Как научить ребенка одеваться без посторонней помощи. Что делать, если ребенок отказывается учиться одеваться и раздеваться? Как начать одеваться с конца

Самостоятельность и ответственность являются важными показателями развития ребенка. Однако эти качества не возникают у человека сами собой, а формируются в детском возрасте одновременно с навыками самообслуживания. Один из ключевых навыков, который помогает ребенку становиться самостоятельным - умение одеваться. Как его развить в малыше, расскажет «Я Родитель».

Нам в редакцию написала Анна - мать-одиночка, воспитывающая пятилетнего сына. Она успешная женщина, преуспевающий руководитель. Её жизнь рассчитана по минутам. Но есть одно время суток, которое ежедневно вызывает у неё стресс - утро. Анна постоянно опаздывает на работу, приходит взволнованная и «накрученная». Причина этого в том, что ее сын Артем очень долго собирается в детский сад. Потеря драгоценного времени сопровождается у Анны нервным напряжением, а ведь этой проблемы могло бы не быть, если бы ребенок в этом возрасте умел самостоятельно одеваться.

Почему нужно учить ребенка самостоятельно одеваться?

Ребенок всегда будет казаться родителям маленьким и неумелым. Стремясь оградить детей от трудностей, родители часто усложняют им дальнейшую жизнь. Отсутствие у ребенка таких простых навыков самообслуживания, как одевание, может в дальнейшем привести к негативным последствиям.

Во-первых, постоянно обслуживая ребенка, мы лишаем его способности ухаживать за собой без помощи взрослых.

Результатом отсутствия навыков самообслуживания может стать неряшливость и неопрятность. Внешний вид нужно не только создать, но поддерживать в течение дня.

Неумение это делать приведет к привычке быть неопрятным, отсутствию контроля над своим внешним видом, а несамостоятельный неряшливый ребенок часто становится предметом насмешек сверстников, что больно ранит неокрепшую психику.

Во-вторых, так как навыки самообслуживания относятся к трудовому воспитанию, игнорирование родителями этого направления развития ребенка приведет к формированию у него негативного отношения к труду, к лени.

В-третьих, одевание относится к повседневным навыкам, а их отсутствие может вызвать конфликт родителей и ребенка. Ежедневные конфликты портят характер, формируют у ребенка капризность, эгоцентризм, упрямство. К сожалению, эти черты не исчезнут в последствие сами по себе, с ними нужно будет бороться специальными методами, но лучше предотвратить их развитие в дошкольном возрасте.

В-четвертых, неспособность к самостоятельным действиям будет требовать постороннего вмешательства. Ребенок привыкает к тому, что кто-то (взрослый) должен помочь ему в манипуляциях с одеждой и обувью. Сочетание слов «должен помочь» говорит о формировании негативных качеств личности - неуважение к окружающим, потребительское отношение к жизни. Естественно, что все эти негативные проявления не возникнут в одночасье. Но «посеешь привычку - пожнешь характер», - говорили наши мудрые предки, и были, безусловно, правы. Именно с таких мелочей как нежелание самостоятельно одеваться, начинает формироваться потребительское отношение к окружающим близким. Сначала взрослый должен одеть ребенка, а потом его обязанности в глазах ребенка будут очень быстро расширяться.

Умение самостоятельно одеваться приводят к возможности контроля над своим внешним видов, приучает к опрятности, воспитывает эстетический вкус и уважение к труду и старшим.

С какого возраста нужно приучать детей к самостоятельному одеванию?

Ответ на этот вопрос можно найти в стандартах образования (ФГОС). На основании этого документа разрабатываются программы дошкольного образования, которые четко определяют, чему и как нужно учить ребенка. К сожалению, родители часто обращают внимание только на образовательный компонент, считая его основой интеллектуального развития ребенка и упуская из вида тот факт, что ребенок должен и гармонично.

Мы проанализировали для вас Программу дошкольного образования «От рождения до школы» и выбрали навыки по самостоятельному одеванию детей.

Возраст ребенка Навыки самостоятельного одевания
данном возрасте ребенок должен уметь)
Наличие помощи взрослых
2 года Снимать и одевать в определенном порядке:
шапку;
обувь, расстегнутую взрослым;
колготки;
шорты (юбку, брюки) на резинке.
С помощью взрослых
3 года Одеваться и раздеваться в определенном порядке, включая расстегивание и застегивание пуговиц, молний и липучек.
Аккуратно складывать и вешать на стульчик свою одежду.
Обращать внимание на свой внешний вид в течение дня: поправлять одежду.
С небольшой помощью взрослых
4 года Одеваться и раздеваться в определенной последовательности самостоятельно.
Аккуратно складывать и вешать одежду.
Уметь замечать неопрятность в одежде и устранять её.
Помощь только в завязывании шнурков.
5 лет Одеваться и раздеваться самостоятельно, включая манипуляции со шнурками.
Уметь ухаживать за одеждой при помощи взрослых.
Поддерживать порядок в шкафчике и на своих полках дома.
Без помощи взрослых, по небольшой словесной инструкции.
6 лет Быстро и самостоятельно одеваться и раздеваться.
Поддерживать порядок в шкафу, следить за внешним видом.
Без помощи взрослых.

Эта информация поможет родителям определить уровень сформированности навыков самообслуживания у своих детей.

