Индивидуальное психологическое консультирование и групповая работа. Причины возникновения склонности воровства у детей младшего школьного возраста

Детские воровство и обман являются одними из причин обращения родителей к психологу. Очень часто обе эти проблемы идут рука об руку, имея под собой одно и то же основание. Поскольку эта тема довольно актуальна, я предлагаю опыт психологической работы с такими запросами.

Детские воровство и ложь относятся к так называемым “стыдным” проблемам. Родителям чаще всего неловко говорить на эту тему, им нелегко признаться психологу, что их ребенок совершил “ужасный” проступок - украл деньги или присвоил чужую вещь. Тем более, они не хотели бы, чтобы об этом узнали в детском коллективе. В связи с этим, коррекционные занятия следует проводить только индивидуально.

Анализируя поступки детей, можно выделить три наиболее часто встречающиеся причины воровства:

1. Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести.
2. Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.
3. Недостаток развития нравственных представлений и воли.

Здесь следует оговориться, что мы не имеем в виду случаи истинной клептомании, которая является психическим заболеванием и встречается довольно редко. В случае отсутствия положительного эффекта от проведенной коррекционной работы и наличия рецидива правонарушений мы рекомендуем родителям обратиться к врачу-психоневрологу.

Так же можно выделить четыре основные причины детской лжи. Чаще всего ребенок прибегает к помощи лжи, чтобы:

1. Избежать неприятных для себя последствий.
2. Добыть то, чего иным способом получить не может или не умеет (обычно это внимание и интерес окружающих).
3. Получить власть над окружающими (иногда отомстить им).
4. Защитить что-то или кого-то значимого для себя (в том числе и право на свою личную жизнь).

Как видим, причины совершения детьми данных проступков лежат в сфере эмоционального неблагополучия и во многом сходны. Поэтому большое внимание следует уделить работе с родителями ребенка, так как часто именно в семье находится “корень проблем”. Но, учитывая то обстоятельство, что родители приходят к психологу тогда, когда сами уже “все средства воспитания перепробовали”, ребенок нуждается в квалифицированной помощи психолога. Следовательно, коррекционная работа должна быть направлена на то, чтобы помочь ребенку сформировать такие черты личности, которые помогут ему воздержаться от кражи или обмана. Они, по всей вероятности, должны быть прямо противоположными тем, что побуждают его к совершению проступка. Воровать и лгать не будут

  • дети, у которых в достаточной степени развиты воля и нравственные представления;
  • те, кто умеет сдерживать свои желания;
  • эмоционально благополучные дети.

Коррекционная программа рассчитана на работу с детьми младшего и среднего школьного возраста. Она состоит из двадцати сессий (Приложение 1) длительностью 40 – 60 минут (в зависимости от скорости выполнения упражнений).

Каждая сессия начинается с кинезиологической разминки (Приложение 2), которая помогает наладить межполушарное взаимодействие и скоординированную работу головного мозга.

После этого мы обращаемся к сказкотерапии (анализируем рассказы, сказки литературные и психологические). Это способствует формированию “нравственного иммунитета” - способности ребенка к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума.

Арттерапевтические упражнения также включены в каждую сессию, так как они ориентированы на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы, на естественное проявление мыслей, чувств и настроений в творчестве, принятие человека таким, каков он есть, вместе со свойственными ему способами самоисцеления и гармонизации. Кроме этого, изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей, своеобразным “мостом” между психологом и клиентом. Арттерапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для ретроспективной, динамической оценки состояния, проведения соответствующих исследований и сопоставлений.

Завершается каждая сессия просмотром картинок на компьютере (диск “Развиваем воображение и внимание”. Мультимедиа технологии – М., 2003.). Наблюдения автора диска Е.В.Боруховской показывают, что дети, изучающие подобные рисунки, получают мощный толчок в развитии своего интеллекта, активизируют воображение, они усваивают понятия, ранее недоступные для них, и начинают легче учиться и ориентироваться в мире.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айхорн А. Трудный подросток. М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2001..

2. Андреева М.“О некоторых проблемах детского воровства” (сб. Гештальт-97 М)

3. Антипова И.Г. “Воровство в детском возрасте: анализ причин и коррекция” (Детский психолог 1995 № 9,10 Ростов-на-Дону)

4. Гуткина Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М.: 1991.

5. Давыдова Э.Х. Истоки детского домашнего воровства // Детский практический психолог.Июль,1995.

6. Зинкевич-Евстигнеева. Практикум по сказкотерапии. СПб.,2003

7. Кравцова М.М. Если ребенок берет чужие вещи. М.: Эксмо, 2002

8. Морозова И.Г. Патология влечения у детей и подростков. М 1996

9. Ле Шан. Если ребенок сводит вас с ума. М., 1991.

10. Практикум по арттерапии. Под ред. А.И.Копытина. Спб.,2001

11. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М.,2003

12. Экман П. Почему дети лгут? М.: Просвещение, 1993.

Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом»

Педагогический совет

«Профилактика и коррекция девиантного поведения»

«Воровство. Причины. Способы коррекции»
Воспитатель Кудрявцева С.В.

31.03.2011 г.

Воровство. Причины. Способы коррекции.

Воровство относится к одному из видов девиантного поведения, когда действия ребенка не соответствуют официально установленным нормам.

Причины возникновения воровства могут быть различными: это и резкие изменения, происходящие в обществе, ситуации, когда ослабевает нормативный контроль, негативные социальные оценки ребенка, стрессы, внутри личностные и межличностные конфликты, личностные особенности ребенка.

Представление о том, что такое «мое» и «чужое», появляется у ребенка после трех лет, когда у него начинает развиваться самосознание. Никому и в голову не придет называть вором двух-трехлетнего малыша, взявшего без спросу чью-либо вещь. Но чем старше ребенок, тем вероятнее, что подобный его поступок будет расценен как попытка присвоить чужое, иными словами - как «кража».

Возраст ребенка является в такой ситуации неоспоримым доказательством осознанности совершаемого, хотя это и не всегда верно. (Известны случаи, когда дети семи-восьми лет не осознавали, что, присваивая себе чью-то вещь, они нарушают общепринятые нормы, но бывает, что и пятилетние дети, совершая кражу, прекрасно сознают, что делают плохо.)

Важно знать и понимать причины воровства, чтобы вовремя оказать психологическую поддержку и помощь ребенку, у которого есть проблемы в поведении.

