Актуальность нравственно - патриотического воспитания в современном дошкольном образовании. Актуальность вопросов воспитания чувства патриотизма при формировании жизненной позиции учащихся

Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма.
Н.Г.Чернышевский

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.

В национальной доктрине образования определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов.

Изменения военно-политической обстановки в мире требует отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, способствующих нравственно-патриотическому становлению детей и молодежи, подготовке их к самостоятельной жизни.

В настоящее время государством предпринимаются меры по возрождению системы военно-патриотического воспитания детей и подростков.

Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель патриотического воспитания – развитие в личности высокой социальной активности гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе, интересах Отечества.

Система военно-патриотической работы в школе включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.

Средняя общеобразовательная школа № 27 существует 18 лет. Семнадцать лет работает в ней историко-краеведческий центр “Родина”. Этот центр имеет очень разносторонние направления в своей работе: “История школ города”, “Педагогические династии”, “Балаковцы - участники Великой Отечественной войны” и т.д.

Но уже через три года стало ясно, что тема военного патриотизма столь широка и разнообразна, что требуется выделить ее в отдельное направление. Так на базе одного из шести кабинетов истории возник военно-патриотический клуб “Родина”, который я и возглавил. В своей работе военно-патриотический клуб “Родина” выделяет четыре основных направления: поисковая работа, оформительская, лекционно-экскурсионная и военно-конструкторская.

Поисковая секция военно-патриотического клуба “Родина” работает по двум основным направлениям: военно-краеведческая и поисковая. В работе военно-краеведческой группы клуба задействованы все классы среднего и старшего звена. В результате планомерной работы был собран библиографический материал о бывшем командире белорусской партизанской бригады “За Родину”, жителе нашего города, Федоре Семеновиче Харланове. Изучая биографии знаменитых земляков, ребята установили, что имя жителя нашего города, Георгиевского кавалера И.К. Хрулькова высечено в Георгиевском зале Кремля, а имя его внука, Героя Советского Союза Валентина Кирилловича Ерошкина, высечено в зале Славы на Поклонной Горе. Совсем недавно мы закончили работу по изучению биографии бывшего командира 28 Псковского гвардейского минометного полка Ясюнасе Михаиле Николаевиче. Огромная роль в работе поисковой секции клуба отводится подготовке учащихся старших классов к службе в рядах Вооруженных Сил, отсюда тесная связь со вторым отделом городского военного комиссариата. Несколько лет подряд мы приглашаем к нам школу бойцов балаковского ОМОНа, солдат и офицеров, служивших в различных “горячих точках”, ветеранов Великой Отечественной войны. Среди них первый командир и фактически создатель Балаковского ОМОНа Сергей Викторович Хальметов, воевавший в Чечне, сержант запаса Виктор Иванович Бабакин, выполнявший свой интернациональный долг в Афганистане, защитница саратовского неба в годы Великой Отечественной войны Александра Федоровна Новикова и многие другие.

Более четырех лет ученики старших классов работают в городском поисковом центре “Набат”. В течение трех лет восемь ребят были в шести экспедициях по розыску и подъему солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны в районе города Кириши Ленинградской области, где сражалась 2 ударная армия генерала А.А. Власова, набранная в основном из уроженцев Саратовской и Пензенской областей.

Только в двух последних экспедициях было поднято 139 останков советских солдат, часть из которых 9 мая 2006 года были перезахоронены на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге. Было найдено восемь “смертных” медальона, и в марте 2006 в течение недели 2 ученика работали в Центральном архиве Министерства Обороны в Могилеве, разыскивая адреса этих солдат. Двое из них оказались жителями Саратовской области. В настоящее время один из старшеклассников нашей школы находится в экспедиции в составе городского поискового отряда на “Невском пятачке” (см. приложение №3).

