В россии найдено собственное скифское золото. История и этнология

Автор - Bo4kaMeda . Это цитата этого сообщения

ЗОЛОТО СКИФОВ

СКИФЫ


Колье-ошейник
Около 1800 до н. э.
Золото; ковка

Обычай хоронить покойников в насыпных курганах был свойственен многим
кочевым племенам. Но скифские курганы, буквально, набиты золотом. Причем, не только захоронения знати, но и рядовых граждан.


Ни у каких других племен курганы не были столь богаты. Это бъясняется не только тем, что золото во все времена и у всех народов было символом богатства, но и особой ролью этого металла в религии и мифологии скифов. В иранской мифологии золото отождествлялось огнем, солнцем и вечной жизнью.
Отправляя умершего в загробный мир, его одежду старались сплошь покрыть драгоценным металлом.

Для этого была разработана специальная технология – ручная вытяжка золотой фольги и выдавливание из нее тонких блях с вытесненными на них изображениями. Делали это специальные мастера, передававшие свое искусство из поколения в поколение. Эти бляхи и нашивали на погребальный саван и одежду.

Согласно преданию, которое для нас сохранил “отец истории” Геродот, на скифскую землю пролился драгоценный метеоритный дождь. С неба упали золотые предметы, плуг с ярмом, секира и чаша. Первыми небесные артефакты увидели три брата–скифа и что есть духу кинулись к сокровищам.

Но едва старший брат подошел, чтобы поднять их, как золото запылало. Он отступил. Приблизился второй брат – золото опять воспламенилось.

И лишь когда подошел младший брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом…

Упомянутые священные золотые предметы скифские цари тщательно охраняли и с благоговением почитали их.


Ременная бляшка 8 век до н. э. Золото, серебро, цветное стекло
Принадлежит культуре киммерийцев, населявших земли теперешней Украины до прихода скифов


Бляшка "Олень" 6 век до н. э. Золото
Образец зооморфного искусства ("звериного стиля"). Копыта оленя выполнены в виде "большеклювой птицы"


Ножны. Фрагмент Конец 5 - начало 4 века до н. э. Золото, чеканка
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Изображены сцены битвы между варварами и греками. Найдены в кургане Чертомлык, близ Никополя


Скифский гребень с изображением батальной сцены
Конец 5 - начало 4 века до н. э. Золото
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Найден в кургане Солоха


Пектораль. Фрагмент Середина 4 века до н. э. Золото; литьё, филигрань.
Государственный исторический музей Киев
Мужское украшение с изображением картин пастушеской жизни, сцен битв с участием грифонов, львов, коней и диких кабанов. Найдено в кургане Толстая могила (Украина)


Ваза с изображением скифских воинов 4 век до н. э. Электрум; чеканка
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Электрум - природный сплав золота (80%) и серебра (20%). Найдена в кургане Куль-Оба


Гривна с фигурками скифов-всадников 4 век до н. э. Золото
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Украшение было в ходу у кочевых народов. Найдена в кургане Куль-Оба


Серьги, ожерелье, браслеты и трубочка 4 век до н. э.
Золото, ковка, чеканка, скань, зернь, тиснение, пайка
Украшения выполнены греческими ювелирами. Найдено в Северной Украине


Сосуд со сценами охоты 400 - 375 до н. э. Серебро; позолота
Найдено на раскопках 1913 года в Кургане Солоха (Приднепровье)


Золотая гривна с окончаниями в виде скифских всадников. Фрагмент
400 - 350 до н. э. Золото
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург


Золотая гривна с окончаниями в виде скифских всадников. Фрагмент 400 - 350 до н. э.
Золото
Государственный Эрмитаж
Санкт-Петербург
Найдено в Кургане Куль-Оба, Крым


Пара золотых серег с диском и ладьевидной подвеской
Около 350 до н. э. Золото
Курган Куль-Оба, Крым


Подвески и фибула 2 - 1 век до н. э. Агат, сердолик, цветное стекло
Краснодар
Из станицы Динской


Браслет Вторая половина 1 века н. э.
Золото, бирюза, коралл, стекло


16 Кинжал Вторая половина 1 века н. э.
Золото, гранат, бирюза


Височный фалар от банданы 1 век
Золото, агат, бирюза, альмандины, коралл, цветное стекло
Из могильника "Дачи"


Браслет 4 - 5 век Золото, стекла; литье


Шейная гривна 4 - 5 век Золото, стекла; литье Диаметр 22 см
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата Москва
Найдено в Северном Причерноморье


Бляшка в виде фигурки кабана Золото
Государственный исторический музей Киев
Маленькие зооморфные (в виде фигурок кабанов, львов, оленей, коней) и антропоморфные (в виде Беса, Горгоны и других божеств) бляшки получили распространение в искусстве скифов и использовались для украшения одежды, головных уборов и конской сбруи


Бляшка в виде фигурки льва Золото
Государственный музей искусств народов Востока
Москва


Зеркало. Серебро; позолота
Государственный исторический музей Киев
Из кургана Келермес. Декорировано сценами в средневосточном, египетском и иранском стилях.


Круглая фалера Золото
Государственный музей искусств народов Востока Москва
Украшала костюм или церемониальную одежду, нашивалась прямо на ткань. Сюжетом для декора послужила стилизованная большеклювая птица


Нашивная бляшка "Конный скиф" Золото
Государственный Исторический музей Москва
Найдено в кургане Куль-Оба


Пектораль. Фрагмент Золото
Государственный исторический музей Киев
Некоторые из изображенных животных "смотрят на нас" - этот прием характерен для мастеров черноморских греческих колоний


Браслет с изображением зверей 5 - 4 век до н. э. Золото
Государственный Эрмитаж
Санкт-Петербург


Спиральный браслет с фигурками животных
4 - 3 век до н. э. Золото
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
"Сибирская коллекция" Петра I


Скоба, фибула, бляхи с изображением грифонов
Конец 2 - первая половина 1 века до н. э. Гранаты, стекло; эмаль
Государственный Исторический музей Москва
Найдено в Северском Кургане (Северный Кавказ)


Гривна с оленьими головами 1 век до н. э. - 1 век н. э. Золото
Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник
Краснодар
Найдено в станице Старокорсунской


Сарматские парные подвески Конец 1 - начало 2 века
Золото, сердолик, цветное стекло
Азовский краеведческий музей
Из "Сладковского" могильника, Ростовская область


Поясная застежка 2 - 3 век Бирюза
Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник
Краснодар
Из некрополя Горгиппии


Серьга Золото, филигрань


Эгрет в виде грифона, держащего в когтях горного козла Золото
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Вероятно, украшал головной убор знатного воина. Найдено в междуречье Иртыша и Оби

territa.ru

Оригинал записи и комментарии на

В Окружном суде Амстердаме 5 октября начался суд по делу о возвращении коллекции археологических находок из курганов Крыма, и коллекцию скифского золота из Нидерландов в Крым. Коллекция скифского золота состоит из 2 тысяч артефактов, была предоставлена четырьмя крымскими музеями для выставки в голландский музей Алларда Пирсона в феврале 2014 года . Выставка «Золото скифов» побывала и в музеях Германии, и произвела Когда выставка закончилась, власти Нидерландов отказались возвращать экспонаты в крымские музеи, потому что Крым перестал быть украинским и вернулся в Россию. Такой отказ сам по себе противоречит общепринятой мировой практике взаимодействия между музеями. Экспонаты предоставлялись на выставку четырьмя музеями Крыма , а вовсе не правительством Украины. Если экспонаты взяты из конкретного музея – они должны быть возвращены в конкретный музей, вне зависимости от того, в какой национальной юрисдикции этот музей теперь находится.

