Дымковская игрушка козлик лепка. Конспект занятия «Дымковская игрушка» для детей подготовительной группы

1
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад обще-развивающего вида №49 Комитета по образованию

Администрации городского округа город Камышин
Конспект занятия в старшей группе. Продуктивная деятельность. Тема: «Лепка барашка по мотивам дымковских игрушек».
Воспитатель старшей группы № 6:
Романюк Олеся Дмитриевна
Камышин, 2015

2 Конспект занятия в старшей группе. Продуктивная деятельность. Тема: «Лепка барашка по мотивам дымковских игрушек».
Цели:
Обогащать и расширять художественный опыт детей. Формировать умение работать с пластилином. Систематизировать и закреплять знания детей о народном декоративно- прикладном искусстве. Развивать творческие способности. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Активизировать в речи детей прилагательные.
Материал:
Дымковские игрушки, «барашек» - образец, бумажные фигуры: круги, кольца, точки, полоски и т.д.; таблицы с изображением элементов дымковской росписи; альбом для детского творчества И. А. Лыковой «Дымковская игрушка», схема с показом способа лепки; Для каждого ребенка: пластилин, стека, вода, салфетки.
Программное содержание:
Продолжать приобщать детей к исконно русскому промыслу-изготовлению игрушек; закрепить знание характерных особенностей дымковской росписи. Закрепить представления о процессе создания игрушек. Развивать желание лепить игрушку своими руками. Закрепить умение соблюдать пропорциональное соотношение частей, равномерно и красиво устанавливать фигурку на подставке.
3 Учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях; развивать эстетический вкус, воспитывать интерес к быту и обычаям России; учить видеть выразительность формы игрушки, учить лепить барана скульптурным способом из цилиндра приемом надрезания с двух сторон и оттягивания пластилина от общего куска; учить декоративно оформлять вылепленных «барашеков» дымковской игрушки: кругами, пятнами, точками, прямыми и волнистыми линиями. Предварительная работа: Беседа о дымковских игрушках, рассматривание элементов росписи; бумажных фигур: кругов, колец, точек, полосок и т.д.; таблиц с изображением элементов дымковской росписи; альбома для детского творчества И. А. Лыковой «Дымковская игрушка», схема с показом способа лепки; Рисование дымковских узоров, роспись бумажных силуэтов. Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах. Разучивание наизусть потешек о дымковских игрушках.
Ход занятия:
С высокого берега реки Вятка, на котором издавна стоял город Вятка (сейчас он называется Киров, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину – и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто легкой дымкой окутано. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали – «дымковская»… Вначале были только свистульки. Всю зиму дымковские мастерицы лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют веселым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети.
4 И в наше время в Вятке, которая теперь называется город Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И делают там не только свистульки. Если мы зайдем в эти мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Все это нужно для создания чуда. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели и др. Вылепленные фигурки несколько дней просушивают, потом обжигают в специальных печах. После обжига их белят мелом, разведенном на молоке, затем начинают расписывать нарядными узорами: кружочками, прямыми и волнистыми полосками, клеточками, пятнышками, точками. Краски малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие – пестро и весело, как в хороводе! Сегодня мы с вами будем лепить дымковскую игрушку – барашка, как настоящие мастера. Послушайте рассказ К. Д. Ушинского «Лошадка»: «Конь храпит, ушами прядет, глазами поводит, удила грызет, шею, словно лебедь, гнет, копытом землю роет. Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей-челка, на ногах-щетка; шерсть серебром отливает. Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подковки стальные. Садись и пошел! За тридевять земель, в тридесятое царство! Конь бежит, земля дрожит, изо рта пена, из ноздрей пар валит». Воспитатель предлагает детям еще раз рассмотреть дымковскую игрушку- барана - и определить, каким способом ее лучше слепить. Уточняет ответы детей и советует попробовать слепить лошадку так, как это делают народные умельцы. Сначала нужно создать исходную форму-цилиндр (раскатываем прямыми движениями ладоней). Один конец валика (цилиндра) на треть длины надрезаем стекой, оттягивая образовавшиеся части и делаем из одной части шею с головой, а из другой-ноги. Шею поднимаем вверх, немного
5 изгибаем, чтобы получилась голова. Ноги делаем из другой части: надрезаем стекой на две равные части, каждую из которых оттягиваем и закругляем. Другой конец валика (цилиндра) слегка вытягиваем, чтобы задние ноги получились такой же длины, как передние. На основе такой же формы можно создать любую фигурку: лошадку, барана, козлика, корову, оленя и пр. Для барана сделаем крутые рожки и челку-веночек. Дети начинают работать, глядя на схему способа лепки барана по мотивам народной пластики. Воспитатель показывает основные способы лепки и побуждает детей к самостоятельному творчеству. По ходу занятия помогает детям советами, индивидуальным показам, наводящими вопросами. А теперь немного отдохнем. Отдых наш – физкультминутка, Я прошу подняться вас – это «раз», Повернулась голова - это «два»,
6 Руки вбок, вперед смотри это «три». На «четыре» – поскакать. Две руки к плечам прижать - это «пять». Всем ребятам тихо сесть - это «шесть». Воспитатель предлагает детям долепить фигурку так, чтобы получился красивый баран: «Дети, давайте оформим вылепленную фигурку, чтобы она стала красивым баранам. Рассматриваем со всех сторон и сглаживаем. Слепим для барана крутые рожки и челку-веночек. Можно усложнить детали, копытца и мордочку фигурки слепить из черного пластилина; Все вылепленные поделки рассмотреть, выделить наиболее удавшиеся и объединить в коллективную композицию «Веселая карусель».

