Проблема патриотического воспитания младших школьников. Совершаются ли совместные с родителями прогулки по памятным местам родного города? Направления воспитательной работы

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Понятие «духовное богатство» базируется, прежде всего, на чувстве патриотизма, которое в той или иной мере присуще гражданам нашей страны, в том числе и маленьким. Что такое «патриотизм»? «Патриотизм - преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу» С. И. Ожегов Толковый словарь русского языка . Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его (патриотизма) многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». В «Лекциях о воспитании детей» А. С. Макаренко говорил: «Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг перед коллективом, и значит перед Родиной, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей». Нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город хорошеющим и расцветающим. Все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса - все это в равной степени формируют у детей симпатию к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма - патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной. С малых лет необходимо дать детям представление, пусть даже самое простое, о месте и роли их страны в мире.

Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества. Значимость воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период - в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Считаю, что воспитывать любовь и бережное отношение к малой родине возможно только через активную деятельность. Младшие школьники чрезвычайно эмоциональны, и сухие сведения их мало трогают, поэтому я отдаю предпочтение активным формам и методам работы, таким как: экскурсии по родному краю (в том числе и виртуальные), музейные уроки, проектная деятельность, праздники, совместные мероприятия, конкурсы, викторины. Чувству родины и любви к ней, патриотизму, человек первоначально обучается через ощущение матери и отца, то есть в семье. Это чувство «родительского дома» (при определённых условиях) и ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Семья является школой понимания родины, школой воспитания органической верности и привязанности к ней. Родители должны стать для своих детей примером отношения к своему городу, к месту, где живёшь. Если в семье ребёнок этого не чувствует, то вряд ли он услышит слова учителя о долге, чести, ответственности. К сожалению, семья сейчас переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители всё меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растёт число неполных и неблагополучных семей. Это семьи, где одинокие матери или родители разведены. Да и в полных семьях родительское воспитание утратило основы народной и религиозной культуры. В редких семьях происходит то, что было свойственно русской семье на протяжении веков: утренние и вечерние молитвы, благословление детей на всякое дело, совместное посещение храмов. Вот почему важным условием патриотического воспитания детей считаю тесную взаимосвязь с родителями. Главной формой работы с родителями было и остаётся родительское собрание. Уже на самом первом собрании знакомлю родителей со словами А. С. Макаренко: «Хотите, чтобы были хорошие дети, - будьте счастливы. Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности, привлеките ваших друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем». В современных семьях дети редко видят родителей из-за их чрезмерной загруженности, но даже эти редкие моменты семья тратит не на общение, а на просмотр телевизора. На родительских собраниях в 1 классе «Семейные праздники», «Папа, мама, я - читающая семья», «Наш выходной» пытаюсь донести до сознания родителей, что дети по своей природе жадны до впечатлений. Им хочется участвовать в каких-то событиях, радостных волнениях. Дома должно быть интересно, семья должна давать добрую пищу детскому воображению и чувствам. Детям нужен не только наставник, но и друг. А дружба не рождается от ежедневных проверок дневников и морализирования. Дружба крепнет в живом и полезном деле - воскресной рыбалке, субботнем походе, лыжной прогулке, в совместных проектах, праздниках. В 1 классе на уроках по окружающему миру даю детям задание нарисовать картину «Моя семья», подобрать фотографии, рассказывающие о членах их семей. А на уроке предлагаю рассказать о своих семьях. Для примера рассказываю о своей семье, о своём детстве, о родителях. На этом уроке дети вспоминают свои игры. Часто уроки на эту тему провожу в форме ролевой игры. Помимо совместных мероприятий в теме «Семья» я использую и проектную технологию. Дети совместно с родителями в 1 классе участвовали в таких проектах, как: «Я и моё имя», «История нашей фамилии», «Родословная моей семьи». К этому занятию привлекаются дедушки и бабушки, сохранившие семейные предания и традиции. Подобная совместная деятельность заставляет её участников бережнее относиться к своим традициям, способствует сохранению семейных связей, вызывает гордость за свою семью не только у детей, но и у взрослых. Когда дети проучились почти полгода и готовы к восприятию более сложного материала о родной стране, мы приступаем к изучению следующих тем: «Наша Родина - Россия», «Символы нашего государства», «Москва - главный город страны!», «Какого народа ты сын?», «Золотые руки народов». Здесь дети впервые знакомятся с правами и обязанностями граждан России, слушают текст гимна, рассматривают герб, флаг нашей Родины.

