Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и занятия спортом. Какие спортивные секции подходят для гиперактивных детей

Нужны ли спорт и физические упражнения для гиперактивных детей ? И стоит ли гиперактивных детей заставлять заниматься спортом?

Сразу скажу, что заставлять ни в коем случае нельзя. Да Вам, скорее всего, это и не удастся! Пытаться принуждать гиперактивных детей к чему бы то ни было – дело бесперспективное. А, вот, помочь им найти занятие по душе – это, как раз, то, за что они Вам в будущем скажут «спасибо». К тому же, уважение, проявленное к Вашему гиперактивному ребенку, принесет добрые плоды. Вы со своим сыном или дочерью станете единомышленниками!

Что же касается занятий спортом, то все мы слышали об их пользе. Даже несколько простых упражнений в течение дня сделают ребенка более крепким, энергичным и собранным. Но, обратимся к фактам.

У гиперактивных детей неустойчивая, очень чувствительная нервная система. По сути, – это нарушение в работе нервной системы. Но, известно, что физические нагрузки нейтрализуют воздействие стресса на организм. Знаменитый физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности И. П. Павлов отмечал, что физические упражнения «величайшее средство в случае расстройства высшей нервной деятельности».

О пользе спорта и физических упражнений известно с древнейших времен. Древнеримский врач Гален (130–200 г. н.э.), занимавшийся, в числе прочих медицинских наук, неврологией, писал: “Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений”.

Великий древнегреческий медик Гиппократ (живший около 460–370 г. до н.э.), также, применял физические упражнения для лечения своих пациентов.

Сегодня, с развитием медицины, появилось и высокоточное медицинское оборудование. Оно подтверждает, что умеренные физические нагрузки улучшают обмен веществ и регенерацию тканей в организме, стимулируют нейрорегуляторную функцию.

Со спортом дело обстоит иначе. Усиленные тренировки воздействуют на организм более жестко, вызывая стресс. Речь, конечно, не идет о детских спортивных секциях. Занятия в них строятся на основе базовых педагогических и медицинских норм. Но, вступая в жестокий мир профессионального спорта, приходится забыть об этих нормах. Здесь главное – результат. И все средства хороши для достижения цели.

Однако, большинство родителей, а особенно, воспитывающие , выбирая секцию, имеют в виду его оздоровление и гармоничное физическое развитие. Из этих принципов будем исходить и мы.

Физические упражнения и виды нагрузок

Все физические упражнения можно разделить по виду нагрузок на:

  1. аэробные (выполняемые ритмично, равномерно, длительное время и тренирующие дыхательную и сердечно-сосудистую системы)
  2. силовые (упражнения на сопротивление, укрепляющие мышцы)
  3. растягивающие (различные растягивания и скручивания)

Для гармоничного физического развития ребенка желательно эти виды нагрузок сочетать.

В любом виде спорта опытные тренеры каждое занятие начинают с разминки и разогрева мышц. Разминка важна, т.к. она предотвращает травмы: разогретые мышцы более пластичны. Они легче справляются с нагрузками, лучше растягиваются. Учитывая повышенную склонность гиперактивных детей к травматизму, это особенно важно. Для разогрева используют легкие аэробные нагрузки, такие, как пробежка.

Вторым этапом большинства тренировок бывают силовые нагрузки. Для соблюдения оптимального баланса важно развивать все мышцы равномерно. Прорабатывая различные группы мышц, ребята становятся более сильными физически.

Известно, что резко обрывать тренировку крайне нежелательно. Поэтому заключительный этап любого занятия предусматривает упражнения на растягивание и гибкость. Кроме гибкости, такие упражнения стимулируют процессы регенерации, позволяют восстановиться после нагрузок. Они выравнивают дыхание, замедляют сердцебиение и пульс.

Какие виды спорта выбрать

При выборе вида спорта и секции нужно учитывать множество факторов: здоровье ребенка, уровень начальной физической подготовки, способности, характер и, конечно, личные предпочтения.

В каком возрасте начинать занятия спортом

Если ребенок не имеет ограничений, связанных со здоровьем, ему предоставляется огромный выбор. Есть лишь возрастные рамки для начала занятий. Рекомендован минимальный возраст, до достижения которого ребенка в секцию, скорее всего, не запишут. Однако, никаким видом спорта не поздно заняться и в более старшем возрасте.

6-7 лет: Плавание, аквааэробика, прыжки в воду, фигурное катание, теннис, хоккей, аэробика, гимнастика, акробатика, прыжки на батуте, танцы, айкидо, баскетбол, лыжный туризм, шахматы, американский пул

8-9 лет: Легкая атлетика, футбол, волейбол, гандбол, биатлон, вольная борьба, водное поло, фехтование, дзюдо, самбо, тхэквондо, русский бильярд

После 10-12 лет: Гребля, парусный спорт, стрельба, ушу, каратэ, альпинизм, скалолазание, бокс, кикбоксинг, тяжелая атлетика, конный спорт

Влияет ли темперамент на выбор спортивной секции

Еще как влияет! В этой таблице рассмотрены 4 основных типа темперамента . Определить свой темперамент можно с помощью теста. Хотя, психологи отмечают, что крайне редко у человека проявляется один определенный тип. Гораздо чаще можно заметить их сочетание. В таком случае, при выборе спортивной секции, ориентироваться стоит на тот, что проявлен ярче.

