Ручной стачной шов как делать. Виды машинных швов

Это самый простой прямой шов. Строчка ведётся справа налево. Иголка всегда направлена только вперёд по ходу строчки, отсюда и название шва.

Расстояния между стежками и длина стежков могут быть разными, в зависимости от назначения шва. Способы применения этого шва весьма разнообразны.

1. Смёточный шов. Его используют для смётывания, то есть для временного соединения деталей при подготовке к примерке. "Набело", то есть окончательно, детали стачивают уже на машинке, по строчке намёточного шва. После этого нитку намёточного шва убирают. Она вытаскивается из ткани легко, если её потянуть. Длина стежков в случае смётывания может достигать 3-5 см.

2. Прокладочный шов . Он выполняется так же, как смёточный, но только на одном слое ткани. Его используют для нанесения линий и пометок (вытачек, обозначения середины детали и т. д.)

3. Копировальный шов (силки) . Этот шов используют для переноса (копирования) линий симметричных деталей. Выполняется он следующим образом. Складывают две детали и смётывают их. Но в отличие от обычного смёточного шва стежки выполняют свободно, не затягивают, так чтобы образовались петельки. После того, как строчка завершена, детали раздвигают и нитку посередине разрезают. На обеих деталях остается линия намётки, нитки которой потом легко вытащить:

4. Сборка . Чтобы сделать сборку, используют именно этот шов. Прокладывают строчку по детали, а потом деталь собирают по этой строчке. Затем концы нитки закрепляют, чтобы сборка не распалась.

5. Шов "вперёд иголку" вполне можно использовать не только как временный, но и как декоративный . Можно таким швом вышить, например, салфеточку. Особенность декоративной строчки, в отличие от "черновой", в том, что такой шов предполагает ровные, одинаковые стежки. В зависимости от назначения и требования к виду узора рассточния между стежками на лицевой стороне могут быть уменьшены до минимума - 1-2 мм.

2. Шов "Назад иголку", или "За иголку"

Своё название этот шов получил потому, что иголка после завершения очередного стежка возвращается назад, к концу предпоследнего стежка, и от него ведёт новый стежок под тем местом, откуда нитка только что была выведена. Следующий вывод нитки на лицевую часть делается на расстоянии, равном двойной длине стежка.

Этот шов иначе называют "машинным", потому что он напоминает машинную строчку. И применяется он в тех случаях, когда нужно сделать строчку такого же качества, как на машинке, но сделать его машинкой невозможно или затруднительно. Например, при замене молнии на кожаной куртке. Ещё один пример: разошёлся машинный шов на небольшом расстоянии - несколько сантиметров. Доставать ради этого машинку и заправлять её слишком долго. Проще прихватить ручным стачным швом. Держаться он будет не хуже машинного, но нужно вести строчку карсиво, чтобы она не отличалась по виду от машинной, и хорошо затягивать стежки, чтобы шов в дальнейшем не растянулся.

3. Шов "Петельный", или обмёточный

Иглу вводят в ткань на расстоянии высоты стежка и ведут вверх, до края. Первый стежок - простой столбик. Затем из нитки делают петельку и в неё так же, снизу вверх, вводят иглу. Выводят её перед петлей и затягивают.

Этот шов используют в следующих случаях.

1. Для обмётывания петель.

2. Для обработки краёв сыпучих тканей.

3. Петельную строчку используют как отделочную при обработке краёв салфеток или одежды, изделий из фетра.

В зависимости от назначения высота и ширина стежков могут быть разными. Обычно плотность петельного шва составляет 2-3 стежка длиной 4-6 мм на 1 см ткани.

Петельный шов может использоваться и для вышивания.

Базовые навыки шитья должны иметь не только начинающие рукодельницы, но и каждый из нас. Ведь любой человек рано или поздно сталкивается с необходимостью починить одежду или предмет быта: зашить дырку, прикрепить пуговицу. В этом нехитром деле как раз и пригодятся навыки шитья в виде выполнения различных видов швов для качественной работы вручную.

Конечно, сейчас существует огромное множество разнообразных швов, которые используются не только для сшивания деталей, но и для декорирования изделия. В этой же статье будут рассмотрены самые известные и простые швы, которыми обычно соединяются и отделываются ткани, а также пришивается фурнитура.

Рассмотрим основные виды швов вручную для начинающих рукодельниц

Сметочный шов (строчка).

Этот вид шва обычно используется для скрепления деталей временного характера и формирования сборок. Это базовый навык шитья, который преподается детям на уроках труда в начальной школе.

Длина стежка варьируется от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров, что зависит от типа выбранной ткани. Выполняется обычными одинаковыми стежками «вперед иголкой» как с лицевой, так и с изнаночной стороны. Если же этим швом обозначаются линии сгиба или любые другие контрольные метки, длина стежков должна быть разной (от 1 до 3 см).

Сметочным швом, как правило, скрепляются детали до последующей отделки машинной строчкой. Поэтому прокладывается он на расстоянии нескольких миллиметров от будущего основного шва, чтобы избежать нарушения его целостности.

Прокладочный шов.

Этот вид шва является разновидностью описанного выше сметочного. Обычно используется для различных пометок во время примерок, а также промежуточных отметок в процессе шитья. Прокладывается на одном слое материала. Длина стежков составляет пару сантиметров, каждый из них располагается на расстоянии нескольких миллиметров друг от друга.

Также этот шов используется для вышивки бисером, длина стежков при этом будет минимальной.

Силки (копировальный шов).

Данный вид шва обычно используют для симметричного перевода нужного контура на другую сторону изделия. Для этого берутся две детали и складываются друг на друга лицевой стороной внутрь. Затем размечается линия, по которой прокладываются обычные сметочные стежки на расстоянии нескольких миллиметров друг от друга. Однако нить не затягивается, а остается свободной в виде небольших петелек, высота которых равняется 1 см. Это делается для того, чтобы затем детали можно было раздвинуть. После чего нитки натягиваются и обрезаются посередине.

