Индивидуальное занятие педагога психолога с ребенком. Направления работы детского психолога

Для обеспечения нормального развития ребенка в соответствии с нормой для каждого конкретного возраста важно следить не только за интеллектуальной, но и за эмоциональной сферой детей. Важно не только решить проблему, если она уже возникла, но и заранее предупредить появление возможных сложностей. призвана обеспечить полноценное развитие психоэмоциональной системы детей. Занятие по программе коррекционно-развивающих занятий психолога в ДОУ поможет избежать многих сложностей в поведении ребенка.

Цели программы:

  • обеспечение полноценного развития ребенка;
  • предупреждение возникновения проблем с развитием у детей;
  • помощь детям в решении сложностей в социализации, учебе, овладении навыками решения повседневных задач;
  • повышение уровня интеллектуального развития ребенка;
  • помощь в формировании отдельных функций психики;
  • помощь детям в овладении знаниями об окружающем мире, умении самостоятельно искать необходимую информацию;
  • корректирование имеющихся проблем в эмоциональном развитии ребенка и его социальном взаимодействии.

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:

В журналах «Справочник руководителя дошкольного учреждения» и «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ДОУ:

1. Проблемный ребенок в детском саду: три эффективных решения
2. Как реагировать на агрессию ребенка, чтобы она не повторялась. Советы педагога-психолога

Особенности программы

Данная программа имеет несколько этапов, помогающих достичь поставленной цели в зависимости от имеющихся проблем.

  1. Диагностика интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Психолог изучает степень развития эмоционально-волевой сферы ребенка, его особенности личности. Специалист исследует динамику развития детей и отмечает полученные результаты.
  2. Коррекция сложностей. В этот блок входит:
  • помощь ребенку в развитии внимания;
  • развитие у воспитанников аналитико-синтетической сферы;
  • помощь в развитии памяти;
  • помощь в развитии воображения и пространственного восприятия;
  • содействие ребенку в развитии личностно-мотивационной сферы.
  1. Полученные результаты:
  • повышение уровня внимания и концентрации;
  • развитие умения контролировать и организовывать себя;
  • увеличение объемов памяти, улучшение умения запоминать информацию;
  • улучшение умений размышлять, анализировать полученную информацию, обобщать понятия.

Основные принципы деятельности психолога

В процессе ведения коррекционной деятельности стоит следовать определенным принципам. предполагает выполнение следующих предписаний.

  1. Применение индивидуального подхода к каждому ребенку в детском саду.
  2. Принцип наглядности. Он необходим из-за важности обобщения воспитанниками получаемого материала, потребности в его активном восприятии. Также принцип необходим для развития уровня любознательности у воспитанника.
  3. Поддерживание единения обучения, воспитания и корректировки психологической и эмоциональной сферы каждого воспитанника детского сада.
  4. Последовательность. Все знания и умения, приобретаемые детьми, должны подаваться в виде последовательной системы с поэтапным освоением.
  5. Содействие ребенку в развитии самостоятельности, активности и сознательности у детей во время коррекционных занятий.
  6. Доступность. Весь материал, который подается детям для освоения, обязан адаптироваться под уровень интеллектуального и эмоционального развития детей в каждой возрастной категории.
  7. Нравственность. Важный принцип, предполагающий этическое и морально воспитание детей.

Особенности диагностики уровня развития ребенка

Программа коррекционно-развивающих занятий должна содержать не только индивидуальный подход к каждому ребенку, но и представлять собой определенную систему. Дети, воспитывающиеся в одной группе, имеют разные степени развития эмоционально-волевой, психологической и интеллектуальной сфер. Именно поэтому стоит учитывать особенности развития детей при ведении коррекционных занятии. Диагностика проводится с учетом нескольких рекомендаций.

Скачать полную таблицу о принципах и особенностях развития детей
Скачать в.docx

Принципы

Важность каждого принципа

Фиксация на постоянных изменениях в психике каждого воспитанника.

Обусловлена нахождением на разном уровне развития каждого ребенка, различий в знаниях об окружающем мире, особенностях интеллектуального развития.

Комплексный подход.

Важно исследовать не только конкретные сложности ребенка на начальном этапе. Необходимо исследования степени развития памяти, восприятия мира, ощущений, мелкой и крупной моторики, уровни развития речи. Немаловажными будут и коммуникативные способности ребенка, его эмоционально-волевая сфера.

Получение первичных данных не от ребенка, а от воспитателей и его родителей.

Дети имеют разные особенности психоэмоциональной сферы. Ребенок может разволноваться перед общением с психологом, и результаты диагностики будут неправильными и не отражающими действительность.

Коррекционные занятия с психологом в детском саду должны предполагать комплексный подход к исследованию всех сфер развития ребенка.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! Учебная программа: Компетенции воспитателя . За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Тонкости структуры занятий

Программа коррекционно-развивающих занятий психолога в ДОУ обязана предусмотреть сочетание различных разновидностей форм проведения работы. Важно грамотно чередовать дидактические игры, обсуждение способов решения сложных ситуаций, выполнение музыкально-ритмических упражнений. Хорошие результаты дает создание графических изображений и проигрывание проблемных ситуаций по ролям.

На занятиях важно придерживаться нескольких правил.

  • следить за степенью утомляемости воспитанников с помощью планирования и чередования разных типов заданий;
  • при индивидуальной работе важно подобрать оптимальный темп взаимодействия с конкретным ребенком;
  • важно организовывать перерывы с применением специальных упражнений для релаксации;
  • применение материалов для развития ребенка, которые полностью соответствуют его возрасту и уровню развития.

Грамотное построение программы коррекционно-развивающих занятий психолога в ДОУ помогает достичь нужного результата и повысить адаптацию воспитанников к окружающему миру, развить нужные навыки и умения.

Программа развивающих занятий “Мир психологии” "рис. 1" содержит в себе: описание структуры программы; подробный сценарий уроков (по количеству рабочих недель в году); рабочие тетради для детей, поступающих в школу и первоклассников "рис. 2", "рис. 3" ; наглядные материалы и список используемой литературы.

Цели цель программы заключаются в развитии познавательных способностей, творческих возможностей, некоторых социальных навыков детей, также в развитии групповых структур и процессов, поддержании благоприятного внутригруппового климата, сплочении и развитии детского сообщества, в раскрытии детьми своих возможностей и способностей.

При проведении занятий с малышами (от 4 – 5 до 6 – 7 лет) дополнительной целью служит развитие произвольности.

