Военный фрак. Краткая история мужской моды XVIII — начала XX века

История

Такими особенностями своего вида фрак обязан тому, что он был первоначально элементом кавалерийской униформы офицеров, а его форма позволяла им, одновременно удобно находиться в седле, верхом на коне, и при этом ещё и эффектно выглядеть.

Появился фрак во Франции в середине 18-го века и был исключительной военной одеждой и первоначально ни в коем случае не относился к парадной одежде. Но тот факт, что в те времена офицеры были из высшего сословия и, конечно же, часто появлялись на званых вечерах и балах, постепенно привел к тому, что фрак стал модной на те времена одеждой для торжественных случаев.

Во времена Великой французской революции появились фраки в стиле «инкруаябль» (невероятные). Он был снабжен чрезмерно большим воротником и лацканами, дополнялся не менее внушительным галстуком, закрывавшим подбородок, а туго накрахмаленный воротник рубашки, доходил до середины щек. В России во времена Павла I такие фраки, ставшие своеобразным символом бунтующей Франции, были запрещены и лишь после кончины императора вновь появились в столичных салонах, а затем превратились в повседневную одежду.

Неслучайно в «Горе от ума » А. С. Грибоедова встречаются несколько неодобрительные слова о фраке, который в самом начале XIX в. мог восприниматься ещё с опаской:

Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем, Рассудку вопреки, наперекор стихиям (д. III, явл. 22).

Встарь фраки обычно шили из тонкого сукна, а порой и из бархата, обычно синего, коричневого или зелёного цветов. Изначально чёрный цвет ассоциировался с трауром, и такой фрак надевали только для участия в траурных церемониях, предпочитая в повседневной и праздничной жизни надевать фраки других цветов, о чём сохранилось немало свидетельств и в русской литературе.

«Коллежский советник Павел Иванович Чичиков, помещик, по своим надобностям» носил фрак «брусничного цвета с искрой». Гоголь Н. В. «Мертвые души»

Все почти с наивным детским любопытством смотрели на белую шляпу и зеленый фрак Пьера. Толстой Л. Н. «Война и мир»

К последней трети XIX столетия фрак практически исчез с улиц, уступив место смокингам и пиджакам, и превратился в парадный туалет для торжественных и официальных мероприятий, проходящих в соответствии со строгим протоколом. Со временем их стали носить также и танцоры, и музыканты.

Описание

Под фрак надевается сорочка с туго накрахмаленной манишкой, стоячим воротником с загнутыми углами и скромными запонками ; повязывается белый пикейный или шёлковый галстук -бабочка; поверх сорочки надевается белый пикейный жилет (шёлковый не считается хорошим тоном) с тремя пуговицами, которые всегда должны быть застёгнутыми.

В нагрудный карман пиджака вкладывается белый носовой платок (если на груди не прикреплены ордена). При себе следует иметь свежие белые перчатки. С фраком следует носить карманные часы на цепочке, а не наручные.

Фрачные брюки снабжены атласными лампасами.

Фрак полагается носить только с черными лаковыми туфлями и черными носками. Когда холодно, поверх фрака надевают чёрное пальто, к которому полагаются белый шарф, белые перчатки и чёрная шляпа-цилиндр.

Чтобы отличить участников мероприятия от обслуживающего персонала, также одетого во фраки, персонал надевает не белые, а черные жилеты и галстуки-бабочки.

Фрак подчёркивает малейшие изъяны в осанке, поэтому людям с дефектами позвоночника, сутулым и т. п. можно посоветовать вместо фрака надеть смокинг; следует, однако, иметь в виду, что фрак - одежда для официальных мероприятий, а смокинг - для неофициальных, хотя и торжественных.

Фрак в бальных танцах

Фрак является обязательной формой одежды в Европейской программе по бальным танцам

Фрак в конном спорте

Фрак является обязательной формой одежды в соревнованиях по выездке. Покрой такого фрака несколько отличается от танцевального и светского, с тем чтобы обеспечить всаднику наибольшее удобство при управлении лошадью.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Фрак" в других словарях:

    Фрак, а … Русское словесное ударение

    фрак - фрак, а … Русский орфографический словарь

    фрак - фрак/ … Морфемно-орфографический словарь

    фрак - а, м. frac m., нем. Frack. 1. Парадный сюртук с вырезанными спереди полами и длинными фалдами сзади. БАС 1. Короткая мужская одежа, куртка с хвостами, полами. Даль. Вставши с постели, изволил его высочество одеться во фрак. 1764. Порошин Зап. //… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (нем. Frack, фр. frac). Род мужской парадной одежды, имеющей фалды только сзади. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФРАК нем. Frack, франц. frac. Мужская одежда, состоящая из лифа с двумя концами сзади … Словарь иностранных слов русского языка

    А; м. [нем. Frack] Верхняя часть мужского парадного костюма с вырезанными спереди полами и длинными узкими фалдами сзади. Концертный ф. Форменный, ливрейный ф. Прийти на приём во фраке. ◁ Фрачный, ая, ое. Ф ая фалда. Ф ая пуговица. Шесть фрачных… … Энциклопедический словарь

    ФРАК, фрака, муж. (франц. frac). Род сюртука с вырезанными спереди полами и длинными узкими фалдами сзади. Хорошо сшитый фрак. «Но панталоны, фрак, жилет, всех этих слов на русском нет.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ФРАК, а, муж. Род парадного сюртука с вырезанными спереди полами и с длинными узкими фалдами сзади. | прил. фрачный, ая, ое. Фрачная пара. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сюртук, вицмундир, костюм, фрачишко, фрачок Словарь русских синонимов. фрак сущ., кол во синонимов: 7 вицмундир (4) … Словарь синонимов

    - (франц. frac) мужской вечерний костюм особого покроя короткий спереди, с длинными узкими полами (фалдами) сзади. Используется в особо торжественных случаях. Фрак обязательная одежда для дирижеров. К фраку положено одевать белый пикейный жилет и… … Политология. Словарь.

    - (франц. frac) мужской вечерний костюм особого покроя короткий спереди, с длинными узкими полами (фалдами) сзади … Большой Энциклопедический словарь

Традиционный блейзер характеризуется темно-синим цветом и наличием крупных позолоченных или медных пуговиц (обычно в количестве шести штук). В начале двадцатого века блейзер стал исполнять роль клубной одежды членов разнообразных аристократических собраний и клубов. Гербовые нашивки наносились непосредственно на блейзер, а иногда клуба гравировалась на крупных пуговицах.

Классический пиджак комплектуется брюками того же цвета и материала. Блейзер не требует соблюдения этого условия. В настоящее время блейзеры носят с фланелевыми брюками или даже качественными джинсами. Современные блейзеры могут быть малинового, черного, бордового, горчичного и других насыщенных цветов. Блейзеры всегда однотонные, в отличие от пиджака, который может быть выполнен из ткани с узором.

Пуговицы пиджака всегда должны сочетаться с основной тканью, пуговицы блейзера могут быть золотистыми, медными или серебряными, на современных блейзерах можно увидеть очень яркие, необычные пуговицы. На блейзере всегда должны быть накладные карманы и особым образом обработанные боковые разрезы, когда края ткани перекрывают друг друга, что дает чуть больше свободы движениям.

По каким поводам надевать?

Блейзеры шьют из гладкой и прочной ткани. Идеальными считаются вельвет или легкая шерсть. Поскольку блейзеры часто надевают, направляясь на активный отдых, ткань должна быть износоустойчивой. Блейзер – относительно неформальная одежда, на официальных мероприятиях с дресс-кодом или деловых встречах блейзер неуместен. В отличие от официального пиджака, который обычно шьется из более дорогой и качественной ткани, блейзер – элемент повседневного гардероба практичного человека.

Пиджаки (и костюмы-двойки) в основном носят люди, занимающие высокие посты в серьезных компаниях, или же люди, которые стремятся занять подобные посты. Блейзер – одежда совсем другого типа. Этот вид одежды носят люди творческих профессий, работающие в компаниях с отсутствием дресс-кода. Блейзеры отличаются от пиджаков более свободным кроем и пониженным уровнем формальности.

Стоит учитывать, что блейзер – предмет летнего гардероба. Его носят в теплое время года, комплектуя со светлыми, легкими брюками, зимой от него стоит отказаться, поскольку этот вид одежды в сочетании с плотными брюками всегда выглядит неуместно.

Некоторые путают блейзер со спортивным пиджаком, а порой считают, что это одно и то же. Тем не менее, существует четкое определение данного понятия. Блейзер – это пиджак с контрастными пуговицами и накладными карманами.

История возникновения блейзера

Первые блейзеры появились в Великобритании в 1825 году. Их предшественником можно назвать морской . Именно поэтому блейзер неотделим от морской тематики.

Изначально такую одежду носили участники клуба академической гребли, а затем блейзер быстро стал униформой юных барышень закрытых английских школ . Тогда он представлял собой приталенный фланелевый пиджак с вышитым на нем школьным гербом.

В 20-е годы прошлого столетия блейзеры стали пользоваться большой популярностью среди дам разных возрастов благодаря мадмуазель Габриэль Шанель. Она сделала блейзер частью своих знаменитых брючных костюмов. И советовала носить его с изготовленными из джерси широкими брюками. Кутюрье отдавала предпочтение блейзерам черного цвета, а отсутствие привычных нашивок компенсировалось обилием бижутерии.

В начале 50-х годов блейзеры часто стали носить владельцы яхт и их приглашенные во время морских прогулок. Главным цветом данного изделия тогда считался темно-синий, а надевать его следовало с белыми брюками. До сих пор данное сочетание считается излюбленным среди многих ценителей этой вещи.

