Пенсионный фонд работа в птк нвп. Функциональные требования

Технологический процесс определения права на трудовые и гос. пенсии и их назначения осуществляется Гос Учреждениями – территориальными Управлениями ПФР (далее – территориальными УПФР (ГУ) в условиях новых пенсионных технологий, предусмотренных Регламентом выполнения территориальными управлениями ПФР функций, связанных с установлением и выплатой пенсий, ЕДВ, ДМО с применением программно - технических комплексов ПТК «КС» (Программно-технический комплекс «Клиентская служба»), ПТК «УПД (Программно-технический комплекс «Управление пенсионным делом», ПТК «КС», ПТК «УПД», утв. Отделением ПФР региона (далее - Регламентом), разработанным специалистами производственного объединения Занасс» Московской области.

Предусмотрено поэтапное внедрение новых технологий на всех стадиях пенсионного процесса. На переходный период с 2010 года технологический процесс определения права на трудовые пенсии и условий их назначения осуществляется с использованием программы ПТК КС, ПТК «УПД» (обращение граждан и прием правоустанавливающих документов осуществляется с использованием Модуля «Учет обращений»), а обработка документации и формирование пенсионных дел – по действующей программе АРМ «Назначение и выплата пенсий».

Регламент определяет последовательность выполнения работ и основные функции специалистов и ответственных должностных лиц территориальных УПФР (ГУ) по организации процесса определения права на пенсии и их назначения, обеспечения реализации дополнительных мер господдержки отдельных категорий граждан, пределы компетенции лиц, выполняющих функции, способ фиксации результата выполненной работы.

С 2011 года в целях сокращения сроков назначения трудовых пенсий содержание действий структурных подразделений по определению права на трудовые пенсии и условий их назначения регулируется Порядком назначения и перерасчета пенсий на основании сведений ИПУ, рассмотренным и одобренным методологическим советом региона по вопросам организации назначения и выплаты пенсий. Прим. Он заменил ранее действовавший Порядок назначения и перерасчета пенсий на основании сведений ИПУ.

Особенностью новой программы ПТК КС является учет обращений граждан за назначением трудовых пенсий только в электронной форме (электронных журналах). Заявление клиентом не пишется, а вводятся данные на основании представленных документов в базу данных (БД), после чего заявление формируется в электронном виде с присвоением электронного номера и распечатывается на бумажном носителе и подписывается клиентом.

Особенностью программы также является создание электронных образов дел получателей пенсий и иных соц выплат – все правоустанавливающие документы, поступившие от гражданина, сканируются специалистом КС по формированию электронных образов, и создается электронное выплатное дело. Соответственно архив пенсионных дел создается в двух видах: на бумажных носителях и в электронной форме.

Особенностью программы является введение формы электронного контроля сроков прохождения пенсионного дела по стадиям пенсионного процесса.

После регистрации выплатное дело попадает в особый буфер (буфер отложенных процессов), где проставляются сроки исполнения технологических операций с учетом даты регистрации выплатного дела и конкретные исполнители. При превышении сроков выполнения операций отдельными специалистами экран монитора начинает светиться особым цветом (от одного до пяти дней просрочки – красным цветом, свыше пяти – серым). Это позволяет контролирующим службам видеть в режиме реального времени, на каком этапе допущена просрочка, и принимать соответствующие меры. Передача электронных макетов выплатных дел по стадиям пенсионного процесса осуществляется в автоматизированном режиме через «Управление процессами» (ПТК УПД) руководителями отдельных групп, каждый из них заверяет дело электронной цифровой подписью по шести точкам контроля – руководителями КС, групп обработки и дооформления, группы контроля и руководителем УПФР (заместителем). Указанные специалисты заверяют своими подписями выплатное дело на бумажном носителе. Технологический процесс выполнения работ по определению права на получение пенсий и их назначению в условиях ПТК «КС», ПТК «УПД» осуществляется следующим образом. Специалистами территориальных УПФР (ГУ) при эксплуатации ПТК выполняется комплекс работ по приему заявлений и документов, необходимых для определения права на получение трудовых пенсий; подготовке и принятию решений об установлении и выплате пенсии; учету и хранению выплатных дел.

В составе территориальных УПФР (ГУ) комплекс работ по определению права на получение трудовых пенсий осуществляют специалисты отделов назначения и перерасчета пенсий (ОН и ПП), состоящих из четырех функциональных групп (КС, группа обработки и дооформления пенсионных дел, группа контроля, группа учета и хранения выплатных дел); отделов оценки пенсионных прав ЗЛ; отделами персонифицированного учета, взаимодействия со страхователями и ЗЛ, взыскания недоимки.

Порядок приема и обработки документов для определения права на получение пенсий КС определен п.8 Регламента и п. 1 Порядка от 15.12.2010 г). ЗЛ обращается в КС УПФР, представляет заявление о назначении пенсии и документы, указанные в п.3 Перечня, утвержденного Постановлением Минтрудсоцразвития РФ и ПФР № 16/19па. К заявлению, обратившегося за назначением трудовой пенсии, должны быть приложены документы:

*удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству;

*о страховом стаже, правила подсчета и подтверждения которого устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ (трудовая книжка и иные документы, подтверждающие факт работы или иной деятельности);

*о среднемесячном заработке за 2000 - 2001 годы по данным персонифицированного учета или 60 месяцев подряд в течение трудовой деятельности по данным работодателя до 1 января 2002 г.

Кроме того, в необходимых случаях прилагаются документы:

Об установлении инвалидности одной из трех групп;

Подтверждающие факт смерти кормильца,

О нетрудоспособных членах семьи;

Подтверждающие нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении;

О месте пребывания или фактического проживания на территории РФ;

Подтверждающие место постоянного жительства гражданина РФ за пределами территории РФ;

Об изменении фамилии, имени, отчества и др.

