Тонкости и секреты семейного воспитания детей. Функции семейного воспитания, современные формы и методы семейного воспитания

лам общежития, непримиримость к любым нарушениям законности, готовность участвовать в обеспечении правопорядка.

Экономическое воспитание предполагает решение таких задач, как развитие экономического мышления личности для правильного понимания действия законов и явлений экономической жизни; формирование современного понимания процессов общественного развития, понимания роли труда и своего места в трудовом процессе; воспитание бережного отношения к государственной собственности; выработка умений, которые дадут возможность принимать активное участие в экономической деятельности.

Критериями оценки уровня экономического мышления служат глубина экономических знаний и умение применять их на практике.

В целом все направления воспитания реализуются вместе, дополняют друг друга и обеспечивают процесс формирования всесторонне развитой, гармоничной личности.

Воспитание – это процесс формирования качеств личности. В психологическом плане качество личности представляет собой систему знаний, убеждений, чувств, привычек, любое качество личности является элементом ее сознания. Основными этапами формирования качества личности являются формирование представлений о данном качестве личности, переход понятий в убеждения, формирование соответствующего поведения, привычек, воспитание соответствующих чувств.

При этом имеет место влияние воспитателя (воспитывающего) на воспитываемых. Влияние – это деятельность воспитывающего (или форма осуществления им своих функций), которая приводит к изменению каких-либо особенностей личности воспитанника, его поведения и сознания. Педагог может влиять на сознание и поведение ученика не только своими педагогическими действиями, но и своими личностными качествами (такими как доброта, общительность и т.д.)

Влияние в процессе воспитания может быть направленным (т.е. ориентированным на конкретного человека или его конкретные качества и поступки) либоненаправленным (когда оно не нацелено на определенный объект), кроме того оно может быть в видепрямого воздействия (т.е. непосредственного проявления педагогом своих позиций и требований к ученику) либокосвенного воздействия (когда оно направлено не непосредственно на объект влияния, а на окружающую его среду).

3. Методы и формы воспитания

Воспитание осуществляется с помощью системы методов, и может реализовываться в различных формах, которые используются с целью создания условий для становления и творческого самосовершенствования личности, развития коммуникативных способностей, социальной активности и зрелости, национального самосознания, гуманистической направленности личности.

В широком понимании форма – это способ организации, а метод – способ достижения результатов деятельности. Формы воспитания представляют собой внешнее выражение содержания воспитания, способов организации и взаимосвязи его отдельных элементов.

Выделяют массовые, групповые и индивидуальные формы воспита-

ния , каждая из которых имеет свою специфику. Так,массовые формы работы характеризуются эпизодичностью проведения воспитательных мероприятий и значительным количеством их участников. К ним относятся конференции, тематические вечера, смотры, конкурсы, олимпиады, фестивали, туризм и др.Групповые формы отличаются продолжительностью и постоянством в определенной группе. Такими формами являются диспуты, коллективные творческие дела, кружки, художественная самодеятельность, спортивные секции, экскурсии и т.д.Индивидуальная воспитательная работа предполагает самостоятельную работу воспитуемого над собой под руководством воспитателя, постепенно переходящую в самовоспитание.

Методы определяют конкретные пути реализации целей воспитания, повышения эффективности организации форм.

А. Макаренко, указывая на гуманистическую направленность воспитания, отмечал, что метод воспитания – это инструмент прикосновения к личности. Ю. Бабанский назначение методов воспитания видел в сотрудничестве воспитателей и воспитуемых. Метод воспитания, указывал он, - это способ взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых, направленный на решение воспитательных задач.

Методы воспитания - способы воздействия воспитателя на сознание, волю, чувства и поведение воспитуемых, направленных на выработку у них убеждений и навыков поведения.

Основными механизмами воздействия в воспитании являются:

убеждение – логически аргументированное воздействие воспитателя на рациональную сферу сознания воспитуемых;

внушение – воздействие воспитателя на сознание воспитуемых путем снижения сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания;

заражение – бессознательная подверженность воспитуемых эмоциональному воздействию воспитателя;

подражание – сознательное или бессознательное воспроизведение воспитуемыми опыта воспитателя.

Методы воспитания включают в себя приемы (совокупности конкретных действий в структуре метода), среди которых выделяютсозидающие (похвала, просьба, доверие и др.) итормозящие (намек, недоверие, осуждение и др.).

В современной педагогике принято выделять несколько групп методов, положив в основу классификации важнейшие этапы целостной структуры деятельности.

К первой группе относятся методы формирования сознания личности. К

ним относятся метод убеждения , основными формами реализации которого

являются беседы, лекции, диспуты, встречи, конференции и др. (не надо путать с формами воспитания) и метод положительного примера , т.е. целенаправленного и систематического воздействия воспитателя на воспитуемых силой личного примера, а также всеми видами положительных примеров как образцов для подражания, идеала в жизни (пример товарищей, примеры из литературы, искусства, жизнь выдающихся людей).

Во вторую группу входят методы организации и формирования опыта общественного поведения, с помощью которых формируются необходимые умения, вырабатываются требуемые привычки и навыки, создающие условия для осуществления положительных внутриколлективных взаимоотношений.

К ним относятся:

метод упражнений (или метод приучения), заключающийся в органи-

зации планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий с целью их перехода в формы общественного поведения (различные виды заданий на групповую и индивидуальную деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и т.п.);

метод педагогических требований , состоящий в предъявлении воспи-

туемым прямых (в виде указаний или даже приказов) или опосредованных (в виде просьбы, совета, намека и т.п.) требований;

метод создания воспитывающих ситуаций, т.е. специально созданных педагогических условий, обеспечивающих организацию определенной формы общественного поведения. Примером таких ситуаций являются следующие: ситуация авансирования доверием, ситуация свободного выбора, ситуация соотнесения, ситуация соревнования, ситуация успеха, ситуация творчества и др.

В третью группу входят методы стимулирования деятельности и пове-

дения , к которым относятся методы поощрения и наказания, одобрения и осуждения, контроля, перспективы, общественного мнения.

Каждый метод позволяет решать определенные воспитательные задачи, но ни один из методов не является универсальным, позволяющим решить все задачи воспитания. Поэтому всегда воспитание обеспечивается применением совокупности методов.

Чтобы метод воспитания был эффективным, должны соблюдаться определенные условия.

Рассмотрим некоторые из них применительно к основным методам воспитания.

Убеждение – это воздействие педагога на рациональную сферу сознания ученика. При этом воздействие может осуществляться двумя путями:убежде-

ние словом и убеждение делом.

