Рисуем по клеточкам для детей 6 7 лет распечатать. Увлекательная деятельность для дошкольников — графические диктанты

Приветствуем вас, друзья! Сегодня поговорим о графических диктантах - очень интересном варианте развивающих занятий для ребятишек старшего дошкольного возраста. Графические диктанты для детей 5–6 лет способны увлечь мальчишек и девчонок, дав мамам и папам насладиться законными десятиминутками покоя и тишины, которые редко выпадают в доме, где живут маленькие вечные двигатели, прыгатели и почемучки.

Кроме того, что такое времяпрепровождение действительно нравится практически всем деткам, вам предстоит узнать из этого материала:

  • что собой представляют графические диктанты;
  • в чём их польза для ребёнка;
  • как проводить графические диктанты с пятилетками и детьми постарше;
  • как усилить развивающий эффект занятия.

Графический диктант: рисование по клеточкам

Что такое диктант, понимают все: это вид письменной работы, который используется в процессе обучения для тренировки навыков письма, для закрепления и проверки приобретённых знаний.

Графический диктант подразумевает создание рисунков по клеточкам под диктовку.

Как это происходит:
  • Ребёнок получает лист в клетку с отмеченным стартом (жирная, хорошо заметная точка).
  • Взрослый не торопясь командует, сколько клеток и в каком направлении надо прочертить.
  • Шаг за шагом выполняя команды взрослого, ученик создаёт графическое изображение.

Рассмотрим простейший пример, чтобы вам стало окончательно понятно, что к чему:

Чтобы получить эту картинку, надо последовательно отчертить от точки старта:

  1. 3 клетки вверх;
  2. 2 клетки вправо вниз;
  3. 2 клетки вправо вверх;
  4. 2 клетки вниз.

При составлении и выполнении графических диктантов важно учитывать несложные правила:

  • Весь рисунок получается сплошной ломаной линией. Ручку от бумаги отрывать.
  • Дважды по одной линии не рисовать.

Иногда, чтобы занятие получилось интереснее, после создания картинки по графическому диктанту ребёнку предлагается доработать изображение: дорисовать элементы, придающие контуру более завершённый вид:

  • вихрастые волосы человечкам;
  • хвостики и глазки животным;
  • окна строениям и транспорту.
Польза графических диктантов: кому, зачем

Графические диктанты - эффективный инструмент в программе подготовки дошкольника к первому классу. Польза их для детей 5–6 лет огромна:

  • тренируют мелкую моторику;
  • тренируют орфографическую зоркость;
  • развивают внимательность и усидчивость;
  • стимулируют пространственное воображение и мышление;
  • приучают к самостоятельности;
  • благоприятно воздействуют на слух.

Выполняя графический диктант, ребёнок учится точно воспроизводить распоряжения, данные в устной форме. Согласитесь, это один из навыков, определяющих успешность обучения в современной школьной системе. Очень важно научить ребёнка слушать и слышать, правильно понимать и верно воспроизводить слова учителя.

Графические диктанты для дошкольников можно превратить в целую игру.

Сначала обсуждение задания, потом непосредственно рисование по клеточкам, затем обсуждение готового рисунка, его доработка и раскрашивание.

  • буквы;
  • цифры;
  • геометрические фигуры;
  • животные;
  • транспорт;
  • растения.

Рисовать таким способом можно очень разные объекты, а значит, и дополнительный развивающий элемент может быть разным. Вы можете использовать графические диктанты, чтобы учить ребёнка читать и считать, чтобы развивать его речь и расширять кругозор.

Первый графический диктант с ребёнком: учитесь учить

Чтобы занятия по этой методике стали для вашего ребёнка одним из любимейших развивающих элементов, научитесь преподносить их правильно. Стоит отметить, что со вступлением дошкольника в ряды нарядных первоклашек графические диктанты не только не утратят своей актуальности, но и, напротив, однозначно пригодятся. В начальной школе ребятишкам предстоит выполнять их немало, но уже в обязательном порядке и на оценку. Так что, мамы и папы, дерзайте: учитесь учить своих наследников, а затем учите их учиться =)

