Конспект нод в рамках реализации проекта "добрый мир". План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Конспект образовательной деятельности с внедрением компонента программы дополнительного образования Л.Л.Шевченко «Добрый мир

В МДОУ «Большегрызловский детский сад общеразвивающего вида «Рябинка» с сентября 2012 года проходит апробация УМК «Добрый мир» .

Программа Шевченко Л. Л. «Добрый мир» --- это программа духовно-нравственного образования дошкольников.

В состав комплекта «Добрый мир. Православная культура для малышей» входит восемь пособий, включающих комплекс разноплановых материалов, позволяющих осуществлять различные виды деятельности детей: слушание текстов и музыкальных произведений, пение, рисование, игровую, исследовательскую, досуговую деятельность, сочинение сказок, беседы, чтение, угадывание, театрализацию на основе ценностей православной культуры.

Каждый человек с рождения живет в мире отношений: с родителями, воспитателями, друзьями. Для верующего человека все отношения определяются законом Божьим.

От того, как он относится к Богу, зависят его отношения к окружающему миру. Как помочь современным детям в обретении пути?

Наши дети путешествуют по необыкновенным дорогам - добрым маршрутам духовного краеведения, на которых узнают, как устроен мир, знакомятся с добрыми правилами жизни людей, учатся руководствоваться в своих действиях повелениями совести, беречь окружающий мир.

В детском саду кружок «Добрый мир» ведёт Шульгинова Ольга Геннадьевна.

В 2012-2013 уч. году дети старшей группы знакомились с книгой Хрестоматия «Добрый мир. Православная культура для малышей» №1 «Прогулки по дням творения. Устроение мира».

В 2013-2014 уч.году дети подготовительной группы познакомятся с книгами: №2 «Устроение отношений в мире. Хорошо -плохо» , №3 « Как устроены отношения в нашей жизни» , №4«Православные праздники».

Шульгинова Ольга Геннадьевна, 3октября 2012 года, проходила педагогические курсы «Добрый мир. Основы духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях» по подготовке воспитателей к преподаванию духовно-нравственной культуры на основе учебно-методического комплекта Шевченко Л.Л. «Добрый мир. Православная культура для малышей» в Московском государственном областном университете на базе Духовно-просветительского культурного центра имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия.


С педагогами дошкольных образовательных учреждений Серпуховского муниципального района, на базе которых проходит апробация УМК «Добрый мир», посетила Серпуховский Высоцкий мужской монастырь.

В процессе освоения Программы на основе знакомства детей с ценностями православной культуры решается задача развития личности дошкольника.

Задачи нравственного воспитания:

1. Воспитывать у детей нравственные чувства: милосердие, сострадание, сопереживание, послушание родителям, любовь к семье, Родине, доброе, гуманное отношение к окружающему миру, дружелюбие, стыдливость совершения безнравственных поступков, взаимопомощь, ответственность и забота.
2. Приучать детей к формам нравственного поведения, опираясь на примеры жизни святых.

Задачи умственного воспитания.

1. Развивать умения воспринимать качества и свойства предметов окружающего мира (цвет, форму, звуковую окраску), развивая различные органы чувств (зрение, слух).

Ознакомление с окружающим миром .
1. Культурологическое ознакомление с устройством мироздания как процессом Божественного творчества красивого, доброго, премудрого мира.

2. Обогащать представления детей о мире творений, рассказывать о целесообразности природных явлений, о чудесном устроении мира.

Формирование экологических представлений.
1. Расширять представления детей о мире природы как творении Божьем.

2. Учить отношению к творениям окружающего мира как друзьям человека. Учить отношениям заботы о животных, птицах, насекомых как наших друзьях меньших.

3. Формировать представление о человеке как любимом создании Божьем, которому поручено беречь и охранять природу.

Формирование словаря.

1. Обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры (добро, зло, грех, послушание, стыд, совесть, милосердие, трудолюбие, честность, храм).

2. Обеспечить понимание элементарного объема базовых понятий православной культуры. Бог. Богородица. Иисус Христос. Спаситель. Ангел Хранитель. Благодарение. Воскресение Христово. Грех. Добро.
Изобразительная деятельность


  1. В предметном, сюжетном и декоративном рисовании, конструировании, лепке, аппликации -развитие умений художественного отображения красоты и гармонии Божественного творчества.

Музыкальное воспитание

«Рябинка»

Кружок «Добрый мир»

Руководитель: Шульгинова О.Г.

