Темы проектов в доу. Проект для старшей группы детского сада «Профессии

Краткосрочный проект
«Хорошее и плохое в нашей жизни »
Подготовил педагог-психолог Абрамова Ю.М.


Актуальность:
Тема взаимодействия дошкольников друг с другом и взрослыми является на сегодняшний день очень актуальной. Связано это с тем, что среди подрастающего поколения в наше время наблюдается много негативных, жестоких и недостойных человека явлений. В связи с этим, на первое место встает нравственное развитие и воспитание ребенка. Становление его, как социальной личности, и конечно же, основным звеном, в воспитании нравственности у ребенка, является семья, а педагог в детском саду это некий индикатор, сформированности нравственности. Педагог помогает родителям направить ребенка в нужном направлении, посоветует,на что нужно обратить особое внимание, ну и, конечно, же, в своей педагогической деятельности делать акцент на нравственное воспитание детейво время пребывание в детском саду.

Надо отметить, тот факт, что многие родители, не придают особого значения в воспитании нравственных предпосылок у ребенка и задача, нас, педагогов, помочь родителям это осознать. Поэтому очень важна работа не только с детьми, но и с самими родителями.

Цель проекта: Формирование у детей среднего и старшего дошкольного возрастапонимания нравственности.

Задачи:
1.Формировать нравственные предпосылки у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
2.Помочь детям применить полученный опытво взаимоотношениях с окружающими людьми.
3. Развит чувство эмпатиик окружающим и любовь к родителям и близким людям.

Планируемые результаты:
Этапы проекта
:
Начальный этап
Разработка основных целей и задач
Составление плана деятельности.
Работа с методической литературы по заданной теме
Составление рекомендаций и методических разработак для участников проекта

Организационный этап проекта
Работа с родителями:
Консультационный час родителями ««Нравственное воспитание ребенка в дошкольном возрасте»
Методическая разработка для педагогов «Основы будущей личности»
Информация для родителей « «Можно и нельзя»

Работа с детьми: Беседа на тему « Что такое хорошо, а что такое плохо»
Элемент Сказатерапии« Добро в жизни человека»
Беседа- обсуждение по мультфильму»
Занятие с элементами сказкатерапии« Если добрый»
Занятие « Волшебные слова»
С использованием проективной методики «Мое настроение»
Оформление газеты высказываний детей на тему «

Заключительный этап краткосрочного проекта:
Стенгазета совместно с детьми « Что такое хорошо, а что такое плохо»

Основная деятельность реализации проекта краткосрочного
«Хорошее и плохое в нашей жизни»

Дата проведения:
1-й день проекта: Консультационный час с родителями
«Нравственное воспитание ребенка в дошкольном возрасте»: ответственный педагог-психолог ДОУ
Беседа на тему « Что такое хорошо, а что такое плохо»
Элемент Сказатерапии« Добро в жизни человека»: ответственный педагог-психолог ДОУ.

2-й день проекта: Просмотр мультфильма « Кот Леопольд»
Беседа- обсуждение по мультфильму: ответственный педагог-психолог ДОУ
Методическая разработка для педагогов « основы бедующей личности» ответственный педагог-психолог ДОУ.

3-й день проекта: Занятие с элементами сказкатерапии « Если добрый ты» ответственный педагог-психолог ДОУ.
Информация для родителей « «Можно и нельзя» ответственный педагог-психолог ДОУ.

4-день проекта: Занятие « Волшебные слова»
С использованием проективной методики «Мое настроение» ответственный педагог-психолог ДОУ.

5- день проекта: Оформление газеты высказываний детей на тему « «Что такое хорошо, а что такое плохо» ответственный педагог-психолог ДОУ



Название: Проект в детском саду для старшей группы «Что такое хорошо»
Номинация: Детский сад, Методические разработки, Проектная деятельность, Старшая группа

Должность: педагог — психолог
Место работы: МБДОУ № 299
Месторасположение: г. Красноярск ул. Гусарова 24

Любовь Храпатая
Краткосрочный проект «Волшебница вода» для старшей группы ДОУ

Краткосрочный педагогический проект

«Волшебница вода

(для детей старшей группы )

Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы , родители.

