Фольклорный праздник «Кузьминки» в детской школе искусств. Народный праздник Кузьминки – сценарий для детского сада

Подготовила музыкальный руководитель Светящук М.Е.

Зал оформлен в виде русской избы. На центральной стене ситцевыми занавесками оформлено небольшое деревенское окошко, за «стёклами» которого осенний пейзаж. Возле окна стол, накрытый вышитой скатертью, сервирован деревянной посудой. На столе самовар, пряники, баранки. Возле стола с обеих сторон скамейки, застланные ткаными дорожками. На скамейках вышивки, вязанье, клубки с шерстью, у самой стены - прялка. По обеим сторонам от скамеек стоят стеллажи с посудой, поделками в русском национальном стиле.

Презентация « Осенние народные праздники»

Под русскую народную музыку входят хозяин с хозяйкой.

Хозяин: Здравствуйте, гости дорогие!

Хозяйка: Желанные, долгожданные!

Хозяин - Хозяйка: На осенние посиделки приглашаем вас! (поклон)

Хозяин: Ноябрь за окном, месяц студёный, с долгими тёмными вечерами, да грудами замёрзшей земли. Не зря в народе называли этот месяц — Грудень.

Хозяйка: Хоть и осень за окном, ноябрь в самом разгаре, а на Руси отмечают первый зимний праздник — Кузьминки.

Хозяин: 14 ноября- по народному календарю, день Кузьмы и Демьяна. Это праздник встречи Зимы и проводов осени. Раньше говорили: « Кузьминки — об осени одни поминки». Вот и мы сегодня попрощаемся с осенью (Хозяин и Хозяйка отходят к столу).

Исполняется хоровод «Берёзки» (мелодия песни «Отговорила роща золотая»)

Хозяин: (сидя за столом) Русский народ считал своих братьев Кузьму и Демьяна, покровителями женщин — рукодельниц. На Кузьму-Демьяна женщины принимались за зимнюю пряжу, обращаясь к святым, просили помочь, чтобы не отставать в работе от тех, кто начал её раньше.

Хозяйка: (сидя за столом) Батюшка, Кузьма - Демьян, сравняй меня позднюю с ранними.

Хозяин: Праздник этот ремесла, домашнего очага, праздник не безделья, праздник рукоделья.

Под русскую народную музыку входят девочки.

Хозяйка: (говорит слова на фоне музыки)

Ой, вы, девицы - красавицы,

Душеньки - подруженьки.

Проходите, гости милые,

В нашу горницу, во светлицу.

Девочки рассаживаются на свои места под окошком, принимаются за рукоделие - вышивают, прядут, вяжут, мотают клубочки.

1 девочка: Прялка не бог - а рубаху даёт.

2 девочка: Не ленись прясть - хорошо оденешься.

Хозяйка: А как шили — вышивали,

Так и песню напевали.

Пели, правда, от души,

Но и песни хороши.

Исполняется песня « Лучинушка» (в сопровождении балалайки).

Хозяин: Святых братьев Кузьму и Демьяна призывали в помощь и в других ремёслах. Со временем братья слились в один образ, и день их памяти в народе назвали по имени одного из них - Кузьминки.

Хозяйка: Кузьминки — курьи именины, « курячий праздник». В этот день едят кур, цыплят и строго следят за тем, чтобы косточки не ломались во время еды, а то куры будут уродливыми.

Хозяин: Ещё Кузьминки называли - «кашником». А святых Кузьму и Демьяна - «кашниками», так как они были бессеребренниками, денег не брали, и их кормили кашей.

Хозяйка: На Кузьминки девушки устраивали посиделки и приглашали парней. Девушки варили свою ссыпную кашу и устраивали пиршество. Веселились до утра.

Входят девочки с узелками. В них еда: каша в чугунке, пироги, лепёшки, яички.

Девочки (все вместе): Здравствуй, хозяин,

Здравствуй, хозяюшка.

Примите кушанье.

Хозяин: Проходите, гости дорогие!

(Девочки проходят и ставят все гостинцы на стол)

Хозяйка: Ой, богат стол сегодня будет! В ссыпчину, да в складчину!

1 девочка: Тут и каша, и лепёшки!

2 девочка: И пироги, и яички! Хозяйка: (показывая на печь): А вот, и курничек вас дожидается. На Кузьму - Демьяна всегда курники пекли.

3 девочка : Да, Кузьминки - куриные именины!

4 девочка : Спасибо, хозяюшка, мы всю деревню обошли, все к празднику готовятся.

Исполняется пляска « Русская кадриль».

Хозяйка: А ещё гости обещались быть?

Дети (все вместе): Скоро, хозяюшка, скоро (уходят на свои места)

Раздаётся стук в дверь. Входят гурьбой мальчики и девочки, исполняющие частушки.

Дети (все вместе): Здоровья вам!

Нужны ли мы вам?!

Мальчики : Когда надо вам, привечайте нас!

Девочки: А не надо вам, прогоняйте нас!

Хозяйка : У нас гостюшки в дому, словно солнышко в терему.

Хозяин : Дорогие гости, счастья вам! Просим пожаловать в терем к нам!

Мальчик : Дорогим хозяевам бьём челом,

И, спасибо вам, за приём! (проходят в хату)

Хозяйка: Эй, девчоночки - подружки,

Веселушки - хохотушки.

Эй, ребята - молодцы,

Озорные удальцы.

Вы частушки заводите,

Всех гостей повеселите.

Исполняются частушки.

Девочки: Что за славный денёк?

Собирайся, куманёк!

Будем шутки шутить,

Да гостей веселить!

Хозяин: Погоди честной народ,

Отдохни немножко,

Василиса к нам идёт

Поразвлечь немножко.

Входит Василиса, а дети, исполнявшие частушки, садятся на свои места.

Василиса: Я весною на завалинке посиживаю,

А зимою в горнице полёживаю.

Сижу, на народ гляжу,

Всё всегда запоминаю.

И в корзинку собираю.

Сяду рядышком на лавку.

С вами вместе посижу.

Загадаю вам загадки,

Кто смышлёней погляжу!

1 загадка: В избе - изба, на избе - труба.