Для будущих первоклассников – подготовка детей к собеседованию при поступлении в школу.

Для первоклассников и пятиклассников – психолого-педагогическое сопровождение на этапе адаптации детей в новых для них школьных условиях.

Для выпускных классов – повышение самосознания и самоопределение.

Занятия построены на основе современных психологических представлений о природе человека с учетом особенностей детей данного возраста.

Обширная психологическая диагностика, включенная в программу, является профессиональной точкой опоры в осуществлении поставленных целей.

Задачи программы

Создание условий, обеспечивающих детям свободное выражение эмоциональных состояний.
Обучение способам группового взаимодействия.
Установление добрых отношений в группе. Развитие эмпатии.
Сплочение и развитие детского сообщества.
Развитие способности планирования и прогнозирования.
Развитие навыков использования имеющихся знаний в новых условиях.
Через игровые роли и сказочные образы осознать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Дать ученикам возможность поверить в свои силы.
Способствовать развитию познавательных процессов.
Выработать необходимые навыки в трудных ситуациях.
Понять и принять себя “таким, какой Я есть”.

Организация занятий

Занятия могут проводиться как с группой детей, так и с целым классом.

Занятия для малышей построены на основе настольной игры "рис. 4" , где каждый шаг это игра на заданную тему (этот вид развивающих занятий с психологом рассчитан на весь учебный год: 37 занятий по одному разу в неделю; продолжительность занятия 20 – 30 мин.)

Блок подготовительных занятий для будущих первоклассников (рассчитан на 7 недель по два раза в неделю или на 14 недель по одному разу в неделю; продолжительность занятия 25 – 30 мин.)

Уроки психологии на первой ступени образования (1 класс) на один учебный год (31 занятие по одному уроку в неделю; продолжительность занятия 40 – 45 мин.).

Занятия в первых классах сопровождаются путешествием по волшебному миру психологии, с помощью карты "рис. 5" , что очень хорошо мотивирует детей к работе.

Прикладываются дополнительные упражнения для 2 – 4 классы, поэтому данная программа может использоваться для всех классов начального звена школы.

Уроки психологии при переходе в среднее звено (5 класс) (33 занятия по одному уроку в неделю; продолжительность занятия 40 – 45 мин.)

Уроки психологии в старших классах (14 занятий, один раз в две недели; продолжительность занятия 45 – 60 мин.)

Большое внимание в программе уделяется занятиям в компьютерном классе. "рис. 6" , "рис. 7" .

Структура урока

Перед каждым занятием прописана цель, материалы, используемые на уроке.

Структура занятия: разминка, беседа, работа по теме урока (перечень упражнений), завершающее упражнение, обратная связь.

План занятий для малышей

Шаги в игре:“Путешествие”, “Зоопарк”, “Школа”, “Сказка”, “Кубики”, “Задача”, “Пишем и рисуем”, “Воображение”, “Загадка”, “Отдых”, “Соревнование”, “Музыка”.

Возраст детей

I раздел Эмоциональная сфера

1. Вступительный урок (знакомство, установление контакта)

1 занятие

1 занятие

1 занятие

2. Наши эмоции

4 занятия

4 занятия

4 занятия

3. Самооценка

2 занятия

2 занятия

2 занятия

II раздел Познавательные способности

1. Развитие крупной и мелкой моторики

9 занятия

4 занятия

4 занятия

2. Восприятие

7 занятий

4 занятия

4 занятия

3. Внимание

5 занятий

7 занятий

6 занятий

4. Память

4 занятия

6 занятий

5. Мышление

6 занятий

8 занятий

7 занятий

III раздел Сказкотерапия

Мир вокруг нас

3 занятия

3 занятия

3 занятия

План подготовительных занятий для будущих первоклассников

I раздел Эмоциональная сфера

Тема раздела: “Наши чувства” (продолжительность 5 занятий)

1. Вступительный урок (знакомство, установление контакта) – 1 занятие.
2. Наши эмоции – 1 занятие.
3. Трудности и правила в школе – 2 занятия.
4. Самооценка – 1 занятие.

II раздел Познавательные способности

Тема раздела: “Наши мысли” (продолжительность 9 занятий)

1. Диагностика – 2 занятия.
2. Восприятие – 1 занятие.
3. Внимание – 1 занятие.
4. Зрительно-моторная координация – 1 занятие.
5. Мышление – 2 занятия.
6. Память – 2 занятия.

План уроков психологии на первой ступени образования (1 класс)

Тема раздела: “Тайны моей души” (продолжительность 11 уроков).


“Здравствуй, Мир психологии” – 1 урок.
2. Диагностика:
“Какой я?” – 2 урока.
3. Проблемы детей в школе:
“Трудности школьника” – 1 урок.
“Наша школа” – 1 урок.
4. Эмоции и чувства:
“Наши чувства” – 1 урок.
“Гнев” – 1 урок.
“Радость” – 1 урок.
5. Качества человека:
“Темное и светлое в людях” – 1 урок.
6. Самооценка:
“Какой я хороший” – 2 урока.

II раздел Сказкотерапия

Тема раздела: “Мир сказки” (продолжительность 5 уроков).

Положительный психологический климат в классе:
“Мы самые дружные” – 1 урок.
Сказкотерапия:
“Мир сказки” – 2 урока.
“У нас гости” – 1 урок.
“Рисуем сказку” – 1 урок.

Тема раздела: “Какой я умный” (продолжительность 13 уроков)

1. Восприятие:
“Как мы видим мир” – 1 урок.
2. Зрительно-моторная координация:
“Мы рисуем”– 1 урок
3. Внимание:
“Какие мы внимательные” – 2 урока.
4. Память:
“Механизм памяти” – 1 урок.
“Как мы запоминаем” – 1 урок.
“Память чувств” – 1 урок.
5. Мышление:
“Что такое мышление” – 1 урок.
“Конкурс знающих и находчивых” – 1 урок.
“Какой я умный” – 1 урок.
“Учимся думать творчески” – 1 урок.
6. Речь:
“Как мы умеем говорить” – 1 урок.
7. Воображение, творчество:
“Мы фантазируем” – 1 урок.

IV раздел Социальные навыки

Тема раздела: “Я и другой” (продолжительность 2 урока)

1. Общение:
“Игры гномиков” – 1 урок.
2. Тренинг безопасного поведения:
“Один на улице” – 1 урок.

