Конспект занятия по развитию зрительного восприятия в ДОУ для детей с нарушением зрения (средняя группа) «На лесной поляне (насекомые). Конспект занятия с детьми с нарушением зрения «Настроение

Конспект

коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения из серии «Маша и медведь»(подготовительная группа).

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Закреплять знания детей.

Способствовать расширению и обогащению активного словаря детей.

Развивающие задачи:

Продолжать развивать психические процессы: мышление, память, внимание.

Способствовать развитию познавательной активности.

Коррекционные задачи:

Продолжать развивать зрительное восприятие, сохранные анализаторы.

Способствовать развитию зрительных функций: локализации, прослеживания, остроты зрения.

Совершенствовать зрительно-моторную координацию.

Развивать мелкую моторику.

Воспитательные задачи:

Воспитывать умение взаимодействовать с партнерами, желание оказывать помощь.

Оборудование: видеозапись отрывков из мультфильма «Маша и медведь»; двухсторонние мольберты с магнитной стороной; объемные геометрические фигуры, «чудесный мешочек»; дольки фруктов на блюдце; корзинка с прищепками оранжевого, зеленого, желтого цвета, изображение ствола дерева, цветка, солнышка без лучей; карточки с буквами и цифрами; плоскостные изображения сарафана и косынки - 7 оттенков оранжевого цвета; индивидуальные карточки-схемы; карточки с изображением фруктов и стаканчиков; цветные магниты, цветной конструктор; цветные карандаши; баночки с мыльными пузырями.

Ход занятия

Организационный момент

Тифлопедагог предлагает поприветствовать гостей, а затем встать к зрительным ориентирам, лежащим на полу (плоскостные изображения цветов).

II . Основная часть

По отрывку из мультфильма детям предлагается узнать, какая сказка пришла к ним в гости. (Дети стоят спиной к экрану. Демонстрируется отрывок из мультфильма «Маша и медведь» серии «Весна пришла». Дети поворачиваются к экрану и смотрят отрывок после того, как узнали на слух мультфильм.).

Сегодня Мишке понадобится ваша помощь, дети. Он решил устроить для своих друзей праздник. Поможем ему?

А что такое праздник? (Ответы детей).

Это радостное событие, торжество, когда все радуются, веселятся, устраивают игры, розыгрыши, готовят сюрпризы. И, конечно, вокруг все очень красиво. Давайте поможем Мишке создать праздничную обстановку.

Задание «Укрась цветок… »

С помощью прищепок детям предлагается сделать солнышку лучики, цветку - лепестки, а елочке - зеленые ветки. После выполнения задания предметы прикрепляются с помощью магнитов на мольберт.

Задание «Зажги гирлянду»

Дети определяют последовательность чередования огоньков (по цвету, форме, величине) и продолжают ряд из цветных магнитов. В зависимости от вида косоглазия (сходящееся, расходящееся) задания выполняются на мольберте (где уже прикреплены солнце, елочка, цветок) или из конструктора на полу.

Задание «Угадай, кто придет к мишке в гости»

Расставьте цифры по порядку, внизу прочитайте слово и вы узнаете, кто придет к Мишке в гости (лисичка, зайчик, Машенька, волк, ежик).

Детям предлагается без зрительной опоры вспомнить, кто придет в гости.

Сколько зверей придет в гости?

А сколько людей?

Сколько всего гостей будет у Мишки?

Задание «Помоги Маше подобрать наряд к празднику»

Детям предлагается вспомнить, во что была Маша одета в мультфильме.

Какого цвета все сарафаны? (оранжевые)

Чем они отличаются друг от друга? (оттенком)

Подберите к сарафану косынку того же оттенка.

Разложите сарафаны в ряд от самого светлого к самому темному (7-8 оттенков).

Задание «Помоги зверятам добраться до Мишкиного дома»

Детям предлагают схемы пути и карточки с изображением животных. Используя слова, обозначающие пространственные понятия (налево, направо, вперед, вверх, вниз), дети рассказывают, как дойти до дома медведя.