Как правильно провести занятие с ребёнком дошкольного возраста:
  • Подготовьте всё необходимое: лист в клетку, карандаш, ластик (чтобы можно было исправить ошибки, которых на первых порах точно не избежать). Задания для диктанта вы можете придумывать самостоятельно, а можете купить специальные рабочие тетради или скачать и распечатать графические диктанты из интернета.
  • Сначала сами посмотрите задание. Когда убедитесь, что вам всё понятно, приглашайте ребёнка поиграть в новую игру.
  • Убедитесь, что ребёнок сел правильно, с ровной спинкой, правильно взял в руки карандаш. Эти моменты нужно обязательно держать под контролем всякий раз, когда вы проводите для своего дошкольника развивающие занятия в домашних условиях.
  • Напомните, где правая сторона, где левая. Кстати, этот момент можно использовать для того, чтобы рассказать ребёнку о существовании левшей и правшей. Что оба варианта нормальны. Что все детки, все люди разные. В общем, поработайте над социализацией крохи - это никогда не будет лишним.
  • Проведите простую тренировку. Покажите, что значит нарисовать две клетки вправо. Пусть ребёнок повторит за вами. Выполните несколько таких начертаний.
  • Нарисуйте на листе в клетку несколько прямых линий разной длины в разных направлениях (направление укажите стрелочкой). Обсудите каждую линию: сколько клеток она заняла, в каком направлении нарисована, где её начало.
Начинайте с малого

Вовсе не обязательно начинать графические диктанты с создания сложных рисунков. Более того, не обязательно проводить их именно в форме диктанта - т.е. выполнения задания под диктовку. Сначала освойте технику рисования по клеточкам, создавая картинки по образцу, обводя пунктирные линии, дорисовывая картинки. Найти задания - не проблема. Можно рисовать их самостоятельно.

Итак, нарисуйте тоненькой линией в тетради ребёнка незамысловатый узор:

Пусть он сначала обведёт нарисованный фрагмент, а затем продолжит его до конца листа.

Обсудите, как узор создавался:

  • 1 клетка вниз;
  • 1 клетка вправо;
  • 1 клетка вверх;
  • 1 клетка вправо…

А теперь попросите нарисовать рисунок по такой же схеме, но везде брать по две клетки.

Варьируйте разные варианты создания аналогичного узора. Например, можно из стартовой точки начать движение не вниз, а вверх или в сторону.

От простейшего плавно переходим к заданиям посложнее. Например, используйте такие узоры:

Постепенно задания усложняйте, подбирая графические диктанты соответствующего уровня сложности.

Когда в этом занятии ребёнок достигнет впечатляющих высот, предложите ему поменяться ролями: пусть он создаёт узоры или картинки, а затем по клеточкам диктует вам, как повторить его шедевр. Нам не известно ни единого случая, когда такие «перевёртыши» не вызывали бы у мальчишек и девчонок неподдельного восторга.

Домашнее задание

А теперь мы предлагаем вам выполнить вместе с вашим малышом небольшое домашнее задание от «Эврики». Какая картинка спряталась за этими командами?

Старт на расстоянии 1 клетка слева, 6 сверху. Вниз должно быть не менее 5 клеток. Рисуем:

  1. 1 клетка вниз
  2. 3 клетки вправо
  3. 1 клетка вниз
  4. 1 клетка вправо
  5. 2 клетки вниз
  6. 1 клетка влево
  7. 1 клетка вниз
  8. 2 клетки вправо
  9. 1 клетка вверх
  10. 1 клетка вправо
  11. 1 клетка вверх
  12. 2 клетки вправо
  13. 1 клетка вниз
  14. 1 клетка влево
  15. 1 клетка вниз
  16. 3 клетки вправо
  17. 2 клетки вверх
  18. 1 клетка вправо
  19. 4 клетки вверх
  20. 1 клетка вправо
  21. 2 клетки вверх
  22. 1 клетка влево
  23. 1 клетка вниз
  24. 1 клетка влево
  25. 1 клетка вниз
  26. 6 клеток влево
  27. 3 клетки вверх
  28. 1 клетка влево
  29. 1 клетка вниз
  30. 2 клетки влево
  31. 3 клетки вниз
  32. 1 клетка влево

Что получилось? Ждём ваших ответов и отзывов в комментариях.

Эффективного развития и счастливого вам родительства! До новых встреч!

Рисунки по клеточкам — современный вид искусства, отличающийся легкостью процесса и красотой результата. Такое рисование позволит с интересом провести время, создавая при этом целые шедевры.

Особенности «пиксельных» изображений

Рисунок по клеткам в настоящее время стали не только хобби, но и частью современного искусства. Пришел данный стиль с 80-х годов прошлого века из компьютерных игр 8-битного разрешения.

Особенностями рисования в стиле пиксель-арт являются:

  • простота;
  • доступность;
  • отсутствие требований к художественному таланту;
  • мобильность;
  • четкие линии и прямоугольные формы.

Рисование по клеточкам - не только приятное времяпровождение, но и метод развития интеллекта. Данная техника отличается от других методик седативным воздействием на эмоциональное состояние рисующего человека.

