Муниципальное общеобразовательное учреждение "глебовская основная школа" ярославского муниципального района. Какая награда и мотивация за труд

Консультация для родителей

«Как приучить ребенка к труду ?»

Народная пословица гласит , яблоко от яблони далеко не падает . Отношение ребенка к труду в наибольшей степени зависит от родителей , от их личного примера . Если родители сами не очень трудолюбивые люди и постоянно ругаются между собой только из-за того , кто сегодня должен готовить , убирать и стирать , то и приучить маленького ребенка к труду невозможно , так как все равно с возрастом он будет копировать поведение родителей . А есть семьи , где родители с утра до вечера заняты работой , приучать ребенка работать им не хватает времени . Однако дети уже с детства с удовольствием начинают помогать родителям , взваливая на себя часть ответственности за выполнение работ по дому . Если родители учат одному , а сами поступают по-другому , то не стоит надеяться , что их ребенок вырастет трудолюбивым и самостоятельным человеком .

Приучать ребенка к труду психологи советуют начинать уже с двухлетнего возраста . Сначала научите его убирать за собой игрушки . Детям не очень нравится это занятие , поэтому лучше делать это в первое время вместе . Для того чтобы ребенок знал , как и куда убирать игрушки , в детской комнате должен быть порядок . Для книг отдельная полка , для машин свой гараж , а для других игрушек коробка . Ни в коем случае не заставляйте ребенка криком или наказанием делать порядок , тогда у него пропадет желание убирать совсем . Главное говорите ему слова "вместе " и "помогу ". Важно приучить ребенка , чтобы поиграв с игрушкой , он их ставил обратно на место , а не бросал их по комнате и брал другую . После того , как ребенок сложил свои игрушки , не забудьте его похвалить , скажите ему, что он молодец и хорошо справился с задачей . Чем старше становится ребенок , тем больше поручений он может выполнить . Родители всегда должны поощрять желание ребенка им помочь . Уже трехлетние малыши стараются делать все сами . Многие хотят самостоятельно застелить постель , одеться , мыть посуду или постирать свою одежду . Некоторые родители на этом этапе воспитания совершают ошибку , у них не хватает терпения ждать , когда малыш медленно сделает то , чего они могут сделать сами за несколько минут . Поэтому они сами застегивают ему одежду , сами убирают игрушки , а посуду не доверяют ребенку мыть только потому , что он может что-то уронить или испачкать свою одежду .

Родители должны быть терпеливыми и хвалить любое желание ребенка трудиться . Даже если грязи после "уборки " ребенка стало больше , а жир только размазался по посуде после мытья , необходимо похвалить ребенка и на первых этапах поддержать его. А когда он начнет самостоятельно мыть посуду и убирать свою комнату , можно объяснить ему, что надо добиться лучших результатов . Если малыши 2-3 лет воспринимают работу как игру , начиная с 5-6 лет, они отлично понимают , что интересного в работе мало . Поэтому , если родители с малолетства не приучили ребенка к аккуратности или ругали его за каждую провинность при выполнении какой-нибудь обязанности , то выполнять домашнюю работу он не будет . Многие дети в таком возрасте отказываются выполнять самую простую работу : наводить порядок на столе , убирать постель или мыть за собой посуду .

Несмотря на плохое поведение ребенка , старайтесь не злиться на него и не угрожать : "Немедленно убери все в своей комнате , иначе сегодня ты этого не получишь !" Лучше составьте список дел по дому и объясните ребенку , что он уже взрослый и будет отвечать за выполнение следующих обязанностей по дому . Например , в воскресенье ребенок должен наводить порядок в своей комнате , в пятницу поливать цветы , а в среду помогает готовить еду или убирается в ванной . Однако перекладывать всю домашнюю работу на ребенка тоже не следует . Обязанности ребенка должны быть посильными ему и не мешать его учебе , занятий в музыкальной школе или в спортзале . Ребенок дошкольного возраста уже вполне способен выбрасывать мусор в мусоропровод , кормить рыбок или других домашних животных , сходить за хлебом или молоком в магазин . Главное не то , что родители сами могут купить по дороге домой хлеб и молоко , выкинуть мусор , а важно научить ребенка к ответственности , аккуратности и трудолюбию . Поощрять детей за его старания в таком возрасте надо осторожно . Лучше объясните ребёнку , что быт - это неотъемлемая часть нашей жизни и работы по дому люди должны делать вместе , так же как и вместе отдыхать и жить . Поощрять труд ребенка маленькими подарочками или сладостями тоже не стоит , в дальнейшем без выгоды он не захочет ничего делать в жизни . Приучение ребенка к труду полезно не только родителям , оно необходимо для становления личности . Только труд помогает воспитать ребенка ответственным и успешным человеком . А тот, кто не работал с детства , с радостью сваливает всю ответственность за свои неудачи в жизни и всю работу сначала на родителей , а потом на жену или мужа .