Убеждение словом предполагает разъяснение, доказательства либо опровержения, которые будут эффективны только тогда, когда они имеют строгую логику, подкреплены цифрами и фактами, проиллюстрированы примерами и эпизодами из жизни.

Убеждение делом предполагает применение живого практического примера путем личного показа, показа опыта других или организацию совместной деятельности.

Метод положительного примера предполагает воздействие на сознание и поведение воспитуемых системой положительных примеров, призванных служить им образцом для подражания, основой для формирования идеала поведения, стимулом и средством самовоспитания. При этом чаще всего используются примеры из жизни выдающихся людей, из истории своего государства и народа, из литературы и искусства, личный пример воспитателя.

Чтобы пример был действенным средством воспитания, должны соблюдаться следующие условия:

общественная ценность примера;

реальность достижения цели;

близость к интересам воспитуемых;

яркость, эмоциональность, заразительность примера;

сочетание примера с другими методами.

Метод поощрения – предполагает внешнее активное стимулирование побуждений воспитуемого к положительной, инициативной, творческой деятельности. При этом могут использоваться самые разные средства: поощрительные жесты и мимика воспитателя, его поощрительные обращения к воспитаннику, оценка поступка ученика как образцового, объявление благодарности и т.д.

Поощрение действенно при следующих условиях:

обоснованности и справедливости поощрения;

своевременности поощрения;

разнообразии поощрения;

гласности поощрения;

торжественности ритуала поощрения и т.д.

Владея системой методов воспитания педагог может в каждом конкретном случае выбрать те из них, которые по его мнению, будут самыми рациональными. Будучи очень гибким, очень тонким инструментом прикосновения к личности, метод воспитания всегда обращен к коллективу, используется с учетом его динамики, зрелости, организованности. Следовательно, методы воспитания надо выбирать с учетом целей, содержания и принципов воспитания, а также конкретных педагогических задач и условий.

4.Семейное воспитание

Основы структуры личности каждого человека закладываются в семье. Семья – это первичная ячейка общества, где люди связаны кровными и родственными отношениями. Она объединяет супругов, детей и родителей. Брак двух людей еще не является семьей, она появляется с рождением детей. Основная функция семьи состоит в воспроизводстве человеческого рода, в рождении и воспитании детей.

Семья – это социальная группа, основанная на браке и родственных связях, и в то же время – это система межличностного взаимодействия, система целостная, органическая, упорядоченная, которая «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как места, где его ждут, любят, понимают, защищают.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи, процесс взаимодействия родителей и детей, который основан на родственной близости, любви и заботе, уважении и защищенности ребенка, который создает благоприятные условия для удовлетворения потребностей в развитии и саморазвитии духовно, морально и интеллектуально подготовленной личности. Семейное воспитание – это сложная система, которая зависит от многих факторов: наследственности и биологического (природного) здоровья детей и родителей, материальной обеспеченности, социального положения, уклада жизни, количества членов семьи, места проживания, отношения к ребенку и др. Все эти факторы переплетаются и проявляются по-разному в каждом конкретном случае.

Важнейшие в смысле семейного воспитания задачи семьи состоят в том, чтобы:

создать наилучшие условия для роста и развития ребенка;

обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребен-

передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

научить детей практическим навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

Семейное воспитание имеет также свои принципы, важнейшими из них являются:

гуманность и милосердие к растущему человеку;

вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

открытость и доверительность отношений с детьми;

оптимистичность взаимоотношений в семье;

последовательность в своих требованиях (нельзя требовать невозможно-

оказание помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы. Содержание семейного воспитания охватывает все направления: физиче-

ское, эстетическое, трудовое, умственное, нравственное, среди которых особое место занимает нравственное воспитание и, в первую очередь, воспитание таких качеств как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим, младшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие.

Целью семейного воспитания является формирование личностных качеств, необходимых для того, чтобы достойно преодолеть преграды и трудности, встречающиеся на жизненном пути.

В семейном воспитании наиболее часто используются такие методы

как личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, контроль, поручение, похвала, сочувствие и др.

Особое значение для семейного воспитания имеет любовь к ребенку, однако, она должна быть не любой, а педагогически целесообразной, т.е. любовью во имя будущего ребенка. Слепая, неразумная родительская любовь ведет к изъянам в воспитании, порождает у детей потребительство, пренебрежение к труду, эгоизм.

Выделяют несколько типов неправильного воспитания детей в семье, в их числе:

безнадзорность, бесконтрольность , когда родители слишком заняты своими делами и не уделяют необходимого внимания детям, в результате те предоставлены сами себе и часто попадают под влияние «уличных» компаний;

гиперопека , когда ребенок находится под постоянным надзором, слышит от родителей запреты и приказания, в результате чего может стать нерешительным, безынициативным, боязливым;

воспитание по типу «кумира» семьи , когда ребенок привыкает быть в центре внимания, им все время восхищаются, потакают любым его желаниям и просьбам, в результате он не может правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм;

воспитание по типу Золушки , когда ребенок чувствует, что родители его не любят, тяготятся им. Он растет в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. В результате у ребенка может развиться невроз, чрезмерная чувствительность к невзгодам или озлобленность;

« жестокое воспитание» когда ребенка наказывают за малейшую провинность и он растет в постоянном страхе. В результате он может стать черствым, жестким, изворотливым или агрессивным;

воспитание в условиях повышенной моральной ответственности , ко-

гда ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать честолюбивые ожидания родителей, или когда на него возлагаются непосильные недетские заботы. В результате у детей появляются навязчивые страхи, постоянное чувство тревоги.

Неправильное семейное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.

Одним из самых недопустимых методов семейного воспитания является метод физического наказания, когда на детей воздействуют с помощью страха. Такое воспитание приводит к физическим, психическим и нравственным травмам, деформирующим поведение, у детей возникают сложности в адаптации, приспособлении к коллективу, почти неизбежно начинаются проблемы с учебой. Впоследствии они сами становятся жестокими.

Методы семейного воспитания – это длительное регулярное воздействие на детей , имеющее систематический характер. Они используются лишь с одной целью – адаптировать ребенка в социуме и научить вести себя в соответствии с принятыми нормами и правилами поведения в обществе, а также привить ему дисциплину .

Важно помнить, что дисциплина как метод семейного воспитания является наиболее простым способом выработать у малыша автоматические повседневные навыки, которые должны помочь ему в будущем.

Виды методов воспитания

Современные методы семейного воспитания существенно отличаются от тех, к которым прибегали родители прошлого века. Однако сегодня каждый взрослый вправе выбрать те методы, которые кажутся ему наиболее предпочтительными и наиболее эффективными в развитии его ребенка. Отметим, что главное ни в коем случае не превысить свои родительские полномочия и не испортить отношения с малышом.


