От Пасхи до Троицы, календарь семи недель после Пасхи – основные события, праздники, родительские субботы. Радуница — особый весенний праздничный день

В церковном календаре есть огромное количество разных праздничных дней. Люди, какие постоянно приезжают в собор и проводят много времени за прочтением священных книг имеют все шансы с лёгкостью сказать о значении любого из них. Однако есть такие люди, которые понимают только наиболее популярные торжества, а о других и не знают. Среди таких и торжество под названием Великая Радоница. Скорее всего много людей и слышали о нем, но под иным названием.

Почему Радоница отмечается на 9 день после Пасхи: что это за праздник?

Радоницей православной называют весенний праздник, который празднуют на 9 день после Пасхи. Данную неделю принято называть Фоминой неделей. Этот день считают днем поминовения умерших. Еще говорят, что на 9-ый день – это родительский день. В данный день на могилы приезжают члены семьи мертвых. Много людей данный день называют Пасхой мертвых. Это торжество занимает особенное положение из числа других духовных праздничных дней. Оно начинается сразу после пасхальной недели и тем самым говорит христианам не расстраиваться и не скучать по родным, а наслаждаться, что они перешли в бессмертную жизнь, пишет портал сайт.

Почему Радоница отмечается на 9 день после Пасхи: история праздника

Принято считать, что данное торжество было еще при языческих верованьях. Народы восточной части Европы верили в реальность потустороннего мира. Они полагали, что после смерти дух человека отходит в другой мир и там продолжает делать то, что делал в своей жизни. Возврата в мир живых не было возможным, однако были специальные дни в году, когда души мертвых могли вернуться. Для этого проводили обряды. Их проводили с богатыми обедами, песнями и развлечением. На таких мероприятиях обязательным было задобрить души мертвых. Так как от расположения духа умерших зависело благополучие живых. Считалось, что они обладали определенной силой и имели возможность как посодействовать в решении определённых проблем, так и нанести вред. Принося приношения, они стремились задобрить скончавшихся и таким способом сосредоточить на себе их доброжелательность.

Почему Радоница отмечается на 9 день после Пасхи: приметы и обряды

На 9-ый день после Пасхи православные христиане празднуют Радоницу – день поминовения мертвых. В данный день люди всегда торопятся на кладбище к могилам родных, для того, чтобы уважить их память.

На данное торжество есть немало обычаев и примет.

На Радоницу как правило не засевают и ничего не садят в землю.

Дождь на Радоницу являлся хорошим признаком, данной водою мылись «на удачу».

Считается, что тех, кто на Радоницу забывает про могилы родных, о том никто не вспомнит после его смерти.

В данный день дети «вызывали» первый весенний дождь. Если после этого начинался дождь, то «окликальщики» быстро бросались купаться под «небесной водицей». Считалось, что после этого у них будет благополучие.

В случае если в данный день будет весенний гром, то юные девушки и женщины мылись ливнем через золотой и янтарный перстень. Считалось, что это поможет сберечь красоту и юность.

В отдельных областях умершим близким готовили баню, оставляя в ней все требуемые принадлежности. А поутру в золе искали знаки, которые могли забыть мертвые.

Неделя, следующая за пасхальной, получила название «Фомина» (по имени апостола Фомы, уверовавшего в Воскресение Христово после того, как он ощупал раны Спасителя). В народе она именуется Проводной. По традиции именно в это время поминают умерших.
Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи или Фоминого воскресенья. В народе этот день называется Красной горкой. Название Антипасха означает “вместо Пасхи” или ”противоположный Пасхе”- но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи.

С древних времен окончание Светлой Седмицы празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи. Также этот день называют Фоминой неделей, в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.

Крестная смерть Христа произвела на апостола Фому невероятно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: “Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю” (Ин. 20, 25).
На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: “Господь мой и Бог мой!” Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.

По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.
Начиная с Фоминого воскресенья в Православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение таинства венчания. На Руси именно на этот день, Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устраивались гуляния, сватовства.
Также на Фоминой неделе, во вторник второй недели, в девятый день по Пасхе, Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.