План уроков психологии при переходе в среднее звено (5 класс)

I раздел Введение в психологию

Тема раздела: “Кто я и мои друзья?” (продолжительность 11 уроков).

1. Вступительный урок (знакомство, установление контакта):
“Здравствуй, мир психологии!” – 1 урок.
2. Адаптационная игра:
“Дорога в пятый класс” – 2 урока.
3. Адаптационная игра:
“Наши учителя” – 1 урок.
4. Адаптационная игра:
“Корреспондентский марафон” – 2 урока.
5. Самооценка и оценка других, самочувствие ребенка в классе:
“Мое место в классе” – 2 урока.
6. Адаптационная игра:
“Стучи, поезд, стучи!” – 1 урок.
7. Диагностика школьной мотивации, получение обратной связи:
“Угадай, кто это!” – 2 урока.

II раздел Творчество

Тема раздела: “Самые оригинальные” (продолжительность 5 уроков).

1. Диагностика креативности, элементы арттерапии:
“Мы фантазируем” – 3 урока.
2. Элементы оригами:
“Мы мастерим без клея и ножниц” – 2 урока.

или (вместо 2 и 3)Компьютерное рисование (PAINT BRUSH)

III раздел Развитие познавательных способностей

Тема раздела: “Какой я умный” (продолжительность 13 уроков).

1. Восприятие, зрительно-вербальные функции:
“Что такое восприятие?” – 2 урока.
2. Внимание:
“Что такое внимание?” – 2 урока.
3. Память:
“Что такое память?” – 2 урока.
4. Диагностика интеллекта:
“Что такое интеллект?” – 1 урок.
5. Мышление:
“Как мы мыслим?” – 5 уроков.

IV раздел Повышение самопознания, самостоятельности, саморазвития

Тема раздела: “Подготовка и защита творческих проектов” (три консультации и один открытый урок).

Предлагаемые темы творческих проектов:

1. Наша школа.
2. Наши учителя.
3. Наш класс.
4. Увлекательная психология.
5. Что мы знаем о себе.

План уроков психологии в старших классах

I раздел Введение в психологию (продолжительность 5 занятий и одно дополнительное).

1. Знакомство, установление контакта – 2 занятия.
2. Исследование межличностных отношений старшеклассников – 2 занятия.
3. Исследование личности старшеклассника – 1 занятие.

Дополнительное занятие: Рассмотрение одной из теорий в психологии, сопровождающееся психологическими тестами, согласно этим теориям.

Предлагаемые темы:

1)стадии развития по З. Фрейду; иерархия потребностей по А. Маслоу; типы психологических защит по З. Фрейду;
2) психология любви (Э. Фром);
3) трансактный анализ (Э. Берн).

II раздел Развитие познавательных способностей (продолжительность 2 занятия и одно дополнительное).

1. Восприятие, внимание, память – 1 занятие.
2. Мышление, творчество – 1 занятие.
Дополнительное занятие: Устная и письменная речь.

III раздел Профориентация (компьютерное тестирование) (продолжительность 6 занятий и одно дополнительное).

  1. Диагностика интеллекта – 2 занятия.
  2. Психологический портрет – 2 занятия.
  3. Методики на профориентацию и профпригодность – 1 занятие.
  4. Бизнес – тестирование – 1 занятие.

Дополнительное занятие: Детско-родительская профориентационная игра “Поступаем в ВУЗ”

IV раздел Работа по микрогруппам (личностный тренинг) (продолжительность 2 занятия).

Темы тренинга на выбор:

1. Тренинг личностного роста;
2. Готовимся к экзамену;
3. Повышение уверенности;
4. Учимся этикету.

При составлении программы использовались труды: Вачкова И.В., Абрамовой Г., Анастази А., Андреас, Стив и Фолкнер, Чарльз, Башаевой Т.В., Битяновой М.Р., Большаковв В.Ю., Брязгуновой И., Касаткиной Е., Венгера А.Л., Гуткиной Н., Дилео Д., Катхановой Ю.Ф., Лидерс А.Г., Личко А.Е., Матвеевой О.А., Овчаровой Р.В., Бодалева А.А., Рудестама К., Фридмана Л.П., Чейли Дж. и других авторов.

Данная программа работает второй год и показывает хорошие результаты. "рис. 8"

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Конспекты занятий программы индивидуальных занятий по психологической поддержке ребенка со страхами .

Занятие № 1

1. Вхождение в занятие

Упражнение 1. «Дневник настроения» (Каково моё настроение сегодня и почему. Какое хорошее событие произошло со мной за этот день, неделю). Каждое занятие 1 части начинается с этого упражнения.

Упражнение 2. «Мое имя» Придумать на каждую букву своего имени одно положительное качество своего характера.

2. Основной блок

Цель: снятие мышечных зажимов.

Упражнение 1

    «Разгиб - разгибыч» (разогнуть всё, что можно); «Круги головой» (крутить головой с большей амплитудой и прибавлением скорости); «Кружилка» (кружиться на одном месте сначала в одну, затем в другую сторону); «Жевалка» (жевать вымышленную жвачку); «Зевалка» (отдуши пожевать); «Рычалка» (порычать).

Упражнение 2 «Злюки». Рвать бумагу кто быстрее и мельче.

3. Завершающий блок

Упражнение «Учимся дышать».

Лежа на коврике полностью расслабиться, чтобы не чувствовать напряжения. Ноги немного развести, руки вдоль тела ладонями кверху, не касаясь его. Глаза закрыты. Представить, что внутри живота находится не надутый «воздушный шарик». На счет от 1 до 5 начинаем надувать этот «шарик», делая вдох носом, одновременно выпячивая живот вперед. Грудь при этом не должна подниматься. Затем, на счет от 5 до 1 – спокойный выдох через нос (повторить 5-6 раз). То же самое на грудное дыхание.

Занятие № 4

1.Вхождение в занятие

Цель: создание положительного эмоционального настроения, повышение самооценки.

Упражнение 1. (см. 1 занятие)

Упражнение 2 «Я любимый». Ребенку предлагается, повторяя за ведущим, показать и погладить свои ножки, ручки, щечки, пальчики и т. д., проговаривая: «Это мои любимые щечки, это мои любимые ручки и т. д.».

2.Основной блок

Цель: снятие мышечных зажимов в наиболее проблемных местах.

