Воспитание погодок: игры для двоих маленьких детей. Несовпадения режима дня

Дети – это счастье. А счастья, как известно, чем больше, тем лучше. Именно поэтому нормой считается минимум двое детей в каждой семье. Примерная разница между первым и последующим ребенком в обычной семье составляет 4–7 лет. Но бывает и по-другому.

Иногда радостная новость о грядущем прибавлении настигает родителей тогда, когда первое чадо еще пачкает пеленки или не умеет толком сидеть. По поводу детей, разница между которыми не превышает полутора лет, существуют различные мнения. «Родители счастливчики, - вздохнут одни – разом вырастят двоих детей.

«Отстреляются» быстро, в общем». «Вот это героизм! – воскликнут другие – грудной ребенок и следом еще один – это сколько же надо времени, терпения, сил и здоровья». В каждой из этих точек зрения есть доля истины: столь небольшой перерыв в деторождении по-своему выгоден с точки зрения затраченного на воспитание отпрысков времени, а с другой стороны, воспитание детей-погодок – хоть и увлекательный, но нелегкий процесс.

Так что в таком положении есть свои преимущества и недостатки, и если одному малышу не исполнилось и года, но уже решено, что второму ребенку быть – следует учесть все подводные камни, с которыми можно столкнуться в ходе беременности и воспитания наследников. В этом случае появление детей с минимальной разницей в возрасте станет настоящим счастьем при отсутствии сильных нервных потрясений.

Из мам в будущие мамы: период ожидания

Буквально несколько месяцев назад родители впервые уложили принесенного из роддома малыша в заботливо приготовленную для него кроватку и мечтали, как он сядет, улыбнется, начнет делать пока еще неуклюжие и неловкие шажки. Время идет, грудничок развивается и делает первые успехи, а родители научились поддерживать разумный баланс сна и бодрствования, и кажется, что жизнь наконец-то стала стабильной и ровной, как известие о том, что брат или сестра любимого чада не заставят себя долго ждать, становится настоящим сюрпризом. Решение родителей сохранить беременность достойно уважения: самое главное – подготовиться к рождению следующего ребенка не менее достойно.

Наиболее важные аспекты, на которые стоит обратить внимание молодой семье – это здоровье будущей мамы и обеспечение полноценного ухода за уже родившимся малышом . В первую беременность женщина более мобильна и менее измотана – сейчас же поддержка и забота близких ей требуется как никогда.

С медицинской точки зрения перерыв между родами должен составлять не менее трех лет: только в этом случае можно более или менее уверенно утверждать, что женский организм полностью восстановился и готов продолжать выполнение репродуктивной функции. Если же зачатие произошло раньше – для истратившей невероятное количество энергии на роды мамы это станет двойной нагрузкой. В данной ситуации заботиться о своем здоровье следует с удвоенной силой. Особенно важно учесть следующие моменты:

  • Регулярные обследования у врача . Лень идти в консультацию или вставать ни свет ни заря сдавать анализы? О таком небрежном отношении к себе лучше сразу забыть. Строгое выполнение всех врачебных предписаний поможет сохранить здоровье не только себе, но и будущему ребенку.
  • Правильное и полноценное питание. Организм и без того требует больше «материала» для восстановления всех органов и поддержания водно-солевого баланса, поэтому ограничивать себя в еде ни в коем случае нельзя: полезные и правильно приготовленные блюда, экологические чистые продукты и употребление большого количества жидкости сейчас жизненно важны.
  • Прием витаминных комплексов . Многие мамы не понаслышке знают, что роды могут пагубно отразиться на состоянии кожи, ногтей и волос – организм растущего ребенка нуждается в большом количестве витаминов и минералов, запас которых за небольшой перерыв между родами женщина не в состоянии восполнить. Поэтому прием специальных комплексов обязателен, но выбирать их наобум не стоит: покупать их можно только после предварительной консультации с доктором.
  • Минимум нагрузки . Хлопоты по хозяйству – это, конечно, и домашним приятно, и самой хорошо, когда чувствуешь себя полезной и нужной. Но все же беременность, да еще и с грудным ребенком – не время для подвигов на ниве плиты и мытья полов. Не следует отказываться от помощи друзей и близких: если они предлагают взять на себя уборку, походы по магазинам и готовку, лучше согласиться, а свободное время посвятить отдыху или занятиям с малышом.


Еще один важный момент – забота о грудничке: помощь маме необходима и в этом. Игры и кормления, без сомнения, останутся маминой прерогативой, а вот таскание малыша на руках или силовые упражнения с затаскиванием коляски на 5 этаж лучше исключить: если будущий папа возьмет их на себя, это будет прекрасно.

Ну и, конечно, не стоит забывать и о психологических аспектах подготовки к воспитанию погодок: «Сможем ли мы вытянуть детей материально?», «Не забудет ли жена, увлеченная заботой о детях, обо мне?», «А как же моя карьера, ведь я планировала выйти на работу в ближайшем будущем?» - все эти вопросы пусть время от времени, но посещают обоих родителей, даже если они не говорят об этом вслух.

На самом деле выбор в пользу материнства еще не означает завершения карьеры: успешно работать можно и выйдя из декрета (кстати, следует знать, что при беременности женщины отпуск по уходу продляется автоматически, а уволить сотрудницу, ожидающую ребенка, по КЗоТу нельзя). Что касается материальной базы, то здесь опытные родители единодушны: появление еще одного малыша становится мощным стимулом зарабатывать больше, да и трат на приданое погодку куда меньше, поскольку одежда и игрушки старшего становятся неплохим подспорьем.

Другое дело – создание эмоционального комфорта в семье, который зависит от обоих родителей: даже если у них возникают тревоги и опасения, моральная поддержка, забота и взаимопонимание помогут укрепить отношения и подготовиться к пополнению, что называется, по всем фронтам.

Старший и младший: нюансы воспитания

Итак, свершилось! В семье появился ещё один малыш, а счастливые родители двоих детей, ещё не забывшие все нюансы ухода за младенцем, готовы к труду и обороне. Однако не стоит думать, что сейчас все пойдет точно так же, как и в первый раз: во-первых, все дети разные, а во-вторых, старший ребенок потребует едва ли не больше заботы и внимания, чем мирно (или не очень мирно) лежащий в своей кроватке грудничок. Даже если поначалу кажется, что разница в год-полтора ничего не значит, следует вспомнить слова психологов: до трех лет развитие идет колоссальными темпами, поэтому даже несколько месяцев могут стать заметной пропастью. Именно поэтому особенности воспитания погодок будут меняться в зависимости от возраста.

С рождения до года

На момент рождения ребенка-погодка старшему, как правило, исполняется год. Обычно такие дети уже умеют ходить и активно познают мир, поэтому мамы и папы в основном заняты тем, чтобы спрятать всё, что можно порвать, разбить и съесть, отобрать провода, ключи и гаджеты, которые малыш с не меньшим энтузиазмом тянет в рот, и ловить постоянного падающего и оглашающего окрестности возмущенным ревом маленького исследователя. Именно этот период может стать для родителей особенно сложным.