Зашумело в избе, загудело в трубе,

Видит пламя народ,

А тушит не идёт! (печь)

2 загадка: Стоит бычок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар)

3 загадка: В брюхе- баня, в носу - решето,

На голове - пупок, одна рука и та на спине. (Чайник)

4 загадка: Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)

5 загадка: Родился - вертелся, рос - вертелся,

Всех любил, всех кормил,

Помер - выкинули в поле,

Там меня зверь не ест, птица не клюёт. (Горшок)

Проводится игра « Горшки»

Василиса: Девицы - красавицы, и добры - молодцы, много ль вы знаете пословиц и поговорок? Подарите их мне. Я их в корзину положу, кому хочу - подарю.

Дети: (по очереди)

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Труд человека кормит, а лень портит.

Умелые руки не знают скуки.

Землю красит солнце, а человека - труд.

Василиса: Спасибо вам, потешили вы нас, да и корзиночку мою пополнили. А за это подарю вам этот молоточек, да наковаленку. А почему я их подарила вам в ноябре - подумайте.

Хозяин - Хозяйка: Знаем, знаем почему!

Хозяин: На Кузьминки отмечается день кузнецов - Кузьмы и Демьяна.

Хозяйка: А в старину кузнецов ещё по другому называли, ласково - коваличек.

Исполняется инсценировка русской народной песни « Во кузнице»

Кузнец (вручая гвозди): Вам, хозяева, уменье наше в доме всегда пригодится.

Хозяйка: Ай, спасибо, работнички, уважили - кузнецы вы умелые!

1 мальчик: А у меня папка - гончар, во как работает! (показывает горшок)

2 мальчик: (выносит табурет): А мой папка - плотник, он нужнее!

Кузнецы: (вдвоём, подбоченившись или руки калачиком на груди)

А у нас, в кузнице, не хуже!

Хозяйка: Эй, петухи, сейчас подерётесь! Идите лучше попляшите, да поиграйте! Делу время, а потехе час!

Девочка: А вы не забыли про обычай? На Кузьму - Демьяна парни приносят девочкам курочку!

Кузнецы: А как же! Вот, принесли! (достают из лукошек курочек, отдают девочкам)

Девочки: Ну, раз принесли, так и быть, мы с вами поиграем!

Хозяйка: Ох, и развесёлый, вы народ!

Становись-ка в хоровод!

Будем в « Селезня» играть

Крепко - крепко целовать!

Проводится игра «Селезень»

Хозяин: Ай, как же здорово у вас получается! И работаете вы на славу, и веселиться умеете от души!

Хозяйка: А послушайте, что еще хочу сказать. Осень - пора свадеб. В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян, покровительствуют свадьбам, что своим молотом, на небесной наковальне, они выковывают брачную цепь, а затем, помогают семьям жить в ладу, в мире, воспитывать своих детушек. А какая же свадебка без песни весёлой, да гостей дорогих?!

Звучит грамзапись русской народной песни « У нас нынче субботея». В зале появляется народный ансамбль «Канон».

1 участник: Ой, святый Кузьма — Демьян

Приходи на свадьбу к нам.

И скуй ты нам свадебку

Крепко, крепко - накрепко -

До седой головушки,

До долгой бородушки.

2 участник: Кузьма - Демьян по сеням ходил,

Гвозди собирал, свадебку ковал.

Ансамбль исполняет чешскую народную песню « Мне, моя матушка, говорила»

в обработке Я. Малата

« Ой, на горке старый дуб» беларусская народная песня обр. А. Копосова

« Ванька - Танька» муз. Даргомыжского переложение А. Егорова

Хозяин - Хозяйка: (с поклоном к ансамблю):

За такое веселье - наше почтенье!

И ждет вас вкусное угощенье!

Вручают поднос с русским пирогом; ансамбль уходит.

Хозяин: Вот и промчались наши посиделки. Именно так проводили их парни и девчата на Кузьминки. Гости дорогие! А мы ведь не можем просто так расстаться, не подарив на память подарочка. (Раздают гостям магнитики). А вас, парни да девчата, в группе ждёт угощенье.

Хозяйка: Вот настал момент прощаться,

Будет краткой наша речь.

Говорим вам - До свиданья,

До счастливых, новых встреч!

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Пикалёвская детская школа искусств

Сценарий фольклорного праздника

«Кузьминки»

Методическая работа

Преподаватель по классу

Народного хорового пения

Руководитель ансамбля р.н.п. «Ладушки»

Егорова О.Н.

Г. Пикалёво

2014 год

Из истории праздника

На Руси 14 ноября отмечался праздник «Кузьма-Демьян-рукомесленники, курятники» или просто Кузьминки.

Кузьма и Демьян – покровители ремёсел, главным образом, кузнечного дела и женского рукоделия. С Кузьмы-Демьяна женщины принимались за зимнюю пряжу, просили помочь им не отстать в работе от тех, кто начал раньше: «Батюшка Кузьма-Демьян! Сравняй меня позднюю с ранними».

Кузьминки – праздник кузнецов. В народе рассказывали, что святые были кузнецами и за работу денег не брали, от чего их звали бессребрениками.

По традиции в день, когда праздновалась память этих святых, в деревнях носили в церковь кур и варили кашу, отведать которую приглашали и святых угодников: «Кузьма-Демьян, - приходите к нам кашу хлебать!».

После церкви ремесленники собирались на складчину – сытник – и веселились всю ночь. Изба и двор, выбранные для пиршества, становились своеобразным театром и райком, и ярмаркой. Мастера приносили свои лучшие изделия, шутливой пантомимой, танцами, песнями и былями рассказывали о том, что умели делать.

Кузьминки слыли и девичьим праздником. В некоторых деревнях существовал обычай, в силу которого девушка-невеста считалась в день Кузьмы-Демьяна хозяйкой дома, она готовила для семьи кушанья и угощала всех, причём в качестве почётного угощения подавалась куриная лапша.

На три дня Кузьминок девушки снимали помещение, устраивали ссыпчину (складчина, ссыпанные вместе припасы) и приглашали парней. Нередко они обходили дома и выпрашивали припасы для Кузьминок. Собрав продукты, девушки все вместе готовили пиршество, обязательным блюдом была каша. В избе молодёжь не ограничивалась угощением. Непременно звучали песни и разыгрывались поцелуйные игры.

Считалось, что Кузьма-Демьян покровительствует свадьбам, усиливают женское начало, оказывают помощь женским работам, семейному ладу и продолжению рода.