Почему дети не умеют одеваться самостоятельно?

Сразу нужно сказать, что только взрослые виноваты в том, что дети не умеют самостоятельно одеваться. Правда, у самих взрослых на это есть целый ряд оправданий:

  • спешка: «мы не можем позволить себе размеренное обучение навыкам одевания по утрам, так как очень спешим»;
  • стремление к совершенству: многие родители считают, что они оденут ребенка быстрее и качественнее;
  • сохранение нормальных отношений: самостоятельное одевание часто приводят к капризам и истерикам, которые легче не допускать вовсе, чем остановить.

Психологи не принимают подобных оправданий, называя их одним словом – .

Родители, чьи дети не умеют одеваться, как правило, не утруждают себя:

  • ранними подъемами и четким соблюдением режима, поэтому возникает спешка по утрам;
  • занятиями с детьми по обучению их манипуляциям с пуговицами, шнурками, молниями, липучками, объяснению особенностей надевания различных видов одежды;
  • совместной с ребенком деятельности по уходу за одеждой.

Итак, стало ясно, кто виноват, теперь нужно разобраться в том, что делать.

  1. Начинайте учить ребенка самостоятельно одеваться с раннего возраста.
  2. Поощряйте инициативу ребенка, хвалите за каждое проявление самостоятельности.
  3. Наберитесь терпения, не мешайте ребенку, выдержите темп одевания, не подгоняя его. При необходимости скорректируйте режим дня так, чтобы начинать утренние сборы заранее.
  4. Учите ребенка правильным действиям с одеждой.
  5. При нежелании самостоятельного одевания подтолкните ребенка совместной деятельностью - начните действие и предложите закончить самостоятельно.
  6. Не приобретайте для ребенка одежду со сложной конструкцией (молнии, шнурки, косые швы и т.д.). Покупайте малышу удобную и понятную одежду. Лучше всего, если она будет иметь подсказки (аппликации впереди, разноцветные пуговицы и застежки).
  7. Показывайте пример в одевании. Одевайтесь одновременно: вместе надели колготки, костюм, теплые вещи и т.д.
  8. Используйте развивающие игры с пуговицами, молниями, шнурками, которые помогут освоить манипуляции с этими предметами. Полезно иметь дидактических кукол с вариантами одежды на разные сезоны. Это поможет детям усвоить порядок одевания.
  9. Подсказывайте ребенку особенности и порядок одевания.
  10. Придерживайтесь принципа единства требований. Дети должны одеваться самостоятельно везде и всегда независимо от времени суток и местонахождения (дома, детский сад, гости).
  11. Указывайте на неопрятность в одежде и поощряйте попытки контроля над собственным внешним видом.
  12. Не провоцируйте негативное отношение к одежде. Не наказывайте и не ругайте ребенка за отсутствие навыков, а при необходимости, помогите ему.
  13. Поощряйте проявление вкуса в одежде.

То, каким вырастет ребенок, во многом зависит от родителей. Умение самостоятельно одеваться - это не только навык самообслуживания, но и важный шаг в будущее.

Светлана Садова

  • Действительно ли ребенок должен одеваться самостоятельно
  • Когда нужно учить детей одеваться самостоятельно
  • Почему мой ребенок в отстающих, и как это исправить
  • Советы по обучению ребенка одеванию

Освоение навыков самообслуживания - важный этап развития ребенка. Важно не только то, что каждое новое умение открывает перед ним новые перспективы, но и то, что каждый освоенный навык существенно облегчает жизнь родителя. Вы можете спокойно отвести кроху в детский сад, не беспокоясь, что воспитатели вовремя не переоденут его, или, к примеру, легко собраться на прогулку с двумя малышами - одеть младенца, пока дошколенок собирается на улицу самостоятельно.

Словом, если ваш ребенок одевается сам - это меняет все!

Действительно ли ребенок должен одеваться самостоятельно

Как ни парадоксально, но зачастую препятствием в освоении новых навыков становятся сами родители. Возможно, вам кажется, что есть причины, по которым вы выполняете за ребенка работу, с которой он справился бы сам. Но ущерб, который при этом наносится ребенку, несопоставим с той скромной экономией времени и нервов, на которую вы рассчитываете.

    Во-первых, ребенок, инициативу у которого постоянно перехватывает родитель, быстро теряет уверенность в своих силах и пасует перед любой новой задачей, что не позволяет ему развиваться согласно возрасту.

    Во-вторых, малыш может счесть вообще любые усилия неуместными и обращаться к родителям за помощью даже в тех случаях, когда он точно в состоянии действовать самостоятельно.

    В-третьих, ребенок, который не в состоянии одеться сам, не вырабатывает вовремя привычки следить за своим внешним видом и быстро ликвидировать возможные проблемы. В школе такие дети, конечно, уже могут справиться и с пуговицами, и со шнурками, но выглядят все равно неопрятно, неряшливо.

    Наконец, если ежедневная процедура одевания в садик или на прогулку всегда требует вашего непосредственного участия, рано или поздно это начнет вас раздражать. Ведь логично ожидать от ребенка помощи (это значительно ускорило бы процесс), но даже если вы опаздываете, все равно придется проделывать все действия в одиночку.