В 80-е годы блейзеры превратились в элемент делового стиля, причем носить его могли как мужчины, так и женщины. В настоящее время блейзеры нередко являются частью униформы сотрудниц авиакомпаний, работников дорогих отелей и крупных торговых центров. Их носят бизнесмены, члены спортивных клубов и простые любители стиля casual.

Кроме того, в последнее время появились различные вариации блейзеров: блейзер-фрак, дополненный отделкой на спине, «блейзер-бойфренд», будто бы позаимствованный у молодого человека (такая модель характеризуется прямым кроем и завернутыми рукавами), классический блейзер темно-синего цвета и так далее.

С чем носить блейзер?

Данный вид одежды является прекрасным дополнением официального, полуофициального и неформального образа. Классический блейзер в синей цветовой гамме рекомендуется дополнять опять же классическими серыми или белыми брюками или юбкой.

Чтобы создать образ в стиле casual, можно надеть блейзер с джинсами и футболкой. Лучше всего данный комплект будет смотреться с обувью на низком каблуке – балетками, кедами или мокасинами.

Современные девушки предпочитают надевать классический черный блейзер в качестве дополнения вечернего туалета, а блейзеры-фраки виртуозно сочетают с длинными юбками, узкими брюками или леггинсами.

Брюки горчичного цвета – предмет гардероба, ставший трендом 2015 года. Если в вашем распоряжении уже появилась такая новинка, то вам просто необходимо знать, с чем можно носить эти брючки, чтобы выглядеть модно, стильно и интересно.

С чем одеть горчичные брюки?

Горчичный цвет – теплый цвет, поэтому с ним великолепно сочетаются все теплые оттенки, однако и некоторые холодные тона также довольно неплохо с ним гармонируют. Выбирая наряд-компаньон под горчичные брюки, главным образом необходимо определиться с темой самого мероприятия, на которое вы собираетесь.

Если вы планируете пойти на деловую встречу или работу, то в данном случае лучше остановить свой выбор на верхней части одежды в классической цветовой гамме. Вы не ошибетесь, дополнив горчичные брюки стильной однотонной блузой бежевого или шоколадного цвета.

Если вам предстоит пойти на встречу с друзьями или же в ресторан с любимым человеком, то тут дополнить горчичные брюки можно нарядом более яркого цвета. Стильный топ или рубашка синего, оранжевого, розового или болотно-зеленого оттенка будут весьма кстати.

Женские брючки горчичного цвета довольно интересно смотрятся с красным, если вы решитесь создать такой оригинальный образ, помните, что комплект обязательно должен быть дополнен аксессуаром в цвет яркого "верха". Идеальный вариант - красная обувь или сумка.

В зависимости от фасона горчичные брючки можно комбинировать с нарядами разных стилей. Например, узкие обтягивающие брюки будут великолепно смотреться с классическим приталенным пиджаком и обувью на высоком каблуке, модели широкого кроя - с кедами или туфлями на плоской подошве, мешковатой кофтой и сумкой-почтальон.

Почти полтора века мы носим этот чудесный пиджак, который превратился из военной форменной одежды в модную деталь женского гардероба. Как появился блейзер и с чем его сочетать?

Блейзер должен отличаться свободным кроем, накладными карманами и пуговицами в два ряда. Но сегодня строгость определений отменена и однобортные приталенные элегантные дамские пиджаки тоже законно называют блейзерами.

Капитан Blazer в 1840 году в преддверии визита Ее Величества королевы Виктории ввел нарядную униформу для всей офицерской команды. Так и появился пиджак с отличительной эмблемой и декоративной пестрой полоской. Вышло красиво, корпоративно и стильно. И уже вскоре все форменные пиджаки стали именоваться блейзерами вне зависимости от полосатой отделки. Да и на отдыхе джентльмены охотно надевали эти стильные штучки.

Поначалу модный пиджак носили исключительно мужчины, но успех новинки был столь велик, что дамы потребовали гардеробного равноправия. Первыми облачились в блейзеры , сделав таким образом этот пиджак своеобразным символом свободной, эмансипированной женщины.

Современный блейзер - это минималистский пиджак. Он универсален, успешно сочетается с самыми разными деталями гардероба, а в нише casual занимает место эталона, поскольку в нем классика соединяется с экстравагантностью. В наше время блейзеры изготавливают разных цветов и разной фактуры, их носят с брюками любых фасонов, подбирая под цвет верху или на контрасте. Из аксессуаров к такому пиджаку идеально подходят шляпки в тон, клатч, монохромный браслет, галстук-бабочка.

Видео по теме

Ряд светских мероприятий предусматривает для мужчин особый дресс-код: смокинг или фрак. Эти виды мужской вечерней одежды имеют массу отличий: фасон, аксессуары, правила ношения, а также поводы, когда их следует надевать.

Для особо торжественных случаев или официальных мероприятий со строгим дресс-кодом, например, приемов в посольстве, балов, вручении наград, этикет предписывает надевать фрак. Как правило, в приглашении это обозначают пометкой «White tie» («Белый галстук»).

Фрак – это вечерний костюм с английским воротником. Особенности его покроя – укороченная линия талии спереди и две узкие длинные фалды сзади. Традиционно фраки шьют из черного крепа, а лацканы отделывают блестящим шелком.

К фраку надевают белую сорочку с туго накрахмаленной манишкой, стоячим воротником с загнутыми углами и двойными французскими манжетами. В комплект обязательно должен входить белый жилет из пике с дорогими перламутровыми или обтянутыми шелком пуговицами. Фрачные брюки узкого покроя имеют двойные шелковые полоски по бокам и высокий пояс.

Кроме того, к фраку полагаются дополнения и аксессуары: белый галстук-бабочка, завязанный вручную, белые перчатки, черные блестящие туфли (но не лакированные), незаметные запонки. Сам фрак на пуговицы, но для жилета это обязательно. В нагрудный карман кладут белый платок, кроме случаев, когда на грудь прикрепляют ордена.

Смокинг – более демократичная вечерняя одежда, которую надевают на официальные приемы, свадьбы, в театры, на кинопремьеры и т.д. В приглашениях он обозначается как «Black Tie» («Черный галстук»). В таком костюме трудно выглядеть плохо, но чтобы достичь вершин элегантности, нужно знать некоторые тонкости.

Смокинг представляет собой одно- или двубортный костюм с шалевым воротником, обычными или остроконечными лацканами. Он может быть похож на обычный пиджак, но его главный отличительный атрибут – атласный воротник. Традиционный материал для пошива – тонкая шерсть черного или белого цвета с кремовым отливом.

К смокингу надевают прямые брюки, наружные боковые швы которых закрыты атласными полосками. Также обязательным элементом является широкий пояс пурпурного, или багряного цветов. Желательно, чтобы галстук-бабочка был того же тона или черным.

Под смокинг требуется белая шелковая или хлопчатобумажная сорочка с крыльчатым воротником и двойными манжетами, застегнутыми на дорогие запонки из натуральных камней. По желанию можно надеть жилет. Кроме того, элегантный образ дополнят аксессуары: черные , черные кожаные туфли, стильный портсигар, карманные часы на цепочке.

Несмотря на внешние , смокинг и фрак имеют немаловажное сходство: оба они требуют правильной осанки и безупречных манер. Шаркающая походка, сутулая спина и незнание правил хорошего тона могут испортить впечатление так, что его не спасет даже самый элегантный костюм.



Фрак - одежда для избранных. Но не обязательно быть приглашенным в высшее светское общество, чтобы почувствовать себя достойным его. Можно и обычную жизнь превратить в «высший свет», если уж захотелось надеть на себя что-то праздничное и торжественное.

Поэтому, независимо от того, пришло вам приглашение на официальное вечернее мероприятие, где предполагается такой дресс-код, или вы сами устроили себе праздник, не будет лишним знать, как и кому можно и нужно носить фрак.

Что такое фрак?

Главный цвет - черный, сегодня он наиболее приемлемый и популярный. Иногда, гораздо реже - темно-синий, который еще называют «цветом ночи».

Как и с чем носить мужской фрак?

Даже если нашелся повод надеть фрак, немногие знают, с чем его носить. Попробуем разобраться.

Классический образ джентльмена завершает только лаковая обувь черного цвета и того же цвета носки.

  • Если очень строго следовать этикету, то дополнением к костюму может служить белый карманный платочек, когда не предполагается надевать ордена. Но даже без того и другого образ не станет менее значимым и торжественным.
  • В классическом варианте левый лацкан имеет незаметное отверстие для бутоньерки, а если сшит знающим мастером, то тогда на обратной стороне этого лацкана будет и держатель для цветка. Нелишне в праздничной обстановке воспользоваться такой особенностью фрака.
  • В прохладную погоду поверх фрака надевают длинное пальто и дополняют образ белыми перчатками.

Где и когда уместно его носить

В наше время проводится немало мероприятий, на которые вы можете быть приглашены, и где вас захотят видеть во фраке. В таких случаях даже в приглашении будет указано «White Tie» или «Evening Dress», что означает, что нужно быть в белом галстуке-бабочке на вечернем мероприятии. К сведению: по правилам этикета время белых галстуков-бабочек - только вечернее, после 20.00.

  • Сегодня фраки актуальны на свадебных церемониях, официальных вечерних приемах, на церемониях награждения премией или важной наградой, во время посещения оперы и других театров.
  • Белый фрак носят очень редко даже в тех странах, которые считаются законодателями моды: Англии и Франции.

