Картотека пальчиковых игр с математическим содержанием. Образовательный портал

Бугаева Людмила Владимировна
Учебное заведение: КГУ "Калиновская средняя школа" мини-центр "Улыбка"
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2016-12-23 Роль пальчиковых игр и физкультминуток в формировании математических представлений у детей Бугаева Людмила Владимировна КГУ "Калиновская средняя школа" мини-центр "Улыбка" Методическая тема: роль пальчиковых игр и физкультминуток в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Пальчиковые игры и физкультминутки развивают память, речь.

Роль пальчиковых игр и физкультминуток в формировании математических представлений у детей

Методическая тема: «Развитие математических способностей детей 5-6 лет через игровую деятельность»

Период работы: 2013-2018 г.

Тема: Роль пальчиковых игр и физкультминуток в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Период работы: 2014-2015 г.

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время это период жизни ребенка не случайно называется “нежный возраст”. Нужно быть очень осторожным и деликатным в вопросах развития и образования малышей раннего возраста.
Не только педагоги, но и родители замечают, с какой радостью дети усваивают любую информацию, приобретают любые навыки без дополнительной информации с легкостью и азартом. Однако в настоящее время большое внимание уделяют изучению влияния пальчиковых игр на развитие мелкой моторики, речи детей дошкольного возраста.
Пальчиковые игры развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, помогают проявить творческие способности, фантазию, способствуют формированию математических представлений. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с названием частей тела и самих пальчиков. В некоторых пальчиковых играх малыш должен действовать сразу двумя руками – это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко-низко, право-лево. Игры пальчиками дают возможность родителям и воспитателям в увлекательной для детей, форме и развивать математические представления. А так же, не мало важно, вызвать и закрепить устойчивый интерес у детей к математике. Таким образом, пальчиковые игры – это наиболее эффективный, интересный и удобный способ формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Для снятия умственной усталости во время занятий часто используются физкультминутки. Цель проведения физкультурной минутки – повысить умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для детей во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящейся в статическом состоянии; мышцы кистей рук. Умственное утомление распознается, прежде всего, по снижению внимания.

Цель: формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через пальчиковые игры и физкультминутки.

Задачи:

1.Развивать эмоциональной отзывчивости детей через пальчиковые игры и физкультминутки с математическим содержанием.

2.Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.

3.Развивать мелкую моторику и зрительно – двигательную координацию.

4. Подборка картотек: физкультминуток, пальчиковых игр.

Список используемой литературы:

1.Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.

2.33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7 лет)./Авт.-сост. Никитина А.В. – СПб.: КАРО, 2009.

3.Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 1 – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 224 с. - (Программа развития).

Просмотреть свитедельство о публикации


. .

Уровень развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук - движений, которые способствуют развитию мышления, памяти, внимания, речи. Следовательно, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть достигнут наибольший эффект. Игры и упражнения пальчиковой гимнастики могут быть использованы и на занятиях математикой.

Интересны упражнения, осложненные решением сопутствующих задач. Например, по стихотворению Ю. Чужака «Покупал баран баранки» можно закреплять обратный счет. На базаре (выставляют кулак)

Спозаранок (ставят ладонь на ребро)

Накупил (показывают ладонь)

Баран (кулак)

Баранок (ребро)

Для барашков (пальцы левой руки «играют»)

Для овечек (пальцы правой руки «играют»)

Десять маковых колечек (показывают 10 пальцев)

Девять сушек,

Восемь плюшек,

Семь лепешек,

Шесть ватрушек,

Пять коржей,

Четыре пышки,

Три пирожных,

Две коврижки

И один калач купил

(показывают соответствующее количество пальцев).

Про себя не позабыл (отрицательное движение головой),

А для женушки - подсолнушки (пальцы обеих рук растопырены, большие пальцы прижаты друг к другу)!

Игра "Часы "

(Садимся на коврик (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки).

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом!",

(Один хлопок над головой).

Мышь скатилась кувырком.

(Руки "скатываются" на пол).

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом, бом!"

(Два хлопка).

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!"

(Три хлопка).

Мышь скатилась кувырком.

Игра "Червячки "

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

(Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает,

Головой она кивает,

(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз).

Каркает: "Вот и обед!"