Образовательная область «Художественное творчество»
Цель: формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно прикладного искусства
Задачи:

Расширять знания детей об особенностях дымковского промысла, мастеров народов России, развивать познавательный интерес, художественное творчество, фантазию
продолжать знакомство с дымковским промыслом (игрушками), росписью, её колоритом, особенностями
развитие продуктивной деятельности (лепка) детей
продолжать знакомить с особенностями декоративной лепки
формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно прикладного искусства
закреплять умение лепить животного по типу дымковских игрушек(туловище и ноги- из целого куска), передавая их характерные особенности
развивать умения украшать узорами предметы декоративного искусства, украшать их налепами
развивать умение сглаживать неровности слепленного изображения
воспитывать любовь и уважение к творчеству народных мастеров
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Под русскую народную музыку входит Коробейник с лотком, на котором стоят дымковские игрушки.
Коробейник:
Ели спят у большака в инее седом,
Спят деревья, спит река, скованная льдом.
Мягко падает снежок, вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом.
Голубые дали и село большое «Дымково» назвали!
Там любили песни, пляски, и в селе рождались чудо – сказки,
Вечера зимою длинны, и лепили там из глины
Все игрушки не простые, а волшебно – расписные.
Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор, но отвести не всилах взор.
И пошла о «дымке» слава, заслужив на это право,
Говорят о ней по всюду, удивительное чудо!
Воспитатель: Здравствуй, Коробейник! С чем к нам пожаловал?
Коробейник: Был я на ярмарке в русском селе Дымково.
Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стоит большое село.
Слобода Дымково под Вяткой. Домов в селе было много. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить. Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими. Село это славится на весь мир, своей игрушкой знаменитою.
Вон сколько у меня их. И лошадки, и барашки, и козлики, и павлины, и уточки, и петушки и многие другие. А из чего лепили игрушки, знаете?
Дети отвечают.
Коробейник: Правильно, из глины лепили. Налепят, высушат и в печь, чтобы они так закалились, стали крепкими и воды не боялись.
Воспитатель: Мы знаем, что название село получило от того, что когда мастера высушивали свои глиняные поделки в печи, над крышами из труб вился дымок.
Коробейник: Правильно, так и назвали село – Дымково. Потом игрушки белили белилами и они становились, как снег белые. Затем их начинали расписывать. Как вы думаете, эти игрушки лепили и расписывали радостные или грустные мастера? Как они передали нам своё настроение?
Дети отвечают.
Возьмите каждый по игрушке.
Воспитатель: Держите их осторожно, рассмотрите внимательно. Какие узоры использовали мастера для их росписи?
Давайте расскажем по очереди, используя план.

Какая у тебя игрушка?

Какого она цвета?

Какой узор изображен на ней?

Каким цветом нарисованы круги, полоски?

Какое настроение подарила тебе игрушка?

Коробейник: Как интересно, вы рассказывали! На ярмарке я был, а там шум, да веселье. Вот и я хочу поиграть с вами в русскую народную игру.