1.Цели, мотивы и причины воровства
Определение воровству дать сравнительно легко – это действие, направленное на присваивание чужих вещей. В числе факторов, побуждающих к воровству, большое место занимают неспецифические мотивы, то есть не однозначно определенные.

Чаще всего мотивы воровства определяются следующими тремя большими классами причин:


  • сделать благо себе;

  • сделать приятное другим и тем заслужить их хорошее отношение;

  • «за компанию» - воровство совершается совместно группой, не для обогащения, но на основе желания быть принятым группой, соответствовать ее нормам.
«Сделать благо себе»

  • «Импровизация» - импульсивное побуждение украсть, появляется в момент, когда имеет место хотя бы одно из условий:
- ребенок видит чужую вещь, которая привлекает его внимание;

Ребенок находится рядом с чужой вещью.


  • Медленно формирующееся желание взять чужую вещь. Превращается это желание в конкретное побуждение чаще всего под влиянием конкретных благоприятных условий.

  • Желание отомстить конкретному человеку или «всем сразу». Такое Побуждение к воровству связано с четким пониманием ребенком негативного социального характера этого действия.

«Сделать благо другим»


  • Это побуждение принести понравившуюся вещь значимому человеку (другу, брату, матери) с тем, чтобы доставить ему удовольствие. Такое желание часто связано с незнанием того, что воровство может быть неодобрено окружающими людьми.

  • Часто побуждение украсть чужую вещь, связано с тем, чтобы иметь средства заплатить за дружбу и внимание к себе сверстников.
Основанием для появления мотивов, связанных с пониманием асоциального значения воровства являются, прежде всего, личностные факторы:

  • Личностные позиции (они могут быть неосознанны ребенком):
а) «мне никогда не купят такую вещь»;

б) «я не имею права просить поиграть с этой вещью».


  • Чувство одиночества, обиды, отчаяния, отсутствие силы «Я» - отсутствие ответственности и самостоятельности.

  • Неумение открыто выражать желание, добиваться цели. Застенчивость и страх в ситуации открыто попросить о том, что является предметом желаний. Отсутствие уверенности в себе.

  • Отсутствие навыков произвольного и волевого управления собственным поведением, неумение противостоять импульсивным побуждениям, возникающим под влиянием особенностей сложившейся ситуации.

  • Отсутствие сложившейся системы саморегуляции личности, позволяющей выходить из сложных ситуаций.

  • Отсутствие возможности и способности эмоционально предвосхищать последствие собственных действий. Ребенок может знать, что воровать«нельзя», но в определенный момент «отвлекается» от этого и совершает действие так, как если бы не знал о его последствиях.

  • Неумение откладывать собственные желания «на потом». Невозможность проявлять терпение в ситуациях препятствия или лишения. Ребенок существует «здесь – и - теперь» и думает, что, если сейчас он не получит желаемую вещь, то не получит он ее никогда! И не возможна никакая компенсация!
Описанные причины появления мотивов воровства, в свою очередь, имеют основания – межличностные отношения, прежде всего в семье, в группе.

2. Профилактика детского воровства

В качестве мер предупреждения воровства можно предложить следующее:


  • Не провоцировать ребенка, не оставлять его с чужой вещью, не проявлять постоянную тревожность относительно того, что ребенок может совершить воровство. Главное не транслировать ребенку такую тревогу, не «наказывать заранее».

  • Спокойно отвечать на вопросы ребенка о воровстве, о предположениях его о том, что произойдет, если он возьмет чужую вещь. Четко объяснить нежелательность поступка и его последствия.

  • Не остро эмоционально, а спокойно и четко реагировать на любые стремления ребенка взять чужую вещь. Это относится и к любым предметам, случайно найденным на улице или в транспорте. Подобные действия являются «пред воровством», они не всегда привлекают внимание учителей, воспитателей и родителей, и могут перерасти в настоящее воровство.

  • Запрещение воровства должно сочетаться с некоторой «личностной компенсацией».
Если ребенок «тянется» к чужой вещи, то необходимо не просто четко запретить ему это, но, прежде всего, оказать эмоциональную поддержку.

У ребенка система саморегуляции личности в критической ситуации только начинает формироваться, она не является врожденной, поэтому необходимо научить ребенка справляться с трудной ситуацией.


  • Осуществить «вещественную компенсацию» лишения ребенка чужой вещи. Сделать это целесообразно не в самой ситуации запрета, но несколько позже, когда ребенок успокоится после запрета.
«Вещественная компенсация» может предотвратить повторное желание ребенка взять понравившуюся вещь, в отличие от «личностной компенсации», которая способствует преодолению личностной фрустрации, порожденной запретом взрослого на действия ребенка.

  • Предотвратить или устранить чувство заброшенности и одиночества у ребенка. Это чувство связано с переживанием обиды, желанием отомстить и компенсировать себе недостаток любви и внимания других людей. Подобные переживания обуславливают многие девиантные действия, имеющие целью либо привлечь внимание, либо получение приятных ощущений и положительных эмоций.

  • Обучение ребенка навыкам высказывания просьбы поиграть с чужой вещью или посмотреть ее.
3. Методы оказания психологической помощи при «остром» и «хроническом» воровстве

«Острое воровство» - это обнаружение взрослым серьезного, первого, по их мнению, случая детского воровства. Психологическая помощь здесь традиционна (кратко):


  • Установления запрета на воровство.

  • Возложение ответственности на ребенка за совершение действия и устранение его последствий.

  • Выявление и устранение причины воровства (при «остром» воровстве она оказывается легко устранимой, связанной с конкретной ситуацией, например, недавно произошедшем конфликтом с приятелем).
«Хроническое» воровство может протекать в различных условиях:

1) Родители (воспитатели) знают о действиях ребенка, но ему не сообщают о воровстве, надеясь на то, что ребенок сам исправится (или по другим причинам, например, не уверены, что это он).

Прежде всего, сообщить информацию ребенку о социальной оценке воровства и четко сказать ему о необходимости исправления последствий действий.

Работа по устранению причин. Если воровство «хроническое», то причины чаще всего оказываются серьезными, связанными с деформацией личностного развития.

2) Окружающие лица, обнаруживающие действия ребенка, постоянно ругают его, не доводя воспитательные действия до завершения, не возлагают ответственность на ребенка и часто меняют свои требования: то прощают, то неадекватно сильно наказывают за совершенные поступки.

