Как воспитывать ребенка с раздутым эго. Воспитание сильной личности или как не вырастить эгоиста

Первое время после рождения малыша мама и папа наслаждаются появлением долгожданного члена семьи. Рассматривая нежные и милые черты, они не задумываются о методах и целях воспитания. Как только трудный период адаптации пройден, начинается просмотр страниц интернета для выбора уникального способа формирования маленькой . Итак, как не вырастить эгоиста? Можно с полной уверенностью утверждать об отсутствии абсолютных принципов к подходу воспитания, но основа складывается из морали поведения взрослых и заложенных в доме правил.

Типичные ошибки

Ошибки, допускаемые взрослыми:

  • Замалчивание или преувеличение достоинств ребенка;
  • Лишение инициативы;
  • Присутствие товарно-денежных отношений;
  • Выполнение просьб под давлением;
  • Несоблюдение требуемых правил самими родителями.

Оценка деятельности

Старайтесь хвалить за качественно выполненную работу, чтобы малыш привыкал к результату. Здесь необходимо подобрать золотую серединку, потому что незамеченные попытки могут охладить пыл и внести неуверенность, а слишком возвышенные слова не раскроют правдивый уровень деятельности и не покажут настоящие возможности.
Ребенок должен понимать предъявляемые требования и стараться приближаться к целям, как можно ближе и точнее. Воспринимаемый мир и оценка совершенного дела тогда будет правдивой. В обществе не всегда потребуется присутствие родителей, а окружение принимает конкретные поступки без учета внешнего образа.

Самостоятельность

Подогревайте интерес к самостоятельности. Выполняя несложную задачу, у ребенка накапливается опыт, закрепляются полученные навыки, которые обязательно пригодятся для жизни в социуме. Инициатива стимулирует появлению новых направлений, развивает мышление и утверждает личностные качества.
Чрезмерная опека со стороны родителей лишает возможности проявить себя. Для ребенка любое новое задание будет казаться непосильным. Не попробовав приложить усилия, он привыкнет к постоянному вниманию и не захочет тратить время на преодоление препятствий. Это приведет к инфантильности и равнодушию.

Ты мне – я тебе

Никогда не оплачивайте проделанную работу. Ребенок, получая вознаграждение в денежных единицах, не сможет оценить свои возможности. Деятельность малыша, основанная на постоянном стимуле в виде подарков, приучит его выполнять простые обязанности за обязательную плату.

Часто обычная улыбка или слова благодарности дороже любых шелестящих купюр. Нежные объятия и материнское тепло действуют намного сильнее. Выводы и мысли о том, как в будущем не вырастить отъявленного эгоиста забудутся от ненадобности и отойдут на второй план, а творческий потенциал любимого ребенка раскроется, и с каждым днем будет увеличиваться.

Просьбы о дарении без давления

Не заставляйте малыша делиться игрушками и вещами под давлением. Выполняя, таким образом, просьбу, он проявит недовольство, агрессию или замкнется в себе. Каждый следующий такой «дарственный» поступок сформирует негативное предположение о нелюбви к нему. Разговаривая с ним на тему дарения, постарайтесь учитывать его пожелания.
В семье, где происходит обмен подарков и знаков внимания, такой проблемы не существует. Малыш, чтобы получить одобрительный взгляд с удовольствием поделится конфетой или карандашом. Для него ласка близких людей дороже, чем сладости и игрушки. Происходит взаимообмен, основанный на искренности.

Дурной пример заразителен

Для ребенка поведение и слова родителей являются самым весомым аргументом. Общаясь с ними ежедневно, он наблюдает их реакцию на ситуацию, слышит слова в ответ на вопрос и даже замечает жесты и мимику. Поэтому начните воспитания с себя и старайтесь соответствовать предложенным требованиям.
Не пропускайте без внимания любой изъян. Придерживаясь определенных правил, вы формируете будущую личность посредством собственного примера и модели семьи, которая будет основой жизни и мировоззрения. Конечно, в процессе преодоления препятствий изменения неизбежны, но чистота и искренность останутся в сознании надежным и проверенным фундаментом.

