Формирование условных рефлексов. Что нужно сделать, чтобы сформировался рефлекс

Вам понадобится

  • -животное:
  • -безусловный раздражитель (например, пища);
  • -условный раздражитель (звуковое устройство, лампочка и т.д).

Инструкция

Выберите , у которого вы будете вырабатывать условный рефлекс . Это может быть , хомячки, морские свинки и т. д. Проверьте состояние здоровья ваших питомцев. У больного животного рефлекс может не выработаться вообще, поскольку оно не всегда реагирует даже на очень сильные раздражители.

Решите, будете ли вы вырабатывать натуральный или условный рефлекс . Натуральный - тот, который вырабатывается при помощи агентов, сопровождающих безусловный рефлекс в естественных условиях. Это может быть, например, запах пищи. При появлении такого запаха у животного начинается повышенное слюноотделение. Искусственный условный рефлекс вырабатывается под действием агентов другого типа. Но в любом случае раздражитель должен быть достаточно сильным.

Любой постоянно реагирует на различные раздражители. Многие реакции свойственны животным от природы. Например, если бы каждый представитель того или иного вида не реагировал на пищу, сам вид бы довольно быстро. Пища вызывает безусловную рефлекторную реакцию. Подумайте, какой безусловный рефлекс вы будете использовать для выработки условного.

Выберите условный раздражитель. Он должен быть сильнее безусловного и способен привлечь внимание животного. Пример такого условного раздражителя - электронный ошейник для собаки. Когда собака делает что-то нежелательное, хозяин нажимает кнопочку, получает легкий удар током. При обычной дрессировке таким образом вырабатывается скорее не условный рефлекс , а торможение безусловного, то есть животное приучается не реагировать на какие-то раздражители. Для выработки рефлекс а лучше использовать лампочку или звуковой сигнал.

Устраните посторонние раздражители. Они могут отвлечь внимание вашего питомца. Например, если вы решили использовать звуковой сигнал, в вашей « » в остальное время должна быть тишина. Иначе животное просто не обратит на новый звук. Если перед подачей пищи вы будете использовать сигнал лампочки, все остальное время комната должна быть ровно освещена.

Подготовьте животное. Создайте у него мотивацию. Если вы в качестве безусловного раздражителя используете пищу, животное должно быть голодным, иначе оно не среагирует нужным образом. Мотивация должна сохраняться и в дальнейшем.

Проведите первый эксперимент. Включите лампочку или подайте звуковой сигнал, а затем дайте животному пищу. Одно из правил выработки условного рефлекс а заключается в том, что безусловный раздражитель всегда должен предшествовать условному. Известны случаи, когда условный рефлекс вырабатывается после первого же опыта. Обычно же для достижения подобной цели требуется некоторое время и многократное повторение.

Повторяйте эксперимент. Действие условного раздражителя всегда должно предшествовать появлению безусловного. То есть в любом случае вы сначала подаете сигнал, а потом кормите своего подопечного. При отсутствии условного раздражителя применять безусловный не следует. У животного постепенно образуются совокупность биохимических, нейрофизиологических и других связей центральной нервной системы. Условный раздражитель начнет вызывать не только поведенческие, но и биохимические реакции организма.

Подкрепление желательного действия лакомством, похвалой и сопровождение нежелательного строгим замечанием вырабатывает через 40-60 повторений у деток до 2 лет и через 20-30 у дошкольников условный рефлекс.

Казалось бы, чего уж проще? Сломал малыш папин смартфон – отругали. Посмотрел на него, но не взял – похвалили. Но в этом классическом методе таится много моментов, которые делают его неэффективным и даже вредным.

Если между поступком и наказанием или похвалой прошло более секунды или произошло какое-то событие, то закрепления поведения не происходит. Иными словами, если карапуз сломал смартфон и уселся играть в уголочке с солдатиками, а вы его отругали, то он и после 20 сеансов подобного «обучения» будет и впредь ломать ваши вещи, а вот с солдатиками играть перестанет.

