Как ребенок начинает ползать. На данном этапе происходит

Если вы водили машину, то вспомните, как вы впервые сели за руль, какие у вас были проблемы? На самом деле все очень похоже на первое самостоятельное передвижение. Так же необходимо разобраться, КАК удобнее всего двигаться и главное КУДА, и желательно не задевая ничего лишнего.

Продолжая аналогию с машиной. Пешеходу очень просто зайти в магазин, а вот для автомобилиста это целая задача: как подъехать, где припарковаться. Так же и для малыша. Ему нужно выбрать направление движения, повернуться в нужную сторону и только после этого начать передвигаться. Настоящий квест для полугодовалого человечка!

Когда ребенок начинает ползать

Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, и в этом процессе важнее не то, во сколько месяцев малыш освоил тот или иной навык, а само освоение этого навыка, сама динамика двигательной активности.

Ориентировочный возраст, когда дети начинают ползать, это 6-9 месяцев. В этот период ребенок меньше проводит времени на руках, больше на полу, исследуя мир. Рост ребенка на этом этапе замедляется, а вот умения, множатся и тянут за собой череду достижений: сидеть, ползать, стоять, ходить.

Как начинает ползти ребенок

Как правило, ребенок начинает ползти из положения сидя, то есть, после того как, малыш обрел способность сидеть без поддержки. Этот навык позволяет ребенку наклониться вперед, когда он хочет достать игрушку: он наклоняет туловище вперед, и тянется к игрушке, затем поджимает свои вытянутые ножки к телу, и продолжает тянутся, пока его туловище наконец не перевешивает его попку и он не падает на живот. Вот такой выпад вперед на живот и есть начало ползания.

Внимание: когда ребенок начинает совершать такие выпады вперед, предлагайте ему только мягкие игрушки, на случай, если он упадет плашмя поверх игрушки.

Как только ребенок сможет оторвать свой таз и животик от пола, образуя “мостик”, - он пополз. Сначала он будет покачиваться на ладонях и коленях, пока не выберет для себя способ перемещения.

Ребенок начал ползать

Все дети начинают ползать по-разному :

    Ребенок ползает по-пластунски : малыш медленно, извиваясь, продвигается по полу. Со временем он начинает ползать по-пластунски , на плотно прижатых к телу локтях;Ребенок ползает назад : некоторые дети начинают ползать назад, а не вперед, потому что отталкиваются от пола руками.Ребенок ползает рывками : некоторые дети отталкиваются от пола ногами, выбрасывая туловище вперед, как лягушка.

Ребенок экспериментирует с разными стилями, пока не выберет, один, который оказывается эффективнее всех. Кроме того, способ перемещения ребенка зависит и от поверхности, на которой он находится:

    на ковре с глубоким ворсом малыш будет упираться ступнями и пальцами ног, выбрасывая затем свое тело вперед, как лягушка;на гладкой поверхности ребенок будет скользить на животе как червячок или перемещаться на ладонях и подошвах стоп, потому что они прилипают, а не скользят.

На этом этапе не так важно, как ребенок двигается, как то, что он осознает свою способность перемещаться и экспериментирует с разными способами.

На следующем этапе развития ребенок усовершенствует эти разные способы перемещения и выберет то, что наиболее эффективно.

Ползание на четвереньках

Поворотный момент в ползании наступает тогда, когда ребенок приобретает навык чередовать руки и ноги так, что рука с одной стороны и нога с противоположной движутся вперед и касаются пола одновременно, при этом, он твердо стоит на руке и колене, которые остаются на полу.

Такая позиция - это умение перемещаться, которое учит ребенка использовать одну сторону своего тела для удержания в равновесии другой. Ползание на четвереньках - это самый эффективный вид ползания, так как, в этом случае малыш ползет по оптимально прямой линии.