Четыре крымских музея подали в суд Амстердама коллективный иск к музею Алларда Пирсона, в котором потребовали исполнить обязательства по контрактам и вернуть. Глава Крыма Сергей Аксенов не верит в справедливость судебного разбирательства вокруг спорной музейной коллекции золота скифов. «Судебным путем вряд ли решить этот вопрос. Всё это все не будет решено, пока не будет положительной политической воли. Процесс это политический, а не юридический и решаться должен в другом поле. Окружной Суд Амстердама ничего не решит», - считает Сергей Аксенов.

У России сейчас очень непростые взаимоотношения с Нидерландами, вызванные известным докладом по поводу судьбы самолета Малайзийских авиалиний, сбитого над Украиной. И ожидать от голландского суда непредвзятости никак не приходится.

В Амстердаме решает судьбу никакого не скифского золота, а коллекция готских, позднесарматских, боспорских предметов, найденных на территории Крыма, всего около 2 тысяч предметов. А вот скифского золота там нет, потому что скифское золото находится в Киеве, в Музее исторических драгоценностей Украины, расположенном на территории Киево-Печерской лавры. Вся скифская часть экспозиции была взята в Нидерланды именно из этого музея, и после окончании выставки благополучно вернулась обратно. Не вернулось лишь то, что было взято из крымских музеев.

Зададимся вопросом: откуда в Музее исторических драгоценностей Украины взялось скифское золото?

Впервые золото скифов было найдено в 1830 году в кургане Куль-Оба близ Керчи и впервые были описаны археологами. Узнав о найденных драгоценностях, Николай I приказал привезти все находки в Санкт-Петербург, и разместить в Эрмитаже и в Историческом музее. В Керченском музее древностей, основанном в России русским градоначальником Керчи Иваном Стемпковским , осталась малая часть археологических находок, которая со временем пополнялась находками из других крымских курганов.

Когда же золото скифских курганов попало из Керченского музея древностей в киевский Музей исторических драгоценностей Украины? В 1960-х годах. Украинское правительство решило создать в Киеве сокровищницу, подобную собраниям Москвы и Ленинграда.

Экспонаты во вновь созданный киевский музей свозились со всей территории Украины, включая территорию Крыма, который был включен в состав Украины в 1954 году. Из Керченского музея древностей и из музея Херсонеса в Киев вывезли практически всё — сотни предметов из золота.

При распаде СССР Россия решала с Украиной много вопросов: о вывозе ядерного оружия, делили армейское вооружение СССР, обсуждали статус Черноморского флота, но никто не задался вопросом: а как быть русскими культурными ценностями, оказавшимися на территории другого государства? Царские дворцы Крыма, ценнейшие музейные экспонаты остались в Крыму, и ими стала распоряжаться Украина.

Экспонат выставки «Крым: золото и секреты Черного моря» в Амстердаме.

Передача Крыма в состав Украины в 1954 году была незаконной, так как изменение территории РСФСР не было утверждено Верховным Советом РСФСР. Все решения о переносе археологических древностей с территории Крыма в Киев, принятые украинским руководством в 60-х годах прошлого века, после незаконной передачи территории Крыма в 1954 году, тоже были незаконными. Никогда не поздно вернуться к вопросу о Реституции, предполагающей восстановление состояния чего-либо, существовавшее до принятия неправомерных решений, всё надо вернуть к состоянию «до 1954 года».

Из Керченского музея древностей практически все золотые предметы были вывезены в Киевский музей исторических драгоценностей Украины, в том числе крупная находка 1964 года: погребение жрицы богини Деметры, более 300 предметов из золота.

России следует заявить свои права на скифское золото, хранящееся на территории Украины. Тем более, что его судьба вызывает серьезные опасения. Древние скифские украшения видели и на жене Виктора Ющенко, и на певице Софии Ротару. в скандальной истории с кражами картин из голландского музея фигурируют два имени - лидера партии «Свобода» Олега Тягнибока и бывшего главы Службы безопасности Украины Валентина Наливайченко.

Самое дикое во всей этой истории состоит в том, что ровно год назад, в ноябре 2015 года, Министерство культуры Украины своим приказом N884 ликвидировало Музей исторических драгоценностей Украины. Музея с таким названием в Киеве больше нет, несмотря на все протесты музейщиков всего мира.

Где теперь окажется пропавшая коллекция скифского золота можно только догадываться!

В январе 2005 года украинские СМИ сообщили, что на церемонии инаугурации Виктора Ющенко его супруга Катерина Чумаченко-Ющенко приколола к своему бордовому платью древнегреческую фибулу - украшение, которым пару с половиной тысячелетий назад скрепляли платье на плече, а также древнегреческие золотые сережки и ожерелье из коллекции украинского мецената и бизнесмена Сергея Платонова.

Обвешанной драгоценностями скифских и сарматских царей предстала в клипе на песню «Одна калина» певица София Ротару. По данным СМИ, на певице, в частности, красовались ожерелье «Бабочка», браслеты, серьги и кольца , выполненные из золота, стекла, граната и сердолика, принадлежавших династии скифских царей I века до нашей эры.
По материалам: https://ria.ru

24.04.2016 13:39

Очень подробный репортаж о крымских артефактах с момента вывоза их с полуострова и до сегодняшнего дня

В последнее время, в потоке бесконечных событий, наполняющих информационное пространство, мы как-то позабыли о нашем золоте, точнее, крымском "Скифском золоте", отправленном в голландский Амстердам на экспозицию. Почему в кавычках? Как почему, скажете вы, потому что это название коллекции, и будете правы, но, лишь отчасти…

Что вы скажете, если я вдруг заявлю, что нет там никакого скифского золота? Удивитесь, наверно, и воскликните – как это нет? Также отреагировал и я, когда услышал такую фразу от директора Центрального музея Тавриды, кандидата филологических наук, историка и политолога, Андрея Мальгина. Впрочем, обо всём по порядку. Давайте, как говорится, разложим всё по полочкам и восстановим цепь событий.


Фото: Евгений Бондаренко. Национальный музей Тавриды, Симферополь, Крым

Итак, имеем следующую ситуацию:

Летом 2013 года коллекции четырёх крымских и одного киевского музеев были отправлены на экспозицию в Европу. Третьего июля выставка, названная "Крым – золотой остров в Черном море", открылась в Бонне, в одном из старейших музеев страны – Рейнском краеведческом музее.

В начале февраля 2014 года экспонаты перевезли в Голландию. Здесь, в Амстердаме, в музее Алларда Пирсона выставка получила название "Крым. Золото и тайны Черного моря".

В истории крымских музеев это крупнейшие выставки за пределами полуострова. Крым на них был представлен как место пересечения цивилизаций Запада и Востока. Соответствующим был и интерес европейцев. Более 50 тысяч аудиогидов было продано только в Бонне. В Амстердаме в последние дни экспозиции у дверей музея стояла очередь.


Владимир Корнилов, политолог, директор Центра евразийских исследований

– Выставка вызвала значительный ажиотаж, – подтверждает журналист и политолог, директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов, проживающий в Голландии. – Мало того, она была продлена и всегда была заполнена посетителями. Писали о ней много и до скандала, и тем более после.

Всего было представлено 2111 экспонатов эпохи античности и раннего средневековья, найденных на полуострове во время археологических экспедиций под руководством таких известных археологов, как Александр Айбабин, Александр Пуздровский, Юрий Зайцев, Игорь Храпунов.

