Непослушный ребенок. Проявления детского непослушания

Экологичное родительство: Чем непослушнее ребенок, тем более измотанным и злым становится родитель. Пора разорвать этот замкнутый круг! А всего-то нужно усвоить один простой, но жутко действенный, педагогический прием.

Чем непослушнее ребенок, тем более измотанным и злым становится родитель. Пора разорвать этот замкнутый круг! А всего-то нужно усвоить один простой, но жутко действенный, педагогический прием. Какой? Рассказываем.

Дети – как и взрослые – не хотят, чтобы ими командовали

– Слезь со шкафа!

– Нет!

Это было странно. Я, консультант по проблемному детскому поведению, уже годы работающая с детьми, была в растерянности - я не могла справиться с шестилеткой, которая залезла на шкаф прямо в моей приемной.

– Я сказала слезай!

– Нет! И ты меня не заставишь!

Она была права. Я не могу ее заставить. Я была сбита с толку и она чувствовала это.

– Сейчас же спускайся, иначе ты не получишь наш традиционный подарок в конце приема.

– Ну и ладно, мне все равно!

– Если ты сейчас же не слезешь, я расскажу о твоем поведении твоей маме.

– Ну и ладно, рассказывай!

Ну да, поспорить вдоволь ей сейчас хотелось так сильно, что даже наказание не могло ее испугать.

Как типичный ребенок с сильной волей она не боялась моих угроз и не слушала мои команды. Короче, это был мой педагогический провал.

После еще пары грозных и не работающих фраз до меня, наконец, дошло: зачем я все это делаю? Она ведь в курсе, что ведет себя плохо, я же только накаляю ситуацию своими угрозами.

Поэтому я изменила свой тон. Посмотрела на нее и улыбнулась.

– Мы сегодня так здорово провели время вместе. Я бы не хотела, чтобы главным твоим впечатлением от нашей встречи остался вот этот дурацкий спор.

Она немедленно смягчилась и мне, наконец, удалось установить с ней контакт. А еще через пару минут она слезла со шкафа и обняла меня.

В этой ситуации я забыла о том, что наши слова действительно производят большое впечатление на детей.

Я настаивала на своем вместо того, чтобы разговаривать мягко. Хотя знала, что именно эта девочка больше всего ненавидит, когда ее заставляют что-то делать.

Школьный преподаватель, который ведет блог под ником Teacher Tom, недавно написал, что, по статистике, примерно 80% фраз, с которыми взрослые обращаются к детям, это команды. Только вдумайтесь! 80%!

Это значит, что 8 из 10 наших обращений к детям, это слова о том, что нужно сделать, и как это сделать так, чтоб оправдать наши ожидания.

Неудивительно, что дети так часто и много с нами спорят. Что им еще остается?

Нам, как взрослым, кажется, что именно мы должны указывать детям на их ошибки и давать указания. И, конечно же, это важно. Но не 80% же процентов времени!

После того, как я провела множество сеансов с волевыми, упрямыми детьми, я поняла: чем больше команд я им отдаю, тем хуже становится наша связь.

Но как же найти нужные слова?

Обычно это нетрудно, если помнить вот об этих трех вещах:

1. эти слова должны описывать нежелательное поведение, от которого нам хотелось бы избавиться

2. эти слова должны быть утверждением – не командой

3. в этих словах не должно содержаться угроз наказания

«Кажется, в этой комнате все вещи валяются на полу»

вместо

«Быстро убери весь этот бардак!»

«Я вижу, что все фигуры упали, потому что ты задел их рукой»

вместо

«Прекрати ложиться на стол – ты все фигуры уже побросал!»

«Ты только что бросила свою игрушку в сестру, потому что разозлилась на нее»

вместо

«Быстро иди в свою комнату!»

Вы поразитесь, насколько быстрее и охотнее ребенок начинает исправлять свое поведение, если оно отмечено не командой и окриком, а спокойным утверждением.

Я своими глазами видела, как жутко непослушные дети очень охотно реагируют на фразы вроде «Кажется, одна книга все еще валяется на полу» или «Весь песок высыпался прямо на пол». При этом на окрики типа «Убери за собой!» или уловки вроде «Если ты уберешь за собой, я дам тебе подарочек» они не реагировали вовсе.

Когда мы используем утверждения вместо команд, мы заводим с ребенком диалог.

Например:

Говоря «Убираться в комнате ужасно неприятно, я знаю. Тут все еще гора вещей, которые нужно разложить по местам» мы начинаем разговор о том, как сильно ребенок не любит убираться и почему это кажется ему таким тяжелым делом. То есть, мы можем вместе с ним обсудить этот вопрос и придумать некий оптимальный план уборки комнаты.

Говоря «Сколько раз мне еще нужно сказать, чтобы ты убрал, наконец, этот свинарник! Никакого интернета, пока не уберешься!» мы получаем изрядную ссору, детскую истерику и измотанную маму, которая уже готова вернуть планшет обратно, только чтоб не слушать эти крики.

Используя утверждения, мы получаем продуктивную беседу вместо утомительных споров и ссор.

Конечно же использование фраз-утверждений не избавит вас раз и навсегда от всех проблем с детьми. Но эта техника совершенно точно поможет вам изменить манеру общения с вашим ребенком.

  • вы сможете спокойно обсуждать нежелательное поведение
  • вы будете тратить меньше нервов
  • вы будете меньше ссориться с ребенком

Попробуйте! И не отчаивайтесь, если команды и крики все еще занимают 80% вашего общения с ребенком. Перестроиться на более спокойный лад бывает не так-то просто. Но как только вы начнете замечать положительные изменения, вам станет гораздо проще заменять команды на утверждения. Понятно, что все мы люди и можем сорваться время от времени, но это будет «иногда», а не «постоянно».

Трудные дети - вечная головная боль родителей и педагогов. С детским непослушанием так или иначе сталкиваются 99% мам и пап. И как бы это ни казалось парадоксальным, но в большинстве случаев плохое поведение детей удается победить, первым делом в корне пересмотрев поведенческие реакции самих родителей!