Любовь и привычка к труду определяют будущее маленького человека . Заботясь о нем, заботьтесь о том, чтобы он был трудолюбив !

Ошибаются родители , которые думают , что пора трудового воспитания наступает , когда ребенок достигает школьного возраста или становится еще старше . Вспомните : ваш сын или дочь трудились даже тогда , когда еще не умели вставать на ножки . С каким упорством тянулись они к заинтересовавшей их игрушке , как старательно сжимали свой еще слабый кулачок , пытаясь взять , удержать ее !
Стремление к активному практическому действию свойственно детям, заложено в них от природы. Это драгоценное качество надо поддерживать, развивать, умело направлять.
Чем раньше начато трудовое воспитание, тем лучше будут его результаты.

У детей дошкольного возраста легко вызвать желание работать, участвовать даже в тех видах труда, которые им еще мало доступны. Но гораздо труднее добиться, чтобы желание это было устойчивым. С азартом взявшись за дело, малыш способен быстро охладеть к нему, отвлечься, заняться чем-нибудь другим.
Дети не виноваты в этом непостоянстве. Не надо забывать, что организм ребенка дошкольного возраста еще только развивается, формируется. Способность концентрировать внимание пока еще очень невелика. Слабость мускулатуры, несовершенство координации движении, незрелость нервной системы порождают быстрое утомление.
Дошкольника, и особенно младшего, обычно не интересует конечный результат труда - его больше увлекает сам процесс. И если этот процесс оказывается для него слишком утомительным, то пропадает и желание трудиться.
Отсюда следует, что задания, которые вы даете ребенку, должны быть прежде всего посильными, и, конечно, приходится думать не столько об их практической пользе, сколько о педагогической значимости.

Какой, например, прок семье от того, что девочка выстирает кукольные платья? Конечно, никакого. Наоборот, маме придется самой потратить время, чтобы дать ей тазик с водой, мыло, приспособить место для сушки.
Но воспитательная ценность подобной «стирки» несомненна. И особенно, если вы проследите, чтобы малышка хорошенько отстирала платье, прополоскала, отжала, повесила, а потом еще вылила воду, вытерла тазик. Только тщательная, «добротная» работа заставляет ребенка напрягать усилия, только при таком условии тренируются мышцы, развивается ловкость, формируется воля.
Считаясь с возрастной неустойчивостью интересов, надо в то же время не допускать неисполнительности, следить за тем, чтобы начатое дело всегда было доведено до конца. Как? Конечно, не порицаниями и нотациями. В одних случаях, может быть, стоит привнести в работу какой-то новый, более интересный для ребенка элемент, дать новые «орудия труда»; иногда полезно, чтобы взрослый помог малышу, увлекая его своим примером. Но надо именно помогать, показывать, а не брать все дело на себя, стимулировать инициативу ребенка, а не подавлять ее. Он осознает свои обязанности по отношению к окружающим людям, учится сотрудничеству и взаимопомощи, узнает цену забот о себе и приобретает умение практически заботиться о своих близких.
Полезно приучать малыша ухаживать за растениями и животными. Это приближает к природе, способствует умственному развитию. Дети учатся наблюдать изменения в развитии окружающего их живого мира, начинают лучше понимать его.
Во многих современных семьях бытует тенденция недооценивать воспитательное значение физического труда. А ведь если он выполняется не механически, то обязательно требует не только мышечных усилий, но и осмысливания. В таком труде всегда есть место для собственной инициативы ребенка - поисков рациональных способов работы, проявления любознательности и смекалки.
На эту особенность физического труда указывала Н. К. Крупская. Она говорила, что надо по возможности приучать детей даже в самом простом деле работать не только руками, но и головой, подумать, сообразить, как сделать быстрее, лучше и притом с меньшей затратой сил.
Но, конечно, дошкольнику необходим и труд интеллектуальный. Это занятия с картинками, настольными дидактическими играми, рисование, лепка, развитие речи.
Овладение новыми представлениями и понятиями связано с напряжением нервной системы ребенка. Умственный труд вызывает большее утомление и требует более продолжительного отдыха, чем физический. Правильное сочетание того и другого содействует успеху в каждом из них.