Специалисты КС принимают заявление о новом назначении пенсии с необходимым пакетом документов, проверяя их на полноту и правильность оформления; регистрируют заявление в ПТК КС ПФР;

*выдают расписку - уведомление, в которой указывают перечень недостающих документов и сроки их представления; проверяют наличие макета пенсионного дела, сформированного по результатам заблаговременной работы и полноту содержащихся в нем сведений;

*при отсутствии макета сверяют через ПТК КС ПФР сведения о трудовом стаже заявителя, имеющиеся в ПТК СПУ, с первичными документами;

*если заявитель на момент обращения работает, и выразил желание о назначении пенсии с учетом сведений о страховых взносах на ОПС за межрасчетный период (далее - форма СПВ-1) и лично представил эти сведения, то он направляется в отдел персонифицированного учета для приема от него соответствующих документов;

*передает комплект документов на бумажных носителях, принятых для установления трудовой пенсии специалисту КС, осуществляющему формирование электронных образов, для их преобразования в электронную форму;

*при наличии в ПТК СПУ всех необходимых для назначения трудовой пенсии данных заявление о назначении пенсии в день его поступления включается в запрос на формирование Выписки из ИЛС ЗЛ: в форме «Регистрация» модуля «Учет обращений» ПТК «КС ПФР» производится отметка о формировании запроса на Выписку из ИЛС ЗЛ;

*для передачи данных по заявителю из ПТК «КС» в АРМ «НВП» в группе «Параметры обращения» проставляет отметку «да» в значении поля «Отправить данные в НВП»;

*формирует макет электронного дела в ПТК УПД по окончанию регистрации обращения за назначением трудовой пенсии, приобщая заявление об установлении пенсии и другие электронные образы документов, и заверяет электронной цифровой подписью введенную информацию в ПТК КС;

*при наличии факта недостающих сведений ПУ специалист КС:

Информирует отдел оценки пенсионных прав ЗЛ о наличии несоответствия сведений ПУ представленным документам в части трудового (страхового) стажа, для проведения работы по уточнению сведений;

Информирует отдел взаимодействия со страхователями о необходимости уточнения ИЛС ЗЛ сведениями о страховом стаже и уплаченных страховых взносах, в т. ч. за текущий год (межрасчетный период);

Уведомляют заявителя о составе недостающих сведений, и о назначении пенсии по имеющимся в распоряжении УПФР сведениям ПУ, разъясняя при этом, что после представления страхователем необходимых сведений будет произведена доплата пенсии за весь период от даты ее назначения.

Истребуют от заявителя письменное заявление установленной формы об исчислении размера трудовой пенсии с учетом сведений за межрасчетный период по форме СПВ-1 либо без учета таких сведений, разъясняя о вариантах последующего перерасчета, в случае, если назначение пенсии производится в межрасчетный период;

В случае, если назначение пенсии производится в период, установленный законодательством для представления СПУ за предыдущий отчетный период, разъясняет возможность представления СПУ за отчетный период (формы СЗВ-6-1, СЗВ-6-2 с типом формы «ИСХД») в отношении лица, обратившегося за пенсией, до представления СПУ в целом по организации;

В случае отсутствия в Выписке из ИЛС ЗЛ сведений, необходимых для определения права на трудовую пенсию, принимаются другие документы, содержащие необходимые сведения (трудовая книжка, справка страхователя и др.). Размер пенсии определяется на основании имеющихся сведений ПУ.

Одновременно, в случае необходимости принимаются меры для корректировки ИЛС ЗЛ, путем подготовки в день обращения за назначением пенсии запросов о дополнении (уточнении) ИЛС ЗЛ через соответствующие органы ПУ и оценки пенсионных прав (ПП).

Пакет документов передают в группу дооформления и обработки пенсионной документации не позднее следующего дня после приема заявления.

При формировании электронных образов документов, представленных для установления трудовой пенсии, и проверке соответствия электронных образов документов документам на бумажных носителях специалист КС:

*осуществляет формирование электронных образов подлинников всех принятых документов и заверяет их электронной цифровой подписью;

*печатает электронные образы документов, подлежащих брошюрованию в выплатное дело на бумажных носителях в копии, и заверяет их личной подписью;

При формировании запроса о предоставлении выписки из ИЛС ЗЛ ответственный специалист КС ежедневно в конце приемного дня:

*формирует в АРМ «НВП» пачки запросов для получения Выписок из ИЛС ЗЛ и загружает их в ПТК СПУ;

*передает в отдел ПУ реестр и прилагает к нему запросы о дополнении (уточнении) ИЛС ЗЛ.

Руководитель КС: *Ежедневно, в конце рабочего дня, получает комплект документов на бумажных носителях и макет электронного выплатного дела получателя трудовой пенсии от специалиста КС по приему, осуществляет проверку и заверяет электронные образы документов электронной цифровой подписью;

*осуществляет контроль за количеством принятых пакетов документов, оценивает полноту представленного комплекта документов для установления пенсии;

*передает управление комплектом документов в электронном виде и комплект документов на бумажных носителях, представленных для назначения пенсии, руководителю группы обработки и дооформления, для первичного контроля за полнотой переданных макетов выплатных дел (пакетов документов);

Технология работы Управления ПФР в Чкаловском районе г. Екатеринбурга строится по следующим направлениям: прием населения, назначение, перерасчет, выплата и доставка пенсий.

Основанием для начала выполнения процедур по установлению и выплате пенсий является личное обращение гражданина, либо его законного представителя с документами необходимыми для установления и выплаты пенсий, либо поступлении заявления и соответствующих документов по почте. Последовательность действий при приеме населения отражена на рисунке 9.

Рисунок 9 - Механизм приема населения Составлено автором по: .

Прием документов об установлении и выплате пенсий, их проверку и удостоверение личности заявителя и уполномоченного лица осуществляет специалист клиентской службы. Проверяется факт регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования и в подсистеме «Информация» ПТК КС и наличие страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, а также предыдущие обращения в УПФР .

Специалист клиентской службы при рассмотрении документов и заявления, представленных для установления пенсии проверяет правильность заполнения, достоверность сведений и полноту их представления с информацией в системе обязательного пенсионного страхования и сведениями имеющимися в АРМ «Конвертация», ПТК «Страхователи», АРМ «Взаимодействии со страхователями». В случае отсутствия полного комплекта документов заявление на назначение пенсии принимается, регистрируется в ПТК КС, и заявителю сообщается перечень документов, которые необходимо донести.

Специалист клиентской службы в присутствии заявителя (его представителя) регистрирует обращение в подсистеме «Учет обращений» в ПТК КС, заверяет электронно-цифровой подписью введенную информацию. При отсутствии заявления у обратившегося за начислением и выплатой пенсии, печатается бланк заявления в ПТК КС и выдается на подпись. Обратившемуся выдается расписка о приеме документов. Все подлинники документов сканируются и копируются .