Когда нужно учить детей одеваться самостоятельно

Во всех программах дошкольного образования (которые составляются с учетом ФГОС дошкольного образования, то есть, по сути, - едины для всей страны) учтены и бытовые навыки, которыми дети должны овладеть до школы. Сроки в различных программах различаются незначительно - вы легко можете оценить, насколько ваш ребенок отстает или опережает сверстников.

2 года

Малыш одевается и раздевается с помощью взрослых: родитель или воспитатель расстегивает и застегивает одежду и обувь, но натягивает и снимает ее ребенок сам, причем с учетом правильной последовательности (сперва трусики, потом колготки или штаны; сперва маечка, потом свитер).

3 года

Ребенок сам справляется с простыми застежками (крупными липучками, пуговицами, молниями). Он аккуратно складывает одежду на стульчик, а также поправляет одежду в течение дня (например, может заправить выбившуюся рубашку в брюки без напоминания воспитателя).

4 года

Ребенок раздевается и одевается полностью самостоятельно, помощь взрослых требуется только для завязывания шнурков и застежек на одежде, находящихся сзади или сбоку.

5 лет

В этом возрасте ребенок должен прочно завязывать шнурки, а также учится ухаживать за своей одеждой: развешивать на плечики и складывать в шкаф, поддерживать порядок в одежде. От взрослого требуется только небольшая словесная инструкция.

6 лет

Ребенок не только полностью самостоятельно одевается и раздевается, но полностью самостоятельно поддерживает порядок в своем шкафу; может отделить чистые и грязные вещи, а также нуждающиеся в ремонте, пользуется одежной щеткой, пришивает пуговицы с небольшой помощью родителей.

Почему мой ребенок в отстающих, и как это исправить

Если вашему ребенку уже скоро в школу, а он до сих пор не одевается, то виноваты в этом, скорее всего… вы сами! Вот типичные ситуации, которые складываются в семьях несамостоятельных детей.

"Мы опаздываем"

В некоторых семьях складывается ситуация, когда у родителей просто не хватает времени дождаться, пока ребенок сам оденется. «Быстрее, быстрее, опоздаем в садик!» - под таким девизом проходит каждое утро.

Уважаемые родители, пока вы не будете сами просыпаться (и ложиться спать!) по расписанию, соблюдать режим дня, действовать по расписанию, вы не прекратите опаздывать везде и всюду. Спешки по утрам можно избежать только одним способом - встать пораньше и подготовить все необходимое с вечера!

"Я сделаю лучше"

Некоторых родителей раздражает, что ребенок одевается не так аккуратно, как им хотелось бы. И рубашка заправлена неровно, и ботинки зашнурованы криво, и вообще, хочется, чтобы малыш

Исправить положение можно только регулярными упражнениями. Купите или смастерите для малыша игрушку-шнуровку, терпеливо и аккуратно поправляйте его, если пуговицы застегнуты в неверном порядке, объясняйте, как надеть ту или иную вещь без затруднений.

"Так намного спокойнее"

Наконец, есть мамы и папы, которых раздражает, что малыш капризничает и упрямится во время самостоятельного одевания. Проще быстро все сделать самим - даже если ребенок по-прежнему настроен поскандалить, этот этап хотя бы можно проскочить быстрее.

Дети капризничают во время одевания в двух случаях. Во-первых, если их непрерывно торопят и подгоняют (и тогда вам нужно взять на вооружение советы для опаздывающих родителей), а, во-вторых, если задача ребенку не под силу - и тогда дело можно исправить регулярными упражнениями. Пока же ребенок не освоился со шнурками и застежками, доверьте ему надевать нижнее белье, колготки, носки и рубашку, а верхнюю одежду помогите надевать (чтобы малыш не вспотел перед прогулкой) Постепенно предлагайте ему самому надеть новые предметы.

    Учиться никогда не рано! Даже годовалый малыш может натянуть на себя панамку и носочки. Обязательно хвалите его за это.

    Если вы замечаете, что ребенок проявляет инициативу во время одевания - обязательно хвалите его, даже если он сделал все неправильно.

  • Наберитесь терпения. Отведите на одевание определенное время (допустим, 10 минут) и не перехватывайте инициативу в это время, только деликатно помогайте.

  • Не делайте исключений в ритуале одевания. Не нужно говорить «сегодня я одену тебя сама, потому что мы спешим», или «потому что я сделаю это аккуратнее». Так вы только убедите ребенка, что сам он неуклюж, делает все медленно и неаккуратно.

    Лучше выполнить часть задачи, чем не браться за нее вообще. Если ребенок по каким-то причинам не хочет одеваться, наденьте на него часть вещей и предложите закончить начатое. Если же у него, напротив, слишком быстро иссякает энтузиазм, спокойно помогите закончить одевание.

  • Выбирайте для ребенка одежду, с которой он может справиться самостоятельно. Минимум простых крупных застежек может волшебно ускорить процесс!

  • Выбирайте для ребенка одежду, которая ему нравится. Ее он точно попытается надеть с удовольствием!

    Надевайте верхнюю одежду вместе. Ребенок надел ботинки - и вы надели ботинки. Ребенок надел шапку - и вы надели шапку. Подражая вашим действиям, малыш быстрее освоит науку одевания.

    Изучайте одевание в процессе игры. Одевая и раздевая кукол, ребенок запомнит порядок надевания одежды, а игрушки с пуговицами, молниями, липучками, шнуровками разовьют не только мелкую моторику, но и технику использования застежек.

