Народные игры. Змейка

Корнеичева Е.Е., Грачева Н.И. Планирование внеучебной деятельности детей в режиме дня.

Средняя группа

День 1

Утро

Виды деятельности

Наблюдение за небом.

Задачи. Предложить детей рассмотреть небо, рассказать о нем, отвечая на вопросы воспитателя о цвете неба, плывущих по нему облаках.

Дидактическая игра «Какое небо».

Задачи. Формировать у детей умение подбирать относительные прилагательные к знакомым понятиям, учить передавать в речи результаты наблюдения.

Дежурство по столовой. Повышение самостоятельности дежурных.

Задачи. Учить детей действовать самостоятельно, опираясь на полученный ранее опыт и знания, добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой.

Настольно-печатные игры: «Пазлы», «Дежурная семейка», «Зоологический бильярд».

Задачи . Учить детей соблюдать правила игры, развивать внимание, формировать стремление доводить игру до конца.

Хозяйственно-бытовой труд. Протирка столов.

Задачи. Закреплять умение детей самостоятельно выполнять трудовые поручения, формировать бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых.

Сюжетно-ролевая игра «Больница». Сюжет «Заболел зайчик».

Задачи. Закреплять умение детей выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом, считаться с интересами товарищей. Учить правильно использовать инструменты врача, подбирать предметы-заместители.

Прогулка

Виды деятельности

Наблюдение за посадкой деревьев.

Задачи. Познакомить детей с новым видом трудовых действий, рассказать о сути и назначении работы по посадке деревьев, закрепить представления о строении дерева (ствол, ветви, корень). Учить детей употреблять в речи слова и выражения: сажают, поливают, копают, озеленяют улицу.

Подвижная игра «Зайцы и волк».

Задачи. Учить детей исполнять роль судей, оценивающих соответствие правилам и качество выполнения игровых действий, учить корректно формулировать советы, замечания. Формировать умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Трудовые поручения. Сбор выносного материала.

Задачи. Подводить детей к пониманию того, что игра и прогулка считаются оконченными, когда собраны игрушки, спортивные атрибуты, наведен порядок на участке. Формировать у детей ответственное отношение к порученному заданию, желание доводить дело до конца.

Дидактическая игра «Назови правильно».

Задачи. Упражнять детей в назывании детенышей зверей в единствен- и множественном числе (зайчонок - зайчата, лисенок - лисята).

Спортивные упражнения. Катание на самокате.

Задачи. Помогать детям освоить технику движения на самокате (учить крепко держать руль, отталкиваться попеременно правой и левой ногой, выполнять повороты). Развивать мышцы ног, уверенность в себе.

Постройки из песка.

Задачи. Учить детей использовать умение работать с сырым песком для создания различных построек, учить использовать различный инвентарь. Развивать творчество, фантазию.

Вечер

Прогулка

Виды деятельности

Наблюдение «Одуванчики в мае».

Задачи. Продолжать знакомить детей с первыми весенними цветами, предложить рассмотреть одуванчик, выделить основные части растения (стебель, листья, цветок), описать их. Обратить внимание ребят на то, что утром, поздно вечером и перед дождем цветки одуванчика закрываются.

Дидактическая игра «Придумай предложение».

Подвижные игры

для детей

от 5 до 7 лет

Выполнила: Салахова Л.М.

Подвижная игра «Кошки и мышки»

Лучшим местом для этой игры служит просторная площадь вблизи школы, на открытом воздухе. В дождливые и холодные дни детям предоставляется в полное распоряжение одна из комнат, просторная и свободная, по возможности, от мебели.

Участники этой игры, в количестве до 25 и больше, без различия пола, выдвигают одного из сверстников в роли мышки и других двух в роли кошек.

Остальные дети берут друг друга за руки и образуют незамкнутый круг, в одном месте которого два по соседству находящихся участника опускают по одной из своих рук, образуя таким образом род открытых «ворот», при чем кошкам разрешается проникновение в круг исключительно через эти «ворота», мышке же, кроме того, еще через все прочие промежутки, образуемые между детьми.

Игра эта основана на том, что кошки стремятся во что бы то ни стало поймать мышку; лишь только это случилось, трое этих более всего активных участников берутся за руки и примыкают к остальным для образования того же круга, при чем им на смену выдвигаются новые мышка и кошки и т. д. до тех пор, пока все дети не побудут в этих ролях.

При этой игре детям предоставляется широкая возможность порезвиться и побегать на открытом воздухе, что для развития и укрепления их физических сил имеет громадное значение.

Подвижная игра «Пятнашки»

Игры в пятнашки происходят либо в просторной комнате, либо на воздухе, где дети собираются в каком угодно количестве, начиная с 4-5 и кончая 25-и более.

Собравшись, дети из своей среды выбирают одного, и дают ему прозвище пятнашки; роль его состоит в том, что он внимательно следит за бегущими по разным направлениям детьми и старается во что бы то ни стало поймать одного и запятнать его, т. е. коснуться рукой.

Пойманный задерживается таким образом и превращается в «пятнашку»" при этом его имя произносится во всеуслышание для того, чтобы товарищи знали, кого им следует остерегаться.
Лишь только он, в свою очередь, поймает кого-нибудь из участников, то немедленно перёдает ему свою роль, переходя сам в группу детей, спасающихся бегством.

Игру эту следует продолжать до тех пор, пока дети сохранят живой интерес к ней и не почувствуют себя утомленными.

Игры в пятнашки основаны, главным образом, на движении; их можно однако разнообразить, вводя различные элементы, например метание мяча и тому подобное.

Возможны и вариации этой популярной игры, а именно:

Пятнашки с передачей

Дети собираются в каком-нибудь просторном месте, избирают среди участников так называемую «пятнашку» и бросаются бежать.

Пятнашка по-прежнему стремится поймать жертву, последняя - и в этом состоит отличие этой игры от предыдущей - в свою очередь спешит ответить первому пятнашке, бросающемуся быстро в бегство, тем же.

Ясно, что для того, чтобы цель была вполне достигнута, требуется большая ловкость от действующих лиц, старающихся превзойти в этом отношении друг друга.

В этой игре дети совершают целый ряд правильных физических упражнений, стараясь не попасть в число пятнашек, кроме того они изощряются еще в ловкости, развивая в себе постепенно это качество, если оно им не было присуще раньше.


Пятнашки с мячом

Кроме бега, существенным элементом этой игры является метанье мячом. Дети по предыдущему распределяют между собой роли, при чем большинство обращается в бегство, а один из их среды, получивши прозвище пятнашки, снабжается еще мячом большей или меньшей величины.

В то время, как дети бегают по разным направлениям, пятнашка намечает себе жертву и старается во что бы то ни стало настигнуть ее, запятнав прикосновением мяча.

Потерпевший меняется с ним ролью, и игра продолжается до тех пор, пока у детей хватит охоты и они не устанут и не потеряют интереса к начатой игре.

Подвижная игра «Звери»

Местом для игры избирается просторная комната или пространство, прилегающее к школе или дому на открытом воздухе.

На противоположных концах избранное для игры место ограничивают неширокими полосами.
Одну из них предназначают как бы для дома купца, другую для загона зверей, остальное пространство, соединяющее эти два отделения, носит название поля.

Участвующие в этой игре разделяют роли меж собой следующим образом.

Один из них назначается владельцем зверей, другой - покупателем, остальные участники игры изображают собой различных зверей: слона, тигра, льва, лисицы и т. п.

При этом все действующие лица устраиваются таким образом, что покупатель пробирается в огороженный дом, звери уходят в так называемый загон, а хозяин помещается возле них, как сторож.

В начале игры к хозяину подходит покупатель и осведомляется, находится ли среди его зверей хотя бы слон; получив утвердительный ответ, он спрашивает о цене.

Владелец зверей указывает цену, протягивая в случае согласия покупателя руку будто бы за деньгами. Вместо денег он получает по легкому удару, количество которых соответствует количеству рублей, назначенных за зверя, причем при первом ударе проданный зверь бегом спасается по направлению к дому покупателя и тотчас, по достижении его, возвращается в загон.

В то время, как покупатель отсчитал последний удар, зверь должен добраться до загона, иначе он бросается ему вдогонку, стараясь изо всех сил поймать его.

В случае успеха, т. е. если покупатель настигнет зверя, он считает его своим пленником и уводит в свой дом, после чего вновь отправляется к владельцу для покупки прочих зверей, за которыми он гонится, затем таким же точно образом, как за первым.

В случае промаха, т. е. если покупателю не удается поймать купленного зверя, он меняется с ним ролями, при чем зверь превращается в покупателя, а покупатель присваивает себе название, которое носил зверь. В таком порядке игра продолжается до тех пор, пока не будут проданы и пойманы все звери.