Популяризация среди школьников государственных символов, на мой взгляд, является важнейшей составляющей в воспитании патриотизма. Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России. Если позволяют погодные условия, провожу экскурсию по городу. Знакомлю детей с достопримечательностями родного города: историко-краеведческим музеем, городским храмом, городской библиотекой. Всё это формирует интерес к местам, где проходит детство учащихся, закладывает крупицы чувства любви к «малой» родине. Академик Д. С. Лихачёв сказал: «Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны - он, как правило, равнодушен к своей стране». На уроках окружающего мира учащиеся начинают узнавать о том, что каждый человек принадлежит какому-нибудь народу, а каждый народ - особенный и различается языком, культурой, традициями. Чтобы учащимся было интересно, я использую наглядный материал (предметы декоративного искусства разных народов, костюмы, книги на языках народов России и др.). На этом уроке закладываю чувство уважения к различным национальностям, признание равноправия людей, принадлежащих к разным народам. Считаю это особенно актуальным в условиях многонациональности нашей страны. Патриотическое воспитание школьников начинается с первых дней учёбы в школе.

МОУ гимназия № 5

Нравственно – патриотическое воспитание младших школьников

Растим патриотов

Система образования Российской Федерации призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач школы.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются, лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, городу;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

Воспитание уважения к труду;

Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

Формирование элементарных знаний о правах человека;

Расширение представлений о городах России;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению нравственные основные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь , трудолюбие. "Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится со школой, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (школы, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен одной край.

Родной город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

Ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится школа.

Также внимание детей нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят младших школьников, расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший школьник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Неверно полагать, что, воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т. д.

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей - вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

повсюду люди трудятся для всех, (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т. д.);

везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.

Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания .

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т. е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в школе поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которыx зависит его быт, характер труда и т. д.

К концу школьного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т. д.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

"позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

непрерывность и преемственность педагогического процесса;

16. Диалог «Мама и папа – мои самые дорогие»

17. Выставка поделок «Дары осени»

18. Конкурс «Папа, мама я – читающая семья» (участие родителей)

19. Устный журнал «Я – житель Кубани»

20. Классный час «Вот какие замечательные братья и сёстры!»

21. Выставка рисунков «Моя Россия»

22. Праздник «Россия – Родина моя»

23. Устный журнал «Символика России и Кубани»

24. Игра – практикум «Подари другому радость»

25. Этическая беседа «В гостях у бабушки»

26. Проектная мастерская «Дом, который мы построим»

27. Беседа «Кубань – житница России»

28. Классный час «День освобождения Усть - Лабинска от фашистской Германии»

29. Устный журнал «Юные герои - антифашисты»

30. Урок мужества «День защитника Отечества»

31. Выпуск стенгазеты «Мой дедушка и папа в армии»

32. Рыцарский турнир

33. Праздник «Папа, мама, я спортивная семья»

34. Масленица.

35. Традиция празднования

36. Этическая беседа «Я в своей семье»

37. Праздник «О самых близких и родных с любовью»

38. Выставка рисунков «Моя бабушка», «Моя мама», «Букет для мамы»

39. Конкурс стихов «Моя мама – лучше всех»

40. Классный час «Гордость земли Кубанской»

41. Конкурс рассказов о своем доме

42. Конкурсной - игровая программа «Путешествие в страну здоровья»

42. Этическая беседа «Не стесняйтесь доброты своей»

43. Весёлые старты «Если хочешь быть здоров»

44. Викторина «Нам космос покоряется»

45. Викторина «Приключение Незнайки и его друзей»

46. Игра – викторина «Эти забавные животные»

47. Праздник русских традиций «Преданья старины глубокой»

48. Выставка «Герб моей семьи»

49. Урок в природе «Все на белом свете солнышкины дети»

50. Диспут «Лукошко добрых дел»

51. Литературно – музыкальная композиция ко Дню Победы «Цветы и порох»

52. Конкурс стихов о Великой Отечественной Войне

53. Классный час «И это всё о нас…»

54. Праздник «Вся семья вместе, так и душа на месте»

55. Экскурсии по предприятиям города

56. Путешествия по родному краю: п. Гончарка, предгорье Кавказа, Лаго – Наки, Азишская пещера, водопады Руфабго, Хаджогская теснина, Черноморское побережье.

Н.А.Дарий
учитель начальных классов
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №20
Пролетарского района города Твери

Историческое значение каждого
русского человека измеряется
его заслугами перед Родиной,
а его человеческое достоинство-
силой его патриотизма.
(Н.Г. Чернышевский)

Изменение Российского общества в 90-е годы привело к иным направлениям общественного развития. Это изменение вызвало расслоение общества и снижение жизненного уровня, произвело ценностную переориентацию у молодёжи. Через СМИ идёт пропаганда насилия, активно насаждается приоритет материальных ценностей над духовными. Нет условий для формирования высоконравственной личности с чётко выраженной гражданской позицией.