Предпосылки возникновения ошибок

Очень часто малыш появляется после длительных попыток обрести полноценную семью. Долгожданный наследник оберегается и одаривается безмерно. Боязнь потерять заставляет взрослых уступать любым прихотям и желаниям маленького человечка. Привычка получать все необходимое фиксируется и находит свое продолжение в жизни.

Вседозволенность объясняется занятостью взрослых. Заглаживая вину из-за недостатка внимания, они потакают капризам и отдают ведущие позиции в руки неосознанной личности. Привыкая к положению на первом месте, малыш, впоследствии, требует продолжения лидерства.

Из-за нехватки времени или терпения родители прибегают к более легким способам увлечь «почемучку», предлагая вместо ответов на вопросы полюбившийся мультфильм или забавную игрушку. Предоставленный самим себе он отдаляется от опеки и привыкает быть одиноким. В дальнейшем, переставая спрашивать мнения от окружения, ему захочется ориентироваться только своими предположениями.

Выполняя работу за ребенка, взрослые лишают его самостоятельности. Подрастая, малыш продолжает пользоваться услугами и начинает осознанно манипулировать. Лексикон дополняется фразами «я не могу» и перерастает в требование «я не хочу».

Искреннее желание том, как любовью и преданностью не навредить и не вырастить из несмышленого и милого ребенка упрямого эгоиста возникает у каждого родителя. Чтоб не возникали сомнения в правильности шагов и подходов к воспитанию, послушайте советы и попробуйте реализовать на практике для сравнения.
И так:

  1. Перестаньте опекать тогда, когда нужно проявлять самостоятельность и инициативность.
  2. Позвольте совершать малышу ошибки, которые необходимы для приобретения навыков и опыта.
  3. Постепенно нагружайте обязанностями по дому, воспитывая уважение к близким людям.
  4. Учите радоваться успехам друзей и родных.
  5. Поощряйте благородные поступки словами, взглядом, лаской.
  6. Развивайте бескорыстное отношение к другим.

Золотая серединка

Любые советы применимы в доброй и спокойной обстановке. Приучите себя к терпению, осмысливанию того, что вы предлагаете своему малышу. Выбирайте индивидуально и логично возрасту, желанию и способностям. Завышенные или недостаточные требования пагубны своими последствиями. У ребенка сформируется неприятие ко всему, что от него добиваются.

Предоставляйте право выбора и возможности найти свой путь, не ссылаясь на амбиции взрослых. Помогайте приобрести собственное мнение, сформировать мировоззрение и понятие анализа совершенных поступков. Обсуждая выполненную работу, подчеркивайте положительные стороны и осторожно находите отрицательные.

Разговаривайте, как с равноправным членом семьи, обсуждая в допустимой форме сложившиеся обстоятельства. Расскажите об усталости, называя причину, о желаниях, скромных и возвышенных и впускайте в его жизнь небольшие события, не отражающие на психике и здоровье. Не раскрывайте подробностей болезней, ситуаций. Он может испугаться и по непониманию нафантазировать несуществующие факты.

Не добивайтесь беспрекословного подчинения или, наоборот, чрезмерной вседозволенности. Найдите золотую серединку и предлагаемые советы применяйте осознанно к характеру ребенка. Главное, воспитать целеустремленную благородную личность, способную вникать в интересы окружения, не забывая при этом о собственных желаниях.