Молодцы, сейчас гости смогут легко добраться до домика медведя.

Задание «Приготовим сок»

Тифлопедагог предлагает определить на вкус, из чего Мишка приготовит сок для своих друзей. Образовывают прилагательные: яблочный, апельсиновый, лимонный, грушевый. Делают обобщение «фруктовые соки».

Затем детям предлагаются перфокарты с изображенными с левой стороны фруктами и стаканчиками - с правой.

Дети называют, какие фрукты изображены с левой стороны карточки, проводят пальчиком по извилистой дорожке (прослеживая глазами), находят соответствующий фрукту стаканчик и дорисовывают в нем сок до отметки, подобрав по цвету карандаш.

Задание «Сюрприз»

Мишка приготовил для своих друзей сюрприз. Хотите узнать, какой?

Детям предлагается назвать лежащие на подносе объемные геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр, призма).

Я знаю, что сюрприз имеет форму цилиндра. Попробуйте его найти в «чудесном мешочке».

Дети достают баночки с мыльными пузырями.

Игры детей с мыльными пузырями под видеозапись «Песенка друзей» муз. В. Богатырева, сл. В.Червяцова. Прослеживание глазами движения мыльных пузырей.

III .Заключительная часть

Ребята, наша сказка подходит к концу. Мишка благодарит вас за помощь в организации праздника. Сегодня вы еще раз убедились в том, как хорошо иметь друзей и помогать тому, кто нуждается в помощи.

Форма проведения: индивидуальная (возраст детей 5 лет; зрительная патология-гиперметропия и амблиопия средней степени, сходящиеся косоглазие);

Развитие зрительного восприятия. Формирование представлений и системе эталонов цвета. Развитие сенсорных операций. Использование ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка №1375

Дошкольное отделение. Структурное подразделение 5.

Конспект индивидуального занятия по развитию зрительного восприятия у детей с ОВЗ

(нарушение зрения)

Тема: "На прогулке по аллее сада ".

Тема: "На прогулке в аллее сада"

Форма проведения: индивидуальная (возраст детей 5 лет; зрительная патология-гиперметропия и амблиопия средней степени, сходящиеся косоглазие); Закрепление пройденного материала.

Предварительная работа: индивидуальная работа с ребенком по освоению программного материала по развитию сенсорных представлений (величина).

Цели: Развитие зрительного восприятия. Формирование представлений и системе эталонов цвета. Развитие сенсорных операций.

Задачи:

Коррекционные:

Закрепить представление о цвете предметов.

Учить находить предмет нужного цвета, согласно стихотворному тексту. - Закрепить представление о длине предметов, учить отражать в речи сравнение предметов по длине.

Развитие глазомерных и глазодвигательных возможностей глаза, прослеживающей функции глаза, формирование навыков зрительного анализа.

Развитие умения зрительно анализировать изображение, выделяя его части, развитие целостного зрительного восприятия.

Развитие мелкой моторики рук, абстрактного и пространственного мышления, зрительно - моторной координации.

Предаппаратная подготовка к лечению на аппаратах ортопто-диплоптического периода лечебно-восстановительного периода.

Общеобразовательные:

Развивать связную речь

Расширять представления об окружающем мире.

Воспитательные:

Учить уважительно относиться к своим товарищам;

Учить слушать высказывание другого ребенка.

Воспитывать любовь к труду и творчеству.

Средства коррекции: Очки, окклюзии, зрительные упражнения и гимнастики, профилактика зрительного утомления, соответствующий подбор методик и нагрузок.

Оборудование: тетрадь для индивидуальной работы, ТСО - компьютер, смарт ноутбук технология, лазерная указка, аудиозапись на тему зимней природы.

Словарная работа: круглая форма, длина, длиннее, самый длинный и т.д.

Руководство учебно-познавательной деятельностью:

Формирование сенсорного опыта: Задается игровая ситуация для пополнения сенсорного опыта и мотивации действий при зрительном сравнении предметов и локализации цвета.

