«Может, возьмём кого-то ещё?»: Женщины о дискриминации в российском кино. Социальная дискриминация женщин

В российской киноиндустрии, собранные за 2013-2017 годы. Статистика утверждает, что в съёмочных группах отечественных фильмов на одну женщину-продюсера или женщину-сценариста приходилось в среднем четверо мужчин на аналогичных должностях. Ещё меньше доля женщин-режиссёров в кинопроектах за отчётный период (15,9 %), и совсем уж символическая цифра среди операторов (только 2,9 % из них оказались женщинами).

Мы попросили женщин, работающих в российской киноиндустрии, прокомментировать полученные данные, а заодно уточнить, как часто им приходится сталкиваться с проявлениями гендерной дискриминации и что нужно сделать, чтобы женщинам в российском кино доверяли чаще.

Лена Ванина

сценарист

Мужчин режиссёров, сценаристов, операторов, звукорежиссёров во много-много раз больше, чем женщин. Всё-таки в кино женщина до сих пор - это всегда событие. В один момент стало очень много сценаристок, но всё равно основными, определяющими остаются мужчины. Мы же до сих пор слышим фразу: «Ого, слышал, там девушка - оператор» или «Крутой фильм, ещё и девушка сняла». То есть для нас для всех это неожиданно, какая-то штука если и не из ряда вон, то точно удивительная.

Дискриминация, конечно, существует. И существует более-менее на всех уровнях. Если у тебя нет имени и ты девочка, скорее всего, тебе предпочтут мужчину. Если ты девочка и у тебя есть хорошая история, есть шанс, что к тебе захотят приставить мужчину - соавтора, креативного продюсера и т. п. для надёжности, чтобы тебя укрепить. Если вы работаете в группе, то для многих мужчина будет априори главным, а вы - его «соавтором». Даже если вы равны, даже если вы начинали этот проект вместе. Очень часто встречается такое: вы сидите вдвоём, а обращаются к мужчине: «сделаешь», «поправишь», «у тебя тут». А девушка как будто просто личный секретарь, пришла посидеть вместе, чтобы потом внести правки, чтоб мужчина на такие мелочи не тратил время.

Бывает такое же и со стороны журналистов: вот вы в соавторстве сделали проект, но звонят почему-то мужчине и об интервью просят его. Дальше всё зависит от его порядочности, потому что некоторые в этом одиночном интервью начинают вдруг говорить: «Вот, я сделал, я придумал». Дальше случаются неприятные ситуации, когда такие вещи приходится проговаривать. Бывает такое, что у тебя есть проект, ты хочешь делать его одна, ты его придумала, но тебе аккуратно и как бы ненароком начинают впихивать мужчину для надёжности: «А ты уверена, что ты справишься? Может, возьмём кого-то ещё». Ты говоришь: «Ребята, вы охренели? Это мой проект, я его придумала, вам принесла, а вы предлагаете мне взять какого-то мужика, просто чтобы вам легче спалось?» И да, им кажется, что с мужчиной надёжнее.

Например, если есть сценарный проект, в котором нужно придумывать сложную структуру, все уверены, что тут нужен мужчина. «Ну нет, девушка с таким не справится?» - «Почему?» - спрашиваешь ты. И в ответ обычно получаешь что-то вроде: «Э-э, ну-у-у». Я не один раз слышала в индустрии фразы вроде: «Нет, ну девушки, конечно, бывают талантливыми, но…» Дальше ответы разнились, но суть можно и так понять. При этом мужчины не стесняются произносить такие фразы в присутствии тебя, женщины, которая является частью индустрии.

В то же время мужчины любят брать себе в соавторы женщин. Но многие из них совсем не относятся к ним как к равным. Девушку можно взять, переписать, переделать всё, как ты хочешь. Ну, она же не обидится? С мужчиной-коллегой так вроде бы нельзя. А девушка - это такой удобный вспомогательный вариант. Про квоты я не уверена, у нас в стране любые квоты ведут к бюрократии и даже самые хорошие начинания почему-то переворачиваются с ног на голову. Для того, чтобы это поменялось, нужно об этом говорить. Нужно прививать вокруг культуру взаимного уважения. Это же касается не только женщин, а вообще всех «других», в категорию которых до сих пор входит и женщина. Много ли у нас сценаристов и режиссёров среди людей с ограниченными способностями? Неужели мы все думаем, что их там нет?


Полина Ульянец

продюсер

Когда я вижу эту статистику, то в первую очередь думаю о своём окружении коллег, с кем я работала и работаю сейчас. Вокруг меня совсем другое соотношение. Дело в том, что я, наоборот, вижу больше женщин на позициях режиссёра, продюсера или сценариста. Операторское мастерство долгое время считалось мужским занятием, но тенденция меняется, и сейчас есть талантливые операторы-женщины, которые востребованы в своей профессии.

На факультете продюсерского мастерства во ВГИКе нас было поровну, а на параллельных курсах (режиссёрский факультет, звукорежиссура, операторское и сценарное дело) было больше парней. Но к окончанию моей пятилетней учёбы первые курсы заполнялись девушками всё больше и больше.

Лично я не сталкивалась с гендерной дискриминацией, наоборот, лишь однажды был проект, где на всех должностях у нас были женщины, и я искала второго режиссёра именно мужчину, чтобы разбавить нашу компанию. Не нашла.

Я не считаю, что нужно вводить какие-либо квоты, потому что залог любого успешного проекта точно не в гендерном балансе.

