26 июля 2017 года, среда
Все Рим Милан Лондон Париж Прага Москва Вена Киев Барселона
Популярные материалы



Архив выпусков
<<Июль 2017>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
262728293012
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456
Облако тэгов
Австрия автобус автомобиль аквариум Америка Англия антиквариат аренда аренда автомобиля архитектура аттракцион аттракционы аэропорт Бавария багаж базар балет бар башня безопасность библиотека блошиный рынок блюда ботанический сад Бразилия буддизм бутик Ватикан Великобритания велосипед вино винтаж вода водитель воровство выставка высшее образование галерея гастрономия Германия гид Голландия город Городской транспорт гостиница Греция движение дворец джаз дизайн дизайнер дискотека дом дорога Дороги достопримечательности достопримечательность ДТП Египет Еда женщина жесты животные жилье замок зоопарк игрушки Израиль индийская кухня Индия институт искусство Испания история Италия итальянская кухня канал карнавал Каталония кафе квартира кино кинотеатр Китай китайская кухня клуб книги комфорт кондитерская концерт корабль кофе кража криминал кукла кулинария курорт курсы кухня легенда Легенды лето лимузин любовь магазин магия медицина меню метро метрополитен мечеть мода монастырь море морепродукты музеи музей музыка Мумбаи наука национальная кухня небоскреб недвижимость Нидерланды ночной клуб ночь Образование обсерватория обувь обучение общественный транспорт одежда озеро опасность опера остров отель парад парк парковка паром ПДД Петербург пиво Питер площадь пляж поезд поездка Полиция правила правила дорожного движения Правила поведения Праздник природа пробки прогулка продукты проживание Путешествие развлечение распродажа распродажи растения Ребенок река религия ресторан рестораны романтика роскошь Россия русская кухня Рыба рынок сад свадьба секс сказка скидки сладости собор спорт стадион стиль страховка студент студенты сувенир сувениры султан суши США сыр Таиланд Тайланд такси таможня танец танцы театр торговый центр традиции традиция трамвай транспорт туризм турист Турция Украина улица универмаг университет учеба фестиваль Франция французская кухня фуникулер Хостел храм цветы центр церковь чай Чехия Чешская кухня школа шоколад шопинг Шоппинг шоу штраф экономия экскурсии экскурсия язык Языковые курсы япония японская кухня ярмарка

Удивительная история Медного всадника

30.08.2011
Автор: Косицына Анна
Рейтинг: 0

Любому человеку, интересующемуся культурой, будет интересно узнать историю того или иного исторического объекта. Тем более, если ему посвящали стихи и поэмы, а сама его история впитала в себя множество интересных фактов и легенд. Безусловно, Медный всадник - как раз такая скульптура. Первый конный памятник Петру I полон символизма и мистицизма. Начнём с того, что всадник-то на самом деле вовсе не медный! Это с лёгкой руки великого А.С. Пушкина, сочинившего одноимённую поэму, его стали называть именно так. Со временем это словосочетание стало практически официальным названием монумента. Спросите любого петербуржца: "Где памятник Петру?" Не каждый ответит. А если поинтересуетесь, где находится знаменитый Медный всадник, вам ответит любой горожанин. Но на самом же деле памятник выполнен из бронзы.

История памятника Петру I началась давно, и на протяжении всего времени его создания монумент сопровождали интересные события и факты. Наверное, ни одна скульптура  в городе на Неве не вызывала у современников столько  интереса и споров. И, надо сказать, не только в России следили за ходом его возведения – вся Европа была в курсе, что в Санкт-Петербурге отливают какой-то грандиозный, невероятный памятник государю.

Но что же так заинтересовало и заинтриговало не только российскую, но и зарубежную публику? Оказывается, такой живой интерес вызвал всего-навсего обычный… камень, из которого собирались делать постамент для памятника! Но, как оказалось, камень тот был вовсе не простым. Екатерина II, решившая создать памятник в честь своего предшественника и поддерживающая все его реформы, приказала найти огромный камень, чтобы монумент был массивным. Естественно, сразу сделать этого не удалось, и тогда в газете «Санкт-Петербургские ведомости» появилось обращение к частным лицам, которые пожелали бы «для постановления… монумента в гору выломать и привезти сюда, в Санкт-Петербург».

Наконец подходящий камень нашёлся. Об этом объявил казённый крестьянин, поставщик строительного камня в Санкт-Петербург. Оказывается, он давно знал об одной огромной глыбе весом около двух тонн и даже собирался найти ей применение для собственных нужд. Но у него просто не оказалось нужного инструмента для того, чтобы расколоть каменного гиганта.

К слову, окрестные крестьяне, жившие неподалёку, давно знали, что в их стороне есть невероятных размеров глыба, и давно прозвали её Гром-камнем. Точное место «рождения» Гром-камня так и не установлено, однако известно, что это было лесистое и сырое место в районе деревни Лахта. Но это было далеко от Петербурга, и для того, чтобы доставить огромный камень в столицу, требовалась не только дюжая сила, но и практический ум – ни одна обычная повозка не выдержит такого груза!