В том случае, когда число участников очень велико и для поимки всех зверей может потребоваться слишком много времени, в течение которого дети могут сильно утомиться, необходимо тотчас же приостановить игру, лишь только станет заметно чувство усталости, охватившее детей, так как в противном случае цель не будет достигнута и дети вместо удовольствия, получаемого от умеренной игры, почувствуют к ней отвращение.

Игра в «зверей» также основана на беге, т. е. физических упражнениях; все остальное - это аксессуары, делающие игру занимательной.

Подвижная игра «Лошадки»

Для игры удобнее всего пользоваться обширным пространством во дворе или же просторной комнатой. Участников может быть какое угодно количество.

Дети по росту размещаются на одной линии, в одну шеренгу, и разделяются, начиная с крайнего, на группы, в состав которой входит по четыре участника.

Одна из групп носит название коренников и удерживает за собой раз захваченное место; слева и справа к ним примыкают две группы пристяжных. В последние группы входят кучера.

После того, как все разместились таким образом, кучера снимают с себя пояса, продевают их за пояса участников группы коренников, захватывая оба конца пояса правой рукой таким образом, чтобы пряжка пояса очутилась между указательным и большим пальцами, а противоположный конец пояса между средним и указательным пальцами; благодаря такому захватыванию пояса пальцами правой руки, представляется возможность во всякое время быстро вынуть его.

Для большего порядка в игре какой-нибудь из участвующих постарше избирается «хозяином троек». По сигналу, данному им, «тройки» начинают выступать, сначала медленно подвигаясь вперед, затем ускоряя постепенно шаги, пускаются бегом в одном направлении, затем они постепенно меняют это направление и рассыпаются во все стороны, по новому приказанию хозяина.

Лишь только «хозяин троек» закричит: «лошади, в разные стороны!», кучера немедленно освобождают пояса, переплетенные с поясами коренников, и освободившиеся лошади быстро бросаются в разные стороны.

Спустя некоторое время, хозяин вновь командует «кучера, взнуздайте лошадей!». После этого окрика кучера берут друг друга за руки, образуя цепь, и начинают двигаться с одного конца комнаты или двора, служащих местом для игры, в противоположный, загоняя туда также и лошадей.

Основным элементом этой игры является ходьба и бег и если она происходит на воздухе, то польза ее для детей очевидна.

Подвижная игра «Зайчик»

Дети, в каком угодно количестве, до 30 и больше, захватывают с собой обыкновенный мяч, средней величины, и отправляются во двор или просторную комнату.

Дети, принимающие участие в игре, все, за исключением одного, устанавливаются кругом, обращая свои лица в центр круга. Руки свои они складывают за спиной, передавая таким образом друг другу мячик, который в данном случае и служит зайчиком.

Один из участников, расположившийся в самом кругу, стремится при передаче мячика из рук в руки захватить его, при чем он имеет право требовать от каждого участника, чтобы тот показал ему свои руки.

Лишь только он заметит у кого-нибудь мячик или кто-нибудь из детей по рассеянности уронит его, он подхватывает мячик и становится на место потерпевшего, а тот входит в круг, меняясь с ним ролями.

Находящийся в кругу называется «водящий»; лишь только он очутится спиной к тому из участников, который овладел мячом, ему представляется право коснуться им спины «водящего», т. е. запятнать его, при чем пятнать дозволяется лишь в спину, а не в какое-нибудь другое место.

Запятнанный подхватывает мяч и бросается вслед за тем, кто его запятнал; при большой ловкости он реваншируется, т. е. старается его также запятнать; при успехе они обмениваются ролями.

В том случае, если ему не удается настигнуть противника, он вновь отправляется в середину круга и становится по-прежнему водящим.

В этой игре, кроме бега, важным элементом является метание мяча, - оба эти условия чрезвычайно полезны для детей, так как дают им возможность развить максимум своей мышечно-нервной энергии; при продолжительном беге и метании развиваются и крепнут мускулы, дыхательные движения становятся частыми и глубокими, грудная клетка развивается и кровообращение значительно улучшается.

Игру следует приостановить, лишь только станет заметно утомление.

Подвижная игра «Волк и овцы»

Дети собираются во дворе на открытом воздухе или в обширной комнате и, по жребию, назначают одного из участников пастухом, другого - волком, а остальные остаются в роли овец.

На обоих концах двора или классной комнаты, служащих местом для игры, отмежевываются площадки, имеющие 3-4 шага в ширину и называемые загонами.

Пространство, находящееся между обоими загонами, носит название поля, причем на одной из сторон его отделяют чертой небольшое пространство, служащее логовищем для волка.
После этого овцы размещаются в одном из загонов, а пастух становится в поле вблизи загона.
Волк, устроившийся в логовище, предлагает пастуху погнать стадо овец в поле, а сам в это время старается схватить какую-нибудь из них и увлечь в свое логовище. Пастух при этом изо всех сил старается оградить овец, направляющихся в противоположный загон, от волка, но это ему не всегда удается, если волк отличается ловкостью. Пойманная овца становится помощницей волка. После этого волк вновь обращается к пастуху со словами: "гони стадо в поле", и при исполнении этого требования, вместе со своим помощником старается задержать бегущих к противоположному загону овец.

Мало-помалу число помощников волка постепенно увеличивается, и он каждый раз вместе с ними продолжает выходить на охоту за овцами.

Игра может продолжаться до тех пор, пока волк не поймает всех овец; если же дети устанут, в особенности в том случае, когда число их очень велико, игру можно приостановить и раньше.

Для правильного ведения игры требуется соблюдение известных правил, состоящих, между прочим, в том, что волк не должен оставлять логовища до тех пор, пока овцы не выйдут из своего загона и не двинутся по направлению к противоположному.

Волку не предоставляется права забираться в загон, - он может ловить овец лишь в поле, т. е. в пространстве, отделяющем оба загона.

Пойманная овца должна покориться своей участи и стать помощницей волка, помогая ему при поимке новых добыч, причем помощники обыкновенно берутся за руки, образуя цепь и задерживая, таким образом, попадающихся овец.

Подвижная игра «Медведь»

Число играющих может быть как угодно велико, причем местом для игры служит также просторная классная комната или обширный двор или площадь, прилегающая к школе.

Участники игры по жребию выбирают из своей среды одного товарища, которому поручают роль медведя, и снабжают каждого жгутами, - последние нетрудно смастерить, свертывая соответственным образом носовые платки.

На одной из сторон пространства, отведенного для игры, устраивается или, вернее, ограничивается чертой небольшое место, служащее медведю берлогой.

По данному сигналу, дети бросаются бегом из одного конца двора или классной комнаты в противоположный, причем медведь, не вооруженный жгутом, бросается на них, стараясь прикоснуться к одному из них рукой, т. е. запятнать его.

Запятнанный также становится медведем и уводится в берлогу. Игра продолжается в таком порядке до тех пор, пока медведей не станет больше, чем оставшихся участников игры.
По мере увеличения числа помощников медведя, все они выходят вместе с ним на добычу, устанавливаются в ряд, причем только находящиеся по краям имеют право ловить играющих. Основным элементом игры является бег.

Подвижная игра «Волк в кругу»

Количество участвующих может быть как угодно велико. Дети собираются на просторном дворе или в большой классной комнате.

На полу или земле очерчивают круг и, выбрав по жребию из своей среды волка, помещают его внутри очерченного круга.

Участвующие в игре дети врываются в круг и стараются выбежать из него, не будучи запятнаны волком, который норовит изо всех сил запятнать их.

Потерпевший меняется ролями с волком и становится на его место в круг. Игра эта - не сложная, доставляющая детям большое развлечение. Главный элемент, входящий в нее - бег.

Подвижная игра «Лисица на одной ноге»

Дети собираются на дворе или в саду, в каком угодно количестве и снабжаются жгутами.

По жребию одному из участвующих дается прозвище лисы. В одном из уголков места, выбранного для игры, устраивают так называемую норку, куда и прячется лиса.

По данному сигналу дети бросаются бегом по двору, а лиса, снабженная жгутом, выходит из своей норы и бросается вслед за бегущими, прыгая на одной ноге и стараясь попасть в одного из них жгутом.

В том случае, когда это ей удается, она присоединяется к толпе, а потерпевший прячется в норку, изображая собой лису.

Если же она дала промах, т. е. брошенный ею жгут не задел никого из бегущих, она должна быстро шмыгнуть в норку, чтобы избежать ударов жгута, направленных на нее другими участниками игры.

Главными элементами игры являются бег и прыжки. Очевидно, кроме пользы, приносимой детям движениями на открытом воздухе, игра развивает в них еще ловкость, так как каждый ребенок, попавший в роль лисы, старается поскорее освободиться от нее, чтобы не быть осмеянным товарищами.

Подвижная игра «Медведь и вожак»

Число детей может быть как угодно велико; собравшись в месте, назначенном для игры, в саду, во дворе или в просторной комнате, они захватывают с собой веревку, длиной в 2-3 аршина.