Лили Идова

сценаристка

Это просто шокирующие цифры. Конечно, я всегда понимала, что в российской киноиндустрии есть гендерный дисбаланс, но не представляла себе, что всё так плохо. Ведь в России есть прекрасное авторское кино, сделанное женщинами. Я быстро, навскидку, могу назвать примерно столько же российских женщин-режиссёров, сколько американских (хотя американская индустрия по объёму больше раз в сто): Мещанинова, Меликян, Гай Германика, Рената Литвинова, Алёна Званцова, Дуня Смирнова, Алиса Хазанова… Они составляют важную часть «лица» российского кино, но все их фильмы - личные, авторские проекты. По всей видимости, женщинам гораздо труднее пробиться в мейнстрим, просто попасть «на работу» в кино. То есть современные Киры Муратовы есть, а Лиозновой нет.

Это огромная проблема, и квоты тут не помогут. Я вообще не верю в карательные/запретительные меры со стороны государства как двигатель прогресса. А вот налоговые стимулы, специальные фонды, направленные на поддержку фильмов с серьёзным женским участием, может быть, и могли бы сдвинуть индустрию с мёртвой точки. Наверное, ещё помогли бы профессиональные организации, профсоюзы. Сейчас, если не ошибаюсь, в кино серьёзный профсоюз есть только у осветителей. По крайней мере, сценаристов точно никто не представляет.

Я работаю в тандеме со своим мужем, Михаилом Идовым. Иногда это помогает - не думаю, что нам удалось бы относительно безболезненно войти в эту индустрию, если бы наши первые проекты носила к продюсерам я, а не он. Иногда очень мешает - со стороны многим кажется, что он пишет, а я ношу ему кофе и тапочки. Проявляется это обычно в неприятных мелочах: меня всё время «случайно» выкидывают из общей переписки, понятия не имеют, как представлять и писать в титрах и т. д. Например, недавно на одном публичном выступлении нас гениально представили: «Сценарист этого фильма Михаил Идов и его жена Лили, тоже сценарист этого фильма». Так и живём. Тем временем, когда этим летом мы были в Лос-Анджелесе и встречались там с разными агентами и продюсерами, нам все говорили: «Какое счастье, что вы работаете парой, потому что вдвоём вас в нынешней обстановке гораздо проще продать, чем одного белого мужчину».


Елизавета Симбирская

сценарист, продюсер веб-сериала «ЭТО Я»

Женщин на позициях «режиссёр» и «оператор» в российской киноиндустрии действительно сильно меньше, чем мужчин. С продюсерами и сценаристами дело обстоит лучше. Я училась во ВГИКе, на сценарном факультете, и в моей группе было пять мальчиков и порядка пятнадцати девушек. На параллельном режиссёрском факультете было тоже очень много девушек, на продюсерском девушек было больше, чем парней, на операторском было всего несколько девушек, значительно меньше. По моим наблюдениям, с моего курса в кино сейчас работает примерно одинаковое количество мужчин и женщин. То есть из двадцати моих одногруппников кино занимаются четверо мужчин и примерно четыре-пять девушек. Думаю, у группы режиссёрского факультета примерно такая же пропорция, а вот у продюсеров другая, там больше девушек работают по профессии.

Одна из самых популярных теорий, почему в кино больше мужчин, чем женщин, - это специфичность работы. Она имеет право на существование. В этой работе нет нормированного графика, огромные нагрузки, как эмоциональные, так и физические, у режиссёров и операторов частые экспедиции и работа вне дома по восемнадцать часов. Не каждый мужчина и не каждая женщина это выдержит. Но если на мужчину в патриархальном обществе, а мы живём именно в нём, давит позиция «ты должен найти работу и стать успешным», то на женщину плюс к относительно недавно добавившейся установке про работу давит никуда не девшаяся установка «ты должна заботиться о доме и семье». Возможно, поэтому женщинам, у которых дом и семья на первом месте, сложно совмещать кино и личную жизнь. Я не говорю, что нет женщин, успешно с этим справляющихся, но их мало. Мужчинам, наверное, проще в этом смысле. Они либо уходят в работу с головой и не чувствуют невербального осуждения со стороны общества за отсутствие семьи, либо заводят семью, но не принимают активного участия в её жизни, оправдывая это работой, и это так же не осуждается обществом. Безусловно, есть процент мужчин, которым удаётся всё совмещать, но он маленький (и не только в кино, но и в любой другой профессиональной сфере).

Часто возникающий в спорах о гендерном неравенстве в кино аргумент, что режиссёрам-женщинам сложнее на площадке, их могут не уважать мужчины из группы, они сдаются под давлением и уходят из профессии. Женщинам-продюсерам в таком случае должно быть не легче, но тем не менее их больше, чем женщин-режиссёров, согласно графику. Так что я думаю, что женщины не боятся, что их не будут уважать на площадке, и не сдаются. Просто людей, готовых руководить другими и отвечать за деньги, в принципе больше, чем людей, готовых продуцировать смыслы, а режиссёр, сценарист, оператор - это в первую очередь трансляторы смыслов.

Совсем маленькое количество женщин-операторов раньше было связано с тяжестью и неповоротливостью съёмочной техники, но чем дальше развиваются технологии, чем легче и доступнее становятся камеры, тем женщин, мне кажется, в этой профессии будет становиться больше. Но это, я думаю, сильно зависит от того, как воспитывают детей. Каждая девочка хочет стоять перед камерой, потому что главное её оружие - красота внешняя, её этому научили, но редко какая девочка хочет стоять за камерой и рождать красоту сама, об этом родители, журналы, фильмы, книги редко вспоминают. Постоянные разговоры о женщинах в ключе красоты, хитрости, терпения, покорности и о мужчинах в ключе ума, таланта, выносливости, силы - всё это сильно влияет на восприятие действительности и то, какие профессии мы выбираем, как идём по пути этих профессий.