Специалист клиентской службы формирует в ПТК КС запрос выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе сведения до 01.01.2002. При наличии расхождений данных страхового свидетельства, в целях уточнения сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица формируются запросы в отдел персонифицированного учета. При наличии несоответствий в сведениях о трудовом стаже информация поступает в отдел оценки пенсионных прав для уточнения информации.

Далее специалистом клиентской службы составляется макет электронного выплатного дела. Подлинники документов возвращаются обратившемуся. Макет электронного выплатного дела заверяется электронно-цифровой подписью, предоставляется руководителю клиентской службы. При извещении обратившегося о принятом решении под роспись выдается пенсионное удостоверение или решение об отказе. Также специалистом осуществляется хранение документов в бумажном виде до их востребования. Руководитель клиентской службы получает комплект документов на бумажных носителях от специалистов, осуществляет проверку электронного выплатного дела. Заверяет копии документов своей подписью и печатью, передает управление процессом по выплатному делу руководителю отдела назначения, перерасчета пенсий.

В период с 2007 по 2011 гг. в Управление Пенсионного фонда в Чкаловском районе г. Екатеринбурга было подано следующее количество обращений, отраженное в таблице 3.

Таблица 3 - Обращения в УПФР в Чкаловском районе г. Екатеринбурга с 2007 по 2011 гг., чел. Составлено автором по: .

Анализируя предоставленные данные, можно сделать вывод о том, что ежегодно с 2007 по 2011 гг. увеличивается количество обращений в УПФР в Чкаловском районе г. Екатеринбурга граждан по вопросам, связанным с назначением и перерасчетом пенсий на 4109 единиц и на 2409 единиц соответственно. Обращения по вопросам информационно справочного характера в этот период уменьшились на 610 единиц. Данный факт свидетельствует об увеличении количества граждан, осведомленных в области пенсионного обеспечения. Общее количество обращений граждан в УПФР в Чкаловском районе г. Екатеринбурга увеличились на 5908 единиц. Численность сотрудников УПФР в Чкаловском районе г. Екатеринбурга отражена в таблице 4.

Таблица 4 - Численность сотрудников УПФР в Чкаловском районе г. Екатеринбурга с 2007 по 2011 гг., чел. Составлено автором по: .

Из представленных данных видно, что численности сотрудников отдела с 2007 по 2011 гг. практически не изменилась. В таблице 4 отражена информация в 2007 году по Отделу назначения, перерасчета и выплаты пенсий, причем отдел включал в себя специалистов по приему населения, т.е. клиентскую службу. Клиентская служба как особый отдел выделилась отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсий только 1 апреля 2008 года. Таким образом, образовалось два отдела: отдел назначения, перерасчета и выплаты пенсий и клиентская служба. В 2011 произошло разделение отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсий на два отдела: отдел назначения и перерасчета пенсий и отдел выплаты пенсий. Приведем структуру специалистов каждого отдела. Из 18 человек клиентской службы 14 человек занимаются приемом документов у населения, регистрацией обращений, 1 начальник клиентской службы и 1 заместитель начальника, 2 консультанта по вопросам пенсионного обеспечения. Из 14 человек отдела выплаты пенсий выделяются 8 специалистов выплаты пенсий, 4 специалиста контроля выплатных дел, 1 руководитель отдела выплат и 1 его заместитель. Из 26 человек отдела назначения и перерасчета пенсий 10 специалистов назначения пенсий, 5 специалистов перерасчета пенсий, 5 специалистов контроля за назначением пенсий, 4 специалиста контроля за перерасчетом пенсий, 1 руководитель отдела назначения и перерасчета пенсий и 1 его заместитель.

Учитывая среднюю продолжительность производственного года в 220 рабочих дней без учета праздников и выходных, можно сделать вывод о том, что в день производится прием 321 человек. Один специалист клиентской службы принимает приблизительно 20 человек.


Рисунок 10 - Механизм назначения пенсий Составлено автором по: .

На втором этапе происходит обработка документов для назначения пенсии согласно схеме, представленной на рисунке 10. Для начала процедуры по назначению пенсии является поступление комплекта документов, представленных для установления и выплаты пенсий руководителю структурного подразделения. Руководитель отдела назначения, перерасчета пенсий принимает комплект документов по выплатному делу от руководителя клиентской службы на бумажных носителях, проверяет правильность заполнения документов, передает процесс управления по макету электронного выплатного дела специалисту, осуществляющему подготовку проекта решения об установлении пенсии. Специалист назначения пенсий в случае неполного поступления комплекта документов информирует руководителя отдела назначения и перерасчета пенсий о необходимости дополнения комплекта документов клиентской службой.

При подготовке проекта решения территориального органа ПФР специалист назначения пенсий получает выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в электронной форме, заверенную электронно-цифровой подписью, проверяет на целостность, достоверность и отсутствие искажений и авторство уполномоченного лица и фиксирует дату ее поступления в ПТК КС, осуществляет ввод информации в ПТК «Назначение и выплата пенсий». Специалист назначения пенсий при формировании электронного выплатного дела дополняет электронное выплатное дело документами, поступившими в электронной форме по защищенным каналам связи, выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сведениями о расчете отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной зарплате в Российской Федерации, исчислении стажа, расчетом размера пенсии. Специалист назначения пенсий заверяет электронно-цифровой подписью произведенные действия и передает управление процессом по электронному выплатному делу руководителю отдела назначения и перерасчета пенсий .

Специалист, осуществляющий контроль за назначением пенсий проверяет правильность ввода информации в ПТК НВП, при необходимости устраняет ошибки ввода информации, формирует вновь проект решения по установлению пенсии, включает в макет электронного выплатного дела вновь сформированные документы из ПТК НВП. При невозможности исправления ошибок информирует начальника отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсий о необходимости доработки макета выплатного дела. Работа заверяется электронно-цифровой подписью.

Решение о назначении пенсии принимает руководитель отдела назначения и перерасчета пенсий или его заместитель. Руководитель принимает управление процессом по делу в ПТК КС, проверяет макет выплатного дела, заверяет распоряжение об установлении пенсий, массив информации о начисленных суммах пенсий, фиксирует факт принятия решения об установлении пенсии в ПТК КС и передает управление процессом по делу и выплатное дело на следующий этап специалисту по выплате пенсий.