Упражнение 1. Тонизация через веки

Расширить глаза (ужас…гнев…) – расслабим

Зажмуриваемся (ужас…конец света…) – расслабим

Сузим глаза (китаец) – расслабим

Упражнение 2 «Восьмерки». Рисовать взглядом лежащие восьмерки. Спокойным взглядом, не торопя взор, - на стене, на потолке, в проеме окна… 7 восьмерок в одну сторону, 7- в другую. Можно с открытыми, можно с открытыми глазами.

Цель: актуализация страха.

Упражнение 1 «Чего я боялся, когда я был маленьким».

Ведущий рассказывает о своих детских страхах, а ребенок о своих.

Упражнение 2 «Дом ужасов».

Ребенку предлагается нарисовать дом и «заселить» его страшными персонажами. Немного рассказать о каждом из них.

3.Завершающий блок

Цель: обеспечение регуляции мышечного тонуса.

Упражнения на релаксацию

«Учимся дышать» (см. предыдущее занятие)

«Шарик надувается», вытягиваясь в виде «колбаски» в области живота и грудной клетки. На счет от 1 до 5 надувается живот, от 6 до 10 – грудь, и обратно. На счет 10-6 – сдувается грудь, от 5 до 1 – живот (повторить 5-6 раз). Далее повторяются все предыдущие варианты, только вдох на счет от 1 до 5, а выдох на счет от 1 до 10 (т. е. выдох в два раза продолжительнее вдоха).

Занятие № 5

1.Вхождение в занятие

Цель: создание положительного эмоционального настроения, повышение самооценки.

Упражнение 1. (см. 1 занятие)

Упражнение 2 «Мимическая гимнастика».

Ведущий изображает разные эмоциональные состояния, глядя на ребенка (страх, гнев, обида, злость и т. д). Ребенок играет роль зеркала, копируя то, что изображает ведущий.

2. Основной блок

Цель: снятие мышечных зажимов в наиболее проблемных местах (руки, пальцы)

Упражнение 1. Сидя за столом или в кресле с подлокотниками – ставим предплечье вертикально вытянутыми, разогнутыми пальцами вверх. Расслабляем лучезапястный сустав и пальцы, и кисть опускаются (несколько раз напрячь – расслабить) В расслабленном состоянии можно покачать кистью на весу - сначала правую руку, затем - левую и обе вместе.

Упражнение 2 «Руки Пьеро»

Сидя или стоя – плечи свободны. Двигается предплечье – сгибаем руку в локте под прямым углом… Подержим так – и отпустим в свободное падение – пускай падает лишь под действием собственной тяжести. Еще несколько раз.

Цель: актуализация страха.

Упражнение 1. «Чего боятся дети»

Ребенок по очереди с ведущим говорит, чего могут бояться дети (и взрослые)

Упражнение 2 . Нарисуй свой страх. Расскажи про него.

3.Завершающий блок

Упражнение «Настройка»

Сидя на стуле, закрыв глаза полностью расслабить свое тело. Напрягая правую руку, пошевелить левой, проверив, расслаблена ли она и наоборот. Точно также – ноги. Затем напрячь все тело и тут же его полностью расслабить.

Занятие № 6

1.Вхождение в занятие

Цель: создание положительного эмоционального настроения, повышение самооценки.

Упражнение 1 «Дневничек настроения».

Упражнение 2 «За что меня любят окружающие».

Ребенок должен рассказать, за что, по его мнению, его любят мама, папа, бабушка, сестра, брат и т. д.

2. Основной блок

Цель: снятие мышечных зажимов в наиболее проблемных местах (ноги)

Упражнение 1. Ползанье на четвереньках от стены до стены. По речевой инструкции, с препятствиями, наперегонки, на 3-х конечностях, одновременно, попеременно (руки, ноги), кверху животом.

Упражнение 2. Лежа на спине – двигаем стопы не отрывая пяток: вперед – назад, вправо – влево, повращаем по кругу. Расслабим. Обратим стопы друг к другу внутренними сторонами – отпустим. Одну стопу сильно вытянем по линии голени, а другую наоборот согнем, приблизив к ней. Задержим – отпустим. Поменяем. – Отпустим.

Упражнение 3. (можно вместо 1) «Аист»

Стоя на одной ноге, другой поболтать в разные стороны, прижать к ягодицам, к груди. Расслабить. На другой ноге. С закрытыми глазами.

Цель: актуализация страха.

Упражнение 1 «Чужие рисунки».

Ребенку показывают нарисованные другими ребятами «страхи». Глядя на них, ребенок должен рассказать чего боялись авторы рисунков и как им можно помочь.

Упражнение 2 «Закончи предложение».

    Дети обычно боятся… Взрослые обычно боятся… Мамы обычно боятся... Учителя (воспитатели) обычно боятся…

Делаются выводы о том, что иногда страх испытывают все люди и это совсем не стыдно. Причем бывает так, что с возрастом страхи исчезают.

3. Завершающий блок

Цель: снятие мышечных зажимов в наиболее проблемных местах (релаксация)

Упражнение «Цветы и дождик»

Представь, что в солнечный летний день мы оказались на широком лугу, усыпанном красивыми цветами. Когда я хлопну 3 раза в ладоши, ты «превратишься» в один из этих красивых цветовСолнце печет сильно. Уже давно не было дождя и цветы на лугу начинают постепенно вянуть. Сначала опускаются головки, лепестки, а потом сгибается и весь стебелек до самой земли (3 – 2 – 1) Пошел дождик и цветы начинают оживать (1 – 2 – 3). Повторить несколько раз.

Занятие № 7

1.Вхождение в занятие

Цель: создание положительного эмоционального настроения, повышение самооценки.

Упражнение 1. «Дневничек настроения»

Упражнение 2. Продолжи предложение:

    Я умею… Я хочу… Я добьюсь…

2. Основной блок

Цель: снятие мышечных зажимов в наиболее проблемных местах (освобождение корпуса)

Упражнение 1. Стоя и сидя: Представьте, что вы засыпаете и начинаете «клевать носом»

Упражнение 2 . Сидя: ноги расставлены под углом 60-70 градусов, локти на коленях) Так же засыпать, но «клевать» уже всем телом. Затем можно позаваливаться, сначала на один бок, затем - на другой.

Упражнение 3. Боковое встряхивание, потрясывание головой.

Упражнение 4 «Пьяный танец». Попробуйте походить как пьяный человек, потанцевать, прислушиваясь к своему телу и делая то, что хочется.