В некоторых деревнях существовал обычай в Кузьминки устраивать «похороны Кузьмы-Демьяна». К вечеру последнего дня праздника девушки изготавливали чучело: набивали соломой мужские штаны и рубаху, приделывали к ним голову, подвязывали кушаком, обували в старые лапти и усаживали посреди избы. Сначала устраивали потешное венчание на одной из девиц, затем клали на носилки и утаскивали в лес или на зады. Там чучело раздевали, раздёргивали, плясали на соломе, а потом сжигали.

Сценарий праздника

Сцена украшена в народном стиле: лавки, прялка, старинная посуда, вышитые полотенца, домотканые половики, ухват.

Выходят перед сценой две девушки.

1-ая девушка : Здравствуйте, гости дорогие, милости просим, рады всем, кто пришёл к нам в гости.

2-ая девушка : Вот и наступила поздняя осень, на полях убран последний урожай, пришло время посиделок. Будем песни петь, плясать да в игры играть.

Звучит весёлая музыка. Девушки поднимаются на сцену. Раздаётся стук. Входят девочки, участницы ансамбля.

Девочки : Здравствуйте, хозяева. Мир вам и мы к вам.

1-ая девушка : Давно мы вас ждём, где вы, матушки загулялись?

Девочки : А мы покуда пирогов напекли, да сарафаны нагладили - тут и времечко прошло.

2-ая девушка : Ну что же, девицы - красавицы, душеньки – подруженьки, проходите в нашу горницу, во светлицу.

Девочки : А это вам гостинцы: пироги да пряники, пирожки да булки, всего понемножку да куриную ножку!

Девочки отдают хозяйкам корзинку с угощением, сами рассаживаются на лавки, в руках у них принесённое с собой рукоделие.

1-ая девушка : А что это с вами парней нет?

Девочки : Не споткнутся, прибегут. Была бы роща, а соловьи найдутся.

2-ая девушка : Сегодня праздник Кузьминки, праздник ремесла и домашнего очага.

1-ая девушка : Праздник не безделья, праздник рукоделья, так что, пока парней нет, давайте-ка за работу примемся.

Девочки берут в руки полотенца ручной работы, имитируют вышивание.

1-ая девушка : А ну-ка, девочки, запевайте-ка песню, с песней и работа веселей.

Девушки исполняют песню «Как была Дуняша тонкая прядёха».

1-ая девушка (рассматривает работу девочек ): Ай, да девицы, ай, да мастерицы!

2-ая девушка : Любо-дорого смотреть на ваше рукоделие!

Раскладывает работу девочек на видное место.

2-ая девушка : Пусть народ полюбуется вашим мастерством!

Раздаётся шум, смех. Появляется группа парней, участников ансамбля.

Парни исполняют «Кулёмские припевки»

1-ый парень : А вот и мы!

Расступись-ка, народ, не пыли, дорожка, добры молодцы идут погулять немножко!

2-ая девушка : Давно мы вас ждём, девоньки уж и затосковали без вас, ведь сегодня праздник. Не столько работать, сколько веселиться надо.

Один из парней подходит к девочкам, пытается сесть между ними на лавку.

Девочка : (поёт с юмором )

Не садись-ка, милый рядом,

Тебе место на бревне.

Я тогда с тобой гуляла,

Когда не с кем было мне!

Парень : (притворно возмущается ) Ах, так!

У меня милашка Машка

Рукодельная была.

В решете коров доила,

Кочергой полы мела!

Девочка: (дразнится )

Федя-медя съел медведя!

Парень : Села Олеся, с печи ноги свеся!

Девочка: Андрей-воробей, не гоняй голубей!

Гоняй галочек из-под палочек!

Парень : Любопытной Варваре на базаре нос оторвали!

1-ая девушка : Да ладно вам дразниться! Лучше бы рассказали что-нибудь.

Парень :

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота,

Выскочила палка с бабкою в руке

И давай дубасить коня на мужике!

Девочки : Чепуха! Чепуха! Это просто враки!

«Куры съели петуха», -

Говорят собаки!

Парень : Лошадь ела сало,

А мужик – овёс,

Лошадь села в сани,

А мужик – повёз!

2-ая девушка : Да что это вы за небылицы рассказываете!

Давайте лучше загадки отгадывать.

Темнообразные птицы.
Две созирают,
Две сожидают.
Одна повелевает. (Писец и бумага)

Щука ныряет, весь лес валяет и поднимает. (Коса косит сено)

Пять овечек стог объедают,
А пять-прочь отбегают. (Женщина прядет)

Вкруг поля хожу, в одну жердь колочу. (Набивка обручей)

Зайду на гору-горушку,
Задеру эту телушку,
Кожу брошу, мясо съем. (Лесорубы и дерево)

Рукой трясет, а другой дерет. (Лен чешут)

Принялась кума за дело,
Завизжала и запела,
Ела-ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб. (Пила)

Железный нос в землю врос;
Роет, калечит, зеркалом сверкает. (Плуг)

Ни свет, ни заря пошел горбатенький со двора. (Серп)

Зубасты, а не кусаются. (Грабли)

Летом на лугу, а зимой на крюку. (Коса)

Сам с локоток, а борода с веник. (Молоток)

В лес идет-домой глядит;
Домой идет-в лес глядит. (Топор)

Маленький, горбатенький,
Все поле обскакал,
Домой прибежал,
Всю зиму пролежал. (Серп)

Летом обувшись, а зимой разувшись. (Соха)

Щука блеснет-лес завянет,
На том месте город встанет. (Сенокос)

Травы поем-зубы вытуплю,
Песку хвачу-опять наточу. (Коса)

Девушки и парни поочерёдно загадывают друг другу загадки.

2-ая девушка : Ну, что же, сразу видно, что вы смекалкой да умом не обижены!

1-ая девушка : А как насчёт быстроты да ловкости?

2-ая девушка : А это мы сейчас проверим!

Проводится игра «Клубочки»

Парень : (поёт)

Эх, гармошечка моя,

Нет тебя дороже,

Я без шуток не могу,

Без частушек тоже!

Исполняются частушки с приглашением.

У меня на сарафане

Косолапы петухи,

Я сама не косолапа,

Косолапы женихи!

За окном стоит корова

За воротами телега-

Никто замуж не берёт!

А я чайничала,

Самоварничала,

Всю посуду перебила,

Накухарничала!

На окошке два цветочка –

Голубой да аленький!

Я парнишка боевой,

Только ростом маленький!