Обращение к специалисту

В силу занятости родители часто обращают внимание на поведения ребенка слишком поздно. Просмотрев информацию из интернета и попробовав применить рекомендации, они обнаруживают свое бессилие перед маленьким и упрямым ребенком. Видимо, время упущено, и авторитет взрослых значительно подорван.
Не спешите отчаиваться. Терпение и большое желание смогут победить, но потребуется помощь специалиста. Перестав доверь своим близким, малыш откроется человеку, способному не только выслушать, но и понять причины, породившие эгоистическое поведение. Непослушание показывает внутреннюю драму, тревогу или страх.
Для психолога важны начальные признаки, спровоцировавшие последующие изменения. Проследив цепочку действий родителей и ребенка, он полностью восстановит картину поведения и подчеркнет, где была допущена оплошность. Не бойтесь воспользоваться его рекомендациями. Со стороны, глазами взрослого и специалиста, его мнение может оказаться полезным и поучительным. И тогда действия близких, мучающие мысли о постоянном страхе и о том, как не упустить драгоценное время детства и не вырастить в будущем эгоиста, конкретные советы врача психолога сойдутся в единое целое и помогут добиться положительных результатов.
Удачу, счастье для ребенка желают все родители. Но, не выдерживая половину обращений, они легко отказываются от их внимания. Поэтому старайтесь наслаждаться лаской, теплом пока дети маленькие, неопытные и любопытные.

Называют людей, которые личные интересы ставят превыше всего, любят только себя, учитывают только свое мнение, не отзывчивы к проблемам, интересам, чувствам других людей. Такое поведение – результат воспитания. Рассмотрим пути, которые приводят к эгоизму.

    Ребенок-кумир. С пеленок слепое обожание малыша всеми членами семьи приводит к тому, что он, вырастая, не , ведь попытки сделать что-то самостоятельно пресекаются родительской опекой. К тому же у ребенка формируется неправильное представление о любви: он просто позволяет окружающим любить себя, требует заботы, искренне считая, что близкие рады угождать ему. Такая схема переносится и во взрослую жизнь: подобное отношение ожидается от супруга, друзей, коллег.

    Ребенок, которому чужда ответственность. С малых лет важно донести до ребенка, что достижение любой цели требует усилий. Зачастую необходимо делать то, что надо, и далеко не всегда посчастливится делать то, что хочется. У безответственного ребенка – проблемы с самодисциплиной и самоорганизацией, обслуживанием себя в быту. Он не реагирует на просьбы, ведь близкие с этим его нежеланием считаются и позволяют не участвовать в делах, которые не нравятся. Часто такие : «Ладно, сделаю, но вы мне за это…» Во взрослой жизни такой человек неспособен выслушать и понять другого: он переключает внимание на свою персону и рассказывает о собственных трудностях.

Способы воспитания эгоиста

Истинная любовь – это забота матери и отца о будущем своего ребенка. Понимая, что придет момент, и ребенок будет жить без них, родители беспокоятся о том, какое качество жизни он сможет себе обеспечить. Именно поэтому в настоящей родительской любви нет места чрезмерной опеке и потаканию: детям прививают ответственность и учат обслуживать себя, ставить цели и достигать их.

Для того чтобы воспитать эгоиста, достаточно:

    «вкладывать в него всю любовь», чрезмерно опекать, отказываться от собственных желаний и потребностей;

    позволять ребенку руководить собой и ставить условия;

    показывать безответственность, неорганизованность, свой эгоизм – ребенок начнет перетягивать внимание на себя вашими же методами;

    поглощать личное пространство близких – в семье, где нет понимания личных границ каждого, ребенку проще вырасти эгоистом.

Родители должны понимать, что ребенок вырастет, и ему придется строить отношения с окружающими так, как вы его научили: другого примера поведения он не знает.

Давайте сначала вспомним, что такое эгоизм. Эгои́зм – поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде. Эгоизм проявляется тогда, когда человек ставит свои интересы выше интересов других и действует в своих интересах в ущерб интересам других.

Для маленького ребёнка нормально всегда ставить свои интересы выше интересов других. Вырастая, ребёнок начинает заботиться не только о своих интересах, но и думать о других людях. В идеале это происходит естественным путём. Ребёнок видит, как в семье все заботятся друг о друге, чувствует заботу членов семьи о себе и начинает учиться не только брать, но и отдавать.