Чаще всего родители начинают жаловаться врачам и педагогам на то, что ребенок стал непослушным, «отбился от рук» и ведет себя плохо, в тот момент, когда этому ребенку «стукнуло» уже лет 5-7 и своими выходками и истериками он уже успел «допечь» всех своих родственников - и близких, и дальних. Но приемы воспитания, помогающие растить адекватного и послушного ребенка, необходимо начать практиковать гораздо раньше - едва только малышу исполнился год. Тем более, что этих приемов-то в сущности - всего ничего...

Главный закон педагогики всех времен и народов: маленькая птичка не управляет стаей

Пожалуй, большинство детских психологов и педагогов всего мира, какие бы концепции воспитания они ни пропагандировали, сходятся в едином мнении: ребенок в семье всегда должен занимать место подчиненного (ведомого), а не подчинителя (ведущего).

Главный закон педагогики гласит: маленькая птичка не может управлять стаей. Иными словами: ребенок не может подчинять себе (с помощью своих криков, истерик и капризов) волю взрослых людей. В противном случае это явное и страшное допущение со стороны родителей и других домочадцев может в будущем навредить всей семье, причинив существенный урон психике самого ребенка.

Однако родители должны понимать, что «подчинение воле взрослых» это отнюдь не насилие над личностью малыша или постоянное принуждение его воли желаниям взрослых членов семьи. Нет! Но ребенок должен понимать с самых юных лет, что все решения в семье принимают именно родители, и что любой запрет должен исполняться беспрекословно - в первую очередь потому, что он обеспечивает безопасность самого ребенка.

Как только этот закон семьи переворачивается «с ног на голову» и голос ребенка становится в семье доминирующим (проще говоря: взрослые «пляшут под дудку» малого) - вот в этот самый момент в семье и появляется непослушный ребенок...

Откуда берутся «трудные дети»?

Прежде, чем научиться бороться с детскими капризами и истериками, стоит выяснить, как и когда вообще милые крохи превращаются в «трудных» непослушных детей. На самом деле, поведение ребенка в семье (как и поведенческие реакции детеныша в стае) в первую очередь и самым тесным образом зависят от поведения взрослых. Есть несколько типичных и наиболее распространенных ситуаций, когда дети-«ангелочки» превращаются в «монстров», садясь родителям «на шею». Дети становятся капризными, непослушными и истеричными, когда:

  • 1 В семье отсутствуют педагогические принципы. Например: родитель общается с ребенком исключительно на фоне собственного настроения - сегодня папа добрый и разрешил смотреть мультики до полуночи, завтра папа не в духе и уже в 21:00 загнал ребенка спать.
  • 2 Когда педагогические принципы взрослых членов семьи резко разнятся. Например: на просьбу ребенка посмотреть мультики после 21 вечера папа говорит «нельзя ни в коем случае», а мама - дает добро. Важно, чтобы родители (а желательно - и все прочие домочадцы) были едины в своих позициях.
  • 3 Когда родители или прочие домочадцы «ведутся» на детские капризы и истерики. Маленькие дети выстраивают свое поведение на уровне инстинктов и условных рефлексов, которые они улавливают мгновенно. Если малыш с помощью истерики, ора и плача может добиться от взрослых то, чего он хочет, он будет пользоваться этим приемом всегда и до тех пор, пока он срабатывает. И только в том случае, когда вопли и истерики перестанут приводить его к желаемому результату, ребенок наконец перестанет орать.

Обратите внимание, что детки никогда не капризничают, не кричат, не плачут и не устраивают истерик перед телевизором, мебелью, игрушками или совершенно посторонним человеком. Как бы ни был мал ребенок, он всегда четко различает - кто реагирует на его «концерт», а чьи нервы бесполезно «расшатывать» с помощью крика и скандала. Если вы «даете слабину» и пасуете перед детскими капризами - вы будете жить с ними бок о бок все то время, пока ребенок делит с вами одно пространство.

Как прекратить детские истерики: на раз-два!

Большинство родителей полагает, что превратить «трудного» непослушного и истеричного ребенка в «ангела» - это сродни чуду. Но в действительности этот педагогический «маневр» совсем не сложный, но требует от родителей особых моральных усилий, выдержки и воли. И оно того стоит! Причем, чем раньше вы начнете практиковать этот прием - тем более спокойным и послушным будет расти ваш ребенок. Итак:

Старая схема (так обычно поступают большинство родителей) : как только ваш малыш заливался плачем и криками, топал ногами и бился головой об пол - вы «подлетали» к нему и были готовы на все, чтобы его успокоить. В том числе - соглашались исполнить его желание. Одним словом, вы вели себя по принципу «Сделаю что угодно, лишь бы дитя не плакало...».

Новая схема (так следует поступать тем, кто хочет «перевоспитать» непослушного ребенка) : как только малыш стал кричать и «скандалить», вы спокойно улыбаетесь ему и выходите из комнаты. Но ребенок должен знать, что вы продолжаете его слышать. И пока он кричит, вы в поле его видимости не возвращаетесь. Но как только (хоть на секунду!) ребенок прекратил орать и плакать - вы опять же с улыбкой возвращаетесь к нему, демонстрируя всю свою родительскую нежность и любовь. Увидев вас, малыш снова начнет орать - вы так же спокойно вновь покидаете комнату. И снова возвращаетесь к нему с объятиями, улыбкой и всем своим родительским обожанием ровно в тот момент, когда он снова прекращает орать.

Однако, почувствуйте разницу: одно дело, если малыш ударился, у него что-то болит, его обидели другие ребятишки или его напугала соседская собака... В этом случае его плач и крик совершенно нормален и объясним - малышу нужна ваша поддержка и зашита. Но кидаться утешать, обнимать и нацеловывать ребенка, который просто устроил истерику, который капризничает и пытается слезами и криками добиться своего - совсем другое дело.
В этом случае родители должны быть непреклонны и не поддаваться "на провокации".