2-ая девушка : Ой, подружки, выходите, хоровод наш заводите!

Исполняется игровой хоровод «Сидит Дрёма»

1-ая девушка : Вот спасибо, гости любезные! Развеселили нас да порадовали! А теперь милости просим к нашему столу! Лапши куриной отведать, чайку с пирогами попить!

Все вместе исполняют песню «Никанориха телегу продала». Уходят со сцены.

После представления со зрителями проводятся игры, водятся хороводы, традиционные пляски и танцы, желающие исполняют частушки и т.д.


Цели : познакомить с традициями народного праздника Кузьминки, раскрыть широту русской души, умение народа работать и отдыхать, воспитывать доброе отношение к народным традициям, любовь к народной культуре.

1-й ведущий.

Что за славный денёк,

На бугре солнцепёк,

Собирайся, народ, у ворот!

Петь, шутить, хороводы водить,

Весну красную веселить!

2-й ведущий. 14 ноября издавна считался на Руси праздничным днём. Его именовали Кузьма-Демьян. А ещё в народе этот день называли Кузьминки.

Кузьминки - мол, об осени поминки.

Кузьминки - встреча зимы...

В этот день и молодёжь и дети - все примечали, какой будет погода. Немало народных примет было связано с этим днём.

1-й ведущий. Вот, например, если на Кузьму-Демьяна лист останется на дереве, то другой год будет морозным.

Снег на Кузьминки обещает будущей зимой большой разлив.

А вы, ребята, знаете ещё народные приметы, связанные с этим праздником?

Дети из зала приводят примеры народных примет. Раздаются звуки балалайки, появляются Фома и Ерёма.

Фома и Ерёма.

Здрасьте. А вот и мы оба,

Фома да Ерёма.

Фома. Потешки услыхали, к вам прибежали.

Вместе . Мы ребята удалые, озорные.

Фома . В общем и в целом прекрасно живём.

Ерёма . А ну, Фома, присядем у ворот да потешим народ.

Фома . Нынче вам расскажем в лицах весёлые небылицы. (Садятся.)

Ерёма (толкает Фому). Начинай.

Фома.

Нет, ты начинай.

Оба вместе начнём, а вы подпевайте.

Фома и Ерёма, имитируя игру на балалайке, исполняют «Небылицы».

Фома. Вы послушайте, ребята, чепуху мы будем петь.

Ерёма. На дубу коза пасётся, в бане парится медведь.

Здорово, здорово у ворот Егорова.

А у наших у ворот всё идёт наоборот.

Фома.

Рано утром вечерком, поздно на рассвете,

Баба ехала пешком в ситцевой карете.

Все . Здорово...

Ерёма.

А наш дедушка Иван посадил кота в карман,

Котик плачет и рыдает, громко дедушку ругает.

Фома.

На заборе чепуха жарила (варила) варенье,

Куры съели петуха в это воскресенье.

Ерёма.

Сидит ёжик на берёзе, новая рубашечка,

На головке сапожок, на ноге фуражечка.

Фома. Черти вилами поели из баранины уху,

Не пора ли нам, ребята, кончить эту чепуху.

Фома и Ерёма кланяются и убегают со сцены.

1-й ведущий . Кузьма и Демьян - большие искусники, они покровители всех ремесел: кузнечного дела и женского рукоделия.

С Кузьмой и Демьяном женщины принимались за зимнюю пряжу и при этом обращались к святым, прося помочь им не отстать от подруг, от тех, кто начал работу раньше.

Вот так: «Батюшка Кузьма-Демьян, помоги, сравняй меня позднюю с ранними»...

2-й ведущий. Кузьминки повсюду слыли больше девичьим праздником. Что это значит?

В некоторых местах существует по сей день обычай, по которому девушка-невеста считается в день Кузьмы-Демьяна первой хозяйкой всего дома.

Она сама готовит богатые кушанья и гостей угощает.

Молодёжь в эти дни не ограничивалась чаем, за рукодельем девушки пели песни.

На сцену выходят девочки в русских сарафанах с различным рукодельем в руках, рассаживаются по лавкам и начинают петь «Пряху».

Молодая пряха у окна сидит.

Молода, красива, карие глаза,

По плечам развита русая коса.

Русая головка, думы без конца,

Ты о чём мечтаешь, девица-краса?

В низенькой светелке огонёк горит,

Молодая пряха у окна сидит.

1-й ведущий. Кузьма и Демьян - праздник кузнецов. В народе рассказывают, что святые были кузнецами и за работу денег не брали ни с кого, отчего и прозвали их бессеребренниками.

2-й ведущий . В уезде Вологодчины полагали, что Кузьма и Демьян были простыми работниками, которые охотнее всего нанимались молотить, но при этом никогда не требовали платы, просили только, чтобы хозяева их накормили кашей, поэтому ещё их называют «кашечниками».

3-й ведущий. В Курской губернии наряду с кашей крестьяне считают необходимым бить 14 ноября трёх куренков и есть их утром, в обед и вечером, чтобы птица водилась.

Трапеза в этих местах всегда сопровождалась молитвой.

1-й ведущий. Следуя старинным народным традициям, мы решили в этот день отведать кашу различную и похлебать куриной лапши. Так и поступили. Но сначала с рецептами ознакомились.

Каждый класс представляет на сцене свою кашу, расхваливая её.

2-й ведущий. А какой же праздник без русских удалых частушек?

На сцену выходят мальчики и девочки, одетые в русские сарафаны и косоворотки, и исполняют частушки.

На весёлое гулянье

Я пришёл без ремешка.

Девяносто песен знаю,

Ещё дома полмешка.

Полотенце вышивала

Петухами, утками.

Я миленка поджидала

Часами и минутками.

Ехал Ваня на баране,

Нова дудочка в кармане.

Ваню бабушка любила,

Кашей масляной кормила.

На окошке два цветочка -

Голубой да аленький.

Я (мальчишка) парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

Я частушек много знаю

И хороших, и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.

Я плясал на три ноги,

Потерял я сапоги.

Оглянулся я назад -

Сапоги мои лежат.

Мы пропели, что сумели,

Поплясали от души.

Выходи на круг, кто смелый,

Пой погромче и пляши.

Повторяют и вызывают детей из других классов петь частушки.

«КУЗЬМИНКИ».
(Сценарий игровой программы народного праздника Кузьмы-Демьяна).