Устроение мира. Прогулки по дням творения. Книга №1

Старшая группа, 2012-2013 уч.год

Прогулка первая. Свет. День. Ночь.

Творческая работа в рабочих тетрадях.

Прогулка вторая. Небо.

Прогулка третья. Земля. Вода. Растения.

Прогулка четвёртая. Солнце. Луна. Звёзды.

Открытое мероприятие для родителей

«Добрый ангел мира»

Май, 2013год



Цель. Познакомить детей с христианским праздником – Днём ангела.

Задачи: расширить представления детей о мире природы как творении Божьем. Расширять представления детей о целесообразности творений окружающего мира. Побуждать детей размышлять. Показать значение библейских выражений в формировании основ доброго (нравственного) поведения человека. Обеспечить понимание элементарного объёма базовых понятий православной культуры: Бог, Ангел Хранитель, добро, крещение, молитва. Формировать умение работы с материалами творчества, как средствами отображения творений Бога. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с произведениями классической и народной музыки. Формировать у детей нравственные чувств: любви к Родине; доброго, гуманного отношения к окружающему миру, дружелюбия. Развивать эмоциональную сферу детей. Выработка у детей нравственных основ радостного и жизнеутверждающего мировосприятия. Побуждение детей к украшению своей души добрыми качествами.

Хрестоматия «Добрый мир. Православная культура для малышей» №4 «Православные праздники. Чему мы радуемся?»

Творческая работа детей с участием родителей.

Тема: «Ангел» (поделка из ажурных салфеток)

Ангел в небесах живёт.

Ангел доброе несёт.

Ангела не обижай.

Смотрите также:

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона

Комитет по образованию Администрации г. Подольска Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 17

Конспект образовательной деятельности с внедрением компонента программы дополнительного образования Л.Л.Шевченко «Добрый мир. Православная культура»

для детей старшего дошкольного возраста

Прогулки по дням творения

«Небо»

Составитель:

Галиева Алла Николаевна,

воспитатель,

г. Подольск

2014г.

Пояснительная записка

Задача детского сада - раскрыть и воспитать лучшие стороны человеческой души, дать ребенку правильные нравственные ориентиры, а это невозможно без обращения к духовно-нравственному опыту своего народа.

В рамках оказания педагогической помощи семьям в приобщении детей к нравственным и духовным ценностям православной культуры, в дошкольном образовательном учреждении №17 в старшей группе вводится дополнительное образование на основе программы Л.Л. Шевченко «Добрый мир». Она опирается на традиции отечественной педагогической школы в области нравственного воспитания детей, дополняет существующую базовую программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.В. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, расширяя кругозор детей в области духовно - нравственной культуры.

В соответствии с требованиями к программе, организация деятельности взрослых и детей осуществляется в двух формах: совместной деятельности со взрослым и самостоятельной деятельности детей:

Рассказ педагога, беседа, диалог;

Чтение художественного слова;

Наблюдение, рассматривание иллюстраций;

Создание творческих рассказов;

Рисование;

Музыка (слушание).

Цель:

Создать в коллективе атмосферу дружбы и сотрудничества. Помочь детям проявить нравственные качества (терпимость, доброжелательность, любовь к Природе, к Человеку, к Богу). Учить детей слушать и слышать одновременно; развить речь, воображение, наблюдательность, видеть прекрасное в самых обычных предметах, явлениях природы.

Беседа: «Приглашение к путешествию».

Цель: мотивация, создание интереса.

Воспитатель: Мы с вами продолжаем путешествовать по дням творения. Что Бог создал в первый день?

Дети: Свет.

Воспитатель: Когда светло, это – день. Какой он? (ответы детей) Днем солнце светит (спряталось за облаками). Где гуляет солнышко?

Дети: В небе.

Воспитатель: Да, ребята, и наше небо – облака и воздух Бог создал во второй день.

Сотворил Бог в день второй

Свод небесный, голубой.

Давайте все вместе подойдем к окошку, посмотрим на небо, какое оно? (ответы детей). А как вы думаете, какими красками можно передать красоту неба? (ответы детей). Мы сейчас с вами возьмем кисти и краски и как художники попробуем изобразить всю красоту неба.

Творческая деятельность. Рисование неба на увлажненной основе (акварель).

Цель: развитие творческих способностей посредством художественно-изобразительной деятельности.

Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в родном краю,

Всех вас очень я люблю!

(подушечки пальцев двух рук соединяются вместе, образуя кольцо) (ладошки открыты, движения влево-вправо) (круговые движения кистей рук)

(руки соединяются вместе, пальцы расставлены в стороны)

(руки перекрещиваются, обнимая себя за спину)

Игровая деятельность.