Максимум внимания в это время требуют оба ребенка, поэтому подготовить к переменам следует и старшего малыша. Родителям следует заняться следующими моментами.

  1. Становление режима. Кормление, прогулки, игры и сон четко по часам помогут маме справиться с обоими чадами, что называется, не распыляясь, поэтому в идеале следует совместить расписание детей так, чтобы большинство пунктов совпало.
  2. Отучение старшего от соски и бутылочки. Педиатры советуют убирать пустышки и приучать ребенка к чашкам и тарелкам ещё до рождения младшего, иначе есть риск, что вездесущий малыш начнет постоянно забирать это «имущество» у своего брата или сестры.
  3. Организация сна. Даже если ребенок привык спать в родительской кровати, в интересах мамы и папы приучить его к своему «гнездышку»: неудобство сна с погодками такого возраста очевидно.
  4. Распределение внимания. Годовалый кроха ещё не вполне понимает, какого рода перемены произошли в его семье, но это не значит, что он не заинтересован в том, что происходит. Он точно так же может тянуться к младенцу, пытаться его трогать, щупать и даже покусать и зачастую может требовать внимания, если мама слишком поглощена младшим ребенком. Именно в это время важно дать малышу понять, что он по-прежнему любим. Веселые игры, разговоры, объятия и поцелуи помогут поддержать близость со старшим на должном уровне.

С 1 года до 3–4 лет

Оба ребенка подросли, и разница в возрасте становится менее очевидной: дети вместе интересуются окружающей обстановкой, а старший даже может ощущать нечто вроде превосходства и пытаться опекать сестру или брата. На данном этапе родителям предстоит справиться с двумя важными задачами – предотвращением соперничества между детьми и организацию личного пространства для каждого из них.

В этом возрасте особенно важно, чтобы малыши чувствовали равное отношение к себе: ни один из них не должен быть обделен родительской любовью. Прием пищи, отдых и досуг должны проводиться с участием всех членов семьи, а если у взрослых возникнет необходимость решить какие-то вопросы без детей, к бабушке должны отправляться оба – у крох не должно возникнуть ни малейшего подозрения о том, что мама и папа предпочитают одного другому.

Ещё один значимый аспект – обустройство личных уголков для отпрысков. Игрушки, спальное место, одежда должны быть у каждого свои, иначе драки и выяснения отношений неизбежны. Нередко случается, что родителям даже приходится покупать старшему и младшему одинаковые игрушки: если иначе конфликт не решается, приходится идти и на такие жертвы.

Многие мамы и папы в этот период пробуют устроить старшего ребенка в садик . Такое решение, возможно, облегчит заботу о детях, однако следует учесть серьезный момент: разлученный на целый день с мамой малыш может ощутить себя брошенным – а это спровоцирует сильную неприязнь к младшему, по его мнению «укравшего» у него родителей. Поэтому в адаптационный период он должен ощущать любовь и поддержку всей семьи, а если с садиком отношения всё же не складываются, есть смысл подождать, когда подрастет младший – тогда в сад можно отдать обоих, и ощущение равновесия сохранится.

И всё же ранний возраст для погодок – наиболее плодотворное время: старший учится заботиться о самом близком для него человеке, а младший тянется за ним и развивается семимильными шагами: доказано, что в таких семьях дети быстрее учатся пользоваться горшком, есть и одеваться самостоятельно. А при родительском внимании, терпении и мудрости этот период протекает очень гладко.

Дошкольный и младший школьный возраст

В 5–7 лет дети практически сравниваются в психологическом развитии и посторонним порой даже по внешнему виду сложно определить, кто из них старше. Если раньше общение погодок протекало без эксцессов, к этому времени они образуют единую команду: общие интересы, совместные игры и секреты позволяют им ощущать себя очень близкими людьми.

В этот в период для родителей есть риск совершить одну довольно опасную ошибку: случается, что погодок начинают воспринимать либо как близнецов, либо как детей с абсолютно идентичными желаниями и склонностями. Этого следует изо всех сил избегать: в дошкольном возрасте следует помнить, что к младшему пока ещё стоит предъявлять чуть меньше требований, а к талантам и особенностям обоих детей отнестись с вниманием. Необязательно отдавать их в одну и ту же секцию или требовать заниматься одними и теми же делами: у каждого ребенка своя индивидуальность, а свободу самовыражения никто не отменял.

Важный вопрос, который с энтузиазмом обсуждают мамы и папы детей-погодок – стоит ли отправлять их в школу одновременно или с разницей в год? Здесь всё зависит от детей в каждой конкретной семье, и следует учесть, что если отправить старшего в один класс с братом или сестрой, он будет чувствовать себя неуютно как самый взрослый, а младший, потянувшийся за родственником, может просто не справиться с учебной нагрузкой. В последовательном поступлении детей в школу есть свои преимущества: старший ребенок, уже адаптированный к режиму, будет опекать младшего первоклассника, а для родителей справиться с равномерно распределенной нагрузкой окажется намного легче. Но в целом такое решение должно приниматься каждой семьей индивидуально.

Мне нравится!

Воспитание и обучение погодок − сложный и интересный процесс, который имеет больше плюсов по сравнению с обучением и воспитанием детей разного возраста. Особенно это ощущается, когда разница превышает 5 лет. Дети с разницей до 2-х лет проходят кризисные периоды вместе, что позволяет родителям решать одновременно все проблемы. Среди наиболее выделяющихся положительных сторон одновременного взросления можно выделить:

  • Схожий режим. После исполнения 1 года младшему ребенку режим дня у обоих детей становится очень похожим, что позволяет планировать занятия и прогулки для обоих отпрысков с наибольшей пользой. Когда разница больше, настолько синхронизировать малышей не получится, разница в развитии будет требовать от родителей подстраивать режимы и искать компромиссы чаще, чем с детьми-погодками;
  • Одинаковые учреждения образования. Часто дети посещают один детский сад, идут в один класс, кружки, что уменьшает количество задач для решения родителями. Нужно посетить одно родительское собрание, а не два, один утренник или мероприятие, оплата, покупка канцелярии и других необходимых предметов идет по общему для обоих детей списку. Когда малыши подрастут, они смогут вдвоем возвращаться из школы и родителям будет спокойнее;
  • Скорость развития младшего ребенка. Младший, наблюдая за старшим, быстрее усваивает необходимые навыки, стремится подражать и достигать успеха. Изучая мир на пару, дети быстрее усваивают принципы общения, варианты разрешения конфликтов;
  • Опыт мамы. Она уже имеет достаточно опыта, чтобы ухаживать за вторым ребенком быстрее и качественнее. Она может предугадать возможные нюансы и держится более уверенно;
  • Эгоизм и ревность. Дети погодки меньше, чем малыши с большей разницей, ревнуют маму и проявляют эгоизм, так как уже с маленького возраста привыкают, что рядом есть кто-то, с чьим мнением нужно считаться;
  • Особенности обучения. В семьях, где растут погодки, обучение проходит легче: младший, наблюдая за старшим, приобщается к занятиям, запоминает материал, развивается на равных со старшим;
  • Адаптация. Дети из семей, где есть погодки, быстрее адаптируются в социуме. Чаще всего малыши попадают в одну группу в садике или даже один класс в школе, что позволяет им преодолевать трудности привыкания к новым обстоятельствам при поддержке друг друга;
  • Друг и коллега в играх. Малыши-погодки, подрастая, находят общие занятия и могут занимать друг друга. Часто крохи с небольшой разницей в возрасте предпочитают вместе читать, писать, рисовать, освобождая время маме и быстрее развиваясь;
  • Экономия. Если дети одного пола, то многие вещи, которые носит старший могут сразу переходить младшему, то же касается предметов ухода. Подрастая, дети могут меняться вещами, подбирая желаемый образ. Но этот плюс действует только в случае посещения разных классов, в обратной ситуации, это может стать проблемой;
  • Овладение навыками самообслуживания. Дети-погодки быстрее проявляют самостоятельность. Старший вынужден быстрее становиться старше, а младший тянется, видя пример;
  • Обучение в школе. Часто погодки попадают в один класс, что позволяет создавать дух соперничества и конкуренции. Эта ситуация плодотворно влияет на обучение и развитие. Если родители не давят, не сравнивают успехи малышей, здоровая конкуренция не имеет негативной окраски и подстегивает обоих достигать лучших результатов;
  • Свободное время для мамы. При правильно организованном режиме дня после достижения младшим ребенком 1,5 лет, свободного времени станет больше, благодаря совместным играм детей. Они смогут занимать друг друга и самостоятельно находить веселые и интересные занятия, если взрослые подскажут варианты.