Таким образом рано или чуть позже ребенок «сообразит» (на уровне рефлексов): когда он истерит - его оставляют одного, его не слушают и не слушаются. Но как только он перестает кричать и «скандалить» - к нему снова возвращаются, его любят и готовы выслушать.

Известный популярный детский врач, доктор Е. О. Комаровский: «Как правило, на формирование у ребенка стойкого рефлекса «Когда я ору - я никому не нужен, а когда я молчу - меня все любят» уходит 2-3 дня. Если родители продержатся это время - они получат послушного малыша, если нет - будут и дальше сталкиваться с детскими истериками, капризами и непослушанием»

Волшебное слово «Нельзя»: кому и зачем нужны запреты

Никакое воспитание детей невозможно без запретов. И от того, насколько правильно вы пользуетесь запрещающими словами (типа «нет», «нельзя» и т.п.), зависит в большей степени и поведение ребенка. Так называемые «трудные» дети чаще всего встречаются в семьях, в которых взрослые произносят запреты «нет, нельзя» либо слишком часто (по поводу и без), либо не произносят их вовсе - то есть ребенок растет в режиме полной вседозволенности.

Меж тем, родители должны правильно и максимально осторожно использовать запреты при воспитании детей. В первую очередь потому, что от этого зачастую зависит безопасность самого ребенка и его окружения.

От того, насколько адекватно (а стало быть - быстро и системно) ребенок реагирует на запрет, зависит в первую очередь его безопасность. Если малыш катится на самокате, увлекшись процессом, и тут же останавливается перед потоком машин, четко и послушно среагировав на мамин крик «Стой, дальше нельзя!» --это спасет ему жизнь. А если ребенок не приучен «железно» реагировать на запреты, вы не сможете уберечь его от несчастного случая: не реагируя на «нельзя», он полезет руками в огонь, выскочит на проезжую часть, опрокинет на себя кастрюлю с кипятком и т.п.

В определенном смысле запретное слово «Нельзя» имеет для малыша охранное свойство. Ваша родительская задача приучить ребенка мгновенно реагировать на сигнал и послушно ему следовать.

Именно потому, что запреты играют столь важную роль в воспитании послушных детей, родители должны уметь ими правильно пользоваться. Есть несколько правил, которые им в этом помогут:

  • 1 Употреблять само слово «нельзя» надо редко и только по делу (чаще всего - либо если запрет касается безопасности самого ребенка и других людей, либо для того, чтобы соблюсти общепринятую социальную норму - нельзя бросать мусор где попало, нельзя обзываться и драться и т.п.)
  • 2 Ребенок должен четко понимать, что если ему что-то запрещают - этот запрет действует всегда. Например: если у ребенка сильнейшая аллергия на молочный белок и ему нельзя мороженое, то даже если он принесет из школы 15 «пятерок» разом - мороженое все равно будет нельзя.
  • 3 Запреты типа «нет» или «нельзя» никогда не обсуждаются. Безусловно, родители должны максимально подробно и доходчиво растолковать малышу, почему они запрещают ему то или иное, но сам факт запрета никогда не должен становится предметом дискуссии.
  • 4 Недопустимо, чтобы позиции родителей на предмет какого-либо запрета расходились. Например папа сказал «нет», а мама - «ладно, разочек можно»;
  • 5 Любое «нет» должно соблюдаться повсеместно: и в Африке спустя 5 лет - оно тоже будет «нет». В большей степени это правило касается даже не детей и родителей, а более дальних родственников - бабушек и дедушек, тетушек и дядюшек и проч. Нередко ведь случается такая ситуация: например, дома сладости после 17 вечера есть нельзя (это портит зубы), а у бабушки на каникулах - можно сколько угодно и когда вздумалось... Ничего нет хорошего в том, что в разных местах ребенок живет по разным правилам.

Если ничего не помогает

В 99% случаев плохого поведения у ребятишек, проблема эта носит исключительно педагогический характер. Как только родители начнут правильно выстраивать свои взаимоотношения с малышом (научатся адекватно использовать запреты и перестанут реагировать на детские крики и слезы) - капризы и истерики ребенка сойдут на «нет»...

Доктор Е. О. Комаровский: «Если родители ведут себя правильно и несгибаемо, последовательно и принципиально, если они сохраняют присутствует духа перед детскими капризами и истериками и их силы воли хватает на то, чтобы не сдаться, то любые, даже самые сильные и шумные, истерики у ребенка пройдут стопроцентно и буквально за несколько дней. Мамы и папы, запомните: если ребенок не добивается своей цели с помощью истерик, он просто прекращает орать».

Но если вы все делаете правильно, не реагируете на капризы и истерики, четко следуете вышеупомянутым правилам, а эффекта так и не добились - и малыш по-прежнему сильно кричит, требуя своего, и продолжает истерить - с большой долей вероятности вам нужно показать такого ребенка специалистам (неврологу, психологу и т.п.), потому что причина в этом случае может быть не педагогическая, а медицинская.

Самые важные принципы воспитания

Тема детского воспитания - необъятна, многогранна, многослойна и вообще трудна для восприятия обычными людьми. Ежегодно в свет выпускаются тонны умных книг, посвященных воспитанию детей, но как и сто лет назад, большинство родителей то и дело оказывается перед лицом проблем, связанных с непослушанием их детей. И этим родителям при решении проблем необходима некая опора, некие основные принципы, на которые они должны были бы ориентироваться. К таким принципам можно отнести:

  • 1 Всегда щедро хвалите ребенка, когда он ведет себя правильно. Увы, но большинство родителей «грешат» тем, что воспринимают хорошие поступки малыша как должное, а плохие - как из ряда вон выходящее. На самом деле, ребенок еще только выстраивает свои поведенческие реакции и модели, для него зачастую еще не существует оценок «хорошо» и «плохо», и он ориентируется на оценку близких ему людей. Хвалите и поощряйте его послушание и хорошее поведение, и он с радостью будет стараться как можно чаще поступать именно так, как вы одобряете.
  • 2 Если малыш капризничает и ведет себя не правильно - не судите ребенка как личность! А судите только его поведение в конкретный момент. Например: допустим, мальчик Петя плохо ведет себя на детской площадке - толкается, обижает других ребятишек и отбирает у них совки и ведра. Взрослым так и тянет поругать Петю: «Ты - плохой мальчик, ты - злюка и жадина!». Вот это и есть пример осуждения Пети, как личности. Если такие посылы станут системными - в какой-то момент Петя действительно превратится в плохого мальчика. Ругайте Петю правильно: «Ты почему себя так плохо ведешь? Почему толкаешься и обижаешь других? Только плохие ребята обижают других, но ты ведь хороший мальчик! А ведешь себя сегодня как плохой - придется мне тебя наказать...». Так ребенок будет понимать, что он сам по себе - хороший, его любят и уважают, но вот его поведение сегодня - неправильное...
  • 3 Всегда берите в расчет возраст и развитие вашего ребенка.
  • 4 Требования, которые вы предъявляете ребенку, должны быть разумны.
  • 5 Наказания за проступки должны быть последовательны во времени (нельзя лишать трехлетнего малыша вечерних мультиков за то, что он утром плевался кашей - маленький ребенок не сможет осознать связь проступок-наказание).
  • 6 Наказывая ребенка, вы сами должны быть спокойны.

Любой психолог вам подтвердит: всякий собеседник, в том числе и ребенок (каким бы маленьким он не был), гораздо лучше вас слышит, когда вы не кричите, а говорите спокойно.

  • 7 Разговаривая с ребенком (особенно в ситуациях, когда он не слушается, капризничает, истерит, а вы - раздражены и сердитесь), всегда ориентируйтесь на свой тон и манеру разговора - хотели бы вы сами, чтобы с вами разговаривали таким образом?
  • 8 Вы всегда должны быть уверены, что ребенок понимает вас.
  • 9 Личный пример всегда работает намного лучше, чем посыл о том, как правильно или не правильно поступать. Иначе говоря принцип: «Делая как я» воспитывает ребенка в разы эффективнее, чем принцип «Делай так, как я говорю». Будьте примером для своих ребятишек, помните, что осознанно или нет, но они во многом - ваша копия.
  • 10 Как родитель, как взрослый, вы всегда должны быть готовы к пересмотрю ваших решений. Особенно это касается родителей детей 10 и страше лет, когда ребенок уже способен вступать в обсуждения, приводить аргументы и доводы и т.п. Он должен понимать, что решение - всегда за вами, но что вы готовы выслушать его и при определенных обстоятельствах вы можете изменить свои решения в пользу ребенка.
  • 11 Стремитесь донести до ребенка, каким будет результат его поступков (особенно в том случае, если он поступает неправильно). Если малыш выбрасывает из кроватки игрушки - не поднимайте их, и кроха быстро усвоит, что в результате такого поведения он лишается игрушек. С детьми постарше и в более серьезных ситуациях можно просто проговаривать - что случится, если малыш поступит так-то и так-то...

Растить послушного и адекватного ребенка не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Родителям лишь необходимо анализировать и контролировать собственные поведенческие реакции - быть малышу достойным примером, не «идти на поводу» у детских истерик и капризов, охотно разговаривать с ребенком, спокойно растолковывая ему те или иные свои решения.

Непослушание – достаточно распространенное явление в семьях с маленькими детьми. Такое поведение объясняется многими факторами, и зачастую оно является следствием неправильной поведенческой модели родителей и их воспитательных методов. Действительно, во многих семьях используется авторитарный способ воспитания, который подавляет личность ребенка, разрушает его собственное «Я». Конечно, маленькая личность мириться с таким положением дел не желает, что проявляется непослушанием, а порой и нервозностью. Если вовремя не исправить ситуацию, ребенок вырастет замкнутым, робким, неуверенным в себе. Но что делать, если ребенок вдруг стал нервным и непослушным? Первое действие – узнать причину, и только потом принимать меры по ее устранению.

Возрастные особенности дошкольников

Назвать непослушание катастрофой или трагедией нельзя – это всего лишь знак родителям и близкому окружению малыша, указывающий на проблему определения крохой хороших и плохих поступков, а также на собственные действия по отношению к ребенку. К тому же непослушание и нервозность могут быть лишь особенностью возраста крохи.

Возраст ребенка Психология возраста Что делать?
До 2 лет Благодаря тесному взаимодействию с родителями (в частности, с мамой) проблема непослушания практически не возникает. В возрасте до 2 лет ребенок не ощущает себя самостоятельной личностью. Наслаждаться общением с малышом, способствовать развитию навыков и умений, мелкой моторики, речи и т.д.
2 года Ребенок активно проверяет родителей на стрессоустойчивость, податливость, определяет границы родительского терпения и запретов. Если послушный ребенок вдруг стал истерить и игнорировать запреты, нужно научиться терпеливо и спокойно реагировать на такое поведение. Во время истерики нужно уметь отвлечь внимание ребенка на что-то интересное, полезное. Нельзя идти на поводу у малыша. Любой запрет должен быть обоснованным.
3 года Психология трехлетнего ребенка характеризуется непостоянством поведения, перестройкой отношений с взрослым окружением и реальным миром, негативизмом, как формой несогласия с родителями (ребенок на любую просьбу взрослого отвечает отрицательно, хотя предложения его действительно интересуют). Нельзя подавлять устремленность ребенка, оказывать на него давление, отрицать его волю. Следует уделять крохе больше внимания, но при этом необходимо четко определить пределы дозволенного в семье и показать малышу, что в семье главенствует родитель, а не ребенок.
4 года В четырехлетнем возрасте ребенок достаточно спокоен, самостоятелен. Однако причинами непослушания могут стать: дефицит родительского внимания, сравнивание ребенка с реальными детьми или вымышленными персонажами (например, из любимых мультфильмов). Уделять ребенку больше свободного времени, хвалить за малейшие успехи и поддерживать в случае неудачи, никогда не сравнивать поведение своего ребенка с другими детьми и не ставить их собственному малышу в пример. В воспитании четырехлетнего ребенка родители должны быть единодушными: если один ругает малыша, то второй в этот момент не должен его жалеть, и наоборот. Родители должны соблюдать единые стратегии в воспитании. Нельзя потакать детским «хочу», не стоит кричать на малыша.
6 лет Еще один переломный период в жизни ребенка. В этом возрасте дошкольник обретает новые формы поведения, но из-за того, что старые формы поведения утеряны, а новые еще не приобретены, он не может контролировать свои эмоции, чувства, у него не получается их сдерживать. Шестилетний ребенок требует признания его суверенитета, требует к себе больше внимания, уважения со стороны взрослых, ведь он считает себя самодостаточной, взрослой личностью. Следует предоставить ребенку больше самостоятельности, хвалить его за успехи и не наказывать строго за проступки – это убивает инициативность дошкольника. Поощрение самостоятельности же способствует формированию интеллектуальности, самостоятельности. Что делать, если ребенок в 6 лет непослушный? Главное правило – не воспитывать криком, претензиями и кулаками. В этом возрасте детская психика такие воспитательные методы воспринимает скорее враждебно, чем положительно. Воздействуйте на непослушного дошкольника убеждениями, анализируйте его поступки вместе, рассуждайте над возможными последствиями его поступков, будьте открытыми.