    Но если уж и уместно надеть белый, то только в теплое время года на мероприятия, проходящие на свежем воздухе.

  • Сегодня обязательной одеждой фрак выступает в бальных танцах, во время исполнения Европейской программы.
  • Также это форменная одежда у спортсменов в соревнованиях в конном спорте. Конечно, его внешний вид и даже покрой отличаются от классического варианта, но это для удобства наездника.

Основные правила

Сам фрак шьют из качественной, натуральной или смесовой шерстяной ткани, он должен плотно облегать фигуру, не собираться складками на спине или фалдах. Поэтому, прежде чем надеть готовый купленный фрак, его обязательно необходимо подогнать по фигуре.

  • Жилет, надеваемый мужчинами под фрак, в идеале должен быть из ткани пике. Это плотная хлопчатобумажная ткань, её особенностью является то, что она почти не мнется, не гладкая (в мелкий рубчик), идеально белая, легко стирается. Жилет из другой ткани, например, шелковый или атласный считается неприемлемым в классическом строгом сочетании.
  • Лацканы отделаны натуральным шелком, им же, кстати, можно обшить и пуговицы фрака, и лампасы брюк. Хотя возможны варианты, при которых лацканы фрака обшиты той же тканью, что и основной костюм.
  • На торжественных мероприятиях часто приглашенный обслуживающий персонал тоже одет во фраки - в качестве форменной одежды. Чтобы вас не перепутали с официантом, запомните, что черного цвета жилет и галстук-бабочка - только для тех, кто обслуживает мероприятие.
  • Сорочка, жилет и манишка должны быть безупречны, поскольку фрак всегда носят незастегнутым, даже покрой не предполагает, что он будет застегиваться. У жилета, наоборот, есть три пуговицы, которые застегиваются обязательно.

Знатоки никогда не надевают наручных часов. Если есть желание и возможность, пусть это будут карманные часы на цепочке.

Осанка - прямая, строгая, полная величия и благородства. Именно так нужно выглядеть джентльмену, надевшему этот наряд. Безупречным манерам придется научиться, пригодится в любом случае.

Можно ли носить фрак женщинам?

Женский фрак тоже имеет место быть, и прекрасному полу даже не обязательно соблюдать все условности и правила этикета.

Поскольку женская мода и ее дизайнеры это предлагают, не стоит отказываться от интересных экспериментов сочетания фрака с аксессуарами: украшениями, платками, ремнями и сумочками. При их умелом использовании может получиться достаточно гламурный вид!

Несколько исторических и литературных фактов

История костюма: почему фрак?

Почему форма для соревнований по выездке - именно фрак и цилиндр? Для конкура (прыжков через препятствия) необходим редингот - часть одежды для конной охоты. А почему фрак?.. До 1948 года выступать в конном спорте на Олимпиаде могли только офицеры - в силу чего форма была военной. Но вот в 48-м разрешили выступать гражданским - и почему эти гражданские решили натянуть фрак? Давайте поищем в истории.

Франция, ставшая в начале 19 века законодателем мира высокой моды, превратила моделирование, как и создание одежды из ремесла в искусство. Хотя свои собственные фасоны французы начали создавать только в конце 16 века. До этого во французских костюмах чувствовалось влияние итальянской и испанской моды.

Под влиянием французской революции мужской костюм начал оформляться в его современную форму: от многочисленных деталей и модной эксцентричности к простоте и единообразию. В начале 19 века мужская мода окончательно освобождается от влияния придворного церемониала, совсем исчезает парик и напудривание волос, а также треугольная шляпа, кружевное жабо и манжеты. Панталоны до колен - кюлот (culotte) — используются только в качестве придворной одежды, обычно же носят длинные панталоны. Универсальной одеждой становится фрак, который носят во всех случаях. Необходимой составной частью нового костюма становится цилиндр. Исчезают броские и роскошные материалы, какими в прошлом были, например, бархат и узорчатые шелковые ткани. Мужская одежда шьется теперь из простых шерстяных материалов. Основное внимание уделяется совершенству покроя и обработке костюма. И стечением времени окончательно взял верх идеал неброской элегантности

«Винер Цайтшрифт фюр Кунст.Литератур, Театр унд Моде» (Wiener Zeitschift fur Kunst, Literatur, Theater und Mode), 1819 г. Мужской костюм для бала или вечера: фрак с длинными фалдами, достигающими колен, воротник фатерморд, жилет в поперечную полоску, брюки по щиколотку и цилиндр.. Бакенбарды фавори (favoris)

Фраки в качестве военных мундиров следовали за общей модой. Разница между пехотой и кавалерией в длине фалд появилась только в 19 веке, когда фрачный покрой уже покорил все армии. У кафтана 18 века полы одинаково подвертывались и в пехоте и в кавалерии, для удобства, но не отрезались, поскольку так мода диктовала. Короткие куртки потемкинской армии являлись беспрецедентными - в них был обмундирован лишь южный корпус турецкого театра военных действий, другие части так и носили общеевропейские кафтаны немецкого типа.

Чтобы длинные мундиры не мешали при верховой езде, догадливые кавалеристы додумались подворачивать полы одежды. И совсем скоро новомодную тенденцию подхватила пехота, потом чиновники, так фрак превратился в повседневную одежду горожанина. Вскоре фраки стали кроиться с длинными фалдами и приобрели общий вид, который знаком и сегодня.
Под фрак надевался жилет, который появился в результате значительных преобразований прежнего жилета (камзола). Он стал коротким, удобным, функциональным. Спинка в нём, как и в прежнем жилете,выполнялась из полотна.

Военный костюм в 16 веке не имел единую форму, но считалось, что костюмы мушкетеров были более похожи на военную форму. Мушкетеры носили короткую куртку (пурпуан) ярко-красного цвета с малиновыми рукавами, а поверх нее надевали коричневые латы.

Мужской костюм начала 17 века находился под влиянием военизации, однако в середине века появился новый идеал мужской красоты — в подражание малолетнему королю Людовику XIV был создан полудетский облик. Костюм этого периода состоял из сорочки, богато украшенной кружевом и бантами, короткой куртки — весты с рукавами до локтя и штанов-ренгравов, доходящих до колен.

В конце века появился новый вид придворной одежды — жюстокор, покрой которого и сам термин заимствованы из военной форменной одежды. Жюстокор был костюмом короля и высшей знати, имел прилегающий силуэт, расширенный книзу, с поясом-шарфом на линии талии, с застежкой на ряд мелких пуговиц и петлиц. Рукава вверху узкие с расширенным низом и широкими отложными манжетами. Под него надевали камзол — одежду без рукавов и воротника. Камзол был короче на 10-15 см. чем жюстокор и контрастировал с ним по цвету.

18 век…

Французский мужской костюм состоял из белья, камзола, жюстокора и кюлотов. В первой половине 18 века сорочка украшалась кружевом на манжетах и высоких жабо. Жюстокор был прилегающего по талии силуэта и расширялся к низу. Нижняя часть жюстокора, состоящая из клиньев, была на жесткой полотняной или волосяной прокладке. Все детали подчеркивались вышивкой. Жюстокор шили из бархата, шелка, атласа, позже из шерстяных и хлопчатобумажных тканей. К концу века он становится строже и проще. Камзол в начале века почти полностью повторяет фасонные и декоративные линии жюстокора. В течение 17 века камзол также меняет форму, он укорачивается и к 60-м годам становится на 20 см. ниже линии талии.

В 70-х гг. появляется изысканный мужской костюм - фрак, прилегающий по бедрам, со скошенными полами, узким рукавом и небольшим стояче-отложным воротником, впоследствии замененным высокой стойкой. Фрак сначала шили из шелковых и бархатных тканей, используя вышивки, и пышную отделку. К концу века фрак носят с камзолом, кюлотами, белыми чулками, плоскими туфлями. Обычно все три основные части мужского костюма (фрак, камзол и кюлоты) выполнялись в одном цвете или камзол и кюлоты — однотонные, фрак — в тональной гармонии с ними. Иногда камзол был белым с богатой вышивкой цветным шелком.

Между жюстокором и фраком в его привычном виде некоторое время существовал костюм под названием «аби» (АБИ с фр., букв. "одежда, платье") Аби похож на длинный современный смокинг - скругленные полы спереди и переходящие в фалды, часто расшивался узорами и носился с жилетом. В начале 19 в. название "аби" переносится на фрак и сохраняется во Франции до настоящего времени.

Фрак был без карманов, к нему полагалась шпага. У него был небольшой воротник и узкие рукава. Французский фрак имел срезы по бортам в отличие от английского, у которого полы сходились спереди. Аби расшитый шелком или золотом/серебром остался придворной одеждой для торжественных случаев.
Около 1760 года одноцветный фрак начинают носить в городских кругах. К нему прилагаются светлые кюлоты до колен. Последние два десятилетия перед Французской революцией синий или темно-коричневый фрак английского покроя сделался модным платьем высшего общества.
В 90-е годы 18 века шили из цветного сукна, одно время популярны были красные фраки с черными пуговицами. Их кроили с узкими длинными фалдами, а талию располагали выше ее естественного места нахождения. Жилет шили из ткани другого цвета, а галстук делали таким широким и пышным, что он закрывал подбородок. Вообще мода на расцветки менялась быстро, потому модникам приходилось очень внимательно следить за актуальными веяниями.

Писком 1791 года стал жилет с тройными отворотами под фрак. При таком покрое создавался эффект, будто один жилет надет поверх другого.