Противоречивости в оценке воровства не должно быть, иначе ребенок воспринимает очередные попытки запрета как «обычные нотации», исполнение которых не обязательно. У ребенка должны быть четко сформированы ожидания того, что будет в дальнейшем в аналогичных ситуациях. Должны быть четко сформированы определенные убеждения и оценки этих ситуаций.


4. Методы оказания помощи ребенку в ситуации обнаружения совершенного воровства

Воспитателям, которые столкнулись с воровством детей, можно порекомендовать следующее:


  • Не разбирать поступок ребенка в присутствии большого числа людей, поговорить с ребенком отдельно от пострадавшего.

  • Сказать о чувствах пострадавшего, предложить поставить себя на его место.

  • Установить запрет на воровство. Указать возможные наказания и социальное неодобрение (например, если узнают в классе о случившемся).

  • Не наказывать ребенка. Если он уважает и любит воспитателей, то отрицательные оценки воспринимаются ребенком уже как наказание.
«Плохие поступки» ребенка – реакция на действия взрослых, либо поиск любви и понимания, либо признания его значимости, то чего ему не хватает (особенно при заниженной самооценке).

  • Выяснить характер отношения ребенка с другими детьми. Ребенок может украсть в детском доме, с тем, чтобы добиться признания одноклассников.

  • Показать неотвратимость наказания и не читать при этом нравоучений.
Опираться при объяснении целесообразнее на реальные потребности, желания и представления ребенка, а не призывать к абстрактному: «как тебе не стыдно!»

  • Не стремиться вызвать у ребенка открытое чувство вины, не разрушать психологической защиты ребенка. Ориентироваться необходимо не на собственное желание наказать ребенка, а на основную задачу – воровство осуждается всеми и приводит к ухудшению отношений, и не приводит к желаемым результатам.
Коррекционная работа требует оценить негативно не личность ребенка, а поступок.

Если воспитатели реагируют на воровство ребенка угрозой лишения его своей приязни и любви, то это может привести к ухудшению отношений.

Чаще всего в основе воровства лежит нарушение взаимоотношений с родителями, воспитателями и другими значимыми лицами, недостаток внимания к ребенку и даже неприятие его.


  • Оказание ребенку эмоциональной поддержки. Обнаружение воровства приводит к тому, что ребенок чувствует себя незащищенным. В некоторых ситуациях, при определенном направлении беседы с ребенком, будут эффективны фразы типа: «я тебя люблю, но мне не приятно то, что ты сделал».

  • Дать возможность ребенку принять самостоятельное решение. Эффективность длительной нотации будет не очень высока.
Необходимо начать с изложения основных посылок: воровство наказывается, необходимо исправить то, что сделано.

А затем предложить ребенку поразмышлять, как лучше достичь цели, которую он преследовал: купить дорогу вещь или купить дружбу в классе.

Эффективнее говорить с ребенком на позициях Взрослый – Взрослый.


  • Необходимо выяснить причину, которая побудила ребенка совершить воровство и вместе с ребенком выработать иные пути достижения цели.

5. Педагогическая коррекция воровства

Воровство – это «несамостоятельное явление», чаще всего оно представляет собой проявление каких-то посторонних причин. Работа воспитателя осуществляется в одном из двух направление, в зависимости от конкретного случая:


  • Передача ребенку необходимых сведений о социальной оценке воровства;

  • Оказание ребенку помощи в решении личных проблем, привлекая к работе психолога.
Первая задача решается достаточно легко и ограничивается предоставлением ребенку определенных сведений.

Вторая задача является более сложной, т. к. связана с личностными проблемами, которые приводят не только к воровству, но и многим другим девиациям и нарушениям психологического развития ребенка.

Различные личностные проблемы порождаю как «беспредельное воровство», так и «завистливое воровство». Дети воруют не потому, что хотят иметь какую-то конкретную вещь, а по причине личного порядка: чувства одиночества, чувства покинутости и т. п. Однако не все дети обеспечены в достаточной мере в материальном плане, чтобы купить то, что им нравится, тем более в детском доме. Итак, создается фрустрирующая ситуация: хочу иметь - не могу иметь. Выход из этой ситуации обеспечивается системой личностной саморегулции.

Если ребенок не получает достаточно внимания и любви, ощущает одиночество и заброшенность, то это существенно ослабляет возможность его личностной саморегуляции.

В целом, здесь проявляется та же необходимость оказания ребенку поддержки, выражения любви и одобрения ему, помощи в приобретении навыков выхода из критической ситуации.

Краткое содержание: Воровство в дошкольном возрасте. Случаи воровства в детском возрасте. Почему дети воруют?

Воровство как явление в дошкольном возрасте имеет свои специфические черты. Они касаются прежде всего мотивов и причин.

В отличие от подростков, среди дошкольников практически отсутствуют так называемые "кражи престижа", когда ребенка подначивают сверстники, аргументируя необходимость совершения воровства поддержанием статуса в группе или, другими словами, "на спор". Также для детей-дошкольников нехарактерны групповые кражи.

Среди мотивов, толкающих дошкольников на воровство , можно выделить несколько групп:

1. желание владеть чем-либо (чаще всего игрушкой);
2. желание сделать приятный подарок кому-то из близких;
3. желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какого-либо предмета или вещи;
4. желание отомстить кому-либо.

Все вышеперечисленные группы мотивов не имеют под собой криминальной подоплеки.

Наиболее часто среди дошкольников встречаются кражи, мотивированные желанием завладеть чем-либо, принадлежащим другому человеку. Ребенок видит новую игрушку у сверстника, о которой он давно мечтал, и, воспользовавшись моментом, он ее прячет или уносит. Причина такого поведения кроется в особенностях сознания дошкольника: для него понятия "мое", "твое", "собственность", "чужое" абстрактны и малодоступны. Именно такие понятия постигаются ребенком через общение со взрослыми, через приобретение опыта в повседневной жизни. Именно взрослый раскрывает их смысл и содержание.

Вторая группа мотивов (желание сделать подарок кому-то из близких) также связана с отсутствием понимания отрицательной оценки краж у дошкольников. Ребенок стремится тем или иным образом сделать любимым людям приятное.

Третья и четвертая группа мотивов характерны для детей старшего дошкольного возраста на границе с младшим школьным. Эти мотивы, хоть и с отрицательной окраской, можно отнести к социальным. В 6-7 лет детям уже небезразлично их место в группе сверстников, и они способны целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого доступные способы. Это же касается и желания отомстить кому-нибудь, что может проявляться как во вредительстве (т. е. украсть у того, кто обидел), так и в желании доставить неприятности близким. Во втором случае ребенок уже хорошо понимает, на что он идет и для чего он это делает.