Цель: организационная, закрепление алгоритма одевания на прогулку.

Воспитатель: А теперь мы с вами собираемся в путешествие. Вы помните, что путешественники должны уметь самостоятельно и быстро одеваться? (ответы) Пока звучит музыка, мы должны постараться аккуратно, спокойно и правильно одеться и построиться.

Музыкальная деятельность.

Цель: организационная, обогащение музыкального опыта.

Включается запись Мусоргский «Прогулка». Цикл «Картинки с выставки».

Прогулка. Наблюдение. Беседа.

Цель: дополнять и уточнять представления детей о первых признаках осени, о изменении цвета неба; развивать наблюдательность; воспитывать эстетическое чувство восприятия природы; развивать двигательную активность.

Воспитатель: Давайте посмотрим, какой сегодня день? Какое небо? Какое солнце? Какие облака? Какой ветер? (ответы детей). А вы заметили какие-либо изменения в природе? (ответы детей). Какое время года наступило? (ответы детей). А как изменилось небо осенью?

Послушайте, как сказал великий поэт А. С. Пушкин (отрывок):

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день…

Подвижная игра: Горелки с платочком.

Дети стоят парами друг за другом. Впереди с платком. Дети говорят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет его за руку и встает с ним впереди колонны, а опоздавший «горит», то есть водит.

Работа с иллюстрациями (после прогулки в группе).

Цель: развитие зрительного восприятия, обучение творческому рассказыванию.

Воспитатель: Вспомним, что мы видели на прогулке? Какое небо мы видели на прогулке? (ответы детей). Кто хочет рассказать о своих наблюдениях на прогулке? (желающие рассказывают). Давайте посмотрим на свои рисунки (дети рассматривают рисунки на доске). Как вам кажется, удалось вам передать краски осеннего неба? (ответы детей). Что сотворил Бог во второй день?

Дети: Небо.

Воспитатель:

Небеса, небеса, небеса.

Видит взор мой везде чудеса.

Там покой, чистота и краса.

Небеса, небеса, небеса.

Дидактическая игра: «Какое время года?» (после дневного сна)

Цель: развитие мышления, зрительного восприятия.

Воспитатель: Давайте рассмотрим иллюстрации (нижняя половина закрыта так, что видно только изображение неба). Угадайте, какое время года на картинке? (После ответов детей открывается все изображение дети подтверждают свои ответы или дают другие, согласно дополнительным признакам)

Совместная работа с родителями.

Детям с родителями предлагается провести наблюдение за вечерним небом и сравнить свои наблюдения с наблюдениями за небом в дневное время.

Используемая литература и музыкальный материал:

  1. Учебно-методический комплект. Духовно-нравственная культура. Православная культура для малышей. «Добрый мир». Л.Л . Шевченко. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. Московская область, 2012.
  2. Музыка Мусоргский «Прогулка». Цикл «Картинки с выставки».

Примерная программа духовно-нравственного воспитания на основе

учебно-методического комплекта

«Добрый мир. Православная культура для малышей»

Л.Л. Шевченко

Задачи нравственного воспитания

Воспитывать у детей нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживания, послушания родителям, любви к семье, Родине; доброго, гуманного отношения к окружающему миру, дружелюбия, стыдливости совершения безнравственных поступков, взаимопомощи, ответственности и заботы.

Формировать нравственное сознание на основе базовых понятий духовности, нравственности и норм христианской этики (о добре и эле, правде и лжи, трудолюбии и лени, послушании, честности, милосердии, кротости, прощении), основных понятий нравственного самосознания (совесть, добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность).

Приучать детей к формам нравственного поведения, опираясь на примеры жизни святых и людей благочестивых; прививать навыки доброделания, благотворительности.

Воспитывать качества отзывчивости, скромности, стыдливости (недостойного поведения, нарушения нравственных норм), заботливого отношения к малышам и старым людям. Учить детей строить отношения в группе на основе взаимоуважения, миролюбия; учить быть миротворцами в конфликтных ситуациях: не обижать, жалеть, мириться, прощать друг друга, преодолевать агрессию, гнев, сохранять мирное душевное устроение.

Развивать качества воли: умеренность в потребностях, умения ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых, в поведении выполнять нормы христианской этики.

Формировать умения оценивать свои (а не чужие) поступки в соответствии с нравственными нормами христианской этики, не осуждая других.