Каждый день Фоминой недели имеет как своё название:

В понедельник или вторник на Фоминой неделе церковь установила поминовение усопших. Служат панихиды и ходят на кладбище.
Понедельник зовётся «проводами». Считается, что в пасхальный период покойники навещают свои дома, чтобы отметить собственную Пасху. Нам же, живущим в этом земном мире, полагается встретить умерших, принять (угостить) их, а затем помочь им вернуться на тот свет. Таким образом, согласно традициям в понедельник начинают провожать предков на тот свет.
Вторник – это основной день Фоминой недели, который называют Радуницей, Радоницей, Раданицей, Радовницей. В 19 веке Навий день и Радоница объединились в один и стали справляться в яркой форме. По словам учёных, «Радоница» происходит от слова «радость», которую принесло воскресение Христово.
Древнейшим славянским обычаем был праздник Радоница, который проводился весной в честь Рода, творца Вселенной, первейшего славянского бога. На Радоницу обращались к умершим предкам с просьбами о покровительстве дому, его защите. Молодые спрашивали благословения на любовь и замужество. В канун Радоницы обычно топили баню для предков, готовили полотенце и мыло, но сами не мылись.
Также люди приносили гостинцы и крошили их на могилы близких (выпечку, блины, поминальную кутью, крашеные яйца, пиво, вино и т.д.). После чего угощались сами. На погосте жгли поминальные костры. В этот день было принято петь песни и водить хороводы. Печаль нередко переходила в веселье. Недаром известна поговорка: на Радоницу утром пашут, днём плачут, а вечером скачут. А всё потому, что после Пасхи начинались весенние полевые работы, на Радоницу люди посещали кладбища, а к вечеру устраивались веселья.
От этих дохристианских ритуалов идут весенние поминальные обряды на Фоминой неделе. Церковный устав предписывает посещение кладбищ после Светлой недели: «Пасха для верующих есть вход в мир, где упразднена смерть и где все, кого можно воскресить, уже живы во Христе». В этот день в церквях совершается вселенская панихида. Люди идут на кладбище к могилам своих близких и символически христосуются с ними. Отведав кутью, пьют водку или вино, не чокаясь. Вспоминают тёплыми словами умершего. Считается, что усопшие разделяют трапезу с живыми. Остатки угощений крошатся, а поминальную стопку водки выливают на могилу. Часть поминальных кушаний (конфеты, сладости, выпечку, крашеные яички) раздают окружающим и детишкам «за упокой души».
Четверг считается самым опасным днём Фоминой недели: в этот день умершие приходят в свои дома. Чтобы достойно их встретить, в одной из комнат на ночь оставляли угощение и открывали окна. В комнату категорически запрещалось входить до рассвета. Защищаясь от нежелательных покойников, одновременно предпринимали и определенные меры защиты: дома обсыпали по углам маком и зажигали перед иконами страстные свечи. Если в семье есть утопленники, то угощение оставляли у воды или бросали в реку.
В Фомину субботу в деревнях происходило изгнание смерти. Со всего села собирались старые и молодые женщины и, вооружась метлами, кочергами и прочей домашней утварью, выкликали смерти проклятия. Считалось, что чем дольше и веселее устрашать призрак, тем надежнее можно избавиться от всякой болезни. Кроме этого, люди обегали кладбища с ножами в руках и восклицали: «Бегите, бегите, злые духи!». Таким способом стремились облегчить загробные страдания покойников.
Воскресенье на Фоминой неделе зовётся Красной горкой. В этот день старались освободиться от всех грустных раздумий и переживаний. На возвышенных местах устраивали массовые гулянья, весёлые игры и водили хороводы. Также в этот день происходили смотрины будущих невест. Накануне по деревням ходили окликалыцики, которые исполняли под окнами молодожёнов величальную песню и приглашали всех жителей на гулянья.

На Радоницу принято посещать могилы усопших родственников Не успели православные отметить Пасху – а тут и новый праздник, и даже два, но справляемые одновременно – православная Антипасха и народная полуязыческая Красная горка , которую еще называют «Кликушное воскресенье». Оба эти праздника приходятся на воскресенье, 19 апреля. А во вторник 21 апреля – день поминовения усопших – Родительский день или Радоница.