Взрослых часто удивляет и злит нелогичность поступков детей, в том числе это касается и воровства. "Зачем было забирать что-то, если заранее знаешь, что тебя поймают?" - удивляются они. Но они забывают, что дети-дошкольники обладают такими психологическими особенностями, которые, с точки зрения взрослых, и толкают детей на нелогичные поступки. Таковыми особенностями являются:

Импульсивность, подверженность сиюминутным порывам вследствие неразвитости произвольного сознательного контроля поведения;
- неразвитость прогностической функции, т. е. неумение эмоционально предвосхищать последствия собственных действий;
- узость понятийного аппарата, трудность осмысления абстрактных понятий;
- осознание своего существования "здесь-и-сейчас", непонимание временных перспектив.

Учет этих особенностей возраста необходим при организации работы с дошкольниками. Тем не менее, важно помнить, что такое явление, как воровство, имеет в своем основании нарушения личности и деформированные межличностные отношения, прежде всего семейные.

Сложилось ошибочное мнение о том, что воровство присуще детям из неблагополучных семей. Но современная ситуация такова, что воровство наблюдается и у детей из так называемых благополучных семей. И в первом, и во втором случае воровство детей - последствия неправильного воспитания. В неблагополучных семьях асоциальность самих родителей (пьянство, рукоприкладство и т. д.) толкает детей на кражи, низкий материальный достаток - вот основной стимулятор. Сложнее обстоит дело во внешне благополучных семьях, в которых и уровень материальной обеспеченности достаточный, и воспитанию детей уделяется много времени. Но вопрос заключается не в количестве, а в качестве воспитательных воздействий. Можно выделить ряд ошибок, совершаемых взрослыми в процессе воспитания:

Отсутствие последовательности в воспитании, когда в одной ситуации ребенка могут наказать, а в другой - "закрыть глаза" на проступок, и за угрозой наказания не следует;

Несогласованность требований взрослых, предъявляемых к ребенку; такая ситуация характерна для семей, в которых есть бабушки и дедушки, но нередко она встречается и в семьях только с папой и мамой, которые не могут договориться между собой, когда одно и то же действие ребенка оценивается по-разному;

- "двойная мораль", когда действия родителей расходятся с делом;

Вседозволенность, которая может быть следствием безнадзорности, воспитания в стиле "кумир семьи", подмены общения материальным обеспечением;

Тотальный контроль за поведением и действиями ребенка.

Несмотря на кажущуюся полярность родительских ошибок, все они лишают ребенка возможности формироваться как полноценной личности, следующей в своих действиях нормам морали. Непоследовательность родителей в воспитании стимулирует ребенка к приспособленчеству, развивает зависимость от настроения окружающих. Ребенок учится манипулированию мнением взрослых, зная их слабые места. Это же касается и отсутствия согласованности в требованиях, предъявляемых ребенку. Нежелание или неумение взрослых договориться между собой приводит к открытым или скрытым конфликтам, которые невротизируют как их непосредственных участников, так и невольных, каковыми чаще всего являются дети. В таких семьях часто дети вообще перестают слушать кого бы то ни было из взрослых.

Следуя желанию соблюсти внешние приличия, некоторые родители демонстративно внушают детям, что "брать чужое нельзя", одновременно принося с работы то, что плохо лежит. Ребенок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что его ругают, если он делает то же, что и папа с мамой.

Неумение или нежелание родителей пресекать негативные проявления личности или характера стимулирует развитие вседозволенности, когда ребенок не умеет или не хочет считаться с мнением других, ориентируясь лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей "обратную связь" - с ними не желают общаться, они становятся причиной ссор и конфликтов. Они искренне не понимают, почему нельзя брать то, что им хочется, даже если эта игрушка принадлежит другому. А родители начинают обвинять других детей в пагубном влиянии на их "чудо-чадо".

Еще одна крайность - желание родителей контролировать каждый шаг своего ребенка - влияет на развитие личности не менее пагубно. Одни дети занимают активную "оборонительную" позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по каждому поводу. А другие "уходят в подполье", продолжая совершать порицаемые взрослыми действия, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания. Это способствует развитию лживости, двойной морали.

В каждой из вышеперечисленных ситуаций происходит деформация личности ребенка под воздействием неправильного воспитания. Поэтому одним из первых шагов психолога на пути оказания помощи ребенку, уличенному в воровстве, должно стать выявление причин и мотивов проступка, а также выяснение особенностей семейного воспитания. В случае, если в ходе диагностики выявлены нарушения в системе воспитания и взаимоотношениях между родителями и ребенком, основной акцент должен делаться на работе с родителями, до сознания которых необходимо донести истинную причину воровства, объяснить возрастные особенности детей-дошкольников. Часто первой реакцией взрослых является отрицание и высказываемое желание принять кардинальные (обычно порка) меры, а также изменение в отрицательную сторону отношения к ребенку.

Психолог, принимая и понимая чувства родителей, должен стремиться настроить их на последовательную работу, касающуюся изменения стиля общения с ребенком. Также важно научить их адекватному реагированию на факт воровства.

Прежде всего четко высказать отрицательную оценку действиям ребенка (подчеркнем, действиям, а не личности) с конкретным запретом на воровство. Здесь же необходимо рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи. Также необходимо поставить ребенка на позицию этого человека, спросить, что бы чувствовал сам ребенок. Ребенок должен четко усвоить, что воровство в любом проявлении и с любой целью порицается как родителями, так и другими людьми. Если обобщить, то формула "воровать нельзя, воровство - это плохо" должна быть хорошо понята и принята ребенком.

Но перед началом беседы родителям необходимо взять себя в руки, постараться справиться с охватившим их гневом, чтобы не обрушивать на голову ребенка свои отрицательные эмоции.

Общая стратегия поведения родителей будет зависеть от причин, которые должен помочь выявить специалист. Но в любом случае появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о нехватке ребенку ласки и внимания со стороны родителей. Если же после проведенной работы ребенок продолжает беспричинное и постоянное воровство, есть необходимость обратиться к психоневрологу.

Другие публикации на тему данной статьи:

Случаи детского воровства происходят не так уж редко. Практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое. Большую роль, в данной ситуации, играет реакция родителей. От реакции родителей зависит, повторится ли эта ситуация. Но в любом случае нужно разбираться с причиной. В каждой возрастной группе причины воровства могут быть разные.