Итак, что же может и должен делать ваш ребенок?

Для малыша важнейшее средство трудового воспитания - игра. Вынуть кубики из коробки, построить «поезд», «дом», «ворота», а потом разобрать кубики и снова уложить их в коробку, разобрать и собрать матрешку, башенку- это уже работа. К ней способен ребенок второго года жизни.
Дети двух-трех лет вполне в состоянии выполнить простейшие поручения - убрать свои игрушки, что-то поднять, принести - например, подать маме книгу, папе - очки, бабушке- домашние туфли.
Как показывают наблюдения, ребенка до трех лет в семье обычно еще полностью обслуживают: одевают, кормят с ложечки. А ведь именно, в начале третьего года у детей бурно проявляется стремление к самостоятельности. Если его не поддержать, оно может утратиться, и тогда даже в четыре, пять, а то и шесть лет ребенок пассивно будет ждать, пока его оденут, умоют, покормят.
Одевая малыша, разговаривайте с ним, привлекайте его внимание к своим действиям, показывайте отдельные приемы, давайте простые задания: натяни чулочек, поправь фартучек, подай кофточку, возьми платочек.
Чтобы закреплять навыки самообслуживания, удобно использовать игрушку - например, куклу одеть, раздеть, покормить, уложить спать.
Очень важно уметь вовремя прийти ребенку на помощь, терпеливо напоминать, что и как надо делать его, замечая даже самые маленькие достижения.

В четыре-пять лет ребенок уже может сам зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицы.
Привлекайте его и к работе по дому - пусть в меру своих сил учится поддерживать порядок в квартире, ставить на место сдвинутые стулья, вытирать пыль.
Собираясь лепить, рисовать, наклеивать на бумагу аппликации, ребенок должен сам принести, а потом и убрать все, что нужно было для этого занятия.
На прогулке зимой дайте малышу лопатку, и пусть он не просто тычет ею в снег, а расчищает дорожку; весной он с удовольствием поработает маленькими граблями, совком.
К пяти годам появляется способность к волевым усилиям и относительно сложным действиям. У ребенка этого возраста надо закреплять умение не только самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать свои вещи; он должен учиться убирать свою постель - поправлять простыню, покрывать постель одеялом, класть сверху подушку.
Шестилетний ребенок в состоянии, если он к этому приучен, замечать беспорядок в комнате, в своей одежде и устранять его сам или с помощью взрослого. Он уже отличает труд от игры. На самых простых, доступных примерах раскрывайте ему общественную значимость труда, прививайте желание сделать что-нибудь не только для себя, но и для товарищей, для младшего братишки или сестренки, родителей.
Ко дню рождения мамы пусть вместе с папой смастерит какую-нибудь коробочку, подушечку для булавок, а к папиному дню рождения вместе с мамой - закладку для книг или еще что-нибудь. Из картона, фанеры, шишек он может с вашей помощью создавать простые игрушки.
Не только девочки, но обязательно и мальчики должны уже помогать маме или бабушке на кухне: допустим, почистить овощи, сваренные для винегрета, нарезать их. Конечно же, перед этим надо помыть руки, надеть фартук.
На седьмом году возможности ребенка заметно увеличиваются, повышаются общая устойчивость организма и выносливость нервной системы. Движения его становятся более координированными и точными, развиваются тонкие движения кисти и пальцев рук.
Навыки самообслуживания следует расширить. Теперь ребенок может постирать не только кукольные вещи, но и свои носочки, платочек, ленточки, подмести пол, протереть влажной тряпкой подоконники. Если дома есть какая-нибудь птица, зверек,- не только дать им корм, но и почистить клетку.
Следует научить дошкольника пользоваться ножницами, нетяжелым молотком, пилой-ножовкой, клещами. Он должен уметь сам втянуть нитку в иголку, пришить пуговицу, вешалку. Не забывайте, что впереди школа, где он многое обязан, будет делать сам!
Будьте для своего ребенка примером трудолюбия, подчеркивайте не утомительность труда, а его радость, необходимость, красоту.