Недостатки одновременного воспитания и обучения погодок

Не все так гладко при обучении погодок, в разные периоды могут проявляться разнообразные нежелательные последствия. Чаще всего отмечаются:

  • Сложности обучения при несвоевременном походе в школу. Иногда, когда погодки попадают в один класс, у одного из детей могут возникнуть сложности из-за несоответствия его развития программе. Если старший идет на год позже, то ему может быть скучно, он может перерасти интересы одноклассников. Отдавая младшего в школу на год раньше, не оценив уровень готовности к школьной программе, можно получить кроху, который не справляется с предложенной нагрузкой, из-за чего проявляет нежелание учиться или формирует комплекс неполноценности. Чтобы избежать таких ситуаций, нужно тщательно взвешивать все за и против одновременного поступления в школу;
  • Неуемная любознательность. Обучение и воспитание погодок усложняется их огромной жаждой познания. Один ребенок все время изучает пространство и стремится везде дотянуться, долезть, что может приводить маму в стрессовое состояние. Когда в доме двое детей небольшого возраста, бдительность со стороны родителей должна быть удвоена, ведь старший может помогать младшему добираться в запрещенные места, подбивать на неразумные поступки;
  • Конфликты. Дети погодки при всей своей дружности, пока дорастут до осмысленного возраста, часто могут не только спорить, но и драться, кусаться и пытаться отобрать друг у друга игрушки. На помощь родителям приходит терпение, постоянное спокойное объяснение, равное отношение к обоим детям;
  • Нездоровая конкуренция. При неравномерном распределении времени между детьми, сравнении их способностей и достижений возможно проявление жесткой борьбы за внимание и любовь родителей. Дети могут проявлять агрессию, злорадство, стараться подставлять друг друга под наказание, что не способствует формированию теплых взаимоотношений;
  • Необходимость помощи со стороны. Воспитание двух детей с маленькой разницей в возрасте требует постоянного обращения за помощью к другим людям, что не всегда удобно и легко сделать. Хорошо, если бабушки и дедушки уже не работают и живут недалеко, они могут помочь со старшим ребенком на первом этапе, в обратной ситуации, на плечи мамы ложится серьезная ответственность и нагрузка;
  • Одинаковые игрушки и равенство в покупках. Часто для избежания конфликта родителям приходится покупать одинаковые игрушки, вещи, предметы творчества.

Большинство негативных проявлений легко преодолеваются изменениями в поведении взрослых по отношению к погодкам. Тщательный анализ поступков, отношений между детьми поможет родителям не только исправить нежелательные последствия, но и предотвратить возможные действия.

Особенности воспитания детей-погодок

Когда в семье двое детей с разницей до 2 лет, маме приходится крутиться и искать варианты, как обучать и развивать малышей в соответствии с их потребностями, уделять достаточное количество времени, при этом самой не стать «взмыленной» лошадкой. Мы собрали популярные секреты организации быта и обучения погодок, которые помогут вам решить вопрос воспитания и обучения детей.

С рождения младшего до года

Первый период организации обучения двух детей начинается с рождения младшего ребенка и длится до достижения им 1 года. Это самый сложный в организационном плане отрезок времени, который требует от мамы немало усилий для нормализации процесса, его полноценности. Основной проблемой является необходимость большое количество времени уделять второму ребенку, при этом старший требует не меньшего внимания. Часто, чувствуя новизну своего положения, первенец проявляет нервозность, капризность, ведет себя необычно, требуя возврата прежнего стопроцентного внимания к себе.

Как поступить в такой ситуации, чтобы младший не плакал, а старший не чувствовал себя заброшенным? Есть несколько нехитрых приемов, применение которых точно вам поможет.

График

Главным спасением для мамы погодок на первом этапе становится четкий график для обоих детей. Если подготавливать старшего еще во время беременности к определенному ритму жизни, проделать то же с младшим, все необходимые дела можно выполнять во время сна младшего ребенка или во время самостоятельных занятий старшего ребенка, используя слинг для развлечения крохи. Хорошо объединять прогулку со старшим и отдых младшего. Читая книги или рассматривая различный обучающий материал, держать младшего на руках или уложить рядом на специальном коврике. Старший ребенок находится в возрасте, когда очень важен дневной сон, если совместить графики и уложить обоих малышей спать днем, то можно полежать и отдохнуть самой.

Отучение старшего от бутылочки и соски

Отдельный вопрос, который позволяет облегчить жизнь маме с двумя детьми младше 2 лет – использование сосок и бутылочек. Для нормализации этого процесса опытные мамы рекомендуют приучать первенца к кружке, отучать от соски еще до года. Малыш сам будет с интересом осваивать новые предметы, а вам не придется бороться с попытками отобрать желаемую соску или бутылочку.

Для приучения первенца к кружке желательно использовать пластиковый вариант яркой расцветки, привлекающей малыша. Можно предложить ему самостоятельно выбрать себе предмет для питья, тарелку для еды. Делать это желательно до появления младшего ребенка и сказать малышу, как вы гордитесь его новым умением, как рады, что он уже такой большой, может пить из кружки и есть наравне с родителями. Ощущение собственной важности и умелости придаст малышу смелости, уверенности в собственных силах, простимулирует желание развиваться.