Но если участие в поисковой работе требует усиленной физической подготовки и выносливости, то военно-конструкторская работа этого не требует, зато привлекает мальчишек всех возрастов своей возможностью окунуться в мир крепких, мужественных и выносливых мужчин через изучение и конструирование моделей оружия и военной техники. Благодаря кропотливой работе в течение пяти лет собран материал об истории реактивной артиллерии России и история создания знаменитых “Катюш” - (БМ-13, БМ-18, и БМ-31 собран богатейший материал по истории создания различного стрелкового оружия времен Второй Мировой войны, бронетехники всех стран мира и многое другое (например, история создания спецподразделений войск СС, спецподразделений итальянских ВМФ и др.). На сегодняшний день кабинет имеет более 50 различных моделей и один макет “Штурм Сапун - горы советскими войсками 9 мая 1944 года”, созданный руками учеников 9-х и 10-х классов. Оформительский центр клуба плодотворно занимается сбором и оформлением материалов к различным военно-историческим датам и событиям. Их руками оформлены планшеты и стенды в самом кабинете.

С момента создания клуба в кабинете проводятся лекции и беседы с разновозрастными классами и группами учащихся. В старших классах лекции проводит сам учитель, а в среднем и младшем звене – ученики 9-11 классов, подготовленные по определенному разделу экспозиции.

В течение пяти последних лет стало в школе традиционным проведение месячников военно-патриотического воспитания совместно с учителями ОБЖ. Систематически проводятся литературно- художественные вечера по определенной тематике - (например, в феврале 2008 был проведен литературный вечер “И помнит мир спасенный”, посвященный 60-летию Сталинградской битвы) с просмотром художественного фильма “Звезда” и приглашением руководителя городского поискового центра “Набат” Ерохина О.А.

Большую помощь в военно-патриотической работе мне оказывает кабинет, созданный при помощи и руками моих учеников. Здесь представлены тематические планшеты, посвященные основным сражениям Великой Отечественной войны, экспонаты, найденные поисковиками на местах боев, макеты оружия и боевой техники времен войны.

Сейчас уже можно сказать и о некоторых результатах этой работы - выпускники стремятся все больше и больше поступать в военные училища, высшие школы и училища МВД. 9 человек в настоящее время являются курсантами различных военных училищ и военных академий. Среди тех, кто принимает участие в работе клуба, нет ни находящихся на учете в ОППН, ни неуспевающих. Эти ребята гордятся своей Родиной и имеют свою жизненную позицию, основанную на глубочайшем уважении к славе своих отцов, дедов и прадедов.

А самое главное, что несет наша работа- это осознание детьми того, что историей русского народа стоит гордиться, что наш народ всегда готов героически отстаивать любимую Родину вне зависимости от политики и экономики в стране.

Патриотическое воспитание: актуальность, цели, задачи

История нашей Родины свидетельствует о том, что во все времена одним из основных факторов, обеспечивавших сплоченность народа, помогавших ему преодолеть трудности и невзгоды, был патриотизм – любовь к Родине, своему народу, а также стремление своими действиями служить интересам Отечества, защищать его от врагов. Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в себе социальные, политические, духовно – нравственные, культурные, исторические компоненты, в известной степени является естественным инстинктом самосохранения любой нации, когда ей плохо. Патриотизм выступает в единстве глубочайшего духовного освоения истории и культуры своего народа и активно – деятельного участия в решении важнейших проблем современного общества, а также в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, которая осознает свою неразрывность с Отечеством, социальную значимость деятельности в интересах его возрождения и надежной защиты.

В настоящее время насаждается культ развлечений и потребительства, эрзац – культуры, ложные жизненные ценности. Вместо Матросовых, Карбышевых, хороших матерей и отцов символами становятся - деньги, гламур, «рублевка», успех любой ценой. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, национализм. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Если такая модель утвердится окончательно, то наш народ может превратиться в бездумное население, а рядом сплоченные идейно цивилизации: мусульманский мир, растущий Китай, проявляющие имперские амбиции Соединенные Штаты Америки.

Следовательно, одним из аспектов обеспечения национальной безопасности нашей страны является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

В этих условиях очевидна неотложность решения проблем воспитания патриотизма, как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого образовательного учреждения.

Цели патриотического воспитания:

  • Воспитание у учащихся чувства патриотизма;
  • Развитие и углубление знаний об истории и культуре России и родного края;
  • Развитие способностей осмысливать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;
  • Становление многосторонне развитого гражданина России в культурном, нравственном и физическом отношениях;
  • Развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов.