В детско-молодёжной сфере усилились националистические настроения, демонстративное отношение к взрослым, жестокость, в самых крайних проявлениях. Резко возросла преступность среди подростков. Многие дети лишились воспитательной среды, оказавшись на улице, они усваивают жестокую науку выживания в тяжёлых условиях. За два десятилетия мы потеряли целое поколение, которое могло дать стране истинных патриотов, достойных граждан своей Отчизны.

Сказано: « Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые». Вот и мне «повезло», как большинству советских людей. В 90 –е годы мы потеряли всё, чем жили, во что верили. Смятения и страха не было. Возмущало то, что было потом: много грязи и лжи. Одолевали размышления: кто патриот у нас в Отечестве – верхи или низы? Кто мы – Иваны, не помнящие родства? Росла тревога за детей – своих и чужих. Ведь они самые незащищённые. Желание сберечь детей, оградить от жестокости разрушения, воспитать их в русских православных традициях, на примерах славного исторического прошлого (ведь оно никуда не исчезло!) переполняло меня
Но как трудно будет теперь взрастить добрые семена возрождения на выжженной израненной почве! «На чём основывать работу? На кого можно опереться в преодолении трудностей?» -думала я. В прежние времена существовали программы нравственно-патриотического воспитания, имелся большой выбор методической литературы, действовали учреждения и общественные организации, обладавшие огромным опытом работы с подрастающим поколением. В начальной школе, только по одной книге для чтения «Родная речь» М.В. Головановой на пяти уроках в неделю можно было проделать большую работу по патриотическому воспитанию в течение учебного года, без особой затраты сил и времени на подготовку. Эта книга была снабжена подборкой соответствующего материала, да ещё в хронологическом порядке. Но преподносилось это с такой идеологической подоплёкой, что вызывало глухое раздражение. Скоро тексты о Ленине, партии, революции изъяли из книг, а заодно и об армии, о гражданской и Великой Отечественной войне (нет ни одного!). Как будто это не наша история. Чем заполнился идеологический вакуум, теперь видно.

С таким положением дел дальше мириться было нельзя. Это понимали все здравомыслящие и рядовые граждане, и руководство страны. При администрациях городов создали «Управления по делам молодёжи, культуре и спорту», вновь стали востребованы музеи, формируются молодёжные организации нового типа, налаживаются взаимодействия с ветеранскими организациями. В этой связи требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения, создав надлежащие условия. Кто и где будет этим заниматься? В первую очередь, конечно, школа. Перед учителями встаёт проблема гражданско-правового и патриотического воспитания детей, как одна из самых актуальных. Часть проблемы необходимо решать путём формирования и развития у школьников патриотических чувств как важнейшей составляющей во всём процессе воспитания. Я предлагаю систему этой работы выстраивать снизу вверх, начиная с детского сада и начальной школы, которые ближе всего к ячейке общества - семье. Это одновременно повысит и статус института семьи, который сегодня теряет свою значимость.

Размышляя, советуясь с людьми разных профессий и возраста, представителями разных слоёв общества, обмениваясь мнением с единомышленниками, пришла к выводу, что нужно, конечно, искать новые подходы в деле воспитания гражданина, но и наработанное русской и советской системой школьного воспитания забывать нельзя.
Психологи установили, что дети младшего школьного возраста характеризуются повышенной восприимчивостью внешнего влияния, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не научится трудиться, любить близких, беречь природу, не уверует свои способности и возможности, то в дальнейшем сделать это будет труднее, т. к. потребуется значительно больших душевных и физических затрат. Таким образом, именно у детей младшего школьного возраста должна закладываться система нравственно патриотического воспитания и формирования гражданской позиции. Патриотическое воспитание самых маленьких граждан нашей страны должно стать объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение истинных патриотов. Это они, став взрослыми, возродят величие нашей Родины, приумножат её силу и богатство, сделают более качественно жизнь населения страны.
Итак, что мы должны понимать под термином патриотизм? По определению С.И.Ожегова, «патриотизм» - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». «Патриот – человек, одушевленный патриотизмом».

Если говорить о воспитании любви к русскому народу как носителю языка, исторической памяти, военных и гражданских традиций, прикладного искусства, песенного творчества, то надо сказать о подвижнической деятельности руководителя нашего школьного фольклорного ансамбля «Ладушки», организатора воспитательной работы в начальной школе Алине Алексеевне Дубининой. Под её вдохновляющим началом мы, классные руководители, проводим комплекс мероприятий по воспитанию у детей любви к своей матери, к учителю, одноклассникам, к школе, к родному городу, к Тверскому краю. С этого начинает претворяться в жизнь идея патриотического воспитания.

Многое пришлось пересмотреть, что-то исключить, что-то создавать заново. Мною в течение почти двадцати лет выстраивается новая система работы по патриотическому воспитанию младших школьников. Она решает следующие задачи:

1. Ознакомление с историческим прошлым нашей Родины, своего
края, города, школы.
2. Развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.
3. Воспитание уважения к национальным традициям своего народа,
семьи, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам своего края.
4. Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления
физического и психического здоровья детей, формирования потребности к здоровому образу жизни.
5. Формирования чувства любви к Родине,
готовность преданно служить Отечеству.