Видео - ребенок ползает по-пластунски , а не на четвереньках

Как научить ребенка ползать

    Дети любят переползать через препятствия. Положите между ребенком и игрушкой поролоновый валик.Выложите игрушки в виде волнообразной линии, при этом расстояние между ними должно быть около 50 см. Таким образом будет развиваться координация малыша. Ваша задача заинтересовать его первой игрушкой. Для этого можете использоваться его любимую игрушку. Когда он подползет к цели и поиграет некоторое время, покажите следующую игрушку. Теперь он движется в другом направлении, учится ориентироваться в пространстве. Для этой игры вам понадобятся несколько деревянных или пластмассовых шариков. Для начала возьмите один, положите перед собой на пол и поиграйте в «футбол». Толкайте и догоняйте шар. Заинтересуйте малыша этой игрой и предложите и ему попробовать. Таким образом кроха будет понимать траекторию движения предметов, как они изменяют свое местоположение. Когда ребенок освоит правила игры, добавьте еще шариков. Так он будет учиться держать в поле зрения сразу несколько предметов. Очень хорошо, если шары будут с гремящей начинкой. В этом случае малыш будет тренировать не только наблюдательность, но и слух. Вы можете сами положить горошины в шарик для пинг-понга . Возьмите погремушку и положите ее на расстоянии 1-2 м от малыша. Спрячьте ее под платком или другой тканью. Далее привлеките внимание ребенка, приподняв край ткани и тряся погремушкой. Малыш должен заинтересоваться игрушкой и подползти ближе. Дайте крохе возможность самому снять платок, посмотреть игрушку, повертеть в руках, изучить. Чередуйте игрушки в этой игре. Например, вы можете использовать пищалки, погремушки, колокольчики. Массаж, гимнастика, упражнения в значительной степени стимулируют развитие двигательных навыков у ребенка. Подробнее о технике проведения массажа ребенку читайте

Видео - как научить ребенка ползать

Но самый лучший способ помочь своему ребенку освоить тот или иной двигательный навык - не ограничивать малыша в его двигательной и исследовательской активности.

Конечно, часто маме просто не обойтись без манежа, тем более, если она целый день одна с ребенком. Но следует сократить до минимума использование таких “помощников”, как манеж, ходунки, прыгунки и любых других конструкций, которые ограничивают движения ребенка. О важности этого момента остановимся подробнее ниже.

Последствия ограничения движения ребенка

В последнее время все чаще педагоги, психологи, детские неврологи уделяют внимание последствиям ограничения двигательной активности ребенка до года. Установлена прямая связь между возможностью ребенка свободно двигаться, осваивать двигательные навыки и его интеллектуальным развитием.

Использование манежа

Использование манежа - это удобно: положил ребенка в манеж и можно заниматься своими делами. Но ведь то, что удобно родителям, не всегда бывает удобно и полезно ребенку.

Наблюдения психологов за разными семьями показали, что одни матери добросовестно и усиленно опекали и охраняли своих младенцев и держали их в кроватках или в манежах. В этих условиях мать спокойно занималась своими делами, не опасаясь, что ребенок ушибется, что-то возьмет или испортит. В то же время ребенок находился в положении узника — то же скудное общение с людьми, та же узость деятельности.

Другие матери осмелились пустить детишек самостоятельно ползать по всей квартире. При этом они продолжали заниматься домашними делами, но и никогда не отказывали малышам в помощи или совете в случае необходимости.

Психологами было отмечено, что такие малыши получали огромное «поле для исследования» и массу предметов с самыми разными свойствами. В то же время они имели неизмеримо больше возможностей общаться с матерью. Дети здесь были свободными исследователями и имели постоянно мудрого и доброжелательного консультанта.

Ученые были поражены, насколько быстро развивались такие дети по сравнению со своими сверстниками, сидящими в манеже. Они и в дальнейшем намного обгоняли бывших «узников» в развитии.

Использование ходунков

Специалисты не рекомендуют использовать ходунки или любую другую конструкцию, которая заставляет ребенка для перемещения полагаться на постороннюю помощь, а не на собственные навыки. Ходунки разворачивают в обратном направлении естественный процесс неврологического развития, давая нижней части тела способность, с которой верхняя часть еще не готова справляться.

Исследования показали, что дети, которые проводят существенную часть дня в ходунках, демонстрируют задержку моторного развития и испытывают особые сложности с освоением правильной ходьбы.

В дополнение к вышесказанному, приведем отрывок из книги «Понимание человека» одного из ведущих специалистов в области детской и младенческой психологии Сильвано К. Монтанаро:

«Рассмотрим взаимосвязь между движением и личными знаниями. Такие знания являются базовой информацией, хранящейся в мозге, базовой личной программой. К этой информации относятся:

  1. Базовая вера в себя : дети, которым предоставлена свобода движения, осознают, что они могут реализовать свои идеи и потребности.

Их повторяющийся опыт — вижу предмет, добираюсь до него и изучаю его с помощью рук и рта — порождает четкое представление, состоящее в том, что когда мы чего-то хотим, мы можем двигаться и получить желаемое. Именно таким образом развивается здоровое эго, человек, способный успешно справляться с жизненными трудностями.

