Как меняются малыши. Развитие ребенка: новорожденный

Знать примерные нормы развития новорожденного по месяцам важно каждой маме. Этот «календарь развития» не только покажет, правильно ли развивается малыш, но и поможет понять, на что в первую очередь надо обратить внимание в каждый месяц его жизни.

Календарь развития новорожденного по месяцам.

Первый месяц жизни.

10-15 дней

  • Следит глазами за медленно движущейся игрушкой (игрушка движется горизонтально).

20 дней

  • Может зафиксировать свой взгляд на подвешенной игрушке или на лице мамы, которая с ним в этот момент разговаривает.

1 месяц.

  • Появляется первая улыбка.
  • Малыш уже может плавно следить взглядом за движущейся игрушкой. Следит за игрушкой, которая двигается вертикально.
  • Он реагирует на звук колокольчика.
  • Поднимает головку на несколько секунд, лежа на животе.
  • Переводит взгляд с одного объекта на другой.

2 месяца

  • Ребенок длительно улыбается, когда с ним разговаривают.
  • Он следит за разговаривающей и медленно передвигающейся вокруг кроватки мамой. Малыш прислушивается к ее голосу, пению, звукам.
  • Он поворачивает головку на звук музыкальной игрушки или вслед за движением предмета.

3 месяца

  • Малыш отвечает на обращенные к нему реплики улыбкой, звуками и движениями рук и ног.
  • Наталкиваясь на низко висящую игрушку, ребенок пробует ее захватить и ощупать.

4 месяца

  • Младенец по звуку может определить расположение предмета.
  • Он находит маму, слыша ее голос (отыскивает источник звука).
  • Во время бодрствования ребенок много радуется. Радуется он и тогда, когда узнает маму: улыбается, издает громкие звуки, делает движения ручками и ножками. Радостное состояние становится более длительным и выразительным.
  • Малыш целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее и удерживает, манипулирует ей. Ощупывает низко висящую игрушку двумя руками. Ищет выпавшую из руки игрушку.
  • Малыш придерживает руками грудь матери или бутылочку.
  • Ребенок поворачивается на бок.
  • Малыш начинает гулить.

5 месяцев

  • Малыш узнает близких людей и по-разному на них реагирует.
  • Он хорошо различает интонацию обращенной к нему речи (радостный тон голоса или мама журит его или мама строго разговаривает спрашивает и т.д.)
  • Ребенок певуче гулит – певуче тянет длительно гласные звуки. Гуление происходит часто и подолгу, когда ребенок в хорошем самочувствии.
  • Малыш поворачивается со спины на живот.
  • Если его держать под мышки в вертикальном положении, то он упирается ногами в твердую поверхность.
  • Ребенок берет игрушку из рук взрослого из разных положений (лежа на спине, животе, находясь на руках у мамы). Он пытается дотянуться до удаленного предмета.
  • Малыш реагирует на новую обстановку и незнакомые условия: может перестать улыбаться, увидев чужого взрослого или даже заплакать.
  • Малыш длительно лежит на животе, опираясь ладошками.

6 месяцев

  • Малыш произносит слоги (ба, ма, па и т.п.)
  • Он любит заниматься с предметами разного звучания, цвета, формы, фактуры (мягкие, шершавые, твердые, шероховатые и т.д.).
  • Ребенок поворачивается с живота на спинку.
  • Малыш начинает по звучанию узнавать свое имя.
  • Ребенок уже может не просто взять игрушку из рук взрослого, но и поднять ее, лежа на спине, на животе, на боку, держать и рассматривать ее, перекладывать из одной руки в другую, бросать.

7 месяцев

  • Ребенок подолгу лепечет.
  • Самостоятельно, активно и подолгу ползает.
  • Сначала по показу мамы, а потом только по ее словесной просьбе выполняет действия: стучит погремушкой, катает мяч, вынимает из коробки предметы и вкладывает обратно, перекладывает игрушку из одной ручки в другую.

8 месяцев

  • Ребенок громко говорит различные слоги в перекличке со взрослым.
  • По просьбе мамы малыш выполняет заученное движение («ладушки» и т.д.).
  • Ползает много, быстро и в разных направлениях.

9 месяцев

  • Малыш повторяет разные слоги и звуки, подражая маме. Подражает не только звукам, но и интонации взрослого. «Репертуар» слогов постоянно растет.
  • Когда мама спрашивает: « Где…» он отыскивает названный предмет. Может найти предметы, находящиеся в разных местах комнаты.
  • Ребенок может по просьбе мамы выполнить простые движения – «дай ручку», «до свидания – пока — пока» (помахать ладошкой) и т.п.
  • Ребенок переступает вдоль бортика кроватки или вдоль другой опоры, придерживаясь ручками, пытается перелезть через валик.
  • Каждую игрушку использует по-разному в зависимости от ее свойств: нажать на клавиши или покатать, вынуть и вложить обратно и т.д.

10 месяцев

  • Малыш произносит много разных слогов самостоятельно и в перекличках с мамой, подражая ей.
  • Он уже знает по имени самых близких людей, например, братика.
  • Если его попросить дать игрушку («дай лялю»), то он ее подает.
  • Ребенок начинает играть со взрослым в простые игры – «догоню-догоню», «прятки» (прячется за своими ладошками или надевает на себя прозрачный платочек, когда мама ищет его и спрашивает «Где же Катенька?»).
  • Малыш берет игрушку из любого положения (и сбоку, и над головой), дотягивается до нее, обследует ее, пробуя и на зуб.
  • С удовольствием играет с развивающими игрушками, направленными на развитие мелкой моторики – снимает и надевает детали, открывает и закрывает, перебирает крупные бусы на толстой леске, расстегивает кнопки и т.д.

11 месяцев

  • Малыш произносит первое детское слово – «мама», «ав-ав», «дай» или другое.
  • Он может по просьбе взрослого выполнить знакомое ему действие, например, покачать куклу, покатать мячик.
  • Ребенок учится ходить, придерживаясь за предметы и переходя от одного предмета к другому. Ходит при поддержке за обе руки, приседает на корточки, взбирается на невысокие предметы, свободно встает и опускается.

12 месяцев

  • Малыш понимает несколько имен близких людей («Где Ваня?»),
  • знает названия нескольких предметов («дай кису, часы тик-так, собачку ав-ав»,
  • знает названия нескольких действий (иди, сядь, встань, дай ручку, сделай ладушки, до свидания, покачай, покорми, потанцуй и т.п.
  • Ребенок очень легко подражает слогам и простым словам, произносимым мамой. Он начинает говорить первые слова (в пределах 10 слов).
  • Малыш играет с кубиками и может сделать башенку, поставив кубик на кубик. Катает шарик. Любит мять бумагу, гладить, вкладывать т.е. действовать с предметами.
  • Ходит самостоятельно без поддержки и помощи взрослого в разных направлениях, не присаживаясь.

Нужно помнить, что календарь развития новорожденного по месяцам у разных детишек отличается. И поэтому отставание или опережение на неделю этих показателей не является критичным. А вот если прошло более 15 дней, а умение не появилось, то необходимо более внимательно понаблюдать за малышом. И обязательно играть с ним в игры, направленные на развитие данных умений.

Много полезной и интересной информации о развитии ребенка в первый год жизни Вы можете найти в рубрике . В этой рубрике Вы найдете подробное описание развития ребенка в каждый месяц первого года жизни, развивающие игры и упражнения с малышом, мамин массаж с потешками и много другое. По теме развития ребенка Вы можете почитать.

Сразу же после рождения малыша организм крохи начинает активно расти, стабилизируется работа всех систем, появляются новые навыки и умения. Развитие ребенка по месяцам не обязательно будет проходить по шаблонной схеме, поскольку не бывает одинаковых людей и каждый отличается определенными особенностями, поэтому незначительные отклонения от стандартов не должны вас пугать.

Календарь развития ребенка с рождения до 3 месяцев

Первые три месяца первого года жизни малыша считаются самыми трудными, поскольку в это время только налаживается работа всех систем организма, а кроха адаптируется к окружающему миру.