Что касается пренебрежительного отношения ко мне со стороны мужчин по гендерному признаку, я с таким не сталкивалась. Только однажды мы с режиссёром (мужчиной) пришли на первую деловую встречу с партнёром (тоже мужчиной). Я заметила, что мой собеседник в разговоре чаще обращается взглядом, позой к режиссёру, чем ко мне, хотя сидели мы так, что смотреть на меня ему было очевидно удобнее, чем на режиссёра. Меня это удивило. Я подумала, что это совершенно непроизвольное проявление доверия мужчины к мужчине. При этом собеседник работает в женском коллективе и не испытывает по отношению к женщинам негативных эмоций. На последующих наших встречах он уже уделял при разговоре мне такое же внимание, как режиссёру. То есть это была исключительно интуитивная, глубоко запрятанная в сознании реакция - первый разговор идёт между мужчинами.

Я не считаю, что надо вводить какие-то квоты. Любые квоты и искусственные ограничения не приведут к позитивному результату, как мне кажется. Сейчас мир меняется, женщины получают всё больше и больше возможностей для реализации себя. Кино вслед за всеми остальными сферами (финансовой, политической) стало более открыто для женщин. Индустрия, как и любой живой организм, может и должна естественным путём корректировать саму себя, реагируя на социальные изменения. Благодаря нашим разговорам, объяснениям, словам, выступлениям мужчины начнут чаще брать отпуск по уходу за детьми и вести хозяйство, женщины будут хотеть уделять больше внимания работе, перестанут испытывать за это стыд, и те и другие откроют в себе новые грани личности, характера. Уйдёт эта догма, что женщина рождена, чтобы сидеть дома, воспитывать детей и ждать мужа, перестанут вдалбливаться в головы детей идеи гендерного неравенства. Но, как любой эволюционный процесс, этот займёт много времени. Возможно, не одно десятилетие.

Для начала давай разберемся с терминологией. Дискриминация — это негативное отношение, предвзятость, насилие, несправедливость и лишение определенных прав людей по причине их принадлежности к той или иной социальной группе. Сексизм — это дискриминация людей по признаку пола и гендера. Идеология сексизма противопоставляет мужчин и женщин друг другу, наделяя их противоположными качествами. При этом сексизм оправдывает господство мужчин и угнетение женщин. Сексизм в отношении мужчин в этой ситуации невозможен, хотя они пытаются доказать обратное. Но их доводы при ближайшем рассмотрении оказываются несостоятельными. Мы не дискриминируем мужчин. Угнетенный пол — мы, а не они. Давай подробно разберем их возражения по этому поводу.

Только мужчины обязаны служить в армии

Во-первых, нам следует вернуться к самому понятию гендерной дискриминации: если мы говорим о ней, это значит, что именно женщины принуждают мужчин служить в армии. Но это, разумеется, не так. Здесь мужчин дискриминируют другие мужчины — те, кто изначально принял решение об обязательной службе, и те, кто его сейчас поддерживает. Главой военных ведомств РФ никогда не становилась женщина. Первая женщина-заместитель министра обороны вступила в должность в 2010 году — вместе с шестью коллегами-мужчинами. Таким образом, вопрос гендерной дискриминации в отношении обязательной службы снимается: не женщины принуждают мужчин служить. Это во‑первых.

Во-вторых, обязательная служба в армии — это порождение дискриминации женщин, а не мужчин. Почему женщины, как правило, не участвовали в войнах? Не потому, что они на это не способны, а потому, что это было слишком расточительно: женщина — это ценный ресурс, она способна производить новых людей. Гибель многих мужчин ничего не изменит в цикле воспроизводства, гибель одной женщины лишит общество(клан, народ, общину) ресурса, который способен воспроизвести новых воинов и новых производителей. Условно говоря, некая популяция, насчитывающая 50 женских особей репродуктивного возраста и 50 мужских особей, не прекратит свое существование, даже если 49 из 50 мужских особей погибнут: последний оставшийся в состоянии оплодотворить всех. При этом, если погибнут 49 женских особей, придется где-то добывать других, потому что одна женская особь не обеспечит восстановление популяции, не говоря уже о ее росте. Звучит цинично, но именно так к женщинам и относились на протяжении истории человечества — как к ресурсу для воспроизводства новых людей. Именно поэтому женщины были отстранены от военного дела.

Но человечество уже довольно давно не рискует стать исчезающим видом, так почему же сегодня воинская обязанность знакома жительницам только одной страны в мире, все остальные служат добровольно(в том случае, если у них вообще есть право служить в армии)?

Популярное

Нет, не потому, что женщины якобы слабее мужчин и служба в армии для них слишком тяжела: если говорить о чисто физических качествах, то в целом женщины менее сильные, но более выносливые, так что тяготы военного быта не являются противопоказанием. Кроме того, физическая сила вообще не является необходимым качеством для множества военных специальностей. Так в чем же дело, почему женщины не служат в армии?

Дело в том, что связь между социальной позицией и ношением оружия была и остается совершенно прямой: у кого в руках оружие, тот и власть. А власть в патриархате принадлежала мужчинам. Оружие — это новые технологии, это возможность завоевать себе определенные блага, это возможность защитить себя самостоятельно. Женщинам не позволяли брать в руки оружие так же, как не позволяли рабам: это — привилегия господ. Другое дело, что господствующему полу приходилось(и приходится) платить за это определенную цену, и часто эта цена — жизнь. Но здесь возникает вопрос классовой дискриминации: статусные мужчины(крупные военные чины) контролируют и дискриминируют молодых мужчин(призывники и младшие военные чины). Причем тут женщины? Совершенно ни при чем. Ни о какой гендерной дискриминации в ключе воинской повинности не может быть и речи.