Исключение – когда ребенок находится в сенсорно бедной обстановке: нет никаких звуков, новых предметов. Тогда рефлекс закрепляется, если даже порицание или поощрение отстоит от поступка на несколько минут.

При выработке условного рефлекса не должно быть конкурирующих со стимулом потребностей. Например, вы приучаете ребенка махать ручкой, когда папа выходит из дома. Вы машете его ладошкой, говорите за него «пока-пока» и при этом целуете или даете кусочек вкусного печенья. Малыш быстро все освоит, если ему нравится, что вы его целуете, или он любит печенье.

Но если он в это время сыт и очень хочет пить или слышит звук начинающегося любимого мультфильма, то ни поцелуй, ни печенье не подкрепят махания ручкой. Наоборот, они станут наказанием. Кроха будет капризничать всякий раз, когда его попросят попрощаться с папой.

Правильно было бы в этом случае дать малышу попить или позволить сразу после прощания с папой посмотреть мультфильм.

Какой порядочный!

Приучить ребенка соблюдать режим дня и обслуживать себя позволяет выработка комплекса условных рефлексов – динамический стереотип. Зачем он нужен?

Если вы готовы всякий раз, когда нужно застелить постель, помыть руки или положить вещи на место, читать сыну или дочери увлекательные лекции о пользе порядка и чистоты, придумывать сказки, викторины и конкурсы на эти темы, то динамические стереотипы вам не нужны. Но намного проще жить и родителям, и детям в тех семьях, где гигиенические процедуры и наведение порядка совершаются на автомате и не требуют ни эмоциональных, ни волевых усилий, когда руки сами делают то, что положено.

Как только ребенок вышел из туалета или вернулся с улицы, сразу же ведите его в ванную и мойте ему руки. Постепенно некоторые этапы (намочить, намылить, смыть, отряхнуть, вытереть) давайте делать самостоятельно. И так до тех пор, пока он не освоит весь набор действий под названием «мытье рук».

Малыш проснулся? Сразу нужно снять пижаму и надеть то, что приготовлено с вечера. Затем вместе отряхнуть простыню, разгладить одеяльце, накрыть все покрывалом и красиво разложить подушки.

Ребенок снял кофточку? Тут же отнесем ее вместе в шкаф. Наигрался с пазлами? Сложим в коробочку, поставим на полку. Съел конфетку? 
Куда нужно отнести фантик? Потратьте на это месяц. Зато потом будет легко и вам, и малышу!

Динамические стереотипы усваиваются быстрее, если подкреплять правильную цепочку действий похвалой, игрой, кружкой чая, напитка и осуждать неверные действия или их отсутствие.

Трудно, но можно

У крохи уже сформировался неверный динамический стереотип? Он привык, проснувшись, играть на компьютере в такие игры и ходить в пижаме до обеда? Переучить будет сложнее, чем учить правильному поведению с нуля. Но попробовать стоит.

Не ломайте сразу весь стереотип: сложно придется и воспитаннику, и воспитателю. Просто сократите до минимума нежелательные его этапы. Скажем, разрешите ребенку, когда он проснется, включать компьютер, но сразу после этого ему нужно снять пижаму, надеть домашнее и застелить постель.

Втискивайте постепенно между нежелательными действиями как можно больше желательных!

Нежелательное никуда не денется, но оно сократится по времени и принесет пользу – послужит подкреплением для обучения правильному стереотипу. А может со временем и вовсе исчезнуть само собой.

Приучение к горшку по… рефлексу

Практикуете раннее высаживание? Если хотите, чтобы ребенок при этом с младенчества еще и усвоил, что справлять нужду следует именно в горшок, то не держите его над ванной или тазиком. Вернее, держите, но внутрь ставьте горшок и держите маленького так, чтобы бортики горшка касались попы. Тогда образуется двойной рефлекс: хочется в туалет, нужно поместить попу на горшок и после справить свои дела. Когда научится ходить и садиться, так и будет делать.

