Домашнее животное ребенку 4 лет. Какое домашнее животное выбрать для ребенка

Цели:

Продолжить знакомить детей с домашними животными и их детенышами.
Обогатить словарь детей по теме.
Формировать устойчивые представления о форме, цвете, количестве, величине, геометрических фигурах.
Упражнять в звукоподражании, лепке, наклеивании, рисовании пальчиками и карандашами.
Продолжать учить выполнять постройку из строительного материала по образцу, разрезать ножницами бумагу.
Развивать мышление, зрительное и слуховое сосредоточение, мелкую моторику, координацию движений, чувство ритма.
Учить детей выполнять коллективную постройку и обыгрывать ее.

Оборудование:

Игрушки «домашние животные», сундучок, чудесный мешочек, музыкальные молоточки.
Цветные силуэтные картинки домашних животных и их темные тени.
Картинка-фон «На ферме», геометрические фигуры.
Полоски зеленой бумаги, ножницы.
Строительный материал: бруски и арки.
Картинка-заготовка для рисования (небо, луг, овал-озеро), карандаши синего и зеленого цвета, клей, силуэтные картинки домашних животных.
Крупа, ложки, мыльницы.
Разноцветные прищепки, цветные силуэтные картинки голов козлят с колокольчиками разного цвета на шее.
Картинка-фон с клетками разной величины, цветные силуэтные картинки кроликов соответствующей величины.
Пластилин белого цвета, картинка-заготовка «барашек».
Лист-фон, клей, детали аппликации: солнышко, кость, дверца от будки; пальчиковые краски, влажные салфетки.
Картинка-фон с изображением будок разных цветов, треугольные крыши для будок, вырезанные из картона, соответствующих цветов.
Развивающая игра «Найди маму».
Аудиозапись: «Карусели», «Кто пасётся на лугу?».

Ход занятия:

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Сюрпризный момент «Чудесный сундучок»

«Вот чудесный сундучок,
Вам, ребята, он – дружок.
Очень хочется узнать,
Как, вы, любите играть!»

Дидактическое упражнение «Найди тень»

Назовите, какие домашние животные перед вами? Подберите тень каждому.

Конструирование «На ферме»

Разложите геометрические фигуры в соответствующие места на картинке. Куда вы положили круг? Овал? Квадрат? Треугольник? Прямоугольник?

Дидактическая игра «Кто живет на ферме?

Дети опускают руку в чудесный мешочек и по очереди достают игрушки домашних животных, называют их.

Корова

У коровы есть рога
И копыта на ногах.
Травушку она жует,
Деткам молочко дает.

У коровы ребенок называется «теленок». Теленок говорит: «Му-у-у». Скажите так, как говорит теленок.

Резание ножницами «Трава для коровы»

Дети разрезают ножницами полоску бумаги зеленого цвета.

Изобразительная деятельность «На лугу»

Нарисуйте зеленым карандашом траву, синим карандашом нарисуйте воду в озере, наклейте на лугу фигурки домашних животных.

Музыкально-ритмическое упражнение «На лугу пасутся ко..»

Дети отбивают ритм музыкальными молоточками.

Свинья

У грязнули-свинки
На спине щетинка,
На мордашке пятачок,
Сзади тонкий хвост-крючок.

У свиньи ребенок зовется - поросенок. Поросенок говорит: «хрю-хрю». Скажите так, как говорит поросенок.

Конструирование «Забор для поросят»

Возьмите бруски и постройте вокруг поросят забор. Вот так. (Показ воспитателя).

Упражнение «Наполни кормушку для поросят»

Дети наполняют ложкой разноцветные мыльницы-кормушки крупой.

Лошадь

У лошадки длинногривой
Нрав веселый и игривый.
Сено съест она сейчас
Да и покатает нас.

У лошади ребенок зовется - жеребенок. Жеребенок говорит: «и-го-го». Скажите так, как говорит жеребенок.

Дидактическая игра «Что умеет лошадь?»

Вы умеете четко говорить слово «да»? Скажите. А теперь скажите слово «нет». У вас хорошо получилось, значит вы сможете поиграть со мной в интересную игру.
Я буду спрашивать вас о том, что умеет лошадь, а вы думайте и отвечайте: если лошадь умеет это делать, говорите «да». А если лошадь не умеет этого делать, говорите «нет».

Лошадь умеет быстро скакать?
Лошадь умеет по небу летать?
Лошадь умеет травку жевать?
Лошадь умеет копытами стучать?
Лошадь умеет в игрушки играть?
Лошадь умеет громко ржать: иго-го?

Подвижная игра «Карусели»

Дети двигаются по кругу в темпе, соответствующем музыке и словам песни.

Коза

Козочке прыгучей,
Озорной, бодучей
Нравится украдкой
Есть капусту с грядки.

У козы ребенок зовется - козленок. Он говорит: «Ме-е-е». Скажите так, как говорит козленок.

Игра с прищепками «Разноцветные рожки»

Какого цвета у козленка колокольчик, такого же цвета сделайте ему рожки из прищепок. (Затем можно предложить детям поменяться картинками).

Кролики

Не обидит мухи
Кролик длинноухий.
В клетке для него всегда
Есть морковка и вода.

У кролика детеныш называется - крольчонок.