Стачной шов.

Применяется в случае, когда детали соединяются на постоянной основе, а машинную строчку выполнить очень сложно. Отлично подойдет для кожи и прошивки деталей для обуви, благодаря высокой прочности по сравнению с другими видами ручных швов. Также используется для починки одежды, чему и обучаются на уроках труда в 5 классе.

В основе данного вида лежит шов «за иголку». После выполнения начального стежка иголка выводится на лицевую сторону изделия. Затем проходит назад в место окончания первого стежка, возвращаясь на изнанку. И снова выходит на лицевую сторону на расстоянии, равном двумя длинам стежка. Аналогичным образом формируется весь ряд без разрывов.

Обметочный шов.

Этот вид шва используется для того, чтобы предотвратить осыпание ткани на краях изделия. Конечно, лучше обрабатывать материал на оверлоке, однако можно справиться и при помощи ручных швов.

Косой шов выполняется через край. Стежки при этом формируются справа налево, а ряд – снизу вверх. Расстояние между стежками минимальное (на 1 см ткани – 3 стежка)..

Крестообразным швом обрабатывают срезы, и выполняется он похожим образом. Однако игла ведется по обоим направлениям сверху вниз. При этом нить от предыдущего стежка должна лежать под иголкой. Ряд прокладывается слева направо.

Подшивочный шов (простой).

Используется для подшива низа изделия, фиксируя при этом подогнутый срез на изнаночной стороне. Нитка крепится в сгибе припуска материи, затем иголка захватывает немного ткани с изнанки и выводится на сторону согнутой ткани через весь материал на расстоянии нескольких миллиметров. Аналогичным способом формируются все остальные стежки. Строчка выполняется справа налево

Подшивочный шов (потайной).

Этот вид шва используется также для обработки детали или для подшива материала. Отличительной особенностью является отсутствие видимой строчки шва с обеих сторон изделия из-за прохождения нити под сгибом ткани и прихватывания небольшого количества нитей основного материала. Как выглядит шов, показано на фото.

Видеоматериалы по теме статьи


1. Нитку для работы не отрывайте и тем более не откусывайте зубами (испортите зубы); отрезайте ее ножницами не поперек, а под острым углом — такой конец легче вдеть в иголку. Многие делают еще так: сначала вдевают нитку в ушко, а потом отрезают — в этом случае она более послушна в работе: не пугается, не скручивается.
2. Если хотите быстро шить, не вдевайте в иголку длинную нитку — не более 60—70 см. Есть очень точная русская пословица: «длинная нитка — ленивая девка». А вот еще и верная примета: «длинной ниткой шить — далеко от мамы жить». Так что не стоит рисковать.
З. Каждый шов начинают с закрепления нитки. Самое простое — завязать узелок на конце (рис. 5): конец нитки зажимают между большим и указательным пальцами правой руки, одновременно натягивают ее левой рукой и обводят вокруг указательного пальца правой руки, скручивают между пальцами, спуская вниз по указательному, зажкмают нитку с нитками между пальцами и стягивают их вниз по нитке, помогая нопем большого пальца.

Иначе говоря, опытные мастерицы узелок не любят и закрепляют нитку так (рис. 6): ткань прокалывают с лицевой стороны на изнаночную и через 2—З мм выводят иголку на лицевую сторону — первый стежок образовался на изнанке, а «хвостик» остался на лицевой стороне. Затем первый стежок прошивают поперек вторым и после этого нитку туго затягивают. Потяните за нитку — и вы убедитесь, насколько прочно она закреплена.
4. Необходимо помнить: руки самопроизвольно припосаживают верхнюю ткань, а швейная машинка — нижнюю. Например, если сложить вместе срезы ткани одинаковой длины и, не сметывая, стачать их на машинке, то в результате нижний срез окажется короче. Чтобы этого не произошло, во время строчки нужно слегка натягивать нижнюю ткань. Если же два одинаковых среза сшить вручную, то «окоротится» верхняя деталь. Опытные портнихи, зная эту особенность, используют ее. Например, сшивая руками косой срез с долевым, шьют по косой, а на машинке строчат, расположив косой срез снизу.
5. Все ручные швыг можно разделить на прямые и возвратные. Если иголка, прокладывая стежки, движется только вперед — это прямые швы, например, шов «вперед иголку». Когда же приходится иголку не только продвигать вперед, но и возвращать назад, чтобы получился очередной стежок — это швы возвратные (шов «назад иголку», «козлик» и др.).


Шов «вперед иголку», или сметочный, считается самым простым (рис. 7) — с него и начнем. Им временно соединяют участки ткани, а коли временно, то для сметки используют недорогие, низкосортные нитки. Стежки прокладывают справа налево. Длина стежка — от 5 мм до 2 см в зависимости от назначения шва. Стежки на лицевой и изнаночной сторонах одинаковой длины.
Если нужно сметать попрочнее, то стежки прокладывают иначе (рис. 8): один стежок — длинный (8—9 мм), один — короткий (2 мм); на изнанке при этом образуются два коротких.
Сметывание с помощью булавок — еще один способ соединения тканей (рис. 9). Обычно им пользуются портнихи, сметывая ткани в полоску, клетку, а лоскутницы — почти постоянно. Этот способ убыстряет процесс ручного шитья, но им нужно пользоваться с умом. Здесь главное — правильно вколоть булавки, чтобы они не попали под машинную иглу: их втыкают острием, направленным под прямым углом к шву. Если соединяют прямые участки, то булавки вкалывают через 3—4 см, аккуратно выравнивая срезы тканей и одинаково их натягивая.
На закругленных линиях булавки располагают чаще — через 5—10 мм. Соединяя ткани в полоску или клетку, булавки вкалывают сообразно рисунку, к примеру, в каждую полоску, а если она широкая, то с обеих сторон, тщательно соединяя ее с такой же полоской на нижней ткани. Но в любом случае нужно помнить: булавки должны лежать обязательно под прямым углом к срезам ткани.