Формирование приемов и способов умственной деятельности:

Формирование навыков зрительного сравнения предметов по сенсорным признакам.

Коррекционная направленность методов обучения и воспитания: поэтапное изложение материала, постоянное проговаривание, сочетание зрительного и тактильно – двигательного восприятия.

Ожидаемый эффект компенсации дефекта:

Совершенствование навыков локализации цвета; зрительного выделение величин и форм. Развитие необходимых умений для лечения на аппаратах ортопто-диплоптического периода.

Ход занятия.

  1. Зрительная гимнастика:

Сегодня мы с тобой отправляемся на прогулку в парк. Но на улице холодно, чтобы нам не замерзнуть мы отправимся в путь вместе со снежинкой, которая часто прилетает в нашу группу. Подними голову вверх, следи внимательно за лучиком-снежинкой глазами.

Вот полетела снежинка по кругу, остановилась, спряталась и вновь полетела, но уже в другую сторону.

А теперь закрой глаза, открой их, поморгай, вновь закрой и постой несколько минут с закрытыми глазками.

Вот мы на улице.

2. Задание « Расставь скамейки».

Тифлопедагог читает стихотворение, ребенок выставляет скамейки того цвета, о котором говорится в произведении.

"Скамейки".

В нашем парке на аллейке

Разноцветные скамейки:

На коричневой скамейке (выставить скамейку коричневого цвета)

Две шумливые семейки.

На другой скамейке, белой, (Выставить белую скамейку)

Только девочка сидела.

А в близи скамейки красной (Выставить красную скамейку)

Лег бульдог большой, опасный.

Бабушка сидит на синей, (Выставить синюю скамейку)

На коленях кот в корзине.

Два рабочих взяли рейку -

Чинят желтую скамейку. (Выставить желтую скамейку)

Мы усядемся с тобой

На скамейке голубой. (Выставить скамейку голубого цвета)

А на самой отдаленной,

На скамеечке зеленой - (Выставить скамейку зеленого цвета)

Вырезные листья клена.

Всем хватило по скамейке

В нашем парке на аллейке.

Леонид Яхнин.

Посмотри внимательно, чтобы слева скамейки стояли ровно.

Скамейка, какого цвета, самая длинная?

Скамейка, какого цвета, самая короткая?

(работа занимает 2 мин)

3. Упражнение на снятие зрительного и физического утомления.

Садись удобней, закрой глаза, слушай стихотворение и музыку, она поможет нам вернуться в детский сад.

Педагог под музыку читает стихотворение:

Есть песня у метели, и есть у ручейка,

Есть песенка у ели и у березняка,

У вербы на опушке,

У жабы, у лягушки,

Лисенка и зайчишки,

И у малышки-мышки.

И надо слушать песни,

Молчать и не дышать,

Потом все песни вместе

Слегка перемешать.

2. Задание "Волшебная книжка" Тифлопедагог: Посмотри, волшебница-снежинка приготовила тебе еще одно задание. В парке лежит чудесная книжка. Странички у этой книжки не простые. Что нарисовано на этой страничке? (Яблочко, подсолнух, колобок, божья коровка).

Но не все разукрасил художник в книжке. Ты тоже можешь стать художником, но мы будем не раскрашивать, а накладывать картинки. Какой формы все предметы, которые ты будешь накладывать? (Круглой).

Ребенок, под руководством педагога находит нужные предметы и накладывает силуэтное/рисованное изображение на соответствующий контур предметы (добиваясь полного совмещения, 2 мин).

4. Зрительная гимнастика на релаксацию. Закрой глазки и досчитай до пяти.

5.Задание.Собери из частей целую божью коровку. Посмотри, здесь снежинка оставила для тебя подарок, собери из частей божью коровку.

Снова закроем глазки, теперь я досчитаю до 10 и мы вернемся обратно (в это время распечатывается лист).

6. Итог занятия.

Тифлопедагог: открой глаза, вспомни, где мы сегодня были, что тебе понравилось больше всего.

7.Задания педагогам группы : при необходимости продолжить работу по совмещению и наложению предметов различных модальностей.