Мужчины поражены в репродуктивных правах

Вернее, не просто поражены, репродуктивных прав у мужчин вообще нет: как только женщина беременеет, все права передаются ей одной. Только она вправе решить, сохранять беременность или нет. И если мужчина не хочет быть отцом, ему все равно придется им стать, если женщина того пожелает. Конечно, она не может заставить мужчину воспитывать ребенка, но она может признать его отцовство через суд и потребовать алименты. А если женщина не хочет — она вправе сделать аборт, не спрашивая мнения мужчины. То есть и отцом он стать не может по своему желанию. Ужасно несправедливо! Или нет?

Тут можно вспомнить любимый мужской аргумент про природу, которая создала нас разными и якобы поэтому женщины должны подчиняться мужчинам. Вот обратная сторона медали: природа не наградила вас маткой, все претензии к ней. Но мы, к счастью, не животные, слепо подчиняться природе не обязаны. Репродуктивные права у мужчин есть.

Если мужчина не желает становиться отцом, он может лишить женщину права беременеть — настолько, насколько к этому готов он сам.

Если речь идет о предохранении с помощью презерватива, то надежность этого метода зависит, в первую очередь, от правильного использования, и, как правило, большинство« проколов» обеспечивают неправильно надетые презервативы, неправильно открытые презервативы(рвать упаковку зубами не стоит), просроченные или некачественные презервативы, купленные в попытке сэкономить на предохранении. Но мужчины часто пугаются ситуации, в которой женщина этот самый презерватив как-то повредит и насильно сделает его отцом. Что делать?

Если отцовство настолько нежелательно, что прямо невозможно ни при каких условиях, то выход есть: нужно обратиться к хирургу и сделать вазэктомию — перевязку семявыносящих протоков. Половая функция полностью сохраняется, репродуктивная — нет: сперма никуда не денется, просто сперматозоиды в нее не попадут. Более того, эта операция обратима. Но на всякий случай можно заранее сдать сперму и оплатить ее хранение в замороженном виде — и стать отцом в любой удобный момент. А пока отцом становиться не хочется — вазэктомия дает гарантию в 99%. 1% остается, поскольку иногда семявыносящие протоки самопроизвольно восстанавливаются, но, учитывая, что презерватив даже после операции необходим в качестве защиты от ЗППП — это почти 100% гарантии от зачатия.

Да, операция — это риск. Да, есть шанс, что она станет необратимой. Но женщины точно так же рискуют: ни один способ контрацепции не дает женщине 100% гарантии, и в случае нежелательного зачатия женщине придется делать аборт, который тоже может негативно повлиять на ее репродуктивную функцию. Все честно, права равны. У мужчины есть возможность избежать зачатия почти со стопроцентной гарантией, и если этот метод его не устраивает, то это вопрос личного выбора, и о дискриминации опять не может быть речи: женщина не несет ответственности за то, какой риск он определил для себя более приемлемым — риск нежелательного отцовства или риск операции.

Желанное отцовство мужчине также доступно. Если вдруг мужчина находится в отношениях с женщиной, которая категорически не желает иметь детей, он вправе сделать осознанный выбор, определив, что для него важнее — дети или эта конкретная женщина. И если важнее дети, имеет смысл начать другие отношения. Если же он в принципе не желает зависеть от женщины в этом вопросе, он может оплатить донорство яйцеклеток и услуги суррогатной матери. Если у него не хватает средств — он может усыновить или удочерить ребенка.

Ровно то же самое придется делать женщине, которая хочет стать матерью, но не может найти подходящую кандидатуру на роль отца. Единственное отличие — она может(если ее репродуктивная функция в порядке) родить сама, и это будет условно« бесплатно», в отличие от суррогатного материнства. Но при этом женщина рискует своим здоровьем и даже жизнью, мужчина — нет. Все честно.

Что же касается права голоса мужчины в том случае, когда беременность уже наступила, то его не может быть по одной простой причине: все сопутствующие риски берет на себя женщина, для мужчины рисков нет. Его организм перестал принимать во всем этом участие сразу после эякуляции. Простое сравнение: даже если мужчине очень нужна новая печень, он не вправе требовать от женщины, чтобы она немедленно отдала ему половину своей. Она может, если хочет, но донорство — дело добровольное. Беременность, желанная для мужчины, но нежеланная для женщины, от донорства ничем не отличается: женщине предлагается отдать часть невосполнимых ресурсов своего организма другому человеку и рискнуть собственной жизнью — только потому, что этот другой человек очень хочет ребенка. Если она готова на это, она может согласиться. Если нет — нет. И ни о каком поражении в правах в данном случае не может быть речи, потому что ни у кого нет права распоряжаться жизнью и здоровьем постороннего человека по своему усмотрению.

Мужчины поражены в родительских правах

Бытует мнение, что развод с женщиной автоматически означает для мужчины поражение в родительских правах, поскольку суд якобы« в 90% случаев отдает детей матери». Но для начала нужно разобраться, что значит отдает? Статья 65 Семейного Кодекса Р. Ф. в пункте 2 сообщает нам, что« все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей», а в пункте 3 — что« место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей». И только в том случае, если родители не в состоянии договориться об этом, решение будет принимать суд. И тут мы снова возвращаемся к вопросу: кто и кого дискриминирует?

Семейный кодекс РФ подразумевает, что защита прав и интересов детей возложена на обоих родителей в равной степени без дополнительного определения каких-либо полномочий, но при этом он требует совершенно четкого определения места жительства ребенка — с одним из родителей. При этом интересы ребенка учитываются, и, если ребенок старше 10 лет, он вправе прямо высказать свое мнение — хочет он жить с мамой или с папой. Но он не вправе высказать пожелание жить и с мамой, и с папой, скажем, полгода с одним из родителей и полгода со вторым. Основное место жительства у него может быть только одно. То есть это снова вопрос не к женщинам, а к существующему законодательству.