Выработка у детей нравственных основ радостного и жизнеутверждающего мировосприятия,

Побуждение детей к украшению своей души добрыми качествами.

Показывать значение родного языка, фольклора (пословиц, поговорок), библейских выражений в формировании основ доброго (нравственного) поведения человека.

Задачи умственного воспитания.

Сенсорное воспитание:

Развивать умения воспринимать качества и свойства предметов окружающего мира (цвет, форму, звуковую окраску), развивая различные органы чувств (зрение, слух).

Побуждение детей к рассмотрению окружающего мира с позиции нравственного поведения и творческого соработничества в создании и сохранении его красоты, добра.

Ознакомление с окружающим миром

Предметное окружение

Культурологическое ознакомление с устройством мироздания как процессом Божественного творчества красивого, доброго, премудрого мира. Обогащать представления детей о мире творений, рассказывать о целесообразности природных явлений, о чудесном устроении мира.

Формировать познавательную активность в установлении причинно-следственной связи в иерархической зависимости в контексте православного мировоззрения.

Учить сравнивать предметы по их функциональной принадлежности, развивая умения отвечать на вопросы «почему, для чего, как? откуда?» на основе христианской картины мира.

Явления общественной жизни

Отношения в мире людей.

Семья. Знать о родословии своей семьи. Знать об обязанностях детей по отношению к родителям, о послушании старшим как Божественном установлении. Учить детей заботиться о близких. Знать об обязанностях отца, матери, детей по отношению друг к другу как проявление любви. Воспитывать уважение к традициям жизни предков.

Родина. Расширять представления о родной стране как стране православной культурной традиции, православных праздниках. Рассказывать о ее культуре, традициях, святых, героях. Воспитывать уважение к людям иных религиозных традиций как определённого человеку правила жизни - любить, заботиться о человеке.

Труд в жизни человека. Расширять представления о труде как заповеданной человеку обязанности. Прививать детям чувство благодарности к людям за труд. Воспитывать уважение к труду людей. Воспитывать бережное отношение к продуктам труда - прежде всего, бережное отношение к хлебу.

Православный храм в жизни христиан. Знакомить с православными традициями жизни как радостью жизни христиан. Рассказывать о храме как доме Божьем.

Формирование экологических представлений

Расширять представления детей о мире природы как творении Божьем.

Учить отношению к творениям окружающего мира как друзьям человека. Учить отношениям заботы о животных, птицах, насекомых как наших друзьях меньших.

Формировать представление о человеке как любимом создании Божьем, которому поручено беречь и охранять природу.

Знакомить детей с многообразием родного края: с растениями, животными, птицами, обитателями рек и морей.

Использовать в процессе ознакомления с миром творений произведения художественной литературы, музыки, живописи.

Рассказывать о значении природы в жизни человека.

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах, как премудрого Божественного действия в жизни мира, природы, человека.

Развитие речи

Развивающая речевая среда

Развивать речь как средство общения.

Расширять представления детей о многообразии, целесообразности и взаимосвязанности творений окружающего мира.

Побуждать детей размышлять по проблемно-нравственным темам рассказов и высказывать свои суждения о содержании иллюстраций, смысле стихотворных текстов.

Формировать речевой этикет в соответствии с нормами христианского благочестия.

Формирование словаря

Обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры (добро, зло, грех, благочестивый, послушание, стыд, совесть, милосердие, трудолюбие, честность, честь, святость, христиане, храм).

Обеспечить понимание элементарного объема базовых понятий православной культуры. Бог. Богородица. Иисус Христос. Спаситель. Ангел Хранитель. Благодарение. Воскресение Христово. Грех. Добро. Христиане.

Помогать детям соотносить базовые понятия духовно-нравственной культуры с их отражением в повседневной жизни детей.

Задачи художественно-эстетического воспитания

Эстетическая культура в целом и творчество является источником развития эмоциональной сферы детей. Ребёнок не ищет знания прежде всего, на которое его ориентируют современные программы раннего развития, но старается выразить свою внутреннюю жизнь. Творческая деятельность для этого является наиболее присущей дошкольникам формой. Рисование, сочинение сказок, лепка, музицирование и т.п. - являются наиболее привычными детям формами творчества.

Знакомство с искусством

Эстетически развивающая среда

Развитие умений познания красоты окружающего мира в предметной среде детской жизни (на прогулке в парке, лужайке, на озере-речке-море, на улице города).

Ознакомление с православными праздниками как свидетельством красоты добродетельной жизни христиан.