Срок реализации проекта : неделя

Актуальность :

Научно-практический прогресс постоянно расширяет использование природных ресурсов, а также способствует вовлечению все больших территорий в хозяйственную деятельность человека. Результатом этого процесса – усиливающееся разрушение естественных экологических систем. В связи с этим вопросы бережного отношения к природе, сохранение ее первозданной красоты, улучшение охраны биоразнообразия требует безотлагательного решения

Дошкольное детство – это первое звено, где интенсивно проходит накопление знаний об окружающем мире, формируется многогранное отношение к людям и природе. Составные экологической культуры личности дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности

Объект : Вода в нашей жизни .

Гипотеза : Мы предположили, что без воды нельзя прожить

Проблема : Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, о свойствах и качествах воды и бережном к ней отношении.

Обоснование проблемы :

Недостаточный объем знаний по вопросу физических свойств воды, а так же ее значимости;

Ухудшение экологической обстановки

Цель проекта : Обобщить и расширить познавательный интерес дошкольников к воде, как объекту неживой природы.

Задачи :

Развивать представления о свойствах (вкус, цвет, запах, текучесть) и состояниях воды (твердое, жидкое, газообразное) ;

Сформировать у детей знания о значении воды для всего живого на земле;

Развивать навыки элементарного экспериментирования;

Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу;

Развитие творческих способностей взрослых и детей в процессе совместной деятельности;

Улучшить работу по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада;

Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса, творческого воображения и мышления, а так же коммуникативных навыков.

Ожидаемые результаты :

Расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.

Овладеть элементарными навыками экспериментирования

Накопить опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.

Повышение знаний с области исследовательских умений (устанавливают причинно- следственные связи) .

Принципы реализации проекта :

Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.

Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.

Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.

Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности.

Формы реализации проекта :

Экологические занятия.

Наблюдения и экологические экскурсии.

Познавательное чтение.

Лаборатория «Опыты» (опыты и эксперименты) .

Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности.

Этапы реализации проекта :

I этап : подготовительный

Ресурсное обеспечение проекта :

1. Уголок экологии и экспериментирования в группе

2. Методический инструментарий подборка и составление (картотек дидактических игр, конспектов занятий, сценарии развлечений и т. д.).

3. Подборка литературы по теме (энциклопедии, карты, схемы, сказки, стихи, ребусы, поговорки и т. д.) .

4. Подборка опытов и экспериментов «Опыты с водой»

5. Сбор иллюстративного материала

II этап : основной

Направление работы Цель Пособия и оборудование

I блок – Социально-коммуникативное развитие

Беседа «Вода , вода – кругом вода » Дать представление детям о значении воды в нашей жизни и о том, в каком виде существует вода в окружающей среде (состояния воды – жидкое, газообразное, твердое) .

Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова : жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

Воспитывать бережное отношение к воде. Конспект

Беседа «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?» Дать представление о некоторых видах природных водоёмов, рек, морей, озер. Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту. Понятие, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоёмах живут разные растения и животные. Конспект

Беседа «Чистота та же красота» воспитывать у детей привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом; закрепить умение пользоваться расческой, носовым платком; приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком. Добиваться того, чтобы дети осознанно соблюдали правила личной гигиены, понимали их значение. Воспитывать аккуратность, опрятность. Научить основам эстетического отношения к своей внешности; дать понять детям, что внешность человека играет важную роль в жизни; продолжить закреплять знания культурно-гигиенических правил Конспект

Собери мозаику «Кораблик»

Развитие моторной ловкости указательного и большого пальцев ведущей руки ребенка; выработка у ребенка умения располагать мозаичный рисунок в соответствии с образцом

Пальчиковая игра «Водичка – вода » , «Моем руки» , «речка и рыбка» , «По воду» Познакомить детей с новой пальчиковой гимнастикой, научить играть в неё, развивая при этом речь и вызывая эмоциональный отклик. -

II блок – Познавательное развитие

Загадки «О воде» Эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности. Способствовать активному развитию образности речи, обогащать словарь углубляя и уточняя знания о предмете. Помогать овладеть образностью слов, усвоить знания о словообразовании, развивать поэтический слух и поэтическое восприятие Картинки с изображением ответов

Опыт №1 : «Свойства воды» Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета, поверхностное натяжение и др.). Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода , три стакана, соль, сахар, ложечка, пахучий раствор, краситель разного цвета

Опыт № 2 «Живая вода » Познакомить детей с животворным свойством воды. Свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев, сосуд с водой, этикетка «Живая вода »

Опыт № 3 «Испарение» Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое. Горелка, сосуд с водой, крышка для сосуда.

