Родительское собрание на тему: «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников. Родительское собрание «Семья — здоровый образ жизни»

Родительское собрание на тему: «ЗОЖ – путь к счастливому будущему». Конспект

Описание: материал родительского собрания предназначен для педагогов, работающих в колледжах. Дает практические советы по формированию у подростков привычки к здоровому образу жизни.
Науменко Ирина Евгеньевна, преподаватель спецдисциплин КГКП «Павлодарский химико-механический колледж», г.Павлодар
Цель: оказание практической помощи родителям учащихся в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни.
Задачи:
- акцентировать внимание родителей на проблеме формирования у детей привычки к здоровому образу жизни;
- раскрыть возможные пути объединения усилий семьи и колледжа в приобщении детей к ЗОЖ;
- дать родителям практические советы.
Оборудование: презентация «Поговорим о здоровом образе жизни», компьютер, мультимедийный проектор, экран, маленький мяч или другой предмет для тренинга, магниты и лепестки цветов из бумаги.
Вид собрания: групповое, тематическое.
Участники собрания: классный руководитель, родители учащихся.
Формы проведения: тренинг, беседа, опрос, демонстрация.
Предварительная работа: анкетирование родителей и анализ опроса родителей по теме собрания.
Ход собрания
Организационный момент
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я пригласила вас на родительское собрание, чтобы поговорить о важной теме – продолжении формирования навыков здорового образа жизни у ребят. Именно самые близкие люди, которыми вы являетесь детям, должны стать их незаменимыми помощниками в этом непростом деле. Взрослая жизнь, смена привычной школьной обстановки, период адаптации и привыкания к новому распорядку, приобретения новых друзей таит в себе много опасностей и искушений. И во многом от нас с вами зависит, удастся ли оградить ребят от вредных привычек, привить такую необходимую во взрослой жизни привычку к здоровому образу жизни.
Психологический тренинг
А начать наш диалог мне бы хотелось с психологического тренинга, который позволит нам познакомиться и побольше узнать друг о друге. Приглашаю вас сесть в круг. В первую очередь давайте представимся. Я буду передавать мяч по кругу, а тот, у кого он окажется в руках, должен назвать свое имя и род деятельности. (Идет представление родителей). Теперь предлагаю рассчитаться на первый, второй. (Родители выполняют задание). Вам предстоит беседа в парах. За 2 минуты вы должны узнать о своем партнере как можно больше информации, касающейся его привычки к здоровому образу жизни, и затем донести ее до всей группы. (Родители беседуют, после чего проходит обсуждение полученной информации. К примеру, мой партнер – Ольга, мама Иванова Саши, очень любит активный отдых на природе, использует каждую свободную минуту, чтобы привить любовь Саше и его брату Диме к походам, пешим прогулкам по набережной Иртыша, экскурсиям в лес. Семья ежегодный отпуск проводит, выбираясь из города в незабываемые уголки нетронутой человеком природы. В выходные дни дети очень любят ходить с мамой в бассейн, а зимой становятся завсегдатаями лыжной базы, где можно с удовольствием пройтись по лыжне и покататься на санках с горки).
Теперь, когда мы с вами познакомились поближе, я хочу перейти к анализу предварительного анкетирования на тему здорового образа жизни.
Вопросы анкеты:
1. Как часто Вы общаетесь с ребенком, затрагивая вопросы приобщения к здоровому образу жизни?
2. Посещает ли Ваш ребенок спортивные секции? Какие?
3. Как много времени Ваш ребенок проводит у компьютера?
4. Говорите ли Вы с ребенком о пагубности вредных привычек? Какую роль играет Ваш личный пример?
5. Знакомитесь ли Вы с литературой по данной тематике?
6. Какие вопросы, касающиеся формирования привычки здорового образа жизни, хотели бы Вы обсудить на предстоящем родительском собрании?
Беседа:
Уважаемые родители! Нашу беседу я хочу начать с показа презентации «Поговорим о здоровом образе жизни».
Ваши дети находятся в непростом возрастном периоде, называемом подростковым. Они становятся все более независимыми, на первый план выходит общение с друзьями, желание добиться признания в кругу сверстников, а отношения с родителями не всегда строятся так, как нам того хотелось бы. Тем важнее в этом периоде уметь найти подход к своему ребенку, держать руку на пульсе событий, происходящих в его жизни. Здесь большую ценность имеет искреннее желание принимать участие в жизни ребенка, при этом важны любые мелочи, начиная с элементарного умения выслушать, дать дельный совет, до совместного участия в различных мероприятиях.
Вспомните, как давно Вы говорили со своим ребенком по душам? Когда в последний раз он делился с Вами своими проблемами?
(Идет обсуждение ответов родителей).
Только тогда можно будет наладить контакт с ребенком, когда он будет видеть искренний интерес к своей жизни с вашей стороны, вашу готовность помочь словом и делом, своим личными примером, в том числе и в вопросах приобщения к здоровому образу жизни. Бессмысленно читать подростку нотации о вреде компьютерного излучения, опасности потери зрения, если вы сами, приходя с работы, с удовольствием занимаете место в теплом кресле у голубого экрана и надолго там задерживаетесь. Не лучше ли позвать сына или дочь на прогулку по вечернему парку и заодно в спокойной обстановке обсудить события уходящего дня? Также не достигнут цели скучные лекции о запрете курения, о его вреде для здоровья, если вы сами пренебрегаете основными аргументами своей речи.
Уважаемые родители, так как большую часть своего времени ваш ребенок находится в колледже, то я считаю целесообразным и очень важным в деле продолжения формирования привычки к здоровому образу жизни ваше приобщение к совместным мероприятиям. Сейчас предлагаю вспомнить ваше детство и юность, ведь наиболее яркие впечатления и незабываемые воспоминания, несомненно, оставили совместные походы и экскурсии с родителями, участие в совместных спортивных мероприятиях. Поделитесь с нами, пожалуйста, событиями тех далеких дней, которые оставили неизгладимый след в вашей памяти. Как ваши родители помогали вам понять, что здоровье – бесценный дар природы, и очень важно его сохранить?
(Родители выступают, идет обсуждение выступлений).
Хочу отметить, что очень порадовали выступления родителей, однако, обращаю ваше внимание на то, что, к сожалению, не каждый из вас нашел, что сказать, поэтому предлагаю, чтобы подобная ситуация не повторилась с вашими детьми, принять совместную программу формирования здорового образа жизни у учащихся группы «Дети, родители, колледж – мы за здоровый образ жизни!» Сейчас я предлагаю вам создать нашу цветочную полянку. Каждый из вас получит лист цветной бумаги, вырезанный в форме лепестка, на котором я попрошу записать мероприятие по формированию здорового образа жизни, которое вы могли бы помочь организовать и провести совместно с учащимися нашей группы в течение учебного года.
(Родители пишут, листы с ответами магнитами прикрепляются к доске, образуя несколько цветов).
Примеры мероприятий, которые записали родители:
- совместный поход в спортивно-оздоровительный комплекс «Астана» для катания на коньках;
- поездка в дом отдыха «Черноярская жемчужина» - прогулки по осеннему лесу, катание на велосипедах, роликах, скейтах, активные игры;
- турнир по настольному теннису среди учащихся группы и их родителей;
- «Веселые старты: папа, мама, я – дружная семья!»;
- проведение психологического тренинга «Скажи нет курению!»;
- проведение конкурса видеофильмов и презентаций, подготовленных учащимися совместно с родителями, о здоровом образе жизни семьи;
- поход в бассейн;
- поездка на лыжную базу, в программе – катание на лыжах, санках, снегоходах, чаепитье.
Посмотрите, какая замечательная полянка у нас получилась (названия мероприятий зачитываются, и обсуждается возможность и реальность их проведения, оговариваются примерные календарные сроки). Я попрошу родительский комитет остаться после собрания и составить календарный план претворения нашей совместной программы в жизнь. О каждом мероприятии я буду сообщать вам заблаговременно при помощи специальных памяток, передаваемых через детей. Прошу со всей серьезностью отнестись к взятым на себя обязательствам, это так важно для ребят!
А в заключение собрания я хочу предложить вам высказать свое мнение о его результатах, довольны ли вы тем, что появились перспективы совместных с детьми дел, будете ли стремиться к их воплощению в жизнь?
(Мяч передается по кругу, и каждый из родителей, в чьих руках он оказывается, высказывает свою точку зрения).
Уважаемые родители, благодарю вас за совместную работу, я очень рада, что вы оказались такими активными, надеюсь на наше плодотворное сотрудничество в течение обучения в колледже в деле формирования привычки к здоровому образу жизни у ребят! Спасибо!