Одного из участников назначают медведем, другого вожаком, причем оба берут в руки противоположные концы веревки, а остальные дети группируются на недалеком от них расстоянии, приблизительно в 4-6 шагах. По сигналу, данному вожаком, игра начинается, и дети все наперерыв бросаются на медведя, стараясь запятнать его. Вожак охраняя последнего, в свою очередь силится запятнать каждого приближающегося к медведю.

Вожак должен обладать известной ловкостью и стараться во что бы то ни стало запятнать кого-нибудь из играющих, прежде, чем медведь получит 5-6 легких ударов.

Запятнанный становится медведем; в том же случае, когда медведь получит вышеуказанное количество ударов, а вожак не успеет запятнать кого-либо, он сам становится медведем, а нанесший последний удар преобразуется в вожака.

При каждом таком обмене ролей участвующие отодвигаются на известное расстояние от центральных лиц - медведя и вожака - и лишь по сигналу, данному последним, вновь приближаются и продолжают игру в прежнем порядке.

Для правильного ведения этой игры требуется соблюдение некоторых условий. Пятнающие, т. е. наносящие медведю легкие удары, должны непременно вслух заявить о нанесенном ударе, причем удары могут быть наносимы лишь поочередно, а не одновременно двумя или несколькими играющими.

В начале и во время игры, при каждой смене центральных, действующих лиц - вожака и медведя - остальные участвующие не должны подходить к ним ближе, чем на 4-6 шагов, до тех пор, пока вожак не даст сигнала. За нарушение последнего правила, в наказание полагается роль медведя.

Подвижная игра «Змейка»

Число детей доходит до 20 и больше. Игра происходит во дворе или в саду.

Участвующие выбирают из своей среды вожака, берутся за руки и бегут по извилистому направлению вслед за вожаком.

Во время бега двое из играющих высоко подымают соединенные руки, предоставляя вожаку пробраться под ними, - благодаря этому в цепи образуется выемка.

Попавшему в эту выемку необходимо тотчас же обернуться для того, чтобы цепь получила прежний вид. Далее вожак пробирается через руки всех участвующих в игре, причем к цепи образуется ряд выемок, благодаря чему получается форма змейки.

Главный элемент игры - бег; если игра заинтересовывает детей, они ведут ее очень охотно, развивая при этом свои физические силы и максимум мышечно-нервной энергии.

Лишь только замечается утомление, следует прекратить игру, - иначе она вместо ожидаемой пользы приносит несомненный вред, так как превращается в скучную, утомительную обязанность.

Малороссийская подвижная игра в мяч

Дети собираются во дворе или в обширной комнате; число их может быть как угодно велико; они разделяются на группы, считая по пяти человек в каждой и захватывают по одному мячу средней величины.

Прежде чем приступить к игре, дети ограничивают приблизительно квадратное пространство, величиной в несколько сажен. Из каждой группы избирается один участник и становится в центре устроенного таким образом квадрата, которому дают название города.

Остальные 4 детей из каждой группы занимают места по четырем сторонам квадрата.

Один из этих четырех детей снабжается мячом и старается во что бы то ни стало попасть им в того, который поместился в центре, притом он, кроме ловкости, пускает в ход также и хитрость, а именно прицеливается будто бы в товарища, находящегося на одной из сторон квадрата, и лишь только ему удается отвлечь внимание «центрального», как он быстро меняет направление и бросает в него мяч.

Находящийся в центре должен всячески увертываться для того, чтобы защитить себя от нападения, и когда это ему удается, т. е. когда бросивший мяч промахнулся, он меняется ролями с центральным.

В том случае, когда мяч попал в цель, четверо, стоящие по сторонам квадрата, обращаются быстро в бегство, между тем, стоящий в центре ловко подхватывает мяч и бросается за ними вдогонку, стараясь во что бы то ни стало коснуться мячом одного из бегущих, т. е. запятнать его; за черту огороженного города ему не разрешается выходить.

Если ему удастся запятнать кого-нибудь из бегущих, он меняется с ним ролями, - в противном случае безропотно покоряется своей участи и по-прежнему занимает центральное место в городе.

Игра эта доступна малолетним и доставляет им громадное удовольствие; она основана на беге и метании, оба процесса очень полезны, так как укрепляют детский организм.

Подвижная игра «Летучий мяч»

Дети собираются в каком угодно количестве в просторной комнате или в чистом дворе и запасаются мячом довольно большой величины.

Участвующие в игре группируются таким образом, что образуют род круга и лицами обращаются к центру его.

Расстояние между поместившимися в вышеуказанном порядке детьми равняется приблизительно двум шагам. По данному сигналу дети начинают перебрасывать от одного к другому мяч, по разным, однако, направлениям, причем один из участвующих, находящийся внутри круга, изо всех сил старается перехватить мяч, чтобы дать ему добраться до цели, т. е. до того товарища, в чью сторону он был направлен.

Перехватив мяч, он овладевает им и немедленно становится на место того из участвующих, который в последний раз так неудачно бросил мяч.

Главным элементом игры является метание мяча, - упражнение чрезвычайно полезное для детей, так как оно развивает и укрепляет мускулы верхних конечностей.

Для правильного ведения этой игры требуется соблюдение некоторых правил. Так, участвующие должны все время сохранять раз захваченные места.

В то время, как один из участвующих бросает мяч по направлению к одному из товарищей, находящийся в центре круга не должен приближаться к нему больше, чем на 3-4 шага.
В том случае, когда играющий так неловко бросил мяч, что последний не попал в руки того, кому он предназначался, а пролетел над его головой, он наказывается тем, что меняется местами с находящимся в центре круга.

Подвижная игра «Мокрая курица»

У вас есть во дворе «лазилка»? Наверняка есть, просто возможно по-другому называется. Это такое приспособление стоящее почти в каждом дворе. На нем ковры выбивают. Если ничего похоже нет - не огорчайтесь, прочитайте правила игры и подумайте, какое сооружение в вашем дворе можно приспособить под эту игру.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

У вас имеется «лазилка», ведущий, он же «мокрая курица» и игроки хотя бы человека три. Ведущему завязывают глаза. Он имеет право ходит только вокруг «лазилки», забираться на неё ему запрещено. Его задача поймать кого-нибудь из игроков и опознать кого же он поймал. Игроки передвигаются по «лазилке» и по земле не отходя от «лазилки» дальше, чем на шаг, стараясь не попасть в «лапы» ведущего. У ведущего во время игры есть две спасительные фразы. Стоит только ему сказать: «Стоп, земля!» и все игроки стоящие на земле замирают и не двигаются. Но через 5 секунд они снова могут двигаться, а ведущий больше не может воспользоваться этой фразой. Так же он может сказать: «Стоп, луна!» и все игроки находящиеся на «лазилке», как и в предыдущем случае, не двигаются 5 секунд, этой фразой ведущий так же пользуется один раз за игру. Пойманный игрок становится «мокрой курицей».

Подвижная игра «Наступление»

Все игроки встают в круг, выставляя в центр одну ногу, носки выставленных ног игроков должны соприкасаться в центре. Все начинают говорить: «Раз, два, три, четыре, пять! Начинаем наступать!» - на последнем слове все отпрыгивают в разные стороны. Тот, кто первый крикнет: «Я - первый!», тот и начинает. Игра заключается в том, чтобы прыгнуть на соседа при этом, наступив ему на ногу, сосед же должен успеть отпрыгнуть и, если успел, прыгнуть на следующего игрока (по часовой стрелке, начиная с первого). Тот, кому наступили на ногу выбывает из игры. А игрок наступивший, имеет право на внеочередной прыжок и прыгает на следующего игрока по часовой стрелке. Игра до последнего.

Подвижная игра «Путаница»

Количество игроков не ограничено. Выбирается один или несколько ведущих, смотря на количество участников. Ведущие, либо отворачиваются, либо уходят в другое помещение. Все остальные встают в круг держась за руки и начинают запутываться между собой не разжимая рук. После этого все хором зовут ведущих: «Путаница, путаница, распутай нас!!!» Задача ведущих распутать всех, вернув их в первоначальный вид (в круг) не разжимая при этом рук участников. Если сумеют распутать - победили, если нет - победили «путаники».

Подвижная игра «Мадам»

Все игроки встают в круг и начинают прыгать на месте, приговаривая: «По полям, по долам. Получается - мадам! Угадаешь число, Будешь - Во!» На последнем слове все останавливаются, при этом расставив ноги. Теперь по очереди каждый называет цифру и начинает соединять ноги не отрывая ступней от пола, двигая сначала носки, потом пятки, носки, пятки - при этом считая каждое движение, если число совпадает с названым, игрок остается в игре, если нет - выбывает, а игра начинается с самого начала с оставшимися игроками.