Здравствуйте, мамы и папы!

Как часто можно встретить недовольство родителей по поводу того, что их дети не помогают им даже в самым простых домашних делах, не говоря уже, чтобы попросить сделать что-то более серьезное.

Почему так происходит, в чем и где произошло недопонимание, почему мы встречаем детское нежелание в помощи взрослым?

Как привлечь ребенка к труду? Пытаемся разобраться и найти ответы.

Зачем и для чего?

Да, собственно для чего нужно привлекать ребенка к трудовой деятельности? Если вы хотите, чтобы ребенок познал что такое труд, необходимо самим родителям определиться зачем и для чего они ходят это сделать.

Пользы от этого на самом деле больше, чем может показаться на первый взгляд.

  1. Ребенок привыкает к помощи взрослым и с возрастом будет понимать, что это составляющая часть его жизни;
  2. Не бояться любой работы в будущем, преодоление жизненных трудностей;
  3. Ценить и уважать свой труд и окружающих.

Разделение труда

Виды деятельности детского труда тоже может различаться. Есть общий труд, который под силу детям любого пола. Приобщение к нему вырабатывает привычку у мальчика помогать не только папе, но и маме. В последствие мы получаем мужчину в состоянии разогреть себе ужин, постирать самостоятельно свою одежду и даже помочь женщине в уборке или готовке. Так же можно сказать и про девочек.

Но не забывайте про мужскую и женскую работу, которая должна обязательно присутствовать в жизни каждого мальчика и девочки. Так с детства приучайте вашего мальчика к рабочим инструментам, для начала игрушечным, затем и настоящим.

Для девочек: работа в саду или помощь маме с цветами: садят, поливают, протирают листики. Учатся женскому рукоделию: работать с иголкой и ниткой — шить, вязать, вышивать, изготовлению мелких подарков для друзей, например открыток.

Благодаря разделению труда мальчики и девочки учатся быть самостоятельными и ответственными, приобретают определенные навыки и техники, об этом учит .

Какая награда и мотивация за труд?

Часто родители, не зная как заставить ребенка помогать им, пытаются его простимулировать деньгами. Убрался в квартире — получил вознаграждение, сделал уроки — получил вознаграждение. Не сделал — вернул часть в казну. Пусть знает, как зарабатывать и имеет тем самым личные деньги на карманные расходы.

Это ошибочное представление о мотивации. Лучшим стимулом труда должно быть получение конечного результата. Прививайте ребенку наслаждение тем, что он получит в итоге. Учите ребенка выявлять даже в самой рутинной работе интересное и полезное.


Если садите дерево, присмотритесь какие у него листики, какое оно будет красивым в последствии. Если делаете скворечник, скольким птичкам поможете вывести потомство.

Если ребенок отказывается от выполнения работы, предложите ему альтернативу. Не хочет мыть посуду, предложите пропылесосить или протереть пыль. Так ребенок будет понимать, что просто отойти от работы не получиться.

Лучшей наградой для вашего трудяги может стать интересная книга или давно желанная игрушка, поход в зоопарк или цирк, совместные игры с ребенком.

Лучшая мотивация — сотрудничество, что вы одна команда, поиграйте в космический экипаж, где у каждого своя забота, кто-то в отсеке борт-питания моет посуду, кто-то в спальном: прибирает постель и протирает пыль.

С какого возраста?

Мнения родителей разделяются по этому поводу. Некоторые считают, что детям нужно прививать ранний труд, другие напротив стараются от этого оградить как можно дольше, якобы не отнимать у ребенка беззаботное детство, что поработать он всегда успеет.


Уж не в этом ли кроется порочный ключ от нежелания ребенка помогать своим родителям в последствии?