Темперамент Виды спорта
Холерический
Обидчивый, чувствительный, беспокойный, агрессивный, возбудимый, непостоянный, импульсивный, оптимистичный, активный, поддающийся настроениям
Бокс, различные виды единоборств, командные виды спорта
Сангвинический
Общительный, открытый (контактный), разговорчивый, доступный, отзывчивый, жизнерадостный, беззаботный, инициативный
Командные игры, бег с препятствиями, фехтование, каратэ, гребля на байдарках, альпинизм, дельтапланеризм
Флегматический
Пассивный, спокойный, надежный, ровный, управляемый, миролюбивый, рассудительный, осмотрительный, доброжелательный
Бег, лыжный спорт, велоспорт, тяжелая атлетика, бильярд, шахматы, йога, восточные единоборства
Меланхолический
Тихий, ригидный, тревожный, сдержанный, необщительный, пессимистичный, склонный к рассуждениям, легко расстраивающийся
Парусный спорт, танцы, йога, стрельба, конный спорт, метание копья, метание диска

Склонность к видам спорта зависит от типа телосложения

В таблице приведены средние статистические показатели. Но, нужно понимать, что, так же, как и темперамент, телосложение редко подходит на 100% к определенному типу. Несмотря на это, можно выделить основной, доминирующий тип.

Телосложение Виды спорта
Астеноидный
Высокие, часто сутулые, кость тонкая, грудная клетка плоская. Четко просматривается костный рельеф и суставы. Ноги часто О-образной формы. Вялая, плохо развитая мускулатура.
Для них представляют сложность виды спорта, требующие силы выносливости и большой скорости. Но они добиваются успеха там, где требуется кратковременное напряжение и ускорение.

Легкая атлетика, особенно, бег на короткие дистанции, танцы, художественная гимнастика.

Торакальный
Тонкая кость, спина и ноги чаще прямые, грудная клетка цилиндрической формы, с большим объемом легких. Высокий тонус мышц при небольшой мышечной массе.
При небольшой силе, средней выносливости и скорости, имеют хорошие результаты в видах спорта и упражнениях на равновесие.

Легкая атлетика, лыжи, спортивная гимнастика, акробатика, различные прыжки, плавание, биатлон, велогонки, гребля, футбол.

Мышечный
Массивный скелет, хорошо развитая грудная клетка, значительный объем мышечной массы.
Средние показатели силы и выносливости. Достигают успехов в спорте, требующем равновесия, скорости и гибкости.

Футбол, хоккей, теннис, прыжки в длину, метание ядра и копья, бег, спортивная гимнастика, тяжелая атлетика, единоборства, альпинизм.

Дигестивный
Массивный скелет, широкая кость, широкая грудная клетка, спина прямая. Значительный мышечный тонус и объем мышечной массы. Отличается преобладанием жировой ткани.
Небольшой объем легких. При значительной мышечной силе выносливость невысока.

Борьба, различные единоборства, хоккей, стрельба, тяжелая атлетика.

Спорт и упражнения при нарушениях здоровья

Грамотно применяя физические упражнения, можно добиться значительных улучшений в состоянии здоровья детей с различными заболеваниями. Но есть несколько правил.

  1. Заниматься можно лишь с разрешения лечащего врача
  2. Придется отказаться от интенсивных тренировок и амбиций, связанных со спортивными достижениями
  3. Тренер непременно должен быть проинформирован как о заболевании, так и о рекомендациях Вашего доктора

Гиперактивные дети

Спорт, как и любые упражнения, для гиперактивных детей может принести огромную пользу. Только, выбирая секцию для гиперактивного ребенка, следует принимать во внимание особенности его заболевания и рекомендации врача.

  1. Избегайте больших коллективов и командных видов спорта. Гиперактивные дети с трудом усваивают правила и не могут эффективно взаимодействовать в большой группе. Кроме насмешек сверстников и комплекса неполноценности, такие занятия могут еще и усилить гиперактивность
  2. Для гиперактивных детей категорически не рекомендуются спорт и упражнения с большими силовыми нагрузками. Исключите из своего списка различные виды борьбы и тяжелую атлетику
  3. Не стоит выбирать для гиперактивных детей высокотравматичные виды спорта и упражнений. Дети с СДВГ умудряются получать травмы и различные повреждения, как говорится, на ровном месте. А что уж говорить о боксе, баскетболе, футболе, хоккее, конном спорте, гольфе, гандболе, тяжелой атлетике, спортивной гимнастике, акробатике, фехтовании, стрельбе, альпинизме, скалолазании, прыжках в воду и, даже, теннисе!
  4. Агрессивные виды спорта, также, ни в коем случае не приемлемы для гиперактивных детей. Кик-боксинг, бокс, различные виды единоборств должны быть под запретом
  5. Гиперактивные дети быстро теряют интерес к монотонным однообразным действиям, поэтому им трудно заниматься таким спортом, как бег

Что же остается? Какой спорт подходит для гиперактивных?

Вот список безопасных и полезных видов спорта для гиперактивных детей .

  1. Плавание
  2. Аквааэробика
  3. Танцы
  4. Художественная гимнастика
  5. Легкая атлетика
  6. Лыжный спорт
  7. Аэробика
  8. Прыжки на батуте
  9. Айкикай – разновидность айкидо (только с разрешения врача)
  10. Бильярд
  11. Шахматы

Часто у гиперактивных детей наблюдаются и другие нарушения здоровья. Неустойчивая нервная система, к сожалению, провоцирует целый ряд психосоматических (и не только) расстройств. Все их нужно учитывать при выборе вида спорта и спортивной секции для гиперактивных детей.

Случается и так, что противопоказаний слишком много. И тогда врач, скорее всего, порекомендует заменить спорт упражнениями ЛФК для гиперактивных и детей с СДВГ. Прислушайтесь к советам врача.