Достижение цели становится возможным через решение следующих задач:

  • формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
  • развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
  • создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
  • развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
  • формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины;
  • физическое развитие учащихся, формировать у них потребности в здоровом образе жизни
  • методическое обеспечение функционирования системы гражданского и патриотического воспитания
  • активизировать работу педагогического коллектива по гражданскому и патриотическому воспитанию
  • воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях

1)Актуальность патриотического воспитания

Минобрнауки России вынесло на общественное обсуждение программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» .

Целью программы является обеспечение необходимых условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, готовности граждан к защите Родины, сбережения и укрепления могущества Российской Федерации, обеспечение преемственности поколений россиян, укрепление чувства сопричастности граждан к истории и культуре России.

Определение Патриотизма в Программе сформулировано как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите.

к 7 годам

у 50% школьников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию своего поселка, края

у 45 % детей отмечается низкий уровень знаний истории поселка, края;

60 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения поселка из-за высокой занятости

60 % родителей затрудняются в знании истории поселка, края;

10 % родителей не знают и не хотят знать историю поселка и края.

Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь.

2) Сегодня задача патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна тем, что современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Одними призывами любить свой город, Родину ничего не сделать. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.

3) В своей работе по организации внеурочной деятельности я всегда стараюсь подходить творчески, активно использую интегрированные проекты, применяю информационные технологии. Считаю, что продукт деятельности учащихся будет выполнен на высоком уровне только тогда, когда он интересен и детям, и учителю.

В содержании внеурочной деятельности патриотического воспитания

« Я - гражданин России» я выделила основные аспекты патриотического воспитания младшего школьника:

    социальная культура;

    личностная культура;

    семейная культура.

Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, по некоторым темам - праздники.

Главное для учителя- увлечь и "заразить" детей, привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка. Они, вместе с детьми заново познают мир, в котором живут, помогают подбирать информацию для проектов.

Представлю работа над блоком социальная культура.

- цели:

формирование у младших школьников интереса и уважения к народам, к их жизни, к труду, языку, традициям и культуре.

- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей.

Богатство малой родины.

Тип проекта: творческий.

Продолжительность: 3 месяца.

Предварительная работа:

Знакомство с произведениями Х.Андрухаев «Кавказ»; Х.Беретарь «О, как она, земля моя щедра»; Ю.Крючков «Адыгея; Е.Салов «Дольмен»)

Посещение музея п.Тульского, национального музея, библиотеки.

Проведение подвижных игр на природе.

Этапы мероприятия.

Этап

Деятельность учителя.

Деятельность учеников

Результат взаимодействия

Вступительное слово.

Стихотворения о

родных просторах

Работа первой творческой группы

Вступительное слово (сопровождается музыкой и показом слайдов " Моя малая родина." Вопросы по содержанию услышанного произведения. Выражение эмоционального состояния

Знания о жизни писателей.

Выразительное чтение, сообщение дополнительных сведений о родных просторах, иллюстрации к произведениям

Знание стихотворений, опыт анализа текста, знания о жизни и творчестве писателей

Творческий отчет второй группы. "Поэты."

Представление поэтов класса. Учитель организует беседу по анализу стихов.

Знакомство с произведениями уч-ся.

Развитие творческих способностей уч-ся, обсуждение главной мысли произведений.

Творческий отчет третьей группы. Достопримечательности

малой Родины, родных просторах.

Вступительное слово.

Презентации уч-ся.

Знакомство с родным краем, умение собирать информацию и представлять её.

Обмен впечатлениями.

Творческий отчет четвертой группы "Стенгазета".

Подведение итогов творческих встреч.

Учащиеся представляют свои стенгазеты " Моя малая родина."

Обмен отзывами и впечатлениями.