    Вряд ли кому-то придет в голову считать 2-4-хлетнего малыша вором. У ребенка в 2 - 4 года еще не сформированы понятия «свое – чужое». Формирование этих понятий – задача родителей.

    Возраст 4-6 лет - возраст формирования нравственных привычек, но это еще не значит, что они уже закрепились. Как правило, дети уже в состоянии различать "мое" и "не мое", имеют понятие о личном пространстве, личной собственности. Но, с другой стороны, ребенку часто бывает трудно обуздать импульсивность своих желаний, и это может приводить к воровству.

    Произвольное поведение, подчиненное внутренним социальным нормам, обычно формируется к 6-7 годам. Но у некоторых детей с этим возникают трудности. Обычно эти дети более подвижны и возбудимы, им трудно не только сдерживать свои желания, но и просто спокойно сидеть на уроке и внимательно слушать учителя. Причиной импульсивности могут быть особенности темперамента (повышенная активность), и временные невротические реакции на какие-либо психические травмы (развод родителей, переезд, поступление в школу), и серьезные психические отклонения (например, олигофрения).

    У детей постарше (от 8 до 10-11 лет) воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на свое "хочу!" самому себе твёрдо сказать "нет!". Таким детям очень трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок. Ребенок знает, что воровать нехорошо, но не в силах противостоять своему "хочу", совершает кражу.

    Для подростка (12-15 лет) воровство - это уже осознанный шаг, а может быть уже и вредная привычка.

Мотивы воровства могут быть самыми разными и важно понять причины.

Психологический портрет «воришки»

Исследования психолога Э.Х. Давыдовой, проведенные в семьях ворующих детей, показали, что часто кража - это реакция ребенка на травмирующие его обстоятельства жизни.

М. Кравцова подтверждает, что в семьях ворующих детей наблюдается эмоциональная холодность между родственниками. Ребенок из такой семьи либо чувствует, что его не любят, либо в раннем детстве пережил развод родителей, и, хотя отношения с отцом сохраняются, он видит отчужденность, даже враждебность между родителями.

Если составлять психологический портрет ворующего ребенка, то, прежде всего, обращает на себя внимание его доброжелательность по отношению к окружающим и его открытость. Как правило, это неуверенные в себе, уязвимые дети, которым необходима поддержка и эмоциональное принятие со стороны близких.

Попытки ребенка восстановить утраченную связь с родителями достаточно часто становятся причиной воровства. Ребенок может с помощью кражи добиваться к себе внимания со стороны родителей. Пусть это внимание будет и негативное. Главное, что это внимание ребенок получит.

М.Кравцова отмечает, что эти дети производили впечатление несамостоятельных, инфантильных.

Часто воришек отличает недостаточное развитие воли. Некоторые дети понимают, что совершают нечто предосудительное, некоторые дети присваивают себе чужое, даже не задумываясь о последствиях. Они берут понравившиеся им ручки, угощаются без спроса чужими конфетами. Совершая "кражи", дети не ставят себя на место "жертвы", не представляют себе ее чувства, в отличие от ребенка, мстящего кражей своим "обидчикам".

Поговорим более подробно о причинах детского воровства. От понимания причины в каждом конкретном случае будут зависеть рекомендации родителям и советы по дальнейшей профилактике этих ситуаций.

Каковы же причины детского воровства?

М. Кравцова условно выделяет три основные причины детского воровства:

1. Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести.

2. Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.

3. Недостаток развития нравственных представлений и воли.

Опишем более подробно и конкретно наиболее частые причины детского воровства.

1. Одну из причин мы уже описали – неблагополучие в семейной сфере, нехватка родительской любви, желание привлечь к себе внимание. Возможно, родители слишком сосредоточены на своих делах, возможно, есть неблагополучие в супружеских отношениях, возможно, родился младший братик (сестренка) и ему (ей) предназначается теперь большая часть родительской любви. Ребенок чувствует себя одиноким и заброшенным, ему кажется, что родители уделяют ему меньше внимания, или что его не любят, или что к нему несправедливы. И тогда он может взять у мамы из сумки деньги или какую-то вещь, но всегда таким образом, что пропажа легко обнаруживается. Сами деньги ребенку не очень-то и нужны. Воровство, в данном случае, средство обратить на себя внимание родителей, крик о помощи. Бывает так, что не найдя поддержки и понимания в семье, ребенок начинает воровать вне семьи. Создается ощущение, что он делает это назло вечно занятым и недовольным родителям или мстит более благополучным сверстникам.

Тех детей, которые с помощью воровства добиваются внимания родителей, шумные скандалы и строгие наказания лишь убеждают в правильности избранной ими стратегии.

Когда тебя наказывают, это все же лучше, чем когда тебя вообще не замечают. В таких случаях рекомендуется игнорировать факт воровства или отнестись к нему как к рядовому событию. Родителям необходимо побольше общаться с ребенком, обязательно одобрять его действия (если есть пусть даже небольшой повод). Необходимо у ребенка выработать чувство собственной значимости, признания, принятия в семье и понимания, дать понять, что лучше делать одобряемые родителями и обществом поступки, чем негативные.

2. Воровство может быть способом самоутверждения, что тоже является свидетельством психологического неблагополучия ребенка. Он таким образом хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо (различными угощениями или красивыми вещами). Если ребенку не хватает родительского внимания, ему не хватает признания, ощущения чувства значимости в своей семье, он может пытаться искать это в группах сверстников. Э.Х. Давыдова отмечает, что условием счастья такие дети называют хорошее отношение к ним родителей, хорошее отношение к ним в классе, наличие друзей и материального достатка. Например, ребенок, укравший дома деньги и накупивший на них конфет, раздает их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение. Ребенок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом. Так могут поступать старшие дошкольники и младшие школьники. В подростковом возрасте могут иметь место "кражи престижа", кражи "на спор" из-за желания утвердится в группе.

Искать глобально решение данной проблемы следует в отношениях родителей с ребенком.

Необходимо работать с причиной - а причина здесь в низкой самооценке, в несформированности навыков общения. Так же стоит обсудить тему "дружба", поговорить о том, как правильно знакомиться с ребятами, как их заинтересовать и пр. - всё это нужно объяснять своему ребёнку, а если понадобиться, то проиграть с ним соответствующие ситуации. Стоит также объяснить, что таким способом завоевать авторитет у группы сверстников вряд ли удастся, для этого есть другие, более достойные способы. Можно, например, устроить детский праздник (вечеринку, совместную поездку на пикник), пригласить друзей ребенка. При этом важно подчеркивать перед друзьями значимость ребенка, оказывать ему уважение, показывать, как с ребенком считаются.