Чтобы проследить за корректностью развития ребенка, можно воспользоваться таблицей основных навыков и показателей для деток первых месяцев жизни:

  • с рождения до 1 месяца кроха очень слаб, поэтому большую часть времени проводит во сне. Мышцы тела еще не развиты, удерживать самостоятельно головку малыш не может, в то же время конечности большее время поджаты и находятся в пружинистом состоянии. Нормальный вес для ребенка этого возраста составляет от 2,5 до 4,5 кг, при росте от 45 до 54 см. Развитие органов зрения и слуха будет продолжаться на протяжении первых 90 дней, вначале ребенок не различает цвета, а громкие звуки его вовсе не пугают, что характеризует слабо развитый слух;
  • с 1 до 2 месяцев явно проявляются внешние изменения – черты лица ярко выражены, отечность тела проходит, кожа приобретает нормальный оттенок. Проходит мышечный тонус, ребенок уже может разгибать кулачки, ненадолго приподнимает головку, активно размахивает конечностями. Проявляется развитие разговорных навыков, грудничок начинает агукать и осознанно улыбаться. В это время уже можно установить зрительный контакт с крохой, он внимательно рассматривает все вокруг и уже узнает знакомые лица, глазки еще могут немного косить, но это скоро пройдет. Развитие слуха проходит очень активно, поэтому остерегайтесь громких и резких звуков – они могут сильно испугать малыша;
  • с 2 до 3 месяцев – активная стадия, проявляется умение брать игрушки и любые интересующие предметы. Уменьшается время дневного сна, при этом ночной отдых может быть непрерывным на протяжении 5-6 часов. Кроха стремится познавать окружающий мир, для чего своими силами пробует поднимать голову в положении на животе, упирается ножками, чтобы приподняться, и т.д. К 3 месяцу рост деток достигает 53-62 см, а вес может быть в пределах от 4 до 7 кг.

Окончание первого триместра года знаменуется относительно спокойным и планомерным развитием организма малыша. Все системы начинают работать без перебоев, психическое состояние ребенка нормализуется, устанавливается определенный режим бодрствования и сна, что позволяет маме планировать день.


Таблица развития ребенка от 3 месяцев до полугода

После 3 месяцев начинается период относительного спокойствия, ребенок уже адаптировался к обстановке, режим кормления и сна к этому времени уже стабилизируется, поэтому жизнь семьи входит в норму.

Правильность развития ребенка на данном этапе можно проследить по предлагаемой таблице:

  • 4 месяца – кроха сам держит голову и внимательно следит за перемещением предметов и людей по комнате. Сейчас он может стоять на ножках с поддержкой под мышки. Начинается период прорезывания зубов, что может сопровождаться капризами и плачем, основной симптом – активное слюноотделение и привычка все тянуть в рот. Полностью развит навык общения – малыш подзывает родных при помощи звуков и жестов, долго рассматривает лица и выражает удовольствие смехом и улыбками;
  • 5 месяцев – грудничок начинает сидеть (пока еще с опорой, в детском манеже, кресле), во время активных игр на кровати ребенок сам переворачивается со спины на живот и обратно, некоторые могут без посторонней помощи подниматься в манеже. Активизируется социальный фактор, кроха не может длительное время оставаться один, он постоянно требует общения, о чем сообщает активными движениями и громкими звуками. Хватательный рефлекс развит в полной мере, грудничок уверенно берет понравившийся предмет, может перекладывать его из руки в руку и выбрасывать;
  • полгода – активизируется мышечная масса, ребенок уже владеет своим телом, поэтому способен приподниматься, переворачиваться, многие начинают ползать. К полугоду малыши могут вырасти до 60-70 см, при этом масса тела будет в пределах от 5,5 до 9 кг. Активно режутся зубки, что причиняет немало беспокойства, важно на данном этапе помочь крохе отвлечься от болезненных ощущений при помощи резиновых прорезывателей и гелей.

Первое полугодие знаменуется появлением такого важного навыка, как ползание, теперь грудничок может заниматься активными играми без вашего участия, главное – предоставить ребенку в квартире безопасную территорию для исследования.


Календарь развития ребенка с полугода до 9 месяцев

Период после первой половины года жизни отличается собой активностью ребенка, сейчас, когда кроха уже умеет ползать, ему интересно изучить и потрогать все, что он видит вокруг. Особое внимание сейчас следует уделить психологическому развитию грудничка.

  • 7 месяцев – активное ползание входит в привычку, кроха с удовольствием проводит время на детском коврике с мягкими игрушками, любит гулять на улице, где с интересом все рассматривает. Теперь малыш точно узнает родные лица и голоса, различает свое имя и запоминает некоторые предметы по названиям. В это время вводят первый прикорм;
  • 8 месяцев – проявляется пинцетный захват – кроха может брать предметы не всей ладошкой, а двумя пальцами. Рацион питания расширяется, при этом увеличение роста и массы тела несколько замедляется, вместо этого активно развиваются навыки общения и разговора;
  • 9 месяцев – самые развитые малыши начинают вставать, держась за диван или стул, можно увидеть первые шаги, правда, пока с опорой. Это время для первого осознанного слова, «ма-ма, ба-ба т.д.».

Третий триместр года показывает, насколько социально адаптированным будет ваш малыш. Стремление познавать окружающий мир и общаться с родными у каждого ребенка проявляется по-своему, некоторые детки много времени проводят в самостоятельном изучении нового, а другие не могут остаться наедине и на пару минут. Подстраивайтесь под своего малыша, тогда его развитие будет проходить более успешно и быстро.


Календарь развития ребенка с 9 месяцев до года

Последний триместр первого года – самая активная стадия развития организма ребенка. Это время для первых шагов, выражения своих интересов и требований, а также для определения рамок дозволенного и запретного.

  • 10 месяцев – ползание может сопровождаться преодолением препятствий, детки пробуют перелезать через мягкие валики, стулья, впервые спускаются по ступенькам. Первые шаги будут неуверенными, но попыток ходить малыш уже не прекратит, поэтому следует обезопасить комнату от острых углов и опасных предметов;
  • 11 месяцев – рацион включает в себя овощи, молочные продукты, каши, фрукты и мясо, все эти компоненты необходимы для полноценного развития организма и восполнения энергии, которую ребенок тратит за день. С первым введением прикорма нужно начинать чистить зубки, это предотвратит развитие кариеса;
  • 1 год – ребенок знает, что можно и нельзя, помнит, где находятся интересующие его предметы и понимает практически все, что вы ему говорите. Проявляется характер малыша – он часто протестует против неугодных ему занятий, важно в это время научить его правильно выражать протесты – не криками, а с помощью общения.

Календарь развития ребенка по месяцам показывает, как должен развиваться детский организм в первый год и какие навыки в определенное время могут проявиться. Зная стандарты, вы можете помочь своему чаду развивать новые умения, характерные для его возраста.

Совсем недавно вы штудировали литературу о легких родах и налаживании грудного вскармливания, и вот первые дни с малышом на руках уже позади. Кроха потихоньку привыкает к жизни вне маминого уютного животика, а вы привыкаете к своей новой жизни – полной больших радостей и маленьких тревог. Где-то в уголках памяти начинают всплывать обрывки прочитанного о , что-то про потешки, выкладывание на живот, стимуляцию хватательного рефлекса…

Но давайте обо всем по порядку. И не удивляйтесь, пожалуйста, названию статьи.

Развивать новорожденного нужно обязательно

Я не буду призывать вас скорее начинать показывать малышу карточки с буквами и учить складывать пирамидку кроху, который еще только учится фокусировать взгляд на заинтересовавшем его предмете и знакомится с собственным телом. Все занятия, которые мы обсудим далее, основаны на особенностях физиологии и психологии новорожденного.

Но вы должны помнить – все, что вы сейчас делаете для своего малыша, – песни, которые вы поете, тон голоса и выражение лица, с которым вы обращаетесь к ребенку, то, как вы осуществляете стандартные гигиенические процедуры, каким образом реагируете на его плач, то, чем заполняете короткие промежутки его бодрствования – все это не проходит бесследно и способствует развитию крохи, формированию базового доверия к миру, налаживанию эмоционального контакта с мамой и закладке других важнейших основ его характера.

Поэтому не будем терять драгоценное время и постараемся сделать эти первые недели жизни нашего крохи комфортными, полезными и приятными для него.