Родительское собрание

Тема: «Главные правила здорового образа жизни»

Цель: Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов, используя просветительскую работу среди родителей.

Задачи:

Показать актуальность темы

Познакомить с основными правилами здорового образа жизни

Выяснить причины соблюдения этих правил

Показать взаимосвязь здоровья школьника и их успехов в учёбе.

Организовать диалог учителя и родителей по этой проблеме

Форма проведения: круглый стол

Подготовительная работа:

Анкета для родителей

1.Что такое здоровый человек?

_______________________________________________

________________________________________________

3. Что влияет на ухудшение здоровья вашего ребёнка?

___________________________________________________

4. Какие рецепты вы можете предложить для правильного рационального питания?

(из вашего семейного меню)

_______________________________________________________

5. Делают ли ваши дети зарядку утром?

_____________________________________________________

6. Каким видом спорта занимается ваш ребёнок?

________________________________________________________

7. Что для вас важнее: здоровье ребёнка или его отличная учёба в школе?

Рисунки детей «Если хочешь быть здоров»

Приглашения для родителей на собрание

Оборудование:

таблица «Здоровье = Рациональное питание +Двигательная активность +Положительные эмоции», рисунки детей, результаты анкет.

Вступление.

Каждую осень порог школы переступают ученики. Все они разные: маленькие и большие, застенчивые и не очень, робкие и самостоятельные. Перед нами стоит задача помочь нашим детям приобрести новые знания, вырасти здоровыми и сильными.

Всем известна пословица: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, а здоровье потерял – всё потерял»

По данным Министерства здравоохранения РБ, 90% детей имеют существенные отклонения в состоянии здоровья, у 60-70% наблюдаются мозговые дисфункции, а 35% вовсе хронически больны, и лишь 5-10 % детей приходят в школу с диагнозом «здоров». Не редко для учителя стала просьба ученика дать ему таблетку от головной боли, а снижение памяти, усталость и невозможность сосредоточиться в конце учебного дня стали непременным атрибутом современного школьника. Почти все нынешние дети повышенно нервно возбудимы, чаще всего физически ослаблены вследствие неполноценного питания, экологического и социального неблагополучия условий жизни.

По мнению специалистов-медиков. 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит?

Какие правила надо соблюдать, чтобы быть здоровым человеком? Сегодня попытаемся найти ответы на эти вопросы и получить практические рекомендации по их применению.

Мнение родителей:

1. Что такое здоровый человек?

весёлый, бодрый, жизнерадостный, энергичный, крепкий, сильный, не больной.

2. Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

заниматься спортом, делать зарядку, употреблять витамины, быть на свежем воздухе, соблюдать режим дня, избегать перегрузок, полноценное питание, эмоциональное и психическое спокойствие, закаляться, ходить пешком.

3.Что влияет на ухудшение здоровья вашего ребёнка?

настроение, погода, питание, длительное пребывание у телевизора, экология, утомляемость, окружающая среда, недосыпание, недоедание, нервные стрессы, большие нагрузки в школе, занятие на компьютере.

Итак, что же такое здоровье?

Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье это физическое, психическое и социальное благополучие.

Другими словами здоровье является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом, включая влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов.

Рациональное питание .

Поздно носить в больницу

килограммы апельсинов,

лучше до этого ежедневно

давать тертую морковь…”

На первом месте, конечно, должно быть правильное, рациональное, т.е. разумное питание. Мы то, что едим. Другими словами, наш организм состоит из того, что мы потребляем в пищу. Что же едят наши дети? Что они любят? Что они не любят? (обмен мнениями среди родителей, выступление учителя по материалам наблюдения за питанием детей в школьной столовой) Важно не только то, что едим, но и в какое время. Принимать пищу нужно 4-5 раз в день маленькими порциями, ни в коем случае не переедая на ночь.

Советы:

1.Нужно стараться разнообразить пищу, чтобы организм получал все необходимые ему питательные вещества

2. Булочек и сладостей надо есть поменьше

3. Не надо есть много жареного, копчёного, солёного, острого

4. Утром перед школой дети должны обязательно завтракать.

Проблемная ситуация

Мальчик съел на обед: кашу с сахаром, какао со сладкой булочкой, кусок торта, шоколадку. Хороший ли обед получился у мальчика? Почему? Какие блюда вы рекомендовали бы для родителей этого мальчика?

(^ Обсуждение проблемы родителями, высказывание по данному вопросу)

Привести примеры рецептов правильного рационального питания

(взять из анкет)

Итак, рациональное питание – употребление чистых, натуральных продуктов, обязательное соблюдения режима питания.

Двигательная активность.

«Жизнь – это движение»

Современные дети стали меньше двигаться. Куда же исчезла двигательная активность? Появились многосерийные фильмы, кто-то придумал “тихие” игры и дети стали само “послушание”! Играют в разные головоломки, просиживают часами перед мониторами компьютеров и радуют своих родителей тем, что те наконец-то могут заняться своими делами.

Ребенок пришел в школу. Его усаживают за парту, и его двигательная активность снижается на 50 %.

Физическая нагрузка крайне необходима детям. Она не только тренирует сердце и сосуды, но и развивает мышцы, которые при необходимости приходят на помощь всему организму.

Результаты анкетирования:

Из 8 опрошенных на вопрос: делают ли ваши дети утром зарядку?

Да 2

Нет 3

Иногда 3

А на вопрос: каким видом спорта занимается ваш ребёнок?

Да (лыжи, футбол, лёгкая атлетика, бег) -4

Нет -4

Для того чтобы быть здоровым необходимы регулярные занятия спортом. Но как часто родители стараются достать справку об освобождении от этих уроков! Родители даже не подозревают, что наносят вред не только физическому состоянию своего ребёнка, но и умственному!

Исследования, проведённые в институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, выявили взаимосвязь между показателями психических процессов и отдельных двигательных качеств. С возрастом эти связи меняются.

Ведущие двигательные качества детей


возраст

Ловкость – это максимальная производительность работы при минимуме затрат энергии и ловкие движения – это достигающие цели движения. Воспитание ловкости прекращается с воспитанием ума: ловкий ребёнок обыкновенно умный. Так умственное и физическое воспитание взаимно координируются.

Советы:

Виды упражнений, развивающие координацию движений.

Бег, прыжки, усложненные необходимостью ориентироваться в пространстве при строгом лимите времени

Упражнения с предметами, требующими точных и согласованных движений.

Основная цель - научить детей мгновенно принимать решение и подчинять движения своего тела этим командам

Лучше всего начинать с бега. Необходимо заставить «мыслить» в движении: менять направление и скорость бега, преодолевать препятствия. Можно чередовать бег с прыжками. После того как они их освоят, вести упражнения для рук

Положительные эмоции.

«Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе» Л.Н.Толстой

На вопрос: что для вас важнее: здоровье ребёнка или успехи в учёбе?

Все единодушно ответили: здоровье

Особенности школьного обучения состоит в том, что дети обязательно должны достигнуть определённого результата. Неоправданные ожидания педагогов, родителей и самих детей приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам. А это, в свою очередь приводит к тому, что у детей пропадает желание учиться и просто активно, интересно жить. Дети становятся зачастую злыми и агрессивными. У них возникают проблемы не только со здоровьем – но и являются трудности в учении.

Но бывает, что ребёнок на протяжении долгого времени находится в переживании, стрессе, волнении или на кого-то сердится, кому-то завидует. Другими словами, он испытывает отрицательные эмоции. А они-то, оказывается, очень вредны для здоровья. Чтобы ребёнок был здоровым, он должен большую часть жизни испытывать положительные эмоции.

«Чтобы не попасть в сети стресса, нужно уметь управлять своими чувствами» Д.С. Лихачёв.

Тренинг

итуация

(разыгрывают родители)

Ребёнок пришел с улицы на 3 часа позже, чем обещал. Вы встречаете, готовые отругать. Ваши действия……..(помните: не должно быть отрицательного эмоционального всплеска)

2 ситуация

Ребёнок получил двойка, и знает, что за неё попадёт. Что вы скажите? Как поступите в данной ситуации?

Положительные эмоции – это третье слагаемое здоровья.

Работа по выставке детских рисунков «Если хочешь быть здоров…»

Рефлексия. Если бы вам сейчас пришлось ответить на вопрос « Что надо делать, чтобы мой ребёнок был здоровым?» (родители записывают свои мнения и прикрепляют на лист ватмана. Получается коллективная газета: рисунки детей, советы родителей)

Памятка для родителей.

Уважаемые папы и мамы! Помните!

    Разговаривайте со своим ребёнком о необходимости беречь собственное здоровье.