Помимо гиперактивных детей в спорте или физических упражнениях нуждаются и другие ребята. Вот некоторые рекомендации для них:

Дети с аутизмом

От командных видов спорта стоит воздержаться. Но стоит попробовать силы в таких видах, как:

  1. Плавание
  2. Легкая атлетика
  3. Велоспорт
  4. Боулинг
  5. Пеший туризм

Дети с сердечно-сосудистыми заболеваниями

В зависимости от тяжести заболевания, лечащий врач определяет, можно ли детям заниматься какими-либо видами спорта. Однако, в первую очередь из списка разрешенных будут исключены все аэробные и силовые нагрузки. Возможно, доктор порекомендует курс ЛФК.

Дети с заболеваниями дыхательной системы

При нетяжелом течении заболевания, с разрешения врача, в период ремиссии детям можно заниматься приведенными ниже видами спорта. Однако, режим занятий должен быть щадящим. Кроме этих спортивных секций больным детям будут полезны упражнения ЛФК и дыхательной гимнастики.

  1. Плавание
  2. Танцы
  3. Легкая атлетика
  4. Баскетбол
  5. Волейбол
  6. Аэробика

Дети с нарушениями зрения

Важную роль играет степень нарушения. Если имеет место небольшое отклонение от нормы, то оно не препятствует занятиям, особенно, если дети носят очки или контактные линзы. Осложненное заболевание требует индивидуального подхода. Здесь последнее слово – за лечащим врачом.

  1. Плавание
  2. Танцы
  3. Парусный спорт
  4. Гребля
  5. Спортивная ходьба
  6. Биатлон
  7. Шахматы
  8. Шашки

Дети со сколиозом

Правильно подобранные физические упражнения способны улучшить состояние здоровья детей со сколиозом. Главное – посоветоваться с доктором, выполнять все его предписания и, ни в коем случае, не нарушать его запретов и ограничений. Кроме специально разработанных для этого заболевания упражнений ЛФК, пользу принесут такие виды спорта, как:

  1. Плавание
  2. Спортивная ходьба
  3. Ходьба со скандинавскими палками

Дети с плоскостопием

Свод стопы у детей формируется примерно к 10 годам. Однако, нарушения в ее развитии врач может заметить и в более раннем возрасте. Плоскостопие бывает разным. Только врач-ортопед может подобрать адекватное лечение и физические нагрузки для детей с плоскостопием. В любом случае, нужно знать, что рекомендованные детям занятия должны проходить не как полноценные спортивные тренировки, а в виде щадящих лечебно-терапевтических упражнений. После консультации с врачом возможны:

  1. Плавание свободным стилем
  2. Конный спорт
  3. Восточные единоборства
  4. Ходьба на лыжах

Дети с гастритом и заболеваниями ЖКТ

Детям при заболеваниях желудка важно избегать нагрузок на пресс, силовых упражнений, различных единоборств, занятий тяжелой атлетикой и альпинизмом. Однако, имеет смысл присмотреться к таким видам спорта, как:

  1. Плавание
  2. Спортивная ходьба
  3. Легкий бег
  4. Теннис

Всех заболеваний, конечно, перечислить невозможно. В каждом конкретном случае важны рекомендации специалиста, наблюдающего и лечащего ребенка. Одно можно сказать: позитивный настрой, умеренность, настойчивость в борьбе с недугом и дисциплина способны творить чудеса.

—————————————————

с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

ъ

1. В своих отношениях с ребенком поддерживайте по-зитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это помогает ук-репить уверенность ребенка в собственных силах.

2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».

3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко. (Окрики воз-буждают ребенка)

4. Давайте ребенку только одно задание на определен-ный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требу-ющие концентрации внимания (например, работа с кубика-ми, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).

7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежед-невно должно соответствовать этому распорядку.

8. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребы-вание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.

9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперак-тивности.

11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточ-ную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе — прогулки, бег, спортивные занятия (гимнастика, плавание, теннис, но не борьба или бокс, т.к. эти виды спорта травматичны).

12. Помните о том, что присущая детям с синдромом де-фицита внимания гиперактивность хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

—————————————————

Советы для родителей гиперактивных детей при поступлении

в секции и кружки:

    Не стоит отдавать ребёнка до 4,5-5 лет в группу, где обучение строится по «школьному» типу, то есть дети во время занятия должны сидеть за партами или столами, поднимать руки, отвечать по очереди, писать в тетрадях, выполнять задания, требующие большой усидчивости и концентрации внимания.

    Найдите группу, где обучение проходит в игровой форме,где во время занятий дети могут свободно перемещаться по комнате, стоять, сидеть, прыгать, отвечать по желанию и т. д.

    Если проявления гипердинамического синдрома очень сильна (ребёнок-«катастрофа»), до 5-6 лет можно обойтись без дополнительных обучающих занятий, ограничиваясь тем, что делают в садике.

    Если вы видите, что в группе детей ребёнку некомфортно, тяжело, не надейтесь, что он со временем привыкнет. Вернитесь к занятиям на следующий год, когда ребёнок подрастёт.

    Если ребёнку задают домашнее задания, а малыш решительно отказывается их делать, не заставляйте его! Пусть ребёнок пойдёт на занятия с невыполненным заданием. Если его там укорят за невыполненное задание, это пойдёт ему только на пользу.