Прежде чем начать разговор о том, как развивать новорожденного , не лишним будет напомнить, что сразу после выписки из роддома вас должна навестить патронажная сестра и участковый педиатр, которые осмотрят кроху и дадут вам некоторые рекомендации, касающиеся, в том числе, возможных занятий с ребенком. Внимательно прислушайтесь к этим рекомендациям, ведь они учитывают индивидуальные особенности вашего малыша, обнаруженные в ходе осмотра и изучения документов, полученных при выписке.

Когда развивать новорожденного

В первый месяц жизни новорожденный много спит – к концу первого месяца жизни время сна составляет порядка 16-18 часов. Прибавьте сюда время, необходимое для кормления, подмывания и т.п., и вы задумаетесь уже не о том, как развивать новорожденного , а о том, когда это делать. Конечно, во время бодрствования малыша – после кормления и необходимых гигиенических процедур. Малыш должен быть хорошо отдохнувшим, выспавшимся, сытым и сухим – тогда он с радостью откликнется на предложенные вами занятия, а после них сладко поспит и даст вам тоже немного отдохнуть.

Помните, что игры и занятия, которые вы можете провести с новорожденным, занимают всего несколько минут, но и этого времени хватит, чтобы стимулировать познавательный интерес крохи, а также его полноценное психическое и физическое развитие.

Развивающие игры и занятия для новорожденного

  • Выкладывание на живот

Самое простое и очень полезное упражнение, которое вы с крохой, я надеюсь, начали выполнять уже в роддоме – выкладывание на живот .

Аккуратно положите малыша на ровную твердую поверхность (пеленальный столик отлично подойдет), придерживая головку. Разговаривайте с вашим сокровищем и мягко поглаживайте его по спинке, не касаясь позвоночника. Начинайте буквально с одной минутки и постепенно увеличивайте время выполнения упражнения до 10-15 минут. Полезно выкладывать малыша на живот перед каждым кормлением. В этом случае упражнение не только будет способствовать правильному формированию изгибов позвоночника, укреплению мышц шеи, спины и живота, но и поможет комфортному пищеварению крохи, предупредит срыгивание.

Маленький совет : старайтесь каждый раз класть кроху головкой в разные стороны для равномерного развития мышц шеи.

Если малыш очень сильно возмущается, когда вы кладете его на живот, пойдите на хитрость. Положите малютку на живот на расстеленное на полу одеяло и сами тоже ложитесь напротив него – так, чтобы вы могли смотреть друг на друга. Теперь самое время проявить ваши актерские способности – кривляйтесь, пойте, разговаривайте с ребенком, намеренно усиливая артикуляцию. Моего сына очень забавляло, когда я легонько дула ему в лицо. Дети обожают наблюдать за изменениями человеческого лица, и малыш наверняка полюбит это упражнение.

  • Занятия на фитболе

Надеюсь, вы уже приобрели фитбол? Этот большой и прочный надувной мяч продается в спортивных и детских магазинах и является незаменимым помощником при проведении гимнастики с малышом (кстати, занятия на фитболе помогут и маме быстро восстановить форму после родов). Занятия на фитболе тренируют вестибулярный аппарат, способствуют развитию мышц спины и живота, и, конечно, радуют детей любого возраста! Вот как развивать новорожденного с помощью фитбола:

1. Положите кроху животиком на мяч (мяч находится на кровати, прикрыт пеленкой). Придерживая малыша одной рукой за спинку, другой рукой зафиксируйте ножки и аккуратно покачайте его вперед-назад и из стороны в сторону. Сопровождайте упражнение веселой потешкой или ритмичным стишком, например, мой сынок любил такой:

Мяч катится вперед-вперед-вперед,

Мяч катится назад-назад-назад,

Вперед-назад, вперед-назад,

Уже пора слезать!

2. А следующий стишок подойдет для другого упражнения – «пружинки». Также придерживая кроху на мяче, выполняйте пружинящие движения вверх-вниз с небольшой амплитудой. Следите, чтобы ваш маленький акробат не почувствовал дискомфорта и не испугался.

Я прыгун — веселый мячик,

Не люблю того, кто плачет,

Не люблю того, кто плачет,

Недавно стали мамой малыша?

А люблю того, кто скачет

Посмотрите несколько

  • Оттолкни мяч

Еще одно увлекательное упражнение с мячом поможет вашему малютке укрепить мышцы ног и живота. Вам понадобится легкий надувной пляжный мяч диаметром около 25-30 см (не используйте для этой игры надувной шарик, так как он может лопнуть во время занятия и напугать младенца). Привяжите к мячу веревочку и держите мяч за нее. Ребенка расположите лежа на спине на диване или пеленальном столике – голенького или хотя бы с босыми ножками. Свободной рукой слегка приподнимите попку малыша, так чтобы ножки оказались на весу и касались мяча. Когда стопами малыш почувствует легкое сопротивление мяча, он с силой оттолкнет его ножками. Похвалите своего маленького силача!

  • Массаж ручек

Посмотрите на ручки вашего крохи. С какой силой он сжимает кулачки – так проявляет себя хватательный рефлекс новорожденного! Вы можете помочь маленьким пальчикам стать еще более сильными и ловкими.

Во время кормления и купания, когда держите малыша на руках, помассируйте его ладошки и пальчики. Действуйте очень мягко и осторожно. Используйте круговые движения по тыльной и внутренней стороне ладони, мягкие надавливания и постукивания подушечками пальцев. Попробуйте делать массаж ладошек, взяв в руки лоскутки ткани разной фактуры – махровое и вафельное полотенце, кусочек меха, вельвет, фланель, хлопок, атлас… Стимулируйте ребеночка хватать лоскуточки и описывайте его ощущения – так вы способствуете развитию сенсорных впечатлений крохи и накоплению пассивного словарного запаса.

Маленький совет: нашейте различные по фактуре кусочки тканей на пальчики перчатки и используйте ее для этого занятия.

Посмотрите на видео, как ещё можно делать массаж ручек

  • Игры с погремушками

На развитие хватательного рефлекса направлены также первые игры с погремушками . Привлеките внимание крохи к яркой, мелодично звучащей погремушке (подробнее о том, как правильно выбрать игрушки для новорожденного читайте ) и дайте ему захватить ее рукой – старайтесь, чтобы при этом большой пальчик ребеночка был противопоставлен остальным пальцам. Теперь мягко попробуйте забрать игрушку и снова отдайте ее малышу. Попробуйте давать ребенку погремушку то снизу, то сверху, то справа, то слева и используйте игрушки из разного материала, разной фактуры и размера. Так ребенок научится захватывать предмет из разных положений и корректировать движения руки и пальцев в зависимости от того, предмет какой формы и размера он хочет схватить.

Маленький совет : во время выполнения упражнения повторяйте слова «Дай!» и «На!», и, в скором времени, малыш поймет и запомнит их значение.

Когда кроха научится уверенно фокусировать взгляд на погремушке, водите ей перед малышом (на расстоянии примерно 30-40 см) из стороны в сторону, вверх-вниз, приближайте и отдаляйте, выполняйте круговые движения. Движения должны быть медленными, плавными, небольшими по амплитуде. Во время выполнения упражнения следите, чтобы кроха не переутомился. Как только его взгляд начнет «плыть», закончите игру, возьмите малютку на руки, похвалите и приласкайте.

  • Игры в ванной

Полноценно используйте время купания для того, чтобы развлекать и развивать новорожденного . Поддерживая малыша одной рукой, другой поливайте водой его ручки, ножки, животик и приговаривайте потешку, например, эту:

Водичка, водичка,

Умой Егорке личико, (замените именем вашего малыша)

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

После того как заживет пупочная ранка, можно купать малыша в большой ванне. Когда ребеночек немного освоится, попробуйте «поплавать» его. Положив кроху на спинку и поддерживая за шею, проведите его несколько раз от одного края ванны до другого. Во время упражнения стимулируйте кроху отталкиваться ножками от стенки ванны. Для этого «подплывите» малыша поближе к стенке – так, чтобы ножки согнулись в коленках, и дождитесь, когда он оттолкнется. На край ванны можно поставить какую-нибудь яркую игрушку. При многих детских поликлиниках функционируют бассейны, где опытный инструктор познакомит вас со всеми нюансами раннего плавания.

