Вы и ваш ребенок! Для изучения своих детей нужны силы, время, труд.

Знаете ли вы своего ребёнка?

«Основные признаки кризиса развития».

Психолог: Родителям очень важно знать об особенностях развития ребенка. Что же характерно для ребенка 3-4,5 лет? Прежде всего, физическое развитие, его бурный физический рост. У детей этого возраста велика потребность в движении, детям трудно усидеть на месте, им легче что-то делать, чем бездействовать.

ñ Вы, вероятно, заметили стремление детей к самостоятельности. Если да, то в чем это проявляется?

ñ Внешне эти изменения выражаются в том, что ребенок начинает говорить о себе не в третьем лице, а в первом. Кстати, не все родители замечают появление этой особенности. Ребенок хочет быть взрослым. Он начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Возможность этого осознания себя как отдельного человека ему дает общение со взрослым.

В это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: его попытка самостоятельно отдалиться от матери, научиться многое делать самому. Ребенок развивается, а всякому процессу развития свойственны скачкообразные переходы – кризисы.

Кризисы необходимы, они – движущая сила развития. И как раз в этом возрасте у ребенка происходит этот кризис развития. Еще вчера послушный малыш вдруг становится раздражительным, требовательным, упрямым, капризным. Протекание данного кризиса у всех детей происходит по-разному: у кого-то он начинается рано, у кого-то чуть позже. У одних детей кризис развития длится непродолжительное время, у других – до 4-4,5 лет.

Вы не должны пугаться остроты протекания кризиса, этот вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности.

В этот момент опасны не сами кризисы, а проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей. Можно ли, действуя грамотно, смягчить проявление кризиса? – Да. Как помочь ребенку выйти из него, не внося в душу негативные качества? Об этом мы сегодня с вами и поговорим.

От того, как складывается развитие ребенка в этот период, зависит его будущее. Кризис называют трудным возрастом, который отмечен повышенной конфликтностью. Взрослым становится все сложнее управляться с возрастающей строптивостью и несговорчивостью малыша. Однако, и самому малышу в этот период нелегко. Трудный возраст в первую очередь труден для него самого.

В это время ребенку свойственно проявление некоторых отрицательных качеств, таких как негативизм, упрямство, капризность, симптом обесценивания.

Давайте разберемся в этих понятиях, в особенностях проявления этих качеств и в решениях их преодоления.

Негативизм.

Первый симптом, которым характеризуется наступление кризиса – возникновение негативизма.

Негативизм – это желание ребенка делать наоборот, ни в коем случае не подчиняться воле взрослого, даже вопреки собственному желанию. В ребенка как будто вселяется бес. Ему предлагают погулять, а он отказывается, хотя очень любит прогулки, просьбы мамы начинает выполнять с точностью до «наоборот».

Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но когда этим же продуктом его угощают другие люди, он спокойно и с удовольствием все съедает.

При резкой форме негативизма дело доходит до того, что можно получить противоположный ответ на всякое предложение, сделанное авторитетным тоном.

Например, взрослый, подходя к ребенку, говорит авторитетным тоном: «Это платье черное», - и получает в ответ: «Нет, оно белое». А когда говорят: «Оно белое», ребенок отвечает: «Нет, черное». Стремление противоречить, стремление сделать наоборот, по сравнению с тем, что ему говорят, есть негативизм в собственном смысле слова.

Хочется вас успокоить. Первичный негативизм не является признаком испорченного характера или изощренным желанием досадить взрослому. Напротив, он отражает прогрессивные тенденции в развитии малыша, его попытку выделить свое «Я». У ребенка возникают свои собственные желания и намерения, которые очень часто не совпадают с желаниями и намерениями взрослых. Ребенок как бы дает нам понять, что он тоже имеет право на собственное мнение и желает, чтобы с ним считались.

Задача взрослых – поддержать его, превратить негативизм в игру, одновременно обучая его выражать свои желания и намерения. Например, при проявлении негативизма воспользуйтесь моментом и поиграйте в специальную игру «Делай наоборот» :
Показываем на нос и комментируем:
- Это мой рот.
Задача ребенка – раскрутить цепочку в обратном направлении, т.е. показать на свой собственный рот и сказать: «А это мой нос».
Теперь показываем на левую ногу и сообщаем:
- А это моя правая нога.
Ребенок показывает свою правую ногу и говорит:
- Это моя левая нога.

СОВЕТ: - не давить на ребенка;
- не разговаривать в приказном тоне.

Упрямство.

Иногда взрослые путают понятия «упрямство» и «капризы». Упрямство – своеобразная защитная реакция против влияния взрослых, не восприятие ребенком мнения других людей, а настаивание на своем.

Например, ребенок просит купить во время прогулки апельсиновый сок. Мама заходит в магазин, но там есть только яблочный. Малыш отказывается пить, потому что сок «не тот». Он может очень хотеть пить, но все равно, требует именно апельсиновый сок. Ребенок устраивает истерики (чаще в людных местах). Как же поступить маме в этой ситуации? (Не придавать большого значения – во время приступа не пытайтесь что-то внушать ребенку, это бесполезно, ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат – не прибегайте к помощи посторонних, ребенку только это и нужно – просто возьмите его за руку и уведите – будьте в поведении с ребенком настойчивы).

Упрямый ребенок настаивает на своем не потому, что ему так сильно хочется чего-то, а потому, что он этого потребовал. Это явление закономерное, нормальное в известных пределах.
Часто родители используют метод «кто кого переупрямит», тем самым закрепляя проявление упрямства и лишая ребенка возможности выйти с достоинством из конфликтной ситуации.
Одной из ошибок воспитания в семье, ведущей к появлению упрямства является повышенная требовательность родителей в приучении ребенка к порядку без учета его реальных умений. Родители выдвигают требования на основе собственных представлений о том, что ребенок обязан делать и уметь, без учета его возрастных и индивидуальных возможностей. Бесполезно требовать от ребенка 3-4 лет, чтобы он всегда был чистым, не трогал землю, не становился не колени в новой одежде и т.д. У детей нет врожденного стремления к чистоте, эти качества могут быть сформированы только в процессе воспитания и обучения. Надо постепенно приучать ребенка к опрятности.