    Лучше всего для гиперактивных детей подойдут кружки и секции, где ребёнок будет иметь возможность побольше бегать и прыгать, в структуру занятий которых входит движение в большей степени. Проверено: отлично подходят детям кружок народного танца, театральная студия, занятия гимнастикой, бегом или плаванием.

В садике, школе или секции педагоги делают много замечаний именно вашему ребенку. Они жалуются на его неуправляемость и невоспитанность. Все это может свидетельствовать о том, что у вашего ребенка имеется «синдром гиперактивности, или дефицита внимания». Таким детям, больше чем другим остальным, грозит непонимание со стороны взрослых. Их стыдят, укоряют, наказывают, и одергивают. Но все это не помогает, а только усиливает эффект «синдрома гиперактивности».

В последние годы «синдром дефицита внимания» появляется у большего количества детей. Этому способствуют увеличивающиеся с каждым годом обучающие нагрузки и как следствие нарушение психоэмоционального состояния детей. У взрослых людей в современном обществе так же возросли психологические нагрузки. Жизнь стала ускоряться, решение разных задач требует все большего внимания и ответственности. Это увеличивает нервозность взрослых, которую они переносят в семейную жизнь, и тем самым влияют на психологические реакции и поведенческие отклонения своих детей.

Мальчики наиболее подвержены «синдрому дефицита внимания». Как правило, синдром начинает проявляться в период посещения детского сада, все более нарастает к моменту подготовки к школе, и достигает своего пика в первые годы обучения. В период полового созревания внешние симптомы эмоциональной импульсивности наименее заметны, они маскируются под другими чертами. Но это не означает, что проблема решена. Она может проявить себя неблаговидным образом во взрослой жизни и выразится совсем другими внешними формами. Поэтому, чем раньше вы обратите внимание на эту проблему, и займетесь ее решением, тем легче будет адоптироваться вашему ребенку во внешнем мире.

Наиболее плодотворным может стать комплексный подход. Когда в коррекции поведения принимают участие родители, педагоги, психолог и педиатр. В возрасте 5-8 лет мозг ребенка наиболее восприимчив, негативные привычки еще не приобрели хронический характер. Поэтому, именно в этом возрасте, лучше всего начинать помогать ребенку, преодолевать «синдром дефицита внимания».

Помощь родителей

В первую очередь научитесь управлять своими эмоциями. Спокойное поведение эта основа, которая позволит вам продвинуться в устранении нежелательно синдрома. Постарайтесь исключить из своего лексикона слова «Нельзя» и «Нет». Используйте другие позитивные формулировки «Лучше сделать так…», «Мне бы хотелось, чтобы ты…» и т.п. Доверие и взаимопонимание - это ваши лучшие союзники. Чаще старайтесь обращаться к ребенку, как к взрослому сознательному человеку.

Проанализируйте психологический микроклимат в вашей семье. Возможно, вам потребуется изначально подкорректировать ваши отношения со второй половинкой. Частые ссоры родителей провоцируют негативные реакции детей. Спланируйте организацию семейного досуга таким образом, чтобы как можно больше времени вы могли посвящать занятиям, в которых будут принимать участие все члены семьи. Найдите время и для индивидуального общения с ребенком. Погружение в мир интересов малыша позволит вам укрепить взаимопонимание и доверие друг к другу.
Соблюдайте режим дня и определите постоянное место для занятий ребенка.

Гиперактивному ребенку, больше чем другим нужен внешний порядок

Стимулируйте ребенка на достижение конкретных целей. Определите цель, обозначьте ее важность и при достижении результата обязательно поощрите. Форма поощрения может быть разной от похвалы, до небольшого приза. Такие упражнения лучше проводить ежедневно, а в конце недели вместе с ребенком проанализируйте вместе с ним ваши победы и организуйте дополнительное вознаграждение. Таким призом может стать совместный поход в кино или зоопарк.

Помните самый важный момент - нервная система гиперактивного ребенка устроена таким образом, что восприятие к отрицательным стимулам практически отсутствует. Поэтому вы можете бесконечно часто наказывать своего малыша и так и не добиться нужного результата. А вот на похвалу и поощрения он среагирует гораздо быстрее.

Задумайтесь над этим! Ведь вам как любящим родителям приятней хвалить, чем ругать, хотя пользоваться этими психологическими приемами гораздо сложнее. Начинать нужно с себя - контроль и самообладание - вот, что вам поможет!

Помощь педагогов

К сожалению, мы не всегда можем найти общий язык с педагогами. Ведь у них порой нет времени или желания вникать в проблемы каждого отдельного ребенка. Основная доля ответственности лежит на родителях. С гиперактивным ребенком общаться очень сложно, и вы должны отдавать себе отчет, что педагогу придётся не просто, и он не обязан, решать те проблемы, которые были спровоцированы в кругу вашей семьи. Поэтому ваша задача найти подход и к взрослому человеку, объяснить педагогу, что вы активно занимаетесь решением проблемы гиперактивности ребенка и просите у педагога помощи, а не требуете. Если взаимопонимание с педагогами достигнуто, то они тоже смогут внести свой вклад в устранение «симптома недостатка внимания» вашего чада. Что потребуется от них:

  • Показывать путь достижения конкретного результата и мотивировать ребенка к его достижению.
  • Провоцировать положительные реакции со стороны сверстников в адрес ребенка, в момент его успеха.
  • Стараться вовлекать ребенка в игры, где требуется коллективное участие.