Почему ребенок стал нервный и непослушный?

Причин, почему дети проявляют свое непослушание, немало, и все они достаточно распространены.

  1. Недостаток родительского внимания. Современные родители в погоне за материальным достатком больше времени уделяют работе, а не собственным чадам. И в этом главная проблема. Дети, чувствуя нехватку общения, выражают протест доступными им методами, среди которых непослушание и упрямство. Интуитивно малыши понимают, что негативные события привлекают больше внимания, чем позитивные, поэтому и пользуются этим правилом.
  2. Чрезмерная любознательность. Научившись ходить, ребенок стремится как можно больше узнать об окружающем мире: он открывает шкафчики, гремит посудой, лезет в розетки и т.д. И поскольку в доме малыша ожидает много опасностей, родители выстраивают определенные запреты. Однако всегда нужно объяснять ребенку, почему нельзя делать то или другое, а также говорить, к каким последствиям может привести непослушание крохи.
  3. Отсутствие мотивации. Чтобы ребенок выполнил просьбу взрослого, его нужно правильно мотивировать, то есть объяснить в доступной форме, зачем и для чего он должен выполнить то или иное задание. Например, если малыш не хочет убирать игрушки, скажите ему, что если он уберет их, у него будет больше места, чтобы играть мячиком или кубиками.
  4. Много запретов. Родители, предъявляющие ребенку слишком много запретов и требований, подавляют его самостоятельность, творческий потенциал. Из-за этого ребенок становится нервный и упрямый.
  5. Взрослые требуют от ребенка того, чего сами не делают. Родители – первый и главный пример, мотиватор для детей. И если они требуют от своих чад действий, которые сами не делают, то и ребенок никогда их выполнять не будет.
  6. Проявление самостоятельности. Упрямый ребенок может просто отстаивать свою точку зрения, свое мировоззрение.
  7. Недоверие к родителям. Если взрослые несправедливо наказывают малыша, срываются на нем, кричат и ругаются, то доверие ребенка к ним теряется. В этом случае непослушание является оправданным.
  8. Низкая самооценка. Если взрослые привыкли воспитывать ребенка методами унижения и запретов, малыш в итоге начнет огрызаться, станет непослушным – так он защищает свою личность.
  9. Непослушание, как месть взрослым. Некогда послушный ребенок может стать нервным и упрямым вследствие какого-нибудь психологического потрясения: например, развода родителей, обмана со стороны взрослых и т.д.
  10. Разочарование в собственных силах. Если малыш не смог справиться с каким-нибудь заданием и переживает по этому поводу, в дальнейшем он будет отказываться от выполнения каких-либо действий, боясь принять на себя ответственность.
  11. Ревность. Дети 4-7 лет могут ревновать родителей, например, к новорожденному брату или сестре. Они могут писаться ночью, капризничать, как младенец, перестают убирать за собой, просят кормить их с ложечки. Помните, что появление новорожденного в семье – огромный стресс для старшего ребенка, нужно помочь ему пережить этот стресс вместе.
  12. Нервные расстройства. Патологии нервной системы, если их не лечить, могут влиять на развитие ребенка, процессы формирования и становления его личности. В этом случае консультация профессионала жизненно необходима.

Это далеко не все причины, почему ребенок становится непослушным. Но у каждой причины есть своя психология, и объясняются они возрастными, психологическими особенностями, обстоятельствами в семье.

Что делать, если ребенок непослушный?

Конечно, игнорировать этот факт не стоит. В первую очередь нужно исключить неврологию: если проблем со здоровьем у малыша нет, значит, главная проблема его непослушания – неправильное воспитание. Чтобы исправить ситуацию, нужно следовать таким рекомендациям:

  1. Всегда оставайтесь спокойными. Своим непослушанием ребенок «прощупывает» предел вашего самообладания, изучает вашу реакцию. В любой ситуации старайтесь оставаться адекватными и невозмутимыми. Малыш закатил истерику и качается по полу? Продолжайте заниматься своими делами, пока он не успокоится. Поскольку кроха ожидает вашей реакции, при ее отсутствии он быстро успокоится. Более того, в дальнейшем он поймет, что это метод манипуляции родителями не действует.
  2. Станьте ребенку лучшим другом, будьте откровенными. Всегда находите время для бесед и игр со своим малышом. Выслушивайте его переживания и сопереживайте ему, делитесь своим опытом, не ругайте за правду, давайте ему советы.
  3. Не стоит кричать на ребенка. Все его капризы воспринимайте спокойно. Даже во время непослушания говорите ребенку, как сильно вы его любите, даже когда он балуется и сердится на вас.
  4. Всегда следуйте правилам, которые установлены в вашей семье. Если вы установили какие-нибудь запреты/правила, то они должны оставаться непоколебимыми. К примеру, вы пригрозили отдать игрушки соседскому ребенку, если ваше чадо их не соберет. В случае игнорирования вашей просьбы убрать игрушки – выполните свое обещание, тогда в следующий раз ребенок несколько раз подумает, стоит ли игнорировать просьбы взрослых. Родители должны быть мягкими и строгими в одинаковой мере.
  5. Упрямству – нет, компромиссам – да. Уступайте ребенку, он не должен вас бояться. К примеру, если малыш отказывается кушать суп, предложите ему другое блюдо или перенесите прием пищи на другое время. Мальчик отказывается надевать рубашку – предложите ему вещь на выбор.
  6. Будьте примером для своего ребенка.
  7. Не подавляйте своего ребенка – всегда аргументируйте запреты доступным языком.
  8. Всегда выполняйте свои обещания.
  9. Извиняйтесь перед ребенком, если вы были неправы.
  10. Разнообразьте досуг ребенка. Причиной агрессии, непослушания и упрямства часто становится безделье и скука. Займите кроху полезным занятием – рисованием, лепкой, аппликацией, играми. Занимаясь вместе с ребенком, вы поможете ему справиться с отрицательными чертами его поведения.