Упрямство надо уметь отличать от настойчивости. Упрямство – это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал.

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности.

Если дети после 4-х лет все еще продолжают часто упрямиться, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, как удобном способе манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

Как преодолеть упрямство? Прежде всего, не придавайте ему большого значения. Примите это как необходимость. Во время приступа упрямства оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете. Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

Капризность.

Понятия «капризы и упрямство» очень родственные и провести четкую границу между ними очень сложно. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы.

Капризы – это действия, которые лишены разумного основания, т.е. «Я так хочу и все!!!». Они вызываются слабостью ребенка и в определенной степени тоже выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов в следующем:
- в желании продолжит начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы;
- в недовольстве, раздражительности, плаче,
- в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система ребенка.
Часто капризы ребенка нелепы и совершенно невыполнимы.
Не путайте упрямство и капризы! Если упрямый ребенок проявляет свое упрямство только в ответ на поведение или требование родителей, то капризный начинает «кукситься» и ныть, плакать по любому поводу. Для упрямства самое главное – не уступить взрослому, настоять на своем, и если взрослый отстанет, ребенок будет только рад. Капризный ребенок стремиться добиться еще большего внимания к себе, ему нравиться быть в центре внимания. Любимое выражение упрямого ребенка: «Я хочу», капризного – «Я не хочу».

Капризы могут возникнуть в ответ на слишком потакающие действия взрослых, на их противоречивые требования или на чрезмерно строгие меры, которые применяются к малышу.

Хочется подчеркнуть, что в детском «Я сам» проявляется стремление ребенка к самостоятельности. Это можно наблюдать даже у самых маленьких детей, и всячески надо поддерживать это стремление, а иначе дети могут вырасти пассивными и ленивыми.

Если достижения достижения ребенка становятся предметом внимания взрослого и его доброжелательной оценки, его личность своевременно и полноценно развивается, а это залог психического здоровья и успешного развития в дальнейшем. В противном случае при ограничении самостоятельности в действиях детей или полном устранении от помощи ребенку в его бурно развивающихся, но еще плохо скоординированных действиях, а также при небрежном или безразличном отношении к его пока еще элементарным достижениям в поведении ребенка возникают негативные симптомы:
- дети становятся раздражительными и гневливыми;
- легко впадают в аффект;
- капризничают;
- стремятся все сделать наоборот.

Истерика.

Очень часто за капризом ребенка, в случае невыполнения его требований, наступает истерика. Для истерик у детей характерны:
- невероятная яркость, гротескность,
- своего рода «игра на публику»,
- зависимость от внешних обстоятельств и наличия зрителей.
Детская истерика сопровождается малыми припадками:
- громогласный плач,
- крики,
- битье головой о стену или пол,
- расцарапывание лица.
Характерной особенностью детских истерик является то, что они возникают в ответ на обиду или неприятное известие, усиливаются при повышенном внимании окружающих и могут быстро прекратиться после того, как это внимание иссякнет.
Бывает так, что ребенок при одном из родителей не позволяет себе капризы и истерики. Здесь корень проблемы стоит искать в семейных отношениях, а именно, в реакциях родителей на поведение ребенка. Если ребенку все разрешают, выполняют все его требования, «только бы он не расстроился», то последствиями такого воспитания становятся: избалованность, вседозволенность.
Многим мамам не удается ничего придумать в такой сложной ситуации и они предпочитают уступить, лишь бы он замолчал. Это, конечно, вынужденный, но опасный путь. Он ведет к тому, что реакции детей закрепляются и в следующий раз повториться нечто подобное, только с еще большей силой.

Родителям следует четко определить список разрешенных и запрещенных вещей, и всегда придерживаться однажды установленного запрета.

Дети гораздо наблюдательней, чем мы думаем. И прекрасно понимают, что за конфетой, которую мама не дает, надо идти к деду, что гулять надо с папой, потому что он покупает «запрещенную» газировку, а если устроить бабушке истерику, можно получить все и немножко больше.

Постарайтесь, чтобы ни один из родных не умалял авторитета другого. Если мама не разрешила, значит нельзя. Ни в коем случае один из родителей не должен отменять запретов другого. Родители не должны позволять ребенку добиваться желаемого с помощью истерик. В то же время, конечно, нужно быть терпеливыми и уметь находить компромиссы.

Как предотвратить приступы истерики у детей.

ñ Научитесь предупреждать вспышки . Дети скорее раздражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Постарайтесь предвидеть такие моменты: не отправляйтесь в магазин за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Собираясь в сад, не предлагайте надеть одежду, которую ребенок не может терпеть.

ñ Переключайте детей на действия. Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так называемые команды «вперед», чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите подойти к вам, дайте ему что-нибудь в руки, вместо того, чтобы требовать прекратить крик.

ñ Назовите ребенку его эмоциональное состояние. Ребенок может оказать неспособным выразить словами свое чувство ярости. Чтобы помочь ему контролировать свои эмоции, вам следует присвоить им определенное название, например: «Может быть ты сердишься потому, что не получил пирожного». Дайте ему четко понять, что, несмотря на чувства, есть определенные пределы его поведению. Это поможет ребенку понять, что есть ситуации, в которых такое поведение не допускается.

ñ Скажите ребенку правду относительно последствий. При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснить последствия их поведения. Объясните все очень просто: «Ты ведешь себя плохо, и мы не позволим этого. Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату».

Если истерика все же началась:

ñ прежде всего не раздражаться, взять себя в руки;

ñ не стоит в момент истерики пускаться в длинные объяснения, пытаться достучаться до сознания и совести малыша;

ñ постарайтесь отвлечь малыша. Как только начнется истерика, резко переключите его внимание на что-нибудь загадочное.