Начиная с третьего месяца жизни у детей также должно развиваться базовое доверие к миру. Базовая вера в себя должна сформироваться к возрасту примерно одного года, когда ребенок начинает ходить, и он уже провел достаточно времени, проверяя свои способности свободно перемещаться в среде.

Интересно заметить, что способность ходить по-человечески означает способность удерживать тело на двух ногах. Эти два типа базовой веры, которые мы описали, для нас являются двумя ногами в психологическом плане, с помощью которых мы должны идти по жизни. Если они сильные, то тогда человек способен пережить любые жизненные потрясения, потому что опоры его личности прочные. Для человека, имеющего всего одну из этих опор или вообще ни одной, продвижение по дороге жизни происходит сложно и медленно, а иногда оно и просто невозможно, так же как ходить, имея всего одну ногу или вообще не имея ног.

  1. Уверенность в себе: это внутреннее ощущение способности положиться на свои силы, в основе которого лежит опыт активной работы, произведенной в среде с помощью свободы движения.

Это ощущение личной силы в решении проблем, и оно навсегда остается у человека. В будущем поменяются цели (сейчас — достать интересный предмет, например, разноцветный мячик, потом — сделать домашнее задание и т. д.), но с психологической точки зрения ситуация останется прежней — вам что-то интересно, вам необходимо совершить какие-то действия, чтобы удовлетворить этот интерес, и вы уверены в том, что вы способны это сделать.

Эти счастливые люди обладают сознанием того, что они способны достичь желаемого, и даже если их первые попытки не увенчались успехом, они продолжают пытаться. Их уверенность в себе подталкивает их к тому, чтобы они продолжали повторять попытки, потому что они однажды уже почувствовали вкус успеха. Другие дети, которые впоследствии станут взрослыми, очень скоро прекращают свои попытки, потому что их эго не хватает уверенности в себе.

Активное движение в первые месяцы жизни обеспечивает приобретение психофизического опыта, на основе которого формируется уверенность в себе, а благодаря этому бесценному инструменту появляется способность встретиться лицом к лицу с любыми трудностями в жизни.

Каждый раз, когда мы лишаем ребенка возможности активно двигаться, основа его развивающегося эго находится под угрозой со всей чрезвычайной серьезностью отдаленных последствий.

Знаем ли мы о тех усилиях, которые необходимы, чтобы подавить у детей их желание к свободным занятиям? Насколько утомительны наши попытки отвлечь их от потребности в движении, вредоносными подачками типа еды, соски или пассивных движений у нас на руках или в «коробках»? В специализированных магазинах можно легко найти шезлонги для младенцев, прыгунки, качели, ходунки и манежи. Воистину нет недостатка в оборудовании для пассивного движения!”

Сильвано К. Монтанаро, «Понимание человека»

Видео - педиат об использовании ходунков

Для молодых родителей нет ничего интереснее, чем следить за развитием и ростом своего малыша. Его первая улыбка, шаги, слова останутся в памяти мамы и папы навсегда. Многие новоиспеченные родители рано или поздно задаются вопросом о том,

Ведь с этого момента малыш сможет самостоятельно передвигаться по квартире, исследуя новые предметы и пространство вокруг.

Хочется отметить, что некоторые детки вовсе пропускают период ползания. Они достаточно уверенно сидят, а затем начитают сразу же ходить. Каждый ребенок развивается по-разному, поэтому однозначного ответа на вопрос о том, в каком возрасте дети начинают ползать, не может быть. Обычно это происходит в шесть - девять месяцев. Чтобы молодым родителям было легче оценивать своего малыша, предлагаем изучить основные показатели, характеризующие развитие крохи по месяцам. Ведь именно в первый год жизни у человека активно формируются психические, эмоциональные и физические данные.

до года

В этот период происходит становление костной, пищеварительной, кровеносной, мочеполовой и других систем организма. В этом возрасте кроха в вертикальном положении может непродолжительное время удерживать голову. В ответ на резкое движение новорожденный рефлекторно сжимает кулачки, разводит в стороны ручки или переступает ножками.

Развитие ребенка раннего возраста на втором месяце жизни предполагает наличие ответной реакции. Услышав разговор, он может поворачивать голову в нужную сторону, следить за движущимися игрушками. Находясь на животе, малыш может немного приподнять грудь и голову.