Какие инструменты понадобятся для рисунков в клетчатой тетради

Рисунки по клеточкам легкие и красивые, они не требуют большого количества материалов. Чтобы создавать шедевры пиксельного рисунка, потребуются стандартные письменные принадлежности.

Шариковая ручка позволит заполнить клетку ровным, плотным слоем. Чернила в шариковых ручках более пигментированные и густые, поэтому не размажутся от прикосновения. Аналогом могут стать гелевые или капиллярные принадлежности, однако они пропитают бумажный лист насквозь и размажутся при неосторожном движении. Каждый из видов ручек представлен в широкой цветовой гамме.

Идеальный вариант для рисования ручками – это масляные чернила.

Фломастеры имеют большое разнообразие цветов, форм и толщины, поэтому делают рисунок ярким, четким и привлекательным. Тонкий гриф оставляет четкие, ровные линии, составляющие основу рисунка по клеткам.

Фломастеры подразделяются на 2 вида – водные и спиртовые. Вторые имеют специфический запах и заправляются исключительно спиртосодержащими материалами. Фломастер на основе воды не имеет запаха, однако менее долговечен, не заправляется и легко промачивает бумагу.

Карандаши для рисования представлены широким спектром цветов и материалов изготовления.

Карандаши различаются по:

  • твердости – мягкие (6В – В), средние (НВ), твердые (Н-9Н);
  • типу грифеля – восковые, пастельные сухие и масляные, графитные, акварельные;
  • корпусу – деревянные, пластиковые, корпусные, восковые, пастельные.

На первых этапах рисунка, когда контур прорисовывается простым карандашом, может потребоваться стереть ошибочные линии. Для этого применяют стирающие резинки.

Ластик подразделяется на 3 вида, в зависимости от материала:

  • Натуральный каучук – ластик средней твердости, с более выраженной абразивностью. Используется для стирания цветных карандашей и чернил.
  • Искусственный каучук – наиболее мягкий тип стирающей резинки. Предназначен для удаления линий от простого графитного карандаша.
  • Пластиковые резинки и винил – предназначены для различных целей. Отличаются более длительным сроком службы.

Способы рисования по клеточкам

Рисунки по клеточкам, легкие и красивые, создаются и раскрашиваются двумя способами: построчным и поочередным.

Построчный метод – картинка закрашивается строчка за строчкой, заполняя клеточки различными цветами. Поочередная методика – процесс закрашивания варьируется по цвету. Сначала закрашивается основной фон, затем добавляются другие оттенки.

Где уместны рисунки по клеточкам

Пиксель-арт применяется как в декоративных целях, так и для снятия напряжения, приятного времяпровождения.

Часто клеточный способ рисования используется для:

  • декора личных записных книжек и дневников;
  • основы аппликации;
  • подготовке схем для вышивки бисером или мулине;
  • оформления домашнего и офисного интерьера;
  • создания макетов облицовки зданий;
  • декорирования поделок;
  • украшения полей в тетрадях по творческим предметам;
  • создания коллажей.

Чем полезно рисование по клеточкам для детей

Рисунки по клеточкам, легкие и красивые, не требуют большого труда. А технология рисунка по клеткам – незаменимая методика для развития малышей.

Широкий спектр методов рисунка развивает:

  • Внимание ребенка – графические диктанты позволяют ребенку с интересом запоминать и сосредотачиваться на рисунке, тем тренируя способность концентрации на результате творчества.
  • Усидчивость – процесс рисования занимает длительное время, однако дети заинтересованы в результате своего дела и досидят до конца занятия, чтобы увидеть итоговую картинку.
  • Координацию при письме – ребенок оттачивает навыки написания букв и цифр, при этом формируется его почерк. При необходимости его можно корректировать во время рисунка.

  • Мелкую моторику – обведение по контуру и закрашивание мелких клеток получится лишь при методичной, мелкой работе. В процессе построения изображения, ребенок старается крепко держать пишущий инструмент и ровно вести линию.
  • Чувство ориентации в пространстве – симметричное рисование способствует более быстрому привыканию ребенка к понятиям верх, низ, право, лево. Таким образом, ребенок с интересом познает пространство и может с легкостью в нем перемещаться как на плоскости, так и в жизни.
  • Стрессоустойчивость. Создание изображения в ярких тонах способствует позитивному мышлению.
  • Запоминания цветов и оттенков – разнообразие изображений и их цветовое заполнение познакомит ребенка не только с основными цветами, но и их оттенками и сочетаемостью. В игровом процессе рисования дети быстрее запоминают названия цвета.
  • Эстетическое чувство. Самостоятельный подбор дизайна, способа рисования и цветов раскрашивания изображения научит ребенка правильно воспринимать окружающий мир, привьет ему чувство прекрасного и позволит развить воображение.
  • Фантазию и творческое мышление. Развитие способности мыслить творчески поможет человеку находить нестандартные решения поставленных задач.

