Как не избаловать ребенка с рождения. Как не избаловать ребенка: рекомендации для родителей

Приходилось ли вам быть свидетелями детских истерик на детской площадке и в магазине? Скорее всего, да. Дети не просто плачут, их одолевает истерическое состояние, они катаются по полу и просто не слышат окружающих. В этот момент у родителей только два решения проблемы: пойти на поводу у ребенка и выполнить его желание или же достучаться до сознания любимого чада и повернуть ситуацию в свою строну. Первый способ более легкий и, к сожалению, более привлекательный для родителей. Вот здесь, именно в этот момент, запускается процесс воспитания балованного ребенка, который в дальнейшем сможет получить у родителей все, что угодно.

Будьте начеку

В какой момент необходимо принимать меры? Отвечая на этот вопрос, главным критерием выступает возраст ребенка. Малышу, который не достиг возраста восьми месяцев, ласка требуется в неограниченном количестве. Все его капризы связаны с психологическими и физиологическими потребностями. Плачущий грудничок, оставленный без внимания и помощи, в дальнейшем может получить невроз. О строгости в отношении детских требований можно говорить только с восьми месяцев.

5 правил, как не разбаловать ребенка

  1. Прежде чем что-то запретить ребенку, установите четкие и нерушимые границы , которые ни при каких обстоятельствах не должны нарушаться. Простой пример: ребенок просит у вас конфету. Ответить на его просьбу можно двумя фразами, которые практически не отличаются набором слов «Хорошо, возьми одну» и «Возьми одну конфету, но эта - последняя». В первом случае ребенку будет совершенно неясно, какое количество конфет можно будет выпросить еще, второй ответ дает четкое понимание и ограничение в количестве.
  2. Не меняйте правила «игры». Сказав ребенку, что эта конфета последняя, не отступайте от своего решения, даже если он будет настоятельно канючить и впадать в истерики. Ребенок не способен понять, почему вчера ему удалось выпросить пять конфет, а сегодня мама ограничивается только одной. Устанавливая четкие рамки, вы облегчаете жизнь себе и ребенку.
  3. Стойте на своем. Единожды проявленная слабость навсегда отпечатается в сознании ребенка. В дальнейшем ваш запрет не будет окончательным словом для ребенка, он будет продолжать настаивать на своем, ваша первостепенная цель - дать понять ребенку, что он зря тратит время.
  4. Если ребенок вас просит о том, целесообразность чего вы еще не определили. Попросите его самостоятельно определить, заслужил ли он такое поощрение. Например, на просьбу посмотреть мультики он может сказать, что выучил уроки или убрал в комнате. Приучите ребенка к тому, что все в жизни необходимо зарабатывать и заслуживать. Для этого начните простую педагогическую игру: на видном месте повесьте картинку с изображением космоса и за хорошее поведение и выполненные задания наклеивайте на картину звезды. С ребенком заранее стоит обговорить, сколько звезд ему необходимо заработать для получения желанной игрушки или развлечения. Такой прием позволит ему понять, что значит добиваться.
  5. Отдельного внимания требует вопрос детского разочарования. Конечно, не получив желаемого, ребенок огорчится, но это нормальная реакция. Малыш должен понимать, что огорчения будут нередкими гостями в его жизни, поэтому не стоит его от этого ограждать.
Все, что вы видите в своем чаде - это ваше отражение. Если вы хотите, чтобы вас уважали, уважайте себя сами. Важно, чтобы семья жила с четкой иерархией отношений, в которой правила устанавливаются родителями. До определенного возраста дети должны следовать требованиям и правилам. И неважно, насколько они с ними не согласны.

Видео про воспитание ребенка - методика супер-няни:

Новорожденному в этом мире очень непросто, потому что у него нет никакого жизненного опыта, на который можно опереться. Столкнувшись с трудностями, он плачет. Он пока не может ничего делать для себя сам, и единственная его надежда заключается в том, что рядом окажутся взрослые люди, которые о нем позаботятся.

Представьте себя на его месте. Вы бы в такой ситуации хотели, чтобы рядом были заботливые люди, которые стараются угадать каждое ваше желание, и это гуманно и логично. Воевать с трехмесячным ребенком, придумывать, что он капризничает и требует внимания, неправильно.

В этом возрасте невозможно избаловать ребенка, у него пока не развиты те участки мозга, которыми он подумает: «Ага, я покричал, и они прибежали». Он еще ничего не умеет делать намеренно. Если он плачет, ему плохо. Любовь и забота – это и есть воспитание в таком возрасте.