педагогический образовательный занятие зрение

Проведенного в старшей группе №3

время: 9.00-9.20

Тема: Объемные тела

Цель: Развитие зрительного восприятия. Формирование представлений и системе эталонов цвета. Развитие сенсорных операций.

Задачи

Образовательные:

Развивать связную речь

Расширять представления об окружающем мире.

Обучающие:

Учить находить предмет нужного цвета, согласно стихотворному тексту.

Закрепить представление о цвете предметов.

Закрепить представление о длине предметов, учить отражать в речи сравнение предметов по длине.

Коррекционно-развивающие:

Развитие глазомерных и глазодвигательных возможностей глаза, прослеживающей функции глаза, формирование навыков зрительного анализа.

Развитие умения зрительно анализировать изображение, выделяя его части, развитие целостного зрительного восприятия.

Развитие мелкой моторики рук, абстрактного и пространственного мышления, зрительно - моторной координации.

Предаппаратная подготовка к лечению на аппаратах ортопто-диплоптического периода лечебно-восстановительного периода.

Оборудование:

тетрадь для индивидуальной работы, смарт ноутбук технология, лазерная указка, аудиозапись на тему зимней природы, презентация «Офтальмотренажёр Снежинки».

Ход занятия:

Коррекционные цели и задачи:

1. Совершенствование ощущений при восприятии различных геометрических тел, способности осуществлять зрительно-осязательный перенос.

2. Развитие способности располагать геометрические тела на микроплоскости в соответствии со схемой, объяснять их местоположение.

3. Закрепление умения последовательно обследовать и описывать объемное тело.

4. Формировать умение узнавать объемные тела, выполненные в прямоугольной проекции.

Материал:

Демонстрационный: геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус; схемы геометрических тел, выполненные в прямоугольной проекции.

Раздаточный: индивидуальные фланелеграфы, подставки, листы, карандаши, геометрические трафареты, лоточки, муфты, набор деревянных геометрических тел на каждого ребенка, геометрические фигуры, схемы пространственного расположения геометрических тел.

Ход занятия:

Дети, сегодня вы побываете в гостях у объемных тел, они приготовили для вас интересные задания. (Дети подходят к демонстрационному столу, который накрыт скатертью зеленого цвета, на котором стоят объемные тела).

Вы видите их на столе, назовите их. (Дети называют геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус). Почему их еще называют объемными телами? (Их можно рассмотреть со всех сторон).

На столе вы видите схемы, определите, какие объемные тела изображены на них, объясните почему. (Конус и шар).

Ду «Узнай объемное тело по схеме».

Дети проходят и садятся за столы.

Перед вами муфты, вы будете доставать из нее только те объемные тела, которые вам буду называть. (Педагог называет геометрические тела которые спрятались в муфте).

Ду «Волшебная муфта».

Молодцы, вы справились с заданием. Теперь вам надо расставить геометрические тела на рабочем поле так, как показано на схеме.

Ду «Расставь по схеме».

Теперь расскажите о том, как расставлены геометрические тела на вашем рабочем поле. (Ответы детей).

Ду «Расскажи, как расставлены геометрические тела».

Теперь сложите геометрические тела в лоток и сверху положите муфту. Давайте немного отдохнем, встанем и выполним зрительную гимнастику.

Зрительная гимнастика «Вот стоит большая елка»

Хорошо, садитесь и послушайте новое задание, которое для вас приготовили цилиндр и куб. (Педагог показывает их детям). Они предлагают вам из геометрических фигур, которые лежат в лоточках, выбрать те, которые соответствуют их главному виду и виду сверху и выложить их на рабочем поле (индивидуальном фланелеграфе). Вспомните, какие геометрические фигуры будут соответствовать главному виду и виду сверху цилиндра и куба. (Куб - главный вид и вид сверху-квадрат, цилиндр - главный вид-пряпоугольник и вид сверху-круг).

Ду «Выложи два вида цилиндра и куба».