Но мужчины уверяют, что де-юре они имеют равные права, а де-факто суд в 90% случаев определяет место жительства ребенка с матерью, и дальше только от ее доброй воли зависит, останется ли мужчина для ребенка отцом или станет совершенно посторонним человеком.

Но на самом деле эта статистика учитывает все иски. То есть и те, что подают матери, и те, что подают отцы. Таким образом, в эту статистику входят и те ситуации, когда мужчина никак не участвует в воспитании детей и суд определяет место жительства ребенка с матерью« автоматом» — просто на том основании, что де-факто отца у детей вообще нет. Учитывая, что 70% разведенных отцов в России уклоняются от уплаты алиментов — в этой статистике подобных исков должно быть немало. А вот официальная статистика того, сколько исков, поданных отцами, были удовлетворены(или не удовлетворены), судя по всему, в принципе не ведется — во всяком случае, нам не удалось ее найти. Таким образом, заявление о том, что« 90% отцов поражены в родительских правах», можно назвать полностью несостоятельным: мы понятия не имеем, сколько отцов из этих 90% вообще выразили желание« оставить ребенка у себя» и сколько — готовы были отстаивать это желание, подав встречный иск. И мы понимаем, почему мужчины не стремятся эту статистику вести: внушительная цифра 90% в этом случае значительно уменьшится, говорить о тотальной дискриминации будет сложно.

Таким образом, три кита, на которых держится миф о дискриминации мужчин(воинская обязанность, репродуктивные права и права родителя), при ближайшем рассмотрении тоже оказываются мифами.

Так кто же тут угнетенный пол?

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

Уральская государственная юридическая академия

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема:

Дискриминация женщин

Екатеринбург

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОКИ НЕРАВНОПРАВИЯ 4
2. ЖЕНЩИНА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
2.1. Неравноправие, где и в чем проявляется 10
2.2. Открытие собственного дела как способ избавления от дискриминации 11
2.3. Женские общественные организации 13
3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ
МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЖЕНЩИН 17
3.1. Современный подход к проблеме 17
3.2. Федеральный закон «О государственных гарантиях 21
равных прав и свобод и равных возможностей
мужчин и женщин в Российской Федерации
ВЫВОД 24
ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС 25

"Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы

все они одинаково были подчинены законам".

Жан Леро́н Д’Аламбе́р

– великий французский просветитель.

ВВЕДЕНИЕ

Каждый из нас слышал о дискриминации по половому (гендерному) признаку, т.е. дискриминации по отношению к женщинам. О дискриминации мужчин мы никогда ничего не слышали.

Почему мы выделяем права женщин в контексте прав человека? Потому что тысячелетиями под правами человека подразумевались права мужчин, а женщины, согласно философской традиции, считались существами второго сорта. Для оправдания разделения ролей, между мужчиной и женщиной, сложился миф о "природном назначении" каждого пола, об особенностях "мужского" и "женского" характера, о "тайне" пола. В его основе лежит строгая соподчиненность в отношениях между полами: мужчина - полноценный человек, субъект истории, женщина - жена мужа своего, объект его власти - власти патриархального рода.

Таким образом, философия заложила основы патриархата, которые в том или ином виде воспроизводились в последующих обществах и культурах. Она создала механизмы, автоматически воспроизводившие систему власти, при которой на вершине социальной пирамиды патриархатного общества всегда оказывался мужчина, и он обладал правом прибегать к насилию ради сохранения власти и поддержания своего авторитета.

В своей работе я проанализирую истоки социальной дискриминации, состояние этого вопроса в мире и в России в частности, разберусь в нормативно-правовых актах затрагивающих эту сторону нашей жизни.

Что несет за собой само понятие? Социальная дискриминация женщин (от латинского слова - discriminatio - различие) означает ограничение или лишение прав по признаку пола во всех сферах жизни общества: трудовой, социально-экономической, политической, семейно-бытовой. Социальная дискриминация ведет к снижению социального статуса женщины и является одной из форм насилия над ее личностью, а иногда и угрозой для ее безопасности.

1. ИСТОКИ НЕРАВНОПРАВИЯ

Истоки социальной дискриминации женщин следует искать в глубокой древности. Уже тогда ученые и политики прикрывали неравноправное положение женщины в обществе, ее угнетение и эксплуатацию спорами о том, является ли женщина человеком и имеет ли она душу.

В древние времена женское начало в большинстве культур считалось началом темным, губительным, искушающим. Для большинства традиционных культур искушение - это то, что сбивает с истинного пути. В древнем мире женщина - всегда источник соблазнов. Японская пословица гласит: «Красавица - это меч, разрубающий жизнь». Этой мысли вторит древнееврейский мудрец Екклесиаст: «И нашел я, что горче смерти женщина, потому что она - сеть, и сердце ее - силки, руки ее - оковы».

В ветхозаветном обществе, описывающем состояние человека после грехопадения, положение женщины на «вторых ролях». Она практически исключена из общественной жизни и во всем подчинена мужчине. В вопросах взаимоотношений с мужчинами ей, как правило, отводится роль пассивной стороны. Эта традиция сохраняется и в средневековом иудаизме. Так, например, если женщина в традиционных утренних молитвах должна возносить хвалу Господу за то, что Он создал ее по Своей воле, то мужчина за то, что Бог не создал его женщиной. Можно соглашаться или не соглашаться с библейской интерпретацией человеческой истории и смысла взаимоотношений между мужчиной и женщиной, но факт остается фактом: известное нам древнее традиционное общество - это общество патриархальное, в котором царит женское бесправие...