Решение каждой из вышеперечисленных задач целесообразно осуществлять по трем направлениям.
Первое направление. Воспитание на традициях семьи, школы, жителей Тверского края.
Второе направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооружённых сил. Взаимосвязь классного коллектива с ветеранскими организациями.
Третье направление. Военно-спортивные игры.

Работу начинаю с первых дней моей встречи с первоклассниками. Знакомлю первоклассников и их родителей с моими бывшими учениками, которые являлись активными участниками патриотического движения в классе. Совместно с родителями учащихся определяю направления и оцениваю потенциальные возможности нашей работы по воспитанию настоящих патриотов нашей Родины на весь период их обучения в начальной школе.

Воспитание патриотизма – это воспитание убеждений, чувств, деятельной любви к Родине и, прежде всего, чувства гражданского долга. Родители – одно из звеньев триады (ученик - родители – педагог) для создания единой воспитательной среды. Решение задач по патриотическому воспитанию школьников успешнее осуществляется только при полном взаимодействии с родителями.

Предлагаю один из моих вариантов работы по патриотическому воспитанию школьников на период обучения с 1-ого по 4-ый класс.

1 класс.
Изучение детей, семей. Социальное положение, традиции семьи, её исторические корни. Творческий потенциал семьи. (Анкетирование, беседы, посещение детей на дому – выборочно).
Мероприятия: тематические классные часы, праздники, экскурсии, конкурсы, викторины, организация выставок поделок и рисунков.

2 класс.
Организация коллективных дел при участии классного руководителя, родителей, старшеклассников. Мероприятия те же, что и в 1 классе. Выход на ветеранскую организацию. Встречи с ветеранами трудового фронта. Участие в смотре строя и песни, Дне здоровья

3 класс.
Организация и проведение дел творческого характера.
Поиск книг об истории родного края, о замечательных людях, о подвигах детей в военное и мирное время, подготовка сообщений на заданную тему.
Творческие письменные работы (изложения, сочинения). Изучение военной лексики, крылатых слов и выражений. Создание диафильмов, инсценировка произведений на патриотическую тему.
Мероприятия: те же, что и в 1- 2 классе плюс экскурсии в музей Боевой славы, в Краеведческий музей, в музей военной академии ВКО им. Г.К.Жукова.

4 класс
Организация среди учащихся при поддержке родителей поисковой
работы с целью увековечивания солдатского подвига своих родных, участников Великой Отечественной войны.

Создание индивидуальных и коллективных творческих работ. Участие
в конкурсах на лучшее сочинение, газету, рисунок.

Мероприятия: те же, что и в 1- 3 классе плюс участие в смотре строя и песни, подготовка и проведение встреч с ветеранами военной службы, посещение музеев с последующим написанием творческих работ и подготовкой презентаций, подготовка и проведение праздников к памятным датам.
Особенно хочется отметить плодотворную работу моего выпускного 4 «Б» класса в год 65-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Ребята повзрослели, многое узнали, многому научились. А главное – сдружились. И не только дети, но и их родители. Между ними и мной сложились хорошие доверительные отношения. Патриотическое воспитание зиждется на верной дружбе и чувстве товарищества. Сердечная теплота и полное понимание друг друга – главное условие достижения благородной цели. Стало понятно, что вместе нам по силам решать и более сложные задачи.

Расставаясь с детьми и их родителями на время летних каникул после окончания 3-го класса, я напомнила им о том, что в новом учебном году наша славная школа отметит своё 60-летие. Что построена она была через 4 года после окончания страшной войны. Что в 2010 году мы будем отмечать 65-ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Нацелила всех ребят на поиск и сбор материала о своих родственниках, солдатах Великой Отечественной войны (письма -треугольники с фронта, фотографии, похоронки, красноармейские книжки, медали). А самое главное – сбор информации о самих солдатах: где родились, кем были в мирной жизни, в каком возрасте пошли на войну, какую воинскую специальность имели, на каком фронте воевали и в каких частях, где закончили войну.
«Спрашивайте, пока ещё есть, у кого спрашивать, - говорила я и детям и их родителям, - записывайте, берегите, что найдёте».

Буквально с начала учебного года мы с ребятами наметили план подготовки к празднованию юбилея школы в начале ноября, тем более что уже был объявлен конкурс сочинений по двум темам: «Моя любимая школа» и «Моя семья в 20-ой школе». Все ребята захотели участвовать в этом конкурсе. Стали приносить в школу фотографии, записи воспоминаний родных, даже табели с оценками. Большинство ребят не могли похвастаться такими реликвиями; но не печалились. Мы вместе составили подробный план сочинения на ту и на другую тему, обсудили внешнее оформление работы.