Антипасха – неделя обновления

Антипасха, то есть, праздник, отмечаемый вместо Пасхи. Антипасха всегда отмечается на восьмой день после Светлого Христова Воскресения. В этот день обновляется память о воскресении Христа, поэтому Антипасху еще называют «неделей обновления». Название Антипасха означает «вместо Пасхи» или «противоположный Пасхе» - но это не противопоставление, а как бы новое обращение к светлому празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи. На Руси издревле окончание Светлой Седмицы празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи.

Фома неверный, который уверовал

Этот праздник еще называется Фомино воскресенье, поскольку в это время вспоминают об апостоле Фоме, том самом, которого в народе прозвали Фома-неверный. На самом деле «неверный» - это не значит «предатель». Просто Фома любил доискиваться до истины сам, не привык верить на слово, поэтому его и прозвали «неверующим», или «неверным». По евангельскому преданию Фома, который не застал первого появления воскресшего Христа перед апостолами, отказывался верить в чудо Его воскресения. Смерть Христа произвела на Фому столь удручающее впечатление, что он решил, что утрата невозвратна. На уверения других учеников Христа, что Спаситель воскрес, Фома отвечал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Пришлось Христу лично явиться Фоме, чтобы тот увидел и потрогал его раны. Вот как говорится об этом в Евангелии: «Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие». После этого Фома настолько уверовал, что прошел с проповедями Слова Божьего почти всю землю, побывал в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, где и принял мученическую смерть. В 2015 году Антипасха (Фомино воскресенье) приходится на 19 апреля.

Фомина неделя и Радоница

Вся неделя, следующая за пасхальной, получила название «Фоминой неделей», есть и ее народное название – «Проводная неделя». На Фоминой неделе во вторник, то есть на девятый день после Пасхи, Православная церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Почему этот день называется «Радоница»? Название восходит к словам «род» и «радость» и побуждает христиан, грустя об умерших, одновременно радоваться их рождению для вечной жизни. В этот день верующие разделяют с усопшими пасхальную радость Воскресения Христова. Когда в 2015 году Радоница? В 2015 году этот день выпадает на 21 апреля, в некоторых российских регионах местные власти объявили этот день нерабочим и обеспечили дополнительные автобусы и поезда для доставки людей на кладбища. В этот день в храмах вновь начинают служить панихиды по умершим, поэтому верующие сначала идут в церковь, где подают записки о поминовении на литургии и на панихиде. Потом верующие идут на кладбище, чтобы там помолиться об усопших. Что следует делать на кладбище? Придя на кладбище, следует зажечь свечу и помолиться, также уместно прочитать акафист об упокоении усопших, а для совершения литии можно пригласить священника. Затем следует прибрать могилу и немного помолчать, вспоминая близкого человека. Не надо кормить покойников На могиле не стоит выпивать и закусывать, это можно будет сделать дома во время поминальной трапезы, во время которой вино вполне уместно. А обычай устраивать пирушку прямо на могиле и уж нем более оставлять «для усопшего» яйца, конфеты, хлеб и другую снедь и рюмку с выпивкой церковь не одобряет, считая это пережитком язычества, возродившегося в виде предрассудка в годы советского безбожия, да и просто дикостью. В христианском обычае - не «кормить покойника» в этот день, а накормить голодных. Что касается усопших, то им нужнее память и молитва, считает церковь. В какие дни в этом году принято поминать усопших после Радоницы? В этом году сходить на кладбище следует в Троицкую родительскую субботу 30 мая - накануне дня Святой Троицы, на девятый день после праздника Вознесения. День Поминовения усопших воинов - 9 мая.

Антипасха – время свадеб

Антипасха – это первый день после почти двухмесячного перерыва, начинающегося с Масленицы, и продолжающегося весь Великий пост, Страстную неделю и Светлую седмицу, после которого церковь вновь начинает венчать новобрачных. А поскольку, как уже упоминалось, календарно Антипасха совпадает с Красной горкой, в народе живо поверье, что браки, заключенные в этот период, самые прочные и счастливые. Подробнее о поверьях, приметах и обычаях на Красную горку расскажем отдельно.







На девятый день после Пасхи (вторник на Фоминой неделе) христиане отмечают Радуницу. Это наиболее почитаемый у православных праздник, посвященный памяти умерших.