4) Закончив работу с блоком, я обязательно уделяю время диагностике, что позволяет:

разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;

подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;

выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;

диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;

оценивать качество программ внеурочной деятельности

методика диагностики интеллектуально-эмоционального компонента патриотической воспитанности школьников

Задачи:

1. Выявление уровня знаний школьников о родном крае, чувства привязанности к нему;

2. Изучение сформированности представлений о вкладе родного края в мировую науку, культуру, военное производство, развитие космической техники, атомной энергетики;

3. Выявление отношения к достижениям науки, политики, экономики, искусства родного края и т.д.

Метод: творческие задания.

Задания:

1. Представь, что тебе довелось познакомиться с инопланетянином, прибывшим в твою республику для ознакомления с его достопримечательностями. Расскажи рассказ о своей республике.

2. Каких знаменитых людей своего края, года ты знаешь? Чем они прославились?

3.Инопланетянин похитил вас. Убеди его вернуть тебя домой. Расскажи рассказ на тему «Почему я хочу (не хочу) жить в своей стране».

Методика: Самооценка нравственных качеств

Цель - выявить место патриотических ценностей в системе нравственных качеств школьника.

Инструкция: Перед тобой 10 нравственных качеств. Выбери 5 качеств, которые, по твоему мнению, наиболее тебе присущи. При выборе качества руководствуйся только своим мнением, а не мнением окружающих.

Диагностический материал:

1. Бережливость

2. Патриотизм

3. Самостоятельность

4. Трудолюбие

5. Доброжелательность

6. Опрятность

7. Целеустремленность

8. Любовь к природе

9. Честность

10. Дружелюбие (терпимость)

Обработка результатов: Подсчитывается общее количество выборов для каждого качества, определяется место нравственного качества в иерархии группы.

В исследовании принимали участие 27 детей младшего школьного возраста.

Вывод: В результате диагностики патриотической воспитанности школьников было выявлено 40% детей с высоким уровнем. Эти дети красочно, ярко, эмоционально описывают достопримечательности своего края, стараясь охватить все его стороны (природу, людей, искусство, историю и т.д.). Называют несколько фамилий замечательных людей, приводят факты из их жизни, понимают их вклад в развитие мировой цивилизации. Положительно отзываются о своем крае (городе). Высказывают личностное отношение к его проблемам и достижениям. Строят планы по его совершенствованию. Указывают на личный вклад в это дело. Высказывают желание остаться здесь жить, растить детей, работать на благо Родины.

50% детей показали средний уровень патриотической воспитанности. Дети описывали достопримечательности родного края односторонне (например, только природу) или слишком поверхностно, ограничиваясь их перечислением. В рассказе не присутствовало личностное отношение к ним. Дети называли не более одной фамилии известного человека, внесшего вклад в развитие своего края, либо называли несколько, но в сфере одного вида деятельности.

10% детей показали низкий уровень патриотической воспитанности. Рассказы детей о своем крае слишком короткие, описание достопримечательностей выдержано в негативных отрицательных или безразличных тонах. В рассказах нет эмоциональной насыщенности. Ими не было высказано личностное отношение к своей Родине. Дети не называли фамилий известных деятелей своей страны. Не имеют представлений об их достижениях и вкладе в мировую политику, науку, искусство и т.д. Отрицательно высказываются о своей стране. Выказывают желание покинуть родной город, край, страну.

Результаты исследования самооценки нравственных качеств см. в таблице 2.

Критериями патриотической воспитанности человека являются:

сформированность систематических знаний о своей Родине, ее истории, культуре, о культуре народов, проживающих на территории России;

стремление внести свой вклад в развитие своей малой родины: области, города, села; активная позиция в защите интересов своего государства, проявление социальной ответственности в выполнении обязанностей гражданина, члена нашего общества.

Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о стране, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных начальному школьному возрасту.

Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов России.

Елена Онищенко
Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников в современном мире

Первые чувcтва граждaнственнoсти и патриотизма . Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ : дошкольникам , особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма , который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания .

Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том , что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Любовь ребенка к Отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью. «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают специфику и суть работы педагогического коллектива детского сада в работе по патриотическому воспитанию детей . Источником формирования у ребенка любви к родным местам является и участие его в общественно-полезном труде, и гражданская ответственность родителей, близких

Патриотизм – любовь к Родине , преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте .

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни : территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводятся. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведёт к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Патриотическое воспитание – процесс освоения , наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству.

Но как воспитать эту любовь ? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству…

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие , они играют огромную роль в становлении личности патриота . С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины

Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.

Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания : на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре – навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве.

Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности

Общеизвестно, что на каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках перед ребенком открывается первоначально мир родной семьи, затем родного детского сада, в более старшем возрасте – мир родного края, и наконец, мир родной отчизны – России. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни, и таким образом, формируем любовь к малой и большой Родине.

Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности : любовь к родителям и семье, людям, которые сопровождают его в первые годы жизни, к месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. В этот период начинают развиваться такие чувства и черты характера, которые несоизмеримо связывают его с народом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого влияния – в национальном языке, который усваивает ребенок в народных песнях и музыке, в игрушках и играх, в которые он играет .

Малыш естественно и легко впитывает впечатления от картин родной российской природы, быта, традиций, обрядов, нравов людей, среди которых живет.

Суть патриотического воспитания состоит в том , чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания , воспитания чувства любви к Отчизне.

Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазаривать, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в сокровища своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.

В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые : К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие.

В наше время этой проблемой занимаются Л . А. Кондрыкинская, Н. Г. Комратова, Е. Ю. Александрова, Э. П. Костина, Н. Н. Кочнева, Л. Г. Каримова, Л. Л. Семенова, Ю. М. Новицкая, Р. И. Жуковская и другие.

Научные исследования О. И. Жуковской, А. А. Люблинской, Т. А. Марковой, Р. С. Буре, М. Д. Маханёвой в области педагогики и психологии подтвердили, что дошкольникам , особенно старшим, доступно чувство любви к родному городу, краю. Однако в данном возрасте невозможно сформировать убеждения, но можно заложить глубокие эмоциональные основы патриотических чувств . Ребенок дошкольного возраста мыслит конкретно. Он должен выполнять конкретные дела, а не оперировать отвлеченными понятиями .

Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ » ) .

Одной из основных задач ФГОС ДО, является : «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» .

Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО .

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Дачновская средняя общеобразовательная школа»

городского округа Судак

Доклад на тему:

«Актуальность и значимость военно-патриотического воспитания в современной школе»

Доклад подготовила

заместитель директора по ВР,

учитель начальных классов

Ларченко И.В.

Актуальность и значимость

военно-патриотического

воспитания в современной школе

..Стоят в почетном карауле ребятишки.

Строги у них смущенные глаза.

Стоят на мраморных дорожках

войне - живые обелиски!

А у прохожих катится невольная слеза...

Им уж не встать из надгробий и постаментов;

И не догнать шагнувшее время вперед. .

(отрывок из стихотворения «Живые обелиски»)

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.

В русской культуре и истории заключена огромная база для патриотического воспитания. Герои прошлых лет не раз доказывали свою любовь к Родине своими доблестными поступками, когда на первое место они ставили общее благо в обмен на свою жизнь. Такие исторические эпизоды оставляют неизгладимый след в сознании школьника.

Задача педагога, работая в этом направлении, воспитать чувство долга перед государством, семьей и Родиной, привить любовь к родной природе и уважение к окружающим.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, педагоги и психологи единодушны в том, что именно детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима - во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории, она всегда живет в народе и проявляется только в годы испытаний. Именно такой период переживает сегодня Россия, когда вопросы патриотического воспитания, исторической памяти вышли на первый план. В последние десятилетия происходит утрата духовно-нравственных и социальных ценностей: теряется уважение к истории, забываются свои корни. А дерево не может расти, цвести и плодоносить без корней. Отсюда беспринципность, безнравственность, поклонение всему иностранному. Особенно тревожно, когда целое поколение молодежи воспитывается на чужих идеалах.

