Какие предметы нужны ребенку в 6 месяцев. Распорядок дня малыша

Рост и вес ребенка в 6 месяцев

К 6-му месяцу ребенок «приходит» с показателями роста и веса в среднем 64-67 см и 6800-7200 г соответственно. В дальнейшем он все так же будет постепенно расти, набирая параллельно вес. Как правило, в течение месяца прибавка в весе составит в среднем 600-700 г, вырастет же ребеночек еще на дополнительных 2-2,5 см. Исходя из этого, можно рассчитать, что рост и вес ребенка в 6 месяцев (к окончанию месяца) должны достичь приблизительно 66-68 см и 7400-7800 соответственно.

Однако следует помнить, что развитие каждого ребенка всегда протекает индивидуально: кто-то из деток уже рождается более крупным и тяжелым, кто-то – менее. А значит, и показатели роста и веса могут колебаться: есть детки, которые в 6 месяцев весят более 8000 г, а рост достигает 70 см.

Режим дня ребенка в 6 месяцев

Режим дня ребенка в 6 месяцев остается все таким же актуальным для нормального его физического и психического развития, для постепенного формирования полезных привычек и дисциплинированности. Особо никаких изменений в режиме дня 6-месячного малыша не изменяется: утром он просыпается, после чего его кормят, потом малыш бодрствует и спит. К концу пятого месяца переведя ребенка на 5-разовое кормление, этот же принцип следует оставить и для месяца 6-го, кормя малыша 5 раз в день с промежутком приблизительно 4 часа.

Время активности малыша в 6 месяцев увеличивается, но ночь он по-прежнему может проспать до 10-11 часов. Спит ребенок и днем: чаще всего 3 раза по 1,5-2 часа. Лучше всего кроха спит на прогулке, которая также остается обязательной «процедурой» для ребенка.

Гулять с полугодовалым ребенком необходимо не менее 2-х раз в день: летом при температуре до 30 градусов – в течение 2,5 часов, в зимнее время (если температура не опускается ниже 10 градусов мороза) – не менее 2 часов.

Один раз в день для 6-месячного крохи предусмотрено купание – за час перед сном в ванной, температура воды в которой составляет 35-36 градусов. Купают кроху 7-9 минут, и процедуру эту ребенок уже, как правило, очень любит, выказывая радость в ее предчувствии. Для активных и легковозбудимых деток ванную для лучшего сна нередко добавляют отвары трав – ромашку, пустырник, мяту, мелису (отвар заваривают из расчета 3 ст. ложки травы на 1 л кипятка). В течение же дня подмывают ребеночка каждый раз, когда он «сходит в туалет».

Утренний туалет для ребенка – умывание личика, протирание глазок, очищение ушек и носика по необходимости. В утреннее же время рекомендуется заниматься с малышом гимнастикой – через час после того, как он поел, в течение 7-10 минут. Полезен также в комплексе с гимнастикой следующий за ней массаж. Заниматься с ребеночком лучше, предварительно его раздев: заодно и воздушные ванны обеспечиваются.

В дневное время, когда малыш бодрствует, необходимо как можно больше с ним общаться, играть с ребенком в игры, занимать всевозможными потешками, стишками и песенками.

Сколько ест ребенок в 6 месяцев

Полугодовалый ребенок все еще находится на грудном вскармливании? Великолепно! Ведь как раз получаемое от мамы молоко является наиболее полезным и питательным для ребеночка, и не зря ВООЗ рекомендует по возможности кормить деток грудью как можно дольше. Но, даже если малыш находится на грудном вскармливании, по исполнению ему 6-ти месяцев самое время озаботиться введением прикорма.

Если говорить о том, сколько ест ребенок в 6 месяцев, следует учитывать, что главным показателем здоровья и нормального развития считается вовсе не количество съедаемой пищи, а нормальная прибавка в весе. Хоть условно таки можно утверждать, что за одно кормление малыш, как правило, съедает около 180-200 грудного молока или адаптированной смеси.

Детки, уже раньше переведенные на искусственное питание, с детскими кашами, фруктовыми и овощными пюре в 6 месяцев обычно уже знакомы. А вот малышам, которых мама продолжает кормить грудью, познакомиться с новыми продуктами в этом возрасте только предстоит. По поводу первого прикорма лучше посоветоваться с педиатром, но, как правило, вводить прикорм начинают с фруктовых соков и пюре. Поначалу ребеночку нужно давать буквально несколько капель фруктового сока или половину чайной ложки пюре, наблюдая за его реакцией. Лучше, если прикорм будет вводиться в дневное время – со временем он полностью заменит обед. Если все проходит нормально, постепенно количество прикорма увеличивают. Таким образом, к концу месяца ребенок может полноценно обедать, например, пюре (не только фруктовым, но уже и овощным), которого съесть за один раз может до 150 г.

Следует учитывать, что, дав малышу новый продукт, следующий нужно вводить в рацион не ранее, чем через 5-7 дней. Причем, начинать давать прикорм лучше с однокомпонентных пюре, к примеру, измельчив в блендере сваренную морковь. К середине месяца морковь уже можно будет смешивать с петрушкой и луком, или же добавлять в пюре некоторое количество гречневой, рисовой или манной крупы.