День, который в церковном календаре называется Радоницей,— «праздник пасхального поминовения мертвых в связи с воскресением Христа».

Церковный Устав не случайно предписывает посещение кладбищ после Светлой недели: Пасха для верующих есть вход в мир, где упразднена смерть и где все, кого можно воскресить, уже живы во Христе.

Народное название Фоминой недели — Проводная. Считается, что Господь отпускает души усопших на Пасху, а потом их провожают к могилам живущие на земле. Слово «Радуница» значит «блестящая», «просветленная». Считают также, что название «Радуница» происходит от слова «радость», которую принесло Воскресение Христово. Живые делятся своей радостью с умершими в надежде на всеобщее воскресение.




В народе, в отличие от церковного обычая, издревле в этот день на могилы приносили еду и питье. «Похристосоваться» с умершими и разделить с ними праздничную трапезу считалось долгом каждого православного человека.

Традиционные ритуальные блюда, вкушаемые на Радуницу, — поминальная кутья, крашеные пасхальные яйца, пироги, калачи, блины, куличи, драчены, сырники, медовые пряники, печенье, конфеты, из напитков — сыта, кисели, вино, пиво. Приносили на кладбище и другую снедь: мясо, домашнюю колбасу, рыбу, печеную пасху, кокурки (пшеничный хлебец с запеченным в нем яйцом). Перед трапезой на могилку выливали рюмку водки или вина и клали столовую ложку кутьи. Едой принято было делиться с умершими: яйца, блины и прочие угощения крошили на могилах и оставляли там.

Обязательно читали молитву «Отче наш...», а также пасхальный тропарь «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». За трапезой вспоминали добрые дела и жизнь покойных.

Празднование продолжалось дома в кругу семьи. Отведав кутью, пили, не чокаясь, водку или вино, и печаль нередко переходила в веселье.






МОЛИТВЫ ПЕРЕД И ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ ПИЩИ

ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения.

ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ
Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

ТАЙНАЯ МОЛИТВА ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ ПИЩИ ДЛЯ НЕУМЕРЕННЫХ В ПИТАНИИ
(молитва для похудения)
Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на Земле.



Вот несколько традиционных блюд к этому празднику.

СЫТА (ПОМИНАЛЬНОЕ БЛЮДО)
Сахар или мед растворить в кипяченой воде и добавить нарезанный мелкими кубиками или накрошенный хлеб.

СЫТА ФРУКТОВО-ЯГОДНАЯ
Ингредиенты:
50 г меда, 1/2 стакана фруктового или ягодного сока, 2 стакана воды.
Приготовление
Мед развести в кипяченой воде, охладить, добавить фруктовый или ягодный сок, можно добавить в сыту немного лимонной кислоты.

КУТЬЯ ПОМИНАЛЬНАЯ
I вариант
1,5 стакана чистых зерен пшеницы залить холодной водой на 2-3 часа, сварить и откинуть на дуршлаг. 200 г меда развести горячей водой, залить сваренную пшеницу, довести до кипения и охладить.
II вариант
В 300 мл воды отварить 180 г риса до рассыпчатого состояния. Добавить по 1 ст. ложке цукатов и промытого и обсушенного изюма, 40 г меда и перемешать. Сверху посыпать измельченными семечками тыквы, слегка обжаренными.

РЫБНОЕ ФИЛЕ, ЗАПЕЧЕННОЕ В ФОЛЬГЕ
Ингредиенты:
800 г рыбного филе, 75 г сливочного масла, 1 луковица, 1/2 лимона, зелень петрушки, соль, горчица.
Приготовление
Разрезанное на порции филе рыбы обмазать со всех сторон смесью масла с измельченным луком, петрушкой, лимонным соком, горчицей и солью.
Каждую порцию рыбы завернуть отдельно в фольгу и запекать в духовом шкафу около 30 минут.