Опыт № 4 «Агрегатные состояния воды» Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях : жидком – вода ; твердом – снег, лед; газообразном – пар. Блюдце, снег

Опыт № 5 «Очистка грязной воды» . Закрепить знания о процессе очистки воды разными способами. Пластмассовые трубки, пластмассовая воронка, пластмассовая крышка, пластмассовая чашка, пакетик камешков, пакетик шариков, бумажных фильтра, губка, измерительная чашка; для стаканчик, бинт, вата, стакан с грязной водой, тарелочка, клеенки, мерная ложка.

III блок – Речевое развитие

Стихотворение С. Погорельского «Весенний ручеек» , Л. Люшина «Капелька» , Э. Мошковской «Капля в море» , Г. К. Андерсона «Дюймовочка» , рассказ Н. А. Рыжова «Как люди речку обидели» , «История одного пруда» , «Жила – была Река» , Сказка о круговороте воды в природе Надежда Болтачева Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг Книги

Набор карточек с изображениями лужа, капли, цветы, пар, горы и т. д.

«Подскажи словечко»

Развивать речь детей, моторику речевого аппарата Книга

IV блок – Художественно-эстетическое развитие

Рисование по точкам «Морские обитатели» Формирование элементарных математических представлений Лист бумаги, цветные карандаши

Рисование живительная влага Активизировать мыслительные процессы Лист бумаги, цветные карандаши

Аппликация «Красивые рыбки в аквариуме» Познакомить с техникой аппликативной мозаики. Цветная бумага, клей

Оригами «Белая кувшинка» Совершенствовать умения создавать объемные поделки из бумаги Белая бумага

V блок – Игровая деятельность

Разрезные картинки Развивать мыслительную деятельность, закреплять знания о разных водоемах, воспитывать бережное отношение к воде Фотографии разных водоемов, разрезные картинки водоемов, флажки

Животные водоемов Закрепить представление о жителях водоемов, об их приспособляемости к среде обитания; развивать мыслительную деятельность Набор карточек жителей водоемов и суши, макет водоема

Где снежинки? Закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность Карточки с изображением различного состояния воды : водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

VI блок – Физическое развитие

Подвижная игра : «Мы капельки» Развивать воображение детей, активность в игре.

Подвижная игра : «На болоте» Учить детей копировать движения живущих на болоте обитателей.

Подвижная игра «Мы – большие киты» Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной деятельности.

Игра с мячом «Воздух, земля, вода » Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность Мяч

Создание снежных фигурок Закрепить приёмы : скатывания, создания шара, а так же знания о свойствах снега; побуждать к декоративному оформлению созданного образа; развивать эстетический и художественный вкус детей. Снег, лопатки, ведерки

Совместная деятельность родителей и детей

1. Изготовление макета отдельных частей аквариума (водоросли, камни, рыбки и т. д.)

Цель : Развивать наглядно-действенное мышление, стимулировать поиск новых способов решения практических задач при помощи изготовления различных моделей, овладение техникой и навыками объемного моделирования, приобретение навыков работы с бумагой, картоном и использовать различные подручные материалы; развитие пространственного мышления.

2. Поиск необходимых материалов и сбор водопада

III этап : Заключительный

В ходе реализации проекта «Волшебница вода » у детей сформировались бережное и экономное отношение к водным ресурсам. Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливают причинно-следственные связи). Повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Результат работы :

1. Обогащенные и систематизированные знания детей о воде, ее свойствах, значении и т. д. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной темы

2. Повышение компетентности воспитателей по представленной теме

3. Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному вопросу

4. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе

Проектная деятельность в старшей группе по теме: "Такие разные тарелки"