Прежде чем приступить к выполнению следующего задания, давайте разогреем руки с помощью пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика «Апельсин».

«АПЕЛЬСИН»

Мы делили апельсин (Дети разламывают вообр. апельсин)

Много нас, (Показывают 10 пальцев)

А он один. (Показывают 1 палец)

Эта долька - для ежа (Загибают по очереди пальцы)

Эта долька - для стрижа

Эта долька - для утят.

Эта долька - для котят.

Эта долька = для бобра.

А для волка - кожура. (Бросательное движение правой рукой)

Он сердит на нас - Беда!!! (Прижимают кулачки к груди)

Разбегайтесь - Кто куда! (Бегут пальцами по столу)

Теперь цилиндр и куб предлагают вам при помощи геометрического трафарета изобразить свои вид спереди и вид сверху. Найдите на нем нужные геометрические фигуры и обведите их карандашом.

Ду «Нарисуй два вида».

Хорошо, теперь заштрихуйте два вида цилиндра слева направо (горизонтальная штриховка), а два вида шара сверху вниз (вертикальная штриховка).

Объемные тела благодарят вас за то, что справились со всеми заданиями, которые они вам предложили. За это они вам дарят игру «Найди недостающий вид», чтобы вы о них не забывали.

3. Схема анализа психолого-педагогического обследования ребенка с сенсорными нарушениями

Общие сведения о ребенке старшей группы №3

Дата рождения

Жалобы родителей: Плохое зрение

Заключения специалистов:

Отоларинголога здоров

Психоневролога здоров

Педиатра здоров

психолога здоров

Логопеда артикуляционный аппарат развит в соответствии с нормой

Заключение психолого-медико-педагогической комиссии: Гиперметропированный астигматизм средней степени.

Анамнестические данные

Данные о протекании беременности и родов: Беременность первая, токсикоз 1-2 триместр, перенесенное ОРВИ в сроке 11 недель, внутриутробная гипоксия плода, преждевременные роды в сроке 35 недель

Вес и рост при рождении: 2350 кг, 50 см.

Вид вскармливания ребенка до года: грудное.

Развитие ребенка в первые годы жизни

Сон: спокойный

Аппетит: в номе

Характеристика условий воспитания

Где воспитывался ребенок до поступления в специальную группу (дома с родителями, бабушкой, в детских яслях, в общеобразовательном детском саду): Дома.

Социокультурный статус семьи

Характер взаимоотношений в семье: В семье положительные взаимоотношения.

Есть ли единство требований при воспитании ребенка: Есть.

Возможности членов семьи и домашние условия для общего психического развития ребенка: Возможности и домашние условия благоприятные для общего психического развития ребенка.

Отношение членов семьи к зрительному нарушению ребенка (безразличное, болезненное, постоянная фиксация на дефекте): Родители не фиксируют свое внимание на дефекте.

Данные о состоянии психофизиологического развития ребенка

Состояние представлений об окружающем (характер сведений о самом себе, понимание родственных связей, степень ориентировки в окружающем мире и точность доступных возрасту представлений о нем): Владеет представлениями об окружающем, понимает родственные связи.

Уровень владения программным материалом, навыками и умениями по всем разделам обучения в детском саду: Навыки овладения программным материалом в соответствии с возрастной нормой.

Трудности при овладении элементарными математическими представлениями, изобразительной и конструктивной деятельностью, особенности игровой и элементов трудовой деятельности и др., особенности поведения при выполнении различных видов деятельности: Особых трудностей при овладении ФЭМП не испытывает, трудности возникают при проведении параллельных горизонтальных и вертикальных линий, обведении шаблонов. В игре ребенок берет на себя главные роли, лидирует, владеет диалогической речью.

Характеристика высших психических функций

Особенности восприятия (зрительного и слухового): Ребенок не всегда быстро находит интересующий объект, особенно если он не подкреплен звуковым сопровождением.

Характеристика основных свойств внимания (объема, устойчивости, переключаемости, распределяемости): Средний объем, внимание устойчивое, легко переключается.