У дядюшки Трифона было семеро детей,

Семеро сыновей.

Они не пили, не ели, друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

После этих слов водящий делает какое – нибудь движение, а все дети повторяют это движение. Водящий выбирает того, кто по его мнению, лучше всех повторил движение и задает вопрос: « что ты делал?» Если выбранный дает правильный ответ, то становится водящим.

Коробейник: Ребята, а вы хотите попробовать сделать дымковскую игрушку?

Воспитатель: Давайте тогда примемся за работу. Делу - время, а потехе – час. Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь хоть брось. Вылепим дымковскую игрушку – олень. Как можно его слепить, какие приемы для этого будим использовать?

Дети отвечают.

Воспитатель: Ноги и туловище лепим из одного куска, ноги разрезаем при помощи стеки, формируем их, голову и шею оленя слепить тоже из целого куска пластилина, затем шея плавно переходит в туловище, примазывается. Обращаем внимание на соразмерность всех частей туловища оленя. Не забываем про рога, у оленя они ветвистые. Что бы игрушка получилась весёлая, нарядная, украшаем её лепниной, дымковским узором. Подбираем цвет пластилина для узора. Ребята, как нужно работать с пластилином, что бы рабочее место и одежда были в порядке? Что нужно сделать после работы с пластилином?

Дети отвечают.

Воспитатель: А сейчас сделаем разминку перед работой.

Пальчики

Вот этот самый толстый пальчик у меня, сгибаем и разгибаем большой палец.

Этот самый ловкий пальчик у меня, сгибаем и разгибаем указательный палец.

И, когда танцует пальчик, с ним танцуют Сжимаем и разжимаем кулачки.

все друзья.

Вот этот самый длинный пальчик у меня, сгибаем и разгибаем средний палец.

Вместе с ним танцуют все мои друзья. Сжимаем и разжимаем кулачки.

А вот этот пальчик лодырь у меня, сгибаем и разгибаем безымянный палец.

Но, когда танцует пальчик, с ним танцуют

все мои друзья Сжимаем и разжимаем кулачки.

А этот пальчик – мальчик лучший у меня, сгибаем и разгибаем мизинец.

Вместе с ним танцуют все его друзья. Сжимаем и разжимаем кулачки.

Все мои пять пальцев - дружная семья, Сжимаем и разжимаем кулачки по очереди.

И, когда они танцуют, танцую с ними я! Хлопки в ритме текста.

Коробейник: Вот и размяли пальчики, приготовились к работе. А, что бы было легко работать, мы послушаем русскую народную мелодию.

Воспитатель во время работы старается помочь детям советами, кто затрудняется прибегает к показу.

Воспитатель: Посмотри, Коробейник, какие игрушки у нас получились. Понравились они тебе?

Коробейник: Интересный у вас получился дымковский олень. Давайте поставим его на лоток и посмотрим вместе, что у нас вышло. Дети встают вокруг стола.

Воспитатель: Ну, как вы думаете, получилось у нас сделать, красиво и ярко, как у дымковских мастеров? А какая игрушка получилась самая яркая? Какая игрушка больше всего нравится? А где узор получился интересный?

Дети высказывают своё мнение.

Коробейник:

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

(В.Фофанов)

«Каков мастер, такова и работа» - так говорили на Руси. Весёлые, добрые мастера делали эти игрушки. Получились они яркие, нарядные, не похожие друг на друга. Хоть сейчас их все на ярмарку. Возьму я их с собой покажу их другим детям, а вы получайте сладкие конфетки. Спасибо, вам за работу.

Воспитатель: Приходи еще к нам в гости. Мы рады будем видеть тебя.

Оформляется выставка работ.

Цель: Учить рассматривать дымковские игрушки, узнавать знакомые образы, выделять средства выразительности.

Формировать навыки лепки дымковской игрушки, умение передавать характерные особенности (туловище, ноги, хвост, грива, рога и т.д.), выполнять декорацию элементов, использовать стеки для выразительности, различные техники и приемы лепки (приглаживание, вытягивание, защип).

Образовательная область: художественное творчество.

Интеграция образовательных областей:

Социализация: формировать эмоциональный отклик на произведение народного искусства - дымковской игрушки.

Чтение х/л, музыка: воспитывать детей на традиционных традициях, показывая народное изобразительное искусство неразделимо от народной музыки и устного народного творчества.