Во фраках наряду с черным цветом очень популярными были коричневый, синий, зеленый и серый цвета. Единственным украшением одежды остается игла в галстуке и карманные часы с цепочкой. Создается тип скромно, но идеально одетого мужчины — дэнди, образцом которого был Джордж Брайан Бруммел. Колыбелью дэндизма, который быстро распространился по всей Европе, была Англия. Среди его представителей можно назвать и всемирно известных деятелей культуры - Байрона, Бальзака, Бодлера.


«Винер Цайтшрифт фюр Кунст.Литератур, Театр унд Моде» (Wiener Zeitschift fur Kunst, Literatur, Theater und Mode), 1819 г. Мужской костюм для бала или вечера: фрак с длинными фалдами, достигающими колен, воротник фатерморд, жилет в поперечную полоску, брюки по щиколотку и цилиндр.

Одежда дэнди, несмотря на внешнюю простоту и неброскость, была очень дорога. Покрой их одежды, где мог быть использован и корсет, должен был быть совершенным. Поэтому стало модным иметь «своего» портного и шить у него. Возрастает роль галстука, который становится единственным наиболее броским украшением одежды.

Элегантный мужчина должен был ежедневно несколько раз переодеваться, его рубашка всегда должна была быть белоснежной. В одном частном письме, относящемся к тому времени, князь Германн Пюклер-Мускау пишет о том, что элегантному мужчине еженедельно требуется двадцать рубашек, двадцать четыре носовых платка, десять видов брюк, тридцать шейных платков, дюжина жилетов и носков.

Из украшений в мужской одежде остались булавка для галстука и часы. Обязательной принадлежностью повседневного костюма стал цилиндр. Лишь двум деталям мужского костюма — жилету и галстуку — разрешено было быть яркими.
Брюки иногда украшали лампасы с пуговицами по всей длине. К этому костюму предпочитали низкие туфли и трость.
Галстуки в то время были похожи на шейные платки. Кусок ткани сворачивали по диагонали, охватывали шею спереди и, скрестив сзади концы, завязывали узел под подбородком различными способами — то в виде большого банта, то узлом; концы его прятались за жилет. Искусству повязывать галстук посвящено немало трудов. Особым шиком вреди денди считалось повязать галстук таким образом, чтобы казалось - это сделано за минуту. Но на подобный «эффект небрежности» могли уходить часы мучений.

Эжен Делакруа, Рисунки. Лувр, Париж. Эти рисунки Делакруа не модные эскизы, однако, они весьма точно передают силуэт мужской фигуры в рединготе и во фраке.


Во время правления императора Павла I в Российской Империи фрак побывал в опале - как символ Французской революции, непростительного вольнодумства и преступного посягательства на незыблемость монархического уклада. Александр I, и это не единственное его либеральное деяние, реабилитировал фрак, после чего постепенно в России, как и в Европе и Америке, фрак сделался деталью обыденной одежды.
В первые годы 19 столетия общий вид фрака изменился очень незначительно, разве что в 10-х годах XIX века, фалды фрака стали заметно выше колен, при высокой талии создавалось впечатление, что франт надел фрак своего младшего брата.


«Моддом» (Modes d"hommes), 1819 г. У редингота а ля шевальер (a la chevaliere) воротник-шалька, что было особенно модно.

С появлением длинных панталон (брюк) короткие штаны исчезли не сразу. В течение первых десятилетий их еще носили наравне с брюками, особенно в парадных случаях и на балах. В 1814 году короткие штаны в Париже были принадлежностью парадного костюма. В таких случаях при фраке и однобортном жилете надевались суконные штаны, завязанные у колен изящными бантами и с боковыми, вдоль шва, карманами.

20-е годы 19 века

В эпоху бидермейер (так впоследствии назвали период с 1815 по 1848 годы) фрак светлых тонов (синий, коричневый, зелёный) является повседневной одеждой. Фраки шили из тонкого сукна, а порой и из бархата. Новые модные цвета появлялись на сезон и сменялись другими, не менее модными.
Стали появляться галстуки других цветов, кроме белого: черные, красные, цветные.


Например, «Прибавления» к журналу «Московский телеграф» в 1825 году советовали надеть для визитов в Новый год фрак фиолетового цвета с бархатным воротником, бархатный жилет с золотыми цветочками, еще жилет из белого пике. Пике — белоснежная хлопчатобумажная ткань (редко шелковая) с выпуклыми узорами. Жилеты из белого пике являлись символом респектабельности. Щеголи вместо одного жилета носили сразу три (отголосок моды на жилеты с тройными отворотами). Надевали черный бархатный, на него красный, а поверх — суконный черного цвета. Рукава фрака надлежало сшить так, чтобы непременно виднелись манжеты рубашки, застегнутые запонками с бриллиантами или перламутровыми пуговками.

Благодаря Красавчику Браммелу, в моду вошла забота о личной гигиене. Чистота рубашек и перчаток должна была быть идеальной. По мнению одного из современников, элегантный мужчина должен менять в течение недели «двадцать рубашек, двадцать четыре носовых платка, десять видов брюк, тридцать шейных платков, дюжину жилетов и носков». Однако при этом для настоящего денди считалось дурным тоном быть одетым в костюм, новизна которого бросалась в глаза. Чтобы придать ткани фрака вид слегка потёртой. Модники неделю дома разнашивали новые ботинки, пока те не переставали скрипеть. Чтобы придать надлежащий вид новому костюму, тёрли ткань, и она становилась тоньше и мягче. Для этого нужно было долго и аккуратно водить по ткани лезвием ножа или серебряной монетой, но при этом постараться не оставить зацепок. Одежда должна быть чистой, идеально скроенной, из хороших материалов, но при этом обязательно не новой - таков модник этого периода.

Ширина галстука варьировалась. То шейный платок был таким широким, что утопала половина лица, то в моде были неширокие галстуки, а в журналах за 1826 год сообщалось, что «высоких галстуков совсем не носят».

В 1810—1830 годах в обществе встречались преимущественно белые шелковые вышитые жилеты. А когда в 1822 году фрак стал украшаться воротником в виде шали, то такой же точно воротник появился и на жилете.
В конце 20-х в моду входит окорокообразный рукав, а талия опускается на положенное ей место.

В 30-е годы мужчины носили фрак, который расширялся на бедрах, имел подбитую ватой грудь и временами окорокообразный, пышный у плеча рукав. Пышный рукав у плеча намекал на хорошо развитые плечи и широкую грудь, при этом кисти рук должны были быть изящными и тонкими. Чтобы добиться правильных модных пропорций, мужчинам приходилось туго шнуроваться в корсеты и страдать наравне с дамами.

Мужской и женский силуэты в романтическом костюме сходны: покатая линия плеч, расширение рукава у оката, плотное облегание груди и талии, расширение линии бедер.

Для бальных фраков используют бархат, для жилетов — разноцветную парчу.
В 1832 году появился фрак для верховой езды, отличавшийся особенно широкими фалдами, порой совершенно закрывавшими живот и только слегка скошенными, благодаря чему он напоминал сюртук с загнутыми внутрь полами. Как отложной воротник (сначала очень высокий), так и отвороты постоянно меняли свой покрой. С тридцатых годов высокий, закругленный вокруг шеи воротник и отвороты стали шиться все более и более прилегающими и, наконец, были совершенно пригнуты.
Фалды тоже постоянно меняли свой покрой: они были то короткими, то длинными, то закругленными, то угловатыми. До 1834 года преобладали узкие рукава, только у плеча несколько взбитые кверху, что достигалось следующим образом: при кройке верхняя часть рукава несколько уширялась и вырезалась фестонами, которые затем вшивались в сборку в плечевое отверстие.

Верхней части рукава нередко часто придавался окорокообразный фасон, но от локтя до кисти он так суживался, что на внутренней стороне приходилось делать ряд пуговиц и расстегивать их во время надевания фрака, иначе рука не проходила в рукав; над самой же кистью конец рукава снова расширялся так, что лежал на ней наподобие манжеты.
Это манжетообразное уширение сперва кроится с основным полотном рукава, затем его стали пришивать отдельно. С 1836 года рукава стали носить узкими и у плеча, а затем с 1848 года их стали постепенно расширять так, что они, наконец, приняли слегка изогнутую, трубообразную форму.

В 40-е годы 19 столетия полы фрака удлиняются и опускаются ниже колен, заниженная талия и узкий прямой рукав. Жилеты были различных покроев, часто из пестрой ткани. В моде очень широкий шейный платок, завязанный вокруг шеи бантом и расширенные к низу брюки. Рубашку носили белую, с высоким крахмальным воротничком. Галстуки могли быть как однотонными, так и пестрыми.

Во второй половине XIX века прошла мода на тонкие мужские талии, а их линия переместилась на естественное место или чуть ниже, отказались тогда и от многоцветности фраков и брюк. Цветные фраки и пестрые жилеты обнаруживали теперь «дурной тон» своего владельца. Мужские костюмы шили из шерстяных тканей табачного, серого, синего, зеленого и коричневого цвета, а панталоны — из более светлых шерстяных тканей. Тенденция в цвете — стремление к темным тонам.

Фрак и брюки черного цвета с белоснежным жилетом стали отличительным знаком респектабельности, символом преуспевания, достатка и высокого положения в обществе. Фрачные лацканы, часто покрывали шелком, а брюки, надеваемые к фраку имели лампас из шелковой тесьмы или ленты. Кстати, такая отделка фраков вошла в моду благодаря Бенджамину Дизраэли- премье-министру Великобритании. По легенде, его фраки отделывались скользящей шелковой тканью, чтобы пепел от сигар легко соскальзывал с костюма.
Из бархата и шелка шили только жилеты и придворные костюмы. Очень модными становятся к 40-м годам клетчатые ткани, из которых шили брюки и другие части костюма.