Дидактическая игра «Рассади кроликов»

Перед вами кролики. Покажите самого большого кролика, самого маленького, двух одинаковых кроликов. Кролики живут в клетках-домиках. Рассадите кроликов в подходящие по размеру клетки.

Овца

Шерстка у барашка
Мягкая, в кудряшках.
Постригут барашка и
Свяжут теплые носки.

У овцы ребенок зовется ягненок. Ягненок говорит: «бе-е-е». Скажите так, как говорит ягненок.

Лепка «Кудряшки у барашка»

Дети отрывают кусочки белого пластилина и наклеивают к изображению барашка.

Собака

Косточки собака гложет,
Злых людей кусает тоже –
Чтобы не забрался вор,
Сторожит и дом и двор.

У собаки детеныш называется - щенок. Щенок говорит: «гав-гав». Скажите так, как говорит щенок.

Дидактическая игра «Будки для собак»

Подберите подходящие по цвету крыши и двери собачьим будкам.

Изобразительная деятельность «Щенок»

Дети наклеивают на лист-фон солнышко, косточку. Затем поролоновым штампом рисуют собаке шерсть коричневого цвета и пальчиками дорисовывают цветы.

Дидактическая игра «Найди маму»

А теперь возьмите карточки с детенышами и найдите их мам.

Конструирование «Ферма»

Проводится сооружение коллективной постройки «Ферма» и ее обыгрывание.

Программное содержание: учить детей составлять из кубиков и читать слова (Бобик, конура); читать свои имена и слова (миска, кость, колбаса, хлеб, молоко) и названия животных по карточкам; , прописывать слова кубиками; .

Материал: игрушка собака, рюкзак, кубики, таблицы, (миска, кость, хлеб, молоко, колбаса, кошка, котенок, лошадь, жеребенок, корова, теленок, курица, цыпленок, утка, утенок, свинья, поросенок), указка.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Прислушайтесь, ребята, мне кажется, что у нас в группе кто-то есть. Посмотрите, кто это спрятался? (Воспитатель обращает внимание на игрушку собаку, которая лежит на коврике «в конуре».) Да, это пес Бобик. Он принес нам кубики.

Бобик. Ребята, я очень хочу, чтобы вы написали, как меня зовут. (Воспитатель предлагает детям написать кубиками слова «Бобик», «конура».)

В. Видишь, Бобик, какие дети молодцы. А какие кубики ты нам принес еще? «Золотой», «деревянный», «железный». Давайте, ребята, поиграем с кубиками. Вы должны определить на слух, какой звучит кубик. (Дети отворачиваются и на слух определяют звук кубика.)

В. Сейчас прочитаем кубики. Что написано на большом «золотом» кубике? (А, О, У, Э, Ы.) На маленьком «золотом»? (Е, Ю, Я, Ё, И.) На большом «деревянном» (С, СА, СО, СУ, СЫ, СЭ.) На маленьком «железном»? (ДЬ, ДЯ, ДЕ, ДЁ, ДЮ, ДИ.) На маленьком «деревянном»? (СЬ, СЯ, СЕ, СЮ, СИ, СЁ.)

Бобик, этими кубиками можно написать слово «соседи». (дети составляют слово «соседи» и читают его.)

В. А что еще ты принес нам, Бобик? Ребята, Бобик говорит, что принес портреты своих соседей по двору. Давайте посмотрим. (Дети рассматривают карточки с изображениями домашних животных - лошади, жеребенка, коровы, теленка, свиньи, поросенка, курицы, утки, утенка, кошки, котенка.)

В. Вы узнали, кто изображен на этих карточках? Да, это мамы и их дети. Поможем мамам найти своих детей (читают карточки 2-3 раза).

Воспитатель переворачивает карточки стороной без изображения животного и предлагает прочесть их (кто прочитает, тот и получает карточку).

В. Спасибо, Бобик, что познакомил нас со своими соседями. Мы тебя за это угостим. Вот тебе миска (показывает карточку-миску), а в нее мы нальем молочка. Вот тебе хлеб, вот тебе кусочки колбасы, косточка (все карточки прочитываются детьми). Выбирай, что тебе нравится. Кушай, а мы тебе песенку
еще споем. Кто, ребята, знает песенку про Бобика? (индивидуальное пение - 3-4 человека.)

В. Бобик, мы начали учить новую песенку. Хочешь послушать? Тогда слушай. (дети поют по таблице: У-Ю, ЛУ-ЛЮ, МУ-МЮ, РУ-РЮ, ГУ-ГЮ, БУМ-БЮМ, ЖУ-ЖУ.)

В. Понравилась тебе наша песенка? А сейчас, Бобик, мы будем собираться на прогулку. приглашаем тебя пойти с нами.

Приблизительное время чтения: 8 минут

Часто во многих семьях встает вопрос, какое животное завести для ребенка. Подходить к нему нужно очень внимательно ввиду высокой ответственности перед новым членом своей семьи и перед ребенком также. Малыш будет нести ответственность за своего питомца, научится заботиться о нем, не будет чувствовать себя одиноко. Многолетние исследования психологов сводятся к необходимости заведения домашних животных для развития ребенка.

Дети и домашние животные

Очень много информации в медицине, психологии, валеологии можно собрать о пользе содержания животных в семьях с маленькими детьми. Однако частым вопросом становится, какое именно животное завести для малыша и насколько комфортно будет новому питомцу адаптироваться в домашних условиях, которые подходят человеку.