Описание материала : Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию творческий проект: Такие разные тарелки" для старшей группы детского сада.
Продолжительность : краткосрочный.
Тип проекта: творческий, ознакомительно-ориентировочный.
Участники: дети, воспитатели, родители.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: «Нужна ли нам тарелка? Какие разные бывают тарелки? История тарелки».
Цель: Содействовать развитию познавательного интереса детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете-тарелке. Развитие эстетического восприятия.
Задачи
Для детей:
-обогащать представление о видовом многообразии тарелок (разные по размеру, форме, материалу, внешнему облику);
-поддерживать естественный интерес и любознательность детей;
-развивать эмоциональную среду;
-развивать навыки опытно-экспериментальной работы с предметами;
-развивать творчество и фантазию при декорировании тарелок
Для родителей:
-привлечь родителей к познавательной сфере ребёнка;
-стимулировать творческую деятельность родителей через совместное с детьми творчество, участие в досугах;
-способствовать установлению партнёрских отношений педагогов и родителей в вопросах воспитания и образования детей.
Для педагогов:
-обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
-создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
-способствовать установлению доброжелательных взаимоотношений педагогов и специалистов ДОУ и родителей в процессе разработки и реализации проекта.
Продукты проекта
Для детей:
-знакомство с загадками о тарелочке;
-роспись бумажных тарелок элементами хохломской росписи, гжели;
-лепка посуды из солёного теста, роспись;

-дидактическая игра разрезные картинки «Посуда»;
-проведение исследовательской деятельности «Какие разные тарелочки» (Опыты по сравнению)
-история появления тарелок (беседа)

Для педагогов:
- презентация «Такие разные тарелки»
- разработка тематического проекта по теме
- создание презентации;
-выставка книг с загадками о тарелке;
-подбор и рекомендации по прочтению литературы с детьми;
-создание тарелки в технике папье - маше


- создание папки передвижки «История тарелки»
Для родителей:
-выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми
в самостоятельной и совместной с родителями деятельности;
Этапы:
Подготовительный:
-определить объект изучения;
-создать проблемную ситуацию (за обедом у одного из детей не оказалось тарелки).
-подбор художественной литературы, изготовление книги стихов и загадок про тарелку


Сбор экспонатов.
Исследовательский:
- знакомство с разными видами тарелок(Просмотр презентации "Разные тарелки"
-откуда «пришла» к нам тарелка (Беседа)
- опыты по сравнению

Создание продукта по проекту:
Заключительный:
-обобщение результатов работы;
- организация выставки поделок из тарелок,


- организация выставки расписанных тарелок из солёного теста;


- выставка, подготовленная родителями

Дошкольное образование - важнейшая ступень системы обучения. Именно оно закладывает основы и создает базу для дальнейшего развития и обучения ребёнка. Поэтому очень важно правильно организовать обучение в ДОУ. Один из способов сформировать учебный процесс - внедрить проекты в детском саду.

Для чего нужны проекты в детских садах

Ребёнок с самого раннего возраста начинает познавать мир. Задача дошкольного образовательного учреждения - дать базовые навыки и знания, которые пригодятся в дальнейшем. Например, в ДОУ детям рассказывают об алфавите, учат читать, а также выполнять простейшие математические действия - сложение и вычитание.

Внедрение проектов в детских садах призвано помочь построить эффективную образовательную программу и обучить детей различным умениям и навыкам.

Типы и виды проектов по ФГОС ДО

Существует определенная классификация проектов в детских садах. Они отличаются по срокам реализации, составу участников и тематике. В них используются различные методики и техники, направленные на развитие ребенка.

Существуют следующие типы проектов в ДОУ по ФГОС:

  1. По доминирующему принципу.
  2. По характеру содержания и информативности.
  3. По роли ребенка в проекте.
  4. По особенностям проводимых контактов.
  5. По количеству участвующих в проекте людей.
  6. По сроку действия.

В практике ДОУ используются следующие виды проектов:

  1. Исследовательско-творческие.
  2. Ролевые с элементами игры.
  3. Информационно-практико-ориентированные.
  4. Творческие.

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты.

Большое значение имеют следующие виды проектов:

  • исследовательские;
  • индивидуальные;
  • групповые;
  • межгрупповые;
  • комплексные;
  • творческие.

Основной целью этого метода в дошкольном образовательном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка.

Документы, необходимые для реализации проекта

Прежде чем реализовать проект, воспитателю необходимо выполнить следующие действия:

  1. Составить цель проекта.
  2. Разработать план достижения цели.
  3. Привлечь специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составить план-схему проекта.
  5. Собрать необходимый материал.
  6. Включить в проект занятий разные виды деятельности.
  7. Подготовить домашние задания для самостоятельного выполнения.
  8. Презентовать проект в детском саду с помощью открытого занятия.