Спорт и гиперактивный ребенок

Некоторые виды спорта гиперактивным детям крайне нежелательны - такие, в которых присутствует дух соревнования , или показательных выступлений. Чтобы снизить симптом подойдут монотонные, равномерные тренировки - такие как плавание, беговые лыжи, прогулки, бег трусцой, езда на велосипеде и т.п.
Перед выбором вида спорта пройдите медицинский осмотр, чтобы исключить заболевания сердечно-сосудистой системы.
Упражнения для расслабления мышц тела.
У гиперактивных детей мышцы тела находятся в постоянном напряжении, поэтому крайне важно научить ребенка расслабляться.

Вот несколько упражнений, которые вы можете делать вместе с ребенком:

  1. Сделайте три-четыре глубоких вдоха и выдоха.
  2. Плавно повращайте глазами в одном и другом направлении.
  3. Сконцентрируйте свой взгляд на одном предмете, через некоторое время медленно переведите его на близлежащий предмет.
  4. Нахмурьте мышцы около глаз, а затем расслабьте.
  5. Широко позевайте.
  6. Расслабьте мышцы шеи - медленно покачивая головой, а затем совершите несколько плавных круговых движений.
  7. Поднимите и опустите плечи несколько раз.
  8. Сожмите, а затем разожмите кулаки.
  9. Покрутите запястьями рук.
  10. Покрутите ступнями и расслабьте лодыжки.

Все движения нужно совершать неторопливо в монотонном ритме. Включите медленную музыку. Расслабиться может помочь и пение. Выберите любимые песни и пойте их вместе с ребенком.

Экстренные реакции

Пока ваши усилия не принесли нужных результатов, у ребенка могут возникать частые эмоциональные взрывы. Как стоит на них реагировать?

  • Если ребенок капризничает, задайте вопрос, который он не ожидал услышать в данный момент, отвлеките его внимание от каприза.
  • Если он не слушается ваших указаний, повторите их несколько раз спокойным монотонным голосом.
  • Если он активно привлекает внимание какой-нибудь назойливой просьбой, дайте ему высказаться, и только потом приводите свои доводы. В противном случае, ребенок вас может не услышать.
  • Если ситуация совсем критическая и у ребенка истерика - отведите его в отдельную комнату и оставьте не надолго одного. Делаете это спокойно без надрыва. Дайте ему время успокоиться и осознать произошедшее.
  • В случаях, когда ребенок ведет себя не надлежащим образом, попробуйте зафиксировать этот момент (сфотографируете его). Когда ребенок успокоится, покажите ему фото и обсудите эту ситуацию - как он выглядит со стороны.

Семейный психолог - Наталья Теплова

На природу происхождения, способы диагностики и методы лечения СДВГ сегодня существует масса полярных точек зрения. Однако большинство специалистов соглашается друг с другом в том, что один из важнейших способов помощи гиперактивным детям — психолого-педагогическая коррекция. Именно поэтому мы попросили специалистов-психологов, работающих с такими детьми и их семьями, ответить на основные вопросы родителей.

На вопросы отвечают:

Ирина БАРАНОВА | детский патопсихолог-диагност
Оксана АЛИСОВА | специалист по работе с гиперактивными детьми, педагог-психолог высшей квалификационной категории, руководитель психологического центра «Свет маяка»

Что такое СДВГ?
Ирина Баранова:
С точки зрения патопсихологии, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — это особое неоптимальное состояние ЦНС (центральной нервной системы. — Прим. ред.), при котором корковая часть головного мозга не вполне справляется со своей задачей: оказывать корректирующее влияние на подкорковую часть. В норме кора тормозит» подкорку, которая, образно выражаясь, побуждает человека «хотеть всего и сразу», добиваться своего силой, не дожидаясь подходящих условий. У детей с СДВГ процесс этой регуляции нарушается.

Чем отличается активный здоровый малыш от ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью?
И.Б.:
Отличить обычную детскую активность от гиперактивности не всегда бывает легко. Иногда может помочь следующий эксперимент: если поместить ребенка в ограниченное пространство с определенным набором игрушек и предметов, обычный малыш через какое-то время найдет себе занятие и сосредоточится на нем. Гиперактивный, скорее всего, этого не сможет — его внимание постоянно будет ускользать, ему трудно будет сконцентрироваться на определенном виде деятельности.
Основной метод диагностики СДВГ — наблюдение, и приведенный выше пример это подтверждает. Если вы замечаете, что малыш быстро устает и отвлекается, часто конфликтует, легко впадает в истерику, покажите ребенка специалисту. Возможно, это проявления СДВГ.

Можно ли заподозрить СДВГ в раннем возрасте? На что стоит обратить внимание родителям младенца и ребенка младшего возраста?
И.Б.:
Я считаю, что более-менее уверенно говорить о наличии у ребенка СДВГ можно только к семи годам. Ранее поведение ребенка и особенности его развития могут обуславливаться конституцией и индивидуальными темпами созревания — говоря простым языком, у ребенка еще просто незрелая психика. Применение серьезного медикаментозного лечения в этом случае может принести больше вреда, чем пользы. К тому же стоит помнить о том, что большинство детей дошкольного возраста активны и невнимательны — само по себе это не является патологией.
Однако вышесказанное совсем не значит, что расторможенного ребенка дошкольного возраста не надо показывать специалистам! Расторможенность (особенно в сочетании с другими нарушениями — моторными, речевыми) часто бывает следствием неврологической патологии, требующей коррекции, и совсем не обязательно это будет СДВГ. Поэтому задача специалиста — квалифицировать тип дефицита ЦНС дошкольника и найти способ помочь ребенку. Однако такой диагноз, как СДВГ, может появиться в карте не ранее, чем пациент достигнет семилетнего возраста. Это мое мнение как патопсихолога.