Важно выявлять у ребенка способности и таланты - это очень поднимает самооценку у самого ребенка и в глазах его сверстников.

3. Ребенок может украсть игрушку, которой перед ним долго хвастались, его обижали. Он украл, чтобы отомстить обидчику. "Заберу машину у Сашки за то, что он меня побил" - рассуждает ребёнок. В этом случае важно помочь выработать ребенку правильную позицию и поведение в таких ситуациях. То есть ребёнок хорошо понимает, на что он идёт и зачем он это делает. Борьба с воровством подобного плана осуществляется так же как в предыдущем случае с помощью объяснения, убеждения, с помощью проигрывания конфликтных ситуаций.

С малышами можно разыгрывать сценки, где игрушки решают подобные задачи. Этот вид воровства характерен для старших дошкольников и младших школьников.

4. Ребенок не может понять, какие вещи его, а какие чужие. Такое непонимание характерно для малыша, когда ему 2-4 года. Нужно объяснять ему это в каждой конкретной ситуации, чтобы малыш знал границы своего и чужого (в том числе членов его семьи). Об этом родители должны ему рассказать и не раз, рассказ свой лучше сопровождать разбором конкретной ситуации, а чтобы ребёнку было понятнее, обратить его внимание на переживания человека, утратившего какую-то вещь.

Важно, чтобы у ребенка была своя кроватка, свой уголок, свои игрушки. Когда нет понятия - «мое», трудно постичь понятие – «чужое».

Бывает, что эти понятия не сформировано и в более старшем возрасте, что может говорить о внутрисемейных проблемах.

5. Ребенку может настолько нравится какая-либо игрушка, и он настолько хочет владеть ею, что даже не осознает, что украл ее.

Такое может случаться, когда потребности ребенка часто родителями игнорируются. В таком случае родителям стоит обратить внимание на те потребности, которые у ребенка не удовлетворяются. Важно, чтобы устойчивое постоянное желание ребенка чего-либо хотя бы частично удовлетворялось, а не вызывало сильное напряжение или тревожность. Исключения составляют сиюминутные желания, в которых потребности у ребенка действительно нет. Это встречается у дошкольников.

У детей постарше (от 8 до 10-11 лет) воровство с такой мотивацией часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на свое "хочу!" самому себе твёрдо сказать "нет!". Таким детям очень трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок. Ребенок знает, что это воровство, что воровать нехорошо, но не в силах противостоять своему "Хочу" совершает кражу. Основная рекомендация в данном случае следующая: никогда не делать за ребенка то, с чем он уже в состоянии справиться сам. Еще полезно предлагать ребенку самому ставить цели и выполнять их. Начинать с краткосрочных целей: куда пойдем? что сегодня сделаешь? И не менять его программу, позволить ребёнку её реализовать. Это важное качество: умение самому поставить себе цель и выполнить ее.

6. Желание сделать подарок кому-то из близких (обычно родителям). Эта причина так же связана с отсутствием понимания отрицательной оценки воровства. Ребёнок стремиться тем или иным способом сделать маме приятное - и то, что он поступает неправильно ему просто не приходит в голову. Стоит ему это объяснить.

7. Ребенок может подражать взрослым, копировать их поведение.

Возможно, кто-то в семье приносит что-то домой с работы и рассказывает об этом.

Возможно, родители дома обсуждают других людей, получающих средства к существованию нечестным путем, при этом высказывают свою зависть или говорят, что с таких людей нужно брать пример. Не стоит допускать, чтобы ребенок присутствовал при таких разговорах.

8. Вымогательство со стороны более старших детей.

В этом случае родители должны защитить своего ребенка, пресекая любые попытки запугивания, шантажа. Важно объяснить ребенку, что он может в таких случаях обратиться к родителям, учителям за помощью.

9. Клептомания. Это болезнь, встречающаяся очень редко, особенно среди детей. В этом случае ребенка надо показать психоневрологу или психиатру.

Ошибки в воспитании, провоцирующие детское воровство

К основным ошибкам в воспитании, способных провоцировать детское воровство можно отнести следующие:

    отсутствие последовательности в воспитании: в одной ситуации ребёнка наказывают, а в другой - "закрывают глаза" на проступок: грозились наказать, но не наказали;

    несогласованность требований взрослых (папа разрешает, а мама запрещает);

    "двойная мораль" - действия родителей расходятся с делом (например, родители внушают ребёнку, "что брать чужое нельзя", а сами приносят с работы то, что "плохо лежит". Ребёнок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что его ругают, если он поступает, как мама и папа.);

    ситуация вседозволенности, воспитание ребёнка в стиле "кумир семьи": ребёнок растёт с мыслью "я самый лучший", он не научается считаться с мнением других людей, ориентируется лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей "обратную связь" - с ними не хотят общаться. Они искренне не понимают, почему брать то, что им хочется, нельзя. А родители начинают обвинять других детей в пагубном влиянии на их "чудо-ребёнка";

    тотальный контроль за поведением и действиями ребёнка. Одни дети при этом занимают активную "оборонительную" позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по любому поводу. Другие "уходят в подполье", продолжая совершать порицаемые взрослыми поступки, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания.

Какие советы можно дать родителям, если имел место факт воровства?

В первую очередь нужно подробно выяснить ситуацию. Многое будет зависеть от возраста ребенка и обстоятельств этого события, от причин воровства и мотивации ребенка.

Если ребенок принес в дом чужую игрушку, это не всегда воровство. Дети часто меняются игрушками, и денежная стоимость игрушки для них не имеет значения.

Если это чья-то игрушка, то важно выяснить нюансы отношений между ребенком и хозяином игрушки. Что стоит за этим проступком - желание привлечь к себе внимание и подружиться или, наоборот, пренебрежение к другому ребенку, который, возможно, занимает позицию отверженного в группе, или желание отомстить. Важно, как обнаружился факт воровства – случайно или ребенок сам об этом сказал.

Стоит обратить внимание, как он сам относится к своему поступку – ему стыдно, он раскаивается, или считает, что все произошедшее - в порядке вещей. Если чувство вины отсутствует вообще, оценка родителей должна быть резкой и определенной: ребенок должен почувствовать, что такое поведение неприемлемо и осуждаемо. Важно выразить уверенность в том, что, конечно, это больше не повторится.