Музей Алларда Пирсона, Амстердам. Очередь на выставку

Что же конкретно было отправлено в Европу? Давайте познакомимся с некоторыми крымскими экспонатами и представляющими их музеями.

Коллекция Центрального музея Тавриды, Симферополь : раннескифские предметы – бронзовое навершие, детали конской узды, алтарь из раскопок некрополя Неаполя-Скифского, скифский бронзовый котел, сосуды в виде овец из "Нейзацкого клада" – уникального могильника подобного рода на территории России, и другие экспонаты периода т. н. "великого переселения народов" – поздних скифов, сарматов, аланов и готов.

Всего 150 экспонатов. Страховая стоимость – 172 000 евро.

Фото: Евгений Бондаренко. Национальный музей Тавриды, холл. Симферополь, Крым

Коллекция Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника : экспонаты позднескифского и раннесарматского периода – посуда, украшения для одежды, оружие, серьги, перстни, кольца, мечи, детали щитов, уникальные деревянные лаковые шкатулки китайского происхождения, готские орлиноголовые пряжки и плащевые застежки-фибулы – всё датировано I-V веками н. э.

Артефакты найдены в ходе раскопок могильников позднескифского периода, в основном Усть-Альминского некрополя у села Песчаное Бахчисарайского района.

Всего более 200 экспонатов общим количеством 1400 предметов. Страховая стоимость 400 000 евро.

Фото: Евгений Бондаренко. Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник

Коллекция Восточно-крымского (керченского) историко-культурного музея-заповедника : боспорские артефакты – античная скульптура, чернолаковая керамика, терракотовые статуэтки почитаемых в Боспорском царстве богов, надгробия и ювелирные украшения времен от VI века до н. э. до V века н. э.

В числе прочего и скульптура "Змееногая богиня – прорастающая дева", найденная археологами во время раскопок бывшей столицы Боспорского царства – Пантикапея, расположенного на территории Керчи.

Всего 190 предметов. Страховая стоимость 696 000 евро.

Фото В. Еременко. Восточно-крымский историко-культурный музей-заповедник Керчь,

Крым Коллекция Государственного историко-археологического музея-заповедника Херсонеса-Таврического : памятники эпиграфики на известняке и мраморе, архитектурные детали с полихромной росписью, фрагменты греческой керамики с граффити, среди которых, как надписи-обереги, так деловые и бытовые записи.

Всего 28 экспонатов. Страховая стоимость 170 000 евро.

Фото: Евгений Бондаренко. Государственный историко-археологический музей-заповедник Херсонес-Таврический. Севастополь

Как вы понимаете, всё это вывозили из Крыма, когда он был ещё в составе Украины. Спустя месяц с небольшим, после открытия выставки в Голландии, полуостров вошёл в состав российской Федерации.

На этом спокойная жизнь крымской коллекции закончилась. Как только срок выставки подошёл к концу, Украина затребовала экспонаты, причём, все экспонаты…

Крымская коллекция по сей день находится в Голландии

Голландия с самого начала была настроена на то, чтобы так и сделать – вернуть экспозицию Украине. Зачем ей лишние проблемы: вернём в Киев, а вы потом сами разбирайтесь…

Только благодаря вовремя поданному нашими юристами иску процесс передачи был остановлен. В Киев отправили только те экспонаты, что принадлежали Национальному музею Украины. Они вернулись на место их постоянного хранения – в филиал музея, расположенный на территории Лавры.

Крымская коллекция по сей день находится в Голландии.

Вот, что было написано в сентябре 2014 года на украинском сайте "Инсайдер", который, к слову, уже не работает:

"Сейчас с музейщиками из Нидерландов работают специалисты украинского МИДа, Минкульта и Минюста через посольство Украины в Нидерландах. Диалог ведут также на уровне министров иностранных дел двух стран. Как стало известно INSIDER из собственных источников, переговорщики надеются, что в музее Алларда Пирсона хотя бы разрешат передать коллекцию на временное хранение в Киев".

Как вам фраза: "на временное хранение"? Знаем мы это "временное хранение"...

Экспонаты на выставке в Голландии

Окружной суд Амстердама уже назначил дату первых слушаний по делу о возвращении "крымского золота" на 5 октября 2016 года. А пока идёт процесс сбора материалов и обмена письмами между сторонами конфликта – четырьмя музеями Крыма, Украиной и музеем Алларда Пирсона.

Скифское навершие, бронза, Центральный музей Тавриды

Голландцы, конечно, оказались в трудной ситуации. Все дело в том, что в новейшей истории ещё не было подобного случая, когда ценности вывезены из одной страны, а вернуться должны в другую, сохранив при этом своё постоянное место нахождения – музей.

С одной стороны, взяли на Украине – на Украину должны и вернуть, казалось бы, это вполне логично.

С другой стороны, взяли в конкретных музеях, с которыми заключили договоры, значит, и вернуть должны в те же самые музеи. Вот такая дилемма…

Я поинтересовался у доктора исторических наук, профессора Крымского Федерального университета, известного в Крыму археолога Игоря Храпунова, что думают об этой ситуации его коллеги из других стран.

Фото: Евгений Бондаренко. Игорь Храпунов, археолог, доктор исторических наук, профессор Крымского Федерального университета

– Мнения представителей мировой науки расходятся. Кто-то считает, что в данной ситуации приоритет должен быть у государства, а кто-то отдаёт первенство именно музеям. При этом, если брать средний показатель мнений, то его можно охарактеризовать одним словом – замешательство. Однако большинство музейных работников, если рассматривать конкретно их мнение, безоговорочно считают артефакты принадлежностью именно крымских музеев, – ответил Игорь Храпунов.

Советник президента РФ по культуре Владимир Толстой вполне обоснованно считает, что ситуация эта надолго останется спорной, поскольку прямое решение суда просто не может быть вынесено. Процесс перешёл в политическую плоскость и к нему давно уже подключились российские политики.

Ещё весной 2014 года спикер Госдумы Сергей Нарышкин пообщался на тему "скифского золота" с министром иностранных дел Сергеем Лавровым, министром культуры Владимиром Мединским и директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским. Было принято решение сделать всё максимально возможное в решении проблемы по возврату в Крым всех артефактов.

Не остался равнодушным к ситуации и глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров. В те же весенние дни на сайте главы республики было опубликовано его обращение к послу Нидерландов в России Рону ван Дартелу:

“Мы надеемся, что просвещённое гражданское общество и демократическое правовое государство Нидерландов сумеют защитить неоспоримое право собственности музеев Крыма, сохраняющих бесценное наследие скифского искусства.

Для народа Осетии-Алании скифские и аланские древности являются не только предметом узкоспециального научного изучения и музейного хранения, но ещё и неотъемлемой частью национальной истории и исходной основой культурной традиции, поэтому любые сведения об опасности, грозящей скифскому наследию, вызывают в Осетии широкий общественный резонанс и серьезную озабоченность. Мы привыкли ответственно относиться к своей миссии носителей живой языковой и культурной традиции скифо-сармато-аланского мира, который в древности и Средневековье включал, в том числе, и территорию современного Крыма”.

Не молчит и Крым.

– В ближайшее время вопрос о вывозе каких-то исторических или культурных ценностей с территории Республики Крым в европейские страны вообще будет снят с повестки дня, если коллекция не будет возвращена её хозяевам – четырём крымским музеям, – сказал Валерий Косарев, занимавший на тот момент пост председателя постоянной комиссии Госсовета Крыма по образованию, науке, делам молодежи и спорту.