Сочинения дети писали самостоятельно. После некоторой правки представили на конкурс. Вот что сообщила Ведякина Наташа:

«Я родилась и живу в городе Твери. В 2006 году я поступила в 1-й класс средней школы № 20. Сейчас учусь в 4«Б» классе. Нашу учительницу зовут Надежда Алексеевна. Она очень добрая и справедливая.

В школе № 20 учились мои родители, а также их старшие братья. Здесь училась и моя старшая сестра Александра. Мама и папа часто вспоминают школьные годы, своих учителей и одноклассников. Мне очень интересно слушать их рассказы. Желаю школе успехов, процветания, учителям здоровья и успешных учеников».
А вот сочинение Кувшиновой Алины:

«Школа ты не старишься, никогда ни старишься.
И шумят под окнами те же тополя.
Вечной дружбой связаны школьные товарищи,
Школьные товарищи и учителя.

Меня зовут Алина. Мне 10 лет. Я учусь в 4-«Б» классе средней школы №20. В этом районе мы живём недавно, но очень много хорошего слышали об этой школе. Поэтому выбрали её. В нашей школе училась моя бабушка Галина Алексеевна. В то время девочки и мальчики учились отдельно. Бабушка училась очень хорошо. До сих пор она хранит «Личное дело» с отличными оценками. В школе №20 работают замечательные учителя.

В Юбилей нашей школы хочу пожелать успехов, здоровья и терпения всем учителям и директору школы. Пусть бывшие ученики не забывают школу и чаще навещают своих учителей».

Трогательные слова сказал о школе Куничев Артём:

«Я живу в Пролетарском районе города Твери. Четвёртый год учусь в начальной школе. Наша школа №20 –лучшая в Пролетарском районе. Многие дети района и всего города стремятся попасть учиться именно в эту школу. Весь секрет в учителях, в их умении учить и понимать нас.
Мне повезло с одноклассниками. У нас очень дружные и приветливые ребята. Мы всегда готовы помочь друг другу в школе. После уроков мы часто задерживаемся в школьном дворе и все вместе играем.

В этом году моя школа отмечает своё шестидесятилетие. Я желаю школе не стареть, а любимым учителям- здоровья, успехов и благополучия. Пусть ещё много лет школа № 20 будет вторым домом для меня, моих одноклассников и таких же, как мы, мальчишек и девчонок».

Дата следовала за датой. Отметили День учителя, пожилого человека, юбилей школы. Приближался декабрь, годовщина освобождения Калинина от немецко-фашистских захватчиков. Класс разделился на творческие группы. Ребята собрали сведения о геройских улицах своего района, благо вот они, рядом: улица Лизы Чайкиной, Зои Космодемьянской, Евгения Пичугина. Каждая творческая группа представляла свою часть проекта. За активное участие в реализации проекта и проявленную инициативу лучшие работы были отмечены призами.

В начале декабря посетили Музей Калининского фронта. Я с большим удовлетворением и гордостью наблюдала, с каким волнением и интересом мои дети слушали, смотрели на представленные экспонаты и со знанием дела отвечали на вопросы экскурсовода. Конечно, я усиленно готовила ребят к этому мероприятию, и знали они много о жестоких боях и жертвах в дни оккупации и освобождения города, но одно дело – услышать, а другое – увидеть свидетельства того страшного времени. Свои эмоции после посещения музея дети выразили в сочинениях на тему «В музее Калининского фронта».

Вот как написала о своих впечатлениях Травникова Софья:

«Недавно мы всем классом ездили в музей Калининского фронта в посёлок Эммаус. Здание музея стоит на том месте, где в годы войны велись ожесточённые бои.
Возле входа в музей - мраморный памятник на братской могиле павших бойцов. Вместе с нашей учительницей мы прочли имена героев. Большинству из них не было и двадцати лет.

На первом этаже музея висят на стенах фотографии ветеранов войны, среди которых много женщин. Благодаря этим фотографиям можно увидеть лица тех, кто прошёл войну. К сожалению, многих уже нет среди нас.

Потом мы поднялись на второй этаж, где были представлены интересные экспонаты: наши винтовки и немецкие автоматы, карты, документы наших и немецких офицеров и солдат, обмундирование, осколки снарядов. Всё это помогло нам живо представить, что происходило во время боевых действий.
Мне очень понравилась диорама «Бой за Тверецкий мост». Из рассказа экскурсовода мы узнали, что в течение нескольких дней мост обороняли трое бойцов. Немцев за Тверцу не пропустили. Подвиг советских солдат, наших земляков, запечатлён на этой диораме.
После этой экскурсии я по-настоящему поняла, что такое война!»

Читая сочинения других учеников, я отмечала избирательность впечатлений каждого: кому-то запомнилось оружие, кому – письма и документы, кому – фотографии и т.д.