К фраку полагаются длинные брюки, неизменный цилиндр и галстук, завязыванию которого теперь уделяется еще больше внимания (выходят даже специальные учебники, посвященные этому искусству). Вскоре на смену пышным галстукам пришли более скромные в виде узкой ленты с плоским бантом, закреплявшейся сзади под воротничком при помощи пряжки.
Начиная с 1840 года покрой жилета изменяется: грудь его делается на ватной подкладке, вырез значительно сокращается, так как мода требует, чтобы вся рубашка была закрыта пестрым шелковым галстуком. Около 1843 года перед жилета стал удлиняться на животе в виде мыса.

После 1850 года фрак стал вечерним, бальным туалетом, длина пол и фалд менялась, но цвет оставался постоянным - черным. Лацканы делали из блестящего черного шелка. С фраком полагалось носить черные строгие брюки, белый пикейный жилет или вместо жилета специальный пояс.

К последней трети XIX столетия фрак практически исчез с улиц, уступив место смокингам и пиджакам, и превратился в парадный туалет для торжественных и официальных мероприятий, проходящих в соответствии со строгим протоколом. Со временем их стали носить также и танцоры, и музыканты.


Мужской костюм на протяжении второй половины XIX века не претерпел крупных, изменений, однако пополнился рядом новых одежд. Костюмы еще строже стали, делиться по назначению: визитный, бальный, домашний, каждодневный (который теперь фактически сделался рабочим). Кроме ведомственных мундиров, рабочей одеждой стали теперь пиджаки и жакеты, которые в 70—80-х годах обшивались по бортам черной тесьмой. Сюртук надевали в обычное время, а фрак сделался парадной одеждой. Иногда фрак дополнялся коротким «фрачным» плащом черного цвета на белой шелковой подкладке.
Жилет носили на протяжении всей второй половины столетия. Изменялся он лишь в деталях — в форме выреза и т. д. В последней трети к фраку надевали обязательно белый жилет на торжественные мероприятия.

Сегодня фрак - это вечерний костюм для балов, приемов, свадебных торжеств, концертов и пр.
Отделочным шелком обработаны лацканы фрака и лампасы брюк - полоски, нашитые на боковые швы по всей длине. Их может быть и две.
По этикету для представителей сильного пола полная парадная форма для фрака состоит из белой сорочки с воротником “бабочка”, галстука “бабочка” либо новомодного галстука “пластрон”, упруго накрахмаленной манишки под открытым жилетом. Все фрачные аксессуары обязательно должны быть белого расцветки, за исключением разве несомненно это черных носков, лакированных ботинок и головного убора (цилиндра). В зимнее время к фраку можно надеть черное пальто с белым шелковым шарфом, на руки - белые перчатки.
Фрачная белая жилетка обязательно застегивается на все три пуговицы. В нагрудный карман фрака можно положить белый носовой платок (если на фрак не прикрепляются ордена). Полочки фрака не застегиваются. Фрак нaдeвaют только лишь после 19.00.
Современный фрак во многом выполняется вручную, особенно это касается танцевальных фраков. Вместо клеевых прокладок используют бортовку с конским волосом. 8/ Библиотека арт-галлереи m/
Norah Waugh "The Cut of Men’s Clothes" Коллекция музея искусств «Метрополитан»
61.html?thread=3120749
Повседневная жизнь русских щеголей и модниц. Е Суслина

Подлинник:
конец 19 в.

Откуда взялся этот странный наряд ФРАК? Согласно одной легенде, фрак вышел случайно: некий вельможа отрезал спереди прожженные сигаретой полы, вот вам и фрак. Но эта история существует, в большей степени, в статусе анекдота. Известно, что в середине XVIII века фрак

носили военные – кавалеристам, говорят, в нем было особенно удобно. Им и приписывают

изобретение фрака противники означенной выше версии его происхождения. Всаднику ведь хорошо, чтобы спереди никакие полы не болтались. А если сзади у него – собственный хвост, рифмующийся с хвостом коня, это ж красиво и, вероятно, стройнит. Вот и изворачивались кавалеристы, спереди полы закалывая и назад их забрасывая. А внешний вид военных в течение нескольких столетий служил образцом для подражания – вспомним барона Тузенбаха, который в штатском казался совсем уж некрасивым, тогда как военная форма хоть как-то скрашивала его неказистость. Поэтому идея фрака вскоре стала популярной среди людей света.


..............

Многие знают, что фраки пошли от военной униформы,т.е. мундиров конца 18-го начала 19 веков.
Например, посмотрим на один из мундиров русского офицера на 1805 год (моя работа,реконструкция):

Изменения со временем вида мужского платья,в том числе и фрака:

Доклад подготовлен к фестивалю Менескон.


Существует две основные версии появления фрака, и обе отсылают нас к 18 веку.
Одна версия уверяет, что первоначально фрак появился как вариант офицерского костюма. Чтобы длинные мундиры не мешали при верховой езде, догадливые кавалеристы додумались подворачивать полы одежды. И совсем скоро новомодную тенденцию подхватила пехота, потом чиновники, так фрак превратился в повседневную одежду горожанина. Вскоре фраки стали кроиться с длинными фалдами и приобрели общий вид, который знаком и сегодня.
Под фрак надевался жилет, который появился в результате значительных преобразований прежнего жилета (камзола). Он стал коротким, удобным, функциональным. Спинка в нём, как и в прежнем жилете,выполнялась из полотна.

По другой версии, фрак - это ни что иное, как несколько видоизмененный жюстокор, а фрачный жилет – это переродившийся камзол.


Между жюстокором и фраком в его привычном виде некоторое время существовал костюм под названием «аби» (АБИ с фр., букв. "одежда, платье") Аби похож на длинный современный смокинг – скругленные полы спереди и переходящие в фалды, часто расшивался узорами и носился с жилетом. В начале 19 в. название "аби" переносится на фрак и сохраняется во Франции до настоящего времени.

Фрак был без карманов, к нему полагалась шпага. У него был небольшой воротник и узкие рукава. Французский фрак имел срезы по бортам в отличие от английского, у которого полы сходились спереди. Аби расшитый шелком или золотом/серебром остался придворной одеждой для торжественных случаев.
Около 1760 года одноцветный фрак начинают носить в городских кругах. К нему прилагаются светлые кюлоты до колен. Последние два десятилетия перед Французской революцией синий или темно-коричневый фрак английского покроя сделался модным платьем высшего общества.
В 90-е годы 18 века шили из цветного сукна, одно время популярны были красные фраки с черными пуговицами. Их кроили с узкими длинными фалдами, а талию располагали выше ее естественного места нахождения. Жилет шили из ткани другого цвета, а галстук делали таким широким и пышным, что он закрывал подбородок. Вообще мода на расцветки менялась быстро, потому модникам приходилось очень внимательно следить за актуальными веяниями.


Ленточки на брюках чуть выше сапог или краг, неподъемные воротники и чересчур широкие лацканы при очень узких брюках отличали настоящих модников от всех остальных. Но те, кто действительно хотел выделиться, следовали новым веяниям и в мелочах. Так, писком 1791 года стал жилет с тройными отворотами под фрак. При таком покрое создавался эффект, будто один жилет надет поверх другого.

........................


Начало 19 века

Во время правления императора Павла I в Российской Империи фрак побывал в опале – как символ Французской революции, непростительного вольнодумства и преступного посягательства на незыблемость монархического уклада. Александр I, и это не единственное его либеральное деяние, реабилитировал фрак, после чего постепенно в России, как и в Европе и Америке, фрак сделался деталью обыденной одежды.
В первые годы 19 столетия общий вид фрака изменился очень незначительно, разве что в 10-х годах XIX века, фалды фрака стали заметно выше колен, при высокой талии создавалось впечатление, что франт надел фрак своего младшего брата.


С появлением в светских кругах денди Джорджа Браммела, из мужской моды ушли роскошные материалы ярких расцветок и броские эксцентричные украшения. Всё внимание переносится на крой, который должен быть безупречен. Для главного предмета и повседневного, и праздничного гардероба того времени — фрака использовалось сукно высокого качества. Выбор цвета обуславливался обстоятельствами: тёмный (чаще всего синий) предназначался для вечера, светлый (серый) — для дневных выходов. Широко употреблялись для мужского костюма ткани чёрного, коричневого, зелёного цветов. Воротник обычно обтягивался бархатом иного цвета, чем ткань фрака. Пуговицы к фраку были серебряными, фарфоровыми, иногда даже драгоценными, часто обтягивались тканью в цвет фрака. Панталоны и верхняя одежда могли быть разных цветов, но панталоны всегда были светлее.

Из украшений в мужской одежде остались булавка для галстука и часы. Обязательной принадлежностью повседневного костюма стал цилиндр. Лишь двум деталям мужского костюма — жилету и галстуку — разрешено было быть яркими.
Брюки иногда украшали лампасы с пуговицами по всей длине. К этому костюму предпочитали низкие туфли и трость.
Галстуки в то время были похожи на шейные платки. Кусок ткани сворачивали по диагонали, охватывали шею спереди и, скрестив сзади концы, завязывали узел под подбородком различными способами — то в виде большого банта, то узлом; концы его прятались за жилет. Искусству повязывать галстук посвящено немало трудов. Особым шиком вреди денди считалось повязать галстук таким образом, чтобы казалось - это сделано за минуту. Но на подобный «эффект небрежности» могли уходить часы мучений.