Валентина Мордвинцева, куратор крымской выставки в Европе

– Почему Киеву так нужны наши экспонаты? Я знаю, что для них уже подготовлены площади и витрины. Но это будет не просто выставка, это будет демонстрация трофеев, выигранных в войне с Россией! Мне кажется, это некрасиво. Если Украина хочет идти по демократическому пути развития, это совершенно неуместно, – считает куратор крымской выставки в Европе, заведующая отделом археологии раннего железного века института археологии Крыма, кандидат исторических наук Валентина Мордвинцева.

– Коллекция Керченского историко-культурного заповедника начала формироваться ещё в первой трети XIX века и пополнялась находками, сделанными на керченской земле. Сейчас эту коллекцию хотят варварски лишить части уникальных экспонатов, ­– говорится в обращении сотрудников заповедника, под которым они проводят сбор подписей за возвращение уникальных предметов.

Украина не видит для себя иного решения, кроме как возвращения скифского золота на территорию, контролируемую Украиной, а не на территорию, временно оккупированную

Борется за наши крымские сокровища и Украина, однако, посмотрите, как отличается риторика министра культуры Вячеслава Кириленко от заявлений наших политиков:

– Что касается скифского золота, то судебный процесс, который, по сути, начался в Амстердаме, не будет простым, хотя все ключевые нормы международного права на стороне Украины.

Процесс непростой, потому что включила все ресурсы российская сторона. Я убеждён, работают и ресурсы подкупа, поэтому процесс просто затягивается. Новые дополнительные обстоятельства просит выяснить российская сторона, новые факты просит проанализировать высокий суд Амстердама и так далее.

Украина не видит для себя иного решения, кроме как возвращения скифского золота на территорию, контролируемую Украиной, а не на территорию, временно оккупированную.

Всё то, что находится на территории Крыма, является собственностью Украины. И за повреждение, перемещение, уничтожение или прямую кражу чего-либо, в том числе экспонатов Государственного музейного фонда Украины на территории Крыма, будут нести ответственность российские оккупанты, – громко заявил Кириленко.

Не говоря о стилистике, недостойно человеку такого уровня заранее обвинять оппонента в непорядочности. Кроме того, нет "ключевых норм международного права" применительно к данной ситуации, иначе не было бы и самой ситуации.

Но… Украина настаивает.

В мае 2015-го года Верховная рада поддержала обращение к парламенту Нидерландов с просьбой о содействии по возвращению в страну "скифского золота". За соответствующее постановление проголосовало 249 депутатов.

Фото: Алексей Чугуй. Узел Геракла. Застёжка из золота, украшенная бирюзой, выполненная в форме так называемого "узла Геракла"

В конце концов, музей Алларда Пирсона принял решение пока никому не возвращать экспонаты. В пояснительном документе сказано, что по результатам собственного юридического расследования музею не удалось вынести решения ни в чью пользу.

Во избежание неминуемого иска от любой из проигравших сторон было решено дождаться постановления компетентного суда или мирового соглашения. В конце концов, ситуация может разрешиться сама по себе, так тоже бывает.

А пока все экспонаты упакованы, запечатаны и хранятся в запасниках амстердамского музея.

В настоящее время процесс идёт в основном на уровне обмена заявлениями. В любом случае, в данном споре большую роль играет отношение правительства Голландии, руководства музея и даже судей к участникам конфликта. Процесс затянется надолго, но время пока работает на нас.

В самом начале, опять же, благодаря современной общеевропейской политике по отношению к России, неприятия присоединения Крыма, симпатии Голландии были не на нашей стороне, особенно после катастрофы малазийского Боинга и развернутой вокруг этого инцидента компании. Однако, время шло и многие голландцы постепенно понимали истинную причину трагедии, особенно на фоне непоследовательных действий Украины.

Дальше – больше. Как гром среди ясного неба прогремела история с ограблением. Напомню, в чём суть. В ночь на 10 января 2005 года из музея Западной Фрисландии в голландском городе Хорн были похищены 24 картины XVII и XVIII веков, а также около 70 серебряных изделий. И вот, спустя 10 лет, в конце 2015 года, вновь всплыла история с картинами.

Джейкоб Уобен, “Тщеславие”, 1622 г. Одна из украденных картин

Выяснилось, что находятся они… на Украине! Как рассказал директор музея Эд Гердинк, ещё 14 июля 2015 года на него вышел Борис Гуменюк – украинский писатель и по совместительству – воин батальона ОУН.

Показав фото одной из похищенных картин ("Крестьянка", Хендрика Богарта) с приложенной к ней свежей украинской газетой, он уверил, что картины найдены и намекнул о возможности возврата их в музей, само собой, при определённых обстоятельствах. "Обстоятельства" тянули на 50 миллионов евро. При этом Гуменюк просил не предавать огласке эту историю.

Хендрик Богарт, "Крестьянка", та самая картина с приложенной свежей украинской газетой

В августе, на переговоры по возвращению полотен в качестве представителя музея выехал независимый арт-детектив Артур Бранд. Он огласил Гуменюку истинную стоимость украденных картин – около 10 млн. евро, а с учётом последствий хищения – картины были вырезаны из рам и свернуты в рулоны, в результате чего сильно пострадали – остаточная стоимость их может составлять в 10 раз меньше первоначальной. После этого сумма выкупа упала до 5 миллионов, однако Бранд ответил, что музей может заплатить не более 50 тысяч евро – в качестве компенсации.

Сославшись на то, что ему надо посоветоваться с коллегами, Гуменюк пропал, а голландский эксперт, прождав несколько недель, вернулся домой.

Музей Западной Фрисландии, Хорн, Голландия. Именно отсюда были похищены полотна, оказавшиеся на Украине

Спустя три месяца, администрация музея решила, наконец, придать огласке эту мутную историю, организовав пресс-конференцию. На ней Артур Бранд рассказал все подробности происшествия, заметив, что к похищению картин могут быть причастны экс-председатель СБУ Украины Валентин Наливайченко и лидер партии "Свобода" Олег Тягнибок .

Я не могу раскрывать детали, однако связь между Службой безопасности и украденными картинами более чем очевидна, – сказал Бранд.

Наша коллекция находится в руках коррумпированных людей из украинской политической элиты, – добавил директор музея Эд Гердинк.

Американское издание “Veterans Today”: "Киевская хунта, торгующая вразнос украденным голландским Искусством. Украинские ультранационалисты потребовали выкуп в размере €50 миллионов для картин, украденных из голландского музея в 2005, сообщила немецкая газета в конце декабря"

– О нынешней ситуации с крымской выставкой в голландских медиа давно не пишут, – говорит Владимир Корнилов – Об этом скандале просто забыли. Больше обсуждают скандал с обнаруженными на Украине картинами, в своё время похищенными из голландского музея”.

Так голландцы представляют себе схему взаимодействия украинцев, замешанных в истории с кражей картин

Особо продвинутые “патриоты” Украины, кстати, предлагают вернуть картины в обмен на “скифское золото”, и, похоже, их ничуть не смущает, что полотна были украдены.

Вполне естественно, что вся Голландия была возмущена тем, что произошло.

Берт Кундерс – министр иностранных дел Королевства Нидерланды – обратился к министру иностранных дел Украины Павлу Климкину и Президенту Петру Порошенко с просьбой о помощи в ситуации с картинами.