Изобразительная деятельность

(Конструирование. Рисование. Лепка. Аппликация).

Знакомство с искусством (в том числе, религиозным) как свидетельством о красоте Божественного мироздания.

Развитие эстетического восприятия, наблюдательности, внимания.

Развитие способности всматриваться, вслушиваться в явления и объекты окружающего мира, замечать их изменения (например, цвета облаков, солнца, цветов).

Совершенствовать изобразительные навыки, способность к творческой деятельности. Развивать задатки, таланты детей как Божественный дар, требующий совершенствования в меру каждому определенную.

Формировать умения работы с материалами творчества, как средствами отображения предметного мира творений, чувств и отношений

В предметном, сюжетном и декоративном рисовании, конструировании, лепке, аппликации -развитие умений художественного отображения красоты и гармонии Божественного творчества.

Развивать умения соотносить красоту предметов окружающего мира с ее отражением в собственной творческой деятельности и произведениях искусства на ту же тему.

Музыкальное воспитание

Развивать интерес к музыкальному искусству как отражению красоты творений окружающего мира.

Развивать способность слышать и воспроизводить в элементарных музыкальных формах красоту звуковой картины мира.

Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с произведениями классической, церковной, народной музыки.

Игровая деятельность.

(Сюжетно-ролевые игры. Дидактические игры. Театрализованные игры).

Воспитывать творческую самостоятельность, навыки дружелюбного общения.

Учить детей совместной творческой деятельности.

Культурно-досуговая деятельность

Перечень основных праздников. Рождество Христово. Воскресение Христово. Новый год. День Ангела.

В рамках внеурочной деятельности занятия проводятся один раз в неделю. Всего 33 часа.

Формами организации внеурочной деятельности являются: музыкальная деятельность, творческая деятельность, ролевые игры, сюжетные игры.

Планируемые результаты программы

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:

любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том »что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);

способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту . Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;

имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;

овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Название темы

Введение в курс «Добрый мир»

Устроение мира. Прогулки по дням творения.

Тема 1. Путешествия в мир Божий

Прогулка первая. Свет. День. Ночь.

Прогулка вторая. Небо.

Прогулка вторая. Небо.

Прогулка третья. Земля. Вода. Растения.

Прогулка четвёртая. Солнце. Луна. Звёзды.

Прогулка пятая. Птицы. Рыбы. Насекомые.

Прогулка шестая. Человек. Животные.

Человек. Где находится душа? Чем человек отличается от животного?

Благодарение. Как все творения благодарят своего Творца?

Устроение отношений в мире, в нашей жизни. Хорошо-плохо (книга 2)

Праздник Рождество Христово. Первый снег

Праздник Рождество Христово. Фигурка ангела.

Наши меньшие друзья. Заботимся о птицах. Строим птичьи домики.

Как устроены отношения в нашей жизни (книга 3)

Наши меньшие друзья. Красная книга. Не обижай творения Божии.

Наши меньшие друзья.

Православный храм (книга 3)

Наши добрые дела. Дела милосердия. Делаем подарки для дома. Для мамы, бабушки.

Наши добрые дела. Дела милосердия. Делаем игрушки для своих маленьких братьев и сестёр.

Наши меньшие друзья (книга 3)

Наши добрые дела. Дела милосердия. Занимаемся благоустройством своего села, детской площадки.

Семья. Отношения детей и родителей

Моя Родина.

Православные праздники (книга 4)

Праздник Воскресение Христово. Пасха. Готовим подарки.

Праздник Воскресение Христово. Пасха. Игротека.

Путешествие в мир православного храма. Экскурсия к храму.

Путешествие в мир православного храма. Лепка из пластилина макета храма

День ангела. Небесные покровители. Рисуем поющего ангела.

День ангела. Небесные покровители. Делаем бумажного ангела.

Благодарение. Спасибо (книга 4)

Добрый мир. Что означает слово «Спасибо»?

Добрый мир. Заключительное занятие. Рисуем добрый мир.

Учебно-методический комплект «Добрый мир (Православная культура для малышей)» является вводной частью авторской общей программы «Православная культура» для 1-11 классов (Центр поддержки культурно-исторических традиций Отчества. М. 2004-2011).

Он разработан на основе учебных материалов и опыта преподавания предмета «Основы православной культуры» по авторским учебно-методическим комплектам «Православная культура» для 1-10 годов обучения в 55 регионах РФ, странах СНГ, зарубежных странах в 2003-2010 гг. и рекомендованных Министерством образования Московской области, Управлениями образования Белгородской, Тверской, Калининградской и др. областей РФ, Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (2007 г.).