    Собственным примером демонстрируйте своему ребёнку уважительное отношение к собственному здоровью.

    Не позволяйте ему выполнять режим дня от случаю к случаю.

    Если ребёнок болен, но протекание болезни позволяет ему делать зарядку и он этого хочет – не препятствуете ему.

    Посещайте вместе с ним спортивные мероприятия и праздники, особенно детские.

    Бывайте вместе с ним на воздухе, участвуйте в его играх и забавах.

    Дарите ребёнку подарки, которые будут способствовать сохранению его здоровья.

    Не смейтесь над ребёнком, если он выполняет какое-то упражнение не так.

    Приветствуете его общение со сверстниками, которые занимаются спортом.

    Не ждите, что здоровье само придёт к вам. Идите вместе со своим ребёнком ему навстречу!

Заключение.

А в заключение познакомьтесь с самым лучшим рецептом здоровья и счастья:

« Возьмите чашу терпения, влейте в неё полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Всё это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути».

« Анарская средняя школа» За здоровый образ жизни (Классное родительское собрание в начальной школе) Подготовила Бычихина Ольга Юрьевна

Классное родительское собрание « За здоровый образ жизни»

Цель: формирование здорового образа жизни, повышение социальной активности и укрепление здоровья у учащихся и родителей.

Задачи:

Способствовать улучшению взаимоотношений детей и родителей;

Способствовать созданию позитивного психологического климата в семье;

Создать условий для реализации творческих способностей родителей по повышение социальной активности и укрепление здоровья у учащихся и родителей.

Форма проведения: комбинированная (сочетающая традиционное предъявление теоретической информации и работу в группах)

Этап подготовки

1. Подготовка теоретической информации.

2.Составление портрета здорового ребенка. Разработка «Памяток для родителей»

3.Анкетирование родителей и детей по теме родительского собрания.

Ход проведения собрания.

    Вступительное слов учителя

Всё чаще вспоминаются слова Ж. Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым».
От любого компонента здоровья, будь то физическое, психическое или социальное зависит успешность (или неуспех) ребенка.

Уважаемые родители!

Мы живём в XXI веке, который уже окрестили веком максимальных скоростей и науки. Новый век, технический и научный прогресс требуют от любого человека колоссальных нагрузок и усилий. Как с этим можно справиться? Только при помощи ежедневной и постоянной работы над собой. С такими интеллектуальными нагрузками, которая предлагает сегодня современное образование, может справиться только постоянная физическая работа тела, другими словами – абсолютно здоровый ученик. Поэтому сегодня мы поговорим о здоровье вообще и о здоровье школьников в частности, о том, как помочь нашим детям сохранить и укрепить здоровье и о многом другом очень важном и серьёзном.

    Что такое «Здоровье»?

При подготовке к данному собранию этот вопрос был задан и вашим детям. (Зачитать несколько высказываний детей)

Основываясь на определениях Всемирной организации здравоохранения, выделяют следующие компоненты здоровья:

    Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место быть гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.

    Здоровье психическое – это способности человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.

    Здоровье социальное – мера социальной активности, деятельностного отношения человека к миру.

    Здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и информационной сферы личности, основу которого определяет система нравственных ценностей.

Как утверждает медицинская наука, здоровье человека определяется четырьмя основными факторами:

    50–55 % зависит от образа жизни:малоподвижный образ жизни, вредные привычки, неправильное питание, психологический климат.

    20–25 % влияние окружающей среды и экологии (только от 5 до 10 процентов детей рождаются здоровыми).

    20 % – наследственность (по наследственности передаются такие заболевания, как болезнь Дауна, болезни, связанные с обменом веществ, вирусные и другие заболевания).

    И только 5 % зависит от медицины.

Усугубляют состояние учащихся в процессе обучения следующие негативные факторы здоровья:

    малоподвижный образ учащихся;

    перегрузка учебного процесса многими дисциплинами;

    стрессовые воздействия во время обучения;

    несбалансированное питание;

    отсутствие здорового образа жизни во многих семьях;

    несоблюдение режима дня;

    несоблюдение гигиенических требований.

По данным отечественных исследователей к концу школьного периода обучения количество практически здоровых детей составляет менее 10 % учащихся. Поэтому, очень важно, дорогие родители, не упустить время, а грамотно сформулировать каждой семье основные задачи сохранения и укрепления здоровья школьников процессе их роста, развития и обучения, создать здоровьесберегающую образовательную среду в каждой семье.

2 Выступление медицинского работника школы по теме « Состояние здоровья учащихся 1-4 классов нашей школы»

Результаты медицинских осмотров говорят о том, что школьники имеют различные нарушения состояния здоровья

Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и школы. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идет не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. Низкий уровень здоровья детей сказывается и на процессе их адаптации к учебным нагрузкам и еще более осложняет проблему. Это и хронические простуды, и ухудшение зрения, сколиоз, а в результате отсутствия культурных человеческих отношений – детские неврозы.

Как сделать, чтобы ребенок не терял здоровья? Как сделать, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей ?

Здоровье детей – забота всех. Более того, оно обусловлено общей обстановкой в стране. Поэтому проблему здоровья детей надо решать комплексно и всем миром.

3 Работа в группах

Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми. Каким вы представляете себе здорового ребенка?

Чтобы ответить на этот вопрос,предлагаю вам поработать в группах.

Составьте портрет «здорового ребенка».

(Родители работают в группах, обсуждают, выступает представитель каждой группы.)

По мере выступления на доске появляются записи:

ПОРТРЕТ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

Жизнерадостен;

Активен;

Доброжелательно относится к окружающим его людям-взрослым и детям;

Положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переживания переносятся им стойко и без вредных последствий;

Развитие его физических, прежде всего двигательных, качеств проходит гармонично;

Достаточно быстр, ловок и силен;

Суточный режим его жизни соответствует индивидуальным биоритмологическим и возрастным особенностям: это оптимальное соотношение бодрствования и сна, периодов подъемов и спадов активности;

Неблагоприятные погодные условия, резкая их смена здоровому ребенку не страшны, так как он закален, его система терморегуляции хорошо тренирована.

Он не нуждается в каких либо лекарствах;

Не имеет лишней массы тела.

Конечно, здесь дан “портрет” идеального здорового ребенка, какого в жизни сегодня встретишь не часто. Однако вырастить и воспитать ребенка, близкого к такому идеалу, - задача вполне посильная. О том, как добиться этого, и пойдет речь дальше.

4 Физминутка

Я вижу, что вы немного устали. Давайте отдохнем. (Под музыку родители выполняют разминку. Проводит один из родителей, комплекс упражнений был заранее дан.) Эти упражнения вы можете выполнять на работе, дома. Хорошо, если при выполнении домашнего задания ваш ребенок будет их выполнять. Именно этот комплекс упражнений положительно влияют на осанку.

Физминутка полезна и нужна, здоровье укрепляет, ребятам помогает.

Веселой зарядкой можно заниматься с ребенком с самого раннего возраста. В процессе такой незатейливой подвижной игры малыш знакомится со своим телом, узнает ритм и красоту слова. Веселые физминутки - прекрасная возможность для детей с пользой размяться между различными занятиями, которые требуют усидчивости и внимания.
Особенно следует уделить внимание утренней физминутке, которая с самого утра поднимает настроение малыша и готовит его к интересному, плодотворномудню.
По своему содержанию физкультминутки разнообразны:
Оздоровительно-гигиенические.
Их можно выполнять как стоя, так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, подтянуться, повертеть головой, «поболтать ножками.
Необходимо проводить и зарядку для глаз. Не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз.
Танцевальные.
Они особенно любимы детьми, так как выполняются всегда под весёлую музыку. Все движения произвольны, танцуют кто как умеет.
Ритмические.
Они сродни танцевальным, так как выполняются под музыку, но отличаются более чётким исполнением элементов.
Физкультурно-спортивные.
Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счёт, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Сюда можно включить бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте…
Двигательно-речевые.
Этот вид физкультминуток самый популярный. Дети коллективно читают небольшие весёлые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их, например:
Пришёл денёк, сел на пенёк,
День сидел, день глядел.
На ель залез, совсем исчез.
Игровые.
Проводятся игры- минутки. Они простые по содержанию, но вносят радостное оживление и являются средством не только физической, но и эмоциональной разрядки.
-Подражательные (имитационные).
Дети охотно подражают движения лягушат, обезьянок, кузнечиков, кошек, зайчика, лисы, птиц м т. д.

Занимайтесь вместе с ребенком!
Это еще одна возможность общения с ребенком!