Однозначно, домашний питомец привнесет новые правила в жизнь семьи, требуя порой повышенного ухода, который соразмерим с обслуживанием ребенка. Поэтому родителям нужно адекватно оценить свои возможности. Ведь никому не хочется на самом деле, чтобы зверек мучился, испытывая дискомфорт и игнорирование собственных потребностей. Не менее важным пунктом становится наличие свободного пространства в квартире. Крупному животному нужно будет обеспечить место для сна и времяпрепровождения. И это не должна быть детская спальня или кухня.

Малыш привяжется к питомцу, включится в уход за ним, выгул, кормление. Поэтому немаловажным будет еще и продолжительность жизни животного. Заводя мелких грызунов, например, хомяков или крыс, следует принимать во внимание, что живут они недолго – средняя продолжительность жизни такого грызуна 2-4 года в лучшем случае. Смерть питомца будет серьезным потрясением для маленького ребенка. А заводя крупную собаку, необходимо учитывать её потребности в продолжительном выгуле, дрессировках и особенностях кормления.

Домашний питомец для ребенка станет другом, если на малыша будет возложена часть ухода за животным. Поэтому ко всему выше сказанному прибавляем возраст ребенка. Наибольшей популярностью среди животных, которых люди приводят в свои жилища, пользуется кошка. Один китайский философ времен Конфуция сказал: «Кошка вошла в дом человека и осталась там на правах хозяина, а собака всегда будет жить под домом своего хозяина». Конечно, в сегодняшней интерпретации дело обстоит несколько иначе. Люди приводят в свои квартиры в многоэтажных домах крупных собак, которым приходится терпеть жилищные условия, не предназначенные для их содержания.

Заводить слишком мелкое животное для малыша, которому не исполнилось еще и трех лет, опасно, так как ребенок может травмировать питомца, нанеся ему несовместимый с жизнью урон. Это касается птиц, которых часто держат вне клеток, грызунов, очень маленьких собачек декоративных пород, котят. Маленький ребенок не сможет удержаться от желания потрогать питомца. Часто малыши так радуются котятам, что хватают их за хрупкие шеи и удушают. Возникает серьезная психотравмирующая ситуация.

Слишком крупное животное может таким же способом причинить вред малышу, не рассчитав свою силу в совместных играх.

Сегодня модно заводить дома хорьков, шиншилл, экзотических насекомых, змей, хамелеонов, пресмыкающихся и земноводных. Некоторые из них приходят в наш дом из дикой природы, сохранив инстинкты, которые помогают им выжить в очень жесткой среде. Такие животные привыкли защищаться при малейшем намеке на посягательство на их жизнь. В основном они ведут ночной образ жизни, часто издавая характерные звуки. Прежде, чем остановить свой выбор на таком питомце, следует основательно подготовиться ко всевозможным нюансам содержания.

Особенности содержания домашних животных

Некоторая специфика в уходе и содержании различных животных должна определить, какого питомца завести для ребенка. Дети ведь тоже очень разные.

Желательно советоваться с малышом, кого он хочет завести. Предварительно следует провести беседу о том, какую ответственность будет нести семья, взявшая в дом животное, кто будет за ним убирать, кормить, выгуливать, заниматься дрессировками. Ребенок должен знать, что питомец будет требовать повышенного внимания и дополнительных финансовых расходов, что иногда он может нуждаться в медицинской помощи, а это дополнительная ответственность. Он должен понимать, что животное не будет являться его личной игрушкой, от которой можно избавиться после того, как наиграешься.

Останавливая свой выбор на грызунах, следует учитывать нюансы их содержания, а именно:

  • запах;
  • необходимость ежедневной очистки клетки;
  • температурный режим (шиншиллы могут умереть от жары);
  • особенности пищевого рациона;
  • частые купания (крысы любят поплавать).

В плане питания грызуны достаточно неприхотливы. Многие из них любят купаться, однако, это вовсе не означает, что они прекратят источать свои природные запахи. В последнее время популярность в качестве домашнего животного завоевал хорек. Отдавая дань моде, мало кто задумывается о том, что содержать такое животное в жилом помещении непросто. Проживая в квартире, иммунитет хорька слабеет, у него меняется гормональный фон, что приводит к болезням.

Часто перед родителями стоит вопрос, какое животное можно завести ребенку с аллергией. И он вполне уместен. Принимая в дом питомца, который невольно будет провоцировать у малыша астматические приступы или кожные раздражения, родители окажутся перед сложным выбором – или здоровье ребенка или экзотическое животное. Рано или поздно станет вопрос передачи такого зверя в новую семью, что будет травмировать и животное и ребенка, который к нему привык. Поэтому лучше посоветоваться со специалистами, какое животное подарить ребенку с аллергией.

Обычно не вызывают побочных реакций улитки, мадагаскарские тараканы, тритоны, кошки породы сфинкс, короткошерстные собаки, пауки. Если малыш просит завести экзотику, к примеру, птицееда или тарантула, не стоит паниковать. Многие взрослые скептически относятся к таким видам животных в своей квартире, и это напрасно. Сегодня в любом супермаркете можно приобрести достаточно безопасный террариум, в котором животное будет чувствовать себя комфортно, не создавая угрозы для окружающих. Конечно, таких животных можно заводить уже подросшему ребенку.