Главное – будьте терпеливыми и спокойными. Ведь ребенок – не идеальное создание. Он, в отличие от взрослых, только учится всему, что умеют его родители. Будьте снисходительны, не ругайте за мелкие шалости, не наказывайте, не унижайте свое чадо. Чаще говорите ему о своей любви, обнимайте и целуйте, играйте, читайте сказки, гуляйте в подвижные игры. Изменив свои методы воспитания, вы очень скоро увидите, как изменится психика ребенка, каким счастливым и спокойным он станет. Станьте для своего малыша другом, относитесь к нему с пониманием, и он с удовольствием ответит вам взаимностью.

Если ребенок не слушается родителей, то этому явлению есть законное основание. Какие процессы развития влияют на послушание и что в поведении родителей может привести к детским капризам и истерикам — обо всем этом расскажет статья.

Родителям рано или поздно доводится сталкиваться с детским непослушанием и, хоть капризы у каждого ребенка разные, все мамы и папы в одинаковой степени задаются вопросом: «Что делать с непослушным ребенком?». Превратить детские истерики и бесконечный плач в послушание и прилежность — настоящее искусство, азы которого мы попытаемся постичь и найдем ответы на ключевые вопросы воспитания маленького человека.

Почему ребенок не слушается?

Причина детского непослушания кроется в особенностях развития ребенка. Во-первых, ребенок, появившись на свет, стремится как можно больше узнать и постичь: ему невероятно интересно почему утюг горячий, что будет если стянуть тарелки со стола и что таится в шкафу. А то, что мама запрещает изучать мир делает его еще более интересным и стремление «шкодить» разгорается с новой силой.

Во-вторых, процесс развития ребенка происходит не постепенно, а скачкообразно, что провоцирует такие явление, как кризисы. Кризис проявляется в изменении поведения ребенка, капризности, желании быть самостоятельным, перечить воли взрослых. Таких явлений длятся непродолжительно и проходят так же внезапно, как и появляются.


В детском возрасте психологи выделяют несколько кризисов, проявляющихся непослушанием: кризис 1 года, 3, 5 и 7 лет.


Малыш в Вашей семье — это не существо, которое когда-то вырастет и станет личностью, он уже личность. А так как каждой личности свойственны свои характер, рвения, желания и манеры, то совершенно непростительно для родителей сдерживать эти детские порывы разнообразными «нельзя».

Что делать, если ребенок не слушается в 2 года?

Если Ваш двухлетний малыш совершенно отказывается Вас слушать, без конца балуется и очень усложняет этим Вашу жизнь, то необходимо в первую очередь задуматься о собственном восприятии ситуации и своем поведении. Что делает родитель, когда ребенок носится из угла в угол по комнате, разбрасывает игрушки и рвет книжки? Наиболее частой реакцией мамы и папы в подобных ситуациях является крик. Это в корне неправильно.


Изучающий мир ребенок не понимает слова «нельзя». Ведь оно необоснованно разумным объяснением — он не понимает почему нельзя. Если кроха не реагирует на запреты, то, может быть, их возникло слишком много, может, на каждом шагу ребенок встречает злосчастные табу?


Чтобы воспитать ребенка послушным и не сломить его волю к познанию мира следует придерживаться определенных правил:

  • никогда не позволять себе переходить на крик, а тем более матерные слова — ребенок впитывает, как губка, все Ваши выражения
  • методы физического наказания — атрибут варваров и людей ничего ничего не смыслящих в педагогике — к ним ни в коем случае не следует прибегать


  • всегда объяснять ребенку почему ему запрещают что-либо («Машенька, трогать утюг нельзя, потому что он горячий, на ручке появится ожог, который будет сильно болеть»)
  • сделать среду обитания ребенка безопасной, чтобы не возникало потребности в запретах
  • в каждой комнате у ребенка должно быть не более трех запретов
  • старайтесь демонстрировать ребенку правильное обращение с вещами, тогда он не будет применять их наобум


Никакие рекомендации и советы не помогут родителям в тяжелом процессе воспитания ребенка, если они не будут считаться с тем, что малыш личность, требующая должного к себе отношения и уважения к своим желаниям. При этом важно не стать объектами детской манипуляции и не вестись на поводу у капризного ребенка.

Что делать, если ребенок 5 лет не слушается?

Непослушание ребенка в 5 лет является показателем того, что воспитательная работа родителей производится некачественно. Ведь если капризы годовалого крошки обусловлены природными ритмами и спецификой развития, то пятилетний ребенок в своем поведении полностью показывает недочеты воспитательного процесса — он ведет себя так, как его научили или спровоцировали.


Этот возраст характерен тем, что ребенок познает мир в форме игр, которые теперь становятся сюжетно-ролевыми или групповыми. Дети в 5 лет сами придумывают во что играть и как, причем могут использовать в своей игре все подручные средства начиная от кухонной утвари и заканчивая совершенно непредназначенной для игры косметикой и бытовой химией.