Ваш малыш растет - пора, пора осваивать новые навыки! Ну в у нас есть для вас веселые - может, они помогут делу!

Заранее приготовьте для него чистые, глаженые вещи, которые ему предстоит одеть. Сложите их с вечера в удобное и легкодоступное для ребенка место. Не забудьте и о верхней одежде, ведь если перед выходом вы обнаружите пятно на куртке, о котором позабыли с предыдущей прогулки, скорость одевания точно не увеличится от того, что вы помчитесь его застирывать.

Попытайтесь не давить на ребенка и не использовать в его адрес замечания: «не так», «ты делаешь неправильно», «да где ты видел, чтобы так одевались», «ты забыл одеть, застегнуть, завязать», «давай быстрее, что ты как черепаха» и т.д. Лучше похвалите его и предложите свою помощь там, где она действительно необходима. Ведь вряд ли заболеет от обморожения верхних дыхательных путей, если пропустит пуговицу. И едва ли его арестуют на улице, если шапка будет надета задом наперед. А вот поощрение и похвала только усилят его уверенность в себе и ускорят процесс. В конце концов, огрех всегда можно незаметно поправить в лифте или транспорте.

Чтобы научить ребенка быстро одеваться, стоит попробовать отгородить его от всех плохих ассоциаций, которые могут быть связаны с этим нелегким процессом. Попробуйте на начальном этапе заменить водолазку, которую так тяжело натянуть через голову, кофтой на пуговицах и шарфом, а на молнии и шнурках - ботиночками на липучках. Понаблюдайте за , возможно, какая-то одежда трудно поддается ему. Попробуйте сначала убрать все, что вызывает у него трудности в одевании и плохие эмоции, и лишь со временем постепенно возвращайте «нелегкие» вещи в повседневную .

Вы можете провести одевание в игровой форме. Поставьте детские песочные часы и придумайте вознаграждение за то, что ребенок уложился в срок. Или устройте эстафету и одевайтесь наперегонки. Только учтите, что то , за которое одеваетесь вы, никак не может быть равно тому времени, за которое оденется ребенок. Если песочные часы будут рассчитаны на одну минуту, или вы оденетесь раньше, ребенок не только не справится с задачей, но еще и очень расстроится. В крайнем случае, отправьте ребенка одеваться немного раньше.

Мотивируйте ребенка . Объясняйте, что если вы сейчас поспешите, то у вас останется больше времени для вечерней игры, что вы успеете на самый волшебный автобус, что завтрак в саду будет вкуснее, если вы придете раньше. Говорите, как вы им гордитесь, какой он стал , самостоятельный, как вам приятно, что он уже умеет так одеваться сам. Сохраняйте спокойствие и будьте терпеливы. Многие вещи оказываются намного проще, чем кажутся.

Полезный совет

Попробуйте во время одевания убрать из поля зрения ребенка все вещи, которые могут его отвлечь.

Не отвлекайте его вопросами о том, все ли он взял для школы.

Не давайте никаких важных заданий в процессе одевания. Ребенок может забыть не только о них, но и о том, что не надел носки под сапоги.

Связанная статья

Подавляющее большинство родителей жалуются на утренние сборы ребенка в школу. Школьник не хочется рано просыпаться, встает с трудом, еле жует утреннюю кашу, капризничает, не хочет никуда идти. Родители нервничают, кричат, торопят и портят нервы и себе, и ребенку.

Когда, наконец, ребенок собран, до школы путь практически в бегах. А потом целый день бедные родители чувствую свою вину, и думают, как же помочь ребенку правильно организовать свое утро и избежать нервотрепки.

Как научить ребенка собираться в школу?

Для ребенка должен быть пример

Конечно, ребенок берет пример с взрослых. Умеет ли планировать свой день сам родитель? Так ли легко мама или папа собирается по утрам на работу? Конечно, в жизни случается разное, и не всегда получается все делать по плану, но ради ребенка нужно научить жить организовано и без спешки.

Родителю надо встать раньше своего чада

Родителю надо встать пораньше, уделить время себе, поднять настроение за утренним кофеем или чаем. А далее необходимо помочь малышу организовать свое утро. Так как у мамы или папы появилось свободное время для себя, остальное оставшееся время они могут уделить ребенку. Надо помочь достичь школьнику самостоятельности.

Планирование дня

Об утре необходимо позаботиться с вечера. Если ребенок поздно ложится спать, то и вставать с утра ему очень тяжело. За день малыш сильно устает как умственно, так и физически, поэтому полноценный отдых ему просто необходим. Если ребенок ляжет пораньше, то и вставать ему будет проще, да и получаться все будет намного легче.

Забота о гардеробе

Необходимо заранее позаботиться об одежде ребенка. Будет лучше, если она будет не только комфортной, но и легкой в одевании. Несмотря на то, что в таком возрасте ребенок это уже почти взрослый человек, все равно ему надо облегчить его новую жизнь хотя бы в этом. Лучше если одежда будет на удобных липучках или резиночках. В таком случае, ребенок сможет одеться самостоятельно и без лишних усилий. Тогда сохранятся нервы и у родителя и у школьника.