5 Рассказ о режиме дня школьников начальных классов, полезных и вредных привычках

Немного уделим нашего времени разговору о режиме дня наших детей.

Скажем лишь о том, что режим дня – это на самом деле режим суток; все 24 часа должны быть спланированы определенным образом, и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это – рациональное чередование работы и отдыха . Вспомним слова И.П. Павлова: “Всякая живая работающая система, как и ее отдельные элементы, должна отдыхать, восстанавливаться. А отдых таких реактивнейших элементов, как корковые клетки, должен в особенности быть охраняем”.

Учебные занятия, занимающие в жизни детей значительное место, требуют усиленной работы именно этих “реактивнейших элементов”. Как же важно наладить правильную смену умственного труда и отдыха ребят.

А ведь, признаемся, нередко и школьные занятия, и домашняя подготовка к ним отбирают у детей так много времени, что его вовсе не остается (или остается явно недостаточно) для того, чтобы поиграть, почитать, заняться любимым делом, побыть на свежем воздухе… Более того, некоторые, наиболее добросовестные, отрывают время от сна. Стоит ли удивляться, что у подростка возникает стойкое переутомление – а отсюда и резкое снижение работоспособности. Ребенок попадает в заколдованный круг: он старается работать еще больше, устает еще больше, работает все хуже и хуже. И дело не в падении работоспособности самом по себе. Не исключено, что все это может привести к серьезному расстройству здоровья – головным болям, раздражительности, ухудшению аппетита, открывается дорога болезням.

Чтобы предупредить все эти неблагоприятные последствия, нужно правильно построить режим дня школьника.

    Продолжительность школьных и внешкольных занятий должна учитывать возрастные возможности;

    Должен быть обеспечен достаточный отдых (с максимальным пребыванием на свежем воздухе);

    Необходимое время должно быть отведено на сон .

Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать занятия пообедав и побывав на свежем воздухе 1,5–2 часа. Активный отдых после уроков обеспечивает “разрядку”, удовлетворяет потребность детского организма в движении, общении, то есть школьники могут снять напряжение, связанное с интенсивной работой в первой половине дня. Пребывание детей на воздухе – это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма. Помните: чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет. Вы ведь и сами замечаете, как после прогулки у ребенка розовеют щеки, он становится активным, веселым, перестает жаловаться на усталость.

Время начала выполнения домашнего задания должно быть твердо зафиксировано. Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ребенку быстро войти в рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий. Позаботьтесь об удобном рабочем месте. У ребенка должен быть свой письменный стол.

В режиме дня надо предусмотреть около 1,5 часа на занятия, отвечающие склонностям ребенка. Чтение, кружковая работа, просмотр фильма по телевидению, музыкальные и спортивные занятия – круг интересов детей весьма широк. Следите, пожалуйста, за тем, чтобы занятие чем-то одним не забирало все свободное время. Обычно, к сожалению, таким “пожирателем времени” ребенка становится телевизор или компьютер.

О требованиях к питанию нужно говорить отдельно. Здесь мы только подчеркнем, что надо всячески противостоять складывающейся у ребенка привычке “перехватывать” что-нибудь на бегу. Горячий завтрак в школе необходим, так же, как и обед после школы (и девочка, и мальчик должны уметь разогреть его сами); неплохо, если в режиме питания предусмотрен и полдник – перед тем, как подросток, отдохнув и погуляв, примется за домашние задания. Время завтрака и ужина определяется тем, когда ребенок просыпается и ложится спать (завтрак – через полчаса после пробуждения, ужин – не позже, чем за 1,5 часа до сна). Прием пищи в определенные часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение. Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна. Потребность в сне составляет: в 10–12 лет – 9–10 часов, в 13–14 лет – 9–9,5 часов, в 15–16 лет – 8,5-9 часов. Израильские ученые установили, что недосып ночью даже на 1 час плохо влияет на психоэмоциональное состояние детей. Они сильнее устают к вечеру и хуже справляются с тестами на память и реакцию. Поэтому нет нужды доказывать, что сон ребенка надо оберегать: яркий свет, шум, разговоры – все это должно быть исключено. Воздух в комнате, в которой спит ребенок, должен быть свежим. Сон важно оберегать, если так можно выразиться, до того, как ребенок заснул. Конечно, он не малыш, которому на ночь нельзя рассказывать страшные сказки, и все-таки надо избегать всего, что может взбудоражить физически или умственно: подвижных игр, длительного чтения, просмотра телепередач. Понятно, что ребенка не поместить под стеклянный колпак, не оградить от всего, однако разумное ограничение вечерних впечатлений необходимо. Иначе это отразится на сне – будет затягиваться его наступление, он станет неглубоким.“Но как быть, - спрашивают иные родители, - если нам самим хочется смотреть телепередачу, а отправить сына спать сил нет? Он обижается, да и жалко его: сами смотрим, а ему не даем”. Думается, чувство вины, которое испытывают родители, напрасное. Нет ничего страшного, если телевизор будет говорить вполголоса, а ребенок будет спать за закрытой дверью в другой комнате. Но если уж в семье не сумели поставить так, чтобы это воспринималось им спокойно и просто, есть еще один выход из положения: не смотреть передачи самим. Это наименьше зло.

Нарушения в установленном распорядке дня нежелательны, так как это может привести к расстройству выработанного режима в деятельности организма ребенка.

Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Все родители уже достаточно высказались о пользе режима дня, так что доказывать эту пользу необходимости, пожалуй, нет. Анализ анкет детей показал, что большинство детей не соблюдают режим дня (в разное время отбой, выполнение домашнего задания, прогулки и т.д)

Хочу сказать еще об одной серьезной проблеме, мешающей здоровому образу жизни. Это вредные привычки: курение, пьянство, наркомания.

С этими правилами вы должны познакомить своих детей, но и сами их хорошо изучите. (Родителям вручаются памятки)

.

Употреблять наркотические и токсические вещества, алкоголь, курить - можно:

    Если ты хочешь прожить короткую жизнь;

    Если хочешь отставать в учебе;

    Если хочешь подхватить ВИЧ – инфекцию;

    Если мечтаешь оставить после себя больное потомство;

    Если ты хочешь, чтобы твои дети родились уродами;

    Если ты хочешь, чтобы от тебя отказались родные и близкие;

    Если ты хочешь, чтобы у тебя была нарушена ориентация в пространстве;

    Если ты хочешь пронизывающую дрожь и ослабевшее тело;

    Если ты хочешь иметь лицо « застывшей маски»;

    Если ты хочешь, чтобы тебя мучили «ломки».

Начать легко. Бросить – не тут-то было. Подумай над этим!

6. А сейчас мы проведем «Блиц – турнир»

Игровое поле перед вами. Группа, выигравшая право первого хода, выбирает любую тему и номер вопроса.

Тема 1. Личная гигиена.

    Предупреждение заболеваний (профилактика)

    Состояние полного физического, психического и социального благополучия (здоровье)

    Кожа не только покрывает все тело человека, кожей человек ощущает…(давление, вибрацию, тепло, холод, боль.)

    Гигиена рта включает в себя…(чистку зубов, языка и полоскание ротовой полости)

Тема 2.Режим учебы и отдыха.

    Правильное чередование периодов работы и отдыха, их продолжительность, рациональное распределение времени в течение одного дня, недели, месяца, года это- (режим)

    Невыполнение режима дня приводит к…(к нарушению функций центральной нервной системы)

    Назовите причины переутомления (неправильная организация труда, чрезмерная учебная нагрузка, невыполнение режима дня)

    Продолжительность сна (зависит от возраста)

Тема 3. Двигательная активность

1.Недостаток движения (гиподинамия)

2.Целенаправленный процесс взаимодействия человека с миром (деятельность)

3.Нерегулироемое сознание действие, сформированное путем многократного повторения (навык)

4.В пользу чего еще в 1863 году И.М. Сеченов впервые привел доводы и практические результаты (активного отдыха)

7. Решение практических задач « Необходим совет»

    Алексей перешел в другую школу. В новом классе он сразу подружился с ребятами, оказалось, что у них много общих интересов. Но некоторые ребята курят и настаивают на том, чтобы Алексей тоже курил. Как поступить Алексею.

    Вы заходите в лифт, а вместе с вами заходит ваш сосед с сигаретой. Ваши действия?

    Давай покурим, говорит тебе одноклассник. Чего боишься? Сейчас только младенцы не курят? Ваши действия? (Примеры дать детям).