«Вся наша молодежь, — говорит Модный журнал для дам за 1801 год, — носят короткие фраки из темно-синего, темно-зеленого или темно-коричневого сукна с металлическими пуговицами круглой и выпуклой формы; круглые шляпы с широкими полями, короткие панталоны с белыми чулками или широкие брюки и сапоги а la russe, и высокими голенищами.»

В 1802 году, по словам Journal des Debats, все модники носят темно-коричневые или черные фраки. Форма этих фраков не изменялась в продолжение многих месяцев; воротники на мужских костюмах необычайно узкие. «Не только одни ярко-красные жилеты, обшитые золотым галуном, кроятся снизу в виде прусской куртки, но тот же фасон придается и белым жилетам, у которых так же, как и у красных, только один ряд пуговиц. Молодые люди перестают носить широкие сапоги а lа Суворов и заменяют их сапогами в обтяжку, к которым можно, по желанию, прилаживать отвороты из желтой, лакированной кожи.»
В том же году Парижская газета пишет: «Вместо суконных панталон носят короткие, нанковые. Мода на серебряные пряжки на башмаках распространяется все больше и больше: их делают овальными или четырехугольными с закругленными углами и вдвое больше, чем они были три месяца тому назад. Жабо становится существенной частью мужского костюма, оно закладывается круглыми складками».

Манжеты, судя но Журналу мод за 1801 — 1802 годы, носят при парадном костюме, жабо в менее торжественных случаях. «Ширина шляпных полей увеличивается с каждым днем». В том же 1802 году в Публицисте напечатано: «Цвета мужских костюмов — темно-синий, черный, темно-коричневый, цвет негритянской головы. Воротник — несколько ниже, чем раньше. Талии все еще короткие и узкие. Самые модные пуговицы из шелка в девять клеток. Жилеты белые, длинные, срезанные ровно, следовательно, без баски. Нанковые панталоны делаются широкими сверху, а от колена до подвязки в обтяжку».
В Европе в эпоху регентства фрак носят в сочетании со светлыми жилетом и панталонами, которые окончательно утверждаются в мужском гардеробе в 1818 году. Согласно предписаниям этикета, панталоны, длина которых теперь доходит до щиколоток должны быть по цвету светлее фрака. Вместе с панталонами носят подтяжки.
До 1820 года носили жилеты с одним и двумя рядами пуговиц, впоследствии же окончательно остановились на первом фасоне. Из материи употреблялись преимущественно светлые, совершенно гладкие, полосатые или с каким-нибудь мелким рисунком: желтоватый кашемир или пике цветочками; впоследствии жилеты стали делать также из шелка и бархата...


В очерке «Онагр» Иван Иванович Панаев (1812— 1862) описал туалет своего молодого героя. «Его сюртук превосходно обрисовывает его талию: правда, он немножко узок ему и жмет под мышками, но, говорят, модные сюртуки все таковы; булавка с огромным камнем зашпиливает длинные концы его узорчатого галстуха; на бархатном жилете, испещренном шелковыми цветами, висит золотая цепь с змеей, у которой красный глаз под яхонт... Кругом его на десять шагов воздух напитан благоуханием от жасминных духов в соединении с фиалковой помадой...Как истинный онагр молодой человек превосходно знал все обычаи, переходящие из большого в маленький свет, и ни в коем случае не позволял себе уклониться от них. С благоговением неизобразимым, с чувством робким и трепетным смотрел он на львов, с которыми встречался на улицах и в трактирах, и усиливался рабски подражать им во всем».


фрак 1815 год:



Из Англии пришло новое представление об элегантности. Она проявлялась в крое костюма, качестве ткани, белизне белья и пренебрежительной манере, с которой щеголи носили дорогие вещи. Вообще в 30-е годы — для моды романтизма — характерна некоторая «романтическая небрежность», проявлявшаяся в манере носить костюм: нарочито расстегнутый воротник рубашки, слегка развевающиеся волосы и т. д. Эта небрежность как бы подчеркивала интеллектуальную значительность личности, стоящей выше бытовых мелочей. Элегантность требовала, чтобы фрак меняли каждые три недели, шляпу — каждый месяц, а обувь — еженедельно. Совершенно ясно, что такую роскошь могли себе позволить лишь богачи, так называемые «светские львы», сменившие в гостиных «денди» — щеголей прошлых лет.

подлинник


Для бальных фраков используют бархат, для жилетов — разноцветную парчу .
В 1832 году появился фрак для верховой езды, отличавшийся особенно широкими фалдами, порой совершенно закрывавшими живот и только слегка скошенными, благодаря чему он напоминал сюртук с загнутыми внутрь полами. Как отложной воротник (сначала очень высокий), так и отвороты постоянно меняли свой покрой. С тридцатых годов высокий, закругленный вокруг шеи воротник и отвороты стали шиться все более и более прилегающими и, наконец, были совершенно пригнуты.
Фалды тоже постоянно меняли свой покрой: они были то короткими, то длинными, то закругленными, то угловатыми. До 1834 года преобладали узкие рукава, только у плеча несколько взбитые кверху, что достигалось следующим образом: при кройке верхняя часть рукава несколько уширялась и вырезалась фестонами, которые затем вшивались в сборку в плечевое отверстие.


Верхней части рукава нередко часто придавался окорокообразный фасон, но от локтя до кисти он так суживался, что на внутренней стороне приходилось делать ряд пуговиц и расстегивать их во время надевания фрака, иначе рука не проходила в рукав; над самой же кистью конец рукава снова расширялся так, что лежал на ней наподобие манжеты.
Это манжетообразное уширение сперва кроится с основным полотном рукава, затем его стали пришивать отдельно. С 1836 года рукава стали носить узкими и у плеча, а затем с 1848 года их стали постепенно расширять так, что они, наконец, приняли слегка изогнутую, трубообразную форму. (Рукава сюртуков пережили ту же эволюцию, что и рукава фрака. Рукава пальто делались всегда шире.)

В 40-е годы 19 столетия полы фрака удлиняются и опускаются ниже колен, заниженная талия и узкий прямой рукав. Жилеты были различных покроев, часто из пестрой ткани. В моде очень широкий шейный платок, завязанный вокруг шеи бантом и расширенные к низу брюки. Рубашку носили белую, с высоким крахмальным воротничком. Галстуки могли быть как однотонными, так и пестрыми.

...................................................................................................................


1830-39 гг:
Общий вид мужского костюма:
Мужской силуэт повторяет женский. Талия затягивается в корсет, жилет, фрак, сюртук,
редингот обтягивают грудь, а полы от талии расширяются, как дамская юбка. Примерно до середины 30-х плечи сюртуков, фраков покатые, как у дам, рукава расширены, напоминают дамский рукав «жиго». Рукав так же может быть и узким, особенно начиная от локтя. Складки на панталонах немного увеличивают бедра.
Для романтической моды характерно увлечение востоком - халаты, фески, тюрбаны для домашней носки. Панталоны светлее, чем фраки, темные панталоны надевают только провинциалы, не следящие за модой.
Особенности кроя:
Грудь фраков подбивается ватой, расширение рукава у плеча фраков и рединготов.
До 1830 года вытачек на фраках не было, иногда появляются выточки на фраках и жилетах.
Ткани: Особое внимание отворотам фраков: контрастные по цвету, материалу, фактуре, разнообразной формы. На бал являлись в суконном или бархатном фраке или рединготе, обязательно белоснежной рубашке.

Фрак подлинник 1820-30 годы.Сукно.

............................................
Пару страниц из книги Waugh - The cut of mens clothes 1600-1900. Книга на английском языке.

Фрак 1820 г:



>

Фрак конец 18-го -начало 19 в.Шелк.Частная коллекция.


Выкройка историчского фрака :



Подлинник 1832 год
вот перевод с этой страницы(http://www.augusta-auction.com/component/a...tion_file_id=20):
Высокий воротник падения ж / двойные противоположные пазы, двубортные пары W / 6 черными кнопками хлопок, рукава собрались на плечо, прямо манжеты W / 2 пуговицы, 2 кармана лоскут искусственной выше хвосты, рукавах выстроились в загар белье, пальто перед выстроились в коричневой шерстью ж / coralwoven ватин шерстяной, 1 внутренний карман хвост, полностью Handsewn, CH 40 ", L 19" -40 ", (4 небольших отверстия шелкопряда на воротнике и 1 в верхней части рукава, большое световое пятно и моли отверстия на правой хвост) очень хорошо. Бруклинский музей

Можно предположить,что тонкое сукно,о котором говорится на сайте по истории костюма(пост выше), не что иное как плотная шерсть,или говоря современным языком- костюмная ткань...(типа:размышляю вслух))


А вот на этом фраке ясно видно,что в отлетные швы ставился кант...

Да и подклад весь стеганный...по-моему на машинке,значит это год так...около 1850-го...не позднее..т.к. воротники уже шли шалька в те времена...

А вот и из хлопка фрак на 1830-40-ые...
http://www.augusta-auction.com/component/a...ction_file_id=8
"Тонкие ткани хлопок, сложить воротник, двубортный фронт с самостоятельной тканью пуговицы, пояса шва, за исключением 4 "в центре спины, два кармана с клапанами работал в спину шва талии, с длинными рукавами и двумя маленькими кнопками на каждом манжете, коричневый хлопчатобумажной подкладкой и первичной облицовкой ткани, (пятна, мЭно, несколько кнопок носил) хорошо."