Разговор о грядущем дне

Так как ребенок еще не достаточно самостоятелен, он не может запомнить всю последовательность действий с утра. Будет намного лучше, если что-то ему будет напоминать о необходимых действиях. Например, можно сделать стрелочки, по которым он будет идти, и выполнять задания. Или же можно развесить картинки, которые будут служить напоминанием о том или ином процессе. Все шаги должны быть расписаны, от чистки зубов до одевания обуви. А результаты можно прикрепить на холодильник в виде отчета. Для ребенка это будет своеобразная игра, и он с радостью начнет собираться в школу.

Позитивный настрой

Пусть родитель разбудит ребенка не обычными словами, а поцелуем или забавной песенкой. Можно включить детскую музыку, но не стоит начинать утро с мультфильмов. Иначе, ребенок будет долго смотреть мультик и не захочет идти в школу.

Сборы с вечера

Лучше всего будет, если подавляющее большинство дел будет сделано с вечера. Например, вечером необходимо правильно сложить одежду, чтобы с утра ее было легко одеть. Портфель так же к утру уже должен быть собран. Это избавит от лишней суеты. Родитель должен контролировать сборы ребенка вечером, чтобы он ничего не забыл. Однако, важно, чтобы и в этом у малыша была определенная самостоятельность. Ему можно напоминать, но делать все за него не стоит.

Ролевая игра

Часто бывает так, что малыш не хочет оправляться в школу по самым простым причинам. Возможно, у него не сложились отношения с учениками или с преподавателем. Бывает так, что школьника в образовательном учреждении могут обижать. И тогда малыш сопротивляется походу в школу изо всех сил. В таком случает маме или папе надо поговорить с ребенком, мягко и не навязываясь. Надо узнать все ли у него хорошо складывается в школе, есть ли у него друзья, как к нему относятся педагоги. Если выяснится, что есть определенные проблемы, то надо предпринять соответствующие меры. Когда все проблемы будут решены или улажены, процесс сбора в школу пойдет быстрее.

Похвала

Хвалить ребенка обязательно надо. Например, если малыш быстро собрался и не опоздал в школу, маме или папе необходимо это отметить. Так же надо подчеркнуть, почему так случилось, что за это утро было сделано лучше всего. Родители могу предложить поощрение, оно может быть чисто символическим. Можно накапливать баллы за успешные сборы и в конце недели, в случае положительного результата, отправиться всей семьей в цирк или в зоопарк.

Многие родители, приводя ребенка утром в сад, наблюдают одну и ту же картину: некоторые малыши, шустро переодевшись и переобувшись, весело убегают в группу, а другие меланхолично сидят на лавочке, ни одним движением не помогая маме или папе менять себе кофточку, штанишки или тапочки. Если в яслях это еще не является глобальной проблемой, так как одеваться малышам помогает весь персонал - и воспитатели, и няни - то в старших группах кроха-неумеха будет испытывать определенный дискомфорт на фоне своих более самостоятельных сверстников.

4-5-летний малыш, который не одевается сам, становиться проблемой для воспитателя в многочисленной группе и самого себя, так как постоянно выходит на прогулку последним и изрядно вспотевшим. Как научить ребенка одеваться самостоятельно? Воспользуйтесь несколькими практическими советами.

Возраст и самостоятельность

Обычно первые шаги к самостоятельности малыша принято связывать с кризисом 3-х лет, когда ребенок расширяет границы собственного «я» и пробует оторваться от мамы. В это время главной его фразой становится «Я сам!» . Опытные родители рекомендуют воспользоваться этой стадией развития и приучить кроху самостоятельно раздеваться и одеваться. Лучше всего это делать в игровой форме, соревнуясь с ребенком, кто быстрее снимет шапку, куртку или брюки. Психологи советуют на начальных этапах уступать малышу, чтобы он почувствовал вкус победы и позитивный настрой от игры в самостоятельность.

Учить одеваться и раздеваться нужно в несколько этапов. Первый этап - самый легкий, это раздевание. Крохе легче всего снять с себя шапку без завязок, стянуть свободные штаны, колготы, трусики. Все его действия желательно озвучивать, но не в форме команд, а в виде предложений, предполагающий последующие действия: «Давай ты быстро снимешь свои брючки, и мы пойдет играть в кубики».

Намного тяжелее для малыша следующий этап - снять свитер, футболку и любую другую вещь, которая надевается через голову. Поэтому, выбирая одежду для сада, желательно брать гольфы, джемпера с широким горлом, чтобы у крохи не было страха застрять в кофте. В первый период приучения к самостоятельному одеванию и раздеванию можно выбирать вещи свободные, даже на размер больше, чтобы малыш легко мог их снимать и одевать сам. Со временем ему самому понравится быстро переодеваться, не завися от взрослых и их помощи.

На заключительном этапе ребенка нужно учить самостоятельно обуваться и одевать верхнюю одежду. Для маленьких деток обычно тяжело справиться с молниями на куртках и сапогах, завязками на шапках.

Как помочь нехочухе

Но что делать, если малыш в 3 года и старше не может и не хочет одеваться самостоятельно, устраивает скандалы и истерики по утрам во время сборов для выхода и в детском саду? В первую очередь, мамам и папам нужно успокоиться и понять причины такого поведения, переговорить с воспитателями и психологом в саду, которые проведут полезные консультации для родителей. Нужно помнить, что переодевание для ребенка - это сложная работа и если у него она не получается, то он стремится от нее избавиться.