Плач – нормальное состояние для младенца

Иногда мы не понимаем, что происходит. Это самые тяжелые моменты в жизни родителей. Ребенок кричит, а вы еще не настолько его чувствуете, чтобы угадывать. Что тут можно сделать? То же, что и для любого близкого человека, когда ему плохо, – побыть рядом.

Популярные статьи сейчас

Не ставьте себе целью сделать так, чтобы младенец замолчал. Не пугайтесь и не вините себя, если не можете прекратить плач ребенка. – его нормальное состояние. Расслабьтесь и доверьтесь своим родительским чувствам. Будьте рядом, погладьте, поговорите с ним ласково, спойте песенку. Это и есть воспитание в этом возрасте.

Главное показать ребенку, что он не один, что вы ему поможете. Когда ему будет 15 лет, важно, чтобы он знал: к родителям можно прийти, если тебе плохо, они постараются понять и помочь. Это понимание закладывается у детей в возрасте до года.

«Свой» среди «чужих»: кризис первого года жизни

Кризис первого года жизни связан с тем, как дети реагируют на чужих людей. Как и любой кризис, этот проходит остро, резко и настораживает родителей.

Типичный сценарий – месяца в четыре ребенок достаточно легко идет на руки к любому человеку, который ему улыбается, и радостно сидит у него на руках. Однако у любого ребенка в определенный момент происходит разделение на «своих» и «чужих», круг привязанности смыкается. Обычно это происходит к девяти месяцам.

Это нормальное явление и связанно оно с тем, что совсем скоро ребенок обретет способность самостоятельно передвигаться. Когда дети начнут ползать, а потом ходить, очень важно, чтобы они отличали «своих» от «чужих».

Хуже, если ребенок совсем не отличает «своих» и «чужих», это повод задуматься и принять меры: может быть, его развитие идет по какому-то иному сценарию. Если ребенок категорически не переносит чужих людей, имеет смысл понаблюдать за ним внимательнее, может быть, обратиться к специалисту. Здесь речь идет не об одной спонтанной реакции. Принимать меры нужно, когда он ведет себя необычно на протяжении нескольких месяцев.

«Принадлежать» ребенку – неизбежно

Многие считают, что, как только в семье появляется ребенок, мать должна заниматься только им. Действительно, есть период, когда дети настолько беспомощны, что «принадлежать» им – неизбежно. Но этот период не очень долгий, всего полгода, когда младенец действительно нуждается, чтобы кто-то из взрослых был все время рядом. Более того, после трех лет он вообще готов проводить большую часть времени со своими сверстниками вне дома. В масштабе целой жизни – это очень короткий срок.

Важно, чтобы в это время мать не была вырвана из социальной жизни, работа и мир взрослых не должны стать одним изолированным миром, а мир пеленок – другим. Можно делать очень многое вместе с ребенком, не разлучаясь с ним и не делая этот мучительный выбор – сохранить привязанность или вернуться в социальную жизнь.

В детстве ребенок должен чувствовать, что его любят просто так – не за какие-то успехи и не только за хорошее поведение. Такое отношение родителей укрепит в нем уверенность в себе, в собственной ценности. И баловать ребенка можно, но в меру, чтобы не навредить ему.

Как не избаловать ребенка

Допустим, нет ничего плохого в том, что родители часто берут малыша с собой в поездки, желая показать ему красоту окружающего мира, разделить с ним приятные впечатления; или мама покупает дочке новые платьица, чтобы подчеркнуть ее очарование; или папа дарит сыну не одну, а несколько машинок, позволяя себе вернуться в детство и «доиграть», но уже с собственным ребенком. Другое дело, если водопад подарков вызван желанием родителей «откупиться» от ребенка за свое редкое включенное присутствие в его жизни. Или под принятием малыша таким, каков он есть, подразумевается отсутствие воспитания. А ведь семья должна помочь ему научиться жить в обществе!

Именно среди родных дети учатся контролировать свои эмоции, уважать желания других, быть вежливыми и отзывчивыми, выражать собственное мнение без страха «не угодить» кому-то. И если упустить тот важный период, когда ребенок изучает модели поведения, пробует «границы дозволенного», то потом исправить уже закрепленные способы реагирования будет сложно. Однако все возможно.

Рассмотрим несколько типичных проблемных ситуаций и способы их разрешения.

Избалованный ребенок: «Хочу новую игрушку!»