Подвижная игра «Третий лишний»

Количество игроков не ограничено, как можно больше. Все встают в круг лицом, попарно - один человек, а за спиной другой. Одна пара становится ведущей - один из пары бежит, другой догоняет. Бегают по внешнему кругу. Тот, кто убегает, может спастись от погони, встав к любой паре третьим. Вставать нужно перед первым игроком пары, тогда стоящий у него за спиной игрок становится третьим, третьим лишним и должен убегать от погони. Тот, кого догонит и коснётся «ляпа» сам становиться «ляпой» и теперь должен догонять. Играют, пока не надоест.

Подвижная игра «Стоп, машина!»

Ведущий, становиться, как можно дальше к игрокам, спиной. А игроки выстраиваются в шеренгу и по сигналу ведущего, начинают движение к нему. Сигналом может служить слово «старт». Задача игроков, быстрее всех добежать до ведущего и коснуться его спины. Но во время движения игроков, в любой момент, любой количество раз, ведущий может произнести фразу: «Стоп, машина!!!». И все игроки должны замереть на месте. Ведущий может обернуться и посмотреть, если он заметит, что кто-то шевелится или улыбается, тот игрок штрафуется. Он должен отойти назад на пять шагов или вернуться на исходную позицию (смотря на расстояние). После этого ведущий снова начинает игру и может снова остановить её в любой момент. Победивший игрок становиться ведущим.

Зоя Соколова
Подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста

Предлагаю Вашему вниманию несложные игры, которые позволяют формировать и совершенствовать движения детей. В игровой деятельности объединяются и физическая, и речевая, и общая интеллектуальная деятельность, что способствует комплексному развитию малыша.

Змейка

Цель: учить детей двигаться цепочкой, обходить предметы, перешагивать через предметы, развивать ловкость.

Оборудование: картинка с изображением змеи, веревка (лента).

Воспитатель показывает детям картинку и спрашивает «Кто здесь нарисован?». Затем предлагает детям вспомнить, как шипит змея «Ш-ш-ш-ш-ш». Затем воспитатель предлагает всем детям изобразить змейку.

1 вариант: Дети кладут руки друг другу на плечи и плавно, медленно двигаются, изображая «змейку» за педагогом, произнося при этом звуки «ш-ш-ш-ш-ш».

2 вариант: Дети должны двигаться друг за другом цепочкой, но теперь перед ними могут ставиться различные преграды (кубики, кегли и т. д., которые «змейка» должна обогнуть, не задев их, и не уронив. Не забывая при этом произносить звуки шипения.

3 вариант: На полу выкладывается лента или веревка, изогнутая в виде змеи. Каждый ребенок по очереди идет вдоль полоски, изображая «змейку».

Найди свою пару

Цель: развивать ловкость, быстроту движений, координацию.

Оборудование: карточки основных цветов, карточки с изображением основных геометрических фигур.

Воспитатель показывает, а затем раздает каждому карточки. Обращает внимание на цвет и фигуру.

В одной стороне группы стоят стульчики с карточками геометрических фигур и основных цветов. Такие же карточки и у детей. Дети строятся на противоположной стороне. По сигналу воспитателя дети должны быстро найти соответствующий стул с карточкой и сесть на него. Игра повторяется несколько раз, дети меняются карточками.

Кот и мыши

Цель: учить детей бегать плавно, на носочках, развивать быстроту, ловкость.

Воспитатель выбирает одного ребенка – он будет котом. Остальные дети – мыши. Кот сидит посередине группы на стульчике и «спит». Мышки становятся вокруг кота, образуя круг. Воспитатель объясняет правила игры: когда кот спит, мышки легко и тихо бегают по кругу, когда кот просыпается – бегут в «норки» - на стульчики. Воспитатель читает считалку:

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз-два-три-четыре,

Мышки дёрнули за гири.

Вдруг раздался странный звон…

Убежали мыши вон!

Кот просыпается и пытается поймать мышей. Мышки стараются поскорее убежать на свое место. Тот, до кого дотронулся кот – становится на его место. Игра повторяется.

Возьми куб

Цель: развивать ловкость, быстроту движений, учить бегать плавно, на носках.

Оборудование: кубики.

На полу разложены кубики. Дети встают в круг возле них. Когда играет музыка, дети бегут по кругу друг за другом. Как только музыка прекращается – каждый ребенок должен взять кубик и поднять руку вверх. Кубиков может быть на 1-2 меньше, чем детей. Кто не успел взять кубик – выбывает из игры. Игра повторяется.

Эстафета

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, учить детей быстро бегать, не наталкиваясь друг на друга, воспитывать соревновательный дух.

Оборудование: мячи, флажки, кубики.

На одной стороне группы выстраиваются дети в две колонны, на другой - раскладываются кубики, флажки, мячики. По сигналу воспитателя дети бегут к предметам. Каждый ребенок должен взять один мяч, положить в корзину, и вернуться обратно. Побеждает та команда, которая больше всего предметов собрала в корзинку.

Публикации по теме:

Игры для детей младшего дошкольного возраста ФлажкиЦель: учить ходить детей цепочкой с флажками. Оборудование: цветные флажки. Ход игры: Дети строятся в одну линию. Воспитатель показывает.

Игры, развивающие речь детей младшего дошкольного возраста Работая с детьми младшего дошкольного возраста, необходимо учитывать особенности развития речи детей этого возраста,шаги становления речевой.

Консультация для родителей «Обучение ходьбе на лыжах детей дошкольного возраста. Подвижные игры на лыжах» «Обучение ходьбе на лыжах детей дошкольного возраста, подвижные игры на лыжах». Одним из наиболее доступных дошкольникам видов оздоровительной.

Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. Уважаемые коллеги. Вашему вниманию я предлагаем презентацию на тему: «Подвижные игры.

Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста В младшем дошкольном возрасте усвоение знаний в игре происходит значительно успешнее чем на занятиях. Ребенок увлеченный замыслом новой игры.

Речевые игры для детей младшего дошкольного возраста Игра «Идите с нами играть» Цель. Учить детей говорить громко. Выработка умения пользоваться громким голосом. Подготовительная работа. Подобрать.

Игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста Тема моей работы по самообразованию: «Игры, способствующие развитию речи детей младшего дошкольного возраста». Данную тему я выбрала не.

КАТАЛОГ

ПОДВИЖНЫХ ИГР

ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Составила: Козлова О.А.

г.о. Тольятти

МБУ детский сад 139 «Облачко»

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ХОДЬБОЙ

ЗМЕЙКА

Цель: упражнять детей в передвижении «змейкой», в перешагивании через предметы; развивать ловкость.

Эй-ка, эй-ка,
Голубая змейка!
Объявись, покажись,
Колесом покрутись!

Воспитатель предлагает всем детям изобразить змейку. Дети кладут руки друг другу на плечи и медленно «змейкой» двигаются вперёд за педагогом. Перед детьми могут ставиться преграды (кубы, дуги и т.д.), которые змейка должна обогнуть, не опрокинув.

НАЙДИ ФЛАЖОК

Цель: развивать внимательность, упражнять детей в ходьбе в колонне по одному.


Дети сидят на стульях в разных местах комнаты (площадки). По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель тем временем прячет флажки (по числу детей).
«Пора искать флажок»,- говорит воспитатель, дети открывают глаза и идут искать флажки.
Тот, кто нашел флажок, садится на свое место. Когда все дети найдут флажки, они идут вдоль сторон площадки, держа флажок в руке. Впереди колонны идет тот, кто первый нашел флажок.
По сигналу «На места!» дети садятся на стулья, и игра начинается снова.
Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети брали один флажок.
Хорошо проводить эту игру в лесу на полянке: можно прятать флажки в траве, в кустах, за деревьями.

ПАРАМИ НА ПРОГУЛКУ

Цель: учить детей согласовывать свои движения, быстро находить пару, развивать координацию движений, ориентировку в пространстве, упражнять детей в прыжках, приседаниях.


На одной стороне площадки из шнуров (стульев, стоек) образуют ворота. Дети, держась за руки, встают парами (произвольно, кто с кем хочет), воспитатель помогает им в этом. На сигнал «идем гулять» дети парами проходят через ворота, а затем расходятся по площадке. Здесь они могут попрыгать, присесть - «собираем ягоды, цветы». На сигнал «идем домой» малыши снова встают парами и проходят через ворота.

Правила: идти парами, держась за руки; согласовывать свои движения, не отставать и не опережать; уступать дорогу, проходя ворота.

Усложнение: сделать еще одни ворота и предложить проходить в те ворота, которые окажутся ближе.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С БЕГОМ

ПОЕЗД

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну, упражнять в ходьбе, беге друг за другом.

Описание игры
Дети строятся в колонну по одной стороне площадки или вдоль стены комнаты. Первый стоящий в колонне - «паровоз», остальные - «вагоны».
Воспитатель дает гудок, и дети начинают двигаться вперед (без сцепления); вначале медленно, затем быстрее и, наконец, переходят на бег (при медленном движении дети могут произносить звуки «чу-чу-чу»).
«Поезд подъезжает к станции»,- говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются.
Воспитатель вновь дает гудок, и движение поезда возобновляется.
Общая продолжительность игры 4-5 минут.