Нужно обратить внимание на то, что дается крохе тяжелее всего: застежки на кофточке, пуговицы. Можно купить или самостоятельно сделать дома несколько простых тренажеров: к кусочку ткани прикрепить пуговицы разных размеров, сделать под них петли и играть с ребенком на скорость, кто быстрее всех их застегнет. Также можно тренироваться, кто быстрее застегнет молнию, полезными будут и классические шнуровки. Играя в такие игры, можно одновременно «убить двух зайцев»: с одной стороны, мы учим малыша полезным навыкам, а с другой тренируем мелкую моторику.

Иногда бывает так, что ребенок, который уже самостоятельно одевался и раздевался, с появлением в семье младшего как будто утрачивает приобретенные навыки, отказывается одеваться самостоятельно и требует, чтобы его, как младшего брата или сестренку, раздевали и одевали родители. Психологи говорят, что таким образом проявляется детская ревность. Справиться с ней можно разговорами со старшим ребенком, во время которых нужно акцентировать его внимание на всех преимуществах его возраста и положения. Например, малышу в 3-4 года уже можно есть конфеты и мороженое, а младшему братику нет, старший может пойти с папой в кино, а младший еще нет. По наблюдениям педагогом, такое поведение чаще всего проявляется в семьях с детьми с небольшой разницей в возрасте и именно в семейном круге, а в саду такие детки обычно ведут себя, как и раньше, и вполне самостоятельно одеваются.

Учимся одеваться весело и быстро

Каждая мама, особенно работающая, хочет, чтобы ее малыш собирался утром в сад быстро и без капризов, а вечером аккуратно складывал свои одежки. По мере взросления ребенка так и будет, но нужно немного постараться и помочь крохе усвоить науку самостоятельного одевания и раздевания.

Чтобы упростить ребенку задачу и максимально быстро научить его одеваться самостоятельно нужно пройти вместе с ним несколько этапов.

1. Этап первый: «объяснялки». Мама или папа, одевая ребенка, должны подробно проговаривать все процессы и обозначения вещей: «Сейчас мы будем надевать штанишки, большие карманы должны быть на попе, а маленькие на ножках по бокам» и так далее по всем вещам. Это позволить крохе быстрее запомнить основные правила надевания одежды.

2. Этап второй: самостоятельный выбор. Нужно предоставить малышу право самому выбирать одежку, которую он наденет в сад. Родители могут подобрать пару нарядов по погоде и спросить у ребенка, какая кофта ему больше всего подойдет на завтра. Таким образом, можно будет избежать капризов и дать малышу почувствовать свою самостоятельность.

3. Этап третий: «половина пути». Начинать процесс приучения ребенка одеваться самому рекомендуют с раздевания. Даже 1,5-2-летний кроха сможет сам снять трусики, колготки, брючки, носки, шапку. Затем нужно научить его расстегивать пуговицы или молнию на кофтах. Немного сложнее с обратным процессом: одеванием. Опытные мамы советуют также начинать этот процесс с низа: можно надеть на детку трусики, колготки или брючки, но только до колен, и предложить ему самостоятельно натянуть их дальше на попку. Также можно поступить и с футболками, джемперами: помочь продеть голову, а ручки пусть продевает сам.

4. Этап четвертый: «раскладка». Готовить одежку в сад лучше всего с вечера. Чтобы малыш одевался самостоятельно, ее нужно разложить на стуле в порядке надевания: сверху трусики и футболка, затем колготки, свитер, штанишки. Детские вещи лучше покупать яркие, джемпера и футболки - с рисунком спереди, так малышу будет легче понять, где перед, а где спинка, и не надеть штанишки или свитер задом-наперед или шиворот-навыворот.

5. Этап пятый: складываем аккуратно. Важно приучить ребенка аккуратно снимать и складывать свои вещи, тогда не надо будет утром тратить драгоценные минуты на поиск колгот или носков. Покажите малышу, как складываются брючки, как их можно повестить на спинку стула или на плечики в шкафу, как можно красиво сложить рукава рубашки или гольфа. Эти навыки точно пригодятся ему в детском саду при раздевании для сна во время «тихого часа».

  • Не нужно стремиться, чтобы ребенок мгновенно начал одеваться самостоятельно, прививать эти навыки лучше постепенно, в игровой форме, поощряя его за любое достижение.
  • В свою очередь, родители должны постараться максимально облегчить крохе процесс взросления, подбирая обувь и одежду по возрасту и умениям. Для 3-5 летних деток лучше подбирать ботинки, кроссовки на липучках, а не на шнурках. Брюки, джинсы желательно выбирать без молний и пуговиц, пояс - на резинке и кулиске.
  • Столь любимые многими мамами гольфы с узкой и высокой горловиной могут стать настоящим испытанием для ребенка, который учится одеваться самостоятельно. Поэтому на первых порах рекомендуется давать крохе самому надевать свободные свитера, свитшоты с широкой горловиной.
  • Также проблемой для многих деток является быстрое застегивание молнии на кофтах или куртках. Взрослые должны помочь вставить замочек и показать, как без усилий провести собачку до самого верха. Можно сделать самому дома такой тренажер и поиграть с деткой в игру «Кто первый застегнет молнию».
  • Главное в процессе обучения малыша - это терпение и упорство. Стоит несколько раз в утренней спешке одеть его маме, и ребенок сразу же поймет, что не нужно прикладывать усилий для того, чтобы одеться, и если он будет это делать очень медленно и неумело, то мама сама его быстро оденет. Лучше поднять малыша на несколько минут раньше и создать ему условия для самостоятельного одевания.
  • Проблемой для многих малышей является завязывание шапочки. Осенью или теплой весной можно обойтись головным убором без кулисок, но зимой шапка без завязок, которые помогают плотно закрыть уши, может стать настоящим испытанием для нервной системы родителей. В этом случае можно подобрать шапки на липучках, кнопках, пуговицах. Но надежней всего будет научить ребенка завязывать кулиски. Потренироваться делать это также можно на домашних тренажерах или просто надевая шапочку на куклу.