Однако родители иногда начинают с раннего возраста учить ребёнка «не быть эгоистом». Как они это делает? Требуют, чтобы ребёнок всегда в обязательном порядке делился сладостями, игрушками; ругают ребёнка, если он не хочет этого делать или попросту забыл. Эффективный ли это приём? Если ребёнок делится не по доброй воле, а потому, что на этом настояли родители, то сам ребёнок от этого не меняется. Меняется только его поведение.

Приведу свой пример. Как-то так получилось, что феномен эгоизма своим детям я демонстрировала на примере обезьяньих семей в Сухумском питомнике и в институте физиологии им. И. П. Павлова. Сразу сделаю ремарку для взрослых читателей. Эгоизм – это социальный феномен, феномен человечества. У животных нет ни эгоизма, ни альтруизма. Но детей в такие тонкости психологической науки можно не посвящать. По крайней мере, пока (уважаемых читателей, которые хотят подискутировать на тему того, есть ли у животных эгоизм, отсылаю к классическим трудам А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, Л. А. Фирсова и других). Однако наблюдение за животным может быть очень полезно для детей. Вернемся же к эгоизму.

Итак, мы ходили кормить обезьянок. Обезьянки высовывали лапки из клетки, а мы давали им кусочки морковки и яблок. Обезьянки очень разные. Одни тихие и спокойные, другие активные и даже агрессивные. Но особенно детей впечатлила семья обезьянок: самка, самец и малыш. Знаете, как вёл себя самец? Самец всегда отталкивал самку и детёныша и ел сам еду, которую давали посетители. Люди же старались перехитрить самца: кидали самке и детёнышу еду, отвлекали его, чтобы они могли взять кусочек морковки…

Уже через несколько минут наблюдения за животными дети начинают задумываться о том, что происходит. И вот она – педагогическая ситуация! Остаётся только спросить ребёнка, что он думает об этом. Чьё поведение ему нравится, а чьё – нет. Дети обычно очень впечатлены поведением самца. После посещения обезьян они долго рассказывают всем о том, что видели. Это хороший повод поговорить и о поведении окружающих людей и о самом ребёнке. Вы можете спросить ребёнка о том, было ли так, что папа съел целый торт и ни с кем не поделился и т. д. Можно вспомнить ситуации, когда ребёнок поделился и похвалить его.

Таких впечатлений вполне достаточно для ребёнка 4–5 лет: видеть поведение животного, которое в среде людей называется эгоизмом… А дома, наоборот, видеть заботу близких друг о друге. Конечно, это не единственный возможный путь. Уверена, что вы можете придумать и какие-то другие способы показать ребёнку разные типы поведения.

DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

С каким отношением сталкиваются дети-эгоисты? Их дразнят на детской площадке, издеваются, оскорбляют, унижают сверстники в саду или школе. Не секрет, что дети могут ударить словом сильнее, чем кулаком, а в иных случаях даже выжить из коллектива (школы, секции, кружка).

А что ждет эгоиста во взрослой жизни? То же самое: удары по самолюбию, непонимание, отвержение друзьями, коллективом, партнером, изоляция от окружающих и в итоге уединенный образ жизни.

Как распознать эгоиста

― Его интересуют только собственные чувства, ощущения и переживания. Например, то, как он спал, какое у него настроение, планы на день. Всю жизнь мир крутится вокруг него. Любимое слово - Я.

― Его не беспокоят чувства других, ему чуждо сопереживание.

― Эгоист одного типа берет все, ничего не отдавая взамен, поэтому его не любят окружающие, другой ― все отдает, ничего не оставляя себе (справедливости ради, подобный тип эгоиста времен СССР в современном обществе считается вымершим; он опасен для родственников и семьи, хотя весьма полезен для окружающих).

― При удобном случае он, не задумываясь, предпочтет более выгодные условия.

― Такой человек не способен испытать чувства других людей, считаться с чьим-то мнением и любить кого-то, кроме себя. Эгоист не вырастает даже выйдя на пенсию, оставаясь ребенком, который видит только себя в своем маленьком мире.