(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).

Глядь - а червячков уж нет!

(Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)

Игра "Котята"

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).

У кошечки нашей есть десять котят,

(Покачиваем руками, не разъединяя их).

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

Игра "Весна"

(Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими).

Стучат всё громче дятлы,

Синички стали петь.

(Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть.

(Движения повторяются).

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть.

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок,

(Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

А из под старой травки

(Ладони сомкнуты "ковшом").

Уже глядит цветок...

(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка).

А из под старой травки

Уже глядит цветок

(Движения повторяются).

Раскрылся колокольчик

(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).

В тени там, где сосна,

(Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько,

(Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь").

Динь-динь, пришла весна.

Динь-динь, звенит тихонько,

Динь-динь, пришла весна.

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики, которые могут быть

Использованы на занятиях математикой.

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять Пальцы в кулаке, поочередно показываем пальцы.

Вышли пальчики гулять . Сжимаем и разжимаем кулак.

Раз, два, три, четыре, пять. Сжимаем по - очереди пальцы в кулак.

В домик спрятались опять. Спрятать кулаки за спину.

Дружба.

Дружат в нашей группе Пальцы обеих рук ритмично

Девочки и мальчики. Соединить в замок .

Маленькие пальчики, Пошевелить пальчиками .

1, 2, 3, 4, 5. Пальцы обеих рук касаются друг друга.

1, 2, 3, 4, 5. Поочередное касание пальцев.

Игра "Часы "

Мышь полезла в первый раз Садимся на коврик на колени. Перебираем

Посмотреть, который час. пальчиками "бежим" от коленок до макушки .

Вдруг часы сказали: "Бом!", Один хлопок над головой . Мышь скатилась кувырком. Руки "скатываются" на пол.

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом, бом!" Два хлопка

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: Три хлопка .

"Бом, бом бом!»

Мышь скатилась кувырком .

Покупал баран баранки.

На базаре Выставляют кулак.

Спозаранок Ставят ладонь на ребро .

Накупил Показывают ладонь.

Баран Показать рога

Баранок Большой палец и указательный делают круг

Для барашков Пальцы левой руки «играют»

Для овечек Пальцы правой руки «играют »

Десять маковых колечек Показывают 10 пальцев

Девять сушек, Показывают соответствующее

Восемь плюшек Количество пальцев,

Семь лепешек,

Шесть ватрушек,

Пять коржей,

Четыре пышки,

Три пирожных,

Две коврижки

И один калач купил

Про себя не позабыл Руки к груди, отрицательное движение головой.

Червячки

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони .

Вдруг ворона подбегает, складываем пальцы щепоткой

Головой она кивает, качаем ими вверх и вниз.

Каркает: "Вот и обед!" Раскрываем ладонь, отводя большой

палец вниз, а остальные вверх .

Глядь - а червячков уж нет! Сжимаем кулачки, прижимая их к груди .

Котята.

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.

У кошечки нашей есть десять котят, покачиваем руками, не разъединяя их

Сейчас все котята по парам стоят.

Два толстых, два ловких, Постукиваем соответствующими

Два длинных, два хитрых , пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

Два маленьких самых

И самых красивых.

Игрушки.

На большом диване в ряд Попеременно хлопают в ладошки

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино Загибают поочередно все пальчики.

И веселый Чиполлино,

И котенок и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять. Разгибают поочередно пальчики.

Помогаем нашей Кате Попеременно хлопают в ладошки

Мы игрушки собирать. и стучат кулачками


Пальчиковая гимнастика на занятиях математикой.

Пальчиковые игры развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, помогают проявить творческие способности, фантазию, способствуют формированию математических представлений. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с названием частей тела и самих пальчиков. В некоторых пальчиковых играх малыш должен действовать сразу двумя руками – это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко-низко, право-лево. Уровень развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук – движений, которые способствуют развитию мышления, памяти, внимания, речи. Следовательно, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть достигнут наибольший эффект. Игры и упражнения пальчиковой гимнастики могут быть использованы и на занятиях математикой.
Интересны упражнения, осложненные решением сопутствующих задач.