8. Обобщение темы собрания

Всем спасибо! До новых встреч! (Каждому родителю вручается памятка)

«Памятка родителям»

Дорогие родители! Школа предлагает вам сотрудничество в воспита­нии вашего ребенка. Ваш ребенок для вас - это ваше будущее, это ваше бес­смертие. Ведь каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих потомках. И вы, конечно, хотите, чтобы ваше физическое продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все ваши достоинства, но и преумножило их.

Мы - школа, учителя - тоже крайне заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок стал полноценным человеком, культурной, высоконравственной, твор­чески активной и социально зрелой личностью. Для этого мы работаем, отдаем детям свои души и сердца, свой опыт и знания. Для того чтобы наше сотрудничество было плодотворным, мы рекомендуем вам придерживаться в воспитании вашего ребенка следующих основных правил семейного воспитания:

1. Семья - это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости. Основой, стержнем семьи является суп­ружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром. Когда ребенок становится центром семь, и родители приносят себя ему в жертву, он вырастает эгоистом с завышенной самооцен­кой, он считает, что «все должно быть для него». За такую безрассудную лю­бовь к себе он зачастую отплачивает злом - пренебрежением к родителям, к семье, к людям.

Не менее вредно, конечно, равнодушное, тем более пренебрежительное отношение к ребенку. Избегайте крайностей в любви к ребенку.

2. Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каж­дый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ваш ребе­нок должен твердо усвоить этот закон.

3. Воспитание ребенка в семье - это достойное, непрерывное приобре­тение им в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта. Глав­ное средство воспитания ребенка - это пример родителей, их поведение, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее забо­тах и радостях, это труд и добросовестное выполнение им ваших поручений. Слова - вспомогательное средство. Ребенок должен выполнять определенную, все усложняющуюся по мере взросления работу по дому для себя, для всей семьи.

4. Развитие ребенка - это развитие его самостоятельности. Поэтому не опекайте его, не делайте за него то, что он может и должен сделать сам. Помогайте ему в приобретении умений и навыков, пусть он научится делать все то, что умеете вы. Не страшно, если он сделает что-то не так, как надо: ему полезен опыт ошибок и неудач. Разъясняйте ему его ошибки, обсуждайте их вместе с ним, но не наказывайте за них. Предоставьте ему возможность по­пробовать себя в разных делах, чтобы определить свои способности, интересы и склонности.

5. Основа поведения ребенка - это его привычки. Следите за тем, что­бы у него образовались добрые, хорошие привычки и не возникали дурные. Нау­чите его различать добро и зло. Разъясняйте вред куреня, алкоголя, наркотиков, распущенности, вещизма, лжи. Учите его любить свой дом, свою семью, добрых людей, свой край.

Важнейшей привычкой для него должно стать соблюдение режима дня. Выработайте вместе с ним разумный режим дня и строго следите за его вы­полнением.

6. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой. Еще более вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями школы, учителей. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам непонятны, придите к нам, и мы вместе об­судим возникшие проблемы.

7. Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный кли­мат, когда никто ни на кого не кричит, когда даже ошибки и проступки обсуж­даются без брани и истерики. Психическое развитие ребенка, формирование его личности в большой степени зависит от стиля семейного воспитания. Нормаль­ный стиль - это демократический, когда детям предоставляется определенная самостоятельность, когда относятся к ним с теплотой и уважают их лич­ность. Конечно, необходим некоторый контроль за поведением и учением ребен­ка с целью оказания ему помощи в трудных ситуациях. Но важнее всячески спо­собствовать развитию у него самоконтроля, самоанализа и саморегуляции своей деятельности и поведения.

Не оскорбляйте ребенка своими подозрениями, доверяйте ему. Ваше до­верие, основанное на знании, будет воспитывать у него личную ответствен­ность. Не наказывайте ребенка за правду, если он признался в своих ошибках сам.

8. Приучайте ребенка заботиться о младших и старших в семье. Мальчик пусть уступает девочке, с этого начинается воспитание будущих отцов и матерей, подготовка счастливого супружества.

9. Следите за здоровьем ребенка. Приучайте его заботиться самому о своем здоровье, о физическом развитии. Помните, что за годы обучения в шкале ребенок переживает в той или иной форме возрастные кризисы: в 6-7лет, когда у ребенка возникает внутренняя позиция, осознание своих чувств и переживаний; кризис полового созревания, проходящий обычно у девочек на 2 года раньше, чем у мальчиков; и юношеский кризис поиска своего места в жизни. Будьте внимательны к ребенку в эти кризисные периоды, меняйте стиль своего отношения к нему по мере перехода от одного возрастного периода к другому.

10. Семья - это дом, и как всякий дом он может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении. Не забудьте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный дом в обновлении и ремонте.

Желаем вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть он приносит вам радость и счастье!

«Здоровье – не всё, но без здоровья все – ничто» когда-то сказал Сократ, эти слова актуальны и в наше время.

10. Решения собрания

1.Пусть в каждой семье господствует дух здоровья, культ здоровья.

2. Хотите ли ВЫ, не хотите ли,

Но дело, товарищи, в том, что

Прежде всего мы - родители,

А всё остальное - потом!

3.Вести в семье здоровый образ жизни, отказавшись от вредных привычек самим и поддерживать у детей стремление к здоровому образу жизни.

Использованная литература:

    М. Антропова, Л. Кузнецова, Т. Параничева “Режим младшего школьника”, газета “Здоровье детей” №19, 2003. стр. 16-17.

    А.С. Батуев. Биология: Человек. – М.: Просвещение, 1994.

    Ю.Ф.Змановский “К здоровью без лекарств”, Москва, “Советский спорт”, 1990.

    М. Матвеева, С.В. Хрущев “Спинку прямо!” с.14-15, газета “Здоровье детей” №12, 2003.

    Мир подростка: Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой; Отв. ред. Г.Н. Филонов. – М.: Педагогика, 1989.

    Ю.А. Фролова, г. Тобольск “Вредным привычкам скажем - нет”. С.65-68. “Классный руководитель” №8 – 2001.

    Спутник классного руководителя. / М.: Центр “Педагогический поиск”, 2001.

    Л.И. Саляхова. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы.- М.:Глобус, 2007.

Родительское собрание

Тема : «Здоровый образ жизни».

Цель: Ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада. Формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей, повышение педагогической компетентности родителей в вопросах использования здоровьесберегающих технологий в домашних условиях.

Привлечь внимание родителей к проблемам, связанным со здоровьем детей, их современном и полноценном психическом развитии и подготовки к школе.

Развивать чувство единства, сплоченности МДОУ и семьи в вопросах оздоровления детей.

Участники : родители, воспитатели.

Предшествующая работа:

2. Анкетирование родителей.

План проведения.

1. Вступительное слово.

2. Ведение конкурсов.

3. Заключительный этап собрания.

4. Подведение итогов собрания.

5. Видеофильмы, слайды.

Уважаемые родители, здравствуйте! Кажется на первый взгляд, какое простое и обыкновенное слово. Но в нем все: и тепло, и встречи, и рукопожатие друзей, и пожелание здоровья.

Стихотворение «Что такое здравствуй».

«Что такое здравствуй»-

Лучшее из слов,

Потому что «здравствуй»

Значит: «Будь здоров».

Вот и сегодня мы с вами поговорим о здоровье наших детей.

Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации, из уст педагогов, медиков, родителей, вопросы, связанные с проблемами здоровья детей - подрастающего поколения нашей страны. В эпоху компьютерных технологий, изобретения всё новых машин, которые, казалось бы, призваны в помощь человеку, освобождающих от бытовых проблем, в эпоху необратимого процесса идет тенденция к ухудшению состояния здоровья детей.

Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от качественного взаимодействия семьи и ДОУ. Нельзя сформировать положительное отношение ребенка к здоровому образу жизни без активного участия в этом процессе педагогов, всего персонала д/сада и конечно же непосредственного участия родителей.

Недаром говорят: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»»

Только благодаря тесному сотрудничеству можно ожидать реальных результатов в изменении отношения детей к собственному здоровью.

Главной задачей в реализации поставленной цели является сохранение, укрепление здоровья воспитанников.

Все знают, что здоровье человека во многом зависит от разумного, бережного отношения к нему в детстве и юности. Человек может многое восполнить из того, что недодала ему природа, закаляя свой организм и повышая его выносливость. Но в то же время может стать и расточителем своего здоровья, относясь к себе бездумно, ведя неправильный образ жизни.

Поэтому, важнейшая обязанность родителей — привить ребятам навыки сохранения и укрепления своего здоровья. Ко всем можно отнести слова академика Быкова:

“Беда наша в том, что мы впервые задумываемся о своём здоровье только в том случае, когда уже “поломан механизм, и нужно думать о его починке”.

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых не возможен здоровый образ жизни.