Кроме того, с шести месяцев также рекомендуется постепенное введение в рацион малыша яичного желтка, но только пи условии, что кроха – не аллергик. Дают яичный желток сначала буквально щепотку, растерев его и смешав с грудным молоком или смесью. Если желток усваивается ребенком нормально, со временем его можно добавлять в пюре. Всегда перед тем, как дать малышу желток, яйцо необходимо хорошо сварить, держа его в кипятке не менее 15 минут.

Примерное меню полугодовалого ребенка может выглядеть приблизительно так:

6.00 – 200 мл грудного молока (или смеси);

10.00 – 200 г овощного пюре + крупинка яичного желтка;

14.00 – 280 мл грудного молока (или смеси) + 30 г фруктового пюре;

18.00 – 200 мл молочной каши + 30 мл фруктового сока;

22.00 – 200 мл грудного молока (или смеси).

Но, опять таки, необходимо следить за интенсивностью набора в весе. В случае, когда вес активно «прибывает», объем потребляемых высококалорийных продуктов (молочные каши) можно уменьшить, заменив их фруктовыми и овощными пюре. Если же ситуация обратная – кроха в весе не добирает – в рацион полезно водить растительное масло или сливки, добавляя, например, по чайной ложке в порцию овощного пюре.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

В 6 месяцев ребенок с особой страстью исследует на ощупь и изучает зрительно все, что его окружает. Он уже умеет цепко держать игрушку в руках, поворачивая ее так и эдак, перекладывая из ладошки в ладошку, и следя за ее траекторией, когда откидывает от себя. И с огромной любознательностью оглядывает окружающий мир, когда не спит, гуляя с мамой в коляске.

6-месячный кроха «активничает», даже просто лежа в кроватке. Так, ребенок уже самостоятельно переворачивается, вытягивает ножки и хватает их руками, поднимает голову и тянет ручки. Время от времени может, упершись головой и пятками в кроватку, даже становится на «мостик», приподнимая тельце и изгибая позвоночник.

Хорошо развиты у ребенка в 6-ть месяцев хватательные и движения и моторика рук: он перекладывает игрушки из руки в руку, умеет подтягивать к себе выброшенную игрушку, предварительно привязанную родителями за веревочку, к тому же с удовольствием перекладывает игрушки из емкости в емкость и увлеченно открывает-закрывает коробочки.

Если интересующий малыша предмет положить на расстоянии 10-20 см от него, ребенок будет стараться подползти к нему, перекатываясь, и нередко у него это удачно получается. Но, даже если ребенок пока еще не ползает, в ближайшем будущем он обязательно поползет, поэтому, подготовиться к этому следует заранее, «обезопасив» территорию от колющих, режущих и других опасных предметов.

Учиться в этом возрасте ребенок сидеть – если мама придаст ему сидячее положение, кроха выставляет вперед ручки и принимает на них тяжесть тела, удерживаясь в таком положении 1-2 минуты. Кроме того, некоторое время малыш способен простоять, держась ручками за бортик кроватки. Хоть сам пока не встает, но, если мама удерживает его подмышки, упирается сначала на кончики пальцев, а затем и вовсе встает на расставленные ножки, пусть пока и с согнутыми коленками.

Все так же полугодовалый ребенок с интересом прислушивается к окружающим его звукам. Но теперь уже не только способен узнать голоса родителей даже из другой комнаты, но и помнит свое имя, знает названия окружающих его предметов и игрушек, названия повторяемых регулярно действий. И поэтому тоже с ребенком нужно как можно больше разговаривать, предлагая ему запоминать все больше разнообразных слов.

А малыш, в свою очередь, с радостью будет лепетать в ответ: в этом возрасте кроха активно «разговаривает», даже находясь наедине с собой. И внимательно слушает стихи и сказки из красочных книг с рисунками, рассматривая их и слушая маму, которая объясняет, что «это – мячик, а вот – девочка, мячик круглый, а девочка улыбается». В течение месяца «речь» крохи становится все более яркой и выразительной – он образует все больше сложных звукосочетаний и слогов «ва-ва-в», «о-го-го», «де-е».

Насторожиться нужно, если 6-месячный ребенок:

не способен ухватить игрушку;

не дотягивается до предмета, лежа на животе;

не реагирует на звуки, которые исходят от находящихся в непосредственной от него близости предметов;

не просится на руки и не тянется ручками к родителям.

Развивающие занятия и игры для 6-месячного ребенка

Следует помнить, что шестимесячный ребенок все так же изучает предметы на ощупь, и в этом возрасте «ассортимент» предметов окружающего мира для исследования их малышом можно расширять. Крохе будет интересно и познавательно потрогать на ощупь листочек или камушек, палочку, сосульку и снег. Предлагая потрогать детенышу тот или иной предмет, следует вслух озвучивать его название – пускай ребенок постепенно запоминает все новые слова.

Самое время начинать уделять внимание развитию мелкой моторики: ребенку 6-ти месяцев можно покупать нехитрые игрушки типа головоломки-спирали с бусинками. Вот только нужно проследить, чтоб игрушка была качественная – бусинки не должны оторваться или вылететь, чтобы ненароком не попасть крохе в ротик. С целью же развития мелкой моторики можно предложить малышу пирамидку с кругляшками (пирамидку-стаканчик, без основы-штыря). Вместе с крохой пирамидку можно разбирать и собирать, давать ему подержать и поиграть с ее элементами.