За несколько дней до начала праздника многодетным семьям по почте рассылаются приглашения: “Дорогие селяне! 5 декабря в СДК ровно в час (13.00), и только для вас праздник «Кузьминки», по осени поминки. Ждем в назначенный час всей семьей ва»с.
У входа в СДК красочная афиша с изображением Петуха:

5 декабря приглашаем на Кузьминки.
Встаньте рано поутру,
Чисто в доме приберите,
Животинку накормите
Не сердитесь, улыбнитесь
И спешите все на двор
На веселый разговор.
Праздник на селе у нас
Ку-ка-ре-ку, в добрый час.
Начало в 13.00

Сцена Дома культуры оформлена под русскую избу. В центре стол. На нем самовар, блюдо с угощениями: баранками, конфетами, яблоками. Вокруг стола – скамейки. На «стенах» развешаны вышитые полотенца, лапти, а в центре панно – вышитый Петух, символ года.
В зале оформлена выставка работ местных рукодельниц: вышитые салфетки, полотенца, подушки, поделки мягкой игрушки. Все это разложено на лавках, покрытых домотканными дорожками. Такие же дорожки разосланы на полу.

ВЕДУЩАЯ: (она же Хозяйка, на тихом фоне мелодии) :
Ах, ты, русская изба! Необычная, волнующая, яркая, радостная и такая родная! В тебе родились наши деды и прадеды, в тебе свадьбы играли, детей на свет божий рожали. Трудились, рук не покладая. А также праздники гуляли! Со своим очищаюшим смехом, с заговорами от бед, с пожеланием добра, благополучия, изобилия, наивностью и очарованием народных обычаев и традиций.

(Слышится песня в исполнении фольклорного ансамбля «Подай балалайку».)

ХОЗЯЙКА: Вот и праздник на пороге.

(Фольклорная группа идет через зрительный зал к «избе». Хозяйка в это время достает хлеб из печи. Кладет на поднос с рушником и выходит на крыльцо встречать гостей.)

ГОСТИ: Добрый день в вашу хату!

ХОЗЯЙКА: Пусть моя изба не красна углами, не богата пирогами, но рада гостям, как добрым вестям! (кланяется)

(Угощает гостей хлебом с солью, приглашает в дом. Девушки рассаживаются и берутся за рукоделие. Один парень встает и подходит к прядущей девушке.)

ПАРЕНЬ: (заигрывая) – Умница дорогая, пожалте веретенце,
посмотреть на ваше рукодельство.

ДЕВУШКА: (сердясь ) – Дорожка возле вас, проходите мимо нас.

ПАРЕНЬ: Всю беседу изошел, краше вас не нашел, к вашей милости пришел. Видите сами, стою перед вами, рукодельем любуясь. (Садится рядом с девушкой) .

ХОЗЯЙКА: Пришли парни мастерством своих избранниц полюбоваться. Ведь именно с Кузьмы и.Демьяна женщины вплотную принимались за зимние работы. А какие именно? Кто знает?

(Ведущая проводит игру с эстрады на знание зимних работ, это: вязание, шитье, вышивание, прядение, тканье. Правильно назвавшие эти работы получают жетоны. У кого больше жетонов, тому и приз).

ХОЗЯЙКА: У нас девицы – на все руки мастерицы.
И прясть, и вязать, и вышивать умеют.
Вот деревня Кузьмы, а вот Демьяна (присутствующих делит на две части зала) . Выходите по одной рукодельнице с каждой деревни сноровку показать, мастерство выказать.

(Вызывает из «деревень» девушку с парнем).

ХОЗЯЙКА: Будем пряжу в клубки перематывать, только где же она? Спешили на праздник, да по дороге, наверное, потеряли.
Хуторяне, на окраинах у себя поищите. Как найдете, быстрее по рядам передавайте ее своим односельчанам-конкурсантам. А девушки должны быстро перемотать пряжу в клубки. Кто быстрее клубок смотает, та и победит.

(Зрители находят прикрепленные к низу стульев мотки пряжи, передают по рядам девушкам, те начинают перематывать. Фольклорная группа поет песню «Дуня-тонкопряха». Кончается песня, останавливается работа. Чей клубок больше, та девушка и победила. Ей вручается приз).

ХОЗЯЙКА: Для умелых рук нужен постоянно труд.
Девицы-молодцы. Ну, а где же удальцы? Умелые кузнецы?
Как куется, так и песня льется,
Как песня льется, так и куется.
Сегодня праздник кузнецов.
Воспоем хвалу кузнечному ремеслу, добрым словом святых Кузьму и Демьяна помянем, что, как говаривала моя бабушка, за работу охотно брались, но денег не брали, только ели досыта.
«Песню «Во ку, во кузнице» споем.

ГОСТИ (перекличкой) : – Праздник сегодня Кузьминки,
по осени поминки’
–Будем Кузьму и Демьяна величать,
да кашу хлебать!
– Полно девкам чужое пиво
варить, пора свое затевать.

(Все крестятся на красный угол).

– Батюшка Кузьма-Демьян,
сравняй меня позднюю с ранней.

(Бабульки садятся за работу с песней, прядут, а девки стол накрывают. Поется песня «За околицей солнце клонится»). (Слышится вдали гармонь. Девки забегали, засуетились):

1-Я: Ой, парни уж идут!

2-Я: И Кузька с ними!

3-Я: Выходите хлопцев встречать!

(К сцене идут парни с гармошкой, несут чучело Кузьки (чучело набито соломой, одето в мужские штаны и рубаху, опоясано кушаком, обуто в лапти).

ПАРНИ: Добрый день, молодки-лебедки!

ДЕВЧАТА: (встречая на крыльце)

– Здравствуйте, коль не шутите,-
ребята-молодцы, веселые удальцы!
ПАРНИ: (на мажорном аккорде)
– Девушки, вы девушки, где берете денежки?

ДЕВЧАТА: (речитативом)
– Летом ягодки берем,
С Кузьмы куделечку прядем.

(Девчата начинают петь частушки, парни играют).

ДЕВЧАТА: Моя прялка не пряде,
Колесо не вертится,
Не дождаться, когда сяде,
Он, наверно, сердится.
Полотенце вышивала
Петухами, утками
Я миленка поджидала
Часами, минутками.
Не стой, миленький, в порожке!
Не большая тебе честь!
Иди, сядь ко мне на лавку –
Для тебя местечко есть!

