16 июля 2018 года, понедельник
Все Рим Милан Лондон Париж Прага Москва Вена Киев Санкт-Петербург Барселона
Популярные материалы



Архив выпусков
<<Июль 2018>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345
Облако тэгов
Австрия автобус автомобиль аквариум Америка Англия антиквариат аренда аренда автомобиля архитектура аттракцион аттракционы аэропорт Бавария багаж базар балет бар башня безопасность библиотека блошиный рынок блюда ботанический сад Бразилия буддизм бутик Ватикан Великобритания велосипед вино винтаж вода водитель воровство выставка высшее образование галерея гастрономия Германия гид Голландия город Городской транспорт гостиница Греция движение дворец джаз дизайн дизайнер дискотека дом дорога Дороги достопримечательности достопримечательность ДТП Египет Еда женщина жесты животные жилье замок зоопарк игрушки Израиль индийская кухня Индия институт искусство Испания история Италия итальянская кухня канал карнавал Каталония кафе квартира кино кинотеатр Китай китайская кухня клуб книги комфорт кондитерская концерт корабль кофе кража криминал кукла кулинария курорт курсы кухня легенда Легенды лето лимузин любовь магазин магия медицина меню метро метрополитен мечеть мода монастырь море морепродукты музеи музей музыка Мумбаи наука национальная кухня небоскреб недвижимость Нидерланды ночной клуб ночь Образование обсерватория обувь обучение общественный транспорт одежда озеро опасность опера остров отель парад парк парковка паром ПДД Петербург пиво Питер площадь пляж поезд поездка Полиция правила правила дорожного движения Правила поведения Праздник природа пробки прогулка продукты проживание Путешествие развлечение распродажа распродажи растения Ребенок река религия ресторан рестораны романтика роскошь Россия русская кухня Рыба рынок сад свадьба секс сказка скидки сладости собор спорт стадион стиль страховка студент студенты сувенир сувениры султан суши США сыр Таиланд Тайланд такси таможня танец танцы театр торговый центр традиции традиция трамвай транспорт туризм турист Турция Украина улица универмаг университет учеба фестиваль Франция французская кухня фуникулер Хостел храм цветы центр церковь чай Чехия Чешская кухня школа шоколад шопинг Шоппинг шоу штраф экономия экскурсии экскурсия язык Языковые курсы япония японская кухня ярмарка

Лифт без кнопок как путь к спасению души

18.10.2010
Автор: Булавинова Мария
Рейтинг: 0

Евреи – народ удивительный. Столько веков бродили они по миру. Столько стран и континентов почтили своим присутствием. А культуру и обычаи умудрились сохранить почти в первозданном виде. Остальные народы, не столь живучие и сплоченные, которых евреи пренебрежительно называют гоями, с любопытством и легкой завистью наблюдали за представителями древнего народа. И от зависти и любопытства слагали им песни и поэмы, именуемые в быту анекдотами. Вот, кстати, один из них. 
 
Высаживаются первые космонавты на Марс. Исследуя окрестности, один из них обнаруживает в атмосфере наличие кислорода и, обезумев от радости, решает проверить свое открытие. Достает спичечный коробок, вынимает спичку, и вдруг из-за валуна выскакивает марсианский абориген с яростным протестом. Космонавт в испуге спичку отбрасывает и начинает обсуждать с коллегами возможные причины столь странного поведения местного жителя. Не обнаружив в атмосфере ни горючих газов, ни прочих опасных веществ, способных подорвать планету, космонавт вновь достает спичку для проведения эксперимента. И тут появляется целое племя аборигенов, возглавляемых местным вождем. Они размахивают руками, с мольбой взирают на пришельцев и дружно кричат: «Нет! Нет!» Вновь начинаются обсуждения, исследование почвы, анализ возможных негативных последствий. Все тщетно. Устав от неопределенности, космонавты решают все же закончить свой опыт. Один из них решительно достает спичку и, невзирая на протесты аборигенов, зажигает ее. Пламя загорается, и ничего страшного при этом не происходит. Разочарованные местные жители поворачиваются и уходят. «Постойте! – кричит им в след космонавт. – А почему нельзя было спичку-то зажигать?» Обернувшись, вождь укоризненно произносит: «Так ведь шаббат…» 
 
Из повести о житии евреев на Марсе можно вынести следующее. Во-первых, представители древнего народа всегда опережают научно-технический прогресс, а живут преимущественно стаями, группами и племенами вне зависимости от места обитания – так традиции лучше консервируются и передаются потомкам. Во-вторых, Марс вполне пригоден для комфортного проживания – иначе стали бы евреи зариться на его территорию? И, наконец, нет для истинных потомков пророка Моисея ничего важнее, чем соблюдение древних обычаев. Чем древнее – тем лучше. Шаббат в этом смысле – явление показательное. Ибо он – ровесник мироздания. 
 