Правила игры
Поезд может двигаться только после гудка (т.е. по сигналу воспитателя).

Указания к проведению игры
1) Воспитатель регулирует темп и продолжительность движения поезда.
2) Первое время воспитатель сам ведет колонну детей, а затем ставит впереди более активного ребенка.

Вариант игры.
После остановки поезда дети идут погулять: собирают цветы, ягоды, грибы, шишки. Услышав гудок, дети бегут в условленное место (к стене) и строятся в колонну.

Указания к проведению игры

В варианте игры бежать в вагоны, т. е. строиться в колонну, можно
только по гудку паровоза.
Вначале можно разрешить детям строиться в любом порядке, а к концу года следует приучать запоминать свое место в колонне - находить свой «вагон».

НАЙДИ СВОЕ МЕСТО

Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, основных цветах, классификациях животных; тренировать внимание, развивать ловкость, быстроту движений.

На одном конце площадки стоят стульчики с карточками геометрических фигур, основных цветов, животных. Такие же карточки у детей, которые стоят на противоположном конце площадки.

По сигналу дети занимают места у соответствующего стула.

ПТИЧКИ В ГНЕЗДЫШКАХ


Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, тренировать память, внимание, развивать быстроту движений, ориентировку в пространстве.


Нарисуйте на земле или на снегу несколько кругов - это гнёздышки.

По сигналу все птички вылетают из гнёздышек, разлетаются во все стороны, приседают, клюют корм, снова летают, размахивая руками-крыльями.

Воспитатель произносит слова:

Вот летели птички, птички невелички.

Все летали, все летали - крыльями махали.

На дорожку сели, зёрнышек поели.

Клю-клю-клю-клю, как я зёрнышки люблю.

Перышки почистим, чтобы были чище.

Вот так, вот так, чтобы были чище!

Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам.

Прыг-скок, прыг-скок, прыгаем по веткам.

По сигналу: "Летите домой в гнёздышки!" дети возвращаются в "гнёздышки" - сначала в любое, затем можно усложнить задание: нужно вернуться именно в то гнёздышко, из которого "вылетел".

НАЙДИ СВОЙ ДОМИК

Цель: развивать внимательность, быстроту реакции, упражнять детей в беге.


Дети сидят вдоль одной стороны площадки или комнаты. По сигналу воспитателя «Пойдемте гулять» дети расходятся по площадке (комнате) группками или в одиночку, кто куда хочет. По слову воспитателя «домой» все бегут обратно и занимают любое свободное место. Затем игра повторяется.

Вариант игры.
Вместо индивидуального «домика» - стула, можно предложить детям устроить коллективные домики в разных углах комнаты и собраться там по 4-6 человек. В каждом доме воспитатель ставит цветной флаг (красный, синий, желтый). Когда дети хорошо усвоят игру, воспитатель предлагает им во время прогулки закрыть глаза и переставляет флаги.
По слову «домой» дети открывают глаза, находят флаг своего цвета и собираются возле него.

ЛЕТАЕТ - НЕ ЛЕТАЕТ

Цель: тренировать внимание, память; упражнять в свободном передвижении на площадке.

Дети свободно передвигаются по комнате: бегом, вприпрыжку, кружась. Воспитатель называет любые слова (рыба, самолёт, дерево …). Если то, что названо, может летать, дети имитируют полёт; если то, что названо, может плавать – имитируют плавание; если не плавает, не летает – то дети останавливаются. Самый внимательный тот, кто ни разу не ошибся.

МЫШИ И КОТ

Цель: приучать детей бегать легко, на носках, не наталкиваясь друг на друга, развивать ловкость, ориентировку в пространстве.

Выбирается водящий. Он будет котом. Мышки становятся на противоположной стороне комнаты от кота, который сидит на стульчике. Дети - мыши медленно передвигаются по направлению к коту во время следующих слов:

Вышли мыши как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз-два-три-четыре,
Мышки дёрнули за гири. (Воспитатель громко хлопает в ладоши)
Вдруг раздался странный звон…
Убежали мыши вон.

Кот просыпается и пытается поймать мышей. Те, в свою очередь, убегают на своё место. Пойманными считаются те мыши, до которых дотронулся кот.

КТО РАНЬШЕ

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу быстроту реакции, упражнять в беге.

3-4 детей сидят на стульях на одной стороне площадки. На противоположной стороне (расстояние 6-10 м) стоят стулья по числу играющих. По сигналу воспитателя малыши бегут на другую сторону, стараясь быстрее сесть на стул. Выигрывает тот, кто сделает это первым. Детей надо подбирать примерно равных по силам, быстроте бега. Сильным расстояние для бега предлагать больше. Детям послабее дистанцию сократить. Обращать внимание на быстроту реакции, напоминать, что бежать надо сразу же, как только будет дан сигнал. Он может быть словесный «Беги!», звуковой (удар в бубен, хлопок в ладоши), зрительный (взмах флажком).

Вариант: добежать до стула, поднять вверх флажок или кубик; позвонить в погремушку.

ЗВОНОЧЕК


Цель: развивать память, внимание, ловкость; упражнять в беге «стайкой».

Дети стоят полукругом, воспитатель перед ними, за спиной у него звоночек (бубен, барабан, погремушка). Он показывает его детям и быстро прячет. Спрашивает, что они видели, затем перебегает на другую сторону, говоря: «Я бегу, бегу, бегу, и в звоночек я звоню». Кладет звоночек сзади, широко разводит руки в стороны и говорит: «Все сюда скорей бегут и звоночек мой найдут». Дети бегут. Кто первый нашел, звонит и отдает воспитателю. Игра повторяется.

БЫСТРО ВОЗЬМИ – БЫСТРО ПОЛОЖИ


Цель: развивать память, внимание, ловкость; упражнять в беге.

На одной стороне площадки стоят 3-4 стула, на каждом по 2-3 погремушки или небольших кубика. На другой стороне на расстоянии 5-6 м стоят 3-4 ящика или корзины. Трем-четырем детям предлагают взять по одному предмету, бегом перенести их и положить в ящик. Физически крепким детям можно добавить еще один предмет или немного (на 1-2 м) увеличить расстояние для бега.

БЫСТРО ВОЗЬМИ

Цель: развивать ловкость, быстроту движений; упражнять в ходьбе, в беге вокруг предметов, в приседании.

На площадке по кругу разложены кубики. Дети идут, затем бегут вокруг кубиков. Их может быть на 1-2 меньше, чем детей. На сигнал «Бери!» быстро останавливаются у любого ближайшего кубика и поднимают его вверх.

НОЖКИ, НОЖКИ


Цель: развивать внимание, упражнять в беге, в прыжках с разворотом.

Дети бегут друг за другом под слова воспитателя «Ножки, ножки бежали по дорожке. Топ-топ-топ-топ! Прыг!» На последнее слово прыжком быстро поворачиваются в другую сторону.

НАЙДИ СВОЙ ДОМИК


Цель: развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, имитировать движения; развивать ориентировку в пространстве, быстроту реакции, ловкость; упражнять в беге.

Дети с помощью взрослого выбирают для себя домики (скамейку, бревно, начерченные на земле кружки) и находятся в них. В одном домике может быть 2-3 детей. По сигналу воспитателя выбегают из домиков на середину площадки, изображая ловлю бабочек (хлопают в ладоши перед собой и между ног), зайчиков (подпрыгивают на двух ногах), самолеты (бегают с поднятыми в стороны прямыми руками). По сигналу "Найди домик!" быстро разбегаются по местам, занимая домики.

ПРИНЕСИ ПРЕДМЕТ

Цель: развивать быстроту реакции, упражнять в беге, воспитывать соревновательный дух.

С одной стороны площадки выстраиваются дети, с другой раскладываются игрушки, флажки, мячики и др. По сигналу воспитателя дети бегут к предметам, каждый ребенок должен взять одну игрушку и, прибежав обратно, положить ее в корзину. Задание можно выполнять группами.

ЛОШАДКИ

Цель: учить детей согласовывать действия и движения друг с другом, не подталкивать бегущего впереди.

Дети распределяются по парам. Один играет в лошадку, другой – в кучера. В игровой форме кучер запрягает лошадку в вожжи и едет с одного конца детской площадки на другой, потом меняются ролями.

ДОГОНИ МЯЧ

Цель: развивать зрительно-двигательную координацию, быстроту реакции, упражнять детей в беге.

Дети становятся у одной стороны площадки. Воспитатель стоит рядом, в руках у него корзина с мячами (количество мячей равно количеству детей). Воспитатель выбрасывает мячи из корзины в разные стороны, подальше от детей. - Догони мяч, - после этих слов дети бегут за мячами, ловят их и кладут в корзину.