Шов «назад иголку» (рис. 10). Этим прочным, эластичньтм швом когда-то, до изобретения швейной машинки, шили одежду. Внешне он похож на шов «вперед иголку», только стежки покороче и повыпуклей. На изнанке — никакого сходства: стежки заходят друг за друга, образуя непрерывную линию, и каждый в три раза длиннее стежка на лицевой стороне. для такого прочного шва и нитки нужны прочные, качественные. Шьют справа налево: иголку выводят с изнанки на лицевую сторону, делают стежок назад и под тканью проходят на два стежка вперед, затем возвращаются, прокладывают очередной стежок назад на некотором расстоянии от предыдущего и под тканью — два стежка вперед и т. д.
Шов ручная «строчка » (рис. 11). Этот шов -- разновидность шва «назад иголку», но еще более прочный. Выполняют его точно так же, как предыдущий) только без просветов между стежками, поэтому длина стежка на изнанке не в три, а только в два раза больше, чем у лицевого стежка (исключен просвет). Аккуратно выполненную ручную «строчку» трудно отличить от машинной. По прочности она ей не только не уступает, но даже превосходит, особенно если выполнена качественными нитками.
Потайной шов (рис. 12). Название говорит само за себя: стежки не должны быть заметны ни с изнаночной, ни тем более с лицевой стороны. Шьют справа налево. Им подшивают низ изделия прикрепляют ленты, тесьму, пришивают обтачки и т. д. В старину работу портнихи прежде всего оценивали по тому, как подшiгг подол: если стежков не видно — значит, портниха опытная и аккуратная. Обратите особое внимание на этот шов и научитесь выполнять его по всем правилам.
Возьмите кусочек светлой ткани размером 20х20 см, тонкую короткую иголку № 2 и черные нитки (чтобы на образце сразу были видны все погрешности). Подверните одну из сторон на 4 см и прометайте, отступив от края 5 мм (ни в коем случае не утюжьте подгиб — он должен быть воздушным). Теперь сделайте на нитке маленький узелок, введите иглу внутрь подгиба, выведите в сгиб и вколите иголку точно под ниткой, торчащей из сгиба, захватив всего одну-две нити ткани (следите, чтобы иголка не проткнула ткань насквозь). Вытяните нитку. Опять введите иголку в сгиб, вколов ее рядом с предьщущим проколом, и сделайте стежок внутри сгиба (7—8 мм), затем выведите иголку из сгиба, вытяните нитку до конца и точно под ее выходом прошейте ткань, захватив одну-две нити. Продолжайте шить, проверяя время от времени, не видна ли черная нитка с лицевой стороны образца.
Маленькая подсказка: чтобы лучше видеть ход иголки по сгибу, отверните на лицевую сторону подгиб, сложив его лицевая с лицевой изделия.


Крестообразный шов —«козлик» (рис. 13). Таким швом соединяют толстые несыпучие ткани, подшивают трикотаж, используют в аппликациях. Шьют слева направо, а также снизу вверх. На кусочке ткани подогните один край и заметайте. Вденьте в иголку черную нитку и закрепите ее в подгибе, отстугiив вверх от края на 5 мм. Вколите иголку (острием влево) в ткань под подгибом, подцепите одну-две нити и вытяните иголку. Сделайте такой же стежок на подгибе, отступив 7 мм от точки закрепления нитки, затем нижний и так чередуйте.
Петельный шов (рис. 14). Петельньими стежками обметывают срезы тканей, используют в аппликациях, выполняют воздушные и прорезньте петли для пуговиц. Удобнее прокладывать стежки слева направо, но можно работать и справа налево. Закрепляют нитку слева и набрасывают ее на иголку в виде петли. Расстояние между стежками 2—4 мм, высота стежка — от 5 до 10 мм.


Дерево и сова выполнены из лоскутиков, пришитых к мешковине петельным швом. Листики вышиты "козлыком".

Ручные швы

Прежде чем рассказать о швах, которые нам придется использовать в работе с лоскутами, познакомьтесь с общими правилами для всех видов ручных швов.

  • Нитку для работы не отрывайте и тем более не откусывайте зубами (испортите зубы); отрезайте ее ножницами не поперек, а под острым углом — такой конец легче вдеть в иголку. Многие делают еще так: сначала вдевают нитку в ушко, а потом отрезают — в этом случае она более послушна в работе: не путается, не скручивается.
  • Если хотите быстро шить, не вдевайте в иголку длинную нитку — не более 60—70 см. Есть очень точная русская пословица: «Длинная нитка — ленивая девка». А вот еще и верная примета: «Длинной ниткой шить — далеко от мамы жить». Так что не стоит рисковать.
  • Каждый шов начинают с закрепления нитки. Самое простое — завязать узелок на конце (рис. 1): конец нитки зажимают между большим и указательным пальцами правой руки, одновременно натягивают ее левой рукой и обводят вокруг указательного пальца правой руки, скручивают между пальцами, спуская вниз по указательному, зажимают нитку с витками между пальцами и стягивают их вниз по нитке, помогая ногтем большого пальца.
    Нужно сказать, что первоклассные портнихи считают, что закреплять нитку на ткани необходимо иначе, без узелка, так как даже небольшой аккуратный узелок нередко при строчке на машинке попадает под иглу и застревает в машинном шве, откуда его трудно удалить. Кроме того, на тонких прозрачных тканях узелок может просвечивать в подшивке и отпечатываться под утюгом.
  • Необходимо помнить: руки самопроизвольно припосаживают верхнюю ткань, а швейная машинка — нижнюю. Например, если сложить вместе срезы ткани одинаковой длины и, не сметывая, стачать их на машинке, то в результате нижний срез окажется короче. Чтобы этого не произошло, во время строчки нужно слегка натягивать нижнюю ткань. Если же два одинаковых среза сшить вручную, то «окоротится» верхняя деталь. Опытные портнихи, зная эту особенность, используют ее. Например, сшивая руками косой срез с долевым, шьют по косой, а на машинке строчат, расположив косой срез снизу.
  • Все ручные швы можно разделить на прямые и возвратные. Если иголка, прокладывая стежки, движется только вперед — это прямые швы, например, шов «вперед иголку». Когда же приходится иголку не только продвигать вперед, но и возвращать назад, чтобы получился очередной стежок — это швы возвратные (шов «назад иголку», «козлик» и др.).

