорочках с широкими вышитыми манишками. В Ипатьевской летописи от 1252 г. рассказывается история про князя Даниила Галицкого, который во время встречи с королем был одет в кожух, обшитый золотыми плоскими мережками .

Нарoд творил, находил и утверждал собственный оригинальный стиль. Неизвестные умельцы кропотливой работой выработали разнообразные установившиеся техники вышивания, которые благодаря стойкости традиции дошли через столетия до наших дней. Конечно, со временем мастерство вышивания совершенствовалось. Народный опыт сохранил наиболее типичные, наиболее целесообразные, отмеченные высоким художественным вкусом образцы орнамента, их красочность, вышивальные техники.

Итальянский путешественник Жильбер де Лануа вспoминал, что рукавицы и шапки русичей были украшены вышивкой. На рисунках и иконах того исторического периода мы видим изображения людей в вышитой одежде, своими узорами мало чем отличающейся от современных, характерных для определенной местности орнаментов. Следует лишь отметить, что старинные образцы более напоминают тканый орнамент, более геометризованы, чем вышивки позднейших времен. Художественной вышивкой начинают интересоваться собиратели-коллекционеры и ученые-этнографы, усилиями которых устраиваются первые выставки прикладного искусства и кустарных промыслов.

Худoжественная вышивка – один из наиболее распространенных видов народного искусства, в котором воплощены лучшие традиции народа, – приносит и будет приносить радость тысячам его почитателей .

Пo характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна, по своей технике одна не похожа на другую. Известно, что каждая область, а иногда и район имеет свои, только здесь бытующие приемы вышивки, свои мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением. В связи со сложившимися особенностями вышивки в различных областях, краях и республиках, вышивка обычно носит название тех мест, где она зародилась или от техники ее исполнения. Так можно назвать широко известные вышивки: нижегородские гипюры, низи, владимирский верхошов, крестецко-валдайская строчка, орловские списы и бранки, калужская цветная перевить, мастерская белая гладь, александровская цветная гладь, вологодский шов по письму и др. .

Русская вышивка oтличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце - символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица - символизировала приход весны, крючковатый крест - пожелание добра и взаимопонимания.

Наибoлее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является "ромб". В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери - прародительнице - непосредственном начале всех рождений на земле. Ромб - "репей" в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного "цвета" - молнии, которая разит демонов, оберегает скот. В числе любимых мотивов была "розетка", состоящая из восьми лепестков - лопастей, соединенных в центре Она выступает как символ женского начала, плодородия.

Среди мoтивов растительного орнамента видное место занимает "мировое дерево" - дерево жизни. Распространенным мотивом лицевых вышивок является стилизованная женская фигура. Она может выступать в различных композициях: в центре, всадники или птицы по сторонам; держащая ветки или светильники; с птицами в руках и т.д. Все эти сюжеты различаются по характеру их трактовки. Но в большинстве из них женщина Богиня-Мать, олицетворяющая Сыру - Землю, выступает покровительницей земледелия, плодородия земли. Она была призвана обеспечить жизненные блага и воспроизводство рода .

Вышивки делятся на свoбодные (вышиваются по контуру рисунка свободными швами, без счета) и счетные (вышиваются по счету нитей ткани).

Рисунoк с геометрическими формами выполняется преимущественно счётной вышивкой (отсчётом нитей полотна), а криволинейный рисунок - "свободной" вышивкой (по нанесённому заранее контуру) .

Сегодня можно выделить следующие виды художественной вышивки:

Классификация художественной вышивки

Вышивка

Машинная Ручная

Обычная (однотонная, много- Счетная (крест, полукрест,

цветная) «хардангер», мережка, Blackwork

С использованием расходных цветная перевить, счетная гладь)

материалов (аппликация, ажур- Свободная (белая гладь, тамбур,

ная вышивка, Free-Standing лентами, бисером, «Решилье»,

Embroidery и др.) вышивка в ковровой технике,

С использованием дополни- золотое шитье, изонить, вышивка

телных приспособлений (боринг, синелью,

шнур, пайетки, петли и др.) свободная гладь)

Вышивка является oдним из древнейших и наиболее распространенных видов народного искусства, в котором изображение выполняется с помощью иглы или специального крюка различными нитками на тканях, трикотаже, коже, войлоке и других материалах.

Вышивка – этo искусство украшения ткани стежками, которые обогащают ее поверхность и подчеркивают красоту. В течение веков вышивальщицы экспериментировали с подходящими материалами, развивая и совершенствуя свое искусство, черпая вдохновение в окружающем их мире, в искусстве, в орнаментах других времен и культур. Художественную вышивку использовали для многих целей: чтобы увековечить память о событиях частной или общественной жизни, для выражения разного рода политических или духовных идей, чтобы продемонстрировать статус, рассказать какую-либо историю или восславить красоту мира природы. Мода на различные типы вышивки появляется и исчезает, но основные виды остаются неизменными. Разные виды вышивок от простых крестиков до изысканного золотого шитья накапливались с течением времени. Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались из поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами. Сoхранив основные, издавна известные нашему народу приемы, узоры и орнаменты, вышивание очень обогатилось новыми техниками за счет появления новых материалов и технологий, что самым лучшим образом отразилось на многообразии и сложности рисунков и схем для вышивки, а также большим разнообразием современных тематик и стилей. Традиционная народная вышивка - это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени.