Все имеющиеся на данный момент методы подразделяются на три вида :

  1. Психологическое воздействие, в т.ч. моральное.
  2. Физическое воздействие.
  3. Ограничения, наказания и лишения чего-либо.

Очень важно правильно выбрать задачи семейного воспитания для каждой конкретной ситуации, т.к. некорректно подобранный метод может повлиять на психическое и душевное состояние ребенка и ухудшить взаимоотношения членов семьи.

Так же необходимо учитывать и сочетание индивидуальных особенностей характера и темперамента ребенка .

Методы психологического и морального воздействия

Беседы


Беседа — один из первоочередных методов психологического воздействия на ребенка

Это, пожалуй, самый гуманный метод взаимодействия с ребенком , требующий родительского терпения, понимания и мудрости. Его можно назвать основным способом установления контакта с ребенком при попытке воздействия в целях воспитания. При этом от взрослых требуется жесткий контроль за ситуацией и за своими эмоциями, ни в коем случае нельзя повышать голос , так как беседа — это прежде всего доверительный контакт .

Внушения

Внушение — это способ очень близкий к способу «беседа» . От родителей обязательно требуется использовать уверенные интонации голоса при общении с ребенком (без нервозности) и четкие формулировки , чтобы точно суметь донести смысл слов до маленького человечка.

Подкрепления

Подкрепление еще можно назвать похвалой за каждое совершенное положительное действие . Похвала в сущности это одобрительная реакция родителей на хорошее поведение детей.

Дети испытывают психологическую потребность в одобрении своих поступков от окружающих. Желание получить поощрения от взрослых закрепляется на подсознательном уровне и в дальнейшем способствует правильному поведению детишек.

Физическое воздействие


Физическое воздействие на ребенка — это тоже метод воспитания, однако его уместность и оправданность вызывает серьезные споры в среде детских психологов

Этот метод должен применяться в исключительных случаях, когда применение других способов не принесло результата или невозможно в конкретной ситуации. Однако метод физического воздействия не является гуманным, сила всегда будет на стороне родителей. Получив физическое наказание, ребенок может остро ощутить свою беспомощность, ненужность и зависимость от взрослых.

Ограничения, наказания и лишение чего-либо

Хорошие поступки должны поощряться взрослыми, а за плохие поступки должно последовать неминуемое наказание . Это может заключаться в ограничении потребления сладостей, доступа к телевизору или компьютеру на определенный период, лишение желаемых подарков и прочее.

Так у ребенка будет формироваться интуитивное понимание последствий собственного поведения и реакции взрослых на его проявления.

Важно помнить, что позитивные эмоции в процессе воспитания должны давлеть над негативными.

В связи с чем малыша рекомендуется часто хвалить и меньше наказывать. К сожалению, мало кто из родителей помнит об этом. Бытует мнение, что можно испортить свое чадо, если регулярно захваливать ребенка: хорошие поступки начинают воспринимаются как данность. Зачастую взрослые подвергают наказанию ребенка за неудовлетворительные отметки, принесенные им из школы, в то время как реальный успех ими не замечается или специально недооценивается.

Окружение — это важно!

В повседневной жизни маленького человечка окружает множество людей. Окружение бывает как внутренним, так и внешним. Внутреннее окружение составляют самые близкие люди — мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры, тети и дяди. И все, что происходит внутри семьи, все наблюдения за поведением старших, становятся для детей примером и образцом для собственного поведения. В силу своего небольшого жизненного опыта ребенок не сможет самостоятельно оценить правильность поведения взрослых, и поэтому он просто скопирует его, взяв за основу.

Очень важно следить за тем, чтобы внутрисемейная среда способствовала прививанию правильных ценностей маленькому человечку, поскольку влияние внутреннего окружения на малышей гораздо сильнее, чем внешнего. Пара фраз, которыми могут машинально между собой переброситься взрослые, обязательно запомнятся ребенку и повлияют на него значительнее, чем долгие поучения в воспитательных целях.

К внешнему окружению относятся друзья, одноклассники, знакомые сверстники . Родители ребенка должны обязательно знать тех, с кем общается их чадо, взяв ситуацию под ненавязчивый контроль. Малыш не должен чувствовать сильное давление взрослых, иначе это может привести к негативной реакции или бунту. Однако управление окружением своего ребенка должно стать одной из основных задач при его воспитании .


Выслушивая и поддерживая своего ребенка, становясь его другом, давая мудрые советы, родители всегда смогут минимизировать негативное воздействие внешней среды и окружения на воспитательный процесс.

Простые правила воспитания

Выбирая и используя метод воспитания ребенка нужно помнить несколько простых правил воспитательного процесса :

  • родительский авторитет должен быть незыблемым . Авторитет может потеряться очень быстро, а зарабатывается он только упорной работой в течение длительного времени.
  • л ичность своего малыша нужно всегда уважать и уметь не переходить границы его пространства .
  • родители всегда должны излучать уверенность в своих действиях .
  • не нужно скупиться в применении поощрения .

Конечно, в рамках данной публикации мы не сможем осветить все аспекты обширной темы методов воспитания. Она должна послужить началом для самостоятельного изучения данного вопроса. Чтобы вам было легче двигаться дальше, публикуем видео, в котором затронуты темы современных взглядов на семейное воспитание, отношения к популярным методикам развития, вопросам наказания и поощрения, правильного восприятия своего (родительского) поведения по отношению к ребенку в ответ на проступок и многое другое.

Заключение

Исследования отношений в современной семье показывают, что родители с большим вниманием относятся к потребностям и интересам детей, они стали более демократичными, чем, скажем, сотню лет назад. Там, где отсутствует контроль за поведением ребенка, не признающего «да» и «нет», могут возникнуть сложности с его социальной адаптацией и выстраиванием коммуникации с окружающими.

Выбирая способ воспитания, родители должны обязательно учитывать ситуацию в целом: возраст ребенка, его характер, темперамент, сложившиеся традиции в семье. Зачастую взрослые склонны применять комбинацию методов, но важно помнить, что процесс воспитания не должен нанести вред или каким-то образом ранить хрупкую детскую душу. Воспитание станет эффективным только в том случае, если в семье проявляется безграничная и бескорыстная любовь к ребенку.