Как научиться рисовать по клеточкам начинающему или ребенку

Рисунки по клеточкам, легкие и красивые, не требуют художественного таланта и специального образования. Этой технике способен обучиться каждый.

Научиться самостоятельно создавать пиксельные картинки помогут советы:

  • Для первого рисунка выбирают простейшую схему, на которой можно опробовать способы построчного и поочередного рисования. Это позволит определиться с наиболее удобной техникой создания рисунка.
Рисунки по клеточкам легкие и красивые следует начинать практиковать с простейших схем
  • На первых парах используют тетради или листы с клеточками крупного и среднего размера. По мере приобретения навыка рисунка, размер квадратов уменьшают, а их количество и цветовую гамму увеличивают;
  • На начальной стадии используют монохромный вид раскраски, состоящий из 1 или 2 цветов. Количество оттенков наращивают постепенно.
  • Общепринятой тактики рисования нет, каждый творец выбирает наиболее удобную для него методику. Профессионалы пиксель-арта советуют начинать рисунок в направлении слева направо, затем сверху вниз. При изображении окружностей стоит двигаться от центральной точки в стороны.
  • Чтобы научить ребенка пиксельному искусству, следует научить его ориентироваться в плоскостном пространстве. Этому способствуют графические диктанты различной сложности, в которых ребенок под диктовку взрослого ведет непрерывную линию в различных направлениях.

  • Для постижения искусства создания пиксельного изображения первоначально используют знакомые материалы и пишущие принадлежности, а также рисунок срисовывают с оригинала или схемы.
  • По мере освоения техники рисунка по клеточкам, усложняют изображение и его цветовое разрешение. Настоящие мастера пиксель-арта рисуют без опорной картинки.

Легкие рисунки для девочек 6-7 лет

Рисунки по клеточкам, на которых изображены легкие и красивые элементы, будут интересны девочкам подготовительной группы или возраста первого класса.

Примерами таковых могут стать:


  • Сердечки размером 19 на 18 клеток, цвета могут быть самыми разными – от монохрома до радуги;

  • Бабочки яркой окраски с разными узорами, площадь которых 17 на 19 клеток;

  • Любимые мультипликационные персонажи.

Красивые черно – белые и цветные рисунки для опытных

Пиксельные схемы и способ их раскрашивания определяется уровнем опыта рисующего человека. Тематика рисунков представлена на любой вкус и цвет.

Основные направления схем пиксель-арта в черно-белой и цветной вариации:

  1. Животные

Размер полотна 55 на 55 клеток, цвет пишущего инструмента – черный.

Площадь 69 на 77 квадратов, цвета – черный, розовый, голубой. По желанию цвет глаз и фона можно изменить.

  1. Птицы

Размер – 39 на 77 клеток, цвет – черный.

Площадь – 77 на 77 клеток, расцветка – зеленый, салатовый, темно-зеленый, черный, красный, желтый, розовый, голубой или синий, фиолетовый или сиреневый.

  1. Пейзажи

Размеры – 281 на 150 квадратов, цвет – черный.

Площадь 96 на 67 клеточек, цветовой спектр – оттенки желтого, коричневого, серого и красного.

  1. Силуэты людей

Площадь – 66 на 74 квадрата, цвет – черный.

Размеры 140 на 75 клеток, цвета – синий, красный, изумрудный, телесный, коричневый.

Как создать собственный рисунок без схемы

Создать рисунок по клеткам без схемы сможет человек, имеющий за плечами опыт рисования.

Для этого потребуется разлинованная в клетку калька, белый лист бумаги, черный фломастер или ручка.

Процесс рисования разделен на несколько этапов:

  1. На белом листе рисуют контур понравившегося изображения, срисовав его с фотографии или картинки.
  2. На рисунок накладывают кальку и по клеткам создают пиксельный вариант контура.
  3. Заполняют клетки необходимыми цветами.

Видеоинструкция, как рисовать по клеточкам для начинающих:

Более простой вариант рисунка можно создать при помощи компьютерных программ, таких как Microsoft Paint, Photoshop или Corel. При помощи увеличения изображения рисунок заполняется сразу в виде пикселей-клеток. Для раскрашивания применяют метод заливки.