Уникальные вышитые изделия частo экспонируются в выставочных залах, музеях и являются ярким доказательством творческого потенциала народа. Ознакомиться с коллекциями народного искусства вышивки можно в художественных и краеведческих музеях нашей страны: например, Государственном Историческом музее и Музее народного искусства в Москве, Государственном музее этнографии и Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Историко-художественном музее-заповеднике Сергиева Посада и других. Сравнивая современную вышивку со старинными образцами, видно постоянное развитие и совершенствование этого вида народного искусства.

Как уже гoворилось ранее, вышивка насчитывает не одно столетие в истории прикладного искусства России. Продолжая исторически сложившиеся виды традиционного мастерства, вышивка развивается в русских и национальных регионах России. Устойчивость этого промысла на протяжении веков, многообразие видов и техник вышивки, живой интерес к этому виду творчества современной культуры и искусства делают его особенным художественным явлением и доказывают его жизнеспособность .

Программа технологии предусматривает различные возможности развития, и реализации творческого начала у каждого школьника. Особенно не ограничены эти возможности при использовании в учебном процессе художественно-прикладных видов декоративного творчества: вышивки, вязания и т.д. Национальные традиции, отражаемые в предметах художественных промыслов, перешли к нам как свидетельства таланта и неисчерпаемого творчества народа.

Декоративно-прикладное творчество является одним из видов художественного творчества в области пространственных искусств. Произведения декоративного народного искусства хранятся во многих музеях страны и по-прежнему восхищают нас своей красотой. В наше время в вышивании прекрасно соединяются традиционные и современные творческие начала. Нынешние мастера используют старинные швы, а также создают свои новые декоративные швы, композиции. Данный урок – попытка показать, что именно технология, как никакой другой предмет способна стать экспериментальной творческой площадкой, на которой, путем интеграции с другими предметами, применения нетрадиционных форм проведения уроков, создаются идеальные условия для формирования интеллектуальной компетентности и креативности учащихся. Необходимо только создать в классе атмосферу сотрудничества, увлечь ребят "поиском истины", стимулировать их активность и творчество, вооружив современными технологиями. При изучении темы « Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства». учащиеся знакомятся с классификацией швов, с их условными и графическими изображениями, осваивают последовательные этапы выполнения шва. Народные вышивки издавна славятся разнообразием и оригинальностью узоров, восхищают нас утонченностью цветовых решений. Они создавались веками и зависят от географического положения страны, ее истории, культуры. Декоративно-прикладное искусство имеет свою специфику, свой образный язык, тому, кто захочет серьезно и глубоко изучить его, этот язык становится понятным, каждому откроется красота и выразительность произведений народного искусства, их глубокая содержательность и непреходящая эстетическая ценность.

№ урока 11-12 Дата 11.10. 08 Четверть 1
Тема урока Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства.
Кол-во часов 2
Использование ИКТ Программа Р/Р; текстовый редактор, распечатка дополнительных материалов и упражнений.
Общеучебные умения и навыки Ответы на вопросы, восприятие информации, закрепление знаний.
Специальные умения и навыки Знание истории возникновения вышивки, пропорционального построения узоров. Уметь переводить рисунок на ткань. Виды декоративно прикладного искусства народов нашей страны; творчество народных умельцев нашего округа. Технология запяливания ткани, увеличения и уменьшения рисунка, перенос рисунка на ткань. Освоение приемов перевода рисунка на ткань.
Тип урока Комбинированный. Приобретение новых знаний.
Триединая дидактическая цель Ознакомить с творчеством народных умельцев; ознакомить с профессией вышивальщицы; напомнить об организации рабочего места, правилам безопасности труда.
Способствовать формированию трудовых и эстетических качеств.
Способствовать развитию специальных способностей влияющих на самовоспитание как элемент трудовой деятельности.
Методы обучения Беседа, демонстрация наглядных пособий, самостоятельная работа, работа с учебником.
Повторяемый материал Приемы работы с ручными инструментами, цветоведение.
Виды и формы контроля знаний Взаимоконтроль, фронтальный контроль.
Практическая работа Выполнение декоративных швов
Домашнее задание Учебник пар.20-21;. Подготовить инструменты и материалы для изготовления вышитого изделия.

Тема урока: Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства.

Наглядные пособия: готовые вышитые изделия, (панно, картины) инструкционные карты, схемы для вышивок, журналы по рукоделию, книги.

Оборудование: иголки для вышивания с длинным ушком, пяльцы, ткань, рисунок, мулине, ножницы для обрезания концов ниток.

Цель урока:

  1. Ознакомить с творчеством народных умельцев; ознакомить с профессией вышивальщицы; напомнить об организации рабочего места, правилам безопасности труда.
  2. Способствовать формированию трудовых и эстетических качеств, развивать и прививать интерес и любовь к национальной народной вышивке.
  3. Способствовать развитию специальных способностей влияющих на самовоспитание как элемент трудовой деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи : история.

Ход урока

I. Организационный момент.

5 минут .

II. Проверить знание правил по технике безопасности.

Опрос учащихся. 5 минут.

III. Повторение правила выполнения основных швов

(карточка 1 – Приложение 1 , карточка 2 – Приложение 2 , карточка 3 – Приложение 3 , карточка 4 – Приложение 4 , карточка 5 – Приложение 5) 10 минут.

  • Учитель называет шов, а учащиеся показывают образец данного шва.
  • Определите соотношение схемы шва и названия шва.
  • Повторяем, для какой части рисунка можно использовать тот или иной шов.
  • Вопросы: Какой шов применяют для вышивания стебля и листьев растения? (стебельчатый).
  • В каком направлении вышиваются лепестки цветка? (от центра).
  • Для какого фрагмента можно применить тамбурный шов? (для вышивания контура или заполнения площади цветка).