Уровень развития эмоционально-волевой сферы

Особенности проявления эмоций и чувств: Эмоционален, но не вспыльчив, часто обижается по незначительным причинам.

Преобладающий тип настроения (подавленное или радостное, устойчивое или неустойчивое, легко изменяющееся от незначительных причин): Преобладает в основном в хорошем расположении духа.

Волевые качества (целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, слабость волевого напряжения и др.). Решителен, самостоятелен, редко обращается за помощью.

Особенности характера и поведения ребенка

Контактность (легко вступает в контакт и смущается в незнакомой обстановке): Легко вступает в контакт со сверстниками и посторонними людьми.

Спокойный или беспокойный: Спокойный.

Конфликтный в поведении, в процессе общения со сверстниками, взрослыми: Старается избегать конфликтных ситуаций.

Добрый, ласковый: Добрый, отзывчивый.

Аккуратный или неряшливый: Аккуратный.

Развитие двигательных функций ребенка

Состояние общей и мелкой моторики. Имеются нарушения мелкой моторики (тяжело дается шнурование). Общая моторика без особенностей.

Характеристика ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания и др. Ходьба динамичная, бег стремительный, при прыжках с разбега левая нога ведущая, навыки метания развиты не в достаточной мере.

Тип ведущей руки: Правая.

Развитие двигательных умений, связанных с самообслуживанием (завязывание и развязывание шнурков, застегивание и расстегивание пуговиц и пр.) Навыки самообслуживания развиты в пределах возрастной нормы.

Состояние речи ребенка

Импрессивная сторона речи (понимание диалога, связной речи, предложений, грамматических категорий и форм): Ребенок хорошо владеет диалогической речью. Речь богата прилагательными, имеет сложные эмоциональный окрас. Предложения полные, развернутые.

Экспрессивная сторона речи (общее звучание речи: внятность, темп, ритм, интонационная выразительность, особенности речевого дыхания и характеристика голоса; уровень развития связной речи, объем и типы употребляемых предложений, количественная и качественная характеристика активного словарного запаса, грамматическое оформление речи, особенности звукопроизношения: Речь не быстрая, ритмичная, внятная, эмоционально окрашенная. Ребенок имеет обширный словарный запас. Речевое дыхание в норме. Предложения логически и лексически связанны.

Основные направления коррекционной работы

1. Развивать мелкую моторику;

2. Продолжать развивать зрительный анализатор, глазомер.

3. Обогащать знания об окружающем мире.

4. Улучшать навыки пространственной ориетрировки.

Конспект коррекционного занятия в подготовительной группе.
Автор: учитель-дефектолог Сёмина Ирина Аркадьевна.
Тема: «Видим, слышим, узнаём- мир предметов познаём».

Цель: развитие сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения.

Коррекционные задачи:
Формировать представления детей об органах чувств как важных помощниках человека в познании окружающего мира.
Развивать систему анализаторов.
Развивать зрительное цветовосприятие, умение выкладывать оттенки одного цвета по насыщенности; развивать глазомер, выстраивать полоски в ряд по высоте от меньшего размера к большему.
Совершенствовать навыки ориентировки в макро пространстве, активно употребляя в речи пространственную терминологию.
Расширять представления о свойствах и качествах предметов с опорой на алгоритм, и без него.

Материал: цветные карточки 3 штуки, баночки с разными запахами 6 штук, чеснок, укроп, апельсин, свежий огурец, духи. Светофор 3-х цветной – на каждого ребёнка, тарелочка с разными вкусовыми предметами (апельсин, свежий огурец, солёный огурец, редька, лимон, мятные конфеты). Музыкальный молоток, карточки с изображением органов чувств человека 5 штук, чудесный мешок 2 штуки с разными видами мелких игрушек, полоски разного размера.

Методические приёмы: вопросы, указания, загадки, подвижная игра
«Дружные пальчики», дидактическое упражнение «Найди место предмета», «Где позвонили?», «Кто самый внимательный?», «Узнай по запаху»,
«Угадай по вкусу», «Определи на ощупь», «Что опасно, что полезно» — раздели на группы.