Шов «вперед иголку», или сметочный , считается самым простым (рис. 3) — с него и начнем. Им временно соединяют участки ткани, а коли временно, то для сметки используют недорогие, низкосортные нитки. Стежки прокладывают справа налево. Длина стежка — от 5 мм до 2 см в зависимости от назначения шва. Стежки на лицевой и изнаночной сторонах — одинаковой длины.

Если нужно сметать попрочнее, то стежки прокладывают иначе (рис. 4): один стежок — длинный (8—9 мм), один — короткий (2 мм); на изнанке при этом образуются два коротких.

Сметывание с помощью булавок — еще один способ соединения тканей (рис. 5). Обычно им пользуются портнихи, сметывая ткани в полоску, клетку, а лоскутницы — почти постоянно. Этот способ убыстряет процесс ручного шитья, но им нужно пользоваться с умом. Здесь главное — правильно вколоть булавки, чтобы они не попали под машинную иглу: их втыкают острием, направленным под прямым углом к шву. Если соединяют прямые участки, то булавки вкалывают через 3—4 см, аккуратно выравнивая срезы тканей и одинаково их натягивая.

На закругленных линиях булавки располагают чаще — через 5—10 мм. Соединяя ткани в полоску или клетку, булавки вкалывают сообразно рисунку, к примеру, в каждую полоску, а если она широкая, то с обеих сторон, тщательно соединяя ее с такой же полоской на нижней ткани. Но в любом случае нужно помнить: булавки должны лежать обязательно под прямым углом к срезам ткани.

Шов «назад иголку» (рис. 6). Этим прочным, эластичным швом когда-то, до изобретения швейной машинки, шили одежду. Внешне он похож на шов «вперед иголку», только стежки покороче и повыпуклей. На изнанке — никакого сходства: стежки заходят друг за друга,образуя непрерывную линию, и каждый в три раза длиннее стежка на лицевой стороне. Для такого прочного шва и нитки нужны прочные, качественные. Шьют справа налево: иголку выводят с изнанки на лицевую сторону, делают стежок назад и под тканью проходят на два стежка вперед, затем возвращаются, прокладывают очередной стежок назад на некотором расстоянии от предыдущего и под тканью — два стежка вперед и т. д.

Потайной шов (рис. 8). Название говорит само за себя: стежки не должны быть заметны ни с изнаночной, ни тем более с лицевой стороны. Шьют справа налево. Им подшивают низ изделия, прикрепляют ленты, тесьму, пришивают обтачки и т. д. В старину работу портнихи прежде всего оценивали по тому, как подшит подол: если стежков не видно — значит, портниха опытная и аккуратная. Обратите особое внимание на этот шов и научитесь выполнять его по всем правилам.

Возьмите кусочек светлой ткани размером 20x20 см, тонкую короткую иголку № 2 и черные нитки (чтобы на образце сразу были видны все погрешности). Подверните одну из сторон на 4 см и прометайте, отступив от края 5 мм (ни в коем случае не утюжьте подгиб — он должен быть воздушным). Теперь сделайте на нитке маленький узелок, введите иглу внутрь подгиба, выведите в сгиб и вколите иголку точно под ниткой, торчащей из сгиба, захватив всего одну-две нити ткани (следите, чтобы иголка не проткнула ткань насквозь). Вытяните нитку. Опять введите иголку в сгиб, вколов ее рядом с предыдущим проколом, и сделайте стежок внутри сгиба (7—8 мм), затем выведите иголку из сгиба, вытяните нитку до конца и точно под ее выходом прошейте ткань, захватив одну-две нити. Продолжайте шить, проверяя время от времени, не видна ли черная нитка с лицевой стороны образца.

Маленькая подсказка : чтобы лучше видеть ход иголки по сгибу, отверните на лицевую сторону подгиб, сложив его лицевая с лицевой изделия.

Крестообразный шов — «козлик» (рис. 9). Таким швом соединяют толстые несыпучие ткани, подшивают трикотаж, используют в аппликациях. Шьют слева направо, а также снизу вверх. На кусочке ткани подогните один край и заметайте. Вденьте в иголку черную нитку и закрепите ее в подгибе, отступив вверх от края на 5 мм. Вколите иголку (острием влево) в ткань под подгибом, подцепите одну-две нити и вытяните иголку. Сделайте такой же стежок на подгибе, отступив 7 мм от точки закрепления нитки, затем нижний и так чередуйте.

Петельный шов (рис. 10). Петельными стежками обметывают срезы тканей, используют в аппликациях, выполняют воздушные и прорезные петли для пуговиц. Удобнее прокладывать стежки слева направо, но можно работать и справа налево. Закрепляют нитку слева и набрасывают ее на иголку в виде петли. Расстояние между стежками 2—4 мм, высота стежка — от 5 до 10 мм.

