Формирование личности ребенка в условиях целостного образовательного процесса. Подходы к воспитанию ребенка в семье и школе

Трудно спорить с постулатом о том, что ребенок развивается как цельный феномен. Невозможно представить себе, что в определенные часы или годы происходит развитие какого-либо конкретного психического процесса. Еще нелепее выглядит предположение о том, что, например, в педагогическом процессе детского сада утром осуществляется только физическое, а вечером - интеллектуальное развитие дошкольника.

Однако и психолого-педагогическая наука, и педагогическая практика по сей день не дают однозначного ответа на вопросы:

Как понимать целостность человека, каковы ее составляющие, что образует «ядро» этой целостности?

Как объяснить проблему целостности развития?

Как проектировать педагогический процесс, чтобы он был направлен на развитие ребенка как целостности и на целостность его развития?

Объясним свою точку зрения на эти вопросы. Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что возвращаться к этому материалу, возможно, придется в процессе чтения других разделов книги, поскольку излагаемые мысли являются выражением авторских мировоззренческих идей, взглядов, философско-педагогической позиции, т.е. методологическим подходом к рассмотрению проблемы музыкального развития и воспитания ребенка дошкольного возраста.

Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

В качестве преамбулы обратим ваше внимание на три ремарки. Во-первых, целостность - это внутреннее единство, непротиворечивость, гармония как внутри самого объекта (в нашем случае - человека), так и во взаимодействии его с окружающим миром. Многие ученые придерживаются точки зрения, что целостность - это синтез качеств, характеризующих высший уровень развития.

Во-вторых, в психологии существует несколько теорий, объясняющих феномен целостности человека. К наиболее значимым из них относятся: теория Б.Г. Ананьева о человеке как индивиде, личности, субъекте деятельности, индивидуальности; теория С.Л. Рубинштейна о человеке как субъекте жизни, развиваемая его последователями К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинским. (Абульханова К.А. Психология и сознание личности. - М., 1999. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб., 2001. Брушлинский А.В. Психология субъекта. - М., 2003. Иванов С.П. Психология художественного действия субъекта. - М., 2003. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. - М., 2002. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов н/Д, 1996. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М., 1997. Слободчиков В.И..Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М., 2000).

В педагогических исследованиях вы сможете встретить разное трактование целостности развития ребенка:

Целостность как гармоничное сочетание всех сторон развития - физического, умственного, нравственного, эстетического (В.И. Логинова, А.П. Усова, С.Г. Козлова);

Целостность как сочетание биологического, социального и культурного начала в человеке (Б.Г. Ананьев, М.С. Каган, Р.М. Чумичева);

Целостность как интеграция желаний (потребностей, мотивов), чувств, разума (познавательных процессов), характера, способностей человека (В.И.Слободчиков, Е.И. Исаев).

В-третьих, продуктивность нашего дальнейшего разговора возможна только при ориентации в общем смысловом поле или пространстве.

В связи с этим развитие мы рассматриваем в педагогическом смысле и понимаем его как целенаправленный процесс создания специальных педагогических условий, содействующий внутренним изменениям человека.

Специально организованное развитие ребенка - это воспитание, обучение и образование. Принимая разные точки зрения на соотношения данных педагогических категорий, мы определяем образование как процесс, интегрирующий в себе и воспитание, и обучение.

Раскроем некоторые вопросы, объясняющие сущность целостности развития ребенка дошкольного возраста.

1. Почему, характеризуя проблему целостности развития ребенка, мы выбираем гуманитарный подход?

Гуманитарный подход - совокупность культуроориентированных и человекоориентированных взглядов. Идеи гуманитаризации есть идеи культурной обусловленности развития человека. Гуманитарный подход с точки зрения педагогики это подход, понимающий и изучающий ребенка как субъекта, интегрирующегося в человеческую культуру и одновременно обогащающего ее.

В чем преимущества (сила) гуманитарного подхода?

Мы можем рассматривать самого ребенка как сложную открытую систему, для которой характерна нелинейность развития. Это означает многовариантные и альтернативные пути развития каждого конкретного дошкольника, его права на индивидуальный темп и качество становления. В этом подходе важную роль начинают играть познание и помощь в развитии уникальности, единичности, целостности растущего человека - его психофизики, природы, культуры, опыта, интересов, отношений.

Мы имеем возможность рассматривать педагогические проблемы в культурологическом контексте, а ведь музыка - такая важная составляющая человеческой культуры. Этот подход позволяет объединить и педагогический процесс музыкального развития ребенка и само музыкальное искусство.

Таким образом, гуманитарный подход в условиях музыкального воспитания - это принятие идеи о том, что ребенок развивается, накапливая музыкальный опыт, музыкальные впечатления и одновременно активно преобразует музыкальную культуру, внося в нее элементы своей субкультуры; становится субъектом разных видов музыкальной деятельности.