Одной из ключевых проблем в решении многих задач является проблема семьи. Ф. Энгельс писал, что «современное общество – это масса, состоящая сплошь из индивидуальных семей. Как бы его молекул». В семье, как в миниатюре, отражается картина тех «…противоположностей и противоречий, в которых движется общество…» Воспитание детей в семье выдвигает в проблеме семьи несколько аспектов: укрепление и сохранение семьи (сокращение разводов, воспитание детей в неполной семье), забота детей о родителях (воспитание у школьников правильного, сердечного и гуманного отношения к родителям, родным и близким).

У каждой семьи свои правила. Каждая отдельно взятая семья – это ячейка общества, и она живет по своим устоявшимся правилам. В большинстве случаев роль главы семьи выполняет отец. Он разрешает (или нет) ребенку пойти куда-то или нет, делать что-то или не делать. Это бывает в полноценных семьях. Но, к большому сожалению, существуют еще и такие типы семей, в которых есть только мама (иногда только папа) и ребенок. Чаще всего это происходит из-за разводов родителей. Конечно, ребенку трудно жить в такой семье. Он не чувствует себя полностью защищенным, ему завидно, если у его друзей есть и мама, и папа. А у него только кто-то один из родителей. Он чаще плачет, болеет, обижается. Иногда детей воспитывают только бабушка и дедушка. Хотя родители у такого ребенка есть, воспитанием занимаются только бабушка и дедушка. Родители либо часто разъезжают по работе, либо просто очень заняты, и у них нет времени заниматься свои собственным ребенком.

Семья, рассматриваемая в качестве первичной ячейки общества, очень разнообразна. Школе нужно учитывать особенности структуры семьи для организации совместной с ней деятельности по воспитанию детей. Обычно самостоятельно живущая семья состоит из 2 поколений – родителей и детей. Нередко вместе с этой семьей живут и бабушка с дедушкой. Неполные семьи имеют ряд вариантов своей структуры – мать, бабушка, дедушка; только одна мать и ребенок (дети); только отец, дети и бабушка и т. д.

Семьи могут быть полными, но с неродной для ребенка матерью или отчимом, с новыми детьми. Могут быть полные семьи основной структуры, но в семье может быть неблагополучно. Все это создает особую атмосферу, в которой находится ученик школы, которая определяет силу и направленность воспитательного воздействия семьи на школьника.

Многое в решении воспитательных задач зависит от того, кто в семье преимущественно занимается воспитанием детей, кто их главный воспитатель. Чаще всего в этой роли выступает мать, нередко живущая в семье бабушка. Многое зависит от того, работает мать или нет, какова ее загруженность на работе, сколько времени она может уделять своему ребенку, а главное – хочет ли она заниматься его воспитанием, интересуется ли жизнью ребенка по-настоящему. Велика роль и отца, хотя нередко отцы самоустраняются от воспитания детей, передоверяя его матери.

Семья – это первоисточник всего, что вкладывается в воспитание и формирование личности ребенка дома, это микросреда, объединяющая свое воздействие на ребенка с воздействием со стороны школы.

2. Модели семейного воспитания

Воспитание в семье может быть самым разным – от абсолютного тотального контроля до невнимания к своему ребенку вообще. Лучше всего, когда родители присматривают (ненавязчиво) за своим ребенком, постоянно ему советуют как поступить (опять же ненавязчиво, а играючи), когда ребенок и родители вместе выполняют какую-либо, например, домашнюю работу, что-то делают сообща. Это приносит свои плоды. У таких детей очень развито взаимопонимание с родителями. Они их слушаются. И, прислушиваясь к их мнению, дети готовы постоянно помогать таким родителям, и, как правило, успеваемость у таких детей на должном уровне. Существует несколько моделей семейного воспитания.

1. Ситуации авансирования доверием (А. С. Макаренко), когда доверие дается авансом еще не окрепшей личности, но уже готовой оправдать его. Создаются в семье условия для выражения доверия со стороны родителей.

2. Ситуация непринужденной принудительности (Т. Е. Конникова) – это механизм влияния конкретной ситуации не в виде бескомпромиссного требования родителей, а в виде актуализации уже имеющихся мотивов поведения в новых условиях, обеспечивающих активное участие в жизни семьи, благодаря чему складывается позиция субъекта, творческого соучастника.

3. Модель семейного воспитания (О. С. Богданова, В. А. Краковский), когда ребенок ставится перед необходимостью и получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка (конечно, под контролем взрослых). Иногда ситуация выбора приобретает характер конфликтной ситуации, в которой происходит столкновение несовместимых интересов и установок (М. М. Ященко, В. М. Басова).

4. Модель семейного воспитания, где присутствует ситуация творчества (В. А. Краковский). Суть ее заключается в создании таких условий, в которых актуализируются выдумка, воображение, фантазия ребенка, его способность к импровизации, умение выйти из нестандартной ситуации. Каждый ребенок талантлив, нужно только развивать в нем эти таланты, делать для ребенка условия, которые будут для него наиболее приемлемы.

Выбор модели семейного воспитания зависит, прежде всего, от родителей. Нужно учитывать возраст ребенка, его психологические особенности, уровень развития и воспитанности. Л. Н. Толстой подчеркивал, что воспитание детей есть только самосовершенствование, которому никто не помогает настолько, как дети. Самовоспитание – это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент. «Никто не может воспитать человека, если он сам себя не воспитывает», – писал В. А. Сухомлинский.

Формы воспитания – это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности детей. Когда в семье создается обстановка творчества, то дети начинают «раскрываться», выплескивать в этом творчестве все свои эмоции и переживания.

От родителей зависит, какую модель воспитания выбрать. Главное, чтобы она больше, чем другие модели подходила к воспитываемому ребенку.

Семья имеет огромное значение для человека и для ребенка в частности. Это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и самоутверждении каждого ее члена.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание должно запрещать телесные наказания, чтение чужих документов. Не следует морализовать, много говорить, требовать сиюминутного повиновения, не нужно потакать и др. Все принципы говорят об одном: детям рады не потому, что они делают домашнее задание, помогают по дому или хорошо себя ведут. Им рады оттого, что они есть.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, и оно видоизменяется от возраста к возрасту. Постепенно родители, бабушка и дедушка, родственники дают детям знания об окружающем мире, природе, обществе, производстве, профессиях, технике, формируют опыт творческой деятельности, вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки, наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни в целом.

Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание, в первую очередь воспитание таких качеств, как: доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание, но не все считают его добродетелью.

В ближайшие годы во многие семьи придет религиозное воспитание с его культом человеческой жизни и смерти, с почтением к общечеловеческим ценностям, со множеством таинств и традиционных обрядов.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое воспитание, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье и благополучие – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – оказывают самое большое влияние на ребенка в первые годы его жизни. Семейному воспитанию присущи свои методы, а точнее приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви и т. д.