От того, насколько успешно удастся сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни у детей, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека.

«Притча»???????

Главная цель детского сада – совместно с семьей помочь ребенку вырасти крепким и здоровым, дать ребенку понять, что здоровье – главная ценность жизни человека.

Созданная система по формированию здорового образа жизни позволяет сформировать функциональную систему «Здоровье ребенка и фундамент культуры будущего взрослого человека», в которую входит:

положительное отношение к физическим упражнениям, играм и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня в семье и ДОУ;

мотивация к занятиям физическими упражнениями и привлечение родителей и детей к спорту;

начальные навыки естественных движений общеразвивающего характера, правильной осанки, охране зрения, знания о своем организме, полезности продуктов, умение ориентироваться в пространстве, профилактика плоскостопия, культуры поведения, самостоятельность;

уровень физической подготовленности, соответствующий нормативам ДОУ.

Здоровый образ жизни! Так, какой образ жизни можно назвать здоровым? Только такой, который не приносит вреда здоровью, позволяет поддерживать высокий уровень работоспособности, хорошего самочувствия и настроения.

В детском саду регулярно проводятся:

утренняя гимнастика (разработаны комплексы для всех возрастных групп);

физкультурные занятия;

занятия в бассейне;

профилактические мероприятия:

вакцинация;

дыхательная гимнастика

 закаливание (босохождение)

 подвижные игры и игровые упражнения

Здоровье и развитие дошкольников во многом зависит от правильно организованного питания в ДОУ. Рациональное питание детей дошкольного возрастанеобходимое условие их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды.

Проблема оздоровления детей не работа одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период. Поэтому мы — педагоги и специалисты ДОУ — будем и в дальнейшем расширять применение здоровьесберегающих технологий, современных оздоровительных программ и методик

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

А сейчас мы предлагаем вам побыть немного детьми. Давайте с вами поиграем. Итак, …….В вопросы и ответы?????

Задание №1.

Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:

-Что значит здоровый человек?

-Что такое «здоровый образ жизни»?

-Какие вредные привычки детей плохо влияют на их здоровье?

-Какие полезные привычки необходимо воспитывать у детей, чтобы они были здоровы?

А сейчас мы вам предлагаем прослушать ответы ваших детей на такие же вопросы.

Видеорепортаж. ????????????

Ваши мнения и мнения ваших детей во многом совпадают. И это радует.

Согласитесь приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и весёлым. Ведь как говорили, древние греки:

«В здоровом теле — здоровый дух!».

Немало пословиц и поговорок о здоровье сложено русским народом.

Задание №2.

Мы предлагаем вам начало пословицы о здоровье, а вы должны из предложенных Вам вариантов выбрать правильный.

Кто не курит и не пьёт, тот здоровье сбережёт.

Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

Отдашь спорту время – получишь здоровье.

Береги платье снову, а здоровье смолоду.

Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

Самого себя лечить, только портить.

Не рад больной и золотой кровати.

Болезнь человека не красит.

Задание № 3.

Решение педагогических ситуаций.

Вот и подошла к концу наша встреча. А сейчас я хочу предложить вам игру «Возьмёмся за руки».

(Сидя за столом в кругу. Каждый желает соседу справа чего-либо и берёт его за руку. Действие происходит до тех пор, пока круг не замкнётся)

Наша ниточка не прервалась и я надеюсь, что мы всегда будем вместе бороться за здоровье наших детей, будем также крепко дружить, поддерживать друг друга в трудную минуту.

Ведь добрые дела, дружба – это тоже здоровье.

Уважаемые родители. Помните, что здоровье ребёнка в Ваших руках!

(Раздают родителям распечатанные листы с материалом).

А сейчас мы приглашаем вас в гостиную здоровья. Там вы сможете попробовать оздоровительные чаи, приготовленные из лекарственных трав.

Родители проходят к столам, где стоят несколько чайников с заваренными чаями из лекарственных трав (липовый чай, грудной сбор, расслабляющий чай) и сладости (сушёная курага, финики, чернослив).

За здоровый

Образ жизни

Родительское собрание « За здоровый образ жизни»

Цель: формирование здорового образа жизни, повышение социальной активности и укрепление здоровья у учащихся и родителей.

Задачи:

Способствовать улучшению взаимоотношений детей и родителей;

Способствовать созданию позитивного психологического климата в семье;

Создать условий для реализации творческих способностей родителей по повышение социальной активности и укрепление здоровья у учащихся и родителей.

Форма проведения: комбинированная (сочетающая традиционное предъявление теоретической информации и работу в группах)

Этап подготовки

1. Подготовка теоретической информации.

2.Составление портрета здорового ребенка. Разработка «Памяток для родителей»

3.Анкетирование родителей и детей по теме родительского собрания.

Ход проведения собрания.

  1. Вступительное слов учителя

Всё чаще вспоминаются слова Ж. Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым».
От любого компонента здоровья, будь то физическое, психическое или социальное зависит успешность (или неуспех) ребенка.

Уважаемые родители!

Мы живём в XXI веке, который уже окрестили веком максимальных скоростей и науки. Новый век, технический и научный прогресс требуют от любого человека колоссальных нагрузок и усилий. Как с этим можно справиться? Только при помощи ежедневной и постоянной работы над собой. С такими интеллектуальными нагрузками, которая предлагает сегодня современное образование, может справиться только постоянная физическая работа тела, другими словами – абсолютно здоровый ученик. Поэтому сегодня мы поговорим о здоровье вообще и о здоровье школьников в частности, о том, как помочь нашим детям сохранить и укрепить здоровье и о многом другом очень важном и серьёзном.

  1. Что такое «Здоровье»?

При подготовке к данному собранию этот вопрос был задан и вашим детям . (Зачитать несколько высказываний детей)

Основываясь на определениях Всемирной организации здравоохранения, выделяют следующие компоненты здоровья:

  • Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место быть гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.
  • Здоровье психическое – это способности человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.
  • Здоровье социальное – мера социальной активности, деятельностного отношения человека к миру.
  • Здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и информационной сферы личности, основу которого определяет система нравственных ценностей.

Как утверждает медицинская наука, здоровье человека определяется четырьмя основными факторами:

  • 50–55 % зависит от образа жизни:малоподвижный образ жизни, вредные привычки, неправильное питание, психологический климат.
  • 20–25 % влияние окружающей среды и экологии (только от 5 до 10 процентов детей рождаются здоровыми).
  • 20 % – наследственность (по наследственности передаются такие заболевания, как болезнь Дауна, болезни, связанные с обменом веществ, вирусные и другие заболевания).
  • И только 5 % зависит от медицины.

Усугубляют состояние учащихся в процессе обучения следующие негативные факторы здоровья:

  • малоподвижный образ учащихся;
  • перегрузка учебного процесса многими дисциплинами;
  • стрессовые воздействия во время обучения;
  • несбалансированное питание;
  • отсутствие здорового образа жизни во многих семьях;
  • несоблюдение режима дня;
  • несоблюдение гигиенических требований.

По данным отечественных исследователей к концу школьного периода обучения количество практически здоровых детей составляет менее 10 % учащихся. Поэтому, очень важно, дорогие родители, не упустить время, а грамотно сформулировать каждой семье основные задачи сохранения и укрепления здоровья школьников процессе их роста, развития и обучения, создать здоровьесберегающую образовательную среду в каждой семье.

2 Выступление медицинского работника школы по теме « Состояние здоровья учащихся нашей школы»

Результаты медицинских осмотров говорят о том, что школьники имеют различные нарушения состояния здоровья

Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и школы. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идет не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. Низкий уровень здоровья детей сказывается и на процессе их адаптации к учебным нагрузкам и еще более осложняет проблему. Это и хронические простуды, и ухудшение зрения, сколиоз, а в результате отсутствия культурных человеческих отношений – детские неврозы.

Как сделать, чтобы ребенок не терял здоровья? Как сделать, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей ?

Здоровье детей – забота всех. Более того, оно обусловлено общей обстановкой в стране. Поэтому проблему здоровья детей надо решать комплексно и всем миром.

3 Работа в группах

Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми. Каким вы представляете себе здорового ребенка?

Чтобы ответить на этот вопрос,предлагаю вам поработать в группах.

Составьте портрет «здорового ребенка».

(Родители работают в группах, обсуждают, выступает представитель каждой группы.)