При реализации проекта в ДОУ он проходит следующие этапы:

  1. Целеполагание. Педагог помогает ребёнку выбрать посильную и актуальную для него задачу с учётом его возраста, способностей и интересов.
  2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели.
  3. Выполнение проекта - практическая часть.
  4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

Проекты для разных возрастных групп в ДОУ

В детских садах существует разделение на следующие группы:

  • ясельная - от 1,5 до 2 лет;
  • младшая - от 2 до 4 лет. Может дополнительно делиться на 1-ю и 2-ю группы;
  • средняя - от 4 до 5 лет;
  • старшая - от 5 до 6 лет;
  • подготовительная - от 6 до 7 лет.

Для каждой группы существуют свои проекты, которые учитывают все особенности детей в группах. В зависимости от того, какую тему или сферу жизни хочет осветить педагог, проект может быть краткосрочным, долгосрочным или средней продолжительности. Приведём некоторые примеры для каждой из возрастных групп.

Например, в средней группе в детском саду можно провести следующие проекты: «Спички детям - не игрушки!», «Полезные продукты питания», «Живая вода» и др. Так, проект «Спички детям - не игрушки!» призван объяснить дошкольникам об опасности огня, как вести себя в случае пожара и какие меры можно предпринять, чтобы не допустить возгорания.

С помощью проекта «Живая вода» можно уточнить знания детей о воде, её свойствах и агрегатных состояниях. Здесь же рассматриваются правила поведения на открытых водоёмах, и формируется эстетическое отношение к природе.

Проект «Полезные продукты питания» должен расширить знания детей о продуктах, их полезных свойствах, способах или местах их добывания, а также расскажет, какие блюда можно из них приготовить.

В старшей группе находятся дети о 5 до 6 лет. В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер жизни. Проекты, реализуемые в ДОУ в старшей группе, учитывают эти особенности и направлены на их развитие. Например, проект «Наши добрые сказки» направлен на развитие интереса к книгам и чтению с помощью русских народных сказок.

В подготовительной группе в ДОУ распорядок дня малыша не отличается от того, который был ранее, но делается упор на моральную и физическую подготовку ребёнка к школе. При этом группах продолжают проводить занятия и реализовывать проекты, направленные на развитие различных качеств и навыков. Один из примеров проекта в ДОУ в подготовительной группе - это проект «Доброта спасет мир». Он направлен на развитие положительных качеств характера и призван замотивировать детей на совершение посильных им добрых дел.

Также существуют и детские проекты, в которых дошкольники получают знания самостоятельно или вместе с родителями. Например, в подготовительной группе в детском саду может быть реализован проект «Волшебные превращения молока». С его помощью дети должны узнать о различных видах молочных продуктов и способах их приготовления.

Образцы проектов по ФГОС

Для успешной реализации проекта необходимы следующие документы:

  • пояснительная записка;
  • паспорт проекта;
  • циклограмма его реализации;
  • этапы работы над ним;
  • итоги;
  • отзывы участников.

Одним из самых важных документов является паспорт проекта в ДОУ. На примере проекта «Детские новости в детском саду» рассмотрим, что входит в него. В документе указываются авторы проекта, его тема, тип и вид, цель, задачи, кто будет участвовать, то есть для детей какого возраста он предназначен, сроки его реализации и предполагаемые результаты. С его помощью педагоги планируют познакомить детей с работой журналиста и ведущего и дать им возможность сделать репортаж или выпуск новостей.

В проекте «Детские новости в детском саду» отдельно прописаны задачи для ребёнка и педагога. Образец паспорта проекта в ДОУ по ФГОС можно посмотреть .

Рассмотрим проект «Мини-музей в детском саду. «Наследие земли русской», его цель в паспорте сформулирована следующим образом: создание мини-музея «Наследие земли русской» для обогащения воспитательно-образовательного пространства детского сада.

Реализация проекта включается в себя следующие этапы: организационный, основной и аналитический. Первый этап будет длиться 3 месяца, второй - 11, а третий - 1 месяц. В документах подробно расписаны каждый из этапов, при этом в подготовке к реализации проекта дети не участвуют. Они будут участвовать в основном и аналитическом этапах. Они будут формировать экспозицию музея, делать поделки самостоятельно и вместе с родителями.