Малыш уже все это умеет, вот только горшок игнорирует? С утра дайте ему попить водички, чая. Засеките, сколько времени прошло до того времени, как он намочил штаны. Дайте покушать салат из свеклы и чернослива, заправленный растительным маслом. Сколько времени прошло до того, как он испачкал штанишки?..

На следующий день снова дайте напитка или свекольного салата. Примерно через то время, как он начал справлять свои дела вчера, высадите его на горшок. Только на 15 минут раньше на всякий случай. Пусть посидит. Вы будьте рядом, разговаривайте, можете почитать книжку (детскую, вслух). Когда ваш умничка сделает свои дела в горшок, похвалите, дайте что-то вкусненькое. Тренировка продлится 1-3 недели. Ребенок уверенно ходит на горшок? Подкрепляйте похвалой и вкуснятиной только каждый второй-третий удачный заход. Через неделю прекратите поощрение.

Но помните, что в незнакомой обстановке навыки, усвоенные путем условного рефлекса, работают хуже. В гости и  поликлинику надевайте на первых порах подгузник!

Условный рефлекс вырабатывается только тогда, когда мозг находится в рабочем состоянии.

Татьяна Фролова

В реальной жизнедеятельности человека значительно больше нестандартных ситуаций и факторов, чем стандартных, а поэтому безусловные рефлексы не могут обеспечивать правильное поведение во всём многообразии жизни. Зато это в возможностях условных рефлексов. Они не врожденны, и у них нет готового с рождения нервного пути, в начале которого раздражение, а в конце обязательный эффекторный ответ. Появляющийся на свет ребёнок имеет лишь набор разных нервных элементов, нужных для нестандартной реакции: афферентных, центральных, эффекторных, но не соединенных в одну цепь «дуг рефлекса». Это нейронный набор представляет собой потенциал для прижизненного соединения их в любых вариантах и образования новых рефлекторных путей у растущего и развивающегося человека в опыте его встреч с нестандартными ситуациями. Мозг способен использовать этот потенциал и формировать новые способы реагирования на нестандартные условия, т.е. условные рефлексы. Большой вклад в их исследование внёс И.П. Павлов, используя разработанную им оригинальную методику. Она использовалась при изучении слюноотделительных рефлексов у собак.

Животное подвергалось операции: один из слюноотделительных протоков

выводился из ротовой полости на поверхность кожи, к нему прикреплялась пробирка, в которую выделялась слюна. Это давало возможность точно определять: когда, в каком количестве, с какой интенсивностью у собаки выделяется слюна. Далее животное помещали в специальную звуконепроницаемую камеру, отдельную от экспериментатора, фиксировали ремнями. Для вызова рефлекторного слюноотделения применяли пищевой раздражитель. В камере находились приборы для вызова разнообразных раздражений: звонок, лампочки, кожные касалки и др. процедура выработки нового рефлекса сводилась к следующему:

    подавался какой-либо безразличный раздражитель, не имевший для животн6ого определённого значения (звонок, свет …);

    затем через 0,5 – 2 с. подавался безусловный раздражитель (пища), к которому животное было не равнодушно и выделяло слюну;

    всё это повторялось 5 – 6 раз и более с интервалом около 5 мин до тех пор, пока слюна не начинала выделяться раньше, т.е. при зажигании лампочки;

    фиксировалось время, когда на безразличный раздражитель у собаки начиналось выделение слюны, в каком количестве и с какой интенсивностью; выделение слюны означало, что безразличный прежде раздражитель приобрёл сигнальное значение, т.е. стал восприниматься животным как предвещающий появление пищи и сам начал вызывать реакцию выделения слюны.

Регистрация слюноотделения производилась по шкале, на которой укреплена трубка: слюна, поступающая из резервуарчика на щеке собаки в баночку Б, вытесняла из неё воздух, который давил на жидкость в трубке А.