М. Максимова М. Кузьмина «Лоскутики»

ИСТОЧНИК:

Ручные швы

. Прокладочный шов (рис. 1) применяется для обозначения середины изделия, а также для обозначения исправлений, отмеченных булавками во время примерки. Длина стежка - 2-3см. При наложении стежков на ткань нить не натягивают. Проколы иглой производятся справа налево.

. Силки (рис.2) применяются для переноса линий на одноимённые детали. Для этого по линии прокладывают смёточные стежки, не натягивая нить. Стежки образуют петельки 1.5-2см. После наложения силков детали раздвигают, нитки стежков между ними натягивают и разрезают.

. Смёточный шов (рис.3) применяется для временного скрепления деталей между собой. Длина смёточного стежка зависит от его назначения и толщины ткани.

. Потайной шов (рис.4) применяется для подшивки низа платья, горловины, рукавов. Для выполнения этого шва подогнутый и слегка отвёрнутый край ткани прокалывают иглой внутри ткани, продвигают иглу на 0.5-1см, около выхода иглы прокалывают нижнюю ткань, захватывая 1-2 нитки и т.д.

. Шов «через край» (рис.5) применяется в тех случаях, когда требуется соединить две кромки ткани.

. Шов сборки (рис.6) применяется для собирания ткани в сборку (рис.6а), а также в качестве отделочного (рис.6б).

. Ручной шов строчка (рис.7) по внешнему виду напоминает машинный. При его выполнении игла вкалывается в место выхода её в предыдущем стежке. Длина стежка этого шва на изнанке равна двум стежкам с лицевой стороны. На лицевой стороне стежки должны плотно сходиться друг к другу. Ручной шов употребляется, когда требуется плотная и крепкая строчка, а применить машинный шов невозможно.

. Шов «за иглой» (рис.8) применяется при смётывании тканей в клетку и полоску. Выполняется так же, как и ручной шов строчка, однако между стежками допускается некоторый интервал.

. Штуковка (рис.9) применяется для того, чтобы прочно и незаметно зашить порез в шерстяных и суконных изделиях. А также для пошива меховых изделий. В шерстяных изделиях штуковку выполняют в следующем порядке: вводят иглу, несколько отступая от края пореза изделия, и делают стежки через край взад-вперёд иголкой как при штопке, слегка притягивая один край пореза к другому (рис.9а). Штуковка прямого пореза в грубых тканях (драп, сукно) требует следующего приёма: иглу вводят в край пореза, не проходя всей толщины ткани (рис.9б), а лишь доходя до верхнего угла пореза. Стежки делают не через край, а внутрь с края пореза взад-вперёд иголкой. Затем с изнанки прокладывают шов через край, не прокалывая иглой всей ткани, а лишь захватывая изнаночный слой. Второй шов (рис.9в) выполняют для прочности заделанного пореза. Нитки подбирают соответственно цвету и толщине ткани.

Штопка (рис.10) применяется для починки протёртых мест в тканях. Стежки при штопки накладываются в долевом и поперечных направлениях.

Ручные швы

Шов - Это место соединения деталей. Ниточное соединение деталей выполняется строчкой на швейной машине или вручную.

Это ряд повторяющихся стежков.

Стежок - Это переплетение ниток между двумя проколами иглы.

Расстояние между двумя последовательными проколами иглы называют длиной стежка .

Расстояние от среза детали до строчки -- ширина шва .


По назначению ручные стежки делятся на соединительные и отделочные . Ручные стежки образуют строчки временного и постоянного назначения.

Ручные стежки и строчки

Стежки

строчки

графическое
изображение

Строчки временного назначения

Прямые

Сметочные

Копировальные

Строчки постоянного назначения

Косые

Обметочные (в 1 см 3 - 4 стежка)

Подшивочные (в 1 см 3 - 4 стежка)

Петлеобразные

Стачные (в 1 см 4 - 5 стежков)

Петельные

Обметочные


Виды отделочных ручных стежков

Подготовка к работе

Для того чтобы качественно выполнить те или иные швейные ручные работы, необходимо знать приемы вдевания нитки в иглу, завязьвания узла на конце нитки, работу с наперстком.

Длина нитки для ручных работ должна быть равна удвоенному расстоянию от кисти до локтя работающего (не больше 80 см).

Пословица - Длинная нитка, ленивая швея.

Перед вдеванием нитки в иглу конец нитки закручивают между большим и указательным пальцами правой руки. Иглу держат между большим и указательным пальцами правой руки, ушком в сторону нитки. Левой рукой скрученную нить вводят в ушко иглы и вытягивают ее на 2 / 3 длины.

Завязывать узел на конце нитки необходимо для того, чтобы не распускалась строчка.

Выполнение ручных строчек


6. Сметочные строчки удаляют после стачивания.

Ручной шов

Ручной шов. Большая часть читательниц, открыв нашу "Энциклопедию" на этой главе, скажут, что совершенно лишне говорить подробно о ручном шве, особенно теперь, когда так часто машинный шов заменяет ручной

Спешим им ответить, что из всех дамских работ важнее всего знать во всех деталях именно ручной шов, так как именно он представляет основу всякой работы иголкой.

Руки, которые исполняют хорошо все роды шва, не встретят затруднений при исполнении любого рода орнамента.

Впрочем, каковы бы ни были условия, в какие вас поставила жизнь, всегда полезно уметь хорошо шить. Потому что если, с одной стороны, умение шить облегчает правильную оценку чужой работы, то, с другой стороны, всегда имеешь возможность исполнить хорошо и прочно работу собственными руками, если необходимость заставляет это сделать.