Лерина мама – очень занятая молодая женщина, папа тоже подолгу пропадает на работе. Да и вместе родителям хочется иногда побыть, поэтому Лерочку с раннего детства часто оставляли на няню. Родители же старались, чтобы у их дочки было все самое лучшее. Но Лерочка подрастала, росли и ее запросы, и однажды в магазине маме пришлось отказать ей в покупке очень дорогой куклы. Тогда у 4-летней девочки началась дикая истерика, она ползала по полу, захлебываясь слезами и криком, не желая уйти без игрушки. Мама чувствовала себя беспомощной, ей было ужасно стыдно, но самое грустное, что такая ситуация стала повторяться...

Как не избаловать ребенка ? В погоне за материальными благами взрослые часто упускают важность участия в воспитании, да и в самой жизни ребенка. А дети чутко реагируют на моральное отсутствие родителей, компенсируя его тем, что те готовы предложить. В некоторых случаях это еда, в других – игрушки, вещи, развлечения. Чувствуя за собой вину за недостаток времени, проведенного с чадом, мама и папа стремятся выразить свои чувства через подарки. Избалованный ребенок же с определенного возраста становится отличным манипулятором, умеющим добиваться своего. Поэтому, столкнувшись однажды с отказом, такой малыш будет использовать все средства воздействия на взрослых, включая истерику.

  • . Хорошо, если родители готовы пересмотреть свои приоритеты и начать регулярно уделять ребенку внимание. Пусть это будет только 30 минут ежедневно, зато все это время папа или мама будут принадлежать ему безраздельно. Необходимо предпринять меры, чтобы прекратить истерики ребенка. Самое важное в такой ситуации для родителей – сохранять самообладание. Не ругайте ребенка, не просите его успокоиться, но и не уступайте его желанию. Просто скажите, что будете разговаривать только после того, как он перестанет кричать, и выйдите из его поля зрения. Истерика – это «театральное представление», которое теряет смысл без зрителей. Когда же ребенок будет готов к разговору, расспросите его, зачем ему эта вещь, объясните, что вам придется подумать или предложите альтернативу покупки, но через некоторое время.

Избалованный ребенок: «Я не умею!»

Алеше почти 6 лет, он поздний избалованный ребенок , который всегда был окружен заботой не только родителей, но и бабушек-дедушек. Его всегда очень оберегали: от болезней, от ушибов, от жизненных сложностей. Больше всего родители гордились тем, что их мальчик послушный, никуда не лезет, охотно играет один. Но вот Алеша пошел в подготовительную группу детского сада, и воспитательница пригласила родителей для разговора. Оказывается, их сын отказывается от занятий, так как ему неинтересно готовиться к школе, а в раздевалке сидит и ждет, пока его оденут. Как не избаловать ребенка ? Случаи с гиперопекой сейчас не редкость, особенно если ребенок поздний. Родителям доставляет удовольствие делать за него все, что они могут, как бы продлевая его детство и чувствуя свою нужность. В результате малыш привыкает быть апатичным, неуверенным в собственных силах, зато убежден в том, что окружающие всегда придут на помощь и решат проблему за него. Впоследствии такому ребенку трудно достигать результатов, реализовываться в чем-то, ведь эта потребность в нем не развита.

  • Дети избалованы родителями: работа над ошибками . Главное, чтобы взрослые сами справились с привычкой делать за малыша все, хотя это проще, быстрее, безопаснее. Надо научиться сдерживаться. Конечно, увидев, что вы не убираете за ним игрушки и не завязываете ему шнурки, малыш не кинется делать это сам, поэтому придется его заинтересовать. Здесь есть несколько «помощников». Во-первых, используйте соревновательный момент: «Кто быстрее уберет игрушки? Кто ровнее заправит постель?» Во-вторых, учите ребенка навыкам самообслуживания, делая не за него, а вместе с ним, например, берете его ручки в свои и вместе шнуруете ботинок. В-третьих, не облегчайте задачу: удовлетворение собственной потребности – лучший мотиватор. Если ребенок хочет хлеба, рано или поздно он возьмет его сам, если ему позволят протянуть руку. И, наконец, стремление к познанию и инициативе хорошо развивают приключенческие истории, а ответственность – забота о ком-либо, будь то младший ребенок, домашний питомец или мама, которой нужна помощь.

Избалованный ребенок: «А мне все можно!»