СОЛНЫШО И ДОЖДИК

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в круг, выполнять действия в соответствии с текстом, упражнять в беге врассыпную.

(Дети встают вкруг)
Смотрит солнышко в окошко,

(Идут по кругу)
Светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладоши,

(Хлопают стоя на месте)
Очень рады солнышку.
Топ-топ-топ-топ!

(Ритмично притопывают на месте)
Топ-топ-топ-топ!
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

(Ритмично хлопают в ладоши)
Хлоп-хлоп-хлоп

На сигнал «дождь идет, скорей домой» дети убегают. Воспитатель говорит «Солнышко светит», игра повторяется.

ЛОХМАТЫЙ ПЕС

Цель: развивать внимательность, упражнять в беге врассыпную.


Один из детей изображает «пса»; он ложится на коврик на живот, голову кладет на протянутые вперед руки. Остальные дети тихонько подходят к нему под чтение воспитателем стихов:

Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим,
И посмотрим, что же будет.


Пес вскакивает, начинает лаять, дети убегают. Пес гонится за ними. Когда все дети разбегаются и прячутся, пес опять ложится на коврик. Игра повторяется с новым водящим.

ТРАМВАЙ

Цель: закреплять знания сигналов светофора, упражнять в беге парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих.


Дети стоят вдоль стены комнаты или стороны площадки в колонне парами, держа друг друга за руку. Свободной рукой они держат шнур, концы которого связаны (один держит правой рукой, другой левой). Это трамвай. Воспитатель находится в одном из углов комнаты и держит в руке три цветных флага – желтый, красный, зеленый. Воспитатель поднимает флаг зеленого цвета, и дети бегут: трамвай двигается. Добежав до воспитателя, дети смотрят, не сменился ли цвет флага: если поднят зеленый, движение продолжается, если появился желтый или красный флаг, дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый цвет, чтобы можно было снова двигаться.

КОННИКИ

Цель: развивать координацию движений, ловкость, упражнять в беге верхом на палке.

Группа детей становится у одного края площадки. Воспитатель дает каждому палку длинной 50-60 см. Дети садятся на палку верхом и скачут на противоположную сторону площадки, изображая конников, стараясь не наталкиваться друг на друга и не задевать предметы и оборудование, находящиеся на площадке.
Во время игры воспитатель может предложить детям двигаться быстрее или медленнее в разных направлениях. Когда дети научатся быстро бегать, можно устроить соревнования.

ТАКСИ

Цель: развивать координацию движений, ловкость, ориентировку в пространстве, упражнять в беге внутри обруча.


Дети становятся внутрь большого обруча (диаметром 1 м.), держат его в опущенных руках: один – у одной стороны обода, другой – у противоположной, друг за другом. Первый ребенок – водитель такси, второй – пассажир. Дети бегают по площадке или по дорожке. Через некоторое время меняются ролями.

Одновременно могут играть 2-3 пары детей, а если позволяет площадь, то больше. Когда дети научатся бегать в одном направлении, воспитатель может дать задание бегать в разных направлениях, делать остановки. Можно место остановки обозначить флажком. На остановке пассажиры меняются, один выходит из такси, другой садится.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

С ПРЫЖКАМИ

С КОЧКИ НА КОЧКУ

Цель: развивать координацию движений, ориентировку в пространстве, упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

Очертите прутиком на площадке большой круг - это болото. На болоте много кочек - кружков (диаметр З0-35см), расположенных в произвольном или шахматном порядке. Вокруг болота располагаются дети - лягушата. Воспитатель предлагает лягушатам перепрыгнуть с кочки на кочку (на двух ногах), не замочив лапок. Игру можно повторить 3-4 раза.

ЛЯГУШАТА

Цель: развивать ловкость, упражнять в прыжках на двух ногах.

В центре площадки круг - это болото. Дети - лягушата стоят боком к кругу, воспитатель произносит:

Вот лягушки по дорожке
Скачут вытянувши ножки,
Ква-ква,
Ква-ква-ква,
Скачут вытянувши ножки.

Дети прыгают на двух ногах по кругу. А по окончании стихотворения прыгают в круг. При повторении игры прыжки выполняются в другую сторону.

МОЙ ВЕСЕЛЫЙ ЗВОНКИЙ МЯЧ

Цель: развивать умение прыгать ритмично в соответствии с текстом стихотворения, выполнять движения по сигналу.


Дети сидят на стульях, расставленных в разных местах комнаты (возле стен) или по границе площадки. Воспитатель находится в центре. Он берет большой мяч и начинает отбивать его рукой о землю, говоря при этом:

Мой веселый звонкий мяч
Ты куда помчался вскачь?
Красный, жёлтый, голубой,
Не угнаться за тобой.

Затем воспитатель предлагает детям попрыгать, как мячики. Повторяя стихотворение, делает движение рукой так, как будто отбивает мяч, а дети прыгают в том же темпе. Закончив стихотворение, воспитатель говорит: «Догоню», все дети убегают к стульям и садятся на них.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С КАТАНИЕМ, БРОСАНИЕМ И ЛОВЛЕЙ МЯЧА

СБЕЙ КЕГЛЮ

Цель: развивать зрительно-двигательную координацию, общую моторику, ловкость, упражнять детей в прокатывании мяча.

На полу или земле чертят линию или кладут веревочку. На расстоянии 1 – 1,5 м от нее ставят 2 -3 большие кегли (расстояние между кеглями 15 -20 см).

Дети по очереди подходят к обозначенному месту, берут в руки лежащие рядом мячи и катят их, стараясь сбить кеглю. Прокатив три мяча, ребенок бежит, собирает их и передает следующему играющему.

ПОПАДИ В ВОРОТА

Цель: развивать зрительно-двигательную координацию, общую моторику, ловкость, упражнять детей в прокатывании мяча одной и двумя руками.


Дети с помощью воспитателя распределяются парами и встают на расстоянии 4-6 шагов один от другого. Между каждой парой посередине установлены ворота - из кубиков, кеглей или прутиков. Каждая пара получает один мяч и катает его друг другу через ворота.
Правила: катать мяч, не задевая ворота; отталкивать энергично одной или двумя руками (по указанию воспитателя).

ПОДБРОСЬ ПОВЫШЕ

Цель: развивать координацию движений, ловкость, упражнять детей в подбрасывании и ловле мяча.

Воспитатель раздает детям мячи диаметром 12-15 см и предлагает поиграть с ними, бросая вверх и стараясь поймать после броска.
Правила: бросать сначала невысоко, чтобы суметь поймать; ловить мяч кистями рук, не прижимая к груди; если мяч упал, его можно поднять и продолжить упражнение.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

С ПОДЛЕЗАНИЕМ

КУРЫ В ОГОРОДЕ

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, развивать координацию движений, ловкость, упражнять в подлезании, в беге.


Посередине площадки ограничивается большое пространство – огород. С одной стороны его - дом сторожа, с другой – курятник, в нем куры - дети. Роль сторожа выполняет воспитатель или один из детей. По сигналу «куры гуляют» дети подлезают под шнуры и ходят в огороде, ищут корм, бегают. Сторож замечает кур в огороде и гонит их – хлопает в ладоши, приговаривая «кыш-кыш». Куры убегают, подлезают под шнур, прячутся в дом. Сторож обходит огород и тоже возвращается домой.

НАСЕДКА И ЦЫПЛЯТА

Цель: учить детей подлезать под веревку, не задевая ее, увертываться от ловящего, быть осторожным и внимательным; приучать действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им.

Дети, изображающие цыплят, вместе с наседкой находятся за натянутой между стульями на высоте 35-40 см веревкой. Это их дом. На противоположной стороне площадки или комнаты сидит большая птица. Наседка выходит из дома и отправляется на поиски корма, она зовет цыплят: «Ко-ко-ко-ко». По ее зову цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют, ищут корм. По сигналу «Большая птица!» цыплята быстро убегают.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

НА РАВНОВЕСИЕ

ТРОПИНКА

Цель: развивать ориентировку в пространстве.

Воспитатель предлагает детям проложить свои дорожки, направляя их: сделай 3 шага налево, 5 шагов прямо, 2 шага налево, 2 шага назад, и т.д.

ЛАБИРИНТ

Цель: развивать координацию движений, равновесие, упражнять в ходьбе колонной.

Проложить в снегу извилистую тропинку и предложить детям пройти по ней, не заступая за ее пределы. За успешное прохождение лабиринта положена награда.

ЧЕРЕЗ БОЛОТО

Цель: развивать ловкость, координацию движению, тренировать детей в равновесии.


На площадке из кирпичиков (плоских фанерок размером 15X20 см) выкладываются 2-3 дорожки длиной 3 м. Расстояние между кирпичиками 10-15 см. 2-3 детей встают у первых кирпичиков и по сигналу идут по дорожкам.

Правила: вставать только на кирпичики, не касаясь пола, доходить до конца дорожки.

КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА

Цель: развивать координацию движений, равновесие, упражнять детей в беге, в перешагивании через веревку на высоте 25 см.


Дети располагаются за веревкой, подвешенной на высоте 25 см. Воспитатель - наседка зовет цыплят гулять. Они перешагивают через веревку и разбегаются по площадке. На сигнал «большая птица» убегают. Воспитатель в это время опускает веревку вниз.

Правила: перешагивать после сигнала, не толкаясь, удерживая равновесие на одной ноге; убегать после сигнала.

ШИРЕ ШАГАЙ

Цель: развивать координацию движений, равновесие, упражнять детей в перешагивании из обруча в обруч.
На площадке в 2-3 ряда раскладываются обручи диаметром 60 см, в каждом ряду 5-6 обручей. 2-3 детей по сигналу шагают из обруча в обруч. Дойдя до конца, подпрыгивают, хлопают в ладоши и возвращаются.

Правила: идти с промежуточным шагом в обруче, не выходя за его края, не задевать за обручи.

МИШКА ИДЕТ ПО МОСТИКУ

Цель: развивать координацию движений, равновесие, упражнять детей в ползании, в подпрыгивании, в беге.


На землю кладут доски (ширина 25 см, длина 2-2,5 м). За ними на высоте поднятой руки ребенка подвешивают на веревке ленточки. Соответственно количеству досок вызывают детей, они встают на четвереньки и по сигналу ползут до конца доски. Сходят с доски, подпрыгивают, снимают по одной ленточке - медведи достают малину. Когда все дети проползут, воспитатель предлагает побегать с ленточками по площадке. По сигналу все собираются, воспитатель вешает ленточки на веревку. Игра повторяется.

Правила: идти по скамейке на четвереньках (на ступнях и ладонях); доходить до конца доски.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

С ПОЛЗАНИЕМ И ЛАЗАНИЕМ

КОТЯТА И РЕБЯТА

Цель: развивать ловкость, быстроту движений, равновесие, упражнять в лазании по гимнастической стенке, в беге.


Подгруппа детей изображает котят, остальные- их хозяева (у каждого 1-2 котенка). Котята на заборчике- на второй-третьей перекладинах лесенки. Хозяева сидят на скамейке. «Молока, кому молока»,- говорит воспитатель, подходит к хозяевам и делает вид, что наливает им молоко в кружки (мисочки, колечки, круги). Котята мяукают - просят молока. Хозяева выходят на площадку (за черту) и зовут: «Кис-кис-кис!» Котята слезают с заборчика и бегут пить молоко. Ребята - хозяева говорят: «Мохнатенький, усатенький, есть начнет, песенки поет». С последним словом котята убегают, хозяева их ловят. Кто поймал котенка, меняется с ним ролью.
Правила: по сигналу влезать и слезать любым способом; убегать после слова «поет»; ловить можно только до черты (на расстоянии двух шагов от заборчика).

ПРОПОЛЗИ – НЕ ЗАДЕНЬ

Цель: учить детей проползать, не задевая за препятствие, развивать координацию движений, ловкость.

Дети располагаются в одной стороне комнаты. На расстоянии 3-4 м от них ставятся стулья, на сиденья которых положены гимнастические палки или длинные рейки. Двое или трое детей должны проползти под палками, стараясь не задеть их, доползти до скамейки, на которой лежат флажки, встать, взять флажки и помахать ими, затем бегом возвратиться обратно.

ПРОПОЛЗИ ЧЕРЕЗ ОБРУЧ

Цель: учить детей ползать, опираясь на ладони и колени, проползать, не задевая за препятствие, развивать координацию движений, ловкость.

Воспитатель ставит обруч ободом на пол, придерживая его рукой сверху. Вызванный ребенок должен проползти на четвереньках через обруч, не задевая его, потом встать и похлопать в ладоши.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С МЕТАНИЕМ

УМНЫЕ СНЕЖКИ

Цель: развивать ловкость, упражнять в метании.

Воспитатель предлагает детям помочь мышке перебраться через овраг. Для этого нужно с определенного расстояния кидать снежки и заполнить ими ведерко или ямку в снегу.

5-6 детей стоят на одной стороне площадки за начерченной линией или положенной веревкой. У каждого по четыре мяча или мешочка с песком. По сигналу воспитателя дети бросают по 2 раза правой и левой рукой, затем бегут к мячам, поднимают их и возвращаются обратно.

ПОПАДИ В КРУГ

Цель: развивать зрительно-двигательную координацию, общую моторику, ловкость, упражнять детей в метании.

Дети стоят по кругу на расстоянии 2-3 шагов от лежащего в центре большого обруча или круга (из веревки или начерченного на земле) диаметром 1-1,5 м. В руках у детей мешочки с песком или другие предметы для метания. По сигналу они бросают предметы в круг правой и левой рукой, по другому сигналу берут их из круга. Воспитатель отмечает тех, кто сумел попасть.
Правила: бросать и брать только по сигналу; стараться попасть в обруч; бросать одной, при повторении другой рукой.

ПОПАДИ В ЦЕЛЬ

Цель: развивать зрительно-двигательную координацию, общую моторику, ловкость, упражнять детей в метании.


Воспитатель ставит или подвешивает 2-3 вертикальные цели - это может быть обруч с картонным кружком посередине, щит-мишень, снежная фигура с удобным для метания предметом (лиса с колобком, заяц с корзиной). Перед целями на расстоянии 1,5-2 м обозначается полоса шириной 40 см. На ней напротив каждой цели стоят ведерки с мячами, шишками, мешочками с песком. 2-3 детей встают к ведеркам, берут предметы и метают их в цель одной и другой рукой. Собирают брошенные предметы в ведерки, выходят другие играющие.
Правила: метать по сигналу той рукой, какой укажет воспитатель; собирать предметы после того, как все произвели метание; выполнять метание, не выходя за пределы полосы.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

С ПЕРЕПРЫГИВАНИЕМ И СПРЫГИВАНИЕМ

СПРЫГНИ В КРУЖОК

Цель: учить детей спрыгивать с невысоких предметов, мягко приземляясь, сгибая ноги в коленях.

Воспитатель ставит невысокую скамейку (10-12 см), а перед нею чертит на земле круги диаметром 30-35 см. предлагает детям (по количеству кругов) стать на скамейку и спрыгнуть с нее в кружки. На скамейку становятся другие дети.

Указания к проведению: следить, чтобы при спрыгивании дети приземлялись сразу на обе ноги с носков и сгибая колени.

ВОРОБУШКИ И КОТ

Цель: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, быстро убегать, находить свое место.

Дети становятся на невысокие скамеечки или кубики высотой 10-12 см, положенные на пол в одной стороне площадки или комнаты. Это воробушки на крыше. В другой стороне, подальше от детей сидит кот, он спит. «Воробушки вылетают на дорогу», - говорит воспитатель, и дети спрыгивают со скамеек, кубиков, разлетаются в стороны. Просыпается кот, он потягивается, произносит «мяу-мяу» и бежит ловить воробушков, которые прячутся на крыше. Пойманных воробушков кот отводит к себе в дом.

Указания к проведению. Скамейки и кубики следует раскладывать один от другого, чтобы детям было удобно стоять и спрыгивать, не мешая друг другу. Воспитатель следит, чтобы дети, спрыгивая, приземлялись мягко. Первое время, когда в роли кота выступает воспитатель, кот не ловит воробушков, а только пугает, делая вид, что ловит их. Когда же на роль кота будет выбран ребенок, он может ловить детей.

НЕ ЗАДЕНЬ

Цель: учить детей перепрыгивать, отталкиваясь двумя ногами.

На земле кладут два шнура на небольшом расстоянии один от другого (15-20 см). Немного поодаль кладут еще два шнура уже на расстоянии 20-30 см. Дети по 8-10 человек одновременно подходят к первым шнурам и перепрыгивают через них. Те, кому это удается, подходят к шнурам, лежащим на большем расстоянии. Кто заденет шнур, прыгнет через то же расстояние еще раз.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

ЗАЙКА

Цель: учить детей собираться в хоровод, выполнять несложные танцевальные движения.

Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют:

Зайка, зайка! Что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты вставай, вставай, скачи!
Вот морковку получи! (2 раза)
Получи и попляши!

Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши.

Потом выбирается другой зайка.

ОГУРЕЧИК

Цель: учить детей водить хоровод, выполнять несложные танцевальные движения.

Педагог выбирает Огуречика, который садится в центр круга. Дети вместе с педагогом ходят по кругу и поют:

Огуречик, огуречик,
Ты совсем как человечек.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили, (подходят к огуречику и поднимают его)
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.

Огуречик танцует, дети хлопают в ладоши. После танца Огуречик выбирает на своё место другого ребёнка, и игра продолжается.

КУРИЦА И ЦЫПЛЯТА

Цель: закреплять умение детей водить хоровод; развивать внимание, ориентировку в пространстве; упражнять в беге.