  • Музыкальные минутки

Ежедневную гимнастику, массаж, воздушные ванны можно проводить с музыкальным сопровождением . Подойдут «Времена года» А.Вивальди, «Маленькая сюита» К.Дебюсси, «Детская полька» М.И.Глинки, Танец Антиры из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига и другие классические композиции, а также мамино ласковое пение. Во время прослушивания следите за реакцией вашего крохи и придерживайтесь двух простых правил:

  1. Музыка не должна быть чересчур громкой, быстрой, ритмичной.
  2. Музыка не должна звучать фоном постоянно на протяжении всего дня.
  • Танцы на руках

19.04.2006

Ваш ребенок, только что принесенный из роддома и лежащий на пеленальном столике, заботливо упакованный в миллион пеленок с рюшечками и перевязанный голубой или розовой ленточкой за этот месяц совершит настоящий рывок, подобный тому, что совершают бегуны на старте . Вырастет на 2-3 см и прибавит около 600 грамм, улыбнется вам первой милой беззубой улыбкой. А вы за этот месяц превратитесь в умудренных опытом родителей.

Показатели нервно-психического и физического развития:

  • кратковременная фиксация взгляда на блестящем/ярком предмете
  • первая улыбка
  • вздрагивание и мигание при резком звуке
  • успешные попытки держать голову, лежа на животике. Проблемы, с которыми вы можете столкнуться на первом месяце жизни вашего ребенка

    Угри новорожденных

    Из книги Уильяма и Марты Сирс «Ваш малыш: от рождения до двух лет»: «Где-то на 3-4-й неделе будьте готовы к тому, что кожа на личике ребенка испортится. Как это бывает у подростков, красная жирная сыпь покроет почти все лицо, и ранее мягкие гладкие щечки станут шершавыми, как наждачная бумага. Эти явления скоро проходят (опытные и наблюдательные родители планируют делать снимки и крестить детей до или после периода появления угрей). Угри новорожденных достигают максимального проявления где-то на 3-й неделе и проходят за месяц - полтора.

    Складывается ситуация, когда высокое содержание гормонов может вызвать избыточную выработку сальными железами жирного вещества, называемого кожным салом, особенно на лице и волосистой части головы. Закупорка сальных желез ведет к воспалению и образованию узелков. Родители называют их детскими угрями. Медицинское название этого явления - себорейная экзема.

    Угри новорожденных чаще беспокоят родителей больше, чем детей. Остригите ребенку ногти, чтобы он не царапал лицо. Осторожное обмывание водой с детским мылом удаляет избыточный и раздражающий жир. Если угри инцифицируются (краснота вокруг узелков или истечение похожей на мед жидкости), ваш врач может выписать специальную мазь. В большинстве случаев угри новорожденных полностью исчезнут без дополнительной заботы о коже. Если же угри появились рано (на 2-й неделе) и/или быстро распространились, захватывая волосистую часть головы, шею и даже плечи, это может свидетельствовать о начинающейся аллергии на смесь, которой вы кормите ребенка, или на ваше молоко.»

    Кишечные колики

    Эпизоды острых болей в животе наиболее часто встречаются у детей первого года жизни. Впервые колики проявляются на 3-4 неделе жизни ребенка. Наиболее характерное время суток для колик - вечерние часы. У детей в возрасте около 1 месяца кишечные колики повторяются 1-2 раза в неделю и длятся до получаса. Затем они появляются значительно чаще и могут длиться 3-5 часов. После отхождения газов боли в животе, как правило, стихают, но иногда через довольно короткий промежуток времени колики возобновляются.

    Специалисты рассматривают несколько причин возникновения кишечных колик у детей. Среди этих причин:

    • незрелость процессов нервной регуляции деятельности кишечника;
    • неправильное приготовление смесей для детского питания;
    • слишком активное сосание с заглатыванием воздуха;
    • реакция кишечника грудного малыша на употребляемые матерью продукты
    • и т.д.

      Отмечено, что кишечные колики чаще встречается у первенцев. Кроме того, отмечена связь между тревожно-мнительным настроем матери и частотой возникновения кишечных колик у детей. Существует теория, что колики могут быть обусловлены гормональным дисбалансом в организме матери. Главный рецепт избавления от колик – терпение.

      Облегчить состояние малыша можно:

      • приложив тепло к вздутому животику (грелку или проглаженную утюгом пеленку);
      • искупав в теплой ванной с успокаивающими травками;
      • сделав массаж живота (ребром ладони вокруг пупка по часовой стрелке) или гимнастику (резко прижимаем согнутые или прямые ножки к животику… обычно вслед за этим раздается канонада );
      • дать ребенку грудь – также хороший способ успокоить лялю с больным животиком, сосание груди рефлекторно расслабляет сфинктеры;
      • есть специальные лекарственные средства от вздутия живота – «Саб-симплекс» или «Эспумизан».

        Главное, в чем нуждается ребенок первые месяцы после рождения, - постоянное присутствие мамы. Физический контакт невероятно важен, ведь целых девять месяцев ваш малыш был одним целым с маминым организмом. Психологи говорят, что при любом дискомфорте (холод, жара, голод, одиночество) ребенок младше трех месяцев ощущает панику. У него нет ощущения времени, поэтому он не согласен «потерпеть минуточку», пока мама занимается хозяйством. Если вы постоянно носите на руках бодрствующего младенца, кормите по требованию, часто целуете его, реагируете на «каждый писк» и окружаете его психологическим комфортом, вы растите сильную и самостоятельную личность!!!

        Средняя прибавка за первый месяц – 600 грамм , но нормальной по рекомендациям ВОЗ будет считается любая больше 400 грамм. Если ваш малыш вскармливается грудью по требованию, будьте готовы к тому, что первые месяцы прибавки будут существенно больше среднестатистических.

        Девиз этого месяца и всей последующей жизни – «средних» детей нет!!! Ваша девочка или мальчик уникальны и неповторимы !

        Календарь развития: Второй месяц

        • Школа развития

          Разговаривайте с деткой. Особенно они восприимчивы в состоянии спокойного сосредоточения, когда не голодны, не устали и их ничего не беспокоит. Интонации нежные, речь тихая, неторопливая. Хорошо, если ваш малыш будет беседовать не только с вами и папой, но и с бабушками-дедушками, тетями-дядями, сестрами-братьями. Чем больше голосов услышит и узнает ребенок, тем больше шансов развития у него хорошего слуха и своевременных формирований речевых навыков. Детки, «общающиеся» с большим кол-вом родственников и знакомых, интеллектуально развиваются быстрее тех, кто находится в определенной изоляции.

          Из книги Уильяма и Марты Сирс «Ваш малыш: от рождения до двух лет»: Секреты разговора с ребенком. Смотрите на слушателя. Начиная разговаривать с ребенком, постарайтесь поймать его взгляд и удерживать внимание малыша, глядя ему в глаза. Так вы скорее ощутите ответную реакцию. Обращайтесь к ребенку по имени. В первые месяцы малыш может не ассоциировать собственное имя с самим собой, но чем чаще он будет его слышать, тем быстрее наладится эта ассоциативная связь - всегда сначала именно эти звуки, а уж потом другие, более разнообразные. В результате ребенок, совсем как взрослый, научится поворачивать голову, слыша свое имя.

          Старайтесь говорить просто. Не прибегайте к местоимениям «я» и «мне» - они не имеют никакого смысла для ребенка. Говоря ему о себе, используйте слова «мама» и «папа».

          Сопровождайте речь жестами. Скажите: «Помаши киске ручкой: „пока-пока!“ и сделайте такой жест, повернувшись к кошке. Младенцы лучше запоминают слова, если они сопровождаются жестами. Ставьте главное слово в конец фразы и делайте на нем акцент, растягивая гласные звуки. Обратите внимание на то, какие звуки ему больше нравятся, и постепенно добавляйте новые. Дети легко могут заскучать, если набор звуков не меняется.

          Задавайте вопросы. Беседа в форме вопросов естественно предполагает ответ на вопрос, а значит, диалог.

          Поясняйте ваши действия. Когда вы переодеваете или купаете ребенка, рассказывайте ему, что вы делаете - приблизительно так, как это делают комментаторы спортивных соревнований: „Сейчас папа снимет пеленку… а теперь мы положим другую...“ Не думайте о том, что со стороны это, возможно, выглядит странно, - помните, что вы разговариваете не с каменной стеной. У маленького человечка всегда „ушки на макушке“, он воспринимает каждый издаваемый вами звук и хранит его в неисчерпаемых глубинах своей памяти.