Чем раньше, тем лучше. Как только ваш ребенок научился сидеть можно уже начинать.

В моем случае, когда мой сын начал хорошо сидеть, он любил такое занятие: ему давали коробку с игрушками и он доставал игрушки из нее и раскладывал перед собой, затем обратно складывал. Очень ему это нравилось. Как ребенок поиграл, я ему показывала, что нужно в итоге, чтобы все игрушки оказались в коробке, тогда и можно закончить игру. Такая была его первая помощь.

Ну вот и все, спасибо, что прочитали до конца.

Ответственных вам помощников, дорогие родители!

Ваш малыш подрос и вы стали замечать, что он полностью отстраняется от помощи вам, а заставить его, что-то сделать по доброй воле просто невозможно. Задумайтесь над этой ситуацией, в формировании личности очень важен аспект взаимодействия с окружающим миром – если ребенок не помогает вам — он не станет это делать и в социуме. А такой подход к воспитанию вызовет в будущем массу проблем – это и лень и не желание проявлять себя в разных сферах жизни. Начинайте приучать своего ребенка к труду как можно раньше.

С чего начать

Начните с самого малого – никогда не теряйте возможность предложить ребенку сделать, что-то самому, что бы он был полезен в семье. Не берите все на себя: вы считаете, что так будет быстрее и проще, но это заблуждение. Малыш, которому несколько раз на его просьбы помочь, услышал отказ – очень быстро потеряет к этому процессу свой интерес. А заставить его будет гораздо сложнее. Рассказывайте ему о том, что у каждого есть свои обязанности в семье, и каждый, кто их выполняет, заслуживает уважение и похвалы.

Пусть ребенок, подаст вам нужный предмет, что-то принесет из своей комнаты и даже неумело помоет свою тарелку – хвалите его, восхищайтесь, как он умело это сделал. Приучайте его ухаживать за собой и скажите, тем самым он вам очень помогает. Заинтересуйте его в этом процессе – придумайте увлекательную игру, где он главный и может все делать самостоятельно. Не ругайте, если он сделал все не так, как вам хотелось. Тайком переделайте, но все равно хвалите.

Если вы работаете на земле – обязательно задействуйте и ребенка – пусть рвет травку и собирает плоды, он будет гордиться собой. Совместный труд с папой не только прекрасный метод сближения, но и полезный урок трудолюбия. Отец должен рассказывать своему ребенку как он на него рассчитывает и доверяет, и не важно, мальчик это или девочка.

Когда ребенок станет взрослее, поручите ему несколько обязательных заданий в день – пусть выносит мусор или вытирает пыль, но делает это регулярно и с удовольствием. Если у вас есть домашнее животное, поручите ему заботиться о питомце. Ежедневные несложные обязанности позволят ребенку привыкнуть к труду, и помогать близким и окружающим.

Если не приучить ребенка трудиться

Родители очень часто недооценивают глубины проблемы – ну не хочет он чего-то делать ну и не надо. Они думают, что с возрастом это и так случится – нет, это заблуждение и ошибка. Ребенок, который не умеет помогать никогда не сможет стать ответственным в своей жизни, он просто не понимает что это за понятие. Человек вырастает пассивным и безынициативным лодырем. Такие люди практически никогда не становятся успешными и сильными. Стереотип их поведения – в детстве все делали родители, а во взрослой жизни это можно переложить на жену или мужа, или кого-нибудь другого.

Любой родитель хочет, чтобы его ребенок вырос трудолюбивым и ответственным человеком, поскольку это - одно из условий успешной жизни. Однако, к сожалению, далеко не каждый может похвастаться тем, что ему удалось привить своему чаду любовь к труду.

Для чего нам нужны трудолюбивые дети?

Было бы ошибкой утверждать, что главный мотив - избавление родителей от части домашних обязанностей, хотя каждому человеку приятно, если он приходит с работы, а его ожидает чистая квартира и приготовленный ужин.

Однако воспитание трудолюбия у ребенка - это гораздо более многоплановая задача. Ребенок, умеющий справляться с домашней работой, в дальнейшем будет более легко справляться и с различными жизненными трудностями. Привычка к труду делает его более ответственным, значимым, самостоятельным. В то же время, отсутствие желания и умения что-то делать по дому являются признаком инфантильности, эгоизма, беспомощности перед обстоятельствами.