2. Как рассматривается феномен ребенка в рамках гуманитарного подхода?

Гуманитарная методология определяет в качестве предмета изучения проявления единичного, уникального, личностного.

Гуманитарный подход по своей природе контекстен, что допускает многообразие рассмотрения одной и той же проблемы и многообразие вариантов ее решения в зависимости от ценностей и смыслов общественной и индивидуальной культуры.

Контекст - наличие определенной ситуации, окружения, системы условий, определяющей смысл и значение того или иного явления.

Это значит, что при определении стратегии музыкального развития ребенка важно учитывать многообразие факторов его жизни как целостности: пусть и небольшой, но уже имеющийся музыкальный опыт, детскую субкультуру, культуру ближайших взрослых, «время и песни времени». Иными словами, педагогический процесс в отношении каждого ребенка может рассматриваться как индивидуальная помощь в его развитии.

3. Как рассматривается специально организуемый процесс развития ребенка в рамках гуманитарного подхода?

Педагогический процесс в данном случае обретает особый, гуманитарный, культурный смысл и становится направленным на оказание ребенку содействия и поддержки в его открытиях мира, культурного пространства, самого себя.

Феномен целенаправленного развития или образования ребенка приобретает новое качественное своеобразие. Это уже не просто процесс трансляции, передачи ребенку культуры в форме знаний и умений, а собственно погружение в культуру, которая становится открытой для обогащения каждым субъектом.

4. Почему в рамках гуманитарного подхода развитие и образование ребенка связаны с культурой?

Гуманитарный подход позволяет рассматривать образование как часть культуры. Образование человека в этом случае становится частью его индивидуальной культуры. В общефилософском смысле речь может идти о рассмотрении процессов взаимодействия ребенка с окружающей социальной и предметной средой, т. е. либо о процессах социализации - включении дошкольника в мир людей, либо о процессах культурации - включении дошкольника в мир вещей, созданных людьми, в мир взаимоотношений людей по поводу создания и пользования этими вещами, в свой собственный мир по поводу взаимоотношения с этими вещами и этими людьми.

С точки зрения философии культуры образование выступает одновременно:

Ценностью культуры и индивида;

Ограниченной рамками содержания (дошкольное, общее, профессиональное) частью культуры;

Способом трансляции культурных ценностей от человека к человеку, способом культурации личности.

Это значит, что ребенок, включенный в педагогический процесс, становится частью общечеловеческой культуры, образуя с ней единое целое и сохраняя при этом свою индивидуальность.

5. Почему гуманитарный подход служит основой человекоориентированного образования?

Гуманитарный подход - методологическая основа педагогики, ориентированной на человека. Реализация данного подхода на практике предполагает рассмотрение:

Ребенка как субъекта культурного саморазвития;

Педагога как посредника между ребенком и культурой, способного поддержать индивидуальное самоопределение личности в ценностях культуры;

Педагогического процесса как культурного процесса, успешность протекания которого определяется личными смыслами его субъектов, их диалогом и сотрудничеством.

Это значит, что, являясь равноправными субъектами, ребенок и педагог образуют целостность, совместно переживая ситуации развития или ситуации событийности.

6. Почему проблема целостности связана с проблемами существования ребенка в культуре?

Все проблемы, связанные с изучением человека, обязательно затрагивают сферу культуры. Культура образует мир только человеческого. Она выступает на первый план и при анализе человеческого мира, человеческой действительности, и при анализе социальной жизни людей в этом мире, и в конкретном бытии конкретного человека, в его самосознании. Это те условия и та сфера бытия, в которой человек может проявить себя в полной мере своих возможностей.

Культура (от лат. culture - обработка, возделывание) - «особая форма жизнедеятельности людей, дающая проявиться многообразию стилей жизни, материальных способов преобразования природы и созидания духовных ценностей» (Велик А. Культурология. Антропологические теории культур. - М., 1998).

Музыка, как часть культуры, отражает историю и культуру человеческих чувств и переживаний в звуковых образах.

Культура - это «специфически человеческий способ бытия» (М.С.Каган), она определяет направленность и содержание активности людей, их отношения к самим себе и окружающему миру. Противоречие культурной реальности заключается в том, что понять феномен культуры можно только через призму феномена личности, в то же время, являясь общечеловеческой ценностью, способом бытия, культура позволяет ребенку занять равноправное место в мире людей, в социуме. Уникальность феномена культуры заключается в том, что она является полем реализации любым человеком своих возможностей, сферой свободного самовыражения.

Иными словами, сам человек, и что особенно ценно для нас, ребенок-дошкольник - это мир культуры, а культура - это мир людей, что и есть целостность.