Положение тела. Прежде чем перейти к объяснению стежков и швов, заметим, что, какова бы ни была ваша работа, надо позаботиться об удобной позе. Долгий опыт позволяет нам положительно утверждать, что нет такого шва или вышивания, который заставлял бы нас сидеть неудобно.

Прежде всего для удобной и спокойной позы надо, чтобы высота стула соответствовала высоте стола. Руки должны держать работу на такой высоте, чтобы не являлось необходимости опускать голову, которую надо держать по возможности прямо и, самое большее, чуть-чуть наклонять вперед.

Никогда не надо прикалывать работу к колену: поза, которую принимает при этом тело, некрасива и негигиенична. Работу надо прикалывать к подушке с тяжелым основанием, чтобы эта подушка не могла подаваться при стежках.

Иголки. Для шитья надо употреблять иголки первого сорта и очень упругие. Чтобы узнать, достаточно ли они упруги, переломите руками одну иголку. Если она достаточно упруга, то перед переломом почувствуется порядочное сопротивление и самый перелом выйдет гладким.

Но если иголка ломается легко, как стекло, или гнется, как проволока, она плоха. Никогда не надо шить искривленными иголками, потому что при употреблении их стежки выходят неправильные. Ушко иголки должно быть очень гладкое, чтобы не рассучивался и не прорезывался кончик нитки.

Швы на тонком белье делаются короткими или полудлинными иголками. Другие работы исполняются длинными иголками. Поэтому полезно иметь по крайней мере три сорта иголок.

Иголка должна быть чуть-чуть толще нитки, чтобы нитка свободно скользила в дырочки.

Чтобы предохранить иголки от ржавчины, хорошо класть в пакетики немного талька в порошке. Хорошо также тем особам, у которых потеют руки (отчего иголки ржавеют), от времени до времени погружать кончики пальцев в коробочку с амиантом.

Можно также набить подушечку мелким песком и в нее вкалывать иголки, слегка заржавевшие.

Ножницы. Ножниц для работы надо иметь две пары: одни большие с одним острым, другим закругленным концом, другие — маленькие, для обрезания нитки, кончиков и вырезания небольших частиц материи. Эти же ножницы употребляются и при множестве описанных ниже работ. Кольца ножниц должны быть круглые и насколько возможно шире, потому что маленькие кольца утомляют руку и оставляют следы на пальцах.

Наперсток. Стальной наперсток лучше костямрго, который слишком хрупок, и серебряного, в котором слишком мелки ямочки. Хороший наперсток должен быть легок, немного скруглен на конце, и края его не должны отставать вокруг пальца.

Длина нитки. Нитка для шитья не должна быть длиннее на 50 см.; для приметки она может быть и длиннее.

Нитку лучше отрезать, чем обрывать, отчего она раскручивается.


Рис.1. Укрепление нитки подле ушка

(Рис. 1)

Если нитка не длинна, но ее не хотят еще менять, то можно закрепить ее петлей у самого ушка иголки.

Что касается узлов, о какой бы работе ни шла речь, они должны быть почти незаметны, хотя и завязаны прочно.

Не все равно также, какой конец нитки продет в иголку. Продевать надо непременно тот конец, который отрезали от катушки. Если продеть обратным концом, нитка косматится и теряет блеск.

Нитки.

Для наметки употребляются дешевые нитки, мягкие и специально для этого фабрикующиеся.

Для шитья лучше всего эльзасские х/б. нитки D. M. C., черные и белые.


Рис.2. Положение рук при шитье с подушечкой

(Рис. 2).

Материю приколоть к подушке и придерживать левой рукой. Но левая рука не должна никогда опираться ни на подушечку, ни на стол.

Большой и указательный пальцы правой руки должны захватить иголку на половине длины.

Средний палец, на который надет наперсток, опирается на ушко иголки и продвигает ее в материю достаточно далеко, чтобы большой и указательный могли захватить ее ниже стежка и протянуть вместе с ниткой.

Нитка проходит между 4-м и 5-м пальцами и образует на последнем петлю, которую надо протащить постепенно, чтобы не образовалось узла. пальцами



Рис.3. Положение рук для шитья без подушечки

Положение рук для шва без подушечки. (Рис. 3)

Если нельзя употреблять подушечки, то не надо обертывать материей указательный палец левой руки, а только держать ее большим и указательным пальцами и оставить ее свободно свешиваться через остальные пальцы.

Впрочем, если материя должна быть несколько натянута, то зажать ее между 4-м и 5-м пальцами. Тогда материя не собирается и не вытягивается по шву.


Стежки.

Для различного рода швов есть четыре сорта стежков: вперед иголку, за иголку, рубец и через край.


Рис.4. Шов вперед иголку

(Рис. 4).

Это самый простой шов и его прежде всего показывают детям.

Иголку вкалывают в материю немного впереди предыдущего стежка (нитки через 2 - 4) и вытягивают обратно на таком же (иногда меньшем) расстоянии.

Если позволяет материя, то иголку вкалывают несколько раз подряд, туда и обратно, а потом уже вытягивают вместе с ниткой.

Этот шов употребляется для простого шва, сборок и при стачивании легких материй.


Рис.5. Шов за иголку


(Рис. 5).

Захватывают иголкой справа налево шесть ниток ткани, потом, вытянув нитку, вкалывают иголку назад, за ниткой.


Рис.6. Строчка

(Рис. 6).

Так называется шов за иголку, если между стежками нет промежутка. Иголка вкалывается в ту же дырочку, из которой выходит предыдущая нитка, и вытягивается на расстоянии, равном следующему стежку.

Этот шов должен быть очень правильным, и это достигается сначала только тем, что считают нитки материи.

Стежок занимает одну-две нитки, смотря по толщине материи. При прямой строчке для белья выдергивают нитку тонкой ткани там, где должен быть шов.