Патриотизм - это любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, это социальная толерантность, общественно значимое поведение и деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности. Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа позволит понять подросткам, кто является истинным патриотом. Восстановление и сохранение национальных начал и основ жизни, традиций патриотизма, верности идеалам Отечества поможет душевно и духовно очиститься. Для того, чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет. Патриотизм - это, прежде всего, состояние духа, души. Жизнь показывает, что дети растут, и приходит время, когда они спрашивают о семейной чести, о патриотических делах родителей, дедушек и бабушек, размышляя над прошлым своей Родины. Это хорошие уроки мужества для подрастающего поколения.

Военно-патриотическое воспитание на протяжении многих лет является одним из приоритетных направлений воспитательной работы нашей школы.

"Растить достойных патриотов своей страны" - под таким девизом работает педагогический коллектив школы.

Военно-патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России. Работа по военно-патриотическому воспитанию в нашей школе наиболее плодотворно проводится по 3-м направлениям:

I направление. Гражданско-патриотическое воспитание.

Задачи данного направления:

Формирование у учащихся таких качеств, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность.

Воспитание любви и уважения к традициям Отечества, школы, семьи.

В рамках данного направления проводятся:

    Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов, подготовка проектов к великому празднику Дня Победы, Дню освобождения Судака.

    Проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных мероприятий (концертов) посвященных великим праздникам.

    Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов, подготовка проектов к великому празднику к Дня Победы, Дню освобождения Судака.

Только в этом учебном году были проведены ряд таких мероприятий: концерт ко Дню пожилого человека (октябрь 2017 г.), День народного единства (03.11.2017 г.), патриотический час «Мужества» (09.12.2017), единый урок «Урок Мужества» (15.02.18), единый урок «Россия и Крым вместе» 918.03.2018 Г.). В подготовке и проведении активное участие принимали все классные руководители, были задействованы учащиеся с 1 по 11 классы.

3 ноября 2017 г. в МБОУ «Дачновская средняя общеобразовательная школа» городского округа Судак состоялись такие мероприятия: выступление-презентация «В дружбе народов – единство России», выставка рисунков «Наша сила в единстве», фото-выставка «История страны в истории моей семьи», фестиваль национальных культур.

Особо праздничным и запоминающим было выступление-презентация «В дружбе народов – единство России», цель которого – формирование гражданственности, патриотического самосознания, воспитание уважения к истории и культуре своего народа.

Благодаря данному мероприятию, учащиеся познакомились со страницами отечественной истории, узнали, в честь какого события в современной России установлен праздник, который отмечают 4 ноября, почему ему дали название «День народного единства», и как связан этот праздник с традициями православной культуры. (слайд 2)



Многие мероприятия данного направления проводятся не только в пределах нашего учебного учреждения, уже на протяжении многих лет мы плодотворно сотрудничаем с Дачновской сельской библиотекой.

Так в Дачновской библиотеке была организована книжная выставка «3 декабря – День Неизвестного солдата». Эта важная дата установлена Указом Президента РФ для увековечения памяти, воинской доблести и бессмертного подвига наших воинов. 6 декабря в читальном зале библиотеки прошел час памяти «3 декабря - День Неизвестного солдата». Участниками мероприятия стали ученики Дачновской школы 2-5-х классов. Ребятам были представлены медиапрезентации «День Неизвестного солдата» об истории возникновения и значении данной памятной даты и презентация «Памятники Великой Отечественной Войны в Крыму в Судакском регионе». (слайд 3)


Данное мероприятие «День Неизвестного солдата» прошло и в нашей школе с 1 по 6 декабря 2017 года.

Рассказать детям о бессмертном подвиге советских людей, о героической защите от фашистских захватчиков, о солдатах, не вернувшихся с войны – цель мероприятия, которое провели учителя Ларченко А.А. и Ларченко И.В. во 2-х классах. Учителя рассказали ребятам о поисковых отрядах, братских могилах, памятниках Неизвестному солдату в разных уголках России. Прошли громкие чтения и обзоры литературы по данной теме. Состоялось торжественное возложение цветов к памятнику в центре села Дачное. (слайд 4)