СВИНИНА МАРИНОВАННАЯ ЖАРЕНАЯ
Ингредиенты:
1 кг свинины, 50 г жира.
Для маринада: 1/2 стакана растительного масла, 1/2 стакана 3%-ного уксуса, 50 г меда, 5-6 долек чеснока, 50 г готовой горчицы, соль.
Приготовление
Смешать растительное масло, уксус, мед, рубленый чеснок, горчицу и соль.
Свинину нарезать на порционные куски, положить в эмалированную посуду, залить маринадом и поставить на сутки в холодильник.
Затем обжарить с обеих сторон в растительном масле или свином жиру до готовности.

РУЛЕТ МЯСНОЙ С ЯЙЦАМИ
Ингредиенты:
300 г говяжьего фарша, 200 г свиного фарша, 5-6 яиц, 2 ломтика белого хлеба, 1 стакан бульона или молока, 1 луковица, 1 ст. ложка рубленой петрушки, 2 ст. ложки сметаны, 1 соленый огурец, 1-2 ст. ложки муки, перец, соль, панировочные сухари.
Приготовление
Оба фарша смешать, добавить размоченный в молоке хлеб, рубленый лук, петрушку, 1 сырое яйцо, сметану, нашинкованный без семян огурец, посолить, поперчить и вымешать до получения однородной вязкой массы.
Очищенные вареные яйца (4-5 шт.) обвалять в муке, положить друг за другом по центру выложенного в форме длинного и узкого прямоугольника фарша, соединить края и положить рулет на смазанный жиром противень, смазать яйцом, посыпать молотыми сухарями и запечь в духовке при температуре 180°С, периодически поливая бульоном или водой.
Готовый рулет нарезать тонкими ломтями.

КОЛБАСКИ ПРАЗДНИЧНЫЕ
Ингредиенты:
250 г говядины, 250 г свинины, 50 г шпика, 50 г сметаны, 2-3 дольки чеснока, молотый красный перец, соль, жир.
Приготовление
Говядину и свинину вместе с чесноком дважды пропустить через мясорубку, добавить сметану, соль, перец и вымешать фарш.
Сформовать лепешки, на середину каждой положить тонкие полоски шпика, натертого красным перцем, свернуть в виде колбасок, обжарить и довести до готовности в духовке.

ДРАЧЕНА СЛАДКАЯ
Ингредиенты:
5 яиц, 2 ст. ложки сахара, 1 ст. ложка сливок или цельного молока, 1 стакан пшеничной муки, 1 щепотка соли, 1—2 ст. ложки сливочного масла, 1 ст. ложка сахарной пудры.
Приготовление
Яйца взбить с сахаром и солью в стойкую пену, влить сливки или молоко, всыпать муку, быстро перемешать и вылить в глубокую сковороду с растопленным маслом.
Запечь в разогретом духовом шкафу, чтобы драчена хорошо подрумянилась.
Сверху посыпать сахарной пудрой.

СЫРНИЦА
Ингредиенты:
2 л простокваши, 150 г сливочного масла, 50 г клинкового сыра, соль.
Приготовление
Простоквашу поставить на непродолжительное время в духовку, затем вынуть и отделить творожную массу от сыворотки.
В творог добавить кусочки клинкового сыра, сливочное масло, соль.
Все перемешать, выложить в глубокую, смазанную жиром сковороду и запечь в духовке.

КОКУРКИ
Ингредиенты
Для теста: 600 г пшеничной муки, 1 ст. ложка сливочного масла, 1 ст. ложка сахара, 15 г дрожжей, 1 стакан воды, соль.
Для начинки: 10 вареных яиц.
Для смазывания: сливочное масло.
Приготовление
Приготовить дрожжевое безопарное тесто, сформовать из него шарики, сильно сплющить их, положить на середину вареное яйцо, закрыть его краями теста, защипать.
Положить кокурки швом вниз на смазанный маслом противень.
После 30—40-минутной расстойки смазать маслом и выпекать в духовке при температуре 250-270°С в течение 10-15 минут.