Не стоит пренебрегать игрой в педагогических целях. С одной стороны, играющийся самостоятельно ребенок — это очень удобно для мамы, но с другой — игровой процесс можно использовать в воспитательных целях.

Играясь с малышом, рассказывайте ему о мире, о правилах поведения, о том как не следует себя вести. В такой легкой и ненавязчивой форме ребенок намного лучше усвоит правила и запреты, чем от бесконечного крика и наказаний.


Если ребенок слишком балуется, то эффективным методом коррекции поведения может стать интересное увлечение, которым мама заполнит его безделье. Предложите крохе помочь Вам на кухне, дав какое-то «важное», безопасное и простое в исполнении задание.

Похвалите малыша за проделанную работу и поощрите. Кроме этого, помогут унять непослушного ребенка сказки, в которых приводятся примеры плохих и хороших поступков.


Очень важно, разговаривая с пятилетним ребенком, проявлять к нему уважение и общаться на равных.

Не подчеркиваете того, что Вы взрослый человек, а он — маленький и глупый. Обсуждайте его проблемы, говорите о том, что ребенку нравится-не нравится, но не употребляйте слов о том, что ребенок неправ и делает неправильно — помогите сделать правильно и подскажите как лучше. Крохе будет очень приятно, что с ним говорят как с взрослым и его понимают.

Видео: Что делать, если ребенок капризничает

Что делать, если ребенок не слушается в 7 лет?

С наступлением семилетнего возраста приходит и так называемый кризис семи лет. Это может наступить немного раньше или позже, ведь формирование личности — процесс индивидуальный и здесь могут существовать лишь условные рамки. В любом случае 7 лет непростой возраст, во время которого даже самые покладистые дети могут показать характер.


Выделяют несколько причин непослушания в возрасте 7 лет:

  • Смена социальной роли


Ребенок привык к тому что он сын или дочь, внук или внучка, а в семилетнем возрасте возникает и другая роль — ученик младших классов. Обстановка, коллектив сверстников, обязанности — в школе все для ребенка новое и непривычное, ко всему необходимо адаптироваться.

Поэтому в этот период может возникнуть некоторая нервозность и перемена в настроении, что, в свою очередь, провоцирует капризы, истерики и поступки, идущие наперекор воле родителей.

  • Недостаток родительского внимания


Родители начинают относиться к семилетнему ребенку как к, в какой-то степени, взрослому человеку: он вполне самостоятельно может решать некоторые бытовые и личные вопросы, не требует чтобы с ним игрались, кроме авторитета родителей появляется авторитет учителя и сверстников.

Но при всем этом он все так же остается ребенком, которому необходима любовь и забота мамы и папы, их внимание и совместный досуг. Когда же этого всего ребенок не дополучает, то закономерной становиться реакция, при которой всегда послушный ребенок перечит родителям, не слушается и игнорирует требования.

  • Лидерские качества


Если семилетний ребенок имеет ярко выраженные лидерские качества, то его непослушание может быть вызвано нежеланием кому-либо подчиняться. Важно не поддаться маленькому манипулятору и подчеркивать, что главенствующая роль принадлежит родителям, но при этом следует проявлять лояльность и не «ломать» волю ребенка.

  • Обида и злость на родителей


Негативизм и непослушание могут быть вызваны и более банальными причинами. Например, если ребенка сильно обидели (что-то не купили, не дали посмотреть мультфильм или поиграться с друзьями), то закономерной будет реакция, при которой чадо захочет «отплатить» родителям своей нерасположенностью к их воле и наставлениям.


Семилетний ребенок — это уже не малыш, который плачет и капризничает по всяким мелочам. Если ребенок не слушается родителей, то следует искать причину в личных переживаниях ребенка. Решить проблему поможет наблюдение за поведением ребенка и разговор с ним.

Поговорив с ребенком в спокойном тоне в благоприятной атмосфере, Вы сможете найти с ним взаимопонимание.

Видео: Воспитание детей 3-7 лет

Независимо от того сколько ребенку лет его непослушание — это признак того, что у него есть собственное мнение и он никогда не будет ведомым и конформным человеком, который будет принимать мнение окружающих как собственное. Поэтому не следует пытаться подавить его непослушание на корню, сделав ребенка податливой марионеткой.


Существуют полезные правила для родителей непослушных детей, которые помогут найти путь к гармонии с малышом:

  • не следует проявлять агрессию к непослушному ребенку, ведь это может принести обратный эффект
  • не пытайтесь «наказать» непослушного ребенка показным равнодушием
  • уделяйте ребенку как можно больше внимание, разговаривайте с ним и объясняйте то, что малышу интересно


  • не поддавайтесь на попытки ребенка манипулировать и командовать Вами
  • выражайте требования в форме просьб, мягко и тактично
  • показывайте позитивный пример поведения ребенку (ведь если Вы сами не соблюдаете правила, которые устанавливаете для ребенка, будет ли он им следовать?)
  • во время кризисных периодов не следует вычитывать ребенка за его поведение — это природный показатель развития и капризы пройдут через месяц-второй.

Видео: Непослушный ребенок. Школа Комаровского

Выражения «послушный ребенок» и «хороший ребенок» многие часто употребляют как синонимы. А зря, тем более что абсолютно послушными, увы, бывают разве что не совсем здоровые дети. Хотя никто не спорит, что ребенок, повинующийся с первого слова (а еще лучше, если он будет сразу реагировать на недовольно поднятую бровь взрослого), – это очень удобно. Но полезна ли детям такая «шелковость»? Вряд ли.

Бесспорно, есть ситуации, когда родителей без лишних разговоров. Их должно быть немного, 2–3, и хорошо бы, чтобы ребенок с 3–4 лет четко понимал, где и как он обязан подчиняться сразу. Это прежде всего вещи, касающиеся безопасности жизни

  • нельзя играть рядом с проезжей частью и тем более выбегать на нее,
  • нельзя зимой идти гулять в гольфах и сандалиях и др.
  • нельзя без разрешения принимать лекарства.

Свою строгость в соблюдении данных правил родители должны объяснить спокойно и доходчиво.