Некоторые малыши уже способны переворачиваться на бок, менять положение тела. Они активно тянутся за игрушкой, любят, когда с ними играют или разговаривают. У трехмесячных младенцев при общении с мамой наблюдается «комплекс оживления», ребенок гулит, улыбается, активно двигается.

Малыш в этом возрасте уже без проблем переворачивается на живот и, находясь в таком положении, слегка приподнимается. Он активно хватает мелкие предметы и удерживает их в руке. Может играть с игрушками, висящими над кроваткой.

5 месяцев

При поддержке взрослого малыш садится, однако удерживать спинку ему пока еще тяжело. Он хорошо опирается на ножки, если его придерживать за подмышки. В пять месяцев дети уже узнают голос матери и начинают опасаться чужих людей.

6 месяцев

Первое полугодие жизни крохи позади. И заботливые родители интересуются: в каком возрасте дети начинают ползать? Некоторые малыши, лежа на животе, уже начинают делать первые попытки самостоятельного передвижения. Позже они могут даже стать на четвереньки и раскачиваться. Но пока оторвать живот от пола для них весьма проблематично. В этом возрасте ребятишки произносят свои первые слоги и начинают самостоятельно сидеть.

7 - 9 месяцев

Вот в каком возрасте дети начинают ползать, передвигаясь по всей квартире. Сидя, малыши уверенно выпрямляют и наклоняют туловище. При поддержке за руки дети переступают ножками. Они уже пытаются хлопать, их мимика становится более разнообразной. Малыши подолгу играют с погремушками, постукивают, бросают, рассматривают их. Дети этого возраста уже сами встают, придерживаясь за опору.

10 - 12 месяцев

Малыш хорошо ориентируется в квартире, знает названия некоторых предметов. Он начинает подражать движениям мамы и папы (открывает коробочки, бросает мяч и т.д.). В 12 месяцев малыш делает самостоятельные шаги и даже выполняет достаточно сложные задания: приносит игрушки, открывает дверь и т.д.

Вместе с развитием навыка ползания малыш превращается из пассивного наблюдателя, лежащего у мамы на руках, в кроватке или на развивающем коврике, в активного исследователя окружающего мира. Разумеется, родители с нетерпением ждут, когда ребенок начнет ползать. В каком возрасте ждать появления такого важного умения, нужно ли помогать малышу и как вообще дети начинают ползать – на эти вопросы мы постараемся вам ответить в этой статье.

Ползание – необыкновенно важный этап развития ребенка, ведь с его помощью дети не только укрепляют мышцы и позвоночник, улучшают координацию движений, развивают макро- и микромоторику, но и учатся принимать решения и, можно даже сказать, мыслить. Когда ребенок начинает ползать, это становится неким рубежом в его восприятии внешней среды – ведь теперь кроха может достать сам то, что раньше мог лишь рассматривать издалека. Он учится управлять собственным телом, а его мозг при этом всесторонне развивается.

На форумах часто можно встретить некую абстрактную цифру – 6 месяцев, якобы являющуюся отправной точкой для появления навыков ползания и сидения. Но, поверьте, сколько малышей, столько и вариантов их развития.

Когда должен начать ползать ребенок? Комаровский и простой здравый смысл

«Сидение, ползание, стояние, хождение… Всё вышеперечисленное ребенок захочет сделать сам, и сам сделает, без особой вашей помощи. Роль родителей лишь в одном – так воспитывать, чтобы сидение, ползание, стояние и хождение не превращались в тяжелый труд: закалять, развивать мускулатуру, предпринимать меры для профилактики рахита».

Как вы уже поняли, точных возрастных критериев, когда ребенок начинает ползать, сидеть, ходить, не существует. Есть ряд факторов, влияющих на формирование данных двигательных умений конкретного ребенка:

  • его состояние здоровья;
  • физические и личностные особенности малыша (худенький-пухленький, активный-спокойный);
  • психологическая обстановка в семье.

Как видите, из-за отличий индивидуальных характеристик детей говорить о том, с какого возраста ребенок ползает, довольно сложно.

Одно можно сказать точно: вопрос «когда, во сколько месяцев должен ползать ребенок?» - совершенно некорректен. Да, ползание – нужная «ступенька» развития, но некоторые малыши ее пропускают, переходя сразу к ходьбе, и это тоже считается вариантом нормы.

Во сколько месяцев дети начинают ползать?

Во сколько месяцев ребенок начнет ползать, предугадать невозможно. Но если малыш уже умеет переворачиваться на животик (подробнее о переворотах читайте в статье ) и любит лежать в таком положении, скорее всего, скоро он попробует перемещаться в пространстве самостоятельно.