По мере выступления на доске появляются записи:

ПОРТРЕТ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

Жизнерадостен;

Активен;

Доброжелательно относится к окружающим его людям-взрослым и детям;

Положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переживания переносятся им стойко и без вредных последствий;

Развитие его физических, прежде всего двигательных, качеств проходит гармонично;

Достаточно быстр, ловок и силен;

Суточный режим его жизни соответствует индивидуальным биоритмологическим и возрастным особенностям: это оптимальное соотношение бодрствования и сна, периодов подъемов и спадов активности;

Неблагоприятные погодные условия, резкая их смена здоровому ребенку не страшны, так как он закален, его система терморегуляции хорошо тренирована.

Он не нуждается в каких либо лекарствах;

Не имеет лишней массы тела.

Конечно, здесь дан “портрет” идеального здорового ребенка, какого в жизни сегодня встретишь не часто. Однако вырастить и воспитать ребенка, близкого к такому идеалу, - задача вполне посильная. О том, как добиться этого, и пойдет речь дальше.

4 Физминутка

Я вижу, что вы немного устали. Давайте отдохнем. (Под музыку родители выполняют разминку. Проводит один из родителей, комплекс упражнений был заранее дан.) Эти упражнения вы можете выполнять на работе, дома. Хорошо, если при выполнении домашнего задания ваш ребенок будет их выполнять. Именно этот комплекс упражнений положительно влияют на осанку.

Физминутка полезна и нужна, здоровье укрепляет, ребятам помогает.

Веселой зарядкой можно заниматься с ребенком с самого раннего возраста. В процессе такой незатейливой подвижной игры малыш знакомится со своим телом, узнает ритм и красоту слова. Веселые физминутки - прекрасная возможность для детей с пользой размяться между различными занятиями, которые требуют усидчивости и внимания.
Особенно следует уделить внимание утренней физминутке, которая с самого утра поднимает настроение малыша и готовит его к интересному, плодотворномудню.
По своему содержанию физкультминутки разнообразны:
Оздоровительно-гигиенические.
Их можно выполнять как стоя, так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, подтянуться, повертеть головой, «поболтать ножками.
Необходимо проводить и зарядку для глаз. Не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз.
Танцевальные.
Они особенно любимы детьми, так как выполняются всегда под весёлую музыку. Все движения произвольны, танцуют кто как умеет.
Ритмические.
Они сродни танцевальным, так как выполняются под музыку, но отличаются более чётким исполнением элементов.
Физкультурно-спортивные.
Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счёт, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Сюда можно включить бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте…
Двигательно-речевые.
Этот вид физкультминуток самый популярный. Дети коллективно читают небольшие весёлые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их, например:
Пришёл денёк, сел на пенёк,
День сидел, день глядел.
На ель залез, совсем исчез.
Игровые.
Проводятся игры- минутки. Они простые по содержанию, но вносят радостное оживление и являются средством не только физической, но и эмоциональной разрядки.
-
Подражательные (имитационные).
Дети охотно подражают движения лягушат, обезьянок, кузнечиков, кошек, зайчика, лисы, птиц м т. д.

Занимайтесь вместе с ребенком!
Это еще одна возможность общения с ребенком!

5 Рассказ о режиме дня школьников, полезных и вредных привычках

Немного уделим нашего времени разговору о режиме дня наших детей.

Скажем лишь о том, что режим дня – это на самом деле режим суток; все 24 часа должны быть спланированы определенным образом, и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это – рациональное чередование работы и отдыха . Вспомним слова И.П. Павлова: “ Всякая живая работающая система, как и ее отдельные элементы, должна отдыхать, восстанавливаться. А отдых таких реактивнейших элементов, как корковые клетки, должен в особенности быть охраняем”.

Учебные занятия, занимающие в жизни детей значительное место, требуют усиленной работы именно этих “реактивнейших элементов”. Как же важно наладить правильную смену умственного труда и отдыха ребят.

А ведь, признаемся, нередко и школьные занятия, и домашняя подготовка к ним отбирают у детей так много времени, что его вовсе не остается (или остается явно недостаточно) для того, чтобы поиграть, почитать, заняться любимым делом, побыть на свежем воздухе… Более того, некоторые, наиболее добросовестные, отрывают время от сна. Стоит ли удивляться, что у подростка возникает стойкое переутомление – а отсюда и резкое снижение работоспособности. Ребенок попадает в заколдованный круг: он старается работать еще больше, устает еще больше, работает все хуже и хуже. И дело не в падении работоспособности самом по себе. Не исключено, что все это может привести к серьезному расстройству здоровья – головным болям, раздражительности, ухудшению аппетита, открывается дорога болезням.

Чтобы предупредить все эти неблагоприятные последствия, нужно правильно построить режим дня школьника.

  • Продолжительность школьных и внешкольных занятий должна учитывать возрастные возможности;
  • Должен быть обеспечен достаточный отдых (с максимальным пребыванием на свежем воздухе);
  • Необходимое время должно быть отведено на сон .

Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать занятия пообедав и побывав на свежем воздухе 1,5–2 часа. Активный отдых после уроков обеспечивает “разрядку”, удовлетворяет потребность детского организма в движении, общении, то есть школьники могут снять напряжение, связанное с интенсивной работой в первой половине дня. Пребывание детей на воздухе – это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма. Помните: чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет. Вы ведь и сами замечаете, как после прогулки у ребенка розовеют щеки, он становится активным, веселым, перестает жаловаться на усталость.

Время начала выполнения домашнего задания должно быть твердо зафиксировано. Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ребенку быстро войти в рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий. Позаботьтесь об удобном рабочем месте. У ребенка должен быть свой письменный стол.

В режиме дня надо предусмотреть около 1,5 часа на занятия, отвечающие склонностям ребенка. Чтение, кружковая работа, просмотр фильма по телевидению, музыкальные и спортивные занятия – круг интересов детей весьма широк. Следите, пожалуйста, за тем, чтобы занятие чем-то одним не забирало все свободное время. Обычно, к сожалению, таким “пожирателем времени” ребенка становится телевизор или компьютер.

О требованиях к питанию нужно говорить отдельно. Здесь мы только подчеркнем, что надо всячески противостоять складывающейся у ребенка привычке “перехватывать” что-нибудь на бегу. Горячий завтрак в школе необходим, так же, как и обед после школы (и девочка, и мальчик должны уметь разогреть его сами); неплохо, если в режиме питания предусмотрен и полдник – перед тем, как подросток, отдохнув и погуляв, примется за домашние задания. Время завтрака и ужина определяется тем, когда ребенок просыпается и ложится спать (завтрак – через полчаса после пробуждения, ужин – не позже, чем за 1,5 часа до сна). Прием пищи в определенные часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение. Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна. Потребность в сне составляет: в 10–12 лет – 9–10 часов, в 13–14 лет – 9–9,5 часов, в 15–16 лет – 8,5-9 часов. Израильские ученые установили, что недосып ночью даже на 1 час плохо влияет на психоэмоциональное состояние детей. Они сильнее устают к вечеру и хуже справляются с тестами на память и реакцию. Поэтому нет нужды доказывать, что сон ребенка надо оберегать: яркий свет, шум, разговоры – все это должно быть исключено. Воздух в комнате, в которой спит ребенок, должен быть свежим. Сон важно оберегать, если так можно выразиться, до того, как ребенок заснул. Конечно, он не малыш, которому на ночь нельзя рассказывать страшные сказки, и все-таки надо избегать всего, что может взбудоражить физически или умственно: подвижных игр, длительного чтения, просмотра телепередач. Понятно, что ребенка не поместить под стеклянный колпак, не оградить от всего, однако разумное ограничение вечерних впечатлений необходимо. Иначе это отразится на сне – будет затягиваться его наступление, он станет неглубоким.“Но как быть, - спрашивают иные родители, - если нам самим хочется смотреть телепередачу, а отправить сына спать сил нет? Он обижается, да и жалко его: сами смотрим, а ему не даем”. Думается, чувство вины, которое испытывают родители, напрасное. Нет ничего страшного, если телевизор будет говорить вполголоса, а ребенок будет спать за закрытой дверью в другой комнате. Но если уж в семье не сумели поставить так, чтобы это воспринималось им спокойно и просто, есть еще один выход из положения: не смотреть передачи самим. Это наименьше зло.

Нарушения в установленном распорядке дня нежелательны, так как это может привести к расстройству выработанного режима в деятельности организма ребенка.

Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Все родители уже достаточно высказались о пользе режима дня, так что доказывать эту пользу необходимости, пожалуй, нет. Анализ анкет детей показал, что большинство детей не соблюдают режим дня (в разное время отбой, выполнение домашнего задания, прогулки и т.д)

Хочу сказать еще об одной серьезной проблеме, мешающей здоровому образу жизни. Это вредные привычки: курение, пьянство, наркомания.

С этими правилами вы должны познакомить своих детей, но и сами их хорошо изучите. (Родителям вручаются памятки)

.