ПИРОГ С РЕВЕНЕМ И КОРИЦЕЙ
Ингредиенты:
1 кг дрожжевого теста, 1 кг ревеня, 1/3 стакана сахара, 1 ч. ложка молотой корицы.
Для смазывания: 1 яйцо.
Приготовление
Готовое дрожжевое тесто раскатать в виде овальной лепешки толщиной 1 см, перенести на противень, разровнять и наколоть вилкой по всей поверхности.
Положить ровным слоем начинку из ревеня с корицей, поверх нее нанести переплет из полосочек тонко раскатанного теста и смазать желтком.
Приготовление начинки. Черешки ревеня очистить, нарезать кусочками, залить водой, чтобы она чуть прикрывала ревень, добавить сахар и варить до полуготовности. Затем откинуть на сито и дать сиропу стечь.
Начинку охладить и смешать с корицей.




Поговорки и приметы на Радуницу

При первом проблеске весны говорили: «Родители из могил теплом дохнули».
Не угости честь-честью покойного родителя о Радонице — самого на том свете никто не помянет, не угостит, не порадует.
Расплакалася, как усопшая Радуница.
Дождь на Радуницу — не обрадуешься.
В этот день нежелательно было что-либо сеять или сажать.

Окликание дождя на Радуницу

В этот день детвора «окликала» первый весенний дождь. С самого утра следили за облаками и тучами на небе.
Старики утверждали, что не бывает такого радоницкого вторника, в который не капнуло хотя бы одной капельки дождя.
При виде облачка дети выкрикивали:
Дождик, дождик! Снаряжайся на показ.
Дождик, припусти, мы поедем во кусты, во Казань побывать, в Астрахань погулять.
Поливай, дождь, на бабину рожь, на дедову пшеницу, на девкин лён поливай ведром.
Дождь, дождь, припусти посильней, поскорей, нас, ребят, обогрей!
Если после закличек начинался дождь, то все окликальщики наперебой кидались умываться «небесной водицей», — что, по словам стариков, должно приносить счастье.
Если же в этот день ударит первый весенний гром, то молодые женщины и девушки умывались дождём через серебряные и золотые кольца. Считалось, что этим сохраняется красота и молодость. Действительно, в давние времена дождевая вода была не только "мягкой" (почти дистиллированной), но и очень чистой, весьма полезной для кожи и волос.
СУЩЕСТВЕННОЕ ПРИМЕЧАНИЕ. С тех давних пор многое в мире изменилось.
В наше время падающая с неба дождевая вода столь загрязненная, что умываться ею просто недопустимо!
Также не рекомендуется попадание современной дождевой воды на голову, т.к. это может привести к ухудшению состояния волос или даже к их выпадению.


Во вторник второй недели по Пасхе, которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.

9 день от Пасхи - родительский день, принято посещать кладбище и поминать умерших родственников.


День особого поминовения усопших

Первоначально Радоницы (радоницы, тризны) - имена божеств, олицетворяющих почитание усопших, хранительниц душ умерших людей. Радоницам и их подопечным приносили жертвы из обильных пиршеств и возлияний на погребальных курганах, чтобы еще не отлетевшая душа покойного могла насладиться зрелищем того уважения, которое ей оказывают живые. Постепенно слово "тризна" стало обозначать поминки, а "радоница" - весеннее поминовение усопших. Именно весеннее, потому что живые особенно старались задобрить покойников в пору расцвета природы, окончательного отступления зимы, поры мертвого сна всей земли.


Обычаи

Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который "не есть Бог мертвых, но живых" (Мф 22, 32).

Есть дивный пример того, как разделяют с нами радость о Воскресении Спасителя наши умершие. Однажды один благочестивый старец Киево-Печерской лавры на Пасху пошел вместе с диаконом покадить пещеры, где почивали усопшие. И только воскликнули они: «Христос воскресе, отцы и братия!», как послышалось в ответ громогласное восклицание: «Воистину воскресе!»


«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», – пишет святитель Иоанн Златоуст.


История праздника Радоница

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), праздник Радоница отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Само его название привилось от общеславянского языческого весеннего праздника с поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами или Тризнами. Этимологически слово "радоница" восходит к словам "род" и "радость", причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, "с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших".


По традиции "на Радоницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут", то есть приступают к сельхозработам, посещают могилы и затем веселятся вечером. Этот день давно стал светским Днем Памяти или Повиновения, в отличие Троицкой родительской субботы.


Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения – Святым Животворящим Крестом. Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.

Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха - время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.

Мы сердечно поздравляем всех христиан с праздником Радоницы!