Лично мне вся эта компания напоминает шайку мелких воришек, случайно получивших власть. Им вроде и хочется выглядеть умными, но, получается быть только важными, а важность, как известно – признак глупости

И вот, казалось бы, Украина, стремящаяся в Евросоюз, постоянно позиционирующая себя, как современное государство, идущее путём демократии, должна сделать всё, чтобы реабилитироваться в глазах голландцев. Что же происходит на деле?

– Есть вероятность того, что коллекцию попытаются продать на чёрном рынке…, – со знанием дела заявляет Арсен Аваков, словно уже зная, кто и кому "попытается".

Министр иностранных дел Климкин напрягается и выдаёт следующее:

“Это вопрос взаимодействия правоохранительных органов. Если они, в том числе и через посольство Нидерландов, в плотном контакте и работают, это для меня очень важно. От дальнейших комментариев я воздержусь…”

Как говорится – ничего и ни о чём...

Лично мне вся эта компания напоминает шайку мелких воришек, случайно получивших власть. Им вроде и хочется выглядеть умными, но, получается быть только важными, а важность, как известно – признак глупости.

Подумать только, один предложил выкупить за баснословные деньги, другой, управляя силовыми структурами, лишь комментирует ситуацию, ничего не предпринимая, третий и вовсе ведёт себя, как паяц…

И всё это было сказано в преддверие голландского референдума по поводу ассоциации Украины с Евросоюзом! Так что, не удивительно, что результаты прошедшего шестого апреля референдума четко показали, как поменялось настроение жителей этой страны по отношению к Украине.

Вот почему я считаю, что время в данном случае работает на нас. Чем больше глупостей сделают в Киеве, тем больше у нас шансов на возвращение "золота скифов".

А пока нам остается только ждать. Ждать и надеяться.

В процессе изучения материала по "золоту скифов" мне удалось побеседовать с директором Центрального музея Тавриды, кандидатом филологических наук, историком и политологом Андреем Мальгиным.

Андрей Мальгин, директор Центрального музея Тавриды

– Андрей Витальевич, кому всё-таки должны вернуть экспонаты голландцы?

– В мировой практике таких прецедентов не было. Особенность этого дела в том, что его не стоит рассматривать, как спор между Украиной и Россией. Это не межгосударственный спор, это спор четырёх крымских музеев с государством Украина о принадлежности экспонатов.

Поэтому все эти музеи подали иск в суд Амстердама, суть которого в том, что предметы, найденные и хранящиеся на территории Крыма, имеют отношение к истории полуострова, причём, в том числе и в те времена, когда Крым не был частью Украины. Например, в Керченском музее экспонаты хранятся с конца 19 века. Крымские музеи придерживаются такой логики: предметы, взятые в музее должны вернуться обратно в эти же музеи.

– Украинцы могут возразить, мол, чего оглядываться так далеко назад, были времена, когда всё это вообще никому не принадлежало, а сейчас: взяли у Украины – Украине и верните.

– А они так и говорят. Мы не оспариваем этот пункт, мы просто выносим его за скобки. Мы говорим, что вещи должны вернуться туда, где они хранились, а вопросы принадлежности, это вопросы другого порядка и мы, как музеи, не можем их решать. Конечно, у нас есть своя гражданская позиция, но в данном случае она отношения к делу не имеет. Мы не дискутируем на тему государственной принадлежности этих предметов, но мы настаиваем на том, чтоб все предметы были возвращены на свои места в музеях и были соблюдены соответствующие пункты договора, который был заключён э на международном уровне.

– Какие иски рассматривает суд и на каком этапе идёт процесс?

– Ближайший суд рассматривает два иска. Один от крымских музеев, другой от имени Украины. В настоящее время суд собирает доказательную базу. Мы доказываем своё: откуда взялись артефакты, кто и когда их нашёл, какие средства были затрачены на раскопки, изучение, реставрацию, хранение и т. д.

Фразу "скифское золото" надо понимать в кавычках. Понятие "скифское золото" – это артефакты, найденные при раскопках скифских курганов или имеющие отношение к скифам. То, что отправлено в Амстердам, а это экспонаты 4-х крымских музеев – Керченского, Херсонесского, Бахчисарайского и Центрального музея Тавриды – намного ценнее золот а

– Нормально ли то, что на суд не приглашены представители крымских музеев?

– Да, это обычная практика. Сейчас спор переведён в юридическое русло, и весь судебный диспут ведётся юристами.

– Кто выступает в роли истца от крымских музеев?

– Крым представляет одна крупная международная юридическая компания, которая в свою очередь наняла голландскую юридическую компанию, которая и отстаивает наши интересы.

– То есть, можно сказать, что в Голландии Крым представляют голландцы?

– И голландцы в том числе. Скорее всего, так же обстоит дело и с украинской стороной.

– Предположим, что мы проиграем суд, что мы потеряем? Все говорят –"скифское золото, скифское золото"... а можно уточнить, что конкретно?

– Вот как раз скифского золота там и нет.

– Вот те на! Это как же?

– Фразу "скифское золото" надо понимать в кавычках. Понятие "скифское золото" – это артефакты, найденные при раскопках скифских курганов или имеющие отношение к скифам. То, что отправлено в Амстердам, а это экспонаты 4-х крымских музеев – Керченского, Херсонесского, Бахчисарайского и Центрального музея Тавриды – намного ценнее золота.

То есть, скифского золота, там практически нет. Есть позднеантичные изделия из золота местного производства, отражающие культуру поздней античности и раннего средневековья. И если там и есть золотые вещи, то это далеко не самое ценное.

Например, из Херсонесской коллекции отправлена высеченная в мраморе надпись в честь историка Сириска за написание им истории Херсонеса. Этот экспонат намного ценнее золота. Из керченского музея в Амстердам отправлена "Змееногая богиня", которая также является символом музея. Она тоже ценнее золота.

Таким образом, скифского золота, как такового, там почти нет, и золотые изделия в этой экспозиции – не главная часть коллекции.

Фото: Евгений Бондаренко. Одна из витрин Центрального музея Тавриды, Симферополь, Крым

– Ваш прогноз – как долго может тянуться вся эта судебная история?

– Суд – первая инстанция, потом суд – аппеляционная инстанция и последняя инстанция – кассационная. В настоящее время идёт сбор доказательной базы. Даже если мы выиграем суд, не факт что нам всё сразу вернут.

– И каким может быть максимальный срок ожидания?

– Лет десять…

– И если мы в какой-то период всё-таки выиграем эту борьбу, в ответ опять начнёт бороться Украина?

– Скорее всего, да.

– Насколько большой окажется потеря для Крыма, если мы всё-таки проиграем все суды?

– Потеря, конечно, существенная, особенно касаемо утраты керченской “Змееногой богини” и нашего “Сириска”. Ущерб будет серьезным.

– Придется смириться?

– Нет, мы будем продолжать борьбу. Не одно решение суда не будет являться конечной инстанции. Мы будем всё время отстаивать свою правоту.

– Но тогда можно сказать, что процесс будет бесконечным?

– Можно сказать, что в несудебном порядке, по крайней мере, для общества, мы всегда будем обозначать себя, как несправедливо пострадавшую сторону.

– Что говорит об этой ситуации мировая наука – не юристы, не политики, а ученое сообщество?

– Это первый случай попытки отъема ценностей после второй мировой войны. Столкнулись два приоритета – государственный и научный, и главная задача, стоящая перед судом, определить, какой из них важнее в данной ситуации. Подобных судебных процессов в мире до сих пор не было. Затрагиваются важные принципы. Если произойдёт невозврат, это будет означать, что любой музей может пострадать таким же образом. Если экспонаты вернут, то и государства с этого момента будут по-другому смотреть на своё имущество, находящееся в музеях. В любом случае, каким бы ни было решение, оно вызовет резонансы – общественный, научный, юридический и политический.