Примечание: острота зрения в очках окклюзия на лучше видящем глазу.

Ход занятия.
Организационный момент.

Цель. Создание у детей положительного эмоционального настроя.
— Как мы смотрим?
Вот так
— Как мы слышим?
Вот так
Как мы дышим?
Вот так
Как мы нюхаем?
Вот так
Как пищу пробуем?
Вот так
Как живём?
Вот так.

Пальчиковая гимнастика проводят дети самостоятельно.
Загадка об органах чувств.
По форме –овалы
По краю – мохнаты
Как придёт беда
Потечёт вода
(Глаз).

На голове они сидят
Все слышат, но не говорят (Уши)

Горка есть, а у горы
Две глубокие норы
В этих норах воздух ходит
То заходит, то выходит (Нос)

Он нам кушать помогает
Вкус прекрасно различает
Без умолку каждый день
Говорит ему не лень (Язык)

Дети выкладываю на доску карточки с изображением отгадок.
Как назвать одни словом? Органы чувств человека.

Всего их пять. Чтобы много знать, лучше и полнее познавать окружающий мир необходимо развивать наши органы чувств. Дети, а вы хотите знать, как работают ваши органы чувств? Я приготовила для разные задания:
1.Найдите такой же цвет в окружающей обстановке (показ карточек с цветовыми оттенками)
2. Определи местоположение найденного предмета относительно себя.
3. Выложи оттенки (розовый, зелёный, голубой) по их насыщенности и проверь себя при помощи карточки – подсказки.

Примечание: задание № 2 и 4 индивидуальны с учётом остроты зрения, характером зрительного диагноза и уровнем сформированности зрительного восприятия.
4. Простой сериационный ряд в порядке возрастания величин.
5. Дидактическое упражнение «Где звучит молоток?» Сколько раз?» прохлопай на 1 больше, на 2 меньше.
6. «Определи по запаху». Действуют самостоятельно, парами.
7. «Узнай по вкусу». Действуют самостоятельно, парами.
8. Дидактическое упражнение «Чудесный мешочек». Определение поверхности предметов, их свойства и качества.
Дети, что вам помогло выполнять задания? Правильно, органы чувств. А как вы думаете, важно беречь органы чувств? Предлагаю выполнить ещё одно задание: «Раздели на группы» (карточки). Что полезно? Что вредно, опасно? Дети работают сообща.

Я предлагаю вам, дети «светофор» при помощи которого вы сами определите работу ваших органов чувств сегодня на занятии.
Если все задания были выполнены верно, без ошибок – зелёный кружок, если были 1-2 ошибки – жёлтый, если было 3 ошибки и более – красный. Пожалуйста, «светофор» ждёт ваших оценок.
После чего предлагаю каждому ребёнку объяснить свой выбор цвета. Всем спасибо за работу, молодцы! На следующем занятии мы узнаем, как работают органы чувств некоторых животных.

Название: Занятие для детей с нарушением зрения. Конспект коррекционного занятия в подготовительной группе.
Номинация: Детский сад, Методические разработки для специалистов ДОУ, Учителю дефектологу, Подготовительная группа 6-7 лет

Должность: учитель дефектолог
Место работы: МАДОУ « ЦРР-Детский сад № 226» города Перми
Месторасположение: Пермский край

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия по развитию зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения (6-7 лет)

Составила Будаева А.

Тема: «Поможем спасти Новый Год»

Цель: Развитие компенсаторных навыков у детей с нарушениями зрения

Задачи:

Коррекционно - образовательн ые : развивать зрительно-моторную координацию;

развивать зрительное восприятие.

Коррекционно-р азвивающие: развивать зрительное восприятие, внимание, мышление; развитие глазо-двигательных функций зрительного аппарата.

Коррекционно-воспитательные : формировать познавательную мотивацию у детей на занятии; в оспитывать желание выполнять упражнения самостоятельно.

Создание специальных условий:

Проведение зрительных гимнастик, пальминг;

Динамическая пауза.