В период с 2007 по 2011 гг. по проделанной работе были предоставлены результаты специалистов обработки документов по назначении пенсии и перерасчету пенсий (таблица 5).

Таблица 5 - Результаты работы специалистов назначения и перерасчета пенсий в УПФР в Чкаловском районе г. Екатеринбурга с 2007 по 2011 гг. Составлено автором по: .

С 2007 по 2011 гг. увеличилось количество назначенных пенсий нового назначения, увеличилось количество перерасчетов пенсий на 2409, снизилось количество заявлений, зарегистрированных, но не назначенных в ПТК КС на 25 единиц. Учитывая среднюю продолжительность производственного года в 220 рабочих дней без учета праздников и выходных, можно сделать вывод о том, что в день в среднем специалистом назначения пенсий производится обработка 25 проектов решений на назначение пенсий. Руководитель назначения пенсий и его заместитель по новому назначению принимают 250 решений о назначении пенсий.

Перерасчет пенсий осуществляется специалистом перерасчета пенсий при поступлении документов, оценивается правильность представленных документов, оцениваются основания для изменения размера пенсии, срока выплаты пенсий. Вся информация вводится в ПТК НВП. Формируется проект распоряжения о перерасчете размеров пенсий. Выплатное дело дополняется в электронной форме электронными образами документов, сформированными в ПТК НВП. Далее осуществляется проверка правильности подготовленных проектов распоряжений о перерасчете размеров пенсий, возобновлении выплаты, постановке выплатного дела на учет и продлении выплаты пенсий ведущими специалистами отдела перерасчета пенсий, анализируются ошибки и возврат распоряжений на доработку. Также производится информирование руководителя отдела назначения и перерасчета пенсий о необходимости корректировки. Руководитель отдела назначения и перерасчета пенсий принимает решение о перерасчете пенсий в соответствии с поступившими документами, заверяет процесс электронно-цифровой подписью. Учитывая среднюю продолжительность производственного года в 220 рабочих дней без учета праздников и выходных, можно сделать вывод о том, что специалистом перерасчета пенсий в среднем обрабатывается около 7 пенсионных дел. Руководителем отдела назначения и перерасчета пенсий и его заместителем принимается в среднем 35 решений по перерасчету пенсий.


Рисунок 11 - Механизм выплаты и доставки пенсий Составлено автором по: .

Направление выплаты пенсий в Управлении в Чкаловском районе г. Екатеринбурга осуществляется отделом выплаты пенсий. Схема выплаты пенсий отражена на рисунке 11. При начислении сумм пенсий в электронном лицевом счете пенсионера специалист одела выплаты пенсий принимает управление процессом по выплатному делу в ПТК КС, формирует на основе данных выплатного дела в электронной форме электронный лицевой счет (ЭЛС) пенсионера в ПТК НВП, а также осуществляет ввод недостающей информации. Специалист выплаты пенсий вносит в лицевой счет пенсионера запись о продлении выплаты пенсий на основании документов, подтверждающих устранение обстоятельств, влекущих приостановление или прекращение выплаты .

Специалист отдела выплаты определяет сумму пенсии, причитающуюся пенсионеру к выплате и доставке, формирует на основе поступившей информации, поступившей в базу данных ПТК НВП, сведения и результаты начисления сумм пенсий, причитающихся к доставке в текущем месяце (при первичном назначении пенсий, перерасчете размера пенсии, продлении, возобновлении, прекращении выплаты пенсий, удержания из пенсии, изменения адреса, способа доставки и т.д.) заверяет электронно-цифровой подписью.

Специалист отдела выплаты осуществляет закрытие электронных лицевых счетов пенсионеров на основании соответствующих распоряжений и их перевод в электронный архив закрытых выплатных дел. Специалист изменяет статус макета выплатного дела в ПТК КС (с макета выплатного дела на открытое выплатное дело, с открытого на закрытое выплатное дело и др.) Завершение работы с электронным лицевым счетом осуществляется путем заверения электронной цифровой подписью.

При осуществлении удержаний из пенсий специалист отдела выплаты осуществляет регистрацию поступивших исполнительных документов в соответствующем журнале и ПТК КС, производит расчет сумм переплаты пенсий, рассчитывает суммы с учетом удержаний, формирует проект решения о взыскании сумм пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, вносит соответствующие изменения в электронные лицевые счета. Специалистом формируется реестр удержаний из пенсий, массивы на суммы алиментов и других удержаний.

При формировании доставочных документов в электронной форме специалист выплаты формирует массивы информации о начисленных к доставке суммах пенсий, формирует реестры на выплату пенсий и сводные показатели в соответствующем журнале, рассматривает для согласования с организациями графики доставки пенсий. Работа заверяется электронно-цифровой подписью и передается руководителю отдела выплаты .

При осуществлении контроля за своевременным прекращением выплаты пенсий на основании сведений о государственной регистрации смерти застрахованных лиц, полученных из органов ЗАГС в день их поступления расшифровывает списки и протоколы и снимает электронно-цифровую подпись, осуществляет прекращение выплаты.

Руководитель отдела выплаты пенсий проверяет сформированные массивы и проекты документов в электронной и бумажной форме, согласовывает графики доставки пенсий с организациями, осуществляющими их доставку. Завершает работу со сформированными массивами, по формированию первичных документов бюджетного учета (расчетных ведомостей, реестров) в электронной форме путем заверения их электронно-цифровой подписью.

Приведем динамику выплат пенсий, осуществляемых специалистами отдела выплаты пенсий. Данные отражены в таблице 6.

Таблица 6 - Пенсионные выплаты в Управлении ПФР в Чкаловском районе г. Екатеринбурга за 2009-2011 гг., тыс. руб. Составлено автором по: ;

Процесс доставки пенсий осуществляется организациями, после перечисления сумм назначенных пенсий на лицевые счета организаций. Процесс доставки осуществляется путем зачисления на счета кредитных организаций, отделениями Управления федеральной почтовой связи Свердловской области, ООО «Надежда».

Приведем динамику пенсионеров Управления ПФР в Чкаловском районе г. Екатеринбурга, по каждому способу доставки через Почту России, через кредитные организации, через организацию доставки пенсий ООО «Надежда». Данные отражены в таблице 7.