          Наблюдайте, как начинаются и как прекращаются сигналы. Время от времени ребенок подает вам какой-нибудь знак, привлекая ваше внимание. Он может улыбнуться, посмотреть вам в глаза, протянуть к вам руки, как бы говоря: „Мне нравится, давай, говори“. Но не забывайте о признаках, показывающих отсутствие внимания: взгляд в пространство, малыш не смотрит на вас или отворачивает голову в сторону. Это означает: „Ну довольно, давай займемся чем-нибудь другим“.

          Дайте ребенку возможность ответить вам. Задавая ребенку вопрос, дайте ему время „ответить“. Ведь так же вы поступаете в разговоре с другими людьми. Делайте почаще паузы, и у малыша будет возможность покряхтеть или издать какой-то другой ответный звук. Малыши стараются как-то отреагировать на обращенную к ним речь.»

          Пойте! Даже если медведь не только наступил вам на слуховой аппарат, но и изрядно по нему потоптался. Да, возможно, через некоторое время ваш зайка заявит: «мамочка, пожалуйста, не пой! У меня уши больно» (чесслово, со мной такое случилось только в ребенкиных два с половиной года… Хотя способности мои в смысле пения минимальны:)), но пока ваш голос – лучшее, что может услышать ваш ляль. Подключайте пап, к их голосам детки привыкают, еще находясь в мамином животике, поэтому призовите их отринуть лишнее стеснение и пообещайте никому не рассказывать:D! Шедевральное исполнение нашим папой таких бессмертных произведений, как «Мама, Мама, что я буду деееелать…» и «Там вдали, за рекой…» до сих пор держится на первых местах марикиных чартов.

          Показатели развития за второй месяц:

          • В среднем прибавка веса за месяц составляет 800 грамм;
          • Рост увеличивается на 2-3 см;
          • Следит взглядом за движущейся игрушкой;
          • При громких звуках уже не пугается, а сосредоточенно прислушивается;
          • Улыбается в ответ на приветливую речь взрослого;
          • 1-2 минуты держит голову в вертикальном положении.

            Календарь развития: Третий месяц

              Этот месяц последний из «проблемных». Скорее всего, вместе с его окончанием закончатся и колики. Малыш все больше бодрствует, может не спать до двух часов. Вы – родитель с обалденным стажем, которого трудно поставить в тупик. Вы хорошо знаете свою кроху и знаете, когда он хочет спать, когда есть и когда развлекаться. Теперь ваши длинные монологи становятся полноценными диалогами, ляль не только слушает голоса и звуки, но и отвечает гулением. Гуление (первые предречевые гласные звуки) ребенок издает в спокойно-сосредоточенном состоянии. В ответ на эмоциональный разговор взрослого появляется комплекс оживления (ляль с радостно-удивленным лицом всплескивает ручками и быстро-быстро «бежит» ножками). Он любит, когда вы с ним общаетесь, особенно, когда вы дурачитесь. Он будет вне себя от радости, если вы начнете мотать головой, хлопать в ладоши, или покажете ему язык. И он явно будет недоволен, если его оставят одного.

              Если где-то неподалеку, вне поля зрения малыша позвенеть погремушкой, лицо вашего малыша преисполнится серьезности:). Это лицо нобелевского лауреата, решающего, как минимум, проблему глобального потепления или придумавшего лекарство от всех болезней сразу. Физически ваш деть уже не какая-нибудь слабенькая новорожденная ляля. К концу месяца он уже хорошо держит голову, лежа на животе приподнимает плечи. Толкается ножками в спинку кровати или подставленные мамины ладони.

              «3 месяца, занимательные ручки.

              Совсем недавно вы играли с маленькими ручками, разжимая туго сжатые пальцы и проводя ладошками малыша по своим щекам. Теперь он сам научился играть своими руками. Это - наиболее примечательная особенность 3-го месяца развития. Прежде сжатые кулачки разжимаются и пальцы остаются полураскрытыми.

              В этот период младенцы пытаются рукой дотянуться до наиболее знакомых и легкодоступных игрушек и, что еще важнее, до самого себя. Посмотрите, как малыш играет своими собственными ручками. Он может схватить одну ручку другой и держать в ладошке иногда весь кулачок, а иногда 1-2 пальца. Конечно, эти любопытные ручонки находят дорогу и ко рту; сосать палец - любимейшее занятие в этом возрасте.

              Дотянуться и схватить. Часы, волосы, одежда - все становится желанной целью для этих ручонок. Малыш в этом возрасте любит вцепляться в волосы, хватать очки, отцовский галстук и охотнее всего - мамину кофточку, когда она берет его на руки. Эти первые хватательные движения очень сильные и далеко не ласковые. Если в детском кулачке оказались ваши волосы, не так-то просто их вызволить.

              Эти движения еще не очень определенны. Когда младенец старается дотянуться и схватить подвешенную игрушку, он зачастую не достигает цели. Движения его рук остаются еще укороченными, похожими на резкие удары боксера или каратиста. Но уже через месяц дело поправится, удары будут попадать точно в цель.»

              Интеллектуальное развитие

              • Начинает узнавать и различать членов семьи;
              • Много улыбается;
              • Гулит в ответ на звуки;
              • Реагирует на присутствие родителей, пытаясь привлечь внимание;
              • Визуально ищет источник звука, поворачивая шею и голову;
              • Изучает движения собственных рук;
              • Координирует чувства: ищет источник звука, сосет при виде груди, выделяет речь среди других звуков.

                Постоянно текущие слюни могут вызвать сыпь на подбородке, которая проходит, если ее мазать бепантеном.

                Средние прибавки за месяц: рост 2-3 см , вес – 800 грамм .

                Календарь развития: Четвертый месяц

                • Темпы роста и прибавок массы немного снижаются: теперь это 2,5 см и 750 граммов . Колики забыты, как страшный сон и маленький человек начинает семимильными шагами двигаться в сторону «взрослости».

                  • Может переворачиваться со спины на живот или с живота на спину;
                  • Хорошо держит голову короткое время
                  • Поворачивает ее во все стороны, когда сидит или лежит;
                  • Может производить плавательные движения и передвигаться в кроватке, толкаясь ножками;
                  • Фокусирует взгляд на предметах, хватает погремушку и тащит ее в рот;
                  • Рассматривает то место, откуда упал предмет
                  • Может произвольно держать игрушку, трясти и двигать ее.

                    • Смеется, когда с ним общаются;
                    • Плачет, если игра прервана;
                    • Интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему;
                    • Вокализирует, чтобы начать «разговор»;
                    • Смеется, когда его щекочут;
                    • Затихает, когда слышит музыку;
                    • Активно играет в течение одного-двух часов;
                    • С удовольствием произносит новые звуки и подражает различным интонациям.

                      Введение прикормов

                      Многие педиатры считают, что в возрасте старше 4-х месяцев ребенок готов к вводу прикормов. О готовности к прикорму вашего ребенка можно судить лишь по наличию совокупности факторов:

                      • Возраст не менее 4х месяцев (для деток, которые родились раньше срока, за основу берется гестационный возраст);
                      • Ребенок удвоил вес от рождения. Для недоношенных деток - коэффициент х2,5.
                      • У ребенка ушел выталкивающий рефлекс языка. Есть дать малышу попить из ложки, то ее содержимое не окажется на подбородке (а прикорм даем ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО с ложки, чтобы он проходил обработку слюной).
                      • Ребенок умеет сидеть. Может наклониться корпусом по направлению к ложке или отклониться назад, отказываясь от еды. Умеет контролировать поворот головы - может в случае отказа отвернуться. Или наклонить голову.
                      • Если малыш - искусственник, то ест более литра смеси в день, и не наедается. Если на грудном вскармливании, то в каждое кормление съедает обе груди и очень хочет еще.
                      • Ребенок может что-либо зажать в кулачок и засунуть целенаправленно в ротик.
                      • И главное - дети проявляют ОГРОМНЫЙ интерес к пище родителей и стремятся ее попробовать. Природа сама дает знать, когда организм ребенка уже в состоянии принять иную еду, кроме адаптированной (смесь или молоко мамы).