На классных часах мы слушали воспоминания дедов и бабушек о войне и послевоенном времени. Вместе читали рассказы, разучивали песни времён войны или об армии. А дома, по вечерам, каждый в своей семье, смотрел кинофильмы о Великой Отечественной войне. В школе на переменах бурно их обсуждали.
Перед Днем Защитника Отечества, провели конкурс «А ну-ка, мальчики!» и поздравили отцов и дедов.

Приближалась новая дата – 1 марта. Мы подготовились к ней по- особенному. Первого марта 2010 года организовали классный час вместе с родителями на тему «Они никогда не вернутся с войны», приуроченный к 10-ой годовщине подвига воинов 6-ой роты 104-го Псковского парашютно-десантного полка. На плакатах были размещены увеличенные фотографии солдат и краткие сведения о них. Выступая с монтажом перед родителями и гостями школы, ребята вспомнили всех земляков, погибших в Чечне. Вставал ученик, называл фамилию и имя солдата или офицера, за ним – другой, и так – пока не встал весь класс – «Минута молчания».

Весь март и апрель-месяц собранный материал изучался, анализировалась информация о солдатах Великой Отечественной – родных моих учеников. Решили оформить стенд «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…» Работа в этом плане проводилась в тесном сотрудничестве с представителями ветеранской организации Военной академии ВКО имени Г.К. Жукова. Они помогли нам с художественным оформлением стенда, приготовили наградные грамоты для наиболее активных участников этого важного дела. Многие ребята написали очень интересные сочинения о своих героях и оформили их с приложением копий фотографий, документов, наград.

Вот что сообщил о своём прадедушке Алёша Клочков:

«Мой прадед Клочков Иван Иванович родился 19 октября 1916 г. в д. Павлушково, Сутокского сельсовета, Тверской губернии. За два года до войны прадед переехал в г. Калинин, где работал на вагонном заводе. В 1942г. Иван Иванович добровольцем ушёл на фронт. Служил он в танковых войсках наводчиком. В 1943 году, под Смоленском, в лютый мороз, четыре экипажа танкистов, в одном из которых был и мой прадед, получили задание обнаружить и обезвредить противника. Но враг опередил и открыл огонь по нашим танкам. Танкисты вели бой не на жизнь, а на смерть. Загорелся первый танк, второй, третий…Из четвёртого танка вылез боец со связкой гранат. Это был сержант Клочков. Но бросить гранаты не успел - вражеский снаряд попал в гусеницу танка. Машина загорелась. Взрывной волной его отбросило на несколько метров и оглушило. Он потерял сознание. После боя фашисты прочёсывали территорию и, находя живых русских, добивали. Так произошло и с моим прадедом: увидев раненого танкиста, фашисты сняли с него куртку, сапоги и выстрелили ему в голову. Чудом пуля не задела мозг - вылетела через рот, выбив все зубы и челюсть. Придя в сознание, прадед пополз туда, где слышались залпы наших орудий. Он не помнит, сколько часов полз, но его всё- таки обнаружили наши солдаты. На носилках доставили в полевой госпиталь. Говорить прадедушка не мог - его рот был полностью изувечен. После оказания первой помощи раненого отправили в госпиталь города Саратова, где лечили 6 месяцев. Три месяца питался через трубочку одним киселём. Но раны зажили, зубы вставили, и Иван Иванович вернулся в строй. От своей части он отстал и воевал уже в артиллерии. Прадед участвовал в освобождении Прибалтики, Польши, Чехословакии, дошёл до Берлина. На рейхстаге стоит и его подпись победителя. Вот так геройски сражались простые русские солдаты.

Иван Иванович награждён многими орденами и медалями. После войны прадед вернулся в свою родную деревню, где добросовестно трудился ещё много лет. Вместе с женой они вырастили и воспитали пятерых детей. Не стало Ивана Ивановича 11 марта 1994 года. В этот же день умерла и его жена. Внуки и правнуки по праву гордятся своим дедом и прадедом!»

А вот какие сведения сообщила Николаева Мария о героях своей семьи: «Мой прадедушка Николаев Михаил Павлович родился в 1905г. в деревне Степаново Лихославльского района Тверской губернии. На фронт ушёл в первый год войны. Ему было 36 лет. Воевал прадедушка на 1-ом Белорусском фронте в тяжёлой артиллерии, в звании ефрейтора. Войну он закончил в Прибалтике. Имел награды: «Орден Красной звезды», «Орден Отечественной войны», медаль «За боевые заслуги» и другие награды. После войны вернулся в родную деревню. А вот четверо его братьев погибли на войне.
В «Книге памяти» мы нашли их имена: Николаев Василий Павлович-лейтенант, Николаев Фёдор Павлович - рядовой, Николаев Григорий Павлович-рядовой, Николаев Александр Павлович-рядовой. Каждый год – 9 мая мы с дедушкой и мамой ходим к обелиску Победы, чтобы почтить память тех, кто прошёл через те страшные годы на фронтах Великой Отечественной войны».