«Ползать дети начинают между 5-м и 6-м месяцем и хорошо ползают к 7 месяцам».

При этом необходимо учитывать, что способы ползания у детей бывают разные. Кто-то начинает ползать по-пластунски с 4-5 месяцев и долго продолжает передвигаться именно так. Другие же дети сразу переходят от лежания на животике к ползанью на четвереньках; обычно это происходит у них позже, в 7-8 месяцев, и это тоже абсолютная норма.

Примерный временной диапазон, на который ориентируются врачи-неврологи – 5-9 месяцев.

Если говорить о средних цифрах, то обычно ребенок самостоятельно ползает, хорошо и уверенно, в возрасте 7-8 месяцев. Если ваш малыш не ползает, рекомендуем вам прочитать статьи и

Как ребенок учится ползать: этапы ползания

Обычно этот вопрос беспокоит родителей первенца, поскольку им бывает сложно представить, как малыш вдруг сам от лежания на одном месте вдруг перейдет к перемещению «из пункта А в пункт В». Обычно это не происходит в один момент.

Ползать дети учатся поэтапно. Существуют такие примерные этапы ползания:

1) Ползание по-пластунски , на животе. Вы даже не понять, что ребенок пополз, потому что такое движение может быть направлено не вперед, а вбок или вообще назад. Передвигаться таким способом малышу проще всего – он задействует минимум энергии, ползая, как маленькая гусеничка.

2) На следующем этапе кроха может попытаться, встав на четвереньки и выставив вперед руки, подтягивать ноги по одной . Или, как вариант, он выдает то же, но лежа на животе – внешне это может напоминать подобие прыжка. Эти забавные попытки предваряют настоящее ползание.

3) После долгих тренировок ребенок настолько совершенствует координацию своих движений, что приступает к перекрестному ползанию . При этом движения рук и ног четко чередуются (правая рука и левая нога, затем левая рука и правая нога). Перемещаются таким способом дети очень шустро. Им нравится собственная ловкость и быстрота, с которой получается добраться до желаемого объекта. Перекрестное ползание укрепляет мышцы и всесторонне развивает ребенка.

Многие родители, с нетерпением ожидающие новых умений малыша, спрашивают: «ребенок сначала сидит или ползает? » . Скажем так. Нормой считается, что ребенок вначале поползет по-пластунски, а после – научиться сидеть. Вообще с сидением не стоит слишком торопиться, форсировать его и учить кроху сидеть (подробнее – читайте в нашей статье ). Сидение создает вертикальную нагрузку на позвоночник, для которой ребенок должен созреть. Сконцентрируйте свое внимание именно на ползании – оно будет способствовать физическому развитию и умению сидеть в частности. Бывает, что малыши сначала садятся сами и учатся вставать на четвереньки, почти не ползая по-пластунски, а вскоре начинают ползать сразу перекрестным способом. Это тоже нормально.

Часто родители интересуются, как правильно должен ползать ребенок . По мере развития мышц и координации движений этот навык у крохи совершенствуется. Способ ползания обычно проходит вышеописанные этапы, при этом некоторые малыши могут ползать на животе, словно пятясь; другие крутятся вокруг своей оси, кто-то двигается как бы вбок. Перекрестное ползание у детей также может быть разным: на четвереньках и на выпрямленных ногах, встречается и «однобокое» движение – с помощью одной коленки или одной вытянутой ноги. Некоторые дети ползают уж совсем странно, на спине или на попе, подгибая одну ножку под себя и отталкиваясь другой . Родителей это очень беспокоит. Почему ребенок ползает на попе, нормально ли это? Успокоим вас: ползание на попе, назад себя, на спине – всё это своеобразные, но вполне нормальные варианты ползания. Малыш не знает о том, как это, «нормально», и выбирает самый легкий для себя способ. Покажите ему, как двигаться по-другому, возможно, он скоро порадует вас традиционным ползанием.

Иногда после начала развития навыка ползания мамы замечают, что малыш начал крутиться и пытаться ползти ночью в кроватке. Почему ребенок ползает во сне ? Причины такого явления очень просты – полугодовалые малыши часто учатся спать на животе, а во время сна нервная система отрабатывает новые знания и умения. Результат налицо: некоторые детки встают в сонном состоянии на четвереньки, другие ползают, а третьи постоянно крутятся вокруг своей оси. Что делать в таком случае? Просто подождать. Кроха обязательно перерастет такой «лунатизм».