Когда необходимо начинать приучать малыша к труду?

Самым оптимальным возрастом является период от двух с половиной до трех лет. В это время активно осваивает окружающий мир. Ему свойственно подражать действиям близких людей. Поэтому они стремятся «помыть пол», «приготовить обед», «вымыть посуду».

Не стоит отказываться от помощи ребенка, даже если она Вам изрядно мешает. Если Вы правильно подойдете к данной ситуации, то уже в пятилетнем возрасте Ваша дочь сможет приготовить несложное блюдо, а четырехлетний малыш будет в состоянии пропылесосить комнату.

Какие ошибки допускают родители, приучая ребенка к труду?

  • Ироническое, пренебрежительное отношение к труду ребенка . «Отойди, ты все испортишь», - постоянно слышит малыш, и со временем всякое желание работать у него пропадает.
  • Стремление родителей все сделать самим. Нехватка времени и нежелание переделывать работу за ребенком приводит к тому, что родители делают все сами - даже то, что малыш в состоянии сделать все сам.
  • Приучение к труду силой . Не часто, но все же случается, что родители слишком требовательны к ребенку. Они не только дают ему слишком много работы, но и заставляют его делать все идеально. У многих детей в данной ситуации возникает вполне объяснимое отвращение к труду.
  • Нежелание родителей помогать. Некоторые родители считают, что малыш должен до всего доходить «своим умом». Возможно, иногда это полезно, однако в большинстве случаев ребенок лишается поддержки в виде опыта и мудрости взрослых. Это ведет к отставанию от сверстников.

Как правильно приучать ребенка к труду?

Возможно, временами Вам будет казаться, что гораздо проще сделать работу по дому самому - без малолетнего помощника. Однако приучайте себя видеть перспективу: не приучив ребенка к труду с самых юных лет, Вы не сможете его приучить никогда.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида №93

Красногвардейского района города Санкт-Петербурга.

Воспитатель Смолова Любовь Андреевна.

Как приучить ребёнка к труду.

Наши сегодняшние малыши – будущие труженики. К этой деятельности надо готовить с детства.

Одна из центральных задач детского сада и семьи – воспитание у детей трудолюбия, правильного отношения к труду.

Труд позволяет формировать у детей сосредоточенность (умение работать в быстром темпе и не отвлекаясь), организованность (намечать последовательность, выбирать экономные приёмы, выполнять работу за определённый срок, умение включаться в труд по собственной инициативе, не ожидая напоминания), умение осуществлять самооценку и самоконтроль, чёткость, ответственность, умение доводить дело до конца.

Как же организовать труд детей в семье и как им руководить, чтобы он способствовал воспитанию настойчивости и ответственности?

Интерес к труду и желание трудиться дети проявляют как только начали ходить и говорить. Они заявляют “Я сам”.

Малыши имеют потребность делать всё сами так, как делают близкие взрослые. Они стирают и мою посуду как мама, вытирают пыль, накрывают на стол, действуют молотком как папа. Их труд в этом возрасте – игра.

Многие родители говорят, что когда их сын или дочь были малышами, за всё хватались, а теперь сходить в магазин не заставишь. Это означает, что “чувствительный момент был упущен”. Поэтому необходимо предоставлять возможность удовлетворения возникшей потребности “я сам”.

Чтобы повзрослевший ребёнок не стал бездеятельным, ленивым в будущем, необходимо воспитать волевые качества: самостоятельность, настойчивость, ответственность, аккуратность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность, умение быть целесообразно деятельным.

Эти качества создаются путём постоянного упражнения, выполнения обычных повседневных и посильных дел. Для этого следует определить какие обязанности по дому будкт выполнять ребёнок. Обязанность надо вводить постоянно, чтобы не разочаровать и не вызвать отрицательного отношения к поручению.

Приказными методами нельзя заставлять ребёнка заниматься трудом. Необходимо учитывать его настроение, увлечённость своим делом. Если в данный момент ребёнок рисует или конструирует, надо отложить трудовые поручения. Спустя некоторое время, предложить помочь выполнить их, указав на их значимость.