Материал: дымковские игрушки, иллюстрации игрушек, слайды-презентация «Дымковская игрушка», СDпроигрыватель с записями русских народных мелодий, пластилин для моделирования, цветной пластилин, дощечки, стеки, салфетки, карточки-схемы, самовар, баранки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций дымковской игрушки.

Ход занятия:

1. Звучит ярмарочная музыка, дети входят в группу. Воспитатель побуждает детей отметить характер музыки (задорная, веселая, звонкая и т.д.) и отмечает, что именно под такую музыку собирался в старину народ на ярмарочные гуляния и приглашает на выставку дымковской игрушки. Воспитатель рассказывает, где игрушки можно встретить в наше время и предлагает познакомиться поближе с промыслом дымковской игрушки, чтобы дети тоже попробовали себя в этом рукоделии и почувствовали себя настоящими мастерами народного промысла.

2. Дети занимают места на стульчиках для просмотра слайдов и прослушивания рассказа воспитателя. Воспитатель рассказывает о родине и происхождении дымковской игрушки, о традициях и мастерах народного промысла.

Просмотр слайдов игрушек с загадками к ним:

«Стоит на стройных ножках-

Вся краса в рожках» (олень)

«Бегут по дорожке борода и рожки» (козлик)

«Что за конь! Только тронь-

С всадником вместе ускачет верст за двести»

Просмотр слайдов с показом последовательности лепки. Проговорить технику последовательности лепки.

3. Пальчиковая гимнастика «На руке у нас 5 пальцев».

4. Выбор понравившейся игрушки. Лепка по схемам индивидуального выбора (оленя, козлика, лошадки, коровы, барашка).

5. Итог. С какими игрушками познакомились?

Как вы считаете, похожа ли ваша игрушка на образец дымковской игрушки на выставке?

Какими получились ваши игрушки?

Воспитатель: После усердной работы вечерком любили мастера попить чай с бубликами. Приглашает на чаепитие детей. Благодарит за работу.

Организация выставки дымковских игрушек детей в группе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

СЛОБОДА ДЫМКОВО

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Стоит на стройных ножках Вся краса в рожках.

козлик Бегут по дорожке Борода и рожки.

лошадка Что за конь! Только тронь- С всадником вместе Ускачет верст за двести..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки, с особенностями дымковского орнамента. .Развивать художественный вкус, творческое воображение. .Выделять характерные особенности роспис...

Художественная деятельность. Рисование.

«Дымковский козлик»

Конспект занятия в старшей группе.

Программное содержание

:
- Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров;
- продолжать учить детей проводить узкие линии и точки – концом ворса кисти;
- закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета;
- использовать в рисовании определённые цвета, применяемые в дымковской росписи;
- воспитывать интерес и любовь к народному искусству.
Словарь : дымковская игрушка, лошадка, нарядная, радостная, веселая, праздничная.
Предварительная работа:
1. Беседы о дымковской игрушке, об особенностях узора, композиции, цветосочетании
2. Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства
3. Рисование элементов дымковской росписи
Оборудование и материал : иллюстрации с изображением дымковских игрушек; образцы узоров на листах А – 4; открытки на каждого ребенка с прорезанной фигуркой козлика; палитра с шестью цветами: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, оранжевый; баночки с водой, кисти №3, салфетки, подставки для кисточек.
Индивидуальная работа : продолжать учить рисовать концом кисти.
Форма организации:
1. Дети сидят полукругом перед мольбертами с иллюстрациями дымковских игрушек
2. Работа за столами
3. Дети стоят вокруг стола: анализ детских работ.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Ребята, послушайте одну историю. «У дымковской барышни росли дымковские козлики. Паслись они на зелёном лугу, а смотрел за ними дымковский пастушок. В один прекрасный день, когда козлики паслись на лугу, пошёл очень сильный дождь и смыл узор на дымковских козликах. Сильно расстроились дымковские пастушок и барышня» Они просят нас о помощи. Хотят, чтобы вы нарисовали узор на козликах. Вы согласны им помочь? 2 . Рассматривание. Рассматриваем образцов узора: какие формы используются? Каким цветом круги? Что внутри круга? (маленький круг или точка) Как рисуем точку? (прикасаемся концом кисти). Где используется чёрный цвет? (на копытцах, на рожках) Какой рисунок на туловище? Какие цвета используются? 3. Повтор цели. Сегодня мы с вами будем рисовать узор на дымковском козлике.