Меры безопасности

Отдельно стоит обратить внимание на обеспечение безопасности для обоих детей. При этом нужно учитывать возрастающие возможности первенца и несмышленость младшего. Подготовка квартиры к пребыванию в ней двоих детей-погодок условно делится на два направления:

С момента, когда в вашей жизни появится второй ребенок, нужно стараться как можно больше внимания уделять старшему крохе. Он еще очень сильно нуждается в маме, поэтому необходимо предоставить ему достаточное количество времени. В период, пока младший бодрствует, можно использовать слинг, читать старшему книжку, играть с ним, собирать конструктор и много разговаривать. Ваше внимание к его занятиям, интересам на этом этапе очень важно, оно позволяет чувствовать вашу любовь. Когда младший ребенок спит, не бойтесь его разбудить, ваш голос успокаивает и убаюкивает, поэтому смело в спокойной манере говорите со старшим ребенком.

Не забывайте рассказать первенцу о вашей любви. Психологи утверждают, что в день каждый ребенок должен слышать не менее 7-8 раз о любви родителей, чтобы чувствовать это.

Если младший капризничает, его тревожат колики, зубы или что-то другое, то не стоит на этот период забывать о старшем ребенке. Пересмотрите ваши совместные занятия и сделайте упор на их качестве, а не количестве. Не стоит говорить первенцу «отстань», «займись чем-нибудь», «понимаешь, что я занята». Малыш еще не поймет ваших слов о загруженности или необходимости постоянно заботиться о младшем, а слова, которые не предлагают конкретного занятия или обладают агрессивной окраской, могут глубоко ранить малыша. Нужно стараться сохранять спокойствие, быть добродушной и внимательной не только к проблемам крохи, но и чувствам старшего ребенка. Не получив вашего внимания, первенец ощутит свою ненужность, заброшенность, что повлияет на темпы его развития.

Период с рождения второго ребенка до того момента, когда он пойдет и сможет активно изучать окружающее пространство, самый сложный в жизни мамы погодок. Младший ребенок требует очень много времени, как и старший, и достаточно сложно организовать день, чтобы удовлетворить каждого из них. Вас должно подбадривать, что этот период продлится недолго и скоро все станет намного легче, дети смогут играть между собой, а вы вздохнуть с облегчением.

От 1 до 3 лет

После того, как младший ребенок пойдет, все станет потихоньку налаживаться, обретет упорядоченность и стабильность. Старшему станет интересно наблюдать за младшим. Где-то к возрасту полутора лет второго ребенка у малышей появятся общие занятия и игры. Наблюдая за старшим, второй будет легче осваивать необходимые навыки, стремиться повторять за ним.

В определенный период вам может показаться, что у вас не погодки, а близнецы или двойняшки, так они будут схожи в своих повадках, но за этим кроется опасность. Если у вас дети с небольшой разницей в возрасте, не стоит забывать, что она есть. Не сравнивайте возможности и достижения, не показывайте, что кто-то из них лучше или хуже. Основной секрет воспитания и обучения погодок – равенство. Дух здорового соперничества появляется там, где дети видят равное отношение к себе, чувствуют свою важность для родителей и понимают, что никого из них не выделяют.

Отдельно во второй период взросления погодок нужно подумать над вопросом личного пространства. Каждый ребенок, как и взрослый, нуждается в собственном уголке, где будут располагаться его вещи, можно проводить свободное время и заниматься любимым делом. Если для младшего это еще не настолько актуально, то старший малыш уже нуждается в этом. Необходимо не только его организовать, но и следить, чтобы младший старался не нарушать границ.

Старший ребенок все больше требует разнообразных занятий, знаний и рассказов обо всех окружающих предметах. После достижения им 2 лет можно задуматься про организацию учебного места и занятий, на которых вы будете обучать его разнообразным навыкам, рисованию. Хорошо, если рядом будет место, в котором удобно сможет разместиться младший ребенок (стульчик, пуфик). На время занятий хорошо предложить младшему делать что-то похожее на действие старшего. Если вы будете рисовать, то подготовьте два листочка, на одном покажите первенцу технику, а на другом дайте возможность младшему рисовать другим карандашом или мелком. Читая старшему, обязательно берите с собой младшего, давайте ему возможность рассмотреть вместе с вами картинки, потыкать в книгу пальчиком.

После года организация обучения и воспитания погодок строится по принципу одновременных занятий, график сна и бодрствования практически одинаковый, что позволяет планировать развивающие занятия, прогулки и совместные игры для обоих малышей.

Третий период взросления погодок (от 3 до 7 лет)

Приблизительно в три года ребенок начинает проявлять активный интерес к обучению, поэтому, когда старшему ребенку придет время обучаться, необходимо предложить ему максимум. Но не забывайте про младшего. Объясняя новый материал, показывая интересные картинки или давая задания, привлекайте младшего отпрыска. Он обязательно заинтересуется и будет запоминать новую информацию. Обучение в тандеме будет стимулировать старшего показать свою сообразительность, превосходство в возможностях над младшим, последующее обучение старшим ребенком младшего.

Единственное, чего стоит опасаться при одновременном обучении погодок – сравнение разновозрастных детей. Никогда не говорите о разнице в достижениях погодок, они разные, у них неодинаковые возможности и условия. Даже, если младший проявляет большие способности, никогда не ставьте его в пример старшему. Не нужно пытаться сравнивать скорость освоения определенных навыков по возрасту. Дети-погодки отличаются друг от друга, они разные люди и у каждого из них свой путь познания мира.

Занимаясь совместным обучением детей, нельзя давать им полностью одинаковые задания без ориентации на их возраст. Так вы можете не рассчитать, дать старшему слишком легкое задание, которое вызовет у него скуку или предложите младшему слишком сложное задание, он может не справиться и подумать о своей неспособности. Оптимальным будет готовить схожие задания, которые отличаются между собой сложностью.

Кружки и секции

После трех лет для многих родителей важным является вопрос развития ребенка при помощи кружков, секций. Когда в семье растут погодки, не стоит сразу отдавать обоих на одно направление. Это должно быть непосредственно желание самого ребенка. Если крохе не нравится или он не хочет посещать ту же секцию, что и брат или сестра, не стоит настаивать. Лучше поинтересоваться, какое направление ему нравится. Дети с небольшой разницей в возрасте, имея схожие интересы, являются разными людьми, и, если один хорошо рисует, не значит, что и второй будет в восторге от такого занятия.

Еще один вопрос, волнующий мам детей-погодок, организация посещения большого количества кружков и синхронизация графиков детей с разными интересами. Когда каждый из малышей посещает по 2–3 кружка, их жизнь становится похожей на бесконечное передвижение между разными секциями, ожиданием окончания занятия у брата или сестры, вечную гонку за временем, в попытке все успеть. В погоне за разнообразными знаниями, которые предлагают развивающие школы и клубы, мамы часто забывают о необходимости свободного времени детей, проводимого за простой игрой. Если очень хочется посещать развивающие занятия, то оптимально ограничиться одним кружком для каждого ребенка, а оставшееся время посвятить домашнему обучению и игре.

О чем еще нужно знать, воспитывая погодок

Круг общения

Круг общения детей может быть разным. Дети-погодки легко находят общий язык с другими детьми, но они не являются копией друг друга и то, что нравится и подходит одному, может причинять дискомфорт другому. Стоит внимательно отнестись к потребностям маленького человека и постараться предоставить ему необходимые условия. Нужно стараться искать не единый подход к обоим детям, а индивидуальный, чтобы помочь им. Если по каким-то причинам компания одного ребенка не нравится другому, нужно помочь ему обзавестись собственными товарищами.