Всевозможные движущиеся и звучащие игрушки станут для ребенка в шесть месяцев увлекательнейшим занятием: он с интересом будет нажимать кнопочки и крутить колесики, тянуть за рычажки и открывать дверцы. Развивающие центры с зеркальцами, игрушечные «поющие» пианино, игрушки с лампочками, которые зажигаются от нажатия на кнопку – игрушки такого плана способствуют развитию слуха, глазомера, кожной чувствительности, логической связи.

Полезна будет малышу зарядка для ручек, которую также можно проводить в форме игры. Например, предложив ребенку «покрасить» стенку кровати: взяв его за руку, совершать плавные движения ручкой вверх и вниз, приговаривая «красим-покрасим». Или – вместе с крохой учиться гладить кошечку, показывая, как это делается на плюшевой игрушку и рассказывая ей, что она «хорошая, хорошая».

Ребенку необходимо дать возможность познавать мир во всем его многообразии, предлагая ему, в том числе, и действия, направленные на условное «разрушение». Пусть малыш увидит и поймет, что тряпка может рваться, некоторые предметы гнуться или биться, а, если ударить по какому-то из них, он издает громкий бренчащий звук.

Ребенок в 6 месяцев: родителям на заметку

Вот-вот ребенок поползет и начнет забираться в самые неожиданные и в некотором смысле опасные для него места. А значит – самое время тщательно осмотреть квартиру и предпринять действия для исключения возможности травмирования малыша. Кроме того, лучше на некоторое время удалить в зону недосягаемости шкатулки и вазочки, которые ребенок может опрокинуть или разбить.

Придется убрать как можно дальше средства бытовой химии, медикаменты, косметику. Желательно закрепить нижние ящички шкафов и комодов или даже поставить на них ограничители – без этого кроха запросто может прищемить себе пальчики. Не лишним будет и ограничение доступа к розеткам.

Не следует оставлять ребенка наедине с мелкими предметами. А еще лучше – вообще надолго не давать ему «мелочь» (фасоль, горох, бусины, пуговицы или монеты) в руки. Так, мелкие предметы по недосмотру могут попасть малышу в нос или в ухо, ребенок может потянуть их в рот и поперхнуться. Если такое несчастье случилось, кроха начинает кашлять и кричать, по причине отсутствия доступа воздуха на несколько секунд синеет. В этом случае, необходимо взять ребенка за ноги и подержать головой вниз, в то же время, обязательно вызывая бригаду скорой помощи. Даже если удалить предмет из дыхательных путей малыша удалось самостоятельно, ребенок задышал, обследование у врача все равно необходимо – с целью определения проходимости трахеи и бронхов.

Что должен делать ребёнок в шесть месяцев? Как правильно развивать полугодовалого малыша? Как выбрать хорошие игрушки, не потерявшись в огромном ассортименте детских магазинов? Такие вопросы часто волнуют молодых мам и пап, которые хотят, чтобы их ребёнок был здоров, счастлив и радовал их новыми успехами.

Рост и вес детей в полгода

До 2006 года действовали устаревшие нормы развития детей, основанные на наблюдениях за малышами на искусственном вскармливании. Поэтому не всегда стоит прислушиваться к словам бабушек о том, что ребёнок кажется худеньким, лучше свериться с новыми нормами, разработанными ВОЗ 10 лет назад.

Согласно этим параметрам, вес девочек в 6 месяцев может быть от 6,5 до 8,2 кг, а рост колеблется от 63,5 до 68 см. Аналогичные показатели у мальчиков немного выше: 7,1–8,8 кг веса; рост в пределах 65,5–69,8 см.

Если мальчик или девочка имеют рост и вес ниже или выше указанных, это не свидетельствует напрямую о проблемах со здоровьем. Однако экстремально низкие или высокие показатели могут указывать на пробелы в системе питания ребёнка или скрытый дефицит полезных веществ. Поэтому, если выявлено отличие от норм роста и веса, следует быть внимательными к состоянию малыша и провести по возможности дополнительные обследования ради исключения неприятных последствий.

Что должен уметь малыш в полгода: нормы развития

Перечислим основные навыки, овладением которых может похвастаться 6-месячный человек:

  • Умеет перекатываться с животика на спинку;
  • Осваивает переворот со спины на живот с обоих боков, при этом одна из сторон может быть ведущей
  • Лёжа на животе, выпрямляет руки и опирается на ладошки;
  • Тянется за игрушкой, пытаясь достать её;
  • Пытается перекладывать предметы из одной руки в другую;
  • Учится ползать, не поднимая живота;
  • Сидит или полусидит с опорой;
  • Опирается на ножки, когда его держат вертикально, поддерживая под мышками;
  • При попытке посадить его умеет удерживать голову на одной линии с телом.