                        Календарь развития: Пятый месяц

                        • Скорее всего, ваш карапуз уже умеет хорошо переворачиваться со спины на живот и обратно и принимает положение сидя при помощи взрослого. К концу этого месяца он будет весить примерно в два раза больше веса при рождении. Он наблюдает за своими руками и пытается схватить все, что попадается ему на глаза. Ребенок уже умеет перекладывать предмет из одной руки в другую и брать его двумя руками. Он все тащит в рот и жует.

                          Ваш малыш все чаще и чаще соединяет гласные и согласные звуки. «Да» - как правило, самая любимая комбинация.

                          Физическое развитие этого месяца:

                          • Когда сидит с подержкой, хорошо удерживает голову и держит ее прямо;
                          • Может делать «ласточку», лежа на животе: вытягивает ручки и ножки, приподнимает голову и прогибается;
                          • Переворачивается;
                          • Сосет пальцы на ногах;
                          • Уверенно хватает предмет, играет с погремушкой, вложенной ему в руку;
                          • Умеет держать бутылочку одной или двумя руками, или придерживать лапкой мамину титю, видимо, чтоб не сбежала:).

                            Интеллектуальное развитие этого месяца:

                            • Улыбается и «говорит», чтобы привлечь внимание и пообщаться;
                            • Протестует и сопротивляется тому, кто пытается отобрать у него игрушку;
                            • Знает родителей и близких родственников, может настороженно относиться к незнакомцам;
                            • Имитирует выражения лица, произносит гласные звуки и некоторые согласные (д, б, л, м);
                            • Осматривается в незнакомой обстановке, хочет все потрогать, подержать, повертеть, потрясти и засунуть в рот!
                            • Наклоняется, чтобы посмотреть на упавший предмет;
                            • Осознанно имитирует звуки и движения.

                              Такой вот совсем уже сознательный человек подрос!

                              Средняя прибавка 700 грамм , вырастает на пару сантиметров .

                              Календарь развития: Шестой месяц

                              • Это месяц тысячи достижений:). Малыш не довольствуется простыми звуками, он может пищать, рычать, хрюкать, урчать, плеваться, чмокать губами и щелкать языком. Также он много гримасничает и жестикулирует - строит уморительные моськи.

                                В этом месяце вы можете заметить, как ваш малыш подтягивается и толкается, развивая мышцы рук и ног. Возможно, он уже начал ползать на животе; возможно, начнет чуть позже. Кроха все настойчивее пытается дотянуться до интересных предметов, привлекших его внимание, поэтому рвется все сделать одновременно: встать, сесть и поползти! С того времени, как ребенок начнет вставать об опору, вероятность несчастного случая резко возрастает. Ни на секунду не оставляйте подвижного полугодовалого младенца на диванах или кровати без присмотра. Только на полу!

                                Из книги Уильяма и Марты Сирс «Ваш малыш: от рождения до двух лет». Развитие мелкой моторики. Развитие „пинцетного“ захвата. Для этого периода характерны два очень интересных навыка, которые развиваются одновременно, дополняя друг друга. Обращение интереса ребенка к маленьким предметам способствует эволюции навыка схватывания: ребенок учится брать предметы большим и указательным пальцами, возникает так называемый „пинцетный“ захват.

                                Положите на пути малыша кучкой несколько небольших округлых предметов. Сначала он пытается сгрести их, растопырив пятерню, затем - схватить и зажать между ладонью и пальцами. Конечно же, многие из них при этом выпадают из руки. Осваивая „пинцетный“ захват, ребенок сначала начинает дотрагиваться до какого-либо предмета одним указательным пальцем, в то время как остальные сжаты в кулак. Вскоре к указательному присоединится большой палец, тогда малыш сможет удержать ими интересующий его предмет. Чем больше совершенствуется этот навык, тем реже ребенок захватывает предметы, сгребая их, и чаще использует более совершенный „пинцетный“ захват.

                                Не только брать, но и ронять. В развитии навыков ребенку важно не только научиться что-либо брать, но и выпускать предмет из рук. Малышам очень нравится разжать руки и позволить игрушке упасть на пол. С этим „достижением“ связана одна из наиболее излюбленных игр этого возраста: „Я роняю - ты подбираешь“. Очень скоро малыш сообразит, что падение предметов на пол вызывает у вас определенную реакцию - вы поднимаете упавшую игрушку. Таким образом он учится увязывать причину и следствие.

                                Из руки в руку. Научившись выпускать предметы из рук, ребенок переходит к освоению нового навыка - их перемещению из одной руки в другую. Дайте ему кольцо и посмотрите, что он будет делать. Сначала он начнет растягивать игрушку, как бы играя в игру „кто кого перетянет“. Если одна рука оторвется от кольца, оно останется в другой, и малыш с интересом начнет переводить взгляд с руки на руку, а затем таким же образом перекладывать игрушку, сначала случайно, потом намеренно. С освоением этого навыка игровые возможности ребенка существенно расширяются. Теперь он может сидеть и заниматься самостоятельно в течение 10-20 минут, перекладывая игрушку из одной руки в другую.»

                                Ваш ребенок уже вовсю лопочет, произнося самые разные согласные. К концу месяца он сможет реагировать на названия предметов, поворачивая голову в их сторону. Малыш понимает речь по ее интонациям и по-разному реагирует на рассерженный, дружелюбный или подбадривающий тон. Он также учится выражать различные чувства. В мгновение ока ваша крошка может разозлиться, если что-то происходит не по ее, и так же быстро успокоиться при виде интересной игрушки.

                                В этом возрасте ребенок постоянно изучает мамины и папины лица с разных сторон. Он пытается дотронуться до него при первой же возможности. Так он лучше узнает вас и убеждается в том, что вы - отдельный от него человек. Такие игры как «куку!» (суперинтеллектуальные прятки за пеленку или под одеяло) дают Вашему малышу чувство уверенности в том, что близкие люди его не бросят, т. к. Вы исчезаете и появляетесь почти сразу.

                                Еда представляет для малыша все больший интерес, поскольку он уже может что-то есть самостоятельно. Неаллергичному малышу кроме основных блюд прикорма можно дать погрызть сушку или баранку. пытается ползти на животе, свободно поворачивает голову на любой звук или движение (никто не промчится, никто не пройдет!), поворачивается и наклоняется в любых направлениях, может сидеть с поддержкой короткое время, интересуется и любит играть едой, могут появиться первые зубы, берет пищу губами с ложки во время кормления.

                                Интеллектуальное развитие: вокализирует для выражения удовольствия и неудовольствия: урчит, хнычет, когда жалуется; гукает, гыкает и смеется. Издает мильон разных интересных звуков, опасается незнакомцев, агукает или перестает плакать, когда слышит музыку, откликается на свое имя.

                                Ляль совсем уже настоящий человек, у которого могут резко меняться настроение и эмоции. Он долго и тщательно изучает предметы, разглядывая и ощупывая их.

                                Прибавка в весе за месяц составит примерно 650 грамм , а в длину малыш вырастет на 2 см .

                                Календарь развития: Седьмой месяц

                                • К концу этого месяца ваш ребенок, скорее всего, уже будет сидеть без поддержки и, возможно, даже сам садиться. Вскоре он будет лучше удерживать равновесие и начнет совмещать сидение с другой деятельностью, например, игрой.

                                  Возможно, ваш ребенок уже ползает на животе или на четвереньках. Поначалу он может передвигаться задом наперед, но он вскоре научится ползать и вперед, достигая интересных целей. Некоторые дети вырабатывают свои собственные способы передвижения до, после или вместо ползания, а некоторые вообще не ползают, а сразу начинают ходить.

                                  Когда ребенок научился передвигаться самостоятельно, ему хочется обследовать то, что находится за пределами комнаты, но он боится вас оставить. Однако в один прекрасный день он преодолеет свои сомнения и выберется в другую комнату, но тут же вернется, чтобы убедиться, что вы на месте.

                                  Ваш ребенок повторяет увиденные действия руками. В течение последующих двух месяцев он, скорее всего, отдаст предпочтение правой или левой руке. Обязательно стимулируйте «отстающую» руку – вкладывайте именно в нее интересные игрушки, с нее начинайте пальчиковые игры, ведь это поможет малышу развиваться гармонично. А пока лялик все так же хватает все, до чего может дотянуться, перекладывает предметы из рук в руки, трясет ими, гремит, стучит, катает, сжимает, рвет, тянет на себя и бросает все подряд.