Часто один из погодок более сильный духом. Именно он становится движущей силой в развитии обоих, при чем это не всегда старший ребенок. Родителям важно помочь более слабому в тандеме найти собственное предназначение, увлечения, путь развития. Не оставляйте все на самотек, малыш подрастет, и, если он до этого все время слепо следовал за другим ребенком, будет иметь сложности с выбором, который всегда за него делали. Разговаривайте не только с обоими детьми, но и находите время на беседы по душам с каждым из погодок наедине.

Споры и компромисс

Отдельным вопросом в воспитании детей-погодок является научение их поиску компромиссов в конфликтной ситуации. Не стоит однобоко обучать старшего всегда уступать младшему, вопреки собственным желаниям. Каждая ситуация требует тщательного рассмотрения на предмет справедливости. В некоторых случаях необходимо проявлять внимание к потребностям старшего, предлагая младшему уступить.

Дети дошкольного возраста обладают обостренным чувством справедливости, и, если они ее не ощущают по отношению к себе, у них формируются различные комплексы: от ощущения ненужности и неважности для родителей до острых форм агрессии по отношению к обидчику. В конфликтной ситуации, если вы не были непосредственным свидетелем начала спора или не знаете, в чем заключается причина разногласий, не стоит сразу обвинять и наказывать того, кто совершает неправильное действие. Есть вероятность, что это происходит, как следствие действий с другой стороны. Если вы накажете одного, а другой выйдет сухим из воды, то наказанный воспримет ситуацию как несправедливую, может затаить злобу, а истинный виновник конфликта воспримет свое поведение нормальным и при удобном случае будет оповещать вас о неправильных действиях брата или сестры, опуская свою роль, как нормальное поведение.

Борьба с жалобами друг на друга в семьях с детьми одного возраста − острый вопрос, неоднозначно воспринимаемый родителями. Имея ребенка ябеду, легко контролировать ситуацию, но это может негативно сказаться на взаимоотношениях между детьми. Стоит пытаться бороться с таким поведением и учить защищать друг друга, желать добра и стараться помогать словом и делом.

Сопереживание

Немаловажно, наряду со здоровой конкуренцией, обучать детей умению восхищаться достижениями брата или сестры, видеть прекрасное в их поступках, творениях, научить, как подбодрить в сложной ситуации. Дети-погодки вырастут друзьями, если будут видеть в брате или сестре не только конкурента, но и близкого человека, которому можно довериться и рассказать о своих успехах. Это поможет преодолеть множество сложных жизненных ситуаций, которые ждут впереди. Если дети умеют радоваться успехам друг друга, стремятся понять и помочь, им будет проще проходить рука об руку сложности подросткового периода, невзгоды взрослой жизни.

Безопасность

Обучая погодок, не стоит забывать про уроки безопасности. Когда мама выходит гулять с двумя детьми старше 3 лет на улицу, хорошо, если они знают, как себя вести, слушаются ее команд. Лучшим вариантом будет, если наряду с мамиными уроками, обучением правилам безопасности займутся и другие родственники, которые подскажут крохам, что нужно держаться недалеко от мамы, слушаться ее беспрекословно, исполнять правила дорожного движения. Так дети поймут, что мамины уроки обязательная истина, которую подтверждают все окружающие, будут стараться слушаться и вести себя правильно.

Воспитание детей с небольшой разницей в возрасте – процесс постоянного анализа ситуации, стремление научить и воспитать исходя из возраста и способностей, желание донести важность добрых взаимоотношений. Все эти усилия оправданы и позволяют вырастить добрых друзей и верных товарищей из малышей-погодок!

Дети - счастье, с которым связаны самые светлые моменты совместной жизни супругов. Двое детей погодок принесут больше счастья в крохотный социальный круг, называемый семьей. В большинстве семей рождается по двое детей. Как правило, разница между возрастом детей составляет 4-5 лет. Часто в семьях воспитываются дети-погодки (когда первому малышу исполнился год, а женщина уже беременна погодкой)

Погодками считаются дети с маленькой разницей в возрасте (не больше года). К примеру, первый малыш едва научился ползать, а женщина уже готова родить вторую кроху. Это огромная радость, но существует ряд трудностей и проблем, с которыми придется столкнуться будущей маме погодок.

Первая беременность протекает для женщины в счастливом ожидании. Она учится быть матерью, изучает особенности воспитания малыша, ощущает тяготы, недостатки положения. В долгожданный момент рождения все домочадцы радуются новому члену семьи. С рождением погодки начинается радостная и одновременно сложная жизнь многих родителей. Необходимо научиться менять подгузники, выработать режим дня мамы с двумя детьми, привыкнуть к ночному плачу новорожденного. Нередко женщина, для которой первая беременность оказалась тяжелой, не рискует заводить второго ребенка и тем более погодку.

Важно, чтобы состоявшаяся мама имела поддержку. Немногие женщины способны самостоятельно вырастить малыша.

По мнению медицинских экспертов, интервал между родами должен превышать 3 года. Подобная точка зрения обусловливается тем, что женскому организму необходима реабилитация, восполнение недостатка питательных веществ, витаминов, микроэлементов. Иные специалисты полагают, что репродуктивная функция восстанавливается быстро, особенно у молодых женщин.

Многие не знают, дети-погодки - это какая разница? Максимальный промежуток в возрасте - с периода рождения до года и девяти месяцев.

Иногда случается, что зачатие происходит через 2-3 месяца после родов. Для будущей мамы малыша это станет серьезным испытанием. Женщина всегда будет переживать о личной карьере, материальном благе, собственном досуге. Важно не допустить психологического расстройства, в противном случае могут возникнуть негативные чувства по отношению к детям погодкам.

Как воспитывать детей-погодок?

Рождение второго крохи погодки принесет радость и одновременно новые испытания, поскольку первый малыш едва научился ходить.

Период с рождения до года

Второй малыш рождается, когда старшему исполняется приблизительно год. У крохи присутствует чрезвычайный интерес к окружающему миру, он устойчиво держится на ногах. Задача родителей заключается в «обезоруживании» собственного жилища. Провода, колющие и режущие предметы, электробытовая техника небольшого размера привлекают внимание крох, малыши захотят изучить предметы, потрогать, попробовать на вкус. Также нередки случаи, когда малыш, перелезая через кроватку, падает. Нужно обезопасить эту область, подложить подушки или увеличить стенки кроватки.

Сложность этого периода заключается в том, что с одновременным воспитанием старшего чада требуется тщательный уход за грудничком погодкой. Совсем недавно пройденный этап в виде бессонных ночей вновь возвращается. Женщина устает и физически, и морально, что может перерасти в послеродовую депрессию. Важно помнить, что внимания требуют не только дети погодки, но и женщина. Воспитание погодок должно быть равноценным, каждому из них должно уделяться требуемое внимание.