Часто родители воспитывают своих детей так, как воспитывали их. Необходимо понимать, что ребенок – это тоже личность, хоть и маленькая. К нему нужен свой подход. Необходимо присматриваться к своему ребенку, изучать его привычки, анализировать его действия, делать соответствующие выводы и, исходя из этого, вырабатывать свою методику воспитания и обучения.

4. Основные проблемы семейного воспитания

Проблемы семейного воспитания складываются в основном из-за непонимания между детьми и родителями. Дети (подростки) начинают хотеть большего, родители не разрешают, дети начинают злиться, происходят конфликты. Семейное воспитание начинается с любви к ребенку. Если этот факт не сильно выражен или не выражен вообще, то в семье начинаются проблемы – рано или поздно.

Часто в семьях встречается безнадзорность, бесконтрольность. Это бывает тогда, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети слоняются по улице, предоставлены сами себе, начинают искать и попадают в плохие компании.

Бывает и наоборот, когда ребенка чересчур опекают. Это гиперопека. Жизнь такого ребенка все время контролируется, он не может делать то, что ему захочется, он все время ждет и при этом боится приказания. В результате он становится нервным, неуверенным в себе. Это, в конечном итоге, приводит к психическим расстройствам. В ребенке накапливается обида и злость за такое отношение, в конце концов, ребенок может просто уйти из дома. Такие дети начинают принципиально нарушать запреты.

Бывает так, что ребенка воспитывают по типу вседозволенности. Таким детям все позволено, ими восхищаются, ребенок привыкает быть в центре внимания, все его желания выполняются. Когда такие дети вырастают, они не в состоянии правильно оценить свои возможности. Таких людей, как правило, не любят, стараются не общаться с ними и не понимают.

Некоторые родители воспитывают детей в обстановке эмоциональной отверженности, холодности. Ребенок чувствует, что родители (или один из них) его не любят. Такое состояние его очень тяготит. А когда кого-то из других членов семьи любят больше (ребенок это чувствует), ребенок реагирует значительно болезненнее. В таких семьях дети могут вырасти с неврозами или озлобленными.

Жесткое воспитание бывает в семьях, когда за малейшую провинность ребенка наказывают. Такие дети растут в постоянном страхе.

Бывают такие семьи, где ребенка воспитывают в условиях повышенной моральной ответственности. Родители внушают ребенку, что он просто обязан оправдать многочисленные надежды родителей, и на него также возлагают непосильные детские заботы. У таких детей могут появиться страхи, постоянное беспокойство за свое здоровье и здоровье близких. Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.

Часто причиной проблемного семейного воспитания становятся сами родители. Например, личностные проблемы родителей, решаемые за счет подростка. В этом случае в основе нарушений воспитания лежит какая-то, чаще всего неосознаваемая, потребность. Ее-то родитель и пытается удовлетворить за счет воспитания подростка. В этом случае объяснение родителю неправильности его поведения и уговоры изменить стиль воспитания оказываются безрезультатными. Это опять же ведет к проблемам между детьми и родителями.

5. Методы семейного воспитания

Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т. д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.

Начальной структурной единицей общества, которая закладывает основы личности, является семья. Она связывает кровными узами, объединяет детей, родителей, родственников. Семья появляется только с рождением ребенка. Семейное воспитание очень важно. Оно может помочь ребенку во всей его дальнейшей жизни. Но если родители по тем или иным причинам не уделяют воспитанию должного внимания, у ребенка могут возникнуть проблемы с самим собой и обществом в дальнейшем.

Методы семейного воспитания, как и все воспитание, должны быть основаны, прежде всего, на любви к ребенку. Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей и т. д.

К ребенку нужно проявлять гуманность и милосердие, вовлекать его в жизнедеятельность семьи, как равноправного ее члена. В семье отношения должны быть оптимистичными, что поможет ребенку в дальнейшем преодолевать трудности, чувствовать «тыл», которым является семья. Среди методов воспитания также следует выделить открытость и доверительность отношений с детьми. Ребенок чувствует отношение к нему очень остро, на подсознательном уровне, и поэтому необходимо быть открытым со своим ребенком. Он будет вам благодарен всю жизнь.

Не нужно требовать от ребенка невозможного. Родителям нужно четко спланировать свои требования, посмотреть, какие у ребенка способности, поговорить с учителями и специалистами. Если ребенок не может усваивать и заучивать все на «отлично», не надо спрашивать с него большего. У ребенка это вызовет комплексы и неврозы.

Оказание помощи своему ребенку вызовет только положительный результат. Если вы готовы отвечать на вопросы своего ребенка, он ответит вам также открытостью.

Цель семейного воспитания – формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. А выбор методов воспитания – это целиком приоритет родителей. Чем правильнее методы, тем лучше ребенку, тем больших результатов он добьется. Именно родители – первые воспитатели. Они имеют колоссальное влияние на детей. Еще Жан-Жак Руссо утверждал, что каждый последующий преподаватель оказывает меньшее влияние на ребенка, чем предыдущий.

Из всего сделаем вывод, что чем правильнее методы родители выбирают, тем большую пользу принесет это ребенку.

6. Выбор и применение методов родительского воспитания

Методы воспитания – это конкретное влияние на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом-воспитателем.

Выбор и реализация осуществляются в соответствии с целями. Целиком и полностью зависит от родителей, как воспитывать своего ребенка. Необходимо опираться на опыт других людей. Сейчас есть очень много разноплановой литературы по этому поводу.

Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они тесно связаны. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, родителей. Методы гуманистического воспитания – запрещение телесных наказаний, не говорить слишком много, не требовать повиновения, не потакать и др. Однако все это сводится к одному: детям в семье рады должны быть всегда, при любых обстоятельствах, не важно, послушно он себя ведет или шалит.

Родители должны приучать с малых лет ребенка к тому, что труд является главным источником жизни. В детстве это должно происходить в форме игры, затем задачи усложняются. Нужно объяснять ребенку, что его хорошая оценка в школе – это его хорошо сделанная работа. В этом случае опасность того, что ребенок вырастет не приученным к труду, очень мала.

Вся ответственность за воспитание лежит на родителях. Школа, конечно, в первую очередь оказывает влияние. Но очень много закладывается в ребенка до 7 лет, когда он еще не ходит в школу, а постоянно играет, находится под присмотром родителей. В дошкольном возрасте можно приучать ребенка к труду таким образом, чтобы показать ему, что он должен убрать за собой игрушки, которые он разбросал. Это тоже внесет большой вклад в развитие личности ребенка.