Таким образом, культура есть среда целостного развития ребенка.

7. Почему процесс целостного становления и развития ребенка возможен в том случае, если ребенок становится субъектом?

Культура - это процесс, под влиянием которого изменяется человеческий мир и сам человек. Саморазвитие и самоопределение отдельного человека в мире культуры - основное условие существования культуры. Поэтому, сознательно или бессознательно, человек выступает ее субъектом, «носителем культурного миропорядка» (М.С. Каган).

Как культура человечества складывается из продуктов деятельности отдельных индивидов, так и культура личности являет собой синтез определенного инварианта, присущего социуму данного пространства и времени, и вариативного, единичного, обусловленного природными качествами и личным опытом, собственно отличающего одного человека от другого, делая его уникальным.

Культура личности выступает одновременно как выражение внутреннего мира человека и внешних проявлений в результатах деятельности, которая направлена на преобразование как внутреннего, так и внешнего миров. Культура отдельного человека являет собой совокупность знаний, чувств, желаний, а также способность существовать в мире других личностей, уважая и не ущемляя их интересы, оценивать себя относительно других людей. Именно культура личности определяет дальнейшее прогрессивное или регрессивное развитие культуры.

Основным признаком субъекта деятельности выступает свобода. Именно свобода выбора цели, способа и средств действия делает человека уникальным, неповторимым, отличным от всех других субъектов.

Важнейшими признаками субъекта деятельности являются системность и целостность. В становлении человека субъектом деятельности проявляется его личностная активность, возникает собственное отношение к деятельности, создается свой «стиль» ее осуществления. Личности, как субъекту деятельности, свойственны и такие особые индивидуальные способности, как способность к прогнозированию и конструированию своей деятельности.

Правомерно возникает вопрос - можно ли рассматривать ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности и субъекта культуры?

Исследования второй половины XX в. утвердительно ответили на этот вопрос. Петербургская научная школа, возглавляемая А.М. Леушиной и В.И.Логиновой, внесла существенный вклад в решение данной проблемы. Доказано, что ребенок в дошкольном возрасте, при определенных педагогических условиях, становится субъектом детских видов деятельности (игровой, трудовой, художественной). Проявления ребенка как субъекта деятельности связаны:

С самостоятельностью и творчеством при выборе содержания деятельности и средств ее реализации;

С процессами эмоционально-положительной направленности в общении и стремлении к сотрудничеству в детском сообществе (Вера Иосифовна Логинова. Наследие педагога и ученого. - СПб., 2002. Воспитываем дошкольников самостоятельными. - СПб., 2000. Герасимова Е.Н. Образовательный процесс в разновозрастной группе детского сада: сущность, специфика, основы построения. - Елец, 2001. Крулехт М.В. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта трудовой деятельности: Учебное пособие к спецкурсу. - СПб., 1995. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир: Педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности. - СПб., 2001. Крулехт М.В. Изучение проблемы субъекта детской деятельности на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена // Герценовские чтения: Дошкольное и начальное образование на пороге третьего тысячелетия.- СПб., 1999. - С. 19-21. Солнцева О.В. Освоение старшими дошкольниками субъектной позиции в режиссерских играх // Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / Под. ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. - СПб., 2004. - С. 16-42. Сомкова О.Н. Становление субъектной позиции ребенка дошкольника в речевой деятельности // Герценовские чтения: Дошкольное и начальное образование на пороге третьего тысячелетия. - СПб., 1999.- С. 21-24)

Ребенок-дошкольник является субъектом преимущественно игровой деятельности. Каким образом связано данное положение с проблемой музыкального развития детей? Можно выбрать два направления размышлений.

1. Не связаны ли в онтогенезе игра и музыкально-художественная деятельность?

2. Какими могут быть технологии организации детской музыкальной деятельности?

Позиция субъекта деятельности, культуры становится своего рода ядром целостности, обеспечивая интеграцию ребенка с миром и возможность творить этот мир. Поэтому создание условий ребенку как субъекту музыкальной культуры и музыкальной деятельности можно рассматривать в качестве ведущего фактора, обеспечивающего целостность его развития в культуре.

Следующая группа вопросов связана с тем, что же означает целостность процесса развития дошкольника?

На процесс развития ребенка, несомненно, влияют:

Его личностные возможности и способности;

Качество социального, культурного и жизненного опыта;

Социокультурные условия жизненной среды и среды дошкольного учреждения;

Специально создаваемые условия деятельности и взаимодействия.

В контексте гуманитарно ориентированных школ и концепций, изучающих психологию развития личности, процесс развития может быть представлен как целостное единство протекания трех взаимосвязанных, но самостоятельных процессов:

Становления как созревания и роста какого-либо качества;

Преобразования как его саморазвития;

Формирования (образования) как оформления и совершенствования личностного качества под влиянием социокультурных условий.