Дети под руководством педагога в одном конце игровой комнаты расставляют стульчики. Число стульев должно соответствовать числу участников игры. Выбирается водящий-кошка. Педагог выступает в роли мамы-курицы. Остальные участники – её дети-цыплятки.
Мама-курица предлагает всем своим цыпляткам взяться за руки. Вместе они идут по кругу и произносят следующие слова:

Вышла курица-хохлатка,
С нею жёлтые цыплятки,
Квохчет курица: ко-ко,
Не ходите далеко.

Курица и цыплята постепенно приближаются к кошке, сидящей на отдельном стульчике.

На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.

После этих слов цыплята разбегаются, стараясь каждый занять свой стульчик. Мама-курица волнуется за них, размахивая руками-крыльями. Пойманный цыплёнок становится кошкой. Игра возобновляется сначала.

ИГРЫ СРЕДНЕЙ ПОДВИЖНОСТИ

ПУЗЫРЬ

Цель: закреплять умение детей собираться в круг, упражнять детей в приседании, в построении в круг.


Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:


Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг. Когда воспитатель скажет «пузырь лопнул», все дети опускают руки, хором говорят «хлоп» и присаживаются на корточки.
Воспитатель предлагает надуть новый пузырь: дети встают, снова образуют маленький круг, и игра возобновляется.

Вариант игры:
После слов «Да не лопайся» дети не присаживаются, а воспитатель говорит: «Полетели пузыри». Дети разбегаются врассыпную (в пределах площадки), а воспитатель говорит: «Полетели, полетели, полетели!..»
В этом варианте игру можно повторить 3-4 раза.

РОВНЫМ КРУГОМ

Цель: развивать координацию движений, упражнять в различных видах движений.


Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говорят:
Ровным кругом

Друг за другом
Мы идем за шагом шаг,

Стой на месте!
Дружно вместе,

Сделай вот так!

С окончанием слов останавливаются и повторяют движения, которые показывает воспитатель, например, повернуться, наклониться. Нужно ритмично идти по кругу, сохраняя интервал; не заходить в круг.

ИГРЫ – ИМИТАЦИИ

КОТЯТА

Ребёнок выполняет движения соответственно тексту.

Все котятки мыли лапки:
Вот так, вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так, вот так!
А потом они устали,
Сладко-сладко засыпали:
Вот так, вот так!

СОЛНЫШКО

Цель: развивать координацию движений, учить детей выполнять движения в соответствии с текстом.

(Медленно поднимают руки вверх)
Вот как солнышко встает

Выше, выше, выше!

(Медленно опускают руки)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
(«Фонарики»)

Хорошо, хорошо
Солнышко смеется,
(Хлопают в ладоши)

А под солнышком всем
Весело поется.

(Поднимаются на носочки)
Солнце рано утречком поднималось,

(«Умывают» лицо ладошками)
Студеной водицею умывалось.

(Топают)
Протоптало солнышко сто дорожек!

(Разводят руки в стороны)
Почему у солнышка столько ножек?

ЗАЙКА

Цель: развивать координацию движений, учить детей выполнять движения в соответствии с текстом.

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки согреть
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!

СОБАЧКА И ВОРОБЬИ

Цель: развивать координацию движений, учить детей выполнять движения в соответствии с текстом, упражнять в прыжках на двух ногах, в беге врассыпную.

Скок-поскок,
Скок-поскок,
Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей
Чив, чив, чив.
Киньте крошек воробью
Я вам песенку спою:
Чик-чирик!
(имитировать движения воробья: прыжки на двух ногах, взмахи руками.)
Вдруг собачка прибежала,
Воробушек распугала.

(Разбегаются врассыпную)

СИНИЧКИ

Цель: Развивать внимательность, упражнять в беге врассыпную, учить выполнять действия в соответствии с текстом.

Дети-синички сидят в углу комнаты, сложив «крылышки» и закрыв глаза.
Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие действия.

Вот в гнезде проснулись птички -
Разноцветные синички.
Тянут крылышки, встают,
Громко песенку поют.

(«Синички» открывают глаза, встают, поднимают руки, пищат «пи-пи-пи».)

Птички, крылья расправляйте,
Поскорее вылетайте,
Корм ищите по полям,
По садам и по лесам.

(Дети машут «крыльями», «летают» по всей комнате.)

Вот нашли в кормушке крошки,
Поклевали их немножко.
Громко клювики стучат.
- Вкусно! - птички говорят.

(Присели на корточки, стучат пальцами по полу - «клюют».)

Осторожнее, синички,
Повнимательнее, птички!
К вам крадется кот Матвей!
Улетайте поскорей!

«Кот» (взрослый) крадется к детям. «Птички» летят в гнездо. Кот их ловит.

ЗАЙЦЫ И ВОЛК

Цель: учить выполнять действия в соответствии с текстом, развивать быстроту движений, упражнять в беге, в приседаниях.


Дети - зайцы прячутся за кустами и деревьями. В стороне за кустом находится волк. Зайцы выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идет» - зайцы убегают и прячутся за кусты, под деревья. Волк пытается догнать их. В игре можно использовать небольшой текст:
Заики скачут скок, скок
На зеленый на лужок.
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают,
Не идет ли волк.

Дети выполняют действия, о которых говорится в стихотворении. С окончанием появляется волк и начинает ловить зайцев.
Ребенок, исполняющий роль волка, должен быть подальше от кустов, где прячутся дети.


Елена Чувилина
Малоподвижная игра «Змейка» для младшего дошкольного возраста

Малоподвижная игра «Змейка»

Цель. Учить детей двигаться цепочкой, обходить препятствия.

Материал. Деревянная (пластмассовая) разборная змейка.

Ход игры.

Воспитатель показывает детям извивающуюся змейку. Обращает внимание, что «змейка» шипит: ш-ш-ш! Она ползет и извивается. Воспитатель читает четверостишие из сказки П. Бажова:

Эй-ка, эй-ка,

Голубая змейка!

Объявись, покажись,

Колесом покрутись!

Дети сначала рассматривают змейку, и потом начинают играть с ней. Затем воспитатель предлагает всем детям вместе изобразить её. Дети кладут руки друг другу на плечи и медленно «змейкой» двигаются вперед за воспитателем, который следит за детьми, чтобы они не шаркали ногами, а шли маленькими шажками, причем прямо и легко поднимая ноги. Воспитатель напоминает детям, что «Змейка» шипит: «Ш-ш-ш-ш». Потом воспитатель перед детьми ставит небольшие преграды (кубы, дуги и т. п., которые «змейка» (дети) должны обойти, и не опрокинув их. Дети двигаясь цепочкой («змейкой», перешагивают осторожно через веревочку (рейку). Воспитатель следит, чтобы все дети не опускали руки и не снимали их с плеч впереди идущего, одновременно чтобы они произносили «Ш-ш-ш» или повторяли вместе с воспитателем стихи. По желанию детей игра повторяется.

Публикации по теме:

Подвижная игра «Лисички и белочки» для детей младшего дошкольного возраста Цель игры. Учить детей катить мяч обеими руками; бегая, бросать мяч вдаль двумя руками от груди. Материал. Картинка (звери играют в мяч,.

Малоподвижная игра «Ниточка, ниточка, накручивайся!» для младшего дошкольного возраста Малоподвижная игра «Ниточка, ниточка, накручивайся!» Цель. Приучать детей ходить приставным шагом по кругу, держась за руки. Материал.

Подвижная игра «Бежим к Кате» для младшего дошкольного возраста Подвижная игра «Бежим к Кате» Цель. Учить детей по сигналу бежать в указанном направлении, бежать за мячом и класть его в корзину. Материал.

Подвижная игра «Быстрее - медленнее» для младшего дошкольного возраста Подвижная игра «Быстрее - медленнее» Цель. Учить детей переходить от ходьбы к бегу, менять направление при движении, не наталкиваться друг.

Подвижная игра «Достань орешек» для детей младшего дошкольного возраста Цель игры. Учить детей подпрыгивать на двух ногах и доставать подвешенные предметы. Материал. Две вешалки с крючками, к которой подвешены.

Подвижная игра «Ходи по дорожке» для младшего дошкольного возраста Подвижная игра "Ходи по дорожке" Цель игры. Учить детей ходить по прямой и извилистой дорожке (ширина которой 20 сантиметров, неся в поднятых.

Подвижная игра «Ходи по горушке» для младшего дошкольного возраста Подвижная игра «Ходи по горушке» Цель. Учить детей ходить по гимнастической скамейке, спрыгивать с нее. Материал. Гимнастическая скамейка,.

Подвижная игра «Катаем мячи» для детей младшего дошкольного возраста Цель игры. Учить детей, сидя катать мяч, отталкивая его от себя ладонями и пальцами, чтобы мяч не подскакивал. Материал. Картинка (собачка.