Таблица 7 - Количество пенсионеров, получающих пенсии различными видами в Чкаловском районе г. Екатеринбурга с 2009 по 2011 гг., чел Составлено автором по: .

Приоритетными способами доставки пенсий для пенсионеров в Управлении в Чкаловском районе г. Екатеринбурга являются: получение пенсий на счета кредитных организаций и через отделения Управления почтовой связи Свердловской области. С 2009 по 2011 гг. увеличилось количество пенсионеров, получающих пенсии через кредитные организации на 2537 человек. Данное увеличение свидетельствует о возрастающем доверии к банковскому сектору экономики. Произошло уменьшение количества пенсионеров, получающих пенсии через организацию доставки пенсий ООО «Надежда» на 1482 человека. Произошло увеличение количества пенсионеров, получающих пенсии через отделения Управления почтовой связи Свердловской области на 1441 человек. Данная система организации доставки пенсий является наиболее приемлемой для различных получателей пенсий и непосредственно каждому пенсионеру предоставляется право выбрать наиболее удобный способ.

Таким образом, технология работы Управления ПФР в Чкаловском районе г. Екатеринбурга по начислению и выплате пенсий строится по четырем основным направлениям: прием документов, назначение пенсий, перерасчет пенсий, выплата и доставка пенсий.

Для того чтобы организовать работу по взаимодействию с населением, в отделениях ПФР были созданы самостоятельные отделы по работе с обращениями граждан, а в Управлениях в составе отделов по назначению, перерасчету, выплате пенсий – специализированные группы по приему населения. Регистрация обратившихся на первых порах велась специалистами вручную. Эти меры позволили упорядочить сам процесс приема населения, повысить ответственность специалистов за консультацию и выданные рекомендации, организовать учет и ежедневный анализ обращений граждан. В то же время Пенсионный фонд искал варианты для повышения эффективности этой работы и новые пути развития взаимодействия с населением. В результате было принято решение о создании клиентских служб, которые должны были существенно повысить качество обслуживания граждан. Изначально они появились лишь в нескольких регионах. Уже в 2004 году начался процесс создания и развития клиентских служб во всех территориальных органах ПФР. К 2005 году клиентские службы действовали практически во всех регионах России.

Клиентские службы по праву называют визитной карточкой Пенсионного фонда. Развитие этого направления является для Пенсионного фонда одним из приоритетных.

Сегодня клиентская служба – это отдельно расположенный зал, в котором созданы максимально комфортные условия как для посетителей, так и для специалистов: удобные кресла, информационные стенды, кондиционеры, специальный вход для инвалидов-колясочников. В отдельных кабинах ведут прием специалисты: такая изолированность удобна и клиентам, и сотрудникам. Соблюдается конфиденциальность, тем самым вызывая у клиентов доверие и располагая к плодотворному общению, конструктивному решению проблемных вопросов.

Специалисты клиентских служб имеют доступ: в региональный список пенсионеров и застрахованных лиц, АРМ (автоматизированное рабочее место) «Назначение, перерасчет и выплата пенсий и ЕДВ», ПТК (программно-технический комплекс) СПУ (системы персонифицированного учета), ПТК (программно-технический комплекс) Страхователь, АРМ (автоматизированное рабочее место) «Конвертация», ПТК КС (программно-технический комплекс) «Клиентская служба», ПТК УПД (программно-технический комплекс) «Управление пенсионными делами» и ПТК НВП (программно-технический комплекс) «Назначение и выплата пенсий».

Ежегодно в клиентские службы территориальных органов ПФР обращается более 300 тысяч человек. Значительную часть составляют обращения по поводу выдачи справок (Приложение 9) - о размере пенсии, выплате пенсии и иных социальных выплат за 6 месяцев. В соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 указывается наименование территориального органа, так как он является автором документа. Заголовок к тексту включает в себя краткое содержание документа. Текст документа составлен на государственном языке Российской Федерации. Дата документа оформлена в последовательности: год, месяц, день месяца. В состав реквизита «подпись» входят наименование должности лица, подписавшего документ, личная подпись, расшифровка подписи.

Материнский (семейный) капитал

Материнский (семейный) капитал – средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки.

Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал – именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

Право на получение сертификата имеют следующие граждане Российской Федерации независимо от места жительства:

Женщина, родившая (усыновившая) третьего или последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее она не воспользовалась правом на дополнительные меры государственной поддержки;

Мужчина, являющийся единственным усыновителем второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшийся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г.

При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки у указанных лиц не учитываются дети, в отношении которых эти лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц;

Отец (усыновитель) ребенка независимо от его гражданства или статуса лица без гражданства, в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.

Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если он является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей;

Ребенок (дети в равных долях), не достигший совершеннолетия, и (или) совершеннолетний ребенок (дети в равных долях), обучающийся по очной форме в образовательных учреждениях любого типа и вида независимо от их организационно-правовой формы (за исключением образовательных учреждений дополнительного образования), до окончания такого обучения, но не более чем до достижения им возраста 23 лет, в случаях, если:

Отец (усыновитель ребенка), или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности, либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки;

Женщина, являющаяся единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, умерла или объявлена умершей, лишена родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершила в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности, либо если в отношении женщины отменено усыновление ребенка, в связи с которым у нее возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, при условии, что у отца (усыновителя) ребенка (детей) при этом не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки;

Граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное место жительства за пределы территории Российской Федерации и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации, подают заявление непосредственно в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Заявление о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Реквизит «наименование организации». В соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 указывается наименование территориального органа, так как он является автором документа. Заголовок к тексту включает в себя краткое содержание документа. Текст документа составлен на государственном языке Российской Федерации. Текст документа оформлен в виде соединения анкеты, таблицы. Текст разделен на пункты, которые пронумерованы арабскими цифрами.