Кстати фраки были и из льна...(последнее фото)

"...Сложилось максимальное разделение мужского и женского костюма, и если раньше платья обоих полов могли шиться из одной и той же ткани, то в 19 веке различие между мужскими и женскими материалами было очевидным. Мужские костюмы стали строже, сдержаннее, практичнее: бархат, шелк или парча допускались в наряд в минимальном количестве и в основном для торжественных случаев, например, в виде жилета, платка или отделки фрака... "

Именно это и подтверждают подлинники.
А значит инфа о том,что фраки могли быть из бархата,не совсем верна...хотя...
Дело в том,что те,кто пишет статьи, не всегда(а если говорить честно,то в 90% случаев) изучают сами подлинники,а составляют статьи по рисункам,картинам и записям тех времен.
Это же подтверждают мои знакомства со многими авторами современных статей об истории униформы и костюма....
Именно по-этому.зная и учитывая все это, мне приходится САМОЙ "копать"...
Хотя вот в одной из инф написано:
"....Неслучайно в «Горе от ума» А. С. Грибоедова встречаются несколько неодобрительные слова о фраке, который в самом начале XIX в. мог восприниматься ещё с опаской:
Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем, Рассудку вопреки, наперекор стихиям (д. III, явл. 22).
Встарь фраки обычно шили из тонкого сукна, а порой и из бархата, обычно синего, коричневого или зелёного цветов. Изначально чёрный цвет ассоциировался с трауром, и такой фрак надевали только для участия в траурных церемониях, предпочитая в повседневной и праздничной жизни надевать фраки других цветов, о чём сохранилось немало свидетельств и в русской литературе.
«Коллежский советник Павел Иванович Чичиков, помещик, по своим надобностям» носил фрак «брусничного цвета с искрой». Гоголь Н. В. «Мертвые души»
Все почти с наивным детским любопытством смотрели на белую шляпу и зеленый фрак Пьера. Толстой Л. Н. «Война и мир»...
.....................................................

"...Фрак подчёркивает малейшие изъяны в осанке, поэтому людям с дефектами позвоночника, сутулым и т. п. можно посоветовать вместо фрака надеть смокинг; следует, однако, иметь в виду, что фрак — одежда для официальных мероприятий, а смокинг — для неофициальных, хотя и торжественных....."

Сшить фрак своими руками под силу далеко не каждому. Сложно, но возможно.
Фрак - мужской парадный костюм, пиджак с шелковыми лацканами и длинными шлицами, с вырезанными заостренными спереди полами на уровне талии и двумя длинными узкими фалдами сзади.
Детали кроя фрака:
1. Спинка -2 дет.
2. Бочок - 2 дет.
3. Полочка - 2 дет.
Подборт - 2 дет.
4. Юбка - 2 дет.
5. Воротник - 2 дет.
6. Верхняя часть рукава - детю.
7. Нижняя часть рукава - 2 дет.

Фрак (рис.1) можно сшить из шерстяных, полушерстяных, шелковых, хлопчатобумажных или других материалов. Понадобится примерно 2,5 м ткани при ширине 140 см. Борта фрака не застегиваются и заканчиваются на линии талии. По бортам полочек пришиваются отделочные пуговицы. Отделочную ткань можно примерить для лацканов или воротничка-шальки (например, для шерстяного фрака -шелковая отделка). Бочки фрака отрезные. Передние округденные края юбки расположены на уровне боковых карманов брюк. В среднем шве спинки от талии располагается шлица.

Ну и т.д...
с кроем и описанием...


Жакет закрытый однобортный (по «Journal des Tailleurs», 1856): I — перед; I a — спин¬ка; I б -— рукав.
Жилет: II — перед; II а — спинка. Фрак: III — перед и бок; III а — подборт; III б — фалда фрака; III в —спинка. Рукав и воротник, как у жакета I. IV — брюки.
Схема покроя сюртука начала XIX в. (по Гутковской): V — перед; V а —спинка; V б — верхняя половина рукава; V в — ниж¬няя половина рукава; V г — воротник (по¬ловина); Уд — манжета; Ve — клапан кар¬мана (расположен в фалдах спинки). «История костюма» М. Н. Мерцалова 1972 г.

Фрак,брюки 1830 год:

............................................................................................

Из словарей:

Фрак frac франц. – мужская верхняя одежда особого покроя – короткая спереди и с длинными узкими фалдами сзади, с небольшим отложным или стояче-отложным воротником и узкими рукавами без карманов. Фрак появился в Англии в середине XVIII века, в конце XVIII –го вошел в моду во Франции. Фрак 80-х годов XVIII века имел высокий стоячий воротник. У английских двубортных фраков не было таких высоких воротников, как у французских. В революционный период стали носить суконный фрак с узким «хвостом» и лацканами, открывавшими жилет. В XIX веке фрак становится повседневной одеждой, для прогулки и верховой езды. Его носят с двубортным жилетом. Он имеет очень высокий стояче – отложной воротник, который вскоре заметно уменьшается. В 50-70-х годах XIX века фрак превращается в парадную одежду во Франции – «аби».
(Слезина Т.В., Халюзова С. "Словарь терминов исторических названий воротников и аксессуаров")

* * *
(англ., франц.) - английский суконный сюртук с вырезанными полами спереди и узкими длинными фалдами сзади. Вошел в моду в 70-х гг. 18 в. Во Франции шили его иногда из шелковой ткани и покрывали вышивками; такой фрак служил парадной одеждой.
(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)
* * *
(франц. frac) - вид мужской парадной одежды, отрезной по талии со срезанными спереди полами и длинными узкими фалдами сзади. Борта не застегиваются и заканчиваются на линии талии. Ф. появился во Франции в XVIII в. и был сначала офицерской кавалерийской формой (отсюда срезанные полы, мешающие кавалеристам) с узкими рукавами и небольшим стояче-отложным воротником. Во второй половине XVIII в. одноцветный Ф. стали носить в городских кругах. К нему полагались светлые узкие короткие штаны - кюлоты, укороченный, прилегающий жилет с высокой застежкой и плоские туфли с пряжкой и низким каблуком. Позже Ф. светлых тонов - коричневый, зеленый, синий - стал повседневной одеждой. После 1850 г. Ф. стал вечерним (бальным) туалетом, длина пол и фалд менялась в соответствии с модой, но цвет оставался постоянным - черным, лацканы делали из блестящего черного шелка. С Ф. полагалось носить строгие чзрные брюки, белый пикейный жилет или вместо жилета специальный пояс. В наше время Ф. в основном сценическая одежда певцов, дирижеров, пианистов.
(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

***
ФРАК — ФРАК, фрака, муж. (франц. frac). Род сюртука с вырезанными спереди полами и длинными узкими фалдами сзади. Хорошо сшитый фрак. «Но панталоны, фрак, жилет, всех этих слов на русском нет.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова



фрак — (франц. frac), мужской вечерний костюм особого покроя короткий спереди, с длинными узкими полами (фалдами) сзади. * * * ФРАК ФРАК (франц. frac), мужской вечерний костюм особого покроя короткий спереди, с длинными узкими полами (фалдами) сзади.… … Энциклопедический словарь




ФРАК — ФРАК, а, муж. Род парадного сюртука с вырезанными спереди полами и с длинными узкими фалдами сзади. | прил. фрачный, ая, ое. Фрачная пара. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

подлинники:

Фрак на начало 19 в.



Фрак на конец 19,начало 20-го века:

Сюртук-фрак -визитка конец 19 в:


........................................................................................

Как одевались модники в 19 веке...

В первой половине XIX в. покрой мужского костюма менялся три раза. До середины 30-х гг. фраки и сюртуки шили с очень высокими и жесткими стояче-отложными воротниками, рукавами с буфом у плеча и узкими у локтя, с несколько заниженной талией. Панталоны шили умеренно широкие вверху, суженные у колена и вновь расширенные книзу. Во второй половине 30-х гг. воротники мужских фраков и сюртуков делали ниже и мягче, буфы рукавов уменьшили, а линия талии поднялась.


К началу 40-х гг. буфы исчезли, рукава стали вшивать вгладь у края плеча, воротники и лацканы лежали плоско в виде прилегающей шали, талия была на обычном месте. С середины 40-х гг. талия вновь опустилась, полы сюртука и фалды фрака укоротились и стали выше колен. Панталоны носили прямые и суженные книзу.
В 30-е гг. XIX в. все состоятельные мужчины подражали лорду Байрону и его другу Брумелю. В это время все восхищались поэмами Байрона, картинами Делакруа, музыкой Бетховена, Шуберта и Шопена. Поклонники романтизма отдавали предпочтение черному цвету в костюме. Мужчины носили фиолетовые сюртуки, розовые и лиловые жилеты. В моде бледное лицо с фатальным, байроническим видом человека, сгораемого от страстей и угрызений совести. В 30-е гг. мужская одежда стала ярче, в моду вошел контраст цветов фрака, сюртука, жилета и панталон, в 40-е гг. цветовая гамма стала гораздо скромнее. В сюртуках принимали гостей, делали визиты, выходили на улицу. Появились и нарядные сюртуки с большими отворотами и широким воротником. Жилеты стали закрывать вырез рубашки, немного удлинились, стали заканчиваться мысом, утеплялись ватой.
Для первой половины дня более приличным считался черный суконный сюртук с бархатным воротником и бархатными пуговицами. Во второй половине дня надевали цветные сюртуки. В 30-е гг. полы сюртуков шили расклешенными со складками, прямыми со сборками. На уровне бедер были карманы с клапанами из того же материала, что и воротник. Фраки были разных цветов с фалдами до колен. В фалдах или на боках тоже делали карманы. Фраки носили застегнутыми на все пуговицы. Элегантность в эпоху романтизма требовала, чтобы фрак меняли каждые три недели, шляпу — каждый месяц, а обувь — еженедельно.
Каждодневные жилеты шили из скромных материй, нарядные — из атласа, бархата, светлого пике с темным рисунком. В моде были светлые жилеты, галстуки разных цветов, в том числе черные, в яркую полоску и горошек. К дневному костюму полагался черный или цветной галстук.