Родители сразу решили воспитывать Наташу свободным, раскрепощенным ребенком. Разрешено есть то, что и когда захочется, спать ложиться за полночь, вмешиваться в разговоры взрослых. А как же еще вырастить уверенного в себе человека с творческим потенциалом? Но в 4 года Наташа пошла в детский сад, и родители вдруг узнали, что дочка грубит воспитателям, шумит в тихий час, а дети не хотят с ней играть, так как она не считается с ними. Как не избаловать ребенка ? Действительно, ребенку для полноценного развития нужно проявлять активность, любознательность. Однако ему не менее важно иметь представление о других людях и их нуждах, об организации жизни и правилах поведения. Нередко бывает, что молодым родителям удобно жить в привычном ритме, а не подстраиваться под детский режим. Не учитывается лишь то, что у малыша стирается ориентация в жизненных рамках и правилах. Аналогичная ситуация происходит и при разногласиях между родителями, касающихся подходов к воспитанию, когда у мамы нельзя одно, зато это можно у бабушки, а что запрещает бабушка, позволяет папа. Тогда ребенок быстро улавливает относительность запретов, отсутствие их силы и непреложности. Все это приводит к тому, что избалованный ребенок запутывается в ориентирах «можно-нельзя», «хорошо-плохо» и ведет себя так, как ему удобно и привычно, что в глазах окружающих сводится к невоспитанности и влечет психологические проблемы у ребенка.

  • Дети избалованы родителями: работа над ошибками . Устанавливать для ребенка новые правила сложно, но это не означает, что нужно оставить ситуацию как есть. Иначе в дальнейшем ребенок будет испытывать стресс, сталкиваясь с реальными требованиями общества. Но не стоит сразу «обрушивать» на кроху всевозможные нормы и правила. Прежде всего нужно выработать единую систему воспитания, которой будут придерживаться все члены семьи, с четкими границами для малыша. Пусть для начала их будет немного, только самые необходимые. Например, для Наташи важно научиться выполнять режимные моменты в саду, а значит, и дома нужно организовать соответствующие условия. Вероятно, такое следование правилам потребует усилий не только от девочки, но и от ее родителей. Придется регулярно объяснять ребенку, почему важно делать именно так, как его просят. Можно создать систему поощрений (например, за следование правилу в течение недели выдается красивая наклейка). Стоит играть с ребенком в командные игры, в которых главное – подчинить свои желания общей цели.

Избалованный ребенок: «Маленький хулиган!»

Мишу воспитывают мама и бабушка, ему еще только 3 года, но и в детском саду, и на площадке на него постоянно жалуются - избалованный ребенок . То он ударил девочку, то наехал на ребят на игрушечной машине, то ломает игрушки. На любой запрет мальчик реагирует криком и физической силой. Мама же говорит: «Миша сам в драку первым не полезет. Раз отвечает, значит, есть на что». Но в действительности мама и бабушка уже сами начинают понимать, что не справляются со своим ребенком, когда тот замахивается и на них. Как не избаловать ребенка ? Очень часто ребенок начинает «решать вопросы кулаками» как раз в 3 года, когда у него появляются силы и ловкость, накапливается определенный опыт поведения в конфликтных ситуациях, а вот уровень эмоциональной зрелости еще недостаточен. Если в семье, пусть даже в неявном виде, поощряется проявление силы и доминирования над окружающими, малыш становится крикливым, драчливым и упрямым. Поэтому, попадая в социум, такой ребенок не может поладить с окружающими. Внешне он кажется хулиганом, однако такое поведение развивается обычно при двух условиях: недостатке внимания (когда малыш может привлечь взрослого только плохими поступками) и культивировании эгоизма («Правильно, что не дал игрушку, свои надо носить», «Нечего уступать, сам еще не накачался на качелях», «Подумаешь, ударил, больше лезть не будет»). Мишина мама, оправдывая сына, действует против него. Она не пытается понять, что же хочет донести до взрослых малыш своим поведением. Возможно, он ревнует к другим детям и требует внимания таким образом; или он просто не умеет выражать эмоции и общаться иным способом (всегда играл только один, потому что родители заняты, не рисовал, так как бабушка боялась, что все перепачкает); находится под влиянием негативных эмоций в семье, если при нем часто ругаются. Исправлять сложившуюся ситуацию нужно скорее, иначе родители рискуют однажды сами «получить тумаков», не принеся вовремя конфеты.

  • Дети избалованы родителями: работа над ошибками . Трехлетний ребенок уже хорошо понимает объяснения, поэтому дайте понять, что вам не нравится агрессивное поведение. Проявляйте заинтересованность, когда малыш чем-то занят, идет на контакт с другими детьми, но лишайте его внимания при агрессивном поведении. Не стесняйтесь показать открытое сочувствие жертве агрессии (даже книжкам и игрушкам), но не стыдите «нарушителя спокойствия» при посторонних. Старайтесь сделать так, чтобы крики и драка не приводили к желаемому ребенком результату. Например, если малыш отнимает чужую лопатку в песочнице, не просите уступить на время заветную игрушку, а уведите ребенка с прогулки, объяснив при этом причину ухода.