В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, видоизменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие люди дают ребенку знания об окружающем мире, обществе, производстве, профессиях, технике и т. д. В семье вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки, воспитывают отношение к миру, людям, жизни.

Родители должны показывать хороший пример своим детям. Это также относится к методам родительского воспитания. Огромна роль отца в семье. Особенно это касается мальчиков. Мальчики всегда хотят найти себе кумира, человека сильного, мужественного, на которого можно равняться.

Особое место среди методов семейного воспитания занимает метод нравственного воспитания ребенка. В первую очередь это воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим, младшим и слабым. Честность, открытость, доброта, трудолюбие, гуманность. На собственном примере родители должны научить своего ребенка, как нужно себя вести и как поступать в том или ином случае.

Вывод: какими методами родители воспитывают ребенка, таким он и вырастет в дальнейшем, так он и будет относиться к своим же родителям и окружающим людям.

7. Распространенные ошибки семейного воспитания

Залог семейного воспитания – любовь к детям. Педагогически целесообразная родительская любовь – это забота о будущем ребенка, в отличие от любви во имя собственной прихоти, желания родителей «купить» детскую любовь различными способами: исполнением всех желаний ребенка, лицемерием. Слепая, неразумная родительская любовь делает из детей потребителей. Пренебрежение к труду, к желанию помогать своим родителям притупляет чувство благодарности и любви.

Когда родители заняты только своими делами и не имеют времени уделять должного внимания детям, возникает следующая проблема, которая имеет серьезные последствия: дети становятся предоставленными самим себе, они начинают проводить время в поиске увеселений, попадают под влияние дурных компаний, пагубно влияющих на мировоззрения детей и их отношение к жизни, к труду, к родителям.

Но есть и другая проблема – гиперопека. В этом случае жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате становится нерешительным, безынициативным, боязливым, не уверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Постепенно нарастает обида за то, что другим «все дозволено». У подростков все это может вылиться в бунт против родительского «насилия»: они принципиально нарушают запреты, убегают из дома. Другая разновидность гиперопеки – воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются. А в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он обвиняет всех. Только не себя, возникает истероидная акцентуация характера, приносящая человеку множество переживаний на протяжении дальнейшей его жизни.

Воспитание по типу «Золушки», т. е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготится этим, хотя посторонним может показаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. «Нет ничего хуже притворства доброты, – писал Л. Толстой, – притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба». Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любят больше. Такая ситуация способствует развитию неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности детей.

«Жесткое воспитание» – за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе.

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности: с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких.

Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.

8. Правила семейного воспитания

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья вызывает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущение места, где его ждут, любят, понимают и защищают. Семья – это такое образование, которое охватывает человека целиком во всех проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Каждая семья живет по своим правилам. У каждой семьи они свои. Но есть несколько общих правил для всех.

Во-первых, ребенок обязательно должен слушаться своих родителей. У них есть уже жизненный опыт, они направляют ребенка в нужное русло, помогают ему стать достойным человеком. В конце концов, они знают намного больше, чем он. Родители советуют своему ребенку, как поступать, что делать. Хорошее поведение – это своего рода благодарность ребенка родителям.

Во-вторых, нужно создать максимальные условия для роста и развития ребенка.

В-третьих, обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка.

В-четвертых, передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим.

В-пятых, научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким.

В-шестых, воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

Ребенок должен уважать своих родителей. Ценить их заботу о нем. Эти качества тоже нужно постараться привить ребенку. Но, прежде всего ребенка надо любить. Так же нужно прислушиваться к его мнению, узнавать, что его интересует, что он хочет. Ребенок – это маленький человечек, который очень серьезно реагирует на отношение родителей к нему. Нельзя слишком строго относиться к ребенку. Это будет вызывать постоянные страхи, а в дальнейшем вызовет комплексы.

Нельзя допускать, чтобы ребенок «садился родителям на шею». Тогда вырастет капризный, избалованный, никому не нужный (кроме мамы и папы) член общества.

Родители должны оказывать помощь своему ребенку, должны быть готовы отвечать на вопросы. Тогда у ребенка появится чувство, что с ним хотят общаться, ему уделяют должное внимание. Добродушные взаимоотношения в семье умножают любовь, привязанность друг к другу. У ребенка будет всегда хорошее настроение, не будет чувства вины, если на него вдруг беспричинно накричали и наказали. Доверительные отношения в семье – главный признак хорошей, крепкой семьи.

Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи – это одно из условий понимания детей и родителей. Дети чувствуют, что они не «чужие» в семье, что к их мнению прислушиваются. Любовь творит чудеса. Поэтому нельзя забывать об этом.

9. Связь семейного и школьного воспитания

Связь семейного и школьного воспитания неотделима. После 7 лет, т. е. после поступления в школу, ребенок проводит там большое количество времени. Влияние семьи немного ослабевает, так как ребенок попадает под руководство учителя. Ребенок начинает расти в коллективе, жить по его законам. Влияние коллектива (общества) становится огромным.

Но тем не менее существует сильная связь семьи и школы.

Если ребенок живет в хорошей, крепкой семье, то в ней, кроме требований, ребенок получает еще и любовь, заботу, ласку.

В школе с ребенка только требуют. Личностный подход к воспитанию – это последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности. Как к ответственному субъекту собственного развития. Он представляет собой базовую ценностную ориентацию педагогов на личность, ее индивидуальность, творческий потенциал ребенка, которая и определяет стратегию взаимодействия. В основе личностного подхода лежит глубокое знание ребенка, его врожденных свойств и возможностей, способности к саморазвитию, знание того, как его воспринимают другие и как он воспринимает себя сам. Учитель и родители должны вместе работать над формированием личности ребенка. Чем чаще родители общаются с учителем, чем чаще они пытаются найти оптимальные способы улучшения знаний и умений ребенка, тем лучше для самого ребенка. Ребенок находится под их общей опекой, что способствует лучшему его развитию. В воспитательный процесс включаются специально рассчитанные на личность ребенка ситуации, помогающие ему реализовать себя в рамках школы.

Деятельностный подход в воспитании отводит первостепенную роль тем видам деятельности, которые способствуют развитию личности. И учителю, и родителям нужно сотрудничать вместе, чтобы в ребенке выработать личность.

Личностно-деятельный подход к воспитанию означает, что школа должна обеспечивать деятельность человека, становление личности.

Творческий подход ставит во главу угла творчество педагога и ребенка в процессе воспитания, а помогать в этом должны родители.

Родители должны осознавать, что они тоже учились в школе, что необходимо доказать ребенку, что школа – это место, где есть друзья, где ребенку дадут важные и нужные знания. Педагог должен привить любовь к своему предмету, научить ребенка уважать себя, других преподавателей, и, конечно же, старших. Без совместной деятельности родителей и учителя это практически невозможно.