Период с одного года до двух лет

Когда младший достигает возраста 1 года, задача мамы погодок несколько облегчается. Например, у детей погодок начинают совпадать интересы, малыши вместе играют, проводят время. У старших детей просыпается опекунский инстинкт, они начинают защищать брата, сестру от имеющихся «опасностей». Важно предотвратить возможное соперничество, обеспечить малышам личное пространство. Дети погодки вызывают трудности, но, прилагая усилия, можно обойти большинство проблем.

Категорически запрещается обделять вниманием детей. Погодки должны чувствовать себя равными, ощущать единую материнскую любовь и заботу. Досуг должен включать времяпровождение всей семьей, вне зависимости от ожидаемых планов на вечер. При наличии неотложных дел, которые требуют вашего присутствия, необходимо отправить к бабушке и дедушке двух малышей. Погодки должны быть уверены, что в глазах родителей детей-погодок они равны. Этот факт только сплотит подрастающих крох. Ревность старшего в этом случае не будет проявляться.

Важным шагом является обеспечение личного пространства погодок. У каждого должно быть личное имущество в виде кроватки, игрушек. Нужно научить малышей делиться, уступать. В противном случае в более взрослом возрасте (около 7 лет) может начаться вражда и соперничество за право обладания конкретной вещью. В этом заключается детская психология.

Как только старший брат, сестра достигает детсадовского возраста, большинство родителей воспользуется появившейся возможностью и отправит кроху в садик. С большей вероятностью это решит некоторые проблемы, но суть останется прежней. Раздел детей заставит старшего почувствовать себя одиноким, что приведет к конфликтной ситуации между погодками. Рекомендуется подождать, пока дети погодки достигнут детсадовского возраста. Подобное решение поможет развить крепкие семейные узы, малыши будут дружными.

Дети-погодки, как справиться одной?

Бывают довольно печальные ситуации, когда семейные пары расходятся до рождения второго погодки. Причиной этому может стать быт, сформировавшийся после рождения детей.

Будущая мама двух погодок начинает беспокоиться о том, что ей придется растить погодок одной, и это вызывает моральный дискомфорт. Но многочисленный опыт матерей-одиночек позволяет утверждать, что справиться с детьми погодками можно самостоятельно, без посторонней помощи.

Необходимо соблюдать 5 простых правил, чтобы не возникло серьезных проблем:

  1. Выработать распорядок дня. До момента рождения второго крохи необходимо приучить первого к правильному режиму. У него должно быть время для прогулки по дому, кормления, сна и т. д. Еще сложнее ситуация, когда в семье трое детей погодок. Правила соблюдения режима должны быть еще строже. Женщине рекомендуется также рационализировать свой день, чтобы оставалось время на детей, и при этом мама двух погодок могла выделить свободное время на собственный отдых.
  2. Не пытайтесь делать домашние дела самостоятельно. Безусловно, растить двух детей погодок одной и уж тем более троих погодок - тяжкое бремя, мамочка будет разрываться между малышами. К примеру, спускать или затаскивать коляски на верхние этажи при отсутствии лифта и многие другие повседневные обязанности быстро истощат молодую маму. Если имеются родственники (бабушки, дедушки, братья, сестры), рекомендуется обратиться к ним за помощью.
  3. Разделите и одновременно сплотите детей. Чтобы выдался свободный час для отдыха и восстановления сил, начните прививать погодкам заинтересованность в игре друг с другом. Приобретите каждому индивидуальные игрушки, научите делиться. Так начнется общение между малышами, погодки начнут проводить вместе время, что благоприятно скажется на развитии родственных уз.
  4. Помните: дети - это личности. У каждого должен быть свой личный уголок, любимые вещи. Категорически не рекомендуется надевать вещи старшего на младшего. С возрастом у малыша начнет формироваться мнение, что у него не будет личных вещей. Это может повредить хрупкую детскую психику. Нельзя покупать одну игрушку - это поспособствует развитию соперничества.
  5. Прививайте взаимные интересы, желание совместного решения проблемы. Под видом игры, детской забавы научите погодок совместному времяпрепровождению. Мальчишки-погодки не должны конкурировать. Парни научатся взаимодействовать, защищать друг друга. Подобные занятия помогают сплотить мальчиков-погодок и поспособствовать развитию малышей. О том, .
  6. Воспитывая разнополых детей погодок не переусердствуйте с различием воспитания по половому признаку. Девочка конечно должна стать хозяйкой, но это не означает, что только она должна следить за порядком. А мальчик, конечно будущий джентльмен и не должен обижать девочек, но если она отняла его машинку, мальчик имеет право проявить чувства раздражения.

Заключение

Дети погодки имеют свои плюсы и минусы. Малышам проще привить общие интересы, у них формируются схожие взгляды. Но в то же время младший под влиянием брата может потерять собственную личность, копируя старшего. Подобное развитие событий нужно предотвратить. Погодки должны осознавать, что каждому в течение своей жизни придется сделать выбор, малыши должны быть сознательными личностями, когда вырастут.

Каждая девушка мечтает о семье. И вот случатся чудо – она выходит замуж, и у неё появляется малыш. И всё бы ничего, но спустя год рождается второй ребёнок. Мама в недоумении: как справиться с двумя малышами? Как воспитывать детей погодок?

Помощь папы в семье

Ясное дело, что для начала молодой мамочке необходимо справиться со стрессом, ведь дети-погодки отнимают всё её время.

И тут на помощь придёт папа. Хоть он и остался единственным добытчиком в семье пока мама в декрете, но его помощь примется с огромной радостью. Пусть это будут даже небольшие мелочи как мытьё посуды или уборка комнат, но супруге станет от этого только радостнее. А если ритуалом станет купание малышей папой, то такой поступок будет супруге высшей наградой.

Пока малыши ещё маленькие трудности касаются только бытовой стороны, но став дошколятами мама пугается, как развивать и воспитывать детей-погодок. Ведь ими считаются не только дети с разницей год, но даже к этой категории относят детей с разницей и два года.

Воспитание старшего и младшего малыша

Чаще всего старшему малышу исполняется год-полтора, и в семье появляется ребёнок младший. В этот период один малыш уже активно ходит и пытается познавать мир с помощью разнообразных вещей, гаджетов, которые родители всё время прячут. Все попытки взять запрещённый предмет заканчиваются громким рёвом. А в комнате в это же время плачет младший. Этот период самый тяжёлый в жизни родителей, ведь оба малыша хотят внимания мамы и папы.

Главное, не отчаиваться и соблюдать несколько принципов. Постараться так вести режим детей, чтоб он максимально совпадал у обоих. Это касается сна и прогулок. Постараться до появления младшего познакомить старшего с тарелкой и ложкой. Пока малыш подрастёт, старший научится самостоятельно есть. Это же касается и сна. Пробовать укладывать старшего в свою кровать если до этого он спал с родителями. Пусть в этот процесс подключатся и папа, тогда всё пройдёт спокойнее и проще. И не забывать о внимании к старшему. Играйте вместе, веселитесь, читайте книжки и разговаривайте, тогда ребёнок не будет одиноким.