Цель: Коррекция страхов(символическое уничтожение)

Упражнение 1. Нарисуй свой страх, затем можно посадить страх в клетку (дорисовать ее сверху); можно закрасить красками или карандашами так, чтоб не было видно; разорвать на мелкие кусочки.

Упражнение 2.

Цель: Коррекция страхов (преобразование объекта страха через идентификацию)

Ребенку предлагается нарисовать различных страшных героев, дать им имена (или назвать их, н. п., баба-яга, волк, привидение) и разложить в алфавитном порядке, можно доделать дома.

3.Завершающий блок

Цель: обеспечение регуляции мышечного тонуса

Упражнение «Напряжение – расслабление».

Лежа, по команде педагога ребенок должен напрячь все тело как можно сильнее, через несколько секунд полностью расслабить.

Занятие № 8

1.Вхождение в занятие

Цель: создание положительного эмоционального настроения, повышение самооценки.

Упражнение 1 . (см. 1 занятие)

Упражнение 2. Ребенку предлагается вслед за ведущим произносить слова с разной громкостью: шепотом, громко, очень громко. Таким образом, ребенок проговаривает за психологом слово «Я» (с разной громкостью), «хороший» (с разной громкостью).

2. Основной блок

Цель: обеспечение регуляции мышечного тонуса через дыхание (снятие мышечных зажимов)

Упражнение 1 «Дыхание – зевание». Сделать глубокий вдох открытым ртом, прищурив глаза (как при зевании), и, немного задержав дыхание, облегченно выдохнуть.

Упражнение 2 «Глубокое» и поверхностное дыхание»: (как слон, как собачка).

Цель: Коррекция страхов (преобразование объекта страха через идентификацию с ним).

Упражнение 1.Игра «Маски»

Ребенку предлагается нарисовать страшные маски, и, надевая их по очереди, пугать ведущего. Можно кроме масок использовать ткань: в нее заворачивается пугающий. В процессе игры можно меняться ролями. Если пугает ведущий, то он так стимулирует ребенка, что тот при помощи диванных подушек начинает отбиваться, а затем обязательно побеждает страшного персонажа.

Упражнение 2.

Цель: Коррекция страхов (снизить уровень страха через придание объектам страха несвойственных непривычных характеристик).

Взрослый читает детям страшную сказку и просит придумать к ней веселое окончание: «Жила-была девочка, и были у нее папа и мама…

3.Завершающий блок

Цель: обеспечение регуляции мышечного тонуса

Упражнение 1 . Ребенок сначала должен полностью расслабиться, а затем напрягать те участки тела, которые называет взрослый. Завершаются упражнения полным расслаблением.

Занятие № 9

1.Вхождение в занятие

Цель: создание положительного эмоционального настроения, повышение самооценки.

Упражнение 1 . (см. 1 занятие)

Упражнение 2. Продолжи предложение:

    Если бы я был цветком, я бы был… Если бы я был животным, я бы был… Если бы я был сказочным героем, я бы был…

2. Основной блок:

Цель: снизить степень страха через придание объектам страха несвойственных им, непривычных характеристик.

Взрослый просит представить какое-нибудь страшное существо, которого боятся все дети. Затем, ребенок рисует то, что представил. Взрослый начинает рассказывать, что это существо – девушка, которая собирается выйти замуж, поэтому ей необходимо посетить парикмахерскую, где ей сделают красивую прическу. Ребенок выступает в роли парикмахера – визажиста.

Цель: Коррекция страхов (снизить степень страха через его гротескизацию).

Упражнение 1 . «Сочиним страшную сказку».

По очереди взрослый и ребенок сочиняют страшную сказку. Сказка должна «нагромоздить» так много страшного, чтобы обратить страшное содержание в смешную противоположность.

3.Завершающий блок :

Упражнение 1 «Медвежата». Медвежата сидят в берлоге. Подул сильный ветер. Медвежата замерзли. Они сжались в клубочки и греются. Стало жарко, медвежата развернулись, развалились (повторить несколько раз).

Занятие № 10

1.Вхождение в занятие

Цель: создание положительного эмоционального настроения, повышение самооценки.

Упражнение 1 . (см. 1 занятие)

Упражнение 2. Продолжи предложение:

Я умею лучше, чем (брат, сестра)…

Я умею лучше, чем моя подруга …

Я умею лучше…, чем раньше

2. Основной блок

Цель: Коррекция страхов (снижение степени страха через сопереживание объекту страха).

Ребенок должен представить кого-либо страшного и нарисовать его. Затем, взрослый сообщает, что у страшного существа болят зубы, распухла щека. Затем взрослый рассказывает, что это существо очень боится идти к врачу, оно, так же как и дети не любит лечить зубы. Ребенку предлагается стать добрым врачом и вылечить страшного, а затем нарисовать его добрым и счастливым.

3.Завершающий блок

Цель: Обеспечение регуляции мышечного тонуса (релаксация)

Упражнение 1 «Морская звезда».

Лечь на пол в виде морской звезды. Представить, что звезда тянется всеми своими конечностями за чем-то вкусным одновременно. Затем, она устает и расслабляется (отдыхает). Повторить несколько раз.

Занятие № 11

1.Вхождение в занятие

Цель: создание положительного эмоционального настроения, повышение самооценки.

Упражнение 1. (см. 1 занятие)

Упражнение 2 «Лесенка роста».

Ребенку предлагается вспомнить и рассказать:

Когда мне было всего несколько месяцев, я умел только …

Когда мне был один год, я…

Когда мне было 3 года…

Сейчас я могу …

Скоро я научусь …

2. Основной блок

Цель: укрепление «Я» ребенка.

Упражнение 1. Ребенок и взрослый перебрасываются мячом и заканчивают предложение: «Я сам делаю …»

Упражнение 2. Ребенку предлагается походить как маленький, а затем как взрослый (по возможности попробовать проанализировать, в чем разница).

3. Завершающий блок

Цель: полное расслабление

Под музыку ребенку предлагается лечь, полностью расслабиться и представлять то, о чем говорит взрослый (Рассказ «Путешествие к ручью»).

Занятие № 12

1.Вхождение в занятие

Цель: создание положительного эмоционального настроения, повышение самооценки.

Упражнение 1. (см. 1 занятие)

Упражнение 2 . Взрослый и ребенок перекидывают друг другу мяч. Взрослый говорит: «Я смелый», ребенок должен сказать: « А я смелее». Так называется несколько качеств характера.