Каковы особенности развития эмоционально-волевой сферы при СДВГ?
И.Б.:
Эмоционально-волевая сфера этих деток характеризуется неустойчивостью эмоциональных состояний, эмоциональной лабильностью (быстрой сменой одних эмоций другими), высокой готовностью к любым вариантам вспышек, импульсивностью. При этом нередко можно наблюдать и высокую истощаемость аффекта, что уже близко к неврастении.

Каковы критерии диагностики СДВГ в России? Известно, что за рубежом этот диагноз ставит консилиум специалистов, а как дело обстоит в нашей стране? Требуется ли для подтверждения СДВГ проходить функциональную диагностику?
И.Б
.: В нашей стране официально опираются на критерии, описанные в рубрике F9* МКБ-10. Консилиум нужен и в России, как и при постановке любого другого спорного диагноза. Часто специалисты рекомендуют включать в комплекс обследования функциональные пробы (ЭЭГ, РЭГ, допплерометрию сосудов головного мозга, иногда МРТ в сосудистом режиме) и обследование глазного дна у окулиста.

Как дифференцировать СДВГ и другие состояния с похожими симптомами (ОВР, биполярное расстройство, тревожное расстройство и т.п.)?
И.Б.:
В двух словах не опишешь. Именно это и требуется от специалиста, и уровень его квалификации определяется в том числе и умением дифференцировать различные состояния со схожими симптомами.

Требуется ли при СДВГ медикаментозное лечение?
И.Б
.: Точнее будет говорить не о лечении, а о поддерживающей терапии. И только последствия этого синдрома или его осложнения требуют определенной медикаментозной коррекции — например, сосудистой или дегидратационной терапии. Как клинический психолог могу сказать, что при СДВГ, как правило, нужен комплексный подход — совокупность медикаментозного лечения и психологической коррекции.

Может ли диагноз СДВГ быть поставлен ребенку с умственностью отсталостью или ЗПР? Или этот диагноз предполагает сохранность интеллекта?
И.Б.:
Обычно этот диагноз ставят при сохранном интеллекте. В некоторых случаях у ребенка с СДВГ может наблюдаться задержка психического или психоречевого развития (ЗПР или ЗПРР), но не умственная отсталость.
Конечно, ребенок с умственной отсталостью может быть расторможен и невнимателен, также склонен к аффектам — подобные проявления нередки при различных нарушениях и отклонениях. Однако наличие отдельных симптомов не дает права говорить о СДВГ.

Есть точка зрения, что СДВГ-дети — это очередная ступень развития человечества (индиго-дети). Так все же чем считать СДВГ — заболеванием или индивидуальной особенностью личности?
И.Б.:
В этой ≪идеологии≫ я не сильна. Теоретически можно предположить, что СДВГ — это вариант мутации, формирующей ≪новый тип человека≫ с особым типом функционирования психики. Ведь таких детей немало — они, безусловно, влияют на общество и сами находятся в постоянном интенсивном развитии ≪в среде≫. Однако я информацией об особых достижениях таких людей не располагаю.

Какой режим дня рекомендуется для ребенка с СДВГ?
Оксана Алисова
: Родителям детей с СДВГ рекомендуют дома соблюдать четкий режим дня. Время приема пищи, выполнение домашних заданий, дневной и ночной сон — желательно зафиксировать в расписании основные, повторяющиеся изо дня в день события. Для дошкольников можно составить режим дня с помощью красочных привлекательных картинок и стараться ему следовать. Однако помните, что распорядок дня — это последовательное чередование различных видов деятельности, а не шантаж (≪если пообедаешь, будешь играть в компьютер≫). Если вы планируете куда-то выйти с ребенком, сообщайте ему заранее маршрут, а также заблаговременно обговаривайте все детали и правила поведения.

Если у ребенка с СДВГ есть способности в той или иной сфере (языки, математика и т.п.), каким образом их развивать? Ведь зачастую с нагрузками и требованиями спецшкол такой ребенок не справляется.
О.А.:
Если у малыша с СДВГ есть способности, их, конечно, стоит развивать так же, как и у любого другого ребенка. Важно помнить, что для гиперактивных ребят важна правильная организация занятий — то есть вредна не большая учебная нагрузка сама по себе, а некоторые способы обучения.
Ребенку с СДВГ сложно неподвижно сидеть целых 45 минут — соблюдение дисциплины для него является трудной задачей. Однако если не заострять внимание на ≪проблеме дисциплины≫, ребенок обычно работает довольно продуктивно и более спокойно себя ведет. Поэтому рекомендуется не обращать внимания на мелкие дисциплинарные нарушения — например, можно сидеть, поджав ноги, ≪мотать≫ ими под столом, вставать рядом с партой и т.п.

Полезны ли для ребенка с СДВГ занятия спортом? Если да, то какой вид спорта предпочесть? И что делать, если ребенок не способен соблюдать дисциплину во время тренировок?
О.А.:
Для ребенка с СДВГ занятия спортом, безусловно, полезны, однако не все виды спорта ему подойдут. Предпочтение стоит отдать плаванию, легкой атлетике, велоспорту, восточным единоборствам. Регулярные занятия спортом помогут ребенку в формировании навыков самодисциплины. Это является важнейшей задачей для детей с СДВГ, и речь здесь не столько о соблюдении ≪внешней дисциплины≫ на тренировках, сколько о развитии навыков самоконтроля (конечно, в данном случае многое зависит от тренера).
Что касается требований жесткой дисциплины на тренировках, то обычно они выдвигаются, когда ребенок профессионально занимается спортом и основной целью тренера становится достижение высоких результатов. У родителей детей с СДВГ должна быть другая задача — направить активность ребенка в управляемое конструктивное русло, поэтому небольшие отступления от дисциплинарных требований допустимы. Если у конкретного ребенка с СДВГ имеются серьезные проблемы с дисциплиной, тренер может воспользоваться системой правил и санкций, которая поможет регулировать отношения внутри группы.