ñ твердо и простыми словами объясните ребенку, почему вы не будете выполнять его требование;

ñ постарайтесь не реагировать на советы посторонних;

ñ не поддавайтесь на провокации. Как только начинается истерика – встаньте и выйдите из комнаты. Пусть кричит, пусть падает на пол и стучит ногами. Подобное шоу рассчитано на зрителя. Через некоторое время ребенок успокоится и возобновит общение с вами. Лучше дождаться, пока он сделает это сам. Сразу же переключите его внимание на какое-то действие.

ñ научите ребенка извиняться за свои поступки, и в следующий раз ему будет легче управлять собой.

ñ выработайте всем семейством единую линию запретов и поощрений. Нужно учить ребенка выражать свои желания приемлемым способом, объяснять, что криком получить требуемое невозможно, и своим поведением не закреплять у ребенка подобные манипуляции.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Как помочь ребенку пережить кризис».

1. Кризис может начаться уже с 2,56 лет, а закончиться в 3,5-4 года.
2. Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.
3. Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по-возможности) в дела ребенка, если он не просит.
4. Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по нескольку раз в день действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Проявите твердость. Установите четкие запреты. Запретов не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи.
5. Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой.
6. При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что-нибудь нейтральное.
7. Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, когда малыш успокоиться. Пока же можно взять его за руку и увести в безлюдное место.
8. Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек.
9. Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за него.
10. Разговаривайте с ребенком как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.
11. Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.
12. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

(старшая группа)

«Знаете ли вы своего ребенка»

«Мы знаем своих детей с первых дней их жизни. Это мы, родители кормим их, одеваем, обуваем, купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова. Это мы знакомим детей с окружающим миром, утешаем, когда они плачут, дежурим у их постели во время болезни. Может ли знать ребёнка лучше его матери и отца – самых близких и родных ему людей, самых любящих и самоотверженных?

Сейчас родителей интересует проблема подготовки к школе. Важно помнить, что здесь главное – всестороннее развитие, а неумение читать, писать, считать. Уделяйте внимание формированию у ребёнка общественных мотивов поведения и нравственно – волевых качеств (организованности, самостоятельности, настойчивости, ответственности).

Создавайте ребёнку условия для игры, разнообразных занятий, посильного труда.

Многие родители искренне считают, что своего ребёнка они знают очень хорошо. Чем меньше ребёнок, тем мы действительно его лучше знаем. Но уже к 4-5 годам замечаем, что наши суждения о нём становятся всё более приблизительными. И возможно, через 10-12 лет обнаруживаем в собственной семье, в лице собственного ребенка прекрасного (а бывает и совсем наоборот) незнакомца.

Так что же надо знать о своем ребенке?

Знать, чем он живет, кого и за что любит.

Отчего у него мгновенно портится настроение, и что ему по плечу.

С чем ему никогда не справиться, во что он верит и в чем сомневается и т. д.

Иногда нам кажется, что у нас очень хороший ребенок. Мы удивляемся, почему им часто недовольны педагоги, почему никто с ним не дружит. И делаем спасительный вывод: учителя и воспитатели несправедливы, а дети - глупые, невоспитанные. И совершаем роковую ошибку. Чтобы избежать этого, надо знать возрастные психологические особенности ваших детей. Тогда вы сможете сравнивать возможности и достижения вашего ребенка с требованиями возраста, предполагать их, готовить детей к ним, учитывать особенности и затруднения каждого возрастного периода.

Не раз приходилось слышать от родителей такую фразу: "Я знаю, что нужно моему ребенку!" Такие родители строят жизнь ребенка по своему образцу, а потом удивляются, что эта жизнь не удалась.

Родители считают себя властителями будущей жизни ребенка. Очень часто они программируют систему взглядов, даже профессию своих детей, тем самым, подавляя в них личность и возможность более полно реализовать свои способности! Как только ребенок заявляет о себе как о личности, возникает проблема. А почему? Потому что многие родители не способны сказать себе, что это мой ребенок, но у него свои ценности, мой долг - помогать ему их реализовать. Родители видят свою задачу в другом: "Я сделаю его жизнь такой, чтобы он был счастливым!"

Родители исходят из того, что ребенок, даже взрослый, не имеет главного - жизненного опыта, а у родителей он есть, и они хотят помочь сыну или дочке избежать ошибок. Возникает такое суждение оттого, что у родителей нет уверенности, что сын или дочь правильно выберут свой путь. Как правило, при таком отношении родители реализуют свои идеи и свои планы в детях и делают это неосознанно.

То, что взрослые вкладывают в ребенка с раннего детства, сохраняется в нем, как в копилке, на долгие годы, переплавляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки. Но иногда мы, не зная будущего своего ребенка и не познав его настоящего, строим слишком грубую схему, идеальную модель, готовим ему в честолюбивых мечтах своих и радужных надеждах такие роли, с которыми когда-то не могли справиться сами. Не нужно быть большим знатоком человеческой природы, чтобы понять: биологические и социальные законы перепрыгнуть невозможно, психика развивается в определенной последовательности.

Что необходимо ребенку для полноценного развития?

Если очень кратко, то это нормальные родители, хорошие условия жизни и воспитания, полноценное общение со сверстниками и взрослыми, постоянная, активная, соответствующая возрасту деятельность.

В жизни нет ни одного человека, у которого были бы только одни достоинства или недостатки, как нет и человека без достоинств и недостатков. Мудрость родителей заключается в том, что, видя то и другое, они соотносят их с эффективностью семейного воспитания. Ребенок не пустой сосуд. И если в нем не формируются какие-то положительные качества, то возникают вредные привычки и наклонности. Если ребенок ленив, это означает, что в семье не приучали к труду, если он агрессивен, значит, он не познал доброго отношения. Родители должны хорошо знать достоинства и недостатки своего ребенка, чтобы уравновешивать их, опираясь на положительное, чтобы помочь ему избавиться от отрицательного.