2. Основной блок

Цель: укрепление «Я» ребенка

Упражнение 1 «Мне в тебе нравится».

Взрослый и ребенок перекидывают мяч друг другу, говорят, что им нравится друг в друге.

Упражнение 2. Ребенку дается инструкция: «Закрой глаза. Постарайся увидеть себя взрослым. Рассмотри, как ты одет, что делаешь, какие люди тебя окружают. Эти люди тебя очень любят. За что они тебя любят? А теперь открой глаза и расскажи, каким ты станешь, когда вырастешь? Какие твои качества будут нравиться окружающим?

3.Завершающий блок

Цель: полное расслабление

Под музыку ребенку предлагается лечь и полностью расслабиться. Представить то, о чем рассказывает взрослый (Рассказ «Путешествие по лесу»)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Актуализация страха - упражнение «Дом ужасов»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Актуализация страха - упражнение «Альбом страхов»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Символическое уничтожение страха

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Инструкция: «Из страшного персонажа сделай заботливого»

Преобразование страха через придание объектам страха несвойственных, непривычных характеристик.

Инструкция: «Дорисуй страшного персонажа так, чтобы он стал смешным»

Преобразование страха через придание объектам страха несвойственных, непривычных характеристик.

Инструкция: «Дорисуй агрессивного персонажа так, чтобы он стал грустным»

муниципальное общеобразовательное учреждение

Степановская средняя общеобразовательная школа имени Н.К. Иванова

Галичского муниципального района Костромской области

(МОУ Степановская СОШ)

Согласовано:

Зам директора по УВР:

Грибова С.Ю

Рассмотрено на

Педагогическом совете

Протокол №

От « »________20

Утверждаю

Директор школы:

И.В. Фуряева

От « »__________20

Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога с обучающимся 2 класса Фамилия Имя.

Рабочая программа составлена педагогом-психологом Акатовой И.А

Пояснительная записка

Младший школьный возраст — важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих задержку в умственном развитии. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих задержку в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.

В условиях инклюзивного и интегрированного образования наиболее целесообразен комплексный подход в коррекции, так как интегрированные психологические занятия позволяют решать общие задачи развития детей, исключить дублирование, обеспечить частую смену деятельности, что способствует уменьшению физических нагрузок и более успешному усвоению материала. Предлагаемая программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель коррекционных занятий: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Цель данной программы - обеспечить специальную (коррекционную) помощь детям с задержкой в психическом развитии.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.

Достижение указанной цели будет решаться посредством следующих задач:

формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

корректировать недостатки познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

формировать пространственно-временные ориентировки;

формировать способность эстетического восприятия окружающего мира во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

совершенствовать сенсорно-перцептивную деятельность;

обогащать словарный запас детей на основе использования соответствующей терминологии, грамматических норм речи.

исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

Совершенствовать психологические предпосылки к успешному обучению (устойчивость внимания, наблюдательность, способность к запоминанию, способность к переключению, навыков и приемов самоконтроля, познавательной, познавательной активности, произвольности общения и поведения).

Развивать коммуникативную направленность к обучению (умение внимательно слушать и слышать педагога, подчинять свои действия инструкции, умение понимать и принимать учебную задачу, умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия и сосредоточенного выполнения учебной задачи.

Основные направления работы

Формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета.

Развитие сенсорной системы - совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.

устойчивости внимания;

наблюдательности;

способности к запоминанию;

способности к переключению;

познавательной активности;

Формирование полноценных учебных умений:

планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);

контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

применение знаний в новых жизненных ситуациях;

Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

умения внимательно слушать и слышать педагога, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);

умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки педагога.

Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

применение инструкции, наглядности (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

обращение к педагогу или товарищу по группе за разъяснением; подведение итогов занятия;

формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог:«Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);

Программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:

развитие моторики, графомоторных навыков; (расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога). тактильно-двигательное восприятие; (формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира, путем ощупывания предметов (различении поверхностей предметов на ощупь (мягкий, твердый, шершавый, колючий и др.), определении их температурного режима (горячий, холодный и др.), вибрационных возможностей)). кинестетическое и кинетическое развитие; (формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве). восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов; развитие зрительного восприятия; восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств; (способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов). восприятие пространства; восприятие времени; (формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года).

Концептуалъность:данная программа написана в соответствии с основными принципами коррекционного воздействия и реализует психологические методы и приемы на всех этапах коррекции.

Программа опирается на следующие специальные принципы:

этиопатогенетический;

системности учета структуры психо-речевого нарушения;

комплексности;

дифференцированного подхода;

поэтапности;

учета личностных особенностей;

использования обходного пути.

При обучении используются практические, наглядные, словесные методы:

различные упражнения по развитию мышления и воображения;

игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха;

осложненные задания логического и грамматического характера;

слуховой диктант со зрительным самоконтролем;

графический диктант.

Средства ИКТ - интерактивную доску, интерактивные пособия (игры и тесты) для занятий в виде презентаций, CD «Психологические упражнения»

Условия реализации программы

Дидактический и наглядный материал;

Медицинские показания для детей.

Оздоровительная работа:

расслабляющий массаж, дыхательная, пальчиковая, зрительная гимнастика

развитие координации движений, речь с движением, мелкой моторики

развитие ориентировки в пространстве

Расслабляющие и релаксирующие упражнения

Ожидаемые результаты:

Значительное облегчение в усвоении учебного материал

Скорректированы психологические предпосылки к успешному обучению (устойчивость внимания, наблюдательность, способность к запоминанию, способность к переключению, навыков и приемов самоконтроля, познавательной, познавательной активности, произвольности общения и поведения).

Развита коммуникативная готовность к обучению (умение внимательно слушать и слышать педагога, подчинять свои действия к инструкции, умение понимать и принимать учебную задачу, умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия и сосредоточенного выполнения учебной задачи.

Формировать, на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

Скорректированы недостатки познавательной деятельности

Сформированы пространственно-временные ориентировки;

Сформирована способность эстетического восприятия окружающего мира во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

Усовершенствована сенсорно-перцептивная деятельность;

Учащиеся умеют применять полученные знания, умения и навыки в социуме.

Эмоциональная стабильность в отношениях со сверстниками, сформированная мотивация обучения.

Сенсорное и сенсомоторное развитие

1. Развитие перцептивных возможностей.