Какое животное лучше завести для ребенка

Все животные обладают способностью расширять кругозор, благотворно воздействуя на мозговые центры человека. Это важно учитывать тем родителям, которые имеют детей с речевыми проблемами и не только. К примеру, птицы помогут малышу преодолеть дефекты дикции, родители отметят для себя, что у их ребенка улучшается внимание, память. Кошки способны наделить человека грацией, утонченностью, повысят бдительность и остроту зрительных функций. Собака научит любить, доверять окружающим, не бояться быстро двигаться, быть ловким. Выгуливая собаку, ребенок будет ощущать неподдельное чувство ответственности за своего верного друга. Для детей просто идеально подходят следующие породы собак:

  • лабрадор-ретривер;
  • шотландская овчарка (колли);
  • боксер;
  • йоркширский терьер;
  • лайка;
  • мопс;
  • шпиц;
  • далматинец;
  • сенбернар;
  • бульдог;
  • чихуахуа;
  • чау-чау;
  • немецкая овчарка;
  • курцхаар;
  • пойнтер.

Некоторые семьи совершают очень благородный поступок, принимая животное в свой дом из приюта, а не покупая в элитном клубе. Такое животное будет несказанно счастливо оказаться в любящей семье, даря любовь и демонстрируя ежедневную благодарность своим новым хозяевам. Также такой поступок родителей благотворно скажется на мировосприятии малыша.

Прекрасно себя зарекомендовали декоративные кролики. Они легко приживаются в домашних условиях, достаточно неприхотливы в еде, могут даже размножаться. Кролик любит играть с человеком. Однако это довольно хрупкое животное, поэтому слишком маленьким детям его заводить нельзя.

Особенную экзотику и дополнительный уют в жилище привнесет аквариум с рыбками. Между прочим, в современных зоомаркетах уже есть возможность купить аквариум без рыб для аллергиков и астматиков. Корм для рыб способен вызывать серьезные приступы удушья, поэтому такая экзотика подходит не всем.

Какое животное купить ребенку, учитывая возраст

Возраст малыша при выборе питомца играет первостепенную роль. Если малыш родился в семье, где уже есть домашнее животное, тогда следует приучать нового члена семьи (ребенка) к правилам жизни в такой обстановке. Некоторые питомцы имеют способность ревновать своих хозяев к новым членам семьи, гостям, случайным прохожим. Обычно так ведут себя собаки. Поэтому очень важно, чтобы между собакой и младенцем установился дружеский контакт. Иногда этого добиться не удается.

Общепринято заводить домашнего питомца в семьях с малышами, которые уже достигли хотя бы трехлетнего возраста. После трех лет малыш может уже понемножку подключаться к уходу за животным, хотя основной уход всё-таки ложится на плечи родителей. В таком возрасте питомец может помочь улучшить качество развития малыша, и это тоже немаловажно. Ведь всегда приятно родителям, когда их ребенок прогрессивно развивается с такого раннего возраста.

Возраст 3-5 лет. В этом возрасте также большая часть забот о питомце возложена на родителей. Для такого возраста идеально подходят аквариумные рыбки, попугайчики, канарейки, кролики, кошки.

Обязательно следует советоваться с малышом перед покупкой питомца. Желательно детально рассказать ребенку о деталях содержания, манерах поведения, приручению того или иного питомца. Дети в таком возрасте очень непосредственны, они часто оказываются неготовыми к правильному общению с животным. Часто котят могут дергать за хвосты, а рыбок ловить руками в аквариуме. Родители обязаны предупредить такие ситуации предварительной беседой.

Возраст 5-9 лет. В эти годы родители уже могут доверить большую часть ухода за животным своему подросшему ребенку. По-прежнему все детали ухода нужно осуществлять под пристальным присмотром взрослых. Например, вычесывать собаку или кормить рыбок. Хорошо адаптируются с такими детками собаки, кошки, хомяки, морские свинки, шиншиллы.

Возраст от 10 лет. Дети в этом возрасте уже достаточно самостоятельны, если родители работают, они в состоянии сами себя обслуживать, возвращаясь из школы. Уверенно посещают спортивные тренировки, факультативные занятия. Конечно, такому ребенку можно доверить уход за крупной собакой. В принципе, в таком возрасте ребенок уже в праве сам выбирать, какое домашнее животное лучше завести.

Выбор животного в зависимости от темперамента ребенка

Темперамент каждого живого существа оказывает очень важное воздействие на окружающих близких. Люди с неподходящим типом темперамента не всегда легко уживаются вместе. Животные не являются исключением. Поэтому, определяясь, какое домашнее животное завести для ребенка, следует делать ставку на темперамент своего малыша.

Дети с преобладанием холерического темперамента будут счастливы в компании с собакой. Если ребенок еще мал, не стоит заводить слишком крупную собаку.

Холерикам , и даже взрослым, идеально подходят таксы, спаниели, шпицы, пудели. Ребенок сможет самостоятельно выгуливать такую небольшую собачку, легко справляясь с поводком. Благодаря небольшой массе тела собака небольших размеров никуда не утянет своего юного хозяина в отличие от питомцев крупных пород.