Общий механизм образования условных рефлексов можно изобразить схематично. Вначале используется индифферентный раздражитель – безразличный индивиду, особи по прошлому опыту, а поэтому не имеющий при первом воздействии значения и не вызывающий никакой другой реакции, кроме ориентировочной. Он вызывает центростремительное возбуждение, которое 6 6

образует относительно слабый очаг возбуждения в мозговых центрах и коре больших полушарий. Вслед за этим приводится в действие имеющий значение раздражитель (у И.П. Павлова – пища), который тоже вызывает очаг возбуждения, но несравненно более сильный (рис. А).

При таком сочетании последний направляет к себе возбуждение из слабого очага. Если такая ситуация несколько раз совпадает по времени, то между этими очагами образуется временная нервная ассоциативная условно-рефлекторная связь, т.е. она возникает при определённых условиях. Образование условного рефлекса и заключается в возникновении такой связи. Индифферентный раздражитель превращается в условный, значимый, сигнальный, т.е. в предвестника появления значимого события и становится способным вызывать сложившуюся именно в данных условиях ответную реакцию – условную реакцию.

Временная нервная (условно-рефлекторная) связь – это не врождённый феномен, а функционально и прижизненно возникший проторенный путь, по которому избирательная иррадиация возбуждения начинает облегчённо протекать от одного очага к другому. Эта новая связь замыкает в центре до того не связанные

афферентные и эфферентные составляющие и превращает сам рефлекс в единое функциональное нервное образование, целое.

Многие учёные считают, что образование временных связей сопровождается и морфологическими изменениями: ростом клеток, их отростков, изменением величины синапсов, появлением новых синапсов, уменьшением синоптических щелей и др. Новая нервная временная ассоциативная связь запечатлевается в нервной системе в виде специфического пространственно-временного следа групповой активности взаимосвязанных нейронов. В дальнейшем условный рефлекс проявляется, когда рисунок нейронной активности, вызванной раздражителем – условным сигналом, соответствует хранящемуся в памяти и подходит к нему, как «ключ к замку».

Следует заметить, что рефлексы возникают не только на позитивно, но и негативно значимые раздражители – неприятные, опасные, угрожающие, болезненные и т.п. Так, если в описанном выше классическом эксперименте за светом будет следовать удар электрическим током, то он станет сигналом опасности и вызовет у животного беспокойство, страх, уклоняющиеся и оборонительные действия ещё до удара. Такие рефлексы вырабатываются даже быстрее, чем на положительные подкрепления. Концентрируя сказанное и дополняя его можно выделить, как минимум пять основных условий, нужных для достаточно успешного образования временной связи:

    нормальное деятельное состояние нервной системы;

    многократное совпадение по времени безразличного раздражителя со значимым, т.е. с тем, который уже вызывает реакцию с образованием доминантного;

    действие индифферентного раздражителя несколько предшествует действию подкрепления;

    сила возбуждения, вызванного подкреплением, превышает силу раздражителя, который призван стать условным; смысл этого условия в том, что условный рефлекс – предупредительная реакция на сигнал о предстоящих существенных событиях, которые представляет подкрепление, но если раздражитель, который хотят сделать условным, сам имеет большую силу, то он вызывает реакцию и не может служить предупреждением о другом важном событии;

    отсутствие посторонних (отвлекающих) раздражителей.

Таким образом, поступление в мозг сначала индифферентных возбуждений, а

затем и возбуждений от подкрепляющего раздражителя (сильного, уже вызвавшего реакцию) служит главным условием физиологического функционального замыкания связи, именуемой условно-рефлекторной, и формирования самого условного рефлекса.