В этом возрасте физическое развитие является определяющим для общего развития ребёнка, именно оно должно служить главным ориентиром. Освоение различных двигательных навыков больше всего отражает постепенное созревание детского мозга. Однако есть и иные критерии того, что малыш растёт и развивается правильно, в соответствии со своим возрастом. Например, такие:

  • Умение произносить отдельные гласные и согласные звуки, а также их сочетания;
  • Способность узнавать голос мамы, «комплекс оживления» (движения рук и ног, лепет, разные звуки, слежение глазами) как ответ на него;
  • Реакция на звук упавшей игрушки, хлопнувшей двери и т. д.;
  • Умение провожать глазами предмет, находящийся в движении;
  • Руки и рот участвуют в изучении предметов окружающего мира;
  • Интерес к своему и чужому отражению в зеркале;
  • Положительная реакция на игры со взрослыми («ку-ку», потешки, «дай и на»).

Не всегда все эти навыки появляются в одно время, часто развитие детей идёт нелинейно. Некоторые смышлёные груднички в 6 месяцев умеют говорить слово «мама», а учиться сидеть и ползать не спешат. Если малыш здоров и проявляет активность, не стоит пугаться отдельным проявлениям запаздывания в развитии. Но и советами специалиста – грамотного, спокойного, внимательного – пренебрегать не следует. Хотя зачастую малыш в шесть месяцев порадует родителей успехами, если с ним каждый день заниматься и с удовольствием играть.

Развитие ребёнка в 6 месяцев – в ваших руках. Ведь в это время малыш много находится с любящей и заботливой мамой, слушает её голос, наблюдает за её действиями и мимикой. Также в силах родителей стимулировать физическое, речевое и эмоциональное развитие ребёнка. Как это сделать?

Прежде всего, стоит почаще мотивировать ребёнка на самостоятельное движение. Если по каким-то причинам вы избегали класть малыша на пол, он проводил время на ручках или в шезлонге, то стоит восполнить этот пробел (обязательно освободив окружающее пространство от мелких или опасных предметов). Расположите неподалёку от малыша красивую игрушку, постучите или позвените ей, привлекая внимание юного исследователя.

Существуют несложные методики, помогающие маленьким детям освоить повороты с живота на спину и обратно. Их легко найти в сети в формате видеоуроков.

Называйте окружающие ребёнка предметы, озвучивайте свои действия и планы, зовите его по имени.

Во время бодрствования малыша находите время поиграть с ним в прятки (ку-ку), ладушки, разучите несколько потешек и пальчиковых игр. Скоро вы увидите, что некоторые из этих игр особенно нравятся сыну или дочке.

Предлагайте малышу пособирать пирамидку, покатать или побросать мячик. Давайте ребёнку простые бытовые предметы вроде кастрюлек, ложек, крышек, мягких бутылочек, бумаги. Комментируйте действия ребёнка, радуйтесь его открытиям!

Топ развивающих игрушек для малышей в 6 месяцев

  • Мячики разных размеров и фактур;
  • Пирамидка с колечками разных цветов;
  • Простая машинка, неинерционная;
  • Книжки с сюрпризами;
  • Развивающие коврики с кармашками на молнии, липучке, кнопках
  • Набор стаканчиков разных размеров;
  • Музыкальные инструменты (маракасы, бубен, барабан).

Шестой месяц жизни ребёнка – один из этапов отделения его от осуществляющего уход взрослого. То, что умеет ребёнок в 6 месяцев, уже позволяет ему самостоятельно играть в течение 5–10, а то и 15 минут. Однако не все занятия малыша радуют родителей. Например, ребёнок может раз за разом бросать игрушку на пол и звуками просить маму поднять её. Помните, что в этом нежном возрасте дети не умеют манипулировать и делать назло. Такие действия – это всего лишь потребность растущего человека в игре, взаимодействии с любящими людьми, познании мира и свойств окружающих предметов. Такие игры, несмотря на кажущуюся бессмысленность с точки зрения взрослых, способствуют детскому развитию. Наберитесь терпения, но не поощряйте неприятное для себя поведение.

Полгода – один из важнейших этапов в физическом и эмоциональном взрослении малыша. Ребенок в 6 месяцев начинает более осознанно манипулировать игрушками, пытается общаться с окружающими людьми. Кроха пробует свой первый прикорм и даже формирует вкусовые предпочтения.

Рост и вес ребенка в 6 месяцев

Физические показатели младенца зависят от многих факторов, включая наследственность и пол, поэтому они представлены в широких пределах. Рост ребенка в 6 месяцев:

  • мальчики – от 63 до 71,9 см;
  • девочки – от 61,2 до 70,3 см.

Допустимый вес ребенка в 6 месяцев:

  • мальчики – 6,4-9,8 кг;
  • девочки – 5,7-9,3 кг.

Питание ребенка в 6 месяцев

Чтобы рост и масса тела малютки находились в пределах указанных выше норм, он должен полноценно и регулярно кушать. Основное питание малыша в 6 месяцев пока составляет грудное молоко или адаптированная смесь, но ближе к концу первого полугодия жизни необходимо вводить прикорм. Педиатры разрешают как базовую, так и педагогическую методику. В первом случае новые блюда предлагаются крохе по расписанию и в ограниченном количестве. Второй вариант – ребенок самостоятельно пробует крошечные порции блюд с «взрослого» стола, к которым у него возникает пищевой интерес.

Материнское молоко остается главным в рационе полугодовалого младенца, но в обед ему можно предложить новое блюдо. Прикорм малыша в 6 месяцев с нормальной массой тела следует начинать с . Для их приготовления лучше подходят гипоаллергенные продукты, растущие в регионе проживания ребенка:

  • кабачок;
  • светлая тыква;
  • брокколи;
  • патиссон;
  • цветная капуста.