Предлагаю ответить на вопросы:

Вы и ваш ребенок!

Что Вы можете рассказать о своем ребенке? Его увлечениях, интересах? Вы поддерживаете их? Вы разделяете их? Как часто между вами и ребенком проходят разговоры о его нуждах, проблемах, просто о том, как прошел его день? Как вы критикуете своего ребенка и делаете ли Вы это вообще? Насколько доверительны ваши отношения? Если ребенку нужен совет, к кому он чаще всего обращается? Авторитетно ли ваше мнение для Вашего ребенка?

Наедине с собой?

Что делает Ваш ребенок по приходу домой? Какие фильмы и передачи он смотрит? Сколько времени проводит за компьютером? В каких целях – образовательных, познавательных, игровых? Интересует ли его интернет? Какие сайты? Какую информацию ищет он в сети? С какой целью? С кем и о чем он там общается? Ограничиваете ли Вы доступ к данным сетям?

Ребенок и его друзья

Знаете ли вы друзей своего ребенка? Это друзья из школы, двора, секции или? Что вы о них знаете? Одобряете ли Вы их дружбу? Они предпочитают проводить время у Вас дома или Ваш ребенок уходит с большим удовольствием к друзьям? Как Вы думаете почему? Стремитесь ли Вы помочь в организации досуга своего ребенка и его друзей? Если у вашего ребенка появляются новые друзья, как быстро вы узнаете об этом? От кого? От него или случайно?

Дети во многом ориентируются на своих родителей.

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители - пример тому.

Родители должны знать:

Чем интересуется ребенок,

О чем мечтает,

Что читает,

С кем дружит, враждует, просто общается,

Какую позицию занимает в группе, во дворе,

Любит ли дет.сад

Какие у него интересы, вкусы, привычки,

Какие у него проблемы.

Отсутствие такой информации не только создает трудности во взаимоотношениях детей и родителей, но и приводит к их обострению, к взаимному отчуждению, потере контакта. Чаще просто разговаривайте с ребенком, старайтесь делать что-либо вместе, причем не только уроки или домашние дела. Игра, совместный отдых, походы - все это сближает. И если все эти условия соблюдаются, то ребенок открывается вам, доверчиво делится своими проблемами, радостями и планами.


Родительское собрание в подготовительной группе № 1 МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 34 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район Тема: «Знаете ли вы своего ребенка»

Встречу начать с вопросов:

    Наблюдаются ли какие-то изменения в развитии ребёнка?

    Стал он другим за год?

    Что нового появилось?

Это важно выяснить, поскольку некоторые родители не видят этих изменений, не замечают, в каком лице говорит о себе их ребёнок, не видят его потребностей и т.д.

Родителям очень важно знать об особенностях развития ребёнка. Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал: « Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна узнать его тоже во всех отношениях».
Можно в подтверждение привести ещё одну цитату - слова Н.И.Пирогова: «Исторгая беспрестанно ребёнка из его собственного духовного бытия, перенося его всё чаще в нашу сферу, заставляя его и смотреть и понимать по-нашему, мы, наконец, достигаем одного: он начинает нам казаться не тем, что он есть».

Задержки в развитии также недопустимы, но следует помнить, что возможности маленького ребёнка велики, но не безграничны. Поэтому родителям важно знать психофизиологические показатели развития детей.

Что же характерно для ребёнка четвёртого года жизни? Прежде всего физическое развитие, бурный физический рост. У детей 3-4 лет велика потребность в движениях, хотя иногда родители сетуют на их излишнюю активность. Детям трудно усидеть на месте, им легче что-то делать, чем бездействовать.

Вопросы:

    Вы, вероятно, заметили стремление детей к самостоятельности, появление у них новых интересов? Если да, то в чём они проявляются?

    Какова любимая фраза ребёнка?

Ведущий. Ребёнок не желает подчиняться требованиям взрослых, перестраиваются между ним и взрослыми. Он начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Осознание ребёнком себя происходит обычно к концу третьего года жизни, когда он практически становится самостоятельным: может выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки самообслуживания.

Внешне эти изменения выражаются в том, что ребёнок начинает говорить о себе не в третьем лице, а в первом. Кстати, не все родители замечают появление этой особенности и затрудняются ответить на вопрос, в каком лице говорит о себе ребёнок. Ребёнок хочет быть взрослым. Это явление получило название кризиса трёх лет, когда ребёнку свойственно проявление негативизма, капризов и упрямства.

Давайте разберёмся в понятиях. Негативизм - это желание ребёнка делать наоборот, не подчиниться ни в коем случае воле взрослого. При этом перед сверстниками и «посторонними» взрослыми ребёнок не демонстрирует свою независимость.

Ситуация для анализа

Мальчик очень любит кататься на велосипеде. Ему не всегда разрешают, но сегодня говорят:
- Иди, катайся.
Но он отвечает:
- Не пойду.

Дело в том, что в голосе матери он уловил повелительные нотки. Дети не только протестуют на каждом шагу против излишней, по их мнению, опеки, но и специально делают то, что им запрещено.
Иногда взрослые путают понятия «упрямство» и «капризы»

Вопрос:

    Кто может развести эти понятия?

Комментарий педагога

Упрямый ребёнок настаивает на своём потому, что ему так сильно хочется чего-то, а потому, что он этого потребовал.
Упрямство - своеобразная защитная реакция против влияния взрослых. То же можно сказать и о негативизме. Только негативисту всё равно, что делать, лишь бы наоборот, а упрямцу важно сделать именно то, на чём он настаивает. Это закономерные явления, нормальные в известных пределах. Но бывает, кризис заходит слишком далеко - и мы наблюдаем, что ребёнок проявляет строптивость, то есть бунтует против норм воспитания.