Основная работа ложится на воспитателей и других работников дошкольного образовательного учреждения при реализации проекта. Организация образовательной программы ложится на руководителя ДОУ.

Воспитатель первой квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 201», г. Оренбург.

Проектная деятельност ь - это интегрированный метод обучения, который является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей, когда серия занятий объединена основной проблемой.

Кроме того, немаловажным является тот факт, что в реализацию проекта вовлекаются не только дети, но и их родители, что делает процесс обучения максимально эффективным.

Проект «Что я знаю о себе» разрабатывался для детей младшего дошкольного возраста с целью формирования предпосылок осознанного отношения к своему здоровью.

Проект: «ЧТО Я ЗНАЮ О СЕБЕ»

Паспорт проекта

Вид проекта : познавательно-творческий, групповой.

Время реализации: в течение учебного года.

Участники проекта : дети младшего дошкольного возраста, воспитатель, родители воспитанников, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель,

Возраст участников : дети младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Образовательная область : проект реализуется в рамках программы «Детство», раздел «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными»

Актуальность темы:

Младший дошкольный возраст - важнейший период в развитии ребенка. В это время происходит переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром. В это время у детей начинает активно проявляться потребность в познавательном общении с взрослыми, поэтому так важно поощрять познавательную активность, развивать стремление к наблюдению, сравнению, обследованию. Первым объектом для исследования часто становится сам ребенок и его окружение - взрослые и сверстники. Самое интересное и непонятное для ребенка - это он сам. Ребенок очень рано начинает стремиться к познанию строения своего тела, сравнивает себя с другими, находит сходства и отличия. Кто я? Какой я? Что я могу делать? Зачем нужны глаза, уши? ... - это только небольшая часть вопросов, которые задает ребенок, и ответить на которые самостоятельно он не может. И тут главная задача взрослого - поддержать имеющийся у детей интерес к собственному телу, его строению и функционированию, научить их помогать себе, научить их бережно относиться к своему организму. Таким образом, можно заключить, что тема самопознания является актуальной для изучения с детьми младшего дошкольного возраста, а использование технологии проектирования позволяет детям стать активными участниками учебного и воспитательного процессов, а также создает условия для привлечения в образовательно-воспитательный процесс и их родителей.

Цели проекта:

1. пробуждать у детей интерес к изучению своего тела, его возможностей; развивать творческие способности, эмпатию;

2. формировать у детей основы гигиенической культуры;

3. разработать наглядные материалы и пособия, оказывающие развивающее воздействие на детей младшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

Подобрать и изучить литературу по теме проектной деятельности.

Разработать перспективное тематическое планирование по теме «Что я знаю о себе»

Подобрать методы педагогической диагностики. В процессе диагностики выявить уровень знаний и представлений детей об организме человека.

Разработать циклы игр-занятий по разделам проекта, в каж-дом из которых сочетались бы элементы разных видов деятельности

Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, опыты и эксперименты, литературный материал согласно задачам разделов проекта

Включить в практическую деятельность с детьми разнообразные материалы, нетрадици-онные техники.

Определить формы организации обучения, согласно задачам и содержанию проекта.

Обогатить игровую среду дидактическим материалом.

Разработать консультативного материала для родителей и педагогов ДОУ по темам разделов проекта

Познакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями его организма

Учить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста

Дать элементарные представления о значении органов чувств

Приобщать детей к процессу познания через вовлечение их в разные виды практической и игровой деятельности

Создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений

Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение консультаций, развлечений, организацию совместной с детьми деятельности

Развивать воображение и творческие способности детей

Гипотеза образовательного проекта.

В результате целенаправленной и системной работы с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Что я знаю о себе» возможно, у детей будут сформированы простейшие представления о человеческом организме и его возможностях, о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья, а также повыситься уровень познавательного развития.