Что должна включать в себя реабилитация при СДВГ? Какие мероприятия обязательны, а какие желательны? Перечислите, пожалуйста, комплекс мер, мероприятий и общие рекомендации для родителей ребенка с СДВГ.
О.А
.: Сопровождение семьи, в которой растет гиперактивный ребенок, включает два основных направления — воздействие на самого ребенка и работа с его окружением (родителями, воспитателями, учителями). Я попробую кратко охарактеризовать эти направления.
Психологическая работа с ребенком с СДВГ включает несколько направлений: терапия аффективно-личностной сферы (игровая терапия, арт-терапия и т.д.); поведенческая терапия, основными методами которой являются оперантные, когнитивно-бихевиоральные, а также формирование социальных навыков.
Оперантные методы — это подкрепление желаемых способов поведения с помощью материальных стимулов (фишек, жетонов) или отношения других лиц (внимание, похвала, подбадривание или совместная деятельность), т.е. социальное подкрепление. В качестве штрафных санкций используется ≪тайм-аут≫, отнятие фишек (жетонов).
Поведенческая терапия с использованием оперантных методов предполагает следующие правила последовательного подхода к детям с гиперкинетическим расстройством поведения:
1) Инструкции и указания для гиперактивных детей должны быть сформулированы ясно и кратко, а также по возможности наглядно продемонстрированы.
2) Последствия поступка ребенка должны наступать быстро — как можно ближе во времени к целевому поведению.
3) Штрафные санкции должны сочетаться с системой позитивных последствий.
4) Необходимо время от времени менять систему поощрительных стимулов и вознаграждений, т.к. у детей быстро наступает эффект привыкания.
5) Рекомендуется планирование и структурирование времени гиперактивного ребенка.

Оперантные принципы можно изложить в письменном виде, зафиксировав систему вознаграждений и штрафные санкции. Подобный подход может быть использован не только родителями, но и школьными учителями — как инструкция по реагированию на определенные способы поведения.
Когнитивно-бихевиоральные методы, в отличие от оперантных, базирующихся на внешнем контроле, направлены на развитие у гиперактивного ребенка навыков самоконтроля. Цель — научить ребенка регулировать собственное поведение, увидеть себя со стороны, стать менее зависимым от ситуации. Основной метод — самонаблюдение, самоинструктаж. Задача — изменить восприятие собственного поведения.
В пример можно привести тренинг самоинструктажа для импульсивных детей по Мейхенбауму. Основа этого метода — самовербализация (проговаривание) и самоинструктаж. ≪То, что люди себе говорят, определяет все, что они делают≫, — считал Мейхенбаум.
Терапия с помощью этого метода имеет определенную последовательность:
1) Определение проблемы (≪стоп, сначала подумаем, о чем вообще идет речь).
2) Управление вниманием и планирование (≪что я могу сделать? как я должен поступить?≫).
3) Управление реакциями — формулируются самоинструкции, которые, по сути, являются руководством к действию (≪я сделаю сначала так, а потом вот так).
4) Исправление ошибок (≪я ошибся, но можно попробовать сделать это по- другому≫).
5) Положительная самооценка (≪мне удалось сделать это хорошо≫).
Другим важным аспектом психокоррекционной работы с гиперактивным ребенком является формирование социальных навыков в группе. Необходимой и обязательной является работа с аффективно-личностной сферой (тревога, страхи, заниженная самооценка, агрессивность и др.). Данные проблемы можно решить с помощью игровой терапии, арттерапии, песочной терапии. В процессе терапии становится возможным научить ребенка дифференцировать свои чувства и находить социально приемлемый способ их выражения, способствовать формированию (развитию) новых личностных качеств (например, эмпатии).
Другие методы психолого-педагогической коррекции направлены на развитие дефицитарных функций гиперактивного ребенка. Психолог может помочь малышу преодолеть нарушения внимания и памяти, способствовать развитию наглядно-образного мышления и пространственного восприятия, улучшить зрительно-моторную координацию и тонкую моторику, помочь в формировании школьных навыков.
Важная составляющая сопровождения семьи с гиперактивным ребенком — это работа с его окружением. Сюда входит:
— работа с родителями гиперактивного ребенка, направленная на коррекцию отношений в семье и формирование адекватной системы воспитания;
— информирование учителей и воспитателей гиперактивного ребенка о сути СДВГ;
— обучение родителей и учителей эффективным способам общения с ребенком; помощь в выработке правил и санкций за их нарушение, определение обязанностей и запретов; налаживание обратной связи между психологом и участниками педагогического процесса.
Важно, чтобы родители допускали как можно меньше ошибок, воспитывая детей с СДВГ (подмена эмоционального внимания медицинским уходом, ≪крайности воспитания≫ — тотальный контроль или попустительство), обучили ребенка навыкам управления гневом. Поэтому помощь психолога важна и нужна семьям гиперактивных детей.
Формы работы могут быть разными в каждом конкретном случае: групповая или индивидуальная терапия, а также совместные занятия с ребенком. Наиболее эффективна семейная психотерапия, которая и должна быть основой психокоррекционной работы. И не только в случае СДВГ.