Воспитание должно происходить постоянно: и в семье, и в школе. Ребенок в этом случае будет под «надзором» или присмотром, не будет негативного влияния улицы, и это поможет воспитать в ребенке хорошего человека, личность.

Учителю необходимо помогать семье в разработке индивидуальной программы воспитания ребенка с учетом интересов детей самостоятельно определять формы, методы и содержание воспитания.

Таким образом, существует неотделимая связь школьного воспитания и домашнего.

Воспитание ребенка в основном происходит в семье. Родителей, близких родственников и особый домашний микроклимат не сможет заменить даже самая элитная школа с опытнейшими психологами. Дети это чувствуют, самой большой потерей для них является утрата родителей, поэтому действенными, но жесткими для непослушного ребенка являются угрозы быть помещенным в интернат на перевоспитание. Методы семейного воспитания – это сочетание поощрения и наказания, кнута и пряника.

Основными методами воспитания и влияния ребенка являются: убеждение, личный пример, поощрение и наказание. Важны не только методы воспитания, а то, как родители их используют на практике. Для одних родителей наказание – это шлепки по мягкому месту, а для других – лишение удовольствий. Можно лишить второго мобильного телефона, а можно — обычных карамелек. Процесс воспитания очень непрост, имеет уйму нюансов, с которыми ежедневно приходится сталкиваться.

Методами воспитания называют способы, с помощью которых проходит направленное педагогическое влияние на поведение, а также сознание ребенка. Способы воздействия несут отпечаток личности родителей, поэтому для каждого папы или мамы есть свои пределы влияния на своего ребенка. Рассмотрим детальнее основные пути воздействия на подрастающую личность.

Методы семейного воспитания – это способы воспитательных воздействий и взаимодействий родителей с детьми, направленные на развитие их сознания, чувств и воли, формирование опыта поведения, организацию жизнедеятельности детей.

Убеждение

Заключается в целенаправленном воздействии на психику с сознанием. Взрослые рассказывают, что хорошо, а что – плохо, приводят действенные доводы для объяснения своей позиции. Рассказы сопровождаются доступными для восприятия примерами, чтобы можно было понять суть без сложных фраз.

Если малыш не уважает хлеб, разбрасывает его по комнате, то его не бьют и не ругают. Ребенку просто спокойно рассказывают, что десятки людей потрудились над тем чтобы свежая булочка, оказалась у них дома на столе. Также подчеркивают, что папа и мама напряженно работали для того, чтобы купить хлеб. Поэтому неуважение к хлебу – это неуважение к родителям , а также к своей семье.

Поощрение и наказание: за и против

Следующие два приема являются наиболее обсуждаемыми, это две стороны одной медали, которую называют воспитанием. Остановимся подробнее на использовании тактики кнута с пряником в различных комбинациях.

Таблица 1:

Методы стимулирования поведения и деятельности
Поощрение (похвала, благодарность, признательность, одобрение положительного поступка, доброжелательный контакт глаз, физический контакт: поглаживание, обнимание, прижимание к груди, усаживание на колени, пожимание руки и др., поручение задания, подарки, материальное и денежное вознаграждение)
Наказание (замечание, предупреждение, отсроченная беседа, отсрочка исполнения обещанного, отмена исполнения обещанного, отказ выполнить просьбу, лишение привычных развлечений, постановка на время в угол, оставление на время в отдельной комнате, усаживание на время в кресло, на диван, на колени и др.)
Прощение
Соревнование (побуждение)

Как правильно воспитывать детей? Этот вопрос волнует многих родителей. В исключение можно занести только безответственные и безалаберные семьи.

Важно не только правильно воспитывать, но и подобрать подходящий метод для этого. Ну а что уж говорить о проблемах, которые возникают в процессе воспитания? Далее - о методах воспитания и возможных трудностях.

Способы воспитания детей

Отличий методов воспитания ребенка в семье от педагогических мер немного, но есть у них и свои особенности. Поэтому нужно учитывать индивидуальность влияния родителей на детей. Оно должно исходить из конкретных поступков. Родители должны осознавать цель воспитания, иметь представление о нем, чтобы сформировать развитую личность.

Главным для ребенка является теплая атмосфера в семье. Поэтому родителям следует меньше выражать свои негативные эмоции при детях. Если ребенок ослушался, не стоит сразу повышать голос и применять силу.

Приоритеты воспитания играют немаловажную роль в выборе определенного метода. Есть родители, которые хотят воспитать самостоятельность в ребенке, и для них существуют свои способы воспитания. Другие стараются выработать у малыша послушание, поэтому и используют свои методы в достижении этой цели.

К общим методам воспитания ребенка в семье можно отнести поощрение, убеждение и наказание. Первый способ заключается в дарении подарков, похвале за хорошее действие или поступок и т. п. Убеждение строится на внушении, личном примере, правильных советах, объяснении плохого и хорошего. Третий метод - наказание - подразумевает телесное наказание, лишение удовольствий и т. п.

Даже если вам кажется, что вы выбрали правильный способ, не исключены трудности. Так, например, в состоятельных семьях чаще всего наблюдается привитие ребенку ценностей, которые называются материальными. Родители бездуховные не смогут подать правильный пример своим детям. Если взрослые строго авторитарные или совсем не наказывают своего ребенка, то они не смогут воспитать правильную личность. Давление на психику детей и применение физической силы тоже не приведут ни к чему хорошему. Поэтому к выбору метода воспитания относитесь со всей ответственностью, ведь он скажется на личности вашего ребенка.

Убеждение как способ воспитания

На сознание ребенка можно воздействовать с помощью убеждения. Оно позволяет формировать взгляды посредством познания фактов жизни. Эти представления либо закрепляются в сознании ребенка, либо он познает новое и расширяет свое мировоззрение.

Сформировать определенные взгляды родители могут, воспользовавшись диалогом . Эта форма убеждения насыщена полезной информацией, которая передается от взрослого к ребенку. С помощью диалога можно не только пообщаться, но и воспитать детей в правильном контексте.

Ещё одной формой убеждения является диспут . Ребенок и взрослый всегда могут поспорить на тему, волнующую их. Столкновение различных мнений помогает приобрести новые знания и видение мира. Через диспут можно решить некоторые воспитательные задачи. Дети учатся защищать своё мнение, анализировать факты, убеждать людей. Диспут должен проходить в игровой форме. Это ни в коем случае не обычная бытовая ссора.