Развитие зрительного восприятия (сенсорные эталоны, зрительный анализ, тонкость и дифференцированность восприятия);

Развитие слухового восприятия (ритмизация, дифференциация, соотнесение);

Развитие тактильного восприятия;

Развитие кинестетических ощущений.

2. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия.

(развитие слухо-моторной, зрительно-моторной, слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации. Работа с модальностями.)

3. Двигательная сфера

Развитие мелкой моторики и общей двигательной координации;

Динамическая организация двигательного акта (развития умения организации и контроля простейших двигательных программ);

Развитие произвольности движений (сигнал-реакция).

Формирование пространственно-временных отношений

1. Формирование собственно пространственных представлений

(умение ориентироваться в собственном теле, умения ориентироваться на плоскости, умения ориентироваться во внешнем пространстве улицы, поселка.)

2. Формирования квазипространственных представлений

(формирование пространственных представлений в речи, формирование умения понимать пространственные и временные логико-грамматические конструкции.)

Умственное развитие

1. Формирование мнестических процессов и приемов мнестической деятельности

2. (развитие памяти, формирование различных приемов запоминания, межмодальный перенос);

3. Формирование приемов умственной деятельности

4. Развитие интеллектуальной сферы

Нормализация ведущей деятельности возраста

1. Формирование приемов учебной деятельности (действовать по образцу, следовать указаниям, работать по алгоритму)

2.Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности.

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к успешному обучению:

устойчивости внимания;

наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

способности к запоминанию;

способности к переключению;

навыков и приемов самоконтроля;

познавательной активности;

произвольности общения и поведения.

Развитие эмоционально-личностных качеств

Эмоциональной стабильности в отношениях со сверстниками,

Сформированности мотивации обучения.

Техническое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Компьютер (ноутбук)

Проектор

Интерактивная доска

Музыкальный центр

Занятия проводятся 1 раз в неделю и строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:

Принцип системности .

Принцип единства диагностики и коррекции.

Деятельностный принцип коррекции.

Учет индивидуальных особенностей личности.

Принцип динамичности восприятия.

Принцип продуктивной обработки информации.

Принцип учета эмоциональной окрашенности материала.

Итак, каждое занятие должно быть направлено на развитие умственной активности ребенка, его самостоятельности, работоспособности. Для повышения эффективности коррекционных занятий соблюдаем правила организации предлагаемые М.М. Безруких

1. Перед каждым занятием следует объяснить его цель: что будем делать, как, для чего.

2. Через каждые 5—7 мин занятия целесообразно проводить физминутки, используя упражнения на расслабление, формирование правильной осанки, упражнения для глаз.

3. Начинать занятие следует с разминки, далее организовать повторение (более легкое задание), затем переходить к новому материалу (более сложному заданию) и заканчивать выполнением заданий, которые не вызывают у ребенка особых затруднений.

4. Соотношение известного материала и совсем неизвестного может составлять 75% к 25%.

5. Предоставить возможность ученику самому выбрать оптимальный темп деятельности; установки всех заданий давать не на скорость, а на качество.

6. Обязательно оценивать работу, отмечая правильность выполнения и допущенные ошибки, объясняя, как их нужно исправить. Любые замечания должны быть поддерживающими и конструктивными.

7. Поощрять инициативу детей, интерес, желание задавать вопросы, обратиться за помощью.

8. Следить за соблюдением правильной осанки, положением ручки и тетради.

9. Закончить занятие следует на оптимистичной ноте.

Тематический план

коррекционно-развивающих занятий психолога с учащимися 2 класса

п/п

Тема

Кол-во часов

Вводное занятие

1

Внимание

1.Диагностика внимания

2.Произвольное внимание

3.Устойчивость внимания

4.Умение работать по инструкции

5.Внимательность

5

Память

1.Диагностика памяти

2.Зрительная память

3Слуховая память

4.Осязательная память

5.Зрительно-моторная координация

5

Мышление

1.Диагностика мышления

2.Развитие наглядно-образного мышления

3.Развитие словесно-логического мышления

4.Умение классифицировать

5.Умение обобщать

5

Зрительно-моторная координация

1.Развитие пространственных представлений

2.Развитие мелкой моторики

3.Ориентировка на листе бумаги

4. Навыки самоконтроля

4

Волевая сфера

1.Развитие произвольности

2.Работа по правилам

3.Навыки самоорганизации

4. Согласованность

4

Итоговые занятия

1

Тематическое планирование

Раздел

Темы уроков

Содержание занятий

Примечание

Вводное занятие

Я= Ты

Знакомство, формирование интереса к занятиям,

позитивного эмоционального фона. Упр. «Дерево»,

«Водопад», игра «Молекулы». Тесты ДДЧ, Рисунок семьи

Внимание 5

1.Путешествие в страну внимания Диагностика уровня развития внимания.

Диагностика уровня развития внимания,

устойчивости, объёма, произвольности. Упр.на развитие внимания: «Летает - не летает», «Что изменилось», «Найди 5 отличий», «Найди путь», «Муха», «Нарисуй по памяти», «Подсчитай правильно», «Текст с ошибками», «Перепутанные буквы». Тест «Корректурная проба»

2.Формирование устойчивого внимания

Найди детали», «Зачеркни одну букву», «Впиши знак», «Найди лишнее», «Что изменилось?», «Чем отличаются?».

3.Игра «Магазин»

4.Путешествие в страну Грамотейка

5. Тест «Корректурная проба»

Память 5

1.Диагностика разных видов памяти

Групповые методики диагностики разных видов памяти (запоминание 10 слов, цифр, образов-рисунков; отсроченное воспроизведение). Тренинг памяти: игры «Нарисуй по памяти», «Что изменилось», «Что пропало», «Кто за кем». Упр: заучивание слов и пар слов, отсроченное воспроизведение образов, слов, цифр, имён и фамилий

2Игра «Что изменилось»

3Игра-упражнение «Нарисуем и запомним скороговорку»

4.Упражнение «Я знаю как зовут, Я запомню как зовут»

5.Упражнения, развивающие осязательное восприятие формы объемных предметов.

Развитие осязательного восприятия.Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь геометрические фигуры», «Что принес Буратино».