Заявление о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (Приложение 10) подается с предъявлением документов (их копий, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке):

Удостоверяющих личность, место жительства лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки;

Удостоверяющих личность, место жительства и полномочия законного представителя (усыновителя, опекуна, попечителя);

Подтверждающих рождение (усыновление) детей;

Подтверждающих смерть женщины, родившей (усыновившей) детей, объявление ее умершей, лишение ее родительских прав, совершение ею в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности;

Подтверждающих смерть родителей (усыновителей) или единственного родителя (усыновителя), объявление умершими родителей (усыновителей) или единственного родителя (усыновителя), лишение родителей родительских прав, совершение родителями (усыновителями) в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:

а) осуществляет прием документов;

б) снимает копии с представленных документов, заверяет их и возвращает заявителю оригиналы документов;

в) проверяет достоверность содержащихся в документах (их копиях) сведений и в случае необходимости запрашивает дополнительные сведения в соответствующих органах;

г) регистрирует заявление;

д) в месячный срок со дня приема заявления со всеми необходимыми документами выносит письменное решение о выдаче сертификата или об отказе в его выдаче;

е) не позднее чем через 5 дней с даты вынесения решения о выдаче сертификата или об отказе в его выдаче направляет лицу, подавшему заявление, уведомление. В случае отказа в выдаче сертификата в уведомлении приводятся основания, в соответствии с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было принято такое решение;

ж) выдает сертификат.

Отказ в выдаче сертификата осуществляется по следующим основаниям:

а) отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";

б) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";

в) предоставление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки;

г) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.

Решение об отказе в выдаче сертификата может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд.

В случае возникновения права на материнский (семейный) капитал у ребенка (детей) сертификат оформляется на имя ребенка (каждого из детей) и выдается самому ребенку (детям), достигшему (достигшим) совершеннолетия, либо законному представителю (законным представителям) в порядке, установленном настоящими Правилами. По достижении ребенком (детьми) совершеннолетия либо по приобретении им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия законные представители обязаны передать сертификат ребенку (детям).

В случае утраты (порчи) сертификата территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации выдается его дубликат (Приложение 11) на основании заявления владельца сертификата (его законного представителя), в котором указываются обстоятельства утраты (порчи) сертификата.

В сертификате делается отметка "дубликат", проставляются номер и серия сертификата, взамен которого выдан дубликат. Номер и серия сертификата с отметкой "дубликат" заверяются печатью территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, выдавшего дубликат.

Изменение размера материнского (семейного) капитала в результате его пересмотра с учетом темпов роста инфляции либо в случае распоряжения его частью не влечет замену сертификата.

В случае изменения фамилии, имени, отчества владельца сертификата или данных документа, удостоверяющего личность, владелец сертификата (его законный представитель) вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации для внесения соответствующих изменений в сертификат с предъявлением документов, подтверждающих указанные изменения.

Бланки сертификатов являются документами строгой отчетности. Ответственность за учет, хранение и выдачу сертификатов несет должностное лицо, специально уполномоченное руководителем территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Детальные требования

Функциональные требования

3.2.1. Класс пользователей – ПТК КС ПФР

3.2.1.4. Реализовать ведение и сохранение информации раздела электронного выплатного дела гражданина «Паспорт электронного выплатного дела гражданина» в соответствии с приложением № 8 ТЗ.

3.2.1.4.1. Введение

Приложение №8 ТЗ демонстрирует интерфейс пользователя для работы с паспортом ЭВДГ. Паспорт ЭВДГ представляет собой набор сведений о получателе выплат, который должен состоять из следующих подразделов:

1) Наименование территориального органа ПФР;

2) Данные о гражданине;

3) Данные о представителе;

4) Данные электронного выплатного дела;

5) Адресная часть, состоящая из трех категорий адреса гражданина: Адрес места жительства, Адрес места пребывания, Адрес фактического проживания.

Все данные должны заполняться автоматически из Подсистемы управления процессами ПТК КС ПФР.

Подраздел «Данные о гражданине» должен состоять из следующих показателей: СНИЛС; Фамилия; Имя; Отчество; Дата рождения; Пол; Категория заявителя.

Подраздел «Данные о представителе» должен включать: Характер (вид) представительства, Фамилия, Имя, Отчество, Дата рождения, Наименование организации, Юридический адрес организации.

Подраздел «Данные электронного выплатного дела» должен включать: № ЭВДГ, Дата создания ЭВДГ, Статус актуальности ЭВДГ, Статус места хранения ЭВДГ, Статус движения ЭВДГ, Дата движения ЭВДГ, Регион убытия/прибытия ЭВДГ, Примечание к ЭВДГ, Место хранения выплатного дела гражданина на бумажном носителе.

Дата создания ЭВДГ должна назначаться автоматически в ПТК УПД в момент получения и обработки запроса на «Создание ЭВДГ».

№ ЭВД, Примечание к ЭВД и Место хранения выплатного дела на бумажном носителе могут вводиться в ручном режиме и являются необязательными для заполнения.

Адресная часть должна включать: Страна, Индекс, Регион, Город, Населенный пункт, Район, Улица, Дом, Корпус, Квартира.

Должна существовать возможность сохранения и отмены внесенных данных, а также редактирования данных паспорта ЭВДГ.

3.2.1.4.2. Последовательность «воздействие / реакция»

В процессе добавления паспорта ЭВДГ в ПТК УПД должны быть автоматически установлены: дата создания ЭВДГ, статус актуальности «Активное», статус места хранения «Действующая картотека», статус движения «Null».

В процессе сохранения паспорта ЭВДГ должны быть выполнены следующие проверки:

1) проверка на наличие существующего в ПТК УПД ЭВДГ;

2) проверка на полноту заполнения обязательных полей;

3) проверка на наличие адресных данных. Должен быть заполнен хотя бы один вектор из трех векторов адресной части: адрес регистрации (по прописке); фактический адрес (где живет); адрес места пребывания (временная прописка).

Если проверки пройдут успешно, то должно создаться новое ЭВДГ, и в БД ПТК УПД должны быть сохранены переданные в запросе ПТК КС ПФР реквизиты ЭВДГ. В противном случае, ПТК УПД в запросе-ответе должен сформировать сообщение об ошибке.

Воздействие 1: поступление запроса «Добавление ЭВДГ».

Реакция 1: считывание из реквизитов запроса СНИЛС получателя выплаты и других реквизитов.

Воздействие 1а : ЭВДГ с указанным СНИЛС существует в БД ПТК УПД.

Реакция 1а : формирование запроса «Результат добавления ЭВДГ» с сообщением об ошибке.

Воздействие 1б : ЭВДГ с указанным СНИЛС не существует в БД ПТК УПД.