В других древних культурах, основанием которых стала не монотеистическая традиция иудаизма, положение женщины еще более бесправно. На Древнем Востоке от женщины требовалось абсолютное послушание мужу во всем. Семейные законы были суровы: непокорную жену супруг мог наказать, и наказать довольно жестоко. Согласно одному древнеассирийскому закону, муж имел право за непослушание, лень или отказ от исполнения супружеских обязанностей избить жену, остричь ее, отрезать ей уши, нос, выжечь на лбу рабское клеймо или выгнать из дома. При этом, что бы ни совершил мужчина, никто не мог привлечь его к ответственности, тогда как он мог все.

Согласно законам вавилонского царя Хаммурапи, мужчина имел неограниченную власть над членами своей семьи. Несмотря на то, что какие-то права у женщины были, по большому счету она являлась собственностью мужа. Хотя и жена и муж имели право на развод, у мужа эти права были несравнимо шире, а жена обязана была хранить верность супругу и после смерти последнего. Даже овдовев, она не могла заключать договоров, вести денежные дела, ставить свою подпись - все делалось только через опекуна. К людям («авилумам») приравнивались только женщины-жрицы, которые, однако, были строго исключены из семейных отношений.

Ни древняя Греция, ни Древний Рим небыли исключением в плане отношения к женщине. В Греции женщина практически не участвовала в общественной жизни. В греческих полисах (городах-государствах) женщины никогда не имели гражданства (т. е. фактически приравнивались к рабам), не обладали властью распоряжаться имуществом (исключением была Спарта), целиком находясь под опекой мужчин. Опекуном до замужества являлся отец либо ближайший родственник-мужчина, после замужества вся власть переходила к законному супругу. Супружеская измена в Древнем Риме каралась смертью. Естественно, если изменяла женщина.

Аристотель утверждает, что причиной неравенства является качественная разница между полами, которая предполагает большую значимость мужчины, чем женщины. Мужчина не просто сильнее, умнее и т.д., он качественно лучше, поэтому его природа a priori предназначена для того, чтобы властвовать, тогда как природа женщины побуждает ее подчиняться.

Чувство примитивно-грубого мужского превосходства над женщиной Сократ выразил следующими словами: "Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина". Эта цитата известна, по-моему, всем феминисткам нашего столетия и они с удовольствием оперируют ею. Со времен Сократа прошло почти два с половиной тысячелетия, но и в наши дни многие государственные и общественные деятели, ученые и в их числе социологи выступают против самого понятия "социальная дискриминация женщины".

Еще долгие столетия женщина не принимала никакого участия в общественно-политической и интеллектуальной жизни.

Всерьез же против положения женщины «босой, беременной и на кухне» начинает восставать лишь сознание европейца конца XVIII - начала XIX века. Хотя существенно - ничего не меняется. Знаменитый кодекс Наполеона выдержан вполне в патриархальном духе: текст кодекса закрепляет верховную власть мужа в семье, в суде не могут быть рассмотрены показания жены в качестве свидетельских, проституция оправдывается как способ сохранения единобрачия и т. д.

На смену крайностям древнего мира, обрекавшего женщину на бесправное существование, пришли крайности феминизма, заразившего женщину стремлением обязательно быть «не хуже» мужчины во всем: одежде, спорте, профессии и т.д. И если во многом такое стремление справедливо и оправдано, то, доведенное до крайности, оно становится абсурдным отрицанием половых различий и, на самом деле, мешает, а не помогает женщине полноценно развиться как личности.

Октябрьская революция в России 1917 г. дала толчок к решению ключевого вопроса о равенстве женщины и мужчины во всех сферах жизни, в том числе гражданских и юридических правах, в труде и образовании, в семье.

Но дискриминация “слабого пола” сохранялась и при советском режиме. Для женщин была закрыта служба в вооруженных силах и других силовых структурах (за исключением ряда технических или вспомогательных специальностей). Им законодательно был закрыт доступ к “тяжелым” и “вредным” производствам, что полностью исключало свободу личного выбора.

Многовековое противостояние мужчины и женщины до сих пор не получает своего конечного разрешения.

Потребовались столетия, прежде чем в развитых странах Европы и Америки были провозглашены равные права граждан независимо от пола. Общество стало постепенно отходить от жесткой привязки тех или иных экономических и поведенческих норм по признаку пола, от традиционных понятий о построенном на гендерном факторе разделении домашних, родительских обязанностей и трудовой активности вне дома. Если посмотреть с позиций сегодняшнего дня, особенно часто видны принципиальные сдвиги в положении женщин, отражающие сближение социальных и экономических ролей мужчин и женщин.

Социальная дискриминация женщинозначает ограничение или лишение прав по признаку пола (или гендерному признаку) во всех сферах жизни общества: трудовой, социально-экономической, политической, духовной, семейно-бытовой. Социальная дискриминация ведет к снижению социального статуса женщины и является одной из форм насилия над ее личностью, и, следовательно, угрозой для ее безопасности.

Истоки социальной дискриминации женщин следует искать в глубокой древности. Ученые и политики Древнего Мира прикрывали неравноправное положение женщины в обществе, ее угнетение и эксплуатацию спорами о том, является ли женщина человеком и имеет ли она душу. Взгляд на женщину как на неполноценное существо нашел свое отражение в теологических и философских трудах Древнего Мира. Чувство примитивно-грубого мужского превосходства над женщиной Сократ выразил следующими словами: "Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина". Со времен Сократа прошло почти два с половиной тысячелетия. Но и в наши дни мало кто из мужчин изменил свое мнение о женщине.

Главный вопрос, который волнует ученых на рубеже тысячелетий : каковы пределы равенства полов, может ли оно быть полным?