Одной из основных ошибок воспитания, ведущей к появлению упрямства, является повышенная требовательность родителей в приучении ребёнка к порядку без учёта его реальных умений. Малыш не может регулировать своё поведение. Родители же выдвигают требования на основе собственных представлений о том, что ребёнок обязан делать и уметь, без учёта его представлений и желаний. Если родители не желают учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, проявляют к нему излишнюю требовательность, это может стать причиной проявления детского упрямства. Бесполезно требовать от ребёнка 3-4 лет, чтобы он всегда был чистым, не трогал землю, не становился на колени в новой одежде, не брал в руки бездомного котёнка. У детей нет врождённого стремления к чистоте, эти качества могут быть сформированы только в процессе воспитания и обучения. Надо постепенно приучать ребёнка к опрятности, но не возмущаться тем, что не всё ещё у него получается.

Что такое капризы? Если упрямый ребёнок проявляет своё упрямство только в ответ на поведение или требования родителей, то капризный начинает «кукситься» и ныть, плакать по любому поводу. Для упрямства самое главное - не уступить взрослому, настоять на своём, и если взрослый отстанет, ребёнок будет только рад. Капризный ребёнок стремится добиться ещё большего внимания к себе, к своей особе, ему нравится быть в центре внимания. Любимое выражение упрямого ребёнка: «Я хочу», капризного: «Я не хочу». Капризный ребёнок, как правило, находится в особом состоянии «готовности к капризу».

А сейчас давайте разберёмся на примерах в причинах капризов и упрямства детей.

Ситуация для анализа

Двухлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но … наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, «эту бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребёнку колготы. Малыш поднимает крик: «Сам, сам! Сам!». Мать строго говорит: «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам»

Вопросы:

    Правильно ли поступила мама?

    Каковы последствия поведения мамы?

    Бывают ли подобные ситуации у вас?

    Как вы выходите из них?

    Что бы вы посоветовали маме?

Важно подчеркнуть, что в детском «Я сам», проявляется стремление к самостоятельности. Это наблюдается даже у самых маленьких детей, и всячески надо поддерживать это стремление, дети могут вырасти пассивными, ленивыми.

Пример. Ребёнок пытается одеться сам, но мама всё делает за него. Он тяжко вздыхает и говорит: «А я так хотел сам!»

Ситуация для анализа

Девочка Таня во время обеда говорит: «Не хочу суп». Она постоянно высказывает бабушке недовольство тем, что суп тёплый, «в нём пенки» и др. Бабушка идёт у неё на поводу: предлагает другие блюда, пытается заинтересовать внучку, рассказывает сказку и т.д. всё бесполезно. Девочка осталась голодной, поэтому она не может заснуть после обеда, переутомляется, отравляет вечер себе и взрослым.

Вопросы:

    Определите: в данной ситуации в большей степени проявляется упрямство или каприз? Ответ обоснуйте.

    В чём причины такого поведения ребёнка?

    Были ли у вас подобные ситуации?

    Как вы из них выходили?

Необходимо подчеркнуть, что не надо идти на поводу у ребёнка. Здесь могут быть разные варианты решения конфликта: либо лишить девочку супа, либо уговорить съесть его. В данном случае важно единодушие всех членов семьи.

Иногда детям говорят, что они ещё «успеют наработаться», взрослые полностью их обслуживают, а потом удивляются - почему ребёнок не любит трудиться? Не надо делать за ребёнка то, с чем он может справиться сам. Здесь важно иметь в виду тот факт, что воспитатели формируют элементарные навыки самостоятельности у детей, а дома родители часто не продолжают эту работу. Ребёнку трудно подстраиваться под разные требования взрослых.

Важно помнить, что для маленьких детей характерно явление «нечаянной оплошности». Это означает то, что у них недостаточно сформирована координация движений, необходимые навыки. Часто они просто не рассчитывают на свои силы и поэтому падают, роняют, проливают, рвут и т.д. Эти оплошности происходят непреднамеренно, ребёнок сам испытывает негативные эмоции - испуг, страдание, недоумение. В таких случаях надо поддержать малыша, вселить в него уверенность в собственные силы, не ругать, когда ему и так плохо.

Бывает, что ребёнок загляделся на витрину, упал, испачкался, а мама его ещё и шлёпнула. Он - в слёзы. А ведь правильнее было бы успокоить малыша.

Необходимо помогать детям в овладении необходимыми навыками, больше с ними общаться. Например, показывать, как раскладывать ложки, убирать игрушки.

Дети очень эмоциональны, чутки к поведению и настроению взрослых. Ребёнок начинает реагировать не только на то, что ему говорят родители, но и на то, как говорят. Например, если ребёнку сказать, что он плохой, он возразит. «Нет, я хороший». Но, конечно, лучше оценивать не личность ребёнка, а его поступки. В книге Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?» приводится любопытный пример. Девочка трёх лет, увидев, что бабушка рассержена, просит назвать её Зайчиком, что на домашнем языке означает: «ах ты, моя хорошая», т.е. ребёнок старается заслужить одобрение.

Вопросы:

    Приведите пример, чему и как подражают ваши дети.

    Всегда ли они подражают положительным поступкам взрослых и сверстников?

Обобщение ответов ведущим

Большую роль в воспитании играет положительный пример взрослых. Бывает и так, что родители требуют от ребёнка одного, а сами поступают по-другому. Ребёнок не знает, как правильно, начинает хитрить, приспосабливается.

Когда маленький человек только начинает усваивать социальный опыт, поведение родителей играет важную роль. Л. Н. Толстой писал, что все трудности воспитания вытекают из того, что родители не только не исправляют свои недостатки, но и оправдывают их в себе, при этом желая не видеть этих недостатков в детях. Поэтому, уважаемые родители, если вам трудно расстаться со своими привычками, манерами поведения, то хотя бы не демонстрируйте их своему ребёнку или не ругайте его за это. Приведём банальный пример. В доме звонит телефон, и папа просит сказать, что его нет. Ребёнок повторяет: «папа сказал, что его нет дома». Часто воспитатели наблюдают такие факты поведения детей: они «чокаются» кружками с кефиром, «пьют пиво», играют «в пьяных» и др.