                                  Ваш ребенок может выражать удовольствие при помощи самых разнообразных звуков от гукания до тихого урчания. Он часто пытается имитировать звуки взрослых и по тону Вашего голоса начинает понимать ваш эмоциональный настрой.

                                  Невероятный интеллектуальный скачок: маленький человек уже усвоил, что предметы существуют, даже если он их не видит. Он ищет упавший предмет и узнает свои игрушки. Скоро он сообразит, что если он не может дотянуться до игрушки, он может дотянуться до одеяла, на котором она лежит и, подтянув его к себе, добраться до желанной игрушки.

                                  Возможно, у Вашего малыша в этом месяце прорежется первый зуб . Как правило, это передний нижний зуб. Обильное слюнотечение и сосание нижней губы - обычные признаки прорезывания зубов. Конечно, зубы могут вызвать небольшую температуру и понос, но не стоит списывать все на зубы, т. к. это может быть и настоящим заболеванием.

                                  Вы по-прежнему являетесь главным человеком в жизни Вашего малыша. До сих пор, когда ребенок произносил слова «мама» или «папа», он, скорее всего, делал это неосознанно. Но уже через несколько недель он поймет, что мама - это только один, самый любимый человек.

                                  Физическое развитие ребенка этого месяца:

                                  • Раскачивается вперед-назад, стоя на четвереньках или ползет;

                                    Может передвигаться на спине, поднимая и опуская попу, встает на этакий полумостик;

                                    Держит в каждой руке по предмету и любит лупасить ими друг об друга

                                    Любит исследовать свое тело при помощи рук и рта;

                                  • Берет предметы пальцами.

                                    Интеллектуальное развитие:

                                    • Дразнится, имитирует понимает, когда с ним дурачатся;
                                    • Гладит свое отражение в зеркале;
                                    • Лучше концентрирует внимание, проявляет интерес к деталям;
                                    • Понимает, что предмет не исчезает, если он его не видит;
                                    • Подражает различным звукам. Как правило, издает звуки типа «ма, му, да, ди…».
                                    • Может принять картинку с изображением ребенка за себя самого и издавать соответствующие звуки.
                                    • Знает, кто мама и что мама только одна.
                                    • Узнает свое имя.

                                      Из книги Уильяма и Марты Сирс «Ваш малыш: от рождения до двух лет». «Боязнь чужих. Эта „болезнь“ обычно возникает между 6-м и 12-м месяцами. Еще совсем недавно малыш охотно переходил с рук на руки, и вдруг эта „общительная бабочка“ превратилась в „недоверчивую гусеницу“. Теперь ребенок признает только ваши руки и может отталкивать даже близких родственников, которых недавно охотно признавал. Такое поведение нормальное, эта недоверчивость быстро пройдет, поэтому не вносите никаких изменений в свой стиль воспитания, а также не считайте, что ребенок нездоров. Даже самые здоровые и общительные дети могут проходить этот период боязни чужих людей.

                                      Ребенок как бы меряет мир вашими стандартами и оценивает других людей - по вашей реакции на них. От того, как вы ведете себя, во многом зависит и поведение вашего малыша. Чтобы преодолеть замкнутость ребенка, нужно поощрять его к социальной открытости. Вот как мы советуем это сделать.

                                      Общению нужно учить. Поприветствуйте приближающегося к вам человека улыбкой и начните оживленный диалог, сохраняя пока определенную дистанцию. Дайте ребенку время и возможность рассмотреть незнакомца и прочесть счастливое выражение на вашем лице. Основываясь на вашей реакции, малыш будет формировать свое собственное представление об этом человеке. Если чужак приятен для вас, он будет хорошим и для ребенка. Затем возьмите инициативу общения в свои руки. Сделайте как бы вводное замечание: „Посмотри на тетю Нэнси, она такая милая“. Однако тете Нэнси лучше при этом не приближаться к вам. Начинайте сами постепенно сокращать дистанцию.

                                      Когда вы достаточно сблизитесь, возьмите ручку малыша и погладьте ею лицо тети Нэнси. Все это время не забывайте следить за выражением лица ребенка и языком его телодвижений, чтобы вовремя понять, когда приближаться, а когда подождать. Разъясните свою стратегию тете Нэнси, чтобы она не набрасывалась в бурном восторге на малыша. Такое же подробное объяснение (как важен правильный подход к ребенку в этот период) нужно своевременно дать бабушкам и дедушкам. Им это позволит сохранить родственные чувства, а вам - избежать длинной лекции о том, как вы избаловали собственного ребенка. Помогает такой подход ребенку и в общении с врачом.

                                      Как поступать в более сложных случаях. Если ваш малыш очень боится посторонних людей, сделайте подготовительный этап к встрече с ними более продолжительным и искусным. Предупредите друзей об особенностях поведения вашего ребенка, причем помните, что это - элемент нормального развития детей и не старайтесь, сглаживая первое неприятное впечатление, выгораживать малыша (»На самом-то деле он очень хороший мальчик"). Договоритесь, чтобы ваш гость сначала, приходя к вам, уделял внимание одной из любимых игрушек вашего ребенка, например, погремушке. Носите с собой эту игрушку и вытаскивайте при встрече, тогда малыш обрадуется ей, а заодно - и приближающемуся человеку.

                                      Если малыш продолжает держаться отстраненно и по-прежнему обвивает вас, как плющ, посадите его к себе на колени и разговаривайте с посетителем, не привлекая к беседе ребенка и давая ему возможность освоиться, сидя на привычном для него месте.»

                                      Прибавка – 600 грамм , рост – плюс два сантиметра .

                                      Календарь развития: Восьмой месяц

                                      • Ваш карапуз становится все более любопытным. Он обо всем хочет узнать сам, исследовать этот мир самостоятельно, пока не понимая, что его действия могут причинить ему вред. Поэтому он с беззаботной беспечностью путешествует по дому и лезет повсюду, куда может добраться.

                                        Ваш малыш уже, вероятно, довел до совершенства свою технику передвижения и чувствует себя достаточно свободно. Поскольку в процессе ползания у него значительно укрепились мышцы, он будет делать частые попытки встать.

                                        Кухня, несомненно, самое любимое место для игр детей всех времен и народов. Обязательно проверьте, до каких полочек и шкафчиков может добраться Ваше сокровище, и храните там только небьющиеся, безопасные вещи. Подумайте, как можно запереть те шкафы и ящики, куда лазить не стоит. Дети обожают выбрасывать мусор из ведра и разносить его по дому, так что лучше убрать ведро подальше от ребенка. У нас одно время мусорное ведро жило на кухонном столе. Малоэстетично, зато безопасно. Убрали в столь отдаленное место после выуживания Мариком из помойки чайного пакетика и невероятно быстрого его пожирания. Обязательно предупреждайте малыша, когда открываете и закрываете двери: многие дети любят прятаться за ними, ведь это так весело!

                                        Ваш малыш уже хорошо владеет своими пальцами и может брать мелкие предметы при помощи большого и указательного пальцев. Он также может показать на то, что он хочет, и проследить глазами, куда Вы показываете. Его зрение и наблюдательность настолько развиты, что он может определить, какая вещь только что появилась в его комнате. Трудно предсказать, как Ваш ребенок будет питаться в этом месяце. Его поведение за едой и пристрастия могут меняться каждую неделю. Когда у детей режутся зубы, многие теряют интерес к еде. Просто следуйте желаниям Вашего ребенка, не кормите его насильно. Очень может быть, что ваш малыш в течение всего прорезывания зубов будет довольствоваться грудью или смесью.

                                        Языковое развитие начинается задолго до того, как Ваш малыш произнесет первое слово. Продолжайте разговаривать с ним, даже если ваша беседа больше похожа на монолог. Вы заметите, что он повторяет за Вами движения губ, пытаясь повторить то, что он услышал.