Биологический смысл формирования каждого нового условного рефлекса заключается во «взвешивании» мозгом разных внешних факторов на «весах» жизненной значимости их в данных новых условиях и отборе тех, которые могут выполнять сигнальную, предупреждающую роль и найти способ адекватного реагирования на них. С превращением индифферентного раздражителя в сигнальный, условный «индивидуально приобретается не вообще какая-либо нервная деятельность, а механизм, позволяющий превосходить ход будущих событий в целях наилучшего приспособления к окружающей среде», как отметил П.К. Анохин. На основе условно-рефлекторных связей возникает и уникальное явление – опережающее отражение действительности. Индивид начинает реагировать на факты, события, признаки, которые раньше были для него безразличны и не о чём ему не говорили, хотя объективно имели для него значение. Он обретает возможность лучше ориентироваться в обстановке, своевременно выявлять в ней значимые факторы, на которые раньше он не обращал внимание, заблаговременно реагировать на признаки наступающих важных событий, что повышает успешность его поведения в окружающем мире.

Условный рефлекс

Прежде всего необходимо знать, что некоторые травмы черепа приводят к расстройству памяти в определенных пределах. Например, в результате несчастного случая человек может потерять слуховую память (не может запомнить музыкальный мотив или песню), в то время как его зрительная или осязательная память остается без изменений.

В свое время возникло, а впоследствии подтвердилось предположение, что одни участки мозга управляют слуховой памятью, другие - зрительной и т. д. В дальнейшем удалось локализовать точно участки мозга, отвечающие всем видам деятельности (интеллектуальной, двигательной и т. д.).

На схеме, сопровождающей этот урок, изображены основные мозговые участки (см. выше).

Что касается памяти, то можно утверждать, что возникновение воспоминаний объясняется установлением связей в соответствующей зоне.

Так, воспоминания о какой - либо картине выражаются функционально некими сочленениями нейронов в затылочной зоне.

Кроме того, могут возникать и связи между зонами - это объясняет феномен условного рефлекса.

Что такое условный рефлекс?

Русский ученый Павлов доказал, что мозг, как и весь организм, обладает рефлексами.

Вы знаете, что такое безусловный рефлекс: по неосторожности вы касаетесь горячей тарелки - моментально, помимо вашей воли, ваша рука отдергивается.

Таким образом, рефлексы представляют собой двигательную реакцию на чувственное раздражение. Ощущение укола провоцирует движение уколотого участка тела. Эти рефлексы объясняются прямыми связями через нервные волокна между зонами мозга и мышцами.

Павлов доказал существование не этих естественных рефлексов, а приобретенных в результате навыка (привычки). Он проводил, в частности, такой опыт: в пасти собаки укреплялась фистула, измеряющая количество выделяемой железами слюны.

Затем ежедневно он осуществлял такую последовательность действий: давал свисток - и через несколько секунд ставил перед собакой тарелку с куском мяса, что вызывало выделение слюны у животного. Через 15 дней повторения такого опыта Павлов давал свисток, но не ставил мясо. При этом, как и прежде, он отмечал выделение слюны у собаки.

В данном случае звук свистка был назван «обусловливающим раздражителем», а выделение слюны «условным рефлексом». Это рефлекс приобретенный, а не врожденный.

Павлов продолжил опыты и установил, что условные рефлексы очень легко можно выработать и у человека.

Простой пример условного рефлекса у человека: перед глазами зажигают яркую лампу - и одновременно щекочут пятку пером. Нога отодвигается. Через некоторое число повторений яркий свет провоцирует движение ноги до начала щекотания пятки.

Условным рефлексом объясняется также выделение слюны и желудочного сока при обонянии запаха вкусной пищи.

Если ежедневно звонок оповещает вас о накрытом столе, этот звонок со временем автоматически будет вызывать у вас чувство голода.

Рассмотрим теперь пример применения условного рефлекса в интересующей нас области: если вы изучаете язык, то попробуйте заниматься языком ежедневно в одно и то же время, в одном и том же месте и в одинаковом положении (сидя в кресле, облокотившись на стул и т. д.). Поступая регулярно таким образом, вы создаете условный рефлекс, эффектом которого будет состояние мозга, наиболее благоприятное для занятия языком. Ваше внимание будет более сосредоточенным, ваше усилие по запоминанию будет минимальным, запоминание будет более прочным.