Или вот ещё один, очень показательный пример.

Мальчик во время завтрака очень нехотя ест кашу, приговаривая при этом: «Ешь, дурак, ешь…». Таким образом, после каждой съеденной ложки он ругает себя и насильно заставляет есть. На вопрос воспитателя, зачем он говорит такие слова, ребёнок отвечает: «Да меня дома мама так всегда кормит».

Понаблюдайте за общением своих детей с куклами, со сверстниками.

Маленькие дети импульсивны, то есть чувство у них преобладает над разумом, они часто совершают поступки под влиянием сиюминутных чувств и желаний, поэтому так часто нарушают правила поведения.

Дети искренни и непосредственны, им трудно хранить секреты. Они могут сказать лишнее посторонним людям, поэтому взрослым не рекомендуется говорить в присутствии детей о том, что они хотели бы скрыть от окружающих.

Приведём пример, подтверждающий одно из качеств, свойственных детям младшего возраста, - детскую непосредственность.

Мама показывает ребёнку подарок для бабушки и говорит, что это секрет. Ребёнок, только увидев бабушку, заявляет радостно: «Бабушка, у нас для тебя подарок, только это секрет!» (Можно спросить у родителей, какое качество ребёнка проявляется в данной ситуации.)

Дети четвёртого года жизни любознательны, они задают вопросы взрослым.

Вопросы к родителям:

    Какие вопросы задают ваши дети?

    Как вы на них отвечаете?

    Чем любят заниматься ваши дети дома?

    Наблюдаете ли вы игры детей?

В этом возрасте возрастает способность к самостоятельным действиям. Дети любят играть, рисовать, лепить, конструировать, слушать сказки.

Нужно отвести ребёнку место, удобное для игры. Взрослым рекомендуется активно включаться в игры, взяв себе какую-нибудь роль. Об игре, как ведущем виде деятельности мы подробно поговорим в дальнейшем.

Подготовила воспитатель: О.В. Безъязычная

Подготовка:

  1. Анкетирование родителей.
  2. Оформление фотостенда.
  3. Подборка фоновой музыки.
  4. Изготовление красочных приглашений вместе с детьми.
  5. Оформление детских рисунков на тему: «Как я провёл выходной день?»
  6. Оформление плакатов:

а) Любовь к детям воспитывается только любовью – как огонь зажигается только от огня. (В. А. Сухомлинский.)

б) Лучше матери друга не сыщешь. Не та мать, что родит, а та, что сердцем наградит. (Русская народная пословица) .

Ход собрания:

На фоне музыки:

Воспитатель:

Знаете ли вы своего ребёнка?

Конечно! - ответят почти все родители.

Вот как сказала Галина Филипчук в своей книге : «Мы занимаемся своими детьми с первых дней жизни. Это мы, родители, кормим их, одеваем, купаем и укладываем спать, учим их делать первые шаги и произносить первые слова. Это мы знакомим детей с окружающим миром, утешаем, когда они плачут, дежурим у постели во время болезни. Может ли кто-нибудь знать ребёнка лучше его матери и отца – самых близких ему людей, самых любящих и самоотверженных?»

Безусловно, мать и отец должны лучше всех знать своего ребёнка. Однако в жизни порой бывает совсем не так… К сожалению, ещё нередки ситуации, когда родители с горечью приходят к выводу о том, что они не очень-то хорошо понимают своих детей, что их поведение бывает для них неожиданным и они не могут объяснить некоторые действия сына или дочери.

Изучить другого человека нелегко. Трудно это даже тогда, когда другой человек – самое близкое на свете существо, развивающееся на наших глазах со дня своего рождения, собственный ребёнок. Чтобы знать об особенностях физического и нравственного развития своих сыновей и дочерей, родителям необходимо терпение и желание серьёзно трудиться. Следует учитывать, что систематическое изучение своего ребёнка основательно помогает всему воспитательному процессу. Для наиболее полного и всестороннего изучения ребёнка родителям необходимо иметь определённую подготовку.

Что же нужно знать о своём ребёнке и для чего?

(Родители высказывают свои мнения) .

Вы все абсолютно правы. Однозначного ответа на данный вопрос не существует. О ребёнке нужно знать всё! А поскольку, это практически невозможно, нужно стараться быть ближе к нему, знать, чем он живёт, кого и за что любит, отчего у него портится настроение, что ему по плечу, а с чем ему трудно справиться, во что он верит и в чём сомневается и т. д.

Все родители, любящие своих детей, заботятся о том, чтобы они были здоровыми, хорошо выглядели, быстро росли, правильно развивались физически. Особенно родители заботятся о здоровье малышей, понимая, какое значение это имеет для дальнейшего развития ребёнка. Состояние здоровья ребёнка, его физическое развитие и даже внешний вид - это факторы, тесно связанные с поведением ребёнка, его поступками, с формированием индивидуальных черт его личности.

С помощью тщательного изучения своего ребёнка можно определить, какую из черт его характера следует развить, какую необходимо исправить, ослабить или совсем устранить. Постоянное изучение ребёнка с первых дней его жизни создаёт основу для сознательного, обдуманного управления его развитием с учётом происходящих возрастных изменений. Благодаря такому подходу к воспитанию родителей не застанет врасплох наступление у их детей так называемого «трудного» возраста.

Систематическое наблюдение за развитием своего ребёнка позволяет родителям лучше понимать его интересы, переживания, поступки. Не понимая ребёнка, можно предъявлять к нему требования, не соответствующие его силам и возможностям.

Изучение особенностей своего ребёнка, понимание мотивов его поведения дают возможность предвидеть его реакции в различных ситуациях, что в свою очередь предохраняет родителей от многих ошибок в воспитании, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.