Далее мы оформляли стенд. На классных часах по теме «Великая Отечественная война в песенном творчестве поэтов и композиторов» слушали песни и стихи военных лет. После уроков во дворе школы готовились к смотру строя и песни, который должен был состояться в конце апреля на территории 29-го военного городка, при участии наших шефов из ветеранской организации «Артиллерист». Солдаты – шефы помогли ребятам подготовиться, тренировали почти ежедневно. Ребята уставали, но никто не ныл, не уходил. На смотре отряд 4 «Б» занял I место в начальной школе. Командир, Алёша Клочков, занял и личное I место. Отряду вручили награду.

Надо было видеть довольные лица ребят – победители!

Накануне Дня Победы в присутствии родителей, Ветеранов Военной Службы и Ветеранов Трудового фронта школьники выступили с литературно-музыкальной композицией «Никто не забыт – ничто не забыто». На них смотрели гордые папы и мамы. А со стенда на школьной стене смотрели на них молодые прадеды, храня строгое молчание. Как и положено солдатам в дни воинских торжеств. Песни военных лет пели вместе – дети и взрослые. Ветеран Военной Службы вручил активистам почётные грамоты от ветеранской организации академии, поблагодарил всех за важное дело увековечивания памяти о солдатах Великой Отечественной войны, тепло поздравил с наступающим праздником. Дети были очень серьёзны. У родителей в глазах стояли слёзы от переполнявших чувств.

Потом праздник перешел в неформальное общение. Каково было моё удивление и радость, когда бабушка Алёши Клочкова, Лидия Сергеевна
Клочкова не только рассказала про своё военное детство, прочитала стихи, но и спела неизвестную песню про танкиста, которую часто пел её свёкор, Клочков Иван Иванович. Эту песню я и все участники праздника никогда раньше не слышали.

Я привожу слова этой песни полностью:


Где берёзка грустит над водой,
Рано, рано на синем рассвете
Был сражён командир молодой.

С боевыми простившись друзьями,
От неравного боя- седой.
Трое суток он бился с врагами,
Не сдавался танкист молодой.

И когда задымилась полянка,
И огонь по броне заходил,
Вылез он из горящего танка
И на дымную землю ступил:

«Пусть умру я, но недруг проклятый
Не пройдёт здесь вовеки- веков!»
И взмахнул он последней гранатой,
Подорвал и себя, и врагов.

Он лежал возле танка родного,
Молодой, ясноглазый танкист.
Плакал ветер над Волгой суровой,
И кружился берёзовый лист.

Это было на синем рассвете
Под высокой и ясной звездой,
Там, где кружит над Волгою ветер,
Где берёзка грустит над водой.

Потом вспоминали. Плакали. Благодарили. Делились впечатлениями. Фотографировались на память у стенда.

Никто не хотел уходить. И я ещё и ещё раз убедилась в том, как нам всем нужны такие встречи. На другой день мы выступали перед учащимися всей начальной школы. И надо было видеть, с каким интересом маленькие зрители смотрели выступление своих сверстников – четвероклассников!

О славном прошлом и настоящем я говорю с ребятами при каждом удобном случае, на уроке и вне урока, во дворе школы на прогулке, во время поездок на экскурсии. О своём опыте работы рассказывала коллегам на педсовете в своей школе и на городской конференции учителей. Слушали заинтересованно, благодарили,задавали вопросы.

В нашей школе создаётся Музей Боевой Славы. Отрадно это знать, как и то, что собранные моими воспитанниками двух выпусков материалы найдут достойное место в школьном музее.

Закончить разговор хочу словами К.Д. Ушинского, который видел в патриотизме не только важную задачу воспитания, но и могучее педагогическое средство: « Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями ».

Очень важно начать прививать ребенку любовь к Родине, стране, своему народу с раннего детства. Ведь патриотизм - одна из важных черт современной развитой личности.

Актуальность патриотического воспитания младших школьников связана с тем, что сейчас очень много негативной информации, особенно в СМИ, которая зачастую подрывает веру и любовь к народу и стране. Именно поэтому необходима программа гражданского и военного патриотического воспитания школьников.

Патриотическое воспитание младших школьников позволяет с раннего возраста сформировать правильное отношение детей к своей стране – умение ценить и уважать события прошлого и современные достижения нашего народа, объяснить понятия добра и зла, сформировать представление о значимости России и ее самоценности. Все это поможет вырастить поколение, готовое к подвигу, готовое отстаивать интересы своей страны. Ведь патриотизм имеет характерные черты – веротерпимость, законопослушность, трепетную любовь к родной природе.