Все эти меры будут более эффективны, если родители наладят общение с малышом: можно читать сказки и инсценировать их с игрушками, рисовать, лепить. В развивающем центре специалисты подскажут подходящее направление деятельности, нелишне было бы посетить детского психолога. Постарайтесь найти спортивную секцию, где у малыша будет возможность выплеснуть энергию. И главное, обратите внимание на себя. Чтобы ребенок относился к миру с доверием и сочувствием, нужно, чтобы он видел эти качества в своих близких. Приняв решение о перевоспитании, не загоняйте малыша в жесткие рамки. Формируя новое поведение, давайте ребенку понять, что вас расстраивает не он сам, а его поступки. Он должен знать: несмотря ни на что, вы его любите.

«Маленький ребенок плачет тогда, когда ему плохо. У него вовсе нет желания «тиранить» своих родителей, просто по другому он не может им сообщить, что у него проблемы (хочет есть, болит животик, режутся зубки и т.п.). Для того, чтобы у малыша сформировалось благоприятное впечатление о мире (что очень важно для его дальнейшего развития), ни одна его просьба о помощи не должна быть оставлена без внимания. Как отмечают психологи, на эти просьбы мама должна реагировать молниеносно. По их мнению, чем быстрее мать приходит ребенку на помощь, тем меньше страдает нервная система и тем благоприятнее складывается впечатление малыша о новой для него среде обитания.
В книгах особо популярного в нашей стране Б. Спока очень много советов не брать ребенка на руки, не играть с ним слишком много, когда он бодрствует, это якобы, приводит к избалованности и мешает развитию самостоятельности. Увы, эти советы (как впрочем и многое другое в книгах Спока) в свете последних данных психологии не выдерживают никакой критики. Именно тактильный контакт (когда ребенок на руках), спокойный ласковый голос мамы дают ребенку уверенность, снимают напряжение и тем самым создают предпосылки для самостоятельности.
Всем родителям желательно усвоить одну простую вещь: в первые месяцы жизни (примерно до года) нет никакой опасности избаловать ребенка. Любви и ласки никогда не бывает слишком много.
У маленького ребенка кроме потребности в еде, сне, движении есть еще и потребность в любви, общении, ласке. По мнению психологов, родители, которые дают своему ребенку все это, закладывают тем самым основы того, чтобы он вырос уверенным в себе и счастливым человеком.
В книге Б. Спока «Ребенок и уход за ним» я с удивлением обнаружил следующие строки: «Итак, если ваш ребенок плачет в конце периода бодрствования после кормления, то сначала предположите, что он устал, и положите его в кровать. Пусть он поплачет 15-30 минут...» Я не знаю, может, и есть родители, которым удавалось спокойно наблюдать, как их ребенок надрывается в течение 15-30 минут, но мне лично это не под силам. Да и зачем? Не лучше ли успокоить ребенка, помочь ему.
Один из распространенных мифов - крик укрепляет легкие. Даже если это и так, то что для вас важнее - отсутствие стресса у ребенка, или же легкие, как у подводника?
Иногда грудные дети кричат только для того, чтобы снять напряжение. Родителям в таком случае предлагают дать возможность младенцу часок-другой покричать. Мне трудно согласиться с такими советами. Такое впечатление, что их дают люди, дети которых никогда сильно не плакали и не кричали.
Если ребенок кричит, то его нужно успокаивать, а не ждать, пока он сам замолчит. Если же вы не будете брать ребенка на руки - то это может привести к самым разным серьезным нарушениям развития малыша, и в первую очередь, к подрыву его базового доверия к миру. Берите ребенка на руки, утешайте его словами, включите легкую спокойную музыку, положите его на себя так, чтобы он слышал биение вашего сердца.
Успокаивая ребенка, следует следить за тем, чтобы самим находиться в ровном эмоциональном состоянии и как бы «излучать» на малыша свою любовь. Родительская любовь творит чудеса - это самое лучшее средство успокоения кричащего ребенка.
Кстати, проводимые психологами исследования показали, что у детей, которые в раннем возрасте видели -много тепла и ласки, будущий брак оказывается более прочным.
Когда ребенок немного подрастет (около года), тогда уже можно и не бежать к нему сразу же после первого писка. Ему уже нужно постепенно понимать, что иногда нужно и подождать, иначе он быстро поймет, что к чему, и «сядет на шею родителям».
И еще один совет. Не стоит сравнивать своего «крикуна» с другими, более спокойными детьми: у каждого ребенка свои особенности психики и темперамент. К тому же, как отмечают психологи, как правило, из особых «крикунов» вырастают люди с более активной жизненной позицией.»