Тесный контакт между родителями и ребёнком необходим не только детям, но и взрослым.

В повседневном общении с детьми родители, как правило, мало обращают внимания на их наблюдательность. Они начинают интересоваться этим чаще всего тогда, когда в развитии ребёнка уже проявляются заметные проблемы. Родители с удивлением видят, как их сын или дочь постоянно теряют свои игрушки, карандаши, носки, то и дело, взывая к взрослым о помощи.

Хорошо развитая наблюдательность играет существенную роль во всём комплексе умственного развития ребёнка, в формировании его личности. Чтобы сознательно руководить этим развитием, следить за его ходом, родители должны знать, насколько правильно развивается наблюдательность их ребёнка в соответствии с его возрастом.

Игра предоставляет родителям исключительно выгодные возможности для наблюдения, поскольку ребёнок настолько увлекается своими действиями, что обычно не замечает наблюдающих за ним отца или мать, особенно если их присутствие для него привычно. Игра даёт возможность изучить многие особенности ребёнка (особенно это касается младших детей) . Наблюдение за играми и работой ребёнка может дать родителям богатейший материал для того, чтобы оценить уровень способности своего ребёнка к сосредоточенности, к внимательности.

Сейчас мы хотели предложить вашему вниманию ситуацию из книги: «Знаете ли вы своего ребёнка?» Галины Филипчук.

Папочка, иди, посмотри! Гриша построил из кубиков настоящий большой гараж!

Отец не поднял глаз от газеты.

Папочка! Малыш подошёл к креслу и потянул отца за рукав. – Мой гараж большой, туда даже грузовик въехать может! Иди, посмотри!

Не мешай мне, видишь, я читаю газету.

Ты всё читаешь, а я хочу показать тебе гараж.

Я пришёл с работы, устал и хочу отдохнуть. Покажи маме.

Мама жарит котлеты и велела мне уйти, не мешать, а то котлеты подгорят…

Ну ладно, ладно, - прерывает его отец, вставая с кресла. – Покажи мне свой гараж, только быстро, сейчас начнётся передача хоккейного матча.

Смотри, сюда въезжают машины, - демонстрирует Гриша своё сооружение. – Здесь работает подъёмный кран. А около гаража будет бензоколонка…

Ну что ж, неплохо построил. Вот получу премию и куплю тебе ещё один комплект кубиков. А сейчас пойду, включу телевизор. – Отец удалился в другую комнату.

А Гриша остался один. Выровнял крышу гаража, принял сооружать бензоколонку…

(Обсуждение ситуации) .

Сколько же существует семей, где разыгрываются подобные сцены! Мама готовит на кухне ужин и выпроваживает мешающего ей сына. Отец, занятый чтением газеты или телевизионной спортивной передачей, отделывается от сына несколькими отрывистыми фразами, так как устал и хочет отдохнуть. А одиноко играющий ребёнок, насытившийся общением с ровесниками в детском саду, ощущает потребность в контакте с самыми близкими ему людьми – с родителями!

Речь облегчает ребёнку контакт с окружающим миром. С помощью слов ребёнок находит взаимопонимание, как с взрослыми, так и с ровесниками. Благодаря речи ребёнок общается с людьми и даже с животными. В младшем дошкольном возрасте он часто «обращается» к игрушкам как к живым. Это его обогащает, способствует лучшему развитию. Наблюдение за детьми, у которых речь невыразительна или с дефектами, показывает, что они труднее завязывают контакты с людьми, особенно со своими ровесниками. Их речь не всегда понятна окружающим.

Изучать своего ребёнка надо не только для того, чтобы знать его (хотя сам процесс познания доставляет немало радости) , но и для того, чтобы руководить общим развитием сына или дочери, формировать навыки, необходимые для жизни, развивать позитивные возможности ребёнка.

На мольбертах вы видите работы ваших детей на тему: «Как я провёл выходной день» . Они не подписаны. Рассмотрите их внимательно и попробуйте угадать, какой рисунок нарисовал ваш ребёнок.

(Родители делятся впечатлениями) .

Ребёнок с раннего возраста привыкает к тому, что взрослые проявляют к нему интерес и удовлетворяют все его желания. Однако такое отношение может быть только до того времени, пока ребёнок не в состоянии действовать самостоятельно. Некоторые родители, забывая о возрасте детей, продолжают увлекаться их делами, выполняют все их капризы, мешают формированию самостоятельности и взрослости. Такая позиция родителей часто приводит неправильному развитию личности. У ребёнка может возникнуть тенденция к господству над окружающими людьми, к навязыванию им своих взглядов и своей воли. Он привыкает к особому вниманию, начинает игнорировать других людей, а самых близких может даже тиранить. Насколько же сложны и трудны для жизни взрослые люди с подобными качествами! Нелегко общаться с таким человеком. А источник всех его неприятностей – неправильное воспитание в детстве, непродуманное отношение взрослых людей к ребёнку, чрезмерная любовь родителей, которые пытались устранять из его жизни все трудности, разрешали за него все вопросы, ограждали его от возможной опасности и малейшего риска.

Слушая высказывания ребёнка, беседуя с ним, замечая достижения и пробелы в его развитии, анализируя наблюдения, родители могут во многом помочь своему ребёнку, уберечь его от возможности отрицательного влияния. В подростковом возрасте контакты ребёнка усиливаются и поэтому опасность нежелательного влияния значительно больше, чем в дошкольном возрасте. Родители должны хорошо знать достоинства и недостатки своего ребёнка, чтобы уравновешивать их, опираясь на положительное, чтобы помочь избавиться от отрицательного.

Процесс воспитания включает в себя одну из главных проблем – подготовку ребёнка к будущей самостоятельной жизни.

Будущее наших детей во многом зависит от нас, родителей. Это надо помнить постоянно, с первого дня жизни ребёнка.