4. Показ с объяснением. Концом кисти рисуем большой круг внутри этого круга ставим точку другого цвета, так же рисуем глаз. Носик и копытца разукрашиваем концом кисти

5. Напоминание. Рисуем концом кисти узор на дымковском козлике.

6. Напоминание об аккуратности работы. Слежу за осанкой детей во время работы.

7. Итог занятия. Обращаю внимание, что все с работой справились – козлики получились очень красивые!

Конспект НОД в средней группе ДОУ по теме
«Дымковский козлик»

Тема: «Дымковский козлик»
Программные задачи:

Знакомить детей с дымковской игрушкой, учить выделять элементы узора

Использовать нетрадиционный прием изображения - «тычок»

Учить украшать силуэт, знакомыми элементами дымковской росписи,

ритмично чередуя их.

Развивать чувство формы и ритма

Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, уважение к труду

русских мастеров.

Словарная работа: дымковская игрушка, тычок, роспись, узор.

Оборудование:

а) демонстрационный: Выставка дымковских игрушек, образец воспитателя
б) раздаточный: силуэт козлика, подставка под кисточку, кисть, гуашь,
ватные палочки, баночка с водой, тряпочка.

Предшествующая работа: Беседа «Нарядная дымка», рассматривание дымковских изделий, дидактическая игра «Нарядный платочек для барышни».

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на дымковские игрушки,

    Ребята посмотрите, какие красивые игрушки пришли к нам сегодня в гости.

    Какие игрушки вы видите? (барышня, индюк, лошадка)

Есть в России уголок, Курицами, индюками.

Где из труб идет дымок. Барашками игривыми.

Оттого-то деревенька Конями златогривыми,

Дымково зовется. Веселит, ласкает взор

Кто хоть раз попал туда - Пестрый, радужный узор:

Не забудет никогда, Клетки, кольца, завиточки.

Вспомнит - улыбнется. Змейки, ленточки и точки,

Знаменита деревушка Просто загляденье -

Яркой глиняной игрушкой: Всем на удивленье!

Игрушки нарядные, веселые, с разноцветным узором. Делают такие
игрушки в деревне Дымково, поэтому игрушки назвали дымковскими.
Лепят их из глины и расписывают нарядным узором народные умельцы. -
Как называются эти игрушки? (дымковские)

Воспитатель обращает внимание детей на силуэт козлика без узора:
- Ребята, сегодня к нам в гости пришел козлик со своими друзьями, но они
почему-то очень грустные.
- Как вы думаете, почему? (у них нет узора)
- Да, ребята, козлики потеряли свой узор, и поэтому загрустили,
- Ребята, как мы можем развеселить наших козликов? (нарисовать узор)
- Давайте поможем козликам и каждому нарисуем красивый для него узор.
- Посмотрите, как мы будем это делать.
- Наших козликов мы будем украшать кружками и точками, чередуя их. Но рисовать мы будем их не кисточкой, а ватной палочкой. Вот так. (показ воспитателя).
-Узор наш чередуется. Сначала мы будем рисовать тычком кружочки красной краской, оставляя место между ними для точек. Затем синей краской
с помощью ватной палочки мы будем рисовать точки между кружочками,
(показ воспитателя)
Воспитатель предлагает детям показать у доски, как они будут рисовать узор (показ детей на доске)

Закрепление приемов рисования:
-
Прежде чем начать работать, давайте с вами вспомним, чем мы будем
рисовать кружочки? Какой краской?
- С помощью чего мы нарисуем точки? Какой краской?
- Как мы расположим кружочки и точки? (поочередно)

Физкультминутка
На траве сидит козленок (присели)

«МЕ-МЕ-МЕ!» - кричит козленок

Ножки у него кривые, (ходьба на месте на внешней стороне стопы)

Рожки у него тупые, (ручками изобразили рожки)

Он мне молока не дал, (развести руки в стороны)

Он не жаден, просто мал.

Самостоятельная деятельность детей
Анализ детских работ, итог:

Ребята посмотрите какие красивые, нарядные, и веселые козлики у вас получились. Мы с вами хорошо потрудились, вы молодцы. Занятие окончено.