Ребенок ползает, но… (тревоги родителей)

Если малыш ползает – это отлично! Но мамы всегда найдут, о чем попереживать. Ответим на часто задаваемые в сети вопросы: «что делать, если…»:

Ребенок ползает в 3 или 4 месяца

Несмотря на то, что все дети развиваются по-разному, общие закономерности всё же есть. Если ваш ребенок ползает в 3 месяца, скорее всего, вы немного преувеличиваете или принимаете барахтанье, слабые попытки к движению и кручение малыша за настоящее ползание. На пятом месяце ребенок может начать ползать, но это скорее редкость.

Ребенок ползает в 5 месяцев

Радуйтесь! Малыш замечательно развивается, не ищите поводов для беспокойства.

Ребенок ползает, но не сидит

Если ребенок ползает, но не садится самостоятельно – скорее всего, дело в том, что еще недостаточно окрепли его позвоночник и мышцы. Помните: форсировать перевод в вертикальное положение не нужно!

Ребенок ползает, но не ходит

Часто бывает, что ребенку скоро год, он отлично ползает, а ходить не хочет. Здесь принцип такой же, как и с сидением – всему свое время.

И напоследок хотелось бы пожелать всем заботливым родителям – пусть ваши малыши развиваются своевременно, радуя вас новыми достижениями день ото дня! Очень скоро они поползут, научатся ходить и разговаривать, а вы с улыбкой будете вспоминать свои волнения о том, когда же это случится…

Ползанье – важный этап в жизни малыша. Каждая мама, еще, будучи беременной, мечтает и представляет себе своего малыша. То, как он сначала научится переворачиваться на животик, потом ползать, сидеть и, наконец, ходить. А когда это происходит на самом деле, счастью родителей нет предела. В этой статье мы разберемся, когда же должен наступить этот счастливый миг.

Дела обстоят таким образом, что этот миг может и не наступить. Каждый ребенок уникален, и его развитие происходит по индивидуальному сценарию. Поэтому иногда детки даже не начинают ползать, а сразу учатся сидеть и ходить. Недостаток этого навыка ребенок может восполнить и в два и в три года. И препятствовать этому не нужно. Ведь ползанье – это отличное упражнение, развивающее и укрепляющее мышцы спины. А вертикальное положение, напротив, дает слишком сильную нагрузку на неокрепший позвоночник ребенка.

Как помочь малышу начать ползать?

Для того чтобы ребенок начал ползать, выполняйте с ним ряд упражнений. Заниматься нужно ежедневно, иначе эффекта не будет. Гимнастику проводите тогда, когда ребенок в хорошем расположении духа. Превратите это в игру, напевайте какую-нибудь задорную песенку и улыбайтесь. Тогда кроха будет с удовольствием осваивать новые движения.

  1. Первое упражнение очень простое. Лежа на спинке, сгибайте поочередно ручки и ножки. Повторите несколько раз.
  2. Хороши упражнения на специальном большом мяче. Положите ребенка на живот и наклоняйте мяч в разные стороны, а потом покажите ребенку, что он может оттолкнуться от земли.
  3. Учите ребенка переворачиваться. Перекатывайте его с одного бочка на другой. Детишкам обычно нравится это упражнение, и они с удовольствием повторяют его еще и еще.
  4. Переверните малыша на живот и положите перед ним любимую погремушку. Помогите ему дотянуться до нее, подставляя свою руку под пяточки.

Немаловажна и окружающая обстановка. Дайте малышу свободу и простор. Не приучайте его играться в кроватке, ребенок должен разделять место для сна и для игр. В противном случае, в дальнейшем вам будет сложно его уложить спать. Уже с трех-четырех месяцев, выкладывайте малыша на пол. Пусть он привыкает к новой обстановке. Если пол в доме холодный, постелите на него ковер. Сейчас для деток продаются специальные игровые коврики. Они очень яркие и удобные. А благодаря подвешенным на дугах игрушкам, ребенок подолгу может рассматривать их и играться.

Для того чтобы у ребенка был стимул учиться ползать, кладите игрушки на некотором отдалении от него. Ему будет интересно тянуться к ним. Так он поймет, что сам может передвигаться. Это не значит, что вы должны положить игрушку в метре от малыша и наблюдать, как он будет безуспешно пытаться к ней добраться. Кладите ее так, чтобы ребенок, сделав несколько усилий, дотянулся-таки до нее.