(Пропускают парней в хату, сажают на лавку).

ДЕВЧАТА: Проходите, гости желанные, полюбуйтесь работой невестушек.

ХОЗЯЙКА: Сначала молодцы одной деревни запевают, а бабы и девки подсобляют.

(Второй куплет молодцы другой деревни зачинают и им дружно остальные помогают.)

Какая деревня дружнее; Демьяна, аль Кузьмы?

(Проводится конкурс на лучшее хоровое пение «Во кузнице»).

ХОЗЯЙКА: Хорошо потрудились, пора и подкрепиться.
Угощайтесь, гости дорогие, чем бог послал.
Пироги, да ватрушки, сладкие пампушки.
(Девушки с подносами ходят по залу, разносят угощения: печенье, баранки, яблоки. Хозяйка берет ухват и достает из печи чугунок с кашей, ставит на стол).
ХОЗЯЙКА: Вот и каша, еда наша, с пылу, с жару.
Нашему Кузеньке, бессеребреннику, самую большую ложку.
Кто как работает, тот так и ест.
Кузька работник известный, а кто его переест?

(Приглашает из каждой деревни по парню и проводит конкурс «Кашеедов». Фольклорный ансамбль поет песню «Варенички»).

ХОЗЯЙКА: Вот какой едок выдающийся, наверняка, и работник знатный. Это, чтобы аппетит не испортился. (Дарит победителю приз) .
Поели, люди добрее? Аида, играть!

(Ведущая берет рушник, запевает песню, фольклорный коллектив подхватывает и все вместе заводят хоровод. Хозяйка, не спеша идет по избе, присматривается. Перед тем, кто приглянулся, расстилает на полу рушник, встает на него коленями. Избранный тоже спускается на рушник. Обнимаются, трижды целуются, встают, кланяются друг другу, и хозяйка передает рушник избранному, тот идет дальше и выбирает себе избранницу, и т.д. из рук в руки рушник переходит к новым играющим под льющуюся песню «В саду гуляла». Постепенно в игру вовлекается и зал).

ХОЗЯЙКА: Люди добрые, люди честные.
Праздник в избе, с угощениями, играми, плясками, да поцелуями.
Пришли Кузьминки – оберег принесли:
для души, для дома, для здоровья, для счастья,
чтобы поросятки-писклятки водились, горшки не бились.
Оберег у меня один, а вас много, с кем сторгуюсь, тому и оберег отдам.
Вот товар, а где купцы?

(Идет торг. Продается курица).

ХОЗЯЙКА: Чья сноровка неплоха, получает Петуха.

(Выигравшему этот конкурс вручается приз «курица». Выходит фольклорный коллектив и заводит хоровод вокруг победителя, запевает частушки. Обладателя выигрыша сажают в зал, частушки поют все желающие. «Кузька» танцует).

ХОЗЯЙКА: Либо посмотреть, как Кузенька танцует, а кто нашего молодца перепляшет?

(Гармонист играет барыню, начинается пляска с залом и «Кузька» танцует с ними. Победителю приз – баранки).

ХОЗЯЙКА: Ноги, руки размяли, а про голову забыли?
Есть у меня загадки до того мудренные,
Кто загадки угадает, попадет в ученые.

(Идет конкурс загадок. Отгадавшим даются жетоны. Итоги подводятся по количеству жетонов. У кого больше – тот участвует в игре «угадай» .В коробке лежит приз – надо угадать, что в ней.)

ХОЗЯЙКА: Посмотрите, какой у нас Кузька, как работать, так и танцевать, играть мастер. Такого молодца-оригинала ни одна деревня не видала. Вина не пьет, стекол не бьет, с девкам не якшается, худым делом не занимается… Кузенька, чего же ты не женишся?

КУЗЬКА: Я бы женился, да нет невесты, которая мне нужна.

ХОЗЯЙКА: А какая невеста тебе нужна?

КУЗЬКА: Мне нужна такая невеста, чтобы она имела три предмета.

ХОЗЯЙКА: А какие это три предмета?

КУЗЬКА: А вот какие.
Первый предмет -чтобы она была самая богатая в мире.
Второй – чтобы она была первая красавица в свете.
А третий предмет – чтобы она была последняя дура.

ХОЗЯЙКА: Почему так?

КУЗЬКА: А вот почему: если она будет богатая, красивая и умная, так она за такого дурака и замуж не пойдет.

ХОЗЯЙКА: Ах, раз ты такой, пора тебя гнать из избы вон.

(Все кричат: Жги, жги его. На костер, на костер).
Все из зала с песней «Расскажу тебе, кума», выходят на улицу, несут чучело Кузьки, бросают его на костер. Возле костра идет хоровод с плясками, песнями «У всех мужья молодые».)

Актуальность: 14 ноября по-народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: . Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц. Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, которые оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека.

Цель : Приобщение детей к миру народной культуры.

Задачи:

  • Развивать активную речь детей, умение выразительно рассказывать стихи.
  • Развивать зрительную и слуховую память.
  • Образовывать имена существительные множественного числа.
  • Развивать мелкую моторику и координацию движений.
  • Различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.
  • Знакомить детей с поэтическим, музыкальным, игровым фольклором.
  • Воспитывать интерес к культуре русского народа.
  • Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых и детей дошкольного возраста.

Действующие лица : ведущая, дети старшего - подготовительного возраста.

Предварительная работа: беседа с детьми о традициях русского народа отмечать праздник Кузьминки. Знакомить с русскими народными пословицами и поговорками. Выразительно читать стихи. Разучивать песни и хороводы.

Материалы и оборудование : муляжи овощей, деревянные ложки, картинки капусты, мнемотаблицы для составления поговорок о Кузьме и Демьяне, магнитная доска. Русские народные костюмы для воспитателя и детей.

Познавательное развитие, художественно-эстетическое, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.

Вводная часть.

Ведущая : Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть?

Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться? Рады будем видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник большой, праздник радостный. По обычаю старинному Кузьминками называются. Кузьминки – по осени поминки. Кузьминки – встреча зимы. Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц.

Основная часть.

Ведущая: В народе говорили:

Закует Кузьма – Демьян, до красной зимы не расковать!

Не заковать реку без Демьяна!

.

Кузьма – Демьян – кузнец, кует лед на земле и на воде!

Кузьмы и Демьяна путь – проводы осени, встреча зимы, первые морозы!