Пюре делается только из одного овоща и воды. Нельзя добавлять соль, сахар или масло, это слишком интенсивная нагрузка на пищеварительную систему крохи. При переносимости можно разнообразить меню ребенка в 6 месяцев . Их лучше вводить спустя 10-15 дней после пробы овощей. Подойдут простые однокомпонентные пюре из таких плодов:

  • персик;
  • яблоко;
  • банан;
  • груша;
  • слива;
  • абрикос.
  • кукурузу;
  • гречиху;

Прикорм начинается с пробы, чтобы отследить реакцию крохи на новый продукт. В первый раз желательно дать малютке 0,5-1 ч. ложку блюда. Постепенно можно наращивать порцию до максимальной границы. Суточные нормы прикорма для 6 месяцев:


  • овощное пюре – 10-120 г;
  • каша – 10-150 г;
  • фруктовое пюре – 5-60 г.

Меню ребенка на ИВ в 6 месяцев

Дети, получающие адаптированную смесь, лучше приспособлены к перевариванию новых продуктов. детей 6 месяцев продолжается, но не является основным компонентом рациона малыша. Молочные смеси включены в меню в количестве 400-500 мл. Остальной объем пищи – прикорм. Его разнообразие и порции зависят от того, сколько весит ребенок в 6 месяцев, к каким продуктам у него выражен пищевой интерес, есть ли аллергические реакции на определенные блюда. Приблизительные рекомендации по объему прикорма в сутки:

  • овощное пюре – 150 г;
  • каши – 160 г;
  • фруктовые соки и пюре – по 60 г;
  • творог – 40 г;
  • мясное пюре – до 30 г;
  • желток – 0,25 шт. (не каждый день);
  • цельное молоко – до 200 мл (в блюда при переносимости);
  • галетное печенье, сухари – 3 г (на пробу);
  • сливочное, растительное масло – до 3 г (в блюда).

Режим ребенка в 6 месяцев

С полугода количество непрерывного, ночного и дневного сна малыша меняется. Режим ребенка в полгода становится ближе к взрослому расписанию. Кроха еще регулярно просыпается для кормлений, но делает это реже. При нормальном развитии, здоровье и стабильном эмоциональном состоянии малыш в 6 месяцев ночью может отдыхать без пробуждений около 7 часов подряд.

Сколько должен спать ребенок в полгода?

Общая продолжительность сна малыша в рассматриваемом возрасте – около 12-14 часов. Более половины этого времени приходится на ночное время (до 10 часов). Дневной сон ребенка в полгода составляет 3-4 часа:

  • утром, после кормления – 40-60 минут;
  • в обед – примерно 2 часа;
  • вечером – около 60 минут.

Ребенок в 6 месяцев плохо спит

Нарушения сна и беспокойство часто встречаются в описываемый период, особенно после 19-20 часов. Ребенок в 6 месяцев плохо спит ночью из-за . На данном этапе развития растут нижние резцы, которые становятся причиной зуда десен, болезненности и отечности мягких тканей во рту. Другие факторы, провоцирующие ухудшение сна у полугодовалых младенцев:

  • слишком продолжительное бодрствование;
  • много новых впечатлений и эмоций;
  • стресс;
  • отсутствие усталости;
  • активная деятельность, игры перед отходом ко сну;
  • особенности биологических ритмов;
  • сепарационная тревожность (страх разлуки с мамой);
  • новые условия для сна (другая комната, кроватка);
  • вздутие живота;
  • повышение температуры тела;
  • любые нарушения здоровья.

Полгода – знаменательная дата в жизни крохи. К этому моменту малыш обретает множество новых физических и эмоциональных навыков, делает первые попытки общения, учится управлять своим телом. Когда исполняется полгода ребенку, родителям необходимо приобрести развивающие игрушки, уделять малютке больше времени для совместных развлечений. Дополнительно нужно позаботиться о безопасности в помещениях, кроха уже может перемещаться самостоятельно.

Что умеет ребенок в 6 месяцев?

Полугодовалый младенец свободно переворачивается со спины на живот и обратно, многие дети любят крутиться, как юла. Есть перечень базовых навыков, что должен уметь малыш в 6 месяцев:

  • сидеть с поддержкой;
  • держать голову и контролировать ее положение;
  • лежать на животе с опорой на руки;
  • недолго стоять с поддержкой под мышки;
  • раскрывать рот при виде ложки;
  • снимать пищу губами;
  • поддерживать руками грудь во время сосания;
  • есть негустую еду с ложки;
  • перекладывать игрушку из одной руки в другую;
  • делать попытки ползать (любым способом).

Что должен уметь ребенок в полгода в эмоциональном плане:

  • подражать взрослым;
  • долго следить за игрушкой, взаимодействовать с ней;
  • узнавать людей;
  • проявлять эмоции (смеяться, хмуриться, пугаться);
  • реагировать на слова и музыку;
  • произносить повторяющиеся слоги;
  • выражать желания с помощью звуков;
  • иметь предпочтения (любимая игрушка, мультик, человек).