Суть идеи равноправия мужчин и женщин, их равных возможностей, состоит в том, что по своему интеллектуальному и физическому потенциалу женщина ни в чем не уступает мужчине. Для нее не существует принципиально закрытых, недоступных сфер умственного и физического труда. Ни один закон не должен запрещать женщине заниматься тем или иным делом, осваивать ту или иную профессию. Ее святое право - полная свобода личного выбора видов и форм деятельности для ее самореализации. Такая постановка вопроса, разумеется, не означает, что физиологические особенности женщин не могут ограничивать (иногда, временно) их профессиональные обязанности. Отсюда следует вывод, что равенство полов, не являясь абсолютным, может быть достаточно полным и всесторонним.

Подходы в исследовании социальной дискриминации женщин

    Правовой подход

В российской науке сложилось традиционное отношение к изучению социальной дискриминации женщин, ее рассматривали как проблему исключительно юридическую. Однако известно, что права, закрепленные юридическими нормами, нередко отличаются от реального их осуществления.

    Психологический подход

Анализ социальной дискриминации женщин на уровне микросоциума: анализа семьи. Он ограничивается изучением межличностных отношений в микрогруппе, исходя из разных сексуальных ролей двух полов. При этом в основу анализа кладутся как биологические различия между полами ("биологический пол"), так и разные социо-культурные представления о ролевом поведении мужчин и женщин. Иначе говоря, гендерная идентичность и гендерные идеалы: мужественность - женственность.

    Социологический подход(основные особенности).

    1. Первая особенность.

Необходимость анализа степени дискриминации женщин, т. е. масштабов и форм ограничения их прав в любой сфере общественной жизни: прежде всего производственной, но также семейно-бытовой, социальной, политической, духовной.

      Вторая особенность

Социологический анализ предполагает использование на определенных стадиях исследования процесса социальной дискриминации женщин психологического подхода. Для социолога необходим анализ общественной психологии как сферы жизнедеятельности общества в целом и женского социума в особенности с позиций больших социальных общностей.

      Третья особенность

Социальную дискриминацию женщин наиболее целесообразно исследовать в двуедином плане. С одной стороны - это массовидное, социальное явление, охватывающее большую демографическую общность, состоящую из разных социально-профессиональных, возрастных, статусно-должностных групп. С другой - это социальный процесс с последовательной сменой состояния объекта.

      Четвертая особенность

Дискриминация женщин меняет их социальный статус и социальные установки в конкретной ситуации (как семейно-бытовой, так и общественной) и влечет за собой перемены в ролевых функциях женщины. Социологический анализ учитывает эти обстоятельства.

      Пятая особенность

Социологический подход к исследованию процесс социальной дискриминации женщин предусматривает междисциплинарное изучение этой проблемы, которая находится "на перекрестке" нескольких наук: юридической, исторической, философской, психологической и собственно социологической.

      Шестая особенность

Социологический подход исходит из того, что субъектами социальной дискриминации женщин являются: а) мужчины (если анализ ведется на уровне семейно-бытовых отношений), обладающие конкретными демографическими характеристиками, своей социальной ролью и гендерной идентичностью; б) общество при исследовании социальных отношений; в) государство в лице его социальных институтов, регулирующих отношения полов, способствующее или, напротив, нарушающее принципы гендерного равновесия в составе властных институтов в вопросах распределения рабочей силы в различных сферах занятости.

    Социогендерный подход

В настоящее время это наиболее перспективный подход, эмпирическую базу которого составляют результаты конкретных социологических исследований. В России они непрерывно проводятся различными исследовательскими группами и поддерживаются грантами зарубежных фондов(центр "ГАЛСИ" Международной ассоциации "Женщины и развитие" под руководством Г. Силласте провел в 90-х годах: "Женщины и демократизация", "Женщины - рынок - конверсия"; "Женщины в российском обществе", "Труд, Занятость, Безработица".

    Причины современного неблагоприятного положения женщин в социуме:

Во-первых, свойственная любой экономике тенденция привлекать женскую рабочую силу в период экономического роста и вытеснять ее с рынка рабочей силы в периоды спада. Во-вторых, дискриминация женщин по причине предубеждений. В-третьих, объективная неконкурентоспособность женщин на рынке труда.

    Реальные возможности и механизмы устранения причин неблагоприятного положения женщин или смягчения их последствий.

Понимание проблем женщин, сложности их взаимоотношений определяет и стратегии, и реальные возможности улучшения их положения. Любая государственная политика в отношении женщин может складываться только из двух компонентов, в том или ином сочетании:

    компенсация их объективно сложного положения на рынке труда (с учетом огромной важности для общества других функций, выполняемых женщиной за пределами этого рынка, прежде всего заботы о детях и обеспечения нормальной ситуации в семье, позволяющей мужчине трудиться с полной отдачей)

    борьба с дискриминацией женщин и меры по повышению их объективной конкурентоспособности на рынке труда.

    Феминизм как следствие дискриминации

Естественно, что в такой ситуации женщины стали объединяться в единое течение, которое пыталось бороться с массовой дискриминацией и продолжает это делать до сих пор. Это течение получило название "феминизм". Существует множество инструментов, с помощью которых феминизм заявляет о себе. Но, пожалуй, наиболее глобальным средством массовой информации является Интернет, который дает практически неограниченные возможности для осуществления исследований, проведения тестов, общения. Существует множество электронных клубов феминисток, специальные электронные газеты, посвященные этому течению. 5

Дискриминация - это термин, произошедший от латинского discriminatio, что переводится как "ущемление". Его определяют как негативное отношение, ущемление и ограничение в правах, а также насилие и всяческое проявление неприязни к субъекту по причине принадлежности его к той или иной социальной группе. Отдельные виды широко известны и имеют собственную терминологию. Например, расизм - расовая дискриминация, сексизм - гендерная дискриминация. Примеры этих и других проявлений ущемления прав человека по принадлежности его к социальной группе будут рассмотрены в нижеприведенной статье.