«Проблема... состоит в том, чтобы выработать общий принцип, объемлющий все три грани этой категории, способный воспроизвести ход развития... в самой живой реальности бытия человека» (Слободчиков В., Исаев Е. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М., 2000. - С. 22).

Целостное развитие ребенка как процесс становления. Собственно процесс развития представляет собой проходящие в определенной последовательности этапы, периоды, стадии, т.е. естественное, или возрастное развитие человека в течение жизни. Развитие может рассматриваться как становление под влиянием социальных факторов и в этом случае означать целенаправленное использование разнообразных способов и средств деятельности, преследующих решение разных задач развития.

Приводимые выше обоснования позволяют понимать становление как нелинейный, индивидуальный и многовариантный процесс.

Такой подход к становлению ребенка в музыкальной культуре:

Предопределяет затруднения в выделении единой шкалы оценки развития разных детей;

Затрудняет определение четкой последовательности этапов линейного развития ребенка как субъекта детской музыкальной деятельности;

Ставит проблему определения особого рода педагогических условий развития ребенка в музыкальной культуре.

Целостное развитие ребенка как процесс саморазвития. Важное место в психологии развития личности занимает рассмотрение проблемы саморазвития, т. е. процесса развития человеком самого себя.

При включении механизмов саморазвития развитие приобретает для человека особый смысл и особую ценность, а регуляция этого процесса становится зависимой от того, насколько значимо для ценностно-смысловой организации личности развитие: либо это средство, позволяющее достичь какой-либо цели, либо самоцель, либо смысл жизни. Сопровождающими и взаимосвязанными с процессом саморазвития становятся самореализация, самопостижение, самоактуализация и т.д.

Конечно, в подлинном смысле человек начинает осознанно развивать самого себя только по мере взросления. Однако уже в дошкольном возрасте важны и возможны самопроявления ребенка, его самовыражение.

Развитие не происходит без активности самого ребенка, без включения механизмов субъектности.

Известная детерминационная связь между внешне имеющимися условиями деятельности и характером развития внутренних процессов личности в данном случае приобретает особое значение. Педагогический аспект проблемы будет заключаться в специальной организации детской музыкальной деятельности, позволяющей ребенку стать ее субъектом.

Целостное развитие ребенка как процесс формирования {образования). Формирование (образование) означает новообразования в структуре личности смыслов, ценностей, отношений и может рассматриваться как:

Развитие под влиянием специальных педагогических условий и технологий;

Обретение и совершенствование музыкальной культуры ребенка (культуры отношений и деятельности в музыке), т.е. «образовывание» субъекта;

Процесс образования, в результате которого происходит накопление музыкального опыта, музыкальной культуры.

Смысл рассмотрения развития ребенка как формирования (образования) связан:

С рождением новых личностных новообразований в условиях музыкального воспитания и развития;

С развитием ребенка как субъекта музыкальной деятельности, с накоплением им музыкального опыта;

С пониманием педагогического процесса как специально задаваемой системы условий, способствующих детскому развитию.

Таким образом, целостное развитие ребенка в педагогическом процессе рассматривается как интеграция процессов становления, саморазвития и формирования (образования). В реальности эти процессы образуют единый процесс музыкального развития, который выражается:

в многообразных, многовариантных, индивидуальных проявлениях;

в накоплении ценностного отношения, интереса к музыке;

в накоплении опыта субъекта деятельности и поведения в музыкальной культуре;

в создании системы специальных педагогических условий, обеспечивающих становление, саморазвитие и образование дошкольника.

Итак, мы рассмотрели одну из составляющих теоретических основ музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста - философию детства.

Детство, уникальный этап в жизни человека, является предметом исследования практически всех гуманитарных наук. Обзор существующих в современном научном пространстве концепций понимания детства позволит вам сориентироваться в разных точках зрения, обрести собственную позицию по данному вопросу.

Широкое философско-педагогическое понимание детства и достаточно локальные задачи музыкального воспитания и развития ребенка по сути являются аспектами единой проблематики. Педагогу важно понять, что выбор тех или иных приоритетных задач не бывает случайным и обусловлен разными концептуальными идеями.

Первый параграф главы показал вам целевые ориентиры, которых мы будем придерживаться на страницах пособия. Ориентиры эти связаны с признанием ребенка в период дошкольного детства как уникальной целостности, субъекта разных видов деятельности.

Теоретическое обоснование данного подхода дается во втором параграфе, в котором проблема целостного развития ребенка дошкольного возраста освещена с философско-психолого-педагогических позиций.