– Насколько политизировано это дело?

– Практически, на 100%. А теперь давайте вернёмся к экспонатам и я расскажу вам немного о самых необычных предметах выставки.

ДЕКРЕТ В ЧЕСТЬ СИРИСКА, III В ДО Н. Э.

Декрет в честь историка Сириска, Херсонес-Таврический

Экспонат представляет собой фрагмент мраморной стелы, состоящей из трёх частей. Верхний фрагмент был обнаружен на территории Херсонеса-Таврического во время раскопок Одесским археологическим обществом в 1879-1880 году. Два остальных фрагмента найдены там же, в 1908 году.

Кем же был этот Сириск? Как сообщает энциклопедия, Сириск – историк Херсонеса-Таврического, живший в III веке до н. э., подробно описавший в своих трудах историю полиса и его взаимоотношения с Боспором и другими государствами. Вот, как об этом говорится в самом декрете, высеченном на мраморной стеле:

"Гераклид, сын Парменонта, предложил: поскольку Сириск, сын Гераклида, явления Девы трудолюбиво описав, прочитал, и про отношения к царям Боспора рассказал, и бывшие дружественные отношения с городами исследовал согласно достоинству народа, – то дабы он получил достойные почести, да постановит совет и народ похвалить его за то, и симмнамонам увенчать его золотым венком в Дионисии, в 21 день и быть провозглашению:

“Народ венчает Сириска, сына Гераклида, за то, что он описал явления Девы и бывшие дружественные отношения с городами и царями исследовал правдиво и согласно с достоинством государства. Написать симмнамонам на каменной плите народное постановление и выставить в притворе храма Девы; понесенный же расход выдать согласно решению казначею священных сумм. Это решено советом и народом месяца … в десятый день …"

“ЗМЕЕНОГАЯ БОГИНЯ”, V В. ДО Н. Э.

Фото: Алексей Чугуй. Змееногая богиня, Восточно-крымский историко-культурный музей-заповедник, Керчь

Экспонат представляет собой двустороннюю скульптуру из керченского известняка, изображающую женскую фигуру со скрученными жгутом растительными побегами вместо ног. Высота скульптуры 124 см, а с учетом недостающих фрагментов – около двух метров.

Основная часть фигуры была найдена на северном склоне горы Митридат, территории бывшего Пантикапея – столицы Боспорского царства. Раскопки производились под руководством директора Керченского музея Степана Веребрюсова, в конце 19 века. Позже были найдены другие недостающие фрагменты.

Образ прорастающих и змееногих богов с древнейших времён был распространён в культуре разных стран. Он символизировал собой древо жизни, оберег, божество, означающее взаимосвязь жизни и смерти.

"Змееногая богиня" – уникальный в своём роде памятник античного искусства, найденный на территории полуострова. Скульптура является визитной карточкой Керченского музея, утрата её будет невосполнима для крымской истории и науки.

ЛАКОВЫЕ ШКАТУЛКИ, I В. Н. Э.

Лаковые шкатулки после реставрации

Четыре лаковых шкатулки были найдены в позднескифском погребении Усть-Альминского могильника и датируются археологами серединой первого века нашей эры. Они не золотые, не серебряные и даже не бронзовые – деревянные, но ценность их намного выше любых драгоценных металлов.

Они уникальны. Представьте себе: китайские шкатулки – в Крыму, две тысячи лет назад! Как они попали сюда? Я спросил об этом видного крымского археолога Игоря Николаевича Храпунова.

– Аналогов этим шкатулкам нет, по крайней мере, на пространстве от Китая до Крыма, поэтому их путь из Поднебесной на наш полуостров можно бесконечно предполагать, но доподлинно узнать невозможно. По крайней мере, пока. Как отслеживается маршрут артефактов? Предмет сравнивается с аналогичными, найденными в других местах. Локация наносится на карту. Сами предметы сравниваются между собой, определяются закономерности, уточняются детали. Конечно, всё это приблизительно, но появляются хоть какие-то зацепки. В данном случае сравнить не с чем. В этом и состоит их уникальность.

Лучше всех историю шкатулок рассказывает Валентина Мордвинцева – крымский куратор выставки в Голландии:

– Найденные шкатулки были в ужасном состоянии, какое-то время они даже лежали у меня в холодильнике, пока я пыталась найти того, кто возьмётся их реставрировать. В конце концов, мы получили от японского Фонда Сумитомо деньги на реставрацию и отвезли эти шкатулки, а точнее, органические остатки, в Японию. Представьте себе, их реставрировали четыре года! Это была настолько кропотливая работа, ведь практически из мусора были чудесным образом воссозданы уникальные шедевры двухтысячелетней давности. Тогда никто ещё толком не понимал до конца значения этого открытия. Очень хотелось показать их мировому сообществу. Вот так и появилась идея включить эти шкатулки в число экспонатов для выставки в Европе. Очень обидно, что у нас их ещё никто толком не видел…

Что могло храниться в таких шкатулках две тысячи лет назад? Этого, к сожалению, сказать тоже никто не может. Драгоценности, благовония, травяной сбор, а может они сами по себе были украшением, диковинкой из далёкой страны…

Самое интересное в археологии не просто найти что-то необычное, а как можно больше узнать о нём.

ГЛИНЯНЫЕ БАРАНЧИКИ, IV В. Н. Э.

Фото: Валентина Мордвинцева. Сосуды в виде баранов,

Центральный музей Тавриды Да простят меня археологи, это я их так назвал, не поворачивается язык назвать лепными сосудами эти, может быть примитивные, но такие милые фигурки!

Найдены они были во время раскопок могильника Нейзац, находящегося в живописном месте Белогорского района, недалеко от Балановского водохранилища. Археологической экспедицией руководил уже знакомый нам доктор исторических наук Игорь Храпунов.

Внутри фигурки полые, сверху на спине у баранчиков отверстие, куда можно налить какую-либо жидкость. Впереди, на конце мордочки есть ещё одна крохотная дырочка. Это также уникальная находка, потому что до сих пор не было найдено ничего подобного.

Можно лишь предположить, как их использовали 16 веков назад. Возможно, это были своеобразные кувшинчики для масла или уксуса, такие, как стоят сегодня на обеденном столе.

А может быть это поилка для маленьких детей – налил водичку, заткнул пробкой и пусть себе малыш потихоньку сосет воду через дырочку – и не разольет, и не обольётся.

А если ребёнок постарше сильно подует в отверстие сверху, из носика ударит струйка воды и получится античная брызгалка. Вот, сколько вариантов сразу пришло в голову! Может кто-то ещё придумает?

Фото: Евгений Бондаренко. Раскопки могильника Нейзац, Белогорский р-н, Крым, 2015 г.

А вы давно были в музее? Согласитесь, когда встаёт вопрос о том, куда пойти – в музей, кино или ресторан, музей, как правило, остается на последнем месте. Вот и напрасно. В наших крымских музеях, друзья, можно увидеть потрясающие вещи, среди которых есть уникальные.

Не забывайте об этом и заходите в музеи хотя бы иногда. Большинство из них специально для этого и построены!

Золото скифов, отправленное на выставку в Амстердам из Крыма, должно быть передано Киеву. Такое парадоксальное решение сегодня принял суд в Нидерландах. Но точка в этом деле еще не поставлена. Крымские музеи сейчас готовят апелляцию. Юристы говорят, что постановление суда нарушает не только положения контрактов, но идет вразрез с принятыми во всем мире принципами музейного сотрудничества.