Идеи для рисунка в блокноте

Пиксельный вид рисования может быть не только приятным времяпровождением, но и своеобразным шифром. Такую шифровку можно использовать в переписке с друзьями.

Примерами шифрования могут стать изображения:

  • 1 сердце – тайная влюбленность;
  • 2 сердца – взаимное чувство любви;
  • Сердечко со стрелой – безответная влюбленность;
  • Цветочек – радость;
  • Смайлик – эмоции;
  • Собачка – верность, друг;
  • Птичка – свобода;
  • Гитара – душа;
  • Лиса – хитрость;
  • Подарок – секрет;
  • Крестик – напоминание.

Идеи рисунков для личного дневника

Тайные рисунки, понятные только хозяйке дневника, позволят сохранить ее мысли в секрете от других людей.

Примерами рисунков могут стать:

  • Эмоджи, выражающие чувство девочки;

  • Животные, о которых заботится или мечтает ребенок;
  • Цветы со своим обозначением. К примеру, роза – любовь, нарцисс – самоуважение, клевер – удача;
  • Пейзажи. Изображения мест, где бы девочка хотела побывать – пляж, замок, море, река, лес.

Рисунки по клеточкам – любимое хобби человека вне возраста, а его результаты легки в изготовлении и красивы по окончании. В процессе рисования раскрываются таланты и креативность рисующего, а так же развивается мелкая моторика и абстрактное мышление. Эти способности помогают человеку с блеском выходить из любых жизненных ситуаций.

Оформление статьи: Натали Подольская

Видео о рисовании по клеточкам в тетради

Видео про рисунки по клеточкам — легкие и красивые:

Подготовка к школе это длительный этап в развитии вашего ребенка. Начинать занятия следует не раньше, чем за год до этого момента. Педагоги и родители имеют огромный выбор самых разных упражнений и заданий по математике для достижения этой цели. Среди них немаловажное значение имеют графические диктанты по клеточкам для дошкольников.


Развлечение или трудное задание?

Для многих ребят такие картинки по клеточкам в тетради являются интересной игрой и увлекательным развлечением. Взрослому важно не превратить это занятие в скучную, утомительную обязанность, где малыша ругают за неудачи. И тогда ребенок всегда будет с удовольствием заниматься.

Но у многих малышей могут возникать трудности. Чаще всего они связаны с тем, что у ребенка еще не усвоен счет в пределах 10, он путает понятия «право-лево», «верх-низ». В этом случае взрослым необходимо помогать крохе не допускать ошибок, исправлять его, хвалить за положительный результат.



Возраст, с которого можно начинать заниматься

Начинать рисовать по клеточкам с ребенком можно уже с 4 лет. Первые домашние занятия в таком возрасте должны быть легкими. На первых порах можно выполнять задание вместе с малышом на доске или листе бумаги так, чтобы он видел, как необходимо двигаться. Для начинающих вполне подойдет рисование несложных геометрических форм. Начинать можно с изображения квадрата, прямоугольника, несложных узоров. Учить двигаться по диагонали можно с рисунков треугольника, трапеции, ромба.


В 5 лет ребенок вполне может нарисовать под диктовку без зрительной опоры простые картинки . Например, можно предложить ему изобразить на бумаге цветок. Также пятилетний дошкольник вполне может справиться с рисованием домика или самолета.


Для детей 6-7 лет задания можно начинать усложнять, внося в них проведение большего количества линий по диагонали. Примером такого задания может быть рисунок ракеты.



Методика проведения занятия

Начинать занятие следует с подготовки рабочего места и необходимых материалов . Рисунки выполняются в тетради в клеточку простым карандашом. Для того чтобы у ребенка была возможность исправить ошибку, потребуется ластик, с помощью которого убираются неверно проведенные линии. Взрослому следует подготовить или распечатать инструкцию с образцом выполнения задания. Можно не говорить ребенку, какой рисунок будет целью графического диктанта. После верного выполнения он увидит результат на своем листе.


Как правило, в инструкции предлагаются цифровые обозначения со стрелочками, типа 2, 3←. Цифры в этом случае обозначают количество клеток, на которое необходимо продвинуться в заданном направлении. На него указывает стрелка, которая нарисована рядом с цифрой. Так, в нашем примере следует читать: двигаемся на 2 клеточки вверх, 3 клетки влево. Начинают движение от точки отсчета, которую для младших ребят взрослый ставит сам, а старшим дошкольникам уже можно предложить поставить ее самостоятельно.

Перед тем как начать занятие для дошколят, нужно повторить с ними счет в пределах 10, понятия «право-лево», «верх-низ». Можно попросить кроху показать, что значит «двигаемся в правую сторону, двигаемся вверх, слева от, двигаемся вниз».