Родители должны учитывать, что каждый малыш уникален в своем развитии. Некоторые дети начинают сидеть, ползать и выполнять другие ожидаемые действия в 6 месяцев, другие – немного позже, некоторые крохи пропускают определенные этапы, сразу переходя к более сложным задачам. Важно позволять ребенку взрослеть в соответствии с его личным ритмом, не заставлять ничего делать «через силу».

Как развивать малыша в 6 месяцев?

В воспитании полугодовалого крохи должны принимать участие и мама, и папа. Когда исполняется 6 месяцев ребенку, он понимает разницу между «своими» и «чужими» людьми, радуется вниманию от членов семьи и ведет себя настороженно при посторонних. Для правильного взросления чада следует уделять время совершенствованию и физических, и эмоциональных, и социальных навыков. Развитие малыша в 6 месяцев предполагает:

  • соответствующие возрасту игрушки;
  • развивающие развлечения;
  • использование современных технологий (игры на гаджетах, мультфильмы);
  • выполнение гимнастики.

К первому полугодию кроха уже хорошо осваивает хватательный рефлекс, но мелкая моторика нуждается в совершенствовании. Подходящие игрушки для детей 6 месяцев:

  • погремушка;
  • большие мягкие кубики;
  • крупные паззлы из пены;
  • стаканчики;
  • музыкальные, интерактивные игрушки;
  • большие машинки;
  • матрешки;
  • крупные шарики, мячики;
  • мягкие игрушки;
  • пластиковые наборы посуды;
  • надувные, мягкие книжки с яркими картинками;
  • лабиринты;
  • пищалки;
  • спирали с шариками;
  • мягкие мешочки с разными наполнителями;
  • липучки и другие.

Развлечь кроху в полгода очень просто, ему понравятся даже бытовые вещи – кастрюля с крышкой, шуршащий пакет, одежда с большими пуговицами. Если на 6 месяцев ребенку подарили много развивающих игрушек, родители должны помогать малышу их освоить. Можно вместе собирать и разбирать пирамидку, матрешку, паззл. Главное – комментировать понятными словами свои движения и действия малютки, называя его по имени («Даша надела, сняла колечко»). Во время таких игр важно показывать крохе, как правильно двигать руками, что делать с предметами.

Особое место в развитии маленьких детей занимают потешки. Они не только веселят, но и учат ребенка понимать слова, чувствовать ритм, устанавливать связь между ними и последующими действиями. Потешки для малышей 6 месяцев можно практиковать с самого утра, дополняя их зарядкой и умыванием:

  1. Мы проснулись. Мы проснулись. Сладко-сладко потянулись, маме с папой улыбнулись.
  2. Это кто уже проснулся? Кто так сладко потянулся? Потягуши-потягушечки, от носочков до макушечки. Мы тянемся, потянемся, маленькими не останемся. Вот как быстро мы растем, вот как ножками пойдем.
  3. Щечки мыли. Носик мыли. А глазки – забыли.
  4. Ты мне ручки подавай, да с кроватки вставай. Умываться пойдем. Где водичка? Найдем!
  5. Ай, лады, лады, лады. Не боимся мы воды. Чисто умываемся, маме улыбаемся.

Потешки для мелкой моторики:

  1. Мальчик-пальчик, где ты был? С этим братцем борщ варил, с этим братцем в лес ходил, с этим братцем кашку ел, с этим братцем песни пел (загибать пальчики).
  2. Раз, два, три, четыре, пять! Будем пальчики считать. Крепкие и дружные, все такие нужные. Пальчики быстрые, ловкие и чистые. Этот пальчик хочет спать, этот пальчик – прыг в кровать! Этот пальчик – вздремнул, этот пальчик – уснул. Это пальчик не спит, убежать норовит.
  3. Пальчик толстый и большой в сад за вишнями пошел. Указательный с порога указал ему дорогу. Пальчик средний – самый меткий, он сбивает вишни с ветки. Безымянный собирает, вишней ведра наполняет. А мизинчик-господинчик в землю косточки сажает.

Когда исполняется 6 месяцев ребенку, он умеет искренне смеяться, поэтому ему обязательно нужно читать забавные, развлекательные потешки:

  1. Два пожарника бежали (погладить одну и вторую щечку малыша), и на кнопочку нажали (коснуться носика): бип!
  2. Солнышко, солнце, выгляни в оконце. Посвети немножко, дам тебе горошка.
  3. Дождик, капай веселей. Капай, капай, не жалей. Только нас не намочи, ты в окошечко стучи.
  4. Смотрит солнышко в окошко, светит Маше (имя ребенка) в комнату. Мы захлопали в ладошки, очень рады солнышку.
  5. Что за ножки, что за ножки? Это ножки нашей крошки. Ни собачке, ни кошке не дадим такие ножки. Эти ножки, наши ножки будут бегать по дорожке.

Детей развлекают и самые простые игры, например, «ку-ку», и старые потешки, которые тоже способствуют развитию моторики и ориентации в пространстве:

  • сорока-ворона;
  • по кочкам;
  • вышел зайчик погулять;
  • ехали медведи и другие.