Выбор гуманитарной методологической позиции позволил получить ответы на очень важные вопросы:

как мы будем рассматривать феномен ребенка;

почему главным приоритетом педагогического процесса становится человекоориентированность;

как понимать процесс развития дошкольника;

почему ведущим условием целостного развития становится освоение ребенком позиции субъекта деятельности;

почему вопросы музыкального развития и воспитания детей нельзя рассматривать изолированно от общей линии целостного развития ребенка.

Темы для обсуждения

Феномен детства - ретроспективный анализ.

2. Докажите необходимость знания педагогом различных концепций детства в решении задач музыкального воспитания и развития ребенка.

3. Какие из концепций детства могут рассматриваться в контексте гуманитарного подхода и почему?

4. Проблема целостного развития ребенка дошкольного возраста - предпосылки и возможности рассмотрения.

5. Каков потенциал музыкального воспитания в целостном развитии ребенка дошкольного возраста?

Индивидуальные задания

1. Выделите единицы анализа и на их основе составьте сравнительную таблицу взглядов разных ученых, объясняющих феномен детства.

обоснованность и логичность линий анализа; интерпретация и понимание сущности концепции; аргументированное использование первоисточников; компактность таблицы, удобство пользования; удовлетворенность собственным результатом.

2. Вам предстоит выступление на научном диспуте с защитой концепции детства одного из авторов. Выберите концепцию и подготовьте аргументированное 5-минутное выступление, доказывающее преимущества данной концепции.

Критерии оценки и самооценки: содержательность выступления, убедительность аргументации; оперирование первоисточниками; краткость, лаконичность; удовлетворенность собственным результатом.

3. Составьте педагогическое эссе на тему «Музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста в контексте концепции...» (выбор концепции по желанию студента).

Критерии оценки и самооценки: адекватность содержания заявленной теме; лаконичность, доказательность; объем эссе - 1 страница компьютерного текста; стиль и культура изложения; удовлетворенность собственным результатом.

4. Выбрав одну из концепций детства, самостоятельно сформулируйте задачи музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Критерии оценки и самооценки: непротиворечивость идей концепции и выдвинутых задач; обоснованность постановки задач; оригинальность, творчество; удовлетворенность собственным результатом.

5. Сформулируйте задачи музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста в контексте гуманитарного подхода.

Критерии оценки и самооценки: непротиворечивость идей гуманитарного подхода и выдвинутых задач; обоснованность постановки задач; оригинальность, творчество; удовлетворенность собственным результатом.

6. Раскройте проблему целостного развития ребенка дошкольного возраста с помощью любого вида ассоциаций (схема, рисунок, стихотворная форма, музыка и пр.).

Критерии оценки и самооценки: содержательность ассоциации; доступность и понятность для восприятия другими субъектами; умение объяснить характер ассоциативных связей; оригинальность, творчество; удовлетворенность собственным результатом.

Задание для подгруппы

Подготовьте семинар для педагогов ДОУ по проблеме «Философия и педагогика детства. Нужны ли они в процессе музыкального воспитания и развития ребенка?».

На семинаре должны быть освещены вопросы:

философско-педагогического понимания детства в современной науке;

целостного развития ребенка как философско-психолого-педагогической проблемы;

влияния философии и педагогики детства на определение подходов к музыкальному воспитанию и развитию ребенка.

Данный семинар может быть проведен на практике в ДОУ в ситуации реального взаимодействия с его педагогами; на практическом занятии, когда в роли педагогов выступают остальные студенты группы.

Критерии оценки и самооценки:

2. презентабельность предлагаемого материала: доступность изложения, наглядность, практикоориентированность, свободное общение с аудиторией;

3. наличие способов и форм активизации аудитории;

4. предусмотренность «обратной связи» с аудиторией;

5. сохранение временного регламента (40 мин);

6. наличие ответов на вопросы аудитории, защита авторской позиции, уверенность, компетентность;

7. удовлетворенность разработчиков продуктом коллективной деятельности и собственным участием в подгрупповой работе.

Контрольные вопросы и задания

1. Почему концепции феномена детства и проблема целостного развития ребенка являются теоретическими основами музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста?

2. Почему концепции феномена детства и проблема целостного развития ребенка рассматриваются в одном разделе?

4. Докажите, что позиция субъекта деятельности является ядром целостности человека.

  • I. Основные задачи и методы контроля за развитием и состоянием здоровья детей раннего и дошкольного возраста
  • I. Религия имеет несколько исторических форм и прошла длительный путь развития
  • I. Характеристика состояния сферы создания и использования информационных и телекоммуникационных технологий в Российской Федерации, прогноз ее развития и основные проблемы
  • I.) История возникновения и развития компьютерных вирусов

  • Формирование человека начинается, как известно, с раннего детства. Именно в детстве закладываются не только основы знаний, но и формы поведения, убеждения, привычки, потребности личности. Немалую роль в этом призван сыграть целостный образовательный процесс в детском образовательном учреждении.