Употреблять наркотические и токсические вещества, алкоголь, курить - можно:

  • Если ты хочешь прожить короткую жизнь;
  • Если хочешь отставать в учебе;
  • Если хочешь подхватить ВИЧ – инфекцию;
  • Если мечтаешь оставить после себя больное потомство;
  • Если ты хочешь, чтобы твои дети родились уродами;
  • Если ты хочешь, чтобы от тебя отказались родные и близкие;
  • Если ты хочешь, чтобы у тебя была нарушена ориентация в пространстве;
  • Если ты хочешь пронизывающую дрожь и ослабевшее тело;
  • Если ты хочешь иметь лицо « застывшей маски»;
  • Если ты хочешь, чтобы тебя мучили «ломки».

Начать легко. Бросить – не тут-то было. Подумай над этим!

6. А сейчас мы проведем «Блиц – турнир»

Игровое поле перед вами. Группа, выигравшая право первого хода, выбирает любую тему и номер вопроса.

Тема 1. Личная гигиена.

  1. Предупреждение заболеваний (профилактика)
  2. Состояние полного физического, психического и социального благополучия (здоровье)
  3. Кожа не только покрывает все тело человека, кожей человек ощущает…(давление, вибрацию, тепло, холод, боль.)
  4. Гигиена рта включает в себя…(чистку зубов, языка и полоскание ротовой полости)

Тема 2.Режим учебы и отдыха.

  1. Правильное чередование периодов работы и отдыха, их продолжительность, рациональное распределение времени в течение одного дня, недели, месяца, года это- (режим)
  2. Невыполнение режима дня приводит к…(к нарушению функций центральной нервной системы)
  3. Назовите причины переутомления (неправильная организация труда, чрезмерная учебная нагрузка, невыполнение режима дня)
  4. Продолжительность сна (зависит от возраста)

Тема 3. Двигательная активность

1.Недостаток движения (гиподинамия)

2.Целенаправленный процесс взаимодействия человека с миром (деятельность)

3.Нерегулироемое сознание действие, сформированное путем многократного повторения (навык)

4.В пользу чего еще в 1863 году И.М. Сеченов впервые привел доводы и практические результаты (активного отдыха)

7. Решение практических задач « Необходим совет»

  1. Алексей перешел в другую школу. В новом классе он сразу подружился с ребятами, оказалось, что у них много общих интересов. Но некоторые ребята курят и настаивают на том, чтобы Алексей тоже курил. Как поступить Алексею.
  2. Вы заходите в лифт, а вместе с вами заходит ваш сосед с сигаретой. Ваши действия?
  3. Давай покурим, говорит тебе одноклассник. Чего боишься? Сейчас только младенцы не курят? Ваши действия? (Примеры дать детям).

8. Обобщение темы собрания

Всем спасибо! До новых встреч! (Каждому родителю вручается памятка)

«Памятка родителям»

Дорогие родители! Школа предлагает вам сотрудничество в воспитании вашего ребенка. Ваш ребенок для вас - это ваше будущее, это ваше бессмертие. Ведь каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих потомках. И вы, конечно, хотите, чтобы ваше физическое продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все ваши достоинства, но и преумножило их.

Мы - школа, учителя - тоже крайне заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок стал полноценным человеком, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Для этого мы работаем, отдаем детям свои души и сердца, свой опыт и знания. Для того чтобы наше сотрудничество было плодотворным, мы рекомендуем вам придерживаться в воспитании вашего ребенка следующих основных правил семейного воспитания:

1. Семья - это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости. Основой, стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром. Когда ребенок становится центром семь, и родители приносят себя ему в жертву, он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой, он считает, что «все должно быть для него». За такую безрассудную любовь к себе он зачастую отплачивает злом - пренебрежением к родителям, к семье, к людям.

Не менее вредно, конечно, равнодушное, тем более пренебрежительное отношение к ребенку. Избегайте крайностей в любви к ребенку.

2. Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон.

3. Воспитание ребенка в семье - это достойное, непрерывное приобретение им в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания ребенка - это пример родителей, их поведение, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах и радостях, это труд и добросовестное выполнение им ваших поручений. Слова - вспомогательное средство. Ребенок должен выполнять определенную, все усложняющуюся по мере взросления работу по дому для себя, для всей семьи.

4. Развитие ребенка - это развитие его самостоятельности. Поэтому не опекайте его, не делайте за него то, что он может и должен сделать сам. Помогайте ему в приобретении умений и навыков, пусть он научится делать все то, что умеете вы. Не страшно, если он сделает что-то не так, как надо: ему полезен опыт ошибок и неудач. Разъясняйте ему его ошибки, обсуждайте их вместе с ним, но не наказывайте за них. Предоставьте ему возможность попробовать себя в разных делах, чтобы определить свои способности, интересы и склонности.

5. Основа поведения ребенка - это его привычки. Следите за тем, чтобы у него образовались добрые, хорошие привычки и не возникали дурные. Научите его различать добро и зло. Разъясняйте вред куреня, алкоголя, наркотиков, распущенности, вещизма, лжи. Учите его любить свой дом, свою семью, добрых людей, свой край.

Важнейшей привычкой для него должно стать соблюдение режима дня. Выработайте вместе с ним разумный режим дня и строго следите за его выполнением.

6. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой. Еще более вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями школы, учителей. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам непонятны, придите к нам, и мы вместе обсудим возникшие проблемы.

7. Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит, когда даже ошибки и проступки обсуждаются без брани и истерики. Психическое развитие ребенка, формирование его личности в большой степени зависит от стиля семейного воспитания. Нормальный стиль - это демократический, когда детям предоставляется определенная самостоятельность, когда относятся к ним с теплотой и уважают их личность. Конечно, необходим некоторый контроль за поведением и учением ребенка с целью оказания ему помощи в трудных ситуациях. Но важнее всячески способствовать развитию у него самоконтроля, самоанализа и саморегуляции своей деятельности и поведения.

Не оскорбляйте ребенка своими подозрениями, доверяйте ему. Ваше доверие, основанное на знании, будет воспитывать у него личную ответственность. Не наказывайте ребенка за правду, если он признался в своих ошибках сам.

8. Приучайте ребенка заботиться о младших и старших в семье. Мальчик пусть уступает девочке, с этого начинается воспитание будущих отцов и матерей, подготовка счастливого супружества.

9. Следите за здоровьем ребенка. Приучайте его заботиться самому о своем здоровье, о физическом развитии. Помните, что за годы обучения в шкале ребенок переживает в той или иной форме возрастные кризисы: в 6-7лет, когда у ребенка возникает внутренняя позиция, осознание своих чувств и переживаний; кризис полового созревания, проходящий обычно у девочек на 2 года раньше, чем у мальчиков; и юношеский кризис поиска своего места в жизни. Будьте внимательны к ребенку в эти кризисные периоды, меняйте стиль своего отношения к нему по мере перехода от одного возрастного периода к другому.

10. Семья - это дом, и как всякий дом он может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении. Не забудьте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный дом в обновлении и ремонте.

Желаем вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть он приносит вам радость и счастье!

«Здоровье – не всё, но без здоровья все – ничто» когда-то сказал Сократ, эти слова актуальны и в наше время.

10. Решения собрания

1.Пусть в каждой семье господствует дух здоровья, культ здоровья.

2. Хотите ли ВЫ, не хотите ли,

Но дело, товарищи, в том, что

Прежде всего мы - родители,

А всё остальное - потом!

3.Вести в семье здоровый образ жизни, отказавшись от вредных привычек самим и поддерживать у детей стремление к здоровому образу жизни.

Использованная литература:

  1. М. Антропова, Л. Кузнецова, Т. Параничева “Режим младшего школьника”, газета “Здоровье детей” №19, 2003. стр. 16-17.
  2. А.С. Батуев. Биология: Человек. – М.: Просвещение, 1994.
  3. Ю.Ф.Змановский “К здоровью без лекарств”, Москва, “Советский спорт”, 1990.
  4. М. Матвеева, С.В. Хрущев “Спинку прямо!” с.14-15, газета “Здоровье детей” №12, 2003.
  5. Мир подростка: Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой; Отв. ред. Г.Н. Филонов. – М.: Педагогика, 1989.
  6. Ю.А. Фролова, г. Тобольск “Вредным привычкам скажем - нет”. С.65-68. “Классный руководитель” №8 – 2001.
  7. Спутник классного руководителя. / М.: Центр “Педагогический поиск”, 2001.
  8. Л.И. Саляхова. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы.- М.:Глобус, 2007.