Само проведение графического диктанта попробуйте разнообразить включением в занятие скороговорок, чистоговорок, загадок, пальчиковой гимнастики, физминуток, обсуждения полученных результатов и беседа или рассказ. Желательно чтобы все, что включено в занятие, было по той же тематике, что и рисунок.

Перед проведением графического диктанта дайте ребенку установку на то, что необходимо стараться прорисовывать ровные, аккуратные линии и быть очень внимательным при выполнении задания.


После того как диктант закончен обязательно похвалите малыша за достигнутый результат, при необходимости вместе с ним найдите место, где он допустил ошибку и исправьте ее. Если у ребенка есть желание, то можно предложить ему раскрасить готовую картинку или заштриховать ее. Если ребенок еще не устал и хочет продолжать занятие, то можно попросить его самостоятельно придумать рисунок по клеточкам, а затем вместе с ним составить графический диктант по его фигурке.


Способы проведения графических диктантов

Провести графический диктант можно по-разному.

  • Для тех ребят, которые только начинают ими заниматься подойдет самый простой способ – под диктовку взрослого. В этом случае, педагог или родитель диктует малышу, на сколько клеток и в каком направлении необходимо двигаться.

Примером такого диктанта может служить диктант «Собака ». Задание выполняется крохой под диктовку инструкции взрослым.

  • Второй способ – это предложить ребенку лист бумаги, на которому написана инструкция к выполнению задания и поставлена начальная точка, от которой ребенку необходимо двигаться. Ребенок сам смотрит количество клеток и направление движения.


В качестве примера посмотрите графический диктант

  • «Машина»
  • «Лошадка»
  • «Кораблик»

  • Третий способ – рисование по симметрии. В таких диктантах ребенку предлагается лист, на котором изображена половина рисунка и проведена линия симметрии. Ребенок заканчивает рисунок, симметрично отсчитывая необходимое количество клеток.

Здесь половину елочки рисует взрослый и проводит линию симметрии. Детям предлагается дорисовать вторую половину симметрично.

  • Четвертый способ подойдет уже для старших детей. Здесь ребенку предлагается лист с образцом графического диктанта. Ребенок на своем листе должен нарисовать такую же картинку, как и в образце, самостоятельно отсчитывая необходимое количество клеток и определяя направление, в котором ему необходимо двигаться. Такие диктанты могут быть не только в виде проведения линий по клеточкам, но и с закрашиванием необходимого количества клеточек цветными карандашами полностью. В результате у малыша в тетради получается красочная, красивая картинка.


Простым вариантом может быть рисунок «Слона ». Предложите ребенку только готовое изображение и поставьте точку, от которой ему необходимо двигаться.


Таким же образом можно предложить ребенку нарисовать «Змейку», которая также является легкой для выполнения (инструкцию следует убрать, предложив только готовый вариант) или "Белочку".


Более сложными заданиями являются

И еще сложнее для выполнения будут вот такие схемы:






Польза от выполнения заданий

Положительные результаты от работы с графическими диктантами можно увидеть уже через 2-3 месяца, если регулярно предлагать их дошкольникам, хотя бы несколько раз в неделю. Существует даже диагностическая методика Д.Б. Эльконина, которая так и называется «Графический диктант». Ее целью является определить уровень развития у старших дошкольников предпосылок к учебной деятельности. Ведь именно они оказывают хорошую помощь в подготовке крохи к обучению в школе.


Выполняя графические диктанты, малыш подготавливает руку к письму, закрепляет понятия «право-лево», «верх-низ», учится ориентироваться в пространстве и на тетрадном листе, закрепляет счет в пределах 10. Дети учатся сосредотачиваться на том, что говорит взрослый, понимать его и работать в соответствии с предлагаемой им инструкцией. Без этого умения учеба в школе будет для них очень сложной.

Предлагаем посмотреть Вам видео как пишет графический диктант ребенок на практике.

Графические диктанты способствуют развитию умения удерживать внимание на конкретном задании, развивают пространственное воображение, мышление, фантазию, креативность, усидчивость. Малыш учится координировать свои движения.

Рисование по клеточкам помогает преодолеть такие часто возникающие в начальный период обучения у многих ребят трудности, как неразвитая орфографическая зоркость, рассеянность. Также они способствуют тому, что расширяется кругозор ребенка, увеличивается его словарный запас. Дети знакомятся с разными способами изображения предметов на листе бумаги.


Важные моменты

Выполнение графического диктанта является для ребенка увлекательной игрой. Именно она является для дошкольников ведущим видом деятельности. Взрослым, которые решили заниматься с ребенком, следует всегда помнить об этом.