    В настоящее время в нашем обществе значительно возрастает роль воспитания, ориентированного на формирование основ гражданского мировоззрения человека. Очень важно прививать ребёнку с первых часов культуру поведения и обучения, воспитать человека, который благожелательно относится к чужим людям, пытается понять их радости, огорчения, настроения.

    Развитие личности воспитанника может быть результативным при соблюдении ряда педагогических условий , в том числе центральной роли воспитателя: от его жизненной позиции, отношения к детям, манеры поведения, ориентации в нравственных вопросах в огромной степени будет зависеть, воспримут ли или не воспримут воспитанники первые детсадовские азы этики.

    Очень важно с момента прихода ребёнка в образовательное учреждение, с его первых шагов привить ему культуру поведения и обучения, сформировать первичные знания об окружающем мире, людях и стране, в которой они живут.

    Учебно-воспитательный процесс в нашем образовательном учреждении предполагает личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию ребёнка. В соответствии с этим строится наша взаимосвязь с группой детей.

    Основу нашей педагогической работы по воспитанию личностных качеств ребёнка составляет социально-воспитательная технология коллективного дела. Эту технологию нельзя назвать новой, но она позволяет решать важнейшие вопросы формирования детского коллектива и личности ребёнка, поэтому она считается значимой. Также в своей работе я использую игровые технологии, а при проведении непосредственно образовательной деятельности - образовательную технологию.

    Деятельность педагога станет результативнее, если ее содержание будет реализовано через игру. Так, например, работа по правовому воспитанию благодаря игровой форме подачи материала помогает переключить внимание детей на хорошо известных и любимых сказочных персонажей и литературных героев. Приведу примеры такой игры.

    Разминка. «Взаимодействие».

    Дети в парах лепят Конька-Горбунка, на котором полетят в страну права. Разделение труда в паре: каждый лепит свою деталь. Собирают вместе и делают вывод: «Как трудно делать общее дело!».

    На занятии о равенстве прав от рождения(по ст. 1,2. Декларации), о праве на жизнь и свободу использую героев сказок Ш.Перро «Красная Шапочка», А.Толстого «Приключения Буратино».

    Занятия в «Школе этикета» также проводятся в игровой форме, с использованием потешек, прибауток, героев произведений К.И. Чуковского, А.Л. Барто, В. Осеевой и т.д.

    Огромное значение в формировании личности воспитанников играет приобщение к здоровому образу жизни , чёткое соблюдение режима дня, закаливание, ежедневное проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий (совместно с преподавателем по физической культуре), «Весёлые старты», витаминотерапия с выращиванием с детьми лука на окне («Грядка здоровья»).

    Цикл занятий по разделу «Социальный мир» позволяет дать детям знания о нравственных отношениях к окружающему миру (рукотворному миру и природе), к другим людям (воспитателю, сверстнику, родственникам, соседям, людям других национальностей), к себе.

    Я стараюсь планировать занятия исходя из наблюдений и изучения, производимых с помощью анкет, бесед с родителями и детьми. Если удаётся подобрать удачную форму проведения занятий, то уровень познавательного интереса детей в целом всегда бывает высок. Но есть дети, которые проявляют пониженную мотивацию к обучению, часто у них не выработан навык сознательной дисциплины, они не могут самостоятельно организовать свою деятельность. Таких детей постоянно держу в поле своего внимания, стараюсь подружиться с ними, с их родителями, мы решаем все проблемные вопросы не нотациями, а дружескими беседами, выявляя причины каждого отдельного негативного эпизода из жизни ребёнка и стараясь найти пути его преодоления.

    Динамику уровня воспитанности детей и динамику уровня социальной компетенции можно проследить за четыре года пребывания детей в группе на основании диагностики.

    Для положительных результатов очень важно, чтобы дети в группе были дружны между собой, были дружелюбно настроены к педагогам. Воспитатель, в свою очередь, должен уделять много внимания проблемам функционирования детского коллектива, следить, чтобы в группе не появлялись изолированные дети, изгои. Очень важно взаимодействие с родителями детей своей группы (при уходе детей домой есть возможность кратко обсудить истекший день, дать педагогические рекомендации), в том числе в ходе организационно-педагогических мероприятий в группе (родительские собрания, консультации, заседания родительского комитета).

    Таким образом, для развития личности воспитанника в условиях целостного образовательного пространства важно учитывать каждый из вышеизложенных факторов. Только наше единение, общность требований и подходов положительно влияют на становление личности ребёнка, формирование у детей социально-адекватного поведения, т.е. поведения, отвечающего понятиям чести, достоинства, справедливости, патриотизма.