Рано или поздно каждый ребенок начнет одеваться самостоятельно и только от родителей зависит как сделать этот процесс максимально приятным для малыша.

Содержание статьи:

Начиная с 3 лет у ребенка начинается период под названием «Я сам!» Это стремление ребенка можно обернуть на пользу родителям и самому крохе. Это отличный возраст для того, чтобы малыш научился собирать игрушки, пользоваться столовыми приборами и одеваться самостоятельно.

Этот навык рекомендуется сформировать до того, как малыш поступит в детский сад. Так он будет быстрее и без капризов собираться утром, кроме того, вы значительно упростите жизнь воспитателям. Да и сам кроха будет чувствовать себя более уверенным и взрослым по сравнению со многими своими сверстниками.

Навыки детей до 6 лет

Научить ребенка одеваться не так сложно, как кажется, здесь главное регулярно заниматься и увлечь малыша. Не стоит подгонять крох или давить на него, этот навык формируется постепенно. По мнению известного доктора и педагога М. Монтессори, необходимо помочь ребенку это сделать самостоятельно.

Новорожденных и грудничков полностью одевают родители. Младенец в 1 год может самостоятельно снять шапку или носки. С 2 лет кроха умеет их надевать, кроме того, он научился снимать трусики, колготы, штаны без помощи родителей.

В 3 года умение ребенка расширяются:

Надевает шапочку, носки, жилет (пуговицы он еще не умеет застегивать).
Снимает и надевает трусы и штаны.
Обувает сапоги, туфли (на липучке).
Стягивает кофту и рубашку.
Застегивает и расстегивает молнию.

С 4 лет, кроме вышеописанных навыков, ребенок застегивает кнопки на одежде, натягивает джемпер или футболку, надевает брюки, может полностью раздеться. Если четырехлетние малышам еще нужна помощь родителей, то с 6 – 7 лет ребенок самостоятельно одевается и раздевается. Однако без регулярной тренировки кроха не сможет делать это самостоятельно. Поэтому, чтобы к 5 – 6 годам дошкольник освоил этот навык, начинайте подготовку ее с раннего детства.

Учим ребенка одеваться играя

Чем старше ребенок, тем больше он может брать на себя в процессе одевания. Научиться раздеваться для него намного проще, чем одеваться. Поэтому в первую очередь формируйте навык раздевания.

Самое сложное для крохи – это научиться застегивать пуговицы, молнии и другие застежки. Поэтому планируйте тренировки, когда у вас много времени. Покажите малышу, как расстегивать застежки, но будьте готовы к тому, что сразу у него не получится.

Вопрос о том, как научить ребенка одеваться самостоятельно в 2 – 3 года, и возможно ли это, достаточно актуален среди молодых родителей. Это возможно, главное запастись терпением и планировать время так, чтобы каждый день тренироваться.

Учим одеваться ребенка:

Ближе к 1 году сложите любимые вещи ребенка в коробку, поставьте ее в зоне его доступа. Сначала младенец будет просто рассматривать их, а потом попытается примерить.

Используйте для совершенствования навыка любовь детей к перевоплощению. Для этого можно купить костюм врача или медсестры вместе с игрушечной аптечкой, феи, пожарного, снежинки, пирата или любимого супергероя. Также можно использовать подручные средства: белая блузка мамы станет халатом врача, а фуражка и жилет – это костюм постового. Во время игры ребенок одевается самостоятельно, даже не замечая этого, так как захвачен сюжетом.

Купите или сделайте своими руками игрушки для развития мелкой моторики пальцев. Если вы решили сделать ее дома, то пришейте на одну половину ткани крупные и средние пуговицы, молнии, липучки, кнопки, крючки, а к другой части ткани пришейте вторую часть застежек, а для пуговиц сделайте прорези-петельки. Сядьте рядом с крохой и покажите ему, как справиться с каждой застежкой. После этого предложите ему попробовать их застегнуть и расстегнуть самостоятельно.

Предложите ребенку пофантазировать во время сбора на прогулку. Представьте, что вы собираетесь не в парк или на детскую площадку, а в космос или на остров с сокровищами. Скажите, что на улицу собирается не мальчик или девочка, а космонавт готовится к полету или пират готовится к плаванию. Выставьте на таймере время, например, 5 минут, за которое юный космонавт должен успеть надеть на себя всю «экипировку». Если ребенок справился вовремя, то вручите ему приз. Это отличный способ для родителей, которые не знают, как научить ребенка одеваться самостоятельно в 4 года.