Оборудование: компьютер, интер-доска, проектор, презентация «Зрительная гимнастика», видео «Физминутка», раздаточный материал: лабиринты, диктанты, карандаши, наклейки.

Ход занятия

1. Орг. Момент

Беседа

Здравствуйте ребята! Я очень рада вас всех видеть.

На улице такая снежная погода сегодня видимо ночью через окно залетела снежинка и на ней что-то написано:

Ребята, помогите пожалуйста спасти Новый Год. Мне и Деду Морозу нужна ваша помощь! Новогодние игрушки и подарки куда-то пропали. Помогите нам найти их.

Здравствуйте.

Улыбаются друг другу.

2. Основная часть

1. Зрительная гимнастика «Снежинки»

2. Дид. упр. «Соедини по точкам»

3. Дид. упр. «Найди игрушку».

4. Динам. пауза

5. Зрительная гимнастика. Пальминг

6. Дид. упр. «Найти коробку для игрушки».

А путешествовать и помогать снеговичку мы будем с вами по карте выполняя задания. Их будет 3. Мы должны пройти:

1) Ледяную пещеру

2) Снежную бурю

3) Ледяное озеро

И прежде чем отправиться в путешествие, мы с вами подготовим наши глаза, ведь они будут помогать нам при выполнении заданий.

(Включаю слайды)

Ребята, зафиксировали голову, следим глазками за фигурами. Начали!

Давайте вспомним что нам нужно пройти сначала?

А чтобы ее пройти нам нужно выполнить задание. Перед вами лежат карточки, нужно соединить точки и узнать, что спрятано в пещере.

Молодцы, вот мы и проходим дальше по карте и мы попадаем?

Здесь нас также ждет задание. Нужно найти игрушки, которые засыпала метель. На вашем столе также лежат карточки с заданием. Вам необходимо посчитать сколько игрушек спрятано и игрушку, которая вам понравилась разукрасить.

Молодцы, теперь мы с вами отдохнем, выходите на ковер сделаем зарядку, а точнее будем повторять движения за мишкой и пингвинами

(Включаю видео)

Садитесь на места.

Теперь, нам нужно, чтобы наши глаза отдохнули. Снимаем очки, разогреваем руки и закрываем ими глаза и под музыку отдыхаем.

Выполняем Пальминг

Скажите, а какой скоро праздник? На новый год, что мы находим под елкой в новогоднюю ночь?

У нас остался последний пункт назначения и последнее задание. Кто напомнит, что осталось нам пройти?

Ребята, нужно нам провести каждую игрушку в свою подарочную коробку. Будьте внимательны!

Выполняют упражнения.

Ледяную пещеру.

Выполняют упражнение.

Дети называют слово: елка

В снежную бурю

Выполняют упражнение.

Выполняют упражнение.

Новый Год

Подарки

Ледяное озеро

3. Заключительная часть

Итог занятия.

Рефлексия

Ребята, где мы сегодня с вами побывали? Давайте вспомним места, где мы проходили задания?

Вы сегодня молодцы, справились со всеми заданиями, мне понравилось с вами работать, до встречи!

Ответы детей.

Самоанализ: Занятие соответствовало программе обучения и возрастной категории детей. Поставленные цели были мною реализованы. Я использовала различные методы и приемы. Зрительная гимнастика соответствовала требованиям и была проведена вовремя. В силу поведенческих особенностей детей, данной группы, мне с трудом удалось удерживать внимание и интерес детей на протяжении всего занятия, но учебная мотивация присутствовала. Весь стимульный и раздаточный материал соответствовал требованиям. Занятие было выдержано во времени. Динамическая пауза была проведена вовремя. Я получила большое удовольствие от работы с детьми на занятии. Занятие прошло успешно.

Мне, как будущему специалисту необходимо: совершенствовать свою культуру речи, обогащать ее; уметь выходить из трудных ситуаций и концентрировать внимание детей на занятии; изготавливать задания с учетом темпа работоспособности и возможностями детей.