Ведущая:

Демьянов путь – не путь, а только перепутье!

То есть, проводы осени и встреча зимы, первые морозы, поэтому и говорили,

что .

На Руси, в честь этого праздника устраивались народные гуляния с песнями и плясками.

1 ребенок: Осень! Осень золотая!

Голубая неба высь!

Листья желтые слетая,

На дорожку улеглись.

2 ребенок: Теплый луч ласкает щечки,

Приглашает нас в лесок

Там под елкою, в тенечке

Вырос маленький грибок!

3 ребенок: Сад раскрасился цветами

Астр, пионов, георгин

А вверху огнем пылают

Грозди красные рябин!

4 ребенок: Что грустить теперь о лете!

Осень в гости к нам пришла

В позолоченной карете

Всем подарки привезла!

Хоровод «Осенние подарки» Анисимовой

Ведущая: К ноябрю заканчиваются полевые работы, крестьяне собирают урожай.

Дети поочередно: Что посеешь, то и пожнёшь,

Что пожнёшь, то и смолотишь,

Что смолотишь, то и смелешь,

Что смелешь, то и съешь!

Игра

Мели, мели, мельница!

Жерновочки вертятся!

Мели, мели, засыпай

И в мешочки набивай.

На последнем слове необходимо остановиться и стоять не шевелясь. Тот, кто не сумеет остановиться вовремя, выбывает из игры. Игра повторяется.

Ведущая: А сейчас, милые детушки, не зевайте, русские пословицы рассказать помогайте.

  1. Какие труды… (такие и плоды) ;
  2. Семь раз отмерь… (один отрежь) ;
  3. Землю красит солнце… (а человека труд) ;
  4. Красна птица перьем… (а человек уменьем) ;
  5. Под лежачий камень… (вода не потечёт) ;
  6. На печи заседать… (хлеба не видать) ;
  7. Труд человека кормит… (а лень портит) ;
  8. Скучен день до вечера… (коли делать не чего) .

Ведущая: А знаете ли вы какая работа начиналась у крестьян после того, как они собрали урожай с полей и

огородов?

Ответы детей : заготовка овощей.

Песня «Вот какие кочаны»

Ведущая: А вы знаете что такое кочаны?

Ответы детей : капуста.

Ведущая : Мы сейчас с вами поиграем в игру «Один – много»

(Ведущая на магнитную доску ставит картинки капусты, а дети отвечают.)

Одна капуста - много капусты

Один кочан – много кочанов.

Ведущая: Дети, а что останется от кочана, если его весь покрошить?

Ответы детей: кочерыжка.

Одна кочерыжка – много кочерыжек.

Ведущая: Одна из самых важных работ была – рубка капусты. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов. Рубили капусту в корытах. Отдельно – которая позеленей, отдельно белую, что послаще на вкус. Во время рубки капусты в избе стоял своеобразный звук.

Говорили:

А давайте в игру поиграем? Называется – «Мы капусту рубим, рубим».

Пальчиковая игра:

Что за скрип?

Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я – капуста!

- Мы капусту рубим, рубим.

- Мы морковку трем, трем.

- Мы капусту солим, солим.

- Мы капусту жмем, жмем.

- Перемешиваем!

- В бочку плотно набиваем

- И в подвалы составляем.

Ведь капуста, как известно.

Во всех видах нам полезна.

Ведущая: Так всегда на Руси было. После трудового дня девушки собирались в самой большой горнице,

вышивали, пряли пряжу, вязали и обязательно пели, чтобы и работа спорилась, и веселее было. Есть песня об одной девушке-мастерице.

Русская народная песня «Дуня-тонкопряха» .

Ведущая: На Руси уж так идёт,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец,

И на ложках он игрец..

Исполнение песни с ложками «Ложки деревенские» муз. З. Роот.

Наши ложки знает целый мир

Наши ложки русский сувенир

Хохломские, псковские,

Тульские, загорские,

Вятские, смоленские.

Ложки деревенские!

Ведущая: ребятушки вставайте в круг, сейчас мы с вами поиграем в игру «Заинька серенький» У ведущей в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Ведущая обходит круг и напевает: Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук – тук - тук. Ребенок спрашивает: «кто там?»

Ведущая отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?»

Ребенок отвечает: «Вася…»

Ведущая продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!»

Ведущая играет ребенку на ложках любой ритм: / //; // /; // //; / // /.

Заключительная часть.

Ведущая: Вот и подошла наша встреча к концу.

Кузьминки были хороши.

Повеселились мы, ребята, от души!

Ведущая: Ребятушки скажите мне пожалуйста, что вы сегодня узнали нового, чему научились?

Ответы детей : о Кузьминках?

Ведущая : Какого числа отмечался этот праздник?

Ведущая: Как звали святых братьев, покровителей кузнецов и женщин рукодельниц?

Ответы детей : Кузьма и Демьян.

Ведущая : молодцы детушки, все запомнили.

Ведущая: Осень каждый год приходит не с пустыми руками, а с богатым урожаем: хлебами, овощами, да фруктами! Осень очень щедра и приготовила нам угощенье. А теперь давайте угостим наших гостей дарами осени и скажем им до свидание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 «Семицветик»

Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки» для детей старшей - подготовительной группы «Одуванчики» компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Подготовила: воспитатель логопедической группы Руколеева Ю.А.

Отрадное 2017

Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки» для детей старшей группы.

Актуальность: 14 ноября по-народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: «Кузьминки – об осени поминки» . Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц. Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, которые оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека.

Цель : Приобщение детей к миру народной культуры.

Задачи:

  • Развивать активную речь детей, умение выразительно рассказывать стихи.
  • Развивать зрительную и слуховую память.
  • Образовывать имена существительные множественного числа.
  • Развивать мелкую моторику и координацию движений.
  • Различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.
  • Знакомить детей с поэтическим, музыкальным, игровым фольклором.
  • Воспитывать интерес к культуре русского народа.
  • Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых и детей дошкольного возраста.

Действующие лица : ведущая, дети старшего - подготовительного возраста.

Предварительная работа: беседа с детьми о традициях русского народа отмечать праздник Кузьминки. Знакомить с русскими народными пословицами и поговорками. Выразительно читать стихи. Разучивать песни и хороводы.