В состав комплекта входят 8 пособий: Хрестоматия в 4 книгах для детей с методическими комментариями для воспитателя (Книга 1. Прогулки по дням творения. /Устроение мира/ ; Книга 2. Хорошо - плохо? /Устроение отношений в мире/; Книга 3. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья. / Как устроены отношения в нашей жизни/; Книга 4. Православные праздники. Чему мы радуемся? /Ценности жизни христиан/); Методическое пособие с программой; Рабочая тетрадь для творческих видов деятельности; Музыкальное сопровождение занятий (СД - диски); Наглядные материалы по темам хрестоматий.

Особенностью комплекта является интегративный характер содержания, объединяющего все виды деятельности дошкольников на основе традиционных ценностей отечественной культуры. Отбор содержания произведен с учётом Стандарта начального образования второго поколения и Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура», представленного Министерством образования РФ (М., 2002 г.), обеспечивая преемственность решения задач духовно-нравственного воспитания на уровне дошкольного и школьного звеньев образования.

Комплект предназначен для использования в дошкольных образовательных учреждениях всех типов (старшая и подготовительная группы детского сада), а также для воспитания духовно-нравственной культуры детей в семье.


М Е Т О Д И Ч Е С К О Е П О С О Б И Е

В сборнике методических материалов представлены: 1. Концептуальное обоснование Содержательного модуля «Духовно-нравственная культура. Православная культура» в составе основной общеобразовательной программы дошкольного образования; 2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Добрый мир. Православная культура для малышей»; 3. Методические разработки занятий. В Приложениях представлен справочный материал.

Отбор содержания произведен с учетом ФГОС дошкольного образования (2013г.), федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2009г.), федерального государственного образовательного Стандарта начального общего образования нового поколения (2009 г.), «Примерного содержания по предмету «Православная культура» (МО РФ 2002 г.), опыта преподавания православной культуры по авторской программе «Духовно-нравственная культура. Православная культура» для 1-11 классов в 55 регионах РФ в 2004-2011 гг., ставшей основой программы экспериментального учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») (2009 г.), обеспечивая преемственность решения задач духовно-нравственного образования на уровне дошкольного и школьного звеньев системы образования.

Методическое пособие входит в состав учебно-методического комплекта «Добрый мир» (в составе 8 пособий). Материалы предназначены для педагогов дошкольных образовательных учреждений всех типов, а также для воспитания духовно-нравственной культуры детей в семье.

Раздел 1. Общая характеристика программы.

Раздел 2. Содержательный модуль «Духовно-нравственная культура (православная культура)» основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Программа «Добрый мир. Православная культура для малышей»
2.1. Пояснительная записка.
2.2. Возрастные особенности духовно-нравственного развития детей 5-7 лет.
2.3. Интегрированное содержание работы по духовно-нравственному воспитанию при освоении образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования при включении содержательного модуля «Духовно-нравственная культура (православная культура)»
2.3.1. Задачи психолого-педагогической работы с детьми 5-6, 6-7 лет.
2.3.2. Принципы отбора содержания модуля «Духовно-нравственная культура (православная культура)» с учетом интеграции образовательных областей программы дошкольного образования.
2.4. Планируемые результаты освоения общеобразовательной программы «Добрый мир. Православная культура» в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
2.5. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Добрый мир. Православная культура для малышей».

Раздел 3. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению модуля «Духовно-нравственная культура (православная культура)» основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

П р и л о ж е н и я
Приложениe 1. Состав пособий комплекта «Добрый мир».
Приложение 2. Задачи образовательных областей, выделенных в тексте Федеральных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, в рамках которых возможно дополнение основной образовательной программы содержанием программы «Добрый мир».
Приложение 3. Возрастные особенности детей.
Приложение 4. Духовно-нравственное воспитание детей в семье и в условиях конфессионального образования.
Приложение 5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Приложение 6. Структура учебно-методического комплекта «Духовно-нравственная культура. Православная культура» для дошкольного и школьного звеньев.

Литература для детей.

Литература для воспитателя.

Программы и методические материалы по воспитанию детей дошкольного возраста.