Мышление-5

1.Диагностика мышления

Групповые методики диагностики мышления. Игры (тренинг разных видов мышления): «Найди лишнее»,

«Запомни и нарисуй», «Узнай предмет по описанию»,

«Найди лишнее слово», «Угадай животное», «Найди общие признаки». Упр. на выделение существенных признаков, обобщение, сравнение, классификацию

2. Игры и упражнения на обобщение предметов

3.Игры и упражнения на сравнение предметов

4.Упражнения на классификацию

5.Путешествие в страну «Угадай-ка»

Зрительно-моторная координация-4

1.Диагностика мелкой моторики

Игры: «Найди путь», «Составь план (класса, своей квартиры, комнаты)», «Найди предмет по инструкции».

Упр. на развитие моторики (рисование петельками, штриховка, обведение контура без отрыва карандаша).

Игра «Муха» на развитие ориентировки.

Графические диктанты.

Упражнения для профилактики и коррекции зрения

2.Упражнения на развитие моторики

Упражнение для развития мелкой моторики рук

3.Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету

4.Игра упражнение «Рисуем по клеточкам»

Волевая сфера-4

1.Методика опосредованного запоминания

Методика опосредованного запоминания.

Рисование двумя руками одновременно. Упражнения на синхронность работы обеих рук

Графические диктанты. Игры «Расшифруй слова»,

«Зашифруй текст», «Найди путь»

2.Игра упражнение «Рисуем по клеточкам

3.Урок-игра «Рисуем по разному» Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус)

4.Игра «Шифровальщик »

Итоговые занятия 1

Итоговая диагностика мышления

Итоговая диагностика

Литература

1.Коррекционная педагогика. Учебное пособие. Москва, 1999

2.Конева Е.В., Корнилова С.Б. Учителю о детях с задержкой психического развития. Ярославль, 2003

3.Логопедия в школе. П/ред. Кукушина В.С. Москва, 2004

4.Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение. Москва, 2001

5.Психологическая помощь. Минск, 2002

6.Ребенок с особыми образовательными потребностями: проблемы интеграции в социум. Ярославль, 2005

7.Рабочая книга школьного психолога. П/ред. Дубровиной И.В. Москва,1995

9.Справочник специального образования. Ярославль, 2004

10.Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Москва, 2001

11.Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Москва, 2000

12.Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. Москва, 1995

Коррекционно-развивающее занятие с дошкольником по развитию мышления и эмоциональной сферы

Цель:
Развить теоретические и практические виды мышления.
Развитие эмоциональной сферы.

Задачи: 1) Развитие наглядно образного мышления.
2) Развитие словесно логического мышления.
3) Закрепить знания об эмоциях радости, горя, гнева, страха и удивления.
4) Развитие воображения, выразительности движений, передающих эмоциональные переживания радости, грусти, гнева, удивления.

Материалы и оборудование:
1) книга сказок;
2) книжка с картинками;
3) мультфильм: «Лунтик»;
4) игрушка;
5) картинки с изображением улыбающихся и грустных облаков;

6) цветные карандаши;

Ход работы
Психолог:
Здравствуй, …. ! Я очень рада тебя видеть! Давай мы с тобой начнем с тобой с волшебного ритуала: возьмемся за руки и подарим друг другу самую нежную и теплую улыбку!
Хорошо. А ты слышал такое слово - эмоции? Какие эмоции ты знаешь?
Когда они возникают? А для чего нам нужны эмоции? Верно! Эмоции – это наши переживания в различных жизненных ситуациях. Эмоции бывают положительные и отрицательные. Эмоции очень важны в человеческом общении. Но своими эмоциями необходимо управлять. И сегодня мы с тобой научимся дарить друг другу положительные эмоции.
А сейчас мы с тобой будем учиться тренировать эмоции. Я буду тебе показывать картинки и давать задания, и вместе будем их выполнять.
Нахмуримся, как осенняя грозовая туча; как рассерженный человек; как злая волшебница.
Улыбнемся, как кот на солнце; как самый счастливый человек на свете; как летний солнечный денек.
Удивимся так, как будто ты увидели чудо.
Разозлимся, как ребенок, у которого отняли любимую игрушку.
Испугаемся, как заяц, увидевший волка; как котенок, на которого лает собака.
Устанем, как папа после работы; как человек, поднявший тяжелый груз; как муравей, притащивший большую соломинку.
Отдохнем, как путник, прошедший длинный путь; как человек, который много потрудился.
Засмеемся самым счастливым смехом.
Понравилось тебе меняться?
Психолог: Отлично! Сейчас я тебе дам картинки. Я их нарисовала, но не успела разукрасить. Посмотри на облака. У них разное настроение. Раскрась облачко, у которого такое же настроение, как у тебя.
А по каким признакам ты определил, что одни облака веселые, а другие грустные.
Ответ ребенка.
Психолог: Молодец!
На каждом занятии я тебе открываю секреты. Вот и сегодня я тебе по секрету сообщу особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарования. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас ты начнешь ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только тебе захочется что-то сказать или спросить, остановитесь напротив вот этой игрушки, посмотрите ему в глаза и трижды сердито-пресердито произнеси волшебное слово «Тух-тиби-дух».
Рефлексия: Трудно ли тебе было играть роль сердитого-пресердитого человека? А что ты чувствовал?
Психолог: Хорошо. А теперь посмотри картинки в книжке (демонстрируются рисунки животных из анимационных мультфильмов).
Давай откроем первую страницу и посмотрим, что тут нарисовано. Как думаешь кто это? Что он делает? Какого он цвета? Как он говорит? Хорошо. Ты молодец! А теперь посмотри на обе страницы и придумай небольшой рассказ. У тебя 2 минуты, чтобы ты придумал его (ребенок рассказывает, если он испытывает затруднения помочь наводящими вопросами).
Психолог: Умница! А теперь мы с тобой немного отдохнем и посмотрим мультфильм «Лунтик» (Серии: «Обещание», «Подарок для бабочки», «Помощь ближним»).
Психолог: Давай ты мне перескажешь, что было в мультике? Правильно ли Лунтик поступил? А как поступил бы ты?
Мы с тобой читали сказки. Сегодня у нас новая сказочка, называется она «Палочка-выручалочка». (Чтение сказки с иллюстрацией. Просьба пересказать сказку по картинкам).
Психолог: Хорошо. Ты у нас большой молодец, такой старательный.
Но нам пора завершать занятие.
Рефлексия: Что нового ты сегодня узнал? Чему ты научился? А теперь давай возьмемся за руки и улыбнемся друг другу и пожелаем всего хорошего! Пусть у нас всегда будут хорошее настроение, и только положительные эмоции!
Жду на следующем занятии!