Как вырастить эгоиста

Для того чтобы вырастить эгоиста, требуются специальные условия. Лучше, если ребенок будет в семье один, а родители будут любить его до беспамятства, отдавая воспитанию все силы и средства, причем днем и ночью. Пока эгоист неуверенно стоит на ногах, а его самолюбие развито слабо, желательно оградить его от пагубного влияния родственников и коллектива, вечно вмешивающихся в процесс воспитания со своими советами («Не слишком ли тепло вы его одеваете», «Не перекармливайте», «Вам пора закалять его и отдавать в спорт»). Ребенка нужно хранить как зеницу ока, как бы чего не вышло.

Вырастить эгоиста можно тремя способами.

Первый, самый распространенный - гиперопека. Как, например, в стихотворении С. Михалкова «Про мимозу»:

И живет он в новом доме,

Не готовый ни к чему.

Ни к тому, чтоб стать пилотом,

Быть отважным моряком,

Чтоб лежать за пулеметом,

Управлять грузовиком.

Он растет, боясь мороза,

У папы с мамой на виду,

Как растение мимоза

В ботаническом саду.

Таких детей растят при повышенном внимании, под постоянным наблюдением, даже если опасности нет в помине. Находясь под неусыпным контролем, ребенок зависит от настроения и желания родителей, совершает поступки, угодные родителям.

С ранних лет ребенок при малейшей трудности бежит за помощью к родителям, а самую несущественную проблему воспринимает как сложную и неразрешимую задачу. Подобный подход к воспитанию допустим только на первом году жизни. При этом у ребенка не развиваются такие черты, как самостоятельность, инициативность, целеустремленность, сила воли, настойчивость, неординарность. Родители исполняют все его желания, предлагают готовые ответы, предугадывают каждый шаг, но при этом регулярно подчеркивают исключительность малыша.

Осознание ребенком своей значимости ежедневно подкрепляется родителями: «Владичек уже проголодался? Сейчас мама принесет…», «Давай я укутаю моему зайчику ножки, а то ты ночью раскрываешься». Став взрослым, такой человек по-прежнему слышит от родителей: «Они тебя совершенно не понимают, не ценят. Как ты только с ними работаешь?!» Эго эгоиста раздувается до невероятных размеров. Для окружающих это, безусловно, нелицеприятное зрелище, зато для семьи родное дитя, кровинушка, не любить которую невозможно.

Второй способ ― авторитарный стиль воспитания. В таких семьях дети безоговорочно подчиняются родителям. Для них устанавливают жесткий распорядок дня, за отклонение или нарушение которого дети сурово наказываются. При том что требования отвечать за свои поступки, доводить дело до конца, в совершенстве овладевать навыками, проявлять себя с лучшей стороны содержат положительные установки, методы, с помощью которых родители добиваются их выполнения: насилие, жестокость, категоричность, подавление воли, запугивание, угрозы, рукоприкладство и т. д. - губят все на корню.

В родительском лексиконе обычно присутствуют жесткие фразы: «Я сказала, значит, так и будет», «Через 15 минут должен быть порядок. Не уберешь, будешь…», «Лучше сделай, а не то…»

Однажды оказавшись без надзора, на каникулах у бабушки или в летнем лагере, ребенок превращается в маленького монстра. Ранее подавляемое эго вырывается наружу, и владелец уже не в состоянии с ним справиться. По возвращении домой все возвращается на круги своя, как будто ничего не было.

Третий способ ― это попустительский способ воспитания. Детям предоставляют полную свободу, не ограничивая их правилами, распорядком дня, заданиями. Родители никак не контролируют их, позволяя делать, что они хотят. Общение в таких семьях поверхностное, близкие отношения не выстроены. Родители, по сути, не выполняют своих родительских обязанностей, объясняя это следующим образом: «Ты взрослый, почему я должен решать твои проблемы?» В результате такого воспитания ребенок игнорирует мнение родителей, склонен к непослушанию и агрессии, на людях ведет себя неадекватно и импульсивно. Стиль общения в таких семьях панибратский: «Да ладно, проехали, чего надулся», «Давай, старик, как-нибудь потом, сейчас времени маловато».