Всем известно, что дети все копируют с взрослых. Так помогите малышу своим примером. Поползайте около него. Гораздо интереснее познавать мир вокруг себя вместе с любимой мамой.

Позаботьтесь о безопасности помещения. Уберите из зоны видимости опасные и бьющиеся предметы, такие как напольные вазы, статуэтки, светильники. В электророзетки установите заглушки, а на углы наденьте силиконовые накладки.

Следите за тем, чтобы воздух в квартире был чистым и свежим. Ежедневно, или хотя бы через день, производите влажную уборку. Чаще проветривайте помещение, но избегайте сквозняков.

Во сколько мальчики и девочки начинают ползать?

Все малыши разные и начинают ползать в разное время мальчики, обычно позже девочек. Как правило, все младенцы осваивают этот навык в 5-7 месяцев. Упитанные детки обычно чуть ленивее своих сверстников, они начинают ползать в 7-8 месяцев. Худенькие наоборот могут научиться ползать раньше.

Когда малыш начинает ползать, не переставайте заниматься с ним, показывайте новые упражнения. Ведь научно доказано, что умственное развитие, напрямую зависит от физического.

Родители гордятся достижениями своего чада прямо с момента его появления на свет: первая улыбка, первые шаги, первое слово – всё это остаётся в памяти отцов и матерей на всю жизнь. Но новорождённый малыш невероятно хрупок и нежен, его организм только начинает крепнуть и адаптироваться к окружающему миру. Взрослый человек не всегда может до конца понять, насколько сильная это нагрузка для крохи – переворачиваться, сидеть и ползать.

Ребенок 10 месяцев устойчиво сидит на диване

Но всё-таки, когда кроха начинает сидеть и ползать? От чего зависит освоение этих навыков? Ответ очень прост – от степени физического развития малыша. Насколько окрепли мышцы спинки, ручек и ножек, насколько уже силён позвоночник – всё это говорит о том, готов ли ваш малыш сесть или поползти самостоятельно.

Чтобы ребёнку самостоятельно занять сидячее положение, у него должны достаточно окрепнуть мышцы спины и брюшного пресса. Но даже при этом условии сидячее положение – большая нагрузка на позвоночник новорождённого. Малыш готов к тому, чтобы сесть, если:

  • он сам может легко перевернуться с живота на спину и обратно;
  • много шевелит ручками, ловит ваши кисти для того, чтобы приподняться;
  • свободно и уверенно держит голову и предпринимает попытки приподнять верхнюю часть тела на ручках.

Большую роль играет масса тела – чем больше весит кроха, тем тяжелее ему осваивать новые двигательные навыки и тем большую нагрузку получает позвоночник. Пухленькие детки обычно начинают сидеть позже своих более худеньких сверстников.

Для того чтобы самостоятельно поползти, ребёнок должен уверенно приподнимать верхнюю часть туловища на ручках (а значит, мышцы пояса верхних конечностей должны быть развиты и крепки), иметь достаточно сильные мышцы спинки и ножек.

Особенности развития мальчиков и девочек

Девочки и мальчики достигают таких показателей в развитии неодновременно. Природой устроено так, что девочки обгоняют мальчиков в своём развитии, уже при рождении этот отрыв составляет 3-4 недели. Первые шаги девочки совершают на 2-3 месяца раньше, а с первыми словами обгоняют мальчиков на 4 — 6 месяцев.

Способность сидеть у девочек

Нарядная девочка позирует, сидя на диване

Девочки со средним весом и нормальным темпом развития обычно:

  • к шести месяцам могут сидеть с поддержкой взрослого;
  • по достижении семи держат спинку прямо самостоятельно;
  • к восьми месяцам принимают сидячее положение из лежачего/на четвереньках.

Это усреднённый показатель, отклонение от которого на месяц-полтора также считается нормой. Каждый ребёнок индивидуален и обладает своими темпами развития.

Девочка села слишком рано? Значит, она была к этому готова. Главное, ограничивать время, которое ваша дочка проводит в сидячем положении. До шести месяцев оно должно составлять не более часа в день. Крошке нравится играть и разглядывать окружающий мир сидя, но её позвоночник ещё не окреп, чтобы подвергаться таким нагрузкам.

Когда можно присаживать девочку?