Как объяснить педагогам (воспитателям детского сада, школьным учителям, спортивным тренерам), что ребенок не избалован и невоспитан, а имеет объективные проблемы в эмоционально-волевой сфере?
О.А.
: С воспитателями, учителями, тренерами проводится психологическое просвещение о природе и симптомах синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Разъясняя особенности проявления синдрома во время пребывания ребенка в образовательном учреждении, одновременно проводят психологическую работу по изменению предвзятой позиции взрослого, считающего, что поведение ребенка носит осознанный характер, что он ≪делает все на зло≫. Педагогам стоит помнить, что те трудности, которые возникают при общении с гиперактивными детьми и их обучении, — проблемы не ребенка, а взрослого. И именно взрослые должны организовать среду так, чтобы ребенок мог благополучно адаптироваться и социализироваться.
И.Б .: В свою очередь могу сказать, что профессиональные психологи, которые сопровождают семью с таким ребенком, по личной инициативе встречаются с педагогами и объясняют им суть проблемы. Родители далеко не всегда могут это сделать уверенно и лаконично.

Какие проблемы возможны в младшем школьном и подростковом возрасте?
О.А.
: Что касается возможных проблем, то в младшем школьном возрасте основные трудности связаны с повышенной двигательной активностью — родителям и учителям бывает непросто ≪угомонить≫ таких деток. У гиперактивного ребенка нередко страдает успеваемость — проблема не в интеллекте, а в нарушении произвольного внимания. Маленькому школьнику бывает трудно сосредоточиться на определенном виде деятельности.
В подростковом возрасте на первый план выступают трудности в отношениях со сверстниками и взрослыми — у таких ребят высок риск формирования асоциального и антисоциального поведения.

Возможно ли компенсировать, преодолеть СДВГ? Какой прогноз будущего для таких детей?
О.А
.: Компенсация вполне возможна при правильно организованной окружающей среде и своевременной коррекции. Прогноз будущего вполне благоприятный.

Родители детей с СДВГ часто ощущают беспомощность, чувство вины и стыд, безысходность. Какой совет можно им дать?
И.Б
.: Будучи молодой матерью, я тоже испытывала все эти чувства. Однажды мне попалась книга Эды ле Шан ≪Когда ваш ребенок сводит вас с ума≫, которая очень помогла мне в тот момент. Главы из этой книги были перепечатаны в газетной статье под говорящим названием ≪Родительство не для трусливых≫. Мой совет —мужайтесь))))). И… просто любите своих детей несмотря ни на что. Наверное, иногда это самое сложное для большинства из нас.

* F9 — поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте:
F90
Гиперкинетические расстройства
F90.0
Нарушение активности внимания
F90.1
Гиперкинетическое расстройство поведения
F90.8 Другие гиперкинетические расстройства
F90.9 Гиперкинетическое расстройство, неуточненное

Что важно знать о воспитании гиперактивного ребенка
1. Общайтесь с ребенком мягко и спокойно.
2. Постоянно соблюдайте режим дня. Установите четкие границы дозволенного.
3. По возможности оградите ребенка от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач.
4. Устанавливая запреты, заранее оговаривайте их с ребенком. Помните, что запреты нужно вводить постепенно и формулировать в очень четкой и непреклонной форме.
5. Доведите до сведения ребенка, какие штрафные санкции последуют за нарушение того или иного запрета. В свою очередь, будьте последовательны при исполнении этих санкций.
6. Избегайте, запрещая что-либо ребенку, употреблять слова «нет» и «нельзя». Ребенок с СДВГ, будучи очень импульсивным, скорее всего, тут же отреагирует на такой запрет непослушанием или вербальной агрессией. Лучше дайте ребенку возможность выбора. Запрещая что-либо, говорите спокойно и сдержанно.
7. Хвалите ребенка за его успехи и достижения: удачное выполнение задания, проявленную усидчивость или аккуратность. Однако лучше это делать не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить его.
8. Используйте систему поощрений за хорошее поведение. Поощрения могут быть одномоментными и накопительными (например, жетоны).
9. Правильно давайте ребенку инструкции: помните, что они должны быть немногословны (не более 10 слов). За один раз дается только одно задание. Нельзя сказать ребенку: ≪Иди в детскую, убери игрушки, потом почисти зубы и ложись спать≫. Помните, что каждое последующее задание дается только после того, как выполнено предыдущее. Таким образом, сначала попросите ребенка убрать игрушки и только после того, как он это сделает, скажите, что пора отправляться чистить зубы. Выполнение каждой просьбы необходимо контролировать — однако следите за тем, чтобы ваши указания были выполнимы для ребенка.
10. В силу своей импульсивности таким детям трудно по первому требованию взрослого переключиться с одного вида деятельности на другой. Поэтому, если вы хотите дать какое-то задание гиперактивному ребенку, сообщите о своих намерениях за несколько минут до начала новой деятельности.
11. Постарайтесь вместе с ребенком выявить, в какой области он наиболее успешен, и помогите ему наиболее полно реализовать себя в этой сфере. Это научит его самоуважению, а когда оно появится, то и сверстники не будут к нему негативно относиться. Попросите учителя (воспитателя), чтобы он хотябы иногда обращал внимание группы или класса на достижения вашего ребенка, пусть даже совсем небольшие.
12. Если ребенок суетится, ≪разбрасывается≫, перескакивает с одного на другое, помогите ему сконцентрировать внимание на том, что он делает, осознать это. Например, можно задавать ребенку простые вопросы: что это? какого это цвета (формы, размера)? что ты сейчас чувствуешь?