Как бороться с эгоизмом

Если родители решили, что не хотят вырастить эгоиста, вот несколько советов, как вести себя, если в доме живет маленький эгоцентрик.

1. Проявлять неподдельный интерес к жизни ребенка-эгоиста.

Эгоисты не считаются с мнением, желаниями и потребностями других людей. Можно сказать, что они просто не замечают, не хотят видеть, что на свете существует чье-то мнение, отличное от их собственного. Удовлетворив потребность ребенка-эгоиста во внимании, родителям удастся пробудить в нем интерес к ним самим. Так, шаг за шагом ребенок будет учиться видеть и ощущать эмоции окружающих.

Во время совместного чтения книг у ребенка формируется такое важное качество, как эмпатия. Обсуждение того, какие эмоции вызвало у ребенка произведение, поможет ему понять чувства других людей и научиться выражать свои. Можно попробовать самим сочинить сказку и поразмышлять, какие чувства и эмоции пробуждают в героях те или иные действия.

2. Расширить круг общения.

В коллективе ребенок столкнется с другим миром, к которому ему придется приспособиться. Он научится общаться, уступать, подстраиваться под интересы других. Немаловажно и то, что он сможет вырваться из замкнутого круга семьи, которая способствует бурному росту его эгоизма.

3. Отдать ребенка в коллектив: садик, школу, кружок или на секцию.

Виды спорта и творческой деятельности лучше выбирать командные, чтобы ребенок сумел вжиться в коллектив, занять свое место под солнцем. Это поможет сгладить эгоистические замашки.

4. Иногда не замечать маленького эгоиста, общаться только при необходимости: позвать ужинать, пойти прогуляться, уложить спать.

Если ребенок протестует, отказывается, не настаивать. Пусть сидит дома или побудет голодным. Захочет спать - уляжется.

5. Отвечать эгоисту тем же:

Папа, ты мне булочку принес?

А ты мне двери открыл?

Мама, это мое?

Нет, а ты мне помог?

6. Главное правило: своего эгоист не отдаст никогда. В качестве противоядия можно воспользоваться его же оружием:

Мама, я возьму тетрадку!

Максим, тетрадь моя, а своего я никому не даю.

Профилактика эгоизма

Начиная с полугодовалого возраста на пару часов в день оставлять ребенка на попечение родственников.

Умерить свой пыл, оказывать ребенку умеренное внимание.

С ранних лет прививать ребенку самостоятельность, воспитывать в нем активную жизненную позицию и научить не бояться ее проявлять.

Взять за правило регулярно откровенно, по душам разговаривать с ребенком, даже с самым маленьким.

Научить ребенка давать выход своим эмоциям, особенно агрессии, страху, раздражению, ненависти и беспричинным слезам.

Если у кого-то получилось взрастить маленького, а может, и большого эгоиста, на подпитку которого уходят все силы, значит, у них получится пройти и обратный путь. Лучше начать как можно раньше или вовсе предупредить зачатки. Поэтому смелее в бой.

P. S. Эгоизм лучше лечится простыми методами, нежели с помощью хитрых психологических приемов, иначе из заурядного эгоцетрика может вырасти утонченный циничный эгоист. Меньше страха, больше дела!

Как не воспитать эгоиста?

И ответственность за «волшебное» превращение милых ангелочков в эгоцентричных тиранов и инфантильных нюнь, в первую очередь лежит на родителях.

Взрослые эгоисты появляются от чрезмерной любви и повышенной опеки в детском возрасте. Потакая любому капризу малыша, безропотно выполняя каждую его просьбу, ты рискуешь однажды не узнать свое чадо. Правда, тогда уже будет поздно что-то менять - формировать свое отношение к себе, людям и окружающему миру необходимо в детстве.

Кстати, абсолютно неважно почему родители балуют малыша, потому ли, что он поздний ребенок, который «нелегко дался» или же компенсируя таким образом недостаток общения с сыном- дочкой («много работаем». Результат будет одинаковый.