Согласно Книге Бытия, первой части Моисеева Закона, повествующей о сотворении мира и еврея, шаббат – это знамение между Богом и Израилем. Ежели смысл этого процесса вам все еще неясен, обратимся к Ветхому Завету. Уже в глубокой древности еврейские мыслители рассматривали шаббат как день духовного обновления – в письменных источниках можно найти упоминания о практике публичных рассуждений о Торе, приходящихся на субботу. Первым шаббатом в истории был седьмой день процесса сотворения мира, с наступлением которого Всевышний решил немного передохнуть. И людям, точнее евреям (есть, оказывается, некоторый нюанс), повелел следовать своему примеру: шесть дней трудиться, а на седьмой предаваться мыслям о вечном. Евреи восприняли божественный указ буквально и решили, что в субботу запрещена любая конструктивная деятельность, именуемая на иврите «мелаха». 
 
С особой строгостью требует соблюдения субботы «Книга Юбилеев», предписывающая смертную казнь за такие действия, как ходьба на большие расстояния, путешествие на корабле и половая связь между супругами. Ибо сказал Бог пророку Моисею: «Кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти». Ну разве можно ослушаться Всевышнего? Для авторов «Книги Юбилеев» в божественном слове не было ни тени символизма. Смерть – значит смерть. А ведь Всевышний, кажется, говорил не о телесной, а о душевной гибели. Впрочем, ортодоксальным иудеям виднее – субботнее бездействие знакомо им уже более трех тысяч лет.   
 
Ни в одном уголке мира шаббат не чувствуется так сильно, как в современном Иерусалиме. На то она и столица великого Израиля, чтобы подавать заразительный пример своим забугорным сыновьям. По узким улочкам города проходят группы евреев, дабы встретить великий день у Стены Плача – у главного места молитвы, где верующие оплакивают тяжелую судьбу еврейского народа и оставляют ему записки с просьбами. Происходит это колоритное шествие обновленных и сосредоточенных израильтян, облаченных в разноцветные одеяния, в ночь с пятницы на субботу. Шаббат, как гласят древние мудрецы, начинается ровно за восемнадцать минут за полуночи – откуда взялась такая уверенность, нам не дано понять. Предположим, что это одна из великих тайн богоизбранного народа.   
 
Далеко не каждый иудей может с уверенностью сказать, что входит, а что не входит в понятие «мелаха», а потому многие предпочитают не делать ничего – для верности. В Торе четко прописано, что под запрет подпадают 39 видов работ, в том числе разжигание и тушение огня, охота, шитье, развязывание и завязывание узлов, выпечка хлебных изделий, строительство и разрушение построенного. Проблема в том, что с момента создания Торы прошло много веков и появилось множество новых занятий. Можно ли водить автомобиль, изобретенный лишь в позапрошлом веке? Позволено ли включать телевизор, компьютер или посудомоечную машину? Как бы отнеслись древние пророки к электричеству и газу? 
 
Впрочем, для евреев это не вопросы, а лишь повод обратиться к раввину или почитать новейшую литературу о субботнем празднике. А там четко прописано, что электричество – тот же огонь, автомобиль – та же телега, а телевизор и компьютер – не более чем дурацкие способы отвлечься от главного занятия любого иудея. Одним словом, все нововведения дружно летят в корзину с запретами. Впрочем, евреи – народ разумный. Вместо одних новшеств они тут же придумывают другие. Не менее комфортные, зато полностью соответствующие духу Торы.   
 
Находящийся в Иерусалиме Институт науки и Галахи лазеек в божественном законе не ищет. Это уникальное заведение – своеобразная фабрика религиозных ответов. Здесь рядовые сотрудники отвечают на письма и электронные послания неугомонных иудеев, а главный раввин издает постановления, решающие щекотливые вопросы современности. Как, к примеру, соблюдать шаббат в открытом космосе? Этот вопрос впервые был задан израильским астронавтом Иланом Рамоном, путешествовавшем на борту шаттла «Коламбия» (Columbia). Он никак не мог понять, бывает ли шаббат, продолжающийся от заката до заката, там, где никогда не заходит солнце. По мнению главного раввина, бывает. Нужно лишь внимательно следить за временем с момента старта и вычислить наступление субботы на Земле. Он же постановил, что Тора никоим образом не запрещает кататься в субботу на скейте – хоть какой-то способ передвижения, отличный от своих двоих. 
 
В Институте науки и Галахи убеждены, что Тора – живой документ, который легко можно приспособить для решения любых современных задач. Именно в стенах этого заведения многочисленные ученые изобретают приемлемые для шаббата устройства. Сегодня активно продвигается работа по созданию пневматического инвалидного кресла в качестве субботней альтернативы обычному мотору. 
 
В 60-е годы прошлого столетия, когда институт только открылся, электричество было главным источником исследований и инноваций. По ортодоксальным законам, в шаббат категорически запрещено «замыкать» электрическую цепь, что сродни разжиганию огня. То есть нельзя включить свет в квартире, набрать номер телефона, нажать кнопку лифта, позвонить в дверь. В результате длительных опытов были разработаны электрические приборы, актуальные лишь для евреев, с заранее установленным принципом включения-выключения. И шаббат соблюден, и комфорт не нарушен. 
 
Субботний телефон в Иерусалиме сам устанавливает связь, дабы звонящему не приходилось марать руки и совесть, набирая номер. В дверном звонке вместо электричества используется давление воздуха, что снимает с гостя всякую ответственность. А лифт




Комментарии
Чтобы иметь возможность добавлять комментарии, Вы должны быть зарегистрированы и авторизованы.

Регистрация | Вход

Комментарии ВКонтакте
Комментарии Facebook