Выдернутую нитку заменят стежки. Если строчка должна идти вкось или по толстой материи, то, чтобы строчка была прямая, делают наметку ниткой, отличающейся цветом от материи.


Рис.7. Рубец строчкой

(Рис. 7).

Он исполняется швом, только что описанным. Рубец сначала загибают по прямой нитке. Потом выдергивают нитку (или делают наметку) для строчки, отступя две-три нитки от загиба. Лицо работы - с той стороны, где стежки строчки.

(Рис. 8).

Чтобы рубец вышел хорошо, надо сначала загнуть материю по прямой нитке. Если материя жесткая, как полотно, нансук или коленкор, то сначала, чтобы сделать ее мягче, ее трут между пальцами. Первый загиб делается самое большое на 2 мм во всю длину шва. Потом делают второй загиб (какой нужно ширины). Край материи скрывается между двумя загибами. Приметываются только рубцы шире 1 см а первый загиб делается только такой ширины, чтобы материя не высыпалась.


Рис.8. Простой рубец

Для стежка захватывают одну нитку материи под рубцом и пропускают иголку немного наискось, на две нитки выше загиба рубца. Промежуток между стежками - две нитки. Стежки должны образовать прямую линию. Выдергивать для этого нитку не рекомендуется, так как материя от этого теряет прочность.

Шерстяная материя не держит загиба, а потому ее приходится загибать постепенно на два-три стежка или наметывать.

Этот шов употребляется еще в тех случаях, когда надо сделать подвернутый шов. Иголка должна проходить в нижнюю материю и в средний (подвернутый) слой, но стежки не должны быть заметны с той стороны, которая лежит на левой руке.


Рис.9.


Рис.10.

ПРОДОЛЖЕНИЕ на САЙТЕ: http://encework.liferus.ru/ruchn_shov.aspx

Сегодня настал черёд изучить средства художественной изобразительности в вышивке - различные швы. Будьте терпеливы, дочитайте статью до конца, вас ждёт мотивация и вдохновение!

Скажу сразу, что при таком невероятном многообразии швов и техник в вышивке мы будем рассматривать только самые важные и интересные, на мой взгляд, мои любимые способы вышивания.

Крестик. Начну с самого простого, но вместе с тем с самого значимого элемента и способа вышивки. Про его связь с обрядами и верованиями древних русичей мы уже говорили в первой части нашей беседы о вышивке. Крест считался защитой от тёмных сил и любого зла. Его и сейчас используют в тех же целях. Крест лаконичен и красив, но самое магическое и невероятное его свойство для меня в том, что благодаря маленькому колючему ёжику» получаются картинки. Всё дело в размере и количестве этих «ёжиков», конечно. Крестики как пиксели: чем их больше, тем изображение чётче и реалистичнее.

Расход ниток будет меньше, работа будет продвигаться гораздо быстрее, вышивка будет выглядеть аккуратнее, если вы сначала вышьете нижние диагонали всех крестиков (например: справа налево снизу вверх). А потом уже будете заканчивать крестики перпендикулярной перекладиной (например: слева направо снизу вверх). Обратите внимание! На рисунке показан способ экономии времени: не обязательно вытягивать иголку под пяльцами, а потом снова возвращать её на лицевую сторону вышивки. Можно одним движением сделать стежок и сразу оказаться в нужном месте! 🙂 Вот такая маленькая хитрость.

Когда говорят про вышивку крестиком, сразу представляется простой крест или «русский крестик» , а ведь существует ещё множество видов вышивки крестом.

Остановлюсь ненадолго на сложном (двойном) кресте и на счётной глади.

Двойной крест или «болгарский крест» немного похож на снежинку и состоит из двух крестов, наложенных друг на друга со сдвигом.

К вышивке крестом относится также и счётная гладь. Напомню, «счётной» эта гладь называется потому, что длина стежка определяется считанным числом нитей основы (канвы).

Теперь логично будет познакомиться с тёзкой счётной глади - с гладью несчётной . На Руси её называли Поверхность готовой вышивки ровная и гладкая как атлАс. Атласник отличается от счётной глади тем, что длина и направление его стежка определяются только контуром той или иной детали вышивки.


Для важно подготовить «настил» - это как скелет для костно-мышечной ткани, как фундамент для будущего дома. Настилом может быть контур детали вышивки (листка, лепестка и т.д.) «обведённый» тамбурным или другим швом (тамбурный шов мы рассмотрим позже).

Если деталь вышивки крупного размера, то необходим настил (как я его называю) по всей её площади, который чаще выполняется нитками в тон фона. Стежки настила могут быть достаточно редкими, они не должны покрывать всю площадь детали, но важно, чтобы они были перпендикулярны будущей основной вышивке атласником. Такой «фундамент» поддержит верхнюю вышивку, сделает её объёмной, придаст ей аккуратный и ровный вид. Лицевые (верхние) стежки самой глади не будут проваливаться или провисать. Обратите также внимание на натяжение нити во время вышивания, чтобы стежки ложились плотно, но в то же время не стягивали ткань.

Для экстра объёма деталь можно вышить гладью в два слоя, стежки которых будут перпендикулярны друг другу.

Следующим номером нашей программы будет Шов «цепочка» или «тамбур» - это непрерывная цепочка петелек, выходящих одна из другой. Петельки могут быть мелкие и крупные в зависимости от толщины нитки и длины выполняемого стежка. Тамбурной цепочкой вышивают различные узоры по свободному контуру или застилают рядами всю плоскость мотива. Этот шов тоже имеет свои вариации и усложнения.

«Петлю с прикрепом» можно считать разновидностью тамбурного шва или скорее отдельно взятым его элементом.