Не воспитать эгоиста гораздо сложнее, чем обратное. Поэтому, решив объявить войну эгоизму, главное понимать, что борьба будет непростой. Ведь придется бороться не только с крохой, но и с самой собой.

Одной из главных ошибок родителей является желание все сделать за малыша: «Я сделаю это лучше и быстрее,» -- считает мама (папа, бабушка&hellip. Таким образом, ребенок привыкает к тому, что у него нет никаких обязанностей, зато всегда на подхвате куча людей, готовых прийти на помощь. Помогай ребенку, но не делай работу за него! Иначе, по крайней мере, будет странно требовать от него самостоятельности и энтузиазма в будущем.

Понятно, что разбросанные игрушки ты уберешь намного быстрее, но стоит ли это делать? Не лишай кроху инициативы. Если ребенок хочет делать что-то самостоятельно (одеваться, кушать), но делает это слишком медленно, подкорректируй распорядок дня, и вставайте раньше, чтобы не опаздывать в сад.

Хвалить надо уметь

Неправильная похвала, как и неконструктивная критика, может принести много вреда. Постоянно нахваливая кроху за дело и без, наедине и на людях, ты очень рискуешь вырастить зазнайку. Будет правильнее не хвалить малыша без меры, просто так, а все же отмечать его реальные достижения или процесс работы над ними. Также неправильно будет сравнивать своего кроху с другими, менее успешными, детьми.

Если у вас в семье есть еще и младшенький, говори старшему, что он твой самый важный помощник. Объясняй ему, что без его помощи тебе никак не обойтись. Проси его помочь сделать какие-то мелкие, но на самом деле очень необходимые дела. Даже трехлетний кроха может отнести использованный подгузник в мусорное ведро, подать тебе книгу, полить цветы. Поощряй заботу малыша о других. Бабушке он может поискать тапочки, а дедушке - очки, накрывая на стол - разложить вилки-ложки.

Постоянно демонстрируй сама, как должен себя вести кроха. Если папа пропускает женщину возле дверей магазина или уступает место старушке в метро, сын никогда не будет расталкивать людей локтями при входе и опускать глаза в транспорте.

В тоже время абстрактное морализаторство, не подкрепленное наглядным поведением родителей (а иногда наоборот противоречащим ему) не имеет никакой силы - ребенок пропускает замечания мимо ушей.

Мы в ответе за тех, кого приручили

Еще один вариант профилактики эгоизма - ответственность за кого-то. Необязательно сразу заводить домашнее животное, ты можешь просто подарить ребенку его личный цветок, который он должен будет вовремя поливать.

Пусть кроха сам решит, что ему есть на завтрак или какой сок выпить в кафе, какой мультик поставить. Дети, за которых всегда кто-то выбирал, так никогда и не научатся принимать правильные решения, их всегда будет страшить проблема выбора.

Если малыш был в гостях у бабушки, расспроси его, как она себя чувствует, чем занимается. Когда он приходит из садика, внимательно слушай его рассказы и задавай вопросы не только о том, как прошел день у него, но интересуйся также его друзьями, их успехами. Тогда ребенок начнет обращать внимание на других людей, замечать и отмечать их существование.

Каждая мама имеет право

Конечно же, не нужно нагружать малыша взрослыми проблемами, но и не надо ограждать его он них полностью. Малыш должен понимать мама - тоже человек, у нее может болеть голова, она может чем-то быть расстроена или обижена. Но в таких случаях обязательно необходимо объяснять, в чем дело. Не бойся говорить с крохой о своих эмоциях и чувствах. Ему не нужны лишние детали, но он нуждается в общем понимании ситуации. Если же ты будешь угрюмо молчать, он, не зная в чем дело, возьмет вину на себя.

Самым надежным способом избежать формирования эгоизма психологи считают только один. Нужно научить ребенка сочувствию и сопереживанию людям, животным, растениям. Человек, обладающий такими качествами, никогда не станет эгоистом.

Была ли эта статья полезна для тебя?

Больше информации