Гендерная дискриминация

Гендерная дискриминация - это ограничение прав и свобод по половому признаку. Как уже было замечено ранее, у этого вида есть свое название. Имя ему сексизм.
Есть причина, по которой гендерная дискриминация, примеры которой бесчисленны, идет первой - ее распространенность.

Проявление сексизма встречается в самых разнообразных сферах жизни человека и принимает самые различные формы и степени: от мелкой предвзятости до активной ненависти.

Формы дискриминации

Существуют следующие виды:

  • прямая дискриминация;
  • косвенная дискриминация.

Примеры для первого случая - явное ущемление прав. Это может быть отказ в приеме на работу, в получении образования, унижении и оскорблениях.

Второй случай демонстрирует скрытый сексизм. К примерам относится в том числе гендерная сегрегация (неравное распределение числа мужчин и женщин в профессиональной сфере, сдерживание карьерного роста), замалчивание гендерных проблем в обществе.

Следует учесть, что все вышеприведенные примеры дискриминации женщин, а не мужчин, как гораздо более распространенной практики, хотя гендерная дискриминация в свое определение не ставит таких рамок. Движение против сексизма - феминизм, выступающий за равноправие полов.

Расовая дискриминация

Расизм, к сожалению, также весьма известное явление. Его определяют как дискриминацию по расовой принадлежности. У данного типа глубокие корни: приводя примеры расовой дискриминации, перечисление можно начать не с современной практики неприязни, но юридической сегрегации в Южной Америке 50-х годов, когда существовало четкое разделение общественных мест для белого и чернокожего населения, ложной компрометации последних и т. д. Так, афроамериканцев нередко обвиняли в преступлениях, ими не совершаемых.

Стоит ли говорить, что при таком официальном положении вещей общественное отношение европейской расы к негроидной было ничуть не лучше. Но в США не только на эту расу обрушилась дискриминация. Примеры опять же из истории: расизм по отношению к коренному населению Америки, индейцам.

Нацистская Германия

Но глобальная проблема расизма состоит не только в скинхедах, а в том, что большая часть населения их молчаливо поддерживает. Расистские шутки остаются шутками, но, как известно, в каждой шутке есть доля правды.

Религиозная дискриминация

Религиозную дискриминацию чаще называют нетерпимостью к другим верованиям. происходит оттого, что именно отказ терпимо относиться к чужим религиозным убеждениям называется данным термином. Если же представители какой-либо веры утверждают, что их система верна, это не считается религиозной дискриминацией.

Особенности

Основной особенностью религиозной дискриминации является то, что порой у нее имеется не сугубо религиозная подоплека, но скрытые социальные и политические мотивы.

Современные законодательные положения

В рамках законодательства многих стран предусмотрен официальный запрет на принятие участия в проявлении актов религиозной нетерпимости.

Конституции других стран, в которых нет прямого указания по поводу религии, имеют положения, запрещающие дискриминацию по религиозным убеждениям. Однако также законы некоторых государств предполагают предпочтительность одного верования другому.

Религиозная терпимость

Существуют страны, которые явно поддерживают религиозную терпимость. В них предусмотрены дебаты относительно границ толерантности.

Проблема установки этих границ в том, что некоторые законы, запрещающие религиозную дискриминацию, противоречат свободе слова. Вот почему тексты этих законов обычно включают не только поведение, которое наказывается, но и его последствия.

Например, в Австралии запрещены действия, которые разжигают вражду, демонстрируют неуважение, являются инструментом высмеивания религиозных убеждений других людей.

Дискриминация в школе

Примеры школьной дискриминации сводятся к частным случаям проявления уже вышеперечисленных видов.

Сексизм и здесь может быть прямым или косвенным: когда девочек оставили дежурить, а мальчиков отпустили домой, это первый случай. Бывает, правда, и обратная дискриминация по полу. Примеры - ограничение в правах мальчиков и предпочтительное отношение к девочкам.

Когда учитель занижает оценки той или иной части класса (в зависимости от гендера) - это случай косвенного сексизма. Разобраться с такой проблемой сложнее, ведь данный вид тесно связан с замалчиванием проблем о дискриминации.

Столкновения между учителем и ребенком на почве религиозных убеждений могут происходить из-за официального верования в государстве. Тогда школьные мероприятия, скорее всего, будут рассчитаны на религию большей части населения, а значит, и учеников.

Дискриминация в России

Как ни грустно это признавать, но уровень толерантности и терпимости в России далек от идеала.

Расизм в России особенно заметен. Примеры дискриминации в России: повсеместная проблема - выходцев с Кавказа задерживают для проверки документов гораздо чаще, чем русских. Кроме того, сотрудники милиции не стесняются проявлять грубое и уничижительное отношение к таким лицам.


Высокого уровня в Российской Федерации достигает и дискриминация по полу. Примеры:
  • женщинам всегда труднее найти работу;
  • заработная плата на одних и тех же должностях для мужчин и женщин имеет существенные отличия.

Защита женщин в России носит преимущественно "кабинетный характер". Примечательно, что в Конституции РФ обозначено, что оба гендера должны иметь и имеют равные права в обществе. Но граждан мешает возвести это к реалиям жизни. Работник-мужчина всегда ценится больше, а женщина с ее возможной беременностью и, как следствие, декретом работодателем воспринимается как лишняя головная боль.

Все это - пережитки укоренившихся неверных убеждений. Любая дискриминация рождается в голове: как мысль, как принцип, и только потом - как действие.