Флегматичные дети будут рады грызунам, птицам, кошкам. Ребенок будет увлеченно наблюдать за ними, кормить по мере необходимости. Если решиться заводить для флегматика собаку, то можно рекомендовать мопса или чихуахуа, ретривера или колли. Собаки этих пород незлопамятны, любят играть, полностью отдаваясь человеку.

Меланхоликам идеально подойдут аквариумные рыбки, экзотические насекомые, рептилии, кошки, собаки. Меланхолический тип темперамента определяет слабости нервной системы. Питомец для меланхолика должен стать настоящим спутником жизни, быть игривым, задорным, подвижным. Это способны обеспечить собаки. Даже выгуливая собаку, меланхоличный ребенок начнет чувствовать себя увереннее в социуме.

Сангвиники будут рады любому питомцу. Благодаря мобильности своего темперамента они уживутся с любым животным. Это могут быть и крысы, и хомячки, и птицы, и кошки с собаками.

Какое домашнее животное лучше завести ребенку каждая семья решает самостоятельно. Желательно принимать во внимание специфику своего малыша, особенно проблемы со здоровьем. Ребенок должен понимать, что нести ответственность за чужую жизнь ему придется очень серьезно. Если питомец заболеет, малыш также должен принимать участие в его излечении.

Некоторые животные, например, собаки, требуют ежедневного повышенного внимания каждый день на протяжении всей своей жизни. Это по сути те же дети. Поэтому, заводя собаку, необходимо рассчитывать, прежде всего, свои силы, которых должно хватить на уход за ребенком и питомцем.

Если родители работают, а малыш посещает детский сад либо уже школу, нужно помнить о том, что выгул собаки должен происходить по часам. Животное, запертое в квартире на длительный срок ежедневно, нуждается в продолжительных прогулках, внимании, дрессировках.

Перед покупкой питомца малышу рекомендуется давать уместные задания по уходу за своей комнатой. Хорошо, когда ребенок в ожидании нового члена семьи спешит помочь бабушке с покупками в магазине и приготовлении еды для всей семьи. Это весьма благотворно повлияет на развитие малыша и будет гарантией добросовестного ухода за домашним питомцем в дальнейшем. Если дети нарушают свои обещания, не слушаются взрослых, есть смысл повременить с покупкой животного.

Домашний питомец разовьет у ребенка широкий спектр важнейших качеств, навыков и психических реакций, которые будут незаменимы во взрослой жизни. Это – ответственность, внимание, память, терпение, трудолюбие, забота о ближних, доверие, умение развлекаться, общение. Дети, выросшие в семьях, где есть домашние животные, легко адаптируются в социуме, умеют дружить, любить, быстро налаживают контакты, прекрасно развиваются, зачастую опережая своих сверстников.

Большая часть взрослых уверены, что домашнее животное для ребенка – это всего лишь игрушка, которая вскоре надоест. Как ни странно, но мамы и папы не всегда правы. Домашний любимец активный и подвижный. Игры с ним более разнообразны и интересны, нежели с пупсами или машинками, замкнутым и обделенным родительским вниманием детям они заменяют друзей. А еще домашние животные растут и меняются вместе с нашими детьми.

Роль животных в жизни детей

Согласно исследованиям, проведенным учёными университета Варвик, животные попадают в 10-ку наиважнейших жизненных компонентов среди детей 6-8 лет. Опрошенные дети аргументируют свой выбор тем, что с питомцами не бывает конфликтов, они хорошие «собеседники» и надежные друзья. Это доказывает большую привязанность, возникающую между ребенком и домашним питомцем.

Многие отказывают в удовольствии завести щенка, котенка или хомячка, уверяя себя, что ребенок просто измучает бедное животное. На самом деле, приняв питомца как члена семьи, мы показываем пример правильного обращения и ухода за животным, вырабатываем чувство ответственности и сострадания.

Решаясь завести живность, многие сталкиваются с проблемой выбора: кого же, все-таки, приобрести? Если вы покупаете животное для ребенка, ориентируйтесь на его темперамент. Для гиперактивных деток подойдет щенок или котенок. Для интровертов кролики, свинки или хомячки. А вот с черепахами малышу будет скучно. Для темпераментных и вспыльчивых деток подойдут рыбки, ведь никто другой так не успокаивает нервную систему, как они.

Влияние животных на личностное развитие ребенка

Интеллектуальное развитие

  • Домашнее животное – это первоисточник знаний о природе. На примере рыбок можно изучать цвета, различия и поведение.
  • Сенсорика. Прикасаясь к животному, ребенок через органы чувств ощущает форму, цвет, размеры, мягкость шерсти, движения и прочее.
  • Логика. Наблюдая за поведением животных, дети выстраивают для себя логические цепочки. Например, собака «служит» на задних лапах – просит угощение. Или котенок притаился за углом –значит охотиться, сейчас прыгнет. И так далее.
  • В результате общения с животным развивается любознательность, фантазия, наблюдательность, внимательность.

Нравственное воспитание

  • Для ребенка домашнее животное — это источник положительных эмоций, радости и переживаний. Словом, всего того, чего иногда так не хватает в повседневной жизни.
  • Ежедневно наблюдая за естественной красотой животного, у ребенка развивается чувство прекрасного.
  • Обращаясь бережно и заботливо к домашнему любимцу, ребенок развивает в себе основы духовной культуры.
  • Общение с животным побуждает ребенка выражаться творчески: рисовать, лепить из пластилина или писать сказки или стихи.