Мы вернемся еще к использованию условного рефлекса на следующих уроках. И вы поймете всю значимость «обусловленности» мозга для его эффективной работы в различных обстоятельствах.

Из книги Очищение. Том.2. Душа автора Шевцов Александр Александрович

Глава 7. Рефлекс рефлексов вместо души. Выготский Как вы помните, профессор Шабельников сетовал, что только давление со стороны захвативших в России власть коммунистов не позволяло Выготскому говорить о душе. Ну, а сам он, надо думать, будь у него руки развязаны…Другой

Из книги Достигатор. Как легко достигать своих целей, или Инструкция о том, как легко превратиться в Homo летающего автора Колесов Павел

Глава 3. Ага-рефлекс Главное в жизни достигатора – интерес и удовольствие от процесса. Когда интересно играть. Если не интересно – зачем этим заниматься? Растрачивать время своей жизни? Которое уже никогда не вернешь?И еще одно соображение. Если все в жизни дается легко,

Из книги Бросай курить! САМОкодирование по системе СОС автора Звягин Владимир Иванович

Ага-рефлекс – главный компас Ага-рефлекс – это то, что ведет достигатора по жизни. Не долгие и натужные размышления непонятно о чем, а ага-рефлекс! Ага? Он имеется у всех нормальных людей. Ага-рефлекс можно заглушить системой воспитания и всей предыдущей жизнью. Но его

Из книги автора

Как развить ага-рефлекс Как развить ага-рефлекс? Очень просто. Время от времени задавайте себе вопрос: «Чего мне сейчас хочется?» Не «что я сейчас должен делать по плану», «обязан» или «необходимо». «Чего МНЕ хочется?» – вот ключевой вопрос достигаторства.Из того, что мне

Из книги автора

Угу-рефлекс Обратите внимание, что ага-рефлекс может возникнуть на рисунок, на человека, на диету, на вид работы или отдыха?.Если же у вас внутри возникает чувство «ну не надо» – непременно прислушайтесь к нему.Потому что помимо ага-рефлекса есть и так называемый

Условный рефлекс представляет собой приобретенную реакцию, которая свойственна лишь отдельно взятому индивидууму или особи. Как известно, он возникает в процессе жизни и никак не передается по наследству. Условный рефлекс образуется только при определенных условиях и исчезает при их полном отсутствии. Он возникает на базе безусловных реакций от прошлого опыта и только при участии высших отделов мозга.

Особенности изучения

Приобретенные рефлексы и их механизмы формирования изучались такими учеными и физиологами, как И. П. Павлов и И. Ф. Толочинов. Именно они показали, что условный стимул (новый) может запустить у особи рефлекторную реакцию, если перед этим он будет предъявляться в течение непродолжительного времени вместе с безусловным раздражителем. Приведем пример: если хищному животному дать понюхать мясо, то у него обязательно выделится желудочный сок (это относится к безусловному рефлексу). Ну а если же с появлением этого продукта позвонить в колокольчик, то нервная система особи сама собой ассоциирует такой звук с вкусной пищей, и в этом случае желудочный сок может выделяться не только при виде мясного изделия, но при обычном звонке. Это явление и представляет собой условный рефлекс. Стоит особо отметить, что такую систему неофициально называют динамическим стереотипом. Именно он лежит в основе большинства человеческих привычек и навыков. Например, если вы однажды научились кататься на коньках, роликах или велосипеде, то впоследствии вам уже не придется думать о том, как двигаться на этих устройствах, чтобы не упасть.

Условный рефлекс и его формирование

Для того чтобы сформировать у человека или животного условную реакцию, необходимо:


Условные рефлексы: механизм формирования