Пальчиковые игры, направленные на ориентировку в пространстве, освоение понятий "впереди - сзади", "слева - справа". Серенький козел.
Как то серенький козел в огород поесть зашел. (Указательные пальцы выпрямлены, пальцы приставлены ко лбу. Идем вперед.) Посмотрел по сторонам - есть еда и здесь и там. (Поворачиваемся то в одну, то в другую стороны.) Под копытами – трава, (Опускаем подбородок)
А над головой – листва. (Поднимаем подбородок вверх.) Наклонись – капусту кушай, (Наклоняемся вниз.)
А вверху - большие груши (Встаем на носочки, тянемся вверх.) Сзади огурцы растут , (Поворачиваемся назад.) Впереди кусты растут. (Поворачиваемся назад)
Слева- молодой лучок, справа –молодой кабачок (Полуобороты влево, вправо)
Здесь- сто ягодок, там- двести (Наклоны вправо, влево.)
Козлик крутится на месте. (Крутимся)
И, пока он выбирал, Пес его в сарай прогнал. (Наклонив голову, убегаем от пса.) Пальчиковые игры, направленные на изучение счета. Апельсин
Мы делили апельсин (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один Эта долька – для ежа (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа Эта долька – для котят Эта долька - для утят Эта долька - для бобра А для волка – кожура! (встряхиваем обе кисти)
Например, можно закреплять обратный счет по стихотворению Ю. Чужака «Покупал баран баранки» . На базаре (выставляют кулак)
Спозаранок (ставят ладонь на ребро)
Накупил (показывают ладонь)
Баран (кулак)
Баранок (ребро)
Для барашков (пальцы левой руки «играют»)
Для овечек (пальцы правой руки «играют»)
Десять маковых колечек
(показывают 10 пальцев)
Девять сушек,
Восемь плюшек,
Семь лепешек,
Шесть ватрушек,

Пять коржей,
Четыре пышки,
Три пирожных,
Две коврижки
И один калач купил

(показывают соответствующее количество пальцев).
Про себя не позабыл (отрицательное движение головой),
А для женушки – подсолнушки
(пальцы обеих рук растопырены, большие пальцы прижаты друг к другу)!

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики (то есть умения манипулировать пальчиками). Разучивание текстов с использованием "пальчиковой” гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.

Поэтому пальчиковые игры очень важны для ребёнка.

Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:

-- сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;

-- подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу;

-- предотвратить появление так называемого писчего спазма – частой беды начинающих школьников;

-- развивать внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;

-- стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;

-- играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;

-- научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе "телесных координат”, что предотвратит возникновение неврозов;

-- ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;

-- а если ребёнок – маленький левша, то помочь ему успешно адаптироваться в мире правшей.

Игра "Часы "
(Садимся на коврик (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленок до макушки).
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом!",

(Один хлопок над головой).
Мышь скатилась кувырком.
(Руки "скатываются" на пол).
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом, бом!"

(Два хлопка).
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!"
(Три хлопка).
Мышь скатилась кувырком.
Игра "Червячки "
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
(Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз).
Каркает: "Вот и обед!"
(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).
Глядь - а червячков уж нет!
(Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)
Игра "Котята"
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых
И самых красивых.

(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу). Игра"Пальчики" Пальчики уснули, В кулачок свернулись. Раз, два, три, четыре, пять – Захотели поиграть. Разбудили дом соседей, Там проснулись шесть и семь, Восемь, девять, десять – Веселятся все. Но пора обратно всем: Десять, девять, восемь, семь. Шесть калачиком свернулся, Пять зевнул и отвернулся. Четыре, три, два, один – Снова в домике мы спим.

(На первых двух строчках пальцы обеих рук сжаты в кулачки. На третьей – разогнуть пальцы правой руки. На четвертой – быстро ими пошевелить. На пятой – постучать пальцами правой руки о кулачок левой. На шестой и седьмой – разогнуть пальцы левой руки. На восьмой – круговые движения кистями рук. Далее загибать пальцы сначала левой руки, а затем – правой).

Таким образом, можно сделать вывод, что игры пальчиками дают возможность родителям и воспитателям в увлекательной для детей форме развивать математические представления. А так же, не мало важно, вызвать и закрепить устойчивый интерес у детей у математике. Пальчиковые игры – это наиболее эффективный, интересный и удобный способ формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.