Одежду светские львы должны были носить небрежно. Романтическая небрежность должна была подчеркивать интеллектуальную значительность личности, стоящей выше бытовых мелочей. В моде были детали костюмов своего века: шейный платок В. Скотта, шотландский плед, палка Бальзака. Панталоны делались со штрипками и подтяжками. Спереди делали маленькие карманы: слева для часов, справа для лорнета. Сзади на брюках были большие карманы. Лампасы полагались черные к черным панталонам, контрастные — к цветным. Клетка на панталонах была мелкая, причем для черного или темного сюртука необходимы были темные клетчатые панталоны, светлые цветные сюртуки носили с панталонами светлых тонов. С фраками же всегда носили светлые панталоны. В 40-е гг. с черными сюртуками носили черные, темно-серые и клетчатые панталоны с лампасами. С цветными сюртуками бронзового и зеленого цветов носили однотонные светлые или клетчатые панталоны с лампасами. Теперь только вечером надевали светлые перчатки, а днем — черные.



«Вестник парижских мод» (1840 г.)
«Что может быть лучше для мужчины, чем бархатный фрак гранатового цвета на подкладке из белого атласа, атласного жилета, затканного золотом или серебром, кружевного жабо, белого галстука, казимировых белых панталон, чулок с вышитыми углами и лакированных туфель?»

Основными украшениями мужского костюма первой половины XIX в. были запонки и пуговицы из золота, серебра или драгоценных камней на парадных бальных костюмах. Характерными примерами одежды этого времени могут служить знаменитые фраки Н.В. Гоголя и И.С. Тургенева — синие с золотыми пуговицами. Первый к такому фраку надевал светло-голубой жилет и желтые нанковые панталоны, а второй — светлые клетчатые панталоны, белый жилет и цветной галстук. У И. С. Тургенева золотые пуговицы были сделаны в виде львиных голов.
Повседневной одеждой, особенно в провинции, были архалуки и венгерки. Архалук по покрою сходен с коротким халатом. Носили его только дома. Венгерка — сюртук военного образца, отрезной в талии, отделан бранденбурами на груди. Меховую опушку на ней делали из каракуля. Венгерка придавала молодцеватый вид неказистой, расплывчатой фигуре бывшего военного. С архалуком или венгеркой носили обычные панталоны, картуз или фуражку. Дома мужчины были одеты во шлафоры из бархата, атласа, шелков, шаровары и мягкие туфли, фески с кистями. Увлечение восточными костюмами было велико. Любили полосатые расцветки и кисти.


...Как же одевался молодой русский дворянин в начале XIX века? Романтики в одежде поубавилось. В России появляются сюртук и редингот. Носят панталоны. А фрак с его взлетающими крыльями становится и вовсе повседневной одеждой. Носить его молодежь умела с некоторым шиком, но достойно. Его фалды диктовали и сам характер ходьбы. Особенно же часто приходилось вспоминать о них, когда доводилось садиться в коляску, бричку, тарантас или линейку.



Заказывая фраки, предпочитали цветные шерстяные ткани. Носили их со светлыми панталонами, на штрипках. Сшить фрак было великое искусство, носить — не меньшее! Элегантности в силуэте придавала чуть-чуть завышенная талия. Воротник полустойки плавно переходил в отвороты, вырезанные края которых походили на ласточкин хвост. Узкие рукава с манжетом должны были доходить до середины ладони. Но, пожалуй, самое сложное было — «построить» грудь. Ее подбивали слоем ваты с большим мастерством. Так что хорошо сидящий фрак был редким и дорогим приобретением.


Подлинник



О пластичности форм, линий и силуэтов этого костюма упоминали многие писатели — Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин, В. А. Соллогуб.
«...Он был одет прекрасно. Темный коричневый фрак с таким же бархатным воротником придавал довольно неуклюжему телу какую-то особенную щеголеватость. Шею обвязывал длинный черный шарф с пестрыми узорами, небрежно приколотый двумя булавками, с висячими камешками от Стора и Мортимера*. Жилет темный, вышитый шелком и с гранатовыми пуговицами.
На жилетке цепочка, перехваченная жемчугом. Сапоги, как зеркало. Шляпа, как сапоги. Наконец, завитые виски и желтые перчатки довершали его очаровательность» (Соллогуб В. А Беллетристические сочинения).

Фрак и все сопряженное с ним — цилиндр, перчатки, трости и цветные жилетки — были своеобразным эталоном гражданской одежды XIX века, как мундир — одежды военной....

Подлинник

...А как выглядел русский денди ? Он был одет в белую рубашку со стоячим крахмальным воротником, причем воротник предпочитал, особенно щеголеватый молодой человек, высокий и не в меру тугой, даже получивший шутливое название «Vatermörder», то есть «отцеубийца». Поверх рубашки надевался короткий пестрый жилет . Кстати, люди несколько гротескового склада характера умудрялись эпатировать, надевая одновременно несколько разнообразных жилетов.
Из чего только не шили жилеты , чтобы они становились броскими! Например, носили и двухцветные жилеты. Или сплетенные из узких шелковых лент синего и желтого цвета. Из узорного шелка и бархата, атласа и даже парчи.
К жилету подбирался и галстук . Имел он вид шарфа и обвязывался вокруг шеи. Соответственно и назывался halstuch, то есть шейный платок . Щеголи имели обыкновение упражняться в самых разнообразных способах его завязывания.
Носили длинные до сапог панталоны , которые поддерживались подтяжками, а снизу штрипками. И наконец, казалось бы, такая мелочь, как пуговицы, подбиралась самым тщательным образом. Они могли быть медными, латунными, фарфоровыми и даже из драгоценного камня или металла.
В более прохладную погоду надевался так называемый редингот (от англ. «riding» и «coat», то есть «одежда для верховой езды»). С годами этот редингот, своего рода пальто, в несколько измененном виде превращается в каждодневную одежду — сюртук .
Шили сюртуки в талию, а полы доходили до коленей. Единственное, что роднило это степенное одеяние с легким крылатым фраком, это рукава — точно такие же, как у последнего....

....................................................................................................................


Сегодня фрак - это вечерний костюм для балов, приемов, свадебных торжеств, концертов и пр.
Отделочным шелком обработаны лацканы фрака и лампасы брюк - полоски, нашитые на боковые швы по всей длине. Их может быть и две.
По этикету для представителей сильного пола полная парадная форма для фрака состоит из белой сорочки с воротником “бабочка”, галстука “бабочка” либо новомодного галстука “пластрон”, упруго накрахмаленной манишки под открытым жилетом. Все фрачные аксессуары обязательно должны быть белого расцветки, за исключением разве несомненно это черных носков, лакированных ботинок и головного убора (цилиндра). В зимнее время к фраку можно надеть черное пальто с белым шелковым шарфом, на руки - белые перчатки.
Фрачная белая жилетка обязательно застегивается на все три пуговицы. В нагрудный карман фрака можно положить белый носовой платок (если на фрак не прикрепляются ордена). Полочки фрака не застегиваются. Фрак нaдeвaют только лишь после 19.00.
Современный фрак во многом выполняется вручную, особенно это касается танцевальных фраков. Вместо клеевых прокладок используют бортовку с конским волосом.

Женский дресс-код касательно фрака куда наиболее демократичен! Женщины могут носить фраки фактически как и с чем угодно – для великолепной половины строгого этикета по предлогу ношения фрака нет. Кстати, в женский гардероб фрак попал в 1930-е: форма фрака стала использоваться вечерних костюмах, состоявших из фрака и длинной юбки.
..........................................................................................
Современный фрак для бальных танцев.
Немного инфы...


Рукав фрака для спортивных бальных танцев моделируется на основе классического двухшовного рукава для мужского фрака/пиджака.

На верхней и нижней частях рукава передние срезы продлить вверх на 8-10 см (поставим т. А) и из вершин передних срезов, как из центров, через полученные точки провести в обе стороны дуги.

Затем оформить новые линии окатов к этим точкам А:

У верхней части рукава от вершины оката сначала по прежней линии, а затем плавной вогнутой кривой к т. А и далее по дуге;

У нижней части оформить полностью новую линию от вершины локтевого среза сначала вогнутой, а затем выпуклой линией по дуге через т. А и далее опять по дуге.

Затем измерить длину прежних линий окатов и, уменьшив эту величину на 1...2 см, отложить ее по новым линиям от вершин локтевых срезов (они остались без изменений). От полученных точек оформить новые линии передних срезов рукавов переходящие в старые примерно на расстоянии 12-15 см над линией локтя.

В итоге Вы получите рукава, у которых нижний участок оката значительно (на 8-10 см) поднят по переднему срезу, т.е. получаются рукава с цельнокроенной ластовицей. Фрак с такими рукавами абсолютно не стесняет движений танцора или дирижера, но при опущенных руках имеются небольшие горизонтальные складки под рукой.

.............................................

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

.Крой фрака:

.Крой фрака из журнала Ателье за 2002 г.