Материалы и оборудование : муляжи овощей, деревянные ложки, картинки капусты, мнемотаблицы для составления поговорок о Кузьме и Демьяне, магнитная доска. Русские народные костюмы для воспитателя и детей.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.

Вводная часть.

Ведущая : Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть?

Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться? Рады будем видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник большой, праздник радостный. По обычаю старинному Кузьминками называются. Кузьминки – по осени поминки. Кузьминки – встреча зимы. Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц.

Основная часть.

Ведущая: В народе говорили:

Закует Кузьма – Демьян, до красной зимы не расковать!

Не заковать реку без Демьяна!

А теперь с помощью мнемотаблиц вы сами составите поговорки .

(Дети вместе с ведущей составляют поговорки).

Кузьма – Демьян – кузнец, кует лед на земле и на воде!

Кузьмы и Демьяна путь – проводы осени, встреча зимы, первые морозы!

Ведущая: Обычно в эту пору умеренные морозы:

Демьянов путь – не путь, а только перепутье!

То есть, проводы осени и встреча зимы, первые морозы, поэтому и говорили,

что «Кузьминки – по осени поминки» .

На Руси, в честь этого праздника устраивались народные гуляния с песнями и плясками.

1 ребенок: Осень! Осень золотая!

Голубая неба высь!

Листья желтые слетая,

На дорожку улеглись.

2 ребенок: Теплый луч ласкает щечки,

Приглашает нас в лесок

Там под елкою, в тенечке

Вырос маленький грибок!

3 ребенок: Сад раскрасился цветами

Астр, пионов, георгин

А вверху огнем пылают

Грозди красные рябин!

4 ребенок: Что грустить теперь о лете!

Осень в гости к нам пришла

В позолоченной карете

Всем подарки привезла!

Хоровод «Осенние подарки» Анисимовой

Ведущая: К ноябрю заканчиваются полевые работы, крестьяне собирают урожай.

С ранней весны до осени хлеборобы растили хлеб, трудились, не покладая рук, чтобы на каждый стол хлеб пришел. Об этом народ слагал пословицы и поговорки:

Дети поочередно: Что посеешь, то и пожнёшь,

Что пожнёшь, то и смолотишь,

Что смолотишь, то и смелешь,

Что смелешь, то и съешь!

Игра «Мельница»(муз. Е. Алексеевой)

Дети встают в круг: каждый участник, не сходя с места, кружится вокруг себя. При этом все поют:

Мели, мели, мельница!

Жерновочки вертятся!

Мели, мели, засыпай

И в мешочки набивай.

На последнем слове необходимо остановиться и стоять не шевелясь. Тот, кто не сумеет остановиться вовремя, выбывает из игры. Игра повторяется.

Ведущая: А сейчас, милые детушки, не зевайте, русские пословицы рассказать помогайте.

Я начинаю, вы продолжайте, громко, хором отвечайте:

  1. Какие труды… (такие и плоды) ;
  2. Семь раз отмерь… (один отрежь) ;
  3. Землю красит солнце… (а человека труд) ;
  4. Красна птица перьем… (а человек уменьем) ;
  5. Под лежачий камень… (вода не потечёт) ;
  6. На печи заседать… (хлеба не видать) ;
  7. Труд человека кормит… (а лень портит) ;
  8. Скучен день до вечера… (коли делать не чего) .

Ведущая: А знаете ли вы какая работа начиналась у крестьян после того, как они собрали урожай с полей и

огородов?

Ответы детей : заготовка овощей.

Песня «Вот какие кочаны»

Ведущая: А вы знаете что такое кочаны?

Ответы детей : капуста.

Ведущая : Мы сейчас с вами поиграем в игру «Один – много»

(Ведущая на магнитную доску ставит картинки капусты, а дети отвечают.)

Одна капуста - много капусты

Один кочан – много кочанов.

Ведущая: Дети, а что останется от кочана, если его весь покрошить?

Ответы детей: кочерыжка.

Одна кочерыжка – много кочерыжек.

Ведущая: Одна из самых важных работ была – рубка капусты. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов. Рубили капусту в корытах. Отдельно – которая позеленей, отдельно белую, что послаще на вкус. Во время рубки капусты в избе стоял своеобразный звук.

Говорили: «Жвакает, будто по снегу рубят!»

А давайте в игру поиграем? Называется – «Мы капусту рубим, рубим».

Пальчиковая игра:

Что за скрип?

Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я – капуста!

Мы капусту рубим, рубим.

Мы морковку трем, трем.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмем, жмем.

Перемешиваем!

В бочку плотно набиваем

И в подвалы составляем.

Ведь капуста, как известно.

Во всех видах нам полезна.

Ведущая: Так всегда на Руси было. После трудового дня девушки собирались в самой большой горнице,

вышивали, пряли пряжу, вязали и обязательно пели, чтобы и работа спорилась, и веселее было. Есть песня об одной девушке-мастерице.

Русская народная песня «Дуня-тонкопряха» .

Ведущая: На Руси уж так идёт,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец,

И на ложках он игрец..

Исполнение песни с ложками «Ложки деревенские» муз. З. Роот.

Наши ложки знает целый мир

Наши ложки русский сувенир

Хохломские, псковские,

Тульские, загорские,

Вятские, смоленские.

Ложки деревенские!

Ведущая: ребятушки вставайте в круг, сейчас мы с вами поиграем в игру «Заинька серенький» У ведущей в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Ведущая обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел. Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук – тук - тук. Ребенок спрашивает: «кто там?»

Ведущая отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?»

Ребенок отвечает: «Вася…»

Ведущая продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!»

Ведущая играет ребенку на ложках любой ритм: / //; // /; // //; / // /.

Заключительная часть.

Ведущая: Вот и подошла наша встреча к концу.

Кузьминки были хороши.

Повеселились мы, ребята, от души!

Ведущая: Ребятушки скажите мне пожалуйста, что вы сегодня узнали нового, чему научились?

Ответы детей : о Кузьминках?

Ведущая : Какого числа отмечался этот праздник?

Ведущая: Как звали святых братьев, покровителей кузнецов и женщин рукодельниц?

Ответы детей : Кузьма и Демьян.

Ведущая : молодцы детушки, все запомнили.

Ведущая: Осень каждый год приходит не с пустыми руками, а с богатым урожаем: хлебами, овощами, да фруктами! Осень очень щедра и приготовила нам угощенье. А теперь давайте угостим наших гостей дарами осени и скажем им до свидание.