Начинать необходимо с выработки навыков самообслуживания: самостоятельно снимать и одевать одежду, обувь, складывать вещи, убирать игрушки, раскладывать ложки, ставить салфетки, после убрать со стола, помочь мыть посуду, что-то подержать, вытереть пыль, полить комнатные растения и т. п. Детей надо привлекать к работе на огороде: Они могут участвовать в подготовке и посадке рассады, проращивание семян, уходе, уборке урожая. Они могут проявлять заботу о младшей сестре или брате. Чтобы работа не оказалась трудной, а низкое качество выполнения не разочаровало ребёнка, необходимо выполнять работу с ним, обучая рациональным приёмам. После можно выделить часть общей работы для самостоятельного выполнения с периодическим контролем и оказанием помощи, если это необходимо. Относясь к результату деятельности малыша, взрослый не произвольно передаёт ему основные критерии “успешности” или “ не успешности” деятельности.

Например.

Хорошо накрыл стол, молодец хвалит мама.

Но класть хлеб каждому не нужно. Положим в хлебницу, каждый возьмёт столько сколько следует.

Мама собирает хлеб, разложенный на три равные части, а сын, дочь запоминает пример правильного действия. Полученный дошкольником в деятельности результат общезначимый, понятен. В результате такой деятельности ребёнок овладевает тремя компонентами деятельности – мотивационной, исполнительской и контроля. В дальнейшем он способен воспроизводить это действие самостоятельно.

Дав задание, надо совместно составить план действия и указать на конечный результат. После завершения проанализировать работу подчеркнув те качества, которые ребёнок проявил, а также указать какое значение для окружающих имеет выполнение данного поручения.

Похвала, оценка труда, вдохновляют ребёнка, поэтому не надо забывать хвалить даже если не совсем качественно выполнена работа. Качество труда в начале оценивают не слишком строго, но потом постепенно требования увеличиваются, как и помощь; внушение ощущения своей нужности, полезности, важности, его внутрисемейной позиции.

Ребёнок может и сам оценить свой труд, если взрослые зададут ему необходимые вопросы: “Кому и как помог сегодня? Хорошо убрал свои игрушки?” И т. п.

Некоторые родители говорят: “мой сын, дочь выполняют трудовые обязанности, только приходиться бесконечно напоминать, указывать. Но ведь нужно и самому догадаться, что и как выполнять. Не хочу каждый раз напоминать, указывать, давать инструкции. Не хватает терпения и умения”. И они торопятся сами сделать то, с чем сын или дочь вполне могли справится: убирают за них постель игрушки, обувают – так быстрее. И допускают при этом большую ошибку. Ребёнок привыкает к такому опекунству и командует: “Принеси! Подай! Не хочу! Не буду!”.

Родители не понимают, что в процессе труда ребёнок приобретает необходимые навоки и умения, которые ему будут необходимы в школе и дальнейшей жизни. Поэтому он должен в дошкольном возрасте вырабатывать установку на труд, как на жизненно необходимую потребность.

Труд окажет влияние на ребёнка и приучит трудиться, если:

  1. Родители отведут для него время.
  2. Создадут условия для самообслуживания и будут систематически привлекать к бытовому труду.
  3. Давать поручения, которые входят в повседневные дела семьи, даже если не всегда им интересны, но необходимость их выполнения обязательна и он должен нести за них ответственность.
  4. Не давать непосильных поручений, не торопить, не подгонять ребёнка, пусть он сам завершит работу.
  5. Предъявлять единые и постоянные требования к труду, положительно оценивая его.
  6. Не наказывать трудом, труд должен радовать его, приносить удовлетворение.
  7. Не забывать благодарить за помощь.
  8. Вызывать чувство уверенности в достижении цели.
  9. Объяснять значимость труда для семьи.
  10. Доброжелательно указывать на ошибки.
  11. Если ребёнок медлит с выполнением поручений или допустил ошибку, выяснить не является ли это причиной неумения или незнания как справиться с заданием.
  12. Необходимо терпеливо разъяснить, показать помочь позволить обрести уверенность в том, что он способен хорошо выполнить порученное дело. Но не делать за него то с чем он справиться сам.
  13. Учить добиваться конечного результата и чередовать совместный труд и отдых.