Если ребенок знает, что поступил неправильно, то разумнее, давая оценку, сосредоточиться не на том, чтобы вызвать у него чувство вины, а обрисовать картину переживаний того, кто лишился своей игрушки, и выработать стратегию возврата вещи без излишних унижений.

Есть некоторые общие правила, подходящие для всех возрастов и всех случаев воровства.

    Не устраивать истерик и скандалов, не считать, что с ребенком произошло непоправимое. Силовая кара – самая соблазнительная и самая неэффективная, поскольку не решает возникшей проблемы, а чаще усугубляет ее. Она не способствует доверию между родителями и ребенком и может способствовать тому, что в следующий раз ребенок будет лучше прятать украденное. Дав волю своему негодованию, можно испортить ребенку жизнь, лишить его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе.

    Важно поговорить доброжелательно и без посторонних с ребенком: выяснить, откуда игрушка или вещь, как он далее хотел украденным распорядиться. Какие отношения у ребенка с владельцем вещи. Так можно понять мотивацию ребенка.

    Нужно дать ребенку понять, как огорчает родителей то, что происходит, но лучше не называть происшествие "воровством", "кражей", "преступлением". Спокойная беседа, обсуждение чувств, совместный поиск решения лучше выяснения отношений.

    Нельзя обвинять ребенка, если вина его не доказана.

    Нельзя называть ребенка вором и пр., т.е. вешать на него "ярлыки", предсказывая ему криминальное будущее.

    Можно высказать отрицательную оценку действиям ребёнка (но не личности), с конкретным осуждением такого поведения.

    Рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи, денег.

    Избегать сравнений с другими детьми и самими собой в детстве, говоря, например, так: "В нашей семье такого отродясь не водилось", или "Как я завидую другим родителям, которым не приходится стыдиться своих детей".

    Не требовать от ребенка клятвы о том, что это была первая и последняя кража.

    Нельзя обсуждать поведение ребенка в присутствии посторонних.

    Нельзя допускать, чтобы ребенка судили публично, не настаивать на демонстративных извинениях.

    По возможности, организовать возврат украденной вещи, лучше без свидетелей. Если таким образом вернуть невозможно, сделать вид, что ребенок нашел ее и вернуть владельцу. Разделить с ребенком ответственность, помочь ему исправить положение.

    Если украдены деньги у родителей, нужно выразить свое огорчение по поводу их отсутствия, рассказать, для чего они предназначались. Можно ограничить всю семью в чем-то значимом – например, месяц не едим сладкого, не ходим в кино и пр., пока не наберется украденная сумма.

    Важно дать понять своему ребенку, что всегда можно рассчитывать на помощь родителей в трудной ситуации.

    Обсуждая случившиеся, помнить, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что ребёнок будет скрывать все поступки, которые сочтёт стыдными, плохими.

    Важно понять истинные причины воровства и работать с ними.

    Не возвращаться к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), т.к. этим только закрепится данный поступок в сознании ребёнка.

Профилактика детского воровства.

Полное взаимное доверие между родителями и ребенком является лучшей профилактикой детского воровства. В семье, где родители не лгут, дети отвечают им тем же, а воровство встречается редко.

Бывает, что у ребенка нет своей личной территории, своих личных вещей, которыми он может полностью распоряжаться по своему усмотрению. У него не формируется понятие «свое – чужое». Он может взять из дома вещи, не воспринимая их продажу или дарение как кражу. Важно четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться. Именно отсутствие у ребенка опыта обладания собственностью провоцирует кражи.
Активность ребенка хорошо бы направить "в мирное русло": нужно выяснить, что на самом деле интересует ребенка (занятия спортом, искусством, собирание какой-нибудь коллекции, какие-то книги, фотографирование и т.д.). Человек, жизнь которого наполнена интересными для него занятиями, чувствует себя более счастливым и нужным.

Ребенка надо научить сопереживать, задумываться о чувствах окружающих. Надо познакомить его с правилом: "Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой", и объяснить смысл этого правила на примерах из собственной жизни.
Ребенку необходимо нести ответственность за кого-то или что-то в семье - за младшего брата, за наличие в доме свежего хлеба, за поливку цветов и непременно, начиная с 7–8 лет, за собственный портфель, стол, комнату и т.д. Нужно постепенно передавать ему дела, делиться с ним ответственностью.
Самая простая мера профилактики детского воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать. Например, не разбрасывать деньги по квартире, а хранить в недоступном для ребенка месте. Иногда одного этого оказывается вполне достаточно.

Эффективным способом профилактики воровства является выделение ребенку карманных денег. Это не должны быть деньги на завтраки в школе, это должны быть личные карманные деньги, выдаваемые регулярно, которые ребенок может потратить по своему усмотрению. Собственные деньги воспринимаются детьми с большой ответственностью. Как правило, даже семилетние дети распоряжаются регулярно выдаваемой им суммой очень разумно, а лет с девяти начинают их копить на крупные покупки, что свидетельствует об успешном преодолении своей импульсивности. По мере взросления сумма должна расти.

Очень помогают уйти от домашних краж семейные советы, на которых члены семьи распределяют бюджет. Определяют общий доход и распределяют его на различные нужды: питание, квартплату, транспорт, крупные покупки, отпуск. На совете делаются отчисления на личные расходы как детям, так и родителям. Ребенок становится участником расходования средств и даже имеет право голоса, что поднимает его в собственных глазах и делает его более ответственным за дела семьи. Ребенок, также, видит пределы семейного бюджета, он узнает, что почем в этом мире. Он учится планировать. Кражу в этих условиях совершить труднее.

Можно помочь подростку найти возможность самому зарабатывать деньги.

Вот об этом стоит поговорить с родителем, обратившимся по поводу воровства своего ребенка. Эта информация может помочь родителю правильно выстроить свое поведение относительно ребенка, совершившего кражу и предотвратить подобную ситуацию в будущем.

В заключении можно сказать, что общая стратегия поведения родителей по отношению к воровству своих детей должна зависеть от причин поведения ребёнка, выяснение которых дело первостепенной важности. Но в любом случае необходимо помнить, что появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о психологическом неблагополучии ребёнка - это крик о помощи!

Иногда наши дети ведут себя, так, как будто не мы их рожали. Детское воровство – почему это происходит, как с этим бороться и можно ли избавиться от проблемы?