Трудовое воспитание

Наблюдая за тем, как взрослые ухаживают за животными, дети копируют их действия: кормят, убирают в клетке, вычесывают. В этом заключаются элементарные навыки по уходу за животными.

Физическое развитие

Игры с животными в доме и на свежем воздухе способствуют укреплению здоровья ребенка: это пробежки или плаванье с собакой, или активные игры с котом или кроликом.

Кого и когда стоит заводить

Ребенок 3-4 года. В этом возрасте у детей завершается формирование личности, поэтому сейчас важно предоставить ему источник положительных эмоций. Это могут быть рыбки, кролики, морские свинки или птички. Но не забывайте, что ухаживать за ними пока придется вам: в таком возрасте дети способны только наблюдать или играть с животным. Важно правильно представить животное ребенку: рассказывать о его повадках, что он любит кушать, с чем любит играть. Некоторое время не оставляйте ребенка наедине с питомцем: не всегда дети контролируют свои эмоции и силу. Постепенно приобщайте к уходу за животным.

Ребенок 5-6 лет. В этом возрасте ребенку можно купить рыбок, кролика, хомячка, крысу, морскую свинку или птичек. Уже сейчас нужно прививать ребенку навыки ухода за животными: под наблюдением взрослых разрешать протереть аквариум, помыть кормушки и поилки. Систематическое привлечение к таким мероприятием развивает у детей самостоятельность и ответственность.

Ребенок 7-8 лет. В этом возрасте уже можно заводить котенка или щенка. Но основной уход за ними останется на плечах взрослых. Сейчас самостоятельно дети могут ухаживать за менее крупными и прихотливыми питомцами: рыбками, птичками или грызунами. Если позволяют условия, заводите несколько животных. Это принесет пользу в развитии ребенка.

Прежде чем завести животное…

Решая завести животное, соберите семейный совет. Все члены семьи должны быть согласны с таким решением. Ведь основные заботы по уходу лягут на плечи взрослых, хотя детям свойственно убеждать родителей в обратном. Более того, это дополнительные расходы на содержание животного: питание, лечение, уход.

Важную роль здесь играет жилищный вопрос. В однокомнатной квартире иногда даже маленький хомячок может быть лишним, а вот в частном доме с большим двором и садом можно заводить даже нескольких питомцев.

Если хотя бы один из пунктов стоит под вопросом, не заводите животное. Иначе рано или поздно его придется отдать, а это большой удар по психике ребенка.

Опасности для ребенка, связанные с животными

В первую очередь опасностью для здоровья ребенка является аллергия. Поэтому проследите заранее, не возникает ли аллергических реакций при контакте с животными.

Грызуны, кошки и собаки являются переносчиками инфекции. Поэтому придется тщательно следить за общением ребенка с домашним питомцем.

Физическая опасность возникает только при агрессивном поведении животных. Не забывайте, что ребенок не всегда рассчитывает силы и знаком не со всеми можно/нельзя. Дергание за хвост или уши, забирание еды и прочие, казалось бы, невинные шалости могут вывести из себя животное.

Правильно выбранный питомец, и тщательно взвешенные все «за» и «против» помогут вам воспитать в своем ребенке доброго и ответственного человечка.

Дети часто просят родителей завести живность. Как правило, в возрасте 5 лет возникает страстное желание, чтобы в доме появилась собака или кошка. В щадящих случаях речь идет о морской свинке, хомяке. Родители считают появление питомца бесконечным источником проблем: даже за хомячком придется убирать, что же говорить о кошке или собаке. Правильный подбор домашнего животного для детей устранит множество поводов для беспокойства и позволит всей семьей радоваться присутствию питомца.

Появление домашнего питомца значимо для развития малыша. Присутствие в доме животных принесет уют и тепло, а еще заставит маленького члена семьи стать ответственным, поспособствует его самоорганизации и дисциплине. Понимание того, что перед ним живое существо, у которого есть нужды, потребность в уходе, внимании, изменит отношение малыша к животным и миру в целом.

В заботе о питомце ребята получат опыт каждодневного труда и ответственности. Каждый этап взросления предполагает различное участие в жизни питомца. В 3 года малыш может выгуливать собаку с родителями, помогать кормить животное, следить за наличием в миске воды. В возрасте от 7 лет можно позволить взять поводок собаки, если та не крупной породы. В 14 лет такие моменты, как кормление и выгул, становятся обязанностью подростка.

Социальная адаптация

Интеллектуальное развитие

Домашний питомец способствует соприкосновению с миром животных, диким и необузданным в представлении детей. Контакт помогает изучать живое существо. Тактильные ощущения, наблюдение за поведением, игры помогают развитию сенсорных и двигательных навыков. Малышу питомец помогает учиться: как называть, сколько лап, какой цвет шерсти… Логические взаимосвязи в поведении зверя, понимание того, что определенные действия указывают на голод, жажду, желание играть или гулять, способствуют развитию мышления.

Нравственное воспитание

Домашний питомец дарит детям множество разнообразных эмоций и впечатлений. Ухаживая за котенком или щенком, дети учатся сопереживать, осознавать ответственность за беззащитное существо, которое полностью зависит от хозяина. Даже нежелательное поведение зверя или причиненный им вред можно превратить в опыт, научив малыша корректно обращаться с питомцем. Наблюдение за ним позволяет малышу понять ценность живого, красоту. Позднее это проецируется на разные явления в мире.