    В современных условиях необходимо максимальное внимание уделять воспитанию человека. Бесспорно, что формирование личности начинается с раннего детства, и роль семьи имеет одно из самых главных значений. Но и роль школы огромна.

    Для формирования целостной личности необходим симбиоз семья – школа – ребёнок. Срединное расположение учебного заведения неслучайно. Оно берёт на себя ответственность развивать всё то лучшее, что даёт ребёнку семья, корректировать отклоняющиеся модели воспитания, а так же формировать познавательные сферы личности, социально значимые качества и нравственность.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Овсенев Р.Р.

    Формирование целостной личности ребёнка

    В современных условиях необходимо максимальное внимание уделять воспитанию человека. Бесспорно, что формирование личности начинается с раннего детства, и роль семьи имеет одно из самых главных значений. Но и роль школы огромна.

    Для формирования целостной личности необходим симбиоз семья – школа – ребёнок. Срединное расположение учебного заведения неслучайно. Оно берёт на себя ответственность развивать всё то лучшее, что даёт ребёнку семья, корректировать отклоняющиеся модели воспитания, а так же формировать познавательные сферы личности, социально значимые качества и нравственность.

    Конечно, в рамках одного класса и за счёт работы одного педагога сделать это невозможно, необходима единая воспитательная система учебного заведения, где учитель, классный руководитель являются неотъемлемыми её элементами. В гимназии такая система есть. Так средняя школа является правопреемницей начальной, развивая и совершенствуя в личности всё то положительное, что было заложено в первые годы обучения.

    В своей работе я стараюсь сочетать воспитательные методы классного руководителя и учителя-предметника. Говоря о познавательной сфере личности, мною ведётся работа по вовлечению ребят участвовать в различных конкурсах, конференциях, предметных олимпиадах. Зачастую приходится убеждать, опираясь на значимость данного участия для самого учащегося. Результат даёт о себе знать. Успешность ученика толкает его продолжение подобной деятельности, мотивирует. Походы в театры, экскурсии так же формируют потребности в расширении собственных знаний, поэтому обсуждение увиденного должно, на мой взгляд, стать традицией на классных часах. То есть, проявляется система урок – внеурочная деятельность – классный час.

    Бесспорно, очень остро сегодня стоит проблема нравственности. И здесь необходимо стремиться следовать принципам государственной политики: формирование правового сознания (начиная со знания Устава гимназии, до собственных прав и законов государства) и воспитания толерантности. Значительную роль в этом оказывают уроки обществознания и тематические классные часы, например по правам ребёнка, проведённый социальным педагогом Кожевниковой А.А. (воспринят детьми очень позитивно)

    Толерантность – понятие, которое не сходит с экранов телевизоров, звучит по радио, прописано в печатных изданиях. Уважительное отношение к представителям других национальностей, умение слышать и слушать мнение других людей формируется в совместных беседах, диспутах, круглых столах. И здесь огромную роль играет патриотическое воспитание: понятия чести, преданности, мужества.

    Злободневно стоят вопросы межличностного отношения и ответственности человека перед самим собой и окружающими. И здесь так же необходимо вырабатывать определённые подходы к учащимся. В рамках новых ФГОСов, учащемуся необходимо больше предоставлять свободы деятельности. Учитель выступает как координатор, который направляет и корректирует деятельность ребят. При этом, необходимо подчёркивать важность совершаемых дел и поступков и ответственности за них. На мой взгляд, интересные, с практической точки зрения, советы по общению предлагает Ю.Б. Гиппенрейтер. Дружеское общение на позициях старшего товарища способствует развитию гармонично развитой личности.

    Подводя итог, необходимо отметить следующее: для формирования личности гимназиста среднего звена обучения необходимы единая система воспитания в учебном заведении, преемственность с начальной школой, поощрения на активную познавательную деятельность и грамотно построенная форма диалога с учащимися.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание"Роль самооценки в формировании личности ребёнка"

    · Цель родительского собрания - поговорить с родителями о формировании понимания значимости данной проблемы для становления характера ребенка, его взглядов, для успешности учебной деятельн...

    Из опыта работы "Совместная деятельность классного руководителя с семьями обучающихся по формированию и развитию всесторонней личности ребёнка"

    Современная школа знает, что связь школы и семьи не должна иметь только одно направление как в старые времена, когда инициативу указывала школа, приказывая родителям и ученикам. Сейчас учителя н...

    Роль семьи в формировании личности ребёнка.

    Материал можно использовать для бесед с родителями. Речь идёт о том, какой разной может быть родительская любовь, и какой мудрой она должна быть, чтобы д...