Не думайте, что вы одиноки. Если почитать труды психологов на эту тему, окажется, что воровство среди детей отнюдь не редкое явление. Делают они это по разным причинам. И в этой ситуации взрослым нужно правильно отреагировать, по возможности обратиться к специалисту за помощью.

Основные причины, по которым воруют дети

У детей только после 3-х лет появляется понимание того, что чужие вещи – действительно чужие и брать их нельзя. Так что, только с этого возраста разговоры с ребенком о воровстве могут принести пользу.

Психологи, изучив проблему, выделили такие основные причины, по которым дети после 3-х лет воруют.

  1. Огромное желание получить именно эту вещь, несмотря на то, что она чужая. Совесть заглушается разными оправданиями, которые ребенку кажутся логичными. Например, он может говорить себе, что мама ему никогда не купит такую машинку, потому что она дорогая, а вот Васе родители уже третью покупают, так как он их не бережет.
  2. Ребенок психологически нестабилен, в семье на него не обращают внимания. Родители слишком заняты собой или бизнесом или предъявляют высокие требования к ребенку, не думая о его развитии как личности.
  3. У ребенка изначально отсутствуют сила воли и представления о нравственности.

Психологические травмы – самая серьезная причина детского воровства

Если ребенок взял у кого-то игрушку, потому что ему очень хотелось, это можно скорректировать. Достаточно мягко объяснить ему, что он неправ, что воровать нехорошо и некрасиво. Если вы религиозны, вы можете рассказать ребенку о нарушении 8-й заповеди, но нельзя пугать его Адом, публично ругать в церкви, физически наказывать. Если ребенок украл что-нибудь впервые, не нужно нападать на него. Если вы до этого правильно его воспитывали, много с ним разговариваете, он поймет, что красть нехорошо, устыдится и больше не будет так делать.

Серьезно задуматься над проблемой стоит, если ребенок постоянно крадет у одноклассников или взрослых. Часто бывает, что факт воровства раскрылся, но ребенок не подает признаков раскаяния. Он либо ведет себя беззаботно, как будто ничего не произошло, либо замыкается в себе, либо, что еще хуже, устраивает истерики. Все эти состояния нуждаются в коррекции. И помощь нужна всей семье, не только детям. Исследования на тему детского воровства показали, что кража – это практически в 100% случаев реакция на ситуацию в семье. Обычно, когда такое происходит, на приемах у психолога вскрывается «гнойник». Оказывается, что на ребенка никто не обращал внимания в семье и его плохие поступки – попытка изменить это. Система работает: родителям становится очень стыдно, они отчитывают ребенка, лишают его в наказание развлечений, даже бьют. Но это не то внимание, которого хотелось бы ребенку, он ждал сочувствия и поддержки. Ситуация усугубляется, круг замыкается.

Самоутверждаться можно по-разному

Воровать также могут дети, которым сложно реализоваться в социуме. Одноклассники и сверстники во дворе обходят стороной и ребенок готов практически на все, чтобы завоевать их признание. Многое зависит от того, в какую компанию попадет ребенок и от того, чему и как его учили родители. Изгоями часто становятся ярые отличники, дети из явно неблагополучных семей, как правило, с плохим достатком. Когда лидер класса просит украсть в магазине шоколадку, ребенок соглашается, потому что думает, что вот оно счастье: на него обратили внимание. А то, что поступок не очень хороший, это неважно, ОНИ же делают это, значит, и ему можно. Все это говорит только о том, что ребенком практически не занимались дома. Или занимались, но не так, как нужно. Часто родителей интересует, сделаны ли уроки, съеден ли завтрак, на что были потрачены карманные деньги и получено ли 1-е место на школьной олимпиаде. При этом личная жизнь ребенка остается тайной за семью печатями.

Но выход есть всегда

Или почти всегда. Случаются у психологов запущенные случаи, когда ребенок явно ворует из-за нестабильной ситуации в семье, но родители не хотят признавать своего поражения, а пытаются обвинять ребенка или даже врача. Взрослых можно понять: гонки за материальным и личные проблемы зачастую не дают возможности пообщаться нормально со своими детьми. Тут хоть бы уроки проверить, а вы говорите о нравственном воспитании! Но никто не обещал, что будет легко, поэтому нужно что-то делать.


Самое главное, с чего нужно начать – начните проявлять больше интереса к своему ребенку. Как давно вы его целовали просто потому, что любите? Как давно интересовались его отношениями с одноклассниками, спрашивали о любимой музыке или кино? А давно вы готовили для него любимые оладьи с шоколадом? В какой-то степени поведение взрослого в этой ситуации парадоксально. Вроде надо требовать раскаяния и наказывать, а вы готовите провинившемуся чаду любимое блюдо. Именно так. Сначала вы объясняете ему, что он поступил плохо, потом вместе идете и возвращаете украденную вещь, просите (но не настойчиво), чтобы ребенок извинился за свой поступок, а потом садитесь вечером и думаете, почему ЭТО случилось. Развод, финансовый кризис в семье, годовой отчет, новая работа могли отдалить вас от ребенка, так что нужно исправлять ситуацию. Покажите, что вы его любите, и он перестанет требовать вашего внимания странными способами.

Взрослым придется найти время, чтобы всей семьей сходить на выходных на прогулку, пригласить друзей ребенка к себе домой или на пикник. Посмотрите вместе хорошее кино или мультик, поделайте своими руками подарки бабушкам и дедушкам, приготовьте воскресный обед. И говорите, говорите, говорите. Вы должны стать другом ребенку, со своими проблемами он должен идти только к вам. Рассказывайте ему о себе: о школьных приключениях, об увлечениях, о недавно просмотренном фильме, даже о работе. Вы до сих пор вращались на разных орбитах, теперь настало время объединяться. Воровство ребенка – это сигнал, его просьба о помощи, которую нельзя игнорировать.

Если вы видите, что ситуация все же выходит из-под контроля, вы не узнаете своего ребенка, пытаетесь наладить контакт, но ничего не получается, поищите хорошего семейного психолога. Выполняя рекомендации специалиста, вы все вместе благополучно забудете о случившемся. Кроме этого, обращение к психологу поможет исключить клептоманию. Встречается это заболевание нечасто и нуждается в профессиональном лечении. Подозревать его нужно, только если воровство носит систематический характер, и вы видите, что ребенок понимает, что он делает плохо, но не может контролировать свои действия.

Детское воровство – это крик о помощи. Не делайте вид, что не слышите.