День России - праздник свободы, гражданского мира и доброго согласия всех людей на основе закона и справедливости. Этот праздник – символ национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее нашей Родины. «Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна» - под таким девизом прошёл праздник в библиотеке, посвященный Дню России. Начался праздник с Гимна Российской Федерации. Ребята познакомились с историей праздника. Юным читателям была представлена книжная выставка «12 июня. День России» и видеоролики «Интересные факты о России». Познавательная информация чередовалась вопросами тематической викторины. Причем все вопросы викторины в этот праздничный день были призовыми: каждый правильный ответ вознаграждался сладким призом. Особенно хочется отметить двух юных участниц праздника Бакай Ирину и Османову Диану. Девочки нарисовали красивые тематические рисунки ко Дню России. Активное участие в празднике приняли учителя и учащиеся лагеря дневного пребывания МБОУ «Дачновская средняя общеобразовательная школа» (Начальник лагеря дневного пребывания Ирина Ларченко). (слайд 5)


    Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (шефство и уход за братскими могилами, проведение митингов).

(слайд 6)

    Проведение экскурсий по местам боевой славы, музеев, уроков Мужества, выступление с концертами перед жителями села.

В рамках патриотического воспитания одной из форм работы является проведение экскурсий, посещение музеев.

Ежегодно учащиеся нашей школы совершают экскурсии к памятникам и стоянке партизан в с. Лесное.

В 2017 г. для учащихся нашей школы учителем географии Раздобурдиной Н.Н. была организована выездная экскурсия к мемориалу жертвам фашистской оккупации Крыма 1941-1944 в село Мирное концлагерь «Красный», в этой поездке приняли участие ученики 4-7 классов со своими классными руководителями Чернявской Т.В. и Раклановой Т.П.

Экскурсия произвела на ребят неизгладимые впечатления, у многих на глазах застывали слезы от ужаса. За всё время экскурсии ребята не проронили ни слова, в глазах был один вопрос – Разве люди могут творить такое зверство?! Экскурсии более ярко доносят информацию об исторических событиях до детей, при помощи экскурсий формируются не только патриотические чувства, но и гражданская позиция учащихся. (слайд 7)


На осенних каникулах классные руководители Завальная Л.В. и Малышева Н.Е. организовали экскурсию в г. Севастополь, с целью патриотического воспитания через знакомство с памятниками и музеями героической обороны Севастополя (Сапун-гора. , 35 батарея).

У Керчи огромная история. Город является одним из древнейших городов мира. В настоящее время на его территории находится множество памятников истории и архитектуры, относящихся к различным эпохам и культурам. Учителя нашей школы стараются ежегодно организовывать поездки в город-герой, так было и в этом году. Ребята побывали в крепости Керчь, на горе Митридат, на Царском кургане, в Аджимушкайских каменоломнях. Все эти места поразили всех своей живописностью и историей. (слайд 8)


II направление. Физкультурно-оздоровительное воспитание.

Задачи:

- формирование учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;

- популяризация занятий физической культуры и спорта.

- пропаганда здорового образа жизни.

В рамках данного направления проводятся: игра «Победа», игра «Зарница», туристический слет, классные часы, дни Здоровья, выставки рисунков.

Игра «Зарница» воспитала не одно поколение дачновцев, она проводится практически со дня основания нашего учебного заведения и является до сих пор любимой военно-спортивной игрой школьников. “Зарница” оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины. (слайд 9-10)







III направление. Духовно-нравственное воспитание.

Задачи:

- формировать у учащихся такие качества как культура поведения, эстетический вкус, уважение личности

- создание условий для развития у учащихся творческих способностей, уважение к старшим, забота о ветеранах

По данному направлению проводятся следующие мероприятия:

    Внеклассные мероприятия.

    Акции.

    Фестивали.

    Митинги.

    Выставки рисунков.

    Концерты «Поклон земной - наши дорогие», «День Матери».

    Единые уроки «Урок добороты», «День родного языка», праздник «Масленнница».

    Конкурс стенгазет посвященных Дню Победы.

Забота о ветеранах в нашей школе была всегда. К большому сожалению ветеранов ВОВ в нашем поселке уже не осталось, последний из них, Макаров М.А. в июле прошлого года ушел из жизни.