Задание для родителей: нарисовать на листе солнце, на лучах написать роли, которые играет ребёнок в жизни. Например: любимая дочь, внук, наследник, дошкольник, продолжатель рода или профессии и т. д. На обратной стороне листа написать полное имя своего ребёнка, рядом с каждой буквой имени, слова, характеризующие его характер, особенности личности, способности и чтобы это слово начиналось с буквы, которое в имени.

Воспитатель:

Вот это солнце вы подарите своим малышам.

Чаепитие.

Конспект родительского собрания в средней группе.

Тема:

«Детские капризы и упрямство» .

Составили воспитатели:

Никишина Анна Михайловна

Неудахина Нина Ивановна

Дискуссия: Знаете ли вы своего ребёнка?

Вопросы к родителям:

Заметили ли вы изменения в поведении своего ребёнка? Если да, то в чём это проявляется?

Стала ли у ребёнка больше проявляться самостоятельность? Появились ли трудовые обязанности?

У четырёхлетних детей заметно возрастает потребность в движении, наблюдается значительное совершенствование качества основных движений (бег, прыжки, лазанье). Повышается физическая и умственная работоспособность, в особенности к концу пятого года жизни. Но все эти качества не являются врождёнными, успешность их формирования зависит от воспитания и обучения. Предоставляйте ребёнку возможность удовлетворять свою потребность в движении на улице, дома, но не в ущерб окружающим. Чтобы не перевозбуждать детей. Следует перемежать их активную деятельность со спокойными занятиями.

Вопросы к родителям:

Задают ли дети вопросы?

Что их интересует?

Как вы на их вопрос отвечаете?

Ребёнку нужны впечатления, но их обилие его утомляет. Уважайте стремление малыша познать окружающее, не оставляйте без внимания его вопросы.

Сейчас родителей интересует проблема подготовки к школе. Важно помнить, что здесь главное – всестороннее развитие, а не умение читать, писать, считать. Уделяйте внимание формированию у ребёнка общественных мотивов поведения и нравственно-волевых качеств (организованности, самостоятельности, настойчивости, ответственности).

Создайте ребёнку условия для игры, разнообразных занятий, посильного труда.

Как нами уже отмечалось, дети очень подражательны, они усваивают не только положительные, но и отрицательные примеры.

Хорошо известно, что ребёнок пятого года жизни более самостоятелен, чем четырёхлетний. Часто родители жалуются на непослушание, упрямство детей. Послушание – первая и очень важная ступенька дисциплинированности. Его можно начинать воспитывать с того момента, как ребёнок станет понимать требования окружающих.

Вопросы к родителям:

Что вы понимаете под словом «послушание»?

Как вы относитесь к слепому послушанию?

Мы говорим об активном послушании, которое подразумевает сознательное и разумное подчинение авторитету взрослых. Оно основано на том, что ребёнок признаёт справедливость предъявляемых ему требований и с желанием их выполняет. Интересно отметить, что особое внимание уделялось воспитанию этого качества в дворянских семьях. Считалось, если ребёнок не чтит отца, то он не чтит не государя, ни Бога.

Вопрос к родителям:

С какими трудностями вы сталкиваетесь в воспитании послушания у детей?

Обсудим вместе. В чём секрет успеха воспитания послушания? Прежде всего, в единстве требований к ребёнку со стороны всех взрослых членов семьи. Когда ребёнок постоянно ощущает единство требований всех членов семьи, у него вырабатывается устойчивая привычка.

Ситуация для анализа:

Глеб собрался гулять.

Надень пальто, - говорит отец.

Не надо, на улице тепло, - возражает мать.

Надень! – приказывает отец.

Не надо, - настаивает мать.

Мальчик не знает, кого слушать.

Вопросы к родителям:

Каковы последствия подобных воздействий на ребёнка?

Какое важное педагогическое требование не реализовано?

Объясните ребёнку, почему необходимо выполнять требования взрослых: мыть руки перед едой, не шуметь, не обижать маленьких и т.д. Важно помнить, что дети реагируют не только на то, что вы потребовали, но и на то, как вы это сделали. Родителям необходимо предъявлять свои требования спокойно, ласково, контролировать при этом поведение ребёнка. Требования должны быть выполнены обязательно. Если ребёнок их не выполняет, то требование следует повторить ещё раз, но более категорично. Если и в этом случае ребёнок не послушается, оставьте его в покое, не упрашивайте ребёнка. Можно не общаться с ним до тех пор, пока просьба не будет выполнена. Надо заставить ребёнка считаться с вашими требованиями. Важно, чтобы у него не накапливался опыт непослушания.

Вопрос к родителям:

Каков ваш круг запретов?

Важно объяснять причину запрета и запрещать то, что действительно нельзя делать.

Ситуация для анализа:

Вова решил строить мост.

Не бери кубики, я только что их аккуратно сложила, - говорит мама.

Ну, тогда я возьму самосвал, - решает мальчик.

Но мама снова недовольна.

Я только что пол вымыла, лучше книжку посмотри.

Однако книжка сына не интересует.

Пойду, погуляю.

Но мама напоминает, что сын недавно болел, а на улице сыро.

Вопрос к родителям:

Каковы могут быть последствия такой «организации» деятельности мальчика?

Что можно посоветовать маме?

Можете ли вы назвать допущенные вами ошибки в воспитании?

Каковы их причины?

Как ребёнок реагирует на неоправданные наказания?

Похожи ли ваши методы воспитания на те, что использовали ваши родители?

Нашу беседу я хочу завершить словами П.Ф.Лесгафта:

«Большинство родителей в случае неудачи своих педагогических мероприятий охотно сваливают всё на пресловутую наследственность или, в утешение себе и другим, ссылаются на какие-то неуловимые влияния, которые нельзя ни предусмотреть, ни избежать».

Вывод: Для воспитания послушания важно единство требований со стороны взрослых, проявление со стороны родителей такта, терпения. Следует предоставлять ребёнку возможность заниматься полезной деятельностью, осторожно подходить к использованию запретов и наказаний.