При этом нельзя применять в воспитании исключительно метод убеждения. Это неправильно. Уместнее всего использовать его вместе с приучением. Убеждение будет эффективнее, если ребенок будет уверен в эрудиции родителя.

Повторение основ поведения

Метод упражнения - это не только постоянное повторение, но и совершенствование способов поведения. Реализовать его можно через поручение. С помощью этого метода дети не только получают опыт, но и расширяют его.

Эффект от упражнения достигается довольно долго. Для более эффективного воздействия на ребенка лучше всего использовать его вместе с убеждением. Коллективные дела, используемые в упражнении, будут действительно увлекательными для детей, если объяснить им цель даваемых поручений.

Также ребенку нужно помочь найти то дело, которое ему по душе. Дети учатся преодолевать трудности и доводить поручение до конца. Хорошо знать мотивы, по которым ребенок идет выполнять то или иное задание. Это поможет дать правильное поручение и достичь воспитательных целей.

Чтобы правильно организовать упражнение, следует сначала давать более легкие поручения, а затем переходить к сложным задачам. Результат, полученный в конце, должен радовать ребенка. Осознание личного успеха мотивирует его на выполнение новых поручений.

Метод упражнения включает в себя пример. Он осуществляется с помощью просмотра различных фильмов, приведения фактов из жизни, чтения книг и т. п. Но личный пример родителей имеет самое важное значение. Ребенок строит своё поведение, подражая взрослым, так как у него ещё недостаточно опыта для самостоятельного выстраивания своих действий. Так ребенок формирует правильное поведение либо асоциальное.

Сначала у малыша появляется представления о поступках, про которые он услышал из рассказов других или увидел собственными глазами. У него возникает желание действовать так же. Однако пример и дальнейшее поведение могут и не совпадать.

Затем идет выстраивание своих мыслей, действий и поведения под образец. И, наконец, поведение закрепляется. Важно помнить, что внушение и совет взрослого играют немаловажную роль в выборе правильных подражательных действий.

Наказание и поощрение - два взаимосвязанных метода

Поощрение строится на признании хороших качеств и положительной оценке поведения детей. Противоположным методом является наказание. Оно строится на осуждении плохих поступков, выражении отрицательной оценки. Эти два способа воспитания должны существовать вместе. Их необходимость доказана педагогикой, ведь они закаляют характер и воспитывают достоинство и ответственность.

Злоупотреблять и поощрением, и наказанием нельзя, так как это может привести к развитию эгоистичности. Сначала нужно хвалить ребенка, так как это дает веру в себя. Но не стоит забывать и об осторожности. Не стоит хвалить малыша за то, что дано ему от природы или достигнуто не единожды. Проявление жалости в поощрении тоже неуместно.

Наказание настолько же важно в воспитании, как и одобрение. Но и здесь есть некоторые нюансы. Например, нельзя применять физическую силу или давить морально на личность. При возникновении сомнений лучше избежать наказания. Если ребенок совершил сразу несколько проступков, наказать его стоит только один раз. Унижать или оскорблять личность неуместно, а уж тем более наказывать, когда прошло много времени с момента совершения плохого поступка. Если ребенок ест или не может преодолеть страх, наказание тем более неуместно.

Эффективнее всего наказание и поощрение будут в том случае, если применять их совместно с вышеперечисленными методами. Одобрение должно быть ведущей, а осуждение вспомогательной воспитательной мерой. Это позволяет ориентироваться на лучшие качества ребенка и улучшать их со временем. В обоих методах необходимо проявлять такт и стараться сподвигнуть ребенка к и самооценке своего поведения. Наказание будет правильным и уместным в том случае, если провинившийся понимает свою вину.

Важность образца для подражания

Положительный пример играет большую роль в формировании личности. Сегодня очень сложно уделять достаточное количество времени своему малышу, но важно помнить о важности личного примера. Даже если у вас остается мало свободного времени, вы можете показать ребенку правильное поведение, когда ведете его в образовательное учреждение. Так, если вы едете в каком-либо транспорте, то можно уступить место пожилому человеку, показав тем самым пример своему малышу. Если вы сами находитесь за рулем автомобиля, то можно уступить дорогу пешеходам и т. д.

Своим примером важно показать, как ведет себя воспитанный человек. Ваше поведение дома также влияет на поступки ребенка. Поэтому важно быть вежливым, обходительным и заботливым по отношению к близким. Никакие нотации и разговоры не вызовут у ребенка правильное поведение, если вы сами не умеете себя вести, но учите тому своих детей.

Ребенок считает своих родителей идеалом, поэтому копирует их поведение и слова. Постарайтесь не разочаровать малыша. Работайте над собой, избавьтесь от вредных привычек, если не хотите, чтобы они перешли к вашим детям.

Какие формы воспитания обычно применяют в современных семьях

Каждый родитель решает сам, как ему воспитывать собственных детей. Отсюда и происходит становление основных форм воспитания. В современной семье их не так уж и много.

К первой и самой распространенной форме воспитания детей в семье относится метод «кнута и пряника» . Важно помнить, что вплоть до пятилетнего возраста ребенок ещё не осознает до конца значение крика. Поэтому применять его, а также ремень и подзатыльники не следует. Крик нужен лишь в том случае, когда ребенок находится в ситуации опасности. Более действенной формой воспитания считается угол. А физическое наказание - это лишь доказательство того, что вы не можете по-другому объяснить неправоту ребенка. Таким образом, малыш не будет чувствовать за собой вины, поэтому важно отвлечься от всех своих дел и объяснить ребенку, в чём он провинился.

Разговор на равных - ещё одна форма воспитания в семье. Сюсюканье и искажение слов может привести к неправильному развитию речи ребенка. Поэтому стоит разговаривать с ним, как со взрослым. С самого детства нужно приучать ребенка самостоятельно есть и одеваться. Не помогайте малышу делать то, что он в силах сделать сам. Иначе вам придется бегать за ним по каждому крику.

В подростковом возрасте тоже существует своя форма воспитания. Не нужно слишком опекать ребенка, однако не стоит лишать его внимания вообще. Лучше всего стать для него другом. Так вы сможете быть в курсе его планов на день, знать, где он гуляет и чем занимается. Важно сохранить доверие подростка к себе.

Подведем итоги

В воспитании детей не так всё сложно, как кажется на первый взгляд. Каждые родители выбирают определенный метод воспитания своих чад. Но важно помнить, что воспитывать ребенка правильнее, используя весь комплекс способов воздействия на него. Нельзя только поощрять или наказывать, убеждать или применять упражнение, действовать только от личного примера. Необходимо включить в воспитательный процесс все методы, пользуясь ими в зависимости от ситуации.