Реакция 1б ID ЭВДГ.

Воздействие 1в : Не все обязательные поля заполнены.

Реакция 1в

Воздействие 1г : Все обязательные поля заполнены.

Реакция 1г : формирование запроса-ответа «Результат добавления ЭВДГ» с указанием ID ЭВДГ.

Воздействие 1д : Адресная часть заполнена.

Реакция 1д : формирование запроса-ответа «Результат добавления ЭВДГ» с указанием ID ЭВДГ.

Воздействие 1е : Адресная часть не заполнена.

Реакция 1е : формирование запроса-ответа «Результат добавления ЭВДГ» с сообщением об ошибке.

Воздействие 2: поступление запроса «Обновление ЭВДГ».

Реакция 2: считывание из реквизитов запроса новых значений реквизитов ЭВДГ. Определение реквизитов, подвергшихся изменению. Занесение сведений об измененных полях в таблицу истории ЭВДГ. Обновление данных ЭВДГ в БД ПТК УПД. формирование запроса-ответа «Результат обновления ЭВДГ» с указанием ID ЭВДГ.

3.2.1.4.3. Связанные функциональные требования

Данная функция связана с функциями 3.2.1.1 и 3.2.2.1.

3.2.2 Классы пользователей – Администратор базы данных и хранилища ПТК УПД и Системный администратор ПТК УПД

Осуществить сопряжение классификаторов, указанных в подпункте 1.1.1 Технического задания, с классификаторами ПТК КС ПФР, включая выполнение задачи перекодирования (маппинга) существующих классификаторов в ПТК УПД на уточненные классификаторы.

3.2.2.1.1. Введение

В настоящее время достигнуто единое мнение разработчиков комплексов ПТК КС и ПТК УПД относительно способа использования классификаторов, указанных в подпункте 1.1.1 Технического задания. Классификатор статусов электронного выплатного дела гражданина реализован внутри кода в соответствии со значениями, представленными в Приложении 1 Технического задания. Классификаторы разделов электронного выплатного дела гражданина, видов выплат, типов пенсионных действий и результатов рассмотрения хранятся в БД ПТК УПД и используются совместно с ПТК КС. Классификаторы типов распорядительных документов, типов документов и видов массовых операций на текущий момент реализованы в каждом комплексе самостоятельно в соответствии с приложениями 4, 5Технического задания и обсуждениями на рабочем совещании по результатам предварительных приемо-сдаточных испытаний ПТК КС ПФР и ПТК УПД.

В результате анализа предметной области выявилась несколько иная проблема, связанная с задачей сопряжения классификаторов. В регионах ведение справочников осуществляется автономно, в связи с этим содержание справочников в каждом регионе очень сильно разнится. Поэтому необходимо в первую очередь согласовать региональные справочники ПТК УПД. Это необходимо, в первую очередь, для выполнения приема/передачи ЭВДГ при миграции граждан из региона в регион. Трудность согласования региональных справочников сопряжена с наличием действующей картотеки электронных выплатных дел в регионах. Простая замена содержимого справочников приведет к невозможности организации работы с частью действующей картотеки электронных выплатных дел. Первичная работа по сопряжению региональных справочников ПТК УПД должна состоять в ручном установлении соответствия значения используемого справочника со значением уточненного справочника. В рамках данной задачи под сопряжением понимается установление соответствия записей одного справочника записям другого справочника в интерактивном режиме. По согласованию с заказчиком выбраны для сопряжения два вида справочников: «Классификатор наименований разделов электронного выплатного дела гражданина» и «Классификатор видов выплат». Первый справочник является уточнением справочника «Категории выплат» ПТК УПД, который можно синхронизировать автоматически, т.к. его содержание позволяет сделать однозначное соответствие записям уточненного справочника. Классификатор видов выплат невозможно синхронизировать автоматически, поскольку анализ региональных справочников видов выплат показал большое разнообразие заполнения полей справочника. Для справочника видов выплат необходимо разработать интерфейсную форму для «ручного» установления соответствий записей используемого (далее – старого) и уточненного справочников.

3.2.2.1.2. Последовательность «воздействие / реакция»

Автоматическое сопряжение справочников должно выполняться программно путем запуска соответствующего скрипта. Запуск скрипта должен осуществлять администратор системы ПТК УПД. «Ручное» установление соответствий записей должен выполнять администратор базы данных и хранилища ПТК УПД. В интерфейсе администратора базы данных и хранилища ПТК УПД должен быть функциональный элемент – команда меню, который позволяет перейти на интерфейсную форму для «ручного» установления соответствий. На этой форме в отдельных окнах должно быть отражено содержимое используемого и уточненного справочников видов выплат. Указав значение из используемого справочника, и указав соответствующее ему значение из уточненного справочника, можно в явном виде установить соответствие записей. При установлении соответствия может возникнуть 5 вариантов:одна«устаревшая» запись соответствует одной«новой» записи, одна«устаревшая» запись соответствует нескольким «новым» записям, несколько «устаревших» записей соответствуют одной «новой» записи, для «устаревшей» записи нет соответствия среди «новых» записей, среди «устаревших» записей не найдено соответствия для «новой» записи. Для первого и третьего вариантов в дальнейшем возможен автоматический переход на новые значения вида выплаты в электронных выплатных делах. Для второго и четвертого вариантов необходимо «вручную» устанавливать вид выплаты в электронных выплатных делах на «новое» значение. Пятый вариант не требует коррекции существующих электронных выплатных дел. Поэтому для первого и третьего вариантов устанавливается соответствие между записями двух сопрягаемых справочников и делается отметка о возможности автоматического перехода на новые значения вида выплаты в электронных выплатных делах. Для второго и четвертого вариантов делается отметка о необходимости «ручного» установления вида выплаты в электронных выплатных делах на «новое» значение.

Вышеописанное предполагает следующую последовательность пар «воздействие / реакция»:

Воздействие 1: Активизировать синхронизацию справочников из главного меню.

Реакция 1: Отображение таблицы соответствий. До начала операции она должна быть пустой. Наличие ссылки перехода на форму для «ручного» установления соответствий записей старого и уточненного справочников.

Реакция 2: Отображение записей двух сопрягаемых справочников в двух таблицах.

Воздействие 3: Выбор одной записи старого справочника и выбор одной записи уточненного справочника. Установление соответствия.