Патриотизм основывается не на пустом месте, а на вековых традициях и устоях нашей страны. Самое главное – самостоятельно школа не сможет справиться с патриотическим воспитанием. Здесь должна присутствовать поддержка и участие семьи.

Задачи патриотического воспитания школьников

Программа нравственного патриотического воспитания младших школьников направлена на выполнение следующих задач:

  • воспитывать у школьника чувство самоуважения через его добрые поступки, любовь и уважение к семье и друзьям, чувство уважения к старшим;
  • формировать представление об окружении человека, умение вести себя в обществе в соответствии с общепринятыми нормами;
  • воспитывать любовь к малой родине через интерес к семейной истории и ее традициям, уважение к ее прошлому страны, настоящему, а также воспитать чувство ответственности за ее будущее.

Особенности патриотического воспитания младших школьников

Но не стоит забывать, что мы говорим сейчас о детях в возрасте 7-10 лет, и с этими задачами можно справляться только через игры и увлекательные мероприятия, доступные для понимания детей – это главная особенность патриотического воспитания младших школьников. Основные мероприятия, направленные на формирование патриотизма: классные часы, деловые игры, встречи с ветеранами, беседы, викторины, смотры-конкурсы, коллективные творческие дела, соревнования, выставки, экскурсии, походы, поездки, знакомство с историческим прошлым малой родины, ее традициями, фольклором, обычаями русского народа.

Военно-патриотическое воспитание является одной из составляющих школьной программы. Основная цель – это формирование любви к Родине, психологической и моральной готовности к службе в армии – защите своей страны. Справиться с этой задачей позволяют экскурсии в исторические музеи, походы по местам боевой славы. Все это приобщает школьников к истории нашей страны, ее духовности.

Не стоит забывать и о спортивной составляющей. Участие в различных соревнованиях, спортивных праздниках вместе с родителями сплачивает семьи, и цепочка школа-семья-педагог становится сильнее, крепче, авторитетнее в глазах младших школьников.

Гражданское патриотическое воспитание позволяет формировать правильную гражданскую позицию, любовь и уважение к старшему поколению. Здесь так же важно участие семьи – ведь в истории практически каждой есть моменты, связанные с подвигом во время войны. Рассказывайте детям о бабушках и дедушках, их участии в Великой отечественной войне, пересматривайте фотографии – изучайте историю своей семьи, это тоже воспитывает в детях маленьких патриотов! Изучайте письма, дневники – это позволяет детям соприкасаться с историями людей, переживать их судьбы. Это оказывает неоценимое значение!

Не забывайте, что именно вы, родители, являетесь главным примером для подражания своим детям – будьте сами патриотами!

Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников

В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания стала более заметной. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому всё острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания.

Воспитание патриота в современном обществе имеет огромное значение. Патриотизм – важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности. Воспитание начинается в семье. И как воспитать в человеке чувство гражданина, любви к Отечеству? Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Патриотическое воспитание младших школьников, да и более юного возраста должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.

Каждый год с детьми проводим классные и внеклассные мероприятия, направленные на патриотическое воспитание. Цель проведения таких мероприятий состоит в осмыслении значимости определённых событий для истории России.

Но патриотов государства не воспитаешь, если они не будут любить свою семью. А значит нужно также воспитывать любовь к ближнему: маме, папе, бабушке, дедушке, сестрёнке, братишке. Надо учить уважать окружающих их людей, товарищей, одноклассников, не предавать друзей, близких им людей, воспитывать «чувство локтя».

Этому способствует утренники, проводимые в школе во внеурочное время, спектакли, в которых играют сами дети, музыкально – литературные композиции, посвящённые значимым событиям в нашей стране, тематические праздники. Здесь дети не только узнают много нового для себя, но и учатся дружить, не подводить своих товарищей и учителей, взаимовыручке. Эти мероприятия сплачивают детей.

Уделить несколько минут патриотическому воспитанию можно и нужно на каждом уроке. Любой учитель всегда может подобрать необходимый материал, задания которого помогают воспитывать ребёнка, не навязывая своего мнения, а как – бы исподволь подводя его к нужному мнению. Главное, чтобы каждый хотел участвовать в такой работе по мере своих сил. Пусть родители помогают своим детям в поиске. Такая работа объединяет и сплачивает семьи. В результате мы заставляем каждого ученика изучать историю страны и узнать, какой вклад принесла его семья в развитие города, страны. Через совместную работу мы помогаем ему гордиться своими родными, своим городом, своей Родиной. Основным средством воспитания настоящего патриота является включение учащихся в разнообразные виды деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Патриотическое воспитание начинается с первых дней учёбы в школе. В учебниках по литературному чтению, окружающему миру, истории, русскому языку, математике есть много материала, на основе которого можно воспитывать патриотов нашей страны. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Потому – то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.