                                        Физическое развитие ребенка в этом месяце:

                                        • Может играть с предметом и одновременно наблюдать за другим;
                                        • Показывает на предмет и следит глазами, куда показывают другие;
                                        • Ползает с игрушкой в руке;
                                        • Встает у опоры, может не держаться, если стоит, облокачиваясь на что-либо;
                                        • Хлопает в ладоши и машет руками;
                                        • Все пробует на вкус.

                                          Интеллектуальное развитие:

                                          • Отталкивает неинтересный предмет;
                                          • Привязан к родителям, не любит посторонних;
                                          • Гладит или целует свое отражение в зеркале;
                                          • Не любит ограничения;
                                          • Помнит недавно произошедшие события;
                                          • Может начать осознанно говорить «мама» и «папа».

                                            Календарь развития: Девятый месяц

                                            • В зависимости от того, чего уже достиг ваш малыш, в этом месяце он может сделать небольшой перерыв в своих достижениях. Ему нужно время, чтобы закрепить и отработать уже имеющиеся навыки.

                                              Скорее всего, ваш ребенок уже может самостоятельно садиться. Он бодрствует несколько часов подряд (чаще всего, детки в этом возрасте переходят на двухразовый дневной сон), развлекаясь ползанием и исследованием окружающего мира. Многие малявки к этому времени уже начинают ходить у опоры. Как правило, путешествие начинается вдоль дивана или вокруг журнального столика и вскоре достигает глобальных масштабов, когда малыш, придерживаясь за стены и мебель, может обойти всю квартиру.

                                              Растущее любопытство и подвижность малыша заставляют родителей всерьез задуматься о его безопасности. В этом возрасте у детей появляется страсть к верхолазанью. Попасть наверх достаточно легко, а вот спуститься значительно труднее и может окончиться печально, поэтому обязательно надо учить маленького спускаться с диванов-кроватей и т.д. задом. К 10 месяцам Марик уже четко реагировал на команду «попой!» и слезал с мебели спиной, вместо того, чтобы лететь с дивана клювом вниз.

                                              Ваше солнышко – настоящий интеллектуальный гигант, он начинает понимать взаимосвязь между предметами, может положить меньший предмет в больший, возможно, даже построить башню из двух. Он также начинает смутно догадываться, что вещи и люди существуют по отдельности, когда он их не видит. Малыш уже понял, что когда Вы выходите из комнаты, вы не исчезаете, а просто он вас не видит, но тем не менее, он хочет, чтобы вы были с ним.

                                              Если Ваш малыш часто повторяет какие-то слоги, вполне вероятно, что это его первые попытки говорить. Например, «ба» может означать бутылочка… или банка… или еще чего-нить нужное в хозяйстве. Возможно через два, три месяца ребенок произнесет свои первые настоящие слова, а может быть, он начнет говорить не раньше 18-ти месяцев или 2-х лет. Несмотря на то, что ваша детка еще не говорит, он уже все прекрасно понимает. Пассивный словарный запас ребенка в 9 месяцев просто огромен.

                                              Физическое развитие ребенка этого месяца:

                                              • Хлопает в ладоши и стучит предметами;
                                              • Поднимает и играет двумя предметами одновременно;
                                              • Маленькие предметы берет пальцами, а большие двумя руками;
                                              • Встает и стоит у опоры, может развернуться в «ползке»;
                                              • Лезет вверх по мебели.

                                                Интеллектуальное развитие:

                                                • Любит играть рядом с родителями;
                                                • Осознанно выбирает игрушку;
                                                • Реагирует на поведение других детей, может заплакать, если они плачут, может даже защищать себя и свои игрушки;
                                                • Оценивает настроение людей, к сердитому и усталому папе может и не подойти;
                                                • Сам начинает игру;
                                                • Имитирует множество звуков;
                                                • Настоящий артист, который работает на публику, повторяя действие, если его хвалят;
                                                • Находит игрушку, спрятанную у него на глазах;
                                                • Ему надоедает одна и та же игра;
                                                • Может вспомнить, в какую игру он играл вчера;
                                                • Выполняет простые просьбы;
                                                • Узнает, что такое вертикальное пространство и боится высоты.

                                                  Календарь развития: Десятый месяц

                                                  • К этому возрасту уже практически все дети ползают, многие могут стоять у опоры, некоторые ходят вдоль мебели, некоторые уже могут сделать один-два шага самостоятельно, и только очень немногие уже умеют ходить. Ваш малыш уже прекрасно сидит, поворачивается сидя, наклоняется, меняет положение, ложится из положения сидя. Восторг от овладения новыми навыками мешает спать многим детям, даже во сне они продолжают ползти, садиться и даже вставать в своей кроватке.

                                                    Скорее всего, ребенок любит рассматривать картинки в книжках и слушать, как вы читаете ему, хотя и понимает далеко не все. Когда его просят показать что-либо, он «тыкает» в некоторые предметы.

                                                    Физическое развитие:

                                                    • Может вставать у опоры;
                                                    • Ходит, держась обеими руками за опору или руки родителей;
                                                    • Может залезать и слезать с невысокого дивана и садиться из положения стоя;
                                                    • Танцует под музыку: раскачивается, кружится, притопывает, «подпевает»;
                                                    • Может унести два-три мелких предмета в одной руке, главное, чтоб поместились.
                                                    • Становится явным правшой или левшой.

                                                      Интеллект:

                                                      • Обожает играть с водой;
                                                      • Осознает себя как личность;
                                                      • Ищет одобрения со стороны взрослого, а также внимания и сотрудничества мамы и папы;
                                                      • Может неуютно себя чувствовать в незнакомых местах.
                                                      • Малышу нравится подражать действиям других: он жует зубную щетку, трет себя мылом, невзирая на свою половую принадлежность «бреется» или «красит губы»;
                                                      • Понимает и выполняет некоторые просьбы;
                                                      • Открывает ящики и исследует их содержимое.

                                                        алендарь развития: Одиннадцатый месяц

                                                        • Учимся ходить!!!

                                                          Из книги Уильяма и Марты Сирс «Ваш малыш: от рождения до двух лет». «Ребенок начинает ходить - рано или поздно? Около половины детей обычно начинают ходить к году, но могут быть совершенно нормальные, хотя и значительные, отступления от этого срока.

                                                          Обычным считают период с 9 до 16 месяцев. Ходьба зависит от трех взаимосвязанных факторов: мускульной силы, равновесия и темперамента. Последний больше всего влияет на то, в каком возрасте ребенок начнет ходить. Дети со спокойным темпераментом зачастую не торопятся и действуют более осмотрительно. Поскольку на начальном этапе передвижение ползком оказывается более быстрым способом, чем ходьба, они совершенствуются в нем и носятся по полу, как ракеты. Малышей, которые начинают ходить поздно, похоже, в большей мере занимает возможность рассматривать и изучать разные предметы, а не осваивать новые двигательные навыки. Они в своем темпе проходят этот этап развития, можно сказать, взвешивая каждый свой шаг. Но уж когда они начинают ходить, то сразу держатся довольно уверенно.

                                                          Другие начинают ходить рано - это очень импульсивные, подвижные дети, преодолевающие каждую веху развития настолько стремительно, что родители не успевают схватить фотоаппарат. Хотя довольно трудно предположить, кто начнет ходить рано, скорее всего, это может быть ребенок с повышенными запросами, который стремится поскорее сползти с колен родителей или вывернуться из детского креслица. Существенно влияет и тип телосложения ребенка. Худенькие малыши обычно осваивают ходьбу раньше. Дети, начавшие рано ходить, как правило, отличаются резвым характером и больше подвержены риску несчастных случаев, чем их более осмотрительные сверстники.

                                                          Родители, принимающие стиль сближения и много носящие детей на руках, иногда задаются вопросом: «Не станет ли в этом случае малыш позже ходить?» Нет. Наш собственный опыт и исследования других ученых доказывают, что дети, при воспитании которых предполагается тесная привязанность родителей к ребенку (например, когда малыша по несколько часов в день водят на помочах), зачастую осваивают двигательные навыки даже более быстрыми темпами. В принципе же, совсем не важно, пойдет раньше ваш или соседский ребенок и кто выиграет это состязание в скорости: возраст, в котором ребенок начинает ходить, не имеет ничего общего с развитием его умственных способностей или физических данных. То, когда и как малыш начнет ходить, характеризует уникальность его собственной личности.»

                                                          Календарь развития: Двенадцатый месяц