  • Хвалите ребенка за удачно выполненный рисунок.
  • Не ругайте кроху за неудачно выполненную работу.
  • Помогите ему найти и исправить ошибку.
  • Не торопите ребенка в процессе рисования.
  • Не спешите переходить к более сложным вариантам рисунков, особенно если ребенок еще допускает ошибки в простых.
  • Поощряйте инициативу ребенка составить такой диктант самостоятельно.
  • Разрешайте ему раскрашивать или заштриховывать готовую работу, но не настаивайте на этом.
  • Помните о том, что дети не могут заниматься долго. Для старших дошкольников максимальная длительность занятия должна быть не более 25-30 минут.
  • Не настаивайте на продолжении работы, если малыш устал.
  • Проводите занятия разнообразно. Рассказывайте малышу интересные рассказы об изображенном предмете.
  • В первое время помогайте крохе, выполняя задание вместе с ним на своем листе или на доске, чтобы ребенок видел как, и куда необходимо двигаться, учился отсчитывать клеточки в нужном направлении.
  • Меню

Диктанты, в которых ребенку предстоит нарисовать картинку по клеточкам, незаменимы при подготовке к школе. Это и занимательная игра, и способ развить важные навыки, необходимые для обучения. Что же такое графический диктант по клеточкам для дошкольников? Как его проводить?

Польза очевидна

Занимаясь математическими рисунками под диктовку взрослого, ребенок интересно проводит время, это бесспорно. Но в процессе таких занятий он проделывает для себя большую полезную работу.

Что дает дошкольнику математический диктант по клеточкам?

  • Готовит руку к письму.
  • Помогает закрепить пространственные понятия (вверх, вниз, влево, вправо).
  • Учит ориентироваться в пространстве (в частности на тетрадном листе).
  • Закрепляет навыки счета.
  • Учит сосредотачиваться и удерживать внимание.
  • Учит работать по инструкции.
  • Развивает воображение, фантазию, логическое мышление.
  • Вырабатывает усидчивость.
  • Помогает отточить координацию движений.
  • Расширяет кругозор.
  • Увеличивает словарный запас.
  • Знакомит с неординарными способами изображения.

Для дошкольников все эти навыки необходимы, но развиваются они именно в игровой, увлекательной форме, которой можно назвать графический диктант по клеточкам. Особенно если родители добавят элемент интриги: «Как думаешь, что у тебя сейчас получится?» Также можно сопровождать такие занятия тематически подобранными стихами о предмете изображения, скороговорками, загадками; подготовить познавательный рассказ о нем, обсудить с малышом изображение (что или кто это, для чего нужно, где живет, что делает, в чем его польза и т. д.), раскрасить его. Также для детей дошкольного возраста полезно пробовать рисование не только правой, но и левой рукой (если ребенок левша – то правой).

Для того чтобы малыш понял, что конкретно от него хотят, вы должны повторить с ним направления движения и показать, как нужно двигать ручку в процессе графического диктанта. При этом важно, чтобы ребенок держал пишущий прибор правильно, готовя руку к овладению навыком письма. Подробно об этом читайте . Но для занятий лучше брать карандаш и ластик, чтобы была возможность исправить ошибки.

Как развивать самые значимые для ребенка сферы за 20-30 минут в день

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

В соответствии с возрастом

Начинать такие занятия можно с 4 лет – с самых простых заданий, постепенно, по мере взросления ребенка усложняя их. На первом этапе это могут быть несложные узоры из линий, простые геометрические фигуры. При этом ребенок рисует под диктовку взрослого, следуя его инструкции.

В 5 лет малыш сможет освоить более сложные задания: фигурки животных, цветочки, кораблики, домики. Им уже можно предлагать распечатанные задания, в которых расписана последовательность действий, давая для работы лист, на котором стоит начальная точка. Ребенок будет сам определять направление движения и отсчитывать нужное количество клеточек.

Примером такого диктанта может быть «Слон»:


Дошкольник в 6-7 лет в состоянии выполнять еще более сложные задания: с большим количеством точек, наличием диагональных линий, количеством клеток между точками более 10. Им можно предлагать и усложненные варианты проведения диктанта, например симметричное рисование. Предмет, имеющий симметричное расположение относительно оси, взрослый прорисовывает только с одной стороны и предлагает ребенку закончить вторую половину. Либо ему дают готовое изображение и он самостоятельно вычерчивает его, отсчитывая клеточки и выбирая направление.