Устройте соревнование на скорость одевания. Заранее объясните малышу, что необходимо одеться полностью, разложите его вещи рядом. Обязательно в первый раз поддайтесь крохе, чтобы он не расстроился, иначе ему больше не захочется тренироваться. Если в семье несколько детей, то устройте соревнование между ними, а потом пусть каждый соревнуется с одним из родителей. Когда у малыша будет получаться быстро натягивать на себя вещи, усложните задачу – теперь нужно одеться быстро и аккуратно.

Эти простые приемы помогут ребенку быстрее освоить навык одевания, получая удовольствие от процесса.

Перед подготовкой к одеванию нужно научить малыша раздеваться. Пусть он снимает головной убор, стягивает носки, выворачивает колготы на лицевую сторону. И не стоит сразу же помогать, если у крохи что-нибудь не получается, позвольте ему стать более самостоятельным и научиться справляться с трудностями. Если у ребенка возникли сложности, и он уже начинает капризничать, то немножко помогите ему, но не делайте всю работу самостоятельно.

Полезные советы родителям:

Многие малыши начинают нервничать, когда видят много одежды. Чтобы облегчить крохе задачу, поделите вещи на 2 части: одну надеваете вы, а другую – ребенок. Отдавайте ему в руки по одному предмету – сначала брюки, потом кофту, а затем – комбинезон. Делайте так до тех пор, пока малыш не начнет одеваться полностью самостоятельно.

Подготовьте шпаргалку для малыша. Нарисуйте плакаты, где изображено, в каком порядке надевать вещи, повесьте их на стене в детской комнате. Рядом на полу или кровати разложите одежду в нужном порядке. Объясните малышу, чтобы он периодически смотрел на плакат, чтобы проверить, насколько он правильно справляется с задачей. С такой шпаргалкой дети сами одеваются.

Подготавливайте вещи на завтрашний день еще с вечера. Особенно это важно в холодный сезон. Вместе подберите утренний комплект, разложите кофту, штаны или платье с колготками по порядку.

Многие дети не могут запомнить, где передняя, а где задняя часть одежды. Чтобы облегчить ему задачу, покупайте вещи с карманами, рисунками, которые размещены спереди. Если вы умеете шить или вязать, то сделайте вышивку или аппликацию на передней стороне футболки или платья. Если вы далеки от рукоделия, то просто прицепите на переднюю часть брошку или яркий значок.

Детям легче одевать майки, носки, если они больше на размер, чем нужно. Это касается и кофт с узкими горловинами. Во время обучения покупайте вещи большего размера, чтобы ребенок 2 – 3 лет смог продеть голову в горловину и натянуть рукава.

Будьте гибки во время освоения навыка одевания, не превращайте его в обязанность. Иногда достаточно заменить красную футболку на зеленую или платье на сарафан, чтобы избежать капризов, истерик и плохого настроения. Иногда случается так, что ребенок наотрез отказывается одеваться самостоятельно. Уступите ему, возможно, он плохо себя чувствует, так как не выспался. В таком случае можно оговориться, что мама одевают правую сторону одежды, а ребенок – левую.

Выбирайте вещи вместе с ребенком. Ходите вместе в магазин, периодически проверяйте содержимое шкафов, во время выбора комплекта учитывайте мнение юного модника. Не стоит критиковать их идеи, даже если вещи подобраны неправильно. Просто объясните ему, что эти цвета не сочетаются, на улице слишком жарко или холодно для выбранной одежды.

Ошибки родителей

Часто в процессе обучения одеванию неопытные родители допускают ошибки:

Если ребенок научился раздеваться, то не стоит прекращать тренировки, так как процесс разевания и одевания тесно связаны. Учите малыша дальше, чтобы он быстрее стал самостоятельным.

Далеко не все родители знают, что время одевания нужно планировать с запасом. Многие из них торопятся утром на работу, а ребенок медленно одевается, тогда они в спешке одевают его, отбывая желание учиться. Нужно пораньше встать (за 40 – 60 минут), чтобы дать крохе время справиться с одеждой.

Многие мамы проявляют излишнюю заботу о чаде и всячески ему помогают, в том числе и с одеванием. Не нужно вмешиваться в процесс. Помощь нужна только в крайнем случае, когда ребенок сам попросит вас об этом.

Некоторые родители наоборот, требуют излишней самостоятельности от ребенка, ругают его, требуют, чтобы он одевался только сам. Важно находиться рядом, подсказать ему, что и как делать, а при необходимости оказать помощь. Обязательно покажите малышу, как вы одеваете футболку или кофту, расскажите, как проще это сделать.

Если ребенок оделся сам, но не очень аккуратно, то не нужно его критиковать, обязательно похвалите и исправьте недочеты.

Иногда ребенок не хочет одеваться, потому что вещи неудобные, например, неприятные на ощупь или имеют жесткие швы. Так что если вы заметили, что малыш капризничает и ни в какую не хочет одевать кофточку или платье, проверьте его и подберите более подходящий вариант.

Как видите, научить ребенка 2 – 4 лет возможно, главное запастись терпением и регулярно тренироваться. В детском возрасте развивайте мелкую моторику рук, чуть позже перейдите к раздеванию, а потом учитесь одеваться. Будьте гибкими в обучении, находитесь рядом, но не вмешивайтесь в процесс до тех пор, пока кроха сам не попросит. Занимайтесь ежедневно, поверьте, на это уйдет не менее 1 часа в день, а результат вас порадует.