Мультики для малышей 6 месяцев

Не все современные педиатры советуют приобщать ребенка к гаджетам, телевизору или компьютера в таком раннем возрасте. Развитие ребенка в полгода полноценно происходит и без мультфильмов, большинство специалистов утверждают, что никакой ценности в них нет. Если родители решили показывать крохе развлекательные передачи, их просмотр должен длиться не более 10 минут в сутки. В 6-7 месяцев ребенку можно показывать следующие мультики:

  • Смешарики;
  • Деревяшки;
  • Tiny Love;
  • Лунтик;
  • Умняша;
  • Baby Einstein и другие.

Упражнения способствуют нормальному формированию опорно-двигательной системы и укрепляют мышцы. Чтобы малыш 6 месяцев правильно развивался, нужно регулярно делать простую гимнастику:

  1. «Парение» с опорой на руки на животе.
  2. Ползание с помощью.
  3. Сгибание и разгибание ножек (по одной и вместе).
  4. «Летящая лодочка» с поддержкой (ручки отводятся в стороны).

Что умеет ребенок в 6 месяцев?

Полгода. Первый «крупный» юбилей в жизни малыша. Как быстро летит время! Гуляя на улице, младенец 6 месяцев от роду с удовольствием рассматривает все вокруг – развившееся зрение уже позволяет видеть предметы четко и ясно. Чем больше вы будите гулять «без сна», а еще лучше в кенгурушке или слинге , и показывать малышу детей, качели, горку, площадку, небо, дома, тем полноценнее будет его развитие.

Не забывайте называть все, что ребенок видит – это очень важно для развития правильной грамотной речи. Внешне в речи малыша особых изменений не заметно. Но обратите внимание на пассивный словарный запас крохи. К полугоду младенец прекрасно знает свое имя, названия предметов, которые его окружают, привычных игрушек, повторяемых изо дня в день действий. Он узнает голоса мамы и папы, даже когда они доносятся из другой комнаты.

Страсть к повторам

Постепенно ребенок начинает постигать связь между причиной и следствием (хотя в полной мере он овладеет этим навыком лишь к 7 (!) годам). Пока же ему доступны лишь самые примитивные, прямолинейные связи: нажал на кнопочку – играет музыка; толкнул игрушку – она качается… С этого момента спокойно разъясняйте малышу. Какие последствия могут иметь те или иные его действия, пока на примере игрушек.

Когда ребенок доволен результатом, он может повторять действие десятки и сотни раз. Особенно его внимание привлекает то, что появляется и исчезает. Теперь, бросив игрушку из кроватки, карапуз будет внимательно следить за траекторией ее полета, и заглядывать – куда же она закатилась? Малыш готов закрывать-открывать коробочки, хлопать крышкой, прятать внутри ложку и т.д.

Ребенок в 6 месяцев легко хватает все, что попадается ему под руку, может захватить вещь то одной рукой, то другой, то двумя сразу, переложив из одной руки в другую, опустить и взять снова, поудобнее. Бросать и выпускать для него еще гораздо сложнее, чем брать и держать, и малыш во что бы то ни стало стремится овладеть этим навыком.

Если у вас нет сил на «возвращение» выброшенных из кроватки или манежа игрушек, привяжите к ним веревочки. И научите кроху тянуть за веревочку, возвращая себе игрушку. Этим вы не только облегчите себе жизнь, но и научите любимое чадо новому действию с предметами.

Кстати, кровать и манеж малышу уже малы. Подготовьте свой дом к тому, что очень скоро ребенок поползет: уберите снизу все бьющееся, колющее, режущее, мелкое. Выкладывайте малыша на пол, на толстое одеяло или теплый ковер, раскладывая вокруг игрушки так, чтобы карапуз мог дотянуться до них, приложив небольшое усилие. Стараясь подползти, перекатываясь к вожделенному предмету, младенец будет тренировать мышцы для ползания и хождения.

К 6 месяцам большинство детей встают, держась за опору. Опорой может быть бортик кровати или манежа, жесткое сиденье стула (однако проверьте – не опрокинется ли стул на малыша), натянутая вдоль стены на уровне глаз ребенка крепкая веревка, лесенка детского спортивного комплекса , турничок или кольца.

Вводим прикорм

В 6 месяцев ребенок готов еще к одному волнительному знакомству: пришло время для начала общения с «взрослой» пищей. Не так давно в ваш обиход вошло понятие «педагогический прикорм ». Обычно его придерживаются мамы, старающиеся, чтобы развитие малыша было как можно более «естественным», и во всем «идущие вслед», а не подгоняющие и стимулирующие.

В еде это значит следующее: когда ребенку становится интересно, что лежит у мамы на тарелке, он берет кусочек и засовывает в рот. Пососет, помусолит – вот вам первая «четверть чайной ложечки» у крохи в желудке. Разумеется, наличие сосисок с горчицей или острой корейкой морковки на этой самой педагогической тарелке исключается. А лежат там дольки овощей или фруктов, которые удобно взять ручкой, и которые привлекают взгляд разноцветными бочками.

Не забывайте, что вводить прикорм надо, посоветовавшись с врачом: он определит, какие продукты и в какой последовательности подходят именно вашему ребенку. Непродуманное или слишком раннее введение прикорма может нанести вред здоровью малыша, ведь пищеварительная система на первом году жизни сформирована не полностью, оболочка слизистой кишечника обладает повышенной проницаемостью для пищевых веществ, отсутствует ряд важных ферментов, несовершенна иммунная система. Все это может стать причиной отрицательной реакции и проблем со здоровьем.