Х Р Е С Т О М А Т И Я В 4 К Н И Г А Х

КНИГА 1. Прогулки по дням творения
Наш красивый добрый мир. Тропинки прогулки. «Что мы видим на прогулке?»
Прогулка первая: «Свет. День. Ночь».
Прогулка вторая: «Небо».
Прогулка третья: «Земля. Вода. Растения».
Прогулка четвертая: «Солнце. Луна. Звезды».
Прогулка пятая: «Птицы. Рыбы. Насекомые».
Прогулка шестая: «Человек. Животные».
Прогулка шестая: «Человек».
Прогулка седьмая: «День отдыха (покоя)».
Кто сотворил наш красивый, добрый мир?

КНИГА 2. Хорошо - плохо
Рассказ первый: «Что хорошо и что плохо?»
Рассказ второй: «Будь послушным!»
Рассказ третий: «Помоги!»
Рассказ четвертый: «Не спорь! Прости!»
Рассказ пятый: «Будь скромным! Не хвастайся».
Рассказ шестой: «Не кради! Не обманывай!»

КНИГА 3. Устроение отношений в нашей жизни
Рассказ первый: «Моя семья. Наш род».
Рассказ второй: «Моя Родина».
Рассказ третий: «Православный храм».
Рассказ четвёртый: «Наши меньшие друзья».

КНИГА 3. Ценности жизни христиан
Чему мы радуемся? Православные праздники.
Праздник Воскресения Христово. Пасха.
День Ангела. Небесные покровители.
Воскресный день.
Окончание путешествия. Благодарение.

Р А Б О Ч А Я Т Е Т Р А Д Ь

Рабочая тетрадь входит в состав учебно-методического комплекта «Добрый мир. Православная культура для малышей» и используется в комплекте с другими пособиями.

В рабочей тетради представлены задания для творческих видов деятельности детей в соответствии с темами книг-хрестоматий. Взаимосвязь заданий указана символическими обозначениями, соответвующими рубрикам «Путешествие с книгой» и «Рисуем», с указанием номера страниц книг-хрестоматий.


Н А Г Л Я Д Н Ы Е М А Т Е Р И А Л Ы

Наглядные материалы входят в состав учебно-методического комплекта «Добрый мир. Православная культура для малышей» и используются во взаимосвязи с материалами методического, музыкального, хрестоматийных пособий и рабочей тетради.

В пособии представлены наглядные материалы для иллюстрации темы «Православный храм» (книга-хрестоматия 3, страницы 42-55).

В наглядных материалах представлены иллюстрации и фотографии произведений иконописи, памятников церковной архитектуры, рисунки детей Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира».

Евгения Соколова
Отзывы о работе по программе Л. Л. Шевченко «Добрый мир»

Отзывы о работе по программе

Л. Л. Шевченко

"Добрый мир "

Составила : воспитатель 1 категории Соколова Е. В.

МКДОУ Евстратовский детский сад работает по программе Л . Л. Шевченко "Добрый мир ", в старшей разновозрастной группе с 2014 года.

Программа «Добрый мир » не ставит своей задачей введение ребенка в мир религиозного опыта духовной жизни, это задача семьи. Она только знакомит, подводит к храму.

Цель программы : заложить основу нравственной культуры ребенка, воспитать в нем такие качества, которые помогут в жизни не только отличить доброе от злого , но и противостоять злу.

Детское сердце открыто для любви, для восприятия добра . Поэтому автор дала название своей книги «Добрый мир »

Формы работы использовались различные :

Посещение Евстратовского храма «Преображения Господня» ознакомление с историей храма. А также, посещение Россошанского Ильинского храма.

Церковь - дом Божий. Здесь можно поставить свечку за своих близких и помолиться. Для детского понимания это значит : пожелать здоровья, выздоровления своим родным, которых очень любишь. Кстати, любовь в понимании малышей, это прежде всего, к маме, папе, братьям, сестрам. А отсюда, любовь к друзьям, к окружающему миру и ко всем живым существам, которые встречаются в жизни.

Дошкольный возраст - это период, когда активно накапливается нравственный опыт, культивируется обращение к духовной жизни, устанавливается основа самоопределения.

Бездуховность – коренное изменение ценностных ориентиров жизни России и русского народа… Вернее, не изменение, а подмена смысловых ценностных ориентиров.

Сейчас очень важно помочь человеку обрести живую веру, которая единственная – дает непоколебимую основу и опору всей нашей жизни.

Некоторые педагоги и родители считают, что ребенок, когда вырастет, сам должен разобраться, какую религию ему избрать и избирать ли вообще, а до тех пор школа или детский сад не должны ничего рассказывать ребенку о Боге. По-видимому, они не знают, что основатель дидактики, великий педагог Ян Амос Каменский считал, что “забота о воспитании нравственности и чувства благочестия должна начинаться с раннего детства… опасно не напитать нежного ума дитяти любовью к Богу”.