Решение окружного суда Амстердама создало опаснейший прецедент в музейном деле. Судьи не определились, кому принадлежат экспонаты: крымским музеям или Украине. При этом они считают, что фрагменты материальной истории Крыма должны быть переданы в Киев на том основании, что они являются частью культурного наследия Украины. Срок их декларации на вывоз уже истек. А этот документ якобы надо оформить в Министерстве культуры Украины.

«Окружной суд Амстердама постановил, что позиция крымских музеев, состоящая в том, что экспонаты являются частью культурного наследия Крым, не является юридически правильной. Во время организации и прибытия выставки Крым являлся частью Украины», - отметила судья.

Крымским музеям дали три месяца, чтобы обжаловать решение в Верховном суде Нидерландов. В центральном музее Тавриды, конечно, ожидали иного решения. Ведь по контракту коллекции должны быть возвращены туда, откуда были взяты. Договор о выставке заключался между музеями, а не между государствами.

«Естественно, мы рассчитывали на справедливое решение суда, но подразумевали, что решение может быть и таким. Естественно мы воспринимаем решение как политически мотивированное и несправедливое по отношению к крымским музеям, наша позиция была неоднократно озвучена, сейчас мы готовим апелляцию в соответствии с голландским и российским законодательством, и будем подавать в апелляционную инстанцию с надеждой на рассмотрение», - сообщил директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин.

Нидерланды хотят, чтобы теперь вопрос о собственности экспонатов решали Министерство культуры Украины и крымские музеи. Директор амстердамского музея Алларда Пирсона - там проходила выставка - сам был обескуражен решением суда.

«Судья перевел спор в плоскость международного права. Они даже не стали рассматривать вопрос о собственности, решив, что это вопрос относится к компетенции украинского права. И они придали больше значение тому, что у коллекций истекли декларации на вывоз из страны», - отметил директор музея Алларада Пирсона Вим Хупперец.

Выставка «Крым: золото и секреты Черного моря» открылась в музее Алларда Пирсона в феврале 2014 года, ровно за месяц до воссоединение Крыма с Россией. Когда выставка закрылась, экспонаты Музея исторических ценностей Украины, в том числе золотые украшения из сарматских курганов, вернулись в Киев. Но предметы из коллекций четырех крымских музеев: Бахчисарайского заповедника, центрального музея Тавриды, заповедника Херсонеса Таврического и Керченского заповедника застряли в Амстердаме. А это около 500 единиц хранения. Это не только ювелирные изделия, но и редчайшие предметы из керамики, бронзы и мрамора периода античности.

Подобное решение суда может сильно усложнить культурные обмены между Россией и Нидерландами. Кто теперь даст гарантию того, что межмузейный договор о выставке не дает гарантий того, что ценнейшие экспонаты после их перемещения вернуться домой.

На фоне скандала выставка крымских древностей стала невероятно популярной. Возле скромного музея Алларда Пирсона - это часть отделения археологии университета Амстердама - выстраивались невиданные очереди. В залы, где хранятся крымские коллекции, никого не пускают.

Постановление Окружного суда Амстердама, который решил, что коллекция скифского золота из Крыма должна отправиться в Киев, уже прокомментировали в российском Минкульте: «Министерство культуры РФ считает, что данное решение является крайне негативным прецедентом, которое принято вопреки нормам международного права о защите культурных ценностей. Оно противоречит не только положениям контрактов, но и грубо нарушает принципы международного межмузейного обмена. Музейные предметы должны вернуться в Крым, где были обнаружены и где десятилетиями хранились».

7 782

Те, кому доводилось путешествовать по причерноморским степям, в большинстве своем распаханными да изрезанными лесопосадками, наверняка обращали внимание на периодически встречающиеся на пути . Сотворенные много веков назад эти рукотворные земляные сопки, как и египетские пирамиды, уже давно стали частью природного ландшафта.

Изначально об их происхождении высказывали самые невероятные версии: одни полагали, будто высокие холмы в плоской степи специально насыпали перед войной, чтоб с их высоты высматривать приятеля; другие считали курганы чем-то вроде пограничных столбов, отделяющих территорию проживания одного древнего народа от другого; третьи же отводили курганам роль своеобразных могильников, содержащих в своих недрах усыпальницы древних царей и несметные сокровища.

Во все времена и не один раз в непосредственной близости от курганов - то на пашне во время земляных работ, то в карьерном отвале - находили диковинные золотые бляхи, обрывки золотой фольги, потемневшие от времени сосуды.

Нагрудное украшение — бляха царского коня. Так, во второй половине XIX века крестьяне в окрестностях Никополя, добывая песок в одном таком холме, прозванном местными жителями «Луговой могилой», нашли золотые изделия с отчеканенными на них изображениями странных чудовищ. Счастливые обладатели находок доложили об этом происшествии в местное управление, а чиновники уже поведали археологам. В результате последовавших за этим раскопок удалось найти могилу скифского царя, останки которого обильно украшали золотые предметы.

Этот мощный племенной союз более тысячелетия занимал территории современной Украины и Молдовы, Скифскую культуру считают одной из самых поразительных в истории, и ее наследие для Европы так же велико и значимо, как кельтское или славянское. Правда, до недавнего времени о скифах было известно не очень много, основным источником информации являлись описания их быта и обычаев, сделанные древнегреческим историком Геродотом. Он, как известно, любил путешествовать и даже лично посетил греческую колонию Ольвию, расположенную в устье Днепро-Бугского лимана, то есть в непосредственной близости от территории проживания скифов.

Откуда появились в Северном Причерноморье - неизвестно. Этот народ неплохо обосновался на занятых землях, развил самобытную культуру, наладил торговые отношения с соседями и даже позволял себе ходить войной на более агрессивных соседей. В общем, все, как обычно, не считая того факта, что именно скифы первыми стали добывать в степях Украины золото.

Более того, скифы из этого благородного металла создали целый культ. Золото применяли в быту, обильно украшали драгоценными бляшками одежду и обувь, покрывали военную амуницию, конскую сбрую и, совершенно не жалея, закапывали огромное количество золотых украшений вместе с умершими. Приверженность скифов к золоту являлась их странной, удивительной особенностью. Тот же Геродот писал, что серебро и медь этим народом употреблялись в ограниченных количествах, а предпочтение они отдавали исключительно золоту. И действительно, археологические находки показывают: ни до, ни после скифов этот металл не был так распространен в степном регионе нынешней Украины. Ни одна другая культура древности, даже «богатые золотом Микены», не могли в этом отношении соперничать со . Золото у этого степного народа считалось символом богатства, олицетворяло огонь, солнце, царскую власть и, что самое главное, вечную жизнь. Чтобы покрыть им как можно большую площадь тела, скифские мастера разработали специальную технологию - ручную вытяжку золотой фольги и чеканку из нее бляшек с оригинальными изображениями.

Помимо золотых бытовых принадлежностей и украшений, скифы оставили после себя множество курганов. Правда, спустя два с половиной тысячелетия внешний вид их заметно изменился. Некогда курганы являлись не просто земляными сопками, а довольно примечательными архитектурными сооружениями. Насыпи некоторых погребальных холмов имели облицовку из камней или деревянных срубов, несли на себе широкие цветные пояса из глины, окружались глубокими рвами. И все это было предназначено для того, чтобы скрывать от человеческих глаз довольно сложные подземные мавзолеи, катакомбы, склепы.