Принципы реализации проекта:

1. доступность:

▪ учет возрастных особенностей детей

▪ адаптированность материала

2. систематичность и последовательность:

▪ постепенная подача материала от простого к сложному

▪ частое повторение усвоенных знаний, правил и норм

3. наглядность и занимательность:

▪ предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза

4. динамичность:

▪ интеграция проекта в разные виды деятельности

5. дифференциация:

▪ создание благоприятной среды для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребенком

Особенности проектного метода при работе с младшими дошкольниками:

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2. развитие познавательных способностей;

3. развитие творческого воображения;

4. развитие творческого мышления;

5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем дошкольном возрасте - это:

1. вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

2. активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

3. формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Этапы работы над проектом

Направление деятельности, её этапы

I этап - информационно-аналитическое обеспечение проект

Задача: Сбор и анализ информации

1. Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности.

2. Изучение передового педагогического опыта работы по развитию представлений детей о человеческом организме и его возможностях

3. Консультирование с заместителем руководителя учреждением по вопросам проектной деятельности.

4. Подбор методов педагогической диагностики воспитанников, родителей (наблюдение за детьми, индивидуальные беседы с целью выяснения уровня знаний по разделам программы)

5. Анализ результатов педагогической диагностики

II этап - методическое обеспечение проекта

Задача: Оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса

1. Составить перспективный тематический план по теме проекта «Что я знаю о себе?»

2. Разработка цикла игр-занятий в рамках проектной деятельности.

3. Согласно задачам и содержанию определить формы организации

4. Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, опыты и эксперименты, литературный материал согласно задачам, оформить их в виде картотеки.

III этап - работа с детьми

1. Формировать у детей простейшие представления о человеческом организме и его возможностях

2. Формировать у детей представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья

3. Развитие у детей таких качеств, как самостоятельность, творческая активность; снижение напряженности, скованности.

1. Проведение педагогической диагностики через беседы, наблюдения, игру, с целью выяснения уровня знаний по разделам программы.

2. Создание ситуации вовлечения детей

3. Реализация цикла игр - занятий

4. Создание условий для творческой деятельности детей, благоприятного настроя на самостоятельную работу (при необходимости оказание помощи)

5. Создание условий для проведения опытов, экспериментов и наблюдений

6. Создание таких условий, при которых дети могут самостоятельно делать выводы и заключения, опираясь на прошлый опыт, и опыт, полученный в ходе проведения экспериментов

IV этап - работа с родителями

Задача: вовлечение родителей в проектную деятельность.

1. Подготовка консультативного материала для родителей.

2. Оформление альбомов, коллажей с привлечением родителей.

3. Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.

V этап - работа с педагогическим коллективом

Задача: вовлечение педагогов в проектную деятельность.

1. Подготовка информационного и консультативного материала для педагогов.

2. Привлечение специалистов ДОУ к участию в мероприятиях в рамках проекта.

3. Предложить педагогам цикл дидактических игр, а также материал для чтения детям по темам разделов проекта

VI этап - подготовка к презентации и презентация проекта

Задача: демонстрация опыта работы

1. Обобщить опыт работы и оформить в виде папки, материал представить в методический кабинет ДОУ.

2. Презентация профессиональной деятельности через представление образовательного проекта.

Ожидаемый результат проектной деятельности:

1. для педагога:

· освоение проектного метода

· повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост

· повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности

2. для детей:

· сформированы простейшие представления о человеческом организме и его возможностях, о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья

· повысился уровень познавательного развития

· развитие творческих способностей

· развитие умения работать в группе, навыков коммуникативного общении

3. для родителей:

· партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы

4. для педагогов ДОУ:

· возможность ознакомиться с опытом использования проектного метода в работе с детьми

Продукт проектной деятельности:

Рисунки детей, выполненные карандашами с использованием трафаретов

Панно «Чудо - дерево» (коллективная работа)

Рисунки «Во что может превратиться ладошка» (дорисовывание деталей)

Композиция «Цветы на поляне» (коллективная работа)

Материал к д/и «Найди пару» - аппликация «Узоры на носочках»

Альбомы «Я расту» (фотографии ребенка от новорожденного до 4 лет)

Атрибуты для проведения гимнастики для глаз, и для развития цветового восприятия - «Бабочки»

- «Игрушки - погремушки»

Книжка загадок, придуманных детьми, «Отгадай по описанию»

Коллажи

Модели занятий, дидактические игры, информационный материал для родителей и педагогов

Наглядные материалы и пособия

Скачать педагогический проект «ЧТО Я ЗНАЮ О СЕБЕ»