В этом вопросе девочки чуть более прихотливы, чем мальчики. Из-за раннего присаживания (если ребёнок сам не предпринимает попытки сесть) у девочек могут возникнуть в будущем проблемы с беременностью, связанные с деформацией родовых путей. Существует и распространённый околомедицинский миф о том, что последствием раннего присаживания может стать загиб матки. Но это не так, загиб матки – всего лишь вариант нормального физиологического развития (как и смещение чуть назад половых органов), который никак не связан с присаживанием девочки во младенчестве.

Как только ваша дочь самостоятельно приняла позу сидя, можно пытаться иногда помогать ей сесть, но не раньше полугодовалого возраста.

Как начинают сидеть мальчики

Здоровые малыши обычно предпринимают попытки сесть уже с 5 месяцев, мешать им в этом не стоит. Но к четвёртому месяцу позвоночник мальчика ещё не готов к длительным нагрузкам.

Как только грудничок начал предпринимать попытки садиться, его можно начинать постепенно по чуть-чуть приучать к этому положению, обязательно проводя упражнения и массажи. Педиатры не рекомендуют делать этого до полугодовалого возраста ребёнка и до того, пока он не станет пытаться сесть сам.

К 7 месяцам мальчики обычно могут сидеть с посторонней помощью, и тогда их можно начинать присаживать. К 8 месяцам мальчик уже сможет самостоятельно держать спинку, а чуть позже — принимать сидячее положение из позы лёжа или на четвереньках.

Более наглядно средний возраст освоения некоторых двигательных навыков детьми представлен в следующей таблице:

Навык Девочки Мальчики
Первые попытки сесть, перекатывания со спинки на живот и обратно 4-5 месяцев 5-6 месяцев
Сидит с посторонней помощью 6 месяцев 7 месяцев
Можно присаживать Не раньше 6 месяцев (если до этого ребёнок предпринимал попытки сесть сам), не более чем на час в день. Не раньше 6 месяцев (если до этого ребёнок предпринимал попытки сесть сам).
Держит спинку 7 месяцев 8 месяцев
Принимает сидячее положение из позы лёжа и на четвереньках 7.5 — 8 месяцев 8.5 – 9 месяцев

Что делать, если ребёнок долго не садится?

Если врач-педиатр отклонений в развитии не обнаружил, но малыш, тем не менее, не хочет принимать сидячее положение, очевидно, что его организм к этому не готов. В таком случае ему можно помочь. Ребёнку необходимы массаж и упражнения для укрепления мышц. Также прекрасно поможет плавание. Кроме того, убедитесь, что одежда и пелёнки не сковывают движения малыша. Он просто не сможет осваивать новые двигательные навыки, если у него не будет для этого пространства, а ручки и ножки будут находиться в тесной одежде или пелёнках.

Пора ползать

Что ваш малыш станет делать раньше, ползать или сидеть – его личное дело. На развитии эта последовательность никак не сказывается. Но навык ползания чрезвычайно важен для опорно-двигательного аппарата, это чудесная зарядка, которую малыш сможет делать уже сам. Кроме того, перекрёстное ползание (когда вперёд грудничок переставляет одновременно левую руку и правую ногу и наоборот) требует от ребёнка активной мозговой деятельности, способствующей его развитию. Такое ползание хорошо подготавливает малыша к первым шагам, предваряет обучение ходьбе.

Малыши могут предпринимать попытки ползать в 5-6 месяцев, до того, как научатся самостоятельно сидеть, но чаще всего около 8-9 месяцев, после освоения сидячего положения, когда мышцы спины совсем окрепли.

Освоение навыка ползания имеет несколько условных этапов:

  • Начать малыш может с попыток ползать на животе или по-пластунски, при этом совсем не обязательно вперёд – возможно, что сначала ребёнок поползёт вбок или назад.
  • Далее кроха может просто пододвигать к выставленным вперёд рукам сразу обе ноги или раскачиваться в положении на четвереньках. Такое поведение демонстрирует, что малыш учится ползать.
  • И, наконец, ритмичное, направленное вперёд перекрёстное ползание.

Ползание – важный этап, поэтому вы можете помочь своему ребёнку освоить этот навык с помощью, например, упражнений на фитболе, гимнастики для ручек и ножек, а также укрепляющего массажа.

Каждый ребёнок индивидуален, и принуждать его вписываться в педиатрические таблицы вовсе не нужно. Всё цифры – это всего лишь средний показатель и рекомендации. Если ваш ребёнок здоров, значит, он развивается так, как нужно ему. Миновать те или иные этапы развития у малыша просто не получится, а значит, вам нужно запастись терпением и помогать своему ребёнку развиваться.