По информации Геродота, главный культовый центр Скифии располагался между реками Днепр и Южный Буг. Именно владыкам степной Скифии принадлежат крупнейшие из курганов, подлинные степные пирамиды, накрывающие, словно куполами гробницы могущественных царей Причерноморья. Гробницы, наполненные золотом не менее щедро, чем погребальные камеры египетских фараонов. А так как скифы ценили места захоронений своих предков превыше всего, то, конечно же, старались защитить могилы, для чего использовали насыпи высотой подчас более 20 метров.

Однако золото, на то и золото, чтобы испокон веков будоражить людские умы. Тайны происхождения скифского богатства не давали покоя грекам, римлянам и персам. Откуда скифы брали золото в таких количествах - никто не знал. И, вместе с тем, хорошо было известно, что сколько-нибудь значительных рассыпных месторождений или золотон0сных жил в не имелось.

Создавалось впечатление, что древние умельцы, подобно алхимикам средневековья, попросту владели секретом извлечения драгоценного металла из подручных средств. Но то, как они это делали, оставалось тайной, открыть которую не удавалось ни силой, ни хитростью. Так что, за незнанием золотоносного источника, алчным до чужих богатства неприятелям оставалось только промышлять грабежом. И если греки и римляне в конечном итоге решили не связываться с хитрым и воинственным степным народом, то царь персов Дарий I, прослышав о скифских богатствах, в 512 году до н. э. вторгся на территорию , приказал разрушить скифские гробницы и извлечь оттуда все найденные сокровища.

Справедливости ради следует отметить, что он все же предупредил о своем намерении и предложил отдать ему сокровища добровольно. «У нас есть отеческие могилы. Найдите их и попробуйте разрушить, и тогда узнаете, станем мы сражаться за эти могилы или нет», - так ответили скифы Дарию. Воинственные степняки вместо того, чтобы принять бой с огромной, превосходящей их в силе и численности армией, разумно ограничились партизанской тактикой, измотав внезапными атаками неповоротливое войско захватчиков. Так они отстояли свои земли.

Когда же скифы исчезли так же внезапно, как и появились, их предков остались без защиты и в курганы ринулись охочие до легкой наживы кладоискатели. Правда, добраться к легендарным сокровищам оказалось не так уж просто. Требовалось немало усилий, чтобы раскопать многометровую земляную насыпь, а скрыть столь масштабные раскопки, естественно, не представлялось возможным. Земляные работы «черных археологов» неизменно привлекали внимание как простых жителей, так и конкурентов, а особенно властей. Вот и приходилось нелегальным искателям сокровищ проявлять поспешность, что, как известно, ни в одном деле до добра не доводит. К тому же, против разорения могил восстали и сами их обитатели. Как вскоре выяснилось, не только фараоны умели защищать свои захоронения проклятиями.

В 1862 году, археологи приступили к раскопкам кургана, расположенного в 20 км от Никополя и называемого в народе Чертомлыкским. Уже предварительный анализ извлеченных из земли артефактов показал: это захоронение какого-то могущественного скифского правителя. Однако найденная усыпальница оказалась разграбленной. В ней удалось обнаружить лишь разбросанные кости погребенного, остатки деревянного ложа, на котором покоился прах, несколько золотых вещей - перстень с изображением быка, бляшки с фигурами животных и растений и бронзовые наконечники стрел. Тем не менее, археологи не отчаивались.

Как показывала практика, нередко подобные захоронения за фальшивой погребальной камерой оборудовали специальными тайниками, в которые и помещали настоящие сокровища. Судя по всему, скифы хорошо понимали, насколько напичканные золотом курганы притягательны для грабителей. Такой тайник обнаружился и в Чертомлыкском кургане. И хранилось в нем немало драгоценных вещей: золотая пластина от ножен меча, золотая обкладка колчана с изображенными на ней сценами из греческой мифологии, золотое крученое ожерелье, золотые браслеты и кольца, пояс, отделанный золотыми бляшками. Обнаружилось также и то, что в эту тайную камеру вел грабительский ход. И в том месте, где он соединялся с сокровищницей, археологи нашли раздавленного обвалом расхитителя гробниц в окружении множества украденных им золотых вещей.

Впрочем, возмездие загробного мира практически никогда не останавливало «черных археологов». Обилие захороненного в курганах золота заставляло забывать о страхе. А запасы его, судя по всему, были огромны. К примеру, знаменитый курган Солоха, расположенный в Запорожской области, разоряли на протяжении нескольких столетий, и золота в нем, казалось, не убывало. Отчасти это объяснялось огромными размерами кургана - в диаметре он достигает 100 метров, в высоту - 18.

Серьезные исследования Солохи начались в 1912 году и связаны они с именем профессора Петербургского университета Николая Веселовского. Первичный осмотр кургана показал, что он не избежал печальной участи разграбления, но Веселовский по опыту знал, что дилетантам, охотящимся исключительно за золотом, редко удавалось обобрать могилу дочиста. Да и в кургане могло оказаться несколько захоронений. Внутреннее чутье не подвело русского профессора: спустя два сезона археологических работ, исследователи за свою веру и упорный труд получили заслуженное вознаграждение. Обнаруженные тайники хранили массу золотых предметов, обладавших редкой исторической ценностью. Самой выдающейся находкой этого кургана, прославившейся на весь мир, стал искусно выполненный золотой гребень весом 294 грамма.

Дальше - больше. Ровно 40 лет назад, летом 1971 года, на раскопках Толстой Могилы близ города Орджоникидзе Днепропетровской области археологи извлекли из раскопа поистине удивительные украшения. Под восьмиметровой насыпью открылись богатейшие, не потревоженные ни древними, ни нынешними грабителями, погребения скифской царицы и мальчика, лежавшего в алебастровом саркофаге. В полном соответствии с описанием Геродота, одежда покойников ослепляла золотым блеском. Царица лежала в платье, расшитом золотыми пластинками с орнаментами и изображениями животных, а ее шею обнимал массивный обруч-гривна из того же благородного металла, с мастерски выполненными фигуркам львов. Высокая шапка также несла на себе тонко сработанные золотые пластины. К сожалению, главная камера - место погребения самого царя - до момента раскопок не сохранилась. Судя по всему, все, что в ней было ценного, успели вынести беспринципные разорители.

При входе в царскую усыпальницу археологи нашли тайник, не замеченный грабителями, в котором обнаружилась золотая пектораль - нагрудное украшение скифского царя IV века до н. э., весящая более килограмма (если быть точным, то 1 кг 150 г). В диаметре это украшение достигало 30,6 сантиметра и было выполнено из золота 958-й пробы. Всего же из Толстой Могилы исследователи извлекли около 4,5 килограмма уникальных золотых изделий.

Как полагают некоторые знатоки скифской культуры, все до сих пор найденное в древних погребениях золото лишь видимая часть айсберга. Ведь Скифия славилась целой династией царей, и могилы большинства из них до сих пор не обнаружены. Да и немало грандиозных, еще не обследованных курганов ждут своего часа.

Если принять на веру сведения, сообщенные Геродотом, то места захоронений первых скифских владык держались в строжайшем секрете, а сокровища, скрытые в самых древних курганах, намного превосходили богатейшую казну царя Трои Приама. Курганы же, раскопанные археологами в прошлом и позапрошлом веках, относятся к эпохе, когда мощная скифская империя уже распадалась и, следовательно, золотоносные источники оскудевали. Так что, вполне возможно, что какой-нибудь неприметный холм, стоящий на окраине малоизвестного украинского села, еще принесет археологам немало сюрпризов мирового значения.