Родительская любовь к обоим деткам погодкам

Когда наступает период с года до четырёх лет, в нём тоже присутствуют подводные камни. В это время дети уже достаточно подросли и оба интересуются окружающим миром. Именно в это период перед родителями стоит непростая задача – предотвратить дух соперничества у детей и создать каждому собственное пространство. Проявлять родительскую любовь необходимо к обоим детям и даже на ночёвку к бабушке отправляться должны оба или же никто. Таким образом, дети не будут чувствовать, что выделяют кого-то особенного.

Видео. Дети погодки, мнение молодой мамы.

И немного о личном пространстве малышей. Это очень важный момент этого периода. У каждого малыша должна быть собственная одежда, личные вещи и игрушки. Нарушение же этого правила приведёт к драке. Может быть, иной раз придётся покупать обоим одинаковые игрушки если ссора не может разрешиться.

В этот отрезок времени старшего малыша стараются отдать в . Это значительно облегчит быт маме, но, к сожалению, ранит чувства старшего малыша. Он в это время может ощутить себя никому ненужным, а потом и неприязнь к младшему брату или сестре. Если адаптация к садику происходит очень тяжело, то стоить повременить и уже отправить в детский сад обоих детей.

И всё же эти возрастные рамки самые продуктивные в плане развития детей. Старший впитывает в себя новые знания, а младший тянется за ним и открывает для себя неизведанный мир. А если молодые родители достаточно внимательны и мудры, то моменты дискомфорта пройдут легко.

Развитие ребенка дошкольного и младший школьный возраст

Следующий этап – это дошкольный возраст и младший школьный. В это время, когда старшему семь, а младшему пять, сравниваются грани психологического развития погодок, иногда тяжело разобраться кто же из них на самом деле старше. В этот период дети срастаются в дружную команду. Они чувствуют себя близкими друзьями, ведь у них много общего: игры, увлечения, интересы.

В это время родителям необходимо не допустить грубейшую ошибку: не воспринимать абсолютно разных детей, как близнецов с одинаковыми желаниями. Каждый ребёнок в силу своего возраста индивидуальность, а таланты каждого должны быть приняты с особым вниманием. К младшему же не стоит завышать требования. Всему своё время. Не навязывайте ребятам одинаковые секции и игры, пусть каждый выберет для себя что-нибудь интересное.

И самый тонкий момент этого возраста: стоит ли их отдавать в школу вмести. Ответ прост – всё зависит от развития детей. Стоит заранее обдумать ситуацию помещения детей в один класс. Младший ребёнок может не успевать за нагрузкой, а старший может плохо чувствовать себя старшим среди всех. Преимущества поступления в школу с разницей в год заключаются в привыкании старшего к школе и его помощи с уроками младшему. Но всё же вопрос о школе решается строго индивидуально.

Вырастить детей-погодок процесс сложный, но если к нему добавить много искренней любви, то такая семья станет прекрасным примером для многих семей.

Как воспитывать детей в большой семье? Как вырастить их интересными и разносторонними личностями? И самое главное - как сделать их счастливыми? В новой рубрике «КЛУБ МНОГОДЕТНЫХ» на портале «Православие и мир» опытом делится психолог и многодетная мама Екатерина Бурмистрова. Пятое заседание посвящено теме воспитания погодков - детей с разницей в возрасте до 2 лет.

Екатерина Бурмистрова. Фото Юлии Маковейчук

Не секрет, что во многих семьях растут дети-погодки, т. е.дети с совсем небольшой разницей в возрасте. И когда возникает необходимость возить их на занятия, готовить их к школе, возникают определённые сложности.

Дети-погодки - это вообще особая ситуация развития. Надо сказать, что погодками считается разница не только в год, а от года до двух - они тоже растут как погодки.

Потребности таких детей близки, но не одинаковы. Для ребенка-дошкольника каждые несколько месяцев - это огромная ступень развития. А погодки находятся в такой ситуации, что как будто бы младшему почти возможно догнать старшего (с его точки зрения).

Очень часто ритм и развитие младшего ребенка обусловливается именно скоростью развития старшего: он все время тот, кто догоняет, и даже пытается перегнать. Когда старшему, а вскорости и младшему исполняется 3, начинается эра социализации, появляется возможность водить детей на занятия, и у родителей возникает вопрос: как же лучше устроить жизнь с погодками?

Мне кажется, что какой бы маленькой ни была разница, пока дети не выйдут из подросткового возраста, пока им не исполнится 16–17 лет, их не стоит объединять в занятиях. Я знаю ни одну семью, где мама из соображения удобства отдавала погодков в один класс.

Да, это экономит и силы и время, но если мы их отдаем куда-то вместе, мы их ставим в близнецовую ситуацию, и получается, что младшему нужно бежать не в своем темпе, потому что обычно близнецовая ситуация ориентируется не на уровень развития младшего ребенка, а на уровень развития старшего.

Желая объединить погодков, скорее, младшего отдадут на занятия пораньше, чем старшего попозже. И это приведет к тому, что у младшего ребенка возникнут к себе очень высокие требования. У второго из детей-погодков эти требования и так довольно высоки: он и так постоянно смотрит на старшего брата или сестру и старается быть как он. Если еще и родители, и ситуация на занятиях эту идею подкрепляют, младший может стать очень нервным и даже дойти до каких-то невротических проявлений.

Например, 3 и 4 года - колоссальная разница для тех, кто знает, что такое развитие детей. То, что у четырехлетки получается легко и быстро, у младшего получается гораздо медленнее и не так легко просто в силу особенностей созревания нервной системы. У четырехлетки уже дозрело, у трехлетки еще нет.

У четырехлетнего или пятилетнего ребенка уже миелинизированность в нервной системе большая и, соответственно, более быстрая реакция, более высокие результаты. У младшего ребенка в силу того, что еще мало миелина на нервных волокнах, реакции медленнее. И это развитие не в своем темпе накладывает серьезный отпечаток на всю жизнь, даже взрослую. Поэтому краткий ответ на вопрос: водить ли детей вместе на занятия - нет, не водить.

А дома, когда мама занимается с детьми, на кого ей стоит ориентироваться? Она выбирает книжку: выбирать книжку для старшего или для младшего, чтобы почитать сразу обоим?

В занятиях дома с детьми, когда нужно выбирать, какого уровня книжку читать, все-таки нужно выбирать две книжки. Даже год, а минимальная разница год и три, - это совсем не мало. Разные потребности: кому-то нужна «Курочка ряба» еще, а кому-то уже нужна «Красная шапочка» или «Золушка».

Мне кажется, что погодкам нужно выделять их собственный уникальный профиль: вот твой любимый цвет, вот то, во что ты любишь играть (если у одного медведи, то у другого, например, ежи).

Для погодков это особенно важно, потому что у них, как и у близнецов, может быть так называемый феномен слияния эго - что они плохо различают, где кто. Спросишь: «Кто это сделал?», - и они показывают перекрестно: «Это он», - «Нет, это он». И не потому, что они врут - они как будто слитное существо. Нужна спецификация: тебе идет клеточка, а тебе идет полосочка, ты любишь играть в рыцарей, а ты любишь играть в проволочных человечков.

Нужно не сливать их, а, наоборот, подчеркивать различия. Соответственно, если мы дадим себе немного труда, это совсем не сложно.