В качестве примера можно провести с ребенком этого возраста диктант «Ракета»:



По окончании диктанта ребенка нужно непременно похвалить, даже если он допустил ошибки – просто исправьте их вместе и скажите, что в следующий раз он наверняка будет внимательнее. Можете попросить его самого придумать рисунок, а потом вместе составьте с ним диктант по этому изображению.

Вариантов подобных занятий можно найти или придумать множество. Главное не допускать, чтобы дошкольник во время их выполнения уставал. А систематическое выполнение таких заданий обязательно принесет свои положительные плоды.

Кто сказал что у дошкольников не бывает диктантов? Вы слышали о диктантах, в результате которых на листке появляется картинка? Малыш в игре тренирует навыки счета. Настоящий графический диктант по клеточкам понравится не только дошкольникам, но и учащимся начальных классов.

Что такое графический диктант по клеточкам

Графический диктант - это не совсем обычный диктант. Это больше игра для ребенка, чем обучение. Но интересные задания развивают у детей внимательность и умение различать направления: вправо-влево, вниз-вверх. Кроме того, малыш должен уметь считать. Не думайте, что это трудно. Весь диктант заключается в рисовании коротеньких линий на обычном тетрадном листе в клеточку. Малыш учится ровно рисовать линию, писать под диктовку взрослого и немножко считать.

Учитель говорит например: проведи линию вправо на 2 клеточки, теперь вверх на 1 клетку и вниз на 5 и т.д.

После окончания диктанта на тетрадном листочке появляется фигурка. Это может быть птичка, домик, елка, песик или другое животное. Фигурка "появится" только, если диктант был выполнен правильно, если ребенок нигде не ошибся.

Детям очень нравятся такие упражнения. Они с удовольствием рисуют по клеточкам и просят повторить занятие еще и еще.

Что нужно для графического диктанта

Если вы хотите провести графический диктант с группой детей или в классе на уроке, нужно подготовить всё заранее. Посадите детей за столы, вручите им карандаши (так легче исправить ошибку в диктанте), листочки в клеточку (можно использовать тетради с крупной клеткой) и ластик.

Затем следует объяснить деткам как будет проводиться диктант. Сначала проговариваем с детьми что мы будем делать:

Сейчас мы с вами будем рисовать интересные фигурки. Какие, я вам не скажу. Это вы увидите, если правильно выполните работу, будете внимательно меня слушать и не путать направление "право-лево".

Я буду вам диктовать на сколько клеточек нужно провести линии и в каком направлении. Вы будете проводить эти линии по клеточкам, не отрывая карандаш от бумаги, а потом мы вместе посмотрим, что получилось.

Старайтесь, чтобы линии были у вас ровные и красивые, тогда рисунок получится замечательный.

В первый раз можно попробовать рисовать на доске вместе с детьми, чтобы они видели как им нужно работать, а второй и последующие диктанты маленькие ученики смогут выполнять уже без вашей подсказки.

С малышами перед диктантом нелишне будет повторить где правая и левая рука, как рисовать линию вправо и влево.

После выполнения диктанта обязательно похвалите детей, исправьте вместе ошибки, если они есть. Если дошкольнику понравятся такие упражнения, можно попросить их придумать и самим нарисовать по клеточкам фигурки, а потом вместе составить интересный графический диктант.

Варианты графических диктантов по клеточкам

Диктант «Слон»

Поставьте в верхнем левом углу точку. Это будет начало нашей картинки. Начиная от точки, проведи линии по клеточкам:

4 клетки вправо, 1 вниз, 5 вправо, 8 вниз, 3 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 3 влево, 4 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 вправо, 6 вверх.

Диктант «Золотой ключик»

Поставь точку в серединке листка слева. Начинай рисовать линии от этой точки: отсчитай 8 клеток вправо, 2верх, 3 вправо, 5вниз, 3 влево, 2 вверх, 4 влево, 3 вниз, 1влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 1 вверх.

Диктант «Зайчик»

Отступи 5 клеточек справа и 3 сверху, поставь точку. Будем рисовать от этой точки. Нарисуй 1 клеточку вправо, 3 вниз, 2 вправо, 2 вниз, 1 влево, 2 вниз, 3 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 6 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 12 вверх.

Вместе с детьми разберите какие получились фигурки. К каждой фигурке можно придумать небольшие стишки или присказки.
Надеюсь вашим деткам понравится выполнять графические диктанты по клеточкам. На картинках (они кликабельны), я выбрала самые интересные графические диктанты для малышей.

Я надеюсь, у вас получится нарисовать интересные фигурки вместе с детьми, выполняя такие графические диктанты. Пишите в комментариях, какие диктанты вам больше понравились и, удачи в обучении!