    Подходы в воспитании детей позволяют выбрать правильное направление для обучения, становления и развития ребенка, раскрыть его индивидуальные особенности и способности.

    Современные подходы в воспитании детей

    Подход в воспитании детей играет важную роль для комфортного и полноценного развития. В дошкольном периоде важную роль играет социальная среда, в которой пребывает ребенок, она напрямую воздействует на него и его развитие.

    В современной педагогике активно используют подход воспитания жизнью. В рамках этой методики воспитание и обучение ребенка происходят за счет его собственного опыта, а также с учетом правильных и неправильных поступков. Условия жизни напрямую влияют на личность ребенка.

    При воспитании детей дошкольного возраста можно использовать трудовой подход, в состав которого может входить как трудовая деятельность дома, в детском саду и других дошкольных заведениях, так и занятия спортом. Тренировки и спортивные упражнения помогают закалить характер ребенка, воспитать в нем выносливость, силу воли и духа, трудолюбие и терпение.

    Современные подходы в воспитании детей заключаются в постепенном прививании ребенку основных жизненных навыков.

    При выборе определенных подходов в воспитании детей следует подбирать соответствующее направление – авторитарное, либеральное, демократичное и индифферентное.

    Авторитарный подход предполагает воспитание ребенка в жесткости и строгости, безоговорочном подчинении и соблюдении строгих правил. Ребенок находится в пассивном состоянии, он зависит от родителей и не принимает решений. Серьезным недостатком авторитарного подхода в воспитании детей является утрачивание творческого начала и безынициативность, отсутствие самостоятельности и способности к принятию серьезных решений.

    Противоположным направлением в воспитании является либеральный подход, в котором важную роль играет личность ребенка. В процессе воспитания отсутствуют запреты, правила и ограничения. В педагогике этот подход называют «методом вседозволенности». Недостатком данного подхода является отсутствие ограничений, которое может привести к эгоизму и избалованности, отсутствию цели в жизни.

    Демократичный подход в воспитании детей подразумевает равноправное отношение между родителями и детьми. Решения принимают на семейном совете, а на всех этапах развития ребенок является равноправным участником воспитания, высказывает свое мнение и отстаивает личные интересы.

    Индифферентный подход в воспитании детей является методом свободного развития ребенка, в котором родители не принимают участия. Ребенок считается независимой и свободной личностью, которую не следует обременять различными правилами, ограничениями и проблемами. Родители, используя этот подход, не участвуют в жизни ребенка, в его внутреннем и внешнем развитии. В результате такого воспитания у ребенка отсутствуют ориентиры в жизни, он не чувствует поддержки и защиты, а также у него нет духовной связи с родителями. В конечном итоге такого воспитания дети становятся закрытыми и асоциальными.

    Для того чтобы ребенок вырос полноценной личностью, подходы в воспитании необходимо выбирать с учетом особенностей ребенка. При воспитании не должно быть большого количества запретов, но родителям и педагогам необходимо быть направляющей и контролирующей стороной.

    Особенности индивидуального и деятельностного подхода в воспитании

    Наиболее эффективными в педагогике являются индивидуальный и деятельностный подходы в воспитании детей.

    Индивидуальный подход в воспитании ребенка представляет собой педагогический процесс, который учитывает индивидуальные особенности, влияющие на поведение и развитие. В этом подходе используют различные методы воспитания (в соответствии с личностью ребенка), направленные на достижение положительных результатов. Ребенок рассматривается как самостоятельная, уникальная и ответственная личность.

    При использовании индивидуального подхода в воспитании ребенка открываются скрытые способности и возможности, происходит становление самосознания и самоопределения. Личность ребенка преобладает над коллективом, учитываются ее гуманистические, творческие, интеллектуальные и физические способности.

    Преподаватели, использующие индивидуальный подход, высоко ценят ребенка, прививают ему интеллектуальные, моральные и социальные ценности. В этом подходе внимание акцентируется на каждом ребенке, его желаниях и возможностях.

    Деятельностный подход в воспитании детей является эффективным методом обучения, в процессе которого ребенок получает, запоминает и использует знания в учебно-познавательной деятельности. Знания ребенку не дают в готовой форме, а организуют учебный процесс таким образом, чтобы ребенок активно и системно развивался и познавал.

    В основе деятельностного подхода в воспитании детей лежат следующие дидактические принципы:

    Познание деятельностного подхода в воспитании детей рассматривается в широком смысле, а также включает миропознание, личностное становление и самостоятельное определение ребенка. Главную роль в этом подходе играет деятельность детей, в процессе которой находят решения задач. Преподаватели и родители являются корректирующей, поддерживающей и стимулирующей стороной.