В этом году у нас прошла очередная акция «Иду к ветерану». В нашей учащиеся знают, помнят и гордятся своими земляками – защитниками родной земли. Ребята 11 класса вместе с учителем Снимщиковым Г.К. посетили председателя Совета Ветеранов Свистова Б.П. Они убрали у него придомовую территорию, навели порядок в полисаднике и во дворе. (слайд 11)


В конце апреля во всех школах России проводилась патриотическая акция «Письмо Ветерану». В ходе проведения Акции ученикам предлагалось создать обращение в виде письма–поздравления, письма-сочинения, письма-благодарности в адрес участника военных действий. Ребята с 2 по 9 класс написали свои письма, читая их, понимаешь, что современное поколение не потеряно, как считают некоторые. От слов-откровений слёзы наворачиваются на глаза. Каждый ребенок, который написал свое письмо, вспомнил об этой войне, вложил частичку своей души в это послание. Здесь гордость нашими отцами, дедами и прадедами – ветеранами Великой Отечественной войны. (слайд 12)



Мощной эмоциональной составляющей является встреча с ветеранами и тружениками тыла. Эти люди пережили непростое время в своей жизни и жизни страны. Общение с ветеранами оставляет глубокий отпечаток в детском сознании, именно в такие моменты крепнет чувство патриотизма и гордости за свой народ.

Дети мыслят очень конкретно, для них далеки абстрактные образы и понятия. Патриотизм и любовь к Родине начинается для них с любви к ближним людям: маме, папе, дедушке, бабушке. Ребенок должен понять, что окружающие его люди, это тоже чьи-то родители, дедушки и бабушки, так формируется чувство любви к ближним, а, следовательно, и к Родине. Чувство уважения формируется во время празднования Дня защитника отечества, День неизвестного солдата и т.д.

16 января 2016 года прошёл час истории, посвящённый 75- летию Судакского десанта. Почетным гостями мероприятия стал участник боевых действий ВОВ Макаров М.А., поэт Александр Трибушнойи поэтесса Елена Сапронова. Началось мероприятие просмотром кадров кинохроники Крыма военных лет и отрывка кинофильма «Великая Война. 3 серия. Оборона Севастополя». Далее вниманию была предложена медиапрезентация «Десант отважных», подготовленная сотрудниками Судакской библиотеки имени Рыкова к 75-летию Судакского десанта. Ученицы 4-го б класса прочитали стихотворение Александра Трибушного «Судакский десант». Поэтесса Елена Сапронова представила присутствующим авторское стихотворение «Судакскому десенту 1942года посвящается». (слайд 13)


Накануне празднования Дня победы 2017 г. состоялось внеклассное мероприятие «Час памяти», гостями которого были: участник боевых действий Макаров Матвей Андреевич, Клокова Неля Викторовна и ученики начальных классов. Вниманию ребят был предложен видеоурок «Дети войны». Неля Викторовна поделилась с нами своими детскими воспоминаниям, которые неразрывно связаны с Великой Отечественной Войной. Матвей Андреевич рассказал ребятам об уроках мужества, которые преподала ему война. (слайд 14)

В честь дня рождения ветерана в Дачновской библиотеке прошел час истории и патриотизма: «Я помню! Я горжусь!». Активными участниками мероприятия стали ученики 4а (классный руководитель Трескова А.И.) и 4б классов (классный руководитель Дуляницкая Т.В.). Ребятами готовились ко Дню рождения ветерана и очень ждали Матвея Андреевича. В силу объективных причин ветеран не смог прийти на мероприятие и принял наши поздравления дома. Продолжилось мероприятие просмотром в читальном зале библиотеки медиапрезентации, посвящённой жизненному пути ветерана. Ребята стали участниками акции «Читаем книги о войне». Завершился час истории и патриотизма просмотром фильма «За Имя Моё». (слайд 15)

Понимая всю сложность вопроса патриотического воспитания, мы считаем, что школа должна принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. Остаемся при мнении, что воспитание гражданина – патриота стратегическая цель школы, была, есть и будет. Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача, но в тоже время актуальная в современном обществе. И она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов:

Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”