Сам Иисус Христос говорил своим ученикам «Не запрещайте приходить ко мне детям, ибо они есть царство небесное»

При участии автора программы , разработаны конспекты занятий , бесед, экскурсий, сценарии праздников, утренников и развлечений Ознакомление детей с основными православными праздниками и их участие в этих праздниках.

На Соборной площади Храмового комплекса состоялась первая Покровская ярмарка. В этом мероприятии с удовольствием участвовали не только дети, но и родители.

На праздник «Земная жизнь Пресвятой Богородицы» посвящённый Дню матери. Мы пригласили Настоятеля Евстратовского храма Преображения Господня. Перед началом праздника батюшка провёл беседу с родителями о родительской любви к детям. В первую очередь она должна проявляться через Божьи заповеди.

И конечно неизменная наша традиция разговор батюшки с детьми о Боге.

На православный праздник «Введение во храм Пресвятой Богородицы» дети посещали Евстратовский храм Преображения Господня. Дети узнали, что давным-давно у одной благочестивой пары не было детей. Их звали Иоаким и Анна. Они очень сильно просили у бога детей. И пообещали ему, что обязательно родившегося ребёнка отдадут на служению Богу. И вот у них родилась девочка. Назвали её Марией. И как обещали мама с папой, отвели её на служение к Богу в Иерусалимский храм, когда ей исполнилось ровно три года.

А вот на самый чудесный праздник Рождество Христово, мы с детьми готовили поздравления для всех прихожан Евстратовского храма.

В начале праздника смотрели мультфильм «Рождество Христово» .

С детьми танцевали, играли в подвижные игры.

Поздравляли Иерея Василия Гайкова с Рождеством Христовым.

И конечно же наши дети не остались без подарков. Каждый год наш батюшка привозит нам подарки и дарит детям.

В январе прошёл Епархиальный конкурс христославов-колядовщиков, прошедший в рамках Рождественского фестиваля Россошанской епархии «Свет Христова Рождества» .

В конкурсе с удовольствием принимали участие наши дети. Очень сильно помогают родители в организации всех православных праздников.

На православный праздник «Сретение Господне» мы с детьми посещали Евстратовский храм Преображение Господне. Дети узнали о празднике, как встретились святой Симеон Богоприимец с сорокадневным младенцем Иисусом Христом.

Мы приглашали настоятеля храма «Пеображения Господне» иерея Василия Гайкова в дошкольное учреждение. Батюшка беседовал с родителями, о православном воспитании ребёнка. Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание. В течение этих последних лет разрабатывали проекты собраний в форме дискуссий «Современные проблемы духовно-нравственного воспитания ребёнка в семье» «Духовно нравственное воспитание ребенка, через семейные традиции и досуг в семье»; «Духовно –патриотическое воспитание ребёнка»

Слайд № 15

Просмотр и театральная постановка с детьми русских народных сказок.

Создание православных уголков для родителей и детей.

Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов для родителей. Традиционно оформляются папки-передвижки. Постоянно обновляется информация на сайте детского сада.

Родители, видя великий труд воспитателя, стали прислушиваться к своему внутреннему духу. Появилось желание участвовать со своими детьми во всех формах работы по православному воспитанию, появился интерес больше узнать о православной вере и Боге. Больше Стали задумываться о таких словах :

«Наши дети – это наша старость.

Правильное воспитание -

это наша счастливая старость,

плохое воспитание –

это наше будущее горе,

это наши слезы.

Это наша вина

перед другими людьми».

Трудности в проведении занятий : нет специально отведённого времени в режиме дня дошкольников, приходится постоянно вторгаться в другие области общеобразовательной программы в детском саду : познание (ФЦКМ, коммуникацию, художественное творчество) ; и др.

Положительные стороны программы (из опыта работы ) : детям нравятся прогулки и занятия , на которых они получают новые знания о днях сотворения мира Богом; интересный и разнообразный материал : поэзия и проза духовно-нравственного, православного и эстетического направления; подробная информация об окружающем мире с любовью к нему; много игр, музыки и рисования (в отдельных рабочих тетрадях особенно ) ; родители единогласно одобряют такое обучение . И всё это создаёт светлое и доброе настроение ! Сильная и художественно оформленная методическая база : методическое пособие, хрестоматия, рабочие тетради и аудиодиск .