И важно также, чтобы младший не все донашивал за старшим, потому что это тоже приводит к слиянию. Требования разные, но при этом на младшего как-то особо «не заморачиваются»: все осталось от старшего, мы на него и наденем, ничего, что немножко выстиранное, что не очень идет (покупалось под другой цвет глаз), - ничего, сойдет.

Мне кажется, очень важно какие-то небольшие вещи понимать про каждого ребенка. Конечно же, основная одежда у вас останется. Но купите что-нибудь, что именно его, ему идет, его по стилю, подчеркнет его индивидуальность.

В плане занятий подумайте, что ему более интересно - что не было интересно вашему старшему. Тут нужно не на сходствах акцентировать внимание, а на различиях. Удивительный феномен, что чем больше мама и папа разрешают этих различий, тем мягче отношения между детьми.

Когда каждый из погодков лучше ощущает, кто он, у него становится меньше вражды, и он меньше воспринимает второго как соперника. Нет ситуации отражения: это моя тень, и я хочу от нее отклеиться. Этого все равно в отношениях погодков будет много: младший будет обезьянничать, а потом чуть позже старший будет переживать, что у младшего что-то получается лучше, и он за ним будет тянуться. Поэтому задача родителей - понять уникальность каждого и создать ему личную не только зону в доме, но и личную нишу успешности, развития.

Мне кажется, у погодков обязательно должны быть свои кроватки, и лучше, если они будут не выкатные (есть такие кровати для маленьких комнат, когда одна кровать выкатывается из-под другой ночью, а днем она закатывается). Получается как в камере.

Кровать - это зона, это место жизни, это территория обитания. Там сидят какие-то игрушки, мишки, там под подушкой можно спрятать всякие сокровища. Эта зона должна быть неприкосновенна. Это то, с чем ребенок себя ассоциирует.

Дети-дошкольники любят двухэтажные кровати. Но традиционно, пока младший еще малыш, верхний этаж достается старшему. Вот когда погодки подрастают, может быть, может иметь смыл периодически меняться, договариваться, что «до Деда Мороза ты спишь наверху (до конца декабря - до середины января), а после Деда Мороза, когда елку убираем, до лета спишь ты наверху». Но часто бывает, что одному комфортно внизу, а другому комфортно наверху. И наверху не всегда комфортно старшему. Надо подойти к этому гибко.

Очень важно, пытаясь заниматься дома с детьми, не давать им одинаковое задание, а пытаться учитывать возраст. Мама всегда ориентирована на старшего, мама заточена на потребности старшего. Если вы покупаете рабочие тетрадки, подумайте о том, что было бы интересно второму - не покупайте две одинаковые тетрадки. Есть очень простой ход, который поможет объяснить вашим погодкам, почему вы поступаете именно так. Нужно говорить: «Смотри, тебе сколько годиков (для ребенка количество лет - это магическое понятие, магическое число)?« - «Мне четыре», - «А на этой тетрадке написано: „Пять“. Это только тем, кому пять. Вот ему уже можно. Когда на следующий год тебе будет пять, мы пойдем и купим тебе точно такую же книжку».

Это не будет поводом потом для ревности. Аргументы, связанные с возрастом, ребенок воспринимает как данность. Они немножко чужаки в нашем мире, поэтому магию числа - возраст - они воспринимают с очень большим доверием и почтением.

Точно также, апеллируя к возрасту, стоит реагировать, когда младший сокрушается о своих не таких больших успехах. Например, он все-таки что-то нарисовал, или слепил, или построил - а старший построил лучше. Особенно четко эта разница видна у однополых погодков. Девочка и мальчик - всегда немножко разная сфера. А если обе девочки или оба мальчика, - конкуренция жестче, соответственно, младший попробовал, сделал, а это хуже.

Очень полезно с погодками говорить: «Тебе сейчас сколько лет? Пять? Давай посмотрим нашу папку, как рисовал наш старший Сенечка в пять лет. Видишь, как он рисовал? Но сейчас-то ему шесть с половиной. Что ты смотришь на то, как он рисует сейчас? Давай посмотрим на то, как он рисовал, когда ему было столько же, сколько тебе. И давай посмотрим, как рисуют дети твоего возраста».

Нужно ориентироваться на достижения сверстников. И, конечно, это даст перспективу роста, представления о том, что он может сделать, когда станет старше.

Но есть такое понятие - «возраст психологический». Иногда бывает, что психологический возраст отличается от календарного. Младший может оказаться более зрелым, чем старший.

Мне доводилось консультировать семьи, где младший погодок уже перерос старшего. Не в 3 или в 4 года, но в 6 или в 10 лет это вполне возможно. Он выглядит физически взрослее, физически крупнее; в подростковом возрасте у него могут даже раньше начаться процессы, связанные с созреванием. И тут уже ситуация травмирует старшего: маленькому удалось догнать и перегнать.

Если вы, родители, видите такую историю, нужно говорить вашему старшему о том, что мы все разные; рассказать детям о психологическом возрасте, апеллируя к тем примерам, которые есть в его опыте. Ведь среди нас, взрослых, тоже очень четко видны различия паспортного возраста и календарного: кто-то в 50 лет может выглядеть абсолютным дедушкой, а кто-то - вполне бодрым моложавым мужчиной. И с женщинами такая же картина.

Можно говорить о том, что есть то, сколько человеку лет, а есть то, как он себя чувствует и на сколько выглядит. Это бывает, и это не плохо. Это то же самое, что у него лучше физика, а у тебя лучше русский. Опять же - та же идея спецификации, та же идея подчеркивания различий между погодками с усилением личностных достоинств.

Как быть, если мы поняли, что у нас однополые погодки, и одно и то же занятие им было бы интересно? Нужно смотреть, какого возраста дети в группе, и выбирать этот вариант, только если наши дети находятся в возрастной серединке.

Педагоги инстинктивно любят сравнивать братьев и сестер, а это - огромный повод для развития ревности. Очень неполезно сравнивать братьев и сестер по достижениям. Очень неполезно говорить: «Ну что ж ты, Юля! У тебя вон Маша как легко научилась!».

Тем самым мы просто испортим их отношения. Дети несопоставимы - это как разные планеты, как разные народы. Они родились в одной семье, они очень тесно связаны, но они абсолютно разные. И они не могут быть одинаковые. Даже однояйцевых близнецов нельзя сравнивать, людей вообще нельзя сравнивать.

Идея сравнения людей между собой порождает очень большую вражду, в особенности при маленькой разнице между детьми. Поэтому, даже отдавая в разные группы, но к одному и тому же педагогу, стоит внимательно проконтролировать, а не станет ли он их сравнивать, и, по возможности, предупредить, если с педагогом есть контакт, если педагог вменяем, если у него есть силы, чтобы с родителями общаться.

И если кто-то где то: педагоги, или бабушки, или друзья и подруги, или кто-то на улице, - сравнили детей, нужно обязательно это взять в рамку, сказать: «Знаешь, а мне вообще не нравится идея сравнения. Вы же не скаковые лошади, и вы родились не для того, чтобы соревноваться. Вы родились для того чтобы дополнять друг друга». Тогда отношения будут более мягкими, и ревности будет меньше.