Совет! Проиграйте проиграть ситуацию с игрушками или в рисунках, чтобы ребенок лучше усвоил, что обязательные правила родители установили не из вредности, а для его блага. А вообще вдумчивые, заботливые и любящие родители должны знать причины непослушания своих малышей.

5 причин непослушания ребенка

1. Борьба за внимание старших членов семьи. Своим непослушанием ребенок хочет добиться большего количества их внимания, столь необходимого ему для нормального развития и благополучия. Ведь именно из-за его «взбрыков» старшие (и в первую очередь родители) то и дело отрываются от своих дел, вспомнив о его существовании...

Что делать? В данной ситуации для взрослых главное – сдерживать появляющееся раздражение и тем более гнев. И, конечно же, если явно идет борьба за внимание, старшие должны начать оказывать такому ребенку «позитивное внимание», то есть внимание, не связанное с реакцией на плохое поведение. Как? Лучше всего, придумывая какие-то совместные занятия, игры, оправляясь с ребенком на прогулку в сквер, во двор, на детскую площадку…

2. Стремление ребенка самоутвердиться. Так дети протестуют против чрезмерной родительской опеки. Им бывает особенно тяжело, когда взрослые общаются с ними в основном в форме замечаний, указаний, а тем более угроз. И многие из них начинают восставать против такого «стиля общения», отвечая упрямством, действиями наперекор. Такое поведение ребенка обусловливается его желанием и стремлением отстоять право самому решать свои дела, показать, что он – личность.

Что делать? В подобных случаях родителям нужно обратить внимание на собственные чувства и свое поведение. И если источником непослушания ребенка является его борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить свою включенность в дела ребенка, предоставляя ему возможность хоть в чем-то накапливать опыт собственных решений и даже неудач (конечно, это больше касается детей уже в возрасте после 2 лет). И если ребенок пока не может сам с чем-то справляться, нельзя его критиковать и ругать – лучше находить любой повод, чтобы его похвалить, отметить даже самый маленький его успех. В то же время следует тактично, осторожно подстраховывать его, избавляя от серьезных провалов.

3. Желание отомстить. Например, непослушный ребенок хочет взять реванш за то, что кто-то из родителей или старших его обидел резким замечанием или несправедливым наказанием. Глубинным смыслом такого его плохого поведения является: «Вы сделали мне плохо, пусть и вам тоже будет плохо!»

Что делать? В этих случаях следует изменять свое отношение к ребенку, стать терпимее, ласковее, ни в коем случае не срывая на нем свое раздражение. Нужно найти интересные (лучше всего совместные) занятия для того, чтобы переключить его внимание с возникшей психотравмирующей ситуации.

4. Потеря веры в себя, в собственный успех. Такая причина непослушания чаще всего проявляется у более старших детей (после 3 лет). Постоянная критика в их адрес за промахи и неудачи приводит к тому, что дети теряют уверенность в себе, у них начинает развиваться низкая самооценка. И потому вместо того, чтобы «исправляться», показывать, что и они «на что-то годны», такие дети сдаются и всем своим поведением начинают показывать, что им все равно, что о них думают старшие.

Что делать? В таких случаях родителям нужно проявлять особое терпение и мудрость, дабы перестроить отношение ребенка к самому себе и вдохнуть в него веру в собственные силы и возможности, не прибегая к истерикам, обижающим понуканиям, а тем более к физическим наказаниям. Надо поместить его в ситуацию успешности, то есть дать ему проявиться в том деле, которое у него всегда получалось хорошо (допустим, строительство из лего, плетение из резиночек, рисование на асфальте и др.). И тогда малыш внутренне успокоится.

5. Синдром гиперактивности. Это неврологическо-поведенческое расстройство развития, а не просто «плохое поведение». Ребенок, обладающий от природы чрезмерной активностью, не может ни на чем сосредоточиться (из-за дефицита внимания), он нередко импульсивен, настроение его часто колеблется, он находится в постоянном движении, а окончательно выбившись из сил, начинает плакать и «истерить». Его очень трудно уложить спать, а если он и спит, то беспокойно, урывками. Такой ребенок обычно просто неуправляем, он не реагирует на ограничения или запреты, причем ведет себя так в любых условиях (дома, в детском саду, на площадке, в магазине, в поликлинике). Он часто провоцирует конфликты, не контролируя при этом свою агрессивность, толкается, кусается, дерется, пуская в ход любые подручные средства (камни, палки, игрушки, бутылки…). «Гиперактива» достаточно легко определить и по тому, как он много и быстро говорит, глотая слова, не дослушивая, перебивая, задавая множество вопросов и при этом редко выслушивая ответы.

Что делать? Таким детям нужна уже специализированная помощь. Даже самые заботливые и терпеливые родители не смогут справиться с проявлениями такого расстройства. Так что желательно не закрывать глаза на очевидные признаки синдрома гиперактивности, чтобы потом не запустить ситуацию.

О пользе непослушания ребенка

Непослушание присуще большинству детей, которые постепенно входят в мир взрослых «методом проб и ошибок». Да, это немалому числу родителей в тягость; да, многие мечтают иметь «идеально послушных» детей. Вот только «чересчур правильные» детишки, боясь или не умея выражать негативные эмоции, накапливают их в себе, а это может вести и к различным заболеваниям (не только нервным). К тому же не будем забывать об опасностях окружающего мира. Допустим, малыш, привыкший безропотно слушаться старших, с большей вероятностью попадет в беду (ответит незнакомцу, сядет в машину, пойдет «смотреть котика или кролика» и др.). Тогда как ребенок, который имеет опыт остаивания своих желаний, критичности к взрослым, может такого несчастья избежать. В общем, во всем важна мера, в том числе и в послушании.

Умные и заботливые родители должны помнить о том, что даже маленький ребенок – это личность, а значит, он имеет право:

  • Говорить (хотя бы иногда) «НЕТ».
  • Ошибаться.
  • Не уметь или не хотеть что-то делать.
  • Быть не похожим на вас или на других детей.
  • Проявлять негативные эмоции.