Кстати, вовсе не обязательно, что они проявятся сразу же. Вероятность нарушений в любом из отделов пищеварительной системы, которые дадут о себе знать, возможно, через несколько лет, достаточно высока.

Мир на ощупь

Одна из самых простых, но при этом открывающих огромные возможности игр, - знакомство с миром на ощупь. В эту игру можно играть буквально с рождения. Времени у взрослых она практически не отнимает, как и ни требует специальных приспособлений или приготовлений, особенно поначалу. Начинаем играть, конечно, дома.

Когда вы несете малыша в ванную или просто ходите с ним на руках, проводите его ручкой по всем попадающимся на пути поверхностям (стенка, шкаф, кожаная куртка или меховое пальто, деревянная вешалка или металлический ключик). Это дает крохе возможность больше узнать о том, что находится вокруг. А из каких интересных материалов сделаны мамины наряды: тут и шелк, и шерсть, и бархат, и кожа, и хлопок, и лен, и разнообразная синтетика… Малышу все ново и любопытно.

Не забывайте произносить название того, что ребенок трогает в данный момент. Кстати, трогать предметы и материалы можно не только руками – малыш будет лучше развиваться, если включить в игру все тело: ножки, грудку, спинку, животик. По каким-то поверхностям можно скользить сверху вниз, в каких-то барахтаться, как в сугробе, по каким-то прыгать или отталкиваться от них.

После того как пространство дома будет освоено, перенесите эту игру на улицу. Жаль, конечно, если на дворе зима, но даже тогда не стоит лишать ребенка возможности познакомиться со снегом, ледышками, сосульками, замерзшими палочками.

А уж если на дворе теплое время года, исследовательский пыл не стоит ограничивать никак. Стволы деревьев и кустарников, разные виды почвы, листья, трава, цветы, песок, фрукты, ягоды, овощи – в общем, все, что попадается на глаза и под руку, с полным правом может быть включено в ваши занятия.

Когда кроха начал учиться ползать или просто с интересом хватает и ощупывает все вокруг себя, не забывайте как можно чаще менять фактуру его «подстилок». Не стоит ограничиваться пеленкой или одеяльцем – дайте малышу возможность полежать и поползать на любых тканях и материалах, которые найдутся в вашем доме. Очень хороши лоскутные одеяла – они дают малышу множество тактильных впечатлений одновременно.

Тренируем ручки

Игры, способствующие расслаблению пальцев и кистей рук:

  • «Красим забор» - движение кисти вверх-вниз, вправо-влево.
  • «Погладим котенка» - плавные поглаживающие движения выполняются сначала одной, потом другой рукой.
  • «Курочка пьет водичку» - пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.

Выполняйте эти и подобные движения, ласково взяв ручки малыша в свои ладони. Через несколько дней ребенок будет производить эти действия сам.

* Вес ребенка также должен соответсвовать росту, для оценки используйте .

* Указанный в таблицах нормальный вес и рост имеют 94% здоровых детей (подробнее).

Привес и прирост

С пяти до шести месяцев мальчик должен был прибыть в весе и росте на 370–510 грамм и примерно 1,8 см, девочка на 340–500 г. и 1,7 см.

Начиная с шести месяцев, мальчик должен прибавлять в весе примерно по 85 грамм в неделю , девочка — по 80. К седьмому месяцу мальчик должен будет прибавить 300–430 грамм, девочка 280–430 г. в весе, и независимо от пола 1,5 см роста. С шести месяцев нормальный прирост и привес мальчиков и девочек практически не различается.

Развитие моторных навыков

В полгода половина здоровых малышей умеет самостоятельно сидеть. Если ваш малыш в 6 месяцев еще не научился сидеть сам, то помогать ему в этом не надо. Чем позднее малыш начнет сидеть, тем лучше.

Один из десяти малышей в 6 месяцев умеет стоять, держась руками за что-либо. Но лучше, если ваш малыш научиться стоять позже.

Всего один из двадцати грудничков умеет полноценно ползать на коленках. С этого возраста вы можете смело учить малыша ползать, это благотворно влияет на развитие малыша, как физическое, так и умственное.

Кормление грудным молоком и прикорм

С шести месяцев, ребенка рекомендуется начинать кормить кашами и пюре, постепенно замещая ими грудное кормление так, чтобы к 1 году малыш мог полностью отказаться от грудного вскармливания. Общий принцип таков: в первый день скармливают одну ложечку, во второй — две и так далее до порции, способной заменить одно кормление. Кормить надо в первой половине дня. Если на каком-либо из этапов у ребенка появляется аллергическая реакция на определенный вид прикорма, то прикорм заменяют на другой и начинают сначала, с одной ложки. Когда одно кормление удается заменить, приступают к кормлению новым видом прикорма в другое время дня, снова с одной ложечки, не отменяя кормления предыдущим.

Некоторые специалисты советуют начинать прикорм после прорезания первого зубика.

На шестом месяце жизни ребенок должен питаться у груди около 6 раз в день, выпивая по 150 мл грудного молока за кормление.

Прочее

С шести месяцев по седьмой идут недели 26, 27, 28 и 29-я.