Физическое развитие

Прогулки с собакой, игры – это физическая нагрузка, необходимая для здоровья малыша. Такие активности способствуют развитию глазомера, ловкости, не дают скучать, являются альтернативой при отсутствии тяги к спорту. Также они, как и любое общение с животными, дарят разгрузку, отдых, устраняют накопившийся стресс, а если еще в играх с питомцами участвуют родители, то это помогает устанавливать прочные семейные связи.

Что нужно учитывать при выборе домашнего питомца

Если ребенок маленький, то уход за питомцем станет обязанностью родителей. Даже подростку не стоит безоговорочно верить, когда он обещает ухаживать, убирать и гулять. Зверек потребует времени, сил и денег для содержания. Рассмотрите жилищные условия и подумайте, кого вы можете завести. Оцените грядущие траты. Лучше не брать зверька, чем потом отдавать его, вызывая у сына или дочери стресс. Есть ключевые факторы, которые стоит учитывать при выборе питомца:

  • Возраст ребенка. Малышам до трех лет кошка и собака будут непонятны, даже опасны. С 4-5-летними получится разговаривать о питомце, объяснять его поведение, учить общению, дрессировке, читать книги. Можно поставить отпрыску условие: узнать о животном, предложить описание видов, а потом провести экзамен. Это проверка на готовность быть обязательным, дисциплинированным, исполнительным.
  • Темперамент и особенности характера. Собака охотничьей или служебной породы подойдет активным ребятам, которые любят гулять. Для малыша дошкольного возраста выберите спаниеля, пуделя, мопса или бультерьера. Лабрадор и колли зарекомендовали себя как собаки-няньки. Для флегматика подойдут грызуны, птички. Детям-меланхоликам комфортнее с кошками и рыбками. Сангвинику подойдет кто угодно, кроме рыбок. Подвижные собаки, хомяки, кошки, попугаи будут встречены с равным удовольствием.
  • Здоровье малыша. Животные не всегда безопасны для ребят. Повод для беспокойства – это аллергия. Если маленький член семьи склонен к аллергическим реакциям, то это причина не заводить питомца. Животные переносят инфекции, которые может подхватить малыш. Если вы берете питомца, не забывайте посещать ветеринара и сдавать периодически анализы. Для малыша опасны собаки крупных пород, они сильнее и могут причинить нечаянно вред здоровью.

Какое животное завести для ребенка

Для малышей любой представитель животного мира станет другом. Доказано, что ребята, которые росли в доме с живностью, вырастают менее агрессивными и более сдержанными, любое животное подойдет для развития характера и снятия стресса. При выборе важнее адекватно оценить возможности: финансовый вопрос, наличие аллергии у домочадцев, особенности жилья (есть ли условия для проживания питомца), возраст малыша.

Домашние животные для малышей

Еще с колыбели дитя активно познает окружающее, ему интересны и представители животного мира. Питомца заводить можно, но ухаживать за ним придется взрослым. Домашние животные для маленьких (3-4 лет):

  • птички;
  • аквариумные рыбки;
  • грызуны;
  • кролики.

Взрослые должны рассказать малышу о повадках приобретенного животного, его особенностях. Он будет наблюдать, как за питомцем ухаживают родители, потом начнет вовлекаться в процесс. Маленькие детишки часто проявляют интерес к живности, они могут достать рыбку из воды, помыть хомячка. Взрослым не стоит расслабляться, они должны научить чадо обращаться с животным, чтобы не допустить его гибели или причинения вреда. Обязанности у ребят 5-6 лет расширяются: им можно доверить кормление питомца, наливать воду или мыть миски.

Кого завести ребенку младшего школьного возраста

Ребята старше 6-7 лет могут ухаживать за питомцами самостоятельно, но родители все равно должны помогать, контролировать. Ребятам полезно читать рассказы о зверьках, чтобы узнавать информацию о повадках. Детям дают понять, что для животных должны создаваться условия, приближенные к природным. Можно завести несколько питомцев (рыбки, попугайчики), чтобы малыш понял, как ухаживать за разными тварями. Школьнику можно завести кошку или собаку.

Питомцы для подростков

Ребятам старше 9-10 лет уже свойственна самостоятельность. У них есть понимание, что питомец – не игрушка, а живое существо, которому нужно обеспечить полноценный уход и внимание. Подросткам можно смело доверять живность, если они ответственны. Ребятам надоедает рутина по уходу за зверем, важно не допустить, чтобы обязанности легли на плечи родителей. Взрослые должны оставаться в роли наблюдателей.

Домашние животные - список для детей

Домашние зверьки редко конфликтуют с детьми, они вместе резвятся и играют. Будь то кролик или морская свинка, любая живность, которая подходит по возрасту и темпераменту, принесет малышу приятные эмоции, меняя качество жизни. Каждый представитель животного мира требует специфического ухода. Важно учитывать особенности поведения, образ жизни зверька, его характер, пристрастия в еде.