Императрица объявила награду - 7000 рублей тому, кто придумает самый эффективный способ доставить Гром-камень в Санкт-Петербург. Из многочисленных проектов выбрали способ, предложенный некто Карбури. Ходили слухи, что проект он перекупил у какого-то русского купца.

 И вот для перевозки глыбы была придумана специальная машина. Поднимали Гром-камень с помощью специальных рычагов и домкратов и под него уже подводили платформу. Для извлечения камня из своей природной среды потребовалась работа тысяч людей. Для их проживания даже была построена целая деревня!

Транспортировка камня тоже оказалась крайне проблематичной. Не случайно были выбраны зимние месяцы, когда земля подмёрзла и могла выдержать такую тяжесть. По суше скалу перетаскивали почти год. Далее по Финскому заливу её везли на барже. Для транспортировки по воде было спроектировано и построено специальное судно. Вы скажете: "Но почему бы просто не разрубить камень на части и таким образом перевезти его?" Нет, этого делать было нельзя. По приказу Екатерины, Гром-камень должен был быть доставлен на место целиком! Около пятидесяти каменотёсов работали на камне постоянно во время движения, лишь придавая ему более гладкую форму.  

Работы по транспортировке глыбы продолжались и в мороз, и в жару. Посмотреть на это чудо приезжали многие петербуржцы, а некоторые из наблюдателей даже собирали мелкие осколки камня и изготавливали себе из них набалдашники на трость или запонки.

Эта уникальная операция – иначе и не назовешь - продолжалась с ноября 1769 года по март 1770 года. И вот, наконец, ценный груз доставлен на берег Финского залива. Надо сказать, Гром-камень к тому времени стал такой знаменитостью, что на его прибытие сбежался смотреть весь Петербург!

Для выгрузки камня был использован приём, также применённый при погрузке: судно притопили, и оно село на предусмотрительно вбитые в дно реки сваи, что дало возможность сдвинуть Гром-камень на берег. Кстати, в честь такой грандиозной перевозки была даже выпущена памятная медаль с надписью: «Дерзновению подобно»!

А если сегодня вы присмотритесь к постаменту, увидите надпись: «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая л?та 1782» с одной стороны и «PETROprimoCATHARINAsecundaMDCCLXXXII» — с другой. Так императрица подчеркнула свой замысел: установить линию преемственности и наследования между деяниями Петра и собственной деятельностью.

Теперь нужно было найти скульптора для самой фигуры Петра. По приказу Екатерины II, скульптора - Этьена-Мориса Фальконе пригласил в Санкт-Петербург князь Голицын. Мастеру к тому времени было уже 50 лет. Он трудился на фарфоровом заводе, но всегда мечтал создать что-то монументальное и грандиозное. И судьба предоставила ему этот шанс. Когда из Петербурга поступило приглашение поработать над памятником Петру, Фальконе, не раздумывая, согласился. В город на Неве он приехал со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло. Условия контракта гласили, что монумент  должен состоять из «главным образом конной статуи колоссального размера».

Фальконе приступил к работе над проектом. В обсуждении идеи памятника также участвовали Екатерина II, Дидро и Вольтер. Решено было, что памятник должен изображать победу цивилизации, разума и человеческой воли над дикой природой. Знаменитый же постамент призван символизировать природу и варварство. Кстати, тот факт, что Фальконе обтесал и отполировал грандиозный Гром-камень, вызвал возмущение и критику современников! Многие хотели бы видеть его неотёсанным и естественным.

Забегая вперед, скажем, что впоследствии, из-за всё нарастающих разногласий с Екатериной II, Фальконе покинул Россию, и работы по завершению памятника были поручены Ю.М. Фельтену. По иронии судьбы, на открытие памятника Фальконе так и не был приглашён.

Кстати, Медный всадник  уникален ещё и тем, что он стал первым изваянием русскому государю, изображённому на коне. На вздыбленной лошади Пётр видится, прежде всего, как законодатель: в иерархии классицизма законодатели находятся выше полководцев. Скульптура изображена в динамическом состоянии, в движении, а сам государь подчеркнуто одет в простую одежду, чтобы не отвлекать внимания от главной идеи. И только венок из лавра на голове Петра, и меч, висящий у пояса, указывают на его роль как полководца-победителя. Грандиозный постамент в виде скалы Фальконе представлял как символ преодолённых Петром I трудностей.

А вот змея, находящаяся под ногами вздыбленного коня, – не что иное, как остроумная находка в решении задачи по обеспечению статической устойчивости памятника. Хотя символически многие объясняют её как изображение «враждебных сил» и различных врагов, которых конь топчет своими мощными копытами.

 Видение памятника Фальконе достаточно сильно отличалось от того, каким  видела его императрица. Она ожидала увидеть Петра I с жезлом или скипетром в руке, гордо сидящим на благородном коне, - так ещё часто изображают, например, римских императоров. Надо сказать, что различные представители русской знати и интеллигенции по-своему видели этот памятник: кто-то представлял фигуру Петра в окружении аллегорий Благоразумия, Трудолюбия, Правосудия и Победы, а кто-то ожидал увидеть Петра во весь ро





Комментарии
Чтобы иметь возможность добавлять комментарии, Вы должны быть зарегистрированы и авторизованы.

Регистрация | Вход

Комментарии ВКонтакте
Комментарии Facebook