Реакция 3: Установление связи. Отображение установленного соответствия в таблице соответствий в виде одной строки таблицы.

Воздействие 4: Выбор одной записи старого справочника и выбор n

Реакция 4: Связи не устанавливаются. В таблице соответствий для каждой выбранной старой записи выставлена отметка о необходимости «ручного» установления вида выплаты.

Воздействие 5: Выбор n записей старого справочника и выбор одной записи уточненного справочника. Установление соответствия.

Реакция 5: Установление связи. Отображение установленных соответствий в таблице соответствийв виде n строк таблицы.

Воздействие 6: Выбор n записей старого справочника и явное указание отметки о необходимости «ручного» установления вида выплаты в ЭВД.

Реакция 6: В таблице соответствий для каждой выбранной старой записи выставлена отметка о необходимости «ручного» установления вида выплаты.

Воздействие 7: Выбор n записей уточненного справочника. Установление соответствия.

Когда приходит время назначения пенсии, мало кто из граждан задумывается о том, какой объем работы нужно для этого выполнить специалистам Пенсионного фонда.

Исполняя требования закона, в процессе назначения и выплаты пенсии гражданину они рассматривают все представленные документы, дают полную и всестороннюю оценку содержащимся в них сведениям. Только после этого выносится решение об установлении пенсии.

Исключительно важную роль в процессе назначения пенсий играет программное обеспечение. База Пенсионного фонда о застрахованных лицах и получателях пенсий и социальных выплат постоянно поддерживается в актуальном состоянии. В 2013 году в Пенсионном фонде началась опытная эксплуатация нового программно-технического комплекса по назначению и выплате пенсий (ПТК «НВП»), единого для специалистов Пенсионного фонда по всей стране. В течение полутора лет проходил непростой процесс изучения нового комплекса, обучения специалистов работе на нем и переход со старых, уже изученных в работе программ, на новую. Сделать это нужно было так, чтобы сложная система работала как единый механизм, без сбоев и ошибок.

Внедрение нового программного комплекса «Назначение и выплата пенсий» позволяет значительно ускорить процессы назначения пенсий, гарантирует достоверность и учет всех параметров: стажа, страховых взносов, льготных периодов. Важно, что этот комплекс технологически «завязан» на другие программные комплексы Пенсионного фонда. Это обеспечивает полноту и достоверность данных о пенсионных правах граждан и минимизирует их личное участие при оформлении пенсионных выплат.

Как же организована работа по учету пенсионных прав граждан? Каким образом она отражается в программном комплексе «Назначение и выплата пенсий»?

Пенсионный фонд РФ с 2002 года ведет учет пенсионных прав граждан на их индивидуальных лицевых счетах в системе персонифицированного учета, которая отображает сведения о периодах трудовой деятельности, заработной плате до 01.01.2002 г., суммах начисленных и уплаченных с 2002 г работодателем или лично гражданами страховых взносов. Эта информация отражена на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, идентификатором которого является зеленая карточка – СНИЛС.

Для того, чтобы сведения о стаже и заработке за периоды до регистрации гражданина в системе персонифицированного учета были максимально учтены, территориальными органами ПФР проводилась и проводится заблаговременная работа с гражданами и работодателями по сбору, проверке этих сведений и их отражению на индивидуальных лицевых счетах.

В рамках этой работы формируются электронные макеты документов будущих пенсионных дел, что в дальнейшем ускоряет процесс назначения пенсий. Необходимая для назначения пенсии информация вводится в ПТК «НВП», который контролирует полноту и правильность ввода информации, а также автоматически выбирает наиболее выгодный вариант расчета размера пенсии или указывает наиболее выгодный вариант пенсионного обеспечения.

Конечно, работа по новой программе – это серьезная дополнительная нагрузка для специалистов Пенсионного фонда. Для того, чтобы правильно освоить ее и применять на практике, в Отделении была создана специальная группа, в состав которой вошли специалисты отделов назначения, выплаты пенсий, социальных выплат, программисты. Они внимательно изучали особенности нового программного комплекса, а затем проводили обучение сотрудников Отделения и районных подразделений.

О том, что в Пенсионном фонде проводится такая работа, не знали, пожалуй, только его посетители. Многочисленные переработки, служебные командировки и работа в выходные дни стали обычным делом в этот непростой период.

С 1 октября 2014 года все 18 территориальных органа Пенсионного фонда РФ Республики Карелия полностью перешли на работу нового программного комплекса «Назначение и выплата пенсий», поэтому пенсии в октябре месяце выплачивались по новой программе.

Чем больше район республики, тем больше работы ложится на плечи специалистов, которые иногда трудятся до позднего вечера. Однако для жителей Карелии такое значимое событие прошло незамеченным - а это и является главным показателем успешной работы.

Управляющий ОПФР по РК Николай Левин лично контролировал это направление работы. Во время командировок в районы он всегда общается со специалистами, занимающимися новой программой.

Во время недавней командировки в Калевальский район на вопрос Николая Ивановича о ходе освоения ПТК НВП руководитель группы назначения и выплаты Татьяна Карху с улыбкой ответила: «Все хорошо!»

Автоматизатор Калевальского отдела Пенсионного фонда Михаил Тумаш рассказал, как осваивался комплекс: «Программный комплекс мы ввели в промышленную эксплуатацию к 1 октября. До этого времени специалисты изучали основы работы в программе. Стоит отметить ряд достоинств ПТК НВП. Понятный интерфейс, удобство сохранения документов разных форматов, необходимых для выплат, основы выплаты те же, что и в программе УФА, которую специалисты использовали раньше. Если программу «НВП» еще доработать, она будет просто великолепной».

Освоение нового программного комплекса – это лишь один из больших этапов в работе сотрудников Пенсионного фонда Карелии. В скором времени будет реализована возможность подачи заявлений об установлении пенсии в электронном виде с электронной подписью через Единый портал государственных услуг, через личный кабинет застрахованного лица, многофункциональный центр. Сейчас ведется разработка сервиса, представляющего гражданам информацию о ходе рассмотрения заявления о назначении пенсии. На сайте ПФР через личный кабинет застрахованного лица, который будет запущен в 2015 году, граждане получат доступ к информации о формировании пенсионных прав в системе обязательного пенсионного страхования.

Значит, впереди – новые задачи и пути их решения!