А теперь на нашей сцене «французский узелок» - милейшее изобразительное средство в вышивке! С его помощью можно легко придать работе объём и шарм. Сами видите, какие разные образы можно создать с помощью этого маленького, да удаленького узелка. 🙂

А между тем, делается он очень просто: иголка обвивается двумя кругами нитки, вкалывается в ткань рядом с выходом конца нитки из ткани и протаскивается сквозь эти петли. Узелок готов!


Следующий шов - рококо. М не это название напоминает курочку. 🙂 И если «французский узелок» - это цыплёнок, то рококо - его мама, потому что рококо - это усложнённая интерпретация французского узелка, на мой взгляд. Для рококо иголку нужно вкалывать на расстоянии от выхода нити из ткани, а когда конец иглы появится рядом с выходящей из канвы нитки, на него нужно намотать немного больше петелек нитки, чем для узелка. После того, как вы протянете иголку с ниткой сквозь петли, у вас получится «гусеничка» или «улыбка», как кому нравится. Её мы укладываем, как этого требует задумка и композиция вышивки, и фиксируем, вкалывая иголку в ткань в нужном месте. Обратите внимание на то, что нитка должна быть полностью прикрыта петлями: «гусеничка» должна получиться плотная. Для этого количество оборотов нитки вокруг иглы должно соответствовать расстоянию между выходом нитки из ткани и последующим входом иглы в ткань. Вы можете немного подтянуть и уплотнить петельки на нитке, но не до бесконечности.

Рококо чаще всего используют для вышивки цветов и листьев.

А сейчас… Моя любимая. Когда моя мама преподавала «мастерские» (труд) в педагогическом училище, она по собственному желанию освоила и этот вид рукоделия, хотя и так владела и владеет внушительным набором творческих навыков. Вечерами я с упоением наблюдала, как мама колдует над пяльцами и вытворяет чудеса с ниточками…

По-моему, самое неприятное в мережке - это скучный и довольно-таки трудоёмкий процесс вытягивания ниточек из ткани (продёргивание), чтобы создать «плацдарм»: для дальнейшего творчества. А дальше необходимо вооружиться какой-нибудь оптикой и обеспечить хорошее освещение (как и для любого вида рукоделия). Если наберётесь терпения, то шедевр вам обеспечен! Мережка - это дух народной вышивки! Это невероятно красиво, самобытно и нежно! Смотрите сами:

Существуют разные мережки. Есть виды мережки, предназначенные для работы с«дорожками» (как я для себя называю дырявые продёрнутые полосатые пространства на ткани). А есть виды мережки подходящие для украшения и обработки углов будущего узора.


Чтобы избежать разочарований, начать нужно с «забега на короткую дистанцию» - с простого вида мережки и короткой «дорожки». Когда положительный результат вас вдохновит, можно браться и за более трудные варианты этой сквозной вышивки. Дерзайте!

На мой взгляд, мережка - сестра плетения и родственница макраме.

Преклоняюсь перед красотой и благородством ещё одного вида вышивки. Знакомьтесь! Великолепное собственной персоной. Также как и мережка, этот способ вышивки пограничный с другими видами рукоделия. Ришелье очень похоже на кружево. Также ришелье близко к вязанию и макраме, потому что содержит «навесные» (как я их называю) элементы над фрагментами ткани, которые впоследствии будут вырезаны. Эти плетёные из ниточек перетяжки, похожие на канатные мосты над пропастью, как атланты держат на себе всю композицию и центральные фрагменты ажурной, сквозной вышивки.


Следующий шов, который мы с вами рассмотрим - стебельчатый. С вашего позволения, на нём я и закончу. Но не торопитесь уходить. 🙂 В конце этой статьи вас ждёт самое интересное!

Это был наш последний «экспонат» на сегодня. Но прошу вас, прочитайте публикацию до конца.

Если вы всё это время восхищались изделиями мастеров, любуясь картинками и фотографиями, и с грустью думали, что вам создание таких шедевров не по плечу… Приведу вам причины, которые смогут вас вдохновить.

1.В Китае живёт женщина, которая родилась без рук в прямом смысле этого слова. Самое удивительное заключается в том, что она является талантливой вышивальщицей!

Согласитесь, что после такого говорить о себе полноценной и здоровой: «безрукая» или «не из того места руки растут» - просто грех!

2.Современный мир предлагает в помощь столько всяких приспособлений, которые облегчают процесс творчества и помогают получать одно сплошное удовольствие от вышивания.

В вашем распоряжении удобные лампы с увеличительными стёклами, чтобы сберечь зрение. Сконструированы пяльца разнообразных размеров, форм и моделей, целые установки для закрепления тканей во время вышивки.

3. Мы имеем гораздо больше возможностей, времени и сил для творчества ради удовольствия , чем наши прапрабабушки, на которых было натуральное хозяйство с домашними животными и птицами, сад-огород, как правило, многодетные семьи и тяжёлый физический труд в поле.

4. Вы можете не только наслаждаться процессом творчества, но и использовать результат (продукт своей деятельности). Он может стать прекрасным подарком для родных и близких, оберегом вашего дома, украшением для вас самих. Кто-то за своё хобби ещё и материальное вознаграждение получает, как мастера Ярмарки, например.

5. И наконец, самое главное, на мой взгляд! Творчество даёт современной женщине возможность почувствовать себя немного феей, доброй волшебницей, созидательницей уюта и доброй атмосферы в доме. Вышивка или другой вид творчества способно сделать из вас ещё более «добрую и счастливую» женщину, жену, маму, сестру, подругу… Любое рукоделие во много раз полезнее для душевного равновесия и здоровья вообще, чем просмотр сериалов по ТВ или сплетни с соседями. Творчество помогает снять стресс, найти внутреннюю гармонию и покой.

Поэтому занимайтесь творчеством и будьте счастливы, дорогие волшебницы!