Мыши и крысы

Это умные зверьки. Мышка или крыса – животное для ребенка младшего возраста. Зверьки быстро находят общий язык с малышами, а деткам понравится за ними наблюдать в клетке. Крысы не требовательны в уходе, они сами чистят жилище и умываются. Грызуны имеют своеобразный характер, но поддаются дрессуре. Пушистая мышка станет другом как для малыша, так и для подростка, но грызуны не преданные, легко убегают.

Морские свинки и хомячки

Животные неприхотливые. Морские свинки и хомяки просты в поведении и реакциях, не испытывают эмоций, могут укусить или поцарапать малыша. Заводить грызунов можно для детей в возрасте 4-5 лет. Хомяк не подходит для маленьких, поскольку нужно ежедневно убирать клетку. Хомяки живут недолго, около трех лет, смерть домашнего любимца станет трагедией для малыша. Морские свинки или шиншиллы живут дольше, от 8 до 10 лет. Они любят общество. Если с ними проводить время, то они отплатят общительностью, песенками, веселым настроением.

Кролики

Кролик порадует ваших детей забавными ушками, пушистой шерсткой и ловкими прыжками, но ему понадобится много внимания. Зверьки уделяют много времени уходу за своей шерстью, но не способны ее переваривать, чтобы шлаки выходили из организма, им нужно давать таблетки. Кролик – зверь чувствительный, хрупкий, легко травмируется, поэтому не подойдет для детей младше пяти лет.

Рыбки

Экзотические рыбки станут прекрасным украшением квартиры, учитывая огромное количество аксессуаров для аквариумов: всевозможные замки, затонувшие корабли, сундуки с сокровищами. Преимущества таких питомцев: отсутствие грязи, шума и нервотрепки. Наблюдение за рыбками успокаивает и умиротворяет, но детям такой досуг может наскучить. С питомцем нельзя поиграть, его не погладишь. Даже если вы купите рыбок, чтобы обойтись малой кровью, любимое чадо вскоре попросит завести животное без плавников.

Птички

Пернатые нравятся всем детям, даже находящимся в бунтарском подростковом возрасте. Распространенными обитателями клеток являются канарейки. Их песни радуют слух, а ухаживать за птичками очень просто. Попугаи интереснее, даже волнистая разновидность, но они крикливые, любят просыпаться пораньше, поэтому на ночь клетку надо укрывать тканью. Уход за птицами состоит в том, чтобы почистить поддон, положить корм, поменять воду. Все это по силам и малышу. При качественном корме и соблюдении правил птицы живут долго.

Маленькие попугаи подойдут детям любого возраста, но большие птицы опасны, их клювы крупные, сильные, они могут причинить травму. Попугаи общительны, их можно научить разговаривать. Наблюдение, уход, игры и беседы с птичками принесут удовольствие всей семье. Лучший возраст, чтобы заводить крупного попугая – 10 лет и старше. Подросток сможет научить птицу трюкам, будет самостоятельно ухаживать за ней.

Собаки

Интересные домашние животные для детей – собаки. Специалисты рекомендуют покупать щенка колли или ньюфаундленда, но если квартира маленькая, то отдайте предпочтение пуделю или мопсу. Собаку можно выбрать в клубе собаководов, чтобы изучить особенности характера и узнать больше о породе. Для детей станет другом даже дворняжка, беспородные собаки реже болеют и более послушные. Таких питомцев лучше заводить для школьников, они смогут сами выгуливать пса и дрессировать.

Кошки

Кошка, как существо пушистое, забавное и домашнее, легко становится любимицей, умиляющей семью, но не следует забывать о том, что это хищник с острыми когтями и зубами, который опасен для малыша. Лучше забрать котенка из приюта. Такие животные рады спасению, дому, еде, они стараются всеми силами отблагодарить хозяев. Сиамских кошек выбирать не стоит, у них вздорный характер. Лучший выбор: беспородная, сибирская или персидская.

Пушистые мурки – не вариант для малышей до 5 лет. Дети старше 6 могут уже не только играть с хвостатой любимицей, но и помогать ухаживать. С кошкой не нужно гулять, она мало ест, легко учится соблюдать домашние правила, не требует много пространства, радостно играет и радует мурчанием. Из недостатков: будет везде шерсть, а если кошку не приучить к когтеточке, любимица подпортит мебель или коврик.

Черепахи и ящерицы

Для детей черепаха не очень интересна: большую часть времени она спит, гладить ее – не увлекательное занятие, да и наблюдать за тем, как она ползает, скучно. Схожая ситуация с остальными пресмыкающимися. Такая экзотика, как пауки, игуаны, опасна для маленьких детей. В возрасте постарше ящерицы – компромисс между желанием чада приобрести питомца и стремлением родителей не иметь беспокойств. Рептилия почти не требует ухода, ей нужны оборудованный террариум, регулярное кормление, чистка панциря.

Животные для детей-аллергиков

Родители часто задаются вопросом, какие домашние животные подойдут для детей, страдающих от аллергии. Выход есть: завести питомца, который не вызовет приступов удушья:

  • Если хотите кошку, то присмотритесь к таким породам, как курильский бобтейл, корниш-рекс, сфинкс.
  • Собаки для аллергиков – болонки бишон фризе, фландрский бувье, тибетский терьер, испанские водяные спаниели.
  • Декоративные кролики, хомяки и мышки-песчанки, рептилии, черепахи, аквариумные рыбки, лягушки.

Видео